автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Образы куклы в детской фортепианной музыке XIX - XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Образы куклы в детской фортепианной музыке XIX - XX веков"
На правах рукописи
Базилевич Мария Владимировна
ОБРАЗЫ КУКЛЫ В ДЕТСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ XIX - XX ВЕКОВ
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
005554550 ..........6 НОЯ 2014
Магнитогорск 2014
005554550
Работа выполнена на кафедре истории музыки ФГБОУ ВПО
«Уральская государственная консерватория (академия) им. М. П. Мусоргского»
Научный руководитель:
Калужникова Татьяна Ивановна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского
Официальные оппоненты:
Немировская Иза Абрамовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке
Плотникова Ольга Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки»
Защита состоится 30 ноября 2014 года в 9.30 часов на заседании Объединенного диссертационного совета ДМ 210.008.01 по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата искусствоведения при Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки по адресу: 455036, г. Магнитогорск Челябинской области, ул. Грязнова, д. 22, аудитория 85.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.
Автореферат разослан 29 октября 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения Е. В. Чернова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Произведения, предназначенные для слушания и исполнения ребенком, составляют обширную область мирового музыкального наследия. Многие из них посвящены игрушкам, среди которых особое место принадлежит кукле - наиболее сложному игровому объекту, имеющему мифоритуальный генезис и играющему исключительную роль в становлении личности ребенка на всех ступенях его возрастного развития.
Многообразием ликов куклы, ее полифункциональностью, символическим характером, способностью наполняться новыми смыслами, отражающими социальные и культурные процессы определенной эпохи, обусловлен неослабевающий интерес к этому артефакту со стороны представителей разных областей научного знания - этнографов, психологов, педагогов, искусствоведов, культурологов. Однако в музыковедении проблемы, связанные с куклой, пока не исследованы с необходимой полнотой.
Сказанное - значимость куклы как культурного феномена, ее важная роль в развитии ребенка, недостаточно глубокое и разностороннее осмысление в музыкознании проблем, касающихся этого артефакта, - свидетельствует об актуальности темы настоящей диссертационной работы.
Степень разработанности темы исследования. С конца XIX в. и до настоящего времени развивается особая область науки, связанная с куклой. На волне активного интереса к народному искусству (рубеж Х1Х-ХХ вв.) появляется обширный круг публикаций этнографического характера (работы
A. Д. Алферова, Е. А. Аркина, П. Г. Богатырева, Н. Н. Виноградова,
B. Н. Всеволодского-Гернгросса, Б. П. Голдовского, Г. Л. Дайн, И. М. Левиной, М. Ленц, О. С. Найдена, Г. М. Науменко, А. Ф. Некрыловой, П. М. Обертаплера, Л. Р. Павлинской, Е. А. Покровского, А. Н. Рейнсона-Правдина, Л. В. Соколовой, О. В. Цехновицера, Г. Юрковски). Психолого-педагогическую направленность имеют исследования Н. Д. Бартрам, Е. В. Зворыгиной, О. К. Зинченко, Е. А. Коссаковской, Д. В. Менджерицкой,
В. С. Мухиной, С. Л. Новоселовой, Н. А. Реуцкой, Е. А. Флериной, А. Фрейзер. К рубежу XX - XXI столетий относится создание культурологических (Ю. М. Лотман, Т. Е. Карпова, И. А. Морозов), искусствоведческих (Е. О. Змеева, А. В. Романова) и философских (Ю. О. Голубева, А. Г. Погоняйло) трудов о кукле, а также подготовка популярных изданий, предназначенных для коллекционеров (каталоги Е. В. Артамоновой, Т. С. Евсеевой, Н. Г. Юриной, П. Дэниэлса, Б. Бофингер, С. Бухгольца, Д. Коулман, Л. Эдвард).
В музыковедении кукла фигурирует главным образом в общем контексте работ о детской музыке (Е. А. Сорокина, И. А. Немировская, Л. В. Романова и др.). К изучению смысловых граней образа куклы в творчестве Д. Д. Шостаковича специально обращается В. Б. Валькова. Некоторые авторы посредством метода семантического анализа музыкального тематизма рассматривают образы детских игрушек, в том числе и кукол, в инструментальных сочинениях для детей (Р. М. Байкиева, Д. И. Баязитова, И. Р. Башарова, Л. Г. Сафиуллина).
Анализ литературы по избранной теме позволяет констатировать, что эта научная сфера дифференцируется на несколько почти не пересекающихся между собой содержательных сегментов, каждый из которых связан с одним из аспектов в проблемном поле, соотносящемся с куклой. В искусствоведении не исследуется кукла, используемая в детской игре, из поля зрения философов выпадает фольклорная игрушка, в психологии и педагогике не принимаются во внимание культурологические аспекты «кукловедения», в музыкознании кукла рассматривается преимущественно в ряду образных воплощений других игровых предметов, без учета специфических свойств, обусловленных контекстом ее создания и бытования.
Иной подход, ориентированный на интеграцию нескольких ракурсов в изучении названного артефакта, предложен в настоящей диссертации.
В качестве объекта исследования избрана детская фортепианная программная музыка Х1Х-ХХ веков, посвященная кукле.
Предмет исследования - круг музыкально-выразительных средств, привлекаемых композиторами Х1Х-ХХ веков для создания кукольных образов.
Целью исследования является комплексная характеристика образно-содержательной сферы детской фортепианной музыки о кукле, соотнесенная с культурными смыслами, свойственными избранному объекту, а также с разными сторонами деятельности ребенка.
