автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Общественное управление у адыгов, 20-60-е гг. XIX в.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Хапачева, Рима Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Общественное управление у адыгов, 20-60-е гг. XIX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Хапачева, Рима Владимировна

Введение

Глава I. Адыгские народные собрания: истоки, развитие, функции

§ 1. Народные собрания: историческая традиция.

§ 2. Народные собрания в 20 - 30-х гг. XIX в.: возрастание общественной ^ значимости.

§ 3. Народные собрания в 40-е гг. XIX в.: усиление процессов консо лидации адыгов.

Глава 2. Поиск форм адыгской государственности: складывание системы управления

§ 1. Попытки централизации управления.

§ 2. Опыт создания системы общественного регулирования.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Хапачева, Рима Владимировна

Актуальность проблемы.

Формирование современной концепции всемирной истории невозможно без органического включения в нее истории отдельных народов. Более того, в местной истории, ставшей составной частью мировой истории, есть базовые проблемы, вбирающие в себя такие явления и процессы, которые в равной степени отражают изменения в политической, социально-экономической, духовной жизни не только отдельных народов, но и углубляют понимание общемировых процессов1.

К таким проблемам с полным основанием может быть отнесено общественное управление у адыгов, сфокусировавшее в себе широкий спектр вопросов: от процессов становления местных традиций общественного регулирования до поиска форм адыгской государственности. В русле этого подхода и лежит избранная для диссертационного исследования тема, разработка которой способствует внесению новых оценок в сложившиеся взгляды на политическую историю такого своеобразного региона, как Северный Кавказ.

По мере развития исторического знания периодически возникает потребность в переосмыслении исторических явлений, освоении новых источников, совершенствовании исследовательских подходов и методов. В этом плане обращение к такому явлению, как общественное управление у адыгов в 20 - 60-е гг. XIX в. способно придать большую аргументированность основным выводам и обобщениям, сложившимся в историографии.

1 Шеуджен Э.А. Проблемы северокавказской историографии // Наука о Кавказе: Проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов 27 - 28 августа 1999 г. - Ростов н/Д, 2000.

Тема диссертационного исследования имеет и прагматическое значение для адыгской государственности, получившей сегодня новые импульсы развития. В этих условиях опыт обращения к традиционным общественным системам приобретает особую актуальность с учетом возрастания значимости традиционных форм управления в современных государственных и общественных структурах Республики Адыгея.

Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что в отечественной историографии накоплен опыт изучения общественного управления, позволяющий определить круг базовых вопросов, общие подходы к теме диссертационного исследования. В связи с необходимостью систематизации большого объема разноплановой литературы историографический обзор осуществляется с учетом проблемно-тематических характеристик опубликованных работ. Литература по рассматриваемой проблеме в диссертации может быть условно разделена на группы.

К первой группе относятся работы по истории общественного управления обобщающего характера1. Эти труды отражают сложившуюся в историографии концепцию общественного управления, дают возможность выявить основные направления, динамику общественных процессов в мировой истории.

1 Ращель Ф. Народоведение. - СПб., 1890; Волыман Я. Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. - СПб., 1905; Петрушевский Д.М. Политический и общественный строй франков. - М., 1917; Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. - М., 1929; Его же. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе в 6 - 8 вв. - М., 1957; Его же. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев. - М., 1974; Лазарев В.В. Теория государства и права. - М., 1992; Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. -1992. - № 3; Мир России. Евразия. Антология. - М., 1995 и др.

Во вторую группу следует выделить фундаментальные исследования, посвященные истории Северного Кавказа, Кубани и Адыгеи1. Наряду с широким анализом общих закономерностей и особенностей истории Северо-Западного Кавказа, в этих работах затрагивались некоторые аспекты общественного управления у адыгов. Характер работ данного типа предполагает рассмотрение изучаемых явлений во взаимосвязи с процессами социально-экономического, военно-политического и духовного развития, вписывание их в конкретную историческую среду.

Отдельные составляющие исследуемой проблемы нашли также отражение в специальных работах по общественному развитию народов Северного Кавказа2. Основываясь на широком документальном материале, их авторы воссоздают характер, условия, особенности общественно-политического развития адыгского общества.

Общественное управление у адыгов представляло собой сложный процесс, что не могло не сказаться на особенностях историографии. При исследовании локальных проблем: социально-экономического , общест

1 Раенко-Туранский Я.Н. Адыги до и после Октября. - Ростов-н/Д, 1927; Очерки истории Адыгеи. - Т. 1. - Майкоп, 1957; Аутлев М.Г., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги. Историко-этнографический очерк. - Майкоп, 1957; История народов Северного Кавказа (конец XVIII - 1917 г.). - М., 1988; Адыгея. Историко-культурный очерк. - Майкоп, 1989; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. - Краснодар, 1996; Трехбратов Б.А. История Кубани: с древнейших времен до начала XX века. - Краснодар, 2000 и др.

2 Косвен М.О. Проблемы общественного строя горских народов Кавказа в ранней русской этнографии // Советская этнография. - 1951. - № 1; Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX века). - М., 1967; Блиев М.М. К проблеме общественного строя горских («вольных») обществ Северо-Западного Кавказа XVDI - первой половины XIX века// История СССР. - 1989. - № 4; Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Из истории сословно-представительных учреждений феодальной Черкесии. - Нальчик, 1992; Его же. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX в. -Нальчик, 1994 и др.

3 Рабакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе // Советская этнография. - 1978. - № 2; Джимов Б.М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX в. - Майкоп, 1983; Пронштейн А.П. Некоторые проблено-политического1, культурно-исторического характера2. Появляется возможность «вписать» общественное управление в достаточно исследомы возникновения и развития феодальных отношений на Северном Кавказе в новейшей советской историографии // Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988; Кумыков Т.Х. Основные этапы и некоторые особенности феодализма у адыгских народов // Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1988; Фадеев А.В. К вопросу об уровне экономического развития кавказских горцев в середине XIX века: социально-экономические очерки. - Краснодар, 1989; Шевченко Г.Н. Советские историки о некоторых особенностях развития феодализма западных адыгов и их отражение в ходе Кавказской войны // Кавказская война. Уроки истории и современность. Материалы научной конференции. - Краснодар, 1995; Брантова И.К. Социальные отношения адыгов в I пол. XIX века по «Запискам о Черкесии» Хан-гирея // Известия ЦСИ МГТИ. - Вып. 1. - Майкоп, 1999; Джимов Б.М. Развитие капитализма в Кубано-Черноморье и его влияние на экономику местного населения во второй XIX - начале XX вв. // Информационно-аналитический вестник. - Вып. 2. - Майкоп, 1999; Пчегатлук С.К. Социальный строй адыгов в первой трети XIX в. // Информационно-аналитический вестник. - Вып. 3. - Майкоп, 2000 и др.

1 Леонтович О.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса, 1882; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в 16 - 19 вв. - М., 1958; Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии 19 столетия. - Сухуми, 1982; Виноградов В.Б. Россия и Северный Кавказ // История СССР. - 1987. - № 3; Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. - Майкоп, 1992; Его же. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. - Майкоп, 1995; Аутлев М.Г. Слово о правде истории: (трагедия адыгов в XIX веке). - Майкоп, 1993; Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х - начале 30-х гг. XIX в. - Майкоп, 1994; Чирг А.Ю. Политические реформы на Западном Кавказе в 1847 - 1850 гг. // Кавказская война: уроки истории и современность. Материалы научной конференции. - Краснодар, 1995; Мекулов Д.Х. Проблемы власти и демократии на Северной Кавказе: история, динамика, особенности.1917 - 1941. Дисс. в виде на-учн. докл. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. - Майкоп, 1996; Денисова Н.Н. Судьба и перспективы традиционных форм народоправства западных адыгов в контексте колониальной политики России на Северо-Западном Кавказе (30-60 гг. ХЗХ в.) // Информационно-аналитический вестник. - Майкоп, 1999; Губжоков М.Н. Эволюция традиционной политической культуры западно-адыгских княжеств в период Кавказской войны У/ Информационно-аналитический вестник. -Вып. 1. - Майкоп, 1999; Шатохина JI.B. Политика России на Северо-Западном Кавказе в 20-е годы XIX в. // Сборник Русского исторического общества. Россия и Северный Кавказ. - Т. 2. - М., 2000 и др.

