автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Общественный быт адыгов в прошлом и настоящем, XVII-XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественный быт адыгов в прошлом и настоящем, XVII-XX вв."
■г На правах рукописи
ГАДАГАТЛЬ АЙТЭЧ АСКЕРОВИЧ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ АДЫГОВ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
/XVIII - XX вв/
Специальность 07.00.07 - этнография
Авторе ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Нальчик -1998.
Диссертация выполнена в отделе этнографии и истории Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований.
Научный консультант - ведущий научный сотрудник Адыгейского
республиканского института гуманитарных исследований, доктор исторических наук, академик АМАН, заслуженный деятель науки РА, профессор АУТЛЕВ М.Г.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор БГАЖНОКОВ Б.Х.
кандидат исторических наук, профессор ЗАФЕСОВ А.Х.
Ведущая организация - Карачаево-Черкесский республиканский
институт гуманитарных исследований.
Защита диссертации состоится КЛ-ч^фЛ 1998 года
в_часов на заседании Диссертационного Совета К 063.88.01
по присуждению ученой степени кандидата исторических наук при Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бер-бекова.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке К-Б госуниверситета: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.
Автореферат разослан 1998 года.
Ученый секретарь Диссертационного Совета, профессор, доктор исторических наук
А.Х. Бижев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Темой настоящей квалификационной работы является общественный быт адыгов в историческом прошлом и настоящем. Специфика анализа общественного быта состоит в том, что его структурные элементы исследуются в рамках этнологии, социологии и культурологии. Такой комплексный подход к анализу системы общественного быта обусловлен сложностью и многогранностью объекта исследования. Общественный быт охватывает всю сферу непроизводственной жизни общества: семейно-брачные связи, родственные и соседские отношения, обычаи и традиции, нравы, религиозные обряды, ритуалы, общественные церемонии, народный этикет.
В разработку данной проблематики большой вклад внесли историки и этнографы, философы и социологи, этики и социальные психологи. К фундаментальным исследованиям общественного быта относятся'работы таких исследователей как Семенов Ю.И., Бромлей Ю.В., Алексеев В.П., Токарев С.А., Першиц А.И., Ге-нинг В.Ф., Федоров Я.А., Итс Р.Ф., Поршнев Б.Ф., Косвен М.О., Лавров Л.И., Крупное Е.И., Гарданов В.К., Читая Г.С., Мамбетов Г.Х., Инал-Ипа Ш.Д. и другие1.
'Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М., 1966; Бромлей' Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973; Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984; Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990; Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. - Свердловск, 1970; Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. -М., Д 983; Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л., 1974; Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974; Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1957; Лавров Л.И. Этнография Кавказа. - Л., 1982; Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960; Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. - М., 1967; Читая Г.С. Этнография Грузии за советский период. - М.-Л., 1940; Инал-Ипа Ш.Д. Традиции и современность. -Сухуми, 1978; Першиц А.И. Месть кровная//Социально-экономические отношения и соционормативная культура. -М., 1986; Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета. - Майкоп, 1995; Шеуджен А.Х. и др. Земля адыгов - Адыгэмэ яч1ыгу. - Майкоп, 1996.
В современном адыговедении выделяются труды таких национальных авторов, как Хан-Гирей, Шора Ногмов, Адыль-Гирей Ке-шев и другие авторы Х1Х-го века, Сэфэрбый Сиюхов, Тембот Ке-рашев, Азаматова М., Мамбетов Г., Аутлев М., Кумыков Т., Ме-ретуков М., Схаляхо А., Налоев 3., Мафедзов С., Бгажноков Б., Шенкао М., Кандур М., Бетрозов Р. и другие2.
2Хан Гирей. Избранные произведения. - Нальчик, 1974; Ногмов Ш.Б. История Адыгейского народа. - Нальчик, 1982; Адыль-Гирей Кешев (Каламбий). Записки черкеса. - Нальчик, 1988; Азаматова М.З. Адыгейский народный орнамент. - Майкоп. 1960; Аутлев М.Г., Зевакин Е.С. Адыги. Народы мира. Народы Кавказа. - Т. I, М., 1972; Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. - Нальчик, 1978; Мафедзов С.Х. Адыгэ хабзэ как мировоззрение. - Нальчик, 1994; Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик, 1983; Схаляхо A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988; Кандур М.И. Кавказ. Историческая трилогия. - М., 1994; Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. - Нальчик, 1991. Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой половине XIX века. Социально-экономические очерки. - Краснодар, 1989; его же - Русско-адыгские торговые связи . - Майкоп, 1957; Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии (Вторая половина XIX - 60-е годы XX века). Нальчик: "Эльбрус", 1971; его же - Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX - начале XX века. - Нальчик, 1962; Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века. - Нальчик: "Эльбрус", 1996; Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XX века. - Нальчик: "Эльфа", 1994; его же - Адыгская вотчина. (К проблеме основной социальной единицы адыгского феодального общества). - Нальчик, 1993; его же. Адыгская хаса. (Из истории сословно-представитель-ных учреждений феодальной Черкес^ии). -Нальчик, 1992; Унаро-кова Р.Б. Формы общения адыгов. - Майкоп: "Меоты", 1998.
Особую группу составляют труды путешественников и исследователей быта адыгов, а также исторические и этнографические материалы российских кавказоведов таких как Страбон, Геродот, Эвлия Челеби, Вильгельм Рубрук, Джорджио Интериано, Мартин Броневский, Эмидио Дортели д'Асколи, Джовани Лукка, Джон Кук, Карл Пейсонель, Иоган-Антон Гюльденштедт, Генрих-Юлиус Клапрот, Тебуде Марьини, Иван Бларамберг, Дюбуа де Монпере, Эдмунд Спенсер, Джемс Белл, Джон Лонгворт, Карл Кох, Люлье Л.Я., Сталь К.Ф., Торнау Фм Дубровин Н., Абрамов Я. и многих других3.
