автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Образ и стиль жизни китайской женщины в шанхайской культуре
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ и стиль жизни китайской женщины в шанхайской культуре"
005533440
На правах рукописи
СЕЛИВЕРСТОВА Юлия Андреевна
ОБРАЗ И СТИЛЬ ЖИЗНИ КИТАЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ШАНХАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ (1920-30-е гг.).
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история. (Новое и новейшее время)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
2 6 СЕН 2013
Москва-2013
005533440
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»
кандидат исторических наук, доцент
Солодкова Ольга Леонидовна
доктор исторических наук Горбунова Светлана Алексеевна
ФГБУН «Институт Дальнего Востока РАН», руководитель Центра научной информации и документации
кандидат исторических наук, доцент
Нестерова Елена Ивановна
ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педа-
гогический государственный университет»
Защита диссертации состоится « 28 » октября 2013 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.042.04 по историческим и политическим наукам при ФГБУН «Институт востоковедения РАН» по адресу: 107031, Москва, ул. Рождественка, 12
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУН «Институт востоковедения РАН» (Москва, ул. Рождественка, 12)
Автореферат разослан « 25 » сентября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Шарипова P.M.
кандидат исторических наук
© ФГБУН «Институт востоковедения РАН», 2013
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В данной диссертации исследуется образ женщины в истории Китая первой половины XX в., возникший в сознании горожан под воздействием новой массовой культуры. В контексте социальных изменений автором анализируется дальнейшая трансформация этого образа, а также стиля жизни женщин Шанхая 1920-30-х гг.
Объектом исследования является образ новой женщины Китая, созданный в сознании горожан под влиянием шанхайской культуры, а также характерные особенности социальной, экономической, семейной и культурной жизни горожанок, связанные с воздействием данного образа.
Актуальность работы определяется самим ходом развития взаимоотношений Востока и Запада в конце XX - начале XXI вв. В условиях современного общества, когда вопрос взаимовлияния и сближения культур стал особенно актуальным, активно идущий процесс вестернизации нуждается в более подробном изучении. Особенно важным видится обращение к истокам данного явления. Если рассматривать историю Китая, то наиболее показательным и интересным примером взаимодействия культур в Новое и Новейшее время является шанхайская среда. Активное влияние западной культуры на жизнь горожан породило множество явлений, прежде не имевших места в традиционном китайском обществе. Особенно ярко данные изменения отразились на жизни женщин Шанхая начала XX в.
Анализ положения женщины в шанхайской среде является необходимым этапом в исследовании проблем тендера в Китае. Начало XX в. стало ключевым моментом в истории женского движения в этой стране. Яркие образы женщин, отраженные в кинолентах шанхайских студий, рассказах писателей, на обложках журналов и рекламных плакатах 1920-40-х гг., оказали влияние на восприятие китайской женщины не только в Китайской Республике, но и за рубежом. Образ новой женщины Шанхая стал репрезентативным типом китаянки середины XX в. далеко за пределами страны. Не смотря на то, что эпоха, в которую формировался данный образ, уже давно прошла, он по-прежнему широко представлен в современном искусстве, как самой КНР, так и других стран'.
Цель диссертации состоит в том, чтобы, основываясь на письменных и вещественных источниках, изучить образ современной женщины, сформировавшийся в сознании жителей Шанхая в 20-30-е гг. XX в., а также его влияние на поведение и внешний облик горожанок.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
-установитьрепрезентативные черты культуры Шанхая;
1 См.: Ма Шанлун. Шанхай нюйжэнь (Женщины Шанхая). Шанхай, 2007. С 266-270.
3
-определить особенности образа новой китайской женщины, характерные для периода 1920-30-х гг.;
- определить социальный состав женщин Шанхая и выявить круг горожанок, испытавших наибольшее влияние местной культуры;
- исследовать, как менялся стиль жизни женщин Шанхая в результате воздействия городской среды и образов массовой культуры в исследуемый период;
- определить основные черты, присущие внешнему облику горожанок в исследуемый период.
Хронологические рамки работы определяются целью и задачами исследования. Верхней границей изучаемого периода является рубеж 191020-х гг., когда наступает расцвет культурной и экономической жизни Шанхая. Окончание Первой мировой войны способствовало быстрому экономическому развитию города и значительному увеличению иностранной диаспоры. Приток инвестиций в различные отрасли экономики привел к улучшению инфраструктуры, активизации торговой и промышленной деятельности, повышению доступности образования. В этот период особенно быстрыми темпами развивались киноиндустрия и печатные средства массовой информации, что оказало значительное воздействие на развитие местной культуры.
Нижняя граница хронологических рамок исследования определена концом 1930-х - началом 1940-х гг. Выбор данного рубежа связан с внешне- и внутриполитическими событиями в Китае, приведшими к введению военного положения в городе, замедлению экономического роста, оттоку из Шанхая значительной части иностранного населения. С начала 1940-х гг. в местной среде не наблюдалось новых культурных явлений, угасла жизнь столичной элиты, индустрия развлечений пришла в состояние стагнации. Во время Второй мировой войны многие известные деятели культуры и искусства покинули Шанхай, отправившись в более спокойный Гонконг2. Спустя некоторое время после окончания войны к власти пришла Коммунистическая партия Китая, что окончательно лишило Шанхай особого положения и исключило возможность существования прежней полуколониальной культуры. Таким образом, рассматривая развитие образа и особого стиля жизни китайской женщины в условиях шанхайской культуры, следует, прежде всего, говорить о периоде начала 1920-х - конца 1930-х гг.
Источниковедческая база исследования. Для решения поставленных в работе задач использован разнообразный круг источников, различных по своему происхождению, содержанию и форме. Первую группу составили полноформатные цветные журналы на китайском языке конца 20-х - середины 30-х гг., издававшиеся специально для женской читательской ауди-
2См. например: Сунь Мэнъин. Лаошанхзй дэ минсин (Знаменитости старого Шанхая). Шанхай, 2010;
ДайЮньюнь. Шанхайсяоцзе (Шанхайскаядевушка). Шанхай, 1999.
тории. Прежде всего, это журналы «Фунюй цзачжи» (Женский журнал), «Цзиньдай фунюй» (Современная женщина), «Линлун» (Элегантность), «Лянъго» (Молодой компаньон), «Нюйшэнь» (Богиня), «Нюй тунсюэ» (Студентка). Данные периодические издания содержат большое количество иллюстративных материалов, статьи приглашенных редакторов журналов, а также заметки читателей, посвященные широкому кругу вопросов. Особенная ценность данного типа источников заключается в возможности проследить эволюцию многих социальных концепций и образов женщины в шанхайской культуре за счет практически полной подборки выпусков журналов за все годы, с момента начала их издания и до конца 1930-х гг. На страницах данных журналов публиковались заметки как познавательного, так и развлекательного характера, размещались фоторепортажи о женщинах Китая и других стран.
Ко второй группе источников относятся статьи и интервью, выходившие в периодических изданиях - журналах, еженедельных и ежедневных газетах, издававшихся в Шанхае на английском и китайском языках в период 1920-40 гг. XX в. Данные статьи рассказывают о повседневной жизни горожан, социальных, экономических и политических проблемах. Это, прежде всего, отдельные статьи периодических изданий на английском языке: «Чайна джорнал»3, «Норт Чайна Хэральд»4, «Форчюн мэгэ-зин»5. Издания на китайском языке представлены журналами литературного и общественного характера, на страницах которых обсуждались вопросы культуры, развития китайского общества, положения женщины. К подобным изданиям относятся журналы «Сяньдай пинлунь» (Современное обозрение)6, «Шэхуэй юэкань» (Социальный ежемесячник)7, «Цзачжи» (Журнал)8, «Шиши синьбао» (Текущие события)9, «Тяньди» (Небо и земля)10 и др.
'industrial, commercial and financial notes //The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-indla/tales/t-journal.htm (дата обращения: 14.10.2012); Cholera Epidemics in Shanghai & Hongkong //The China Journal. 1937. Vol. XXVII, № 4. URL:
http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-Journal.htm (датаобращения: 14.10.2012); Bigner J. War-torn Shanghai //The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3.URL: http://www.earnshaw.com/shanghal-ed-lndla/tales/t-journal.htm (датаобращения: 14.10.2012). "Letter to the editor// North China Herald. 1911. May. URL: http://www.earnshaw.com/shanghal-ed-indla/tales/t-publicOl htm (дата обращения: 14.10.2012). ^The megapolisof continental Asia//Fortune magazine. 1935. Vol. XI, №1. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/llbrary/fortune/t-fortune.httn (датаобращения: 14.10.2012); Appendix 111: Extract from a Taipan's Budget // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, No.l. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-lndia/tales/llbrary/fortune/t-fortune5.htm (дата обращения: 14.10.2012).
6Шанхай дэ цзуцзе (Иностранные поселения Шанхая) // Сяньдай пинлунь. Шанхай. 1925. № 33. С. 125-127.
7Шанхай дэ нюйгун вэнти (Проблемы женщин-рабочих Шанхая) // Шэхуэй юэкань. 1930. Na 4. С 1-7.
еЧжан Айлин. Даоди ши шанхайжэнь (Я see же из Шанхая) // Цзачжи. 1943. № 5. С. 27 -31.
