автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Нравственно-рациональный выбор и человеческий фактор
Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-рациональный выбор и человеческий фактор"
-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ХАРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМИШ
И ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.ГОРЬКОГО
На правах рукописи
/
РЫБАЛКО Тамила Сергеевна
УДК 103.3
НРАВСТВЕННО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 8АКТ0Р
Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Харьков 1988
Диссертация выполнена на кафедре марксистско-ленинской философии Одесского технологического института пищевой промышленности им. М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Плахотныи А.О. /Харьков, госуниверситет/.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Бычко К.З. /Киев, госуниверситет/,
кандидат философских наук, доцент Левченко Е.В. /Харьков, институт культуры/.
Ведущая организация - Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ростовском государственном университете им. М.А.Суслова.
Защита состоится ¿У 1989 г. ь 7Ь час.
на заседании специализированного совета К 068.31.09 в Харьковском ордена Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы народов государственном университете им. А.М.Горького / 310077, Харьков, пл. Дзержинского, 4, ауд.З/оЗ /.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Харьковского госуниверситета им. А.М.Горького
Автореферат разослан " -*у/ хдцз г.
Учений секретарь
специализированного совета Л.Н.Дениско
(-Тле.: » Общая характеристика работы
—— Миз^лмость^^ Совершенствование социалистических
производственных отношений, переход к новым принципам управления, демократизация, расширение самостоятельности, пробуждение инициативы, постоянная нацеленность на поиск и внедрение нового, творчество, а также сопутствующая перестройке неизбежная борьба с тем, что относится к факторам торможения, - все эти процессы обусловлены особым видом духовной деятельности: принятием решений, и их успешное осуществление зависит от ее эффективности. В свою очередь кардинальная перестройка общественной практики приводит к изменениям условий, в которых приходится принимать решения. Эти изменения можно проследить по ряду параметров.
Во-первых, неизмеримо возрастает число принимаемых общественно значимых решений. За счет этого, а также процессов демократизации и расширения самостоятельности происходит значительное увеличение числа людей, участвующих в принятии решений. Во-вторых, происходит очень важное для развития общества сближение в процессах принятия решений общественных и личных сфер жизни. В-третьих, достаточно типичным для принятия решений становятся условия, порождаемые столкновениями людей или групп, то есть личными и социальными конфликтами.
Изменение обстоятельств, связанных с принятием решений, и значительность роли последних в процессах перестройки обусловливает тот интерес, который проявляется в настоящее время к этому компоненту человеческой деятельности. В документах КПСС, начиная с апрельского /1985 г./ Пленума ЦК, содержатся неоднократные обращения к рассмотрению различных аспектов принятия решений.
Среди относящихся к принятию решения проблем, требующих теоретического анализа, имеется целый ряд философских, методологических и нравственных. Основу проблематики данной работы составляет исследование философско-методологических аспектов одного из важнейших элементов принятия решений - рационального /то есть , базирующегося на знании и обоснованного/ выбора. Рациональность, связанная с выбором, раскрывается при этом не только с точки зрения содержания и сущности, но и с позиций двух ее основных функциональных сторон. Во-первых, в плане того, как она влияет на эффективность деятельности, направленной на достижение практических целей. Во-вторых, в аспекте того формирующего воэдейст-
вия, которое рассматриваемый компонент принятия решений оказывает на сознание людей. С этой, второй, точки зрения выбор предстает как особый феномен общественной жизни и в его исследовании весьма существенное значение приобретает нравственная проблематика. Необходимо отметить также, что указанные две стороны рационального выбора находятся в диалектической взаимосвязи и для современной практики принятия решений необходимы теоретико-методологические основы, позволяющие в достаточной степени их учитывать и устанавливать их правильное соотношение.
Сов^менное ,со_сто_яние Л&об лемы. Существенные результаты, касающиеся философских и нравственных сторон рационального выбора, содержатся в публикациях ряда советских и зарубежных авторов. Вместе с тем многие проблемы, актуальность которых была обоснована выше, остаются недостаточно разработанными. К ним относятся - комплексное рассмотрение принятия нравственно-рациональных решений в условиях конфликтов, формирующее влияние нравственно-рационального выбора на индивидуальное и общественное сознание. Требует также известного развития теория рационального выбора в целом. В данном исследовании делается попытка решения некоторых аспектов указанных проблем.
