автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Объектная основа прекрасного и исходные начала эстетической сущности человека (философский анализ проблемы)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Халиков, Серит Закиевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Объектная основа прекрасного и исходные начала эстетической сущности человека (философский анализ проблемы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Объектная основа прекрасного и исходные начала эстетической сущности человека (философский анализ проблемы)"

;.;оско1Ш1Л пюудлгстшшил шагснткг íL'í. ¡.t. в. ;io;.;oiïoconA

Специализированный Сояэт (Д.053.05.21) по филоао^ош.) впуком

На праваг еукосиоя

!

ХАЛ5Ш0Л Гярпх Зш'Лйгеп

он;ети/ы основа пг гласного и

И0Х01&ШВ НАЧАЛА ООТЖШЮЛ СШО-ЛТН ^ЛОВЕЧЛ ('•lUIOCO;(Jiíi;i АНАЛИЗ ИР0БШМ1)

/Спосиальвооть 03,00.04 - яотвтика/

Автореферат

дпепвртчщш на ооиокпнпэ учэвоЯ огчпепл кж.дпдптя фязосафогои неук

i :oikfm , 1991

PatlUTO diiinibefe на №1вдр8 8 ОТ ОПИИ Зияооофокого i»K3*y-ïeia ¿ооккрскзго гоода;огвэпного упизвроитвта иц.;,1.В.Ломоно-чъю.

Цдоаив рунолодитэяь: доктор í«*3ct>j3Jatx неук, щюфвооор Я10ШШ) Е.Г.

ОгкиполышБ опповонти: жоктох» С иоо^тах ипук.пр&'вооор AIUûKaJ А.Л. глиднпат '4г5аоо^окн* иаук ;.!.Т.

Вглпзя оргвпйввцая -

^[пяьекзг гозуда»отгревш1 уиплвролтст «тетаяя

2а:атв оэотштсл $ ^ 1994 г. з 15 часов ва аасвдо-езея сзяэмсжфагвпсгв Ссдма /Л.053.05.21/ по <нхооо£с!зш еатхв» в íí5cKJ®5Esa гэдаах отрэяяом тикведсште» вм.М.Е.Ломо-Еэзааз axceoj : r^&cxsa, ¿«míaorase ro^u.LlT, 1-Я xs¿n?o гукзвгтагв»« фзкгаьт»тсз, ^ялоаоХикяП ^окуаьтвт.вткатэ^яв 1137.

С Esco8i>T«asï игсзо cisatn^írfbofl s чктшыюы ease гж-

y.ïSTï£;5S5 çcKjiSfeT«TCB IST пи.!-'.В.1шовооова.

psicsutS "üi3 ■* 1994 г.

сзггвтсгь

CStrSTEESSSJCBSSaon» CQB3TQ

Кувавцовп Т.П.

X. ОБШДЯ ХАРАКТЕРУ.СТЖ^ РАБОТЫ

Проблема прекрасного является одной из древнейших дяя , эств?шш п фМОООфЯИ'в целом, болев того, одним из источников их развития. Двэ о липшим тысячи лет исследований вкупе с авторитетность® великих имен казалось бы оставляй? мало надезды. для интереса как молодик ученых-эстетиков, так и общественных потребностей в новик исследованиях в данной области. Что мок-но сказать здесь нового, после того,как было, оказано уже так многа? Какой интерес и в гаком аспекта могут представлять йобыэ работы для практики, посла того, лак сана практика прекрасного насчитывает звд большое количество лзт своей истории,чем теория ?

Однако,история развития чэловечоотза идет таким образом, что время от времени возникают такие момента, когда старые проблемы предстают в новом сввтз, поворачиваясь к человеку новыми своими сторонами, вашитзпьно вютчаясь намаловашшм.а имгда и основополагающим ¡звеном в цепочку новых знаний, нового уровня знаний, достигнутых человечеством к этому моменту. 3 итоге и старые проблемы могут вспыхнуть свитом новоЗ актуальности, тем болыаэй, чем большую важность и значение они могут петь в новой система знаний человечества о природе, общзотве и Вселенаой в целом. К такого рода проблемам относится,по. нашему мнению, и проблема прэкра'сного. Интерес к ней помимо потребностей развития теории вызывается и спецификой лервЕагвавмого человечеством нового этапа своего развития, точнее, ступенью перехода к ново-• иу этапу истории. *

Вторая половина 20С века характеризуется небывало возросшей неплохо представкмой дака для начала века, не говоря ужа о йоей иоторин, энерговоорукеввостз человечества, его производственной я зотеств8ННонаучь\)8 мошнооти. Человечество оделало рвз-киЯ скачок вперед на пути познания природы и фактичэоки безгранично расширило овои практические возможности вмеиатэпьотва в ео, природы, законы, отрекяоь подчинить за своим потребностям. Возникшая на етоЗ волне эйфория вокруг научной и производственной мощности общества, казалось бы, наконец-то реализовала вяа-мйгатаа г98ио Протэгора "Человек - мера всего". "

Одиако, дальнейшее развитие собитий,современниками которых ми являе.чоя, оказалось далэко но таким радукным.как представлялось, Природа кзотоко мсют человечеству зо чрезмерную самоуверенность, га непродунаинив доИптклл и решения. Природа как, 6u QTSBiiT чэловоха на свое место, напоминая m.¡y, что по;.:и~ ¿jo протагородекоЗ концепции в иотох-пк познания Сытая била i; другая точка адовяя бв человека, общество. Человек - не коса всего, вз протквоотоййая природа сила, а ее часть, во собственное по-рохдоане, ¡! в этой своей ипостаси, человочество как ¡.шалящая чзогь материи, пряродц до лаю определять и осознать для себя свое место, гораздо более скромное, чем протгн'оровокое "мора всего". Человек как ашсйявдя'природа, гак то во чооть.в которой природа осознает к познает аамоп себя.представляет собой ту ступень разлития «атарки, где во стихийное бессознательное разлитие постепенно доляво смениться развитием опознания,! в соответствии с ее фундаментальными законами. В противном случае природа иазот seo bosmohhooth для ую'чтокония "возомнившего" собя «аром природы человечески. Уничтожение, которое «s практике будет выглядеть как воотепаштоо osaíоунлчго>:он:гэ человечества.

Новая ситуация лоротдавт ик йпшо требования к гумянитар-вш наукам, так я нх новое резко узеличи^вдавол значение и роль в система знания, ток как meneo в рамках гуманитарных наук про исходит процвоо оомыоления и.эолп необходимо, то и лереосмадяе-пия результатов развития естоствеаных наук, полок позитивных.корректирующих ето рвзштив иачоя. В этом процессе эстетика дояааа ваИти свое соответствующее место, определить озоа роль и внести свои, на ная взгляд, немалую доли. Цреаде всего ото касается проблемы прекрасного.

Необходимо оказать, что проблема прекрасного, таи,как она предотаэт в наше время, ва отояло и не могла стоять перед шояи-твлями проплаго. Слабость производственной мощности человечества, отсутствие тек катастрофических посладстлий вазцпгояьства челс-вэчэстаа в природу,о которыми ш имеем дело сагодия, не называли жгучей необходимости конкретизации яредотавленкЛ и о сшжх "законах краооти", и их действий на вообще, в в различиях областях природа, чаотью которой является в общество, и конкретизации представления о рола "законов одаситы" s обшей ходе раввитая лагврии, о их взаимосвязи и взаимовлиянии о другими фундаментальными ва-

конами развития, о роли к доле субъектной и объектной основ прекрасного, о необходимости установивши приоритетности той или ииоЗ основы в различных формах проявления прекрасного л т.д. и т.п.

