автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Фазылова, Флорида Салимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века"

На правах рукописи

Фазылова Флорида Салимовна

НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ 70 - 80-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Специальность - 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (башкирская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

О 5 СЕН 2013

005532781

Уфа-2013

005532781

Работа выполнена в отделе литературоведения Учреждения Российской академии наук Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор, академик АН РБ Хусаинов Гайса Батыргареевич

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор, Нургалин Зшшур Ахмадпевич

кандидат филологических наук, доцент Сибагатов Флюр Шарпфуллннович

Ведущая организация:

Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы

Защита состоится «12» сентября 2013 года в 14.00. часов на заседании диссертационного совета Д—212.013.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, Уфа, ул. 3. Валиди, 32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан «10» августа 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических

наук, профессор

А. А. Федоров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено изучению нравственно-этических проблем в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века.

Выбор диссертантом данной темы обусловлен тем, что именно в этот период личность и ее богатый духовный мир, борьба за ее духовное величие выдвигаются на первый план литературы всех народов России, в том числе башкирской литературы.

Обращение писателей, поэтов и литературоведов к нравственным проблемам во второй половине XX века не случайно, это явление закономерное. Оно связано, прежде всего, с художественной концепцией человека - центральной темой в литературе, а также факторами и обстоятельствами развития общества.

Степень изученности темы. В отечественном литературоведении нравственно-этические проблемы освещались в научных трудах известных русских ученых-литературоведов и критиков: А. Г. Барласа, В. И. Гусева, С. А. Лишгаа, Г. И. Ломидзе, Л. М. Сипко1 и др. Основное внимание в этих исследованиях уделено проблеме взаимотношения личности и общества, концепции человека, вопросам нравственно-этического формирования личности. Изучению морально-этических проблем посвящен ряд диссертационных работ последних лет, где вопросы этой проблематики рассматривались на различном национальном и жанровом материале".

Нравственно-этический аспект в башкирском

литературоведении, в особенности поэзии, впервые был исследован К. А. Ахмедьяновым. Его научные работы в этой области были обобщены на литературно-теоретическом семинаре и впоследствии вошли в посмертную книгу «Прекрасное и героическое в поэзии» (Уфа, 1982, составители С. Сафуанов, Р. Ахмедьянова)3.

1 Барлас А. Г. Глазами поэзшг Об открытиях нс^'сства и современных поэтах. - М., 1986. - 286 е.; Бочаров А. Г. Бесконечность поиска. — М., 1982. - 423 е.; Гусев В. И. Художественное и нравственное. Письма о щггературе. - М., 1.988. -367 е.; Кузнецов Ф. С. .За все в ответе. Нравственные пскашш в современной прозе и методологии критики. - М., 1984. ~ 588 е.; Линии С. А. Человек глазами природы. - М, 1985. - 232 с. Ломидзе Г. И. Нравственные истоки подвига. - М., 1985. — 208 с; Сипко Л. М Человек и природа в русской поэзии 60 - 70-х годов. -Киев. 1987.-216 с.

2Хуако С. А. Нравственно-этическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы 60 -70-х гг. во второй половине XX века. Автореф. дис. канд. фнлол. наук. — Майкоп, 1996. — 19 е.; Махинина Н. Г. Проблема нравственных ценностей в творчестве Юрия Казакова. Автореф. дис. канд. филол. наук. — Казань, 1997. — 33 е.; А. С. Шарапова. Морально-этическая концепция в драматургии Юнуса Аминова. Автореф. Дис. канд. филол. наук. — Казань, 2007. — 29 е.; В. II. Романенко. Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа, эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы. Автореф. дис. канд. филол. наук. - Нальчик, 2008. — 22 с.

3 Ахмедьяиов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. - Уфа, 1982. — 304 с. (на башк. яз.).

В своих трудах, анализируя живой литературный процесс, известный ученый-литературовед показывает, что в центре художественной литературы находится человек и отображение борьбы за обогащение его духовного мира. К. А. Ахмедьянов определил круг вопросов, стоящих перед обществом; на примере конкретных литературных фактов сформулировал первостепенные задачи и цели башкирских литераторов.

Указанные проблемы в башкирском литературоведении затрагивались в монографических исследованиях Р. Б Ахмадиева, Р. Н. Баимова, М. Ф. Гайнуллина; Р. Т. Бикбаева, Г. Н. Гареевой, Т. А. Кильмухаметова, 3. А. Нургалина, А. X. Хабирова, Г. Б. Хусаинова4.

Однако до сих пор в башкирском литературоведении, в частности поэзии, нет специального исследования по этой теме. Отдельные аспекты данной проблемы затрагивались в трудах Р. Т. Бикбаева, А. X. Хабирова, Г. Б. Хусаинова и других исследователей.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработанностью нравственно-этических проблем в башкирском литературоведении и необходимостью их разностороннего и углубленного изучения на примере башкирской поэзии второй половины XX века.

Цель диссертационной работы — выявить закономерности и особенности художественного отражения нравственно-этических поисков в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века.

Задачи исследования:

— проследить общее отражение морально-нравственной проблемы в башкирской поэзии, а также показать ее историческую эволюцию.

— выявить способы художественного воплощения данной проблемы в башкирской поэзии 70 — 80-х годов XX века; определить ее идейно-эстетическое и морально-нравственное значение.

4 Ахмадиев Р. Б. Суть и суд жанра. — Уфа, 1997. — 128 с. (на башк. яз.); Баимов Р. Н. Поискам нет конца. - М., 1980. - 205 е.; Бикбаев Р. Т. Эволюция современной башкирской поэзии. — М., 1991. — 140 с. Гайнуллин М. Ф. Время. Конфликт. Характер. — Уфа, 1974. — 274 е.; Гареева Г. Н. Зеркало эпохи: духовный мир героя. - Уфа, 2003. — 128 е.; (на башк. яз.); Кильмухаметов Т. А. Драматургия и драматурги: исследования и вопросы. - Уфа, 1986. - 394 с. (на башк. яз.); Нургалин 3. А. Герой и время. - Уфа, 1975. — 142 с. Хабиров А. X. В стране поэзии. — Уфа, 2006. — 216 е.; (на башк яз.); Хусаинов Г. Б. Поэты. Литературные портреты. - Уфа, 1981. — 240 с. (на башк. яз.).

- исследовать особенности поэтики стихотворных произведений и оценить художественное мастерство башкирских писателей исследуемого периода.

Методологической основой исследования являются сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический методы литературоведческого анализа.

Теоретическую базу диссертации составили труды русских, башкирских ученых-лнтературоведов и критиков: А. Г. Бочарова, Ф. С. Кузнецова, А. Ф. Лапченко, С. А. Липина, Г. И. Ломидзе, А. М. Михайлова, Л. С. Сипко, К. А. Ахмедьянова, Р. Т. Бикбаева, М. X. Идельбаева, Г. С. Куцафина, Г. Б. Хусаинова, 3. Я. Шариповой.

Исследователем также привлекались в области этики и философии общетеоретического и конкретно-исторического характера: А. Аристотеля, В. Г. Гегеля, А. И. Герцена, И. Канта;

А. А. Гусейнова, Д. Ж. Валиева, И. В. Стеблевой, 3. Рахматуллиной5 и др.

Объект исследования. В диссертации анализируются поэтические произведения башкирской литературы, написанные в 7080-е годы XX века, а именно стихотворения Равиля Бикбаева, Муси Гали, Тамары Танеевой, Рами Гарипова, Абдулхака Игебаева, Мустая Карима, Рифа Мифтахова, Назара Наджми, Рашита Назарова, Рафаэля Сафина, Факихи Тугузбаевой, Рамзили Хисаметдиновой6 и других поэтов, вошедшие в золотой фонд национальной поэзии Башкортостана.