Ц2й.ЧЛ.ЛВЖЩЛШШШЖ• Цель настоящей работы - развитие марксистско-ленинской философии как мировоззренческой и методологической основы конкретно-научных исследований и практики принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Предполагается осуществить это развитие в первую очередь в тех направлениях, которые определяются современными изменениями в условиях принятия решений в наиболее важных областях общественной жизни. Достижение указанной цели зависит от решения следующих основных задач:
а/ обобщить сложившиеся в различных научных дисциплинах представления о рациональности человеческих действий и на этой основе дать целостную философско-методологическую трактовку предпосылок нравственной рациональности выбора в процессах принятия решений 5
б/ исследовать природу и функции нравственно-рационального выбора как особого общественного явления и вида духовной деятельности ;
в/ разработать философско-методологические основы принятия
нравственно-обусловленных решений в ситуациях социальных и межличностных конфликтов с ориентацией на поиск путей их конструктивного разрешения ;
г/ раскрыть специфику этики конфликтного взаимодействия и сформулировать ее основы.
исследования составляют основные положения и принципы диалектического и исторического материализма, разработанные К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Лениным. Использовались в этой связи также програшные документы КПСС и Советскогр правительства, работы советских философов по теории материалистической диалектики, историческому материализму, этике, методологии научного познания и философским проблемам ряда конкретных наук.
Наданал J«EИзнaисследования. В целом научная новизна диссертационной работы определяется предложенной концепцией нравственно-рационального выбора как специфического элемента социальной деятельности. Кроме того, элементы новизны содержат следующие результаты исследования.
1. Методологическое различение понятий выбора-ситуации и выбора-процедуры. Выделение на этой основе главных предпосылок /компонентов ситуации выбора/ выбора, определяющих рациональность соответствующей процедуры в процессах принятия решений.
2. Систематическое рассмотрение функций конфликтов в социальном развитии, выявление условий их конструктивного и деструктивного влияния на него. Дифференциация типов принятия решений, направленных на разрешение конфликтных ситуаций, й построение на этой основе типологии конфликтов.
3. Конкретизация понятия качества решения на основе различения двух диалектически взаимообусловленных подходов к его оценке, а также раскрытие зависимости качества решений от форм их принятия и типов конфликтов.
4. Раскрытие некоторых аспектов нравственной детерминации рационального выбора как элемента принятия- решений. Проведение различия между понятиями "моральный конфликт" и "нравственная обусловленность выбора решений в условиях конфликтов". Систематизация критериев, принципов морального выбора и нравственных норм принятия решений в конфликтных ситуациях. Введение двух новых принципов морального выбора. Разработка предстапления об
этике конфликтного взаимодействия.
5. Раскрытие содержания категории риска, ответственности, компетентности и гласности в тех аспектах, которые связаны с происходящими в нашей стране в настоящее время изменениями в условиях принятия решений.
6. Анализ механизмов, обусловливающих влияние нравственно-рационального выбора на изменение сознания людей, выделение ряда типологических черт личности, которые могут формироваться за счет указанного влияния.
Практическая ценность исследования. Результаты диссертационной работы могут служить методологической основой конкретно-научных исследований процессов принятия решений, рационального выбора, межличностных и социальных конфликтов в социологии, психологии, теории управления, педагогике, кибернетике и др. Распространение выводов, содержащихся в работе, будет способствовать перестройке и повышению культуры мышления, реализующегося в практике принятия общественно значимых и личных решений. Материалы данного исследования могут быть использованы в преподавании марксистско-ленинской философии, а также включены в спецкурсы по марксистско-ленинской этике, методологическим проблемам управления и принятия решений, методологии научного и инженерного творчества. Отдельные положения диссертации имеют непосредственное отношение к комплексной проблеме человека и, следовательно, могут входить составной частью в соответствующие исследования.
