автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Общественно-политические и эстетические воззрения Агахи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политические и эстетические воззрения Агахи"
•по ид
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМЕНИ И.М.МУМИНОВА
На правах рукописи
САФАРБАЕВ Мадрахим
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АГАХИ
09.00.03 — История философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой стелен» кандидата философских наук
Ташкент—1993
Диссертация выполнена в отделе истории философии Института философии и права им.И.М.Муминова АН Республики Узбекистан
Научный руководитель — доктор философских наук,академик
АН РУз, заслуженный деятель науки РУз , лауреат Государственной премии им.Беруни РУз, профессор Хайруллаев М.М.
Официальные оппоненты; доктор философских наук
. Ахмедоа А.А.
каддидат философских наук,доцент Мухамедьяров А.С.
Ведущая организация — Ташкентский государственный эконо-
Ш1ческий университет
Защита состоится "------1993 г. „ Н.ООчаг.
на заседании специализированного совета Д 015.03.22 в Институте философии и права им.И.М.Муминова АН Республики Узбекистан по адресу:700170,г.Ташкент,ул.И.М.МушшоБа,Г\
С диссертацией можно ознакомиться: в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170) ,г. Ташкент,ул.И.М.М}--минова,13).
Автореферат разослан "-- г-л-" " 4 ---"199Ь г
Ученый секретарь специализированного совета, '
доктор философски каук, ' / /
профессор " Г'\Л ! / А^пгулэ;; Х.А.
Актуальность темп. Задачи коренного обновления Узбекистана обусловливают необходимость и веяиость глубокого рассмотрения и использования национального культурного наследия а развитии духовной культура. Изучение культурного наследия той или иной эпохи, ого различна: аспектоз не просто углубляет ката знания о ней, но и способствует более адекватному осмысления современных обцрственно-духозных процессов, выяаявкяо прогрессивна тенденций их развития.
Современная национальная культура может разЕИваться.лиаь зо всей полноте и сложности осваивая и перерабатдаая культурное, а тон числе философское, наследие прошлого.. Это обусловыливает необходимость я актуальность историко-философского исследования общественно-политических, эстетических г.оззрений выдающегося узбекского шслителя прошлого века поэта Мухамма-да Риса Зрниязбеиа сглы Агахи (1809-1874).
До сих пор в нагей историко-фпссофекой науке уделялось крайне недостаточное внимание сложному и в то ле время ваано-му периоду духовного развития народ?в Туркестана, охватывающему первую половину XIX в. Сумеетванное значениз изучения того времени состоит преяде всего в тем, что оно явилось зсклв-чительным этапом в той или иной степени самостоятельного развития народов Туркестана перед завоеванием его царской Россией. Согласно прежним представлениям общественно-духовная яизнь региона перед завоеванием пркпла в такой упадок, что • лишь захват его Россией ког принести избавление от застоя. Конечно, данному периоду духовного развития этого региона трудно дать о позначную оценку, тем не менее его углубленное исследование, на наа взгляд, дает определенный материал дзя эго болае объективной и конкретной интерпретации.
Однако этот период оставался малоизученном и зследсувиз -есостоятельности некоторых прежних принципов исследования пуховного, з частности историко-философского, процесса. 3 гю-савнем прсплом объектом, достойным исследования, становились ю преимуществу те философские учения и идеи, которое а какаЗ тибо фор?« несли в себе иатериалистические идеи или :ю,т,?н бы столковаться как антирелигиозные.
Одним из существенных достижений обновленческого процее-:а в Узбекистане является постепенное фор10».рс£ание качестыннс-
нового отношения к истории и духовному наследии узбекского народа. "Наше новое отношение к истории, к наследию должно воплотиться в жизнь. Во всех учебниках, начиная с самых первых, должна бить изложена только правда. Это наш долг перед памятью наших народов"*. Поэтому объективное изучение общественно-политических, эстетических идей Агахи, духовной жизни эпохи призвано способствовать восстановлению исторической правда, подлинной и целостной картины культурно-философского развития узбекского народа.
Степень разработанности проблемы. Богатое и многогранное творческое наследие Агахи до сих пор не получило обстоятельной разработки. Тем не менее оно давно уже служит объектом научного интереса наших ученых. Прежде всего проделана большая и сложная работа по текстологическому изучению и публикации произведений мыслителя, своеобразным обобщающим итогом чего явилось шеститрмное издание его произведений^. К отдельным конкретным аспектам творческого наследия Агахи обращались востоковеды и историки В.В.Бартольд, А.Л.Кун, П.П.Иванов, Я.Г.Гуляиов и др.^ Проведены обстоятельные источниковедческие, историко-литературные, литературоведческие исследования, в которых затронуты некоторые моменты изучаемой нами теш, в частности, в работах Б.Ы.Йирмунского, Н.И.Конрада, Р.Ыажиди, В.Ю.Захидова, Г.Каримова, К.Ыунирова, С.Дзлимова, Да.Шарипо-
1. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на Внеочередной девятой сессии Верховного Совета Республику. Узбек;:ст£н двенадцатого созыва //Народное слово. - 1992,
- 5 янз.
2. Уухагагад '^лза &гроб Эпкиёзбек у?ли Ога/^чД. Асарлап. - 1-е хадаар. - "йггкент, 1971-1930. Описание г^о::згедйнпй Агахи дается в кн.: Ога^ий асарлариникг тязс:;с:и (каталог). -Тошкент, 1£36.
3. Баптольд В.В. Истортя культурной жизни Туркестана //Сочинения. - Т.П (I). - Москва, 1963; Его же. Культура мусульманства //Сочинения. - Т.У1. - Москва, 196с; Кун А.Л. Культурный оазис Хивинского ханства //Туркестанские ведомости.
- 1874, 8 ноября: Его же. Порядок взимания податей в Хивинском ханстве //Туркестанские ведомости. »32,33, 1873; Иванов ПЛ. Очерки по истории Средней Азии (ХУ1 - середина XIX в.) - Ыосква., 1953: Его же. Архив хивинских ханов
XIX в. - Ленинград, 1940; Его же. Материалы к изучении истории каракалпаков //Каракалпакия. - Т.П. - Ленинград,1934; Гулямов Я.Г. История орошения Хорезма с древнейших времен ДО наших дней. - Ташкент, 1357 и до.
ва, Н.Камилова, ■ Н.Я^маева, В.Раумга!Э!?а и ¿р.*
В историко-философских ;;сследс ::чкгас И.М.Нуцинова,Н.И.ХЕй-руллаева, Х.П.Вахидова, О.Д.Дкумабаева, Х.А.Аликулова, Ц.Арипо-ва и других намечается определенный подход к данной проблеме, рассматривается ее отдельные аспекты^.
Необходимо отметить, что в нашей историко-философской науке общественно-политические, эстетические воззрения Агахи все еще не подвергались специальному исследовании.