Kohstoo, нельзя сказать,что постановка зтш: воярооов вообщо отсутствовала. Зто на так. Еще дрэьниа греки утваркда-пй, что "вооь космоо... построэ;; на эстетическая началах, я ов-т красота - это весь целиком коомос в его мор ном органическом двикениа и станов л&нш".1 ;,*поль эта в тех ит игшх вариациях проходит чораз вою историю эствтадаь Другой вопрос, что отсутствие тах реальных проблем, о котоипмл чзяовэчзстзо столкнулось во ETOpoíi полояшз ,Д зскз, нзизбзи?о првдопрвдвлило как умозрктояьность постановки этих вопросов в иотории, так п умозрительность попыток их poasHsil. «Гакткчаска та данный аспект проблемы прекрасного, в силу недостаточной воотреболайноотп, чаще ЗС9Г0 остазалоя в тени проблзм искусства. Дздтзэркдойиом этому олугдт и тот досадный,но факт, пирочайиэго, охватывавдв-го s масса своза оиизу доверху наио общество, арвдотавяэииа о прекрасном лак {миоизив, амоодем лишь оозврцатвльяув цвтюоть, в пяано sa практическом имеющем отношение з основном яиаь к искусству. :/.озду тем "законы красота" вое настойчивая стучат к нам в екни, стараясь привлечь ваше внимааиа к то;,ту факту, что они являются одпям из "ключевых позитивных,.. начая бытия. Б то кэ время не свкрзт, что проблема прекрасного последние годы зоо мэньае привлекает внимание учэиых как у nao, так и на Западе.

■Между там, "законы красоты", связывая я одиноа целое вез многообразна мира, явшшь одним из фгадамвяталбиых принципов развития природа, могу? отеть одной из реальных основ ' новой модели разлития цивилизации.

Свои роль эотэтика мот выполнить, лишь предложив обществу новые разработка проблемы прекрасного, связывая их о задачами и роялыюотяии современности. Дослвднаа предполагает необходимость новых усилий и новых подходов к решению иро-бяомы прекрасного. Древда воого необходимо перенести римявЯ

•^'Овоянников М.Ф. Прпдисловие // История эстетики в 5-ти т.,т.1,о.84.

о

"•Крутоуо В. Родооловная красоты, М..Иокуоотво, 1988,о,б.

акцент оо о^врн кокусготва в сферу всох остальных областей до:)-втватвльпоотп, проадс зосго прцродн. Необходимо тсвг.а o'j объвз-ношш природы прзкрасного вообцэ nepsîi?;: в русло коспздоаииш дряктшщ, долоетпй "вькоаов краооги" з различных коккрогпых областях. 'Только подобныа исследования моруг стать основе:! для давно окедяэморо оовза эотатаки « разлнчннап конкрзгншк остост-вввш&ш иаукеда е разгшкиш офората прояЕводствоино* доятольио osa чалоаакй. Б с$еро производства, особенно,речь должна цдта не об »статика производственного цроцэооа, про.\шол5ниих зданки, офохшоюш, дизайне, а оо' аотегвко самого факта одоазаодотза в овяап о окруаящэй сродой, т.о. в русло дро&гш экологии. йунда-ывнтаяьнооть значения "законов здаоотк" для битпл природы я общества,о не обхода ост ьв ставит и задачу пзрзо&шолэняя известного крнкцша "незаиптораоовгшяости" оототичэонах опадения к требует дополнить его праицгшои "иоютчнтелшой ваипсе^ооованиоота". В данном аспекте эстетика, о точное ео крупные исолеяоэагаяьокнв центры, оставив на вцеия в сторона ползыпку вокруг вопроса :Чтс такое прекрасное зообдэ ?, долкны ,на иаа взшгд, составить и планомерно, поэтапно реализовать "план" целого рада кослодовавнА, досйедозатэдьао'ьаокрызавди: оущнооть, дайотвиз "законов красоты" е ах онгоаогачзсгяо основы ь раалкчвоЕшк конкретных сферах , я области как природа, так и общества, начиная от-простейших",-крааога нерукотворной неорганической ярадзды, и заканчивая шгаяизск "законов хщаоотц" в гаксх олешках сферах, как, например, колитачеакая деятельность. Такой подход на-сегодняшний день првдотааяяатоя болоз ооотватствутевы потребностям общества и обвшечшгафо! возможность смычка эа*отачсакоа тоораз прокрасво-го s правила; созидания вдаооты чвдазокои а дэйствлтадьнооги.

В ооа'ове такого рада:яоадодозашй.коначно, долгие быть иродзорлуаяьяое реиашго на обаюфаяософоксш урозаа некоторых адкнцшшяыил вопрооов, вое гш обдай, таорги пракраопого.Прагав iiosto ôra Касается лопрооа "рааввденил* обьветвого н оубъокт-язго ооаовевай каасоты, уатановланке на обавфшюсофохоы уровне, что ко вое-тйка в вахонах красоты действительно относится в оЗьехту» а что к оубь8хт7. Подобное развадвниэ дояаао отать ем>-чш ко ииомстя? частных в имоаних аакаов сраяичвскоа вначвнив 'зодрздов обдав меряв ирекрайного, ¡выводах выход на различные хоякра^зио форыи вдэявявЕая щекреоаоро в равякчиых офграж деЗ~ отжтзаьа^та. Напр-кнар» установягкиа твивраяьноа штк рг.зта-

тля пггцоди "до заковал IipSOOTU" Ell О ЗЛЛЛГХЯ "ОЛОВОМ ели УПО-мянуигЛ г^по нзицядкоякшй вопрос о ролл и дока оубьакгвого фактор« з ¡j'jH0.\;oüo пракраоного.

Тшпс.: образ см,совралвнаоа раэжгао обяоягяа oiaiaí лэ-род эогоЕжаЗ' з отнопзкпя к проЗлсма дракраоного новаз коп»-рэтваа вопросы, актуальность донорах трудно яэреоцяпить а,со-отготсузанао, трэбукавх еэоого адогсзэгяогз п.яалягальпо, der— отлагатольпого рсаопня ц внтаигя учонигс-зогвилгов.

Иотл н родпчп ксзяодоззжтя. Из ль дсявяЗ patíos« - ш:-раясь на котодояок:» маркеяз:,;а п рззультати, достагпутцэ э ото-чэстзоааоЗ марксистской- эотатжо, ломясться на сЗме^иооочю-ком уровне разреши ь задачу "разводам.1»1' оЗъзкгноЛ и oyßsoisKoä основ дрокрасного, так оказать, з пэрвам приЗллквтщ. для доо-тиыання этой щш была поставлена задача рассмотреть онтологии : проздасного па лралэра фактов и^зоога в нооргаппчвожоа, нзрухэ- j таопаой природа. 3 качества объектов, на которые миоязнно ори- ! визировался автор, была виЗрапы зрассгз драгоценных цотаялоэ а • ' минералов постольку, поскольку ovni лалютоя образцом поотоян- j ства прадотавяоннЗ о прокраопам в история человечества ,деион~ i отрируя отноозтельвуа нсзавкозмость от пжлепчивостк сотатачао- ¡ них представлений а различных эпохах, а таюсэ от географических» j национальных, классовых, дрофесслопальных л т.д. факторов,?.э. ! относительно независимы от кзиаггавооти суСьокгаоЗ стороны фа- | номена прекрасного. 3 отооаеипи пооаеддвЛ автор стоки fадачу i рассмотреть прннцалаааьвый «омоет а становлаши эстетической J чувотвеавоотп человека, а именно роль а авачонкв эмоция, как фв- i . кг opa изначально биологического, в воешшовеплл нервах,нвабо- J лае элеаантарвах форм эстетического отвоиовия человека к дейот- i штельнооти. А тахне фаю? изменения мехатгама "вклачания", ана-. ! чешш а новой рода заоцяЯ в эототнчеекоЗ реакции человека, что з итого позволило, говорить как о kkbothoü адоциональпооти.тан я о "человеческих эыоцяях". йоотолысу, доокольку рэчь идет не о j развитых фораах эотагачэогсис лведотаялашй» «стрейноотей я чувств, о о процессе первоначальвого вх ствясзлешм, te ясно, { что и объекта» для юа иогут бить в» одожннэ обвдотваана», духовные фен сиена, а нвпооредотвввпая жрасиа тоЗ овиой естественной природа, ив которой вдали в оам человек, к сйяоотво а , целом. Ясно,что во мере развития оубаэкта изменял ось a tro te-

твтичеокое отношеиио к этой иодооподотленной красоте природи, однако эта сторона вопроса .'да не предмет исследования данной работа.