В поименованных трудах преобладает метод исторического описания общественного быта адыгов, в частности, их обычаев и традиций. На современном этапе этнологических исследований выдвигается на первый план выдвигается системно-структурный анализ структуры общественного быта адыгов. При таком подходе становится понятной ограниченность исторического описания обычаев и традиций. Системно-структурный анализ позволяет рассмотреть общественный быт как сложную социальную систему.
Целью работы, таким образом, является исследование структурно-функциональных связей элементов общественного быта адыгов.
Для раскрытия названной проблемы диссертации решаются та- ' $кие исследовательские задачи:
- уточнение и обновление категориально-понятийного аппарата, используемого при системно-структурном анализе общественного быта;
3См.: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Под редакцией В.К.Гарданова. - Нальчик, 1974; Эвлия Челеби. Книга путешествий. - М.,1961; Торнау Ф. Записки офицера, бывшего в плену у горцев. - Тбилиси, 1852; Фон-вильА. Последний год войны Черкесии за независимость 18631864 гг. - Краснодар, 1927; Люлье Л.Я. Черкесы. - Краснодар, 1927; Пейсонель М. Исследования торговли на Черкесско-Абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 годах (в изложении Фелицина). -Краснодар, 1927.
- структурно-функциональный анализ социально-этнических связей; ;
- исследование национальных обычаев и традиций в их историческом развитии, при этом эволюция обычаев и традиций рассматривается на конкретно-историческом материале;
- структурно-функциональный анализ элементов общественного быта в единстве с конкретно-историческим подходом к исследованию основных этапов национальной истории адыгов.
Здесь следует остановится на раскрытии общенаучных терминов, используемых при этнологическом анализе структуры общественного быта. К ним можно отнести такие термины как "культура", "цивилизация", "образжизни", "этногенез", "племя", "народность", "нация" и другие.
Наиболее общее философское определение "культуры" означает все то, что создано человеком в отличие от того, что дано природой в готовом виде. Такое толкование соответствует'латинскому кикига, переводимому как "возделывание", "обрабатывание". Наука различает материальную и духовную культуры.
Методологической и теоретической основой работы послужили принципы и категории диалектической логики и теории познания. Принципы социального познания являются конкретизацией диалектической логики применительно к общественным явлениям.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней впервые в адыговедческой исторической науке предпринята попытка конкретно-исторического и системно-структурного анализа общественного быта как сложной динамической системы со своими законами функционирования и развития элементов целого. На основе конкретно-исторического анализа выделяются структурные доминанты общественной жизни и национальной культуры. К таким структурным доминантам национальной культуры автор относит обычаи и традиции. В обычаях и традициях отражаются национальный менталитет и психический склад этноса.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов при изучении истории национальной культуры, при чтении лекций и спецкурсов по истории, культурологии и этнологии.
Апробация диссертации. Основные положения данного исследования были использованы при чтении лекций и проведении прак-
тических занятий в Республиканской гимназии по курсу "История адыгов" и "Адыгскому национальному этикету". Содержание и результаты исследования обсуждены на заседании Ученого Совета Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ).
Выводы и некоторые разделы диссертации опубликованы в виде статей в сборниках научных трудов4.
Структура работы определяется целями исследования и логикой анализа исследуемого материала. Диссертация вкшочает в свой состав введение, две главы, каждая из которых состоит из нескольких параграфов -и заключения. К работе прилагается библиография.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются цели и задачи диссертации, актуальность, новизна темы, ее практическая значимость, определена структура работы.
В соответствии с методологической установкой диссертации на уточнение и обновление категориально-понятийного аппарата, во введении даются определения основных понятий, при помощи которых анализируются социально-исторические процессы, происходившие в общественном быту адыгов в прошлом и настоящем. При этом раскрывается специфика социально-этнических процессов в разные периоды национальной истории. Этнологический анализ начинается с древнейших времен. Это необходимо для раскрытия закономерностей развития общественного быта адыгов с древнейших времен до наших дней. При этом уточняется содержание основных этапов исторического развития структурных элементов общественного быта. К таким структурным элементам относятся обычаи и традиции. Здесь же прослеживаются формы трансляции достижений национальной культуры, способы социализации подрастающих поколений. При этом подчеркивается мысль о том, что между обычаями и традициями разных народов существует культурная непроницаемость. Поэтому речь может идти только о культурном сближении народов, как о естественном историческом процессе при непременном условии сохранения национальной самобытности.
4См. е«е1ки в конце автореферата.
В диссертации подчеркивается, что национальная самобытность проявляется в особом укладе общественного быта каждого народа, в традиционных формах внутринационального общения, ритуальных формах массового поведения, в особенностях национального менталитета. На современном этапе большое значение приобретает обращение к национальной истории, к национальным истокам. История обычаев и традиций должны входить в комплексное изучение национальных форм социального общения и поведения. Принцип историзма является ведущим принципом изучения прошлого и настоящего в общественном быту народа.
Исходной категорией в рамках данного исследования выступает понятие общественного быта. Основными структурными элементами быта являются:
1) домашний труд и семейное самообслуживание; 2) занятия, посвященные активному физическому развитию и общению с природой; 3) досуговое общение в часы отдыха; 4) развлечения; 5) повседневная культурная жизнь; 6) занятия, связанные с удовлетворением физиологических потребностей и ухода за собой5.