В соответствии с заявленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:
1) охарактеризовать куклу как культурный артефакт;
2) обозначить место куклы в контексте деятельности ребенка;
3) разработать классификацию кукол, отвечающую задачам исследования кукольных образов в фортепианных опусах для детей;
4) определить жанрово-интонационные основы тематизма произведений;
5) проанализировать средства музыкальной выразительности, присущие изучаемым текстам: ••
6) установить соответствия между образным миром сочинений и характером детского; музыкального восприятия.
Материалом, исследования служит посвященная кукле программная фортепианная ; музыка: для детей, принадлежащая перу зарубежных и отечественных- композиторов Х1Х-ХХ столетий. Самые ранние детские клавирные произведения,.созданные европейскими музыкантами ХУН-ХУШ вв., как правило,, ; представляют собой инструктивные пьесы, образное содержание которых не. отражает всей сложности внутреннего мира ребенка, событий и явлений его жизни. В эпоху романтизма утверждается новый взгляд на детей и адресованную им музыку. Именно тогда к ребенку начинают относиться как к самоценной личности, а детство понимать как важный этап в формировании человека- Значимую роль в обозначенном процессе играет художественное направление «бидермайер», развивающееся в Германии и Австрии в 1815-1848 гг, в русле романтических тенденций. Особой приметой названного периода становится возникновение культуры детства: налаживается
производство игрушек, меняется покрой детской одежды, создается специальная литература для детей. Появляется и иная, чем прежде, музыка, адресованная детям, которая отличается эмоциональной насыщенностью, зачастую представляет собой ряд поэтических «зарисовок» из жизни ребенка (фортепианные сочинения Э. Брандта, Ф. Мендельсона-Бартольди, Р. Шумана). Свойственные детским пьесам романтиков признаки - программность и яркая образность - не утрачивают своего значения и в творчестве композиторов последующих эпох. В конце XIX - первой половине XX в. к сочинению фортепианных миниатюр для детей обращаются композиторы разных европейских школ (Ж. Визе, К. Дебюсси, М. Равель, А. Казелла, Б. Мартину, Б. Барток, Э. Вила Лобос, П. Хиндемит и др.), по нторой половине прошлого столетия - также музыканты Канады (В. Арчер, Ж. Култхард) и Америки (С. Бернстайн, У. Болком, У. Гиллок, А. Грин, Н. Дело Джойо, А. Копленд, С. Стравинский).
Отечественная традиция создания фортепианной музыки, адресованной детям, закладывается во второй половине XIX в. {П. И. Чайковский), а в конце XIX - первой четверти XX столетия она получает продолжение в творчестве
A. К. Лядова, А. С. Аренского, Р. М. Глиэра, М. П. Зива, А. Т. Гречанинова, С. Я. Майкапара. Конец 10-х - начало 50-х гг. XX и. - это время, когда круг авторов детской музыки пополняется именами С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича. Начиная с середины прошлого столетия в названной сфере работают Г. В. Свиридов,
B. А. Гаврилин, С. М. Слонимский, Р. К. Щедрин, а несколько позднее -
C. А. Губайдуллина, А. Г. Шнитке и др.
В огромном массиве музыкальных сочинений для детей пьес, посвященных кукле, сравнительно немного. Поэтому главным условием, которое обеспечивает необходимую полноту в освещении изучаемой проблемы, является тот факт, что анализируемые в работе опусы представляют различные эпохи, национальные композиторские школы и индивидуальные стили.
Теоретико-методологическая база исследования объединяет положения и подходы, сложившиеся в музыковедении, возрастной психологии и психологии музыкального восприятия. Важную роль в раскрытии основных идей работы играет присутствие в ней этнографической и исторической составляющих.
Наиболее значимы теоретические положения и аналитические методы музыкознания: интонационная теория, теория жанра, комплексная методика семантического аналнзамузыкальных произведений.
Поскольку исследование направлено на рассмотрение образной стороны детской музыки, основополагающее значение приобретает интонационная теория Б. В. Асафьева,. развиваемая многими авторами (И. И. Земцовский, В. В. Медушевский; Е. А. Ручьевская, В. Н. Холопова и др.). Используются и положения теории ..музыкачьных жанров, разносторонне разработанные А. Г. Коробовой, Е. В. Назайкинским, А. Н. Сохором.
В диссертации учтены методы изучения содержательной стороны музыки, сложившиеся в отечественном музыкознании на рубеже XX - XXI вв. Исходя из того, что в названной области науки намечены разные направления, М. Г. Арановский предлагает разграничивать понятия «содержание» (оно существует в условиях «произведенческого» подхода, выявляющего целостные концепции композиторских сочинений, и корректно в дихотомии «содержание - форма») и «семантика» (оно актуально при рассмотрении дискретных элементов музыкального текста, то есть соответствует «текстовому» подходу).
Специфике материалов данного исследования и характеру поставленных в нем задач оптимально отвечает второй подход, чем обусловлено обращение автора к методике семантического анализа музыкачьных произведений, которая предложена Л. Н. Шаймухаметовой. В ее основе лежит идея о наличии в музыкальном тексте устойчивых семантических структур - интонационных оборотов с закрепленными значениями, или «мигрирующих интонационных формул». В силу функционального сходства с лексемами вербальной речи они названы музыкальными (интонационными) лексемами. Сконцентрированные
прежде всего в тематизме, подобные лексемы (среди них звуковые сигналы, речь, движение и пластика в элементах музыкальной речи, звучания музыкальных инструментов, бытовая музыка, музыкально-риторические фигуры) определяют образное наполнение музыкального произведения.