Структура и .объем работы. Диссертация объемом 179 машинописных страниц состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы, включающего 214 названий.
Содержание работы
Дается общая характериатика работы, обосновывается актуальность исследуемой проблемы, рассматривается ее разработанность в существующей литературе, формулируются цели и задачи исследования, указываются методологические его основы, характеризуется научная новизна и практическая значимость.
Пертя глава "Философско-методологические аспекты нравственно-рационального выбора" посвящена анализу содержания понятия
б
"нравственно-рациональный выбор". Вначале категория выбора определяется в широком смысле как понятие, отражающее целенаправленную деятельность человека по разрешению альтернативной ситуации. Выбор рассматривается в единстве формально-логической и содержательной сторон, что позволяет определить основные характеристики, присущие всем типам выбора, и вместе с тем показать то, что отличает один тип выбора от другого, а также сочетать в исследовании рассматриваемого феномена качественные и количественные критерии.
В разделе осуществляется различение выбора-ситуации и выбора-процедуры. В практике принятия решений это различие по существу имеет место, однако на уровне методологических представлений оно явным образом не проводится. В результате возникают трудности не только во взаимопонимании философов, психологов, кибернетиков, математиков по данной проблеме, но и в исследованиях самой природы выбора. Выбор, . понимаемый в качестве ситуации, представляет собой совокупность объективных и субъективных предпосылок, ставящих человека /или коллектив/ перед необходимостью принимать решение. Разрешение ситуации выбора связано с ограничением неопределенности и осуществляется посредством выбора-процедуры. В функциональном плане значение выбора-процедуры состоит в том, что следствием его осуществления является ограничение многообразия возможных действий, определение решения, подлежащего реализации, и происходит смена видов деятельности в поведении субъекта: совершается переход от целеполагания к целе-осуществлению.
Далее рассматриваются основные составляющие /компоненты/ ситуации выбора, сознательный и правильный учет которых относится к необходимым условиям рациональности выбора-процедуры. К ним относятся - информативный, ценностно-ориентационный и конструктивный.
1. Информативный /гносеологический/ компонент предполагает наличие знаний об имеющихся путях реализации цели, о нормативных регулятивах, характеризующих ситуацию, и другую информацию, без которой невозможно принятие решения со знанием дела.
2. Ценностно-ориентационный /аксиологический/ компонент
* См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. 2-е изд. - Т. 20. - С. 116.
представляет собой систему ценностей, на основе которых субъект воспринимает ситуацию и осуществляет выбор. В ситуациях неопределенности, конфликта, риска в сознании субъекта складывается некая "шкала" ценностных ориентаций, на которой располагаются ценности по степени их значимости, по характеру престижности, по направленности содержания и т.д. Анализ этой "шкалы" позволяет субъекту определить критерии выбора.
3. Конструктивный /праксиологический/ компонент предполагает построение возможных вариантов решения и выявление наилучшего из них.
На основе определения общих условий рациональности выбора в диссертации вводится понятие нравственно-рационального /или, другими словами, нравственно-обоснованного/ выбора. Под последним поним ется такой выбор, в состав обоснования которого входят элементы нравственного сознания. Наиболее существенные из этих элементов выражаются в виде моральных критериев и принципов выбора. Благодаря им нравственное сознание оказывается способным "входить в контакт" с процедурой выбора и оказывать реальное воздействие на ее результаты. Содержание и состав указанных критериев и принципов определяет полноту и адекватность нравственного обоснования выбора.
Затем в разделе рассматриваются вначале критерии, а потом принципы морального выбора. Анализ постановки проблемы критериев морального выбора в истории философии показывает, что материалисты Древней Греции /Демокрит, Эпикур, Аристотель/ в определении указанных критериев исходят из принципа целесообразности, впервые рассматривают проблему свободы человека как условие нравственного выбора. Критерий последнего они выводят из способности человека сопоставлять собственные желания с общественными требованиями и вменяют ему ответственность за последствия принимаемых решений. Идеалистическое направление, в частности Платон, отрицает социальную природу морали и переносит решение проблем определения критериев выбора в сферу религии. Эта же тенденция характерна и для средневековой философии, здесь мерилом нравственного выбора считается главным образом постижение божественного откровения.
