автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Образ Германии в русских энциклопедических журналах 1820-1830-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ Германии в русских энциклопедических журналах 1820-1830-х годов"
На правах рукописи
Дубовер Михаил Анатольевич
ОБРАЗ ГЕРМАНИИ В РУССКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЖУРНАЛАХ 1820-1830-х ГОДОВ (НА МАТЕРИАЛЕ «МОСКОВСКОГО ТЕЛЕГРАФА», «ТЕЛЕСКОПА» И «БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ»)
Специальность 10.01.10 - журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
005556743 1 1 ЛЕК щ
Ростов-на-Дону - 2014
005556743
Работа выполнена в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» на кафедре истории журналистики
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент
Гордеева Марина Михайловна
Официальные оппоненты:
Вороненкова Галина Федоровна, доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы
Млечко Александр Владимирович, доктор филологических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», профессор кафедры литературы и журналистики
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Защита состоится «26» декабря 2014 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.09 по филологическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, ауд. 22.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: http://hiib.sfedu.ru/diss/announcements/.
Автореферат разослан « »_ 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Актуальность исследования. В современном информационном обществе отмечается возрастающая роль масс-медиа в формировании и трансформации образов стран и народов. Это явление нашло свое отражение в Научных исследованиях различных областей гуманитарного знания. Сегодня, в период активизации и усиления информационных войн, назрела научная необходимость изучения процесса формирования национальных медиаобразов в исторической ретроспективе, так как совершенно очевидно, что многие образы и стереотипы своими корнями уходят в далекое прошлое.
Наиболее целесообразным представляется проведение исследования на примере стран, отношения между которыми в ходе исторического развития существенно изменялись. Именно этим фактором и обусловлена актуальность обращения к процессу создания в отечественной журналистике образа Германии как наиболее нестабильного и претерпевшего в сознании россиян многократную трансформацию.
Ранние формы русско-немецких связей зародились еще в X веке, постепенно набирая силу и достигнув расцвета в ХУ1Н-Х1Х веках (Сысоев 2009, с. 3). Основными каналами формирования представлений о немецком народе и Германии были литература, театр, личные контакты русских и немцев. По мере развития отечественной журналистики все большую значимость приобретали публикации периодических изданий. Важную роль в знакомстве читателей с Германией сыграли энциклопедические журналы, которые, выполняя просветительские функции, знакомили публику с достижениями науки и культуры зарубежных стран.
Обращение к различным аспектам немецкой тематики имело большое значение для данных изданий. В 1820-1830-е годы все более возрастала роль Германии в научной и культурной жизни российского общества. Как и в Германии, в России шел процесс поиска национальной идентичности, моделей национальной культуры, науки и в целом - пути развития страны (Оболенская 2000, с. 10). Все это обусловило пристальное внимание журналов «Московский телеграф», Телескоп» и «Библиотека для чтения» к немецкой теме.
Состояние научной разработанности проблемы. Исследование механизма формирования и репрезентации образа Германии на страницах первых энциклопедических журналов имеет комплексную природу и требует изучения следующих проблем: феномена образа, способов его формирования и трансляции в СМИ, специфики образа Германии в русском общественном сознании, выяснения роли немецкой темы в просветительской концепции журналов «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения».
Сложный и многоуровневый характер понятий «образ страны» и «образ народа» обусловил обширную палитру методологических подходов к его изучению.
В рамках философского дискурса теория образа изучалась в работах, рассматривающих его как определенный продукт процесса познания (Мантатов 1980; Домбровская 1986; Пивоваров 1986). Психологические основы формирования образа как содержания психики субъекта представлены в трудах А.Н. Леонтьева (Леонтьев 1979) и развиты A.C. Обуховым (Обухов 2003). Определению природы и особенностей возникновения образов в человеческом сознании посвящены работы Д.Н. Узнадзе (Узнадзе 1966), С.Д. Смирнова (Смирнов 1981), В.П. Зинченко (Зинченко 1997) и др.
Ценность для настоящего исследования представляют работы, посвященные формированию и репрезентации национальных образов в средствах массовой информации. Основополагающая роль масс-медиа в данном процессе была сформулирована Г. Маклюэном (Маклюэн 2003) и получила дальнейшее развитие в трудах М. Кастельса (Кастельс 2000) и других исследователей, указывавших на распространение образов масс-медиа в повседневной коммуникации и влияние СМИ на сознание аудитории.
В отечественной теории журналистики данная тема изначально разрабатывалась в трудах, посвященных формам и языку журналистской пропаганды (Воронцов 1972; Голованова 1972; Кондратенко 1986; Ларина 1975), а в дальнейшем - в исследованиях Т.Г. Добросклонской (Добросклонская 2005), Г.Г. Почепцова (Почепцов 2000), Н.Л. Волковского (Волковский 2003). Важный
вклад в изучение психологии манипуляции в журналистике и рекламе внесли К.Х. Каландаров (Каландаров 1998), E.JI. Доценко (Доценко 1997), Д.А. Щебет (Щебет 2003).
