автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Община в Мексике
Полный текст автореферата диссертации по теме "Община в Мексике"
ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ЛИ СССР
На правах рукописи
РИНА Ортис
ОБЩИНА В МЕКСИКЕ (07.00.03 — всеобщая история)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва — 19 90
- -У у у ) А/ /
У/ / "У '-/
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории филологического факультета Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Научный руководитель — кавдптгаг исторических наук Е. А. Ларин.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук М. С. Альперович, кандидат исторических наук И. К. Самаркина.
Ведущая организация — Институт Латинской Америки АН СССР.
Защита состоится «г ^ 19Щ£г.
в часов на заседании специализированного совета Д 002.98.01 при Институте всеобщей истории АН СССР по адресу: Москва, ул. Дм. Ульянова, 19.
С диссертацией можно ознакомиться и научном кабинете Института всеобщей истории АН СССР.
Автореферат разослан 199^.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук
О. В. ВИШЛЕВ
Тематический план 1990 г., № 411
Подписано в печать 21.11.90. Формат бОХбО'/и- Ротапрннтная печать. Усл. печ. л, 1,25. Уч.-изд. л. 1,24. Усл. кр.-отт. 1,5. Тир. 100 экз.
Заказ 921. Бесплатно Издательство Университета дружбы народов
117923, ГСП-1. Москва, ул. Орджоникидзе, 3__
Типография Издательства УДИ 117923, ГСП-1, Москва, ул. Орджоникидзе. 3
ч тмл Актуальность исследования. В 70-е - 80-о года! в Мексике :1^4ЙаШЬ4льно возрос интерес к раскрытию внутренних Факторов, способствовавших развитию капиталистических отношешш в страну. о чем свидетельствует не только появление многочисленных статей1^ , но я создание различных научных центров по исследованию региональной истории Внимание историков и экономистов акцентировано на изучения генезиса капитализма в Мексике, имевшего ряд специфических черт. Процесс становления капиталистических отношений и создаяио единого национального государства требовал решения многих проблем социально-экономического характера, унаследованных от колониального прошлого. Существование индейской общины как этнической и экономической единицы также оказывало немаловажное воздействие на этот процесс. Несмотря на важность данной проблемы, до сих пор не существует обобщающей работы, раскрывающей роль общины в социапь но-экономичоской низни Мексики. Кроме того, анализ проблем, связанных с индейской общиной, имеет и политическуи актуальность, ибо общинные традиции лежат в основе аграрных преобразований, осуществленных в ходе революции 1910-1917 г.г. В настоящее время возрос интерес к истории общшщ л эволюции общинного землевладения и со стороны самих общинников. Об-этом свидетельствует первая конференция общинников, которая имела место в 1981 году. Крестьяне-общинники поставили вопрос о необходимости изучения сущности и роли общины, ее моста не только в прошлом, но и в будущем страны. Главное требование общинников - возвращение им отнятых ранее земель.
Таким образом, длительный и сложный процесс становление
Ver: El siglo XIX en México; cinco procesos regionales, México, 1985¡ Pueblo en el siglo XIX: contribución al estudio de su historia, México, 1983; De los borbones a la revolución: ocho estudios regionales, México, 1986; Gómez Serrano, Jesús, Hacendados y campesinos en Actúas-calientes, México, 1985.
В 80-х годах были созданы таете центры в городах Монтеррей, Пуэбле, ГвадалахареДгуаскалиелгвс, Морали, сп-море, Баха Калифорния, Чианас, Юкатане.
буржуазных отношений в мексиканской доревпо имеет неразрывную связь с настоящим, с рошеш!ем аграрно-крестьянского вопроса в Мексике на современном этапе.
Поди и задачи диссертации. Целью настоящей дассер-. тации является исследование эволюции общины в Мексика, анализа тех изменений, которые она претерпела на протяжении трех веков колониального господства и после завоевания независимости вплоть до конца XIX века, изучение роли общины в истории страны.