2 Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды. - Тифлис, 1901; Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. - М., 1910; Цаликов А. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурного быта. - М., 1913; Береванную историческую среду. Начало исследовательской традиции в данном направлении положили работы адыгейских авторов - просветителя Шоры Ногмова, историка и этнографа Хан-Гирея, позволяющие существенно расширить сведения об общественно-политическом устройстве адыгов1.

В отдельную группу целесообразно выделить работы по военной истории этого периода. К ним могут быть отнесены сочинения, написанные военными чиновниками, участниками и очевидцами этих событий, несмотря на свою тенденциозность, содержащие богатый фактический материал . В них встречаются оригинальные наблюдения и интересные идеи по социально-экономическому быту, общественно-политическому состоянию. Значение этих источников определяется не только ценностью собранного и описанного ими фактического материала, но и оценкой фактов, событий. В особую груп

3 | пу входят специальные исследования по истории Кавказской войны . Позин Н.И. Кавказ (Природа и люди). - Петроград, 1919; Архив И.Наурзова. Материалы по фольклору, этнографии и истории адыгов. Биографии знаменитых черкесов // Мардж - Париж, 1929. - № 4; Унежев К.Х. Феномен Адыгской (Черкесской) культуры. - Нальчик, 1997 и др.

1 Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1917; Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1978.

2 Головин Е.А. Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 по конец 1842 гг. - Рига, 1847; Добровольский - Евдокимов Н.К. Экспедиция 1851-го года на правом фланге Кавказской линии // Кубанский сборник. - Т. 8. - 1884.; Дроздов И. Обзор военных действий на Западном Кавказе с 1848 по 1863 гг. // Кавказский сборник. - Т. 8. - Тифлис, 1886; Фадеев Р.А. Письма с Кавказа. - Спб., 1889; Дьячков-Тарасов А.Н. Черноморская кордонная береговая линия и правый фланг Кавказа перед Восточною войною в 1853 год (Военно-исторический очерк) // Кубанский сборник. - Екатеринодар, 1904; Фадеев А.В. Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе. - Т. 4. - ИС, 1935; Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. - Нальчик, 1995 и др.

3 Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины XIX в. - М., 1974; Касумов А.Х. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международных отношениях XIX в. - Ростов-н/Д, 1989; Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. - Нальчик, 1992; Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. -М., 1994; Панеш А.Д. Активизация политики России на Северо-Западном Кавказе и нарастание борьбы адыгов за независимость (20 - 40-е гг. XIX в.) // Инзиции и взгляды их авторов на политику царизма, отразившие современные подходы к изучению причин, характера и хода Кавказской войны, помогают глубже понять проблемы общественного устройства.

Проведенный анализ историографических источников позволяет рассмотреть вопрос об уровне разработки проблем, ставших предметом изучения в представленной диссертации: исторические традиции общественного регулирования у адыгов; определение характера внутренних импульсов в общественном управлении; изучение обусловленности изменений в общественном управлении факторами внутреннего и внешнего характера; исследование специфики становления адыгской государственности.

В историографии изучение вопросов, связанных с традиционными формами общественного регулирования у адыгов в конце XVIII - первой половине XIX вв., прежде всего обуславливалось спецификой социально-экономического развития. В дореволюционной кавказоведческой литературе не было единого мнения по данной проблеме: одни авторы счи

-1 тали, что адыги еще находились на стадии родоплеменных отношении , другие - сравнивали общественный строй Черкесии с западноевропейским феодализмом2.

Геноцид адыгов. - Нальчик, 1992; Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. -М., 1994; Панеш А.Д. Активизация политики России на Северо-Западном Кавказе и нарастание борьбы адыгов за независимость (20 - 40-е гг. XIX в.) // Информационно-аналитический вестник. - Вып. 2. - Майкоп, 1999; Георгиев В.А., Георгиева Н.В. Кавказская война (1829 - 1864 гг.) // Сборник Русского исторического общества. Россия и Северный Кавказ. - Т. 2. - М., 2000; Виноградов В.Б. «Отступления со мной нет, не было и не будет.» // Сборник Русского исторического общества. Россия и Северный Кавказ. - Т. 2. - М., 2000 и др.

1 Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен // Русский вестник. - Т. 28. - Кн. 2. - СПб., 1860; Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. - Тифлис, 1914 и др.

2 Берже А. Горские племена Кавказа // Живописная Россия. - Т. 9. - СПб., 1883; Сталь К.Ф. Указ. соч. // Кавказский сборник. - Т. 4 . - Тифлис, 1900 и др.

В советской историографии высказывались также различные суждения. Так, М.Н.Покровский считал, что общественно-политический переворот, подготовленный «хозяйственным подъемом», привел к свержению господства дворян и, соответственно, к победе тфокотлей1. Идеи, высказанные М.Н.Покровским, были подхвачены его последователями, абсолютизированы и гипертрофированы. Я.Н.Раенко-Туранский писал о зарождении у адыгов «торгового капитала», нарастании противоречий между феодалами и представителями торгового капитала, требовавшего национального объединения, что в конечном счете и привело к революции2.

В.П.Невская, Б.М.Джимов, А.В.Фадеев3 склонялись к выводу, что адыгское общество в XVIII - первой половине XIX в. находилось на стадии формирования раннефеодальных отношений. Такой подход исключал понимание народного собрания как сословно-представительного органа. Позже появились работы М.М.Блиева4, в которых предпринимается попытка доказать, что в первой половине XIX в. адыги находились на дофеодальной стадии развития. При этом автором не учитывалось, что именно в это время во всех сферах их общественной жизни, в том числе и в представительных органах власти, происходил ряд существенных

1 Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. - М., 1923.-С. 199-200.

2 Раенко-Туранский Я.Н. Указ. соч. - С. 19-20.

3 Невская В.П. Проблемы сельской общины у горских народов Северного Кавказа в советском кавказоведении // Изв. СК НЦ ВШ. Обществ, науки. - 1985. -№ 1. - С. 45; Джимов Б.М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX в. - Майкоп, 1986. - С. 30; Фадеев А.В. К вопросу об уровне экономического развития кавказских горцев к середине XIX века // Исторические записки. - Т. 1. - М., 1989. - С. 70.

4 Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки, сущность. // История СССР. - 1983. - № 2; Его же. К проблеме общественного строя горских («вольных») обществ Северо-Западного Кавказа XVIII - первой половины XIX века // История СССР. - 1989. - № 4. - С. 160; Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. -М., 1994. -С. 36. изменений, связанных с последствиями «общественно-демократического переворота».

При определении характера социально-экономических отношений в адыгском обществе не акцентировалось внимание на различиях в уровне развития «аристократических» и «демократических» народов. Сопоставляя основные черты общественно-политического строя «аристократических» и «демократических» обществ, В.К.Гарданов пришел к заключению, что обе эти группы находились на феодальной стадии развития, а имевшиеся различия были обусловлены ходом классовой борьбы, приведшей к политическому перевороту в конце XVIII века1.

