автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
О некоторых тенденциях драматургии латышской советской симфонии 60-х - 70-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бите, Инесе Аусеклевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Рига
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'О некоторых тенденциях драматургии латышской советской симфонии 60-х - 70-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Бите, Инесе Аусеклевна

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ГЛАВА I О ПОНЯТИИ "ШЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ"

1. Общая характеристика проблемы . •.

2. Функция драматургии в произведении.

3. Тип музыкальной драматургии

4. Драматургическая функция и музыкальная тема как ее носитель

5. Система функций в сквозной драматургии и при монтаже.

ГЛАВА II ДРАМАТУРГИЯ СКВОЗНОГО ТИПА

1. Художественный замысел, жанр симфонии и тип драматургии

2. О связях сквозного типа драматургии и композиционных структур

3. Формы выявления сквозного типа драматургии. а) интенсивность действия тем с той или иной драматургической функцией б) соотношения драматургических и композиционных функций в) разновидности системы драматургических функций

4. Сквозная драматургия в пределах всего цикла.

5. Активное взаимопроникновение обоих типов при преобладании сквозной драматургии

ГЛАВА III ДРАМАТУРГИЯ МОНТАЖНОГО ТИПА.

1. Замысел, жанр симфонии и монтажный тип драматургии

2. Связь драматургии монтажного типа и композиционных структур.

3. Формы выявления монтажной драматургии а) монтаж "по контрасту" б) монтаж"по сходству"

4. Монтажная драматургия в пределах всего цикла.

5. Активное взаимопроникновение обоих типов драматургии при преобладании монтажа.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Бите, Инесе Аусеклевна

Путь развития латышской симфонии насчитывает едва сто лет. По сравнению с многовековым развитием этого жанра в европейской и русской музыке - это немного. Однако, опираясь на уже достигнутое в области симфонии известными мастерами, композиторы республики сумели в сравнительно малый срок поднять латышскую советскую симфонию до высокого художественного уровня. Современное латышское симфоническое творчество возникло на основе лучших традиций прошлого. Большое влияние на творчество латышских композиторов оказал симфонизм русских и советских композиторов, в особенности традиции Чайковского, Шостаковича, Прокофьева. В 60-е - 70-е годы симфония становится ведущим жанром в латышской симфонической музыке. Именно в этом жанре получает освещение широкий круг проблем, интересующих композиторов - темы освободительной борьбы и Великой Отечественной войны, картины нового быта, формирование новой личности и др. Обновление тематики, естественно, вызывает и обновление средств музыкальной выразительности. Таким образом, симфония, по существу, отражает новейшие тенденции, характерные для латышской советской музыки 60-х - 70-х годов. Это неудивительно: благодаря богатой палитре оркестровых красок, масштабности, многообразию выразительных средств, симфония, более чем какой-либо другой жанр, обладает возможностями художественного отражения действительности, воплощения общественно значимых идей, большой силой общественного воздействия. Тот факт, что в период последнего тридцатилетия развития советской музыкальной культуры Латвии симфония постоянно укрепляет свои позиции среди других жанров, неоспоримо свидетельствует о расцвете латышской музыки.

Глубина и разнообразие тематики обусловили богатство типов и жанров симфонии. Здесь и большие драматически-конфликтные произведения^ симфонии, отражающие народно-бытовую тематику, симфонии философского и изобразительно-пейзажного плана. Некоторые произведения отмечены непосредственностью лирического высказывания, другие носят психологически углубленный характер. Существуют симфонии программные и непрограммные, композиторы вносят новые черты как в трактовку самого симфонического цикла, так и в область драматургии произведения. Этими исканиями нового в трактовке жанра латышские композиторы вливаются в общее развитие советского симфонизма. Многие из явлений, отмеченных в интереснейшем исследовании М.Арановского (6),^ отражаются и в творчестве латышских композиторов-симфонистов. Достаточно упомянуть такие произведения, как Тринадцатую симфонию Я.Иванова и Четвертую с чтецом Р.Калсона, широко известную Четвертую И. Калныня с использованием в ней элементов рок-музыки, хоровую симфонию а cappella П.Дамбиса, симфонию с хором Г.Рамана, наконец, камерные симфонии Я.Иванова, Г.Рамана, А.Гринупа, чтобы убедиться в этом.

