автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Рязанцева, Лариса Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века"

вдистегегво культуры госснДско,! ггш'АЮ'и

р?дс^5кля ЛШКМИП МГ.ЧШ имени гштннх

2 г» ОМ ГА 2 и 0К1 V/.- '

Ни правгос рутоиисн

Р(ШНШ!ВА Лариса Дмитриевна

О ПРЕЛОМЛЕНИИ ТРАДГ-Щ1-1 СТАРНННМХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛОТОВЫХ ЯАЛГОВ В РУССШ1 МУШКЕ 70-ПР-х ГОДОВ XX ВЕКА.

Специальность Г? .00.02 - музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ У^ПЮЛ СТЕПЕНИ КАВДИЛАТА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

МОСКВА - 1<)94

Работа выполнена на ка^лро теории иуаики ЦооковскоЙ государственной дважды ордина Ленина консерватории ншнм П.И.Чайковского.

Науишй руководитель - доктор искусствоведения, профессор

и.С.СКРРКОВА-ШЛАТОВА

С | И НИМ 1,1(1^ оппонент: дсктор мгку^стьиаединия, профессор

К.Г.СОЮ НИНА,

кандидат мскусотвопедення, доцент и.А.ШХШАТСВА.

Недуцая организация: Гелоруоская акадеиия иуаики

Кадмга состоится "Ь" ,юнйря 1994 г. и II) чао. на ьаоедаш .«¡ни ал к аиров анно го оовета К. 0У2.17.01 по заинте диссертаций н< соисканий учёной степени кандидата искусствоведения прм г'ооои»-окон акодеиии иуаики ни. Гнесиних (121069, иосква, уд .Воронена] А. 30/)',).

С ;носер1ашеЯ иокно оанаюоиитьсн в Оиблиотеш РоосиАскоЙ ькадеии" иуэики ми, Гиесииид.

Авгг>1>о<1«рат разослан "10" октября 1994

Учини!) соадютарь специализированного соввта,

кандидат искусствоведения _JL.li. Су садко

Общая характеристика работа

Актуальность исследования. 0 последние десятилетия а русской культуре обозначилась сиена приоритетов. Она проявилась ч пся1'ле-Н1Ш явно выраженного интереса к прошлому, в пробуждении глубинной "историчеспзй памяти", в повороте деятелей культу];« к событиям, произведениям искусства и ианраи давно проведшего времени, Начг-ная с СО-х годов и особенно в последутт.е десятилетия, активизируется работа по восстановлению архитектурных и иоторкчвеклх памятников, происходят открытия в области палеографии, появляется ррд исследовании по истории отечественной философии, эстетик«, литературы, музыки. Начинается пересмотр слож.ишгихоя опенок и яэглядо», воскрешается из небытия художественные ценности, уаедш'е в pafne-ние, ооздастся произведения, обретенный в глубь отечественной культуры. Прошлое становится объектен как научного, так и эстетического притяжения, оно оказывается органически вклгчённюд в новое время и влияющим на него. Последовательное и осоянанное расширение исторических горизонтов происходит также в музыке.

Сущестаеннус роль в ото» процессе сыграло обращение к и с ю -кам отечественной культуры, в частности, к профессиональной музыке, сопровоядам;;оИ культовый ритуал. Г;то явленно постепенно стало набирать силу и к концу fO-х годов приобрело сГорииговавашйся облик, в нём слопились характерные особенности, педдаиг.иеся обобщение. Отзвуки далёкого прошлого лее заметнее начачи влиять на современное конпо.читорское творчество, определять его образный строй, диктовать выбор языковых средств. Новне сочинения со старыми яан-ровыми наименованиями всё чаще стали звучать л кониертнмх залах, способствуя возникновение у киркою круга слушателе» художественных нотребностеП в этой сфере музыкального творчества. Таким образом, можно говорить о сложившейся ново!! социокультурной ситуации, требушей своего осмысления как в плане настоящего, так и в связи с прошлым и перспективами на будущее.

Актуальность избранной тепы определяется также богатством и разнообразием самого материала, высокими художественными достоинствами сочинений, ориентированных на преломление традиций отечественных старинных хоревых жанров. Вместе с тем многие из этих сочинении eu;« не стали объектом специального исследования, не анализировались в связи с общей исторической ретроспективой и с позиций iix функционирования D современно!! системе музыкальных жанров. Ло настоящего времени не производился анализ современного композиторского творчества, опирающегося на культовые музыкачыше

г

канри приьослалной традиции. В связи с тем, что отмеченное явление стало играть эначитольнуи роль в современной культурной жизни, оно потребовало специального исследования.

Гольпое количество сочинений, обозначивших тенденцию возрождения отаринних хоровых жанров, всё белее возрастающая роль её в обяеи процессе развития русского музыкального иокуоства определили «-ириударевку цали в данной исследовании. Ее стало изучение оссЗишюотей «временного преломления традиций отаринных отечественных хоровых жанров, фори и способов их бытования в систеие руо-оюио музыкального искусства 70-АО-х годов XX века.