Другой важнейшей категорией, характеризующей образ жизни народов,является обычай. Подпонятием "обычай" подразумевается воспринятая из прошлого форма социальной регуляции массового поведения. Обычай выступает как средство социализации индивида, передачи социального опыта от поколения к поколению. Он выполняет функции социального контроля, поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности, сакрализации социальных отношений. В наиболее "чистом" виде обычаи сохранились в сфере быта, морали, гражданской обрядности. Роль обычаев определяется главным образом системой общественных отношений, в которые они включены, в связи с этим различаются прогрессивные и реакционные, устаревшие обычаи.
Исходной категорией, характеризующей сферу общественного быта, является также традиция. Наряду с историческими традициями, существуют в рамках конкретных обществ особенные традиции. К ним можно отнести семейные, фамильные, возрастные и другие традиции.
Первая глава диссертации - "Общественный быт адыгов в историческом прошлом" состоит из восьми параграфов. В ней рассматриваются вопросы этногенеза адыгов, структура их общественного
5Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - С. 21-22
быта, обычай кровной мести, особенности социализации де-теЙ, обычай почитания старших, аталычество, обычай гостеприимства, институт народного собрания "Хасэ" и другие социальные институты. Особое место занимает раздел, посвященный структуре общественного быта.
Диссертант исходит из концепции о том, что общественный быт является одной из основных сфер жизни общества, непосредственно связанной с воспроизводством самого человека. Это - материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья... На общественный быт накладывают глубокий отпечаток также обычаи, нравы, традиции народа. Будучи частью образа жизни, быт в порядке обратной связи воздействует на развитие экономики, политики и культуры общества.
В диссертации подчеркивается национальное своеобразие, которое проявляется в способах и формах социализации подрастающего поколения, а также традиции соседской взаимопомощи, родственные связи и традиции групповой солидарности.
В первой главе особое место занимают исторические традиции народа. К ним, в первую очередь, можно отнести обычай кровной мести, обычай гостеприимства, особенности социализации детей и связанный с ним обычай почитания старших.
Социальными институтами и органами, выражавшими общественное мнение рода и племени, были народное собрание и Совет старейшин.
Сила обычаев закреплялась при помощи социально-психологического механизма их сакрализации. Такой механизм действовал под влиянием тотемизма - первой религии материнского рода. В древнейшем обществе сакрализации подвергаются те отношения, которые имеют нравственное значение для существования и выживания рода.
Формирование родового, этнического самосознания, то есть сознания групповой общности всех членов данного рода, необходимости групповой солидарности, явилось объективной духовной предпосылкой дальнейшего прогресса общества.
Среди всех обычаев родо-племенной общности первичным, исходным, был обычай кровной мести, который начал формировать-;я еще в условиях первобытного человеческого стада. Кровная
месть, которая была выражением естественного чувства, так называемой "воздающей справедливости", выступала регулятором взаимоотношений между различными этническими группами.
Обычай кровной мести явился источником филиации (порождения) новых социальных норм. Он дал толчок для порождения норм-требований так называемой "распределительной" справедливости. Таким образом возникли категорические запреты - табу на индивидуальное присвоение охотничьей добычи, вводились правила ее уравнительного распределения между всеми членами рода. В диссертации делается вывод о том, что идея кровной мести воплотила в себя представления первобытных людей о справедливости, добре, силе и мужестве.
В первой главе исследования важное место занимает раздел, посвященный другому древнему обычаю адыгов - обычаю гостеприимства. Этот обычай возникает еще в эпоху матриархата на основе так называемого "гостеприимного гетеризма". Этот обычай укреплял брачные союзы между родами и обеспечивал безопасность членов одного рода при посещении ими другого. Обычай гостеприимства был связан с приношением подарков, проявлением хлебосольства и радушия к членам другого рода. В феодальную эпоху этот обычай приобретает универсальный характер и распространяется на отношения между всеми адыгскими племенами. Удовлетворяя потребности всех социальных слоев, этот обычай долгое время играл весьма важную роль в общественной жизни горцев, особенно в условиях феодальной междуусобицы, экономической и территориальной разобщенности.
В первой главе диссертации рассматривается также вопрос о социализации детей в адыгском обществе.
Общественную функцию социализации детей в древнеадыгском обществе выполняло старейшее поколение, выступавшее передатчиком социального опыта, культурных ценностей и социальных норм общения и поведения.
Особое восхищение у исследователей адыгского быта вызывали нормы адыгского этикета, связанные с почитанием стариков: "Молодой человек самого высокого происхождения обязан был оказывать почтение каждому старику, вставать перед ним, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его
вопросы... Уважение к старшим по летам распространялось часто и на невольников, которые не исключались из этого правила"6.
Все вышеизложенное показывает, что адыгское общество XVIII - XIX вв. принадлежало к типу традиционных обществ. Все социальные нормы такого общества санкционируются авторитетом обычаев и традиций. Вековые обычаи и традиции выступали главным регулятором всех общественных отношений и служили сохранению социальной стабильности адыгского общества.
Во второй главе-"Общественный быт адыгов в послеоктябрьский период" рассматриваются вопросы преобразования общественного быта адыгов и последующего его развития.
Послеоктябрьский период знаменовал собой начало национального возрождения ранее угнетенных народов, обреченных на физическое вырождение и исчезновение как самобытных этносов. Процесс вхождения адыгов в мировой цивилизационный процесс способствовал пробуждению их к активной политической деятельности и культурному творчеству. Адыги получили национальную государственность и культурную автономию. Народ, не имевший своей письменности, приобщался к достижениям современной науки и культуры. В этих условиях начался процесс культурной интеграции в рамках общесоюзного культурного пространства. Под воздействием общесоюзных интеграционных процессов стали формироваться новые общественные традиции. Под их влиянием стали преодолеваться отжившие свой век, но все еще державшиеся национальные традиции, такие, например, как обычай умыкания невест, многоженство (правда, у адыгов редкое явление), калым и другие.