С целью верификации результатов музыковедческого анализа в работе предпринята попытка осмыслить образно-содержательную сферу рассматриваемых произведений с точки зрения ее соответствия особенностям восприятия и мышления ребенка на разных ступенях возрастного развития. Для этого привлечены положения возрастной психологии, сформулированные в трудах отечественных психологов и педзгогов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Элысонина и др., а также уст ановки психологии детского музыкального восприятия, представленные в исследованиях А. Л. Готсдинера, Д. К. Кирнарской, Г. Ю. Маляренко, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. С. Тарасова, К. В. Тарасовой, Б. М. Теплова, А. В. Тороповой, Г. М. Цыпина, М. Р. Шамтиевой и др. По мнению ученых, детское музыкальное восприятие имеет отчетливо выраженные возрастные особенности и обладает экстрамузыкальной направленностью, то есть опирается на различные синестетические внемузыкальные ассоциации.
Теми же мотивами продиктовано обращение к автобиографическим материалам (мемуарам, художественным текстам, базирующимся на фактах авторских биографий, дневникам и интернет-ресурсам), авторы которых вспоминают о своем отношении к кукле в детские годы.
Положения, выносимые на защиту:
1) среди персонажей детской программкой фортепианной музыки представлены три типа кукол (игровая, театральная, декоративная) из четырех, сформировавшихся в истории культуры;
2) каждому типу и виду кукол соответствует специфический круг жанровых моделей и музыкальных лексем;
3) в качестве главных дифференцирующих признаков музыкальных кукольных образов выступают их видовые характеристики;
4) общая черта всех рассмотренных миниатюр — «кукольность», которая формируется благодаря использованию определенного комплекса музыкально-выразительных средств; .
5) в сочинениях о кукле, которые созданы разными композиторами в разное время, типическое, связанное с эффектом «кукольности», преобладает над специфическим, индивидуальным;
6) восприятию и осмыслению детьми музыкальных образов каждого типа кукол присуща своя специфика, обусловленная степенью соответствия этих образов разным сторонам детского опыта и характером их связей с игровой деятельностью ребенка. :
Научная новизна диссертации обусловлена как избранным объектом, так и проблематикой его исследования. В работе впервые:
1) образы куклы : специально рассмотрены на материале произведений разных эпох, национальных композиторских школ и индивидуальных стилей;
2) кукла как персонаж детских фортепианных пьес изучена в связях с ее бытованием в культуре и ролью в деятельности ребенка на разных ступенях онтогенеза; ■ > .. .: : .
3) произведения о кукле осмыслены в контексте исторического развития музыки для детей;, .
4) предложена . авторская классификация кукол, учитывающая совокупность всех их культурных типов, видов и разновидностей;
5) разработан и применен по отношению к изучаемым опусам комплексный аналитический подход, сочетающий методику семантического анализа музыкального тематизма с установками возрастной психологии и психологии музыкального восприятия;
6) выявлен круг интонационных лексем, которые характерны для детских фортепианных миниатюр, посвященных кукле;
7) обозначены особенности детского восприятия разных кукольных образов в музыке.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Реализованный в диссертации аналитический подход будет способствовать становлению интердисциплинарной области науки, направленной на изучение кукольных образов в музыке для детей и взрослых. Культурологи, педагоги, фольклористы, этнографы воспользуются предложенной классификацией кукол. Ключевые положения работы послужат исходными моментами для изысканий в разных сферах научного знания - музыковедении, музыкальной психологии, музыкальной педагогике, теории исполнительского искусства, искусствоведении, культурологии.
Практическое значение данной работы состоит в целесообразности применения ее результатов в учебных лекционных курсах теории и истории музыки, музыкальной психологии, музыкальной педагогики. Материал диссертации может быть востребован в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и детских музыкальных школ, школ искусств, а также в сфере дополнительного образования (музыкальных студиях, секциях, кружках). Намеченные подходы и сформулированные выводы способны служить методикой отбора учебного материала на начальных этапах музыкального образования в рамках дисциплин теоретического цикла (прежде всего слушания музыки) и на занятиях по специальному инструменту. Сочинения, рассмотренные в диссертации, пополнят материалы детских массово-досуговых мероприятий (музыкальных праздников и театрализованных постановок).
Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского, 10 июня 2014 года она была рекомендована к защите. Концепция и основные положения работы прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях: «Произведение искусства в контексте художественной культуры», Уфа, 29 ноября 2010 г. (Всероссийская с международным участием); «Гуманитарное развитие музыканта в современном обществе», Екатеринбург, 18 апреля 2013 г.
(региональная). По теме исследования автором опубликованы 6 статей в журналах и сборниках, научных трудов (Москва, Екатеринбург, Челябинск, Тамбов, Уфа), в том числе 3 статьи - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации. Диссертация включает два тома. Первый том (исследование) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (213 наименований), списка нотных материалов (97 опусов). Во второй том (приложение) входят фортепианные произведения русских и зарубежных композиторов ■ Х1Х-ХХ веков, рассматриваемые в исследовании. Объем исследования— 161 е.. объем приложения - 267 с.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение' посвящено анализу научной литературы и обоснованию актуальности темы диссертации, определению объекта, цели, предмета, задач и теоретико-методологической базы исследования, его новизны, теоретической и практической значимости."
Глава 1. «Кукла как культурный артефакт и объект игровой деятельности ребенка» имеет двухчастную структуру. В разделе 1.1. «Кукла в культуре» кукла показана как уникальный культурный артефакт, изображающий живое существо, как сверхъестественное (бог, дух), так и реальное (человек либо животное), наделяемое в представлениях сознанием, мышлением, волей и чувствами (анимация). Термину «кукла», отражающему широкий спектр функций рассматриваемого объекта в культуре, присуща смысловая многозначность.