5 Аристотель. Об искусстве. — \1, 1957. — 183 е.; Гегель В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1975. — 695 е.; Герцен А. И. Об искусстве. Художественные произведения и отрывки из статей, писем и дневников. — М., 1954. — 447 е.; Кант И. Собр. соч. в б томах. / Т.4. 4.1. — М.,1965. — 544 е.; Гусейнов А. А. Великие моралисты. - М., 1995. — 351 е.; Валиев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа, 1989. — 256 с. (на рус. яз.); Стеблева И. В. Поэзия тюрков VI -VIII веков. М., 1965 - 148 е.; Рахматуллина 3. Я. Этикет как ценность культуры. - Уфа, 2004. — 239 с. (на рус. яз.).

6 Бикбаев Р. Сияние земли моей. Стихи. — Уфа, 1982. — 31 с. (на башк. яз.); Ганиева Т. Серебряная роса. — Уфа, 1988. — 80 с. (на башк. яз.); Гарипов Р. Песня подснежника. — Уфа, 1981. - 334 с. (на башк. яз.); Игебаев А. Даже камни тоскуют. - Уфа, 1972 - 160 с. (на башк. яз.);. Карим М. Четыре времени любви. Стихи. — Уфа, 1978. - 192 с. (на башк. яз.); Мифтахов Р. Простое чудо. Стихи. - Уфа, 1982. — 72 с. (на башк. яз.); Назаров Р. По солнечному пути. Стихи. - Уфа, 1970. - 78 с. (на башк. яз.); Наджми Н. Сочинения. Том I. Стихи. — Уфа, 1977. — 240 с. (на башк. яз.); Сафин Р. Жду весну. Стихи, поэмы. — Уфа, 1981. — 255 с. (на башк. яз.); Тугузбаева Ф. Алый цветок. - Уфа, 1980. - 29 с. (на башк. яз.); Хисаметдинова Р. Девушки Иремели. Стихи. - Уфа, 1981. — 66 с. (на башк. яз.).

Предметом исследования являются нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении предпринята попытка осуществить системное и комплексное изучение особенностей нравственно-этических проблем на примере башкирской поэзии 70 - 80-х гг. XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В центре внимания башкирских писателей исследуемого периода находятся такие основополагающие нравственные принципы, как честь, слава, счастье, любовь, дружба и т. д. Эти вечные категории своеобразно преломляются в творчестве поэтов, будучи рассматриваемы с точки зрения нашего современника.

2. В любовной лирике этих лет раскрываются уникальность личности, удивительное богатство чувств, неповторимые оттенки переживаний. Любовь становится силой, призывающей к нравственной красоте и чистоте.

3. Взаимоотношения человека и природы переплетаются с темой любви к родному краю и проблемой экологии, чрезвычайно актуальной в наше время. При этом особый акцент делается на раскрытие духовно-нравственного облика героя, его жизненной философии.

4. Для раскрытия богатого нравственно-этического содержания башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века писатели удачно применяют разнообразные художественные приемы и лексические средства, достигая больших высот поэтического мастерства и совершенства.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты и материалы диссертации, основные ее положения могут быть использованы при разработке отдельных проблем истории башкирской литературы, при составлении учебных и учебно-методических пособий по изучаемой теме, а также в процессе преподавания башкирской литературы указанного периода в высших учебных заведениях, колледжах, лицеях и гимназиях.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела литературоведения Института

истории, языка и литературы УНЦ РАН и кафедры башкирской литературы до 1917 года ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Основные положения диссертации отражены в монографии, в 15 научных статьях, в том числе в 2-х публикациях, опубликованных в рекомендованных ВАК, а также были изложены в виде докладов на секциях международных, всероссийских и межрегиональных научных и научно-практических конференций.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее научной разработанности, излагаются цели и задачи исследования, определяются научная новизна и практическая значимость теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации.

В первой главе — «Отражение духовных ценностей в

башкирской поэзии» — прослеживается развитие нравственно-этических проблем в башкирской поэзии с древнейших времен до середины XX века. Дается пояснение таким ключевым понятиям, как «этика», «нравственность» и «мораль».

Нравственно-этические каноны общества нашли воплощение во всех основных жанрах башкирского народного творчества. Они занимают центральное место в таких эпических памятниках, как «Урал-батыр», «Акбузат», «Кузкурпэс и Маянсылу», часто упоминаются в пословицах и поговорках.

Большое место занимают морально-этические проблемы в древнетюркских литературных памятниках, в частности, дастанах, созданных в средневековую эпоху: «Кисса-и-Юсуф» Кул Гали, «Хосров и Ширин» Кутби, «Мухаббатнамэ» Хорезми, «Джумджума султан» Катиба, «Гулистан бит-тюрки» С. Сараи.

Вопросы нравственности нашли отражение в творчестве сказителей-мастеров слова (Хабрау, Асан-Кайгы, Казтуган, Шалгыз), сэсэнов (Кубагуш, Карас, Баик, Буранбай-Яркей, Ишмухамет, Габит), а также в древних средневековых историко-литературных произведениях (шежере, таварихи, тарихнамэ).

Этические мотивы доминируют в творчестве национального героя башкирского народа, поэта-импровизатора Салавата Юлаева (1754 - 1800). В них воплощен образ лирического героя, который беззаветно любит свою Родину, родной народ и природу.

Лирический герой Салавата призывает соотечественников к борьбе за свободу, мужеству («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей», «Юрта» и т. д.).

В любовной лирике поэта отражаются душевная чистота, доброта и гуманность лирического героя. Например, в стихотворении «Зулейха» автор не ограничивается лишь восхищением внешней красотой девушки, он воспевает чистоту ее души, целомудрие.

Чувство святой любви Салавата Юлаева проявляется в его отношении к родным и близким («Родные мои», «По бездорожью тропы пробивая...», «Косы-накосники твоих волос...» и др.).

В лирике поэта также звучат мотивы смелости и отваги («Стрела», «Битва», «Джигиту», «Парящий в небе дербник»). Например, в песне-кубаире «Присоединившись к Пугачеву...» мужчина, всем сердцем любящий свой народ, страну и решившийся защищать их от врагов, сравнивается с героем-смельчаком. Словно в подтверждение поговорки «Один - в поле не воин», Салават призывает завоевать духовную свободу в совместной борьбе против врага, с верой и надеждой всматривается в грядущее.

Превосходство духовных ценностей над материальным миром характерно для творчества поэтов-суфиев (Ахмет Ясави, Сулейман Бакыргани, Махмут Гали, Умми Камал, Мавля Кули). Особый интерес представляют наставления Мавля Кулуя. В них преобладают жизненные мотивы и замысловатые высказывания в народном стиле, главным образом, суждения о красоте окружающего мира, о счастье жить на земле, о совершенстве человека, о добре и зле; о взаимоотношениях родителей и детей («Наставления», «Оставь заботы мира, возлюби терпенье...», «Прими, Мавля Кулуй, за правило смиренье...», «Как зима, придет к тебе старость...» и т. д.).

Нравственно-этические проблемы отразились в творчестве жившего на рубеже XVIII - XIX вв. поэта Габдрахима Усмана (1752 -1836) — «Тюркские байты о превосходстве знания», «Святые наставления, очищающие мысли», а также видного представителя поэзии I половины XIX века Хибатуллы Салихова (1794 — 1867) -«Рисаляг о курении», «Подарок детям».

Нравственные вопросы довольно смело для того времени поставлены в произведениях Шамсетдина Заки (1826 — 1865) — «Одной низкой душе», «Нужен глаз», «Будет — не будет», «Словно не может быть у кого-то пять свойств», а также в творчестве поэта II половины XIX века Гали Сокрыя (1826 — 1889) - «Прославление Казани», «Свет лампы».

Вслед за упомянутыми поэтами нравственно-этические проблемы нашли яркое выражение в стихотворениях поэтов-просветителей Мифтахетдина Акмуллы (1831 - 1895) и Мухаметсалима Уметбаева (1841 - 1907).

В центре творчества Акмуллы всегда находятся вопросы совершенствования нравственности, расширения кругозора и повышения культуры. По его мнению, единственная дорога, ведущая человека к светлой, счастливой жизни - обладание знаниями. Ученье, ремесло для него — источник счастья и богатства («Башкиры мои, надо учиться!», «Пробуждение»),

Акмулла трактует совершенство внутреннего мира личности (то есть его чистоту, красоту) как благонравие. Он дает оценку гуманности того или иного человека сквозь призму таких высоких категорий, как вера, ум, терпеливость, преданность, искренность («Назиданья», «Наставления», «Воспитанность», «Гордыня», «Желание», «Дружба», «Счастье», «Совет» и т. д.).