Существование таких взаимоисключающих оценок не придает ясности в определении значения «демократического переворота» в общественном управлении, в то время как исследование этого аспекта имеет принципиальное значение для понимания изменений, происшедших в социальной и общественной природе управления в Черкесии. Показателем «продвижения» в этом направлении является монография В.Х.Кажарова. В ней автор возвращается к оценке «демократического переворота», отмечая, что как бы ни оценивались предпосылки и результаты общественно-политического переворота шапсугов, натухайцев и абадзехов, он означал не межинформационный, а внутриинформацион-пый кризис феодализма; т.е. он не был буржуазной революцией. Тем не менее социальные изменения у них настолько велики, что термин «революция», употребляемый авторами первой половины XIX в. не кажется гиперболой2.

При анализе вопросов, связанных с определением характера внутренних импульсов в общественном управлении адыгов, проявляется достаточно широкий диапазон подходов: от скептической оценки возмож

1 Гарданов В.К. Указ. соч. - С. 128.

2 Кажаров В.Х. Адыгская хаса. - Нальчик, 1992. - С. 122. ностей скорых органичных изменений в обычаях и социальных институтах страны до признания у адыгов опыта политической жизни, отражавшего потенциальные возможности общества, готового к восприятию любого устройства. При этом подчеркивалось, что общественная самодеятельность всегда лежала в основе жизни горцев, а достигнутый культур1 ныи уровень давал возможность адыгам творить политику своего края . л

В советской историографии , как правило, отмечалась «цивилизаторская» миссия России в общественной практике адыгов, что опосредовано приводило к заниженной оценке общественно-политического, социально-экономического и культурного уровня адыгов. Изучение данных процессов в рамках марксистской методологии повлекло преувеличение значимости факторов социально-экономического, классового характера. В этой связи следует особо выделить точку зрения Л.Вольтмана, идущую вразрез со сложившимися в историографии советского периода подходами. Им, в частности, было отмечено, что характерной особенностью изменений в общественной организации является наличие внешнего фактора, состояния войны, которая придавала обществу политический характер1.

В результате в историографии проявилось смещение акцентов в сторону исследования внутренних факторов, в то время как влияние

1 Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. - М., 1846; Фадеев Р. А. Письма. - Т. 1. - Ч. 1. - СПб., 1889; Люлье Л .Я. Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи. - Краснодар, 1927; Лонгворт Дж. Год среди черкесов. АБКИЕА. - Нальчик, 1974 и др.

2 Кокиев Г. Военно-колонизационная политика царизма на Северном Кавказе // Революция и горец. - 1929. - № 5; Фадеев А.В. Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе // Исторический сборник. - М.-Л. - 1935.- № 4; Смирнов Н.А. Характерные черты идеологии мюридизма; Фадеев А.В. Мюридизм как орудие агрессивной политики Турции и Англии на Северном Кавказе в XIX столетии // Вопросы истории. - 1951. - № 9; Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20 - 70-е годы XIX в.). - М., 1955 и др. внешних факторов приобретало смысл подчиненного. Изучение исторической литературы по данной проблеме позволяет с большой осторожностью подходить к выводу М.М.Блиева и В.В.Дегоева о том, что черкесское государство «имело перспективу как явление, подготовленное внутренним развитием горского общества». При всей привлекательности тезиса об общности и схожести общественно-политических процессов на Северо-Восточном и Северо-Западном Кавказе попытки создания государственного устройства в 1861 - 1863 гг. в Черкесии отличаются от событий, развернувшихся в Чечне и Дагестане.

В последние годы наметилась тенденция к переосмыслению этих сложных процессов в истории адыгов. В современной историографии на основе исследования широкого корпуса источников предпринимается попытка дать объективный анализ отдельных аспектов внутреннего развития адыгов, выявить потенциальные возможности эволюции общества. В то же время, при изучении обусловленности изменений в общественном управлении факторами внутреннего и внешнего характера ощущается потребность в более углубленном анализе процессов, влияющих на динамичность общественного управления.

Завышение общественно-политического уровня адыгов на завершающем этапе Кавказской войны современными историками не соотносится с имеющимся фактическим материалом и мало способствует объективному изучению общественной истории адыгов. Сложившиеся историографические подходы ставят задачу выявления истоков, природы и характера изменений в общественном управлении адыгов. Характерной

1 Вольтман JL Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. - СПб., 1905. - С. 330-331.

2 Черкесия в XIX веке. - Майкоп, 1991; Гибель Черкесии. - Краснодар, 1994; Россия и Черкесия (вторая половина XVIII -XIX в.). - Майкоп, 1995; Кажаров В.X. Указ. соч. особенностью усилий в этом направлении является односторонность в выявлении этой природы.

По-видимому, при рассмотрении истории государственного строительства у адыгов необходимо учитывать сложившийся в историческом знании опыт рассмотрения процесса становления государственности европейских стран с учетом военно-политического фактора1. Вместе с тем, было бы преувеличением считать, что созданное адыгами в 1861 - 1863 гг. государственное образование было искусственным сооружением, построенным под давлением только внешних обстоятельств.

Несмотря на то, что изучаемые проблемы имеют достаточно развитую исследовательскую традицию, всё большую значимость приобретает необходимость создания целостного представления о достаточно многоплановом процессе становления общественного управления у адыгов.

Объектом данного исследования является история общественного управления как важнейшей составной части социально-политической истории. Общественное управление представляет достаточно динамичную форму организации, где субъектом выступают многообразные общественные объединения, основанные на принципе признания народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

Предметом исследования является общественное управление у адыгов в 20 - 60-е гг. XIX в., процесс его совершенствования под воздействием изменений форм этнического самосознания, социально-экономических, общественно-политических и внешних факторов, связанных с Кавказской войной. Разработка проблемы общественного управления у адыгов предполагает исследование традиционных процессов общественного регулирования, изменений в структуре управления

1 Вольтман JI. Указ. соч. под влиянием внутренних и внешних импульсов, уровня общественной самоорганизации, достигнутого на сложном пути к государственности.

Хронологические рамки данного исследования, 20 - 60-е гг. XIX в., обусловлены переломным характером этого периода в истории адыгов. Процессы естественного развития форм общественного регулирования и самосознания, упрочение позиций России на Северо-Западном Кавказе поставили вопрос общественного управления адыгов в круг важнейших проблем. Именно в этот период в обществе усиливаются консолидационные тенденции и потребность в совершенствовании форм общественного регулирования. В эти годы всё более явственно проявлялись типичные признаки государственности. Характер проведенного исследования в некоторых случаях предполагает выход за отмеченные рамки с целью выявления истоков традиции общественного управления у адыгов. В предложенной хронологии выделяются два достаточно самостоятельные этапа: 20 - 30-е, 50 - 60-е гг. XIX в., каждый из которых несет в себе характерные черты, отражающие процесс совершенствования форм управления.

Географические рамки данного диссертационного исследования включают Северо-Западный Кавказ, являющийся территорией традиционного проживания адыгов, с достаточно четко установленными границами.

Целью работы является исследование процесса становления общественного управления у адыгов и его значимости в сложных исторических условиях, связанных с освободительной войной и попытками интеграции Северо-Западного Кавказа в состав Российской империи в 20 -60-е гг. XIX в.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать историографический уровень исследования проблемы с целью определения степени ее разработанности, выявления нереализованных исследовательских возможностей;

- ввести в научный оборот новые источники, повысить информационную отдачу традиционно используемых документальных материалов;

- комплексно применить исследовательские методы, переосмыслить исходные теоретико-методологические установки;

- проанализировать механизм функционирования народного собрания, традиционно осуществлявшего регулирование общественного управления у адыгов;

- провести реконструкцию структуры общественного управления, учитывая степень влияния внутренних и внешних условий на процесс изменений в формах управления;

- выявить и проанализировать направленность, содержание и значение общественного управления у адыгов.

