автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Объективные и субъективные факторы формирования культуры защиты природы в условиях села (На материалах Республики Узбекистан)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Объективные и субъективные факторы формирования культуры защиты природы в условиях села (На материалах Республики Узбекистан)"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИСГ&Т ФИЛОСОФИИ И ПРАВА им. И.М.МУМИНОВА
•П \ -
г4
На правах рукописи
ПУЛАТОВ
Худойберди Хакбердиевич
объективные и субъективные факторы
Формирования культуры защиты природы
в условиях села
(На материалах Республики Узбекистан)
09.00.il — Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание угеной степени кандидата философских наук
ТАШКЕНТ — 1994
Работа выполнена на кафедре философии Ташкентского автомобилыю-дорожного института.
Научные руководители
Официальные оппоненты
Ведущая организация
доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник культуры Узбекистана Г'АИБОВ Н.;
— кандидат философских наук, доцент МАМАШАКИРОВ С.
— доктор философских наук, академик АН "Республики Узбекистан, профессор ЮСУПОВ Э. Ю.;
— кандидат философских наук, профессор. САТТ АРОВ Ю.
—■ Ташкентский государствен-
ный аграрный университету
Защита состоится « 1994 г. часок
на заседании специализированного сонета ДО 15.03.22 по защите диссертации на соискание ученой степени доктапа наук в Институте философии и права им. И.М. Муминова АН Республики Узбекистан по адресу: 700170, Ташкент, ул. Мумг.-нова, 9.
С диссертацией можго ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республмки Узбекистан (700170, Ташкент, ул. Муминоза, 13).
Автореферат разослан «'
1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук, профессор
АЛИКУЛОВ X А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность л воблами. Современный этап чалсвездской цивилизация характеризуется глубскды зколсгтческш кризисом. В результате антрототэхяогенщзго давлэния.на природу проио-холзт крупномасштабная да градация окрузаадэй с репы, которая стала одной яз главных причин зяоношчеокого s социального кризиса.
Экологическая проблематика, приобретая зсеьзрный зарак-тэр п оказывая непосредственное влиянпз практически за все сферы низке деятельности человечества, во многом определяет сегодняднай образ яизяа ладей. Осознанна этого в г,кровом ма-сптабо стало фактором, способствуняим консоджвдги усшшй различных согиадьшх грушг, поллкгзвских партий, о^естзее-иых организаций, государств, ре лягай по созданию экологической йдэологеи, обесдачкващуз охрану природы а о Звд человеческих д9ш1ост0й. . •
Не обходимое ть предотвращения экологнчвсаой йатаотрофн исхода* из обздчеловеческих интересов. Сегодня очевиден то? факт, что ш возможно рэйв юте этой зашла тользо с ила?л г средствами одного или отдельных-госупарстз. Ибо "Узбекистан столкнулся с одной из тяжелэйша бед. Воянна ресурса среднеазиатского региона -- на яренэлв. Аральская эколопгчзояая катастрофа о тревогой осозаавтся кау трагеддя мирового иаошта-ба. С ®Й Узбекистану и его соседям - собратьям а онаночку из скраЕяться"^. Более того, экологотвекже Гфоблзш решается, ш только создающем организационных основ,.но я необхо-дпмэстьа разрабатывать идэологачеогай мирсвоззрэячесяай аспект.
Зсоы этим обусловлена актуальность' выбранной теш дзе-сертацжг. ЕЗ актуальность выдвигается на'пераый шая еще и том обстоятельством, что болзе бО^пропентов населаяея республики проживает в сельской местности2, гдэ шблшаатся. . наибольшее обострение экологической ситуация. Это резуль--та? провсдлвЕэйся двсятилатаяш в Узбекистана порочной, со- -
~ Каримов И.А, Узбекистан: свой путь 'обновления а прогтасса. -Т.: Узбекистан, 19S 2, С. 63. " .
* Каримов 'Л.А. Узбекистан - собственная модель nspaxcra на рыночные отпоивши» - Т.: Узбекгстон, В93, С./25,
. ' - 3 -
вдальвй-эконашгчесяой политики. Производственная специализация Узбекистана определила сырьевую нвправдэнность рогао-ва с уродливой структурой народного хозяйства. Лрехда всего экстенсивное развитие сельского хозяйства, хлопковая монокультуре квшшсь главной причиной напряженной экологической обстановке.
Приобретение Узбекистаном независимости и постепенный переход х рывочшш отноээЕиям, построение правового, демократического государства трзбуют разработке .национальных концепций ооикально-зконодаческого, культурного, духовного развития. Как отмечал Президент Узбекистана И.А.Каргаюз, "тсль-20 высокообразованные, крепкие я сильные дую« линя могут осилить путь обновления и прогресса, ... И наш задача зав- . лвчаатся прежде всего в том, чтобы постоянно поддерживать источники этой ,духовности"*. .
Б реализации этой задачи огромная роль принадлежит, высокой экологической культуре, явлэшцейся связующим ззеном, интегрирующим фактором духовных и материальных данностей»
Стедень научной разработанности' пройди. С. Ю-х годов , идет оживленная дискуссия вокруг проблемы "экологическая ; культура". Таюш. зна1йщш1в ученые как T.JtoöcaK. r.RiiSx, 0. .fsh (SIT), Дж,Пирс (£е:ликоб£етания), Е.Д.Бо (Фракция), А. . Асида, Х.Есикава (Ялошя) рассматривают экологические вроб-лвш в контексте экономических, политических, мировоззренческих пройда к, обогатив тем сашм общую теорию экокудьтуры вахтыа выводами. В распазгвмгя Советском Союзе в этом направлении проделана значительная работа. Проводились фундаментальные исследования, были опубликована социально-фадооофсете груды Ю.Г. Васильева, Э.В.Гирусова, А.Ы.Кочергива, К.Д. Лаптева, Ц.А.Двмзоэва, Б.А.Дось, Ю.Г.Ыаркова, А^Г.Маолева, С.П.0квгова, Г.В.Платонова, Н.Ф.Вгйшрса, А.Д.Урсула, И.К. Шглиш,.О.Я.Яшшдого и
Вое большее внимание уделяется (особенно за послэдкна года) изучвнпо экологических проблем и а Узбекистане.Вабот
^ 11 ■ ■, 1 1" ■■ ■1
А Еарашов И.А. О щморитетах экономической политики Узбекж-; ставв. - Т.; Улбвкистон, БЗЗ. - С. 5, 22 , 20. :
узбэкскгх ученых и слосаадисгов по паяной яройяэш ыояао алаоснфшзрозать по прэяыету я обьакгу иссдздовашя: естестве нно-Еаучныо н соцаально-фягассфзкиэ1, эконошчестаэ2, ладатнго-празовка^, правсгваяно-аксаодогэтаскив4, савзтао-но-гягоевговскав а дадгцанскяа^, ташпсо-твгнологпчвскзв0,
Абяуллаев 3. Эаолопгшсетз отвошезя в экологтгеесксв со-зпалш. Т.: Фан, 1990; Зиёцузадажов Б. Экология: тарах, . пазаряя ва хозирга замой. Т.: Мэхнаг, Б90; Исамухамадоз Х.З., йЗАПШогагоов С. Зкологгяшнг птажгаяЁ - фзлвафгй ку-ашслара. Т.: 1391; ПЪдиштов ¡0. йщго?шгьшв проблаш социальной экологаа. - Т.: Узбекисгон, Б92; Холшдава Э.С. Зяологая дробдамасина глобал ва зонал кувосабатлар далзв-такасл. Т.: Фан, Ш86.'
0 •
Шгёзов Н.Х. Иктясоднат ва бозор. - Т.: Мэхпат, 1Э92; Соет-алшьэкояошквскиа ароблпда Арала и Приаралья. - ?.: Фая, . 1950 ;3гамз Э., .'.1азвонов С. Кешиж ахолимсшяг турыуп шаро-пта: муамао ва ечиилар. Т.: Узхнат, 1591; йшалэв 0.а.Ухул-шзшя экологач8ской обстановка а свяьснах районах Узбекистана- - Т.: 1992.