Мухаметсалим Уметбаев считает, что знающий и благонравный человек во всех отношениях талантлив и старателен. Он подчеркивает, что в воспитании этих качеств велика роль семьи и школы. Поэт призывает тех, кто обладает знаниями, авторитетом в обществе, не замыкаться в своих личных интересах, а верно служить народу, стране, проявляя заботу и уважение к другим («Завещание и назидание»).

Просветитель выступает против фальши, фетишей, двуличия. Он подчеркивает, что плодотворным может быть лишь труд, в который вложены собственные силы («Наставления»).

Моральный облик личности, ее духовный мир нашли отражение и в образцах любовной лирики М. Уметбаева. Мерилом совершенства у него выступают такие прекрасные качества, как человечность, терпение, дружба, верность («Встретил я одну красавицу...», «Любовь», «Другу», «Тоска», «Письмо любви»).

Для поэзии начала XX века характерно обращение к личности, молодому поколению с призывами совершенствовать свой нравственный мир, стремиться к знаниям, просвещению, следовать духу времени, быть дисциплинированным (С. Якшигулов «Книга для молодежи», Ш. Тульвинский «Юноше», Ш. Аминев —Тамьяни «Назидание», М. Гафури «Знание»),

Достаточно большое место в лирике этой поры занимают стихотворения, посвященные извечным нравственным понятиям -таким как счастье, дружба, любовь, совесть, верность (М. Гафури «Совесть», «Не продавай совести», «Первая любовь», «Пролитые слезы», «В поисках счастья»; Я. Юмаев «Одной красавице», «Другу», «Честь», «Преданность»; Г. Исянбирдин «Раскаяние»; Ш. Бабич «Совесть и страсть», «Красавица», «Грациозный стан»).

Морально-этические проблемы занимают важное место и в творчестве башкирских поэтов 1930-х годов (Р. Нигмати, С. Кудаш, М. Хай, Б. Бикбай и др.). В этом отношении весьма примечательна поэма Галимова Саляма «Дитя», где автор на примере молодой семьи

увлекательно рассказывает о становлении новой жизни, новых отношений между людьми, формировании новой личности.

Главные герои поэмы - Сайдел и Зайнап - постепенно обретают жизненные ориентации, суровую правду жизни, ее сложности. Они учатся бороться с мещанством, обывательщиной, обретают новый характер, новые духовно-нравственные черты.

В башкирской лирике военной поры отражаются высокий моральный облик личности, духовная стойкость, мужество, храбрость, решительность советского человека. Творчество поэтов отражает чувства горячей любви к Родине, готовности защитить ее от врага, ненависти к фашистам, героизм воинов-участников битв и тружеников тыла (Р. Нигмати «За Родину!», «Вперед, к победам!», «Отомсти, патриот!»; С. Кудаш «Ответь ты мне», «Человек долга»; X. Карим «Песня ненависти»; Г. Амири «Поднимайся, Урал!»; Б. Бикбай «За оружие, товарищи!» и т. д.).

Лирические герои М. Карима («Трубка», «Цветы, растущие на камне», «Декабрьская песня», «Ульмясбай»), Н. Наджми («Советскому воину», «Раздумья в окопах», «Жизнь и надежда»), М. Гали («Раненый солдат», «В госпитале»), X. Гиляжева («Из Волынской тетради», «Он не вернулся»), М. Харисова («Письмо», «Пусть не забудет Родина моя», «Клятва партизана»), Р. Саттарова («Клятва») воплотили чистоту помыслов бойца, его мужество, терпение, веру в победу.

В лирике военных лет специфическое звучание приобретает тема любви. Здесь любовь предстает как святое чувство, сила, способная подвигнуть человека на подвиг, вдохновить его на новые свершения. Письма, написанные к солдату любимой девушкой, пронизаны горячей к нему любовью, они защищают его от смерти, придают ему силы, зажигают в его душе надежду. Таковы стихотворения «Письма твоей невесты» (Р. Нигмати), «Платочек» (Б. Бикбай), «Любовь и ненависть» (X. Карим); «Любовь» (К. Даян), «Со мной» (М. Харис), «Платочек с цветком хны» (X. Гиляжев), «К тебе мои письма» (А. Вали) и др.

Говоря в целом, башкирское искусство поэтического слова в период Великой Отечественной войны вдохновляло соотечественников на проявление мужества и героизма, поддерживало в них веру в победу, отражало самоотверженный труд народа в тылу, идейно-моральную прочность советского общества.

В целом, башкирская поэзия на всех этапах своего развития в духе времени отражала морально-нравственные искания человека, выполняя, таким образом, свою идейно-эстетическую функцию.

Вторая глава — «Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 —80-х годов XX века» — состоит из трех разделов. В ней рассматриваются вопросы морали и нравственных

ценностей, затрагиваемые в поэзии исследуемого периода. В небольшом введении говорится о взаимоотношениях поэта и времени и о важной роли литературы и искусства в сохранении морально-этических норм.

В первом разделе - «Высшие нравственные ценности в творчестве поэтов» — произведения авторов рассматриваются в сравнительно-сопоставительном плане с литературой восточнославянских, тюркских и других народов. Подчеркивается превалирование таких традиционных этических категорий, как честь, достоинство, долг, совесть, счастье и т. д.

Честь и совесть как основания мира людей. Наиболее ярко поклонение этому святому понятию и призыв к людям быть честными и жить по совести звучат в произведении С. Кудаша («Сохранили»), М. Карима («Наши отношения с честью таинственны...»), ТТТ Биккулова («Честь»), Р. Сафина («Совесть»), Р. Мифтахова («Чистая совесть») и т. д.

Некоторые поэты искренне рассуждают об испытанных некогда ими муках совести, раскаянии. Например, в стихотворениях «Весь грех я на себя беру...» (Т. Юсупов), «Сожаления» (Р. Сафин), «Ошибся я...» (Р. Бикбаев), «Раскаяние» (К. Аралбаев), с одной стороны, говорится, что муки совести искони присуши человеку, с другой стороны, авторы, чтобы заглушить мучительные чувства, взывают к поэзии.

В произведениях «Не упаду я» (Р. Мифтахов), «Ошибки» (С. Алибаев), «Сожаления» (А. Игебаев), «Оступился я» (И. Киньябулатов) речь идет о том, что для того, чтобы меньше ошибаться и переживать по этому поводу, следует чаще смотреть не на небо, а себе под ноги, т. е. быть более реалистичными, а не витать в облаках.

Размышления о стремлении личности достойно жить, цели жизни, о своем предназначении в современной поэзии часто оказываются связанными с этической категорией счастья.

Лирический герой каждого поэта понимает счастье по-своему. Например, для одних счастье — в труде (Ш. Биккулов, А. Атнабаев, Р. Мифтахов, С. Алибаев, Р. Ахмадеев), для других - в единении со страной, народом (А. Ахметкужин, Б. Баимов); для кого-то - в любви (А. Валеев, Р. Шагалиев, Г. Якупова), в связи с родной землей (Р. Гарипов, Р. Сафин, Р. Хайри), в трудностях, лишениях (М. Хисматуллина, К. Киньябулатова), в семье (Т. Ганиева, Р. Хиса-метдинова, Ф. Тугузбаева) и т. д.

К тому же в поэзии проблема счастья раскрывается через принципы бытия, определяющие основной смысл жизни. Его разностороннее воплощение - это результат пристального изучения поэтами богатства человеческой души.

Проблема счастья удачно разрешена с художественной точки зрения в произведениях М. Карима («Были и победы, и успехи...»), М.Гали («Если счастлив ты...»), Р. Гарипова («Нет, не улыбнулось счастье мне...»), Р. Назарова («Счастье»), С. Алибаева («Счастье») и Др.

Нравственные качества личности также определяются через понятия «достоинство* и «слава».

