автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема человека в накшбандизме

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Наботов, Зайниддин
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема человека в накшбандизме'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Наботов, Зайниддин

Глава первая. Проблема человека в трактате накшбандизма

§1. Исторические, социальные и идейные предпосылки

§Понятие человека и проблемы этики в накшбандизме

§3. Основы накшбандизма и проблемы самопознания Галва вторая. Самопознание в накшбандизме как способ самосовершенствования человека

§1. Общечеловеческие этические ценности и их место в развитии человека

§2. Проблема совершенного человека в накшбандизме

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Наботов, Зайниддин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Актуальность темы: Актуальность исследуемой темы заключается, прежде всего в необходимости нового, более глубокого взгляда на духовное наследие наших предков. Проблема человека, его положение и призвание - многоаспектная, и к ней могут быть отнесены почти все основные проблемы философии человека. Эта проблема всегда находилась в центре внимания философов и религиозных мыслителей. Образ человека проходит и через религиозно-философское учение суфизма, и особенно - через воззрения представителей накшбандизма. Накшбандизм, опираясь на основополагаюгцие принципы исламского шариата, считает человека одним из священных созданий, которое наделено бесценным даром - разумом, способностью к самосовершенствованию; и именно человек, по учению накшбандизма, является целью мироздания. Целью создания человека, в соответствии с учением суфизма вообще, и накшбандизма в частности, является самопознание человека. Другой особенностью этого течения, является то, что его последователи, начиная с его основоположника Бахоуддина Накшбанда и продолжая другими наставниками и шейхами, такими как Ходжа Абдулхолик Гиждувани, Орифи Ревгари, Ходжа Махмуд Анджир. Ходжа Али Ромитани, Ходжа Бобои Самоси, Амир Кулол, Ходжа Мухаммад Порсо, Мавлоно Якуб Чархи и Ходжа Ахрор, призывали людей к честному труду. Неопровержим тот факт, что в некоторых суфийских течениях человек представляется бессильным, неактивным и подчиненным предопределению и судьбе существом. Накшбандизм считает несовместимым с условиями самосовершенствования и самопознания человека уединение от общества своих последователей избегать необоснованного уединения и аскетизма, и призывает быть ближе к народу и обществу, т.е. быть внешне с народом и внутренне с богом.Актуальность исследования обусловлена и задачами выявления закономерностей, специфики процесса формирования, развития и эволюции доктрины накшбандизма по проблемам природы человека, его ориентации и жизнедеятельности в мире, активизации и преобразовании. Говоря об актуальности разрабатываемой темы, следует также подчеркнуть, что: - на современном этапе развития философских наук назрела необходимость анализа накшбандизма не как изжившего себя мировоззрения, а как живого феномена человеческого мышления, распространенного от Центральной Азии до Марокко, от Боснии и Герцеговины до Индонезии и от Повольжья и Северного Кавказа до юга Индии и Хиджаза; - изучение теории накшбандизма и отдельных его выдающихся представителей о человеке способствовало бы выявлению онтологических, гносеологических, социокультурных и этико-прагматических корней этого течения; - всестороннее изучение исследуемой темы имеет также большое практическое значение для выявления духовных процессов, происходящих в современном таджикском обществе; - другим аспектом актуальности изучения идей накшбандизм о человеке является то, что проблема человека и его места в обществе является основополагающей для решения проблемы гуманизма, а последняя, в свою очередь, всегда, во все времена, независимо от социально-политических изменений и государственного строя, останется актуальной и современной.Выявление общечеловеческих моральных ценностей в накшбандийской доктрине представляется важным и необходимым. Без ориентации на духовное совершенство и общечеловеческие ценности построение справедливого, демократического общества невозможно. В учении накшбандизма духовное совершенство составляет цель нравственного усовершенствования человека. Основополагающими критериями нравственности человека в накшбандизме считаются законы и правила мусульманского шариата и высказывания пророка Мухаммада - прототипа совершенного человека.После приобретения национальной независимости современное таджикское общество ориентируется на возрождение духовных ценностей.Ибо утверждение общечеловеческих и национальных ценностей, их гармонизация способствует духовному очищению и нравственному воспитанию человека.Другим аспектом актуальности изучения проблемы человека в накшбандизме является то, что для достижения путником истины и совершенства ему необходимо "очищение сердца" и "изменение поведения", т.