1
Хошуишов 2. Эко.чогая ва виза йоЗдаданлжгяг хукукаЗ ьа-салалари. - Т.: Уехваг, 1991; Худоаберства А. Уголовно- ' правовая ■ охрана природы по законодательстау Узбекской ССР. даос. ... ланд., прйд.вауя. - Г.: 1986. ; .
* Аброрсв И. Яшгича Факрлал ва ¡даглай урф-онатдар. - Т.:Фан,
■ 1990; Культура, нравственное?!., чзлоззх. - Т. : Фая, 1391; Мазрулов А. Г&ънавай согдомшпяраа лавра. .-Т.;' Упгтувта, 1992; Саттаров Ю. Соцвашю-фадооофяие-ассектн экологических проблэа. Т. :'Фая, 1985; Ташров ф.. Назарова С. Заклят на кадрзятлар. - Т.: Узбакастой, 1992; Утаяов С. Ахлок ва зкологая. - Т.: Узбекистан, 1992; Хукуыов А. Сошальда-иро.вствешна асдзкта зколопгзэокой проблвш. Автореферат
_ шее. .... кана. фагос. наук. - Т.: Б84.
° Алиев М.Ц. Табзат ва гакдарш.яз. - Т.: Мвднщнз,' В®; Ба-рабой Б.А., Дгмант-И.Н. Соцаально-бяологнчаскиэ и эволога-ческиэ проблвш человека. - Т. : Мздисака, 1989; Отабсоа Ш.Т., Набнев И.Н. Иксов ва биосфера. - Т.: .Чэшгана, 1983; Ус ионов Я.А., Ильинский И.И., Вабгев ¡А. Окар с'увлар тоза ва ззлол булсин. - Т.: Шдпщша, 138?; Шошшэтоэ Ю. Соглом турша тарзз! аетиш&й - гегианшс ва экологах муаулюлар.-Т.; Айя Сияо поит ЕШфиёт, ЕШ.
° Алибаков Л.А., Няяонов С.А. Фая - техника тарашгаётз.табя-ат ва илсо.'Г. - Т.: Узбекистон, 1983; Бадаев А.К., Абдуяяа-бв .'Л.А., Саакова Т.Д. йаучяо-гахнотвсяяЯ: прогресс и сояаа-льнов тазвлгла сэла в Узбекистана. - Т.: Фая, 198?; Каримов Б.Э. Узбояистонла эяолопхяыуашоларангнг айрии злхат-ларя. Т.: 3293; Узакова ¡1. Роль тучно-тохшгчеояой рэвсдзо-хиа з духовной зса^нз сельчан з совреманных условиях: Азго-ргэ^рат вше. ... канд. 'Ьадос. науа. Т.: 1992.
„ 5 -
т . 2
гаограапескяеА, демографические худоззствэнно-иублдпнс-тическдэ3, экмопмхадагогетаокиа'* и другие напранления.Но-сиотря на это, пока остается сдоршш; философское донягаз экологической культуры. Отдельные стороны этой проблвш ос-таэтся ш затронутыми шш изучается фрапэнгально; . Анализ .1шоесо2ся научной литературы показывает," чт 5 э колотая сельской ьчзс^носта, -процвссн.^орьяровашся и развития природоохранной культуры сальсгих тру&наяов see. не стали предметом ьюкографического,. ддссартацдонного юслздоваядя, Изучение • ozpaai'окрукащай среды, культуры па села, бо шогом, еща находится на этапе сбора и констатации эжирпчоского, стаги-стгчзского ьатардада. 3 силу этого ш достаточно изучена в £елоообсноы плат дроби ьк -зкайогаческой цзвности сода, их взаимосвязь н Бзадмообусломекность конкретныш. условиями, «гизадеятвльноста ладой.. Чрезвычайную роль и функции эколо-nrseesoü культуры в кшзкаяэягельности сельского населения,-которые остались до дэдавнаго времени в® поля зрения исследователей, и опредадяда дела и- задача даннсл дассертацаоякой .
работа.' '. ' V': . ■ Ч» .
i ......*" ■...'/••
х Абдуллаев 0., Тожатов 3» Узбекистон экологию» бугун ва эргаса.. - Т.; фан, 1952;Икпг.моа 3., 1&0шов А. Арал погибает. - Г.: Фан, 1992: //В ан. Судьба Арала.! Ьйхнат, ' 1988; Акромов ЗЛ., Валков A.A. Прояиоа, ¡аетонцое 2 будущее Аральского ьоря.. Т.:'г'иехЕат,'1Эаэ; Боратов ПЛаСа-. атдд му^ойаза чялдз. - .Т.': У^птувчи, 1931; Орол малая су-райди.-- Т.:■ Ltepatf.BS7; Проблэадг рэгиогального приоо-. допользовадая в Узбекдстая©. - Т.: Фан, 1964; Санд аъзоз- .
2 лай-аз, гайяат^ Т. : 'й^нат, 1988. - .. .'•....■;..:.
Здёаз С,. А^одя ва табдат. -„Т.:.Фай, IS7I; '.Зашианиров с, i Урбанизированная зкологая ми энологнззроЕакная урбашза-гяя7~тIi 4B9i. . • ; - . :
3 Ёкубоэ'О., ХотаУзв Г. Кеча ва -бугунинг caöotpEsm. - Т.:. • Uexsaz, 1339j_Zypaea 3. Инсоа - барчанянг сарварп..'.- Т.:
Узбекастоа, ВЭГ; Шэрыухашдов П. Сан ёщ/лсанг, кон ён-ьасаи... Т.: Ез гардах,-12а9; Эргащв 0. Дапхоя кассалард. Т.: Чулг-он, 12Э0. ' О- ;
4 ГМагнкирсв С. Экологак таъяим - тврбяянякг методология: ?,а-езлздаш. Узбекистон Халк Акааэшяси' "Hyp". - Т.: 1993; Му-ха.\'.\:аетав А...5,, ЗлсовС.Д. ва бозналар. Табдат мухофазаси •ва экология., i.: У^геувчя, 1986; Няаоябоваа У.Г. икологая
дарсяашда зкологпк' тарбгя.' - Т.: У^тувчи, 1ЭЭ2;Турддку-лов Э.А. Экологическое обшзовшыэ я взспиташю учащихся в дроцэсса дзуч0]зш. естоственяо-научяых ДЗСЦ2ДЛ2Й: '.to то д. и о-.собдэ. - Т.: ./кдтувчз, ISS0; 7здуксдз таълшд куаёндда ёдг . . ларга экология -билам бошз: Илши асарлкутупдамд. Т. :1Э90; iZoiZMai-js В. Эзадепне;-в" соцаоэколаs: У^бддя для „вдеп, учзб.занвдзннй, Ч. I. - Т.1 Укатунта, ISS2. - *
; Поль п задачи исследования ааял^наптая в том, ч тобы вн-яветь общэе п особенное в фокярованни эколеютесйоЗ культуры, связывая с экономпесиши, соцгальанш, лолстическяш, культурными условиями гюнз деятельности в сельской «естпостн, к тем сашм определить объективные и субъективные аакояошр-ностн развитая ;ешш1ТЬ содержание, структуру и "статус" экологической культура; гзучзггь'лрачяяы обострения экологической снтуагаа; показать средства и способы развития природоохранной культуры и особенность экологазадяи социально-культурной етзнл села. Бее зто определяло следу щие ааяачя исследования:
■ - обобщать п класигйгхлрозагь в сспзальпо-фглосо^по^ аспекте суцэстнукцие .теоряк "экологачеекзй культурн"; - •'
. — гать определение, и раенрять содержание категорий "экологическая культура", "зкояогзческая культура села";
- проанализировать фуккдЕЯ экологической.культура в обще- " ственяом .развития а выявить вместо эйолоптческоЗ культура в .системе.общечеловеческих ценностей;. .'■
. -•■проанализировать внутренние, двизувно »хаштан- куль-туры охрана окруизмцвй щяродной с рапы сельских тружеников;.