Высокое положение, слава - кратковременны, человечность -самая высшая ценность на земле. Жить в гармонии с тем прекрасным миром, который тебя окружает - и есть смысл жизни. Эта идея красной нитью проходит через творчество 3. Биишевой («Слава»), М. Карима («Утаю свои зваЕшя...»), Н. Наджми («Гора и речка»); Р. Сафина («Глядя в гору»), Р. Гарипова («Привычка»), М. Сиражи («Взбираясь на гору»), А. Тагировой («Слава») и др.

Писатели также уделяют много внимания вопросам семьи и нравственного воспитания. Они призывают быть уважительными друг к другу, почитать своих родителей и близких. Дают наставления молодежи быть воспитанными, скромными, учат остерегаться псевдособлазнов — скользких путей достижения успеха в жизни, а также двуличных людей, надевающих на себя личину друга (М. Карим, Н. Наджми, Р. Гарипов, Р. Сафин, А. Атнабаев, А. Игебаев, Р. Бикбаев, К. Аралбаев, А. Тагирова, Ф. Тугузбаева,3. Кутлугильдина, Р. Хисаметдинова, Ф. Юлдашбаева и др.).

В своем творчестве поэты говорят о необходимости бороться с моральной распущенностью и болезнями современного общества -пьянством, наркоманией. Они считают, что в нравственной деградации человека есть вина бездуховности нынешней эпохи, нередко проявляющейся в недоброжелательных отношениях между людьми, которые связаны с коренными изменениями общественного строя. Писатели призывают нас быть внимательнее, милосерднее, участливее друг к другу (Р. Сафин, Р. Тимершин, К. Фазлыев, С. Габидуллин, Р. Янбеков, X. Юлдашев и др.).

Другая важная тема, характерная для поэзии этого периода -призыв к уважительному отношению к своему родному языку, осуждение бездуховности яллконого нигилизма.

Многие поэтические произведения звучат как гимн родному языку. Это «Язык матери - язык веры...» М. Карима, «Родной язык» Р. Гарипова, «Родной язык» Р. Назарова, «Мой родной язык» К. Киньябулатовой, «Башкирский язык» М. Хибатова, «Мой родной язык» Т. Ганиевой и др.

Призывы беречь родной язык как зеницу ока, почитать его отчетливо звучат в стихотворениях Р. Шакурова («Сохраните»), М. Ямалетдинова («Сокровищница народа»), 'Г. Юсупова («Родной язык»), Р. Мифтахова («Родной язык») и др.

В произведениях писателей содержится суровое осуждение тех, кто не уважает свой родной язык, принижает его. В этом отношении примечательны стихотворения А. Ахметкужина («Башкирский язык»), К. Аралбаева («Каждое второе слово — из чужого языка...»), Р. Шагалиева («Коль мой родной язык меня не может прокормить...»).

Самый интересный мотив современной лирики - призыв быть настоящим человеком, то есть вести достойный образ жизни.

По представлениям поэтов, будет ли личность достойна высокого звания Человек пли нет, зависит от того, в каких она отношениях с честыо и совестью. Человек бессовестный, невоспитанный не достоин этого звания. Такая трактовка содержится в произведениях М. Карима («Мир болен...»), Н. Наджми («Кому же руку мне подать?..»), М. Гали («Летят годы», Ф. Рахимгуловой («Совестливые, к вам я обращаюсь!..»), Р. Гарипова («Человек»), Р. Бикбаева («Добро, любовь, теплое слово...»), А. Игебаева («Жизни путь»), А. Тагировой («Убеждение»), Ф. Гумерова («Без конца мы сетуем, что времена плохи...») и т. д.

В целом, в творчестве мастеров поэтического слова этого периода через восприятие нашего современника своеобразно отразились вечные нравственные ценности, всегда будоражившие умы людей и находившиеся в центре внимания поэзии.

Во втором разделе — «Нравственные основы понятия «любовь» — представлено развернутое толкование данного понятия.

В сравнительно-сопоставительном плане анализируются мотивы интимно-личных переживаний в произведениях М. Карима, Р. Сафина, Р. Гарипова, В. Ахмадеева, Т. Танеевой, Т. Карамышевой и др.

Как отмечает Г. Б. Хусаинов, «Чувственные отношения между мужчиной и женщиной — это, своего рода, основа бытия, источник жизни. Любовь окрыляет человека, омолаживает; впрочем, она несет не только радость и счастье, но иногда - горе, страдание, даже гибель».7

В интимной лирике, в частности, присутствуют традиционные мотивы (тоска, печаль, разлука, ожидание и т.д.).

В творчестве каждого писателя они отражаются весьма своеобразно, с разных позиций. Например, в стихотворении Рами Гарипова «Первая любовь» тонко и убедительно описываются незабываемые минуты божественной любви. В нем поэт свою первую любовь сравнивает с первым весенним громом. Образ возлюбленной в

'Хусаинов Г. Б. - Жизнь. Сочинения в 3-х томах. Миниатюры.Том 2 . - Уфа, 2000. - С. 543 (на башк. яз).

душе лирического героя ассоциируется то с радугой, то с «огненной родинкой».

Мотивы преданности чистой любви, стремления сохранить это прекрасное, светлое чувство в своей душе на всю жизнь также свойственны стихотворениям Р. Сафина («Люблю»), Р. Гарипова («Первая любовь»), А. Атнабаева («Первая любовь»), М. Каримова («Тоскую»), Ф. Гумерова («Я снова брожу по тропинкам молодости...»), С. Алибаева («Тоска по первой любви»), М. Сиражи («Помнишь, дорогая?..»), X. Назарова («Не забуду»), 3. Алтынбаевой («Первая любовь»), Г. Якуповой («Первая любовь») и др. В этих произведениях картина воспоминаний юности умело воссоздается авторами при помощи различных поэтических приемов и средств.

Чувства двух любящих сердец ярко и красочно описываются в стихотворениях М. Карима («Прервав свой путь, с тобою остаюсь...»), В. Ахмадеева («Таинственная ночь»), М. Каримова («Дождливая ночь»), Ф. Кузбекова («Слияние двух сердец») и др.

Поэты, показывая любовь как естественное чувство, сравнивают ее с природными явлениями. Такие сравнения как бы усиливают смысловую нагрузку главной идеи произведения.

В стихотворениях этого плана доминирует образ ночи. Она, по мнению авторов, тайный и душевный собеседник-друг всех влюбленных, свидетель воссоединения молодых любящих сердец. Безмолвие ночи еще больше добавляет божественной силы и жара в вино любви.

Описания волшебной ночи любви характерны и для творчества женщин-поэтесс. В отличие от поэтов-мужчин, интонации стихов поэтесс более откровенны и чистосердечны. Такими качествами обладают героини произведений Т. Танеевой («Ночь проведу в объятиях твоих...»), 3. Янбердиной («Ягодка»), Ф. Харрасовой («Словно льдинка растворяюсь в твоих ладонях...») и др.

Любовь — это свободное и независимое чувство. Невозможно заставить человека кого-то полюбить или, наоборот, разлюбить. Поэтому поэты всегда воспевают красоту, силу и величие чувства чистой любви. Псевдолюбовь вызывает у них только отвращение. Они категорически выступают против корыстной любви, любви по расчету и утверждают: прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно и не выдумано. Такая идея красной нитью проходит через творчество С. Кудашева ( «Если не горит...»), Р. Сафина («То ли дождь, то ли снег...»), Р. Шаммасова («Если не полюбишь»), Р. Хисаметдиновой («Преданность»), Ш. Биккулова («Истина»), А. Гарифуллиной («Любовь не выпросить»), Ф. Мухамедьянова («Смысл жизни»), 3. Алтынбаевой («Клятва») и др.

В интимной лирике очень часто встречаются мотивы разлуки, любовных переживаний и потери любимого. Наиболее характерны в этом смысле произведения С. Кудаша («Прощание»), Ш. Биккулова

(«Виноват только я...»), А. Игебаева («Страдание»), Г. Ситдиковой («Пожалеешь...»), Г. Ахметкужиной («Неодолимая тоска»), Т. Карамышевой («Здравствуй, печаль!»), Б. Баимова («Светлая печаль») и др.