Диссертант поставил перед собой задачу выявить те элементы, которые способствовали существованию общины в ис-следуемыя период, и одновременно показать ее качественные изменения, ее неизбежное разложение в процессе развития капиталистических отношений.
Диссертант уделил внимание анализу следующих проблем: а
а) социально-экономическая роль общины до испанского завоевания;
б) функции общшш и основные формы общинного владения в период испанского колониального режима;
в) место и роль общшш в социально-экономических отношениях после завоевания независимости;
г) отчуждение общинных земель и классовая борьба в мексиканской деревне.
Разложение.ойцшш показано на примере центральной Мексики, горно-рудного района, где становление капиталистического уклада развивалось наиболее бурными темпами.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с ХУ но СО-е года XIX века, т.е. от эпохи расцвета общества яцгоков до разложения общины в результате проведения законов о Реформе и развития капиталистических отношены в Мексике.
Научная нишяна работы состоит в том, что в мексиканском и советски)! исгпрнох'рафш впервые предпринимается imnwnn комплексного псследопашш общины в Мексике. Данное ■ несло чд1ч1пио Лтруотся па ликументах и материалах из региональных м столичных прхирсш Мексики, не вводимых ранее в
научный оборот ни мексиканскими, ни советскими историками.
Методологическая основа исследования базируется на основных положениях исторического материализма. При разработке иатериалистического понимания истории К.Маркс и Ф,Энгельс определили общину как обязательную стадию в развитии человеческого общества, показав ее различные формы. Они указали также на те элементы, которые позволяют ее сохранить даже в условиях капитализма.
Важное значение для понимания темы диссертации имеют работы В.И.Ленина ^, неоднократно рассматривавшего проблемы русской общины. Ленинский анализ помогает избежать идеализации общины, нацеливает исследователя на анализ внутренних проблем общины и ее связей с внешним миром. В этой связи хотелось бы отметить прежде всего такой методологический аспект, как акцентирование В.И.Лениным внимания на тесной зависимост" существования и трансформации общины от господствующих производственных отношений.
Источники.Предде всего авторомиспользоваиы материалы, находящиеся в различных фондах Национального Архива Мексики:
1) Фонд национального имущества дал возможность получить важную информацию об этническом составе населения и его замятиях в середине XIX века, что представляет особую ценность при отсутствии статистических данных.
2) Фонд Хунты Протектора де лас класес менестерсспс - Хунта для покровительства неимущих классов. Эта Хунта была создана во время империи Максимилиана, ее главной целью было ознакомление с основными проблемами "бедноты города и села".
В адрес этого учреждения посылались многочисленные жалобы о потере общинных земель.
3) В фондах Гобернасьон - Министерства внутренних
^ К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, стр. 327-345 и 400-421; т.21 (Происхождение семьи...); т.45, стр. Г/7-206; т.46,
В.И.Ленин. ПСС, т. 17, стр. 57-1.77.
2-921
Дел и Тршшшдод Публшса - Общественный порядок - наш обнаружена документы, позволяющие проследить за ходом и выявить причины крестьянских водяекешш в XIX веке. Несмотря на то, что они содержат только точку зрения правительственных учреждений, тем не менее, тщателышй анализ этих документов и сопоставление их с другими источниками дали возможность диссертанту определить цели и программы крестьян, участвовавших в восстаниях.
4) Особой интерес представляют^документы бывшего Архива Национализации в нем тлеются сведения о процессе продажи земель, принадлежавших церкви и общинам, в результате законов о Реформе.
5) Сводсния о населении в колониальную эпоху были найдены в фондах Падронес, Индиос, Трибутос и Тьеррас (Патроны, Индейцы, Подати и Земли).
6) Ваяние статистические данные содержат отчеты различных министерств, особенно Внутренних дел и экономики, а также отчеты правительства страны и региональных учреждений, годовне отчеты губернаторов штатов.