Многообразие и сложность поставленной цели определили ряд 8М£ач, репаемхх в данной исследовании:

- осознать закономерности Функционирования жанровой традиции в той области сиотемы хорових жанров, которая била длительное время в "исторической тс пи", в забвении;

- выявит механизмы воздействии новой социокультурной ситуации на отарншше жанровые структуры и особенности жанровых взаимодей-отвкй в современных произведениях, опирасцихоя на вти структуры)

- уотшювшть степень соответствия вновь созданных сочинений своему канровоиу прототипу и выявить факторы обновления жанра;

- определить ли пшику оволюции жанра, как в сопоставлении с отдалённый временем его бытования, так и в настоящее время;

•> создать классификацию, отражающую закономерности современного Функционирования старинных жанров;

- дать оценку отмеченному явлению, выявить его роль в современной культурной жизни и определить перспективы дальнейших путей эволюционного процесса в данной жанровой сфере.

Научная нолизна настоящей работа определяется недостаточной отепенью разработки данной проблемы, отсутствием анализа отмеченного явления, несмотря на многочисленность и Фундаментальность трудов по иотории русской пузики. В данной работе впервые делает-оя попытка установления закономерности возникновения "волн возрождения" в иотории русской пузики, выявляются причины у. особенности их проявили я на современной этапе.

Методологическую основу диссертации составил системный метод исследования, благодаря которому использование старинных жанровых отруктур в современном композиторской творчестве рассматривается не изолированно, а как результат взаимодействия со исей жанровой риотемой музыкального творчества. Кроме того, обращение к прошлому отечоственной культуры обусловило историко-типологический под-

ход в исследовании избранной теин. Именно поэтому стало необходимым привлечение трудов по истории русской музыки и церковной ууэи-ки в России, а также ряд работ по теории жанра, так как икгмю кап-ровий аспект наиболее отчетливо отразил характер современно со преломления традиций.

Материале).! диссертации послужили сочинения русских композиторов, (в большей части в рукописях), в которых влияние старинных отечественных хоровых жанров проявилось п-рто или опосредовано. Определягщим фактором служило наличие в них томил? го а жанровых при-знаиэв, свойственных культовым хоровым жанром или одного из тагах признаков, например,"концертного типа фактуры.

Практическое значение работы заг.тчаетсп в том, что исследование данной темы помогает углубить знания в области, долгое время находившейся в забвении. Полученные результат должны привлечь внимание к новому качеству старинных жанровых структур, нацелить современное поколение композиторов, мусиг.ояедоп на их освоение, на богатый духовный потенциал, ппклгчённый и них. Материалы данной работы могут быть использованы в вузовских курсах анализа музыкальных произведешь! при изучении рчда теоретических и исторических тем, курсах 'Теоретические проблемы музыки XX лека", "Уоровая литература". Некоторые научные положения диссертации могли бы стать основой в процессе дальнейших нсследовшшйпри разработке птоП тслы.

Апробация работы. Диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыш Московской государственной консерватории и била рекомендована к зааите. Отдельные положения диссертации паи ли воплощение в публикациях автора, в выступлениях с докладами на фестивалях ("Невские хоровые ассамблеи", Ленинград, 1?р"1; фестиваль отечественной хоровой музыки, Москва, Е?9Г), научно-практических конференциях (Харьков, 19ПЭ; Одесса, 199С; Ростов-Дон, 19Г0;Донецк, 1991).

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заклгчення, списка литературы, потного приложения.

Основное содержание работы.

Во введении определяются актуальность диссертации, её научная новизна, цель и задачи, практическая значимость исследования, степень разработки выделенной проблемы, даётся краткий обзор литературы по теме . - ■ ■ -

В первой главе - "Гсторические предпосылки и особенности возрождения старинных отечественных хоровых жанров", - рассмотрены особенности эволюции жанров русского хорового профессионального многоголосил, выделены отдельные тезисы теории жанра, определены

oohouitue признака исходных жанровых структур, выявлены причины к оосбашйст их современного возроадения.

Охватывая область исследовании в целой, учитывая его специфику, iiiU'tc.'ion цслисооор&зним нрсдспшилоя подход к изучаенону обьок-гу з позиций иузикилыюго г аира. Зто дало, по надеиу инению. воз-мвлностг проследить направленность и характер его эволюции, законо-мйрж-сти ризвигчя в тот или иной исторический период, позволило установить связи иуаикалышх произведений о социокультурными условия-ии их возникновения, объяснить причини и особенности нынешнего воз-1,о»д.1:ния интереса к художественный образцам и жанрам прошлого,

Сднни на факторов, обуславлмваплнх эволюции жанра, является наличие двух взаимосвязанных сторон в характере его функционирования: деятельностной (связанной с его жизненным предньзначсииеи) и художественной ([штекаьией из его принадлежности нокусству). Характер соотношения »тих сторон - явление изменчивое. Главенство доя-тольноотиой стороны способствует у креплен Hi) традиции, суцеетвупцих норн и приводит к консервации жанровой модели. Преобладание не художественной ведёт к партии!!« слсенвиихся стереотипов, к постоянному обновлении в оплзи с изменчивой природе!! искусства.

Особенно показательно соотнесение доятельностной и художественной 010)«» как фактора, определяющего характер процесса аволс-ции, в области культовых иузыкахьчих ».акров, Рассиотропие богослужебных циклов как отдельной копровой грушш русского хорового иного гало сил показывает, что эта группа является couott коноерватнвной ь системе профессиональных капрон в евнан с явный преобладаниеи в их функционировании дентольнсотной сторон». Художественная сторона в пей постоянно корректировалась деятельностной, что служило сдерживании «ГйКТОрО)' в POHpGBOtt ЭВОЛЮЦИИ.

