автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Природа нравственных чувств

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бондаренко, Лилия Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Природа нравственных чувств'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бондаренко, Лилия Ивановна

Введение.

Глава I. Методологические основы исследования природы нравственных чувств

§ I. Характеристика основных подходов в анализе эмоциональной сферы сознания «.

§ 2. Развитие представлений о природе нравственных чувств в истории философии . • «

§ 3. Диалектико-материалистические принципы анализа природы нравственных чувств . . . . «

Глава П. Нравственные чувства как элемент морального сознания.

§ I. Формирование нравственных чувств в истории общества.

§ 2. Нравственные чувства как регулятор поведения.'.

§ 3. Воспитание нравственных чувств. П

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Бондаренко, Лилия Ивановна

Необходимость углубленного марксистского анализа природы нравственных чувств обусловлена как теоретическим интересом,задачей развития марксистско-ленинской этики, так и самой практикой коммунистического строительства в нашей стране. Здесь впервые в истории реализуется гуманистический идеал человечества, суть которого заключается в построении такого общества, которое будет производить "как свою постоянную действительность, человека со всем богатством его существа, .богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях".1/ Потребность дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества, возрастание роли субъективного фактора в общественной жизни, полная реализация возможностей развитого социализма "прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся".^/ Именно поэтому развитие человека, формирование нового типа личности является главной целью всей политики партии в период совер' шенствования развитого социализма. Развитие человеческой индивидуальности, накопление знаний, формирование убеждений, обогащение духовного, эмоционального мира личности ставятся в нашей стране на уровень задач государственной значимости. "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового

I/ Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г*

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.122-123. 2/ Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.67.

- 4 человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства.V

В целом, рассмотрение эмоциональной сферы нравственного сознания - традиционная для этики проблема. Она прослеживается на протяжении всей истории развития этической мысли, в связи с анализом природы и сущности морали, механизмов регуляции поведения, взаимосвязи рационального и эмоционального в нравственном сознании. Что же касается собственно природы нравственных чувств, то сформулированная как проблема еще в домарксистской этике, она успешно разрабатывается лишь в настоящее время. Это обусловлено наличием в марксизме научно обоснованной методологии исследования общественных явлений, высоким уровнем развития этики, успешным развитием теории эмоций и чувств в психологии. Исследование соотношения эмоционального и рационального, взаимосвязи эмоций с потребностями личности, исследование эмоции и чувств как отражения и оценки, осуществленные в психологии (работы В.К.Вилюна-са, Л.С.Выготского, Е.И.Додонова, К.Изарда, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, Н.А.Менчинской, Я.Рейковского, С.Л.Рубинштейна,Г.Селье, П.В.Симонова, Г.Х.Шингарова, К.Обуховского и других авторов2/

I/ Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983г. М., Политиздат, 1983, с.27.

2/ См.: Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений, М.,1975; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965; Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978; Изард К. Эмоции человека. М., 1981; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции (конспект лекций), М., 1971; Его же. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Лук A.M. Эмоции и личность. М., 1982; Менчинская Н.А.

- 5 явились естественно-научной основой исследования природы нравственных чувств в этике.

Проблема нравственных чувств традиционна в истории этики.Она поднималась представителями различных философских школ и направлений. Попытка наиболее полного их изучения сделана Э.Э.К.Шефт-сбери, Ф.Хатчесоном, Д.Юмом и И.Кантом.

Вопросы исторического развития взглядов на проблему природы нравственных чувств рассматриваются в работах Апресяна Р.Г.,Вол-ченко Л.Б., Батуриной Г.И., Дробницкого О.Г., Титаренко А.И., Шишкина А.Ф.

В советской этической литературе вопросы природы нравственных чувств рассматриваются в работах С.Ф.Анисимова, Р.Г.Апресяна, И.Батуриной, В.К.Бакшуюва, В.И.Бакштановского, А.А.Гусейнова, 0.Г.Дробницкого, В.Ф.Зыбковца, М.С.Кагана, Н.Н.Крутова, И.С.Кона, Б.Р.Николаевича, Е.В.Рыбаковой, А.Г.Спиркина, А.И.Титаренко,

Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. - В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1945; Селье Г.

Стресс без дистресса. М., 1982; Симонов П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций).-Вопросы философии, 1981, № 5, с.39-48; Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971; Труд, контакты, эмоции. Наблюдения, советы, рекомендации психологов. Л., 1980.

