автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Нео-экспрессионизм как феномен культуры Германии

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Мозжухина, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Нео-экспрессионизм как феномен культуры Германии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мозжухина, Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Историогенеэвс нео-экспрессионизма.

1.1. Парадигмы немецкой культуры.

1.2. «Дикие Германии».

1.3. «О дутсовном в искусстве».

1.4. Немецкая школа перформанса.

1.5. Абстрактный экспрессионизм.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Новые Дикие» Германии - история движения.

2.1. Постмодернизм - духовное состояние эпохи.

2.2. «Новые Дикие» Германии и абстрактйьш экспрессионизм.

2.3. Манифесты «Новых Диких» Германии.

2.4. Искусство преодоления.

2.5. Классический постмодернизм или «алхшухия искусства».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Особенности репрезентации в творчестве западногерманских «нео экспрессионистов».

3.1. Нео - экспрессионизм: категории постмодернизма.

3.2. «Новые Дикие» Германии и «немецкие темы».

3.3. Репрезентация пространства и времени в творчестве «Новых Д1жих» Германии. 219 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 236 БИБЛИОГРАФИЯ 240 Приложения 252 Иллюстрации

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Мозжухина, Татьяна Владимировна

Культура XX века знает немало взлетов и падений. Одной из ярких страниц искусства XX века стало явление «нео- экспрессионизма», память о нем вошла в анналы мировой культуры, и «свет его звезды» еще долго будет освещать умы многочисленных приверженцев, последователей, и поклонников.

Движение «нео - экспрессионизма» - «Новые Дикие» Германии возродило преемственность немецкой живописи, апеллируя к творческому наследиро «экспрессионизма» (обьединение «Мост» - Э. Хеккель, М. Пехштейн, Э. Нольде, О.Мюллер и др.) и абстрактной живописи (В.Кандинский'А, Ф.Марк), ставшими визитными карточками немецкого авангарда начала XX века. Более того, «Новые Дикие» Германии вернули Европейскому искусству утраченный в послевоенный период мировой Олимп, что было связано с расцветом американского абстрактного экспрессионизма. (Джексон Поллок).

Послевоенное поколение Западногерманских художников стало эпохальным в истории Германии, утратившей не только «общемодернистский» эстетический и культурный контекст, что было характерно и друтим западным демократшг»!, но и липшвшейся преемственности в культуре в период национал - социализмаА

Неоценимый вклад в мировую визуальную культуру постмодернизма внесли представители творческого послевоенного поколения Западной Германии. Это -представители «нео- экспрессионизма» в Западногерманской живописи, т.н. «Новые Дикие»: Георг Керн (Базелиц) (р. 1938), Ральф Винклер (Пенк) (р. 1939), Маркус Люперц (р. 1940), Йорг Иммендорф (р. 1945), Ансельм Кифер (р. 1945).

В творчестве «Новых Диких» Германии органически сочетается проблематика национальной трагедии раскола и вины за недавнее прошлое, стремление к национальному единству и объединению, тонкое переплетение аспектов реальности и мифологю!, мозаичной инкрустации традиционной германской архаики в семантику современности.

Основной целью научного исследования является культурологический анализ творчества представителей нео - экспрессионизма, т.н. «Новых Диких» Германии как феномена немецкой культуры и феномена истории культуры XX века, имевшего широкий резонанс на мировой арене искусства как явлеюге постмодернизма и событие Василий Кандинский принял немецкое гражданство в 1928году. ' Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997, с. 167. мирового значения, позволившее вернуть Европейскому континенту «пальму первенства» на Олимпе искусства

Для достижения вьш1ез?казанной цели бьши поставлены след>'ющие задачи: 1) А анализ историогенезиса нео- экспрессионизма; 2) выявление особенностей творчества представителей течения; 3) освещение истории самого движения; 4) исследование особенностей репрезентации в творчестве представителей движения.

Объектом исследования является художественная культура Западной Гергушюш периода постмодерш13ма.

Предметом исследования является феномен нео - экспрессионизма, имевший место в искусстве Западной Германии в лице «Новых Диких» Германии.

Основным подходом данного культурологргческого исследования является комплексный анализ темы. Он сочетает т.н. «исторический нарратив» энциклопедического характера, подробно и мерно излагающий фактологический I материал, связанный с историей движения, метод философского осмысления судьбы. культуры послевоенной Западной Германии в контексте национальной трагедии и табухфованной тематики и искусствоведческий анализ репрезентативного материала с опорой на труды 1А-шюлителей, философов культуры и искАхства, искусствоведов.

Впервые в истории отечественной гуманитарной науки проводится серьезное кульгурологическое исследование феномена нео- экспрессионизма в контексте у немецкой культуры и мирювой культуры XX века.

Впервые осуществлена попытка систематизировать, адаптировать и проанализировать базу данных по истории движения немецкого нео- экспрессионизма, находящеюся в пределах РФ, сделать информацию, касающуюся феномена «Новые Дикие» Германии более доступной для широкого кр>та русскоязычных исследователей как западноевропейской культуры XX века, так и мир-овой культуры в целом.

Впервые осуществляется попытка интерпретации на русском языке творчества немецких художников в дискурсе постмодернизма, с использованием соответствующего тезауруса, что редко применялось в зарубежной исследовательской литературе, посвященной данному явлениро.

Архитектоника диссертации состоит из введешш, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Первая глава посвящена историогенезису феномена нео- экспрессионизма, вторая глава содержит исследование особенностей самого явления, и третья глава подробный дидактический материал, освещающий основные особенности репрезентации в творчестве «Новых Диких» Германии.

Каждая глава состоит из отдельных параграфов, каждый из которых содержит подробный историко-тематический анализ.

Во введении обосновьгоается актуальность, новизна рассматриваемого явления, определяются 1Али и задачи диссертации, дается краткое описание архитектоники самой работы, источников и литературы по данной тематике, использованной в диссертации.

Первая глава - «Историогенезис нео- экспрессионизма» содерзшт пять параграфов, каждый из которых освещает определенное направление немецкой культуры, имеющее отношение к форй-шрованию направления феномена нео-эксирессионизма или одну из составляющих рассматриваемого явления.

Феномен западногерманского нео- экспрессионизма представляет собой синтезА у возрожденного на новом историческом этапе немецкого экспрессионизма, абстрактной , живописи и американского абстрактного экспрессионизма, с определенными ; аллюзиями на романтические традиции в немецкой культу'ре.