Кукла получает разйообразные воплощения в литературе и живописи, в кино и анимации, в' хореографии и музыке, где она становится персонажем произведений,1 адресованных как детям, так и взрослым. К этой сфере принадлежат и анализируемые в диссертации фортепианные пьесы.
Ввиду многообразия' кукол, характерных для детской программной музыки, в данном разделе работы предложена их классификация, предусматривающая дифференциацию этих игрушек на типы, виды и
разновидности. Основанием для деления на типы является принадлежность кукол к одной из сфер культуры, с которой связано их формирование и устойчивое бытование (обрядовая практика, детская игра, театр и художественное творчество). В музыкальных опусах для детей представлены три типа кукол из четырех, сложившихся в истории культуры: игровая, театральная и декоративная. Тем или иным образом они вовлечены в поле деятельности современных детей, тогда как самый древний тип - обрядовая кукла - выпадает из этого поля и не получает воплощения в детской музыке.
Типы делятся на виды, в каждом из которых отражен образный и познавательный потенциал кукол и обозначено направление эмоционального и ролевого общения ребенка с ними. В диссертации выделены следующие виды кукол:
- прекрасная, воплощающая наиболее общие каноны красоты человека, принятые в конкретной культуре;
- характерная, в чьем облике детально запечатлены определенное настроение, черта характера;
- персонифицированная, изображающая фольклорных либо литературных персонажей;
- профессиональная, репрезентирующая известные ребенку профессии;
- национальная, воссоздающая типовые черты, свойственные представителям того или иного народа.
Вид может включать в себя несколько разновидностей, которые дифференцируются по характеру эмоций, изображаемых характерной куклой, роду деятельности, присущему кукле профессиональной, самобытным признакам национальной куклы. Дополнительной характеристикой служит наличие или отсутствие устройства, вызывающего самостоятельное движение игрушки. В соответствии с этим различаются куклы статичные -неподвижные и механические - движущиеся.
Приведенная классификация служит основой распределения материала во 2-й и 3-й главах диссертации.
В разделе 1,2. «Кукла в деятельности ребенка на разных ступенях онтогенеза» специальное * внимание уделено ~ рассмотрению характера взаимодействия ребенка с различными типами кукол, что позволяет понять специфику восприятия музыкальных кукольных образов детьми разного возраста. : -..,..
Способ включения куклы в деятельность ребенка обусловлен особенностями его психики и отношений с окружающей действительностью в разные периоды онтогенеза. Ключевое значение во взаимодействии детей с названной игрушкой принадлежит игровой деятельности, в том или ином виде свойственной ,.им.. на всех этапах возрастного развития. В процессе формирования личности ребенка игра в куклы выполняет важную роль: активизирует воображение, мышление, память, развитие эмоциональной сферы, познание разных . сторон действительности, дает возможность овладеть социальными нормами, усвоить морально-нравственные аспекты культуры и принятые в обществе поведенческие стереотипы, способствует адаптации к социальной и природной среде, интенсифицирует процессы социализации и тендерной самоидентификации.
По содержанию, способам организации, игровому материалу детские кукольные игры разнообразны. Соответственно характеру поведения ребенка они делятся на две группы: игры с правилами и игры творческие, или имитационные. Игровые формы первой группы, инициируемые взрослыми, лишь косвенно связаны с творческой активностью ребенка. В некоторых из них кукла фигурирует в качестве предмета-модели (дидактические игры) либо предмета-сюрприза (игры-забавы и игры-развлечения).
Игры творческие. • (имитационные), называемые также сюжетными, ролевыми, возникают по инициативе самих детей. Неотъемлемыми компонентами ролевой игры являются: содержание, сюжет, игровая роль, мнимая ситуация, игровые действия.
В сюжетном отношении детские ролевые игры с куклами многообразны, что обусловлено конкретными условиями жизни ребенка и уровнем развития
разных сторон его опыта. Их принято объединять в три группы, каждой из которых присущ определенный сюжет: 1) бытовой («Дом», «Семья», «Праздник», «День рождения» и т. п.), 2) производственный («Школа», «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта», «Транспорт» и др.), 3) общественно-политический («Война» и др.). К этому перечню следует добавить игры с обрядовыми сюжетами («Свадьба». «Похороны»), известные как детям традиционных обществ, так и современному ребенку.
Степень вовлеченности куклы в творческую игру и характер ее игрового «поведения» могут быть различными. В зависимости от этого выделяют четыре вида ролевых игр с куклой, которые входят в игровую практику детей на разных ступенях возрастного развития: сюжетно-отобразительную (2 - 3-й годы жизни ребенка; содержательная основа - бытовые режимные моменты: еда, умывание, сон и т. п.), сюжетно-ролевую (3-7 лет; содержательная основа - разные аспекты межличностных и социальных отношений), режиссерскую (весь период детства; содержание аналогично сюжетпо-ролевой игре; функции ребенка - «режиссер», выстраивающий сюжет с персонажами-куклами, либо «актер», выполняющий за них игровые действия, озвучивающий реплики) и театрализованную (рубеж дошкольного и младшего школьного возраста; содержательная основа - темы фольклора и детской литературы; дети и управляемые ими куклы - исполнители ролей в представлении-игре). Хотя в творческих сюжетных играх фигурирует в основном игровая кукла, в этот контекст могут вовлекаться также театральная (театрализованные игры) и декоративная (сюжетно-ролевые игры) игрушки.