А.Ф.Шишкина и др.1/

Значительный вклад в решение проблемы природы нравственных чувств вносят труды этиков-марксистов В.Вичева, В.Момова, М.Фриц-ханда.

Авторы работ, посвященных исследованию нравственных чувств,

I/См.: Апресян Р.Г. Эмоциональные механизмы нравственности. Вопросы философии, N2 5, 1981, с.113-124; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., Мысль, 1979; Батурина Г.И. Природа нравственных чувств и их роль в поведении человека. В сб."Насущные проблемы этики", Тамбов, 1975; Бакшутов В.К. Нравственные чувства и научное сознание. В сб. "Структура морали", Свердловск, 1970; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., МГУ, 1974; Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.М., Наука, 1977; Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., Политиздат, 1974; Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,Политиздат, 1974; Крутов Н.Н. Мораль в действии, М., 1977; Его же. Нравственные потребности личности. М., 1981; Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1980; Николаичев О.Б. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. МГУ, 1976; Рыбакова Н.В., Протанская Е.С. Воспитание нравственных чувств. Л., 1979; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972; Рациональное и эмоциональное в морали/Под ред.А.И.Титаренко, Е.Л.Дубко.- М.: Изд-во МГУ, 1983; Титарен-ко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974; Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.

- 7 подчеркивают огромное значение этого элемента нравственного сознания в морали, необходимость его глубокого исследования, В советской этической литературе общепризнанной является идея социально-классовой природы нравственных чувств, указывается на роль нравственных чувств как механизма, обеспечивающего перевод элементов общественного морального сознания в индивидуальное моральное сознание личности, ее поведение. В ряде работ нравственные чувства рассматриваются в связи с исследованиями нравственных потребностей, ценностей. В психологической и этической литературе сделаны попытки выяснить особенности эмоций и чувств в сравнении с ощущениями и восприятиями, выделить их специфические черты, дать классификацию, ставится вопрос о происхождении и генезисе чувств, анагомоморфологических механизмах их выражения. В последние годы осуществлены важные исследования взаимосвязи нравственных чувств с рациональными элементами морального сознания. Внимание исследователей привлекает проблема воспитания нравственных чувств.

Несмотря на постоянное внимание этики к данной проблеме, в ней трудно найти пример систематической разработки вопроса природы нравственных чувств.

Требуют решения вопросы о специфики нравственных чувств,механизмах их социальной детерминации, функциях, закономерностях развития нравственных чувств в фило- и онтогенезе, вопросы взаимосвязи нравственных чувств с потребностями и ценностями личности, широкий круг вопросов по формированию нравственных чувств в условиях развитого социалистического общества. Исследование это должно осуществляться с помощью концептуальных средств более адекватных и специфичных применительно к морали,

- 8 чем заимствованные из психологии теории эмоций и чувств, имеющие место в современной этической литературе. Некоторые из перечисленных выше малоизученных вопросов стали предметом исследования . в данной диссертационной работе.

Целью работы является исследование природы нравственных чувств. Конкретизация цели осуществляется через решение следующих вопросов:

- вычленение предметной области исследования;

- анализ представлений о природе нравственных чувств в истории философии;

- вычленение диалектико-материалистических принципов анализа природы нравственных чувств;

- исследование процесса формирования и развития нравственных чувств в истории общества;

- характеристику регулятивной функции нравственных чувств в поведении личности;

- анализ проблем воспитания нравственных чувств.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов КПСС и другие партийные и государственные документы. В работе используются достижения советской и зарубежной психологии в области теории эмоций и чувств, работы советских эти-ков по проблемам природы морали, механизмов нравственной регуляции, специфике нравственных чувств.

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая, из трех параграфов) и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Природа нравственных чувств"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность эффективно влиять на процесс формирования личности, управлять им ориентирует интересы науки на изучение интимных сторон личности, ее духовного мира, чувств, переживаний. В исследовании природы нравственных чувств остро нуждаются ряд областей общественной практики, вынужденных сегодня руководствоваться преимущественно опытом эмпирико-интуитивного характера. Важнейшая среди них - сфера материального производства. Совершенно очевиден факт, что даже чисто производственные показатели сегодня не могут быть улучшены на основе совершенствования только экономических мер, стимулов и рычагов, одного только материального стимулирования без формирования нового типа труженика. Человеку необходимо дать не только профессиональные знания, навыки, научить работать, но важно сформировать желание трудиться, чувство ответственности, чувство долга, совесть, всю сложную гамму нравственных чувств. Глубокая теоретическая разработка закономерностей, лежащих в природе нравственных чувств нужна, чтобы успешно влиять на процесс формирования необходимого морально-психологического климата в трудовых коллективах.