Основываясь на теоретических моделях различных научных школ, тему образа страны, в частности образа России, на страницах определенных периодических изданий изучали современные исследователи (Александров 2001; Волкогонова 1998; Коптякова 2008; Михальская 2000; Соколов 2010; Ужегова 1999). В работах E.H. Богдан сформулировано понятие «медиаобраз» и разработана методика его изучения (Богдан 2007); О.Б. Балакина систематизировала различные подходы к исследованию образа страны в СМИ и представила собственную матрицу основных приемов воздействия на читателя (Балакина 1998).
Внимание ученых привлекают основные особенности и структурные компоненты образов страны и народа. В числе наиболее значимых - исследования Н.С. Виноградовой (Виноградова 2010), Э.А. Галумова (Галумов 2003), Д.Н. Замятина (Замятин 2000), И.Ю. Киселева (Киселев 2003), Т.Н. Пищевой (Пищева 2011).
Специфика восприятия Германии и немцев в русском обществе XVIII-XIX веков получила освещение в многочисленных трудах как отечественных, так и немецких ученых. Среди наиболее значимых аспектов данной темы в центре внимания исследователей были представления о Германии у русских писателей и публицистов (Буткова 2001; Кайль 1998; Манн 1998; Славгород-ская 1998), представителей властных структур (Лисцковски 1998), восприятие этнонима «немец» в отечественном массовом сознании (Белобородова 2000), взаимные представления двух народов друг о друге (Дмитриев, Пушкарева 1991) и др. Значительный вклад в изучении образа Германии в русской культуре внесла C.B. Оболенская, рассмотревшая историю и особенности рецепции Германии и немцев в контексте проблемы формирования национальной идентичности в России. (Оболенская 2000). Среди других направлений исследований особенный интерес вызывают работы, в которых изучался образ Германии в беллетристике (Жуковская, Мазур, Песков 1998; Лебедева, Янушкевич 2000),
в газетах и журналах XIX века (Василенко 2006; Жарких 2005; Ладыгин 2010). Однако во всех указанных работах периодические издания выступают не как самостоятельный объект исследования, а лишь как источник информации о восприятии Германии в различных социальных группах русского общества, о немецком влиянии на литературный процесс в России или социально-экономическом аспекте освещения немецкой темы.
Неисследованной остается роль немецкой тематики в содержательной концепции журналов «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения», хотя энциклопедические журналы давно привлекают внимание исследователей отечественной журналистики и литературы. (Евгеньев-Максимов 1947; Мордовченко 1953; Орлов 1971; Березина 1982; Громова 1994; Есин 2003; Жирков 2001; Наволоцкая 2002; Станько 1986; Шильникова 2008). В работах указанных авторов исследуются вопросы типологии журналов «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения», изучается их структура, аудитория, содержательная направленность, полемика с другими изданиями, история взаимоотношений с цензурой, формы диалога с читателем. В последние годы изучение энциклопедических журналов получило развитие в работах, посвященных «Библиотеке для чтения» как первому массовому изданию в России (Щербакова 2005), журналистскому методу О.И. Сенковского (Табакарь 2007), творческому портрету H.A. Полевого (Гусакова 2006) и историко-литературному контексту его деятельности (Маргулис 2007)], наследию К.А. Полевого (Яровая 2001) и др.
Изучение связей энциклопедических журналов с периодическими изданиями немецких земель требует привлечения научных работ, посвященных истории немецкой журналистики 1-й пол. XIX века. В этой связи большую значимость для данного исследования представляют труды Г.Ф. Вороненковой (Вороненкова 2011), Ю. Вильке (Wilke 2000), Р. Штёбера (Stöber 2005), а также работы, в которых немецкая печать указанного периода изучается в контексте русско-немецких взаимоотношений (Заиченко 2005).
Зарубежная тематика энциклопедических изданий и формирование ими представлений о других странах и народах рассматривались в исследования по изучению образа Англии и англичан в России (Ерофеев 1982), русско-французских связей в журналистике 1-й половины XIX века (Гордеева 1995), литературных связей России и Западной Европы (Кулешов 1977) и др.
Однако журналы «Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения» в контексте создания ими определенных национальных стереотипов, их влияния на создание и трансформацию образа зарубежных государств до сегодняшнего дня практически не изучались.
Таким образом, существует противоречие между высокой степенью изученности истории и функционирования энциклопедических журналов и неполнотой комплексного рассмотрения влияния их публикаций на создание образа Германии.
С учетом указанного противоречия была сформулирована проблема исследования: влияние содержательных концепций «Московского телеграфа», «Телескопа» и «Библиотеки для чтения» на своеобразие репрезентации образа Германии на страницах данных журналов.
Цель исследования - на основании достижений современных теорий создания медиаобраза страны проанализировать содержательные компоненты образа Германии в отечественных энциклопедических журналах 1820-1830-х годов, характерные методы и приемы его формирования.
Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:
1. Систематизировать и практически рассмотреть научные работы о механизмах создания образа страны и роли журналистики в этом процессе.
2. Охарактеризовать специфику образа Германии в общекультурном дискурсе первой половины XIX века.
3. Определить значение немецкой тематики в просветительской концепции первых энциклопедических журналов «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения» и мировоззренческих приоритетах редакторов
H.A. Полевого, Н.И. Надеждина и О.И. Сенковского, выявить роль указанных изданий в формировании представлений читательской аудитории о Германии.
4. Выделить и провести сравнительный анализ наиболее значимых особенностей образа Германии в исследуемых журналах.
5. Определить роль жанровых форм и особенностей структурирования публикаций на немецкую тему в создании образа Германии.
6. Выявить и систематизировать стилистические приемы создания образа Германии на страницах изучаемых энциклопедических журналов.
Объектом исследования диссертации являются журналы «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения», предметом - авторские публикации, редакционные комментарии и перепечатки из зарубежных изданий, посвященные Германии либо содержащие косвенные упоминания об особенностях данной страны и народа, опубликованные в «Московском телеграфе», «Телескопе» и «Библиотеке для чтения».
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по методологии исследования медиаобразов в средствах массовой информации (Богдан 2007; Балакина 2003; Добросклонская 2005); труды, посвященные изучению механизмов влияния масс-медиа на общественное мнение и репрезентации этнических стереотипов в СМИ (Ноэль-Нойман 1996; Блохин 2008; Волковский 2003, Малькова 2002), особенностям концептов и концептуальных суждений (Аскольдов 1997; Лихачев 1993; Пименова 2005), контекстуального прочтения журнальных текстов как целостной системы (Млечко 2008); работы по типологии периодических изданий (Акопов 1991; Ахмадулин 2009; Мисонжников 2001; Шкондин 2002; Шостак 1986), методологии историко-журналистских исследований (Есин 1977).
Методика исследования обусловлена его комплексным характером. Используются описательный, сравнительно-сопоставительный, филологический, конкретно-исторический, системно-структурный методы, а также метод статистического анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1820-1830-х гг. В начале 1820-х годов в русском обществе наблюдается усиление интереса к немецкой науке и культуре, получившего отражение в новом для российской журналистики типе издания - энциклопедическом журнале. Данные издания пользовались особой популярностью у широкого круга читателей и оказали существенное влияние на представления российской читающей публики о различных странах и народах, в частности Германии и немцев. Ограничение исследования 1840-м годом обусловлено тем, что к этому времени «Московский телеграф» и «Телескоп» прекратили свое существование, а «Библиотека для чтения» утратила популярность и влияние на широкую читательскую аудиторию.
Эмпирическая база исследования: публикации «Московского телеграфа» (1825-1834), «Телескопа» (1831-1836) и «Библиотеки для чтения» (18341840), посвященные немецкой теме. Выборка статей производилась в каждом номере указанных журналов. В ходе исследования было проанализировано 510 материалов, непосредственно связанных с темой диссертационной работы. Изучены исторические и литературные документы писателей, журналистов и их современников, которые содержат сведения или оценки событий и людей, так или иначе связанных с литературно-журнальным процессом того времени: письма H.A. Полевого, О.И. Сенковского; воспоминания К.А. Полевого, П.В. Анненкова, А.П. Милюкова, A.B. Никитенко.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые предпринята попытка комплексного анализа возникновения и эволюции образа Германии на страницах русских энциклопедических изданий. В результате изучения и систематизации материалов на немецкую тему в журналах «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения» выявлена роль данных изданий в репрезентации представлений о Германии и немецком народе среди образованной части российского общества, определены черты сходства и различия в редакционной политике освещения немецкой
тематики, разнообразие приемов формирования образа Германии, на страницах исследуемых журналов.
— в научный оборот вводится ряд публикаций «Московского телеграфа», «Телескопа», и «Библиотеки для чтения», посвященные Германии, архивные материалы, представляющие ценные сведения для изучения русско-немецких связей в журналистике 1820-1830-х годов;
— выявлено своеобразие творческого метода О.И. Сенковского при разработке немецкой темы по сравнению с другими проблемно-тематическими направлениями журнала «Библиотека для чтения» в исследуемый период;
— установлена историческая преемственность между средствами создания образов Германии и немцев в энциклопедических журналах 1820-1830-х годов и современными технологиями формирования медиаобразов страны и народа.
Теоретическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке методики анализа образа страны в исследованиях межнациональных связей в журналистике и выявлении роли публикаций на немецкую тему первых отечественных энциклопедических журналов в реализации их просветительской концепции.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для дальнейшего исследования истоков формирования и механизмов создания медиаобразов страны и народа в отечественной журналистике. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по истории отечественной журналистики, литературно-художественной критики, политической лингвистике, лингвокультурологии, имиджелогии.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения данной работы были апробированы на научных конференциях Южного федерального университета (2009, 2012), Московского государственного университета («Ломоносов-2010»), Санкт-Петербургского государственного университета («Средства массовой информации в современном мире», 2008, 2009). Результаты диссертационного исследования с 2012 года являются частью учебно-методического материала в рамках преподавания курса «История отечест-
венной журналистики ХУШ-Х1Х веков» и спецкурса «Европейские связи русской журналистики XIX века».