Современная цивилизация породила новый тип общественных отношений, основанный на принципах коллективизма и товарищеской солидарности. Эти отношения стимулируют одинаковую социальную активность мужчины и женщины, порождая новые формы исторического творчества. Определяющей чертой современной цивилизации является приоритет общественных интересов над личными. Историческим достижением послеоктябрьского периода является ликвидация национального неравноправия и национального гнета, утверждение дружбы и братства народов. Величайшим испытанием дружбы народов явилась Великая Отечественная война.
6Дубровин Н. Черкесы (Адыге). - Краснодар, 1927. - С. 95
Однако в послевоенное время, особенно с середины 50-х годов, когда волюнтаризм при руководстве Н. Хрущева расцвел пышным цветом, когда в многонациональном обществе стали насаждаться изобретенные в тиши кабинетов "новые традиции", когда на правительственном уровне великодержавность стала подменять подлинный интернационализм, добрые традиции в межнациональных отношениях подверглись грубой деформации.
Универсальный лозунг "сближения и слияния наций" на самом деле оказывался инструментом поглощения малочисленных наций более многочисленными, титульными нациями.
На современном этапе реформа призвана установить действительно равноправные отношения между народами, на основе ценностей плюралистической демократии. Нашим политическим идеалом является построение правового государства, в котором будет главенствовать закон. Малочисленные народы, ранее не имевшие государственного суверенитета и обладавшие лишь политической и административной автономией, в современных условиях сами добились повышения своего государственного статуса и стали суверенными республиками. Такое развитие получила и бывшая Адыгейская автономная область, ныне Республика Адыгея.
Нельзя отделить современную цивилизацию от материальной и духовной культуры, входящих в мировое сообщество многочисленных и малочисленных народов.
Этнос - это форма существования человечества. Именно национальные культуры, их обычаи и традиции составляют фундамент правового государства.
Таков основной вывод по второй главе диссертации. Диссертант придает особое значение пропаганде лучших обычаев и традиций адыгов среди всех других национальных групп, проживающих в Республике Адыгея. Это относится и к культурным ценностям всех народов, живущих бок о бок в едином российском государстве.
В заключении работы сосредоточены конкретные выводы и обобщения.
Во-первых, требуется критическое переосмысление исторического прошлого, практики интернационально-патриотического воспитания, устранение накопившихся исторических несправедливостей, влить новую энергию в интернациональное сотрудничество наших народов. При этом надо обеспечить каждому народу реаль-
ную возможность сохранить свою самостоятельность и самобытность, свою государственность, язык, культуру, традиции. Исключить волюнтаризм (войны, блокады и т.д,) в решении проблем, неизбежно возникающих в межнациональных отношениях, не забывать, что федерация - союз по доброй воле.
Принцип единства национального и интернационального предполагает одновременное воспитание патриотических чувств и интернационалистических убеждений.
Во-вторых, непременным условием интернационального сотрудничества народов является признание права каждого народа на национальное самоопределение, уважение его национальной самобытности, национальных ценностей »традиций, независимо от его численности.
В такие переломные моменты истории как сейчас, обычно происходит оживление этнических стереотипов и национальных предрассудков. Националистические чувства и эмоции иногда захлестывают национальное самосознание народов. Это часто приводит к межнациональным конфликтам, которые сейчас наблюдаются ка^квсамой России, так и в бывших республиках СССР. Именно в это время следует вскрывать социально-психологические корни национальных предрассудков, умело разрушать ложные этнические стереотипы, знакомить население с культурой других народов, с их прогрессивными национальными традициями. Это-одна из важнейших проблем.
Диссертантк общечеловеческим ценностям относит прогрессивные национальные обычаи и традиции, выработанные народными массами в течение тысячелетий в борьбе с эксплуататорами, социальным гнетом и несправедливостью. Обычаи и традиции являются составным элементом национальной культуры, национальной психологии. Они в определенной мере определяют моральнопсихо-логический облик каждой нации и народности, они содержат моральный кодекс человеческих отношений. Каждое новое поколение воспринимает обычаи и традиции унаследованные от старших поколений. В них проявляется исторический и социальный опыт каждого народа, культура внутринационального общения. Обычаи и традиции - полифункциональное явление.
В-третьих, обычаи служат формой массового стандартизованного поведения людей. Они обладают большой суггетивной силой.
Обычаи соблюдаются в силу привычки и суггетивного воздействия общественного мнения на каждого представителя данного этноса. Следовательно, обычаи относятся не только к народной этике, но и к социальной психологии. В основе регулятивной функции обычаев лежат социально-психологические механизмы внушения и подражания к психической кантагиозности.
Традиции являются исторической формой трансляции исторического и социального опыта данного народа от одного поколения к другому. Это обеспечивает преемственность культуры, преемственность поколений. Сила традиции в стереотипах народного мышления. Устоявшиеся традиционные формы общественной жизни и внутринационального общения кажутся привычными и незыблемыми. В этом проявляется некоторая косность, инертность народного мышления. Ведь обычаи и традиции могут быть прогрессивными и реакционными, а некоторые просто архаичными.
В общественном быту народа обычаи и традиции выполняют регулятивную и воспитательную функции. Первичная социализация детей у адыгов осуществляется при помощи обычая уважения старших. В настоящее время он утратил архаические черты и соблюдаются в силу авторитета данного обычая, поддерживаемого общественным мнением адыгов. В силу традиции на стариков воз-лагаегся воспитательная работа по первичной социализации детей в семье. Старики передают детям правила народного этикета, формы общения со старшими. Они обучают детей первичным навыкам крестьянского труда. Дети приучаются сознательно и добровольно выполнять требования старших.
Таким образом, обычай уважения старших теряет свое былое ритуальное значение и приобретает новый социальный смысл. Это означает, что он становится большой социальной силой для приобщения молодежи к нормам и ценностям демократического общества.