Социалистическое общество глубоко заинтересовано в дальнейшем совершенствовании семейно-брачных отношений. Здесь трудно переоценить роль нравственных чувств. Знание их природы, механизма социальной детерминации окажется полезным как для теоретиков, работающих в этой области, так и для практиков, осуществляющих соответствующий комплекс мер по развитию советской семьи.

Исследование природы нравственных чувств обусловлено широким спектром потребностей нравственного воспитания. Партия ставит целью нравственного воспитания не просто внешнее соответствие поведения человека нормам и принципам социалистического общежития, не просто знание норм и принципов коммунистической морали, а формирование соответствующих им механизмов внутренней регуляции поведения, убеждений, идеалов, чувств. Исследователи отмечают, что "знание моральной нормы, рациональное овладение "должным" на фоне неразвитых, невоспитанных вчувств не может привести к формированию твердых нравственных убеждений, не стимулирует развитие активной нравственной позиции. Особенно важна должная оценка тех функциональных элементов морали, которые обеспечивают "перевод" всей системы нравственного сознания в систему поступков, поведения.*/ Существенную роль в этом процессе играют нравственные чувства.

Развитие нравственных чувств связано со становлением человеческой индивидуальности. С одной стороны нравственные чувства позволяют ощутить общность человека с другими людьми, при

I/ Рыбакова Н.В. Воспитание моральной надежности личности. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности". Вып. II. М., 1975, с.103. надлежность человека к социальной группе, классу, с другой стороны - позволяют сохранить глубокую его неповторимость. Так, человек, ощущающий свое личное деяние как часть исторического деяния всего народа, не является лишь олицетворением идеи, а сохраняет свою индивидуальную неповторимость благодаря, в том числе, и уникальности нравственных переживаний. Это делает необходимым теоретическое рассмотрение проблемы природы нравственных чувств.

Изучение природы нравственных чувств обусловлено и потребностями идеологической борьбы на современном этапе, борьбы коммунистического мировоззрения с буржуазным. Проблема нравственных чувств выступает на передний план в связи с задачами критики все более остро проявляющихся иррационалистических тенденций в различных буржуазных и ревизионистских этических теориях; с другой стороны, сфера чувств играет важную роль и в отражении попыток идеологической диверсии, психологической войны против социализма со стороны империализма. Теоретический анализ природы нравственных чувств позволит совершенствовать идеологическую работу по формированию чувств патриотизма, преданности идеалам коммунизма, коллективизма, интернационализма советских людей.

Изучение природы нравственных чувств обусловлено не только социальными запросами практики, но и потребностями развития этической науки. Исследования традиционных этических вопросов нормативной регуляции поведения личности, морального выбора, моральной оценки, моральной потребности, нравственного воспитания предполагает знание механизмов социальной детерминации эмоциональной сферы нравственного сознания. Диссертация является одной из немногих марксистских работ, посвященных проблемам природы нравственных чувств. В работе осуществлена дальнейшая разработка вопроса о механизмах социальной детерминации нравственных чувств. Впервые в этической литературе дается анализ марксистской концепции взаимосвязи эмоциональной сферы нравственного сознания с предметной деятельностью человека, общественными отношениями. Как доминирующий причинный фактор в формировании нравственных чувств рассматривается включенность человека в процесс общественного производства. Развивается идея о социально-классовом характере нравственных чувств, обусловленном положением человека в исторически определенной системе общественного производства. В работе анализируется малоразработанный в этике вопрос о закономерностях и этапах исторического развития нравственных чувств, вычленяется вопрос о роли чувств в нравственном становлении личности. Особое внимание уделяется проблемам воспитания нравственных чувств в системе коммунистического воспитания.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит прежде всего в том, что в ней исследована проблема, от теоретического осмысления которого в известной мере зависит эффективность сознательного управления нравственным воспитанием. Учет вскрытых в диссертации закономерностей формирования нравственных чувств призван способсшвовать конкретизации целей и задач нравственного воспитания, совершенствованию методик, средств воздействия на личность.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по марксистско-ленинской этике, в преподавании таких тем марксистско-ленинской философии в ВУЗе как общественное сознание, духовная жизнь общества, соотношение природного и социального в развитии общества и личности, проблемы мировоззренческой борьбы с идеологическим противником. Некоторые материалы и выводы диссертации могут быть полезны в системе партийного образования, УМ, в лекционншй работе общества "Знание". Кроме того, положения и выводы диссертации могут способствовать интеграции исследований, осуществляющихся философами и представителями других общественных наук, с одной стороны, и представителями психологических и других гуманитарных и естественных наук, с другой.