Положения, выносимые на защиту:
1. Энциклопедические журналы 1820-1830-х годов «Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения» сыграли большую роль не только в знакомстве россиян с достижениями немецкой науки и культуры, но и в формировании определенных национальных образов и стереотипов Германии и немцев. Анализ публикаций изучаемых изданий в контексте современных теорий влияния СМИ на создание этнических стереотипов позволяет сделать вывод, что многие приемы, получившие теоретическое осмысление в ХХ-начале XXI веков, использовались авторами первых отечественных энциклопедических журналов. Представляется возможным утверждать, что именно материалы данных изданий о различных сторонах жизни Германии и специфике немецкого национального характера фактически стали первым этапом формирования целостного медийного образа страны в отечественной журналистике.
2. Формы и методы создания образа Германии в энциклопедических журналах заключаются в избирательном освещении сотрудниками изучаемых изданий доминантных проблем общественной и культурной жизни Германии, перепечатке и комментировании публикаций немецких авторов, характеристике национальных черт немецкого народа. Среди наиболее употребляемых способов создания образа страны, на наш взгляд, выделяются трансформация информационного потока, употребление слов-маркеров, использование различных жанровых форм, стилистических средств и приемов языкового манипулирования.
3. В соответствии с особенностями изучаемых изданий образ Германии на страницах энциклопедических журналов обладает ярко выраженной спецификой. Перед читателями «Московского телеграфа» Германия представала центром европейской науки, культуры и образования. Ключевой характеристикой образа Германии является стремительное развитие национальной литературы под влиянием идей романтизма и осознания немецким народом своей самобыт-
ности. В этой связи H.A. Полевой представлял немецкий опыт в качестве положительного примера для развития отечественного просвещения.
Образ Германии в журнале «Телескоп» содержит в себе, помимо положительных характеристик немецкой образованности и важного вклада Германии в развитие европейской культуры, также ряд критических замечаний по отношению к немецкому романтизму и направлению развития современной литературы.
Значительное изменение данного образа, по сравнению с материалами «Московского телеграфа» и «Телескопа», наблюдается на страницах «Библиотеки для чтения». Используя приемы экспрессивной стилистики, редактор О.И. Сенковский подчеркивал регресс в различных областях культурной и научной деятельности Германии. Причину подобного явления Сенковский видел в негативном влиянии немецкой идеалистической философии на все сферы общественной жизни. При этом в качестве положительного примера в журнале выступают прусская монархия и естественнонаучные школы, отвергавшие влияние философии в пользу развития опытного знания.
4. В отношении к Германии и немецкому народу не наблюдается присущая журналистскому творчеству Сенковского противоречивость и парадоксальность. «Библиотека для чтения» занимала твердую и неизменную позицию по отношению к немецкой культуре и науке, последовательно формируя цельный образ, носивший явно тенденциозный характер. Сенковский базировался на уже сложившихся в русском обществе стереотипах о Германии и немецком национальном характере, однако последовательно придавал им новое содержание и ироничную окраску.
Публикации: по теме диссертации опубликовано 12 работ общим авторским объемом в 3,05 п.л., из них три работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, содержащего выводы, библиографи-
ческий блок, состоящий из списка научной литературы (183 работы) и списка источников. Общий объем диссертации составляет 161 страницу.
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи диссертационного исследования, научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Образ страны и народа в историко-журналнстском исследовании» посвящена анализу процесса формирования теоретических представлений о сущности понятия «образ». Особое внимание уделено различным методологическим подходам к изучению механизмов создания образа страны и народа в средствах массовой информации.
В параграфе 1.1. «Теория образа в социогуманитарных науках» автор, отмечая, что разработка теории образа восходит к античности, рассматривает различные дефиниции данного понятия в трудах Платона, Аристотеля и мыслителей последующих эпох. Исторический экскурс позволяет диссертанту установить, что внимание ученых было направлено на выявление познавательной функции образа и особенностей его возникновения в человеческом сознании.
По мере развития социогуманитарных наук появляются исследования, рассматривающие понятие «образ» применительно к явлениям политической, культурной и общественной жизни. Изучается процесс формирования и рецепции образов не только в индивидуальном, но и в массовом сознании. В связи с этим автор обосновывает необходимость терминологического разграничения понятий «образ страны», «образ народа», а также установление взаимосвязи и различий терминов «образ», «стереотип», «имидж».