В развитие жанра симфонии в латышской советской музыке неоспоримая заслуга принадлежит Я.Иванову - автору двадцать одной симфонии (не такое частое это явление нынче!). Профессиональное мастерство, а также общественное звучание произведений композитора выдвинули его симфоническое творчество на передний план в качестве своеобразного "эталона". Другой автор, также являющийся основоположником латышской советской музыки - А.Скултэ. Наряду с Я.Ивановым он по праву считается ведущим в республике симфонистом. Его творчество наиболее ярко продолжает традиции

Здесь и далее цифры в скобках означают номер работы по списку литературы и страницу.

Я.Витола - виднейшего классика латышской музыки. В семи симфониях А.Скултэ раскрываются характернейшие для его творчества черты - объективное видение мира, красочный, подчас изобразительный музыкальный язык. Рассматривая эволюцию латышского симфонизма, надо упомянуть и творчество Я.Кепитиса - также композитора старшего поколения, работающего в жанре симфонии. В его музыке яркое отражение находит жанровое начало и вместе с тем тенденции позднеромантического музыкального стиля.^Постепенно в латышскую симфоническую музыку входят новые имена. Так, в шестидесятые годы ярко заявляет о себе Р.Калсон своей Первой симфонией, а в конце 60-х годов появляются интереснейшие симфонические циклы И.Калныня, в которых намечаются новые для латышской симфонической музыки пути трактовки названного жанра. 0 том, что жанр симфонии продолжает оставаться в центре внимания латышских композиторов, свидетельствуют имена авторов "первых симфоний", появившихся на рубеже 70-х - 80-х годов - свои небезинте-ресные опусы слушателям представили Ю.Карлеонс, В.Шмидбергс и А.Энгелманис. В целом, жанр симфонии в настоящее время является одной из тех областей латышской музыкальной культуры, в которой сконцентрированы наиболее интересные явления и творческие поиски различных авторов. Поэто^ проблемы латышского симфонизма представляют особый интерес.

Столь интенсивное развитие жанра вызвало, естественно,возникновение целого ряда музыковедческих работ, связанных с исследованием многостороннего круга проблем, касающихся латышской симфонии. Некоторые вопросы, связанные с симфонией, частично затронуты в отдельных статьях и исследованиях общего характера,охватывающих музыкальное творчество латышских композиторов во всем его жанровом многообразии. Отметим здесь работы А.Клотыня (135; 137), С.Стумбрэ (144). В них освещены наиболее общие тенденции развития латышской симфонии. В некоторых статьях в основном А. Клотыня (53;136), затрагиваются вопросы развития не только латышской музыки, но и других прибалтийских республик. Общие размышления о судьбах латышской музыки с позиций эстетики содержат другие две его же статьи (54;55). Целый ряд работ посвящен исключительно симфоническому творчеству ( например 47; 132), они охватывают период развития латышского профессионального творчества в целом. Здесь же можно назвать статью Л.Красинской (138) - единственную работу, затрагивающую проблемы программного симфонизма. Существуют и работы монографического плана. Раннему творчеству Я.Иванова посвящена работа В.Берзини (125),специально его же симфоническое творчество рассматривается в исследовании Л.Карклиня (130). Популярно-аналитические брошюры посвящены отдельным симфониям латышских композиторов - серия "В помощь слушателю музыки": очерки Л.Карклиня о Девятой,Десятой, Одиннадцатой симфониях Я.Иванова (127; 128; 129), А.Верне-ра о Восьмой симфонии Я.Иванова (145); Н.Грюнфельда о Первой симфонии А.Скултэ (126), В.Крастыня о Пятой и Двенадцатой симфониях Я.Иванова (139;140), Е.Воскресенской о Третьей и Четвертой симфониях А.Скултэ (147), С.Стумбре о Шестой симфонии Я. Иванова (143),. В статьях поднимаются вопросы выражения национальной специфики в творчестве латышских композиторов,выразительной роли жанровых истоков музыки в творчестве отдельных композиторов (131;134), жанровой классификации симфонизма(133).

