автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Нравственный идеал и его воплощение в азербайджанском устном народном творчестве

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Омаров, Вахид Аллахверди оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Нравственный идеал и его воплощение в азербайджанском устном народном творчестве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственный идеал и его воплощение в азербайджанском устном народном творчестве"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. М. КИРОВА

На правах рукописи

ОМАРОВ ВАХИД АЛЛАХВЕРДИ оглы

УДК 17/170:398

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Специальность 09. 00. 05 — Марксистско-ленинская

этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени, кандидата философских наук

БАКУ — 1989

Работа выполнена в Институте философии и права АН Азербайджанской ССР.

Научные руководители:

— член-корреспондент АН Азербайджанской ССР, доктор

I -~——»

философских наук, профе:сор I Геюшев 3. Б.,|

— доктор философских наук, профессор Мустафаев Дж. В. Официальные сппоненть::

— доктср философских наук Наджафов Н. Г.

— кандидат философских наук, доцент Абасов С. Ш.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В. И. Ленина.

Защита диссертации состоится

193.9 гсда в « — » часов па заседании специализкро-ванного совета К С54. 03. 02 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Азербайджанском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. С. М. Кирова (370073, г. Баку, ул. П. Лумумбы, 23).

С диссертацией можно ог;:аксми".ься в научной библиотеке Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова.

Автореферат разослан «& » 1989 г.

' >■ - - ' ------ ^ .. «t i

»«- ^

•«

Vi

Ученый секретарь

К

\ Шг ( >УП "'-v** '" -'¡I специализированного соЕета, ■

кандидат философских HayiqxjSS^^f?

доцент vC^is*^^:, ¿Мййёдов А. Б.

_ v if у .

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность те •.•к. Нравственное воспитание всегда составляло важней ж: компонент формирования личности. Оно приобрело особуэ актуальность ныне, в условиях демократизации, перестройки вашего социалистического общества. Сложилась необходимость активного взаимодействия нравственной сферы со всеми другими сферами общественного сознания. В этом заложена сила, посуздгащая к раскрытию творческих задатков, благородных качеств человека. Эту идею обосновал ХХУП съезд нашей партии: "Социализм - это общество высокой нравственности. Нельзя быть человеком идейным, на будучи честным, совестливым, порядочным, требовательным к себе. Наше воспитание будет тем плодотворнее, чем энергичнее станут утверждаться идеалы, принципы и ценности нового общества".^-

Этому призвано служить также приобщение современника к богатству непреходящих ценностей народного творчества. Каждое поколение, постигая творчество народа, обретает опору своим высоким человеческим, гражданских устремлениям. Народное начало -неисчерпаемый живительный источник, питающий общественную яизнь во всех ее проявлениях. Из этого источника черпают мудрость, красоту, возвышенные идеалы облагораживания общества, совершенствования человека. К этим истокам восходит своим корня:.® коммунистическая мораль: "Наша кс-раль впитала в себя как общечеловеческие нравственные ценности, так в нормы поведения людей и отношений между шаш, которые рсвдвнн народным массами в многовековой борьбе против эксплуатации, за свободу и социальное равенство, счастье и мер".2

Преемственные с&язи с народным творчеством - один из краеугольных камней исторической преемственности поколений. Деятеля культуры, мысли во все времена обращались к духовно-практическому опыту народа. ..Этот опыт исторически способствовал развнтпа социальной, художественной мысли. Сака философия (означаемая любовь к кудрос'та.)" обязана 'своим происхождением сокровищнице народной мудрости.•■ Особенно.'этическое, эстетическое содержание истории философии* -впитало'а себя результаты творчества народа.

1 Матераалй-:'Хф1;д^ада Коммунистической павтии Советского Союза. ->Х.|;ПРлгтйздат', 1385, с.83.

2 Там 291 с.157, -'' '■ ' * • '

На этой субстанциональной основе формировались фундаментальные понятия, которыми оперируют этики или эстетики. Это - добро, зло, правда, кривда, мугзство, прекрасное, героическое, возвышенное, ряд других понятий. Исторически опз наполняются новым содержанием, обновляются, совершенствуются, но сохраняется их народная первооснова. При этом не деятельное функционирование обусловливаэтся идущими из этой первоосновы составными элементами, Имя была пронизала, к примеру, философия морали, искусства древнего Востока, античной Греции. Зороастр, Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель придавали существенное значение обобщению творений народного сознания. Мифы, указания, легенды, на- ■ падшие худогестзенный синтез в эпическом искусстве, подвергались философскому осмыслению. Просвечивались духовные нити, ссеяа-няюпае эпохи, а такга сменяющие друг друга человеческие поколения. Наследие древне-восточных народов, античного мира в этой сфере проницательно анализировал Гегель. Религия, мифология, искусство той зиогй нашла у него духовно-нравственное, эстетическое осмггсланке. К.Маркс особо интересовался микологической предпосылкой греческого искусства, эпоса: "Предпосылкой греческого искусства, - писал К.Маркс, - является греческая мифология,т.е. природа и сами общественное форма, уие переработанные бессозна-тельно-худояествснннм образом народной фантазией... Однако трудности заключается не в тон,, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит б том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаздениэ к £ известном отношении служить нормой к недосягаемым образцом",А

Притягательная сила искусства, вклзчая творения народной фантазии, определяется красотой воплощенного здесь идеала,Преа-де всего в этом плане фольклорные истоки культуры сохраняют для нас значение. Разумеется, идеал в фольклоре носит но абстракт» но-уисзрителышЁ, а худонествеЕно-конкретный характер. По своей сути он возвеличивает светлое начало гнзнп, добркз, созидателъ-гмз силы человека. Причем раскрытие этих сил осуществляется чз-роз висохиз поступки, измзряеша ввлачаем нравственного сшела. Носитель идеала наделяется превосходными, визываюЕшаи восхвще-ктя, чертами характера. Особенное.воплощение такой замысел на-

I ¡лазке К. и Энгельс Ф. Об искусстве. - М.: Искусство, 186?.

v.!, с.121.

ходит в эпических сказаниях. Герои, воспетые народом, движима его интересами, призваны сделать язью его мечты, чаяния. Неразрывное единство с ним придает им возрастайную внутреннюю энергии, являясь победоносным источником. Единоборство со злым началом во шля общего счастья выявляет их возвышенные качества. Они обладают цельным характером, высоким достоинством, неиссякаемой физической, нравственной силой, мужественной волей. В г том отношении героическое у разных народов имеет общую закономерность, духовную о&ъчость. Вместе с те-v проявляется различно, отражая особенности видения своего творца, исторической среды. Сочетание в героическом общего с особенным красноречиво подтверждает также эпос азербайджанского фольклора. С этой точки зрения высшее его достижение составляет прославленный эпос "Кёр-оглы". Он объединяет в себе эпическое, лирнческоз, драматическое начала. Весь пронизан свободолюбивым духом, сироким демократизмом, отрицанием всех форм гнета, подавления личности.'Великая сила притяжения гуманистического содержание "Кёр-оглы"" на протяжении веков возрастала. А в наше столетие его мировую слазу приумножила одноименная опера Узеира Гадайбекова. Ядро эпоса продиктовано мотивами антифеодальной борьбы, однако общее содержание имя не ограничивается, Лвди, окружавшие героя Кёр-оглы, образуют общность равноправных, проданных интересам целого сотоварищей. Равноправие распространяется также к'женщинам, на устулашзм муатазач а -Мудрости или храбрости.

Во главе с Кёр-оглы герои-заступники народа создали своз собственное общество. В нем живут по законам мужества, царит правда, нет места обману, лицемерию, трусости. Здесь заботятся вэ только о физической силе, заботятся также о силе душевной. Их героизм неотъемлем от природного таланта к искусствам. Каждый нз них умает импровизированно слагать стихи, красиво петь, зграть ва сазэ. Сам народный герой KSp-оглы одновременно замечательный поэт, ашуг, - чем очень гордится. Иначе говоря, у них нравственное слито воедино с эстетическим, с чувством прекрасного. Названный эпос•унаследовал, вобрал в себя лучдяе традиции яредшестзугаего опыта азербайджанского фольклора. Свои сокровенные мезта о свобода, личном, общественном счастье азербайджанский народ лелеял веками. Слагавшиеся та еще с незапамятных времен баяты, сказка, легенда полны этими мотивами. Она sослудила благодарной духовной почвой, па которой мог появиться эяос

"КЗр-оглы". Его преемственные связи восходят также к азербайджанскому эпосу раннего средневековье "Деде-Коркуд". Осмысленная оценка вшфксталлизоваыаихся в этой области нравственных ценностей представляет познавательно-воспитательный интерес.