е. отчуждение от противных человеку негативных качеств и освоение положительных, прекрасных общечеловеческих норм морали. Следует особо отметить, что в работе рассматривается ряд категорий и принципов этики накшбандия, которые до сих пор крайне схематично анализировались в истории философии Востока. Здесь наряду с представлениями о морали человека и её принципах и понятиях анализируется специфическая этическая концепция, базирующаяся на вере в возможности совершенствования человека, а также накшбандийские представления о справедливости, добре и зле, мужестве, доблести, праве, любви, привязанности, наставничестве, благодарности и т.д. Эти специфические человеческие качества стали основой для пропаганды новой морали на мусульманском Востоке.Следует особо отметить, что в диссертации рассматриваются такие проблемы как: проблемы природы человека, самопознания, нравственные категории и принципы "одоб" (поведение) и "ахлок" (нравственность), определение особенностей пути самосовершенствования, проблемы "фано" (уничтожение) и "бако" (вечность).Степень изученности темы: Накшбандизм как одно из суфийских братств, получившее свое название от имени его основателя Бахоуддина Пакшбанда (1318-1389 гг.), мало изучено специалистами историкофилософской науки. При всей значимости влияния течения накшбандизма на развитие, становление ислама после X V века на территории, не завоеванной арабами, а так же очевидности влияния накшбандизма на новую и новейшую истории Евразии, историко-философский анализ этого течения нам представляется недостаточным. К сожалению, этим же объясняется всё еще не преодоленное предвзятое отношение к наследию и идеологии суфизма, в частности и к накшбандизму. Между тем, исследование накшбандизма с точки зрения выявления его вклада в разработку основных общечеловеческих этических и культурных ценностей не только помогло бы правильно расставить акценты в исторической оценке этого течения, но и способствовало бы раскрытию сути его влияния на современные общественно-политические и культурные явления.Как подчеркивает А. Мухаммедходжаев, "в историко-философской литературе до сих пор нет целостного философского исследования, охватывающего все аспекты этого течения, сыгравшего важную роль в истории народов этого региона"'. Его монография, хотя и дает наиболее систематизированные знания об этом учении, имеет целью проследить эволюцию накшбандия до Ахмада Сархинди (XVII в). Но вне поля зрения автора остаются частные проблемы, рассматриваемые представителями этого суфийского течения: проблема человека, его место и роль, в обществе его мораль, нравственная система накшбандия и т.д., - которые являются теми кирпичиками, из которых строится само здание накшбандизма.Накшбандизм был крайне популярен в течение шести веков среди различных слоев населения в регионах своего распространения. Общепризнан огромный вклад известных представителей этого течения, таких как Ходжа Мухаммад Норсо, Мавлоно Якуб Чархи, Ходжа Ахрор Вали, Фахриддин Али Сафи, Абдуррахман Джами и другие, в соверш[енствование высоких человеческих качеств и распространение общечеловеческих ценностей. Их творения, действительно, передставляют бесценный вклад в интеллектуальную и гуманистическую культуру персоязычных и других А.Мухаммадходжаев. Идеология накшбандизма. Душанбе 1991. -С.6. народов. Однако они, к сожалению, до сих пор должным образом не исследованы. В особенности это касается проблемы человека, его места в обществе, его жизнедеятельности, проблем рассматриваемых в этом учении. Необходимо отметить, что человек в накшбандизме является общественно - активным индивидом и отражает в себе идею духовного развития и высокой социально-трудовой активности. Но как было отмечено, всестороннее и глубокое исследование понятия «человек» в наследии накшбандия с позиций историко-философской, социально-политической и этической науки произведено не на достаточном уровне.Отдельные упоминания и сведения о человеке и его месте в жизни и обществе с точки зрения накшбандийского учения встречаются в работах.Однако указанные исследователи не рассматривают идеи накшбандизма о сущности и природе человека, о его назначении в мире и путях его самосовершенствования, ограничиваясь лишь одельными указаниями на наличие этой темы в учении представителей накшбандизма.Источники исследования темы. Следует упомянуть, что теоретическое наследие накшбандизма не изучено в достаточной степени. В работе впервые исследуется и вводится в научный оборот ряд трудов известных суфиев этого толка. Кроме изученных первоисточников накшбандийского те2 Вяткин В.Л. О Ходжа Ахроре. /Туркнстанские ведомости. Ташкент. 1898. № 3. Его же, Из биографии Ходжа Ахрора./Туркистанские ведомости. Ташкент. 1904. № 147.Бартольд В.В. Улугбек и его время. /Соч. Т.П. часть 2. Москва "Наука" , 1964.С. 25-176. Его же. Мир Али Шер и политическая жизнь. Там же. 199-210.4 Бертельс Е.Э. Избранные труды. , Навои и Джами. Москва. 1985.5 Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходжа Ахроре. /Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феода)П13ма. Москва. 1985.Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия УХ в. Душанбе. 19 ^ Чехович О.Д. О социальной политической деетелыюсти Ходжи Ахрора. Бартольдовские чтения. Москва. 1982. ^ Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе. 1991. Его же. Ходжа Ахрор. (Хизнь и учение). Каиибадам. 2000 г.Урунбаев А. Письма-автографы Абдурахмана Джами из альбомав Навои. Ташкент, 1982.Афса?^зод А. Хоча Лх,рори Вали кист? Садои мардум. 