I. йирмунский 3.U., Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур //Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. - Ленинград, 1979; Его же. Алишер Навои и проблема Ренессанса в литературах Востока //Там же; Конрад К.И. Запад и Восток. - Изд.2. - Москва, 1972; Его же. Избранные труда. История. - Москва, 1974; Мажидий Р. Ыухашад Риэо Ога-з^ии поэзияси //Ога>;ий. Таъвизул-опикин. - Топяснт, i960; Его же. Ога^ий лирикаси. - Тошкент, 1963; Захидов В.Ю. Могучий поэт хорезм_ских равнин //Огни истории. Классики и современники. - Москва, 1977; Его же. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, I96I; Катдатав ?. Халч, тагах, адабиёт. -Тошкент, 1977; Муниров Ц. Зунис, Огаз^ий ва Баёнийнинг тари-хий асарлари. - Тошкент, ISoQ; Его же. Огажй. - Тошкент, 1959; Долимов С. Сга^ийкинг ^аёти ва ияоди //Оилология фан-лари номзоди илмий дараааскнц о лип учун ёзялгзм диссертация.
- Тошкент, 1962; Парипоз Ж. ¿збеклстонда тарелка тарихидап,
- Тошкент, 1965; Ком:лев Н. ,П1оир ва таряимэн Мухаммад Ризо Ога^ийнинг бадаий ма^орми /7'*<:<лслаг'.;и фокларг. ноизоди клык й дар&т.асини олнш учун озилган дасеертация. - Топкен?, 1970; Его же. Бу цадамкП сан-.зт... - Ташкент, 1933; Кука-ев Н. Мунис газалкёти. - Топпг«нт, 1991; Ра:;чо!;этз 3. Сзъ^ул Шерозий "Гулистон "инкнг уг'01."ча таряималари //Филология фанлари номзод? ия!.ий дара^асини о лиг учун ёзилган дассер-тация. - Самарканд, i960: ^збек адабизтн тарихи. 5 -г о или к.
- ГУ той. - Тошкент, 1976 и др.
I. Мумиков И.Й. Избранные произведения в 4-х тоиах, - Ташкент, 1976-1977; Хайруллаев И.Й. Культурное наеледав и история философской мысли. - Тл'лент. 1925; Его яе. йараби. Эпоха и учение. - Ташент, IS/ö: ri/o же. Уйгония даври ва шарц мутафаккири. - Тошкент, 197}; Его . Крупнейшие мыслители средневековья.//Общественное науки в Узбекистане. - 1930. № 5; Вахидрв X. П. Просгют^ельскя.ч и геология в Туркестане.
- Ташкент, 1979; Его же. .Узй^к маърифатларварлгрининг игти-моий чарашлари. -'Гош^чг, 1966; Дяуыабаев P.a.. Маме-
до в Ш.Ф; Этическая мкгль.в Средчей Азии в IX-аУ вв. - Москва, 1974; Цумабоез H.ü. Урта Осиё этикаси тарихи очеркла-рк. - Тошкент, 1530; Аликулов X» Наяодиддан Давоний. -юшкент, 1992; Его se. Этические воззрения ь-^слителей Средней Азии и Хорасана. - Ташкент, 1992; Арипов М. Гуманизм Алишера Навей, - Ташкент, i99± ч др.
Цель к за,гг°-^1 исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе выявления социально-экономических предпосылок, культурных, идейно-теоретических истоков духовного творчества Агахи исследовать его общественно-политические, эстетические идеи, раскрыть их сущность и гуманистическую направленность.
Исход,1? из этого рзпаются следующие конкретные задачи:
- еь'явить общественно-экономические предпосылки, культурные, идёЙно-теоретиЧескиё истоки общественно-политических и эстетических воззрений Агахи;
- проанализировать основные аспекты мировоззренческих позиций Агахи;
- рассмотреть идей Дгахи об обществе и основных сферах его жизнедеятельности;
- подвергнуть специально^ анализу гуманистическую напрйй' ленность общественно-политических и эстетических идей Агахи;
- определить место и значение общественно-политических, эстетических воззрений Агахи в духовной жизни общества, их влияние на дальнейшее развитие общественной мысли эпохи.
Методологические, основы и источники: Теоретической и мето> дологической основой диссертации явились принципы научно-объек тивного изучения духовной культуры, современные теоретико-ые-тодологические достижения историко-философской, исторической, историко-литературной, литературоведческой, культуроведческой наук, особенно в аспекте, связанном с. изучением дтсовной жизни Востока, в частности Центральной Азии. Богатой текстологической основой послужили материалы, содержащиеся в изданиях на узбекском и русском языках произведений Агахи, а также в списках, имеющихся в рукописных фондах и хранилищах.
Научная новизна данного диссертационного исследования определяется, во-первых, отсутствием специальных монографических работ по историко-философскому изучению общественно-политических, эстетических идей Агахи; во-вторых, проведенным теоретическим анализом и философским обобщением материала о его творчестве, накопленного в других гуманитарных науках; в-третьих, выявлением общественно-экономических предпосылок и идейно-теоретических истоков становления и развития общественно-политических, эстетических воззрений Агахи; в-четвертшс, рассмотрением сущности места и роди общественно-политических и эстети-
ческих идей Агахи в поступательном движении общественно-философской мысли народов Узбекистана и Есей Центральной Азял в целом.
Научно-практическая ценность работы вытекает из того,что диссертант на основе и зрения произведений Агахк и путем привлечения широкого круга материалов по истории, истории литературы, истории общественной мысли пришел к ряду выводов, способствующих выработке новых подходов к исследованию историко-философского процесса в первой половике XIX в. и его места в истории культуры в Центральной Азии.
Значимость данной работы определяется и тем, что в ней с современных позиций рассматриваются роль ислама, свободомыслия в системе мировоззренческих взглядов Агахи, значение его общественно-политических, эстетических идей для дальнейшего приобщения узбекского читателя того времени к общечеловеческим ру-хоеным ценностям.
Ка кал взгляд, объективно-целостное исследование особенностей духовной жизни узбекского народа в непосредственно пред-колониальнкй период монет такге выступить однкл из факторов, способствующих дальнейшему развитию его национального самосознания, усилению интереса к малоизвестным аспектам своей истории .
Основные результаты настоящей работы были использованы при чтении лекций по философии и политологии в Хорезмском государственном педагогическом институте, Хорезмском филиале Ташкентского института инженеров ирригации и мелиорации сельского хозяйства, Ташкентском государственном педагогическом институте имени Кизага и др. В дальнейшем они могут быть йсполь-зовакы в вузовских курсах "Философия", "История философии", "Зтика и эстетика", "История и теория культуры'и др.
Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в ряде публикаций, з том числе в брсстрах, получивших поло-жительнуа оценку з печати, в выступлениях диссертанта на научных конференциях, методологических семинарах, а тага:« в ежегодных чтениях Агахи, регулярно проводамых на родгне поэта.