Vo Можо. Шанхай иньсян (Впечатления от Шанхая) //Шиши синьбао. 1921.04.04. [Ицзы тун] URL: http://yizitong.com/cpoetry/dpai.php?cipai_id=511&poemjd=248851&no=2 (дата обращения 17.12.2012).
10Чжан Айлин. Гунъюй шэнхо дэ цзицюй (Интересные заметки о жизни в апартаментах) // Тяньди. 1943.
№3. С. 20-22.
Третья группа источников представлена автобиографическими и мемуарными произведениями китайских и западных авторов, проживавших в исследуемый период в Шанхае. В этих работах содержатся описания социально-экономической и культурной жизни города, быта горожан, сделанные от лица непосредственных участников событий. Особенно ценным является то, что авторство части произведений принадлежит непосредственно женщинам, что позволяет почерпнуть дополнительную информацию для исследования, касающуюся самовосприятия женщиной нового статуса в обществе. К данной группе источников относятся работы издателя одного из шанхайских литературных журналов Чжан Цзыцина", часть автобиографических рассказов12 писательницы Чжан Айлин, письма Jly Синя, адресованные своим друзьям, воспоминания о Шанхае одной из четырех великих писательниц Китая - Сяо Хун13 и др. Большой информативностью отличается биографический роман «Опавшие листья возвращаются к корням»14, представляющий собой мемуарные воспоминания китайской писательницы Янь Цзюньлин15. Первая часть работы посвящена воспоминаниям двоюродной бабушки, дедушки, тети писательницы, которые жили в Шанхае в 1910-30-е гг. Также роман содержит детские воспоминания самой Янь о ее пребывании в Шанхае и Тяньцзине с 7-летнего возраста и до отъезда в Америку в середине 1940-х гг.
Источники на английском языке представлены работами журналиста Джона Гантера16, в 1939 г. посетившего Шанхай, а также заметками «Путешествие в войну»17, оставленными американцами, которые исследовали жизнь города в момент японской оккупации. Данные работы помогают лучше понять социально-экономическое положение Шанхая в период 1930-х гг., а также оценить степень иностранного влияния на местную культуру и быт. При большой информативности данного типа источников необходимо признать наличие доли вымысла в описаниях и определенного субъективизма в выводах авторов.
Часть источников данной группы представлена воспоминаниями русских эмигрантов, живших и работавших в Шанхае в 30-е гг. XX в. К числу таких работ относится книга «Китай, как он есть» журналиста Льва
иЧжан Цзыцин. Во дэ цзыцзы Чжан Айлин (Моя сестра Чжан Айлин). Шанхай, 2003. URL: http://learning.5ohu.com/2004/04/01/03/article219700394.shtml (дата обращения 10.07.2012). u Чжан Айлин. Сыюй (Сокровенное). URL http://book.kanunu.org/book3/7108/index.html (дата обращения 25.10.2012); Тунъянь уцзи (Слова ребенка без злого умысла). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/index.html (дата обращения: 25.10.2012).
13 Сяо Хун. Хуэйи Лу Сюнь сяньшэн (Воспоминания о Лу Сине). URL: http://www.thn21.com/Articie/chang/10971_4.htmi (дата обращения: 17.12.2012).
14 Янь Цзюньлин. Ло е гуэй гэнь (Опавшие листья возвращаются к корням). Пекин, 2001.
15В зарубежной литературе известна под именем Аделин Мэ (AdelineYenMah). Роман переведен на несколько иностранных языков, английское название романа «Falling leaves go to roots».
16 Gunther J. Inside Asia. Shanghai, 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/short/asia.htm (дата обращения 16.10.12).
" Isherwood Ch., Auden W.H. Journey to a War. 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/war/war.htm (дата обращения: 14.10.2012).
Арнольдова18 и воспоминания о судьбе русской эмиграции Владимира Слободчикова19. Особый интерес представляют работы, написанные авторами-женщинами, нашедшими в Шанхае временное пристанище после отъезда из северных районов Китая. Ярким примером могут служить мемуары сестер Ильиных20, которые жили в городе в исследуемый период. Большой информативностью отличаются и воспоминания Лариссы Андерсен21, известной в Шанхае русской поэтессы и танцовщицы.
К четвертой группе источников относятся художественные произведения зарубежных и китайских авторов, содержащие описания быта и культуры шанхайского общества, оценочные замечания авторов о его жителях. Данные работы нельзя отнести ни к числу мемуарных, ни к числу автобиографических произведений, так как повествование в них не всегда ведется от первого лица, автор обезличен. К таким работам относятся книги Вики Баум22, Морин Карнс и Пэта Паттерсона23, опубликованные на английском языке и содержащие красочные описания жизни иностранной диаспоры Шанхая, пересказы историй, некогда происходивших в городе, а также многочисленные замечания авторов о взаимоотношениях китайского и западного населения Шанхая. Влияние западной культуры на жизнь города нашло свое отражение в сатирическом рассказе Элси МакКормик «Неопубликованный дневник шанхайского ребенка»24, в котором повествование ведется от лица американского младенца, взрослеющего в семье шанхайских резидентов.
Источники данного типа на китайском языке в основном представлены работами писателей, выражавших в своих работах отношение к злободневным социальным темам, в том числе к вопросам о положении женщин и особенностям шанхайской культуры. Среди таких работ, прежде всего, следует выделить часть произведений Чжан Айлин25 и Лу Синя26.
18 Арнольдов Л. В. Китай, как он есть. Шанхай, 1933. URL:
http://www.russianshanghai.eom/artides/china/postS404#more-5404 (дата обращения: 07.12.2012).
19 Слободчинов В. А. О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай. М., 2005.
30 Ильина-Лаиль О. И. Восточная нить. URL: http://www.russianshanehai.com/hl-story/now/postl559#more-
1559 (дата обращения 02.11.12); Ильина Н. И. Дороги и судьбы. М. 1991.
21 Андерсен Л. Н. Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма. М., 2006.
22Ваит V. Sity-by-the-Sea. Shanghai, 1937. URL: http://www.earn5haw.com/shanghai-ed-
india/tales/library/pott/index.html (дата обращения: 14.10.2012).
13Kerns М., Patterson P. High lights, low lights, tael lights. Shanghai, 1936. URL
http-.//vww.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/high/t-high.htm (дата обращения: 14.10.2012). 2tMcCormic E.The Unexpurgated Diary of a Shanghai Baby. Shanghai, 1927. URL: http://www.e3rnshaw.com/sh3nghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
25 Чжан Айлин: Гэн и цзи (Заметки об изменениях в одежде). URL:
http://book.kanunu.org/book3/710S/155481.html (дата обращения 25.10.2012); Ее же. Юй нюй тун чэ (Женщины похожи) // Цачжи. 1944. Na 1. и др.
хЛуСинь: Шанхай шаонюй (Шанхайские девочки). URL: http://www.en84.com/thread-235-l-l.html (дата обращения: 10.11.2012); Его же. Е сун (Гимн ночи). [Вую вулюй чжунсюэ юй вэньван]. URL: http://www.5156edu.com/page/07-07-19/26343.html (дата обращения: 17.12.2012); Его же. Рассказ о волосах. [Электронный ресурс]. URL: http://prochtu.ru/text.php?avtor=673&kn¡ga=9&f=html&p=view (дата обращения 02.11.12) и др.
Пятую группу источников представляют англоязычные издания энциклопедического и справочного характера, изданные в исследуемый период в Шанхае. Информация, представленная в данных работах, позволяет получить необходимые статистические данные о жизни населения города, оценить степень воздействия западной культуры на китайский быт, а также больше узнать об особенностях жизни и отношении западных резидентов Шанхая к местному населению. К числу таких источников относятся издание «Энциклопедия Синика»27 и «Улицы Шанхая»28, а также многочисленные путеводители и справочники29, знакомящие с культурой и бытом шанхайского населения.
Визуальные материалы, созданные в исследуемый период, составляют шестую группу источников. К числу таких произведений относятся кинокартины30 двух шанхайских киностудий 1930-х гг. «Минсин» и «Ляньхуа». Эти картины представляют взгляд режиссеров на противоречия и сложности городской жизни нового времени, воплощенные на экране через призму взаимоотношений женщины с окружающим миром. В рассматриваемых кинолентах жительницы города практически всегда выступают в качестве главного действующего лица. Слова и поступки героинь отражают существовавшие в то время представления об образе новой женщины Китая. К данному типу источников также относятся многочисленные фотографии и рекламные плакаты с изображениями известных певиц и актрис 1920-30-х гг., которые демонстрируют модные образы тех лет и показывают эволюцию этих образов во времени. Представления о внешнем образе горожанок, социальных конфликтах и популярных городских трендах также дают иллюстрации, использовавшиеся в шанхайской наружной и печатной рекламе31. Значительное количество подобных источников представлено в ресурсах сети Интернет32, посвященных визуальному искусству Китая XX в.
27CoulingS. Encyclopedia Sinica. Shanghai, 1917. URL : http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-slnica.htm (дата обращения: 13.09.2012)
28 Gordon A. H. The streets of Shanghai. Shanghai, 1941. http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012).
29All about Shanghai and environs. A standard guidebook. Shanghai, 1934. [Sinomedia). URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htm (дата обращения: 14.10.2012); Flying Tiger: guide to Shanghai. New York, 1945. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-all.htiTi (дата обращения: 14.10.2012); Shanghai country walks. Shanghai, 1934. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-lndia/tales/library/walks/walks.htm (дата обращения: 14.10.2012).