Непосредственно азербайджанскому фольклору посвящена значительная филологическая, литературоведческая^ отчасти такае философская научно-исследовательская Достигнутые успехи явились фундаментом для продол-хэшея углубленного исследования. Специальное этическое изучение

данного объекта предпринято впервые. При этом использованы сход-

2

кы?. исслздозания авторов других регионов.

1 Газ::.:оз А. Некоторые вопросы азэтэбаЗдзаяскоЙ народной педагогики (на азерб.яз.). - Баку: Маагсф, IS70; Бадалов P.A. Героически?. эпос к проблема прекрасного (на материалах азербайджанских наооднкх дастанов). Автореф.дисс.-..канд.филос.наук. Баку, 1Э?1;*его же. Поезда и вымысел геооичэского эпоса, -Баку: Злм, ISd3; Тахмасяб М. Азербайдзаяскае народные даста-ш (с^зднка зека) (ка азерб.яз,). - Баку: Элм, .LS72; Гусей-коз йГ.М. фольклор как компонент общественного сознания.Авто-регг.епсс.,..канд*.$щюс.ваук. ü., 1973; Набкев А.М. Страницы геролчзехого (на азерб.яз.). - ьаку; Гянджлик, IS77; его же. Азёрса^дтакско-узсекская Фольклорная связь (на алеро.яз.) Баху: Лзычн, 1978; Алекперов С.У. Эстетические и нравственные v-чслй в Фольклоре (на азесб.яз.). - Баку: Гяндждхк, 1978; Велиев В Г А. Азеобаиданскив гетхшескае дастакн (на азерб. яз.). - Баку: АГУ, IScü; его не. Азербайджанский Фольклор (на азеро.яз.). - Баку: Уаариф, 1965; ЭФендяев А.¡Ii. Азсрсай-р.г£.:юкал нагодная устная литература {на азерб.яз.). - Баку: .Va:.p::5, 1981; Сеидов A4. Истока аззрбайдаанехого г.глаюлоглче-сксго Ш£лснул (на азерб.яз.). - Баку: Языта, 1903; Рустам-задэ Р.Б. Народные героя з народной лктеватусе (на азерб. яз.). - Баку: Гяндатэд, 1984; Мумтаз С. Истоки азербайджанской лнтеедтуры (ка азерб.яз.). - Баку: Язвчн, 198о; Алиев P.A. Народная кудвссть. - Баку: Азеркешр, IS86; Алиева Г-Н. Эстету-а героического эпоса. Авторз?.дасс,...каяд.филос. паук. Баку, 1983.

2 Илр^увеккй В.?'. Народный л героический эпос, - М.-Л.: Гос-.•пгтигдат» I96ü; ^злгтпкекий З.М. Происхождение героического злоса. - ;,:.: Игд.вост.лит-ры, IS63; Чернов Б.И. Фклссойия и с/олылор, - Саратов: Ьразся.кн.яод-вс, 1964; Д-авлзгоз Й.С. С;о;:ьклор как ка искусства. - а.: Наука, 1963; Чиковакл М.Я. .-.aco^i грузлнскпи злое о аргкованкзм Адсоанн. - Наука,

чнстоз^й.В. Русс:-":о аародзыэ ссцлгльно-утогаческиа ле-

А-: JQT/^z * Каррыев Б.А.'Здаческаэ

зсст.д.г:~р!S5b; £эсеез В .Я. КагзлЬзкии Дашков з гсгоЪг-

к.: ha» за, ISoa; Г/с&ь 2.2. Эстэгика * ...сл-^-гОу-а. - ггаукг, Згссжай З.А. ¿соьалсэ п ссзсо-

- „--л^лла: ^пан^а, 1574; Зпсшх Б.Я. -гольх^ос л * -- М»: йау?.а, IS76; Путилов S.il. "йтойслэ-с?злдтол^но-ягг:-:са гэучэалз ссльклопа. - .т.:

^ель и задачи исследования. Основной целью исследования является философско-этический анализ воплощенного в фольклор? нравственного идеала. Достижению этой цели подчинены следующие наиболее основные задачи:

- раскрыть смысл идеала вообще, нравственного в частности. Показать его преломление в творческом художественном воображении народа;

- осветить характер взаимоотношений нравственного идеала б фольклор:, с условиями своей исторической среда. Определить в нем степень взаимодействия идеального с реальным;

- выявить в народном идеале единство этического с эстетическим - слитность добра, красоты, истины;

- проследить внутреннюю связь с нашей' современностью возвышенных нравственных идеалов в азербайджанском фольклоре;

- рассмотреть значение этого фактора в нравственном прогрессе внутренней движущей причине общественного прогресса.

Научная новизна .исследование. Народное творчество, справедливо считающееся сокровищницей мудрости, остается наименее Изученным с этических позиций. Больше освещено оно филологами, литературоведами, явно мало - философами. Рабрты философского плана, посвященные фольклору, преимущественно касаются художественно-эстетического содержания, атеистических коглвсз. Однако ведуидо в фольклоре является социально-нравственный аспект. Правда, все фольклорные компоненты внутренне связаны между собой. Тем не менее эти компоненты объединяет нравственная основа,

(.продолжение сноски)

Наука, 1976; его же. Героический эпос и действительность. -Л.: Наука, 1988; Кошглы Х.Г. Огузсклй героический эпос. -М.: Наука, 1976; его же. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. - М.: Наука, 1983; Клибаноз А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. -М.: Наука, 1977; Фрэиденбеог О.М. Миф и литературы древности. - м.: Наука,1978; Козлов В.В.Отражение социально-этических . идеалов народа'в белорусской сказке. Авторэф.дисс....канд. &клсс.каук.&нск,1979;Курбанматадов А.Эстетический идеал в Фольклоре (на материалах таджикского фольклора). Азтсреф. '■•дисс....канд.филос.наук. М., 1981; Петросян A.A. История народа и его эпос. - »!.: Наука, 1982; Акиба A.A. Абхазский фольклор и действительность. - Тбилиси: Мецкнзоеба, 1982; Азбзлев С.М. Истоокзм былин и специфика фольклора. - Л.: Наука, 1982; ЭДусаоэ С. Эпос "Манас". - Фрунзе: Йли:г,1934; Бабаев Д. Соотношение этического к эстетического хдеаяоз з фольклора (на материалах туркменского устного псзгичзсксгс творчества). Автотэ.дисс....канд.наук.М. ,1?84; Аи::-кин'З.П. Fycciml ¿.юльклор, - М.: В"с1"ал скола, ±2'67.

Через все содержание фольклора красной нитью проходит нравственный идеал, слуха движущей осью. Поэтому исследованию фольклорного материала в этом плане должно оыть уделено больше внимания. Специальное этическое изучение нравственного идеала, содержащегося в азербайджанском фольклорном наследии, осуществляется вперзые. Новизна самой проблематики исследования обусловила новое рассмотрение фольклора. Наиболее существенное в этом отношении сводится к следующему".

- подвергнуто самостоятельному этическому анализу значение народного нравственного идеала как двизущего фактора развития;

- изучено своеобразие фольклорно-худокественного воплощения идеала через высокие поступки осуществляющего его героя;

- акцентировано внимание на единстве героя с народом -деятельной природе идеала в фольклоре;

- показала роль такого единства для осознания героем своего предназначения осуществить народные интересы, едновреыэнно для самосознания народа, борэдегося вместе с героем за их единую цель;

- охарактеризовано неослабевающая сила влияния морального величия фольклорных образов на над нраастзеншй мир.

Методологическую основу исследования составили основопола-гвдиз принципы классиков марксизма по изучении наследия фольклора. Такой основой послуздага также установки нашей партии по активизации ныне нравственного воспитания. В этом плане важной опорой исследования явились достндеязя марксистско-ленинской этзческой науки.

фатижесказ основа доследования - история азарбайдаанского фольклора с преимущественным привлечением материала эпического содерЕанзя.

заключается в возмоа-носта использования его для расширения проблематика этаха. Постижение содерхання фольглора с этической точки зрения имеет непреходящее нравственно-воспитательное значение. Присбщеше современника к народным истокаы нравственного идеала призвано слуаять его социальной активнссти. Субстанционально-народное органически включает з свся общечеловеческое содержание. С лаатгу пор оно связывает азаду собой, взаишо ейлигает разные народа мара. Стало бить, ссслэдованне этой сферы мозет Сыть аспользоваао з пат-

риотичесхом, интернациональном воспитания.

Алрдбалия работы. Диссертационная работа подготовлена в отделе эстетики и этики Института философии и права АН Азерб. ССР. В иене 1986 года была обсуждена, рекомендована к защите. Затем она обсуждалась, также была допущена к защита профессорско-преподавательским составом кафедры эстетики и этики Азербайджанского университета им.С.М.Кирова. По теме диссертации опубликованы 2 статьи, 5 тезиса. Соискатель выступал на научно-практических конференциях по пропаганде идеала в азербайджанском фольклоре.