8 октябри 1992. " Валиходжасв Б.Х. Xo^^a А^^рори Вали. (Хамеат ул-ватарот дар зикри х,азрати бобараколт) Сам. "Сугдиси" 1992. чения, в диссертации использованы работы наиболее видных представителей этого течения, таких как "Трактат о привязанностях" ("Рисолаи унсия") Мавлоно Якуба Чархи, "Завегцание" ("Васое") Абдулхолика Гиждувани, "Трактат о вхождении" ("Вурудия") Абдулмаджидхона Хидояткула, "Трактат о радении" ("Рисолаи зикрия") Ходжи Хасана Аттора, "Трактат" ("Рисола") Али Ромитани, "Подарок путникам" ("Тухфату-с-соликин") Ходжи Мухаммада Порсо и др., имеющиеся в рукописи или литографии в фондах библиотек АП Республики Таджикистан и АН Республики Узбекистан.Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является изучение и определение места и значения человека в накшбандийском учении. Поставленная цель определяет собой следующие задачи исследования: - выявление и определение идейных истоков понимания проблемы человека в накшбандизме; - анализ основных структурных элементов учения накшбандизма о человеке; - анализ и оценка учения накшбандия о самопознании и совершенствовании человека; - определение места воззрений накшбандизма о человеке в системе суфийских учений.Научная новизна диссертации. Впервые в историко-философской науке накшбандийское учение о человеке становится объектом анализа. В диссертации впервые: - выявлены влияния религиозно-философских, этических и других идейных источников в особенности Корана и хадисов пророка, на формирование и развитие учения накшбандизма о человеке; - воссоздаётся система знаний об идее совершенного человека; - дается соответствующая интерпретация проблемы человека в учении накшбандия; - выдвинута и обоснована идея о наличии проблемы совершенного человека в системе накшбандизма; - использованы, подвергнуты анализу и введены в научный оборот оригинальные, до настояш;его времени не исследованные работы накшбандийских мыслителей: Абдулхолика Гиждувани, Ходжи Мухаммада Порсо, Мавлоно Якуба Чархи, Абдулмаджидхана Худойкула, Ахмада Сархинди, Шахобиддина ибни Амира Хамзы и др; Методологической основой диссертации послужили исследования видных востоковедов, отечественных и зарубежных специалистов по истории философии. В исследовании больше сделан упор на применение объективно-исторического и научно - логического методов.Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы при анализе философской и религиозной мысли Ближнего и Среднего Востока, в пропаганде высших общечеловеческих ценностей, а также при преподавании спецкурсов и чтении лекций по истории философии, культурологии, истории и теории суфизма и свободомыслия.Основные положения и выводы работы могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории философии и дальнейшем изучении проблемы суфизма.Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на совместном заседании Отдела истории философии и Отдела истории и философии религии и свободомыслия Института философии и права Академии наук РТ. Отдельные части работы изданы в виде книги, тезисов, докладов и статей. Материалы диссертации использованы при преподавании курсов по истории и философии суфизма по программе высшей школы.Структура и объем работы подчинены её общей задаче. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема человека в накшбандизме"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы человека в учении накшбандизма показывает, что в суфизме уделяется пристальное внимание проблеме человека, его сущности и целям, вечным этическим ценностям, проблемам гуманизма и познания. Следует подчеркнуть, что основатель этого течения - Ходжа Ба-хоудддин Накшбанд испытал значительное вляние суфиев течения ходжа-гон, а проблемы воспитания путника, его духовного роста и совершенствования считали наиважнейшими все лидеры и теоретики движения ходжа-гон, такие как Ходжа Мухаммад Порсо, Ходжа Юсуф ибн Аюб Хамадани (1048-1140), его приемник Ходжа Абдулхолик Гиждувани, а также его последователи Ходжа Ориф Ревгари, Ходжа Махмуд Инджир Фагнави, Ходжа Али Ромитани (Ходжаи Азизон), Ходжа Мухаммад Бобо Самоси, Саи-дамир Кулол. Все они наставляли своих учеников и последователей содержать в чистоте сердце, язык и тело, находить пропитание честным трудом. Как было отмечено, одним из важнейших принципов накшбандизма, определяющим содержание основы этого течения является отрицание аскетизма и отшельничества. Предводители накшбандизма наставляли каждого последователя избрать какую-либо специальность или ремесло, с тем чтобы обеспечивать существование свое и своей семьи за счет честного дохода от праведного труда. Отсюда, изучение формирования и развития накшбандизма позволяет заметить, что каждый его последователь, а в особенности наставники обязательно имели определенную профессию или ремесло, так что след ее остался и в их имени (накшбанд, кулол и т.д.). Наставники считали, что Всевышний наделил человека руками и ногами для того, чтобы он трудился. Труд вовсе не означает отвлеченность от бога и поклонения ему, а целью является то, что увлеченный трудом путник ни на минуту не должен забывать о боге, а всегда, во всех ситуациях, с кем бы он ни был, должен внешне быть с народом, а внутренне - с богом, руки надлежит занимать делом, а сердце - возлюбленным (богом).