Работа обсуждена и одобрена на расширенном заседании кафедр истории философии и логики, политологии ИЛИ кы.Низами, а такаг на заседании отдела истории философии Кнспггута философия и права им.И.Ы.Мумпнова АН Республики Узбекистан»
Структура .тассартацу'л■ Работа состоит из введения, дзух глав, заключения к спнс!~ использованной литературы.
ж?
СОЮЗНОЕ С0Й?2МЗЕ РАБОТЫ
Што?ая гдага - "Исторические услоЕия развития творчества Агахи". Первый параграф - "Исторические условия и идейные предпосылка формирования мировоззрения Агахи". В нашей исторической литературе в свое время установился негативный подход к периоду первой пэлоеины XIX в., поскольку официальной науке необходимо било любыми средствами оправдать колонизацию Центральной Азии Р ссиеЗ. 3 частности, Есе общественно-исторические и экономл- ские процессы сводились н феодальному упадку, междоусобиц: ^ экономической отсталости и т.д.
Как из^-гко, к концу ХУШ и началу XIX ев. сформировались три ноеых самостоятельных государства - Хивинское, Кокандское ханстэа п Бухарский эмират. "При всей слабости экономической и политической, отн государства сыграли важную роль в формировании и консолидации узбекского народа". И далее: "Самостоятельная государственность со всеми ее атрибутам являлась сильней-сш ускорителем дела национальной консолидации узбекского народа"^.• Вся сложность оти:с процессов состояла в их противоречивости, з наличии противоположных тенденций, связанных со стремлением к сепаратизму, и ыеждрусобным войнам.
В этот исторический период не только в Хорезме, где кил и творил Агахи, но к во всей Центральной Азии наблюдаются сдвиги, позитивные изменения в экономической и общественно-политической жизни, дальнейшая отработка правовых аспектов независимой государственности, сопровождающаяся однако кровавы-столкновениями. Еопреки непрекращающимся междоусобицам, в Хорезме осуществлялись большие работы по искусственному орошению, ге.монту ирригационных систем и строительству оросительных каналов.
В?"кой общественно-экономической особенностью рассматриваемого периода явилось формирование крупного феодального землевладения за счет экспроприации рядовой массы кочевников в период их перехода к оседлости. Формирование и укрепление централизованного феодального государства в Хиве в начале XIX в.
при Мухаммад Рахим-ханз и его преежжах были вызвана потребностями общественно-экономического развития. "Ыогко сказать, -писал Н.Н.1фравьев, - что он (Цухаымад Рахим-хан - М.С.) создал почти совершенно новое государство, которое теперь должно вступить в состав сильнейших "азиатских царств"*.
В этой связи необходимо указать на поддзргку централизованного государства населением городов и киплаков, страдавших от бесчисленных междоусобных войн. Эти настроения, чаяния также явились одним из факторов, определявших становление общественно-политических воззрений Агахи.
Для того, чтобы интенсивные духовные поиски приносили достойные плода, необходим веками сложившийся глубокий культурный слой, идейно-теоретический пласт, духовные предпосылки в целом. Центральная Азия, в том числе Хорезм, обладали требуемой для этого культурной и идейно-теоретической основой.
Говоря о культурны::, идейно-теоретических истоках, опосредованно или непосредственно сказавших воздействие на становление социально-политических и эстетических идей Агахи, необходимо подчеркнуть, что Хорезм - одно из древнейшх государстэ Центральной Азии, издавна известное богатой культурой, научными традициями- - явился одним из очагоз центральноазигтского Ренессанса^. Но здесь особо нугио выделить значение наследя Алишера Навои в формировании и творческой развитии идей и идеалов Агахи, на что совертезшо определенно указывал и он сам:
• "Кто услышать бы ног эту песет твоп, Агахи,
Если б струн Навои з ней не слипались дальние эгуки?"^
В нашей литературе при характеристике других идейшк источников, духовного сосх-зяни;: общества, которые определяли мировоззренческие позиции того или иного мыслителя, др недавнего прошлого мало уделялось Еникання такому компоненту, как суфий-
1. Муравьев H.H. Пугекствиэ в Туркмешш и Хизу. Ч.П. - Москва, 1822. - С.44.
2. См.: Хайрулляез l!,*i. Уйгоннз даэри па вар^ иутвфаккири. -Тошкент, IS7I. - Iii--15 б.; Его :т.е. Культ\гр--:ое наследие и история философской c.Tai. - Ташкент, 19с£. - С.38-69 и др.
3. Агахи М.Р. Избранное. - Тазкект. 1934. - С.8; Ога^ий Н.р. Таъвизул-ошиции. - Тсзкент, i960. - 55 б. (И в дальнейшем мы ссылаемся на оцуСликовакнь":« русские перевода пронзведэ-ний Агахи, ее»! енк, нэ наш вэгляд» верно передаэт содер-лание оригинал).
ские течения. Это касается и такого сложного и важного периода развития общественнэ-фмоссфской мысли, как первая половина XIX в., духовная жизнь которого также была насыщена религиозно-философскими, суфийскими учениями.
Здесь следует отметить влияние суфийского ордена Накшбан-дийа, который поручил большое распространение в Туркестане. Б свое время ещ^ й.М. Муыинов отмечал, что "накшбандизм не требовал стрэчекпя от еизни. Он выступал против аскетизма, советовал пользоваться благами реального бытия и призывал к труду, к гавканию"1
Одним из вакнзйших духовных источников развития общественно-философской мысли в региона:: распространения ислама, в том число центральной Азии, как интегрирующий элемент духовкой киони издавна выступала исламская идеология, которая представляла собой неотъемлемый компонент культуры народов, пролазак>-щих на этих территориях. Между тем наша историко-философская наука неуклонно следовала принципу, согласно которое прогрессивные гуманистические учения должны были неизбежно противостоять любой религии, в том числе исламу, и могли развиваться лишь з противовес ему. Конечно, религия, как и всякая идея, могла использоваться в различных целях и направлениях.
По-видимому, не случайно именно во время кризиса прение" общественной системы, ,з частности в период ХУ1 - первой лоло-В1зны XIX зз., наблюдается повышенный интерес к исламским идея.;, которые, с одной стороны, используются для преобразования общества, в том числе для развития независимых государств в Туркестане и связанных с на нациокально-консолидациокных процессов, с другой - для освящения, консервации существующих порядков. И вполне естественно, почти все духовные и общественно-социальные движения тогда принимали религиозную форму, облекались в религиозные идеи.
Зсе это отражало общую направленность■общественного сознания на духовное обеспечение процесса образования независимых государств и параллельно шедшего в той или иной степени процесса национальной консолидации народов региона. Это выразилось также в особом интересе к"исторической литературе, к историографическому осмыслению происходящих событий, общест-
I. Ыумкнов И. Избранные произведения. - Т.1. - Ташкент,1976. - С.153; см.танке: Арипэв М. Гуманизм Алкпера Навои. -Ташкент, 1991. - С.8о-87.