Иное соонюисние данных сюрои оказалооь характерным для группы хорових хонде ртов, как второй шделисмой наши жанровой группы. Рассматривая оообиД путь развития хорового концерта, в диссертации доказывается глубокая внутренняя обусловленность главенства худокео таенной стороны в функционировании данною жанра, что привело, о од ной стороны, к яркой самобытности его признаков, определяемых свойствами музыкального языка, с другой - к пульсирушему характеру овс лющш, сочогощему как периоды расцвета, подъёма, так и длительного забвения.

Показательно, что именно в периоды возвышения жанра хоров<?г>о кояиертв, уоилония роли художественного начала во всех жанрах богослужебных песнопений возникала тенденция возвращения в церковный

обиход старинных напевов, появлялся углублённый .интерес к про а.тому отечественной культуры. Так, первое в истории русской музыки проявление этой тенденции, кок отмечает А.Преображено«!!':, игиходит-сл на fO-e годы ХУЛ пека. Появление аналогичных моментов и будущем позволило на» назвать этот Феномен "мерной волной возрождения".

К кончу XIX века вновь возникла аналогичная ситуация, кпгда к сочинении культовых произведений, изучению и художественно:! ристпэ-рации древних напевов стали обратиться композиторы "нового направления": А.Кастальский, А.Гречанинов, А.Никольский, Н.Чосн1кпя.г>гот период можно п полной море назвать "второй шлюй возрождения" лjh?— в но русс kli ¡1 хоровой культуры, следуггдкм, болео интенсивный и качественно новым этаном "диалога" двух эпох.

D 7С-ГО-е годи X'/ века ннозь возникает глубоки»! интерес * прошлому отечественной культуры, к церковной с^дру музыкального иокуе-ства, к его кайрам, а в среде церковных деятеле'! - к допартосной певческой! культуре. В последние дсснтилетип особое внимание композиторов привлекает специфика аканелыюго пения, хоровой концерт и другие гаирн богослужебных паснопеинЛ, т.е. те с;сры хоровой культуры, п которых наиболее ярко проявляется моменты общности о прзс-Л1;:.1 отечественной культуры. Этот период годно обозначить как "гре-тьп волну возрождения" и развитии русского хорового искусства.

Сопоставление тр»;х "волн возрождения" старинного пласта национально,! культуры даёт всзмо;шость заметить черти сходства и различил метлу ними. Сходство заключается в совпадении периодов necuse-ния роли хорового искусства в художественной яизни обшества и обращения к старннния пластал национальной культуры, к тем сё сторонам, которые несут высокое этическое и нравственное начало. Общими являются поиски утраченных современной культуроЛ ценностей, наличие "психолсгического резонанса" музыки прошлого в сознании лпдеЯ. другого исторического этапа. Отличил связаны со спецификой того конкретного времени, когда возникала отмеченная тенденция, Каждая "волна возрождения" несла на себе отпечаток своего времени, общего стилистического направления.

Особо следует отметить отличие последней "волны" от первых двух, связанное с насильственным ограничением воздействия культовой музыки в советский период. Если в предшествующих этапах возрождение древних Фор:,! хорового пения опгралось на iienpepinny'.i традицию их бытования '.отходящих на задний план, оттесняемых иными формами, но всё же продолжагдих передаваться от поколения к поколению в живом звучании), то з советское время для значительно Л части общества

ир&иаоыКл частичный обрив такой традиции и, вследотвие этого, потерялась нспосродогвенная преемственность в передаче вое го богатства духовного V эмоционального подтекста музыкальных произведений, овя-оакних с ритуалом богослужения.

Нингинво обрагинио русских композиторов к прошлоцу отечественной культури преодолевает оточенную негативную тенденцию и являет-оя исторически эаконоиериш, В основе "третьей вслии возрождения" ле*1'т ряд причин как социального, так н художественною »органа, характерных именно для настояного времени,

К числу социальных причин можно отнести: проявление кризисных чорт ь общественной сознании (утрата этических и моральных иеннос-тоЯ, системно обцествешшх идеалов, снижение эстетических потребностей и вкусов) и поиски путей их преодоления; неудовлетворённость определенной части ойцества результатом состояния современной музыкальной культуры; постепенная ошенв идеологических запретов па ряд гшлений отечественной истории и культуры, особенно связанных с религией, и, в связи о этим, восстановление полноты культурною фона; осознание себя как части ш иоторического процесса, включение в общемировой кон те кот, соотнесение достигнутого о исходным,

Художественные причины возрождения культовых жанров в последние десятилетия, безусловно, связаны о оокиальиимн, вытекает из них. Однако, они шест и свои имманентные корни. К ниц относятся: достижение определенного порога в обновленки средств музыкального языка, иочерпанность в поисках нового, как в ройках музыкального авангарда, так н в руоло традиционного мышления; сверхиндивндуалиаацня почти каждого нового современного сочинения, иногда приводимая к нарушении историко-генетических связей; неудовлетворенность композиторов оущеотвусщими формами и средствами воплощения всего богатотвц духовного мира современного человека, Обродоние к жанровым структурам "позапрошлых" эпох дало возможность современный композиторам реали-вовать скрытый в них потенциал, ответило на возникаю потребности. Предшествующее исключение »той сфори музыкальной культуры из духовной жизни н&лвго обпеотва, о одной стороны, обеднило нас, отсекло цедий ллаот отечественной музыки, о другой - сделило ей в настоящее, время богатым источником новизны, мощным факторои обновления современной фонос^ри.