Поэтому они воспитывали своих учеников в духе уважения к труду и презрения к богатству и накопительству. Принцип "уединения в обществе" заключается в том, что человек в массе должен заниматься своим делом и упоминать бога. Путник должен не допускать аскетизма, приводящего к нищете и бродяжничеству. Известное выражение "закрой двери уединения и открой двери дружбы" так же выражает изложенную позицию.

Другим аспектом учения накшбандизма по проблеме человека являются вопросы самопознания. Наставники течения накшбандизма считают самопознание сущностной основой своих учений, как и сторонники других течений. Сама этическая система основывается на развитии и воспитании "совершенного человека".

В соответствии с их учением, если целью сотворения человека было познание всемогущего бога, то богопознание возможно лишь в результате самопознания. То есть, пока человек не достигнет состояния самопознания, он не может познать бога. Поэтому проблема самопознания является квинтэссенцией суфийского учения и заключается в приобретении благих человеческих качеств и отдалении от непотребных качеств. Другими словами, степень отдаленности путника от плохих качеств является показателем степени его приближения к богу и познания бога. Степень близости к богу путника в процессе самопознания зависит от отрицания желаний, воли и личных страстей путника.

Таким образом, анализ совершенного человека в накшбандизме показывает, что это течение, подобно другим течениям суфизма всесторонне обсуждает и развивает учение об условиях формирования совершенного человека, параллелизма микро и макромира, однако как отрицание подчинения велениям шариата и последствия этого критикует последователей

124 вахдат-ал-вуджуд" за приравнивание человека, прошедшего все испытания и очищения, к богу.

Учение накшбандизма об очищении и чистоте, фильтрации внутреннего мира человека наставляет людей в духе гуманизма. Это и есть причина все большей популярности накшбандизма как на Востоке та и на Западе. Обобщая, можно отметить, что учение о честном труде, философия непротивления, непринужденная бедность, отвержение богатства являются средством в достижении совершенства путником, идущим по пути познания Истины.

 

Список научной литературыНаботов, Зайниддин, диссертация по теме "История философии"

1. Абдулмачидхон Худокул. Вурудия. - Бомбай, 1336. -Литогр. изд. -Перс.яз.

2. Абдулхай ибии Абдулфатх. Силсилаи Ходжагои. Рук.ИВ и письменного наследия АН РТ, №-146.- Перс.яз.

3. Абдулхолики Гиждувони. Васоё. Миср,без ук. года издания.