Источниковую базу исследования составили опубликованные документы и неопубликованные материалы, извлеченные из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА)1, Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) , архива Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИШ)3.

1 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА): Ф. ВУА «Военно-ученый архив»; Ф. 38. «Главное управление генерального штаба»; Ф. 13454. «Штаб войск Кавказской линии и Черноморья» и др.

2 Государственный архив Краснодарского края (ГАКК): Ф. 249. «Екатеринодар-ской карантинной конторы»; Ф. 260. «Канцелярия начальника Черноморской береговой линии»; Ф. 261. «Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии»; Ф. 670. «Коллекция документов по истории Кубанского казачьего войска» и др.

3 Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований (АРИ

ГИ): Ф. 1. «Фольклорный».

Среди привлеченных источников, наряду с ранее изучавшимися, значительную часть составили документы, не находившиеся в научном обороте.

Анализируемые источники можно условно разделить на группы. К первой группе следует отнести директивные, официальные документы общероссийского и регионального значения: указы, постановления, распоряжения, циркуляры. Наибольшее количество материалов извлечено из фондов Российского государственного военно-исторического архива. Обширнейшие коллекции этого архива насыщены оригинальными документами, характеризующими политику царского самодержавия на Северном Кавказе, сведениями об экономике, социальных отношениях и политическом устройстве адыгов. Здесь же хранятся документы дипломатического характера, позволяющие судить о политике Британской и Турецкой империй на Северном Кавказе и в Причерноморье, установить влияние событий в Западной Европе, Передней Азии на процессы в северокавказском регионе. Кроме того, в фондах этого архива отложились документы, отражающие отношение к данной политике разных социальных слоев адыгского народа.

Во вторую группу необходимо включить документы делопроизводственного характера (протоколы, рапорты, решения, переписка). Данная группа документов составляет обширную базу для исследования политики российских властей, социально-экономического и общественного строя адыгских народов, их внутриполитического и международного положения. Значимые для разработки избранной проблемы материалы были извлечены из многотомного издания «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (АКАК)1. В этом сборнике содержится большой фактический материал, извлеченный из архива Главного управления царского наместника на Кавказе: приказы царских генералов, рапорты, выписки из журналов военных происшествий, записки, письма, а также документы, исходящие со стороны гор

1 Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. - Т. 1 - 12. - Тифлис, 1866-1904. цев. Учитывая характер данного издания, включающего лишь часть сосредоточенных в Кавказской археографической комиссии материалов, более того, тенденциозно отражающих точку зрения царизма на происходящие на Кавказе события, обращение к этим источникам требует критического подхода и системной аналитической работы.

В отдельную группу источников целесообразно выделить документы, характеризующие социально-политическое устройство горских народов, их внутренние взаимоотношения, а также отношение к царской военной администрации (обзоры политического состояния и исторического развития народов региона, описания и собрания сведений горских обществ, донесения лазутчиков, письма горцев к представителям царской администрации)1.

Важную группу составили источники мемуарного характера . В них содержится огромный фактический материал, позволяющий провес

1 Карлгоф Н. Магомет Амин // Кавказский календарь на 1861 г. - Тифлис, 1860; Венюков М.И. Очерк пространства между Кубанью и Белой // Записки русского географического общества. - СПб., 1863; Обзор военных действий на Кавказе. - Тифлис, 1864; О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря // Русский вестник. - Т. 28. - М., 1880; Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. - М., 1885; Леонтович Ф.И. Указ. соч.; Сталь К.Ф. Указ. соч.; Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи. - Т. XXII. - ЗКОИРГО, 1903; Фелицын Е.Д. Князь Сефер-Бей Зан // Кубанский сборник. - Т. 10. - Екатеринодар, 1904; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - Т. 2. - Екатеринодар, 1913; Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа. - Тифлис, 1914; Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик, 1917; Березин Н.И. Кавказ (Природа и люди). - Петроград, 1919; Дубровин Н. Черкесы (Адыге). - Краснодар, 1927; Раенко-Туранский Я.Н. Указ. соч.; Фадеев А.В. Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе. - Т. 4. - ИС, 1935; Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1978; Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века. - Краснодар, 1989 и др.

2Духовский Е.М. Материалы для описания войны на Западном Кавказе. - СПб., 1864; Торнау Н. Воспоминания кавказского офицера. - СПб., 1864; Смоленский С. Воспоминания кавказца// Военный сборник. - 1876. - № 7; Осман-бей. Воспоминания 1855 г. События в Грузии и на Кавказе // Кавказский сборник. - Т. 2. - Тифлис, 1877; Добровольский-Евдокимов Н.К. Экспедиция 1851 года на правом фланге Кавказской лити сравнительный анализ различного видения событий, прочувствовать особенности и противоречия в настроениях авторов, представляющих различные позиции. В них нередко содержатся факты, не нашедшие отражения в других источниках, передается психология времени, настроения, сомнения, колебания. Авторы мемуаров закономерно проявляют субъективизм, односторонность наблюдений, связанную с их отношением к происходившим сложным и неоднозначным явлениям. Значимость этих работ выясняется при сопоставлении со сведениями других источников, что способствует более точной реконструкции исторической реальности.

В особую группу следует выделить историко-этнографические описания1. В них даются достаточно достоверные сведения о социально-экономическом и общественно-политическом строе адыгов первой половины XIX в. Многие из авторов жили среди горцев, хорошо знали их быт и обычаи, что делает их работы ценнейшим историко-этнографическим источником. Однако, выявленный ими обширный материал, по существу, не подвергался научному анализу, а использовался лишь для обоснования официальной позиции России на Кавказе.

Объем и содержание выявленных материалов позволили сосредоточить внимание на нескольких блоках проблем: исторические условия развития традиционных форм общественного регулирования; характер нии // Кубанский сборник. - Т. 8. -1881; Рындин А. Имам Шамиль в России. - Т. 62. -ИВ, 1895; ФелицынЕ.Д. Князь Сефер-БейЗан//Кубанскийсборник. - Екатеринодар, 1904; Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. - Майкоп, 1994; Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. - Нальчик, 1995.

1 Люлье Л .Я. Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев. - Вып. 7. -ЗКОРГО. - 1856; Его же. Черкесия. Историко-этнографические статьи. - Краснодар, 1927; Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. -Т. 21. - 1910; Цаликов А. Указ. соч.; Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной народом Адехе // Тифлисские ведомости. - 1929. - № 24; Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 183 8 и 1839 гг. АБКИЕА. изменений, происшедших в организации управления; влияние внешних факторов на общественные и консолидационные процессы, обусловленность изменения основных подходов и моделей совершенствования общественной организации; выявление значимости общественного управления в процессе становления адыгской государственности.

Теоретические подходы к рассмотрению проблемы общественного управления у адыгов в 20 - 60 гг. XIX в. основывались на идеях крупнейших философов, историков, социологов1. Высказанные ими положения и оценки об уровне цивилизационного развития, взаимодействии всеобщей и национальной истории, рациональности цивилизационного подхода, своеобразии развития этнической истории, типологии феодализма, значении географического фактора в истории народа позволяют увидеть новые грани в исследовании такого сложного процесса как общественное управление.

Исходя из учета реального теоретико-методологического состояния исторического знания, при выработке теоретических подходов к теме диссертационного исследования предпринималась попытка дать ценностную характеристику изучаемых явлений.