Французские материалисты ХУ1П века / Гольбах, Гельвеций и др./ в качестве основного мотива человеческих действий рас-
сматривали личный интерес. Согласно Канту, критерием выбора является категорический императив, основывающийся на категории долга. Априорный характер последней переносит критерий выбора из области практической деятельности человека в область веры. Гегель, критикуя кантовское понятие долгам определении критерия морального выбора исходит из единства объективного /последствий поступка/ и субъективного /намерений субъекта/. Рассматривая нравственность как ступень развития объективного духа, высшее проявление которого воплощается в государственном устройстве, Гегель видит нравственный долг человека в подчинении законам современной ему монархии. В связи с этим критерий выбора теряет нравственный смысл.
В современной марксистской философской литературе специальных работ, посвященных исследованию критериев морального выбора, нет. Диссертант считает, что опорным тезисом для определения последних должно служить положение В.И.Ленина о том, что признаком, по которому можно судить о реальных "помыслах и чувствах" реальных личностей может быть лишь одно: действия этих личностей. В этой связи он пишет: " а так как речь идет об общественных "помыслах и чувствах", то следует добавить еще: общественные действия личностей, т.е. социальные факты"По мнению диссертанта, это позволяет выделить, в частности, сле-дущие критерии морального выбора: во-первых, значимость для субъекта личностных и социальных моральных ценностей ; во-вторых, моральная направленность цели деятельности ; в-третьих, нравственное содержание поступка, действия. Критерии носят ситуационный характер и определяются, с одной стороны, конкретными обстоятельствами выбора, с другой, - ценностными ориен-тациями личности.
Деятельная сторона выбора раскрывается через принципы. В дополнение к уже известным принципам морального выбора, которые рассматриваются в работах В.И.Бакштановского, В.А.Василенко, Н.М.Маковки, в диссертации делается попытка обоснования еще двух.
Первый из них - принцип единства внешней и внутренней детерминации выбора. Он отражает диалектически понимаемое един* Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве //Полк. собр. соч.- Т.1.- С.423-424.
ство общественных моральных норм и требований /социально-должное/ и нравственных убеждений личности /личностно-сущее/.
Второй из них - принцип оптимальности, ориентирующий на выявление альтернативы, которая в наибольшей мере удовлетворяет указанным нормам. Представления об оптимальном /наилучшем/ стали предметом исследования еще в античности. Первоначально они выступали в качестве основы для суждений в самых различных областях: в науке, морали, общественной жизни. В дальнейшем складывается представление о том, что человеку свойственно стремление к лучшему, и понятие "оптимальный" стало рассматриваться в связи с поиском правильных форм поведения. В работах Аристотеля наиболее интересным в этой связи оказывается постановка проблемы сознательного выбора на основе принципа целесообразности. У Лейбница, философия которого является своеобразным итогом предшествующего развития представлений об оптимальном, принцип оптимальности выражается через божественный выбор, который в конечном счете всегда наилучший. В немецкой классической философии /Кант/ особое внимание уделяется проблеме обоснования должного, регулирующего поведение человека. В условиях выбора эти представления и связываются с понятием оптимальности.
По мнению диссертанта, философско-методологическим основанием введения принципа оптимальности в качестве рационального регудятива морального выбора может служить положение марксизма об активности действующего субъекта и зависимости его от объективных условий. Однако понятие оптимальности в связи с его применением к нравственным аспектам выбора необходимо в то же время уточнить, выделив в нем два смысла. Во-первых, это понятие должно рассматриваться в связи с социальной определенностью выбора как максимальное самовыражение нравственных качеств человека через наиболее полное осознание моральной необходимости, в результате которого принимаемое решение в наибольшей мере удовлетворяет поставленным целям, во-вторых, в соответствии с выбором средств для реализации последних.