" - дать практический, методические" ркошшаздш до со, вэраэве'гвованйю экологических огнопвндЗ* на села а указать луга и способы развития прфодоохранной культуры.. .• •
Научная новизна я- теоретическая значимость теш кссзз-дозаншт." Изуче1Ш9 эколсг^есяой культУЕы^во5с^, . щнрояб-охранной культуры: сельских тругаяихов-в-частноств, обогащает таганки выводами теорию культуры;'Исходя из этого;'в лис-сертацгг предпринята аотагка: ■ .' . '
- теоретически обосновать обьэктиэяыэ и.'субьэктявше оояош обострения экологической сятуащи' в УзбэкисгаЙ .что приобрело глобальный характер, особенно в4сельской мёстнос-
■ ; - внести некоторые теоретические коррективн а социальное, эконошческое, лолиггчзсксй лонншнне'гиянедзятсяьЕос--ти сельских труяаняжов п в еодоргание понятая "природоохранная, культура"; '
. выявить основные текдевдше ггата грают в дн^ферэнлаа- ■ хеш-' экологачёской. культуры по "горизонтали" я по "вертикали";
- обосновать вяутрвннно диалектику различных' йори' зссшгганжя е образования в с£аре охраны окруиащэЁ среда;
- ввоють в науаднй оборот результаты собственных исследований об урозне и структуре экологической культуры села.. .
Птштпческая значимость исследования заключается в том, что подученные результаты, вывода г практические пре-ддоавнзя давт возшгкость оятатазировать экологические от. яошэнгя а условиях обострения соцсальао-экодоетгеской, зг.о-логичасЕОй ситуации в Узбекистана. Крого того, ааучные выводы могут быть полезными сра. составлении долгосрочных программ кошегентннз" природоохранных органов разного уровня, для координации деятельности природоохранного вое шланги и образования содцалышх институтов;могут слукить теоретической и ко токологической основой яри введении спэцкаль-ннх курсов ПО ФЕЛОООФКИ.КУЛЬГУРОЛОГИЕ в вузах и в других уче-бшгх гавзданЕЕх.
Методологической основой и теоретической базой диосетаа-1дш явились труды философов,'экологов", культурологов, историков, экономистов, географов, демографов, педагогов зарубекных стран, СНГ и Узбекистана, икепцкх нвпосредствакное отнопееио к теш. нашго исследования.. Зширкческив, фактологические ш- . тариалы получены из статистических органов, архивов Госкомприроды Узбекистана, областей и районов, а также из материалов средств тссовой информации.
Длтюбатащ работа.- Основные выводы и положения дкссерта-дза йми долойаш е тети научно-практических меяяународкых л республиканских конферешшк: 1&гдународи2Я конференция "Независимость.!! ьяровозгрвние: реальность и философские ярой®-ш возможностей развития", Ташкент, 1392, S-I0 ноябрь; Вес-лублишнеких каучяо-техщпесюгх конференциях: "Иезависишсть, Мировоззрение. Сощшльнш науки? Тапкент, 1223, 20-21 апрель; "Технические и экологические праблэш развитая Каваийскай. об' j&ctz" , Базои, 1993, 20-22 иая; "Проблвш сошалыю-техниче-огого развития в-республике Узбекистан в условиях р/штой экономики*, Ташкент, 1993, 27-28 окгйбря;"Проблзда вепреришо-' го ¿экологического образования и воспитания населения".Таш-E2ET, I9S3, 21-22 декабря, а такка научно-методических оозе-
- 8 -
тах кафедра фпяософш ТАМ в 1582-1393 гг.
Диссертация обсуздзка на соваэстяоы заседании кафедры философии 1АЩ1 и кафздра философии. Академии сельскохозяйственных наук Узбекистага 30 издая 1Э93 г. и рекомендована для защита в специализированном ученом Совета н Института философии и права ш. И.У.Цу!гякова Академии наук Бзспублики Узбекистан.'
Структура работа определена спецификой исолэдуэмоЗ теда, состоигеиз Зведзния, двух глав, "Заключения, Прдлогз-дия и списка использованной лгтератург.
ОСНОВНОЕ СОЯ5ШШЕ ЖТОЕУГАШЙ .
Во зрадя'ппг обосновывается актуальность теш, анализируется степэнь изученности: проблаьы, дается сопоставите-льннй анализ научной литературы по данной тою, йоргаруат-ся Поль, задачи и методологические основы исследования.Излагается научная новизна работа, еа практическое и теоретическое значение,.
Дррвал глава "Основы йошгтрованяя экологической культур» села" состоит из двух параграфов. Первый* параграф -"■'дето биологической кудьу7та в система обиечэлогачеокях дрштостеупосвяшен'йидососсшга проблемам''формования экологической культуры. Автор анализирует природоохранную культуру, как социальный феномен, как доказывает, что оа ис-лэдованиа невозможно вна проблэштиет общечеловеческих ■. ценностей. -' . ,
Как известно, система "природа - общество,- человек" выракается в шре деланном виде культур, т.е. "зкологичас-&08 отноиенпз обуславливает формирование экологичаской ку-' льтуры"1.
• Обострение эйологичзской ситуащи в глобальном ьаспь ' таба породило качественное изменение в структуре к в фунн-сиях обцэчелове^ских ценностей. Природоохранная культура, как один из механизмов управления человеческой деятельности, выполняет два взаимосвязанные функции.. Зо-пэраах, ва
А Абдуллаав 3. Экологическое отношение и. экологическое сознание. - Т.: $ан, 1Э90. - С.,3.
. • > 9•
уцецдяя рас тудиттариальянхпотраб ноете й общества, определяет крятерзгй гзшления природы... Во-вторых, направляет человеческую деятельность по законам окологаческого равновесия. Там сашы-природоохранная культура в соответствии с познали-' ей законов биосферы создает сясгеиу социальных регуляторов, норы и пренцшоа, которые стикуянруот развитие отяоеоеий . "природа - обдастБО - ■человек".
В шссартацга отмечается, что сразвита и техяико-твх-нолопгче.скнх средств и опосоОов воздействия на природу, усиленней антропотехяогеиного фактора ¡арушется -^логический . баланс биосфер!. С другой стороны^ именно научно-технический прогресс на ос нова высокой культуры, охраны природы, создает реальные возможности предотвращения экологического кризиса.
.Обостренна экологической ситуации обуславливает усиление потребности соБершенстзовандя спстэи, способов'а средств охраны природы, что', д,свою очередь, потребует^астествекно-паучпк1.л оснсваьЕ экологаш,. ращональдой организации хозяйствования, эффективной борьбы. прот:ш бесхозяйственности и . т.д. Бса это трабуот определенного уровня.-культуры охраны "ок-рузавщей природной,' среды. ■ • г .. ..
В ядссартагзаа '¿¿ализируится'тагаи -понятия; как "экологическая культура личности", "экологическое культурное ка- -чество личности". Это вызвано тем, что отсутствует'однозначное определение "экологической культуры" а противоречив вость сущаствуссгих определений. 11а нап взгляд, все- виды культуры, нэсиотря на спедяфнче'окие.. особенности, взаимосвяза-ен. Поэтоыу для оарэдел21ия -копкрстн:й:,'зддов культуры недостаточно ограничиваться. "преюэтко-ойъектааакм" подходом,* а • елэдуаг провести фушщаояальный -анализ, оущностг- конкретного вида культуры,-йменно с-.этоЗ точки'зрения нужно подхозпть к определвнщо понятия "экологическая культура", что, разумеется, аолзно исходить сз-с;й'то-.ы "прарояа - человек - обцест- ■ во"/Еолкзэ то;го «Ьдлрс.схХское 'одропзлошщ экологической куль-туры форьаруагся'• через' прдзглу общечеловеческих.дажастей, 1 ззлячащаг в себя исторические <5ор:*1 традисгй,- обегал, эко-? номичэскйе;, сошальйаэ,. полгййвекйа, гзограка^оегш, э'тяо-* гра^отескиз, .шцогрк^ичэскпо, религиозные условия гдзни.
Исходя зз этого п'рдр'одорхралггая культура первобытного
■ общества, несмотря на свой стихийный, примитивный характер, выполняла определенную социальную рзгулятавздю £ункцию, Определенную роль сыграли в этом процессе-первобытные религии, которые .затрепали деятельность человека против приролы.Это, конечно, в определенной степени, способствовало созхвнш оп-, тишлышх экологаческих условий пля'жзнедэятельностя. Таким образом, экологическая направленность социальных явлений, в ти .числе религии, использовалась как средство укрепления ее статуса..