В основу методологии исследования были положены принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил исследовать общественное управление на Северо-Западном Кавказе в развитии, про

Нальчик, 1974; Лонгворт Дж. Год среди черкесов. АБКИЕА. - Нальчик, 1974; Бларам-берг Н. Кавказская рукопись. - Ставрополь, 1992; Спенсер Э. Указ. соч. и др.

1 Ратцель Ф. Указ. соч.; Петрушевский Д.М. Проблемы европейского феодализма. - М., 1974; Шоу Д. Факт и теории в исторической географии - некоторые проблемы объяснения в случаях недостатка информации 7/ Историческая география. - М., 1976; Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. -JL, 1990; Бердяев А. Смысл истории. - Свердловск, 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991; Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995; Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. - М., 1995; Мир России. Евразия. - М., 1995; Тойнби А.Д. Постижение истории. - М., 1996. анализировать генезис и особенности его совершенствования в конкретной исторической ситуации. В процессе работы над диссертацией автор стремился к объективности, пытаясь избежать первоначальной заданно-сти. Для достижения объективности важнейших положений и основных выводов использовались документы и материалы, дающие возможность всесторонне исследовать изучаемые явления. Однако характер проблемы, охватывающей широкое исследовательское пространство, таков, что, по-видимому, не все существующие источники удалось ввести в научный оборот.

При систематизации и анализе документальных источников применялись научные методы исторического исследования: конкретно-исторический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный, логического анализа. Их комплексное применение позволило выделить из общей проблемы общественного управления у адыгов конкретные вопросы, рассмотреть их в динамике, хронологической последовательности, сопоставить различные этапы эволюции общественного управления, раскрыть истоки и своеобразие происходивших изменений, реконструировать связи отдельных событий и явлений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что предпринято специальное исследование проблем общественного управления у адыгов в хронологических рамках 20 - 60-х гг. XIX в. Работа носит комплексный характер, предполагающий анализ широкого круга вопросов: от выявления истоков общественного управления у адыгов до складывания системы управления, представлявшей синтез традиционной общественной культуры с привнесенными извне элементами. Диссертационное исследование дополняет новыми характеристиками сложившееся в отечественной историографии представление о сущности и функциональности общественного управления у народов, не имевших сложившейся государственной практики.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы данного диссертационного исследования могут быть включены в монографии по истории и культуре адыгов, использоваться в лекционном курсе по истории России, при разработке специальных курсов и семинаров.

Основные положения, выносимые на защиту:

- предложенная периодизация развития общественной жизни адыгов в плане осмысления процессов совершенствования форм общественного регулирования;

- итоги сопоставительного анализа аналогов европейской практики парламентаризма с традициями управления у адыгов;

- особое влияние внешнего фактора на становление принципов общественной организации и практику их реализации;

- характер факторов, привнесенных извне, и их роль в формировании структуры общественного управления у адыгов;

- меджлис как форма управления, отражавшая первую, наиболее реальную попытку складывания системы управления.

Научная апробация. Представленная диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры Отечественной истории Адыгейского государственного университета. Результаты исследования освещались в докладах и выступлениях на научных конференциях - Первой научной конференции аспирантов и соискателей Адыгейского государственного университета «Достижения молодых ученых - науке» (Майкоп, апрель - май 1996), Второй научной конференции аспирантов и соискателей Адыгейского государственного университета (Майкоп, апрель 1997), Неделях науки Майкопского государственного технологического института (Майкоп,

22 апрель 1996; апрель 1997; апрель 2000; апрель 2001). По теме диссертации опубликовано две научных статьи и брошюра общим объемом 2,75 печатных листа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общественное управление у адыгов, 20-60-е гг. XIX в."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках диссертационной работы исследование позволило системно проанализировать процессы в общественной жизни адыгов в 20 - 60-е гг. XIX в., связанные с развитием форм управления. Историографический анализ предоставил возможность определения контуров проблемы выделения ее базовых составляющих, что дало возможность сконцентрировать внимание на недостаточно изученных аспектах, сосредоточив на них исследовательские усилия.

В процессе работы над избранной проблемой предпринимались попытки критического переосмысления сложившихся теоретических подходов, позволившие отойти от традиционной исследовательской схемы, сосредоточить внимание на изучении общественного управления как сложного многогранного явления, сфокусировавшего в себе широкий спектр вопросов: от процессов становления местных традиций общественного регулирования до поиска форм адыгской государственности.

Исследование во взаимодействии социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов, складывавшихся на Северо-Западном Кавказе и обусловленных как внутренними импульсами развития адыгского народа, так и факторами внешнего характера свидетельствует о складывании условий, определивших изменения в структуре общественного управления, формированием новых отношений.

Эволюция народных собраний представляла динамичный процесс, связанный с кардинальными изменениями в обществе. Первые существенные преобразования в собрании были вызваны последствиями демократического переворота (90-е гг. XVIII в.), приведшего к модернизации его устройства, организации и представительства. Существенным является то, что происходившие изменения, вместе с обострением военно-политического фактора в начале XIX в., способствовали усилению законодательных, судебных, административных и военно-оборонительных функций, всё более придавая народному собранию характер верховного правления в Черкесии.

Актуализация нового комплекса проблем, назревших в обществе в 20 - 30-е гг. XIX в., позволяет выделить этот период в качестве самостоятельного. Рельефное проявление остаточных явлений общественного переворота, наряду с усилением военно-политической ситуации поставило перед необходимостью реорганизации форм общественного регулирования. В этом процессе народные собрания представляли важнейший инструмент общественных перемен, мобильно реагируя на назревшие проблемы.

Отмечая в процессуальной стороне народного собрания у адыгов основные составляющие сложившейся европейской практики парламентаризма, вместе с тем, нельзя не учитывать в его деятельности наличия разрыва между принимаемыми решениями и их исполнением. Необходимость упорядочения форм общественного регулирования и обеспечение целостности народа усиливало потребность совершенствования гражданского управления.

Выдвигался проект реформ, предусматривавших превращение народного собрания в постоянный орган власти, наделенный полномочиями и средствами для приведения в исполнение своих решений, создание регулярного войска, разделение территории на административные единицы. Характер предлагаемой реформы свидетельствовал о наличии в общественной культуре адыгов собственного потенциала, способного стать исходной почвой для последующих преобразований.

Достигнутый уровень являлся важнейшим аргументом, опровергавшим идею привнесенное™ в сознание адыгов мыслей о внутреннем переустройстве. Существенно то, что роль первых политических устроителей Черкесии принадлежит самим адыгам, в то время как прибывшие в последующем эмиссары Шамиля выступили в этом процессе в качестве катализаторов, ускоряя развитие вызревающих в обществе тенденций.

Выделение нового этапа в деятельности народных собраний обосновывается, с одной стороны, возросшим общественным сознанием адыгов, с другой, усугублением военно-политической обстановки в 40-е гг. XIX в. В данных условиях, возобладание в обществе центра-лизаторских тенденций придало народному собранию характер значимой общественно-политической организации, выражавшей общенациональные интересы.

Стремление народа к переменам в структуре организации объяснялось рядом объективных причин: наличием в общественной практике адыгов традиционного опыта народных собраний, послуживших исходной основой для будущих преобразований; последовательное развитие этой идеи в деятельности посланников Шамиля; воодушевление адыгов опытом государственного строительства на СевероВосточном Кавказе, спроецировавшем их сознание на необходимость перемен и реальность их воплощения.