жГо фан (Нравы страны). Реж. Ло Минъю. Шанхай, 1935; Малу тяньши (Ангел дорог). Реж. Юань Мучжи. Шанхай, 1937; Модэн нюйсин (Современная девушка). Реж. Ту Гуанци. Шанхай, 1945; Нюйшэн (Богиня). Реж. У Юнган. Шанхай, 1934; Цзымэй „уа (Сестры). Яеж. Чжэн Чжэнцю. Шанхай, 1933; и др.
31 Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 124.
32The common people and the artist in the 1930's : an essay In the cultural and social metahistory of China through visual sources. URL: http://commonpeople.vcea.net/index.php (дата обращения: 14.10.2012); Women's magazines from the republican period at the institute of Chinese studies. URL: http://www.sino.uni-heidelberg.de/womag/04-xfn-lntro.htm (дата обращения: 14.10.2012).
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии до настоящего момента не было написано пи одной работы, посвященной теме женщины в шанхайском обществе начала XX в. Говоря об изученности вопроса, стоит в первую очередь определить имеющиеся работы по смежным тематикам, таким как: социально-экономическое положение Шанхая в раннее Новейшее время, положение женщины в китайском обществе начала XX в.
Новая и новейшая история Китая традиционно вызывает большой интерес представителей российской востоковедческой школы. По данному периоду отечественными историками написано значительное число работ политической и социально-экономической тематики. Однако эти труды, как правило, носят комплексный характер, рассматривают китайское общество в целом, практически не учитывая специфики Шанхая. Исключением служат несколько статей33, написанные в 2000-е гг. Данные исследования затрагивают отдельные стороны социально-экономической и культурной жизни города, однако они не содержат анализа влияния западной цивилизации на быт местных жителей. Говоря о шанхайском обществе в контексте взаимодействия культур, необходимо также отдельно упомянуть о серии научных статей востоковеда A.C. Ипатовой34, в которых автор подробно анализирует влияние русской общины на различные стороны жизни города. К сожалению, в данных работах не рассматривается история других иностранных диаспор мегаполиса.
Тема социальной и семейной ролей женщины в китайском обществе была затронута в достаточно большом количестве работ отечественных востоковедов. Среди подобных трудов необходимо отметить монографии известных российских синологов, таких как В.В. Малявин35, В.Н. Усов36, A.A. Маслов37. Однако хронологические рамки данных исследований, как правило, ограничиваются 1911 г. или даже более ранними периодами, что позволяет провести анализ изменения положения жительниц крупных городов Китая лишь на протяжении XVII-XIX вв. Применительно к истории раннего Новейшего времени стоит еще раз упомянуть серию статей русского журналиста Льва Арнольдов38, написанную им в начале XX в. Замет-
33Почагина О. В. Сексуальные услуги как социальный феномен а современном Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 5. С 73-87; Архимандрит Августин (Никитин). Седьмая тетрадь. Пилигрим. Шанхай: встреча Востока и Запада // Нева. 2005. №7. С. 276-279. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/8256692 (дата обращение 12.12.2010).
"См. например: Ипатова A.C. Российская эмиграция в Шанхае: русские музыканты и русская музыка {1920-1930-егг.) // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 5. С. 141-157; Ее же. Российская Духовная Миссия в Китае: век двадцатый.1Ж1_: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hist/istor.pom.-/10kitajskaja-/663rossijskaja-dukhov-.htm (Дата обращение 17.02.2012).
35 Малявин В. В. Китай в XVI-XVII веках. Традиция и культура, 1995; Китай: энциклопедия любви. Сост., пер. с кит., вступит, ст. и комм. Малявин В. В. М., 2003.
36Усов В. Н. Жены и наложницы Поднебесной. М., 2006.
37Маслов А. А. Образы маскулинности-фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае. URL: http://woman.upelsinka.com/history/tao_2.htm (дата обращения: 25.01.2010).
38 Арнольдов Л. В. Цит. соч.
ки автора служат не только источником по вопросу социального положения женщин в Китае, но также должны быть отнесены к историографическим работам, так как кроме описания увиденной реальности статьи JI.B. Арнольдова содержат анализ происходивших в китайском обществе изменений, сравнения с более ранними периодами истории. Вопрос изменения положения женщины в китайском обществе в начале XX в. также частично был исследован в статье Ю.А. Кузнецовой39, где автор говорит о переосмыслении традиционных женских образов в современной китайской драме.
Активное исследование истории и культуры шанхайского общества начала XX в. в зарубежной историографии началось лишь в 1990-е гг. Описание научной литературы по теме представлено в соответствии с проблематикой работ, без учета этнической принадлежности авторов. Связано это с тем, что значительное число работ принадлежит китайским авторам, проживающим за пределами КНР и пишущим как на китайском, так и на английском языках.
Для понимания особенностей шанхайской культуры, сложившейся в результате синтеза восточной и западной традиций, безусловно, важной является книга Лин Пань «Шанхайский стиль: искусство и дизайн между двумя войнами»40. В данной работе подробно рассмотрены составные элементы шанхайской культуры, представленные различными направлениями визуального искусства: архитектурой, изобразительным искусством, дизайном, полиграфией, рекламой. Тема особенностей шанхайского стиля также затронута в работах Шэнь Цунвэня41 и Ли Юндуна42. Авторы уделяют особенное внимание анализу психологического портрета жителей мегаполиса, описанию социальных конфликтов и противоречий в обществе. Специфика местной среды также представлена в статьях, рассказывающих о жизни западной диаспоры города, литературной и издательской деятельности отдельных представителей искусства43, особенностях функционирования рекламного рынка Шанхая44. Среди трудов западных историков, по-
39 Кузнецова Ю.А. Переосмысление традиционных женских образов в китайской драме XX века: Пань Цзиньлянь в драмах Оуян Юйцяня и Вэй Минлукя. URL:
http://www.synologia.ru/a/nepeocMbi^eHHe_TpaAH4HOHHbix_H<eHCKMX_o6pa308 (дата обращения: 13.12.2012).
40 Pan L Shanghai style: art and design between the Wars. Hong Kong, 2003. пШэнь Цунвэнь. Лунь хайпай (О хайпай). URL:
http://www.ccview.net/htm/xiandai/wen/shencongwen071.htm (дата обращения 12.11.2012).
'2Ли Юндун. Жэнь юй чэн дэ дуэйхуа: Лу Сюнь юй цзуцзе хуа дэ Шанхай (Диалог человека с городом: Лу Синь и иностранный Шанхай) // Сянтань дасюэ сюзбао, чжэсюэ шэхуэй кэ сюэбань. 2006. Vol. XX, №5. С. 102-107. URL http://courseware.eduwest.eom/courseware/0360/content/yanjiu/wen/4.pdf (дата обращения 10.07.2012).
i3Shu Meishl. The Lure of the Modern: Writing Modernism In Semicolonlal China, 1917-1937. London, 2001; HockxM. Gentility in a Shanghai literary salon of the 1930s/The quest for gentility In China. Edit. By Daria Berg. Abington, 2007. P. 58-72.
44 Jin Xuechen. Preface: Advertisement of the old times of Shanghai// Лаошанхай гуангао (Реклама старого Шанхая). Шанхай, 2000. С. 1-2; Дин Хао. Цзянишуцайхуафэнсяньгэйшанъемэйшу
(Посвящениехудожественноготалантакоммерческойрекламе)//Лаошанхайгуангао (РекламастарогоШан-хая). Шанхай, 2000. С. 13-19; Чжан Чжунминь. Цзиньдай Шанхай гунжэнь цзецзн дэ гунцзы юй шенхо - и
священных исследованию полуколониальной культуры Шанхая, стоит назначь книгу Грэхема Ирншоу «Рассказы старого Шанхая»45, в которой анализируется широкий пласт текстовых и вещественных источников начала XX в.
Тендерной проблематике Нового и Новейшего времени посвящена комплексная работа китайских авторов Чжэн Юнфу и Лу Мэйи46, исследующих изменения в социально-экономическом положении женщин Китая в период 1911-1949 гт. В более узком ключе данный вопрос рассматривается в монографиях, вышедших на Западе, в первую очередь здесь стоит упомянуть работы Рэя Чоу47, Хершаттер Гэйл43, Пола Байли49 и некоторых других50. В своих трудах зарубежные исследователи анализируют изменения в законодательной, образовательной и трудовой сферах, которые оказали воздействие на положение женщины в обществе. Если говорить о статьях и монографиях, в которых исследуется роль женщин в культуре Китая, то стоит отметить труды Хань Юйфэна51, Барбары Миттлер52, Янь Хайпина53, Люй Чжоу54. Данные работы рассказывают о деятельности горожанок в сфере искусства, дают представление о новых женских образах в литературе. Отдельного внимания заслуживают несколько работ на китайском языке, в которых описывается трансформация образов шанхайских девушек в массовом сознании горожан на протяжении XX в. В первую очередь - это труд историка Ма Шанлуна55, коллективная монография
20 шицэи 30 няньдай дяоча вэй чжунсинь дэ фэньси (Анализ жизни и уровня оплаты рабочего класса Шанхая на материале исследований 30-х гг. XX в.). URL: http://economy.guoxue.com/?p=2741 (дата обращения: 10.07.2012).
isEarnshaw G. Tales of Old Shanghai. Hong Kong, 2008.