7) Наконец, Архив Компании Пачуки и Реаль дель Монто представляет собой богатейший источник для изучения горно-рудной промышленности. Преиму! зства этого фонда в том, что его целостность позволяет ознакомиться со структурой и организацией производства в одной из наиболее важных отраслей промышленности XIX вока. Документы этого архива били использованы при рассмотрении вопроса о разложении общины. Их анализ показал наличие непосредственной взаимосвязи между процессами формирования пролетариата и отчуждения земель.
8) При разработке вопроса отчуждения общинных зе-шпь автоп использовал различные коллекции законов, издававшихся прлвитольствоп страны к провинциальными органами власти. Законодательные распоряжения об индейцах и их землях раскрывают пиитику моксик.чнтк правительств в отношении индейцев
Б пасто.'Ы'.оо »}югн ,тшни;1 архив ужо в составе Национального Арг.ип' Ь'.ог.снкн,
а также дают возможность определить место последних в общественной структуре. Диссертантом били использованы следующие собрания законов: Законодательство об Индиях, Мексиканское законодательство, Законодательные акты и распоряжения правительств штатов Мехико, Мпчоакам, Халиско, Идальго и др.^.
9) Работа общественньк и политических деятелей XIX века, использованные в диссертации, отражают подход различных политических группировок к вопросу о судьйе общины и позволяют со всей очевидностью показать огромную разницу меаду "благожелательной" декларативностью правительственных чиновников и жестокой действительностью, не оставлявшей индейцам надевд на'решение социально-экономических проблем общины.
Историография. До настоящего времени нет специальных работ посвященных эволюции общины в Мексике. По нашему мнению, это объясняется историческим развитием страны: будучи основной ячейкой индейского общества до прихода испанских завоевателе, обидана оказалась в колониальную эпоху в самом низу социальной пирамиды. Не изменилось существенно положение индейских общинников и поело завоевания независимости. Интерес к ним проявляется только тогда, когда процессы, происходящие в общинах, влияют на развитие мексиканского общества в целом.В мексиканской историографии вопрос об общине затрагивается только при анализа социально-экономической структуры Мексики, или же при рассмотрении аспектов, связанных с развитием латифундий и проблемой рабочей силы. О «трудностях, которые ожидают исследователей при изучении индейской общины, - на наш взгляд, справедливо говорится в статьях мексиканских ученых Л.Вармана и Х.Миран да ^. Оба автора анализируют при этом отрицательную роль ин-деанизма. Индеанисти рассматривают в основном культурные аспекты индейского вопроса, оставив в тени наиболее су-
TJ--
Recopilación de beyes de los reynos de las Indias.Madrid.Imprenta de Paredes, 1791;Legislación mexicana o colección completa de las disposiciones legislativas expedidas desde la Independencia de b República, ordenada ¿or los licenciados Manuel Dublas y José Maria Lozano, Ed.México, Dublas y tozano, 1876-1904.Vol.1-15.Colección de ordenes.
2)
A.Warman. El pensamiento indigenista, en el libro Balance y perspectivas de la historiografía social en (tóxico. México, INAH,1980,Г.II,p.511-531;A.Warman.Notas para una redefinicien de la comunidad agraria, en la Revista mexicana do sociología, a XLVII,num.3,junio-sept.1985,p.5-19-Miranda, Jose I Vida colonial y albores de la independencia, México, SEP.
ц-лЛ'вендую сторону проблемы, а именно общинную собственность на землю. Варглан и Миранда считают, что теоретическое осмысление вопроса об индейском общине не отделимо от анализа общественно-политических и социально-экономических проблем общества в целом.
«
Впервые сведения об общинз относятся к периоду завоевания и начальным годам колониальной эпохи. Работы той поры имели цель оправдать конкисту и ознакомиться с общественной организацией индейцев для установления новых форм эксплуатации. Работы первых завоевателей и монахов шесте с кодексами, составленными сашми индейцами, и хрониками потомков бывших вовдей ^ являются первыми источниками для изучения индейско- у го общества и общины как основы его организации. Эти работы служили документальной основой для последующих исследовании.