Дальшойиее рассмотрение особенностей современного Функционирования старинных хоровых жанров в творчестве русских композиторов проиоходит в связи с принадлежностью сочинений к одной из групп:

- к первой отнесены произволения, огшршециерл на жанры циклов богослужебных песнопении, в частности, литургии;

- ко второй - хоропыо концерты.

Каждая из этих групп объединяет сочинения, различные по отношению к исходной жанровой структуре, по характеру преломления в них традиций старинных жанров. При подходе к нии учитывалось, что обра-нсиио к этим традиция.! происходит чзде всего на осноио других жанров, бытующих в настоящее время, служащих "канвой" для позроидасмых жанров и имещих непрерывность в своей вво.чг.ции. Старинные жгшрошю структуры как бы "накладывается" на ныне супествушие и при атом происходит своеобразное совмещение двух жанровых начал: старинного и современного. Это обстоятельство выводит на передний план проблему жанровых взаимодействий, жанрового синтеза, так как в конкретных музыкальных произведениях зачастуи невозможно выявить "чнетуг" жанровую модель. Выялленио своеобразия этих взаимодействий такте составляет предмет содержания последующих глав работы.

. Во второй главе - "'^орлы функнионировашш литургичесстх жанров в современной русской музыке" - рассмотрено соотношение традиционного и обновляемого в каждом из сочинений, выделены формы жанровых взаимодействий и предложена, опирагеапся на них, классификация, выявлены факторы, обуславливайте своеобразие современного продолжения или преломления я-.анровых традиций.

Обращение к тем или иным церковным жанрам происходит прежде всего в связи с воссозданном образности этой сферы музыкального искусства, отличагдейся особым миром высокой духовности, сосредоточенности, отрешённости от повседневной суеты перед лицом вечности.Этот жанровый признак присутствует во всех сочинениях, прямо или косвенно связанных с жанровыми структурами прошлого.

Основой для классификации музыкальных произведений, в которых используются жанры богослужебных песнопений, может служить степень их близости к жанровому прототипу, а также характер изменений, происходящих в каждом конкретном случае. В соответствии с этим происходит разделение всей массы музыкальных произведений на несколько групп. IIaj.ni выделено семь групп сочинений, отличающихся по степени приближения их к жанровому архетипу или удаления от него, по типу жанровых взаимодействий и способу преломления жанровых традиций (целостно или частично).

Прежде всего в современном композиторском творчестве представлены сочинения (составляющие I группу), в которых почти полностью

в

(joxpftJiHui'oH инвариантное единство всех параметров жанра. Эти произведения создали священнослужителями, ре гонгами для обслуживания ритуала и не иогут суаесгвовать вне его. По отношении к шш следует говорить о продолжении традиции. Худояественнан сторона в них не иг-рк«т значительной роли, иоитоцу обновление не »шляется необходимый фактором rjji их существования. Хоровые песнопения А.Третьяшва.Д.Афа-KKCbcva, С.'Грубачёва, Н.Г.олесничснко, Д.Яичкова, иегумена Стефана (Котс «лингва), иеромонаха Иа^ананла. протоиерея Алексея Косолапо-ва и других полностью опирается на традиционные каноны, сложившие-о;т в презлой столетии. Эти песнопения оказались замкнутыми внутри осос годойних, ориентированными на нозыблсиуи повторяемость инвариантны;.: структур.

В последнее время понъилиоь сочинения, наруиащие оту неизменность. Спи ссстьвили стде.инуь группу (25,. в которую вовли произведения, принаддежааио ритуалу, но виделнгшиеся из него благодаря тенденции к обновлению жанровой структуры вследствие её би^ункциональ-ности и изменений ни уровне языка. С ни могут бытовать и в храме, и в концертном obaj, но тер.-¡я самобытности и /шляясь одновременно достоянием и обряда, к музыкального искусства. Обновление жанровой структуры в этих произведениях оказалось связанным с движением в среде церковных деятелей и композиторов, пнвупих для церкви, к возрождение допартесиой культуры церковного пения. Примерами отого типа могут служить, в частности, песнопения В .Мартынова, 1!.Ведерникова, В них такие происходит продолжение традиции, по более древней. Обриваясь к подлинным старшина: напевам и воспроизводя стилистику MCiio,i"'!ei;;xvo нения в своих сочинениях, зти композиторы отчасти на-pynftDT сложившиеся к настоидсну времени в церковной музыке канро-выо стереотипы. Исполнен)!«) таких произведешь! вне ритуала, в концертном зале подчёркивает их самобытность, оригинальность, т.е. те ! ачсотьа, с позиций которых оценивается художественные сочинения. В 0Ш13И о этим несколько меняетоя их жанровое определение, возникает ныгропая неоднозначность. Это одновременно и прикладные культовые песнопения, и хоровые миниатгры, хоровые пьесы. В данном случае мокло отетить самый минимальный вариант обновления традиционное ианра и «алрового оинтепа.