Отмеченные закономерности деятельности ребенка с куклой отражены и в детской музыке, где разные типы и виды кукольных персонажей показаны как в игровой обстановке, так и в иных ситуациях. Прогнозируя (с учетом особенностей возрастного развития ребенка и специфики его восприятия) характер усвоения детьми фортепианных произведений, воплощающих образы кукол, можно с достаточной долей уверенности предположить, что субъектом, способным адекватно их воспринимать, то есть целостно запечатлевать каждый
музыкальный образ, сочетая эмоциональную реакцию на музыку, понимание словесной программы и осмысленное постижениё специфических средств музыкальной выразительности, является ребенок старшего дошкольного -младшего школьного возраста (от 5-6 до 10-11 лет).
Глава 2, «Музыкальные образы игровой куклы», состоящая из нескольких разделов, направлена на рассмотрение звуковых портретов игрушек, которым принадлежит ведущая роль в деятельности детей разного возраста. Главным образом это статичные куклы, наиболее непосредственно соотносящиеся с тематикой детских творческих сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
В разделе 2.1: «Образы игровой прекрасной куклы» анализируются характеристики кукольных персонажей в сочинениях В. Г. Агафонникова, В. Л. Витлина, Э. В. Денисова, Р. Фрике, И. Хуторянского, П.И.Чайковского, Д. Д. Шостаковича и др. Ситуации, в которых показаны куклы, ассоциируются с игровыми сюжетами «Праздник», «Бал», «Гости» и др. Во многих опусах героиня - нарядная утонченная красавица - предстает перед слушателями танцующей, что отражено к заголовках, а также в жанровых (вальс, полька, мазурка, гавот) и интонационных (лексемы бытовых танцевальных жанров, бытовой вокальной лирики, движения и пластики, используемые в типизированных формах) истоках пьес. Важнейшими средствами индивидуализации подобных образов служат обращение к редкому в детской музыке жанру серенады, взаимопроникновение признаков разных бытовых жанров (к примеру, вальса и романса), использование интонационных формул речи — восклицания, возгласа.
Содержанием раздела 2.2. «Образы игровой характерной куклы» является изучение двух различных музыкальных воплощений названной игрушки. Веселая (модная или капризная) кукла показана А. А. Балтиным, К. Дебюсси, Н. М. Пузеем в сюжетных ситуациях бытового или производственного характера («Праздник», «Гости», «В магазине», «Показ мод»). Истоки тематизма сочинений указывают на то, что веселая характерная кукла, как и
прекрасная, исполняет различные танцы. В создании ее звуковой характеристики ключевую роль играют жанрово-интонационные модели, восходящие к джазовой сфере (твист, регтайм, фокстрот, кэк-уок).
При изображении грустной (больной или сломанной) игрушки в контексте игрового сюжета «Болезнь» композиторы В. М. Брумберг, Ф. Констан, С. Франк, П. И. Чайковский и др. прибегают к жанрам меланхолического вальса или похоронного марша, музыкальным лексемам бытовой вокальной лирики или речевым формулам плача, мольбы, жалобы. Во всех пьесах используются общие выразительные приемы: минорный лад,- медленный темп, приглушенная динамика. .
В разделе 2.3. «Образы игровой профессиональной куклы» речь идет об игруи/ечном солдатике, разнообразно представленном в пьесах Ж. Дандло, В.Е.Дьяченко, И. В. Забегина, Б.Мартину и др. Обычно этот персонаж изображается в ситуациях, восходящих к творческой игре с сюжетом «Война». Не случайно образ игрушечного солдатика прочно и неразрывно связан с маршем и интонационными формулами звуковых сигналов («фанфары» и «дробь барабана»). Несмотря на то, что обычно солдатик предстает как собирательная фигура, в музыке обнаруживаются разнообразные градации от обобщенного до индивидуализированного (с привнесением лирических или комических черт) изображения этого кукольного героя. : .
Музыкальные портреты, рассматриваемые в разделе 2.4. «Образы игровой национальной куклы» (опусы У. Гиллока, П. Мориса, В. И. Ребикова), созданы на основе жанров бытовой танцевальной музыки и фольклорных вокальных прототипов (шансон, спиричуэл, русская хороводная). Детьми они могут быть осмыслены в контексте творческих игр с бытовой тематикой.
Игрушки, которым посвящен раздел 2.5. «Образы игровой механической куклы», занимают периферийное положение в детской музыке. Согласно воспоминаниям о детстве, они не используются в творческих играх ребенка, а служат скорее объектами для развлечения и созерцания. Характерно, что в тематизме пьес Б. И. Антюфеева, М. А. Баска, В. Е. Дьяченко,
Д. Д. Шостаковича, содержащих образы механических кукол, разнообразные жанрово-интонационные модели (жанры вальса, аллеманды, лексемы бытовой музыки и речи) нередко трансформируются. Стремление композиторов передать механическую природу изображаемых кукол выражается в имитации непрерывного однообразного движения посредством многократного повторения сходных мелодико-ритмических оборотов и использования остинатного рисунка в аккомпанементе.
По результатам анализа фортепианных сочинений об игровых куклах можно подтвердить высказанное ранее предположение о том, что рассмотренные опусы будут эмоционально и осмысленно восприниматься старшими дошкольниками - младшими школьниками. Аргументами в пользу этого являются: а) выбор композиторами в качестве персонажей для своих пьес типов и видов кукол, знакомых детям названных возрастных групп; б) наличие в опусах такого рода программных заголовков, отсылающих к сюжетам ролевых игр с преобладанием бытовой тематики; в) показ в большинстве миниатюр одного образа и раскрытие единого эмоционального состояния; г) доминирование позитивных образов, отвечающее предрасположенности ребенка к положительным эмоциям; д) обращение авторов к жанрово-интонационным истокам, апеллирующим к разным сторонам детского опыта (лексемы бытового музицирования и речи, формулы движения и пластики); е) воспроизведение черт жанровых и интонационных прототипов без существенных изменений; ж) использование средств выразительности, соразмерных возможностям музыкального восприятия ребенка: небольшие масштабы пьес, преобладание в них простых форм (период, простые двухчастная и трехчастная), простых размеров и ритмических рисунков, тональной системы, несложной гомофонно-гармонической фактуры.