Научный интерес к индейским проблемам особенно возрос во второй половине XIX века в связи с развитием марксистской. теор1ш общества. К этому периоду относятся первые определения типа общества ацтеков. С этого времени анализ общины включаегся в изучение общественной организации ацтеков. Работы Моргана, Энгельса и Бэнделира определили общественную
1)
2)
3)
Vers Sahagun, Bernardino, Historia general de las cosas de Nueva España, Mexico, Edl Porrua, 1956; Zorita Alonso. Los señoras de la Hueva España, Mexico, UNAM, 1942. Fray Juan de Torquemada. Monarquía indiana, México, UNAM, 1976, 3 Vol; Duran Diego. Historia de las Indias de Nueva España islas de Tierra firme. 2 VolMéxico, 1867-1880.
Vers Fernando de Alba Ixtlixochitl. Obras Históricas,México, ed. Nacional, 1965; Hernando Alvarado Tezozomoc. Crónica Mexicana, México. Ed. Leyenda, 1944; Francisco de Chimalpuhin. Relaciones originales de Chalco Amecameca. México, F.C.E., 1965.
Morgan, L.H.Ancient society or researches in the lines of human progress frcm savagery through barbarism to civilization, Mew Vork, 1878, parte II, chapt.7; Bandelier, A.P.On the social organization and mode of governement of the ancient me-xicans,Hew Yoik, Hooper square, 1975, 145 p.
Энгельс Ф. "Происхождокш семьи, частной собственности и
1чк;ударат1ни "
организации ацтеков кале военную демократию на племенной основе в средней стада варварства. Община определяется в этих работах как кровнородственная.
В 30-е года XX века мексиканский историк М.МореноЧ опровергая идею о равноправной общинной организации среди ацтеков, высказал идею о существовании у них государства. В 1949 году вышла в свет первая работа, посвященная каппулли, или общине ^. Новизна этой работы в том, что в ней впервые предпринята попытка проследить процесс распада общины. В 1956 году Ф.Катц3^ продолжал развивать гипотезу о распаде общшщ и появлении первых признале ов государства, при этом автор использовал принцип анализа община, предложенный Ф.Энгельсом. Новая постановка вопроса привела к том, что в 50-е года стали глубже изучаться формы владения землей ^ц другие аспекты жизни ацтеков результаты этих исследований позволили более четко определить тип общинной организации у ацтеков. Появление нойых данных побудили интерес к теоретическому осмыслению проб леш индейского-общества в целом. Большинство авторов-придерживается мнения, что индейское раннеклассовое общество можно сравнить с формами государственного "правления типа восточной деспотии, которые, по словам К.Маркса, основывались на азиат-
1)
Moreno, Manuel.La organización política y social de los aztecas.México, UNAM, 1931.
2)
Monzon,A.E1 calpulli en la organización social de los Tenoch-ca, México, UNAM, 1949.
Kats, F. Situación social y economica de los aztecas durante los siglos XV y XVI, México, UNAM.1966.
• Kirchhoff, Paul. Land tenure in ancient México, ver en Revista mexicana de estudios antropologicos, Vol.14,1956,p.351-361; Caso,A.La tenencia de la tierra entre los antiguos mexicanos, Veí„e?,la tevista Memoria del colegio nacional, México,n59, p.29-54;Zantwijlc,R.A.Van. Principios organizadores de los léxicas: una introducción al estudio interno del regimen aztnc*,
revista Estudios de cultura nahuatl, 1964,nuin.4,p. 187-222.
' A-^ricultura y sociedad en mesoamerica, Hexlro, SFP.
1972,- Palerm,A. Obras hidráulicas prehispanicas en ni sistema lacustre del Valle de México,México,SEP-INA.H, 1973 ;PoU« ,T.Huevas noticias sobre las obtras hidráulicas prehlspanír^ y lómales en el Valle de México, SEP-IIJAH, 1974.