Материалы диссертации использовались в процессе ведения занятий по курсам "Основы марксистско-ленинской этики" и "Идеологическая работа КПСС на современном этапе" на отделении этики и теории культуры в Университете марксизма-ленинизма при Ленинградском городском комитете КПСС, в чтении лекций в обществе "Знание", в процессе проведения семинарских занятий по марксистско-ленинской философии и чтения курса лекций по марксистско-ленинской этике в Ленинградском государственном санитарно-гигиеническом медицинском институте.

 

Список научной литературыБондаренко, Лилия Ивановна, диссертация по теме "Этика"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - Соч. т.2.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, разд.1. Соч. т.З.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии, гл.2. Соч. т.4.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. т.З.

5. Маркс К. Капитал, т.1, гл.У, УШ. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч. т.23.

6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

7. Энгельс Ф. Об авторитете. Маркс К., Энгельс Ф.-Соч. т.18.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел I, гл.1Х-Х1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.

9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Отделы Н1-1У. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, гл.П, Ш, IX. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21.

11. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр. соч., т.1.

12. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр. соч., т.1.

13. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч. т.2.

14. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн. собр. соч. т.2.

15. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т.17.

16. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл.У1, Заключение. Полн. собр. соч., т.18.

17. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39.

18. Ленин В.И. От разрушения уклада к творчеству нового. -Полн. собр. соч., т.40.

19. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41.

20. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41.

21. Ленин В.И. Письма к И.Ф.Арманд от 17 и 21 января 1915 года.-Полн. собр.соч., т.49.

22. Программа Коммунистической партии Советского Со§за. М., 1971, ч.П, разд.У.

23. Материалы ШУ съезда КПСС. М., 1971.

24. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976.

25. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.

26. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983.

27. Анисимов С.Ф. Ленинские принципы нравственного воспитания личности. М., 1973.

28. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., Мысль, 1979.

29. Азимова Р.Д. Духовно-нравственное состояние общества и моральные ценности личности. В кн. "Современная цивилизация и моральные ценности", 1982.

30. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Под ред. З.В.Бурмакина. Томск, йзд-во Том.ун-та,1982.

31. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, Л., 1969.

32. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., Мысль, 1977.

33. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.

34. Апресян Р.Г. Эмоциональные механизмы нравственности. Вопросы философии, № 5, 1981, с.ПЗ-124.

35. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

36. Аристотель. Этика. СПб, 1908.

37. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

38. Боровский М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск, 1974.

39. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В сб. Изучение мотивации детей и подростков. Под ред.

40. Л.И.Божович и Л.В.Благонравовой. М., 1972.

41. Бережной М.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М., Высшая школа, 1981.

42. Бандзеладзе Г.Д., Гаприндашвили Г.Г. К вопросу о взаимоотношении потребности и долга. В кн. "Материалы 1У Всесоюзного съезда психологов, Тбилиси, 1972.

43. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., "Мысль", 1978.

44. Батурина Г.И. Природа нравственных чувств и их роль вповедении человека. В сб. "Насущные проблемы этики", Тамбов, 1975.

45. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М., 1977.

46. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.

47. Бакшутов В.К. Нравственные чувства и научное сознание. В сб. "Структура морали", Свердловск, 1970.

48. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Диссертация на соискание ученой степени канд. псих.наук. М., 1974.

49. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ, 1976.

50. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., "Прогресс", 1978.

51. Величко В.П. Нравственное возвышение личности. Минск, Беларусь, 1982.

52. Выготский Л. С. Мышление и речь, М.,Л. 1937.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

54. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной неврологии. "Вопросы философии", 1970, № 6.