Этот беглый перечень литературы, относящийся к латышской симфонической музыке, мы представили с целью показать основные ракурсы ее исследования. Во многих из названных работ высказаны мысли, связанные с вопросами музыкальной драматургии симфонического цикла, все же достаточного освещения эта проблема в латышской музыкально-теоретической литературе не получила.Меж

- Ь ду тем, это один из важнейших аспектов, позволяющих раскрыть индивидуальные черты концепций симфонических циклов у.различных комопзиторов, поэтому требует специального внимания.

Основная сложность исследования проблем музыкальной драматургии связана со спецификой инструментальной цузыки. Мы имеем целый ряд статей и исследований, в том или ином ракурсе,связанных с вопросами драматургии инструментального произведения (6;8;18;19;21;22;28;35;37;58;59;61;62;68;74;75;76;77;78;80;81; 87;93;94;95;96;98;99;101;НО;III;112;114;116 и др.). Совместно они представляют весьма обширную картину понимания явления в отечественной музыковедческой литературе, но одновременно раскрывают и некоторую противоречивость, многозначность в трактовке термина "музыкальная драматургия". Нередко оно принимается за некую уже общеизвестную данность, и авторы не уделяют специального внимания уточнению смысла "музыкальной драматургии". Характерно, что в имеющейся литературе вопросы драматургии рассматриваются на разных уровнях, раскрываются отдельные ее аспекты. Разработка целостной теории драматургии инструментального произведения по существу только началась - мы имеем в виду, прежде всего, интереснейшие статьи и исследования В.Бобровского (24), В.Медушевского (66;67), Т.Черновой (ИЗ).

Данная работа является попыткой раскрыть некоторые особенности музыкальной драматургии в симфонии латышских композиторов. В связи с отсутствием единой методологии анализа драматургии инструментального произведения возникает необходимость уточнить смысл термина "музыкальная драматургия", в котором оно применяется в данной работе. Этой задаче посвящена Первая глава диссертации. Привлечение теоретической литературы, так или иначе связанной с темой, происходит по мере надобности - по ходу исследования. Далее, в двух последующих главах работы последовательно рассматриваются два основных типа драматургии симфоний латышских композиторов - "Драматургия сквозного типа" и "Драматургия монтажного типа". Построение отдельных глав в диссертации подчиняется логике - от общего к частному: сперва намечаются общие тенденции, затем рассматриваются индивидуальные формы выявления основных типов драматургии в рамках этих общих тенденций. Основное внимание уделяется тем свойствам, которые характеризуют уникальность, своеобразие драматургического решения симфонического цикла. Общие закономерности рассматриваются в более обобщенном плане. Диссертация завершается кратким заключением, в котором резюмируются основные теоретические положения работы. Музыкальный анализ основывается на латышской симфонии периода 60-х - 70-х годов. По причине ограничения объема исследования, а также специфики жанра, требующего отдельного внимания, из круга охватываемых произведений исключается камерный вариант симфонии. Основное внимание в диссертации уделяется тем произведениям, которые являются наиболее убедительными в художественном отношении, составляют "стержень" латышской симфонии, а также отражают основные тенденции музыкальной драматургии в латышской симфонии этого периода. Работа имеет Приложение, в которое входит список литературы и 83 нотных примера.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "О некоторых тенденциях драматургии латышской советской симфонии 60-х - 70-х годов"