3-921
оком способе производства. Однако, имеются важные расхождения о факторах, способствующих укреплению государства, например, А.Палери придает определяющую роль производству'строительных работ, в то время, как Р.Бартра подчеркивает значение отношений "господство-подчинение" ^.
Работы П.Карраско и Дж.Брода подводят своеобразный итог этой научной полемике. Обогащая ее новыми данными, авторы пытаются обобщать всю имеющуюся об общине информацию и дать всесторонний анализ индейского общества ^. Аналогичную задачу поставил перед собой В.Кастильо, который на основе индейских источников характеризует экономическую и социальную структуру общества ацтеков^. При этом автор использует марксистские категории исторического анализа.
- Наконец, нам бы хотелось выделить работу Э.Нальда. об общих чертах доколумбовых обществ, расположенных на территории Мексики. С марксистских позиций автор анализирует ос-
..4)
новные характеристики этих цивилизации '.
Bartra, R.Tributo y tenencia de Xa tierra en la sociedad azte ca, en el libro El inodo de producción asiatico, segunda ed. México, ERA,1974; Bartra,R.Marxismo y sociedades antiguas. México, Crijalbo, 1975; Palerm,A.Agricultura y civilización en Mesoamerica, México, 1972.Palernr A.Antropología y marxismo. México, CISMAD, 1980, p.224.
2)
Carrasco, Pedro y J.Broda. Economía política e ideología en el México prehispanico.México,Nueva Imagen, 1978,p-270.Carras co f'edro et.al. Estratificación social en la Mesoamerica pre-hispanica, México, CISINAH; 1976,p-360.
3 )
Castillo F.Victor M.Estructura economica de la sociedad mexi-ca, México, UNAM, 197 2.
4 )
Halda, E.México; un pueblo en la historia. México,llni versidad Autónoma de Puobla, 1981,Vol. 1
Особый ингopee представляет работа Дж.Броды"^ об изменениях, которые претерпевала община в результате завоевания и колонизации. Автор четко устанавливает черты первоначальной общины, сохранившиеся в период испанского господства, и одновременно показывает новую сущность общины, ее-социально-экономическою роль в изменившихся исторических условиях. Пожалуй, это единственная попытка комплексного анализа тех особенностей общины, которые способствовали ее длительному сохшненид. Отчасти такого рода проблемы рассматриваются в статьях П.Карраско и Э.Флорескано^.
Таким образом, во всех крупных исследованиях, рассматривающих историю Мексики ХУ1-Х1Х веков, имеется анализ разных сторон индейской общины и подчеркивается необходимость ее дальнейшего изучения.
Большинство авторов касаются общины как составной части колониальной системы. В этом смысле выделяется книга известного историка Э.Семо3^, посвященная вопросу о взаимоотношениях двух составных частей колониального общества: "республики индейцев" и "республики испанцев". Автс^ характеризует роль общины при создании и укреплении асьенд испанцев, показывает формы подчинения индейской организации колонизаторам. Особое место в мексиканской историографии занимает -работа Ч;Гибсона-"Аптеки под испанским господством"4^. В этом
^Broda, J.Continuidad у cambio en la sociedad indígena de México después de la conquista; estructuras prehispanicas y coloniales.
Paris, Université París X.Nanterre, 1976, 69 p.
2)
Carrasco, Pedro. La transformación de la cultura indígena durante la colonia. Historia Mexicana, Vol XXV, 197S. Florescaro, E. La economía colon ial 1500-1560. Revista de la Universidad de México , Vol. XXXIV, num. 10, jumlo 1980.
E.Serao.Historia del capitalismo en México. Los orígenes 1521-1763. México, ERA, 1973, 281p.
'Gibson, Charles. Los Aztecas bajo el dominio español. 1519-1810. México, Siglo veintiuno editores, 1967, 533p.