Вначале главы осмысливается историко-культурная ситуация в Герг»1ании в контексте богатых традиций в культуре до- нацистского периода, возродившихся в феномене «Новые Дикие» Германии.

Параграф «Парадигмы немецкой культуры» освещает романтическую и экспрессионистическую традигщи немецкой культуры. Он содержит философскую концепцию немецкого романтизма, краткую историю движения, определяет основные направления этого явления в культуре XIX века. Также параграф освещает историогенезис экспрессионизма. Диссертантом подробно проанализированы особенности немецкого экспрессионизма как явления культуры XX века, ставшего одним из корневых составляющих исследуемого феномена неоэкспрессионистического иск>'сства «Новые Дикие» Германии.

Параграф «Дикие Германии» содержит исторический экскурс и исследование особенностей творчества т.н. «Диких Германии», а именно: представителей грзошы «Мост» (Э. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт - Ротлуф, М. Пехштейн, О. Мюллер), также - творчества северного экспрессиониста Э. Нольде. Параграф знакомит также с концепцией абстрактного искусства как параллельного течешхя в немецком искусстве начала XX века, деятельностью «Синего всадника» В. Кандинского и Ф. Марка в этом параграфе также затронута проблема освоения ориентальных и экзотических культур, проблема отношения к цветовому решению жрюописи, особенности некоторых техник, применяемьк в искусстве немецких мастеров. Также, в параграфе имеются сведения о сз-тЛьбах вьшгеназванных художников и их наследия во времена нащтзма и послевоенный период.

Параграф «О духовном в искусстве» непосредственно связан с особенностями концепции творчества В.В. Кандинского, основателя т.н. «беспредметаой живописи». В нем освещена философия и теория абстрактного искусства, ставшего одной из составляющих феномена «Новые Дикие» Германии, рассмотрены теоретические работы самого художника.

Параграф «Немецкая школа перформанса» позволяет не только ознакомить исследователей с историей и теорией немецкой школы перформанса, мало изученной в русскоязычной спещ 1 а ль ной литературе, но на его примере осветить корушаративнАчо философскую концепцию немецкой культуры начала и середтшы ;\Х века.

Параграф знакомит с ключевыми особенностями как немецкой школы перформанса времен двадцатых годов XX века, периода БАУХАУСА, основателем и руководителем которой был знагленитый Оскар Шлеммер, так и школы перформанса в Западной Германии, связанной с именем знамешггого Йозефа Бойса, художника, скульптор.а, инсталлятора.

Параграф «Абстрактный экспрессионизм» связан с историей американского абстрактного экспрессионизма, имевшего значительное влияние на формирование феномена «Новые Дикие» Германии. Параграф содержит подробный исторический экскурс, освещающий истоки и особенности американского абстрактного экспрессионизма, родоначальником щ>т(Аого был Джексон Поллок. Неслучайно появление этого параграфа в работе, посвященной истории западногерманской культуры.

Вторая глава ««Новые Дикие» Германии - история движения» посвящена истории нео- экспрессионизма. Она состоит из пяти параграфов.

Живопись «Новых Диких» Германии принадденшт периоду постмодернизма. Диссертант счел необходимым ввести в ткань работы теоретический параграф «Постмодернизм - духовное состояние эпохи». В этом параграфе рассмотрено само явление постмодернизма в искусстве XX века, введен терминологический тезаурус постмодершома, с подробным объяснением и комментариями, щгтатами.

Параграф содержит раздел «Немецкий нео - экспрессионизм - искусство постмодернизма», в котором автор рассматривает феномен как явление культуры периода постмодернизма.

Параграф ««Новые Дикие» Германии и абстрактный экспрессионизм» дает конкретную информацию о непосредственном проявлении в творчестве западногерманских нео- экспрессионистов влияния американского абстрактного экспрессионизма, в частности, творчества Джексона Поллока.

Параграф «Манифесты «Новых Диких» Германии» освещает суть пандемонических манифестов (Базелиц и Шёнебек) и дифирамбических - Маркуса Люперца.

Параграф содержит выдержки из текста «Пандемониума», впервые переведенные на русский язык диссертантом. В тексте приводятся цитаты философов, пр-едставителей культуры, имевших огромное влияние на Базелица, в частности. Ж, Батая, Лотреамона, А.Арто, отмечается значительное влияние демонологической живописи М. Врубеля, живописи душевнобольных из собраюм Принцхорна и т.п.

Параграф «Искусство преодоления» посвящен Пенку и Иммендорфу. Творческий союз двух художников из Восточной и Западной Германии внес определенный вютад в историю преодоления вынужденного раскола страны, в тя?келейший период разделенной Германии, используя творческий потенциал своей живописи, немецкие художники боролтюь за объединение Родины.

Параграф содержит анализ творчества Иорга Иммендорфа, ученика Йозефа Бойса. Как и учитель, Иммендорф создал свою мифологию, его произведения откликались на самые животрепещущие темы современности, на политические события.

Параграф повествует о трудностях, которые приходилось преодолевать Пенку и Иммендорфу в годы политической конфронтации разделенной страны. В ходе исследования творчества Йорга Иммендорфа, выявилась его классическая позиция в координатах постмодернизма: политизированная карнавализация, гротеск, ирония, игровое начало.

Параграф «Классический постмодернизм или «алхимия искусства»» посвящен особенностям творчества Ансельма Кифера. Живой классик постмодернизма, общепризнанный немецкий гений, Кифер создал свой особенный гушр, напоминающий мифологизированный мир его учителя, Иозефа Бойса. В арсенале художника. скульптора, жсталлятора, коллажиста, на первый взгляд простая, обыденная вещь, приобретала философскуто глубину и сакральность алхимической трансформации.

Творческий опыт Кифера упоминается во всех европейских историях искусств XX века как классический пример искусства постмодернизма. В параграфе отмечены нюансы уникальной мифологии и творческого процесса, по аналогии с Й. Бойсом.

Глава третья «Особенности репрезентации в творчестве западногерманских «нео- экспрессионистов»» заключает в себя культурологический анализ дидактического материала. Данный раздел полностью посвящен проблеме репрезентации.