Структура, ди^сертадщ состоит из краткого введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕЕШИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении аргументируется актуальность, необходимость исследования избранной теш. Отмечаются те ноше аспекты этического изучения фольклора, которые стали объектом данной работы.

Первая ула^а ра?ы?ается - "Содержание нравственного здеада в фольклора". Прежде всего здесь проводится мысль о жизненной активности нравственного идеала народа. Критерий шзвеавоста определяет его разграничение с идеалом религиозного или абстрактно-философского характера.

Идеал выражает собой мечты о должном, прекрасном, совершенном. Причем выражает это чероз особеннее, , образец, олицетворяющий его. Но приобретает свою значимость соотносительно с реальны,'.; , сущи:.:. 'Несоответствие реального внутренним потребностям человека, поступательному развитию общества закономерно рождает идеал. Его движущей аервоосковой является противоречивое взаимодействие субъективного фактора с объективным, внешним фактором. Противоречия, присущие характеру взаимоотношений идеального с реальным, необходимо побуждают к их преодолений. Подчеркивая эту существенную особенность рассматриваемой проблемы, Гегель писал: "Вследствие такого рззвития особенное как черта идеала вступает ео внешний а этот мир, вместо того чтобы воплощать в себе идеальное, свободное согласие понятия со своей реальностью, обнаруживает существование, которое не таково^ каким ело

должно быть. При рассмотрении этого отношения идеала к внешнему миру мы деланы еыяснить, в какой мерз определенность, в которую вступает здесь идеал, либо сама для себя непосредственно содержит в себе идеальность, либо более или менее способна стать та-г ковой".1

Предназначение идеала - привести сущзз в соответствие с дол^нкм. Отсвда на первый алая выдвигается его деятельная природа. Дзятально-побудаталъной силой он обладает, когда воплощает содержание большого общественно-нравственного звучания. Когда этс содержание выражено через действия, поступки конкретно-определенного образа, соответствующего идеалу. При этом чем нал-рл.изннаэ процесс преодоления этим образом коллизий действительности, тем он значительнее. Лучит.: подтвервдениам этого язлявт-ся величавые героические образы - носители народного идеала, осуцестзляащие его. Они сознаат несоходимость восстановить насуленный порядок сктця, изменить, греобразовать его к лучшему. Их пример полон веры в созидательное начало жизни, вдохнозляэт на высокие свершения. Тем самым становится одни:.; из факторов прогресса, в том числе социально-нразственного. Б нг-родном нравственном идеале справедливо усматривают весьма вашое средство его общественного самосознания. Будучи осознанным народом, он способен привести его .в движение рада лучшей кизна. На это не способен абстрактный идеал, лишенный конкретного жизненного содержания, конкретной определенности. Таков религиозный идеал, ■ устрзмленннй не к здеавему, реальному, а к вкшоланному миру. Речь идет о том аскетическом отношении к миру, которое провязы-ъает ортодоксальную религию. Противопоставление земного небесному, принижение всего "мирского" - на этом зиздутся ортодоксальные религиозные представления. Идеология официального духовенства, когда сяа господствовала в обществе, сковывала сознание, зсл.о народа. Она всячески препятствовала народу понять свое ис-гаклое полсгзниз, сознавать сзои насущные потребности. Правда, хзвае-п-и народные движения (восточные, зададннз) религиозного ха^ах'-'бра. По эти "ерзтачэсхаэ" анта£еодадыш8 движения одновременно ЕЬ-стузала арсгаз официальной, господствовавшей религиозной идзслопш. Сами "ерз.са" до сзсзй аякгфэоцальной валрааденностз сила сдззйц умоназтроэнаа угнетенных народных касс. ?за на меназ

I Г-згзль. Эстетика, т.1. - М.: Мюль, 1563, с.15?.

"ереси" вса же служили внешними факторами влияния на массы. Внутренним фактором самопознания народа являлось его собственное творчество. Зеками созданный, передаваемый от поколения к поколению фольклор служил ему духовной опорой, ¿го нравственные идеалы олицетворяли фольклорные образы-герои, утверждающие человеческое достоинство, правду, справедливость.

Вторая глава дисоертапж посзяшзна народному идеалу о му-зестза. Соответственно своему содержанию эта глава озаглавлена: '"Мужестзо как компонент нравственного идеала народа". Вычленение этого компонента народного творчества (героического плана) для специального анализа вполне зстестЕенно. ЭДужестзо занимает центральную ось, вокруг которой вращаются добродетели, составляющие яразственноз содержание фольклора. Одо з представлении народа имеет многограннее, универсальное значение. Изначально этой добродетелью наделялись те, кто совершал ратные подвиги, геройство з войнах. Данное морально-волевое качество представлялось как антитаза трусости. Этот первозданный смысл мужества сохранился также з истории нравственной философии - этических-учений. Так, Аристотель в своем трактата "Яиксмахова этика" писал: "...дри-учаясь презирать опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став такими, лучие всего сможем выстоять". "Тот, кто с радостью противостоит опасностям идя ьо крайней мерз на страдает ст^этого, мужествен, а кому это доставляет страдание - труслив".

ИзлоаеняыД смысл .мужества является фундаментальным, но з фольклоре он выступает более емким. Сохраняя этот смысл, народное тзорчество на этом фундаменте всззсдит целую систему добродетелей. Свда относится высокое чувство собственного достсгнст-за, неизменно подкрепляемое- саыоотзераекныма, нразсгзанно прекрасными поступками. Мужественный человек дорожит сзсим дсерш именем, своей честью, соблюдает верность дружбе, любви. Самое глазное - предан народу, родной земле, измеряет свез песгудг-л мерсЗ народных интересов. Ся кедр, гстоз зелзкодтгно поддзряг-гз' терпящих нужду, заступиться за нгепразэдепо осиленных, етрах-дузих. Словом, муяеетаеяный человек - носитель чг^т свое-

го народа. Зтзм характеризуются населяющие зпсс Кзр-оглн услс-езтнкз фигуры героев, их ярхаэ образа. Кар-оглп, Г2ззьр-ог:д;,

I Аристотель. Сочднзнгя, т.4. Узсль. л.дх..

Зйваз, другие герои эпоса неразрывно едины с народом. Их образы различаются между собой неповторимыми чертами характера. Однако тут неповторимость - конкретно индивидуальное воплощение нравственного идеала. Иначе говоря, неповторимость индивидуального выражает единство народного начала. Выражая собой это единство, различные характеры героев взаимно предполагают, дополняют друг друга. Их взаимоотношения, ре1улируемые общим интересом, взаимная помощь сплачивают их в единый коллектив. Сила в единстве - так можно выразить нравственный пафос сподвижников Кёр~ оглы. "Даже лев пусть не будет одиноким", - говорит он. Бывает, когда Кёр-оглы сражается один с врагами. Однако в трудных условиях ему на помощь приходят сплотившиеся вокруг него герои. Характерная деталь: среда этих героев есть леапш (Лезги Ахмед), грузин ( Гврджи оглы). Тем самым эпос своеобразно воплотил идеал дружбы народов.

Эпос Кёр-оглы отразил совершенно новое качество, высшую ступень эпического творчества народа. Он напомнил новым содержанием идеал о мужестве, героизме. Поколение за поколением люди обращались к эпосу не только рада простой любознательности. В Великой Отечественной войне образ Кёр-оглы вдохновлял бойцов-азербайджанцев на подвиги. Азербайджанские публицисты, поэты, писатели тех огненных лет пропагандировали, прославляли этот ' героический образ. Память о воспетых народом героях явилась ду-ховко-нравственной силой для наших воинов. Эта внутренняя сила, пробуждаясь, воплощалась в мужество, личную храбрость ва поле битвы. Значение образа Кёр-оглы как своего рода школы мужества подчеркивал Самед Вургуъ. Воспевая Героя Советского Союза Исра-фила Маыедова, поэт особо отметил этот примечательный момент.

