автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.03
диссертация на тему:
Обрядовая терминология и структура обрядового текста (погребальный обряд восточных и южных славян)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Седакова, Ольга Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.03
Диссертация по филологии на тему 'Обрядовая терминология и структура обрядового текста (погребальный обряд восточных и южных славян)'

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Седакова, Ольга Александровна

Основная задача диссертации - исследование терминологии славянского погребального обряда, анализ семантики, этимологии, символики метафорической заместительной лексики. И сам погребальный обряд славян, и связанная с ним лексика до последнего времени остаются изученными значительно слабее, чем другие обряды жизненного и календарного циклов и их терминология (как, например, свадьба или зимняя обрядность, которым посвящаются многочисленные статьи и монографии); лучше других компонентов погребального обряда описан фольклорный - надгробные плачи, которые постоянно привлекают внимание филологов и музыковедов. Такой пробел в картине изучения славянской народной культуры неоправдан: погребальная и поминальная обрядность - богатый источник реликтов славянской архаики, ее материал может способствовать выяснению проблемы славянского этногенеза (известна роль погребальных обрядов для археологического определения типа культуры). Кроме того, изучение состава погребальной обрядности и общих представлений, воплощенных в ней, помогает по-новому интерпретировать другие обряды, для которых похоронный является своего рода "кодом". Так, привлечение материала погребального обряда способствовало новой интерпретации генезиса колядования и зимней народной поэзии славян (Виноградова 1982), послужило внутренней реконструкции некоторых основных представлений славянского язычества (Иванов, Топоров 1965, 1974; Успенский 1982). Общую тенденцию в современном изучении славянских древностей, необыкновенно развивающемся в последние годы в отечественной и зарубежной славистике (см., кроме названных выше, фундаментальные труды Э.Гаспарини, Х.Ловмянского, Ш.Кулишича, Б.А.Рыбакова и др.), определили Н.И. и,С.М.Толстые: "Наука о славянских древ

- § ностях . значительно расширила возможности широкого сопоставительного изучения славянской культурной традиции в рамках индоевропейской мифологии и культуры благодаря новым, более совершенным методам внутренней и внешней реконструкции и интерпретации языковых, этнографических и фольклорных фактов, и существенно сместила акцент с письменных источников на свидетельства живых диалектов и народной культурной традиции" (Толстые 1983, с.8). К сближению с этнографией (этнологией) "привели внутренние линии развития . лингвистики (прежде всего этимологии, исторической лексикологии и семасиологии), пришедшей к необходимости привлечения широкого этнокультурного контекста для реконструкции исходных значений и путей эволюции древнейшего пласта "культурных" слов." (там же, с.9). Наше исследование примыкает к ряду работ, в которых этнографический и фольклорный материал рассматривается в лингвистической перспективе (см., напр., ]?ура 1974, Терновская 1974, Журавлев 1982, Левинтон 1975, Байбурин 1982, Толстые 1978, 1981, 1982 и др.), а обрядовая терминология описывается и интерпретируется в контексте духовной культуры славян. Проблема исследования и ее актуальность. Лингвистике принадлежит особая роль в комплексном изучении духовной культуры славян: она не ограничивается тем, что языковые факты дополняют и проясняют данные археологии и фольклористики, но, что, может быть, важнее, лингвистика вносит в общее изучение славянской культуры разработанные ей современные методы системного рассмотрения материала и анализа текстов, принципы внутренней и внешней реконструкции.

Предмет диссертации - терминология погребального обряда восточных и южных славян в ее .связи с общей структурой и семантикой обряда. Изучение народной терминологии в широком экстралингвистическом контексте стало обязательным принципом современных славистических исследований. Важно дальнейшее уточнение принципов сопоставления лингвистического и экстралингвистического планов, и способствовать этому должно рассмотрение экстралингвистического плана - предметно-действенного состава обряда - как организованного целого, невербального текста, обладающего собственной функциональной структурой и своего рода синтаксисом. Состав и структура обряда варьируются на славянской территории - таким образом, для реконструкции "исходной", общеславянской формы необходимо внимательное рассмотрение синхронного среза обрядности, о чем как об актуальнейшей задаче славистики писал П.Г.Богатырев. (Богатырев 1971, с.172-174). Наше исследование рассматривает материал Х1Х-ХХ веков как относительно синхронное состояние, так что в анализе общей структуры обрядового текста мы имеем дело не с "исходными" и "позднейшими" элементами, а с "инвариантными" и "варьирующимися". В перспективе такой анализ связан с реконструкцией праформы обряда и путей его эволюции (чем объясняется привлечение летописных и исторических параллелей к современным фактам) - вследствие внутреннего изменения или контактов с иноэтническими культурами. Выяснение же древнейшей формы погребального обряда славян, одного из характернейших показателей культуры, должно способствовать решению проблемы славянского этногенеза.

Цель и задачи исследования. Прежде всего, это обзор лингвистических и, в связи с ними, этнографических и фольклорных данных о погребальном обряде, к настоящему моменту не изученных > удовлетворительно. Эту задачу выполняют суммированные сводные схемы и словари. Затем, это применение методов анализа, выработанных в лингвистике и фольклористике, к невербальному тексту обряда. Наконец, это интерпретация семантики и символики, заключенных в лексике и предметно-действенном составе обряда^ связи с общими содержательными характеристиками славянских языковых моделирующих семиотических систем, которые репрезентированы в других обрядах, а также фольклорных текстах разных жанров, в традиционной метафорике и фразеологии славянских языков.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что это - первая попытка рассмотрения погребального обряда указанного региона и его лексики в целом (существующие исследования посвящены отдельным фрагментам обряда). Дальнейшее расширение объекта исследования,географическое (включение западнославянского материала) и историческое, может использовать приложенную здесь схему и ее интерпретацию, внося соответствующие коррективы и дополнения.

Практическая ценность исследования заклинается: в возможности сбора нового этнографического и лингвистического материала по программе, составленной на основании общей суммированной схемы обряда, в студенческих и научных экспедициях; в использовании систематизированных обрядовых фактов при составлении современной энциклопедии по славянской мифологии; в использовании результатов исследования в спецкурсах по славянским древностям для историков, филологов и этнографов. Кроме того,предложенные методы анализа обрядового синтаксиса могут? быть использованы при изучении других обрядов. Апробация диссертации., Диссертация была обсуждена в Секторе структурной типологии Института славяноведения и балканистики; с докладами по ее теме автор выступал на всесоюзных симпозиумах (Тарту 1975 г., Москва 1979, 1982, 1983 гг.). Программа сбора материала по погребальному обряду и его лексике использовалась в научных экспедициях в Полесье (1974-1983 гг.), в Архангельскую область, в Молдавскую ССР (болгары). Структура диссертации: .Вдссертация состоит из Введения, пяти глав и Заключения. В Приложении к диссертации приводятся: Программа сбора материала, четыре предметно-тематических словаря (Обрядовые акты и их исполнители; Обрядовые кушания; Гроб, могила и погост; Некоторые части жилища и утварь в обряде), Индекс лексики и фразеологии, связанной с обрядом; географический индекс и библиография.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Обрядовая терминология и структура обрядового текста (погребальный обряд восточных и южных славян)"

Заключение . 176