С.-.едувдал выделенная нами группа (3) представлена в тех сочинения/., появление которых было связано не о обслуживанием ритуала, а с внутренней потребностью композиторов в обращении к церковным *апрам. В них сохранились название, семантика и внешняя структура

жанрового прототипа (например, .Литургии Св.Иоанна Златоуста), но со-верленно изменена Функция, в результате чего произошли существенные изменения и на языковом уровне. Они полностью относятся к системе искусства, сохраняя при о тал тесные связи с изначальной средой бытования. Их использование в церкви невозможно или возможно при весьма определенных условии:.;. Основное предназначение этих произведений - исполнение в концертном зале. В качестве анализируемых образцов нами избраны Литургии Св.Иоанна Златоуста II .Сидельникова.Н. Лебедева. В этих сочинениях музыкальный ряд принял на себя функцию и обряд: -вого ряда, он стал художественным воплощением определённых этических ценностей, носители.'.! общечеловеческих духовных истин. Восприятие музыкального литургического цикла стало направляться не последовательностью и смысла! действий богослужения, а закономерностями музыкально-циклической композиции. Условии бытования отих произведений, закономерности музыкального развития оказались Функционально подобными кантатно-ораторкальному жанру, более распространённому в нродысстьугдий период, че:л непосредственны!! жанровый прототип.'

Все вышеперечисленные группы при некоторых отличиях объединяет то обстоятельство, что они обладают структурной целостностью исходного жанра и приоритетом его над другими музыкальными жанрами, пронилоиными ь них частично или опосредованно. Это один из типов жанровых взаимодействии, когда на передний план выходит культовая канроьал структура. Иной тип жанрового синтеза объединяет остальные группы сочинений, полностью принадлежащих светской сфере, и в которых воздействие церковных жанров происходит в более рассредоточенной или обоб^ёвом виде.

Но отношении к одной из этих групп ('() применю.! термин "¡канро-вия ассимиляция", когда взаимопроникновение различных жанровых сфер (церковной и светской) и их структур оказывается настолько органичным, что невозможно говорить о приоритете одной из них. Сохранение семантики литургических жанров и отчасти их структуры выступает в данной случае как исходный момент для создания близких, подобных им музыкальных жанров, выгюлилнцих художественные функции. В качестве примеров подобного типа сочинений в работе анализируются три хора В.Соколова, хорошо циклы В.Рябова (Шесть литургических песнопений) и II,Каретникова (Восемь духовных песнопении), В произведениях этой группы культовые жанры приобретают новые для них функции, обусловленные художественным контекстом. Каждое из анализируемых сочинений соотносится прежде всего не о песнопениями бо-

гоолужебиых циклов, а о хоровыми циклами светского содержания.Иан-ровый источник здесь выступает в качестве носителя семантичеокой информации, тогда как структура его подвергается преобразованиям, а язык полностью обновлён, Благодаря такой трактовке возникает новый тип жанровых взаимодействий, при котором соотношение старинных церковных и современных светских жанровых структур рождает особый тап жанрового "гибрида", ассимилирующего черты жанров нескольких сгглевых эпох,

Особую группу в предлагаемой классификации (5) составляют сочинения, в которых происходит параллельное существование жанровых отруктур (например, оперы и литургии, инструментальной пьесы и литургического песнопення). Подобный тип жанровых взаимодействий в данной работе рассматривается на примере оперы "Последние дни" А.Николаева, посвидснной событиям, связанным с последним периодом жизни А.Пушкина, и оркестровой пьесы "Войдите!" В Мартынова, темати-чеокой основой которой послужил напев "Н:*е херувимы". В этих сочинениях жанровый параллелизм становится ооновной идеей произведения. При этом ванным моментом является использование комплекса жанровых признаков духовных неснопений в целостном виде. Даже в тех случаях, когда отсутствует один из признаков (словесный ряд), остальные не теряют своей семантики, так как выражены однозначно и направлены на создание точных ассоциаций. Литургические жанры выступают здесь как олицетворение внеличностных категорий, как символ вечности, перед которой предстаёт человек со своими страстями, действиями, мыслями, что находит воплощение в светских жанровых структурах, используемых одновременно с культовыми.

Новая группа (6) сочинений образуется в том случае, когда создаётся особая жанровая структура (хоровая музыка, хоровое действо и т.п.), в которой жанровые признаки церковных песнопений играют значительную роль, но являются вторичными по отношению к основному жанру. В таком случае исходной посылкой выступает обобщённое представление о круге образности, выразительных средствах жанров богослужебных песнопений. Структура этих жанров как бы "рассрсдотачи-вается" в, рамках иных жанровых структур, а функция первоисточника подразумевается, существует в снятом виде. Этот тип жанровых взаимодействий рассматривается на примере анализа хоровой музыки Р.Шсд-■ рина по повести Н.Лескова "Запечатленный ангел" и "Послания Св.апостола Павла" А.Эшпая (хоровой части из "Литургической симфонии"). .В каждом из эт;1х произведений происходит открытый "диалог с (градп-

цией", когда претворение её не связано с сохранением структурных параметров какого-либо кагра, а представляет собой обращение ко всей сфере духовной иухыки. к присущему еИ высокому этическому смыслу. В данных произведениях можно говорить о воссоздании жанрового стиля культовой музыки.