Параграф «Нео- экспрессионизм: категории постмодернизма» на примерах йшвописи и скульптуры «Новых Диких» Германии освещает такие категории постмодернизма, как: синтез (фигуративная абстракция), травести, цитатностъ, пародия, пастиш и др., имманентные феномену постмодернизма.

Параграф ««Новые Дикие» Германии и «немецкие темы»» включает в себя историческую тематику иконографии «Новых Диких». Проблемы древней истории Германии, недавнего нацистского прошлого, проблемы разделенной Родины рассмотрены в культурологическом контексте кащюнальной В1шы за мировую трагедию, моральных травм нации, атмосферы тематической табуированности и т.п.

Параграф «Репрезентация пространства и времени в творчестве «Новых Диких» Германии» освещает различные простр-анственные категори»!, представленные в творчестве западногерманских нео- этепрессионистов - от репрезентации территориально разделенной Германии, до таких пространственных категорий, как: ментальное, виртуальное, астральное, творческое и т.п. Даны примеры репрезентащш времени в творчестве «Новых Диких» Германии. Проанализированы репрезентации египетских, древнегреческих, древнегерманеких, библейских Гушфологем.

Глава изобилует иллюстративным материалом, включающим в себя репродукции картин, инсталляции, коллажей, скульптур и т,п. Часть цветных иллюстраций продублирована в электронном варианте. Информация содержится на диекеже, пржрепленной к текстуА диссертации.

Дан анализ «необарочного» постмодернизма. Представлен широкий комментарий, апеллирующий к истории искусств.

В заключении содержатся выводы и резюме, касающиеся пр~оведенной научно-исследовательской работы.

Источниковедческой базой для исследования являются каталоги выставок, сборники документов и т.п. В рАоте использована небольшая часть русскоязычных каталогов и более тридцати каталогов на европейских языках, являющихся ценным материалом для исследования объявленной тематики.

Кроме того, к работе привлечено сегуп. видеофильмов, посвященных творчеству немехщих художников, шесть из которых на немецком языке. Указанные видеофильмы являются важным визуальным материалом для изучения явления, манеры письма художников, исследования их мировоззрения и сопутствующей творчеству обстановки.

Для работы был использован широкий круг исследовательской литературы на немецком, английском и фр-анцузском языках библиотек Москвы: РГТУ, ИШЮН, Всероссийской государственной библиотеки тшостранной литературы имени М.И.Рудомино, Гёте-института и др.

В ходе работы над диссертацией проработана литература, посвященная проблемам культуры Германии, постмодернизма и явлений, имевших влияние на формирование феномена нео- экспрессионизма. Привлечен большой объем искусствоведческой и философской литературы на различных европейских языках. Кроме того, охвачена значительная база переводной литературы для иллюстрации и углубления изучения явления.

В частности, в исследовании использованы работы представителей т.н. Франкфуртской школы: Т.В. Адорно, X. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, также - работы гушюлителей XX века - В. Шубарта, Я. Букхарда, Г. Зиммедя, С. Зонтаг, П. Козловски, Ж. Батая, Р. Барта, Р. Якобсона, работы 3. Фрейда и К.Г. Юнга и др.

В работе исследована искусствоведческая литература таких авторов, как: Б.Олива, Х.Зедльмаера, Э. Панофского, Э. Гомбриха, Г. Вёльфлина, Д. Ревалда, Файнберга, Д. Вилера, В.Турчина, В. Мириманова и др.

Кроме того, использованы теоретические труды В. РСандинсксто и Ф. Марка, Э.Нольде, А. Матисса; А. Арто, А. Бретона, произведешш Лотреамона, П. Селана и др.

В ходе исследования проблемы постмодернизма, привлечен широкий спектр работ, как иностранных, так и отечественных авторов, в частности: Ж. Бодрийяра, Ж.Ф.Лиотара, В.Вельша, И. Хассана, Ж. Делёза и Ф. Гваттари, У. Эко, П. Хандке, Д.Джойеа, Л. Кэрролла; Р. Крауз, Г. Клоща, И. Ильина, Н. Маньковской, О. Ванштейн и др. Автором обнаружено и обработано более 40 журнальных статей на европейсюк язьжах, связанньк с тематикой диссертащш. Кроме того, к работе привлечены материалы ИНТЕРНЕТ, связанные с темой.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Нео-экспрессионизм как феномен культуры Германии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетичесщя деятельность, - писал английский философ, историк и теоретик искусства Робин Джорж Коллингвуд в книге «Принципы искусства», - это деятельность мысли в форме сознания, преобраззпющая в воображении тот опыт, который до этого преобразования имел чувственный характер»'. Эстетическая деятельность «Новых Диких» преобразовывала чувственный опыт немецкого нового поколения, послевоенного «потерянного поколения», поколения «потерявшего отцов»А с его специфическим чувством вшы, дутдевной травмы, боли за разделенную побежденную страну.

Резюмируя глубокий анализ феномена «Новых Диких» Германии как явление культуры XX века, прежде всего, необходимо отметить, что обращение художников этого направления к актуальным проблемам разделенной нации, их смелость в отношении табуированных тем, апелляция к истинно немецким экспрессионистическим корням в искусстве, способствовало как восстановительному процессу немещсого искусства, так и фактическому объединению разделенной Германии, став явлением национального характера.

Творчество «Новых Диких» отличает действенный интерес к историческим событиям и фактам, как древней истории, так и недавнего прошлого, к философии, литературе, истории искусств вообще.

Для немецких «нео- экспрессионистов» характерна политическая острота чувства своего времени, активная позиция в решении проблем посредством искусства, акцентирующая роль художника в повседневной жизни общества., как заметил Жиль Делёз: «. нет другой эстетической проблемы, кроме включения искусства в повседневную жизнь»А. Именно активный диалог со зрителем через искусство, своевременность, актуальность и непосредственность «Новых диких» обеспечили движению широкий общественный резонанс в прессе, в выставочной деятельности, в восприятии адептами искусства невербального семиотического импульса немецких ХУДОЖНИКОВ нового поколения. «Восстановление школой Новой Живописи специфически немецких традищш экспрессионизма заслуживает высокой оценки с точки зрения значения этого факта для возрождения самостоятельного культурного контекста. Благодаря тому, что «Новые Дикари» избирают для своих картин темы ' Коллингвуд р. Дж. Принципы искусства. - М., 1999, с.293. л Deutsche Kunst im 20Jahihundert. (Malerei und Plastik. 1905-1985). Katalog. - München, 1986, S.468. немецкой истории и самобытности, их живописи снова удается символизация коллективных чувств и поэтика воображения, в которой другие снова могут узнать себя.>И.