Еще один интересный, свежий мотив — «с любимыми не расставайтесь». В этом отношении примечательно стихотворение Зухры Кутлугильдиной «Будешь тосковать по мне...». В нем лирическая героиня, проявляя удивительное благородство, от всей души желает счастья бывшему возлюбленному, чтобы другая его обожала так же сильно, как она. Ведь только сам человек знает силу своего чувства.

Для любовных отношений характерны и измены и, вследствие этого, чувство ненависти. Такие тяжкие душевные переживания героя красочно описываются в стихотворении Р. Сафина («Ожидание»), А. Игебаева («Измена»), М. Каримова («Я забуду тебя»), Р. Янбулатовой («Янтарное ожерелье»), Ф. Тугузбаевой («Мелодия») и т. д.

В центре любовной лирики находится образ женщины. В творчестве поэтов-мужчин воспевается ее нравственная чистота, целомудрие, гордость, простота, человечность. Авторы призывают быть чуткими и человечными к своим любимым, беречь и дорожить самым прекрасным чувством по имени Любовь. Ведь оно так хрупко (М. Карим «Говорят, будто бы создал тебя Всевышний...», «Три чуда, покорившие меня...», Н. Наджми «Две Зулейхи», X. Гиляжев «Моя красавица»; М. Гали «Сколько раз ты оберегла меня...», Г. Рамазанов «Если любишь», Я. Кулмый «Чулпан», Р. Гарипов «Твой грациозный стан, подобный иве...», М. Каримов «Сказочная дева», Р. Назаров «Красавица», К. Аралбаев «Дочь гор» и ДР-)-

В общем, в башкирской любовной лирике этих лет раскрываются уникальность личности, удивительное богатство чувств, неповторимые оттенки переживаний. Любовь становится силой, призывающей к нравственной красоте и чистоте.

В третьем разделе - «Человек н природа: нравственность и экология» — речь вдет о взаимоотношениях человека и природы, об экологичности мышления как заботе о поддержании гармонии с природой. Подвергаются сравнительному анализу произведения X. Гиляжева, А. Игебаева, Р. Сафина, Р. Назарова, Р. Бикбаева, К. Аралбаева, Г. Давлетова, Р. Мифтахова, Р. Хисаметдиновой Г. Якуповой и др.

Проблема взаимоотношений человека и природы является одной из центральных проблем в мировой литературе, в частности в поэзии — с тех пор, как человек начал осмысливать мир в мифологических образах.

В башкирской лирике 70-80-х годов прошлого столетия эта важная тема освещается двояко: как восхищение родным краем, гордость за него, любовь к земле и водам, осмысление себя частью природы; как борьба за сохранение этой красоты и природных ресурсов родины.

Отметим, что в поэзии исследуемого периода сравнительно редко встречаются чисто пейзажные стихотворения, описывающие природу как таковую, саму по себе. Обычно пейзаж является важным средством отражения душевного состояния героя, строя его мыслей.

Великолепные образцы пейзажной лирики можно встретить в творчестве С. Кудаша, М. Карима, Н. Наджми, М. Гали, Р. Гарнпова, Р. Сафина, А. Игебаева, Р. Назарова, Р. Бикбаева, X. Назарова, Р. Хисаметдиновой, К. Алибаева, Р. Ахмадиева и др.

Преобладающие мотивы лирики пейзажа — восхищение родной природой, землей и водами, тяготение к ней, тоска на чужбине по родным просторам. Эти традиционные мотивы у каждого поэта находят свое своеобразное преломление (Ш. Биккулов «Земля», Ф. Рахимгулова «Возвращаясь...», Р. Бикбаев «Поющая родину...»; В. Ахмадиев «Восхищаюсь родными горами», Г. Давлетов «Я - сын земли», Р. Сафин «В деревне», А. Тагирова «Родная земля», М. Ямалетдинов «Еду я в края родные...», Р. Шакуров «Природа») и ДР-

В поэтическом арсенале писателей мы имеем дело с различными видами пейзажей.

Например, в пейзаже, основанном на слуховом восприятии, лирический герой общается с природой, как с живым существом, так что он в состоянии понять каждый изданный ею звук, каждую интонацию.

Пейзаж-зрение. Здесь поэт не довольствуется только изображением природы, а для того, чтобы привлечь внимание читателя, как бы оживляет ее - одним словом, воспроизводит природу как одушевленное лицо.

Психологический пейзаж. Этот вид пейзажа основан на раскрытии мыслей и чувств, переживаний лирического героя при помощи образов природы.

Стереоскопический пейзаж (синтетическое единство пейзажей, основанных на слуховом и зрительном, чувственном восприятии).

Указанные виды пейзажей часто встречаются в лирике М. Карима, Г. Рамазанова, М. Гали, А. Игебаева, Р. Сафина, Р. Гарипова, Р. Назарова, Р. Бикбаева, X. Назарова, М. Басырова, А. Тагировой, К. Аралбаева, Р. Хисаметдиновой, Г. Якуповой, Т. Карамышевой и др.

Родной край, природа в лирике исследуемого периода изображаются в неразрывной связи с образом Башкортостана. Например, в стихотворении Назара Наджми «Башкортостан» образ

родины удачно передан через собирательный образ трудолюбивого народа. В произведении превалирует чувство не столько восхищения, сколько гордости за народ. Поэту в той же степени дорога благодатная и щедрая земля предков. Родная земля — это воздух, и вода, и огонь, и земля: то, что дается человеку с рождения; край, где он впервые учится постигать окружающий его мир. Поэт призывает беречь честь предков, оставаться всегда верными родине.

Прославление Башкортостана, глубокие размышления о его прошлом и настоящем и беспокойство за будущее нашли художественное воплощение в произведениях Р. Бикбаева («Башкортостан»), К. Киньябулатовой («Моя родина -Башкортостан»), В. Ахмадиева («Родная земля»), А. Ахметкужина («Башкортостан»); С. Алибаева («Родная колыбель»), Р. Мифтахова («Башкортостан»), Р. Кулдавлетова («Невеста»), Ф. Кузбекова («Башкортостан») и др.

Большое место в лирике природы занимают экологические вопросы. Как правило, экологические проблемы не могут быть решены вне категории морали, так как оба эти понятия тесно связаны друг с другом.

Экологические вопросы по-разному преломляются в творчестве поэтов. Например, в поэме народного поэта Башкортостана Равиля Бикбаева «Жажда» своеобразно отразились проблемы судеб природы и человека, существующие между ними сложные взаимоотношения. Лирический герой предстает джигитом, который умеет дорожить родным краем, глубоко ощущает счастье и радость бытия.

С одной стороны, он подчеркивает ту большую роль, которую сыграла индустриализация в жизни страны; с другой — изобличает варварское отношение к природным ресурсам и окружающей среде, когда, увлекшись великими стройками и переустройством общества, люди начали хищнически использовать ее богатства.

В поэзии природа мыслится как живое существо. Всех авторов объединяет идея необходимости бережного отношения к природным ресурсам. Природа для них — самое большое богатство. Поэты предостерегают людей от безумного использования природных ресурсов, напоминают, что их нужно беречь как самое дорогое достояние; авторитетно заявляют о том, что судьба природы, а следовательно, и судьба всего человечества всецело зависит от самого же человека, от того, насколько верно он организует свои взаимоотношения с природой (X. Гиляжев «Легенда об убитой черемухе», Р. Мифтахов «Раненая рябина», К. Аралбаев «Белая юрта», Г. Давлетов «Отцовское завещание», Г. Якупова «Преступление», А. Утябаев «Родник» и др.).

В целом, в башкирской поэзии исследуемого периода взаимоотношения человека и природы переплетаются с темой любви к родному краю и проблемой экологии, чрезвычайно актуальной в

наше время. При этом особый акцент делается на раскрытии духовно-нравственного облика героя, его жизненной философии.

В третьей главе — «Поэтика нравственно-этического содержания поэзпп 70 — 80-х годов XX века» - проводится анализ художественного мастерства писателей; выявляются особенности поэтики в ракурсе определения степени традиционности и новаторства стихотворных произведений исследуемого периода.