труде впервые проанализировано положение индейцев в колониальную эпоху, внутренняя структура индейских селений и система связей с другими группами населения. Гибсон много внимания уделил такхш рассмотериню факторов, способстошвших ослаблению индейской экономики и ее вытеснению испанскими асьендами. ' Представляет интерес и вивод Ч.Гибсона о том, что укрепление крупной земельной собственности не всегда сопровождалось развитием пеонажа. Его исследование показало способность индейских общин выдерживать натиск со стороны испанцев и сохранять свои собственные тормы экономической и политической организации. По мнению Ч.Гибсона, всестороннее понимание колониального общества невозможно без изучения индейской общины.
В последние десятилетия появилось значительное число фонографии, касающихся проблем крупных имений (асьенд). На основе оригинальных источников историки стремятся проникать в суть эконошческбго порядка в колониальный период.
Среди авторов, которые исследуют отдельные стороны отношений между латифундистами и окружающими индейскими селениями, можно назвать Е.Ван Монга, X.Кросса, А.Бауера, Э. Кутурьера1^. Американский историк Дж.1*утино наиболее полно изучил проблему связей между испанскими латифундистами и окружающими их асьендц индейскими селениями2'. Автор не огра-
Van Voung, Eric. Hacienda and market in eighteenth centuryMexico: the rural economy of Guadalajara region 1675-1820. Berdeley, University of California Press, 1981,,-Cross, Harry E."Debt peonage reconsidered: a case study in nineteenth cent ry Zacatecas, Mexico ", the business history Review, num.53 pp.473-495; Bauer,A."Rural workers in spanish America:problars of peonage and opression", en la revista Hispanic Ameracan Historical Review, num.59, 1979, pp. 34-63; Couturier,Edith B. La hacienda de Hueyapan, 1550-1936, Mexico, Secretaria de Educación Publica, 1976. (Sepsetentas 103).
2 i
'Tutino, John M."Hacienda social relations in Mexico:The Chal-co region in the era of independence". En la revista Hispanic American Historial Review, num.55 ,1975, pp.496-528;Idem.Creole Mexico: Spanish elites, haciendas and indians towns,1750-1810",University of Texas, Austin, 1976.Idem."Provincial Spaniards, Indian towns and haciendas: interrelated agrarian sectors in the valleys of Mexico and Toluca; 1750-1810, en el libro Provinces of early Mexico, Altman y Lockast ed.,1976 pp. 177-9-J; Idem"l,ife and labor on North Mexico haciendas: The Oueuetaio-ian Luis Fotcsi Region, 1775-1810", en al libro
tvat tí je y los trabajadores, Mexico, El Colegio de Mexico, I«"'), pp. m-3 JB ,
ничивается рассмотренном только экономической стороны взаимоотношений мевду индейским и испанским секторами колониального общества, а включает в свой анализ та I еж о политические и идео-логичес1ше аспекта проблемы. Работы Тутино важны и потому,что они, в противовес общепринятым ранее в историографии представлениям об абсолютной зависимости общины от испанцев, показывают, что имела Место некоторая экономическая и политическая независимость общин.
Ряд других авторов^, также занимающихся вопросами отношений между крупными имениями и индейскиш селениями, уде ляют наибольшее внимание процессу адаптация индейских общин к новыгл условиям, При этом основной акцент делается на той роли, которую играло сохранение общинных земель и общинных традиций, в сплоченности индейских селений, что с одной стороны способствовало сохранению индиской культуры, а с другой - замедляло процесс интеграции общпн в социально-экономичос-кую и культурную яизнь Новой Испании. Особо хотелось бы вы- ■ делить книгу мексиканского историка МДоеры "Экономика индейцев-крестьян в колониальный период", в которой хорошо показан процесс внутренней дифференциации общины.
Итак, несмотря на отсутствие обобщающих работ о роли общины в колониальную эпоху, тем не менее, в современной историографии, отдельные проблемы, касающиеся места общины в социальной и экономической структуре Новой Испании, разработаны достаточно основательно.