55. Головко Н.А. Свобода и моральная ответственность. М., 1973.

56. Гудилина Э.Б. Простые нормы нравственности и их роль в воспитании. М., 1975.

57. Горин А.Н. Потребности, интересы и формирование личности. Известия АН Латв.ССР, Рига, 1981, № 2.

58. Грот Н.Я. Психология чувствований. I. История анализа исинтеза чувствований в европейской психологии. "Известия историко-физиологического института кн.Безбородко в Нежине". т.4, вып.2. СПб, 1879.

59. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. 2. Теоретический отдел, "Известия историко-физио-логического института кн.Безбородко в Нежине", т.5, СПб, 1880.

60. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., Изд-во МГУ, 1974.

61. Гершензон А.Д. Введение в советскую криминалогию. М., 1965.

62. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений, СПб, 1896.

63. Дарвин Ч. О выражении эмоций у животных и человека. СПб, 1902.

64. Додонов Б.И. Типы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы. "Вопросы психологии", 1972, И° I.

65. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978.

66. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности. "Вопросы психологии", 1978, № 3.

67. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., "Наука", 1974.

68. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967.

69. Дробницкий О.Г. Социальные и биологические факторы развития человека. "Вопросы философии", 1972, № 9.

70. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., "Наука", 1977.

71. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей. "Вопросы философии", 1976, № 9; 1977, № 2.

72. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека. "Вопросы философии", 1972, № 10.

73. Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. М., Наука, 1980.

74. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. М., 1970.

75. Ефимова Н.Ю. Духовные потребности как фактор всестороннего развития личности. "Вопросы научного коммунизма", Киев, 1981, вып.48.

76. Журавлев В.В. Основные закономерности развития обыденного сознания. Ростов-на-Дону, 1966.

77. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., Политиздат, 1974.

78. Ирина В.Р. Интеллектуальное и эмоциональное в человеке. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности", вып.1, М., 1972.

79. Идеологическую работу на уровень задач совершенствования развитого социализма. Передовая статья ж."Коммунист", 1983, № 10.

80. Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Нравственные потребности общества. В сб. Проблема потребностей в этике и эстетике. Под ред.Иванова В.Г. и Кагана М.С. вып. 3, Л., 1976.

81. Изард К. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

82. Комплексный подход к идейно-нравственному воспитанию. Минск, Изд-во БГУ, 1979.

83. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979.

84. Крутов Н.Н. Мораль в действии, М., 1977.

85. Крутов H.H. Объективация нравственных ценностей и норм в поведении личности. Теоретические и методологические проблемы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук, М., 1978.

86. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. М., 1981.

87. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 6-ти томах, т.4, ч.1, М., 1965.

88. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в б-ти т. М., 1965, т.4, ч.1.

89. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии Карла Маркса. 2-е изд. М., Политиздат, 1980.

90. Каган М. Человеческая деятельность. М., Политиздат, 1974.

91. Кон И.С. Открытие "Я". М., Политиздат, 1978.

92. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М., Просвещение, 1980г.

93. Кон И.С. Друаба. Этико-психологический очерк. М., 1980.

94. Короленко П.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. Новосибирск, 1979.

95. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.

96. Келле В.Ж. Структура общественного сознания, М., 1964.

97. Лисовский B.I. Воспитывать убежденность. М., 1971.

98. Лисовский В.Т. Потребности и потребительство. "Агитатор", 1982, № 18.

99. Леонтьев В.Г. Мотивационная функция потребности. В кн. Формирование духовных потребностей молодежи. Новосибирск, 1980.

100. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

101. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., Изд-во МГУ, 1971.

102. Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. "Вопросы философии", 1976, № 4.

103. Лук A.M. Эмоции и личность. М., 1982.

104. Лурия А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук. "Вопросы философии", 1977, № 9.

105. Мораль и этическая теория. М., 1974.

106. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., Наука, 1981.

107. Михалин М. Диалектика развития социалистической морали. М., 1978.

108. Мораль развитого социализма. М., 1976.

109. Марксистско-ленинская философия как система (Предмет, структура и функции). Под ред.Г.В.Платонова, Г.М.Штракса, Н.В.Демина. М., Изд-во МГУ, 1981.109. Макаренко А.С. Соч., т.5.