Усиление ангропотехяогенного боззейстбкя на природу • приводит к развития экологической культуры, тем. самым зозни-. кает противоречие мезду историческими .форгзама и .'новым уровнем раззиткя экологической кул£гурьг, т. о.,с одной стороны,новое общество .вынундено ¡зазвжваться на основа преенстзвяпостя культурах наследий потомков, с■ другой стороны,.интенсивное развитое сопиаш:о-эконо:.тачесщ1х,, экологических огцоззяий приводит к разрыву',. авгонапзацги струнтутных элементов, .' которые 'проявляются в. рхозком кризисе общества. .
, .. С каждым днем становится очевидным-тот факт, что глобальные экологические проблеет ».'.озшо будет реаать с развитием ' общечеловеческих,ценностей. Поэтому в диссертации пряродоох-' раяная' культура рассматривается как критерий развития общества, средством и способам предотвращения -катастрофа, человеческой цивилизации.. Эдазкткз'ность экокультури в данном сире делении обусловлена соблюдением сладущих функций культуры охраны окрукащэй с'рапыг .
- адаптивная. - формируем способность приспосабливаться к' сопдальЕыи и природным условиям стзнздаятедьностг, создаст
. "социальный им^нитет* обостренно экологической ситуации;
- аккумулятивная - сглтезярует исторический опыт и. духовное культурное наследие рационального использования и охраны., прароды;.'- ■ ■■ ... '..:'■
- Коммуникативная - выявление- пути' к сре дствам одтльш-:-задай взаимодействия- социальных' п природных явлений;
- гносеологическая - дзет возаознйать познать законо-мэрность экологического. равновесия аиос^еры;
■ -. - нор,!ативко-оцзночная - вйяааэнзга. уровня т критерий, антропогенного изменения, биосфера;
- II -.
- аормашвно-овдночшя - вшшлешю уровня и критерий антрояотеногенногсг изменения биосферк;
- ликвидаторекгя - способствует ллквадацаи уталатарно-го потрс бительского отношения человека к прирояши .богатствам; ,
- мониторинг - создание систеьы наблюдения и контроля экологической ситуалгпт через форгларованае обгцоитэенного мне-ЛИН.
" Эта фушера кзлявтея показателей комплексности к уни-' версальности экологической культуры. •
Анализаруя эти 'сопдальдаз" функции природоохранной культуры, в диссертация отмечается, что функции экокультури отличаются, болев шучно-прагматичасЕим характером, чем другае-&ор:.и общечеловеческих данностей. Кроме того, культура охраны окрузаодей среди в сельской местности выполняет особую роль, интегрируя и укиверсалззаруя сферу деятельности сельских тружеников.
Во зуотзди параграфа - "Обоотгегою экологических противоречий к йортягоозания. КУЛЬТУШ останн природу, в рела^, Узбекя-сгаш" ■ - обосновывается полоззнзе о тон, что особенности . противоречий в састзие огнозваай "природа - человек - общество" определяют внутренние противоречия 'апологической культура - это с одной сторона. С другой сторош - сат природоохранная культура выступает способом и'средством резеная прота- ■ ворзчиГ: экологического отношения.
Решениа простБоречий в СЕСташ "природа - обаэ'ство - че-лозбк" непосредственно связано с процессом технологического совершенствования материального производства а регулируется полатичаскшла, экономическими, лразовыш, культурный! шрама. Здесь, яаблзшается тенденция органического, сочетания материальная -к духовных сфер экологической культуры.Однако, •* оперекаддле ¡гешн .разватия средств труда усиливает аптропо-техиогеиное воздействие на природу. ' •
В философской литературе недостаточно изучена диалектическая .взаимосвязь объективных и. субъективных факторов обострения экологических противоречий. "Некоторые ученые абеолига-зяруют объективные, чисто ."материальные", технические £|ш;то-
- 12 -
ры*, другиа связывают обостренна экологических противора- -"тай с субъективными, человеческими фактора®!^. Исходя из этого я определяют средства и способы разрешения экологических противоречий. Такой обособленный, "ыояофзкторальный" подход нздостаточен для кошлэясЕо-спсгаипого псслэдсшаяля сути эко— логических противоречий.. .
Исхода из этого, дисеартавт не противопоставляет друг другу объективные'и субъективные основы экологических противоре- -чай, а рассматривает их в зиалвктаческом'единства'. Относительная самостоятельность Raxscro направления по своему зоздэй-ствует па формирование природоохранной культура, но. без координации их деятельности нельзя эффективно пенять экологических противоречий. Необходимо особо подчеркнуть, что здесь субъективность язлязтся проявлением объективности. Поэтому сфера экологической культуры включает в себя не только идеологических, зосш:татэлъннх работ, а такгз создание объектив- . шх основ прхродоохранной.деятельности-общества. ■ "■.._■■
Известно, что экологические противоречия обостряются в. условиях кризиса социально-экояошгческо2 глзни'общзотва. -Именно.,тогда, возникают Новые потребности развития природоохранной культуры и расширяется дектел&ност ь каг. объективного, ■ так и сУбыз ктивного' (Такт ора. При этой субъективные оенрзы , экологических -противоречий по с'зобвд исгор1иэсному генезису могут выступать в качества. объективного..фактора. -Пригаром мояет быть тоталитарная, -аташпстрагивно^бюрократическая си-стегга, й которой господствующие э'Дэшнтн надстройки аыступа- . вт как субъективный факторы'экологических протизорета.2.0дна— ко в силу сопзального характера, этого общества именно эти субъективные элемента превратится в объективные Жакторц, ■ удвртававдда развитие экологической культуры,-' :
В диссертации -подчеркивается* что повсешстная "идеологизация" экологического мышления исходит из определенных ян- '
1 Сайдашноз G.G. Основы охраны окрукавщзЁ ^ре'ды. Устгуэ-
о чи-,1Эа. С-. 304. ■■■
" Комаоов З.л. Социальная- экология. • йиссофгкиа аспекты. -1., ■!1аука, 1990.
- 13 -
Тарасов яартократичаского общества, ^осподствукзсця идеология, отрицая существующие .в социадпотячесхш общества анто-гонистпческне противоречия, фотздирозала цататически пассивных, неспособных критически мыслить личностей, Еноцряя в сознание лвяа£ обнзагэльскугз психологах. Это приводило к • искусстве ином? разсе.тениаз одна челаэьчэс клх ценностей на капиталистические и социалистические. В действительности, экологически противоречия не смотря щ какой этапе находятся ее с остатние, являются атрибутом бистеш "природа - общество - человек". 3 хюсеряцдс: такяе отмечается» Что, когда решатся одни экологически» противоречия, гак правило, всег-. да еозядкшт аш. 'Л постоянство этих процессов,' ? конечном' счате, обеслечнва'от перманентность развития системы отпопе-■ ння ¿природа - - общество - человек". .'-..'
Сегодня ¿ыдустркально' развитым общества!.: характерно обостренна экологических противоречий, з-зтих'-общестаах набязшдтся сопдалы1о-экологачэская'.акт:акость трудядказя,' как показатель,- индикатор отологической образованности и- • Высокой культура.-Теперь чедоз'еа- относится г; природа не только как к источнику-^удовлетворения сощаяько-эккму&'чзских потребностей, :но и -осознает ев как.нзобтолиысе условие своего-супестаозаная.-Кодачно^; при зтом невозможно абсолютизиро-•■; вать экологические .потребности, строго .ограничивать раззи- . •тис !,ат2рзшл2ного,.продз1!одства. Здесь 'основная цель.заключается з том,'чтобы созпать вдэватзцил <5аосйарн и ноосферы,., сохранить-приоритет экологических -закономерностей. ..