Вто£ая_хдава "Проблемы рациональности принятия решений в конфликтных ситуациях" посвящена анализу ряда малоизученных фи-лософско-методологических и нравственных проблем, возникающих в связи с принятием решений в условиях конфликтов. Конфликт в настоящей работе рассматривается как понятие, отражающее определенный вид социальных процессов, а именно, столкновение /про-
тивоборство/ отдельных людей, коллективов или социальных групп. Он может быть идентифицирован по следующим признакам: 1/наличие двух и более взаимодействующих сторон /субъектов/ ; 2/ наличие у них различных, но не обязательно диаметрально противоположных и несовместимых, интересов или целей, касающихся некоторого предмета разногласия ; 3/ осознание этого разногласия в какой-либо форме взаимодействующими сторонами, по крайней мере одной из них ; 4/ наличие у них возможности принимать решения и осуществлять их на практике.
Первые три признака являются атрибутивными /всеобщими/, четвертый относится только к одному типу конфликтов, который в дальнейшем будет' называться стратегическим.
По отношению к диалектическим противоречиям конфликт выступает как форма проявления и один из главных способов их разрешения. В свою очередь, конфликты по характеру своего протекания и воздействия на те социальные процессы, частью которых они являются, могут разделяться на конструктивные и деструктивные. Первые способствуют прогрессивным сдвигам в рамках соответствующих социальных процессов в целом, вторые оказывают тормозящее влияние на них. Можно указать ряд аспектов в целом положительного влияния конфликтов на общественное развитие.
1. Анализируя конфликты и условия их протекания можно установить вызвавшие их противоречия и вовремя принять меры для их разрешения /диагностическая функция конфликтов/.
2. Конфликты определяют границы возможного в реализации сложившихся норм поведения. Кроме того, возникновение конфликтов и их разрешение способствует формированию новых форм поведения.
3. Они могут приводить к изменениям не только сознания отдельных личностей, участвующих в них, но и морально-психологического климата всего коллектива. Это можно определить как воспитательную функцию конфликтов.
4. В условиях конфликтов могут вырабатываться новые стратегии поведения.
Исследование диалектики конструктивного и деструктивного в социальных процессах, включающих элементы конфликтного взаимодействия людей, создает предпосылки для управления конфликтами и создания условий, при которых они оказывают положительное влияние на эти процессы в целом. Одним из существенных факторов в этой связи оказывается принятие решений.
Выделяется два типа принятия решений, направленных на разрешение конфликтных ситуаций. В первом случае, субъектами, принимающими решения, являются сами участники конфликта, т.е. те люди, интересы которых сталкиваются в рассматриваемой форме социального взаимодействия. Во втором - этим субъектом выступает инстанция, непосредственно не заинтересованная в предмете разногласий, на практике это может быть суд, вышестоящая администрация и т.д. Первый тип принятия решений назван стратегическим, второй - арбитражным. Соответственно этим двум типам вводится различение основных видов конфликтов: стратегический и нестратегический. В работе показано, что каждый из указанных типов принятия решений /и соответственно' конфликтов/ обладает специфическими характеристиками, способными определять качество принимаемых решений. Поскольку условия, в которых происходят реальные конфликты, во многих случаях допускают возможность обращаться к любому из указанных типов принятия решений, необходимо исследовать, какой из них обладает большими преимуществами в тех или иных обстоятельствах. Эта проблема приобретает особое значение и в связи с тем, что один из аспектов происходящей в нашей стране перестройки, связанный с демократизацией и расширением самостоятельности, предполагает, в частности, переход в различных сферах общественной жизни от арбитражных видов принятия решений к стратегическим.
Исследование специфики указанных типов принятия решений с точки зрения рационального их использования для разрешения конфликтов позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, стратегический тип принятия решений обладает рядом бесспорных преимуществ: способствует активизации человеческо го фактора, стимулирует поиск новых, более эффективных стратегий поведения, упрощает во многих случаях последующее осуществление решений и др.
Во-вторых, существенное значение для повышения качества вырабатываемых решений приобретает понятие компетентности принимающих решения субъектов, которое подробно рассматривается в ра' боте. Недостаточная компетентность участвующих в конфликте сторон - одна из главных причин, определяющих обращение к арбитраж' ному типу принятия решений. Вторая причина обращения к ним -наличие у арбитражной инстанции таких возможностей действия, которых лишены участники конфликта. На основе этих положений в
работе формулируется ряд рекомендаций, касающихся соответствующих сторон практики перестройки.