Таким образом, имеющиеся в диссертации выводы относятся к элементарным, но том не менее фундаментальным основам прекрасного ;вк в отношении его объектной, так и субъектной сторон. Оовоэды, из которых в дальнейшей, по мере своего разкития,перед человеком предстал многообразный, многоликий и олошзеСшй мир различиях форм красдаы.

Научная новизна. В работе обосновано п последовательно проведано "разведение" двух сторон феномена прекрасного, как необходимого шага для смычки теории и практики. В отношении к объекту автором проведен доотупенчатый анализ процесса эстетического познания : от первичного, непосредственного зоспрлятия, чувственного любования внешен оторзиой объектов к внутренним закономерностям их бакш, определяющим объектную о'ааову прекрасного 1сак дойнрту проявления сущности, В этой ко связи впервые одшевотельво к прекрасному связали в одиное цел,ойосиозопола-гающяэ философокае категории оуиности, явления, мера, качества, количества, формы, содержания , "объективная эстетических свойств", рармоякп и соверавнотва, Рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия этих кате г о;.п2, отражавших в своей совокупности действительное бытие дрлрода, позволило конкретизировать их вначсше как в отпоиояии к эогегЕческоЗ теории, так и установить скотему их взяимоох^ззв, соподчинения и субординации, раокрываоаей реальное оодеркашга понятия "законы красоты". Одновременно била уточнены дефиниции таких важных для теории прекрасного категорий, как сущность, форме, "объективные эотетячесета свойства". Анализ ооот-иопэния категорий "сущности" и "квчеотвйвной^одрвделвнелети" позволил разрешить отавшев кшнам преткновения для "лриродакков" яротиаоречие в аопроося всякий ли объект (тараканы, клады.обозъя-вы £ т.д.) может быть объективно прекрасным, поскольку и для них мокзт ^ть характерна шошая ступень симмотричнооти, гармоничности и т.п. £ стноп&шш к практике прекрасного в работе указывается,что репяодиы фактором для реализации "законов красота" в природе является поиск условий, при которых данное вещество >поюша-омое как оубстрат, ниаабеаио примет необходамой ооотнояэиие форма и содержания.

Аиапкз субъектной стороны прэкраоного позволил'сдолатв внво^о> что в оо'лова отскозясвил оототкчеокоро отнимая к зря— родо з субък«го л&а» ^рдсаоксаяьяиа одяда&ш сшосагрйвашш, что лрадояродэляат нообходазоокзк уао отмэчаяось, лояолшть ютастннЯ яхяггтогя "остотйчзскоЯ нозш«;уороаавспйоста" дрпнцгшоа "иотаэтагольиой ааннгорааозаипооя:". Апсяка ооотаоаовгя омо-чкоиальяости и эломэнтэдиых <$орм Астатического отаощония позволяв* joeaaewÄ здоцпз прирзднкэ и "чалозэчгесяго" (2ошш) , оярз-двлкгь рязкгаб в мохаякала "включения" л на от oil ось'газ уточнить их моего к роль а етзпп чеяоззка. 3 ¿atiero раскрывается, что резягчпо понятий "красота" и "првкраог.ээ" коревкяоя глаазш образом в субьоктэ осгетичоского огкшовия, в отел кон-тзкето опрэдо1шгоя эаеавотавнвз формч красоты и нрекрпоноро.

Црэктичзокая цошюсть по'зяадовапля. "Развздеииа" к анализ объектных и оубьектанх оойсо адэя&зойоро вообходас, как пер- . вый паи з яазяязаекк идеи о той, что пракпасиса - зст& к/гиче- , воэ возздивяоз начало бжжя, я утвервдэпая на практике пкроиой { • трактов:-® прекрасного так фаигора, клекздго суцоотвонзоо заачо-ша для seo а сфер дэЯсжвнтйаьаооти а чояозэчеокоЗ деятэяыишй, a па только препмупзокзэгшо з яскувстзз.

Ь'аводы проряокэияого аааагза объектная сснокз прбкраойо-ро в природа будут оедзйотвовагь перопектхза созидания роая&по-го со'лза зотетгла и различных оотоотаейних паук, что, в озоЗ очерояь, долкао привести к раскрытии дейатватаяьшас механизмов .действия "законов красота" в различных сфзрах дэйотхшеяшозтк я па этой основа разработка щгакткчэогаа рехсыгндсцай для со~ .зидагояьяой деятельности чодоавка а skit: сварах пз гоаьхо о сг-йядкой', но и одямо à ориентацией па. "законы красоты", Аиазвш оуйьоктпоЯ стороны - тазг.-э яаобхгдаиея предпошли практика оо-оядзтвакюа даятальзоотд человека s разяячиш: сфрая а ооотззг-стпги о "закона® кргсоти". Осознание моры к азягчгна субъвот-i hopo фактора особенно вашо дяя овдедоязния роалькосо, а но мнимого места чзловака я обаоотва в окот газа природы, для рьз-.дэдеяяя действительных s usmax яотрабноотай а.аагсонзц, оакоо главное, явится те« яаобходшш корректируй®«*, оаиокуиетчеш началом, регулирующим активность человека во госта офздаг. Материал даосертвсяя мсягт быть нодользовва а ираподагааня кур-„са эотйтякя студзвтаа аузов, подготовка одаввдовв ко даваоЗ лробаенаияю.

-в-

Аппо^тпя рябом. Освокзиэ лояо::сзккя длсоартац:-: использовались при чтон:::; кур оа по оогол:;к в КЛ-1К, отражены в пубяпкаглях лзтора по дглшо'; тэ:.;е. Диисо^тсцня обсуздалась на кпфадрэ эогоэтки С«хооо$ско?о Сокуяьтота ;ТУ имени М.ВЛамззосона 15 ноября 1903 гоу,а :: 10 л^ар;; 19ГЛ года к рекомендовала к еащгао.

Обье..; и структура раб эти. ДпсоортаВД! состоит кз трок глав, саклачсшш и бибялограй-тк. 06z.cs.*.: чистого гско^а составляет КО машинописных страниц. Семок литература содэр-ди названии работ на русски языг:о к названий работ на кио-отранних языках.

п. содер~ач;1д 1:сслгдои\;па

Глава I "Вместо двэдешя" вклочаег а осбл три дара-

града.