46Чжэн Юнфу, Лу Мэйи. Чжунго фунюй тунши, миньго цзюань (История женщин Китая, период миныо). Ханчжоу, 2010.
i7Chow Я. Woman and Chinese Modernity: The politics of reading between West and East. Minneapolis, 1991.
48Hershatter G. Women in China's long twentieth century. Berkeley, 2007.
43Bailey P. J. Gender and education in China. Abingdon, 2007.
50DongJInxIa. Women, sport and society in ModernChina. London, 2003; Wexler L. Allowing girls to hold up half the sky: combining norm shifting and economic incentives to combat daughter discrimination in China // Florida State University Research Paper Series FSU College of Law, Public Law Research Paper, 2007. №209. P. 1-2S. URL: http://ssrn.co m/abstract=907276 (датаобращения 12.10.2012).
slXaHb Юйфзн. Исследование живописи женского движения Китая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №82-1. URL:
http://cyberlenlnka.rU/article/n/issledov3nie-2hlvopisi-zhenskogo-dvlzheniya-kitaya (дата обращения: 24.12.2012).
"/Wittier В. In spita of gentility: women and men in Unglong (Elegance), a 1930s women's magazine / The quest for gentility in China. Edit. By Daria Berg. Abington, 2007. P. 207 - 234.
slYon Haiping. Chinese women writers and the feminist imagination, 1905 -1938. Abingdon, 2006.
ъ'Liu Zhou. The commercialization of emotions in Zhang Ailing's fiction//the journal of Asian Studies. 2011.
Vol. LXX, №1. P. 29-51.
s5Mo Шанлун. Шанхай нюйжэнь (Женщины Шанхая). Шанхай, 2007.
«Редкие хроники Шанхая»56, а также серия работ исследователя культуры города Сунь Мэнъи57.
Для лучшего понимания произошедших в Китае социальных перемен важно было проанализировать монографии, посвященные более ранним периодам истории страны. Тема семейного уклада, быта и традиций китайского общества в правление последней императорской династии Цин была всесторонне освещена в работах известных западных синологов: Ч.П. Фицджеральда58, Роберта Ван Гулика59, Дороти Ко60. Нельзя не отметить две монографии на китайском языке6', которые включают в себя подробные сведения о положении женщины в традиционном китайском обществе: в работах китайских авторов Лю Далиня и И Чжунтяня подробно рассматривается эволюция представлений о женщине и ее социальной роли в китайском обществе до начала XX в., затрагиваются вопросы морального облика девушек, обучения и воспитания.
Рассмотрев комплекс работ, посвященных исследуемой проблеме, мы можем сделать вывод о том, что при наличии широкого круга научных трудов по смежным тематикам, в российской и зарубежной историографии до настоящего момента не было проведено всестороннего исследования образа и стиля жизни китайской женщины в шанхайской культуре.
Методологическая основа работы определяется многоплановостью избранной проблематики и предмета исследования, целью и задачами диссертационной работы. Основу исследования составили проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы. Принцип историзма позволяет видеть исследуемые события и процессы в их развитии и взаимосвязи. Использование в исследовании комплексного подхода обусловлено необходимостью всестороннего изучения влияния культурного, социального, экономического факторов на процессы, происходившие внутри Китая, в частности в Шанхае.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые в отечественной историографии предпринимается попытка рассмотреть особенную атмосферу Шанхая, сложившуюся в условиях взаимодействия традиционных китайских и западных культурных парадигм. В работе исследуется образ женщины Китая, сформировавшийся в сознании горожан под воздействием нового типа массовой культуры, анализируется дальнейшая
56 Шанхай чжэньдан (Редкие хроники Шанхая). Под ред. Си По. Шанхай, 2007.
57СуньМзнъин. Лаошанхайдэминсин (ЗнаменитостистарогоШанхая). Шанхай, 2010; Сунь Мэнъин. Лао-шанхайдэянжэнь (ИностранцыстарогоШанхая). Шанхай, 2010.
я Фицджеральд Ч. П. История Китая. Пер. Л АКалашникова. М., 200S.; его же. Китай: Краткая история культуры. Пер. Р. В. Котенко, СПб., 1998. URL: http://www.enoth.narod.ru/History/Fitzgerald.htm (дата обращение 12.12.2012).
пГулик Р.В. Сексуальная жизнь в древнем Китае. Пер. с англ. Кабанова А. М. СПб., 2000.
60 Ко О. Teachers of the Inner Chambers. Women and Culture in Seventeenth-Century China. Stanford, 1994.
6іЛюДалинь. Чжунго гудай син вэньхуа (Культура взаимоотношения полов в Древнем и Средневековом Китае). Нинся, 2002; И Чжунтянь. Чжунго дэ наньжэньхэ нюйжэнь (Мужчина и женщина в Китае). Шанхай, 2000.
трансформация этого образа, а также стиль жизни жительниц Шанхая первой трети XX в.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены при дальнейшем изучении историко-культурного и социального развития Китая на современном этапе, при исследовании проблем взаимоотношения Востока и Запада и синтеза культур. Широкий спектр анализируемых вопросов позволяет использовать основные положения диссертации при написании работ смежной тематики.
Материалы исследования могут быть применены при подготовке лекционных курсов и практических занятий по истории, культуре, тендерным проблемам Китая.
Апробация работы. Основное содержание и выводы исследования были отражены автором в статьях, опубликованных в научных изданиях, представлены и обсуждены в докладах на научных конференциях, провидимых кафедрой всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук РУДН и восточным факультетом СПбГУ в 2010-2013 гг. Так же апробация темы проходила в форме лекций, подготовленных диссертантом для слушателей зимней магистерской школы по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ 2012 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и двух приложений (Глоссарий и Иллюстрации).
Диссертация обсуждалась на кафедре всеобщей истории РУДН, где была рекомендована к защите.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяются актуальность исследования, его научная новизна, ставятся цели и задачи работы, дается характеристика источниковедческой базы работы и степень разработанности темы, а также методологической базы исследования.
В первой главе «Зарождение и развитие особой культуры Шанхая» анализируются основные особенности городской культуры конца XIX-начала XX вв. Большое внимание уделено анализу взаимодействия локальной культуры с традициями и бытом западного общества. В первом параграфе «История иностранных поселений Шанхая» представлен состав иммигрантской среды города, описаны особенности жизнедеятельности иностранцев, которые оказали влияние на формирование культуры Шанхая.
В параграфе «Особенности культуры хайпай» исследуется синтез западной и восточной культур, в результате которого в Шанхае появилась устойчивая социокультурная среда, с присущими ей яркими чертами. Автор приходит к выводу, что в силу исключительного территориального и социально-экономического положения города можно говорить о возникновении уникальной местной культурной среды - хайпай (шанхайского стиля). Вследствие воздействия западной цивилизации данному стилю стали присущи такие особенности, как наличие большого числа атрибутов западной культуры, коммерциализация духовного и культурного пространства города, распространение психологии декаданса в среде местного населения, отсутствие монолитной культурной среды. Стиль хайпай оказал сильное воздействие на формирование особенного образа женщины в искусстве Китая 1920-30-х гг., что в свою очередь повлияло на поведение и внешний облик жительниц города.
Во второй главе «Новая женщина Китая и эволюция ее образа в сознании жителей Шанхая» исследуются трансформации, которые претерпел данный образ в городской культуре и искусстве в период 1920-30-х гг. В первом параграфе показано, что еще с 1910-х гг. образ новой женщины (кит. «синь нюйсин») возникает в работах публицистов и литераторов отдельных крупных городов Китая. Автором установлено, что на начальном этапе в Шанхае понимание образа синь нюйсин как символа модернизирующейся страны и либерального общества практически не отличалось от восприятия его в других крупных городах Китая. Женскому типажу на рубеже 1920-х гг. были присущи такие характеристики, как наличие образования, собственной гражданской позиции, трудолюбие, самостоятельность, внешнее уподобление мужчине, нарочитая демонстрация способности ни в чем не уступать противоположному полу. Женщины, представавшие перед горожанами на обложках первых цветных журналов, в статьях периодических изданий, на рекламных плакатах, транслировали главную идею обще-
ственных деятелей и активистов движения за новую культуру62: женщина Китая должна быть равной мужчине, иметь одинаковые с ним возможности для получения образования и профессионального роста, иметь равные права в семье.
Далее автор показывает, что на рубеже 20-30-х гг. образ новой женщины, популяризировавшийся в шанхайском обществе, претерпевает заметные изменения. В параграфе «Переход к образу современной женщины в сознании жителей Шанхая 1920-30-х гг.» показано, что, в соответствии с новыми критериями, горожанка должна была быть образованной, мыслящей, трудолюбивой, но одновременно с этим и привлекательно выглядящей, модно одетой, коммуникабельной, имеющей собственные интересы вне рамок семейной жизни. Показано, что под воздействием ценностей западного мира к 1930-м гг. в сознании жительниц Шанхая происходит значительный поворот, меняются ценностные ориентиры. Популяризируемый массовой городской культурой образ способствовал распространению нового стиля жизни и образа мышления, что во многом отвечало интересам развития экономики мегаполиса. Анализируя социально-экономическую ситуацию в Шанхае в 1930-е гг., автор отмечает, что сформировавшаяся массовая культура имела определенное негативное влияние на жизнь женщин, что нашло выражение в упадке нравов части горожанок, появлении новых психологических конфликтов и социальных противоречий.