4. Абдулхолики Гиждувони. Васиятнома. Рук.ИВ АН Р.Узб. №-3844 -ХУ1л.174б №199а.- Перс.яз.

5. Абумухсин Мухаммад Бокир ибни Мухаммад. Макомоти хазрати Ход-жаи Накшбанд.Бомбай.без ук. года изд. -Перс.яз.

6. Азиз Насафи. Максад-ул-аксо. Рук.Национального архива ИРА,-67/10 Кабул.- Перс.яз.

7. Ал-Куръону-л-карим. Араб. яз. Саудовская Аравия 1995. Араб.яз.

8. Аль-Фараби. Философские трактаты,- Алма-Ата, 1970.

9. Аль-Фараби. Трактат о взглядах добродетельного города//Аль-Фараби. Социально этические трактаты.- Алма-Ата, 1972.

10. Ю.Аттор Фаридуддин. Илохинома Исправление, комментария, и примечания Сайд Садика Гавхарин. Техрон, 1338. - Перс. яз.

11. ГАттор Фаридуддин. Куллиёт. Лакхнав, 1862. - Перс. яз.

12. Аттор Фаридуддин. Тазкират-ул-авлиё. Бомбай, 1325. Перс. яз.

13. Ахмади Сархинди.Мактубот. В 4-х томах.-Литогр.изд, 1900. -Перс.яз.

14. Ахмади Сархинди. Макомот.-Литогр. изд. 1330.

15. Бадахши Мавлоно Нуруддин. Хулосот-ул-манокиб. Рук. ИВ АН РУзб.-№ 2312.-35 г.-Перс.яз.

16. Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере.-М. 1980. 376с.

17. Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения //Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана.-М.,1960. -С.211-266.

18. Давлатшохи Самарканди. Тазкират-уш-шуаро.-Лондон, 1390. Перс.яз.

19. Джами Абдуррахмон. Нафахот -ул-унс. Техрон, 1336. - Перс. яз.

20. Джами Абдуррахмон.Хафт авранг. Техрон, 1958. - Перс. яз.

21. Джами Абдуррахмон. Сарриштаи тарикати хочагон. Муккаддима, тас-хех ва таълифи Абдулхай Хабиби. Кабул. 1343. - Перс. яз.

22. Дорошукух М.Сафинат-ул-авлиё.- Лакхнав, 1282.-Перс.яз

23. Звезды поэзии.- Душанбе, 1976.

24. Ибн ал-Араби. Ал футухот-ул-маккия. Кохира,1293.-Араб.яз.

25. Ибн Мискавейх. Тахзиб-ул-ахлок ва татхир-ул-аърок.- Бейрут.-1996.-Араб.яз.

26. Коран.Перевод с арабского академика И.Ю.Крачковского,- М.,-1990.

27. Кошифи Фахруддин. Усули накшбандия. Литогр. изд. без указания места и года изд.

28. Кошифи Фахруддин. Хазинат-ул-асфиё. -Техрон, без указания года изд.

29. Мавлоно Яъкуби Чархи.Рисолаи Унсия. -Литогр. изд., 1350.

30. Мавлоно Яъкуби Чархи.Рисолаи Унсия. Рук.ИВ АН Р Узб. 0- № Р 5765. - Перс.яз.

31. Мавлоно Яъкуб ибни Усмони Чархи. Мухтасар дар баёни си л си лай на-кшбанд. -Рук.ИВ АН Р Узб.№ -Р 9328-1,- Перс.яз.

32. Мавлоно Яъкуби Чархи. Рисолаи Абдолия.-Рук.Национального архива ИРА.№ 3511/14.-Перс.яз.

33. Мавлоно Ахмад Сайиди Мучаддади. Рисолаи арбаъа анхор. Рук. Ин-та Востоковедения и рукописи АН РТ № 4144 л/т. (4).

34. Макомоти Амир Кулол.-Рук.ИВ АН Р Узб.-?8667/П.-Перс.яз.

35. Макомоти Хоча Абдулхолики Гиждувони.- Рук.ИВ АН РУзб.- 1.№ 9013/Ш .-Перс.яз.

36. Макомоти арчманд ва маколоти судманди Хазрати Хоча Бахоуддини Накшбанд. -Рук.ИВ АН Р Узб.-№ 17502,- Перс.яз.