Новые Дикие» - отмечал Клотц, «ответили на вопрос, что же еще могло бы следовать за белым холстом, отступая от логиЩюго дискурса модерна»А.

В феномене «Новьк Диких» ярко проявились стилевые особенности живописного дискурса постмодернизма Среди них необходимо отметить ицдивидуапа.ное стилевое многообразие самих художников, смешанные техники создания произведений искусств (коллАи, ассомбляжи, пальцевая живопись и т.п.). использование различных органических и неорганических материалов (фото, песок, су:хоцвет, металл, стекло и т.п.), обращение к теме травести, иронию, игру, пастиш (ироническое попурри), цитаты, симулякры, поэтический, метафорический язык ясивописи, концепту альность.

Двюхсение «нео- экспрессионизма», начавшись вначале шестидесятых годов с «Пандемонических манифестов» - оригинальной лепты Георга Базелица с Шёнебеком в демониану XX века, тему которую в теософически - философском ключе продолжил Ансельм Кифер, расцвело и окрепло в семидесятьк годах.

Известный австрийский историк искусства Ханс Зедльманр (1896-1984) в разделе «История искусства как история духа» в сборнике статей «Искусство и истина» отмечал, что «.тому, кто верит в абсолютнзчо истину - истину Откровения» доступен «высочайший из смьюлов» девиза: «история искусств как история духа», «ибо только такой человек знает разющу между духом испшным и духом ложным.» но именно на этом «вообрАаемом высшем уровне история искусства как история духа превращается в историю искусства как пневхматологию и демонологию. .именно здесь раскрьгоаются самые всеобъемлющие категории рассмотрения искусства, которые вообще можно представить, - искусство небес, искусство земли, которую унижали и прославляли вместе с богочеловеком, hciq?cctbo преисподней. с научной точки зрения, подобная наивысшая плоскость оказьшается и самой плодотворной»А.

Т.о., с точки зрения истории искусства как «истории духа», «демоническая» особенность феномена «Новых Диких» Германии может быть рассмотрена как плодотворный фактор явления в истории культуры XX века Делез Ж. Различие и повторение. — Спб., 1998, с.351.

Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997, с. 168. ' Klotz Н. Kunst im 20Jahihundert Moderne-Postmoderoe-Zweite Moderne München, 1994, S.94-95. * Зедльмайр X. Искусство и истина -М., 1999, с.101-102.

Благодаря культурологическому анализу репрезентации времени и пространства в творчестве немецких нео- экспрессионистов, наглядно доказано, что время в живописи постмодернизма может останавливаться, сжиматься, быть дисперсным, нелинейным.

Вьшвлена характерная особенность живописи периода постмодернизма - т.н. «археологическая вертикаль» времени, позволяющая синтезировать не только различные эпохи профанного времени, но и присутствовать параллельно различным временным координатам. Так, эмпирическое время может существовать со временем мифическим, «правременем».

Говоря о репрезентации пространства в координатах лсивописи постмодернизма, необходимо сказать, что возможности в данной области, практически, неограниченны.

Оригинальная трактовка в творчестве «Новых Диких» Германии ментального пространства, пространства астрального, космического, виртуального, и, конечно, земного, позволяет зрителю заново открывать для себя, как знакомый мир, так и миры параллельные.

В восьмидесятых годах XX века традиции «нео - экспрессионизма» бьши продолжены представителями т.н. «Heftige Malerei» , второй волны «Новых Диких» Германии, их еще называли «нео-фовистами» - это: Карл Хорст Хёдтнсе (р. 1938, Нюринберг), Бернд Коберлинг (рЛ938, Берлин), Хельмут Миддендорф (р. 1957, Динклаге), Саломе (настоящее имя - Вольфганг Силарц, р. 1954, Карлсруе), Райнер Феттинг (р. 1949, Вильгетьмшавен)А и др. Однако, движение уже приобрело свой неповторимый характер.

Генрих Клотц отмечал, что «Поколение, следующее. за Базелицем и Люперцем, . больше не сталкивалось с проблемами их предшественников. Живопись этого поколения исповедовала деструкцию «дискурса Модерна», игнорирование интеллектуального подтекста. Они снова установили дистанцию между искусством и жизнью, дистанцию эстетической реальности между картиной и действительностью»А.

Обращение «Новых Диких» Гермашти к немецким традициям в искусстве позволило возродить национальные корни в специфическом историческом контексте второй половины XX века. Faust W. M., de Vries G. Hu ö ger nach Bildern deitsche maierei der gegenwart. - Kö ln 1987, S.88. л Zeitgenossische Kunst in der deutschen Bank - Frankfurt am Mein 1989/90, S. 96, 124,152, 188, 226, 272. Klotz H. Kunst im 20.JahrhundertModenie-Postmodenie-Zweite Moderne München, 1994, S.94.

239

Именно «нео- экспрессионизму» европейское послевоенное искусство обязано возвращением лидирующих позищщ на мировой арене, что придает международный статус рассматриваемому феномену.

Т.о., феномен «Новых Диких» Германии можно с уверенностью назвать эпохальным событием истории культуры XX века.

 

Список научной литературыМозжухина, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Георг Базелиц. - Франкфурт-на-Майне,1997.

2. Москва-Берлин / Берлин-Москва. 1900-1950. М., Нью-Йорк, Мюнхен, 1996.

3. Йозеф Бойс Внутренняя Монголия (Чингизхан Шаманы Актрисы) -Государственный музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. -Ганновер, 1992.

4. Немецкий неоэкспрессионизм. Райнер Феттинг и современники з коллекции Мартина Сандерса. Музей Людвига в Русском музее. Deutscher neoexpressionismus. Reiner Petting und Zeitgenossen aus der Sammlung Martin Sanders. Спб., N. Y., 1995.

5. Шедевры искусства XX века M., 1997.

6. Эмиль Нольде Полотна Акварели Графика Из собрания Фовда Эмиля Нольде в Зебюлле- каталог выстаиш в Москве и Ленинграде -осень 1990.

7. Эрнст М. Графика и книги. Каталог выставки «Макс Эрнст Графика и книги.