В третьем параграфе исследуются особенности жизни жительниц Шанхая из различных социальных слоев населения. В зависимости от территории проживания и рода деятельности горожанок, шанхайские девушки в разной мере испытывали на себе воздействие западной культуры. Для классификации населения Шанхая автор предлагает соотносить горожанок с условной категорией «угла», принятой в китайской историографии, и возникшей в виду ассоциирования географического термина «угол - гряо» (берег реки Хуанпу) с уровнем материального благосостояния населения, проживавшего по разные стороны реки. В зависимости от происхождения, уровня образования, рода деятельности и места проживания горожанки разделены на три типа: женщины нижнего угла (ся чжи цзяо), среднего угла (чжун чжи цзяо) и верхнего угла (шан чжи цзяо). Как показано в работе, перемены в жизни беднейших слоев (женщин нижнего угла) были самыми незначительными, коснулись лишь маленькой группы горожанок, работавших в сфере развлечений. Наиболее сильное влияние чуждой культуры испытали на себе жительницы верхнего и среднего углов. Если первые претерпели лишь внешнюю трансформацию, то девушки среднего угла одновременно переняли западные элементы в образе жизни и мышления.
В третьей главе «Изменения в стиле жизни женщин Шанхая под воз-
63 Массовое социальное движение в Китае, начавшееся в середине 1910-х гг. Сторонники данного движения призывали к созданию новой культуры Китая, которая должна была перенять положительный опыт западной науки и культуры.
действием социокультурной среды хайпай» исследованы новые тенденции, проявившиеся в жизни горожанок в результате влияния культуры Шанхая. Подробно рассмотрены перемены в образе мышления, мировопренни женщин в сравнении с предшествующими веками, а также социальные н психологические конфликты, возникшие в городской среде в 20-30 гг. XX в. Автор подчеркивает, что основным объектом рассмотрения и данной главе выступают именно представительницы среднего класса, которые и наибольшей степени соответствовали образу новой женщины.
В параграфе «Появление первых образованных женщин в Шанхае» показано, что в исследуемый период во многом благодаря западному влиянию жительницы мегаполиса сумели реализовать свое право па среднее и даже высшее образование. Распространение грамотности и проводимая властями социально-экономическая политика способствовали активному включению их в трудовую деятельность, обретению определенной экономической самостоятельности. Впервые в истории Китая женщина среднего класса получила возможность заниматься собственным делом, обучаться, зарабатывать деньги наравне с мужчиной. Наряду с вполне естественными профессиями медсестры, преподавателя, писателя, машинистки, продавца или оператора, появился спрос и на совершенно новые для Китая роды занятости, такие как модельный бизнес или актерская работа. Во многом появление профессий фотомодели, актрисы, певицы, манекенщицы было связано с популяризацией западного стиля жизни и массовой культуры. Автор отмечает, что достигнутые права и свободы поставили ряд горожанок в нелегкое положение. Заявленные требования о равноправии во многом были выполнены лишь формально, на бумаге, общество менялось не столь стремительно, и многие нововведения давали сбои. В среде китайского населения продолжали существовать пережитки прошлого. При этом женщинам пришлось столкнуться с теми проблемами, от которых они традиционно были ограждены и, соответственно, не были способны правильно с ними справляться. Как показано во втором параграфе «Сложности и социальные конфликты нового времени», многим женщинам ради куска хлеба пришлось заниматься трудом, часто осуждаемым: танцевать и петь в клубах, позировать для журналов и постеров, заниматься проституцией и консума-цией.
В третьем параграфе рассмотрены основные изменения в семейном положении жительниц Шанхая в 1920-30-е гг., которые явились следствием, как общих тенденций развития китайского общества, так и влияния новой вестернизированной массовой культуры города. Говоря об улучшении положения молодых девушек в семье, получении ими права на самостоятельный выбор будущей жизни, автор указывает и на то, что повышение статуса женщины в семье не стало характерным и однозначным явлением во всех слоях населения. Помимо этого, новая массовая культура, экономические условия и повышение уровня образования жительниц Шанхая
способствовали изменению самих форм семейной жизни и появлению новых социально-личностных проблем. С одной стороны, некоторые девушки добровольно отказывались от семейной жизни, обрекая себя на одиночество. С другой стороны, те женщины, что стремились к созданию семьи, порой не могли найти себе достойного спутника.
В четвертой главе «Изменения во внешнем облике шанхайской женщины» последовательно рассматриваются два десятилетия, в которые наблюдались различные тенденции во внешнем виде жительниц Шанхая. В первом параграфе «Внешнее проявление борьбы за равноправие женщин» описываются трансформации во внешнем облике горожанок, связанные с запретом бинтования ног, движением за обрезание волос и появлением моды на новый костюм. Исследуя происходившие перемены во внешнем виде девушек, автор приходит к выводу, что в первую четверть XX в. изменения в женском костюме в основном проявились в стремлении к практичности и подражанию мужскому стилю в одежде. В среде горожанок к середине 1920-х гг. обрел новую жизнь традиционный маньчжурский халат ципао, который стал символизировать желание женщин замаскировать привлекательность собственного тела и еще более уподобиться мужчинам. В определенный период времени в среде шанхайской студенческой молодежи также наблюдалось увлечение западной модой, однако, как показано в работе, это не привело к повсеместному отказу от традиционных элементов в одежде.
Во втором параграфе «Обретение женственности» автором показано, что в 1930-е гг. в Шанхае происходит расцвет буржуазной культуры, что значительным образом отражается на внешнем облике шанхайских девушек. Горожанка становится более раскованной, смелой, внешне привлекательной. Появление новых элементов одежды, распространение моды на укладку волос способствовали пробуждению женственности, появлению интереса к индивидуальности женского тела и сексуальности. Однако, как отмечает автор, многие перемены во внешности жительниц мегаполиса были продиктованы не естественным стремлением к преображению, а явились результатом активной пропаганды массовой культуры и образа современной женщины. За кажущейся раскрепощенностью и смелостью шанхайских красавиц скрывались внутренние психологические конфликты и отсутствие индивидуальности.
В Заключении подводятся итоги работы и приводятся основные выводы.
1. Шанхайская культура, именуемая в китайской историографии как хайпай, представляет собой сложное и неоднозначное явление. Ее особенности сформировались в результате взаимодействия традиционных форм городской культуры южной части Китая с традициями Запада, начало этому было положено в середине XIX в. В условиях синтеза западной и восточной культур в Шанхае была создана устойчивая социокультурная среда,
с присущими ей яркими особенностями, которые стали наиболее шмиии-ми в период расширения территории города с начала 1920-л. Харгипсрпи-ми чертами шанхайской культуры этого периода были подражание чаинд-ному стилю жизни, коммерциализация духовного и культурного пространства города, распространение психологии декаданса в среде мсепим о населения. Для хайпай было характерно отсутствие монолитной культурной среды, что было обусловлено значительным расслоением общества, присутствием иностранных диаспор и китайского населения из других, и основном южных, провинций страны. Все вышеописанные черты, гак млн иначе, были связаны с проживанием в городе выходцев с Запада и массовым проникновением в шанхайскую среду элементов чуждой культуры. Говоря о хайпай, стоит в первую очередь понимать, что это была не одна из вариаций китайской региональной культуры, а именно отдельная локально ограниченная культурная общность, сложившаяся в результате взаимодействия в границах Шанхая цивилизаций Запада и Китая.
2. Важнейшей частью исследования стало изучение основных образов новой женщины, которые получили распространение в городской среде. В исследуемый период в Шанхае произошла значительная трансформация того концепта новой женщины Китая (синь нюйсин), который активно пропагандировался в среде жителей крупных городов на рубеже Х1Х-ХХ вв. и далее в трудах активистов движения за новую культуру и движеиия 4 мая63. На начальном этапе в Шанхае понимание данного образа как символа модернизирующейся страны и либерального общества практически не отличалось от восприятия его в других крупных городах страны. Шанхайская культура, в силу непосредственного контакта горожан с представителями Запада и большей либеральности местных настроений, лишь способствовала абсолютизации части тенденций, их более яркому проявлению. Женскому типажу на рубеже 20-х гг. были присущи такие характеристики, как наличие образования, собственной гражданской позиции, трудолюбие, самостоятельность, внешнее уподобление мужчине, нарочитая демонстрация способности ни в чем не уступать противоположному полу, будь то труд на заводе или же участие в спортивных соревнованиях.
На рубеже 1920-30-х гг. образ новой женщины претерпевает заметные изменения. В связи с появлением большего числа новых инструментов культурной пропаганды, таких как специализированные журналы, реклама, кинокартины, магазины женских товаров, новая женщина Китая в границах Шанхая становится уже не просто новой (синь нюйсин), но современной женщиной (модэн нюйсин). Этому трансформированному типажу, популяризируемому в среде горожанок, стали свойственны те черты, о которых не говорили китайские интеллектуалы ранней Республики. Современ-
ю Массовое движение в Китае в мае-июне 1919 г., начавшееся с активного выступления молодежи по всей стране. Развернулось в ответ на решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германские концессии в провинции Шаньдун.