К отдельной группе (7) отнесены те сочинения, в которых используются отдельные элементы литургических жанров наряду о элементами других жанров и в рамках других жанровых структур: оратории, кантаты, концерта, симфонии и т.п. При этом такие яанровые включения применяются в связи с их точно направленной ассоциативностью и с целью воссоздания круга образности, присущей жанровому источнику или кик напоминание об их прикладных Функциях. Используемые в сочетании с другими ванроными источниками, такие аллюзии выполняют репрезентативные функции, отсылающие ко всей сфере культовой музыки . и к связанному о ней ритуалу, а также олицетворяют прошлое отечественной культуры. Среди хоровых сочинений, появившихся в последнее двадцатилетие и в различной степени воплотивших этот тип жанровых взиимодийствий кантаты К.Волкова, ораторы я-концерт "Старорусские сказания" Г.Дмитриева, хоровое действо "Плач по Андрею Боголюбско-му" В.Геннна, некоторые хоровые концерты и многие другие сочинения. Литургические жанры функционируют в них не как целостная система, а <!рам.1ентарно, на уровне языка (через фактуру, ритмику, интонационный оклад тшатизма), ь:;лючаяоь и общий арсенал используемых выразительных средств.

Сопоставление всех форм Функционирования литургических жанров в современной русской музыке показывает, что эта жанровая сфера стала значительным фактором обновления. Многоуровневость и разнообразие жанров церковной музыки при включении их в систему светского музыкального искусства привели к новым модификация»! жанровых структур, сочетающих признаки обеих сфер. Таким образом; возникла мощная ветвь в системе музыкального искусства последней четверти XX ьека, давшая множество интересных сочинений. Характер интерпретации в них старинных жанров отражает как новые исторические условия их фуикционирова- / нил, тик и индивидуальность композиторского стиля. Предложенная классификация помогает представить многообразие форм современного быто«\ нация жанров церковной музыки в системе музыкального иокусства. Она ; показывает динамику жанровых трансформаций, степень включения литургических жанров в жанровую систему современной музыки, а в целом -особенности современного преломления жанровых традиций.

В третьей главе - "Современный хоровой концерт" - рассмотрено преломление традиций старинннх отечественных хоровых жанров во второй крупной жанровой группе, показан путь постепенной "кристаллизации" жанра, выявлены различные Формы взаимодействия в нём других жанров, представлен вариант классификации.

Хоровой концерт оказался более вклгченныч в систему светских херовых жанров, чем песнопения литургических циклоп. Поэтому его ''судьба" и особенности современного функционирования сложились несколько иначе. Возрождение жанра хорового концерта в советский период явилось не реставрацией старинного жанрового архетипа, а обобщенном его воплощением, отражением представлений композиторов ново-говремони о проилом-отечественной музыкальной культуры.

Отсутствие непрерывности в бытовании хорового концерта не могло не сказаться на структуре жанра, на комплексе опредсляших канро-вых признаков в произведениях нового этана существования жанра.Так, хоровым концертам, появившимся в начале отмеченного движения (70-е годы), свойственен очень широкий диапазон этих признаков. Ото сочинения а'канелль и в сопровождении рагличнпх инструментов (от сольного до симфонического оркестра), многочастные и имеющие одночастную композицию, обладящне музыкально-драматургическим единством и близкие хоровой сюите, имешие словесно-поэтическую основу и вохализы. Ко постепенно всё более отчётливо стали про »шляться черты собственно хорового концерта, отличающегося от других напрев особой жанровой концептуальностыо и Комплексом жанровых признаков.

Появившись в XX Реке как разновидность кантатно-ораториального жанра, хоровой концерт вначале в очень незначительно;'! степени соотносился со сферой культовой музыки. Си возник как чисто художественное явление, принадлежащее только светсксй сфере, лппГ-нное непосредствен ноЛ связи с церковным ритуалом. Черты данного лпнпа отделялись музыкально-имманентными закономерностями, связанными с художественной деятельностью, а. именно - с концзртироваппем. В гредмест-вуэдие еериода концертирогапие было вакным, по подчинённы;.! фактором в функционировании жанра, вытекай",им из художественных задач и сочетающимся с чисто прикладной его ролью. Ныне же оно становится основным, в связи с чем определяющее значение в хоровом концерте получили специфические музыкальные г.ризка:<и, витска'сщие как из пред • ставлений композитора о жанровом прототипе, таг и из новых соотношений в системе музыкальных канроз.

Среди факчорсв, предопределивших появление данного канр'а в XX

веке, можно назвать широкое распространение "принципа обобщённой концертности", а также акг.шноо развитие тенденции канрового синтеза, характерной для многих областей музыкального творчества последних десятилетий, В хоровой музыке она проявилась, в частности, в возникновении ряда жанров, соединивши разные жанровые начала: хоровой симфонии, сонаты, поэмы, прелтдии, хорочой оперы, хорового действа и т.д. В этом ряду появлении жанра хорового концерта оказалось веоьма правоморным, так как по своей природе хоровой концерт изначально являлся продукты жанрового синтеза.