$ I "Эстетика ¿г проблема прекрасного ппгиУ'л" : косс-тятщуется всуповлгтворга'эяьность с точки арекил практик разработки дефиниции "прекрасное вообще",о одноа сторона, С другой стороны фиксируется тровосныИ симпзш угасания интереса" оететпков к данной проблеме вообще и к исследованию объектив- * них объектных ооноа в частвооти. Прошлое этот, охвативший первоначально западную эстетику, вместе о "ябростро^соИ" перекинулся и на бавяуо систему стран социалистического содружества, от Дольки к Росоии, В € 2 "Проблема прзкраоного и современность'' ставится вопрос морального выбора: стоит или не стоит проблема прекрасного оатрочн&шых на ее решите усилий? Так ял уз необходима для практик:,прокрооного теория? И насколько эта проблема актуально о точки арония реаипЗ современности вообще И пологшная в странах баваого СССР в частности? В качестве аргумента "против" приводятся факт реального и успешного ооаед&нля образцов прекрасного в кокусотвэ и тевии вне,а часто и вопреки теоретическим размышазкияи эстетиков ва протяжении всей аотораи человечества. Очевидно, что даке еоли вое теоретики откакутся от решения проблем прекрасного, лади не перестанут творить красоту. В качества рвиавдвго вргуыввто "аа" приводятся сопоставление маоштаба создан но,! человохсм краоота а ыаожгабаи внгш©аооты. Это оодоотаввонио оказаяооь целиной

и полностью яп а пользу прзктяп: тоогуасяоро сслш.то, боз руководства Колэтсзтло рюулкчп-оп бят:жрааом деятельности человека лзпрогл "з^сонп'.; кр.-гсот;;" достигло взяя'Етгш, yrpo^ij-цо" сама;? сукоско-ягсш чоглючостаз. Здсоь и par.¿¡yusffi;a природы, :: :т,а7С7г;плу.;1,П "лэйзза" птаик городов, 2; с. jopa узюппгаоог-них 0T('0,:irELi, я таглз ososaïao ойцостаэшгсл «¡sts аак.нп-npiLMop, поллкгка. Далсо о0оонэз'яз8э?оя, чгэ лоо этд одзщ кз шеат отпаизкно к "законе;; красом". lío оспэвгдггл отого дола- ■ ется вивод о по только кооЗхсдтаости, по а особой ыгуалоЕоста дальааПтас усirsnü по рззрп5зт::о кребяг;.:!.' прекрасного к ого законов, Е S "ItGICCTOp.'jo potjocj гстодолоп" нсслодзгттггя" уяя-зпб00т0я, что псходкзл ttúp3t.t¿43cícoj öaso.'i работы ялзляптся írorо— дологля >îopitcr.3i:o в чгпо:.: тл современная тээаси оЗьага-субъомнш: отпозошги а чзстизотл.а ?шс::о результат ооззтекой эстетша за послодтш три десятилетия. 3 связи с чем уксзюаатся ¡м по еззош корпоютоэ яспользоватгэ поиятяЛ "о&.эптпвпзя ooeojvj прекрасного" п "оубъокгагпая сторона прэкраопого", тзг. гак рзчь идет иэ об объоктавпоотп и оуйъоктпзлрети в кзвзстпсм yaioooÇosœj смаоле,а о раззодошгя двух разно объоктив!шх сторон эстетического отнояа-пия - обьзгеа и субьокта, Далзэ уточняются осаохшз долоуешш. тоэ- '• риг оЗьэкт-субьектиих ornoaom¡3, что яо:.1огаэт понять причину неудачи попыток создания сиитотпчооко;! тэорпи ивоздасного, я о однократно лрвдлруиглаетгхоя в иапэй зо?этзлсе, о одной оторопи. С другой сторона, помогает уясаошш аораозчародноЗ задачи в отио-пошк современного уровня теория дрояраоного, а яашшо: црекдз чоа обращаться х: дпалоетпко- взаамодэйствпя субъекта я объекта, порордеэдой tjaaoüsn пракгоочого, необходимо bog ко прададдаозь-ио "дозезого" эти два стороны, чгоба колкрогазярозать нагог знания . об онтологии прэкраишго з объекте к закона зотеигсоопога восприятия в оубъзето. Ссгзтичоокзя отмоет:, чэловвкз - нанбояеэ ого- ' varaü вопрос проблемы прзщгаоного. Ключам к ого prasnna являптоя, па наи-взгляд, освсзсиологакшо ядаа парков а Знгальоа о диадой- ■ тике доро-деаия потребности, процоооа отеновявавк oytaoora па-ловом л ого "оуяяоотяых оил" (ХЛ,:аркс), дополпвввао оозрамоп-ноа ипформачкоцноа тоориоЗ амоадй акула о доотпжоншмп отечаотзаа-ноа и зарубожаой псахоповт s допхфкяэлогкя, 3 этоЗ связи рзо-©.ттркваотоя пеправморнооть испсаьзовашш сгзоцнопаиьяо-оцвйо'ь ного характера остотачвокоро отношения для доказатоаьотва якобы абоояютпо оубьекгного характера яриредзотракрасаого. Безусловно

вэрно,что йотетическоа отиоаопкз "язлгмтоя цониоотнш от^аютам, • •так гхо как я то,что потребность додаст тс? пял иной ярэдмет или его "cBoücvao цэиноатьи. Однако,во-корлых, сами потребности "во-зигяи: лкль благодаря ваяичкэ оостзатствуищаго предмета..." зо-вгйрых, предметы и явления, сташие цаннооты", не приобретает шсаюкс новых субстратных свойств. Потребность "проазво-до" ¡гшь свойство быть цонноотыэ, т.о. приобретение социальна знпчзшх фушкпЛ оегсотвешшки caoiiosBasa, которыми предает обладая до вступлоикя в связь о чеаоаешл, т.8. до превращения предмета из факта объективной реальности в- оо'ьскт. Отсюда сяе~ дуат, что анализ обьохаа - необходимое условие и прадпооаихса ва~ яойтглл специфики того яяа иного вида деятоиышх проявлений человека.

о

Гзпдг, 2 "Обьектиоэ. ontior-ritnra прекрасного (в природа)"

зкяачаот а себя 6 параграфов. X "Два понжгшяя "по'ьаетхшгтк оотатагсаоюне .овпЗоуп* обращается к ксклвчитзяьно вааному для построения любой OOTOTK48CKOÍÍ концепция в цедси вопросу: что значит воняткз "объеккшшо эстетачаокпэ свойства", Вокроо гтот предполагает два возиозаых варианте огвамп I) Эстетачаскшг сзоЗо-гаа являются потеку, что оказызавт опрододоннса, споцк^а:— чоакоз воздействие на человека, езязавазмоо с факта: остотачео-хаго иослаздения или радости, 2) Эстетячвивш: свойства иаза -ва<отся íiO тему,что относительно гохх (не воах, а определенных) у еубьокта сформировался опрвдзя&вннЯ тал к ивхиикзгз отравоаия.К ссжааепкю, первый вариант наиболее хармаорэи дяя х;оицепцнЯ "прародиакш" в naaaíl sctdtkko. Подобная трактовка, во-норвнх, быстро обнаруживает овею логическую дротЕворечаворть, поскольку, доказывая объективность свойств, аплодирует к чувству, к ваодак-двюю, таажш явно субъективную природа, Во-атэдих, предполагая, что сначало воавшго овойство, вызнвавдоа удовольствие,а ватам организм, в котором развяваяось аго свойство, она тем ошш мио-твфщнрует саму систему аотвткка, Считать,что вдевоуго овоДотва вн2ПН8Г0 изра оаыо2 природой предназначены дяя того, чтобы вызывать удовольотвзе, значат, оталить телегу впереди лошади. Корея

^'idapjco К.