;нко-философской мысли,'художественной литературе, особенно )ззии. Для понимания мировоззренческих позиций Агахи а диссер-ации рассмотрены также оснозныэ вехи яизнедеятолыюсти я творче-адго наследия в целом. Известно, что при жизни Агахи составил за сборника (дивана) свои:« стихов: "Баёзи мутгфарри:',аи форси" 'Сборник различных стихов на фарси") и "Тггьвизул-оглтсин" ("Та-лсмгн влюбленных"). Важное место з творчестве Агахи зпнимают :торичэские работы, одна из которых явилась завершзнкзм труда /гаса, а пять - его самостоятельными произведениями, представ-гнгц1'.;и собой важные источники по изучен:® истории того времени. роме того, он перевел с фарси на узбекский язык девятнадцать роизведений, национально-культурная география которых весьма трока и включает обширный ближневосточно-центральноазиатокий эеал.
Исходя из проведенного анализа, были сделали следующие изоды:
1. Исторический период ХУ1 - первая половина XIX вз., 5 це-)М выступающий как период формирования и развития отдельных не-1висимых государств, отличался крайне противоречивыми общзст-гнными процессами, характеризующимися, с одной стороны, регио-альной, национально-государственной, религиозной интеграцией,
с другой - междоусобными войнами, столкновениями, стремлением территориально^ захзату и переделу.
2. Это явилось одним из важнейших факторов, опредэлявших ¡обенности духовной жизни, идейных устремлений и направлений >го периода, связанных с формированием идеологии государствен->-национатьной независимости народов Центральной Азии.
3. Существенными факторами формирования и развития мировоз-зения Агахи явился целый ряд идейных источников: богатзйгее :,ейно-духовное наследие классического прошлого, его обцэствея-
)-философская шсль, в том числе таких ее важнейших проявлений, 1к восточный перипатетизм, суфизм, философско-эстетическад к [цественко-политическая мысль Навои и его школы, философские ютижения народов многих других стран Востока, устное народщое юрчестЕо^ и духовная жизнь ьо всех ее многообразных проявле-[ях того исторического периода, с которым связаны зизкь и тво^г-¡ская деятельность Агахи.
Ахмедов А. ¿Ьгровоззренческие проблемы устного народного творчества: Автореф.дисс___дзкт.филос.наук. - Тягиент,
4. Оорькрованаа мировоззренческих позиций, общественно-политических эстетических взглядов Агахи определялось так-ге такими субъективными факторами, как его. выдающиеся личные качества, гражданские позиции, положение в обществе, яркая творческая индивидуальность.
Второй параграф - "Основные мировоззренческие аспекты ТЕорчесвого наследия Агахи" - посвящен рассмотрению тех особенностей мировоззрения Агахи, которые имеет е&т.ное значение для более глубокого понимания его общественно-политических и сстетических взглядов. Прежде всего следует отметить, что до настоящего времени предпринимались лишь отдельные попытки мировоззренческого анализа литературного ТЕорчестБа Агахи, про-юдамых с л^ературоведаеских позиций.
Кокочь), мировоззрение Агахи, как и большинства дэятелей культуры того Бремени, было осноЕано на религиозном восприятии мира, признании религии ислама как исходного момента з осмыслении действительности. Характеризуя мировоззренческие взишзг Агахи с течки зрения их традиционной религиозной основы, пройде ессго следует отметить, что ока представляет собой сложную систему исламских религиозных ценностей, преломленных чэ-■рез суфийскую релкгиозкотфилософскую концепцию. -В целом суфизм несет з себе большой гуманистический потенциал, связанный с его обращение:,; к проблема человека как объекта и субъекта божественной либви.
В целом, как показызает анализ, в своем творчестве Агахи старается совместить слолсиЕлиеся в поэзии "путь истины" Старики ^аки^ат") и "путь аллегории" Старики мажоз"). Если первый представляет собой прямое теоретико-понятийное обращение к тасаввуфу, то второе старается осмыслить суфийские реалии через оо'разго-экоцпокальное восприятие мара. Однако во втором случае вольно или невольно посты зачастую оставляли суфийской лишь оболочку, и основным объектом в таких случаях выступал объективный мир-, посюсторонняя земная жизнь. Так случилось к у ¿/ахи, у которого помимо Стихотворений чисто суфийско-религиозного содержания имеются произведения, посвященные непо-средствзнноыу образно-эмоциональному изображению жизни. Это, в своа очередь, выражало важную черту его мировоззрения, обращенную на осмысление реального зешого бытия, подлинной кизни.
)б ?том ярко свидетельствуют так»-з зго стихотворное произзоде-. ия, как "Цветы дольнего мира" СДазф боги гуллари"), "Дни весы" ("Базрэр айёми"), "Это Навруз" ("Навруз зрур"), "Зесна" "Ба^ор"), "Зима" ("Киш")* и многие другие.
Одной из важных особенностей мировоззрения Агахи является го большой непреходящий интерес к реально>,-:у человеку, жизни бщества, жизни простого народа, реальным общественным процес-ам. Это могут иллюстрировать не только многие его стихотвор-ые произведения, но и общественно-исторические труды, характер ереводных произведений.
Особое значение для анализа общественно-политических и эс-етических идей Агахи имеет его свободомыслие. Прежде всего адо отметить, что свободомыслие того времени следует понижать ироко, применительно ко многим областям общественно-духовней изни, науки, культуры в целом.
Касаясь сущности и качеств Аллаха^, он нередко пытался ЭЕместить рассмотрение фатальной активности, силы и мощи бог с признанием роли и значения созидательной деятельности зловека, что несет в себе ценный заряд жизнеутвеггсдаищего зободомыслия.
По разумению Агахи, сама зенля, даке ее наиболее непрнспо-)бленная для жизни часть - пустыня - расцветает, раскрывает-I благодаря безграничным возмо-аюстям, заложенным з ней боже-гвенныы началом. Агахи вовсе кз представляет себе ьпф вне боа, ибо в мире нацка свое отрв~екнв божественная' красота. В од->ц из своих произведений он ттет:
"Если проявляется радость, То ока людям 'нппениж-т о гзчнэЛ жизни"^. .
Агахи критиковал шкс горке искажения обрядов ислиш. В •ой связи вполне резонно еспомотть его отношение к "рузе* -сту в месяце рамадан, требования которого он считал непо-льными для пожилого г^логака.
Свободомыслие проявляется и в его попытках разоблачения достойных представителей из числа сейхов^.
См.: Огахий. Асарлэр. - I гллд. - 61,84,222,239 бб.
См.: Усмонов М.А. И слом а!$идалари ва марэсимлари. - Тоз-
кент, 1975. - 77-85 б. и др.
Ога^ий. А.с-рлар. - 2 нил£. - 293 б.
См.: Ислом. Справочку-:. » Тсааент, 1986. - 181 о.