В силу определенного догматизма народного мышления прогрессивные обычаи уважения старших нередко ассоциируются с устаревшими обычаями. В частности, с обычаем избегания. Он утратил свой первоначальный исторический смысл, тем не менее, определенная часть стариков еще ревниво относится к соблюдению этого архаического обычая,видя в нем какое-то проявление уважения к старшим. Обычай избегания вероятнее возник в условиях
матриархата и был связан с табуированием экзогамных отношений, поэтому и произошло казуистическое переосмысление этого обычая с уважением старших, хотя для соблюдения обычая уважения старших существуют более разумные формы. Обычай избегания, в основном предусматривающий исключение возможностей излишних интриг в семье, не представляет в целом большой общественной опасности в быту.
То же самое можно сказать о такой традиции адыгов, как обычае гостеприимства. Этот прекрасный обычай воспет поэтами, описан с восхищением многими иностранными путешественниками, одним словом, он до сих пор украшает быт адыгов, показывая всем людям открытость души адыга для гостя, его гуманизм и бескорыстное товарищество. Обычай гостеприимства имеет замечательные формы дружественного общения людей всех национальностей и может служить делу интернационального сплочения всех на/циональностей, в этом заключается его общественная сила и огромный воспитательный потенциал. Обычай гостеприимства, если вернуться к его историческим формам, был связан с так называемым куначеством. Адыги до сих пор свято хранят этот древний обычай и гордятся им. Это ясно выразил адыгский поэт Киримизе Жанэ в своем стихотворении "У адыгов обычай такой", ставшим любимой песней народа.
В-четвертых, вступление в индустриальную цивилизацию означает начало существенных преобразований в сфере традиционной культуры. Здесь высшей ценностью становятся инновации, новые стандарты массового поведения. В индустриальной цивилизации возникают новые формы общения и средства коммуникации. В традиционной культуре свобода личности ограничивалась вековыми обычаями и нравами. В наше время человек становится суверенной личностью, способной совершать поступки по свободному выбору. В этих условиях роль и значение традиционных форм поведения снижается.
Сейчас, когда наша страна вступила на путь радикальных реформ, требуется критическое переосмысление исторического прошлого, практики интернационально-патриотического воспитания. Задача состоит в том, чтобы сохраняя все ценное из нашей истории, устранить накопившиеся исторические несправедливости, влить новую энергию в интернациональное сотрудничество наших народов.
При этом надо обеспечить каждому народу реальную возможность сохранить свою самостоятельность и самобытность, язык, культуру, традиции, как неотъемлемой части мировой культуры.
• Принцип единства национального и интернационального предполагает одновременное воспитание патриотических чувств и интернационалистических убеждений. Так, раскрывая государственное значение общероссийских проблем и задач социально-экономического развития, нужно одновременно акцентировать внимание на национальных интересах каждой республики.
В-пятых, в современных условиях речь идет о недопустимости абсолютизации национально-особенного, с одной стороны, и "растворении" национального в интернациональном, с другой стороны. Непременным условием интернационального сотрудничества народов является признание права каждого народа на национальное самоопределение, уважение его национальной самобытности, национальных ценностей и традиций.
В-шестых, социальные корни этнических предубеждений заключаются в том, что в прошлом нередко между народами происходили столкновения и войны, которые приводили к трагическим последствиям: к покорению одних народов и господству других. Неприязнь к завоевателям переносилась на их обычаи и традиции, язык и культуру. А завоеватели, в свою очередь, чтобы оправдать свою захватническую политику, стремились представить подкоренные народы отсталыми, а их обычаи и традиции "дикими", себя же изображали носителями передовой культуры.
В такие переломные моменты истории как сейчас, обычно происходит оживление этнических стереотипов и национальных предрассудков. Именно в наше время, когда нередко оживают националистические тенденции, необходимо вскрывать социально-психологические корни национальных предрассудков, умело разрушать ложные этнические стереотипы, знакомить население с культурой других народов, с их прогрессивными национальными традициями.
Интенсификация межнационального общения и межнациональных контактов ведет к формированию интернациональных черт общественного быта народов нашей страны. Под влиянием урбанизированной культуры ушли из быта старые патриархальные традиции, национальное недоверие, неуважение к женщине... Повыси-
лась общая культура и образованность основного населения, цивилизованные нормы общения стали господствующими во всех сферах общественной жизни.
Завершая исследование, диссертант остановился на проблеме повышения культуры социального общения. Речь, прежде всего, идет об использовании символических форм общения. Особое место среди них занимают обычаи и традиции. Приобщаясь к этнической символике, каждый индивид укрепляет в себе национальные чувства и ценностные установки. Национальные символы, будучи продуктом культурно-исторического творчества парода, способствуют сохранению национальной идентичности и служат способом этнического размежевания с другими народами. Вместе с тем в национальных символах воплощаются общечеловеческие нормы и ценности. У всех народов непременным правилом общения является вежливость. Она включает внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Следовательно, вежливость - это нечто большее, чем просто соблюдение правил культурного поведения. Это - свидетельство культуры чувств, ценностных установок, нравственных качеств человека, его общей культуры.
Формирование культуры социального общения неразрывно связано с воспитанием нравственных привычек. Нравственное воспитание становится эффективным тогда, когда моральные идеи проникают в сферу психологии личности и воплощаются в привычках повседневного поведения.
Особенно нетерпимы в современных условиях такие проявления некультурности человека, как сквернословие, хулиганство, пьянство, циничное отношение к женщине.
Почитание старших, радушное гостеприимство, уважение к женщине - это добрые нравственные традиции и привычки, украшающие нашу жизнь.
В нравственных традициях концентрируется социальный опыт поколений, этническая мудрость народа.