подобной трактовки "объактнзнсстп эстетических cboíJctb" нсхо-•дятся з способе субъективного восприятия ofesiaimnoro мира и подробно раскрыты К.Гйрксом з "Капитала". Таким образом, роально об "объективных эстетических свойствах" md~îko говорить лиаь во 2-ся КЗ вдгвохтввшлс значений. у" 2 "Дрзкуасиоа" к "объектив-нне остетичоокиэ свойства" является первам ваг ом в потоках объектной основа прекрасного,, т.к. именно к ним относится оценка "прекрасное", так сказать, в пораом прибивши. В качество объекта анализа било забрано ■дроизволБНо.з силу нх однокорядао-вйотн, ода о нз "обьокгааных осто^пчзскях своИстз" - цвет. Результатом анализа стаи иззод, что ни ода о из трачяционннх остетичоо-KTîx озойстз (цвоз, блеок, пропорциональность, симметричность п т.д.) как такозыэ нопосрюдствэнного отношения к "овконам лраоо- -tu" но кмзаг, Они являются лкпь ииоаиеЗ стороной, проявлением ках-то более глуйшшнх грсцосооз, окрытах от нелооредсгаенпо-чувственпого восприятия, и вно этого никакого самостоятельного сначепия и смысла ,в том числе и астатического, на нлаат. В гносеологическом аспекте объективный свойства прздметов несут з се- : бе информацию о сувдостянг характеристиках объекте, ого образа жизни и окрувдщях объект условиях, что такав достаточно далеко стоит о? онтологии "законоз красота", к тому ке имеет смысл в отношении лишь данной конкретной оуцностд, в- отношении se к другим предметам могут и зозоо лишаться свойства информативности. Другой стороной вопроса являотоя факт даЗствитольно иирокого распространения отдельных заковсиерносзгоа соотпоаанпя, например, цззта и сущности прэдмотот. Так, зеленая грзт, характерная в силу оо- ! тествозных причин додаалятаему большинству раоетгольпего мирп, ¡ становятся как бы символом, знакам естоогавнногр.пеиокзкенного, ' .нормального развития п о давних лор аспояьауптсл худоятюии я s i промналоннсм дизайне как цвет усдоказвашдай, умиротвсрядаЗ. Таким образод, оездаотоя предпосылка для аэявзоа подмены коаярат-но-праяхичеоиоро отношения л предметам, отношения я цвету в игр оделенной конкретной системе цвет-вид, па стнотензе к цвету aootJ- j me. Нетрудно заметать,что ключ я paoicparaa данного факта леотэ более а закономерностях субъектного отнооепия к цриродз, чт в оамом объекта. S 3 "Сухость и явление", "качественная сновав» данность" в контексте проблемы прекрасного". Поскольку еотети-чеокая традиция связывает прекрасное о полнотой проявления oytü-ности, постольку еяедуадим пагоы ямяетоя вопрос о диалектике

—¡K-

:: ягчоп::я. ПззостниЛ r.w:c "оудиооть одр.одсляот язло-зз.:!>.•; л таз, »«oxoawte ко пГ'::б?п:ков? i'sc к гяоиогош ао-крэзэ?'.1. Сущность ость oyninocrr.-, она ко лаляотся и:; вдо-граоугм!, вя ксг^пярпслоЛ. ;-:ao-:rjcvno продаст^ о;«:аЛ ir то:; :::з cy;;:í:-cT:i довольно рйзнчкур гаегкг/м д-ч^лз^гтолduаотлвз того, обооэтг; свосу рсзкгаи дамонотрируат iiporçooo впашама-

сгановлзнки, доо'дг'.г.:шя, а зктеп :: потока лрокраспоП вне-ti:»x« 2.¿víí2;ito,itnост::, оуздость объектов оотаэтся лри зтон -¿¡¿•.aiïjoï., Крс-'о того, в:сс: кео^1г;пково ярко к полно яглаи? обо» :a;w.a вообцз "n сдазом геиквлсшгг часто првлстпэ-яяагс« *> ;:за;са.1;шс.! гггдв,"* СЗдещгшо « Силоос^-окану олродоло-оУлйоотк яз:а»ыпа»з,,п,о оуц»овть- глуог, оадачзаэдя глу-

&ш!00 i; слзц^.'-.чсокоо с0дг.п\\3!кс обооим, ilm3от с-'-шой i."

mía tostíco чароз ого.объадтй, отношений л кадиаидиу кдру. Дрох-тяч'эо:::»! ояит чзловзчсства иоззочяит оз^илдатровать тст что су:цюстй паходгг своо вогаадша ио в одпсм гида, а а чоло»; ¿>дау оовсрппиао резноиачрстзегших объектов. Tck.Hîïiipïïuôj?, ртуть,.'.:эд1, г.зягь«>,о«>рг1'ор,0мо?о и т.д. яуедогааяято ссбоЛ оовсдосико ptrauo-кпчзогвсицйэ o-Âcr.ïi:, тс:.: ¡:c мопоо збЛЕдав&м одной и то;! ко суц-азогьа - металла. Слг.доьатеамго, закона двдг.сикя л разютдя суц-иоета дргязядэтоя.аа-лоргух, чзроэ бнтдв иепего ряда рссногдчаст-вст;и:: объектов, во-вторт;, через бикгс уио отдельно взятш: объо-¡rrc-Го одного и та го ио кочоотва, рсзвяззодося odotbstctboiíuo ооб-стлунйш зпкс''й'!г.р$:оотл,!. äfhоэ, ¿sm лркход:*! к прдквдиаяьис:.:? вазоду,что дзлоота прояплатш сущности в ряду одаосуцаосгш.'х.по разазхщчоотввпиал объектов яаяяатоя пророгв'яглоЛ «о вопх, а только взкоторт: пзчэотатпшя олредалопностЫ;. Так в агаапарочдолон-ïio:j ряду м oit, л я оз - зто золото п сорабзо, ДмншН вявед резко ayiar-bast поло í:oosor79í;ux объектов в bo;:ckös законов кряоота сникнет недеяойЕоо "лрлродшша\ш" ярокшоречио в Bonpoooî вошег!: лк обмоет иокот бить сбъоктааю провдаепда. Чтоби бить крокраенш,недостаточно обладать иааютрзшостш, срояогцаоиапьиоотыо, rap:.¡o~ î!îî4Uooteb s т.д., нообкодаао дрвадо еозго пр;:й0ДЛ0>лать к те-н ш-дгм кач'остаоавой определепиооти, для которых потенциально воамог.-ка позшота дроявлзшш даияой çresocKi. 5 4 "Лпвкраспоо" г "мера"»

Марко К,, Эареяьо Ф, Соч.,т,23,0,547^*

Оахга прхгнадлоиюатя краооти тааь отдэлгж; пэдау хтчяотзйжо." опродоло°:юоти зтмясмарко кяхзэя ххнторео к кнтэрорха мори,va.; болаэ что лдоя взахпоовятл ,'.:орс: :: ;дасота щопкзигпот буетикто всю лсторхга олтс'Л"::сг. Konozcr::.'!, сярологя-^тгэ сту ?зазг.:ос.7Гз j, оло;ву!«го: i.ßpoitpaoHoo есть возрдз розудивг олрэдссозпогэ иро-чаосп становления ядашш по .'.про ога soc бояьмо;} алйкямго'.4;: судаоо-г.:. 3 ноорртптоеяоЛ лр::р*дй но пи чхчо sasro,дро-