37. Мачмуаи рисолахои тарикати накшбандия. Литогр. изд., без указания места и года изд.38.Мишкот. Такшент, 1970.

38. Мухаммад аль-Бухори. Ас-сахих. -В шести томах.-Т.1.-Саудия, 1976, -Араб.яз.

39. Мухаммад ибни Бурхонуддин. Силсилат-ул-орифин ва тазкирот ус-сиддикин. Рук. ГНБ им.Фирдавси. -№ 1442.

40. Мухаммад Хошим Кишми. Зубдат-ул-макомот.- Лакхнав, 1307.-Перс.яз.

41. Рисола дар маънии «Хуш дар дам».-Рук.ИВ АН РУзб.-№ р 38 44.

42. Руми Джалолуддии. Маснавии маънави. Литогр. изд., без указания места и года изд.

43. Фрагменты ранных греческих философов. -Ч.1.- М.,1989.

44. Хазору як хадис. Душанбе, 1991.

45. Хоча Ахмади Порсо. Макомоти Бахоуддин. Литог. изд. - Перс.яз

46. Хоча Ахмади Порсо. Кудсия.-Техрон, 1354. (1975)-198 с.

47. Хоча Мухаммади Порсо. Кудсия. Бо тасхехи Эраджи Афшор. - Техрон, 1334. - Перс.яз.

48. Хоча Мухаммади Порсо. Тухфат-ус-соликин.- Дехли,1970. Перс.яз.

49. Хоча Мухаммади Порсо. Макомоти Хоча Бахоуддин. Рук.ИВ АН Р Узб,- №-2520. - Перс.яз.

50. Хоча Мухаммади Порсо.Рисолаи кудсия.-Литогр.изд.- Бомбай, 1333.-Перс.яз.

51. Хоча Мухаммад Фазл.Умдат-ул-макомот,- Лакхнав, 1355.Л1ерс.яз.

52. Хоча Убайдуллохи Ахрор. Факароти Ахрория. Ташкент, 1910. -Перс.яз.

53. Хоча Убайдуллохи Ахрор. Усули накшбандия.-Литогр. изд., без места и года изд.

54. Хоча Хасани Аттори. Рисолаи зикр, без места и года изд.

55. Шархи истилохоти тасаввуф. Талифи Сайид Содики Гавхарин. Техрон, 1336. - Перс.яз

56. Шихобуддин ибни Амир Хамза. Макомоти Амир Кулол. Рук.ИВ АН РУзб.- Р 86 67/П.- Перс.яз.1. ИССЛЕДОВАНИЯ:

57. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства. Сложный узел проблем // Тримингэйм Дж. Суфийские ордены в исламе.-М., 1969.-313 с.

58. Али Асгари Халаби. Шинохти ирфон ва урафои ирони. Техрон, 1352. - Перс.яз.

59. Арабзода Н.Носири Хусрав,- Душанбе, 1994,-176 с.

60. Асимов М.С.,Ашуров Г.А., Диноршоев М.Д.Философия и общественно-политическая мысль таджикского народа // Таджикская ССР. ЭСТ,-Душанбе,1984.- С.63-77.

61. Афсахзод А.Лирика Абдуррахмана Джами. -М., 1988.-326с.

62. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдуррахмони Чоми. Душанбе, 1981.159 с. - Тадж. яз.

63. Ашуров Г.Философские взгляды Носира Хисрава.-Дшанбе, 1965.-103 с

64. Бартольд В.В.Улугбек и его время. Соч.- Т.2.- Ч.2.-М., 1964.-С.25-178.

65. Бертельс А.Е.Носир Хисрав и исмаилизм.-М., 1959.

66. Бертельс Е.Э.Избранные труды.Наваи и Джами.-т.4.М., 1965.

67. Бертельс Е.Э. Избранные труды.-Суфизм и суфийская литература.-М.,1965.-523 с.

68. Бертельс Е.Э. Введение в изучение текстов трактатов «Афакнома». Пять философских трактатов на тему «Афак и Анфус».-М.,1970.

69. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад, 1961.-331с.

70. Богоутдинов А.М.Избранные произведения.-Душанбе,1980. 418 с.

71. Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходже Ахроре // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма,- М.,1985.

72. Вазиров 3. Социально-политические и нравственно-религиозные учения в философской системе футуввата. Автореф. дис. канд.филос.наук. -Алма-Ата, 1981. -27с.