Далее, рассматриваются некоторые проблемы этики конфликтного взаимодействия. Проводится разграничение понятий морального конфликта и нравственной детерминации принятия решений в конфликтных ситуациях. Предметом столкновения в условиях морального конфликта являются те или иные элементы нравственного сознания, а его результатом - изменения в моральном сознании: трансформация основ нравственной оценки, укрепление или разрушение нравственных идеалов и т.д. Нравственная детерминация принятия решений в конфликтах представляет собой ограничения, накладываемые нравственным сознанием на многообразие исходных альтернатив. В связи с этим даже в тех случаях, когда нравственное сознание оппонентов конфликтного взаимодействия имеет заметные различия, но решения при этом принимаются ими самостоятельно и касаются только их действий, нравственного конфликта не возникает. Однако возможны случаи, когда принятие решений затрудняется сопутствующим ему моральным конфликтом.
Принятие решений в условиях конфликта связано с преодолением неопределенности и риском. В свою очередь сознательный риск при принятии решений приводит к проблеме ответственности и ряду других вопросов нравственного характера. В работе обосновано различение трех видов риска, связанных с рациональным выбором решений. Принимающие решения субъекты могут рисковать, во-первых, результатами дела, во-вторых, условиями собственного существования, в-третьих, тем, что относится к характеристикам существования других участников конфликта. Каждому виду риска соответствует определенный тип.ответственности.
Содержание нравственного сознания, обусловливающего принятие решений, меняется в зависимости от типа последнего. В условиях стратегического взаимодействия основу нравственной проблематики составляют взаимоотношения целей и средств их достижения. К этому следует еще добавить специфические вопросы, связанные с уважительным отношением участников к тому, что можно назвать "конвенциями" или "правилами", принятыми в рамках существующего конфликтного взаимодействия. Эти правила могут иметь характер этических норм, например, этика спора, спортивной борьбы, судебных разбирательств и т.д.
В случаях арбитражного типа принятия решений содержание и 13
способ функционирования нравственных представлений, регулирующих процедуру выбора, уже иные. Они определяются особой позицией, которую занимает субъект, принимающий решение. Ему должны быть присущи такие нравственные характеристики, как беспристрастность, объективность, компенентность и, в особенности, справедливость.
Одна из существенных черт нравственно-рационального выбора заключается в том, что можно назвать его двойной направленностью: с одной стороны, в своей конструктивной /праксиологической/ функции он обусловливает деятельность в плане эффективности достижения ее результатов, с другой - выбор сам является видом духовной деятельности, осуществление которой может порождать те или иные изменения в сознании людей. Эти изменения могут охватывать как мировоззренческие, так и эмоциональные структуры сознания личности. В_глмо__т]зе^ьеЯ "Нравственно-рациональный выбор и проблемы активизации человеческого фактора на современном этапе развития социалистического общества" исследуется вторая из указанных особенностей нравственного выбора. Главное внимание при этом уделяется тем аспектам этого вопроса, которые оказались наиболее актуальными в связи с процессами перестройки в нашей стране. Автор при этом, естественно, не претендует на исчерпывающее рассмотрение поставленных проблем, а также на то, что сами эти проблемы выявлены в работе полностью.
Анализ современной литературы, в которой рассматривается категория "человеческий фактор", позволяет сделать вывод о том, что это понятие отражает, во-первых, качественно новое положение человека в обществе, обусловленное коренными изменениями социального бытия, во-вторых, качественно новое состояние личностного "Я" как самоценного и общественно значимого, что является предпосылкой развития и практической реализации творческого потенциала личности, в-третьих, неотчужденный тип производственной и общественной деятельности, в условиях которой возможно более глубокое соединение личных и общественных интересов, в-четвертых, определенные изменения в сфере человеческих отношений.