Есть основания считать, что детям окажутся наиболее близки музыкальные характеристики статичных игрушек, где сконцентрированы перечисленные признаки. В меньшей степени характеру восприятия ребенка
отвечают сочинения, посвященные игровым механическим куклам, что обусловлено изображением подобных персонажей в ситуациях, не связанных с сюжетами творческих детских игр и трансформацией исходных жанрово-интонационных моделей.
Глава 3. «Музыкальные образы театральной и декоративной кукол» призвана выявить средства музыкальной выразительности, привлекаемые для создания портретов разнообразных кукол-актеров и кукольных персонажей, представляющих собой произведения искусства. Судя по автобиографическим источникам, эти типы кукол не включаются непосредственно в игровую деятельность ребенка. Однако программные заголовки анализируемых опусов и характер их тематизма позволяют соотнести содержательные планы некоторых миниатюр с распространенными сюжетами детских творческих игр.
В разделе 3.1. «Образы театральной прекрасной куклы» внимание сосредоточено на куклах-марионетках, показанных в контексте игровых сюжетов «Праздник», «Бал» (произведения Ц. А. Кюи, А.К.Лядова, С. М. Майкапара, Б. Мартину и др.). Музыкальный тематизм пьес восходит к жанровым моделям бытовой музыки (вальс, мазурка, галоп, полька, сегидилья), интонационным формулам танцевальных жанров, вокальной лирики, движения и пластики. Расширение словаря интонационной лексики происходит благодаря введению формул звуковых сигналов («фанфары») и музыкально-риторических фигур (tirata mezza). Многим миниатюрам присуще ярко выраженное игровое начало, ассоциирующееся со стихией смеха, веселой кутерьмы, неожиданными сюжетными перипетиями народных кукольных представлений. Создание такой атмосферы связано с использованием приемов игровой музыкальной логики (термин Е. В. Назайкинского), основу которой составляет театральная по своей сути диалогичность. Хотя главной сферой функционирования игровой логики является синтаксический уровень музыкального произведения, ее действие может распространяться и на фонический, и на композиционный уровни, а также проявляться в структуре жанровых взаимосвязей и семантике музыкального текста. В детских фортепианных миниатюрах наиболее
типичными проявлениями игровой музыкальной логики становятся неожиданные смены настроений, модусов музыки, а также всевозможные столкновения средств выразительности: сопоставление в тематизме различных жанрово-интонационных истоков; ритмические, фактурные, регистровые и штриховые контрасты; смелые тонально-гармонические сдвиги и др.
Анализу музыкальных образов веселой и грустной марионеток, представленных в сочинениях Б. Мартину, посвящен раздел 3.2. «Образы театральной характерной куклы». Программы произведений о веселой театральной кукле ассоциируются с сюжетами детских творческих игр «Праздник», «День рождения», а их тематизм восходит к джазовым жанрово-интонационным моделям. Об игровом сюжете «Болезнь» напоминают грустные театральные героини, которым свойственна тонкая градация эмоциональных состояний. Поэтому, обращаясь к апробированным средствам - жанру меланхолического вальса, интонационным формулам вокальной лирики и речи (плач, мольба, жалоба), композитор обогащает интонационную лексику за счет привлечения формул музыкальных инструментов («знак бурдона», «наигрыши-имитации»), усложняет музыкальную ткань путем уплотнения фактуры, использования смелых тонально-гармонических красок, применения виртуозных приемов игры.
Музыкальные- портреты Арлекина, Коломбины, Пьеро и Петрушки рассмотрены в разделе 3.3. «Образы театральной персонифицированной куклы». Этим персонажам, восходящим к итальянской народной комедии масок (1е11'а11е и русскому кукольному театру, свойственны ярко индивидуальные черты. В отличие от других кукольных образов их музыкальные характеристики более развернуты, нередко внутренне контрастны, а ситуации, в которых они изображены, не укладываются в рамки традиционных сюжетов детских ролевых игр (показательно, что данный вид отсутствует в группе игровых кукол).
Средствами создания звуковых портретов неунывающего ловкого Арлекина в опусах М. Глиэра, Б. Мартину и Р. Петерсона являются опора на
интонационные формулы движения и пластики, бытовой музыки и звуковых сигналов («фанфары»), а также использование приемов игровой музыкальной логики. Поэтичность, мечтательность свойственна образам Коломбины и Пьеро в миниатюрах Б. Мартину. Благодаря обращению к жанрам вальса, романса, элегии, серенады, интонационным формулам бытовых танцевальных жанров, вокальной лирики, знакам музыкальных инструментов («знак бурдона», «знак свирели») раскрывается лирический характер образов названных марионеток.
В творчестве композиторов JI. Альперина, А. Гладких, В. С. Косенко, М. А. Марутаева и др. многочисленные воплощения получает популярный персонаж русских народных кукольных представлений - Петрушка. Посвященной ему музыке свойственна опора на жанрово-интонационные модели русского фольклора (плясовая песня и частушка) и приемы игровой музыкальной логики. ■: ,.-<•■
На примере цикла С. Э. Борткевича «Марионетки» (раздел 3.4. «Образы театральной национальной куклы») рассмотрены музыкальные характеристики представителей разных народов. Прототипами композитору служат типичные для различных культур жанры: это русские колыбельная, лирическая и хороводная песни, испанская хабанера, тирольский йодль, цыганский танец, европейский менуэт, итальянская 'канцонетта. В интонационном отношении тематизм миниатюр восходит к бытовой музыке, песенным и танцевальным формулам фольклора, лексемам движения и пластики.