ча оо 0505 OIípUT ОТ ВОПОГО TñiZiXZ, л ЗрРОиГЛЭСКЙ г.э природе наоборот. 2. Одапу из тддез хж^йрглдда, :-:о?оруз аэоут ига зараг> терист;::к етяонкл, - это х^Лодатш! о ьпутрода^у сооуояет; оЗъок-T£i V орс {jp^T.urwx. Состояла объехке a ([esnooo^-a i-uí pas is связана с *гвторсрно51 морц. Порл.-;., что броопзтея в S¡:030 при об-радзипп к тзадндаавпому с*;яосоОваоиу овведег.эадм мори, ото та, что оно итраааот ладь юсс::ануа сторону битдл. Для пас ио рорла-до в-.:.'- тот fcas, что atipa па просто сарадаядот собой ррангсда 1 аозмозшх к-чгдтвоЕНо-хокхчсотаапних измаиоадЛ объекта,а то,что отя.в1 rpanamua one опрздоляоз оазоа одвамзагйивя к саазаяш обьехсро, оро направленность от заро;:д5;агя, чзраз отяиаакошо х раоцва'-'У и затач к рибеяя. Кйкдалу этапу раздетая ооологоавует ! своя, так сказать, мера л каре, что находят своз терз;;:ои;ю а на • уровне язлонйя во bïîccîîsîJ ззрзз:гтояьаоога объекта. Отсюда литз-кает,что зякеаеториоотп щут&мззииг. татаианнй п octs тот мехз-' виза, 'чороз который цроявляогоя оувдоегь обьозста. Лоно,что с то4:- • юг зрения одаоога но кзггзя студень антааадяого раэгеяяя яаззо-цгзнэ. Ва«ио,.что sc^cví] ¡.^.уз::? з сиоам сотостаоппоа разгскии имеет тах;уа стугоаь, когда язчеотваинаа :: кояячаотззшшэ характо- i • лшеил полубайт зоэноааооть- одого мааиашькоро раэгхяая, т.е. ¡ обьохст достигает своой орел оси, воршнш, яяшаяьиого резштяя ! все:: аро вввявгх и жаутройнгх харахяерххотхж. Здесь вочартааатся зоацоанооть макехздально повиоро воплоаеиия сущности. Следует да ■ пз ötgpo, что сохрот краооти вайдэк., X иосалапяз.ает. Во-порвих, адвоны м?ры у5 й&лсаяюг topo прннг^пкальноро факта, что по всо раанохсачест2?иные, яо оллосугаоотхшз «бъектн цорут бать потепцп-сTit»а ярог'.раашш. 2о-зторых, одит познаппя пскасазйзт.что дака та объекты, котepuа в сипу принадлежности к опрэдэленкоЦ аачест- ; зэнвой опраделбсзостп «орлл бы быть прехсрасшла, tsís на гчаэе, сросся в своем естественном развита! через эоо стуязпп ргчватия

йеры а.следоватолБНо, обладая на каждой csynsera наойходхма«- яабо-*ром хйчеотвавно-койхгчйствонаих характеркотик, мзрут не оетзатмя

првкраояхала. Отоиде пооледозая вывод .что мара сама яаляатоя ßSii&

oupьсгл, материалом для "законов краоотц" и зависит от некоторых "сия,ее породивших" (Парке), и ба-з учета дойстзля оаих сия ama по оабз викакоД краооти породать на мечет. О необходимости обращения к каким "силам бития" при рассмотрении мори объекта говорит и К,Марко (т.46-11.- о,112).

§ 5. "Срокраоноа" и "йорма к оодергашо"'вачииаотся с предварительного уточнения сшасля понятий "гармонии" к "соэер-шенотва", псобходемах для даяьнайаеро хода исследования. Пока-анвазтся.что их неиспользование до сих лор было визваяо но существу дола отсутствиом необходимости их примонетш, Там из менее, констатируется, что оба попятил, имея отношение к лрекрас вшу, указшшт прежде всего на некоторой определенное состояний объекта, предстоящего человеку. Таким общ аз ом ми получаем саоеоёроэнна перокрастгж различна аспектов проблемы прекрасного,гдо иеваполаеннш пробелом являатся вопроса: Ч'.°з ко sa сила природы кекат в основе мер« кок характеристики качества обьо:с~ та,и о гармонии и оовэриэаотве чего можзт и допкиа идти рочь ? Отвечая на эти вопроса, мм прихода к категории "формы и оозэр-евйия", поскольку относительно искомой силы рочь мокот идти ко- „ вочио ко не о Материальном субстрате объекта,о "...его ваутран» нам состоянии,совокупности процессов, которые характеризуют шешзодаИотЕКз сбразугадих субстрат элементов мохду с об oí: а со средоЗ и обуславливает их существование, развитие и смену".Или другими словами искомая сала должна представлять "...единство BQOX ооотаваах алементоз объекта, ого свойств, внутренних процессов, связей, противоречий к тенденций".1 Даинав два пояснения и представляет собой философокую дефиницию категорий форма к содержания. Таким образом, мы прихода к выводу,что гаяо2,га-рэдеяящзй I. фага? наличия объемов-различной качественной определенности, г.яозмокнооть '(или невозможность) и степень полном аодлоазпия оущаоожя в отдельных объектах, 3.сила .прилагаемая к евемеотаа объекге, sooss чего могшо говорить о мере и качество предмета, 4,сшш,позволяазая (или непозволяющая) достичь иашщаяьноЗ качествзнио2 определенности объекта на известной j отуаака внутрянервого развития, 5.сила,отвечающая за степень i ад&каатаочти явления сущносот, интенштнооть и заразительность мвяжс задает грл еда: - &тоЗ силой являются законы фораы-оодер-

^•Cr.íOcatMb'V. нсамозядцчиckmí олоаарь.М, ,IS89,o.5S5.

о

жанля. Далее отыечаютоя два ваяпейшх для эстетики момента.Пер-вай, различные оуетооти определяют свои оугубо специфические законы йорш-ссдзркания. С отна связан принцип несравмтаемости ! различных по сущности объемов прекрасного. Второй, оходство [

законов iормн-оодэрнания вне зависимости от различия сущностей, j выре&ввдооя в известим закона соответствия формы к содержания. Чэм МВН0О форма и оодаркаииз соответствуют друг друну» тем дальше ототоит объект от озоой оущнооти, mt MOH09 он, так оказать, сам на себя похожи К,наоборот, чэм более полно это соответствий, тем болео полно выраг.оиа сущность объема в дояэтш. Далее механизм ,даЯсил»а закона соолзогствия форма и содэртхитя подзываются на конкротпом примерз, Сравнивается три рознокачзо?взнннх,но односудиоотных обьоктэ (грабит»уголь я алаез), и приходим я взводу,что ото opasäetmo полпозгш ооответегауот вашенорочислэнпш ; пяти подошшш. В ваклвпокие дваавзгия шзед.что глагшЗ вопрос j для практики прекрасного, помимо тзоретического раскрытия обьэкт- i пой соповн красота, г,то зол5оо пооЗходгиих услошИ, арк которых ; то или иноз воцзотао, позттемоэ sau оубстват, ариусг зпобг.одк- ■ глоо ооотвэтогвлэ форма я зодеркйш, что ахягсмстячезмг яриввдст 'i к пошншпэ опродзяеяаой тзя Сг.о» зсзяакнсзопж) cöscaara пеиз&от-aofi качаатванпсЗ епрэдвясннсотя) и зозаоаиоота на ее сазедиювдсЗ отупзви раетгзащш "ззкоаоз хдаооты"» Для завзчголтшах талэ ас- ; поралол такогшл уойдасаи явяяатоа зазязягэ я гюшадатэда, что | о успеха,« и иопзльздзтоя а агакгп» зседаяяя яогусотаеаиах j

bob, Кзхогория "форма и оодвргаззя'* ксоачатзяьйо црнобрэтает оаоэ : деЯоткггальио онтологическое залаяло» аооладним ззэпсгл з поте- | ром является г,озкз?втизацш ома а;: а з значения понятия "формы". 1 §6. "Что пв такоа "йогам?"» Щобпет..Фтт я содвсп-дшгя ут ! Гсрояя". Необходимость дшшого irssnrpo'Jr) гнзгдна прзгде воепо • . фактом шогезначяоотп, оцориоота, а. ояздетлтеяьзо а неонэедвяов-ноотп оеаого поаятия "фодоы". Кдкю гора» кзззотво» что апредэла-пив програспого коя одинотва форма н осязрзкаяя (правда. это ' саэтоя искусства, но тси зо кзпзп) '.тахо;?.?.? -j великого пг^эчхо-го фплооофо Гэгаля. ■Отсюда геоиятзз паз жвоЯ иптзроо з запросу, яаяим образш и а какой о'гэяеап раязйз эй лроблсаа вадапзмоя MBomasssi проалого зэка, пьэ вяайшэ ггл гэдгзаs« ло сих пер. СЬ-носЕтвлыт понятия "форма" анализ литзротура поззояяат вадэлить чэтнрз сановная, паиболеп часто употребляешь эг?о зпп^зниЯЛ.Понятие "фораа" а зиочэнкя фигура, контура,яитаа, риоу]гля,т,й.буда-