110. ПО. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981;

111. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975.

112. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

113. Моральный выбор. Под ред. А.И.Титаренко. М., 1980.

114. Нравственное воспитание в условиях развитого социализма. Минск, Вышэйш.школа. 1981.

115. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976.

116. Нарский И.О. Категория отчуждения в "Капитале" и других трудах К.Маркса. В кн. "Капитал" К.Маркса философия и современность", М., 1968.

117. Нарский И.О. Отчуждение и труд. По страницам произведений К.Маркса. М., Мысль, 1983.

118. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. 2-е изд. М., 1974.

119. Обуховский К. Психология влечений человека, М., 1972.

120. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

121. Проблема ценности в философии. М.-Л., 1966.

122. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. в 5-ти томах. М., 1956.

123. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., Изд-во ЛГУ, 1980.

124. Перова Л.Н. Страх в религиозном сознании (Социально-психологические аспекты критики религиозной морали". Труды государственного музея истории религии и атеизма. Вып.З, М., 1976.

125. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

126. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

127. Проблемы идейно-нравственного воспитания в теоретическом наследии В.И.Ленина. Под ред. Г.Е.Борисова. М., МГПИ, 1981.

128. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

129. Развитие духовных потребностей в системе социалистическогообраза жизни. Л., 1980.

130. Рациональное и эмоциональное в морали. Под ред.А.И.Ти-таренко Е.Л.Дубко. М., Изд-во, МГУ, 1983.

131. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.

132. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

133. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

134. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

135. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., "Прогресс", 1979.

136. Румянцев A.M. Возникновение и развитие первобытного способа производства. М., 1981.

137. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973.

138. Рыбакова Н.В., Протанская Е.С. Воспитание нравственных чувств. Л., 1979.

139. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.

140. Рыбакова Н.В. Воспитание моральной надежности личности. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности", вып.П.,М., 1975.

141. Селье Г. CipecG без дистресса. М., 1982.

142. Современная цивилизация и моральные ценности. Сб. статей под общ.ред. Л.М.Архангельского, М., ИФАН, 1982.

143. Смирншв Г.Л. Советский человек. М., 1971.

144. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981.

145. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотива-ционно-эмоциональные аспекты. М., 1975.

146. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М., Изд-во АН СССР, 1962.

147. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., Наука, 1966.

148. Симонов П.В. Теория отражения и нсихофизиология Эмоций. М., 1970.

149. Симонов П.В. Эмоции и воспитание. (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций). Вопросы философии, 1981, № 5, с.39-48.

150. Симонов П.В. Психологический подход к исследованию классификации человеческих потребностей. В сб."Проблема потребностей в этике и эстетике". Под ред. В.Г.Иванова и

151. М.С.Кагана. Сер. "Вопросы этики и эстетики", вып.З.Л., Изд-во ЛГУ, 1976.

152. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., "Просвещение", 1969.

153. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., Изд-во "Молодая гвардия", 1979.

154. Спиноза Б. Этика. М., 1932.

155. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., I960.

156. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.

157. Сидоренко Ю.И. Нравственные чувства,их место и роль в системе морали. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени канд.рЕлос.наук, М., 1972.

158. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

159. Титаренко А.И. Воронцов Б.Н. О месте понятия "отчуждение" в системе категорий марксизма. "Вопросы философии", 1978, te II.

160. Труд, контакты, эмоции. Наблюдения, советы, рекомендации психологов.

161. Тидикис Р. Понятие нравственных потребностей и их становление. Вильнюс, 1982.

162. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр.соч. т.8-9, М.-Л., 1950.

163. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977.

164. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973.

165. Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. Избр.работы. М., "Прогресс", 1976.

166. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1955.

167. Фресс. Эмоции. В кн. "Экспериментальная психология. М., "Прогресс", 1975, вып.5.

168. Харчев А.Г. Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., Политиздат, 1977.

169. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М., "Наука", 1983.

170. Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М., 1970.

171. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1965.

172. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., Наука, 1971.

173. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М.,1979.

174. Щербак Ф.Н. Моральные стимулы в труде. Л., 1973.

175. Юм Д. Соч. в 2-х томах. М., 1965.

176. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1956.

177. Hutcheson P. An Essay on the Nature and Conduct of the Affections. Preface. 6. Illustrations on the Moral Sense. Cambridge; 1971, p.25-32.