Формирование и развитие всех этих черт происходит, в частности, посредством деятельности, связанной с принятием решений и выбором. В этой связи выделяются и анализируются различные формы выбора: стереотипный, рационально-прагматический и творческий. На современном этапе развития социалистического общества возрас-
тает практическая ценность творческого выбора, реализующего в себе высший, наиболее развитый вид рациональности.
В качестве одной из важнейших предпосылок этого типа рациональности выступает гласность. Применительно к процессам принятия решений она означает, что, во-первых, должна существовать полная и истинная информация, касающаяся предмета выбора и условий, в которых он осуществляется, во-вторых, эта информация должна быть доступна всем, кто так или иначе оказывается в сфере влияния соответствующего решения. Гласность при этом следует понимать не только как фактор, относящийся к информативной компоненте системы предпосылок рационального выбора, но и как необходимое условие, определяющее нравственное восприятие происходящего. Гласность, таким образом, оказывается категорией, обладающей в том числе и моральным содержанием.
Далее раскрываются некоторые пути формирующего воздействия рационального выбора на нравственное сознание людей. В частности, показано, что такой важный компонент личностного "Я"; как мировоззрение, формируется не только посредством усвоения человеком определенных знаний, касающихся общей картины мира, но и благодаря особому осознанию им того, что освоено в предметно-практической и духовной деятельности как им самим, так и другими людьми.
В разделе исследуются некоторые типологические черты личности, которые могут вырабатываться в практике принятия решений. К ним относятся такие особенности характера человека, как нравственная активность и нравственная пассивность, моральная устойчивость и неустойчивость, моральное совершенствование и деградация. В связи с этим рассматриваются возможности создания таких условий, которые препятствовали бы формированию негативных черт личности, но способствовали возникновению и укреплению тех, которые отвечают современным требованиям.
¡^заключении дается краткое изложение основных результатов работы и рассматриваются возможности дальнейших исследований по данной проблематике.
Алробадия .бороты. С докладами по теме диссертации автор выступал на Республиканской научно-теоретической конференции "Истоки и становление коммунистической цивилизации" /Ленинград, январь, 1978/ ; IX Всесоюзном теоретическом семинаре "Рациональность, рефлексия, понимание в структуре деятельности" /Симферо-
поль, апрель, 1987/; научно-теоретической конференции "Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки"/Братск,декабрь, 1987/ } Республиканской научно-теоретической конференции "Научно-техническое творчество: проблемы зврилогии"/Юрмала,декабрь, 1987/ ; Республиканской научно-методической конференции"Лроблемы формирования культуры инженерного мышления в процессе обучения"/ Одесса, сентябрь, 1988/.
Работа рассматривалась в целом на теоретическом семинаре слушателей кафедры философии ИПК преподавателей общественных . наук при КГУ им.Т.Г.Шевченко /июнь, 1988/.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр философии Одесского технологического института пищевой промышленности им. М.В.Ломоносова /апрель, 1988/ и Харьковского государственного университета им.А.М.Горького /октябрь, 1988/.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Лобанкин В.М., Рыбалко Т.С. Логико-структурные схемы как способ реализации связи диалектического материализма и естественных наук на семинарских занятиях //Связь преподавания диалектического материализма и естественных наук в техническом вузе.-Киев, 1980,- С. 93-103.
2. Рыбалко Т.С. Нравственная рациональность выбора решений в инженерной деятельности //Проблемы формирования культуры инженерного мышления.-Одесса, 1987.-С. 167-181. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР №30441 от 22.07.87.
3. Рыбалко Т.С. Нравственная детерминация принятия решений в науке//Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки. Тезисы докладов и выступлений региональной научно-теоретической конференции.-Братск, 1987.- С. 154-156.
4. Рыбалко Т.С. Стадии творческого процесса и мотивы деятельности //Научно-техническое творчество: Проблемы эврилогии. Тезисы докладов республиканской конференции.- Рига, 1987.- С. 120-122.
5. Ушакова К.В., Рыбалко Т.С. Нравственная рациональность принятия инженерных решений //Формирование культуры инженерного мышления в процессе обучения. Тезисы докладов и выступлений на республиканской научно-методической конференции 16 - 18 сентября 1988 года,- Одесса, 1988.- С. 122 -124.