Героический оораз Кёр-оглы народ наделил святой верой в победу доброго начала. Мужество как возвышенная добродетель с.г_2те с такой верой. Однако победа доброго над злым началом с необходимостью предполагает единство сил добра. Без этого единства народ не мыслит возможности улучшения жизненных условий чзлсаеческого существования, ¿¡утаим его проявлением считает чувство дружбы между людьш. фольклор азербайджанского народа богат примерами, цудрыми мыслямл, возвышающими верную, глубоко "рэг.глпус дружбу. 3 прэодолелги коллизий, трудностей жизни, во ззагьысй поддержке дружбе отводится главенствующая роль. Для нарсуд она - высаач добродетель, свойственная достойным людям,

бескорыстно заботящимся о других. В фольклоре дружба - скрепляющая основа бескорыстной совместной газни. Она проявляет красоту духовного мира, нравственной цельности человека в благородных, похвальных поступках. Впрочем такое яе значение придается ей з этических трактатах философов, например, Аристотеля. Рассуждая на этот счет, Аристотель в частности, писал: "Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на вез прочие блага,.. Друзья нужны молодым, чтобы избегать ошибок, и стари-хам, чтобы ухатазаяи за ними а при недостатках от немеши помогали им поступать хорошо; а з расцвета лет они нужны для прекрасных поступков "двум совокупно идущим", исо вместе люди способнее и к понимании и к действию... Дружба - это не только нечто необходимое, но и нечто нравственно прекрасное, мы зэдь зез-даегл хвалу дружелюбным, а иметь много друзей почитается чеы-гс прекрасным. К тому ае некоторые считают, что добродетельные муза я дружественные - это одно и то аэ .

Идеализация дружбы философами, творцами искусства, народной фантазией связана с ее моральной природой. Духовно-нравственная связь между людьми проявляется здесь во всей своей благородной красоте. Человеческие общения, основанные на подлжшой дрябе, прежде всего доставляют взаимное нравственное удовлетворение. Нравственный фактор движет благородными (нередко самоотверженными? поступками друзей в их взаимной помощи. Прекрасные образцы подлинно дружественных отношений имеются б зпосах "Дедэ Коркуд", "Кёр-оглы". Эту возвышенную добродетель обусловливают щедрость, благородство человеческой натуры, беспредельная искренность, бескорыстная доброта. Все лучшие нравственные качества, характеризующие чувство дружбы, народ одновременно относит к 1лузеству. Друаба мужественных лвдай ставится им внеоко, поскольку она закаляется в горниле испытаний.

Особое место э ряду добродетелей, которые возвышает фольклор, занимает чистая, верная лвбевь. В воспевании ее азербайджанское народное творчество исторически накопило большой художественный, нравственный опыт. Мотивы лабвч звучат, как правило, а различных его жанрах (баяты, сказка, эпос). Целчй ряд сказаний фольклора посвящены непосредственно этой теме. Среди них особо выделяются "Асли-Керем", "Ашуг Гариб". По мотивам пераогс I Аристотель. Сочинения, т.4. - М.: ?&сль, 1983, с.213-220.

из этих прсЕЗведений Узеир Гаджибекоз написал свою одвоименнув оперу. А по мотивам второго Глиэр создал оперу "Шахсенем". Кстати, "Ашуг Гариб" в свое время заинтересовал М. Ю.Лермонтова, записавшего его. Самое привлекательное в замечательных любовных .настанах азербайджанского фольклора - это идеал верности любви. В это: дастанах лаСшдие при всех испытаниях хранят чистоту своих высоких чувств. Самозабвенная верность друг другу - их неодолимая духовная сила, смысл их нравственного величия. Азербайджанские любовные дастаны органически включают идеал свобода любви. А это существенно важная сторона нравственного идеала народа. Тем самым народное сознание отвергало обветшалые нормы шариата, узаконившие затворничество женщин-мусульманок. Утверждение права на свободную любовь явилось одним из общечеловеческих аспектов народного творчества.

Наиболее содержательным общечеловеческим аспектом фольклора, однако, является широкое эпическое осмысление идеала героического. Об этом говорится в третьей главе - "Героизм в структуре народного нравственного идеалу".

Героическое возвывгэтся над всем обыденным, повседневным, совершается редко. Оно в более сильной, залечатлягацей форме выражает свободное проявление могучего человеческого характера. Им движет не индивидуальный интерес, а возвышенная цель, продиктованная общим, народным интересом. Потдау здесь реальное более сочетается с идеальным, чем в других высоких поступках. Характеризуя гзрокческое, Гегель в "Лекциях по эстетике" писал: "Героическая же индивидуальность более идеальна, потоку что она не удовлетворяется формальной свободой и бесконечностью■внутри себя, а остается в постоянном непосредственном тождестве со всем субстанциональным содержанием духовных отноиений, которые она делает живой дэйствительностьс. Субстанциональное начало непосредственно индивидуально в ней, а индивид благодаря этому субстанционален в самом себе".*

Словом, героический характер реализует не только свою ярко выраженную иадивждуальвув нравственную свободу. Через его индивидуальность проявляет себя общее, народное, по терминалом Гегеля, субсганцкональноэ начало. Сознание единства с субстанциональны:.! началом придает силу героэ в защите правого дела. Он по

I Гегель, ссгегнха, т.1.

Искусство, 19-38, с.128.

свободному выбору, собственной воле подвергает себя опасностям ради интересов общего. Народ возлагает на него надежду как па могучую силу, осуществляющую его идеалы. Все героические образы фольклора символизируют могучий дуг народа. Свое иззечну» мечту о воцарении справедливости, общности, равенства народ сачзквает с ними. Мотивы социальной утопии, присущие фольклору, приобретают особое содержание з воплощении идеала героизма. Эти метизы своеобразно воплощены в эпосе "Кёр-оглы". Разумеется, сопгальас-яравственкыа идеалы о справедливом обществе существовала задолго до названного эпоса. Фольклорные истоки питали зпз знамени-туя утопию Низами Гяндзззи. Утопия Низами явилась творчески синтезом элементов предшествующего восточного, а та;с?.э европейского утопизма. 3 свою очередь Низами оказал благотворнее влияние на последующее развитие утопических идей. Взаимное отнохэшп фольклора с классической литературой оставило добрые следы з этой области. 3 контексте этого процесса следует рассмотреть тагасэ утопические идеалы эпоса "Кёр-оглы". В этом эпическом произведении отрицание гнета, утверждение справедливости наши вн-сокое художественное воплощение. Кёр-оглк выступает не только легендарным героем, которого народная фантазия зозвнааэт внсско. Сплотившиеся вокруг него колоритные герои одновременно составляют общество равных, справедливых, верных друзей. Справедливость, равенство основываются здесь на единства, общности интересов всех сотоварищей Кёр-оглы. Всех их объединяет борьба против социальной несправедливости, за свободу, раскрепощение угнетенного лада. Особенно обращает на себя внимание осуществление свободы ненашны в обществе Кёр-оглы. Окружающие его герои верны простым людям труда, на этем эзядутся их идеала. Взаимоотнопге-н;т этих героез органически присущи честность, правдивость, взаимное увалезние, поддержка друг друга.

Демократизм, гуманизм эпоса Кёр-оглы всегда щязлзкздг а себе внимание hcv.cz пехоланнй. Идзаза, всплещэяныз з эпоса, созвучны с назима устремлениями к зозрозденяя чэдезечеекей ноотя. Поэтому так актуально осмысление фольклорных истсхсв напей нравственности.

Л заклзченля_делаются сбобщзния, знзедн по сонгнпгл зегро-сам, соаганлзшгм главноэ содетакняз апссгзтягтч.

ОСНОВНЫЕ ПОШЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛКИШЩХ РАБОТАХ АВТОРА:

1. Проблема идеального правителя в азербайджанском народном творчестве (на азерб.яз.) // Материалы научной конференции молодых ученых Института философии и права АН Азербайджанской ССР. (Баку, июнь 1982 г.). Баку, Элм, 1932, 0,6 п.л.

2. Нравственный идеал в азербайджанском народном творчестве // Материалы 1-ой республиканской конференции молодых философов, посвященной 60-летию образования СССР, (Баку, 24 декабря 1982 года). Тезисы доклада. Баку, Элм, 1983, 0,2 п.л.

3. Историческое значение героического идеала народа (на азерб.яз.) // Материалы П-ой республиканской конференции молодых философов. (Баку, 28 марта 1984 г.). Тезисы доклада. Баку, Элм, 1984, 0,2 п.л.

4. К соотношении нравственного идеала и социальной утопии народа в фольклоре (на азерб.яз.) // Материалы республиканской научной конференции, П книга. (Баку, апрель 1984 г.). Баку, Элм, 1985, 0,6 п.л.

5. Понятие верности в народной литературе и нравственное воспитание ^на азерб.яз.) // Материалы республиканской научной конференции аспирантов, П книга. (Баку, 24-26 июня 1985 г.). Баку, Элм, 1986, 0,5 п.л.

6. Мужественный образ народа как основное условие начала фольклора (на азерб.яз.) // Материалы Ш-й республиканской конференции молодых философов. Тезисы доклада. Баку, Элм, 1986, 0,2 п.л.

7. Мужество как компонент нравственного идеала народа (на азерб.яз.) // Труды конференции молодах ученых Академии наук "Великий Октябрь и современность: "Актуальные проблемы обществоведения". (Баку, 18-19 ноября 1987 г.). Баку, Элм, 1988, 0,4 п.л.