ная женщина должна была не только не уступать мужчине по объему полученных прав и свобод, но и превосходить его. Она должна была стоять выше мужчины в силу наличия терпения, упорности, быстрой обучаемости, широкого кругозора, врожденного чувства стиля. Жительницы Шанхая 30-х гг. более не стремились уподобиться мужчине. В соответствии с новыми критериями, предъявляемыми обществом к модэн нюйсин, она должна была быть образованной, мыслящей, трудолюбивой, но одновременно с этим и привлекательно выглядящей, модно одетой, коммуникабельной, имеющей собственные интересы вне рамок семейной жизни. Способность сочетать внутреннюю независимость и внешнюю красоту стала первостепенной задачей каждой успешной горожанки 30-х гг. Образ активной и привлекательной современной горожанки модэн нюйсин постепенно вытеснил образ мужеподобной новой женщины синь нюйсин периода начала Республики.
3. Благодаря активному проникновению западной модели функционирования различных институтов общества городская культура Шанхая с опережением прочих районов Китая приобрела черты именно массовой культуры. Говоря о влиянии хайпай на поведение и внешность женщины, стоит отметить, что атмосфера Шанхая не только отражала происходившие в сознании горожанок перемены, но и сама сильнейшим образом оказывала воздействие на местных жительниц. Благодаря новым инструментам воздействия массовой культуры на сознание горожанок, широкие слои общества оказались вовлечены в сферу влияния хайпай. Рассматривая женщин, ставших объектами массовой городской культуры, можно сделать вывод о том, что за исключением представительниц наиболее бедных слоев населения из числа бывших сельских жителей окрестностей и мигрантов из других провинций Китая, практически все горожанки в той или иной степени столкнулись с влиянием западных ценностей на собственную жизнь. В работе был также исследован определенный тип женщин, которые явились субъектами новой массовой культуры, творцами и законодателями основных тенденций в шанхайском социуме. В число представительниц общества, оказывавших влияние на появление новых образов и новых тенденций в хайпай, в основном вошли горожанки среднего достатка, имевшие среднее и высшее образование и способные самостоятельно себя обеспечивать. В первую очередь иконами для подражания жительниц Шанхая стали звезды кино и театра, эстрадные певицы, писательницы, спортсменки.
В третьей главе работы были исследованы основные перемены, произошедшие в стиле жизни женщины, ее социальной и семейной ролях. Если говорить о том, как образы новой женщины со страниц журналов и газет воплощались в реальной жизни горожанок, то стоит отметить превалирование внешнего подражания над внутренним соответствием выбранному типажу.
С началом республиканского периода и в течение последующих 30 лет в образе мышления и поведения женщин Шанхая произошли изменения, ставшие революционными в истории китайского общества. Для стили жизни женщин в период 20-х гг. XX в. было характерно незнакомое прежде китаянке стремление к маскулинности, отрицанию самого женского естества, как проявления слабости. Девушки активно поступали и учебные заведения, как государственные, так и частные, открытые китайцами и иностранцами Шанхая. Распространение грамотности и проводимая правящим режимом социальная политика способствовали активному включению женщины в трудовую деятельность, обретению ею определенной •>!«)-комической самостоятельности. В исследуемый период количество горожанок, занятых в текстильной, табачной и пищевой промышленности превысило число работников-мужчин. Параллельно с занятостью на низкооплачиваемой работе, не требующей квалифицированного труда, жительницы Шанхая активно устремились в те сферы деятельности, которые рапсе были для них закрыты: журналистика, литература, медицина, педагогическая, издательская и офисная работа. Более того, новые отрасли, возникшие в 20-е гг. и после активно развивавшиеся в городе, во многом были ориентированы именно на сотрудниц-женщин: кинематограф, эстрадное пение, модельный бизнес, парикмахерское искусство, сфера торговли.
С изменением экономического положения жительниц города повысился и семейный статус женщин. Жизненные перспективы, открывшиеся перед молодыми девушками с начала 20-х гг., улучшили положение девочек в семье и изменили само отношение горожан к рождению дочерей. Девочки не только получили возможность посещать начальную и среднюю школы, но и стали активными участницами системы высшего образования. При сохранении многих пережитков традиционного семейного уклада часть девушек получила право голоса в вопросе выбора будущего супруга и заключения брака. С начала 30-х гг. с изданием нового Гражданского Кодекса Китайской Республики право женщины на свободу брака и развода было закреплено официально. Частые появления на экранах кино и страницах журналов сюжетов о разводах, инициированных женщинами, демонстрируют повышение социального и семейного статуса женщины. Однако наряду с получение новых прав и свобод жительницы Шанхая столкнулись и с большим количеством сложностей, как материального характера, так и связанных с глубокими психологическими переживаниями. Стремительное социально-экономическое развитие города и его институтов не соответствовало тем традиционным основам жизни, которые прочно укоренились в сознании китайской женщины. Невозможность принятия самостоятельных решений, тотальная зависимость девушек от воли отца, а затем и мужа, защищенность от решения материальных проблем, закрытость личной жизни от общественного мнения были характерны для традиционного китайского общества. Неспособность рядовой женщины в по-
вседневной жизни соответствовать пропагандировавшимся массовой культурой образам привела к возникновению конфликтов, от которых китаянка была ограждена в прошлом. Резкие изменения окружающей действительности, произошедшие в период 1910-30-х гг., привели к распространению в обществе одиночества, самоубийств, иждивенческих настроений, упадку общего морального облика.
4. Рассматривая процесс изменения стиля жизни горожанок, положения в обществе и семье, можно говорить о плавном, постепенном движении, медленной эволюции отдельных социальных институтов. Если же проанализировать перемены во внешнем облике девушек, то обнаруживается параллельное существование различных тенденций, быстрые перемены веяний моды и стиля. В связи с этим в исследуемый период невозможно выделить общие тенденции во внешнем облике шанхайской женщины и стоит говорить о двух знаковых десятилетиях, в которые наблюдалось доминирование различных, порой даже противоречивых, представлений о надлежащем внешнем облике новой горожанки.
Первые два десятилетия после Синьхайской революции вошли в историю Шанхая как период адаптации общества к новым либеральным ценностям, активно проникавшим с Запада. Ярче всего переходность этого периода проявилась во внешнем виде девушек, ставшим зеркалом изменений китайского общества. Местные интеллектуалы призывали дать женщине свободу и равноправие с мужчиной, право быть естественной и самостоятельной. Единственный путь, по которому могла пойти китаянка, веками лишенная возможности выражения собственного мнения, была имитация мужского стиля в одежде и поведении. Первые яркие перемены во внешнем облике произошли в среде наиболее прогрессивно мысливших горожанок - студенток. Они ранее других жительниц крупных городов, и в частности Шанхая, одели грубые кожаные ботинки, стали экспериментировать с прической, отказались от традиционного наряда ханьских женщин, облачившись в мужские брюки или маньчжурский халат. Спортивное, физически крепкое тело, короткая утилитарная стрижка, простой крой монохромного костюма давали женщине 20-х гг. ощущение свободы и равенства. В то же время нарочитая демонстрация собственной красоты, желание нравиться мужчине воспринимались как духовная отсталость, возвращение к конфуцианской морали. Выглядеть привлекательно в те годы стремились лишь те девушки, что были вынуждены зарабатывать на жизнь за счет умения быть соблазнительными. Танцовщицы, певицы, проститутки своим внешним видом заметно контрастировали в сравнении с образованными женщинами Шанхая. Они первыми стали отпускать челку, носить импортные чулки и примерять западные платья.
5. К 30-м гг. XX в. взгляды прогрессивных женщин в вопросе внешнего вида обратились в противоположном направлении. Образ современной женщины, активно распространявшийся в городской среде, заста-
вил горожанок пересмотреть отношение к собственной привлекательности. Уподобление мужчине и стремление отринуть слабость, хрупкость и даже некую искусственность традиционного образа китаянки предшествующих столетий были забыты. С середины 20-х гг. и вплоть до начала помпы с Японией в Шанхае происходит расцвет буржуазной культур!,I. Женщины Шанхая перестают носить грубую мужскую обувь, отказываются от коротких стрижек и бесформенных ципао. Горожанка 30-х гг. становится более раскованной, смелой, сексуально привлекательной, частично споим внешним видом уподобляется танцовщицам и девушкам из домов терпимости. Вынужденные существовать в условиях нового капиталистического общества, женщины осознали, что красота могла стать залогом успешности, экономической состоятельности и дать ощущение превосходства. Именно в этот период в городе возникает канонический образ роковой китайской красавицы, распространившийся далеко за пределы Поднебесной. Изящная молодая женщина, одетая в приталенный наряд ципао ярких расцветок, с искусно завитыми волосами, непременно на высоких каблуках, воплотила универсальный стандарт женской красоты в стиле хайпай. Кинофильмы, рекламные плакаты, витрины магазинов и печатные издания активно пропагандировали подобный образ. Туфли и западные платья стали символами прогрессивного мышления и экономической самостоятельности.
Мы можем видеть, что уникальная атмосфера Шанхая оказала значительное влияние на формирование образа новой женщины Китая начала XX столетия, отличного от подобных же образов в других частях страны. Возникшая в среде хайпай массовая культура в сочетании с высокоразвитой экономикой наложила отпечаток на нравы местного населения. Уникальные для Китая черты в образе современной женщины на рубеже 20-30-х гг. были продиктованы новой идеологией потребления, захватившей город. Копирование местными жительницами данного образа привело к складыванию особого стиля жизни шанхайских женщин. Поведение и поступки их продолжали нести отпечаток традиционных догматов конфуцианства, в то время как внешне эти женщины олицетворяли собой наиболее передовых, прогрессивно мыслящих, независимых жительниц Поднебесной. Неспособность женщины быстро приспособиться к стремительному ритму шанхайской жизни и новым законам общества вылилась во множество психологических и социальных конфликтов. Однако эти проблемы оказались замаскированы за яркостью и блеском внешнего облика горожанок.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Л) Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Селиверстова Ю.А. Роль женщины в цинском обществе с точки зрения ценностных основ традиционной семьи в Китае // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2010. № 3. С. 58-73.