Исходя из Еызензлояеккого, мокко сделать следуицие ekdo;
Bo-neprsrx, проведенный общий анализ ряда существенных ас лектов мпрогюзгрэ.чия Агахи позволяет заключить, что его ведущим компэкзктом выступает своеобразное сочетаете "религиозно? и общзстьешю-философского свободомыслия"^. Во-вторьк, стремясь эффективно использовать интеграционно-гуманистический по тенциал ислама, он признает и подчеркивает значение цеггсостеГ реальной еизни общества, природа, объективной действительное? в целом. B-третькх, он не становится на позиции религиозных с тодоксов и расходится с ними по ряду существенных проблем -Сьггия, предопределения, оценки поведения некоторых представи-телзй духовенства, поста (рузы), аскета, отшельничества к др. В-четвертых, расходясь с теми или иными господствующими рели: езными представлениями, Агахи пытается найти выход в поисках истинных неиекгкенкьд: истоков ислама.
Глард втопая - "Общественно-политические и эстетические воззрения Агахи". Первый параграф - "Агахи об обществ енноы и социальном развитии".
Проблемы общественного состояния и обустройства з тот не теркчеокий период обрели большую значимость и потому, что кат отмечалось выше, он характеризовался развитием ряда самостоятельных государств и другими новыми социально-экономическими процессами на территории Центральной Азии.
Общество, по ¡¿нению Агахк, сако по себе характеризуется конкретными реалиями хозяйственной, политической, социальной, культурной и религиозной пз:-;;, о которых многократно говори ся б его произведениях и, з частности, в его исторических трудах^.
Он кз ограничивается общей критикой современного ему фес дальнего общества, а направляет ее острие на важнейшие сферы его функционирования. Наиболее существенной особенностью общественной аизни, по мнению Агахи, выступает поляризация лз>-
1, См.: Зохидзв А. Урта Осиё >;утаикрлилик тарагдаётининг баъ: бир ыетодологик масалалари //Урта Осиё халг,лари ^урфикрл>и ги тарихидан. - Тоакект, 1990. - 45 б.
2. Gm.: Огаций. Риёз уд-давла ("Сад государства"). - Асарлар.
5 еилд. - 29-170 б.; Его es. "Зубдат ут-таворих ("Сливга исторг:"). - Там ге.-173-201 б.; Его se. "Еомеъ ул-вокеои султони" ("Собрание проксдествий султаната"). - Там т.е. -
6 еилд. - 7-I2& б.; Его же. "Гулшаки давлат ("Цветник государства"). - Там es. 129-201 б.
дай, которая явно или незримо нагл^г-гаэ? свой отпечаток на все происходящее з общзст;>э. з связи он констатирует наличие в общестзе противоположных социальных групп. Этот важный момент, характеризующий феодальное общество, им отмечается з ряде произзодений*.
Об этом он весьма проникнозенко писал:
"О ночах бедняка что известно тебе, богач,
о
Возлежащий на сглнозом ложе своем зимой?
Агахн, как и ряд других мыслителей, выступает сторонником просвещенной монархии. Это в условиях усиливающихся противоречий деспотической власти хивинских ханов, обострения внутреннего антагонизма феодального общества обретало определенное позитивное значение. 3 решении данных вопросов он исходит кэ опыта истории и современной ему жизни, старается извлечь кз них уроки. При этом он старается определить наиболее характерные качества проезещенкзго ::аха, которые существенно влияют на жизнь общества и определяет функционирование многие сфер его жизнедеятельности.
Он критиковал те:: правителей, которыэ, не считал с ь ¡-г.; с чем,, грабили народ, разрушали страну, проводила гремя з пьянстве и разврате. Он противопоставляет им такого правителя, который видит свое призвшз'.е л с.;угекки народу^.
Выражая вышзотмечекшз г'^торичесул'? особенности п гендзн-. ции, связанные с развитие!.! самостоятельных государств з 1'энт-ральной Азии, Агахи придала-! большой якачс>ше создании централизованного госудсрстпа как згзлвйгзго условия процзета!з:я общества. 3 дизане "Талг.сг"'- злобленных" ("Таъвнзул-сшипкн"), исторических и других. он зидоинуя кдээ об уст-
ранении мелке: госуд""тзе;г „2с обрззовглиЯ и о создании югу-щестзонного цеотралггеог^чгег" государства"'.
С одной стороцы, он отдает дозагоэ веяккой созидательной роли лвдей труда длл обтает:», а с" другой - отчетлкго несправедливое отаэсекяе соврз^з:жого ему общества ханспо-
1. См.: Оге^ий. Асаргар. - I гялд. - 120,135,125 бб.
2. Агахн. Избранные произведения. ~ С.9.
3. См.: 0гаэ?ий. ТаъЕизул-оаадан... 32-37 б.
4. См.: 0го*ий. Тйъшзул-сыщин... 32, 1-35, 1x2 , 281 бб., а также в рядэ исм^ичсеких трудов.
аристократической знати, некоторых представителей духовенства и имущих слоев к труду простых людей ("а*ли фа!ф") деревни и города - крестьян и ремесленников, строителей и писателей, зодчих и ирригаторов.
В этом отношении особенно характерен его чистон "Танга" ("Нонета")*, в котором он весьма проницательно показызает гипертрофированную роль денег в обществе, их всемогущую силу, все-стороккз поработикпую людей, в то же время это связано было с ростом товарного хозяйства, повышением значения денег.
ЕажнэЕсим аспектом воззрений Агахи на жизнедеятельность общества выступают его идеи об искоренении различных малых и больскх войн, которые несут неисчислимые бедствия трудовому л>. ДУ» разоряют села и города, служат, упадку культуры и науки, се-вт недоверие и ненависть среди людей.
Подводя итог изложенному в настоящем разделе, необходимо отметить следующие моменты: во-первых, идеи Агахи об обществе и основных сферах его жизнедеятельности в целом характеризуются реализмом, стремлением способствовать развитию и единению самостоятельных .государственных образований в регионе,, тем, что он уделял большое внимание роли просвеченного правителя и выступал сторонником просвещенной централизованной монархии; во- ' вторю:, е различным общественно-экономическим и социально-куль-турнаы феноменам он подходит с позиций симпатии и сочувствия . простым людям, трудовому народу,'призывает людей к овладению знаниями и самоотверженному созидательному труду, которые выступают источником всех земных благ; в-третьих, ценными являются его идеи о друкбе народов, о необходамэсти вникать в 1ш-тересы других народов; в-четвертых, для реализации этих идей он пытался использовать и интеграционно-гуманистический потенциал исламской религии и выступал против некоторых негативных последствий господства ее ортодоксальных форм в различных сферах современной ему общественной жизни.
Второй параграф - "Эстетические взгляда Агахи". Раскрывая и анализируя эстетические воззрения Агахи, следует всегда помнить также, что они складывались в рамках и формах.своеобразия восточной поэзии в целом,; ее региональных особенностей в частности. Общечеловеческие сущностные характеристики эстетических феноменов находили свое преломление не только через особи;
I, Ога^ий. Таъвиэул-ошщин... 567 б.