Бесплатно

АЗЭРБА^АН ССР ХАЛ Г ТЭЬСИЛИ НАЗИРЛШИ С. М. КИРОВ адына ГЫРМЫЗЫ ЭМЭК БАЗАРЫ орденли AЗЭPБAJЧAH Д6ВЛЭТ УНИВЕРСИТЕТИ

Эл^азмасы Ьугугунда

©МЭРОВ ВАЬИД АЛЛАЬВЕРДИ оглу

УДК 17/170:398

ЭХЛАГИ ИДЕАЛ ВЭ ОНУН AЗЭPБAJЧAH ШИФАЬИ ХАЛ Г JAPAДЫЧЫЛЫFЫHДA ИН'ИКАСЫ

Ихтисас 09. 00. 05 — марксист-лснинчи етика

Фэлсэфэ елмлэри намнзэди алнмлик дэрэчэси алмаг учун тэгдим еднлмиш диссертаа^анын

АВТОРЕФЕРАТЫ БАКЫ — 1989

Подписано в печать 22. 02. 1989. Бум. тип. № 1. Формат бумаги 60x90 1/16. ФГ 12561.

Тип. АГУ. Заказ 72. Тираж 100.

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. М. КИРОВА

На правах рукописи

ОМАРОВ ВАХИД АЛЛАХВЕРДИ оглы

УДК 17/170:398

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Специальность 09. 00. 05 — Марксистско-ленинская

этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени ' кандидата философских наук

БАКУ — 1989

Работа выполнена в Институте философии и права АН Азербайджанской ССР.

Научные руководители:

— член-корреспондент АН Азербайджанской ССР, доктор философских наук, профессор | Геюшес 3. Б.,|

— доктор философских наук, профессор Мустафаев Дж. В. Официальные сппонепты:

— доктср философских паук Наджафов Н. Г.

— кандидат философских наук, доцент Абасов С. Ш.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В. И. Ленина.

Защита диссертации состоится « »

19£9 гсда в « » часов па заседании специализгро-

ванного совета К С54. 03. 02 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Азербайджанском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. С. М. Кирова (370073, г. Баку, ул. П. Лумумбы, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова.

Автореферат разослан «^^1989

У& Л'-'К** С*'*-

^¿'^г'/йл о««" V

•V ?•

/Мамедов А. Б.

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ

Актуальность темы. Нравственное воспитание всегда составляло важнейаий компонент формирования личности. Оно приобрело особую актуальность ныне, в условиях демократизации, перестройки нашего социалистического обоества. Сложилась необходимость активного взаимодействия нравственной сферы сс всеми другими сферам общественного сознания. В этом заложена сила, яооугдан;;ая к раскрытию творческих задатков, благородных качеств человека. Эту идее обосновал ХХУП съезд нашей партии: "Социализм - это общество высокой нравственности. Нельзя быть человеком идейным, на будучи честным, совестливым, порядочным, требовательным к себе. Наше воспитание будет тем плодотворнее, чзм энергичнее станут утверждаться идеалы, принципы и ценности нового общества".*

Этому призвано служить также приобщение современника х богатству непреходящих ценностей народного творчества. Каждое поколение, постигая творчество народа, обретает опору своим высоким человеческим, гражданским устрзг/лениям. Народное начало -неисчерпаемый живительный источник, питающий общественную жизнь во всех ее проявлениях. Из этого источника черпапт мудрость, красоту, возвышенные идеалы облагораживания общества, совершенствования человека. К этим истокам восходит своими корня:.® коммунистическая мораль: "Каша мораль впитала в себя как общечеловеческие нравственные ценности, так и нормы поведения людей и отношений между ними, которые рождены народными массами в многовековой борьбе против эксплуатации, за свободу и социальное равенство, счастье и мир".^

Преемственные связи с народным творчеством - один из краеугольных камней исторической преемственности поколений. Деятели культуры, мысли во все времена ..обращались к духовно-практическому опыту народа. Этот опыт исторически способствовал развития социальной, художественной мысли. Сама философия (означающая любовь к мудрости) обязана своим происхоздением сокрокщкще народной .мудрости. Особенно "этическое, эстетическое содержание истории философии впитало в себя результаты творчества народа.

1 Материалы ХХУП съезда Комотнистичёской партии Советского Совза. - и,: Политиздат, 1985, с.83.

2 Таи жэ, с.167.

На этой субстанциональной основе формировались фундаментальные понятия, которыми оперируют этики или эстетики. Это - добро, зло, правда, кривда, мужество, прекрасное, героическое, возвышенное, ряд других понятий. Исторически они наполняются новым содержанием, обновляются, совершенствуются, но сохраняется их народная первооснова. При этом их деятельное функционирование обусловливаются идущими из этой первоосновы составными элементам, Ими была пронизана, к примеру, философия морали, искусства древнего Востока, античной Греции. Зороастр, Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель придавали существенное значение обобщению творений народного сознания. Мифы, оказания, легенды, на- • ледиие худогественный синтез в эпическом искусстве, подвергались философскому осмыслению. Просвечивались духовные нити, соединяющие эпохи, а такяе сменяющие друг друга человеческие поколения.- Наследие древне-восточных народов, античного мира в этой сфере проницательно анализировал Гегель. Религия, мифология, искусство той эпохи нашли у него духовно-нравственное, эстетическое осмысление. К.Марко особо интересовался мифологической предпосылкой греческого искусства, эпоса: "Предпосылкой греческого искусства, - писал К.Маркс, - является греческая мифология,т.е. природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией... Однако трудность заключается на в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит б том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить кормой и недосягаемым образцом".*

.Притягательная сила искусства, включая творения народной фантазии, определяется красотой воплощенного здесь идеала,Прежде всего в этом плана фольклорные истоки культуры сохраняют для нас значение. Разумеется, идеат в фольклоре носит не абстрактно-умозрительный, а худогественко-конкретный характер. По своей суш он возвеличивает светлое начало гизни, добрые, созидатель-ккэ силы чаловека. Причем раскрытие эткг сил осуществляется чз-р-гэ високиз поступки, измеряемые величаем нравственного сшсла. Носитель идеала наделяется превосходными, вызывающими восхище-к'тя, чертами характера. Особенное воплощение такой замысел на-

I !::апко К. и Энгельс Ф. Об искусстве. - м.: Искусство, 1867, V.^, с.121.

холит в эпических сказаниях. Герои, воспетые народом, движимы его интересами, призваны сделать язью его мечты, чаякая. Неразрывное единство с ш придает им возрастающую внутреннюю энергию, являясь победоносном источником. Единоборство со злым началом во ш/л общего счастья выявляет их возвышенные качества. Оки обладают цельным характером, еысоким достоинством, неиссякаемой физической, нравственной силой, мужественной волей. В отом отношении героическое у разных народов имеет общую закономерность, духовную общность. Вместе с тем проявляется различно, отражая особенности видения своего творца, исторической среды. Сочетание в героическом общего с особенным красноречиво подтверждает также эпос азербайджанского фольклора. С этой точки зрения высезз его достижение составляет прославленный зпос "Кёр-оглы". Он объединяет в себе эпическое, лирическое, ^матачоскоз начала. Весь пронизан свободолюбивым духом, широким демократизмом, отрицанием всех форм гнета, подавления личности.'Великая сила притяжения гуманистического содержания "Кёр-оглы"" на протяжении веков возрастала. А в наше столетие его мировую славу приумножила одноименная опера Узеира Гаджибэкова. Ядро эпоса продиктовано мотивами антифеодальной борьбы, однако общее содержанке не ограничивается. Люди, окружавшие героя Кёр-оглы, образуют общность равноправных, преданных интересам целого сотоварищей. Равноправие распространяется также к женщинам, на уступающим мужчинам з мудрости или храбрости.

Во главе с Кёр-оглы герои-заступники народа создали своз собственное общество. В нем живут по закона-л мужества, царит правда, нет места обману, лицемерию, трусости. Здесь заботятся не только о физической сале, заботятся также о силе душевной. Их героизм неотъемлем от природного таианта к искусства'/.. Каждый из них умеет импровизированно слагать стихи, красиво петь, играть на сазе. Сам народный герой Кёр-оглы одновременно замечательный поэт, ашуг, - чем очень гордится. Иначе говоря, у них нравственное слито воедино с эстетическим, с чувством прекрасно го. Названный эпос- унаследовал, вобрал в себя лучшие традиции предшествующего опыта азербайджанского фольклора. Свои сокровенные мззта о свобода, личном, общественном счастье азербайджанский народ лелеял веками. Слагавшиеся т эщэ с незапамятных времен баяты, сказки, легенда полны этими мотивами. Они послужили благодарной духовной почвой, на которой мог появиться эпос

"Кер-оглы". Его преемственна связи восходят также к азербайджанскому эпосу раннего средазвековья "Деде-Коркуд". Осмысленная оценка выкристаллизовавшихся в этой области нравственных ценностей представляет познавательно-воспитательный интерес.