73. Валиходжаев Б.Х. Хоча Ахрори Вали (Хамсат-ул-катарот дар зикри хазрати бобаракот).- Самарканд, 1992.

74. Вамбери А. История Бухары или Трансоксании с древнейших времен до настоящего. СЛД, 1873.

75. Вяткин В.Л. Из биографии Ходжи Ахрора //Туркестанские ведомости.-М.,1904.-147 с.

76. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история.-Душанбе, 1989.-Кн. 1-2.

77. Григорян С.Н. Прогрессивная философская мысль в странах Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.// Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М.,1961.

78. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

79. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1984.-350 с.

80. Диноршоев М.Философия Насириддина Туси.-Душанбе,1968.-157 с.

81. Диноршоев М.Дулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф // Мушкилоти Ибни Сино. -Душанбе, 1980. -С. 116-131. Тадж.яз.

82. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе, 1985.-256с

83. Диноршоев М. Аз таърихи фалсафаи точик,-Душанбе, 1988.-224с.-Перс.яз.

84. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Дшанбе, 1987.- 432 с.

85. Дурахшон Махди. Бузургон ва сухансароёни Хамадон.-Техрон, 1341.-Перс.яз.

86. Жуковский Р.А. Человек и познание у персидских мистиков. Санкт-Петербург, 1985.

87. Закуев А.К. Философия «Братев чистоты».-Баку, 1961.-122с.

88. Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия.-Техрон,1344.- Перс.яз.

89. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон.-Техрон,1357. Перс.яз.

90. Зиеев И. Проблема человека в философии Мухаммада Икбола. -Душанбе, 1996.-98 с.92.3иеев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада.-Душанбе, 1992.-114 с.

91. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии 1Х-ХУ вв.-Душанбе, 1986.-256 с.

92. Исмоилов Ш. Философия Махмуда Шабистари. -Баку, 1976.

93. Истахри Ал и. У сули тасаввуф. -Техрон,1338.- Перс. яз.

94. Каримов П.М. Аль-Газали и суфизм.-Баку, 1969.-112 с.

95. Кессиди Б.Х. Сократ Серия «М.П.»-М., 1976.

96. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали.-Автореф.: дис.канд.филос.наук.- М.,1979.- 21 с.

97. Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби // Религии мира История и современность. Ежегодник. М., 1984. - С.81-94.

98. Кныш А.Д. Некоторые проблемы изучения суфизма // Ислам: религия, общество, государство. -М.,1984.- С.87-95.

99. Кон И.С. Социология личности. М., 1967-383 с.

100. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

101. Косим Гани. Бахе дар осор ва афкору акволи Хофиз. -Техрон, 1340.-Перс.яз.

102. Кули-Заде З.А.Мировоззрение Касима Анвара.-Баку, 1976.-144 с.

103. Кули-Заде З.А. Закономерности развития восточной философии XII-XIV вв.и проблема Запад-Восток. Баку, 1983.-282с.

104. Кулматов Н.Фахриддин Рози.-Душанбе,1980.-66с.-Тадж.яз.

105. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе, 1987,-108 с.

106. Майоров Г.Г.Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

107. Мамедов З.Ч. Философская мысль в Азербайджане в XI-ХШ вв.-Баку, 1978.-207 с.

108. Мехрин А. Тасаввуф. Гилон, без указ. года изд. - Перс. яз.

109. Мец А. Мусульманский ренессанс,- М., 1966. 458 с.

110. Мирбобоев М.К.Этика Джалолиддина Давони.-Душанбе,1992.

111. Муминов И.М.Выдающиеся мыслители Средней Азии.-М. 1966.

112. Мухаммад Иброхим Халил. Мавлоно Яъкуби Чархи.- Журн. МАЧ. «Ориен». Кобул. -№ 2.- Перс.яз.

113. Мухаммад Икболи Лохури. Сайри фалсафа дар Ирон. Техрон, 1354. -Перс.яз.

114. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Фаридуддина Аттора. Душанбе, 1974. - 116 с.

115. Мухаммедходжаев А.Гносеология суфизма.-Душанбе,1990.-112 с.

116. Мухсини М. Тахкик дар ахвол ва осори Начмуддини Куброи Увайси. -Техрон, 1346. Перс.яз.