коб к геометрии. 2.Форма а значении явления, или части явления, или одного из характеристик явления народа о симметричностью, цветом и т.д. З.&орыя в значении, близком понятиям "способ", "вариант", "вид", "разновидность", "ступень развития" и т.п. Далее раокрываетоя, что яервчнолешшэ значения шг в кое!] мере ве могут удовлетворить нао в контексте данноЛ работы, что логи-1? чно подходит нао к 4-тму значению понятия "форма". Оорма но как нечто внешнее, а как внутренний способ существования оодорь'л-ния, предшествующее и определяющее шеста о оодеряанием внеа-нао сторону обьэкта, явления. В данном коптоксте форма онредо-. ляетоя как внутренний способ построония содернанля, ого структурирования, пришеша связи однотипных и разнородна* ктяоиви-тов.чаотей и процессов, согласованных между собой и с целим. Форма ость двикение содержания к самому себе, к полному,упорядоченному »устойчивому и фиксированному ботив. Данное значение понятия формы.конечно,иоключает возможность ее фиксации оредот-¡ш иокусотва.но зато предполагает возможность отражения в таблицах, диаграммах,графической изображении аре^отвши мата-¿•атиюг, гэгшэтрли .конструирования ,компьютеризации и т.д. Примером подобного рода отраиення монат служить графическое изображение криоталличеокой решетка алыааа. Подобный подходяаяяо£-ся гем реальным мостиком перехода от теории прекрасного к ара»-, тике деятельности "по ащеонам красота" во тех сферах действительности. Далее'на ковкреяцнкпдаврах показывается, что дан- ! ное вначешгэ поаятш! форш} вагекааг каа т кшцепцЕй некого--рах авторов пршлоро (ЩштснДиагсш), драдиш" оовремввного > филооофокогои розговорноро кзмков, таки по существу дала. Заклвчаат данный параграф в раек? вчщеа краткайанеда. ков-цапцки Гегеля, Црвада £аэсо о&мочаогоя,Ч5?о обдай подход Гегеля „ к проблеме пре^асвого шдадайся в руапо общоэегвзкчвевой града; цки, связЫЕавдей вдаоо^ллш ноотн,о тоИ разницеа, адо цоНятие "сущности" обменяатоя СЕялосо-фш а соответствии о о вайей вйЕШфадоасфояой концепцией, девяти . "идеи"* Прекраовоэ ооть "чувогаенвая шдшоозь идеа".2 Комментируя собственное оаредайзтвз,Гоголь, как легко убедиться,ве ( иеттшае* нукды в кмвгориях формы и содеркания.дайьнейаий инаавв концепции Гегеля приводи® нао к выводу,что,рооврнвая

< 13-гй та., т.12,сЛ12-Г70?,

диалектнку взаимоотношения явления a судиости,а также вводэшшх ш понятий внутренне-;: ц спешней формы к содержания в покуоотво, I , великий немецкий фигэооф лишь намечает необходимость разведения к i конкретизации понятий оудпостй и содержания, о одпоз оторопи, г ¡ i понятий язлоипя а £юрмы,о другой отороик. Однако преодолеть их ; чрезмерную охо>:ооть, пиоуда пвроходяэд» в скшэшаяа, ому воде Ев j удается. Тэтиво оказать, эту задачу он язред собой не отавкл.И ¡ хотя анализ взадмоотншония язленая д оуэдзоо'ы у Гаголя уха оо- ; деряит в сойэ главный вопрос - отчего зегжет характер "стыков- I ки" закона с "самодзиаудеДся формоЗ", олродоляэдШ многообразна природы, в том тоо л о и аа '¿срасоту - водроо этот но Иаходсг сво-1 ого адекватного ресшия.

Тлпвя П. "Клуппиуа пата плт^-^ап^ nwnnnt чолапэкд" . ооотоит лз 3-х параграфов и прддваряотоя краткие обзором объема, структуры а различных урoaaafi проблэмы» Ka ovoü основа заде-яявтоя поле иооледозагая данной главы, ее задачи и ношфвтизя- ¡ рувтея аночэние основных аопольэуамнх донята!!, тел болов нообхо- ! димоо, что они взяты преимущественно л» работ по аонхояопи а ; ; психофизиологам. § 1гиЭототячроко»* ft "научное" лэевяден одр еде- j явнлю цеота эотвтичеокэгоствгавдаш эспвтсма других видов от- j аооэаия человека к дейатааивяьвооги. Уйазывавтая.что в основа | взакнодейотвкя ввдеЗ' авввванам ик^ем яезит упракдавадя актавз- ! зацая баологичеогах я аофдоюах махаюшов. j

Существует два лег»,по Жотодаг «ffosm ротоалгоявотрвть при-бяиваюшевоя ообигя», ПврввЯ (путеяЗ) ввязав a выработкой логи- ] чесхи мотиввдоввкнвх рвашЛ я пвогровтш аа юс основе более и»? менее чютсой програ»» воэдмои* & етаях, когда по j тем идя net врячкшш ют* msotuwM, чмевэк выходят из j пояо*мгая »a ew разгавая '

вв всегда уиордаочотеу»* 10РПМХ1 <rn»W0 *» лотявироваввуо.ио достаточно »нвргячюг® nm*nvtm¡ далмивоть.гапвввлвннуп вв вшох ддадоюдос*spáaffá'ainéoá» "Штагов* я "оттвттмс-яев" - авр доэумя * вд чуюииГ 3 вбмлюя вв*»тя*801ЮГ0 от-«овгаял и чуввтмивг» wti *»$яо« I жх омгсв® хмзкт ooexaaxt qewoworo щгвдвлммяи t? хах 9 мраочюнвавой «tort-

ita, что овппф о оцмо*П1в-4]двв¥вдявочя9Я yotjnoaxafl. Но ten я ретичнв» чузотваввм даятшвтодвдопааям оовоа мвха-яхш жшмжжпжшеп атаюяяя» »тяшожо« ж» taowai щ?едотав«»г ot^of мат» (юцпяиоЗ яммяммпя» mm trot