В параграфе 1.2. «Репрезентация национальных образов и стереотипов в средствах массовой информации» автор анализирует роль СМИ в создании и трансляции образов стран и народов, рассматривает различные концепции информационного воздействия на аудиторию, указывает на факторы, способствующие появлению и трансформации образов стран и народов в сознании как индивида, так и общества в целом. Выделяются основные журнали-
стские приемы создания национальных образов и стереотипов: трансформация информационного потока, искажение или утаивание определенной информации либо избирательного освещения жизни определенных стран и народов, использование в текстах различных подсознательных информационных стимулов и модальностей, среди которых - противопоставление «своих» и «чужих», возбуждение ироничного и негативного отношения к «другим», широкое применение устойчивых стереотипов, апелляция к общественному мнению, авторитетным суждениям и др.
Систематизируя и обобщая важнейшие научные исследования, посвященные данной проблеме, автор отмечает, что последовательное насыщение информационного пространства целенаправленно создаваемыми образами оказывает существенное влияние на систему ценностей, идеологию и восприятие окружающей действительности массовой аудиторией.
Вторая глава «Формирование образа Германии в отечественных энциклопедических журналах 1820-иервой половины 1830-х годов» посвящена сравнительной характеристике тематики, проблематики публикаций о Германии в первых отечественных энциклопедических журналах, а также анализу средств создания образов Германии и немецкого народа в «Московском телеграфе» (1825-1834) и «Телескопе» (1831-1836).
В параграфе 2.1 «Немецкая тема в просветительской концепции энциклопедических журналов "Московский телеграф" и "Телескоп" дается характеристика процесса зарождения и формирования в российской журналистике энциклопедического журнала как определенного типа издания, раскрывается содержание понятий «энциклопедизм», «просвещение» и «просветительство».
Особенности материалов на немецкую тему в журналах «Московский телеграф» и «Телескоп» были обусловлены типоформирующими факторами энциклопедического журнала, принципиально нового для России. Концепция энциклопедизма предполагала не только широкую тематическую палитру, но и просветительский характер изданий. Автор указывает на новаторство первого
энциклопедического журнала «Московский телеграф» и отмечает, что издатель придавал большое значение проблемам национальной самобытности, сравнениям менталитета различных народов с русским национальным характером. Николай Полевой одним из первых высказал мнение о необходимости информационного сотрудничества между изданиями разных стран и о ведущей роли журналистики в формировании образа иностранного государства.
Концепции «Московского телеграфа» и «Телескопа» рассматриваются диссертантом в контексте философско-эстетических предпочтений образованного русского общества 1820-1830-х годов. Именно в эти годы Германия «в полной мере становится тем соседом, который способствовал проникновению в Россию европейской культуры и системы ценностей» (Кантор 1997, с.355). В связи с этим автор указывает на особую роль немецкой литературы и науки в первых энциклопедических журналах, отмечает значительный интерес H.A. Полевого и Н.И. Надеждина к идеям немецкой философии и университетскому образованию в Германии.
Сравнительно-сопоставительный анализ концепций изданий «Московский телеграф» и «Телескоп» позволил автору сделать вывод, что, несмотря на незначительные расхождения редакторов в понимании задач энциклопедического журнала, наблюдается ряд важнейших, объединяющих характеристик (тип журнала, просветительские задачи, стремление к сближению России с европейской наукой и культурой и др.), что непосредственным образом нашло отражение в освещении немецкой темы.
В параграфе 2.2. «Концептуальные особенности освещения немецкой культуры на страницах "Московского телеграфа" п "Телескопа" рассматриваются тематические направления публикаций, посвященных Германии, и система приемов формирования определенного образа страны и национальных стереотипов в указанных изданиях.
Проведенный диссертантом статистический и текстологический анализ материалов первого энциклопедического журнала «Московский телеграф» показывает, что тематический диапазон публикаций на немецкую тему был
значительно уже по сравнению с материалами о других странах. Журнал Н. Полевого практически не уделял внимания общественной и политической жизни германских земель, светской хронике, экономике, техническим изобретениям, промышленности, медицине, моде Германии.
Аналогичный анализ публикаций о Германии в «Телескопе» показал, что их тематический диапазон был более разнообразным. Редактор «Телескопа» Н.И. Надеждин, публикуя материалы краеведческого характера, сообщает о природе и климатических особенностях страны, в путевых заметках описывает различные достопримечательности немецких земель. При этом следует отметить, что приоритетными тематическими направлениями «Телескопа» являлись немецкая философия и эстетика, составляя 35% всех публикаций о Германии.
Указанные тематические составляющие были связаны, в первую очередь, с представлениями издателей о Германии, сформированными еще до выхода энциклопедических журналов. В частности, H.A. Полевой, П.А. Вяземский, К.А. Полевой и другие авторы «Московского телеграфа» считали Германию европейским центром передовой литературы, акцентировали внимание читателей на литературных достижениях страны. На страницах журнала «Телескоп» Н.И. Надеждин и его соратники уделяли особое внимание творчеству Шиллера, Гете и других немецких авторов, научным открытиям немецких ученых, состоянию образования и книгоиздательского дела в Германии.