- Внутреннее прот::вореч;1Я 'бнссйерн '!: коос?ери, способы -их репения-связаны с развитием'экологической иультурн,' тЗй.' как-коэводецкн системы ."Природа - общество - ■человек'' логут происходить через экологизация .матаряалыгай и .духовно*й; деятельности. Обобщая,- нозяо сказать, что сущность V. толкай статус экологической культура характеризуется созсрангниём и ■развитием биосскиальноЯ.шзйедоятсл&ассти человека.
■ ; Вторая глаза .-."СтотитУта .к таппаалдняя кулагут отсрзкн ойпуна-тоей стет со.та" - состоит из лзух-лграгра^оа. -В -пер-
ний и чаззигсе рконоглгч^скте уротут*
ручной ку^ьетюн села" - дсолздуются"сиопц'ичгские'' законошр-
- 14 -
поста сЕстеш'сспЕальЕо-эаоношческЕХ отношений, которые и определяют характер экологической культуры. - ■ ■ .
. ' В писсертапии сткечаатся, что жизненные условия человечества и и х- развитие связаны материальным1 производством главным образш в сфере сельского хозяйства. Аграрный сектор непосредственно взаимосвязан с природой. В то га время единство сельскохозяйственного производства-- с биосферой имеет противоречив. С одноЗ сторона, человек в своей практической деятельности исходит из реальных материальных потребностей и в силу этого целесообразно изменяет природу. С другой сто-, роны,. обязан охряпять и укнскать природные ресурсы для.обеспечения зизнедэятельноста поколений. Естественно, в этш пропессе практически ненодаоэдо избегать отрицательных экологических последствий. К ¿тому та пассивное отношение человека к экологический трзбозакия:--«, изменения природы приводят к возникновению социально-психологических- язлензй - "эффект приспособления" к.нарушенному • экологическому условию, опасность которого заклотается.в тсм. что на. первый План'зысту-.пают утилитарные-. узковедсйстзекные-. экономические интересы.
•, Далее .анализируется' псложение в том, что ыекду. борми-.рованием природоохранной культура села я экологизацией технологических процессов производства, сельскохозяйственного сектора действует органическая взаимосвязь. С. одной .стороны, . относительно. совераещая экологическая' технология является материализацией. эксдаггаческой теории н сознания. С другой-научные," технические и техимогаческие основы охраны приро-. да- требУют :с оогветствувдего. уровня культуры и знания. Исходя'- из этого, диссертант подчеркивает, что. развитие природоохранной- культуры-, есть экологизация элементов производительных сил сельского хозяйства.
Экологизация согаально-экояогач'еркой. гпзнедэятольностн в сельской местности нэпосгж&тввщо' свягана с объективными и субъективными- факторами образа низяи сала'. Еййёрша, бенности разделения-' труда,- отножкия .к сабстгвнностн, размещение произвошгавльнцх сил и. экояротческой структуре» определяют сопиально-пстхологаческую .а№осфвр7 экологизации.' Й2- . втошх.. Традшдонные Фошы..образа-дизна: даиографичаские, • географические, этдогра^пчвбкЕа особенности -одрдвлнит сапи-альн'о-психблогк^ёскув атмосферу, эколагазацви.. В-уретьих. со-
-15 -
цаальная структура, теши процесса урбанизации, экологические последствия научно-технического прогресса' требуют по-новому осщслить социальные основы экологизации. Здесь наблюдается две протквополокные тевдешцш; первая - на селе формировалась особая систеш с'овдшгьно-долитического, административного контроля,' которая, исходя из особенностей ■• экономических, совдалькнх, религиозных, национ&дьшх условий повышает эффективность экологического контроля.. Вторая - окносятельвая "ковгервативность" производства, усго£чи- ■ ¿ость национальных, ■ религиозных устоев определяют характер конформизма, как социального явления в сфере; охраны природа. В-чствертых. историческое развитие кулыу ры зсшеделая в Центральной Азии форыцр'овало сеобнЕ тип культура охраны ^при-.' роды, связанный с. "азиатский способом" материального производства, где домияировалдсь традиционные Форш хозяйствования. .'.'.'
Организация' сельскохозяйственного производства на основе пришщцда экскяогеи и её целесообразность связаны с зколо- • газацией, основные ваправлзная которой обеспечивает сашре-. гуллций обшЕЭ, веществ, энергию и ип|>ор-ациэ в биосфере. Теы самым экологизаидя производственных процэссоа в аграрном секторе создает благоприятные условия коэволюции биосфер и ноо-сферы.йшнно в этом процессе формируется природоохранная культура села'.- Однако, пока в научной литератуте нет конкретного про дстааденгя, какой булат культура, ноосферы. Диссертант, обобдая соцягльзуш литературу-, приходит к выводу, что коэво- . лщдовнов'развитие биосфер и; ноосферы приводит к качествен- -но козоку уровни экологической культуры.' .
Суть формирования ноосферы и,коэволшвонное развитие её заклшается в/?глобалйза1дш"'драцесса,'.т.е. в схватывании- . всех.с-1«р кизнэдеятольноотл в более крупном шсттабе.'Дро-страдственно-Ераиендн'е хвраето-ристикн экологических проб-' дам несомненно атяат на тзядевддп коэволюции. Поэтому, выяв-Лвдие - первоочередный задач экологических имеет вакное мэто-ридогпческоз, значение, так'как возможности экологизации- об-' девства всегда отстают- от потребностей. - -
Обострение экологической ситуации в Узбекистане/связано прежде всего о - усвхаазеы Аральского "моря. Поэтому в дне—
. - 16 - -.
сертащш' особое вшманав уделено экологическим последствиям УСЫХНШ1Я Аральского кори в сельской местности, региона, которое, по своей значимости приобретает глобальный характер. В диссертации-показано, что усыханиэ Аральского- ыоря не было случайным, Енезапшш явлением, а является результатом экстенсивного разлития сельского хозяйства, политике "хлопковой независимости" распавшегося СССР.
В последнее время усиливается внимание мировой общественности к экологически?.! дроблегам Арала. В ]Э90 Гопу учеными США и Узбекистана создано Международное "«ралвгхсз звкже-кие", в Декларация которого указывается, что, "гибель Аральского и оря, .явившаяся прямим результатом бездумной хозяйственной Есятельностз человека, совержнно нетерпимая экологическая, социально-эконо^зческая и санитарно-гигионическая обстановка в регионе, сделали проблем Арала и Яриаралья поистине глобальными, общечеловеческими проблвшш"*.
... В средствах »кассовой ин>|;о]з.:ациз, с ре пи общественности . слезилось стереотипное мнение, что руководство Узбекистана
в. свое время не принимало соответствуодих иар по■ предотвращению усюания .Аральского йоря. Однако, как'показывают прн-.зе денные в дкссэртацгг gav.THi были попытки объяснить валвс-тоязим' органам причины экологической катастрофы, вызванные уснханием Аральского коря-. Малрилер, в пясьш Нинйетру Нелио--рации и Водного хозяйства' СССР Н.Ф.Засильеву от 10 ноля 1ЭШ
г. Лервпй секретарь ЦК Ка.Узбекистана П.йшшюви Председатель Совета Министров, республики-Н.Е.Худойбердиев писала,
- что: "... кризисный стал вопрос о дальнейшей судьбе Прлара-, лья. Интенсивное падение уровня поря, связанное.с возрастах—
- дики отборами волы-на орошение из рек... отрицательно ска- . .. зивается га првродно-хозяйетвзшшх .условиях Понарал&я, вкзы-; вает глубокие процесса опустынивания- территории.Однако. подобные попытки- в условиях- зависимости Узбемстана от .
• Центра не могли.быть.успвйшгли.-.
•• Заметное, ухудшение- совдалйо^заопошческой *изли. 8 ре- •
Правда Востока, J3S0, -I имя» ,-
2 Центральный Государственный архив, ÍB92, ф. 58, 0. 337, . д. 40, Л 35.
. - Г7 -
зультате экологической,катастрофы' вызвало интенсивный отток ■ населения из. региона". Появились в лексиконе новые понятая "экологические. бензнщ",. "экологические -переселения".'