8. Собрание Люфтганзы» Штутгарт, Бонн, 1991.

9. L'Aventure au XX- е siècle de l'Art. Paris, 1990.

10. Ausstellung Markus Lüpertz, Galerie Großgörschen 35. Berlin, 1966.

11. Baselitz G. Druckgraphik 1963-1988; Radierungen, Holzschnitte, Linolschnitte, Bestandskatalog. Graphischen Museum Morsbroich, 1989.

12. Beckmann M. Grâvures(191 Ы946). Réunion des Musées Nationaux, Paris, 1994.

13. Beuys J. Drawing objects and prints. An exhibition by the Institute for Cultural Relations Stuttgart. Catalogue. Stottgart, 1989.

14. Börsch-Supar H. Caspar David Friedrich. München, 1990.

15. Bruckmaîin G.U. Caspar David Friedrich. München, 1984.

16. Contemporary Artists Chicago & London, 1990.

17. Das XX Jahrhundert. Kunst, Politik, und Gesellschaft in Deutschland. Köln, 1999.

18. Deutsche Kunst im 20.Jahrhundert. (Malerei und Plastik. 1905-1985). Katalog. -München, 1986.

19. Deutschlandbilder Kunst aus einem geteilten Land (Katalog zur zentralen Ausstellung der 47 Berliner Festwochen im Martin-Gtopius-Bau)- Frankfijrt am Maitï, 1997.

20. Die Epoche der Moderne Kunst im 20 Jahrhundert- Stuttgart, 1997.

21. Fondation Beyeler. München, N. Y., 1997.

22. Grisebach L. "ar.penck " München, 1988.

23. Grob N. Wenders.- Berlin, 1991.

24. Kandinsky und München. Begegnungen und Wandlragen 1896-1914. München, 1982.

25. Kelein T. Caspar David Friedrich. Der künstlerische Weg.- München, N. Y., 1998.

26. Kunstmuseum Wolfsburg Gessammelte Werke 1. Zeitgenössische Kunst seit 1968. -Bonn, 1999.

27. Lüpertz M. Belebte Formen und kalte Malerei. München, 1986.

28. Markus Lüpertz Rezeptionen Paraphrasen Stadtische Galerie im Prinz - Max -Palais Karlsruhe. - Karlsruhe, 1991.

29. Maurv. K. Oskar Schlemmer. München, 1982.

30. Markus Lüpertz Gemälde Skulpturen. - Kunstsammlung Nordrhein - Westfalen, Düsseldorf, 1996.

31. Museum Ludwig. Gemälde Skulpturen Environments vom Expressionismus bis zu Gegenwart. N. Y., Bonn, 1986.

32. A.R. Penck. -Kunsthalle, Köln, 1981.

33. Parcours des collections permanentes Joseph Beuys. Musée national d'art moderne. Centre Georges Pompidou, Paris, 1992.

34. Refígured Painting (The German Image 1960-88) Prestel, N-Y, 1989.

35. Rosental M. Anselm Kiefer. Chicago and Philadelphia, 1991.

36. Schneckenburger R. Honnet F. Kunst des 20 Jahrhunderts Malerei, Skulpturen und Objekte. Neue Medien, Fotografie. Köln, 1998.

37. Stationen der Moderne. Beriiner Galerie. Berlin, 1991.

38. Zeitgenossische Kunst in der deutschen Batjk Frankfurt am Mein, 1989/90.

39. СБОРНИКИ ДОКУ хШНТОВ ТХрестоматия по новейшей истории. М., 1961, том 3.1. ЖУРНАЛЫ

40. Богемский Г. Идентификация мастера Микеланжело Антониони восемьдесят лет. // Искусство кино, JAslO, 1992, с. 131-138.

41. Бодрийар Ж. Соблазн. // Комментарии, №4, 1995, с.43.

42. Вайшптейн О. Постмодернизм: история или язьпс. II Вопросы философии, №3, 1993, с.3-17.

43. Вайнштейн О. Homo deconstractivus: философские игры постмодернизма. // Апокриф, №2,1992, с. 12-31.

44. Вельш В. «Постмодерн» Гениалогия и значение одного спорного понятия. // Путь, М., №1,1992.

45. Джеймиссон Ф. Постмодернизм и потребительское общество. // Вопросы искусствознания, М., jf22,1997.

46. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере. // Вопросы литературы, №3,1996.

47. Краус Р. Оригинальность авангарда: постмодернистское повторение. // Комментарии, М., №11,1976 с.с.50-64.

48. Плахов А. Антониони постмодернист? // Искусство што, №10, 1992, с.с. 145148.

49. Плахов А. Легкость самообмана // Искусство кино, №10,1990.

50. Смерть фавна и других: (Интервью с режиссером о проблемах европейского постмодернизма (Весна 1992г.) / Беседу вел З.Зиник) // Театр, №4,1993, с. 121.

51. Соколов М. Человек и природа в современной живописи и графике, художники ФРГ и Западного Берлина. // Искусство, 1983, №6, с.с.54-60.

52. Силаева А. Флюксус история без фаниц. // Искусство, 1996/1997.

53. Урбан М. Северный экспрессионист Эмиль Нольде. // Гутен Таг, Кёльн, №5, 1985, с.с.20-22.

54. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект. // Вопросы философии, №4, 1992, с.40-52.

55. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». // Иностранная литература №10,1988.