117. Наср С. Назари мутафаккирони исломи дар бораи табиат.-Техрон,1342.-Перс.яз.

118. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Ирон Техрон. 1342.-Перс.яз.

119. Насиров Р.Н.Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии.-Ташкент,1988.-120с.

120. Олимов К. Хорасанский суфизм (опыт философского анализа).- Авто-реф.: дис докт.филос.наук.-Такшент, 1994.-54 с.

121. Олимов К. Баррасихо дар тасаввуф.-Душанбе,1999.-140 с. Тадж.яз.

122. Осими М. Пайдоиш ва ташакулли тафаккури фалсафи. Душанбе, 1970.-140с.-Тадж.яз.

123. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. -Ташкент, 1977.- 383 с.

124. Очеркхои тарихи фалсафа.-Душанбе, 1982.- 28с.

125. Петрушевский И.П.Ислам в Иране в VII-XV вв. -JI.,1966.- 400 с.

126. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. 216 с.

127. Проблема человека в Западной философии. СБ. перевеодов с английского, немецкого, французского составление и послесловие П.С.Гуревича. М., 1988. С.552 с.

128. Раджабов М. Мировоззрение Убайда Зокони. Сталинабад. -1958. - 114 с.

129. Раджабов М. Абдуррахман Джами и таджикская философия XV века. -Душанбе, 1968. 318 с.

130. Раджабов М. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе, 1982. - 95 с.

131. Ризакулизаде С. Дж. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. Баку, 1978. - 95 с.

132. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. М., 1970. - 440 с.

133. Сагадеев А.В. Гуманистические идеалы мусульманского средневековья. Человек как философская проблема: Восток Запад. - М., 1991.

134. Сагадеев А.В. Свободомыслие мусульманского средневековья // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. -М., 1986. -С.152-211.

135. Сайд Хусайн Наср. Илму тамаддун дар Ислом. Тарчумаи Ахмад Ором. Техрон, 1350. - Перс.яз.

136. Сайд Чафар Саччоди. Фарханги урафо. Техрон, 1962,- Перс.яз.

137. Сафо Забехуллох. Таърихи улуми акли дар тамаддуни исломи,-Техрон,1331.-Т.1. -Перс.яз.

138. Сафо Забехуллох. Таърихи улум ва адабиёти Ирон. Техрон, 1347. Перс.яз.

139. Сироч Мухаммад Мавлоно Балхи ва падараш. Таъсири «Маориф» бар «Маснавии маънави». - Кобул, 1340. - Перс.яз.

140. Смирнов А.В. Проблема человека в концепции Ибн Араби (на материалах трактата «Фусус-ал-хикам») // Проблемы этики в философских учениях стран Востока. М., 1986.

141. Соколов В.В. Средневековая философия. -М.,1979. -448с.

142. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.1972. -304 с.

143. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопросы философии. 1980. -№6. - С. 118-127.

144. Степанянц М.Г. Проблемы познания в суфизме // Вопросы филосо-фии.-1980. №4.-С.118-127.

145. Степаненц М.Г. Философские аспекты суфизма. М., 1987. - 190 с.

146. Степанянц М.Г. Концепция совершенного человека в творчестве Му-хаммада Икбола. М., С. 136-152.

147. Султонов М. Концепция совершенного человека в суфийской доктрине Али Хамадани // История философии и современность. Душанбе, 1988. -С.83-88.

148. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани. -Душанбе, 1993,- 135с.

149. Суратгар JI. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси. Техрон, 1345.-Перс.яз.

150. Суфизм в контексте мусульманской культуры. -М.,1988. 341 с.

151. Тримингэйм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М.,1989. 328 с.

152. Турсунов А. Чараени дониши инсон. -Душанбе, 1973. Тадж.яз.

153. Турсунов А.К. Дискуссия вокруг концепции Восточного Ренессанса. -Памир. 1981. - №10, - С.78-88.

154. Турсунов А.К.Эхьеи ачам. Душанбе, 1984. -Тадж.яз. с.

155. Турсунов А.К. Мировоззренческой коллизии философского и теологического // Вопросы философии. -1990.-№7.- С.62-75.

156. Турсунов А.К. Человек и мироздание. М., 1986.

157. Avberry A.J. Classical Persian Literature. London, 1958.

158. Nikoolson A. Poet and mystic. London, 1956.