Сейчас б рзслублЕкэ с' переходов. к ,нозыи раненным нормам хэзяЁсгвовайкЕ и codc твакности создастся, благоприятные условия созершЕствоваяш* экояоютвской среда. В. частности, в 'Узбекистане существует. более 10 теояч 'фермерских хозяйств, • выделено 700 тысяч гэктарзв"полезных земель для прадсадеб- ■ • 1-дк участковдо I. гарта 1393-года был ликвидирован 221 сов— доз, на основе которых создано 71 коллективное хозяйство,141 кооператив, 9 атекдных хозяйств'1, появилось'70Q тысяч новых • ' личных хозяйств"3, KOTOpjiS ликвидируя психологию бесхозяйственности, повюшгг экологическую ответетвенноот'ь сельских. TpysefiHKOBi'Однако такие мероприятия нельзя абсолютизировать, так - как 'ликвидация традиционных форм хозяйствования, - ослабление контроля, особенно при §ор:-гароваяпи новой, скс-теш могут, привести-.'к -"экологическому- эгоизму".
. Вагшадслози'ек зкологазацки села- является .охрана"здо- " ■ровья сельских'-а?телаК»,'Доэрок!У- длсоертан'т особое, шзшавне уделяет- проблемам- запавоэх^вненяя. Ибо-.Успеха- или просчеты в - ейерё зщабоой^энЕЯ-явдеюгсй' экодощза.-
isra оок1алк^с^'экалогичес'кой'кизш1г.К^рдар, 'в Узбекистане,'. по позечатан'ученых4,' более-20- пропвнгов болезней заселенна непосредственно связали о 'ysysaetoia. ЙКОЛОГЙЧВСКОЙ'обстановки. . '.'•.'•■'""•:■■...•'' '
. Как доказывает изучение. региональных' медико-гигиенических осоЬзнйостеЯ экологической ситуации, пача^тели-заболеваемости. населения .имел? прзмго зависимость.'. от экологических
т'1 ■ ■ 1—:—г'---' ■'" ■ ■ .«.
• г Каримов :Л.&» Узбекистан - государство с взлякии будущим'.' . ■ Т.:' -Узбекгстоа,... 1г£2.■ - С. 12.. '-.
—Народце» слово;. 3293,. 17 парта-,. '.
3 Внотуплвняе Лш'зжшта Реепу&шн Узбекистан. Л.А-лСаркшва' на ЭЕабчет).эй110й.' сессии-.Верховного С.овета-Республики Узбе- .
• • кзетан '//Ресяяйтя&. Узбекио^аа*. -роааеше независимого го- •• . сударства. -■ Т.:-Узбекистан, Ё92. -.С.-' 59-. ;
4 Еодш-ятов В,11' Региональные- проблема социальной экология.— Т.: ■ i аба кис тон,. 2932« - С. -1П. ■';'. ;
- 18 -
условна, которые и опрздолявт задачи социальной- экологии в сфере форыировандя г развития экологической культур.
Во втором параграфе "Способа и пути развития кулвтуты-■охранц,'окружашвй лт'Ьодяой спета на саде" исследуются ос-. поззнне направления зкологазаши процесса, воспитания' и обра-- ' зования сельских трузаников. Одной-из основных причин обострения экологического кризиса является недооценка роли субъективных факторов- формирования природоохранной культуры. Форма - я не толы воспитания культура'охрани, природа были ограничены в с се ре '■узковадомствзЕшяс, административных интересов, ■ объективные и субъективные. прачины которых стали, предмэ том, анализа диссертационной' работа. ' ,
В теьатике-диссертационного исследования-становится актуальным создание теории-национальной экологической культуры в систеке. обцей концепции - развития культур. Ибо"природо-' охранная, культура, концентрируя на£огшыв .традиции, духовное наследие,..созданное тысячелетиями,.мрн-зт'-стать;Еагным каналом формирования идеологии кезквиглЕЛости; Иными. словаки,че- ■ лсзек' без культурного, нравственного (..эстетического отношения к природе сшсея на. тмь^о.'для дрирогш, до н-.-.&тя-общества. Поэтому в центре практических. природоохранных.ьвроцрия-- тнй долаяо- быть экологическое воспитание и-образование^ Для ■ .'рэ'пення этой проблемы необходимо анализировать тесретическиз основы, практические яапразле.н&ч, средства и способи,-которые должны илють большее методологическое -значение. -.
.' Ушпзврсаяьность'и кошжксность характера'э'кологичёско-. ' • го воспитания приводит- к условности, разделзния' "городского" , -и "сельского" направления. Однако сшпд&ша суще сетования -. городов и сел щг сопиольннх института, требует ди$£еренпд- ■' рованяого подхода.. ■ V
. Исторический'сшгс-показуваот, что для реаёния 'эаодогача-■ , ских проблем наряду о экономгческига, адаянистратизатя, правовыми »,арака. наобхшиыа разработка а -реалйзазда кожлокзяо'Д програк.31 экаю'гизашй з систзш образования з воспитания.По-этовд не случайно, '¡'31ЕСК0 б'бьязало 1930-20СЭ. гг. дзсятнлзтиен экологического пррсвегешхя ладей;
. .3 диссертации классифицируются' основные ыптояз, форшру-кше экслогическув культуру, знязлзеи функции,- их теоротичэс-
' - s
и практические' способы. Кроме этого, семья, учреждения доакодьного- воспитания, 'обцеобразоватзльныа школа, трудовые коллективы как относительные социальные структуры-инигитутн ■воспитания выполняют' определенную задачу в 'формировании "качества экологической культуры" сельских зитзлзл.
Семья ,-'каа вазаое звено социальных отношений, является первичной основой формирования природоохранной: культуры. Эффективность экологического воспитания в семье зависит от экологической подготовленности, осознания ответственности л долга родителе". Особенно з условиях многодетности," неразделен-, ности сз сельской местности, экологизация семейного во- ■ одитания гяот огроиноэ значение.
3 диссертации особое зюр.ннзе. удалено рани п месту' до-эпольгнх восштатйльшх учрездэний,-которые доданы целесообразно и квалифицированно йормгровать первичные элвшнтарныа экологические зкания, и-практические :-авыки. ре банка. Пробле-' ш экологического воспитания в аозколькых учре «тениях закла---чаются в том, что в этой'системв нет единой концепции экологического воспитания. Подготовка з. переподготовка воспитателей не отвачазэт требованиям природоохранного воспитания и образования. ' ."
Важное значение в организации природоохранного образова.-пия л воспитания игает с иста га обвд образ овательных школрес-публиид/где обучается более 4,5 ^.. учалихся.'Экологическое образозаше", так поихолого-дидактаческкй процесс' направ-локо за. 5ор:.ировади'з у человека знаний, научных о'сное кульзу -р», природопользования, необходимых •уба'Ьданий-и''практических,, навыков, нравсгззннах'принципов и активной- *изнеаяой noœfcr в области охраны округаяцей'среш и рационального использования природных ресурсов. Кро:.о того, скола является вайил очагом кошантрасш различшх сфер природоохранных 'знаний,'интеллектуалов; Ибо, ос нон мая часть сельской интеллигенции -непосредственно' связала со-изсояо2,' которая-жшШа выполнять фуяк-œz траясйор-.этора культу pu,' охраны арпроды. " '. '
йхссертаит 'па оснззе .богатого, эящкческэго матзриала, • собс'твашах с отологических исследований анализирует состоя« яне экологического образозаяйя и воспитания в обаз образ ова-. '. тсльакс ¡»одах республики. Слад/зт в это:; связи обратить зяд--
тниэ, что в учебных программах общеобразовательных школ нэ уделено достаточного внимания п пир о до охранным проблемам, отсутствуют г>втоднческае и методологические основы, учебные предмета не связаны с конкретными экологическими ситуациями.