Для симфонической музыки последних десятилетий типичны поиски различного характера, в том числе в области драматургии.Влияние на это особенностей национальных культур, творческой индивидуальности каждого композитора, вовлечение в себя музы кой приемов других искусств - все это создает почву для уни кальных драматургических решений каждого отдельного сочинения.Однако и в этом многообразии выделяются общие черты более вы сокого порядка, которые, отнюдь не отрицая индивидуальность, уникальность драматургии каждого конкретного произведения, все же дают представление о мировосприятии композитора, о способе отражения им окружающей действительности. В центре внимания жанра симфонии - вечные проблемы человеческого бытия, при том различными авторами нередко избирается один и тот же ракурс отражения. Тем не менее содержание произведений существенно отличается. Показать общее и одновременно отличительное - в этом задача анализа закономерностей музьжальной драматургии.Для этого необходимо знание инварианта драматургии, самых об щих закономерностей соотношений музыкальных образов, их смыс ла. Роль такого носителя "первоинформации" выполняют два ос новных типа драматургии с соответствующими им схемами драма тургических функций. Зто означает, что помимо знания слушате-, лем семантических возможностей музыкального языка, владения теми ассоциациями, которыми "обросли" его элементы в процессе общественного бытования, тезаурус его должен еще содержать и информацию о семантических возможностях драматургии как прин ципа. Углубление в закономерности^ драматургии как данности позволит показать как отличительные черты содержания самого

произведения, так и факторы, свидетельствующие о творческой личности композитора. Это позволяет приблизиться к ответу на многие вопросы, в том числе: • раскрывает индивидуальные черты в рамках драматурги ческой схемы, ибо не может быть одинакового его смыслового на полнения; • посредством схем драматургических функций дает указа ния на факторы, организующие восприятие; • является "ключей" к постижению художественного замыс ла сочинения; • указывает на причины уникальности образного содержания каждого конкретного произведения; • позволяет судить о мировосприятии композитора, его от ношении к окружающему миру; • обуславливает художественное последействие произведе ния искусства, определяет, что и почему после прослушивания переживается заново.Несмотря на сходство основных направлений драматургичес кого решения, конкретные формы выражения всегда различны, ибо зависят от множества факторов: индивидуальный стиль компози тора и художественный замысел, характер противо- и сопостав ленных образов, интенсивность и основа выявления драматурги ческих функций музыкальных тем, т.е. контекст, "микроклимат" каждого отдельного произведения неизбежно отличительный, более или менее яркий, но отличительный, Таким образом, драматургический инвариант, т.е. слуша тельская установка дает только самое общее представление о ло гике музыкального развития, о типах соотношения музыкальных тем и образов. На разнообразие указывает все остальное - формы выражения основных типов драматургии, соотношений драматурги170 -

ческих и композиционных функций, активность при этом драматур гии. Другтли словами - это нарушение инерции, отклонения от инварианта драматургии.Два основных типа драматургии - сквозной и монтажный -