В отличие от «Московского телеграфа» отношение к немецкой литературе в «Телескопе» не было однозначно положительным. Напротив, суждения Надеждина, Белинского, Шевырева и других авторов журнала отличает критическое отношение к романтизму. При характеристике современного этапа развития немецкой литературы Надеждин акцентирует внимание читателя на отрицательной динамике в развитии ведущего литературного направления. Используя экспрессивную стилистику, он подчеркивает, что от «умеренного» и «безопасного» романтизма Германия перешла к романтизму «исступленному»,
«необузданному», что негативно сказалось на состоянии современной литературы.
Исследовательский интерес представляет анализ концептуальных высказываний издателей и ведущих авторов данных журналов о Германии. Используя инструментарий и достижения междисциплинарных наук, диссертант предпринял попытку выявления основных характеристик концептов «Германия» и «немцы» на страницах первых энциклопедических журналов. Наиболее частотными по языковой репрезентации стали следующие семантические поля, окружающие понятийное ядро концепта «Германия»: «просвещение», «романтизм», «словесность», «университеты», «раздробленность», «знание», «самобытность». Признаковое поле исследуемого концепта репрезентируют контекстуальные синонимы: Германия - «ученая страна», «многолюднейшая страна Европы», «страна романтизма». Многоплановый и сложный концепт «немцы» включает в себя различные семантические характеристики менталитета немецкого народа в понимании авторов изучаемых энциклопедических журналов: «обстоятельность», «педантичность», «рассудительность», «умозрительность», «терпеливость», «любознательность», «мечтательность» и др.
Параграф 2.3 «Жанрово-стилистическое своеобразие публикаций о Германии в первых энциклопедических журналах» посвящен изучению жанровой системы публикаций «Московского телеграфа» и «Телескопа», а также выявлению своеобразия стилистических приемов в материалах на немецкую тему. На основании анализа 215 публикаций «Московского телеграфа» и 143 материалов «Телескопа» автор приходит к выводу, что использование редакторами и авторами изданий определенных жанровых форм является важным средством создания образов страны и народа. К важнейшим из них относятся жанры обозрения, научно-популярной статьи, комментария, портрета, заметки.
Используя жанровые возможности обозрения, авторы «Московского телеграфа» и «Телескопа» создавали обширную панораму развития немецкой
литературы и журналистики, при этом оказывая влияние не только на отдельные аспекты восприятия читателями образа Германии, но и на формирование устойчивых стереотипов толкования немецкого национального характера. Образ Германии как страны науки существенно дополнялся также перепечатками «Московским телеграфом» и «Телескопом» статей немецких ученых. Тематика публикаций научно-популярного характера касалась проблем мирового просвещения, этнографических, географических, нравственных, социальных и других вопросов.
H.A. Полевой и Н.И. Надеждин не ограничивались лишь переводом публикаций. В большинстве случаев перепечатки из немецких газет и журналов предварялись комментариями редакторов, в которых давались необходимые читателю разъяснения, высказывались суждения и оценки. Изучение различных видов комментариев позволяет утверждать, что формы прямого обращения к читателю в «Московском телеграфе» и «Телескопе» были наиболее важным средством создания определенного образа, стереотипов, усиления или трансформации ряда представлений о Германии и немцах в сознании читателей. Именно эти комментарии выводили материалы литературоведческого и исторического характера на качественно иной уровень осмысления роли и места Германии в общеевропейском культурном пространстве.
В третьей главе «Трансформация образа Германии в энциклопедическом журнале второй половины 1830-х годов ("Библиотека для чтения")» рассматриваются концептуальные изменения в освещении немецкой тематики и анализируются способы формирования представлений и устойчивых стереотипов, которые стали основой для репрезентации нового образа Германии и немцев на страницах данного энциклопедического журнала.
В параграфе 3.1 «Влияние философско-эстетических взглядов О. Сенковского на специфику немецкой темы в "Библиотеке для чтения" автор, рассматривая типологические характеристики третьего энциклопедического журнала, отмечает значительное расширение, по сравнению с «Московским телеграфом» и «Телескопом», немецкой тематики и ориентацию Сенков-
ского на широкую читательскую аудиторию, стремление редактора к коммерческому успеху журнала и удовлетворению запросов читателей. Диссертант, выявляя отношение к Германии, характерное для различных категорий русского общества, устанавливает взаимосвязь между спецификой читательской аудитории «Библиотеки для чтения» и особенностями разработки немецкой темы в журнале.