2. Селиверстова Ю.А. Трансформация облика шанхайской женщины в 20-е и 30-е гг. XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2012. № 2. С. 46-62.
3. Селиверстова Ю.А. Влияние иностранной диаспоры на изменение социально-экономической жизни шанхайского общества 1920-30-х гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2013. № 2. Принято к печати.
Б) Публикации в прочих изданиях:
4. Селиверстова Ю.А. Понятие любви в рамках традиционной китайской семьи в правление династии Цин // Восток-Запад: приоритеты эпох. Сборник статей межвузовской научной конференции. М.: РУДН, 2011. С. 269-281.
5. Селиверстова Ю.А. Влияние западной культуры на жизнь женщин Шанхая в 1920-30-е гг. // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. Сборник статей межвузовской научной конференции. М.: РУДН, 2011. С. 231-245.
6. Селиверстова Ю.А. Зарождение и развитие танцевальных клубов Шанхая 1920-40-е гг. // Олимпийские игры: история и современность: Сборник статей межвузовской научной конференции. М.: РУДН, 2012. С. 446-458.
7. Селиверстова Ю.А. Иллюзия и реальность: шанхайское общество 20-40-х гг. XX в.: Шанхайское общество глазами западных резидентов и иностранцев, посещавших Шанхай. // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность: Сборник статей участников московской научной конференции. М.: РУДН, 2012. С. 195-208.
Подписано в печать:
16.09.2013
Заказ № 8744 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации на тему "Образ и стиль жизни китайской женщины в шанхайской культуре"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
На правах рукописи
04201362028 СЕЛИВЕРСТОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА
ОБРАЗ И СТИЛЬ ЖИЗНИ КИТАЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ШАНХАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(1920-30-е гг.)
Специальность 07.00.03 - всеобщая история
(новое и новейшее время) Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: Кандидат исторических наук доцент
Солодкова О.А.
Москва - 2013
Содержание
Введение..................................................................................................................4
Глава 1. Зарождение и развитие особой культуры Шанхая.......................18
1.1. История иностранных поселений Шанхая.............................................18
1.2. Особенности культуры хайпай................................................................33
1.2.1. Эклектичная культура иммигрантской среды...................................34
1.2.2. Подражание иностранной культуре....................................................38
1.2.3. Превалирование материальных ценностей........................................43
1.2.4. Культура декаданса..............................................................................48
Глава 2. Новая женщина Китая и эволюция ее образа в сознании жителей Шанхая..................................................................................................................54
2.1. Движение за новую культуру и образ новой женщины..........................55
2.2. Переход к образу современной женщины в сознании жителей Шанхая 1920-30-х гг.........................................................................................................61
2.2.1. Издание женских журналов.................................................................63
2.2.2. Новые стандарты женской добродетели............................................68
2.3. Стиль жизни женщин из различных социальных слоев населения Шанхая................................................................................................................80
2.3.1. Женщины верхнего угла......................................................................85
2.3.2. Средний класс.......................................................................................90
2.3.3. Бедное население и трудовые мигранты............................................97
Глава 3. Изменения в стиле жизни женщин Шанхая под воздействием социокультурной среды хайпай.....................................................................103
3.1. Появление первых образованных женщин в Шанхае...........................105
3.2. Повышение социальной роли женщин...................................................115
3.3. От «тройной покорности» к равноправию в семье...............................134
3.4. Сложности и социальные конфликты нового времени.........................144
3.4.1. Трансформация института наложничества......................................144
3.4.2. Несчастливые браки и одиночество в городе..................................150
Глава 4. Изменения во внешнем облике шанхайской женщины...................159
4.1. Внешнее проявление борьбы за равноправие женщин.........................159
4.1.1. Отмена бинтования ног......................................................................159
4.1.2. Новый цивилизованный костюм.......................................................166
4.1.3. Движение за обрезание волос............................................................174
4.2. Обретение женственности......................................................................178
4.2.1. Влияние западной моды.....................................................................179
4.2.2. Популяризация образа современной женщины...............................183
4.2.3. Внешние атрибуты современной девушки......................................189
Заключение.........................................................................................................196
Список источников и использованной литературы.........................................204
Приложение 1. Глоссарий..................................................................................218
Приложение 2. Иллюстрации.............................................................................223
Введение
В данной диссертации исследуется образ женщины в истории Китая первой половины XX в., возникший в сознании горожан под воздействием новой массовой культуры. В контексте социальных изменений автором анализируется дальнейшая трансформация этого образа, а также стиля жизни женщин Шанхая 1920-30-х гг.
Объектом исследования является образ новой женщины Китая, созданный в сознании горожан под влиянием шанхайской культуры, а также характерные особенности социальной, экономической, семейной и культурной жизни горожанок, связанные с воздействием данного образа.
Научная актуальность работы определяется самим ходом развития взаимоотношений Востока и Запада в конце XX - начале XXI вв. В условиях современного общества, когда вопрос взаимовлияния и сближения культур стал особенно актуальным, активно идущий процесс вестернизации нуждается в более подробном изучении. Особенно важным видится обращение к истокам данного явления. Если рассматривать историю Китая, то наиболее показательным и интересным примером взаимодействия культур в Новое и Новейшее время является шанхайская среда. Активное влияние западной культуры на жизнь горожан породило множество явлений, прежде не имевших места в традиционном китайском обществе. Особенно ярко данные изменения отразились на жизни женщин Шанхая начала XX в.
Анализ положения женщины в шанхайской среде является необходимым этапом в исследовании проблем тендера в Китае. Начало XX в. стало ключевым моментом в истории женского движения в этой стране. Яркие образы женщин, отраженные в кинолентах шанхайских студий, рассказах писателей, на обложках журналов и рекламных плакатах 1920-40-х гг., оказали влияние на восприятие китайской женщины не только в Китайской Республике, но и за рубежом. Образ новой женщины Шанхая стал репрезентативным типом
китаянки середины XX в. далеко за пределами страны. Не смотря на то, что эпоха, в которую формировался данный образ, уже давно прошла, он по-прежнему широко представлен в современном искусстве, как самой КНР, так и других стран1.
Цель диссертации состоит в том, чтобы, основываясь на письменных и вещественных источниках, изучить образ современной женщины, сформировавшийся в сознании жителей Шанхая в 20-30-е гг. XX в., а также его влияние на поведение и внешний облик горожанок.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
- установить репрезентативные черты культуры Шанхая;
-определить особенности образа новой китайской женщины,
характерные для периода 1920-30-х гг.;
- определить социальный состав женщин Шанхая и выявить круг горожанок, испытавших наибольшее влияние местной культуры;
- исследовать, как менялся стиль жизни женщин Шанхая в результате воздействия городской среды и образов массовой культуры в исследуемый период;
- определить основные черты, присущие внешнему облику горожанок в исследуемый период.
Хронологические рамки работы определяются целью и задачами исследования. Верхней границей изучаемого периода является рубеж 1910-20-х гг., когда наступает расцвет культурной и экономической жизни Шанхая. Окончание Первой мировой войны способствовало быстрому экономическому развитию города и значительному увеличению иностранной диаспоры. Приток инвестиций в различные отрасли экономики привел к улучшению инфраструктуры, активизации торговой и промышленной деятельности, повышению доступности образования. В этот период особенно быстрыми темпами развивались киноиндустрия и печатные средства массовой
1 См.: Ма Шанлун. Шанхай нюйжэнь (Женщины Шанхая). Шанхай, 2007. С. 266-270.
информации, что оказало значительное воздействие на развитие местной культуры.
Нижняя граница хронологических рамок исследования определена концом 1930-х - началом 1940-х гг. Выбор данного рубежа связан с внешне- и внутриполитическими событиями в Китае, приведшими к введению военного положения в городе, замедлению экономического роста, оттоку из Шанхая значительной части иностранного населения. С начала 1940-х гг. в местной среде не наблюдалось новых культурных явлений, угасла жизнь столичной элиты, индустрия развлечений пришла в состояние стагнации. Во время Второй мировой войны многие известные деятели культуры и искусства покинули Шанхай, отправившись в более спокойный Гонконг . Спустя некоторое время после окончания войны к власти пришла Коммунистическая партия Китая, что окончательно лишило Шанхай особого положения и исключило возможность существования прежней полуколониальной культуры. Таким образом, рассматривая развитие образа и особого стиля жизни китайской женщины в условиях шанхайской культуры, следует, прежде всего, говорить о периоде начала 1920-х - конца 1930-х гг.