Степень разработанности темы. Непосредственно азербайджанскому фольклору посвящена значительная филологическая, литературоведческая, отчасти такие философская научно-исследовательская литература. Достигнутые успехи явились фундаментом для продол-."езшм углубленного исследования. Специальное этическое изучение данного объекта предпринято впервые. При этом использованы сходны?. исслздозания авторов других регионов.^

1 Га^кмов 1. Некоторые вопросы азербайджанской народной педаго-глки (на азерб.яз.). - Баку: Маатжф, 1970; Бадалов P.A. Героически?. эпос к проблема прекрасного (на материалах азербайджанских народных дастанов). Автореф.дисс.„..канд.филос.наук. Бак;', 1971; его аса. Правда и вымысел гешичэского о noca. -Баку: Зли, 1983; Тахмасиб М. Азербайджанские народные даста-на (сгздние зека) (на азерс.яз,). - Баку: Эх«;, 1972; Гусей-ков CT.;.i. Фольклор как компонент общественного сознания.Авто-реф.с/.сс.,..канд.филос,наук. М., 1973; Набкев A.M. Страницы героического (на азерб.яз.). - Баку: Гянджлик, 1977; его же. Азербайджанско-узбекская фольклорная связь (на азесб.яз.).-Баку: Язычы, 1978; Алекперов С.У. Эстетические и нравственные мкслй в Фольклоре (на азерб.яз.). - Баку: Гяндждик", 1978; Белпев В.А. Азербайджанские героические дастаны (на азерб. яз.). - Баку: АГУ, I96U; его же. Азербайджанский Фольклор (на азерб.яз.). - Баку: Улариф, 1985; Зфендиев A.íB. АзерсаА-

некая народная устная литература (на азерб.яз.). - Баку: ;jas.p;:.fi, 1981; Сзадов М. Истока азербайджанского мифологического мышления (на азерс.яз.). - Баку: Язычы, 1903; Рустаы-заде Р.Б. Народные герои в народной литература (на азерб. яз.). - Баку: Гянджгах, 1984; Цумтаз С. Истоки азербайджанской литература (на азерб.яз.). - Баку: Язычы, 1985; Алаев P.A. Народная мудрость. - Баку: Азернепр, 1986; Алиева Г.Н. Эстетгка героического эпоса. Автopo.-jj. дас с....какд.фил ос. наук. Баку, 1986.

2 Еирг/унсккй З.М. Народный и героический эпос. - M.-I.: Гослитиздат, I96ü; Мзлетивский S.M. Происхождение героического эпос:». - Í.I.: Изд.вост.лит-ры, 1963; Чернов В.К. Филосойия ж оолъклор. - Саратов: Пшзсд.кн.изд-вс, 1964; Давлзтов й.С. с-ольклор как вид искусства. - М.: Наука, I9S6; Чяковани М.Я. Наоодныи грузинский зпос о прикованном Амиоани. - М.: Наука, ívjo; Чистов К.В. Русские народные социально-утопические ле-гзнды Sil-XiX вв. - М.: НаукаА 1967; зге se. Наоодныэ трад:-

и .холъклор. - Наука, j.983; Каосыев Б.А. Эпические сказания о ksocikk % тюрхсяэычннх народов. - м.: Глаз.ред. зост.лдт-ры, ¿938; ¿зееез 'В.Я. Карельский Фодьклоо в историческом ссве^сг-сп:..- М.: Наука, I9oá; Гусев 3.3. Эстэтнка ^-¿жрг. - -i.: паука, i9o9; Читашзй З.А. Зсязалсо н совсз-

- .-¡-падав: Летанца, 1974; цпопа В.Я. Фольклор И " ,тг.:гтзг.гэльнссть. - М.: Наука, 1575; Путилов Б.},!. 2отодсло-r.c-, срЗаатгл^но-аггогэтбскоа изученлэ йольклова.• - Л.: '

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является философско-этический анализ воплощенного в фольклоре нравственного идеала. Достижению этой цели подчинены следующие наиболее основные задачи:

- раскрыть смысл идеала вообще, нравственного в частности. Показать его преломление в творческом художественном воображении народа;

- осветить характер взаимоотношений нравственного идеала в фольклора с условиями своей исторической среды. Определить в нем степень взаимодействия идеального с реальным;

- выявить в народном идеале единство этического с эстетическим - слитность добра, красоты, истины;

- проследить внутреннюю связь с нашей современностью зоз-вышенных нравственных идеалов в азербайджанском фольклоре;

- рассмотреть значение этого фактора в нравственном прогрессе внутренней движущей причине общественного прогресса.

Научная новизна доследования. Народное творчество, справедливо считающееся сокровищницей мудрости, остается наименее Изученным с этических позиций. Бааыве освещено оно филологами, литературоведами, явно, мало - философами. Рабрты философского плана, посвященные фольклору, преимущественно касаются художественно-эстетического содержания, атеистических мотивов. Однако ведущим в фольклоре является социально-нравственный аспект. Правда, все фольклорные компоненты внутренне связаны между собой. Тем не менее эти компоненты объединяет нравственная основа, "(продолжение сноски)

Наука, 1976: его же. Героический эпос и действительность. -Л.: Наука, 1988; Короглы Х.Г. Огузский героический эпос. -М.: Наука, 1976; его же. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. - М.: Наука, 1983; Клибаноз А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. -М.: Наука, 1977; Фрэиденберг О.М. Миф и литература древности. - ы.: Наука,1978; Козлов В.В.Отражение социально-этических . идеалов наоода'в белорусской сказке. Автореф.дисс....канд. Фклос.наук.^!и:нск,1979;Курбанматадов А.Эстетический идеал в фольклоре (на материалах тадашсского фольклора). Автореф. "•■дисс....какд.филос.наук. М., 1931; Петросян A.A. Истор*ля народа и его эпос. - »!.: Наука, 1932; Аняба A.A. Абхазский

tcyibiuiop и действительность. - Тбилиси: Нэцнлзнзба, 1982; збелей С.Vi. Истошзм былин и специфика фольклора. - Л.: Наука, 1982; ЭДусаёэ С. Эпос "Манас". - Фрунзе: Йлх\'.,ISS4; Бабаев. Д. Соотношение этического к эстетического идэалоэ з фольклоре (на материалах туокменского устного поэтического твоэчества). Автошф.дясс. .*. ,канд.(Ь!ЛОС.паук.У., 1934; Ани-кин'В.П. Русский Фольклор, - I".: Басмач скола, 1387.

Через все содержание фольклора красной нитью проходит нравственный идеал, служа движущей осью. Поэтому исследованию фольклорного материала в этом плане должно оыть уделено больше внимания. Специальное этическое изучение нравственного идеала, содержащегося в азербайджанском фольклорном наследии, осуществляется влерзые. Новизна самой проблематики исследования обусловила новое рассмотрение фольклора. Наиболее существенное в атом отношении сводится к следующему:

- подвергнуто самостоятельно.\.у этическому анализу значение народного нравственного идеала как движущего фактора развития:

- изучено своеобразие фольклорно-худокественного воплощения идеала через высокие поступки осуществляющего его героя;

- акцентировано внимание на единстве героя с народом -деятельной природе идеала в фольклоре;

- показана роль такого единства для осознания героем своего предназначена осуществить народные интересы, ¿одновременно для самосознания народа, борющегося шесте с героем за юс единую цель;

- охарактеризовано неослабевающая сала влияния морального величия фольклорных образов на наш нравственный мир.

Нетодолотическув основу иссле^ова^к^ составили основополагающие принципы классиков марксизма по изучении наследия фольклора. Такой основой послужили такге установки нашей партии по ан-тгвизацди ныне кравстзййнсго воспитания. Е этом плане важной опорой исследования явились досткаенся марксистско-ленинской этзчрской наука.

^■&£ан.ескаа_5сно.аа-Д0йлддовавд - история азарбайдааасхого фольклора с преимущественным привлечением материала эпического содергания.

ДшвМ££кая_ада?га;ост.ь. исследоргщя заключается в возмог-ности использования его для расширения проблематики этики. Постижение содер&аяиа фольклора с этической точки зрения имеет непреходящее нравственЕо-воспитатальЕсе значение. Приобщение современника к народным истожаи нравственного идеала призвано служить его социальной активности. Субстанционально-народное органически включает в себя общечеловеческое содержанЬе. С дямгспг пор оно связнвает между собой, взаимно сближает разные народа мира. Стало бить, исследование этой сферы может сыть использовано а пат-

рвотаческом, интернациональном воспитания.