Обратившись к хоровым сочинениям современных композиторов.носящих жанровое определение хорового концерта, можно заметить в них своеобразное преломление нескольких жанровых начал. Воздействие жанров церковиыз песнопений чаще всего п-рояпляется в теыатиаме сочинений. Включение таких жанровых аллюзий в структуру музыкального произведения происходит в свпз;-! с конкретным композиторским замыслом и сочетается о иными жанровыми истоками. Иногда композиторы противопоставляют оуровый аскетизм звучания культовых песнопений яркости Фольклорных жанров или открытой эмоциональности ариозных партий ("Преображение" В,Калистратова, "Старорусские сказания" Г.Дмитриева),

Создание многих образцов херовых концертов на рубеже 60-70-х годов совпало с явлением "новой фольклорной волны", давке!! хорово му творчеству яркий импульс к жанровому обновлению. Поэтому для некоторых из новых кончертог стало показательным обращение к фольклору как главному жанровому истоку поэтической и музыкальной образности ("Лебёдушка", "Добрый молодец" В,Салманов а, "Русский концерт" В,Калистратова, "Тихий Дон" С,Слонимского и другие).

Интенсивное развитие кантатно-ораториальиого жанра з XX века повлияло также на особенности стоновленил современного хорового концерта, Многообразие в тематике, структуре, драматургических решениях, исполнительских составах, в жанровых трактовках в ока ль но-инструментальных произведений подготовило выделение из общего круга хоровых сочинений отдельной жанровой ветви, развитие которой затем пошло самостоятельным путём. !!|..екно в музыкальном ял иг® кантат ярко проявился "принцип обобщённой концертности".

Кшё одним жанровым истоком современного хорового концерта можно считать хоровой цикл, хоровую сюиту, получивших к этому времени широкое распространение. Осооенно близки к жанру хорового концерта акапельние циклы, в которых преобладает лирическая тематика, тяготение к камернизашш. Кроме того, важной сферой воздействия на хоро-

йой концерт стали инотрументалыше жанры: симфония, инструментальный н оркестровый концерты. Точкой соприкосновения хорового концерта и симфонии стало наличие в их концептуальных эстетических установках некоторой общности, связанной с воплощением в обоих жанрах общезначимых, глобальных тем. Выработанные в жанрах инструментального и оркестрового концертов специфические при"шы приобрели некоторую универсальность и стали явлением, распространившимся на хоровой концерт (в частности, виртуозное исполнительство).

Зкачительная роль концертных "диалогов" оказалась подкреплённой театрализованной персонификацией различных тембров и жанровой неоднородностью тематизма, в чём сказалось влияние музыкально-драматических жанров. Все это в целом отразило особый характер жанровых взаимодействий в современном хорозом концерте, обусловленный новыми условиями функционирования жанра в системе музыкального искусства и показавший продолжающийся процесс его эволюции.

Взяв за основу тип жанровых взаимодействий в современном хоровом концерте, была произведена определённая группировка музыкальных произведений, связанных с этим жанром. В отличие от классификации жанров литургических песнопений, в которых последовательность изложения определялась движением от более целостного воплощения жанровой структуры к частичному её проявления, в разделении на группы в жанре хорового концерта более применим путь, показывающий процесс постепенной "кристаллизации" жанра, поисков жанровой специфики, движения к его концепции.

В целом наиболее обозначены два полюса этой эволюции, соответствующие двум тинам систем. Один из них - система, структурно не выделенная из среды и существующая благодаря множеству своих проявлений. Второй - тип целостного организма, существую1:',!'.!; как самосто* ятельная структура, морфологически и функционально вычлененная из среды. Процесс эволюции жанра современного хорового концерта может быть охарактеризован как переход от одного типа систем (рассредоточенного) к другому (¡целостному). Соответственно этому делению можно определить и два основных типа жанрошх взаимодействий:

- с преобладанием характерных признаков других жанров;

- с преобладанием структуры ;санра херовою концерта.

В связи с конкретными формам.! жанровых взаимодействий в тем или ином произведении было произведено дальнейшее деление, в результате чего образовалось несколько их типовых групп:

- Сочинелия, написанные в жанрах хоровой сюиты, хорового цикла,

камерной кантам, а иногда названных и хоровыми концертами с чертами концертности в особенностях музыкального языка. В качестве примеров этого типа в работе анализируются хоровые концерты "Лебедушка" В.Салманова, "Родимый край" А.Ушкарёва, кантата "Сотворение иира" М.Гагнидзе;

- Сочинения, озаглавленные хоровыми концертами, но со значительной степенью воздействия фольклорных, музыкально-драматичеоких »аиров, симфонии, оратории как в отдельности, так и в их синтезе.

К этому типу отнесены и анализируются "Картины старинных пвадебннх" обрядов" М.Алексеева, концерты В.Грнгоренко, "Старорусскио сказания" Г.Дмитриева, "Сад божественных песней" И.Карабица, '"Тихий Дон*' С.Слонимского;

- Собствешю хоровие концерт, обладающие особой жанровой концепцией, наибольшим соответствием жанровому прототипу или жанровой идее концертирования, к примеру, "Преображение" В.Калпстратова, "Посвящение М.П.Мусоргскому" Г.Белова-и некоторые другие.