свидетельствуют о тенденции автора к процессуальноц/, преобра зовательному отношению к действительности или же картинному, созерцательноь^ ее отражению. Хотя и нельзя приписывать произ ведениям какого-либо автора наличие лишь одного типа драматур гии, как тяготение, как творчество направляющая тенденция, та кая склонность все же наблюдается. При этом в отдельных случа ях налицо постепенная переориентация композитора с одного спо соба отражения действительности к другому.Творческой личности Я.Иванова неоспоримо бште динамика, процессуальность музыкального развития, активное отношение к миру. Поэтому естественна разработка в его симфонических цик лах тех выразительных возможностей, которые предлагают зако номерности сквозной драматургии. Исключением является лишь его Тринадцатая симфония, в которой на передний план выступают за кономерности монтажа. Такая склонность к одному типу драматур гии в значительном количестве произведений позволяет говорить как об эволюции форм выявления сквозной драматургии, так и о некоторых обш;их чертах, характерных исключительно для симфони ческих циклов Я.Иванова. Эволюция связана в основном с посте пенньтм процессом (от симфонии к симфонии) синтеза закономерно стей сквозной и монтажной драматургии, при условии, что руко водящей всегда остается сквозная драматургия. Кульминацию этот процесс, теснейшим образом связанный с обновлением содержания, идейно-художественных концепций, достигает в Пятнадцатой, Шест надцатой, Семнадцатой симфониях. Концепции названных симфоний можно рассматривать как действительно философские, в которых предметом отражения является окружающая действительность во всем ее многообразии и многогранности, размышления, оценка и переоценка всех этих явлений. Общие черты относятся к отдель ным нюансам выявления сквозной драматургии, а именно: I) су щественное драматургическое значение вступлений к симфоническим циклам, в недрах которых вырастают темы с основными драматур гическими функция?ли (импульса или индикатора) в части или во всем цикле; 2) наличие эпизодических тем, которые как правило принимают на себя драматургическую функцию индикатора, такие эпизоды-индикаторы наблюдаются в основном в первых частях цик ла, хотя есть и отдельные случаи их наличия в средних частях и финале; 3) в цикле очень ярки драматургические связи высшего порядка, придающие отдельным частям незаменимый, с предыдущим и последующим теснейшим образом связанный, смысл; благодаря этому и отдельные части с преобладающим в них монтажем (в сим фониях Я.Иванова это - скерцо) полностью подчиняются общим сквозным закономерностям. Среди симфоний латьшских композито ров произведения Я,Р1ванова этого жанра представляют собой не переоценимо важное, в драматургическом смысле интересное и своеобразное ответвление.Не столь многочисленным, но также интересным является симфоническое творчество А.Скултэ. В его семи симфониях дина мика эволюции драматургических закономерностей иная: от мон тажа к сквозной. Преобладание монтажа обуславливается, очевид но, характернейшей чертой музыкального мышления композитора: мастерством создания эмоционально-образных настроений посредст вом яркого тематизма и исключительно умелой, красочной оркест ровки. Кроме того, содержание симфоний с преобладающим в них монтажным типом драматургии связано с отражением исключительно положительных явлений, оптимистических и жизнерадостных- настроений. Знаменательно, что обращение к образной системе, харак терной для сквозной драматургии (впервые в Пятой симфонии), связано в первую очередь с воплощением совершенно иных сторон действительности, прежде всего, динамических, драматических, даже трагических. Но одно всегда остается неизменным: это склонность к картинности, созерцанию, чьи черты (и вместе с тем и отдельные элементы монтажа) выявляются во всех произве дениях - и в тех, в которых, в целом, преобладает сквозная дра матургия. Эта черта - характерный признак творческого мышления А.Скултэ.Предельно яркие, меткие, часто структурно самостоятельно оформленные темы-образы составляют основу музыки И.Калныня.Тяготение к многотемности, образной контрастности обуславлива ет общее преобладание монтажа в его симфониях. Тем не менее, отдельные закономерности сквозной драматургии прослеживаются и в его произведениях. Вторая симфония (из пяти) - единственная, в которой полностью царствуют закономерности сквозной драма тургии, однако и в ней отграниченность и предельная образная самостоятельность л^^зыкальных тем вносит элементы монтажа. По мимо того, что каждая симфония И.Калныня чем-то удивляет, вно сит момент неожиданности, как по сравнению с его собственным творчеством, так и на фоне всего латышского симфонизма, они отличаются еще одним признаком: сравнительно редким для симфо ний латышских композиторов использованием закономерностей мон тажа для отражения противоречивых сторон действительности.Следует признать, что содержательно-смысловые потенции монтажа в произведениях И.Калныня используются сравнительно с наиболь штл мастерством. Существующие же элементы сквозной драматургии всегда (кроме Второй симфонии) подчиняются закономерностям монтажа. Тип музыкального мышления Я.Кепитиса, опирающийся на за кономерности романтизма, а также стремление его развить, раз работать одно образно-эмоциональное состояние, обусловили пре обладание в симфониях композитора драматургии монтажа. При этом монтаж нередко сочетается в его произведениях с иллюстра тивностью, музыкой изобразительного типа. Это происходит даже в тех случаях, когда формально на передний план выдвигаются закономерности сквозной драматургии (Вторая симфония). Возник новению более широкого круга ассоциаций отчасти препятствует программный замысел произведений, выражающийся в конкретных названиях некоторых симфоний и отдельных их частей. Поэтому и драматургия в известной степени носит плакатный характер.Драматургия произведений Г.Рамана свидетельствует о су щественных изменениях его симфонического стиля. Динамику эво люции драматургических приемов в его циклах отражает линия: монтаж - сквозная драматургия - синтез обоих типов при преоб ладании сквозной. Этот процесс сопровождается и постепенным возрастанием эмоционально-смысловой насыщенности музыки: от картинности, жанрового симфонизма через акцентированное отра жение процесса, драматического напряжения к обогащеннол^ на ос нове культурологических и художественных ассоциаций развитию музыки (Седьмая симфония). При этом можно отметить одну харак терную черту драматургии симфоний Г.Рамана - это особое значе ние тем со сквозными драматургическими функциями имцульса или индикатора в цикле. Наличие даже нескольких таких тем (Третья