нагиональньгв и региональные формы зиравекяя, но к токсическое сгоеобразие поэзии. На эстетических взглядах мволителя сказались, конечно, и особенности исламского мировосприятия, а также суфийские литературный традиции з поэзии народов мусульманского вероисповедания.
Он неоднократно со сбсйстезнной езлу глубиной и поэтической во звыгэнкостьз указывает на значение эстетического бытия и отмечает роль объективных основ прекрасного, красоты з конкретных гжпкпиах фзня.:знах, земных благах1. Об этом читаем у него -
"Ига:-:, прекрасен этот мир великий Для нищего, равно как для владнки. Одарен край земной кз- рая, 2го щедротам нет конца и края
Эстетически:! идеал определяется все:.с: ссобекностямн,лри-сурзгн эстетическому познания, но в особом, своеобразном, неповторимом преломлении. Расхода из отмеченных моментов, уонко сказать, что для Агахи одним из главенствующих эстетическж идеалов выступает сача :кизкь "у?.?", "язга") как источ-
ник прекрасного и различных его прелоетений. Более того, для него апзкь - прекрасное, когда лэди счастливы, и именно тогда красота становится реальностью.
Не его счастье и красота з единстве составляют
идеал вообще и эстетический идеал, в частности: •
"Пусть будет калсдйЯ день счастливы,! и погожим, Д'/сть будет каждая день ка дзнь весны похо.^пм"^.-..
Образность, наглядность п.концзптуалькость воззрений и идеалов о прекрасна и зозг-ытокком достигают больсого .взлета в интерпретации любви С-'^аббат", иск", "севги") как важнейпе-го эстетического феномена, в которой ванное место закшает определенная литературная традиция "в оболочке лвбовно-суфий-ской символики"^.
1. См.: Иаяидий Р. Ога^ий лкрикаси. - Ташкент, 1963. - 85 б.
2. Агахи. Избранное ... С.115; См.также: Огахий. Асарлар. -2 яилд. - 19-24 б.
3. Агахи. Избранное... С.18.
4. Су^изм^в контексте мусульманской, культуры. - ёзехва. 198Э.
5 го омет Агахи и-азло esos выражение сложное сочетание этих дзух литературных традиций» связанных с "ишки ^алякат" и "ишки мзжозий", что было приеме и поэгак Кагои, екгьное влияние которой ка cace творчество признавал и сам Агахи.
Одаахо как показывает диссертационная анализ, Агахи наиболее ярко выражал те остетические тенденции в литературе, которые были связаны со есе больгам обращением к проблемам земной красоты, простой человеческой любви, были направлены на раскрытие гуманистических ценностей, заложенных в суфийских литературных традициях.
Ко он глубоко пониыал и чувствовал наличие наряду с прекрасным, красивым, возвышенным также безобразного ("хунуклик"), низменного ("тубанлкк") и ужасного ("дахшатлик"). Этими понятиями выражаются антиценности, которые, являясь свойствами вещей, предметов, их природными характеристиками, на том или ином этапе развития обретали негативную, отрицательную, антигуманистическую значимость.
Агахи, будачи'принципиальным поэтом и мыслителем, видел и. другие фаеторы, негативные проявления, антиценности жизни, безобразие, низменное, ужасное, га, по его мнению, свет, красота, зозвышенное сильнее их". '
В своем творчестве он достаточно часто обращается к темам вина Смай", "шароб", "кддах") и получения наслаждения ("ринд"), которые у него каряду с традиционным суфийским толкованием обретают новый жизненный смысл.
Итак, мы в настоящем разделе рассмотрели наиболее важные аспекты эстетических воззрений и идеалов Агахи, что дает нам возможность сделать определенные вывода: во-первых, в эстетических воззрениях Агахи нашло свое воплощение органическое сочетание ряда эстетических традиций, издавна формировавшихся в поэзии народов Центральной Азии и иедаих еще от эстетики восточного перипатетизма, суфизма, их концентрированного выражения в тьэрчестве Навои и других выдающихся литераторов, а также нового эстетического видения мира самим Агахи; самым ценным с точки зрения общечеловеческих, гуманистических и эстети-, ческих ценностей.является то, что он доспевает жизнь человека, который выступает как Еысшее проявление божественного начала ка земле; во-вторых, в его произведениях ведущее положение за-
I. Ога^ий. Таъвизул-сшик^н ... 28-33 б. и др. ^
нимает эстетическое бытие, рззль-чосгь :<ак '-*егсшик и условие существования прекрасного, красоты; н-ггг-ьгх, его лирика в значительной степени воплощала тенх, ."■"п современной ему художественной литературы, особен!.» связанную со все большим обращением к реальной кие-:;;. тематике и получившую свое наиболее яркое выражение в конце Х^Х и кпчалс Ж в,, и ~:лг.лась выдающимся достижением эстетической шелк; ого эстетические идеи и идеалы служили и до сих пор служат развитию эстетической мысли узбекского народа и многих других народов Востока.
Третий параграф - "Гуманизм Агахи". Гуманистическую сущность общественных к эстетических воззрений Агахи определяет прежде всего его гуманистическая концепция человека, связанная со многими конкретными аспектами исследуемых проблем. Рассмотрение человека непосредственно как конкретное чувственна-разумное существо представляет один 553 важных аспектов идеи гуманизма, выступающего ядром общественно-политических и петехк-ческих воззрений Агахи и предполагающего такие использовала гуманистического потенциала религиозной концепции человека прежде всего з его суфистском кстоллогзнии. Одна;:о Агахи покивает, что многие суфии по сущеогву на;р; г подл;:н::ый тасав-зуф, его высокие идеи.
Он прекде всего верит а ьозмолнэегь челотузческого г.ознч-ния, призывает людей к позилг'.з. :'. осладгккз истиной, бсо которых невозможна реализация гук шисткческих ценностей:
"Путь по знанья - спасеш;.», ксгепео.'за тыз -
погкбегъ"1 ■
Конечно, Агахи по сути своего мир-воззрения в понлтиз "знания" и "науки" вкладысает г^рэкиЗ смысл, который включает в себя и религиозные знания. исламские науки".
Необходимо указать его на одну особенность кощепции человека Агахи, а именно тик-.^ие им того, ч-то лоди разделен:-! ка две противоположные группы: Оедгкх и Согетт^х, у которых со-гр-гаенко различнее взгляду ни мир. Весьма примечательно, что основу этой противопояогносу.-; поьт-муслитсгь хг'.дит з могущественном неравенстве, которое не яэает Сыть олразддна, есл1 сложилось путем грабительскигс ¿Сретения богатства, а не трудом.