Адыгское общество издревле представляло собой яркий пример так называемого традиционного общества. Социальные институты такого общества опирались на силу исторической традиции. Большую роль играли такие институты как Совет старейшин и народное собрание.
Авторитет обычаев и традиций поддерживался силой общественного мнения, вот поэтому в исторически первозданной форме сохранились и проверялись временем древние обычаи и традиции. Все это определило специфику общественного быта адыгов, историческую преемственность обычаев и традиций, возникших в античную эпоху, и, наконец, мудрость адыгского этикета.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. О некоторых традициях общения адыгов //Ученые записки АНИИ. - Майкоп, 1981.-1 п.л.
2. Обычаи общения адыгов // Альманах "Дружба". - Майкоп, 1983.- 0,5 пл.
3. О роли трудовых песен//Ученые записки АРИГИ. - Майкоп, 1996.- 0,5 пл.
4. Особенности социализации детей у адыгов. Рукопись в производстве. - Ученые записки АРИГИ. - Майкоп, 1998. - 1,5 пл.
ГАДАГАТЛЬ АЙТЭЧ АСКЕРОВИЧ Автореферат
Общественный быт адыгов в прошлом и настоящем (конец XVIII - начало XX вв.)
Подписано в печать 21.05.98. Формат 60 х 84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. тип. от. 1,25. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии МП "Качество", г. Майкоп, ул. Крестьянская, 221/2. Лицензия № 10-2 от 19.03.96. Тел./факс (87722) 2-36-87.
Текст диссертации на тему "Общественный быт адыгов в прошлом и настоящем, XVII-XX вв."
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА
Диссертационный Совет К 063.88.01
На правах рукописи
ГАДАГАТЛЬ АЙТЭЧ АСКЕРОВИЧ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ АДЫГОВ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
(XVIII-XX вв)
07.00.07 - этнография
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный консультант доктор исторических наук, академик АМАН А у т л е в М.Г.
Нальчик -1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3-17
Глава первая. Общественный быт адыгов в историческом прошлом, 18-92
1.1. История происхождения адыгских народов. Этногенез их предков. 18-25
1.2. Структура общественного быта адыгов. 25-26
1.3. Обычай кровной мести. 26-31
1.4. Гостеприимство. Народный институт "Хьак1эщ". 32-47
1.5. Особенности социализации детей у адыгов: 47-74
а) воспитание уважения к старшим; 56-64
б) аталычество. 64-74
1.6. Традиции соседской взаимопомощи. 74-84
1.7. Обычай, регулирующий отношение к женщине. 84-87
1.8. Институт. на2родного собрания "Хасэ". 87-91
Глава вторая. Общественный быт адыгов в послеоктябрьский период. 92-132
2.1. Исторические изменения в общественном
быту адыгов в послеоктябрьский период. 92-104
2.2. Историческое возрождение национальных обычаев и традиций адыгского народа на
рубеже веков. 104-126
2.3. Роль общественного Хасэ (Совета) сегодня. 126-132
Заключение. - 133-141
Библиография.
142-153
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху происходит перестройка всех общественных отношений, в том числе, общественного быта.
Известно, что общественный быт является наиболее консервативной стороной общественной жизни. Социальные отношения в с^ере общественного оыта регулируются исторически сложившимися национальными обычаями и традициями. В обычаях и традициях концентрируется исторический опыт народа, его мировоззрение и нравственность.
Историческая трансляция культуры осуществляется при помощи обычаев и традиций. Эти традиции определяют характер национального менталитета и массового поведения представителей данного этноса.
В современных условия,-., когда происходит вхождение России в мировую цивилизацию, историческое возрождение национальной самобытности обычаев и традиций приобретаем актуаль-
ность.
Обычаи и традиции являются формой трансляции достижений национальной культуры, способом социализации подрастающих поколений. Ранее предпринимавшиеся попытки нивелировать национальные различия ке дали положительных результатов. Между обычаями и традициями разных народов существует культурная непроницаемость. Поэтому, речь может идти о • культурном сближении народов, как о естественно-историческом процессе, при непременном условии оберегания национальной самобытности.
Национальная самобытность проявляемся в особо!.! укладе общественного быта каждого народа, в традиционных формах внутринационального общения, ритуальных формах массового поведения, в особенностях национального менталитета (англ. тегиэШу -склад ума, мышление).
Общ. ественный быт- это область повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. В узком смысле слова этот термин употребляется как синоним домашнего быта,
ч-.^ПСХГ«.^, X ¿Wi.iiil.iO ••и О у 1 О у О 1 ии!ЦСО 1 ОСНпШ11г'1. П-ОИ иоС
тавляет один из основных компонентов образа жизни. В сравнении с профессионально-производственной сферой бытовая деятельность носит менее регламентированный и формализованный характер, более существенную роль в ней играют .косвенные методы социального управления и контроля. В сферу быта входят периодически повторяющиеся, обыденные виды жизнедеятельности, нормы и ценности которой воспринимаются человеком как естественные, необходимые и привычные. Наиболее устойчивые элементы выступают в форме обычаев и ритуалов.
Основными структурными элементами быта являются: 1) домашний труд и семейное самообслуживание; 2) занятия, посвященные детям и семейному общению; 3) досуговое общение в часы отдыха; 4) развлечения; 5) повседневная культурная жизнь; 6) занятия, посвященные активному физическому развитию и общению с природой; 7) занятия, связанные с удовлетворением физиологических потребностей и уходу за собой1.
Другой важнейшей категорией, характеризующей образ жизни народов, является обычай. Под понятием "о б ы ч а й" подразумевается воспринятая из прошлого форма социальной регуляции массового поведения. Обычай выступает как средство социализации индивида, передачи социального опыта от поколения к поколению. Он выполняет функции социального контроля, поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности, сокрализации социальных отношений. В наиболее "чистом" виде обычаи сохранились
1 Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - С. 21-22.