симфония) помогает раскрыть интересующую композитора процес суальность. Эта черта драматургии - хотя и в меньшей степени -

сохраняется и в последующих симфониях.Симфонии Р.Калсона (также, как и остальное его творчест во) свидетельствуют о том, что коглпозитору ближе выразительные возможности сквозной драматургии. Посредством закономерностей этого типа он реализует различные свои художественные замыслы (естественно, используя при этом разные формы выражения сквоз ной драматургии, разные стороны семантических потенций прие мов этого типа): трагические коллизии, стилизация классичес ких приемов, опора на полифонические способы развития. Чет вертая симфония с использованным в ней монтажем ситуацию су щественно не меняет: это своего рода исключение в творчестве композитора, смену типа драматургии диктует ее замысел: пред назначение для детской аудитории, обращение к программности, изобразительности и вместе с тем картинности.Драматургия сквозного типа характерна и для симфоний А. Гринупа, однако в его произведениях не достает драматургичес кой целеустремленности, дифференциации музыкальных образов.Жанр симфонии в творчестве П.Дамбиса сохраняет пока статус эксперимента. На основе одного произведения с царству ющим в нем монта/кным типом драматургии невозможно, естествен но, сделать обобщающие выводы.В целом следует признать, что возможности, представлен ные сквозной драматургией, использованы латьппскими композито рами многообразнее, интереснее, нежели специфика монтажа.Опора на закономерности сквозного музыкального развития позво лила композиторам углубить, обогатить образно-смысловое содер жание своих произведений. Об этом свидетельствует творчество крупнейших мастеров, в первую очередь, симфонии Я.Иванова. В то же время, монтаж использован, главным образом, поверхност но - не в качестве действительно серьезного средства достиже ния "третьего смысла", а скорее, как иллюстрация, плакат или же неизбежная "добавка" к отдельнытл типам формы. Менее оче видно это в тех случаях, когда части с использованньм в них

монтажем подчиняются общему сквозному развитию в цикле, при обретают соответствующую ему драматургическую функцию высшего порядка. Достижение глубинных образно-смысловых связей при монтаже и, вместе с тем, расширение тематики, воплощаемой по средством закономерностей драматургии этого типа - это один из путей дальнейшего развития латышской симфонии. О том, что и этот способ организации музыкального содержания приводит к художественно высококачественным результатам, свидетельствует творчество композиторов других республик, среди которых осо бенно выделяются симфонии Г.Канчели. Среди произведений ла тьшюких композиторов попытки в сторону освоения глубинных ас социативных связей при монтаже можно увидеть, пожалуй, лишь в отдельных произведениях И.Калныня (наиболее яркое - Четвертая