Апробация работы. Диссертационная работа подготовлена в отделе эстетики ъ этики Института фялосефии и права АН Азерб. ССР. В июне 1985 года была обсуждена, рекомендована к защите. Затем она обсуждалась, также была допущена к защита профессорско-преподавательским составом кафедры эстетики и этики Азербайджанского университета им.С.М.Кирова. По теме диссертации опубликованы 2 статьи, 5 тезиса. Соискатель выступал на научно-практических конференциях по пропаганде идеала в азербайджанском фольклоре.

Структура гассестадия состоит из краткого ^ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении аргументируется актуальность, необходимость исследования избранной теш. Отмечаются та новыз аспекта этического изучения фольклора, которые стали объектом данной работы.

Первая гдззздазыззегуя - "Содержание нравственного идеала в фольклора". Прежде всего здесь проводится мысль о жизненной активностг нравственного идеала народа. Критерий сказанноете определяет его разграничение с идеалом религиозного или абстрактно-философского характера.

Идеал выражает собой мечты о должном, прекрасном, совершенном. Причем выражает это чероз особенное,.образец, олицетворшо-щей его. Но приобретает свое значимость соотносительно с реальным, сущи;.:.' Несоответствие реального внутренним потребностям человека, поступательному развитию общества закономерно рождает идеал. Его движущэй первоосновой является противоречивое взаимодействие субъективного фактора с объективным, внешним фактором. Противоречия, присущие характеру взаимоотношений идеального с реальным, необходимо побуждают к их преодоление. Подчеркивая эту существенную особенность рассматриваемой проблемы, Гегель писал: "Вследствие такого развития особенное как черта идеала вступает ъо внешний гетр, а этот мир, вместо того чтобы воплощать в себе идеальное, свободное согласие понятия со своей реальностью, -обнаруживает существование, которое на таково^ каким оло

должно быть. При рассмотрении этого отпадения идеала к внешнему миру мы дслхны вменить, в какой мерз определенность, в которую вступает здесь идеал, либо сама для себя непосредственно содержат в себе идеальность, либо более или менее способна стать та ковой".1

Предназначение идеала - привести сутдаз в соответствие с догоним. Отсюда на первый план выдвигается его деятельная природа. Деятельно-побудительной силой он обладает, когда воплощает содержание большого общественно-нравственного звучания. Когда это содержание выражено через действия, поступки конкретно-оп-редзлвшюго образа, соответствуащего идеалу. При этом чем нал-р.-2зннее процесс преодоления этим образом аоллизкй действительности, тем ок значительнее. Лучшим подтверждением эгого являются вэдзчавае гзрсзческае образы - носители народного идеала, ссуцесгзлякщие его. Они саэнаат необходимость восстановить нарушенный порядок Скгля, изменить, преобразовать его к лучшему. Их пример полон вера з созидательное начало зшзни, вдохновляет на высокие свершения. Тем самым становится одним из факторов прогресса, в том числе социально-нравственного. В народном нравственном идеале справедливо усматривают весьма ватазое средство его общественного самосознания. Будучи осознанным народом, сн способен привести его .в движение рада лучшей янзна. На это не способен абстрактный идеал, лишенный конкретного яизненяого содержания, конкретной определенности. Таков религиозный идеал, • устремленный на к здешнему, реальному, а к вымышленному миру. Речь идет о том аскетическом отношении к миру, которое пронизывает ортодоксальную религию. Противопоставление земного небесному, прклЕЕзнге всего "мирского" - на этом зиздутся ортодоксальные религиозные представления. Идеология официального духовенства, когда саа господствовала в обществе, сковывала сознание, зела народа. Она всяческа препятствовала народу понять свое яс-таняое положзнгз, сознавать езои насущные потребности. Правда, Езвес-гка народные движения (восточные, западные) религиозного характера. Но эта "еретические" анга^еодальные двззения одновременно выступала против сфгсшьной, господствовавшей религиозной адзедогла. Сааа "ерз.са" по езеей аятиЗэовальной направленности Ci-iz сдазка укоаазтрозшга угнетенных народных касс. Tea as меае&

I Гзгзль. Sc-eisxa, т.I. ~ М.: ?&сль, 1963, с.157.

"ереси" все же служили внешними факторами влияния на массы. Внутренним фактором самопознания народа являлось его собственнее творчество. Зеками созданный, передаваемый от поколения к поколению фольклор служил ему духовной опорой, ¿го нравственные идеалы олицетворяли фольклорные сбразы-герои, утверждающие человеческое достоинство, правду, справедливость.

^тотая глава диссертации посэяшена народному идеалу о мужества. Соответственно своему содержанию эта глава озаглавлена: "Мужество как когятонент нравственного идеала народа". Вычленение этого компонента народного творчества (героического алана) для специального анализа вполне естественно, г,Мужество занимает центральную ссь, вокруг которой вршдаатся добродетели, составляющие нразстзенное содержание фольклора. Оно з представлении народа имеет многогранное, универсальное значение. Изначально этей добродетелью наделялись те, кто совершал ратные аодзиги, геройство з войнах. Данное морально-волевое качество представлялось как антитеза трусости. Этот первозданный смысл мужества сохранился также з истории нравственной философии - этических-учений. Так, Аристотель в своем трактате "Накомахова этика" писал: "...приучаясь презирать опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став такими, лучие всего сможем выстоять". "Тот, кто с радостью противостоит опасностям или по крайней .мере не страдает от^этого, мужествен, а ксму это доставляет страдание - труслив".1*

Изложенный смысл мужества является фундаментальным, но з фольклоре он выступает более емким. Сохраняя этот смысл, народное тзорчестзо на этом фундаменте зеззедпт целую систему добродетелей. Сюда относится высокое чувство собственного дсстсгнст-за, неизменно подкрепляемое- самоотверженными, нразстзелно срех-расныьп поступками. Мужественный человак дорожи-г езевя доерз! именем, своей частью, соблюдает верность дружбе, лгбва. Самое глазное - предан народу, редней земле, измеряет езег постука мерси нгродннх интересов. Ся сед?, готоз зелзкодугно педдзряать тэрпада нужду, заступиться за нгеяразэдллзо осиленных, страз-дуозх. Словом, мужественный человек - носитель лучгах черт своего народа. Зтиу характеризуются населявшие одсс Г-^р-сгдк рлтнке фигуры героез, их яркаа образа. КЙр-ойэ, Г^ааар-огла,

I Аристотель. Сотазнля, т.4. ~ М.: 1Ьсль.

Эйваз, другие герои эпоса неразрывно едины с народом. Их образы различаются между собой неповторимыми чертами характера. Однако тут неповторимость - конкретно индивидуальное воплощение нравственного идеала. Иначе говоря, неповторимость индивидуального выражает единство народного начала. Выражая собой это единство, различные характеры героев взаимно предполагают, дополняют ДРУГ друга. Их взаимоотношения, регулируемые общим интересом, взаимная помощь сплачивают их в единый коллектив. Сила в единстве - так можно выразить нравственный пафос сподвижников Кёр-оглы. "Даже лев пусть не Судет одиноким", - говорит он. Бывает, когда Кёр>-оглы сражается один с врагами. Однако в трудных условиях ему на помощь приходят сплотившиеся вокруг него герои. Характерная деталь: среда этих героев есть лезпш (Лезги Ахмед), грузин ( Гюрджи оглы). Тем самым эпос своеобразно воплотил идеал дружбы народов.

Эпос Кёр-оглы отразил совершенно новое качество, высшую ступень эпического творчества народа. Он напомнил новым содержанием идеал о мужестве, героизме. Поколение за поколением люди обращались к эпосу не только ради простой любознательности. В Великой Отечественной войне образ Кёр-оглы вдохновлял бойцов-азербайджанцев на подвиги. Азербайджанские публицисты, поэты, писатели тех огненных лет пропагандировала, прославляли этот ' героический образ. Память о воспетых народом героях явилась духовно-нравственной силой для наших воинов. Эта внутренняя сила, пробуждаясь, воплощалась в мужество, личную храбрость на поле битвы. Значение образа Кёр-оглы как своего рода школы мужества подчеркивал Самед Вургук. Воспевая Героя Советского Союза Исра-фила Маыедова, поэт особо отметил этот примечательный момент.