Большую роль играли философско-эстетические взгляды самого редактора, полностью определявшие политику издания. Анализ научных и мемуарных источников доказывает, что для Сенковского не было характерным увлечение романтизмом и немецкой философией. На становление его взглядов оказала влияние еще малозаметная в те годы тенденция утверждения приоритета опытного знания, неприятие «умозрительности» и литературных направлений, уводящих от реальной действительности. Существует прямая зависимость между указанной позицией Сенковского и образом Германии на страницах «Библиотеки для чтения». Личностные черты редактора - сочетание эрудиции и иронии, стремление к сатирическому отображению действительности — нашли отражение в публикациях журнала, связанных с немецкой тематикой
В параграфе 3.2. «Проблемно-тематический анализ публикаций о Германии на страницах "Библиотеки для чтения" выявляются механизмы разрушения в журнале устоявшихся представлений о Германии как страны передовой науки и философии. В понимании О. Сенковского просвещать читателя значило не только информировать его о достижениях мировой науки и культуры, но и препятствовать влиянию ложных, по мнению редактора, научных теорий и литературных направлений. Диссертант отмечает, что Сенков-ский считал наиболее опасным предубеждением современности увлечение немецкой философией, которое представлялось им как причина регресса ряда научных направлений в Германии, а также проявлением вольнодумства в самых различных формах. В связи с этим критика «ложных ценностей и знаний» стала одним из главных аспектов просветительской функции журнала.
Материалы о негативных, с точки зрения редактора, сторонах немецкой жизни представляют собой сложную разветвленную систему, в основе которой - серия статей, содержавших резкую критику различных аспектов влияния немецкой философии и «умозрения».
Осознавая популярность немецкой философии в образованных кругах российского общества, редактор «Библиотеки для чтения» использует различные приемы психологического воздействия на читателя. Наиболее распространенный из них - последовательное формирование негативной установки. Ироничные замечания, краткие бездоказательные суждения о Германии регулярно присутствовали в публикациях разделов «Смесь» и «Литературная летопись». Сопоставление противоречивых суждений, ироничные описания оторванных от реальности теорий направлены на насмешливо-снисходительное восприятие читателем философских идей и осмеяние немецкой «умозрительности». Используя антропоморфные сравнения, Сенковский представлял читателям Германию как «одряхлевшую» страну, все успехи которой остались в прошлом.
Комплексный анализ публикаций «Библиотеки для чтения» на немецкую тему показывает, что на страницах журнала создается образ, по выражению Сенковского, «другой Германии». Развивая идею необходимости обновления немецкой культуры и науки, «Библиотека для чтения» приветствовала открытия в сфере естественных наук, медицины, экономики, сельского хозяйства. На страницах данного журнала Пруссия предстает образцом для подражания на фоне других немецких земель, особенно в сферах образования и политической стабильности.
Наиболее яркие краски, богатую палитру стилистических средств, оригинальные композиционные приемы Сенковский использует в материалах сатирического характера. Диссертант указывает на то, что новый взгляд на немецкую действительность в журнале только намечен и не представлен столь широко и многопланово, как в основном блоке публикаций на немецкую тему. Вместе с тем важно отметить, что образом «другой Германии» Сенковский фактически предвосхищает новые тенденции в общественном сознании
российского общества второй половины XIX века, когда, по выражению Н.В. Шелгунова, «немцы мысли» становятся «немцами дела» (Шелгунов 1871, с. 28).
В параграфе 3.3. «Особенности немецкого национального характера в журнале "Библиотека для чтения"» рассматриваются выразительно-изобразительные языковые и стилистические средства создания образа немецкого народа в журнале О. Сенковского.
Тема специфики национального характера, взаимоотношений различных культур и менталитетов являлась в «Библиотеке для чтения» приоритетной и самым тесным образом была связана с энциклопедической концепцией издания. Авторы «Библиотеки для чтения» размышляли о причинах национальных различий, проводили параллели между обычаями и привычками русских и европейцев. Диссертант подчеркивает, что, в отличие от англичан или французов, немцы интересовали Сенковского не только как представители одного из европейских народов, но прежде всего, как носители определенного мировоззрения. Стремление к разрушению «ложных авторитетов» немецкой философии и романтизма обусловили пристальное внимание редактора «Библиотеки для чтения» к наиболее существенным сторонам немецкого менталитета с целью доказать существование кризиса немецкой словесности и науки и неприемлемость «умозрительных» идей для русского общества.
Анализ публикаций «Библиотеки для чтения» показывает, что собирательный образ немцев был ограничен определенными стереотипными типажами, которые в журнале выступали единственными представителями немецкого народа. Использовался прием метонимии и устанавливалось тождество между личностными чертами некоторых немецких ученых или деятелей искусства и ментальностью всего немецкого народа, что неизбежно приводило к подмене понятий и тенденциозности.
На основании проведенного анализа можно выделить несколько важнейших социальных категорий, которые являлись олицетворением немецкого народа в журнале: литератор (32%), профессор/ученый (30%), деятель искусства
(музыкант, художник, скульптор (12%), философ (8%), критик (7%), студент (5%), монарх (3%), другое (3%).
В Заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования и определяются перспективы дальнейшей разработки темы.
Журналы «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения» сыграли большую роль не только в знакомстве россиян с достижениями немецкой науки и культуры, но и в репрезентации определенного образа Германии и национальных стереотипов о специфике немецкого менталитета. Анализ материалов изучаемых изданий в контексте современных теорий влияния СМИ на создание этнических образов и стереотипов позволяет сделать вывод о том, что многие приемы, получившие теоретическое осмысление в ХХ-начале XXI вв., использовались авторами первых энциклопедических журналов.