1. Агахи. Избранно;-... С.13; Сгл.тах^е: Ога^ий. '..арлар. -I жилд. - 154-1оЗ б. - '
2. 0га>;ий. Асарлг.р. - . т^г-- - 71 б.
По его разумении, без наличия материальных основ быткя челове] человеколюбие, гуманизм лишаются конкретных предпосылок и осн< В контексте отмеченных моментов в концепции человека Ага; исследуется вопрос о роли и значении разума, разумности как вг кьгх компонентов, определявших ее гуманистическую сущность.
Концепция человека у Агахк выливается в идеальный образ * века - умного, тонкого, знающего. Это честный и справедливый,: рый и верный своим идеалам человек^, ставящий духовные блага, нравственные начала превыше материальных богатств, ибо знание наивысшая ценность.
В связи с этим следует особо отметить, что ряд аспектов этой концепции, в частности, идеального человека, наложили свс отпечаток на разработку Агахи принципов, которыми должны руков ствоваться правители.
"Если народ будет дать спокойно и радостно, то шах сможет достичь своих целей. Следует заботиться об улучшении кизни нар да и страны:
"Ты, шах, дай помощь народу, Если хочешь достигнуть цели в мире.
. Не лпби богатство и тому подобного, А внемли требованиям угнетенных". Как выявлено вами, эти строки, высеченные на стенах Кухня Арка ("Арзхона") в городе Хиве и написанные в 1857 г., принадл! вт перу Агахк и посвящены Сайд Мухаммед-хану.
Все это дает-возможность сделать некоторые выводы: Во-первых, в контексте общемировоззренческих позиций Агах; его гуманизм представляет собой целостное явление, направленно* ка то, чтобы использовать гуманистический потенциал основных идейных источников духовного развития шелителя, а также гуыаш стическую направленность его яичного жизненно-творческого omm Отсвда эффективное использование Агахк гуманистических ценностс некоторых классических литературных традиций (прежде всего Навои), философских и религиозно-философских (особенно тасаввуфа) учений, а также самой исламской религии. Во-вторых, Агахи, продолжая эти традиции в свосй концепции человека, отметил осново-полагаащее значение критерия разума, знания для становления человека к общества в целом, он ратовал за то, чтобы человек жил
I. См.: ОгЩ'Сй. Асарлар. - 2 жилд. - 47-58 б.
полнокровной газиьа, отвергает ловз-ий асаегнсы, xsasscrao и воспевает красоту челсвеческ-гс чуветз, наслаждений, лзбзя ;i серную восныпениссть взаккосскосекий. В-третьих, пытаясь испольасзать все пути к побк=эккз гуманистических еос^ояностзй сспре:-:е:::-:ого ему общества, он обращается к властителям, scryssM слоям, призывает их к милосердия, гуманизму, что представлялось сопаткой гуманизации властей, монархии Хорезма. В-четаертцх, гу:.'а:;::стн-¡гескуп сущность его поэтики составляет любовь :с миру, к человеку, к esсему "улусу", к своему узбекскому народу, понимание гого, что красота составляет сакуи суть знаки и монет быть при-/.'¿нс^енз, обогащена созидательным трудом человека.
Ta::;LV образом, рассмотренные аспекты наследия Агахи под-'зерздавт значение гуманизма как ядра его сбщестзенно-полити-;еских и эстетических воззрений.
В заключении диссертации делазтся общие выводы, рлскрыаа-тся современное значение творческого наследия Агахи, выдзига-тся ряд научно-практических рекомендаций.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикованных работах:
1. Атеистические взгляду поэтез Хорезма. - Ташкент: Узбо-истан, 1975. - 1,25 п.л. (на узб.яз., в созвт.).
2. Изучениз и использование атеистического наследия поэ-зз Хорезма в научно-атеистической пропаганде трудящихся //
5.научных трудов "Из истории атеистического движения в Хорез-)". Т.237. - Ташкент: ТГПИ им.Низами, 1979. - I п.л.
3. Агахи - поэт и кысяитсль. - Таккент: Узбекистен,IS80. 1,15 п.л. (на узб.яз.). (
4. Гуманизм Агахи. - Тапхект: Узбекистан, 1983/- I п.л. а узб.яз.).
5. Атеистические мотивы в творчестве прогрессивных г.оэтоз ре ома XIX веха //Свободомыслие я антиклерикальные идеи irac-гелей Средней Азии. - Тапкент: Фан, 1990. - I п.л. (на уэб. .).
6. Опубликовано более 20 статей в республиканской я ыест-1 печати.
ЕЕЗШЗ Щ1ЩА 27Л0СА) -
ЕУ диссертацияда ога^нй ижодининг ижтимоий-иктисодий, мада-нлй, роявий-назарий манбаларини очиб б ерш асосида унинг ежти-моий-сиёсий, эстетик чарашлари *амда бу чарашларнинг гуманистик мо^ияти тадащ чилинади.
"Ога^Ей маънавий ижодининг шаклланиши ва ривожланшидаги тарихий шзро:;т" - бобкда туркистоннинг Россия томонидак босиб олиниашдак ..лдинги тарихий давр минтачада, жумладан хоразвдга мустацил дзвлатларникг ташкил тошши ва ривожланиш жараёни билан характерна к?, ли курсатиб берилган. Еу даврда бир томондан, марказ-лашган кучлл давлат тузип ва маънавий интеграцияга интилиш ошда, бошча томондан, узаро урушлар, з^дуд талашишлар кучайди. уттдап маданий мероси, жумладан, фалсафа, тасаввуф, классик бадиий ада-биётнинг ижтимоий-эстетик чоидаларя, навопй яратган кактабнинг анъанаси, шоир яааган адабкй мр;ит таъсири, узаро ижодий ^амкор-ликлвр ?;амда бойца омиллар ижодкор дунёкарашининг асосий роявий макбалари ^исоблзнади.
Сга^ий дунёчарашинпнг баъзн му^им жк^атларини тадлил чилиа шуни нурсатадики, унинг асосида диний ва ижтимоий-фалсафий фккрлиликни узига хос уйрунлаштириш, щорида айтилган роявий ман-баларнинг ижобий имкониятларидан фойдаланишга интилиш, реал хаёт-га, табиатга ва замонасинкнг маънавий оламига мурожаат ётади.
"Огаз?ийнинг ижтимоий-сиёсий Еа эстетик чарашлари" - иккинчи бобда жамият ва ижтимоий тараччиёт тугрисидаги чарашлар та^лкл чиликади. яамият ва унинг э?аёт фаолиятининг асосий жабз?алари туррисидаги роялар энг муз?им муайян тарихий реалликни тушуниб олглга интилиш, минтачада мустаччил давлатчиликнлнг рквожланиии-■ни лар томонлама цуллаб-чувватлаа, оддий халчга гамхур булищ, ин ¡ъркфатни эгаллашга чацириц, маънавият ^омийси булмия хухм-рон шсхнинг ролини алоздаа таъкидлаш, биродаркушгак урушларини танчид чилаш, адолат роясига-содич цолш, ислом дининикг инсон-парварлик имхониятларлдан фойдаланишга интилиш бнлан характерлэ-нади.