в сфере быта, морали и гражданской обрядности. Роль обычаев определяется главным образом системой общественных отношений, в которые они включены и, в связи с этим, различаются прогрессивные и реакционные, устаревшие обычаи.
Исходной категорией, характеризующей сферу общественного быта, является также традиция. Традиция включает элементы социального культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты наследия (материальные и духовные ценности), процесс национального наследования и его способы. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, ритуалы и т.д. Традиции не сводятся к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и ритуал, но распространяются на гораздо более широкую область социальных и культурных явлений.
Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, утраты ценных достижений человечества. Следует отметить существование семейных, возрастных и национальных традиций.
Сферу общественного быта так же характеризуют нравы. Они являются формой существования функционирования социальных норм. Нравы выступают как прямой регулятор поведения большой массы людей.
Нравы органически вплетены в социальную практику, в непосредственный жизненный опыт людей. Они представляют собой процесс повседневной "интерпретации" конкретизации социальных норм. Как и формы массового поведения, общественные нравы формируются в результате повседневного взаимодействия, столкновения "групповых нравов", из которых складываются некоторые преобладающие в данный момент настроения, представления, стандар-
ты оценки поведения.
В сфере общественного быта важную роль играют инновации, или нововведения. Инновация - это комплексный процесс создания, распространения, использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряженные с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде.
Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, т.е. деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения2.
В данном исследовании общественный быт рассматривается в историческом плане. Широко привлекаются исторические материалы, свидетельства европейских авторов, путешественников и исследователей общественной жизни адыгов в далеком прошлом. Имеющиеся свидетельства по общественному быту адыгов, собраны в научных сборниках, среди которых наибольшую ценность представляет сборник материалов по истории адыгов, собранный известным этнографом, доктором исторических наук В.К.Гардановым. Его сводное издание "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв." является незаменимым, богатым источником для изучения общественного быта адыгов в историческом прошлом.
"Адыги, балкарцы, карачаевцы и другие горцы Северного Кавказа, - справедливо отмечает В.К. Гарданов, - принадлежат -как раз к числу тех народов, которые на протяжении длительного пеоиода своей истории были бесписьменными, и поэтому, известия иностранных писателей служат подчас единственным источником для восстановления их древней и средневековой истории. Однако,
6 Краткий словарь по социологии. - С. 185.
при всей ценности такого рода источников, они являются обычно малодоступными не только для широких кругов читателей, интересующихся историей своего народа, но даже для специалистов-исс-
о
ледователей"6.
В этом издании, в частности, содержится интересное повествование венгерских миссионеров о путешествии в Восточную Европу в 30-х годах XIII века о том, как они, выйдя из Константинополя на море, через 33 дня плавания прибыли в страну, что зовется "Сихия" (Зихия,Зыхыхэр - А.Г.), где они пробыли в гостях 50 дней и "Бог же даровал им милость пред лицом госпожи, ... которая отнеслась к ним с удивительной лаской и заботилась обо всем, для них необходимом"4.
Ценные сведения о гостеприимстве, уважении старших, взаимоотношении мужчин и женщин, аталычестве и куначестве, а также обычаях взаимопомощи в быте меото-зихо-адыгов встречается в нарративных источниках-описаниях Вильгельма Рубрука, Джорд-жио Интериано, Мартина Броневского, Эмидио Дортели д'Асколи, Джиовани Лукка, Джона Кука, Карла Пейсонеля, Иоганна-Антона Гюльденштедта, Генриха-Юлиуса Клапрота, Тебу де Мариньи, Ивана Бларамберга, а также Фредерика Дюбуа де Монпере, Эдмунда Спенсера, Джемса Белла, Дж. А. Лангворта, Карла Коха и других.
Белл, пробывший среди адыгов несколько лет, отметил своеобразие общественного быта народа этой страны. "На основании того, что я видел, - писал он, - я должен рассматривать адыгов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитан-
Адыги, балнаоцы и каоачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. (В дальнейшем АБКИЕА) // Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к текстам В. К. Гарданова. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - С. 6. Далее: АБКИЕА.
4 АБКИЕА. - С. 31. •
ный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал"5 .
Эдмунд Спенсер в своей книге "Путешествие в Черкесию, к крымским татарам" отмечает уважение старости у адыгов и их благотворительность, обстоятельно описывает законы адыгов: гостеприимство, мораль, свадьба, суд справедливости, доброта, сдержанный нрав, манеры людей0.
Среди дореволюционных авторов, затрагивающих наши вопросы, следует назвать Шору Бекмурзовича Ногмова (1801-1844) и Хан Гирея (1808-1842).
Так, в своем труде "История адыхейского народа" Ш.Б.Ног-мов говорит о быте, о физическом и нравственном характере, об обряде сватовства, о воспитании, об уважении к старости, об обычае взаимопомощи, об отношении владельцев к подчиненным''.
Хан Гирей в своем труде "Записки о Черкесии" описывает рождение и воспитание, свадьбу и свадебные обряды, взаимное отношение обоих полов, а также общепринятые знаки вежливости и приличия. Он, как никто другой подчеркнул, что обязанность и право приема гостя и оказания ему чести у адыгов надлежало не только хозяину, который готов был жертвовать "жизнью и достоянием, чтобы доставить удовольствие гостю, также и себе, ибо, недостижение этого, приписывается его слабости, унижающей до оскорбления его род0.
5 АБКИЕА. - С. 507.
и Спенсер Эдмунд. Путешествие в Черкесию, к крымским татарам.
Р> О -- - , г ^ . ; тт г г\ ТТ - г~ - 4 ООН
г?
Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - С. 37-39, 40-47 и др.
о
Хан Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик: Эльбрус, 1978. -С7 256-258, '274-322. Заметим: Хан - имя, Тирей - фамилия.
Адыгские этнографы Ш.Б. Ногмов и Хан Гирей в своих трудах в реалистическом плане осветили обычаи, традиции и обряды своего региона, что делает их работы достоверными и ценными в освещении зарождения и развития этнографии адыгских народов.
Ценные сведения об общественном быте адыгов в прошлом содержат труды Леонтовича Ф.И. "Адаты кавказских горцев"'", Люлье Л.Я. "Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми черкесами (адиге), абхазцами (азега) и другими
смежными с ними"10, Сталя К.Ф. "Этнографический очерк черкесс-
11 1 °
кого народа , Торнау Ф. "Воспоминания кавказского офицера" "
и др.
В советское время число исследователей, обратившихся к изучению этнографии народов Северного Кавказа и в частности адыгов, намного увеличилось и в центре, и на местах. Дело здесь не только в количественном составе исследователей. Их исследования качественно выгодно отличаются от дореволюционных работ.
Многие аспекты, связанные с общественным бытом народа, получили ясное научное освещение во многих исследовани-
Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса, 1882. -Вып. I.
Люлье Л. Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми: черкесами (адиге), абхазцами (азега) и другими смежными с ними // Записки географического общества. - Тифлис, 1857. кн. 4. "~ Сталь -К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. - Кавказский сборник. - Тифлис, 1900. - Т. 2. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. - М., 1864.
1 14 1 ^ ■! f.
ях М. 0. Косвена '", Л.И8.Лаврова , В. К. Гарданова",J, Г. С. Читая'",
0 Косвен М.0. Матриархат. История проблемы. - М. - Л., 1948; Он же. Семейная община. Опыт исторической характеристики // Советская этнография. - М., 1948. - N 3; Он же. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1957; Он же. Материалы по истории изучения Кавказа в русской науке// Труды института этнографии. Новая серия. - М., 1958. - N 3; Он же. Этнография и история Кавказа. - М., 1961 и др.
и Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования по вопросам первобытных верований. - М., 1959; Он же. К истории бжедугов и жанеевцев // Ученые записки АНИИ. - Майкоп, 1965. - С. 247-250; Он же. Изменения в культуре и быте адыгейцев за годы Советской власти // СЭ, 1962, N 4.
10 Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов // Советская этнография, - М. ,1964.- N1; Он же. Адыгейские братства в XVIII - первой половине XIX в. // Советская этнография. - М. ,Í964.-M2; Он же. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). - М., 1966.
1,11 Читая Г. С. (В соавторстве с В. В. Бардавелидзе). Грузинский народный орнамент. 1. Хевсурский орнамент. Тбилиси, 1939 (на груз., русском и французских языках); Он же. Этнография Грузии за Советский период // Советская этнография. М.-Л., 1940. - Т.Ш. - С. 207-213; Он же. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. - М., 1948, М 4; Он же. Земледельческие системы и пахотные орудия Грузии // Вопросы этнографии Кавказа, 1952; Он же. Некоторые итоги экспедиционной работы в Адыгее в 1957 г. //Материалы по этнографии Грузии. - Тбилиси, 1960. - Т. XI.
- и -
Т. Д. Инал-Ипа1 \ М. А. Меретукова10 и других.
Весьма ценны были для диссертанта исследования "Народы Кавказа" в многотомном издании АН СССР "Народы мира", "Этнография народов СССР: Исторические основы быта и культуры" (1959), "История русской этнографии" (1966), а также "Истоки этнографической работы" (1978) советского исследователя С. А. Токарева.
Широкий круг проблем современной этнографической науки, рассматриваемые Ю. В. Бромлеем в своих фундаментальных трудах "Этнос и этнография" и "Современные проблемы этнографии"1' были использованы автором при разработке взятой темы. Для диссертанта также была полезна монография Я. С. Смирновой "Семья и семейный быт народов Северного Кавказа"^, в которой широко показаны формы брака и семейный этикет на материале народов Северного Кавказа; в ней, что особо ценно, автор прослеживает жизнь народных бесписьменных традиций в новых условиях: уважение к старшим, взаимопомощь, гостеприимство, общественное звучание семейных событий.
Исследования нового поколения адыгской этнографии харак-
1,1 Инал-Ипа Ш.Д. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. -Сухуми, 1954; Он же. Абхазы. - Сухуми, 1960; Он же. Традиции и современность. - Сухуми, 1973; Он же. Памятники абхазского фольклора. - Сухуми, 1977; Он же. Вопросы эт-но-культурной истории абхазов. - Сухуми, 1977. 1:3 Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. - Майкоп,
| 0)97
Бромлей Ю.В. Этнос и Этнография. - М., 1973; Он же. Современные проблемы этнографии. - М.: Наука, 1981. го Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. - М. : Наука, -1933.
теризуются интересными трудами Г.X.Мамбетова (Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии, 1971), И.Х.Калмыкова (Черкесы, 1974), М.3.Азаматовой (Адыгейский народный орнамент, 1960), Э.Л.Коджесау и М.А.Меретукова (статьи и очерки о семье и браке), Т.Т.Шиковой (Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем, 1956) и С. X. Мафедзева (Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX - начале 'XX в., 1979) и Б.X. Бгажнокова (Очерки этнографии общения адыгов, 1983).
Из новых зарубежных публикаций об этнографии адыгов также представляет интерес книга М. Хагундоко !'Адыги. .. ";Л.
В работах известных исследователей союзного плана и взятого региона серьезно осмыслены многие вопросы этнографии адыгов.
В своем очерке "Адыгская культура и и