симфония).В этой диссертации музыкальная драматургия рассматрива ется как единство внутренних аспектов содержания и формы. Та кое ее понимание, на наш взгляд, позволяет говорить об осо бенностях формирования образного содержания произведения: му зыкальная драматургия помогает раскрыть как процесс образного развития, так и уточнить результат этого процесса. Это - один из путей к раскрытию содержания инструментального произведе ния, что является важнейшей целью музыковедческих анализов.Перспективы исследования проблем драматургии латьгаюкой симфонии обуславливаются, прежде всего, дальнейшим развитием собственно теории драматургии в инструментальной музыке, в более глубокой разработке отдельных ее сторон. Так, представ ляется немаловажной разработка психологического аспекта про блем драматургии с акцентом на вопросах коммуникации. Акту альным является также уточнение возможных драматургических си стем, раскрытие диалектической взаимосвязи между ншли, уточне— X(J J. — ние форм их сосуществования, взаимодействия, взаимопроникнове ния в пределах художественного целого. Каковы закономерности музыкальной драматургии в целостном симфоническом цикле, в ма лых симфонических формах - все эти проблемы могут быть решены лишь с помощью психологии и других смежных наук. Предельно интересным, важным и одновременно сложным представляется путь исследования драматургии, связанный с углублешшм акцентом на психологию восприятия, исходя из положения, что одно и то же произведение воспринимается вариантно различными личностями.Это, в свою очередь, зависит от типа темперамента воспринима ющего, его профессии, общего жизненного опыта, осведомленнос ти о процессах развития не только музыкального искусства, но культуры в целом. Приблш^ение к исследованию этой проблемы возможно комплексным исследованием по крайней мере музыкове дения, психологии, социологии. Что же касается латьгаюкой му зыки, в данной работе были затронуты лишь некоторые аспекты драматургии симфонии. Выявление закономерностей драматурги ческого развития на разных уровнях, во всех ракурсах позволит раскрыть особенности образного содержания симфонических циклов латышских композиторов, более четко наметить черты ин дивидуального стиля того или иного композитора. Однако, рас смотрение этих проблем выходит за ра^ эки данного исследования.х«-><^

 

Список научной литературыБите, Инесе Аусеклевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об искусстве. T.1. - М.: Искусство, 1976. - 575 с*

2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 4-е изд. М.: Художественная литература, 1969. - 822 с.

3. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по истории философии. 1915 г."- Полн. собр. соч. 5-е изд., т.29,с.219-278.

4. Агудов В, Место функции и "структуры" в системе категорий материалистической диалектики. М.: Высшая школа, 1979, - 145 с.

5. Арановский М. Мышление, язык, семантика. В кн.: Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974, с.90-128.

6. Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Л.: Советский композитор, 1979. - 287 с.

7. Аристотель. Поэтика. Л.: hcacfopv'u, , 1927. - 120 с.

8. Арутюнов Д. Роль оркестровой драматургии в формообразовании 2-й симфонии А.Хачатуряна. В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2. М.: Музыка, 1972, с.311-358.

9. Асафьев Б. Великий ьфгзыкант. В кн.: Асафьев Б. 0 музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972, с.24-29.

10. Асафьев Б. Великий русский симфонист. В кн.: Асафьев Б. 0 музыке Чайковского. Избранное» Л,: Музыка, Ленинградское отделение, 1972, с.58-60.

11. Асафьев Б. Композитор драматург Петр Ильич Чайковский. -В кн.: Асафьев В. О музыке Чайковского. Избранное.Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972, с.60-67.

12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. I, II. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

13. Асафьев Б. 0 направленности формы у Чайковского. В кн.: Асафьев Б. 0 музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972, с.67-73.

14. Асафьев Б. Памяти Чайковского. В кн.: Асафьев Б. 0 музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972, с.29-30.

15. Асафьев Б. Чародейка. В кн.: Асафьев Б. Избранные труды, т.2. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954, с.142-168.

16. Аскин Я. Философский детерминизм и научное познание. -М.: Мысль, 1977. 186 с.

17. Баженов Л. Дополнительность и единство противоположностей. В кн.: Логика и методология науки. Философские вопросы естествознания. Тезисы докладов на ХУ Всемирном конгрессе философов. Академия Наук СССР, Институт философии АН СССР. М., 1973, с.42-49.

18. Барсова И. Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Гии Канчели. В кн.: Музыкальный современник. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1984, с.108-134.

19. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975. - 493 с.