Попытка привнесения в общественную структуру Черкесии традиций единовластия, привела к еще большему усилению функциональности народных собраний. Однако, олигархическое руководство не было в состоянии стать эффективным механизмом организации общества, где переплетались различные интересы, что вновь актуализировало идею единовластия. Осознание адыгами всей значимости единовластия привело к сочетанию в общественной организации адыгов традиционного опыта управления с конструкцией теократического государства Шамиля, привнесенной извне. Комплекс мероприятий в сфере управления включал создание административно-полицейского аппарата управления, введение стабильности налогового обложения, создание регулярных вооруженных сил, консолидацию общества. Однако, установленный порядок организации оказался несостоятельным.

Констатируя факторы внутренней неустойчивости преобразований, можно выделить: слабость позиций ислама, чтобы играть роль консолидирующего элемента в формировании государственной системы; несоответствие привносимой идеологии и порядков духу традиционных учреждений; противоречия внутри самого адыгского общества, усиливаемые соперничеством между лидерами, отражавшими различные общественные настроения; наконец, влияние географического фактора, разобщавшего население.

Не менее значимыми в контексте причин «откатного» характера были внешние факторы. Создаваемая конструкция управления была заимствована извне и накладывалась на фундамент еще незыблемых в народе общественных традиций. Противостояние вызывал сам привнесенный, навязываемый насильно, характер преобразований. Устойчивость складывающейся системы управления зависела от военно-политической ситуации, влияния со стороны европейских государств и Турции, что придавало неустойчивость консолидационным процессам и ставило под сомнение прочность создаваемого порядка.

В обстановке обострившейся военно-политической ситуации конкретизировалась необходимость учреждения государственной организации как единственного гаранта в обеспечении целостности народа. Структура созданного меджлиса отражала тенденцию к оформлению достаточно функциональной, саморазвивающейся системы управления. Меджлис выступал постоянно действующим органом власти, сочетавшим законодательные, распорядительные и исполнительные полномочия.

Факт создания подобной властной структуры указывал на наличие в Черкесии определенного уровня внутренних общественно-политических и социально-экономических предпосылок, как следствия закономерной эволюции традиционной общественной культуры. Однако недостаточная зрелость этих условий не могла обеспечить создание функциональной государственности. Эффективной деятельности управленческого центра мешали устойчивые традиции патриархальной демократии и сохранявший авторитет древний институт власти - народные собрания.

Серьезным препятствием созданию государства в Черкесии являлись условия внешнего характера. Кавказская война, служившая мощным импульсом государственнообразующим процессам на восходящем этапе, уже в 60-е гг. XIX в. стала сдерживающим фактором. В реальной атмосфере того времени, учитывая геополитические интересы и претензии крупных держав на адыгскую территорию, Черкесия не могла выжить как самостоятельное государство, стать равноправным субъектом международно-правовых отношений.

Значимость достижений в общественном становлении адыгов, прошедших путь от патриархальных органов управления к созданию централизованных структур власти, проявлялась в дальнейшем росте общественного самосознания, понимании востребованности государственного устройства. Претензия адыгов на равноправный международный статус, наличие определенного опыта общественного творчества свидетельствовали о дальнейшей эволюции государственнообра

188 зующих тенденций в поступательном развитии адыгов. В многовековом движении к государственности усилия народа в этом направлении в XIX в. стали наиболее весомым вкладом.

 

Список научной литературыХапачева, Рима Владимировна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. И ЛИТЕРАТУРЫ1. Источники1. Акты

2. Историко-этнографические описания

3. Березин И.Н. Кавказ (Природа и люди). Петроград, 1919. - 117 с. Берже А.П. Краткий обзор горских обществ на Кавказе. - Тифлис, 1858. -45 с.

4. Берже А.П. Горские племена Кавказа // Живописная Россия. Т. 9. -СПб., 1883.-Т. IX.

5. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА. Нальчик, 1974. -С. 353-435.

6. Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды. Тифлис, 1901. - 126 с. Дубровин Н. Черкесы (Адыге). - Краснодар, 1927. - 175 с. Дьячков-Тарасов А.К. Абадзехи // ЗКОИРГО. - 1903. - Т. XXII. - С.216.

7. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846. - 113 с.

8. Духовский С.М. Материалы для описания войны на Западном Кавказе. СПб., 1864. - С. 277-357.

9. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. - Т. I.213 с.

10. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев //Одесса, 1881. Вып. 1. -438 с.

11. Люлье Л.Я. Черкесия: Историко-этнографические статьи. Краснодар,1927.

12. Максимов С. Край крещенного света. Русские горы и Кавказские горцы. -СПб., 1899.-63 с.

13. Надеждин П.П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. СПб., 1896.413 с.

14. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. СПб., 1847. - 94 с. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. - 1900. - Т. 21. - отд. 2. - С. 53-173.3. Публицистика

15. Абиедарий Н. Искатели приключений в среде населения Западного Кавказа // Кубанские областные ведомости. 1874. - 7 окт. — С. 159-161.

16. Аверкиев И.С. С Северо-Восточного побережья Черного моря // Кавказ. -1866.-№74.-С. 113-115.

17. Берже А.П. Выселение горцев // Русская старина. 1882. - Т. XXX. - С. 247-283.

18. Добровольский-Евдокимов Н.К. Экспедиция 1851-го года на правом фланге Кавказской линии // Кубанский сборник. 1884. - Т. VIII. - № 6. -С. 307-334.

19. Дроздов И. Обзор военных действий на Западном Кавказе с 1848 по 1863 // Кавказский сборник. Тифлис, 1886. - Т. X. - С. 497-584.

20. Казам-бек М. Мохаммед- Амин // Русское слово. СПб., 1860. - № 6.-С. 78-96.

21. Карлгоф Н. Магомет-Амин // Кавказский календарь на 1861 года. -Тифлис, 1860. Отд. IV. - С. 77-102.

22. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря // Русский вестник. -1860.-Т. 28.-№ 16.-С. 517-550.

23. Кельсиев В.И. Польские агенты в Царьграде // Русский вестник. -1869.-Т. 83.-С. 57-98.

24. Невский П. Закубанский край в 1864 г.: Путевые воспоминания // Кавказ. -1868. -№97. -С. 98-101.

25. Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли населенной народом Адехе // Тифлисские ведомости. 1829. - № 22-25. - С. 1754.

26. Соколов Д. Хаджи-Магомет—сподвижник Шамиля (Историческая справка) // Кубанский вестник. Екатеринодар, 1904. - Т. XI. - С. 37-54.

27. Уркарт Дэвид. Наиб Шамиля // Тайме. 1854. - № 21838. - С. 4-9.

28. Уркарт Давид и восточный вопрос. 1833 1837 гг. // Журнал современной истории. - 1936. - Т. VIII. - № 4. - С. 17-19.

29. Уркарт Дэвид. Черкесский флаг // The Free Press. Vol. X. Connecticut, 1970.-№ 12.-С. 34-35.

30. Фадеев A.B. Убыхи в освободительном движении на Западном Кавказе // Исторический сборник. Т. 4. - М-Л., 1935. - С. 74-96.

31. Фелицын Е.Д. Князь Сефер-Бей Зан // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1904.- Т. X. - 98 с.

32. Хавжоко Ж. Давид Уркхард // Горцы Кавказа. Nisan. - 1833. - № 38. -С. 27-29.

33. Хавжоко Ж. Речь Давида Уркхарда перед горцами III Северный Кавказ. -Nisan.- 1935.-№ 10.-С. 36-37.

34. Источники личного происхождения

35. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII -XIX вв. / Сост., ред., пер., введ. и вступит, статьи к текстам В.К. Гарданова. -Нальчик, 1974.-653 с.

36. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838 в 1839 гг. // АБКИЕА. С. 458-531.

37. Венюков М.И. Кавказские воспоминания (1861 1863) // Русский архив. - 1880. - С. 400-448.

38. Верещагин А.В. Путевые заметки по черноморскому округу. М., 1874.-213 с.

39. Записки Михаила Чайковского // Русская старина. 1898. — Кн. 8. -С. 94-113.

40. Кельсиев В.И. Исповедь // Архив русской революции. Берлин, 1923. - Т. XI. - С. 256-326.

41. Кох К. Путешествие по России в Закавказские земли // АБКИЕА. Нальчик, 1974.

42. Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов // АБКИЕА. С. 531-584.

43. Осман-бей. Воспоминания 1855 г. майора Осман-бея // Кавказский сборник.-Тифлис, 1877.-Т. 11.-С. 143-214.

44. Письма виконта Г.Кастильона к Гизо (24 апреля 1844 г. 4 марта 1846 г.). -ИМ. -1936. - Кн. 5. - С. 84-113.

45. Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и кавказские степи // АБКИЕА.-Нальчик, 1974. С. 225-235.

46. Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала, 1989. - 213 с.

47. Смоленский С. Воспоминания кавказца // Военный сборник. — 1876. С. 205-222.

48. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию / Пер. с англ. Н.Нефляшевой. -Майкоп, 1993.-153 с.

49. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. СПб. -1864. - 60 с.

50. Фадеев Р. Письма с Кавказа. СПб., 1865. - 259 с.

51. Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863 — 1864 гг.: Из записок участника-иностранца. Краснодар, 1927. - 42 с.

52. Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абадзехам в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым // АБКИЕА. Нальчик, 1974. с. 435-458.5. Архивные материалы

53. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

54. Ф. ВУА Военно-ученый архив Д.6321

55. Ф. 38 Департамент Генерального Штаба

56. Оп. 7. Д. 5, 8, 209, 260, 396, 398, 402, 410, 422, 521.

57. Ф. 13454 Штаб войск Кавказской Линии и Черномории Оп. 6. Д. 100, 882, 884. Оп. 7. Д. 8, 57, 209, 260, 410, 422, 521.

58. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)

59. Ф. 260 Канцелярия начальника Черноморской береговой линии Д. 760.

60. Ф. 261 Канцелярия начальника Черноморской кордонной линии Д. 1041, 1084, 1413.

61. Ф. 249 Екатеринодарской карантинной конторы Д. 898.

62. Ф. 670 Коллекция документов по истории Кубанского казачьего войска

63. Архив Адыгейского республиканского института гуманитарныхисследований (АРИГИ)

64. Фонд И. Наврузова. Т. I III.1. Ф. Фольклорный1.. Общие исследования, монографии, статьи

65. Адыгея. Историко-культурный очерк. Майкоп, 1989. Аутлев М.Г. Слово о правде истории: (трагедия адыгов в XIX веке). -Майкоп, 1993.-56 с.

66. Башенев Н. Пятидесятилетия покорения Западного Кавказа и окончания Кавказской войны. Тифлис, 1914. -213 с.

67. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. - 247 с.

68. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп, 1992.335 с.

69. Беджанов М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп, 1995. - 224 с.

70. Бентковский И.В. Император Александр II в Нижне-Фарском отряде на Северо-Западном Кавказе в 1861 г. СПб., 1887. - 16 с.

71. Блиев М.М. К проблеме общественного строя горских («вольных») обществ Северо-Западного Кавказа XVIII первой половины XIX века // История СССР. - 1989. - № 4. - С. 151-169.

72. Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки, сущность // История СССР. 1985.-№ 2.

73. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994. - 591 с. Брантова И.К. Социальные отношения адыгов в I пол. XIX века по «Запискам о Черкесии» Хан-Гирея // Изв. ЦСИ МГТИ. - Вып. 1. - Майкоп, 1999. -С. 20-25.

74. Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20 70-е годы XIX в.). - М., 1955.

75. Венюков М.И. Очерк пространства между Кубанью и Белой // Записки русского географического общества. Кн. 2. - СПб., 1863. — С. 172.

76. Вилинбахов В.Б. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. Нальчик, 1977.

77. Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. -М., 1885. С. 7.

78. Вольтман Я. Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. СПб., 1905.-440 с.

79. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX в.). - М., 1967. - 331 с.

80. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Кавказская война (1829 1864 гг.) // Сборник Русского исторического общества. Россия и Северный Кавказ. - Т. 2. -М, 2000.-С. 158-172.

81. Головин Е.А. Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 по конец 1842 гг. Рига, 1847.-317 с.

82. Губжоков М.Н. Эволюция традиционной политической культуры западно-адыгских княжеств в период Кавказской войны // Информационно-аналитический вестник. Вып. 1. - Майкоп, 1999. - С. 66-72.

83. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. JL, 1990.482 с.

84. Гумилев JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. - 312 с.

85. Данциг Б.М. Изучение истории, экономики и географии Турции в СССР // Турецкий стол. М., 1958. - С. 64-75.

86. Денисова Н.Н Судьба и перспективы традиционных форм народоправства западных адыгов в контексте колониальной политики России на Северо

87. Западном Кавказе (30 60 гт. XIX в.) // Информационно-аналитический вестник. -Майкоп, 1999. - С. 37-43.

88. Джимов Б.М. Развитие капитализма в Кубано-Черноморье и его влияние на экономику местного населения во второй половине XIX начале XX вв. // Информационно-аналитический вестник. - Вып. 2. - Майкоп,'1999. -С. 59-71.

89. Джимов Б.М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX в. Майкоп, 1986. - 190 с.

90. Дзамихов К.Ф. К вопросу о наездничестве у адыгских народов // Материалы НПК. Нальчик, 1983. - С. 24-31.

91. Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии 19 столетия. -Сухуми, 1982.-529 с.

92. Жуков Е.М. О роли социальной революции в процессе смены общественно-экономических формаций // Формация и социально-классовые структуры.-М., 1985.-С. 96-113.

93. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. 1992. -№ 3. - С. 78-96.

94. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 г.). - М., 1988.

95. Кабардино-русские отношения в XVI XVIII вв. - Т. II. - М., 1957. - 234 с.

96. Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Из истории сословно-представительных учреждений феодальной Черкесии. Нальчик, 1992. - 160 с.

97. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX в. - Нальчик, 1999. — 437 с.

98. Кандур М. Мюридизм. История кавказских войн. Нальчик, 1996. - 308 с.

99. Канитц Ф. Дунайская Болгария и Балканский полуостров. СПб., 1876.- 126 с.

100. Касумов А.Х. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международных отношениях XIX в. Ростов-на-Дону, 1989. - 192 с.

101. Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992. - 199 с.

102. Керашев А.Т. Социальная сущность адыгского наездничества // Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып. 8. -Майкоп, 1991.

103. Керашев А.Т., Чирг А.Ю. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.). Майкоп, 1991. - 222 с.

104. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины XIX века. -М., 1974.-280 с.

105. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха Средневековья). -М., 1987. 279 с.

106. Коджесау Э.Л. К вопросу о сельской общине у адыгов в XIX начале XX вв. - Майкоп, 1991.

107. Кокиев Г. Военно-колонизационная политика царизма на Северном Кавказе // Революция и горец. -1929. № 5.

108. Косвен М.О. Проблемы общественного строя шрских народов Кавказа в ранней русской этнографии // Советская этнография. 1951. - № 1.

109. Коссович П.П., Азамагова М.С., Малых С.Н. Майкоп. Краткий исторический очерк. Майкоп, 1957. - 135 с.