Завершающий раздел 3.5. «Образы декоративной куклы» включает анализ музыкальных сочинений, содержащих редко встречающиеся в детской музыке портреты кукол - произведений искусства. Различные грани образа прекрасной героини показаны в пьесах В. М. Блока и И. Депорт; образ характерной кукольной модницы раскрывается в миниатюре • Д. Эллингтона; два контрастных прочтения образа декоративной профессиональной куклы предложены И. В. Забегиным; черты декоративной национальной куклы запечатлены в пьесах У. Гиллока, П. Мориса, В. И. Ребикова. Разнообразны
жанровые модели и интонационная лексика названных миниатюр. Наряду с вальсом, часто используемым авторами детской музыки, но в данном случае видоизмененным по сравнению с типовой формой, встречаются рэгтайм, токката, а также фольклорные песенные и танцевальные жанры (шансон, спиричуэл, русская хороводная песня). Тематический материал объединяет трансформированные интонационные формулы бытовой музыки, движения и пластики, музыкальных инструментов («знак свирели»).
Представляется, что для детей осмысление музыкальных образов театральных и декоративных кукол может оказаться достаточно сложным. Применительно к театральной игрушке этот процесс предполагает предварительное знакомство с особенностями народного театра и его персонажами, наличие солидного музыкального опыта, а также способности погружаться в небытовую атмосферу театральной игры. Среди образов такого рода ребенку, по-видимому, окажутся более всего созвучны прекрасные и характерные образы кукол-марионеток, которые включаются в театральные сюжеты, аналогичные детским ролевым играм «Бал», «Праздник», «Болезнь». Немаловажно, что в пьесах, где изображены такие куклы, используется набор типовых жанрово-интонанионных моделей, рождающих у юных исполнителей и слушателей яркие кинетические и визуальные ассоциации. В то же время «взрослые» ситуации, в которых нередко действуют персонифицированные театральные куклы (пьесы о Коломбине и Пьеро), внутренняя противоречивость характеров, контрастное сопоставление образов внутри циклической формы скорее всего будут непросты для детского восприятия. К тому же не все жанрово-интонационные истоки пьес этой группы (например, фольклор разных народов) могут быть легко узнаны ребенком.
Трудности восприятия детьми произведений о декоративных куклах могут быть в немалой степени сопряжены с тем, что подобные персонажи зачастую изображаются в контекстах, недостаточно хорошо знакомых современному ребенку (труд пастуха, кузнеца, творчество джазмена). Немаловажно также, что такие пьесы нередко восходят к жанрам,
отсутствующим в привычном для детей обиходе (рэгтайм, пастораль, буги-вуги, блюз, лунду), а в их тематизме нередко обнаруживается изменение исходных жанрово-интонационных моделей.
Довольно серьезного багажа потребует и , усвоение элементов музыкального языка рассматриваемых сочинений. Наряду с простой трехчастной формой, в них не редкость сложная трехчастная и даже трех-пятичастная. Широко представлены переменные метры, полиметрия, сложные ритмические рисунки и особые виды ритмического деления. В ряду звуковысотных систем - классическая и расширенная тональности, модальные лады, характерные для фольклора разных народов,: атональность, политональность, серийная техника, додекафония. Помимо доминирующей гомофонно-гармонической фактуры используются монодическая, полифоническая и смешанная. Надо полагать, обозначенные выразительные средства вряд ли могут быть в полной мере распознаны ребенком 5-6 лет. Более реально их восприятие детьми младшего школьного возраста (7 - 10-11 лет), чей опыт позволит осмыслить эти средства в совокупности их структурных характеристик и образного наполнения. >
В Заключении представлены результаты проведенного исследования и обозначены перспективы последующих изысканий в этой области.
1. Произведения о кукле, впервые появившиеся у композиторов-романтиков, в ходе исторического развития музыкального искусства складываются в особый, неоднородный «кукольный текст» профессиональной музыки, включающий два направления. Первое, избранное в настоящей диссертации (музыка для детей), связано с показом данного артефакта в облике детской игрушки, через отношение к которой многогранно высвечивается круг интересов и настроений ребенка. В рамках второго направления (музыка о детях, предназначенная взрослым) кукла приобретает сложную символику, актуализирующуюся в контексте определенных эстетических и философских представлений.
2. Ввиду многообразия кукол, фигурирующих в программных музыкальных сочинениях для детей, в диссертации предложена их классификация на типы, виды и разновидности. Хотя социальное бытование рассматриваемых игровых предметов устойчиво связано с четырьмя культурными сферами - ритуальной практикой, детской игрой, театральным искусством и художественным творчеством, в произведениях, адресованных детям, изображены только игровая, театральная и декоративная игрушки. Сложная символика, свойственная обрядовой кукле, в полной мере недоступна пониманию ребенка, чем, вероятно, обусловлено отсутствие образов такого рода в детской музыке.
3. Присутствие различий в восприятии ребенком разных типов кукол дает основание полагать, что и музыкальные кукольные образы будут осмысливаться им неодинаково. В данном процессе решающее значение имеют возрастные особенности в развитии его эмоциональной сферы, памяти, мышления, восприятия, жизненного, общекультурного и музыкального опыта. С учетом этих факторов в диссертации обоснован тезис о том, что рассмотренные фортепианные произведения могут быть адекватно в образно-эмоциональном и стилистическом планах восприняты старшими дошкольниками - лаади/шш школьниками.