Как отмечает К. Ахмедьянов, «Поэтическое искусство — явление сложное и многогранное. Если рассматривать с точки зрения мастерства, обычно та или иная сторона одного произведения больше притягивает внимание, а другого - нет. Например, некоторые поэты берут новизной содержания. Бывают произведения, пленящих поэтическим языком. Если они совпадают в произведении, то это большая удача»8. Естественно, удачное со всех сторон стихотворение сразу привлекает внимание читателей и возбуждает эстетические чувства.

Творчество башкирских поэтов изучаемого периода представлено различными поэтическими жанрами и формами. Что касается особенностей поэтики их произведений, то здесь можно отметить активные поиски новых интонационно-ритмических средств, оперирование разнообразными поэтическими приемами.

При описании особенностей характера лирического героя, его духовно-нравственного облика поэты используют разнообразные средства художественного описания: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, эвфемизм, аллегория, метонимия, ирония, гипербола, гротеск, литота. Особое место занимают сравнение и метафора, которые имеют различные формы. Например, простые сравнения, полные сравнения, слитные сравнения, смешанные сравнения и т. д. (С. Кудаш, Я. Кулмый, Р. Гарипов, Р. Назаров, Р. Хисаметдинова, Г. Юнусова и др.).

Умение и точное использование метафор (метафора — «скрытая в глубину», метафора-изображение» и т. д.) наблюдается в творчестве М. Карима, Р. Гарипова, Р. Сафина, Р. Назарова, Р. Бикбаева и др.

Для скрытого высмеивания и критики отдельных изъянов нашего общества или отрицательных черт характера человека, авторы часто обращаются к иронии. В этом отношении примечательны произведения Р. Гарипова, М. Каримова, А. Атнабаева, Р. Мифтахова, Ф. Гумерова, К. Фазлутдинова и др.

В творческом арсенале писателей широко используются такие стилистические фигуры, как анафора, эпифора, эпанастрофа, риторический вопрос, риторическое обращение, являющиеся важным

8 Ахмедьянов К. Г. Салям. Жизнь и творчество. — Уфа, 1980. — С. 133 (на башк. яз.).

средством усиления выразительности не только образно-художественной речи, но и речи необразной.

Во избежание повторов и примитивных сравнений в произведениях авторов употребляются такие лексические средства художественной выразительности, как антонимы, синонимы, омонимы.

В лирике исследуемого периода встречаются и традиционные образы (лебедь, соловей, ворон, сокол, крылатый конь и т. д.). Скажем, соловей символизирует священную силу, способную утешить душу лирического героя, клекот орла напоминает любимого, находящегося на большом расстоянии, лебедь — женскую красоту (М. Карим. «Молод был я, гордый, словно беркут...», Я. Кулмый. «Мой соловей», Р. Гарипов. «Ты, как лебедь, плаваешь в тиши...», А. Тагирова «Море» и др.).

Часто встречаются образы деревьев: березы, сосны, дуба, ивы, черемухи, которые выполняют различные функции. Например, образ березы - это символ горя, одиночества женщины-вдовы, символ матери-героини, красивой молодой девушки, а также ассоциируется с разлукой, одиночеством и тоской (Р. Сафин «Береза, растущая на скале», Я. Кулмый «Береза и ель», Р. Хисаметдинова «В березовом лесу», Р. Янбеков « Весенняя песня» и др.).

В общем, в своем творчестве башкирские поэты вкладывают в традиционные образы новое содержание, что свидетельствует о диалектической связи традиции и новаторства. Также для их поэтических произведений характерно частое употребление метких народных пословиц и поговорок. Это помогает приблизить образ лирического героя к народу, сделать его более живым. Например, «Чем быть султаном на чужбине, лучше простым быть смертным на земле родной» (3. Биишева. «Завет отца»), «Дела, что отложены, снегом покроются» (М. Сиражи. «Правду сегодня скажи»), «Две головы не уместятся под одной шапкой» (К. Киньябулатова. «Летите, звезды»), «Сказанное слово - выпущенная стрела» (Р. Гарипов. («Сыну»), «Терпенье - подобно золота» (X. Назар. «Листья»), «Главу склоненную не рубят» (Г. Юнусова. «Склонилась над водою ива») и т. д.

В эти годы ряд поэтов обратились к песеннему наследию своего народа. Введение в ткань стихотворения отрывка из народной песни, как нельзя лучше раскрывающей душевное состояние лирического героя, часто является вполне обоснованным и оправданным (М. Карим. Девушки вышивают», Р. Сафин «Алляриля ляриля», Р. Ту игу нов. «Дорога Канифы», Г. Юнусова «Башкирка», Ф. Тугузбаева. «Порог» и т. д.).

В целом, поэтическое мастерство башкирских писателей тесно связано с владением ими тонкостями поэтического словотворчества, а

искусство умелого использования последних определяется силой их литературного дара.

В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются общие выводы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

А. Монография:

1. Ахметова - Фазылова Ф. С. Творчество Рафаэля Сафина. -Уфа: Гилем, 1999.-86 с.

Б. Публикации в научном издании, аккредитованном ВАК:

2. Фазылова Ф. С. // Нравственные ценности в современной башкирской поэзии (на примере творчества Р. Сафина) /Фазылова Ф. С. // Вестник Башкирского госуниверситета. Том IV. -2008. №3,- С. 519-522.

3. Тема любви в современной башкирской поэзии /Фазылова Ф. С. // Вестник Челябинского Университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 39. - 2010. №39. - С. 138 - 141.

B. В других изданиях:

4. Поэт и время /Фазылова Ф. С. // Агидель. 1999. №8. - С. 187 -

191.

5. Творческий мир поэта /Фазылова Ф. С. // Учитель Башкортостана. 1999. № 4. — С. 35 - 36.

6. Прекрасные чувства /Фазылова Ф. С. // Ядкяр. Вестник гуманитарных наук Академии наук РБ. 2002. № 3. - С. 111-117.

7. Морально-этические проблемы в творчестве Р. Сафина /Фазьшова Ф. С. // Тюркология накануне XXI века. Достижения, состояние, перспективы. Тр. Международного конгресса. Т. 2. 2005. -

C. 169- 173.

8. Образ Башкортостана в современной башкирской поэзии /Фазылова Ф. С.//Россия и Башкортостан: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. -Уфа, 2007.-С. 274-275.

9. Пейзажная лирика в современной башкирской лирике (на примере творчества А. Игебаева) /Фазылова Ф. С. // Гуманитарные

науки в Башкортостане: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ИИЯЛ УНЦ РАН. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 227 - 228.

10. Любовная лирика в башкирской поэзии второй половины XX века /Фазылова Ф.С. // Башкирская филология: достижения и актуальные проблемы: Материалы республиканской научно-практической конференции. Часть ГУфа. 2007. — С. 204 - 206.

11. Тема нравственности в современной башкирской поэзии /Фазылова Ф. С. // Городские башкиры: прошлое, настоящее, будущее. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному Курултаю башкир. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. - С. 348 - 349.

12. Сравнение как изобразительное средство в лирике Р. Хисаметдиновой /Фазылова Ф.С. // Урал - Алтай: через века в будущее: Материалы IV Всероссийской научной конференции, посвященной III Всемирному Курултаю башкир. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. - С. 333 -335.

13. Образ женщины в современной поэзии /Фазылова Ф. С. // Интеллектуальный потенциал XXI века: Материалы региональной научно-практической конференции Учалинского филиала БашГУ. Часть II. - Уфа, РИЦ БАШГУ, 2011. - С. 152 - 157.

14. Нравственные мотивы в башкирской поэзии начала XX века /Фазылова Ф. С. //Башкирский фольклор: Исследования и материалы. Выпуск VI. Уфа: Гилем, 2011. - С. 217 - 223.

15. Тема «Человек и природа» в современной лирике /Фазылова Ф. С. // Этногенез. История. Культура: I Юсуповские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти Рината Мухаметовича Юсупова. - Уфа, 2011. -С. 293 -297.