56. A.G. А. R. Репск Zeichnmigen und Plastiken. // Weltkunst, München, 1987, 16 Juli, N14, S.1955.

57. Auping M. Satanic Reverses. // Art news, N.Y., №1,2000.

58. Baselitz G. Das bild hinter der Leinwand ist kaine Utopie. // Die Welt, № 267, 16.11.87.

59. Baselitz G. Painters' equipment. II The Burlington magazine, L., 1988 Apr., N 1021 -p.283-286.

60. Beck R. Dionysos Dix. // Weltkunst, München, 1984,15 Mai, N10, S. 141M415.

61. Becker W. Neue Galerie Sammlung Ludwig, Aachen. II Die Kunst und das schöne Heim, München, №7,1972.

62. Derride J. Freud et la scène de l'écriture. // Tel Quel, Paris, 1966, №26.

63. Fellenderg W. Von Baselitz in Basel // Weltkunst, München, 1984, 15 April, N8, S.1120-1121.

64. Flemming H.T. Die Welt in Kopfstand // Weltkunst, München, 1988, Aug. N16, S.2239.

65. Franzke A. Holzskulpturen von Georg Baselitz // Du. Zürich, 1987, N6, S.72-79.

66. Galloway D. Beuys and Warhol: Aftershocks. // Art in America, N. Y., 1988, N7.

67. Georg Baselitz // Artforum, N.Y., 1988, N7, p. 134-135.

68. Godfrey T. Anselm Kiefer at the Israel Musexmi. // The Burlington, London, 1984, Sept., Vol. 126, N978 p.590,593.

69. Göpfert P.H. Kurzer Rausch in der Großstadt. // Art № 12,1988.

70. Graevenitz A. Von Markus Lüpertz. // Pantheon, München, 1983, April-Jimi, N2, S.165-166.

71. Grüterich M. Markus Lüpertz, Gemälde und Handzeichnungen 1964 bis 1979. // Pantheon, München, 1980, April -Juni, N2, S.IOO.

72. Hall J. Anselm Kiefer. // Apollo. London, 1989 - Oct, N332, p.269-270.

73. Heartney E. Georg Baselitz at Mary Boone. II Art in America, N.Y., 1988, Jul, N7, p.134.

74. Klauw M. V. d. Anselm Kiefer, Das Problem der Deutschen mit der deutschen Kunst. // die Kunst, München, 1987, N1, S.20-21.

75. Kuspit D. Acts of Aggression: German Painting Today Part II. // Art in America, N.Y., 1983, N1.

76. Kuspit D. Anselm Kiefer. /7 Art forum, N.Y., 1987, Oct., N2, p.128-129.

77. Lyotard J.-F. Réponse à la question: Qu'est-ce que le postmodeme? Il Critique. -Paris, 1982, N37/419.

78. Madoff S.H. Anselm Kiefer a call to memory. II Art news, N.Y., 1987, Oct, N8, p.125-130.

79. Meyden H. Peter and hrene Ludwig. // Apollo, L., 1989, Jun., N328, p.399-403.

80. Meyer F. Kamfmotive. // Parkett, Zürich, 1986, Dec, N11, S.69-74.

81. Müller Mehlis R. Erfolgreiche Mammutauktion. Hamburg. // Die Kunst und das schöne Heim, WJ, 1981, S.436-438.

82. Puvogel R. Les Nouveaux Fauves Die Neuen Wilden. // das Kunstwerk, Stuttgart, 1980, N2, S.80-81.

83. Rainbird S. Anselm Kiefer. // The Burlington magazine. L., 1989, Sept, N1038, p.664-665.

84. Ratchff C. Jackson Pollock's American sublime. // Art in America N.Y., N5, 05. 1999.

85. Reuther H. Markus Lüpertz. // das Kunstwerk, Stuttgart, 1980, N2, S.80.

86. Richter H. Sein Thema ist die Malerei. // Weltkunst, München, 1980, 15 Jan., S. 129.

87. Robins C. "Your golden hair, Margarete." About Anselm Kiefer s gemianness. /7 Arts magazine, N Y , 1989, Jan., N5, p.73-77.

88. Sanna J. de Georg Baselitz. // Art forum, N.Y., 1987, Sept., N1, p. 139-140.

89. Schjeldahl P. Our Kiefer. /7 Art in America, N. Y., 1988, March, N3, p. 116-127.

90. Schütz S. Georg Baselitz Zeichnungen seit 1958 /7 Kimst und das schöne Heim, München, 1984, N8, S.570-571.

91. Schwabsky B. Markus Lüpertz. /7 Art magazine, N.Y, 1985, N5.

92. Storr R. Beuys's boys. // Art in America, Art in America, N.Y., 1988, March, N3, p.96-100.

93. ThomA K. Bilder aus Mythos und Grschichte. /7 Weltkunst, München, 1984, 15 Mai, N10, S. 1420-1421.

94. Wagner A. Bekenntnisse zu Franz Marc; Acknowlegnients of Franz Marc. /7 Die Kunst und das schöne Heim, Ko2,1981, S. 100-103,131.

95. Winter P. Georg Baselitz. Skulpturen und Zeichnungen 1979-1987. // Kunstwerk, Stuttgart, 1987, N4/5, S. 139-141.

96. Winter P. Stümperhaft und hölzern. // Weltkunst, München, 1987, Jun, N12, S. 1705.

97. Winter P. Vier Wände. // Weltkunst, München, 1985, 15 Okt, N20, S.3042-3043.1. ГАЗЕТЫ

98. Saizewa J. Das Malewitsch-Zeitalter und seine Kämpfer. // Moskauer Deutsche Zeittmg, M., Nr. 10(55) Mai 2001, S.V.1. ВИДИОФИЛЬМЫ1. о Кандинском, под ред, B.C. Турчина.

99. Ich, G.Baselitz, Ein Film von Heinz Peter Schwerfei, Redaktion: Wibke von Bonin, Gerd Kairat, 1988,45'.

100. Joseph Beuys Jeder Mensch ist ein Künstler, Ein Film von Werner Kjüger, 1998, 57'.

101. Beuys zu Ehren, Ein Film von Winfifid Parkinson, 1998,44'.

102. Tamname A.R.Penck, Ein Film von Viktoria von Flemming, Redaktion: Gerd Keirat, 1989,45'.

103. Markus Lüpertz Zwitschernd vor Kraft, Ein Film von Reiner Ostendorf, Redaktion: Wibke von Bonin, 1988,60'.

104. Jorg Immendorff Der Affe und ich, Ein Film von Reiner Ostendorf, Redaktion: Wibke von Bonin, 1989,45'.1. ИНТЕРНЕТ

105. Горчаков Г. Врубель и Демон. http:Z7www.roerich.tomsk.su/newspape/07-98/page89.htm

106. Зверев А. Черепаха Квази. // Вопросы литературы, ШЗ, 1997 // http.//www.mss.m/joumal/krug/98>-llrQ4/zverev

107. Красота должна быть подобна судороге иначе ей не выжить. К 100-летию со дня рождения Андре Бретона (перевод Сергея Дубина) /7 Иностранная литература ШЕ, 1996 //http.:www, my. infoart /magazine/ inostran/ n8 /breton.htm

108. Маркиз Флора // http://wAvw. rusmysl.ru/ imAes/rm logo.gif

109. MapiCHS Ф- Ho выставочным залам. Джексон Поллок. Выставка в лондонской гадерее "Тейт". // Русская мьюль", N4273, 10.06.99 // http://www.rosmysl.ru/'images/bgindex.gif

110. Художественные итоги XX века, Георг Базе лиц. http.7/www.peoples.ru/'arb''peinter/bazelic/ р.2.1. ЛИТЕРАТУРА

111. Адорно Т. В. Избранное: Социология музьпси. М., Спб., 1999.

112. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

113. Базилев А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма. // Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературиы. М., 1999, с.с.33-46.

114. Балашова Т. Многоликий авангард. // Сюрреализм и авангард. Материалы российско-франц)гзского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. -М., 1999, с.с.22-33.

115. Бард Р. Мифологии. М., 1996.

116. Батай Ж. Внутренний опыт. Спб., 1997.

117. Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., 1999.

118. Батай Ж. Слезы Эроса. // Тонатография Эроса Спб., 1994.

119. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994, с.278.

120. Бахтин М.М. Работы 1940-х начала 1960-х годов. ПСС. Том5 - М., 1996.

121. Библия. Книги священного писания. Ветхого и Нового Завета, канонические. -Хельсинки, 1990.

122. Бретон А. Манифест Сюрреализма // Называть вещи своими именами. М., 1968.

123. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

124. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Спб., 1994.

125. Вёльфлин Г. Ренессанс и Барокко. Исследование о сущности и происхождении стиля барокко в Италии. Спб., 1913.

126. Галинская И.Л. Льюис Кэролл и загадки его текстов. М., 1995.

127. Гомбрих Э. История искусства М., 1998.

128. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Москва, 1995.

129. Джойс Д. Из сборника «Дублинцы». Портрет художника в юности. Улисс. Главы из романа М., 2000.

130. Делёз Ж. Логика смьюла. Фуко М, Т11еа1гшп рЬйоворЫсшп. Екатеринбург, 1998.

131. Делез Ж. Различие и повторение. — Спб., 1998.

132. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. С.П.6., 1996.

133. Зедльмайр X. Искусство и истина М., 1999.

134. Зенкин С.Н. Блудопоклонническая проза Жоржа Батая. // Батай Ж. Литература и зло М., 1994.

135. ЗиммельГ. Избранное. Т.1, М., 1996.

136. Зонтаг С. Мьюль как страсть. М., 1997.

137. Иллюстрированная история религии. М., 1992, т.1,2.

138. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

139. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

140. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М., 2001, том 1,2.

141. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1972.

142. Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы. // История мировой культуры. Наследие Запада (Античность. Средневековье. Возрождение) М., 1998.

143. Козловски П. Культура постмодерна М., 1997.

144. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства М., 1999.

145. Костеневич А.Г. Французское искусство XIX начала XX века в Эрмитаже. - Л., 1984.

146. Кун НА. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1951.

147. Кэрролл Л. Приключение Алисы в стране чудес (1865) (Lewis СагтоП Alices Adventures in wonderland 1865 Through the looking glass and what Alice found there. 1871)-M., 1977.

148. Лаку-Лабарт Ф. Música ficta. Фигуры Вагнера. Спб,, 1999.

149. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

150. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

151. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Сб. текстов., М., 1980.42. Лотреамон М., 1999.

152. Мамардашвили М. Картезианские размьппления. М., 1993.

153. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма.— СПб., 2000г.

154. Матисс А. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М., 1993.

155. Маркузе Г. Эрос и цивилизация Киев, 1995.

156. Мозжухина Т.В. Постмодернизм в визуальной культуре Западной Германии. // Проблемы материальной и духовной культуры России и зарубежньк стран. Vil Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов 29-31 марта 2001 г. -Сыктывкар, 2001.

157. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Сб. статей. -М., 1987.

158. Мириманов В. Искусство и миф. М., 1997.

159. От мифа к литературе. Сб.ст., М., 1993.

160. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства Спб., 1999.

161. Первый век кино. М., 1996.

162. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога М., 1987.

163. Плахов А. Всего 33. iM., 1999.

164. Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1994.

165. Ревалд Д. Постимпрессионизм. Ы., 1996.

166. Реутин М.Ю. Народная культура Германии. Позднее средневековье и Возрождение. М., 1996.58. Синий всадник. М., 1996.

167. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.

168. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда М., 1993.

169. Фрейд 3. Тожование сновидений. Киев, 1991.

170. Фрейд 3. Художник и фантазирование М., 1995.

171. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. (Философские фрагменты). М., Спб., 1997.

172. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

173. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1994.

174. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

175. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.

176. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

177. Якобсон Р. Язык и бессознательное. -М., 1996.

178. Adorno T.W. Negative Dialektik Franko am Main, 1988.

179. American Art in 20-th Century. (Painting and Sculpture 1913-1993), Prestel, 1993.

180. Art in Theory 1900-1990. An Antology of Changing Ideas. ed. Charles Hairison and Paul Wood - Oxford, 1996.

181. Baudrillard J. De la séduction. P., 1979.

182. Baudrillard J. Simulacres et simulations. P., 1981.

183. Baudrillard J. La transparence du mal. P., 1990.

184. Belser Stil Geschichte vom klassizismus bis zur Gegenwart. -Stuttgart, Zürich, 1993.

185. Braun R. The Holocaust and problems of representation. /7 The postnîodem histoiy reader (Edited by Keith Jenkins) L., N. Y., 1998.

186. Brooke-Rose Chr. The dissolution of character in the novel. // Reconstructing individualism: Autonomy, individuality, and the self in western thought Stanford, 1986.

187. Celan P. Todesfuge. //Die Silbe Schmerz. Berlin, 1980.

188. Collier J.L. "Jazz" The American Theme Song. N. Y. 1993.

189. Deleuze G. and Guattari F. Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia // Modernism to Postmodernism, (an anthology) /edited by Lawrence Cahoone/ -UK, US A, 1996.