Героический оораз Кёр-оглы народ нацелил святой верой в пооеду доорого начала. Мужество как возвышенная добродетель с/лто с такой верой. Однако победа доброго над злым началом с необходимостью предполагает единство сил добра. Без этого единства народ не мыслит возможности улучшения жизненных условий человеческого существования. Лучжм его проявлением считает чувство дружбы между людьми, фольклор азербайджанского народа богат примерами, мудрыми мыслями, возвышающими вернув, глубоко преданную дружбу. В преодолении коллизий, трудностей жизни, во взашысй поддержке дружбз отводится главенствующая роль. Для народа она ~ вксшач добродетель, свойственная достойным людям,

бескорыстно заботящимся о других. В фольклоре дружба - скрепляющая основа бескорыстной совместной жизни. Она проявляет красоту духовного мира, нравственной цельности человека в благородных, похвальных поступках. Впрочем такое же значение придается ей з этических трактатах философов, например, Аристотеля. Рассуждая на этот счет, Аристотель в частности, писал: "Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже а обмен на все прочие блага... Друзья нузшы молодым, чтобы избегать ошибок, и старикам, чтобы ухачсизала за ними и при недостатках от немощи помогали им поступать хорошо; а з расцвете лет они нужны для прекрасных поступков "двум совокупно идущим", иоо в;.;естэ люда способнее и к пониманию и к действию... Дружба - это ке только нечто необходимое, но я нечто нравственно прекрасное, мы вэдь воздаем хвату дружелюбным, а иметь много друзей почитается чзм-тс прекрасным. К тому ае некоторые считают, что добродетельные муза и дружественные - это одно и то же .

Идеализация друзбы философами, творцами искусства, народной фантазией связана с еа моральной природой. Духовно-нравственная связь мезду людьми проявляется здесь зо всей свое Г, благородной красоте. Человеческие общения, основанные на подлинной дрябе, прэздэ всего доставляют взаимное нравственное удовлетворение. Нравственный фактор движет благородными (нередко сау.с-отвер&еннкми) поступками друзей в их взаимной помощи. Прэкрасяко образцы подлинно друаественннх отношений имеются в эпосах "Дедэ Коркуд", "Кёр-оглы". Эту возвышенную добродетель обусловливают щедрость, благородство человеческой натуры, беспредельная искренность, бескорыстная доброта. Все лучшие нравстзояные качества, характеризующие чувство дружба, народ одновремаши относит к мунеству. Дружба мужественных людей 'ставится им ввеоко, поскольку она закаляется в горниле испытаний.

Особое место в ряду добродетелей, которые возвышает фольклор, занимает чистая, верная дюбевь. В воспевании ее азербайджанское народное творчество исторически накопило больной художественный, нравственный опыт. Мотивы любви звучат, как правило, в различных его жанрах (баяты, сказки, эпос). Целчй ряд сказаний фольклора посвящены непосредственно этой теме. Средз них. особо выделяются "Асли-Кэрем", "Ашуг Гариб". По мотивам первого I Аристотель. Сочинения, т.4. -М.: Мысль, 1983, 0.219-22Г.

ез этих произведений Узеир Гаджибекоз написал свои одноименную оперу. А по мотивам второго Глиэр создал оперу "Шахсенем". Кстати, "Ашуг Гариб" в свое время заинтересовал М.Ю.Лермонтова, записавшего его. Самое привлекательное в замечательных любовных дастанах азербайджанского фольклора - это идеал верности любви. В этих дастанах любящие при всех испытаниях хранят чистоту своих высоких чувств. Самозабвенная верность друг другу - их неодолимая духовная сила, смысл их нравственного величия. Азербайджанские любовные дастаны органически включают идеал свободы любви. А это существенно важная сторона нравственного идеала народа. Тем самым народное сознание отвергало обветшалые нормы шариата, узаконившие затворничество женщин-мусульманок. Утверждение права на свободную любовь явилось одним из общечеловеческих аспектов народного творчества.

Наиболее содержательным общечеловеческим аспектом фольклора, однако, является широкое эпическое осмысление идеала героического. Об этом говорится в третьей главе - "Героизм в структуре наг«

Героическое возвыдгэтся над всем обыденным, повседневным, совершается редко. Оно в более сильной, запечатляпцей форме выражает свободное проявление могучего .человеческого характера. Им движет не индивидуальный интерес, а возвышенная цель, продиктованная общим, народным интересам. Пот ему здесь реальное более сочетается с идеальным, чем в других высоких поступках. Характеризуя героическое, Гегель в "Лекциях по эстетике" писал: "Героическая же индивидуальность более идеальна, потому что она не удовлетворяется формальной свободой и бесконечностью-внутри себя, а остается в постоянном непосредственном тождестве со всем субстанциональным содержанием духовных отношений, которые она делает живой действительностью. Субстанциональное начало непосредственно индивидуально в ней, а индивид благодаря этому субстанционален в самом себе".*

Словом, героический характер реализует не только свою ярко выраженную индивидуальную нравственную свободу. Через его индивидуальность проявляет себя общее, народное, по терминслога Гегеля, субеганциональное начало. Сознание единства с субстанциональным началом придает силу герою в защите правого дела. Он по

I Гегель, сстетика, т.1, - ?.!.: Искусство, 1968, с.198,

свободному выбору, собственной воде подвергает себя опасностям рада интересов общего. Народ возлагает на него надежду как на могучую силу, осуществляющую его идеалы. Все героические образы фольклора символизируют могучий дух народа. Сзопг-извечную мечту о воцарении справедливости, общности, равенства народ связывает с ними. Мотивы социальной утопии, присущие фольклору, приобретают особое содержание з воплощении идеала героизма. Эти мотивы своеоорэзно воплощены в эпосе "Кёр-оглы". Разумеется, социально-нравственные идеалы о справедливом обществе существовали задолго до названного эпоса. Фольклорные истоки питали эые зкамзни-тую утопию Низами Гяядаэзи. Утопия Низами явилась творческим синтезом элементов предшествующего восточного, а тагс?.э европейского утопизма. В свою очередь Низами оказал благотЕсрнсэ влияние на последующее развитие утопических идей. Взаимное отношение фольклора с классической литературой оставило добрые следы з этой области. 3 контексте этого процесса следует рассмотреть также утопические идеалы эпоса "Кёр-оглы". В этом эпическом произведении отрицание гнета, утверждение справедливости нашли высокое художественное воплощение. Кёр-оглы выступает не только легендарным героем, которого народная фантазия возвышает высоко. Сплотившиеся вокруг него колоритные герои одновременно составляют общество равных, справедливых, верных друзей. Справедливость, разенство основываются здесь на единстве, общности интересов всех сотоварищей Кёр-оглы. Всех их объединяет борьба против социальной несправедливости, за свободу, раскрепощение угнетенного люда. Особенно обращает на себя внимание осуществление свободы женщины в обществе Кёр-оглы. Окружающие его герои верны простым людям труда, на этом зиждутся их идеалы. Взаимоотношению этих героев органически присущи честность, правдивость, взаимное уважение, поддержка друг друга.

Демократизм, гуманизм эпоса Кёр-оглы всегда привлекали з себе внимание новых поколений. Идеала * воплощенные з эпоса, созвучны с кашами устремлениями к возрождению челоззчзекей личности. Поэтому так актуально осмысление фольклорных пстсксз нашей нравственности.

В заключениа_дэлаются обобщения, выводы по ооневвш запросам, составлявшим главное содаржанпэ дзссэатягггт'.

ОСНОВНЫЕ ЛОЛ<ШШ ДИССЕРТАЦИЙ ОПУБШСШЖ В СЛЕПШИХ РАБОТАХ АВТОРА;

1. Проблема идеального правителя в азербайджанском народном творчестве (на азерб.яз.) // Материалы научной конференции молодых ученых Института философии и права АН Азербайджанской ССР. (Баку, июнь 1982 г.). Баку, Зж, 1932, 0,6 п.л.

2. Нравственный идеал в азербайджанском народном творчестве // Материалы 1-ой республиканской конференции молодых философов, посвященной 60-латию образования СССР, (Баку, 24 декабря 1982 года). Тезисы доклада. Баку, алм, 1983, 0,2 и.л.

3. Историческое значение героического идеала народа (на азерб.яз.) // Материалы П-ой республиканской конференция молодых философов. (Баку, 28 марта 1984 г.). Тезисы доклада. Баку, Элм, 1984, 0,2 п.л.

4. К соотношении нравственного идеала и социальной утопии народа в фольклоре (на азерб.яз.) // Материалы республиканской научной конференции, П книга. (Баку, апрель 1984 г.). Баку, Элм, 1985, 0,6 п.л.

5. Понятие верности в народной литературе и нравственное воспитание <.на азерб.яз.) // Материалы республиканской научной конференции аспирантов, П книга. (Баку, 24-26 июня 1985 г.). Баку, Элм, 1986, 0,5 п.л.

6. Мужественный образ народа как основное условие начала фольклора (на азерб.яз.) // Иатерталы Ш-й республиканской конференции молодых философов. Тезисы доклада. Баку, Элм, 1986, 0,2 п.л.

7. Мужество как компонент нравственного идеала народа (на азерб.яз.) // Труда конференции молодых ученых Академии наук "Великий Октябрь и современность: "Актуальные проблемы обществоведения". (Баку, 18-19 ноября 1987 г.). Баку, Элм, 1988, 0,4 п.л.