4. Музыкальным характеристикам различных типов, видов и разновидностей кукольных персонажей свойственна определенная специфика. Для создания портретов игровых статичных кукол авторы используют танцевальные, маршевые и песенные жанрово-интонационные модели в их «прямом» значении (без изменений). Образы театральных и декоративных игрушек при наличии перекличек с изображениями игровых кукол обнаруживают индивидуальные черты, инициируемые опорой тематизма на более широкий спектр жанровых и интонационных прототипов, нередко трансформированных, и обращением к приемам игровой музыкальной логики.
5. Основными дифференцирующими признаками звуковых кукольных образов являются их видовые черты. Это проявляется в наличии
многочисленных образных и стилистических пересечений в музыкальных характеристиках кукол одного вида, относящихся к разным типологическим группам. Вероятнее всего, именно видовая характеристика куклы будет служить основой для эмоционального запечатления музыкального образа куклы ребенком.
6. Эффект игрушечности, кукольности - один из специфических признаков детской музыки о кукле. Он создается с помощью комплекса средств выразительности, в различных комбинациях присутствующих во многих опусах. К ним относятся: а) обращение к «моторно-технической» жанровой сфере; б) многократная точная повторность мелодических, ритмических оборотов и простейших формул аккомпанемента; в) использование высокого регистра фортепиано.
7. Другая характерная черта рассматриваемых фортепианных опусов заключается в доминировании типовых черт над индивидуальными. Авторский почерк наиболее ощутим в циклах С. Э. Борткевича, Э. Вила-Лобоса, С. А. Губайдулиной, А. Казеллы, Б.Мартину, чему способствуют: а) преимущественное внимание композиторов к театральным и декоративным куклам, а из игровых - к механическим; б) обращение к циклической форме; в) новаторство музыкального языка.
8. Исторически изменяются выразительные средства, используемые при создании кукольных образов в сочинениях для детей: к классической тональной системе и расширенной тональности, которые сохраняют свою актуальность на всех этапах жизни куклы в музыкальном искусстве, на рубеже Х1Х-ХХ веков добавляются импрессионистские и джазовые элементы, а в XX столетии -приемы современного письма (политональность, атональность, серийная техника, додекафония, полиметрия и др.) и стилистические находки неофолыслоризма и постмодерна. Показательно, что перечисленные тенденции проявляются в творчестве музыкантов разных национальных школ.
Очевидно, что изучение образно-содержательных планов детской музыки, посвященной кукле, не исчерпывается рамками настоящей работы, чем
обусловлена необходимость в обозначении перспектив последующих изысканий в этой области. Наиболее продуктивными для дальнейших музыковедческих исследований представляются следующие вопросы:
а) образы куклы в произведениях вокальных и сценических жанров для детей;
б) кукольные персонажи в ряду других игрушечных образов в сочинениях, адресованных детям; в) кукла в музыке для детей и о детях: совпадения и различия; г) специфика русской и западноевропейской традиций в создании музыкальных образов кукол; д) кукла и «кукольность» в музыке для взрослых.
Постановка новых проблем в изучении куклы остается актуальной не только для музыковедения, но и для этнографии, искусствоведения, культурологии, психологии - тех областей научного знания, с которыми соприкасается этот бесконечно многогранный феномен.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
В научных изданиях, рекомендованных ВАК
1. Базшевич, М. В. Кукла в играх ребенка (на материале детской фортепианной музыки XIX - XX вв.) [Текст] / М. В. Базилевич // Музыковедение. - 2013. -№ 5. - С. 38^16.(0, 61 п. л.).
2. Базшевич, М. В. Образы куклы в детской фортепианной музыке [Текст] / М. В. Базилевич // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.-Челябинск, 2012,-№ 4 (32).-С. 109-111.(0,3 п. л.).
3. Базшевич, М. В. Образы театральной куклы в детской фортепианной музыке [Текст] / М.В. Базилевич // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-Тамбов, 2013.-№ 8 (34).-С. 25-29. (0,38 п. л.).
В других изданиях
4. Базшевич,М.В. Образы игровой куклы в детской фортепианной музыке XIX - XX веков [Текст] / М. В. Базилевич // Произведение искусства в контексте художественной культуры: мат. Всероссийской с междунар.
участием науч.-практ. конф., Уфа, 29 ноября 2010 г. / ред.-сост., автор вступ. ст. И.В.Алексеева; УГАИ им. Загира Исмагилова. - Уфа, 2011. - С. 122-129. (0,3 п. л.).
5. Базилевич, М. В. Образы куклы в детской фортепианной музыке композиторов Свердловска-Екатеринбурга [Текст] / М. В. Базилевич // Музыка в системе культуры: сб. ст. / ред.-сост. Т. И. Калужникова, JI. А. Серебрякова; УГК им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2011. - С. 272-280. (0,5 п. л.).
6. Базилевич, М. В. Images of a doll in «Children's corner suite» by Claude Debussy» [Текст] / M. В. Базилевич // Гуманитарное развитие музыканта в современном обществе: мат. докл. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18 апреля 2013 г. / ред-сост. Н.И.Коробова, Л. И. Кручинина; УГК им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2013. - С. 122-129. (0,2 п. л.)
Подписано в печать 23.09.2014 Заказ № 67. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 130 экз.
Типография ЗАО «Репринт» 622001, Нижний Тагил, улица Ломоносова, 49а. Тел. (3435) 21-52-10