Источниковедческая база исследования. Для решения поставленных в работе задач использован разнообразный круг источников, различных по своему происхождению, содержанию и форме. Первую группу составили полноформатные цветные журналы на китайском языке конца 20-х - середины 30-х гг., издававшиеся специально для женской читательской аудитории. Прежде всего, это журналы «Фунюй цзачжи» (Женский журнал), «Цзиньдай фунюй» (Современная женщина), «Линлун» (Элегантность), «Лянъю» (Молодой компаньон), «Нюйшэнь» (Богиня), «Нюй тунсюэ» (Студентка). Данные периодические издания содержат большое количество иллюстративных материалов, статьи приглашенных редакторов журналов, а также заметки
2См. например: Сунь Мэнъин. Лаошанхай дэ минсин (Знаменитости старого Шанхая). Шанхай, 2010; ДайЮньюнь. Шанхайсяоцзе (Шанхайскаядевушка). Шанхай, 1999.
читателей, посвященные широкому кругу вопросов. Особенная ценность данного типа источников заключается в возможности проследить эволюцию многих социальных концепций и образов женщины в шанхайской культуре за счет практически полной подборки выпусков журналов за все годы, с момента начала их издания и до конца 1930-х гг. На страницах данных журналов публиковались заметки как познавательного, так и развлекательного характера, размещались фоторепортажи о женщинах Китая и других стран.
Ко второй группе источников относятся статьи и интервью, выходившие в периодических изданиях - журналах, еженедельных и ежедневных газетах, издававшихся в Шанхае на английском и китайском языках в период 1920-40 гг. XX в. Данные статьи рассказывают о повседневной жизни горожан, социальных, экономических и политических проблемах. Это, прежде всего, отдельные статьи периодических изданий на английском языке: «Чайна джорнал»3, «Норт Чайна Хэральд»4, «Форчюн мэгэзин»5. Издания на китайском языке представлены журналами литературного и общественного характера, на страницах которых обсуждались вопросы культуры, развития китайского общества, положения женщины. К подобным изданиям относятся журналы «Сяньдай пинлунь» (Современное обозрение)6, «Шэхуэй юэкань» (Социальный
industrial, commercial and financial notes // The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (дата обращения: 14.10.2012); Cholera Epidemics in Shanghai & Hongkong // The China Journal. 1937. Vol. XXVII, № 4. URL: http://www.eamshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (датаобращения: 14.10.2012); BignerJ. War-torn Shanghai//The China Journal. Shanghai, 1937. Vol. XXVII, №3.URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-journal.htm (датаобращения: 14.10.2012).
""Letter to the editor // North China Herald. 1911. May. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/t-public01.htm (дата обращения: 14.10.2012).
The megapolis of continental Asia // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, №1. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/fortune/t-fortune.htm (датаобращения: 14.10.2012); Appendix III: Extract from a Taipan's Budget // Fortune magazine. 1935. Vol. XI, No.l. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/Iibrary/fortune/t-fortune5.htm (дата обращения: 14.10.2012).
'Шанхай дэ цзуцзе (Иностранные поселения Шанхая) // Сяньдай пинлунь. Шанхай. 1925. № 33. С. 125-127.
ежемесячник)7, «Цзачжи» (Журнал)8, «Шиши синьбао» (Текущие события)9, «Тяньди» (Небо и земля)10 и др.
Третья группа источников представлена автобиографическими и мемуарными произведениями китайских и западных авторов, проживавших в исследуемый период в Шанхае. В этих работах содержатся описания социально-экономической и культурной жизни города, быта горожан, сделанные от лица непосредственных участников событий. Особенно ценным является то, что авторство части произведений принадлежит непосредственно женщинам, что позволяет почерпнуть дополнительную информацию для исследования, касающуюся самовосприятия женщиной нового статуса в обществе. К данной группе источников относятся работы издателя одного из шанхайских литературных журналов Чжан Цзыцина 11 , часть
1 "7
автобиографических рассказов писательницы Чжан Айлин, письма Лу Синя, адресованные своим друзьям, воспоминания о Шанхае одной из четырех великих писательниц Китая - Сяо Хун13 и др. Большой информативностью отличается биографический роман «Опавшие листья возвращаются к корням»14, представляющий собой мемуарные воспоминания китайской писательницы Янь Цзюньлин15. Первая часть работы посвящена воспоминаниям двоюродной бабушки, дедушки, тети писательницы, которые жили в Шанхае в 1910-30-е гг. Также роман содержит детские воспоминания самой Янь о ее пребывании в
'Шанхай дэ нюйгун вэнти (Проблемы женщин-рабочих Шанхая) // Шэхуэй юэкань. 1930. № 4. С. 1-7.
*Чжан Айлин. Даоди ши шанхайжэнь (Я все же из Шанхая) // Цзачжи. 1943. № 5. С. 27 -31.
9Го Можо. Шанхай иньсян (Впечатления от Шанхая) // Шиши синьбао. 1921.04.04. [Ицзы тун] URL:
http://yizitong.com/cpoetry/cipai.php?cipai_id=51 l&poem_id=248851&no=2 (дата обращения 17.12.2012). 1°Чжан Айлин. Гунъюй шэнхо дэ цзицюй (Интересные заметки о жизни в апартаментах) // Тяньди. 1943. №3. С. 20-22.
иЧжан Цзыцин. Во дэ цзыцзы Чжан Айлин (Моя сестра Чжан Айлин). Шанхай, 2003. URL: http://learning.sohu.com/2004/04/01/03/article219700394.shtml (дата обращения 10.07.2012).
12 Чжан Айлин. Сыюй (Сокровенное). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/index.html (дата обращения 25.10.2012); Тунъянь уцзи (Слова ребенка без злого умысла). URL: http://book.kanunu.org/book3/7108/index.html (дата обращения: 25.10.2012).
13 Сяо Хун. Хуэйи Лу Сюнь сяньшэн (Воспоминания о Лу Сине). URL: http://www.thn21.com/Article/chang/10971_4.html (дата обращения: 17.12.2012).
14 Янь Цзюньлин. Ло е гуэй гэнь (Опавшие листья возвращаются к корням). Пекин, 2001.
15В зарубежной литературе известна под именем Аделин Ma (AdelineYenMah). Роман переведен на несколько иностранных языков, английское название романа «Falling leaves go to roots».
Шанхае и Тяньцзине с 7-летнего возраста и до отъезда в Америку в середине 1940-х гг.
Источники на английском языке представлены работами журналиста Джона Гантера 16 , в 1939 г. посетившего Шанхай, а также заметками «Путешествие в войну»17, оставленными американцами, которые исследовали жизнь города в момент японской оккупации. Данные работы помогают лучше понять социально-экономическое положение Шанхая в период 1930-х гг., а также оценить степень иностранного влияния на местную культуру и быт. При большой информативности данного типа источников необходимо признать наличие доли вымысла в описаниях и определенного субъективизма в выводах авторов.
Часть источников данной группы представлена воспоминаниями русских эмигрантов, живших и работавших в Шанхае в 30-е гг. XX в. К числу таких работ относится книга «Китай, как он есть» журналиста Льва Арнольдова 18 и воспоминания о судьбе русской эмиграции Владимира Слободчикова19. Особый интерес представляют работы, написанные авторами-женщинами, нашедшими в Шанхае временное пристанище после отъезда из северных районов Китая. Ярким примером могут служить мемуары сестер Ильиных20 , которые жили в городе в исследуемый период. Большой информативностью отличаются и воспоминания Лариссы Андерсен 21 , известной в Шанхае русской поэтессы и танцовщицы.
К четвертой группе источников относятся художественные произведения зарубежных и китайских авторов, содержащие описания быта и культуры шанхайского общества, оценочные замечания авторов о его жителях.
16 Gunther J. Inside Asia. Shanghai, 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/short/asia.htm (дата обращения 16.10.12).
17 lsherwood Ch., Auden W.H. Journey to a War. 1939. URL: http://www.earnshaw.com/shanghai-ed-india/tales/library/war/war.htm (дата обращения: 14.10.2012).
18 Арнольдов Л. В. Китай, как он есть. Шанхай, 1933. URL:
http://www.russianshanghai.eom/articles/china/post5404#more-5404 (дата обращения: 07.12.2012).
19 Слободчиков В. А. О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай. М., 2005.
20 Ильина-Лаиль О. И. Восточная нить. URL: http://www.russianshanghai.eom/hi-story/now/postl559#more-1559 (дата обращения 02.11.12); Ильина H. И. Дороги и судьбы. М. 1991.
Андерсен Л. Н. Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма. М., 2006.
Данные работы нельзя отнести ни к числу мемуарных, ни к числу автобиографических произведений, так как повествование в них не всегда ведется от первого лица, автор обезличен. К таким работам относятся книги Вики Баум 22 , Морин Карнс и Пэта Паттерсона23 , опубликованные на английском языке и содержащие красочные описания жизни иностранной диаспоры Шанхая, пересказы историй, некогда происходивших в городе, а также многочисленные замечания авторов о взаимоотношениях китайского и западного населения Шанхая. Влияние западной культуры на жизнь города нашло свое отражение в сатирическом рассказе Элси МакКормик «Неопубликованный дневник шанхайского ребенка» 24 , в котором повествование ведется от лица американского младенца, взрослеющего в семье шанхайских резидентов.
Источники данного типа на китайском языке в основном представлены работами писателей, выражавших в своих работах отношение к злободневным социальным темам, в том числе к вопросам о положении женщин и особенностям шанхайской культуры. Среди таких работ, прежде всего, следует
лг л/:
выделить часть произведений Чжан Айлин и Лу Синя .
Пятую группу источников представляют англоязычные издания энциклопедического и справ