190. Dormer P. The Meaning of Modem Design towards the twenty-first century L., 1990.

191. Erhard L. Gedanken aus fünf Jahrenten (Reden und Schriften) Dusseldorf, Wien, N. ¥., 1957.

192. Faust W. M., de Vries G. Hunger nach Bildern deitsche maierei der gegenwart. Köln1987.

193. Fineberg J. Art since 1940. Strategies of being. N. Y., 1991.

194. Franzke A. Georg Baselitz. München, 1988.

195. Friedman B.H. Jackson Pollock Energy Made Visible. N. Y., 1995.

196. Friesen v. A. August Macke ein Maler Leben. - Hamburg, 1989.

197. Georg Baselitz / Eugen Scöhnebeck (l.Pandämonium). Berlin, 1961.

198. Goldberg R. Performance art (from Futurism to the Present) N. Y., 1988.

199. Govan M. Meditations on Á==B: Romantism and Representation in New German Painting. // Refigured Painting (The Gemían Image 1960-88) Prestel, New York, 1989.

200. Harlan V. Was ist Kunst? Stuttgart, 1986.

201. Hassan I. POSTmodemISM: A Paracritical Bibliography. // Antology From Modernism to Postmodernism (ed. L. Cahoone), UK, USA, 1996.

202. Honour H., Flemming J. Histoire Mondiale De r Art Paris, 1992.

203. Jaeger H. Geschichte der Wirtschaftsordnung in Deutschland. Frankfürt am Main,1988.

204. Kansteiner W. From exception to exemplum: ftie new approaches to Nazism and the «Final Solution.» // The postmodern history reader, (edited by Keith Jenkins) L., N. Y., 1998.

205. Klotz H. Kunst im 20. Jahrhundert Moderae-Postmodeme-Z weite Modeme München, 1994.

206. Klotz H. Markus Lüpertz: Gegenstandserfindungen Menschenchifften. // Lüpertz M. Belebte Formen und kalte Ivfelerei. - München, 1986.

207. Kiotz H. Abstraction and Fiction // Refî gured Painting (The Gemmn hnage 1960-88) > Prestel,N-Y,1989.

208. KortP. ImmendortY. Zeichnungen / Drawings 1964-1993 Bern-Berlin, 1994.

209. Kunst in Berlin. Hamburg, 1989.

210. Leja M. Reframing abstract e:q)ressionism subjectivity and painting in the 1940s. L., 1993.

211. Lützeler H. Deutsche Kunst. Einsichten in die Welt und den Menschen von der Frühzeit bis zu Gegenwart. Bonn, 1987.

212. Méredieu F. de Histoire matérielle et immatérielle de l'Art moderne. Paris, 1994.

213. Moszynska A. Reinheit und Glaube Die Lockung der Abstektion. Abstraktion -Spiritualität // Die Epoche der Moderne Kunst im 20 Jahrhundert- Stuttgart, 1997.

214. Nolte J. Kollaps der Moderne. Traktat über die letzten Bilder. München, 1991.

215. Oliva A. B. Die italienische Trans-Avantgarde. // Welsch W. Postmodem. Frankfurt-am-Main, 1987.

216. Partch S. Haus der Kunst Ein gang durch die Kunstgeschichte von der Höhlemnalerei bis zum graffiti. München, 1997.

217. Perl J. A Dissent on Kiefer. // Against the Grain (The New Criterion on Art & Intellect & the End of the Twentieth Century) ed. by Hilton Kjamer & Roger Kimball Chicago, 1995.

218. Le petit// Bataille G. Oeuvres complètes. Paris, 1971. Vol.3.

219. Polcari S. Abstract Expressionism and Modem Experience. N. Y., 1994.

220. Richter H. Geschichte der Malerei im 20. Jahrhundert Stiled Künstler Köln, 1998.

221. Rosental N. Realität-Deformation Fragen an einen zerbrochenen Spiegel. /7 Die Epoche der Mideme Kunst im 20 Jahrhundert.-Stuttgart, 1997.

222. Runge P.O. Hinterlassen Schriften. Bd.2, Hamburg, 1841.

223. Sandler I. The triiunph of American painting. A History of Abstract Expressionism.-N.Y., Hagerstown, San Francisco, L.,1970.

224. SchilHng J. Metaphors: Positions in Contemporary German Painting, il Refî gured Painting-N-Y, 1989.

225. Schmied W. Magische Realitäten, Traum, Mithos, Fiktion von Giorgio de Chirico und Max Emst bis zu Jamüs Koimellis und Katharina Fritsch. // Die Epoche der Moderne Kunst im 20 Jahrhundert. - Stuttgart, 1997.

226. Schneider A. Picasso in uns Selbst // Deutschlandbilder Kunst aus einem geteilten Land. Frankfurt am Main, 1997.

227. Schneede U.M. Joseph Beuys. Die Aktionen. Bonn, 1994.

228. Schug A. Die Kunst unseres Jahrhunderts. Köln, 1994.

229. Schulz-Hoffmann C, Schuster Deutsche P.K. Kunst seit 1960 Sammling Prinz Franz von Bayern. -Mtinchen, 1985.

230. Stachelhaus H. Joseph Beuys Düsseldorf, 1991.

231. Tayfun Belgin Kunst des Informel Malerei und Skulptur nach 1952. Köln, 1998.

232. Thomas K. Bis heute. Stilgeschichte der bildenden Kunst im 20. Jahrhundert Köln,1998.

233. Wayne Craven American Art History and culture. N. Y., L., 1994.

234. Welsch W. Ästetisches Denken. / Woltgang Welsch. Stuttgart, 1998.

235. Wingler H.M. Das Bauhaus. Weimar Dessau Berlin 1919-1933 und die Nachfolge in Chicago seit 1937. - Baden-Baden, 1997.

236. Wbeeler D. Art since mid-century: 1945 to the present. N.Y., Paris, 1991.1. СПРАВОЧНИКИ

237. Обье К. Астрологический словарь. M., 1996.

238. Кино. Энциклопедический словарь. М., 1986.

239. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

240. Малая история искусств.-М., 1991.

241. Мифологический словарь. М., 1991.

242. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

243. Философский энциклопедический словарь. ~ М., 1998.

244. Что есть что в мировой политике. Словарь-справочник. М-, 1987.

245. Damus M. Kunst in der BRD 1945-1990 rowohits enzyklopädie - Hamburg, 1995.

246. Lionel R. Encyclopédie du Bauhaus école du Design. Paris, 1985.

247. Petit Robert-Dictionnaire universel des noms properes. Paris, 1991, Vol. 1,2.