аервое ооотеьляаг фундаментальную оонову второго, Чувотввнноа отношение спирается на механизм эмоций. Эмоциональность образует поахо-физиологичаокуо основу эстетического отношения.От-оада вытекает необходимость аз рассмотрения в контекств становления эстетической сущности человека. 5 Й."Эмоция как поихо-Смзаологичэсков основание эотэтичзокого отноаания". Здвоь последовательно рясйрнваютоя: приспособительная роль амоций,состоящая в ynpeggsgj^a ектививации приспособительных (защитных ж егроссиванк) реакций оргаюши? специфика Эмоционального отра-кания,состоящая в том, что в эмоциях: фиксируются не субстанциональные ила структурою свойства объекта, а отепень оогла-оовзпнооте в отахшнаях аезду субъектом ж объектив механизм шоцыокельноро отрааения, аоклачаащийоя в тш,что центр формирования еаоци£ способен накапливать к передавать лишь неопеци-фичаскув информацию,по ведущую к формированию образа, а только регугарушШ обний токуо моага| опбЦюЛачзокая форма объвк-таваедш саоцвй» воаяощаздзяоя в Цфзкгереои иыраяашш ешоций, йреиг-войьааЙ !.'Стор!.:ой доятваъяоотк. От а с giiт в л ьн о "а о с а е д кп х отмечаемое» что I. аойвдотнеа одоототи г. кадбквоогя ш возприя-йея.ки сея мода огять oarnatcis х; возбукдокзв омоций у другая пвдкгедов тоге ее m другом ansa. 2,Ш®оргаашя форма обшзжьацак Егдзагчеош: .ароцэооов- вдное &що но ездангяохея or ♦ е*шх процасйсЕ, *ашны» к ьоогшзяоё чао^ьт;, ко ояоообкоа its ашгпзз-ь tisiios, чго даог соайоювйл'ь иадсах^ь ыодега яао-' цз£ sos mHsocsuoi-o ввкдогооызд tssa* Ваа»£дср, «одеяъ ояр'азни

J il-aJ'Sj! у Ъ^ШШМ: ♦ Заедали;«

н ашоаяь, оЗрзсуя созову вегоаяжекмо кжегдаш, соадазаагоя в £ сро резки» ЕЩХХ едаагс ь'аз явоЕКш? вд» роя:«

Посту даяшо&гое ивяааслл? здгз ci: eoisccfacaEinto' иогогсшйГ врздаягщгро параграфа с (йпгь.согг-

ci4Soi»po егке-гшш. Цреад^ кеого ¡¡д^алаяовь на разытаа uu-дашшоодш-авг обс&гша sex.e'Wuk роадгЕ oprazsiac а сста-5ячоокогв сгйса&агя isii еэд&ги&с о5гзо«гоаааг ксопо -. - реауякгаг BfiBUt ссй!с2, ьгспззетя is сгсд&к чзлешаче« • ошс огаоизкш йеад оубьегеш я ссьсьгсм, Ишгнеаие природа субьокга к сЗьскга aesst г; ворсс*ро£аз мша ирсцзооов,обв<ше-чашвгж вх сшзь. Субшэ вдзм. цо Евкапэд, а общзстззз-шв аоесяЕ®чзЯ( обьвкг ко - ео увЕсехо кива годатас. а со-тагагггея вреда» Езашсзав в otC« к црдрояу, Т.&.ссггетичзо-еог ояас&ш. арадогавлягг ссйо£- когягкигвус фориу чусзуьса-

нооти. Конечной цэаыо эмоциональной реакцан явяявтоя яййййяк. индивида» осодальаоЗ нэ октавнооти - пзмевзико оамоЯ орода, в которой "существует чолсвек. Отялчио эотвтичэокой реакции от омо-циоясяыюа cooscjst в том, что в пой получает звдакеяяв не яр сото совокупная рвакщш кидшзидов.яо отисионна коллоидна так цо-» ло1?о к система s iweom, Сгаэдв вытекает возкотснооть отвосштвеь-ной «озашстаоота гототатеоксй^оцоипи от стшпатий а зйтнпотяЛ отдельного чояовэю». Зотптичоокоа охранение ноонт таж яэ аполитически, а сцэиочвня характер, по рсаяпсуетоя уг.о «о л оос-тояакя еубьокта, о в категориях, Проотойаал, одемснтяряым падем краос-та в данном ксстакотп язляогзя высокая отедзиь оогяаооваз-но&п сов овнах хоректевзотпк оСбвкта ö пшт/со-физнологачеокой пспрсдо.1 чоловакз, о тралдашшгш! формами еро оощшмой пзлпг«» доятольносй!":, паяопййпни.: олвдем взшлодоЯотаяя со оредоЯ, что избавляет п лторз га::доро отдельного чзлезша от нообходасотп boots qüíúcctoíkoяышЗ к зяоглий апаюя опотеипих осязай оуСъек» 1 та а ойьоета, *Карданаяьноа рззяачгз еотвгячсаЕОТО «гашеная от аяоцйсзаяьаото вехшчаотоя в тем, водааяьвой оспозоЗ явбоА фогка узости srnmtma уго па гадоцаеааяьяозть, a овщвгассавЬя оуазооть.чвяовэкз. Опе^гша ойщвотазаворо йзтяя чэлюзяа а ess* SS5R03 о ßofl пемгнзяяо «ой: oro етзасдсятэлкюотл дидагштс па поргаа шгап о стзсяпйз я с^руг-пдсуу «пру па смсщш,о ош-'г '' (йтэп^оопй п тйсезгпс'гглй) , а ироцооса труде«»

гой дглтг.мглсзЕт, В г^зге смоцзсявяьзбогь гйотулав? уао гак яс« сшгггг s est; йс.035ягса »зт&ггпссг.эго стнс2эагм»са- ' •Boaff^-iía enrtœ? ыебкгойпз овгааяяуа в гзояясжш гоЯ пгх esos swzî, сгйпзэгетроглпгаоц свахой о&зка па ссаок?.пгл ого >' ' оеиоатавзегал с еотзктсетя ф&гсся» Hcseo saatetm Ärriro cjc^tsnanMtcsn вгаьогзяо.гзЕ гоаозагь ô "чозозэчаопк смс^зк",-тп:с п яозоет?Ь со погла, Ейдсгтугяуз'^згзе^у стру фор^и про»' гзгзйяя» огкзкззйзэоя псрсЗ спя'-зса дг-з гйегашгга опаеооурв-веиля. В ccïcmosKct отеогйги ородогга оро o<Jsor>

й^йамалгетг- осЗсЗ слето^у oSpesta а езопоа, пэсп-ги7сеств2као,8о ва ойлгатзлшо, ояосзсяих. Их оуйотЕяаясзаяьаая

яр^эодп 5/s3 ко п.533т кз^эро cöwpo о'тем npctjcosg:), o e02qpkj

ora nspsnsü? кяфодацю. Апэякз стр^гаурц гстстпчоскоро с-тпа-«. ссйия еодгхдст пас а;а дззяоясгао яозгтаЗ i$doo?u it прзкрася©*» ро. Поенное иааеаазвня ссйягзч^згого я Tseps^ccsopo craisa ао* ' «¿сагвяз яеэвоаяэ» чакезеп/ гезтзть гэаезгу m зн«р <»2-

cornnocssanoo-rt йбьепт»CVSMKÜUS ''згозти - •

обмкгов, имеющих основание а оамсы овбе (полнота проявлевия оущвооти, совершенство формы ж содержания), т.». собственно прекрасное.

В "Заключении" рассматривается иеото предлагаемся дио-овртации в необходимой ряду новых работ по проблеме прекрасного. Раскрывается, что необходимость эта вытекает ив реалий современности,отавявдх перед вотвтикой новые вадачи, вамечают-оя вовмокные перспективы дальнейшего научения проблемы пре&» раоного, s том числе необходимость ооэдвния дейотввввого ооота встегнэсн я естествознания.

Основные положения дяооертацки нашли овое отражение в следующих публикация«

Проблемы преподавания фглооофохо-эотетичеокого швавжя в вузах / К итогам вотрете коллектива редакции оо студентами . МГУ// Вопросы фиовофии.- 1987. - * 10.

Прекрасное в современность / Материалы "круглого стола" по проблемам еотетпя // Свободная мыоаь.- 19%, - Я 6.