16. Отражение духовных ценностей в башкирской поэзии: Ма1епа1у IX М1ес1гупагос1о\¥е] паикомч-ргак^усгпе] копГсгспс)1 «Strategiczne руЧата swiatowej паи1а» - Рггетуз1, 2013. («Стратегические вопросы мировой науки»: Материалы IX Международной научно-практической конференции. — Польша, 2013. -С. 32-35).

Отпечатано в типографии «Фаст-Полиграф» 450015, г. Уфа, ул. К. Маркса, 65 тел. (347) 274-13-87 741387@gmail.com www.02print.ru

 

Текст диссертации на тему "Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века"

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Российской академии наук

04201362203

Фазылова Флорида Салимовна

Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии

70 - 80-х годов XX века

Специальность - 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации

(башкирская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор, академик АН РБ Хусаинов Г. Б.

Уфа-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................3 -8

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Отражение духовных ценностей в башкирской поэзии...9 - 37 ГЛАВА ВТОРАЯ

Нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века

2.1. Высшие нравственные ценности в творчестве поэтов ...........38 -65

2. 2. Нравственные основы понятия «любовь»...........................65 — 90

2. 3. Человек и природа: нравственность и экология..................90 - 110

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Поэтика нравственно-этического содержания поэзии 70 - 80-х годов XX века..........................................................111 - 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................150 - 155

БИБЛИОГРАФИЯ

156-167

ВВЕДЕНИЕ

Представления о добре и зле, чести и достоинстве, смысле жизни, счастье, долге насквозь пронизывают мировую литературу и все ее жанры, в том числе и поэзию. Потому что «нравственность - это плод передающегося из века в век накопленного опыта человечества» [153, 47].

Нравственно-этические понятия, актуальные во все времена, не потеряли своей значимости и в современной литературе, в частности поэзии. Это наглядно видно на примере литературы второй половины XX века.

Обращение писателей, поэтов и литературоведов к нравственным проблемам этого периода не случайно, это явление закономерное. Оно связано, прежде всего, с художественной концепцией человека — центральной темой в литературе, а также факторами и обстоятельствами развития общества.

О злободневности этой темы свидетельствуют дискуссии, которые интенсивно велись на страницах периодической печати. Например, острые споры возникли вокруг проблемы «Нравственность: личность и литература» («Литературная газета», 1978, 12, 19 июля; 9, 23 августа ).

В выступлениях Ю. Андреева «Современник: дело и слово», В. Камянова «Уравнение без неизвестных», В. Шугаева «Для удобства любимого героя», Вл. Коробова «Что за словом?». Н. Высоцкой «Выйти за пределы» как раз речь идет о проблемах нравственного становления личности, о том, как литература участвует в воспитании лучших качеств человека - его принципиальности, честности, сознательного отношения к общественному долгу.

Нравственно-этические проблемы этого периода удачно разрешены с художественной точки зрения в творчестве русских, национальных, в том числе башкирских писателей, а именно - В. Шукшина, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Астафьева, А. Адамовича, В. Белова, В. Распутина, В. Быкова, С. Залыгина, А. Вознесенского, Н. Рубцова, В. Казанцева, В. Цыбина, Л. Мартынова, И. Шкляревского, С. Викулова, В. Федорова, Ю. Кузнецова, В. Шефнера,

И. Друцэ, Н. Думбадзе, X. Ашинова, И. Машбаша, И. Юзеева, Р. Файзуллина, Г. Афзала, М. Карима, Н. Наджми, X. Гиляжева, Н. Мусина, А. Абдуллина, Р. Гарипова, Р. Сафина, А. Игебаева, Р. Бикбаева , К. Аралбаева и т.д.

Выбор данного периода обусловлен тем, что он, на наш взгляд, связан со значительными изменениями в жизни страны времен «застоя» и «перестройки». Именно в данный период личность и ее богатый духовный мир, борьба за ее духовное величие выдвигаются на первый план литературы всех народов России, в том числе башкирской литературы.

Степень изученности темы. В отечественном литературоведении нравственно-этические проблемы освещались в научных трудах известных русских ученых-литературоведов и критиков: А. Г. Барласа, В. И. Гусева, С. А. Липина, Г. И. Ломидзе, Л. М. Сипко и др. [5, 30, 42, 54]. Основное внимание в этих исследованиях уделено проблеме взаимотношения личности и общества, концепции человека, вопросам нравственно-этического формирования личности. Изучению морально-этических проблем посвящен ряд диссертационных работ последних лет, где вопросы этой проблематики рассматривались на различном национальном и жанровом материале [170, 171, 172].

Нравственно-этический аспект в башкирском литературоведении, в особенности поэзии, впервые был исследован К. А. Ахмедьяновым. Его научные работы в этой области были обобщены на литературно-теоретическом семинаре и впоследствии вошли в посмертную книгу «Прекрасное и героическое в поэзии» (Уфа, 1982, составители С. Сафуанов, Р. Ахмедьянова).

В своих трудах, анализируя живой литературный процесс, известный ученый-литературовед показывает, что в центре художественной литературы находится человек и отображение борьбы за обогащение его духовного мира. К. А. Ахмедьянов определил круг вопросов, стоящих перед обществом; на

примере конкретных литературных фактов сформулировал первостепенные задачи и цели башкирских литераторов.

Указанные проблемы в башкирском литературоведении затрагивались в монографических исследованиях Р. Б. Ахмадиева, Р. Н. Баимова, М. Ф. Гайнуллина; Р. Т. Бикбаева, Г. Н. Гареевой, Т. А. Кильмухаметова, 3. А. Нургалина, А. X. Хабирова, Г. Б. Хусаинова [147, 4, 86, 9-10, 82, 99, 118, 144, 137-139].

Однако до сих пор в башкирском литературоведении, в частности поэзии, нет специального исследования по этой теме. Отдельные аспекты данной проблемы затрагивались в трудах Р. Т. Бикбаева, А. X. Хабирова, Г. Б. Хусаинова и других исследователей.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработанностью нравственно-этических проблем в башкирском литературоведении и необходимостью их разностороннего и углубленного изучения на примере башкирской поэзии второй половины XX века.

Цель диссертационной работы - выявить закономерности и особенности художественного отражения нравственно-этических поисков в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века.

Задачи исследования:

- проследить общее отражение морально-нравственной проблемы в башкирской поэзии, а также показать ее историческую эволюцию.

- выявить способы художественного воплощения данной проблемы в башкирской поэзии 70-80-х годов XX века; определить ее идейно-эстетическое и морально-нравственное значение.

- исследовать особенности поэтики стихотворных произведений и оценить художественное мастерство башкирских писателей исследуемого периода.

Методологической основой исследования являются сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический методы литературоведческого анализа.

Теоретическую базу диссертации составили труды русских, башкирских ученых-литературоведов и критиков: А. Г. Бочарова, Ф. С. Кузнецова, А. Ф. Лапченко, С. А. Липина, Г. И. Ломидзе, А. М. Михайлова, Л. С. Сипко; К. А. Ахмедьянова, Р. Т. Бикбаева, М. X. Идельбаева, Г. С. Кунафина, Г. Б. Хусаинова, 3. Я. Шариповой.

Исследователем также привлекались в области этики и философии общетеор етического и конкретно-исторического характера: А. Аристотеля, Г. Гегеля, А. И. Герцена, И. Канта; А. А. Гусейнова, Д. Ж. Валиева, И. В. Стеблевой, 3. Рахматуллиной и др.

Объект исследования. В диссертации анализируются поэтические произведения башкирской литературы, написанные в 70-80-е годы XX века, а именно стихотворения Равиля Бикбаева, Муси Гали, Тамары Танеевой, Рами Гарипова, Абдулхака Игебаева, Мустая Карима, Рифа Мифтахова, Назара Наджми, Рашита Назарова, Рафаэля Сафина, Факихи Тугузбаевой, Рамзили Хисаметдиновой и других поэтов, вошедшие в золотой фонд национальной поэзии Башкортостана.

Предметом исследования являются нравственно-этические проблемы в башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении предпринята попытка осуществить системное и комплексное изучение особенностей нравственно-этических проблем на примере башкирской поэзии 70 - 80-х гг. XX века. На защиту выносятся следующие положения:

1. В центре внимания башкирских писателей исследуемого периода находятся такие основополагающие нравственные принципы, как честь, слава, счастье, любовь, дружба и т. д. Эти вечные категории своеобразно преломляются в творчестве поэтов, будучи рассматриваемы с точки зрения нашего современника.