Банным направлением формирования экологической культуры села является организация природоохранного воспитания в трудовых коллективах, по месту сательства. Последнее время под лозунгами независимости, определения национальной концепции . культуры нередко допускались ошбкд, отрицались традиционные формы и методы воспитания -экологической культуры. В этой связи в диссертации обосновывается необходимость диалектического отрицания, непрерывности процесса образования и воспитания трудящихся села. При. этом, особое внимание уделяется возрождению исторэтеских. форм, наци овальных традиций и обычаев, имевдих экологическое содержание таких, как "Навруз", "Ангоы хаит", "Сада байраш", "Уехраон" и пр. Крош этого, в диссертации эти исторические народные праздники рассматриваются как способы укрепления национального самосознания и псахоло-гии.нэзависимости. "Сегодня необходимо вернуть долзный' приоритет селу. Зсзлить надекду в сельского труженика. От благосостояния кителей села, их трудовой отдачи.зависит казненный уровень всего населения Узбекистана.^Будат зажиточен дехканин, будет богатой и воя -республика"1. ■
В целом преемственность а партнентность вотирования природоохранной культуры сельчан достигается:
- познание« экологических закономерностей равновесия системы "природа - общество - человек";.
- дре дотвраденаем объективных .а субьектханых причин обостряющейся экологическое ситуация;
- дифференцированным, хо;.алёксно-сяс темным подходом к объекту и субъекту экологической культуры;
- интеграцией средств л способов, консолидацией деятельности различных общественных, политических, религиозных направлений в воспитании природоохранной' культуры.
Для выполнения этих задач гарантом является стабильность
1 Каримов И.А, Узбекистан: свой путь обновления и прогресса.-Т.: Узбекистон, 1592, С. 48. .
политической ситу£тии,„ тметивпвяся -экологическая активность, преданность народа. экологическим, ценностям, национальное согласие, уваренность'и оитаьазм в будущем независимого Узбе-.листана. •
. В юклшении диссертации изложены- общие теоретические выводы, 'Бытекакдие из научного исследования. В частности: '
1. Зкологичеекая культура надяется' атрибутивным социальным <^нсозн0г.Г0бщестБ&ш10Г0 прогресса., уровень развития которого, соответствует характеру .соилально-эколощчеокгх отношений.
2.; Внутренние противоречия систекы "природа---'общество - чолсвак"'является - источником и движущим механизмом разви-' тля-зкологотэскнх. отношений,"ограненных е-экологических ду-' хевддх ценностям обаэства.
.3. Социальные фунвдди -культуры охраны природа стличают-' ся кошлэксйостьв л унквэро'альностьв, -так как, экологическая культу выполняет' Ентегрдрушцую и диффёренцирущуп роль различных фору культуры. •.
,4. Экологические противоречия да'селе обостряется в ус-, ловлях сощ^тьнС'-эконог-Ечэского' духовного дрцзяса, особенно
- их' углубляет • тоталитарная. адгонистратЕвно-барократическая .систеш, субьэктивдзы и водщтаризм. '".' .
5. Обострение' зкатогичёской. ситуации .¿..Узбекистане прев-,де всего.связано со-спецификой материадьного производства в аграрном секторе, гесг^афичесЕими',. дешграфнчёсккка условиями гтааелзятеяьности. •
Практическая .направленность исследуеьйой .темы дает - основания к ейор.улпровакцю рекомендаций практического к' методического характера: .■.''";'
. I. Классификация и бгрзделзЕке "статуса" природоохранной Культуры седа .выражается в провесе "материализации", и "экологизации" духовной деятелькостн.
2. Обострение. экологической -ситуации является »результа-
' той аптрототехногеннбго, .практического, изменения.природы, во: прети законаи эк логического-равновесия биосферы.' ■•'•'..
■ 3. Зкологизгппя технологических проозссов,■образа' еизни. сельского населении создает благопркятше условия для козво-
- лвцки к коадалтаиш, системы' "природа- общество. - человек".
-22 -
4. ■Зорлпрованяа и развитие природоохранной культуры .села требует коютексно-снстемногоподхода формальных и неформальных,- традиционных и официальных: способов воспитания и образования. '
5. Приобретение Узбекистаном независимости, социально-политическая,- экономическая стабильность, разработка национальной научной концепции развития культуры являются гарантом позитивного решения прсбдаы экокультуры.'.
' - Основные поло;:ляля'диссертации опубликованы в работах:
I. Ззаимодейетвие социально-политических институтов з процессе воспитания экологической культура трудядлхся //Нэзависи-•мость' и мировоззрение.: .реальность и етлос офсете, проблемы ■ возможностей, развития. 11зхдунароплая конференция^ Ташкент, . 9-ГЗ ноябрь, 1992. Часть I. Ташенг: Зан, 1993. С. IIS-II8, Задачи воспитания экологического вдроээззрёшя;- //Незали-симость,- л'лровоззреная.- ОбпЗсгве'ннне наукп.Гаикэнт, • 20-21 апрель, ISS3. - Ташкент! 1993, С. 124-125(на узб.яз.). 3. Структура и закономерности': экологической культурна/Технические и экологические проблемы развития Цэ.воиХско2 облас- . - ти, 20-22. май, 1393, Часть I. Навей, 1953. - С. 31-32 (на узб.языке)»" • , •,'.' .. '.,'.' "
■ 4. Экономические йакторы развития апологической культуры, села. /УПроблэш сочи^Ём<зхначёс8ога--райвятая а. Бвспуазп-К0 Узбекистан-з"условиях' рнночной' экономики. Ташкент, 27-28 октябрь, .1993 Т. - Ташкент:. IS93. - -С . ¿6-28. (па узб. языка) (в соавторстве). 5. Общетпкистическпе.принципы и задачи эколзгачаской культу-.
ры. //Иробл01.ЕГ нэпрэрызного-экологического'.образования к '. воспитания населения, ' 1-я Республиканская научно-методичес-' кая кон'ророящя. Талкенг, 1393, 21-22 декабрь. Часта I. ..'■• Тазкеит, 1993. С. 97-98, ' ' ' ■ ••,, • .
5.« 'Национальна!? экологическая, культура, я воспитание: //Проблема идеологии и воспитания:- теорля л Дрзгёнка. Тезисы рес-публлханокой папнэ-п^тодасяой. конференций.' ' - Тажаа«,'..-. 19Э4.. 0. I0I-I02 (на узб.язнкз)-{в соавторстпе');. "
РЕЗЮМЕ
¡•йшиятнанг уцуглий ризогланийщ иютсодаЗ, иатшоий, сиэсак" зид-даятларнаяг бартара§ эталаии б алан характеоланада. Кейанга вацтлар-да Узбекистонда экологак зиддиятлар ~]з мохиятига кура патплоиЕ хаёт-нанг уцукал разожланишани белгалайдаган окал дарааасага кутаралди. Аанавда, нгга.'оид ходиса си£атида киплоклаэда табиатни иухо^аза ца-ла :ладаниятинанг вузудга келинвеш "макон" ва "замон" нуцтаа казари-дан конкрет авдасоди;:, изтаиои£, сизси2, тарахш, кугро£п£, деглог-ра£ак, этнографии, экологак шарт-ша do атлас билан боглаб тахлил калла уггугхгялсадай ыазаоаГ; ва амалай кихагдан долзарб муашодао. Зеро, каплок яоПларда табиатни мухофаза. кидиш ыаданиятинанг вуп^яга кели-пи генезасага, равозланап хусускятларига &ура "соф" вдпшоч муаымоса булиасдан, балка умуышсонлЕ характер касб этаб, янгача ёздошашна талаб «алиокда. . -
Киалок иедаткапиара табиатни кухо£аза щшш маданаятщи шакл-лантаралнанг объектив Еа субъективоаизшаэи диалектакаса, хусусан,. цаалоч экологии /ладзнаягинд фан ъа ашлай ¿¿аолиятнанг ыуакян Куна-лаплара балан боглаа тендеащшса иучаЕыокда. Бундан ташвдри табиатни глухо£аза >;алаш ¡¿аданаятиаянг конкретлапш ва умуклапш, интегра-цаялаааэ ва даф^еренцаялашаш аараёнлара' уртасдда богланаш кузга таш-ланмовда. Айная оу богланапиаэнааг казарла, амалай иасалаласини, '¿алса^аГ: методология асосларпна тадкач налишга эхта§.лнанг кучайиши глуашонанг долзарблагина ¿езосита белгаловчи мезондар. .