20. Бобровский В. О драматургии скрябинских сочинений. -Советская цузыка, 1972, № I, с.114-117.

21. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. -М.: Музыка, 1970. 228 с.

22. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. -М.: Музыка, 1978. 332 с.

23. Брехт Б. 0 театре. Пер. с нем. Сост., предисл., коммент. Е.Г.Эткинда. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. - 363 с.

24. Бурлина Е. Структура музыкального интереса. Советская музыка, 1983, № 4, с.65-69.

25. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. Пер. с болг. О.И.Попова. Предисл. акад.Т.Павлова.М.: Прогресс, 1970. 496 с.

26. Виеру Н. Драматургия баллад Шопена. В кн.: 0 музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974,с.219-236.

27. Волкова Е. Проблема содержания и формы в искусстве. -М.: Знание, 1976. 64 с.

28. Волкова Е. Произведение искусства предмет эстетического анализа. Под ред. проф.М.Ф.Овсянникова. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - 286 с.

29. Выготский Л. Психология искусства. 2-е изд. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

30. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. Предисл. акад. Т.Д.Павлова. Пер. с болг. М.: Искусство, 1962. - 272 с.

31. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. Пер. с болг. Предисл. В.Ф.Асмуса. М.: Искусство,1970. 519 с.

32. Горюхина Н. Эволюция сонатной формы. Киев: Музична Украина, 1970. - 318 с.

33. Данилевич Л. Симфонизм как музыкальная драматургия. -В кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2. М.: Музгиз, 1955, с.246-264.

34. Демидов В. Категория "состояние" в истории и марксистской философии. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1975. - 103 с.

35. Дмитриев Г. 0 драматургической выразительности оркестрового письма. М.: Советский композитор, 1981, - 174 с.

36. Драматургия. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т.8, с.481.

37. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия. Л.: Музгиз, 1952. -344 с.

38. Егорова В. Симфонии Дворжака. М.: Музыка, 1979. - 318 с.

39. Ермакова Г. Принцип воплощения конфликта в симфоническом цикле Бетховена.: Автореф. Дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1979. - 33 с.

40. Кабалевский Д. Несколько замечаний о музыкальной драматургии. В кн.: Кабалевский Д. Избранные статьи о музыке. М.: Советский композитор, 1963, с.80-83.

41. Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 766 с.

42. Каган М. Морфология искусства. Ч. I, II, III. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1972. - 440 с.

43. Каган М. Содержание и форма в искусстве. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1976, т.24, книга I, с.70.

44. Карклинь Л. Взглядом современника. Советская музыка, 1971, № 5, с.32-36.

45. Карклинь Л. Латышская симфоническая музыка. Л.: Музыка, 1981. - 108 с.

46. Кац Б. Внутренняя организация вариационного цикла и ее художественное значение.: Автореф. Дис. . канд. искусствоведения. Ленинград, 1975. - 30 с.

47. Келдыш Ю. Драматургия музыкальная. В кн.: Музыкальная энциклопедия. 1974, т.2, с.299.

48. Климовицкий А. Еще раз о "новой теме" в Героической. -Советская музыка, 1970, № II, с.100-104.

49. Климовицкий А. 0 кульминации в первой части Героической симфонии Бетховена ("новая" тема, ее истоки и традиции).-В кн.: Людвиг ван Бетховен. Эстетика. Творческое наследие. Исполнительство. К 200-летию со дня рождения. Л.: Музыка,1970, с.134-154.

50. Клотынь А. Новая ступень развития. Советская музыка,1971, № 5, с.12-13.

51. Клотынь А. Симфоническое творчество композиторов Советской Прибалтики. В кн.: Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы. М.: Музыка, 1974,с.239-262.

52. Клотынь А. Стилистические черты современной латышской музыки. В кн.: Очерки музыкальной культуры Советской Латвии. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971,с.3-44.

53. Клотынь А. Эстетические вопросы развития музыкального творчества. В кн.: Музыкальная культура Латвийской ССР. М.: Музыка, 1976, с.48-90.56