110. Кудаева С.Г. Огнем и железом. Вынужденное переселение адыгов в Османскую империю (20 70-е гт. XIX в.). - Майкоп, 1998. - 134 с.

111. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. - 437 с.

112. Кумыков Т.Х. Основные этапы и некоторые особенности феодализма у адыгских народов // Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. - С. 74-93.

113. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (втор, пол. XVI 30-е гг. XVII в.). - М., 1963.

114. Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 1992. - 222 с.

115. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995. - 464 с.

116. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. - 314 с. Магомеддадаев Н.М. Магомед-Амин - наиб Шамиля в Черкесии // Магомед-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40 - 60-е гг. XIX в. - Махачкала, 1999. - С. 5-38.

117. Мальбахов Б., Эльмесов А. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994.246 с.

118. Маркс К. Лорд Пальмерстон статья восьмая // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. Собр. Соч. - Изд-е 2-е. - Т. XI. - С. 61-67.

119. Мекулов Д.Х. Проблемы власти и демократии на Северном Кавказе: история, динамика, особенности. 1917-1941. Дисс. в виде научн. докл. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. Майкоп, 1996. - 56 с.

120. Меретуков М.А. Семейная община у адыгов // АНИИ. Т. 2. - Майкоп,1970.

121. Мир России. Евразия. Антология. М., 1995. Мифы народов мира. - Т. 2. - М., 1968. - 537 с.

122. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998. - 170 с.

123. Налоева Е.Д. Государственно-политический строй и международное положение Кабарды в перв. пол. XVIII в. Нальчик, 1973.

124. Невская В.П. Проблемы сельской общины у горских народов Северного Кавказа в советском кавказоведении // Изв. СК НЦ ВШ. Обществ, науки. 1985. - № 1. - С. 54-72.

125. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе (VI -VIII вв.). -М., 1957. 276 с.

126. Неусыхин А.И. К вопросу об исследовании общественного строя древних германцев. М., 1974. - 389 с.

127. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М., 1929. - 231 с. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. - М., 1974. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. - Нальчик, 1982. - 168 с.

128. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. - 797 с.

129. Очерки истории Адыгеи. Т. 1. - Майкоп, 1957.-484 с.

130. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 1. - Ставрополь, 1967.

131. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Краснодар, 1996. - 656 с.

132. Панеш А.Д. Активизация политики России на Северо-Западном Кавказе и нарастание борьбы адыгов за независимость (20 40-е гг. XIX в.) // Информационно-аналитический вестник. — Вып. 2. - Майкоп, 1999. - С. 3037.

133. Панеш А. Д. Деятельность Хаджи-Магомета и Сулейман-Эфенди на СевероЗападном Кавказе (1842 -1846 гг.) // Черкесия в XIX в. Майкоп, 1991. - С. 92-107.

134. Панеш А.Д. Магомед-Амин на Северо-Западном Кавказе (1848 1856 гг.) // Россия и Черкесия (вгор. пол. XVIII - XIX вв.). - Майкоп, 1995. - С. 98-117.

135. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (На примере Западного Кавказа). СПб., 1996.-304 с.

136. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1956. - 269 с.

137. Петрушевский Д.М. Политический и общественный строй франков. М., 1917.-386 с.

138. Покровский М.В. Адыгские племена в конце XVIII первой половине XIX вв. // Кавказский этнографический сборник. - Т. 2. -М., 1958.

139. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII первой половине XIX вв. - Краснодар, 1989. - 318 с.

140. Покровский М.В. О характере движения горцев Западного Кавказа в 40-60-х гг. XIX в. // Вопросы истории. -1957. № 2. - С. 76-112.

141. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. -М., 1923.

142. Половинкина Т.В. Черкесия боль моя. Исторический очерк (древнейшее время - начало XX в.). - Майкоп, 1999. -196 с.

143. Попко И. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858.-292 с.

144. Пчегатлук С.К. Социальный строй адыгов в первой трети XIX века // Информационно-аналитический вестник. Вып. 3. - Майкоп, 2000. — С. 32-42.

145. Рабакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе // Советская этнография. 1978. - № 2. - С. 56-64.

146. Раенко-Туранский Я.Н. Адыге до и после Октября. Краснодар,1927.

147. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1. - СПб., 1890. - 654 с. Рындин А. Имам Шамиль в России. - ИВ. - 1895. - Т. 62. - 109 с. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. - Орджоникидзе, 1972.-379 с.

148. Скочень С.П. Польско-кавказские отношения в XIX столетии // Северный Кавказ. 1935. - № 19. - С. 93-109.

149. Стасюлевич М.М. Очерк покорения Кавказа. СПб., 1904. - 97 с.

150. Сюкияйнен JI.P. Концепция Халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: Сб. ст. М., 1985. -С. 58-73 с.

151. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1996. - 730 с. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964. - 621 с. Тотоев М.С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859 - 1865) // Известия Северо-Осетинского НИИ. - Т. 13. - Дзауджикау, 1948.

152. Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. -Орджоникидзе, 1955.

153. Тотоев Ф. Он был человеком долга // Кавказ. 1992. - № 1. Трехбратов Б.А. История Кубани: с древнейших времен до начала XX века. - Краснодар, 2000. - 440 с.

154. Тхамоков Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в XVIII в. Нальчик, 1961.

155. Унежев К.Х. Феномен Адыгской (Черкесской) культуры. Нальчик, 1997. -226 с.

156. Успенский Ф. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках. //Византийский временник. Т. 24. - Л., 1926.

157. Фадеев А.В. К вопросу об уровне экономического развития кавказских горцев в середине XIX века: социально-экономические очерки. Краснодар, 1989.

158. Фадеев А.В. Мюридизм как орудие агрессивной политики Турции и Англии на Северном Кавказе в XIX столетии // Вопросы истории. 1951. -№ 9. -С. 46-72.

159. Хавжоко Ш.М. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик,1994.

160. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. - 334 с.

161. Хутыз К.К. Охота у адыгов: (историко-этнографический аспект). -Майкоп, 1999.-220 с.

162. Цаликов М. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурного быта. М., 1913. - 54 с.

163. Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX начале XX века. Научные чтения памяти проф. Ю.И.Серого: Тезис, докл. и сообщ. -Ростов-н/Д, 1992.

164. Чеучева А.К. Политика польского эмиграционного движения «Отель Ламбер» на Северо-Западном Кавказе (30 — 40-е годы XIX века) // Вестник. -Вып. 1. Майкоп, 1999. - С. 30-37.

165. Чирг А.Ю. Политические реформы на Западном Кавказе в 1847 1850 гг. // Кавказская война: уроки истории и современность. Материалы научной конференции. - Краснодар, 1995.

166. Шатохина Л.В. Политика России на Северо-Западном Кавказе в 20-е годы XIX в. // Сборник Русского исторического общества. Россия и Северный Кавказ. -Т. 2.-М., 2000.

167. Шевченко Г.Н. Советские историки о некоторых особенностях развития феодализма западных адыгов и их отражение в ходе Кавказской войны // Кавказская война. Уроки истории и современность. Материалы научной конференции. Краснодар, 1995.

168. Шеуджен Э.А. Проблемы северокавказской историографии // Наука о Кавказе: Проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов 27 28 августа 1999 г. - Ростов н/Д, 2000. - С. 81-87.

169. Шоу Д. Дж. Факт и теории в исторической географии некоторые проблемы объяснения в случаях недостатка информации // Историческая география. - М., 1976.

170. Щербатов А.П. Генерал-фельдмаршал граф Паскевич-Эриванский. -СПб. 1891. - Т. II. - 281 с.