Особенности материалов на немецкую тему в журналах «Московский телеграф» и «Телескоп» были обусловлены типоформирующими факторами энциклопедического журнала, принципиально нового для России. Концепция энциклопедизма предполагала не только широкую тематическую палитру, но и просветительский характер издания, что обусловило обращение издателей и редакторов к Германии, которая во многих областях представлялась им образцом для подражания. При этом важное значение придавалось темам национальной самобытности, сравнению менталитета различных народов с русским национальным характером.
Редакционная политика исследуемых изданий отражала мировоззренческие и эстетические взгляды редакторов. Н. Полевой воспринимал Германию как центр европейской науки и родину романтизма. Н. Надеждин в формировании концепции «Телескопа» опирался на труды по философии и эстетике, отмечая системность мышления немцев как национальное достоинство. При этом оба редактора указывали на особую роль Германии в развитии европейских гуманитарных наук и воспринимали немецкий опыт как пример успешного развития просвещения. Принципиально иной представала Германия в оценке «Библиотеки для чтения». Отстаивание редактором О. Сенковским принципов
эмпирических наук, неприятие им идей немецкой философии и романтизма стали основой для трансформации традиционного и формирования нового образа Германии в журнале.
В ходе исследования выявлены различные приемы создания образа Германии и немцев в изучаемых журналах:
— тематические (трансформация информационного потока, выделение доминирующих направлений немецкой действительности при игнорировании целого ряда тем);
- жанровые (использование возможностей различных жанровых форм - обозрения, портрета, комментария, научно-популярной статьи, заметки и др. как средства создания образа);
—стилистические средства (метафоры, сравнения, эпитеты, метонимия, гипербола, гротеск);
— приемы манипулятивного воздействия на читателя (апелляция к общественному мнению либо к авторитету, усиление идентификации личности с группой, использование эффектов стереотипизации, дезориентация читателя и ДР-)-
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Дубовер М.А. Трансформация образа Германии в энциклопедических журналах 1820—1830-х годов (на примере «Московского телеграфа» и «Библиотеки для чтения») // Теория и практика общественного развития // - № 6 - 2011. С. 306-309. - 0,38 п.л. (Перечень ВАК РФ).
2. Дубовер М.А. Русско-немецкие связи в журналистике // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. — № 2. - С. 214-215. - 0,25 п.л. (Перечень ВАК РФ).
3. Дубовер М.А. Две Германии Осипа Сенковского // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. — № 1. — С. 23-28. — 0,49 п.л. (Перечень ВАК РФ).
4. Дубовер М.А. Из истории русско-немецких журналистских связей. Николай Полевой о немецкой печати // Филологический вестник Ростов, гос. ун-та. - Ростов-на-Дону, 2006. - № 2. - С. 62-65. - 0,36 п.л.
5. Образ Германии и немцев в энциклопедических изданиях 1820-1830-х годов (на примере журналов «Московский телеграф», «Телескоп» и «Библиотека для чтения») // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб, 2007. - С. 88-90. - 0,15 п.л.
6. Дубовер М.А. «Московский телеграф» и немецкая журналистика 1820— 1830-х годов // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы VII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб., 2008. - С. 11-13. - 0,1 п.л.
7. Дубовер М.А. Немецкая пресса в контексте содержательной концепции журнала «Московский телеграф» (1825-1834) // Актуальные проблемы журналистики и массовой коммуникации. Взгляд молодых исследователей. Вып. 8; под ред. Л.П. Громовой. - СПб. 2008. - С. 16-23. - 0,35 п.л.
8. Дубовер М.А. Николай Полевой и концепция информационного сотрудничества России и Европы // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2009. - С. 191-192.-0,1 п.л.
9. Дубовер М.А. Немецкая тема в журнале «Библиотека для чтения»: к проблеме формирования и трансформации образа народа// Журналистика: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 226-232. - 0,25 п.л.
10. Дубовер М.А. Образ Германии и немцев в энциклопедических изданиях 1820-1830-х годов (на примере журналов «Московский телеграф» и «Библиотека для чтения») // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010». - М., 2010. 0,1 п.л.
11. Дубовер М.А. Жанр обозрения как средство создания образа Германии и немцев в журнале «Московский телеграф» // Южно-Российские научные чтения — 2012. Журналистика: взаимодействие науки и практики. — Ростов-на-Дону, 2012. - С. 57-60 - 0,11 п.л.
12. Дубовер М.А. Печать Германии в оценке отечественных энциклопедических журналов 1820-1830-х гг.// СМИ германоязычного региона. Сборник статей германистов. Выпуск 3. — М., 2012. — С. 7-15. — 0,41 п.л.
Сдано в набор 18.10.2014. Подписано в печать 18.10.2014. Формат 60x84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,1. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ 2310/02.
Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30
www.copy61 .ru e-mail: info@copy61.ru