Тадаикотда Узбекастон ахоллсинангасосий «асма Кадлогуарда япа-ша, анъанаваа ха'э? тарзинанг нисбатан туэгун, ¿шллиё характера, ш-тшлоий акологих вазикзнпнх'роят кесканлаги табиатни мухофаза цшцщ ыаданиятияи рззоглаягираа зарусаятиня белгилаая: илмай-ашлий даяал-лар асосида ёратилган. . „
"Табаат-за1'лят", "табаат-инсон" цуцосабатларини регуляция ка-лазнинг субьектав омали, г.еааказ£а.си£атида табиатни пухаfaза иилиш сохасадага иаданият тар:сса2. генезасага кура объектив изтамоий ходи-садар. Бунда экологии t/лданаят струнтуравий алементларининг функционал ¡¡аолаятнна алохазалая, махсусляк Еа. утлуг-айлик нржциаага кура тахлал калаз, укушшсонаа вддралтлар • глахуасзда унанг ушана, роли— на аназдаз назарай, aiaJiaâ, методологах аха1.:аятга эга.
Табщтна гдухо^аза^лшш гадансятша шкялаатирая' ва Ешозлая-гигал ггтлягиг шшекс зазг^асадан аборат бу.та5, тарбая-
нанг азтаиоа2, иктисодй, сиЗсаа, йуналаплара кушгавакла-
шувкнк rànoso кдлгда. Тадавдтда экологпк зиддаятладннкг объектив асослари "гордзонтал" ва "вертикал" йукалдшларДа туркуцлаЕтиршгган здщда к22лоч ха-эт тарзига боглаб конкретлаЕтдрилгая.
Кязлок экологкк ваздятшшг кааддлиЕ, ызллпй, худудд£ хусусият-лари, "экологии наданият" ва "зкологак кадрият" гуцунчаларднлнг чиплок хуяалдги вдтасоди£ ¡дплаб чпкдрда, ютшсай язап сароатз бп-за/s. боглвд ядхатларка экологдялаатдршид оадлоаа таакпл кплиз, ей,ей боэдаэш Kexaii23!.vtaE™, услуб ва восдталари асослаб бердлгс::.
Ддссертацдякднг ;.".ансадд ва 223™Jsc!i: ресдублдканднг пптдмопИ, вдтпсоддй, сдзодГ;, кадандй, зколсгш: ваздядяарддая келдб чдцпб, кдп-лок' гойлардда табдатлд мухофзза кист маданиятшинг шклланшш, рп- ' зогаанда. нонунаятлаэдзи тадет щцее; назарий нихатдан "экологи: ¡ладандят" тупуичасдяднг казмунзнд, нацомдна ашидат; кдзлок зоЛлард-да экология заздягшшг кескдялзЕди сабабларзнн, уларяд бзртараф кп-. лалшшг восдталавдяд белгпдаз; удшяокдагк экологкк^ зцддиятларн^'тал калии «еханиашарша, харакатлантирувчз кучларшд, сдецкфдк zycycgsr-лараня курсатдл; цдглокда габиагни кухофаза килдш цадангягттшг ут.у-1.ей гяаданаят вдементларз. бдлан нуносабатини, вдшлоц гехяаткаплард-нднг туцчуп тарзшд экологлялаштщда'восатадардш! такомдллашгдэгдз • йуллардни балгЕлапдан дборатдир.
Экологдк гаипи-гарбаяншг коидлехслигднн, уздуксгзллгЕня ,гаь-ыинлов-че борланишлагня, улар уртассдагд узаро давсаяйликна саклаз, экологдк педагогам ва 'дздактпвдникг асоспС масалаларндая бдряддр. Еудпнгдск, экологпк таьлЕи-тарбкянЕнг осла, ;»ктабгача тарбяя, >.ик-таб ва мехнат хаиоадард додрасддагя ыуаташклигвни таззияап унщгг сагарздорлдгини 'белтяаддигаз отлита апландя. Бунда таьддц-харбдя-нднт туолд услуб, воспталардни экологпк гаксад зсагдда ган^аатларта буЛсундцрш гласаласд зддей педагоги» .дидактика долрзспдак чпкдб, Узбекистошшнг истздлел шукураси иарказига цуГ-дл^ощ®?.
' Республидада ашдга опнрилаЗтган. экологдк сйсат yijyisiS ¡гстд-1.!одГ:-ш;т2содд2: оаёсагяднг таскЕбий'вдши булгб, замяятнанг рдводла-ш дстгкбблларддан келзб чдкадп ва нелазагя буюк брава lóusasas .'щнфаатларпга вдладд. .
йендкг дазардд хулосалард, а!£али£ таводкларадк респ^^блдха " ду^алишРЕДа, табдагкд г^оГаза нялппнанг ыутасаддд тздкидоглари-Н1ГНГ таргдбог-тавзздот .аалард-ш-кетодологгас, иетодак. тайдсиацда, олпЛ ущз иртлзрдда экологдк таълж-та'рбня дара^нэда '¿о.1двландш . 135ШНН. '
I25' -R ES US E
The coosmon development of the society characterizes by. resolving of economic, social end political problems. At present- ecological problems in Uzbekistan in ..their essertse aré shown as a ' factor, which defines a conmon development of social life. Part i cull Ery, it's an importante problem.-to search theoretically and practically an appeareace'of rural ecological culture as a social phenomenon ¿n the point of wiew.of "existence" and "time" connected with coneret economic, political, social, historical, geografieal, demogrefical, etnografical and ecological' examples. .
Because,-appearance of the rural ecological culture is not pure- ruralproblem but a consaoh one. and-demands a new deeicion. Objective and subjective factors of 'the .-'creation of. rural ecological.culture, pErtitullary,, tendention -of- the. connection'of . suitable sides of science and .practice .progresses with rural ecological culture. ,''.'.., .'-.-'-..Besides this .the connection "between a such process- as a con-cretizzation and generation, integration -and- ai.fierention ere. . shown here, instep of the necessary to search the. phylosofical methodoligic basis,' .theoretical and practical sides of. this connection' defines the importance of the topic, location of the population -in villages, ;natiónal depressionai nature of the traditional .life, defination a necessary'of;development of -ecological ■ culture by'.heavy soCial-ecol'ogic'al situation have been' broght to .'light on the basis, of scientific-practical 'proofs.
;Ecological culture as a subjective-factor of regulation of ~"nature-society", "nature-human" affairs is á social appearance. It's important' to search structural' parts of ecological, culture . -on the basis of separation, special' and • common principles', - to de- . .fine it.'"a pleace and role in the common human values. ■ •
Creation and. "development , of 'the ecological culture is a comp- ; lex p^opozitioa- of ideology, .which, demands, a generalisation" of' ' .'social-, ,economic, 'political :and administrative lines of. education, ' -Objective baeiBe:s of ..the ecological problems have teen separeted - on. •'horiaontol''. and "vertical" lines' and concreted with connection . to rural life .in thiB thesis.
local, national, territorial.lines of the rural ecological ci- . tuation have-been, pr.coved. cn the. basis of conception of "ecological culture" and." "ecological value" in the sphere, of -agricultural
economic production, other parts of social life, mechanizcis of scientific rule. , •
Aim end propozition of the thesiss•to 'search a rules of development and creation of ecological culture in villages on the basis of social, economic,* political, cultural, ecological situation of Republic; to define, a- status 'and -substance of the conception of "ecological culture" theoretically; to know the reasons of aggravation of ecological situation in villages} to divert it; to nhow the methods of the resolving, moving forces, specific lines of ecological problems; to define an affairs between-rural ecological culture and consaon culture, a methods of the development of remedie of ecclogizatior. of the life of agricultural workers.
Keeping the connection guarpnteir.g continuation of ecological otiucatioh. is a one. of general problems of pedagogics-ahd didactics. So the providing of common lines of ecological education in the sphere, of family, kindergardens, schools and other collective is transforming of factor defining of its'results. She topic of different methods of education is(the main question not.only in the sphere of pedagogics and dedactics, but., in ideology of inde-. pendent Uzbekistan aa welly . ' . ... :
Ecological-policy carrying-but in our Republic is an insepe-' rable part-of the social-economic policy, will base, oh' the -perspectives of development .of'the society."
Scientific resumes of the thesis ara usefull in. different ;jervises of the Republic such, as organizations for- envirovement nf nature and other -institutes. .