2. В любовной лирике этих лет раскрываются уникальность личности, удивительное богатство чувств, неповторимые оттенки переживаний. Любовь становится силой, призывающей к нравственной красоте и чистоте.

3. Взаимоотношения человека и природы переплетаются с темой любви к родному краю и проблемой экологии, чрезвычайно актуальной в наше время. При этом особый акцент делается на раскрытие духовно-нравственного облика героя, его жизненной философии.

4. Для раскрытия богатого нравственно-этического содержания башкирской поэзии 70 - 80-х годов XX века писатели удачно применяют разнообразные художественные приемы и лексические средства, достигая больших высот поэтического мастерства и совершенства.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты и материалы диссертации, основные ее положения могут быть

использованы при разработке отдельных проблем истории башкирской литературы, при составлении учебных и учебно-методических пособий по изучаемой теме, а также в процессе преподавания башкирской литературы указанного периода в высших учебных заведениях, колледжах, лицеях и гимназиях.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела литературоведения Института истории, языка и литературы УНЦ РАН и кафедры башкирской литературы до 1917 года ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Основные положения диссертации отражены в монографии, в 15 научных статьях, в том числе в 2-х публикациях, опубликованных в рекомендованных ВАК, а также были изложены в виде докладов на секциях международных, всероссийских и межрегиональных научных и научно-практических конференций.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава первая

Отражение духовных ценностей в башкирской поэзии

Нравственно- этические проблемы являются краеугольным камнем бытия людей - с древних времен до сегодняшних дней. Наиболее ярко они отразились в Коране, Библии, а также в древневосточных и средневековых литературных источниках.

В переводе с французского слово «этикет» означает «ярлык, этикетка». «В далеком XVII на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки-этикетки с перечнем требуемых от них правил поведения» [123, 7].

Арабскому слову «каги$Э» ^правило») в «Толковом словаре башкирского языка» дается следующее пояснение: основная мысль, отражающая закономерности между различными явлениями и их соотнесенность относительно друг друга.

Интересные сведения из области нравственно-этических правил содержатся в работах Б. X. Багажникова «Этикет адыгов» (Нальчик, 1978), В. Овчинникова «Сакура и дуб» (Москва, 1987) и др.

Понятие «этикет» по смыслу близко к слову «этика». Как утверждает ученый-философ Абдусалам Гусейнов, «термин «этика» - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «этос» (ethos), означавшего в далекие времена местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Позднее данное слово приобретает новый смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых» [31,3].

Впервые понятие «этика» встречается в трактатах древнегреческого ученого и философа Аристотеля (384-322 гг., д. н. э.): «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». Затем оно проникло в латынский язык через римлян - мораль (mores) - обычаи, нравы.

В русском языке существуют термины «нрав», «нравственный», «нравственность» (Поликарпов, «Русский словарь», 1704; Нордстет «Русский словарь», 1780; «Академический словарь», 1793).

В общем и целом, понятия «этика», мораль», «нравственность» являются синонимами. Они у разных народов, например у башкир, употребляются как д$дп-эхлаК, у татар — эдэп-эхлак, у казахов — кулык-тылык, у азербайджанцев — эхлаг, таджиков - ахлок.

Слово «9ХЛЭЮ> («нрав») - арабского происхождения Оно проникло в башкирский язык вместе с мумульманской религией. В «домусульманский период в истории башкир вместо понятия «эхлак» употреблялось слово «якшылык» («доброта») [15, 51]. Об этом свидетельствует Орхоно-Енисейская надпись в честь Культагин-Кагана: «Угар алыгда яг "Кылтым» [55, 80], то есть «перед ними совершал добро».

В целом, в переводе с арабского слово «э$эп» («нрав») означает «гэ$эт» (свод правил).

Сегодня понятия «этика», «мораль», «нравственность» активно употребляются не только для обозначения явлений, имеющих отношение к жизни общества, но и относительно к науке, искусству, а именно к литературоведению.

Понятие «мораль» имеет различные определения в современной научной литературе. Во-первых, оно связывается с правилами поведения. Во-вторых, оно рассматривается как требования, предъявляемые обществом по отношению к личности. В-третьих, считается, что мораль - это внутренняя совесть человека, кодекс чести. В - четвертых, самым главным показателем морального облика человека принято считать способность личности совершать добро. Конечно, вполне возможно, что каждая из упомянутых точек зрения относительно природы морали в определенной степени справедлива. Обобщив их, можно сделать следующий вывод: «Являясь самым главным видом общественного сознания, нравственность, или мораль, - социальная сила,

и

подтверждающая единство человека и общества, человека и природы, организующая это единство» [16, 18-19].

Видимо, не случайно у древних арабов понятия «я?ыусы» ^писатель») и «э?ип» («литератор») произошли от слова «э$эп» («нравственность», «воспитанность»), а также то, что искусство слова употреблялось и в значении «э?эбиэт» («литература»), и в смысле «свод нравственности». Как отмечает академик Гайса Хусаинов, «Многое объясняется тем, что в основе слова э?эбиэт лежит обобщенно понятие э$эп. Писателя часто называют словом э$ип». Это слово обозначает воспитатель-педагог, обучающий человека благонравию, хорошим манерам, правилам морали, широко образованный человек. Важно, чтобы э?ип» (педагог) и сам был благонравным и воспитанным человеком. Его имя (воспитатель) и сущность должны быть едины, а слова не расходиться с делами, только в этом случае он может считаться настоящим воспитателем, истинным писателем» [140, 19].

Несомненно, если литератор-творец чистосердечен и искренен, он сможет воспитать у своего читателя такие же нравственные качества. А. Герцен определял литературу как «эстетическую школу нравственности», художественно отражающую духовное, нравственное состояние общества» [25, 59].

Нравственно-этические каноны общества нашли воплощение во всех основных жанрах башкирского народного творчества. Они занимают центральное место в таких эпических памятниках, как «Урал-батыр», «Акбузат», «Кузкурпэс и Маянсылу», часто упоминаются в пословицах и поговорках.

Большое место занимают морально-этические проблемы в древнетюркских литературных памятниках, в частности, дастанах, созданных в средневековую эпоху: «Кисса-и-Юсуф» Кул Гали, «Хосров и Ширин» Кутби, «Мухаббатнамэ» Хорезми, «Джумджума султан» Катиба, «Гулистан бит-тюрки» С. Сараи.

Вопросы нравственности нашли отражение в творчестве сказителей-мастеров слова (Хабрау, Асан-Кайгы, Казтуган, Шалгыз), сэсэнов (Кубагуш, Карас, Баик, Буранбай-Яркей, Ишмухамет, Габит), а также в древних средневековых историко-литературных произведениях (шежере, таварихи, тарихнамэ).

Этические мотивы доминируют в творчестве национального героя башкирского народа, поэта-импровизатора Салавата Юлаева (1754 - 1800). В них воплощен образ лирического героя, который беззаветно любит свою Родину, родной народ и природу.

«Родимая сторона - золотая колыбель». В основе меткой народной пословицы лежит глубокий смысл. Если вдуматься - что может быть ближе человеку, чем его родина. Ведь она каждому дорога и мила. Примером тому служит произведение Салавата Юлаева «Родная сторона».

Милая моя земля, Реки сладки, поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал, -Я одну мечту таю: Родину воспеть мою. Головой под небо встал Великан седой Урал, Этот сказочный простор, Приковал навек мой взор, Вечно б я хвалил тебя! Вечно воспевал тебя!.. (Перевод Б. Турганова)

На первый взгляд, в стихотворении изображен обычный природный объект. Между тем, как много в этой простоте глубокого значения, различных оттенков! Душа лирического героя полна восхищения красотой родного края, чувства гордости за него. Поэт «посредством прославления природы родимой земли - Урала проявляет свою искренность, гражданственность, патриотические чувства, философские воззрения» [94, 19]. В �