Каждая из этих групп мокег подразделяться на более мелкие в • зависимости от преобладания п них того или иного жанрового начала. Собственно же хоровые концерты, обладающие жанровой целостностью и специфической концептуальпостью, в зависимости от преобладания в них одной из сторон жанровой структуры, разделяются на три вида:

1 - Хоровые концерты с преобладающим значением-образно-семантической стороны жанра, наиболее близкие жанровому прототипу, отразившие тезис "Возвышен но с,г и одноаффектность". Одним из ярчайших образцов этого вида может служить Концерт для смешанного хора на отихи Г.Нпрекащ! А.Шнитке, анализируемый в рабоуе.

2 - Хоровые концерты с преобладающей ролью композиционно-драматургической стороны жанровой структуры, воплотившие идею "Через многообразие к единству". В качестве примеров можно назвать "Пушкинский аенок" Г.Свиридова и анализируемый в работе хоровой концерт В.Репина "Боратынский".

3 - Хо1овые концерты о ярко выраженной ролью фактурно-техноло-гической сторони, отразившие тезио "Виртуозность и богатство хорового фониэма". П работе анализируется следующие концерты такого типа: "Хоровая живопись" В.Кикты, "Нооэи Игоря Северянина", "Троицын день", "О, природа!" Г.валика.

Многогранность и неповторимость каждого музыкального произведения, безусловно, делает предложенную классификацию относительной» так как в данной жанровой сфере отсутствуют функциональные отличия

каждой из групп. Однако, на наш взгляд, выделение г.'ипа жанровых взаимодействий как основного классификационного критерия является наиболее приемлемым, так как отражает характер Функционирования хорових жанров в современной системе музыкального искусства.

Таким образом, можно отметить, что жанр хорового концерта оказался более обновлённым по сравнении с другими литургическими жанрами. В нём неразрывно соединились прошлое и настоящее, отразилось взаимодействие традиционного и обновляемого, новаторского, а в целом - сфокусировалась важная тенденция современной анохи: обострение "чувства'памяти" для постижения "чувства настоящего".

В заключении диссертации подволятоя итоги проведенного исследования, обобщаются основные его выводы, определяются перспективы развития отмеченной тенденции.

Дальнейшая судьба хорового концерта и других .литургических жанров могла бы развиваться по двум основным направлениям. Первое из них связано с воздействием этой жанровой ефлры на другие области композиторского творчества, в частности, на симфонию. Оно уже нашло своё преломление в симфониях А.Шнитке, Г.Уствольской, А.йшпая и других композиторов и ждёт своего исследования. Кроме того, в настоящее время ещё не произошло насыщения современной '{онос^хзры идеями и образностью данной жанровой сферы, не снизилась потребность как в восприятии музыки, связанной с культовьг.ш жанрами, так и в создании новых сочинении, ориентированных на них. Проявление идеи соборности как свойства национального менталитета, связь с прошлым национальной культуры обуславливают устойчивые условия для дальнейшего функционирования этих жанров.

Другое направление эволюции литургических жанров связано с их функционированием зз культовой среде. Начавшийся процесс обновления музыкальной стороны церковного-ритуала может усилиться благодаря более активному привлечению профессиональных композиторов к работе в церкви. Постепенное уравновешивание в их творчестве художественных и прикладных задач, установление нового равновесия художественной и деятельностной сторон в функционировании литургических жанров в системе ритуала приведёт к большей интенсивности эволюционных процессов в них.

Таким образом, благодаря избранному асгекту исследования, оказалось возможным осмыслить ярчайшую тенденцию современной художественно!! культуры и заполнить образовавшуюся нишу в познании связи явления настоящего времени с прошлым, так необходимого для их истинного понимания.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Рязанцева Ji. О возрождении древнерусских хоровых жанров в советской музыке 70-ГО-х годов. // Актуальные вопросы патриотического воопитания средствами культуры и иокусства на современном отане. Тез. докл. Респ. науч.-теор. конф. 26-20 апреля 19Ш г. - Харьков.- С. 09-í I.

2. Рязанцева Л. Сиотема жанров русской профессиональной хортой музыки. Деп, в 11110 Информкультура Гос. б-ки СССР иы. В,И,Ленина.- I'i.OT.ro, Л 20«К? - '|0 с.

Л, Рнзшщова Л, канр хорового концерта в системе жанрои р^оокой и советской профессиональной хорово 11' муоыки. // Общественная культура XX века и духовная музыка. Тез. докл. Всесоюзной науч.-прпк. конф. Апрель 1990 г. - Ростов на Дону,-С. 1VJ-U!).

4. Рязанцева Л. К проблеме эволюции принципоь формообразования

в капре хорового концерта. Деп. в НПО Информкультура Гоо,б-ки СССР им. В.И.Ленина, lü.02.90, Jí 36 о.

5. Рязанцева Л. Od особенностях современного ф)ункцио|1нрования древнерусских хоровых жанров u cobi тскоН музыке // Исприя

н современность. Сб. научных трудов МГОЛК им.П.И.Чайковского.-U., И.90.- С. 16-31.

6. Pi."jajmeua Л, 0 преломлении с гечестиенных жанроьых традиций в хоровом концерте Н.Карабина на стихи Г.Сковороды. // Актуальный проблемы современной украинской музыки. Материалы Донецкой обл. науч.-практ. конф. - 1.990, •- Донецк.- С. 32-35.