Ога^ий эстетик чарашлгрини та^лил цилги бир чанча илмий-на-зарвй хулосалар Чичерин имконгни беради: унинг эстетйк чарашла-рвда шарч перипатетидлари эстетикаситасаввуф эстетикаси,
Навовй мактаби анъаналатл сксяк даражада мужассамлвадз; энг цимматли цедрпят - Оу инссинч куйлаидпр, инсон илоз^й асос-нинг ердаги олий даражада намоён оулишлдир, бу дунёнинг зийнати-дир; гузаллик эсавдий ва мажозий ишцнинг уйгун тарзда намоён булишидир; стадий лирикаси,- умуман, ижодий мероси узбек халци эстетик тафаккуришшг катта ютугидир.
Гуманизм огаз?ий ижтимовй-скёскй ва эстетик царашларкнинг негизидир. у мураккаб, куп компонентли ва айни вацтда яхлит зсодисадир, фалсафий ва адабий анъаналарнкнг гут/анистнк цэдркят-ларидан саыарали фойдаланиага, шарц мутафакккрларшпшг уигониш Дайри гояларидан, даставвал Навоий ва нацшбавдийлих дакий-фалса-фий анъаналридан, ислом динининг инсонпарварлик мо^иятидан фой-даланишга царатилгандир.
Огахкй узининг инсон концепциясида ацлни, илмки асосий фа зила т сифатида таъкидлайди, у инсон ва жагаят шаклланиши з?ввда рл-вожлвнишининг мезонидир. щоир жамиятдз мезгнатнанг функциясиня тушиниб етипга ^аракат цилдв, мс^нат фаолията ижтимоий-тарахий Ва эстетик цаДриятлар жаб^асида яратувчл куч сифатида майдонга чйцади.
Мутафаккир шоир жамзятнннг инсонпарварлик змкостятларнкл . оииришнинг барча йулларидан фойдалапиига ^аракат цилиб у з^та-дор-ларга мурожаат цвлади, улары разрмпафкатга, а дола тли, инсонпвр-вар булкшга чацпради.
Диссертацвяда "Сарой адабаёти" намуналарп деб, ёкв кога^уннс-тик мафкура талабларига турра келг/аганляги учун 'уттанилмаган тарихий асарлардаги цасидаляр, тоаларга битнлган хикматлар та*-лил цилинадв ва илк бор илмий встеъмолга кирптилди. ЕУ цаспда-ларда Хоразмда монархияни лнсо:.::арвзр, маърифатли монархляга айлантириш тугрисидаги аоир фпкрлари баён цилинган. •
Ога^ий эстетик чарашларвкзнг инсонпарварлик мазмуни шундан иборатки, унинг шеърияти дунёга, инсонга, уз "улус"игв, уз халцв-га чукур иу^аббат рояси билан сурорилгандир. у мунофпц зозрщлар-ни, иккисзламачп иайхларин цвттиц цоралайди, пнсоний севгинп улурлайди.
двссертациянинг охирида бир цанча шлмлй-нвзарий ва амалвй умуылашма хулосалар берилган. . - ,
S tJ K M A E Y
The present dissertation had analyzed the Agahis' creetio on the base of revealing the socio-economic prerequisites, cult ideal and theoretical sources and also his social alid political sthetic views, and their humanistic essence were investigated. On the chapter called "The historical conditions of formation s the development of Agahi's spiritual creation" was shown the hi rical period before conquering Turkestan by Russi3 is character with the formation and development of separate independent stat in the region including Khoresm as well, and in this way from o side we can see the win of-political and economical independec the attempt for state and spiritual integration, and the other de it is characterized with internecine wars,' and the. territori redistribution as well.
Agahi's views were the spiritual, legacy of ancient classic and also secular, philosophy, suphists religions-philosophy tren social and aesthetic principles of classical fiction and poetry especially Havoi's thoughts, and most of all the spiritual lif of historic period which is connected with the creation activit Agshi as a poet.
The analyze of some essential world views aspects of socio political and aesthetic views of Agahi had been showed that on base of it we can find the original combination of religions an socio-philosophical free thoughts the eager to use the positive tentials of above mentioned spiritual souces, the appeal for re life of society, the nature, the spiritual life of his period.
The second chapter "Socio-political and aesthetic views o Agahi" is dedicated, hie ideas on the society itseef, and the .main spheres of his lifetime in general, charecterized to. grasp the idea of important concrete-historical trues, by all means t promote the development of independent statehood in the region Khorezm as well,■sympathetic approach for the people, the call to master the knowledges and sciences to reveal the role of enlightened ruler, the estrangement of fratricidal war, devotion the justice ideas, the attempt pf using the integrational and humanistic potential of Islam religion, and the foght against i distortion.
After Agahi's aesthetic views analyzed vie come into the following conclusions.
Agahi'3 aesthetic views analyzed we coce into tha following conclusions.
Agahi's aesthetic views were dedicated to the realization of organic combination of aesthetic traditions, cooing from oriental peripatetic, suphiss its concentrated reflection, in "avoi'a creation and his school and also the new aesthetic attitudes towards the new world of Agahi hi-self, and through the human ini aesthetic values we can stress th^t he praise.i the m^n, as a hirh xanif33ta-tion of divine 3tart on the e^rth, the beauty of another world, the high spirit and the moral atari, the combination of spiritual and the love as a manifestation of beauty, and also hio 3ophi3t'a interpretation, and his lyrics is considered to be one of the great achievement of Uzbek people and of Central Asia in general Humanism like a substance of socio-political and sestitic view3 of A.^ahi, is one of the difficult and at the 3cme time is the whole phenof.en, directed the effective u^e of humanistic values of classical and philosophical and lit2r=r.7 traditions, the reneasance ideao of oriental and also the Ucbe1- thinkers, first of all "avoi sad the religion and philosophical traditions of shbendizm . Using tha ways of raisin.r humanistic possibilities of th<? society ha appeals the rulers, calls themm up fo'r norcy, humanism, ani humanization of monarchy in Vlhorezm.
The humanistic ideas of his aesthetic views reveals that hi3
poetics was dedicated the love for world, m^n ^nd his peopla and
»
he stresses that the be frit 7 ' !•.•• • l-cdii-; fictirs in
•■he huT.n life,
!« 7'.-;'• - ;he false aOstism, ''.■'•ncricv, revetls the hu—
:? c '!" •i-.-.f.'i of 'yj» -.r.'i the •» of men rexciion'hi si.
%
:io_:..:cj:;o s r.vwsrs - -..j...liVi r.
ioprtai Syrtru -16. ¿;;:rs7a W. 1.
ue'i&TR cssea l.-l. '.-{.yrci - ICG 3K3.
Sskss '~5
T3=y.eac, k.fj&zxzit','Is. <