В то же время анализ роли общины в социально-экономической и политической жизни Мексики XIX в., по многим аспек там еще вдет своего исследователя. Неразработанность этой теми объясняется рядом причин и среда них немалую роль играют'
Loera, Margarita.Economía campesina indígena en la colonia, un caso el valle de Toluca. México, INI, 1981, 139 p. Osborn, Wayne S.A community study of Metrtitlan, Hew Spain, 1520-1810. University of Iowa, 1970. Idem."Indian land retention in colonial Metzitlan", en la revista Hispanic American Historical Review, num. 53, 1973: pp. 217-238. Rodriguez, Catalina. Comunidades, haciendas y mano de obra en Tlalmanalco, siglo XVIII.Mexico. Biblioteca enciclopédica del Estado de México, 1982, 20J p.
идеологические факторы. Долгие годи в центре внимания историков был вопрос о возшишоврнш национального государства. Трудный и длительный процесс формирования централизованного государства продопроделил интерес исследователей, направленный прожде всего на понимание политических явлений Внимание сосредотачивалось на тех элементах, которые непосредственно способствовали развитию капиталистических отношений. Индейцы и их община - основа их зшэки, были исключены из круга интересов как господствующих классов, так и буржуазной историографии. Этот факт и связанная с ним малоизучонность обпиты были подчеркнуты X. Мирандой и X. Хайлом2).
С другой стороны, в историографии анализ:общины как экономической и социальной единицы, как исторического явления уступал место вопросу об индейце вообще. Такая постановка вопро-оа сводила всо проблемы общины только к ее культурной сущности и оставляла в стороне экономические и политические аспекты.
Среди исторических исследований, рассматривающих место и роль общины в социально-эконо-ической жизни Мексики XIX в.. можно выделить-три направления. Первое из них рассматривает вопросы идеологии и практики либералов по отношешш к индей-
IУ
Brading, r.A. Los orígenes del nacionalismo mexicano, México, Fondo de Cultura Económica.
Florescano, E. Bibliografía general del desarrollo económico do México, 1500-1976» México, INAH-DEH, 1980, 3 Vol.
Idem. Notas sobre la historiografía económica del período 1870-1910, México, INAH; 1980, 41 p.
Idem. El poder y la lucha por ei poder en la historiografía mexicana, México, INAH, 1980, 80 p.
Urias Herrooaillo, Margarita. Los estudios económicos sobre el siglo XIX, México, INAH,1979.
2)
Miranda, J. Vida colonial y albores de la independencia, México Secretaria de Educación Pública.
Hale, Charleg A. El liberalismo mexicano en la época de Mora, 1821-1853. México, Siglo veintiuno, 1972, 347 p.
цам В этих работах вопрос об общинной земле отходит на второй план в то время, как понятие "индеец" заменяет понятие "община". Несмотря на то, что в этих трудах анализируются отрицательные последствия аграрной политики либералов, все жз это объясняется невежеством самих индейцев, их неспособностью пользоваться преимуществом частной собственности, т.е. все проблемы индейцев сводятся к их культурной отсталости.
Вторая группа работ рассттрик-ог реакцию индейцев на политику либералов, направленную против их традиций и коммунальных земель. В этих исследованиях уделяется большое вниш-ние индейским и вообще крестьянским восстаниям XIX в. '
González y González Luis. "El agrarismo liberal", en la revis ta Historia mexicana, Val.7, nuro.4,1958,p.p.469-496¡ Idem.La" tierra y el indio en la república restaurada, (léxico, (Tesis El Colegio de México), 1956,825 p.Cosio Villegas, Daniel. Historia moderna de México, México, Hermes, 1955- 72, en par-ticular.La república restaurada, vol.2 y 3; el porfiriato, vol.4,7 y 8. Silva Herzog, J. El liberalismo mexicano.México F.C.E.3 vol.Powell, T.G. El liberalismo y el campesinado en' el centro de México, 1850 a 1676. México, SEP, 1974, 191 p., Idem. "Mexican interllectuals and the inidian question 18761911", en la revista Hispanic American Historical Review, febrero 1968, Raat, Willlam D."Los intelectuales, el positivismo y la cuestión indigena", - en la revista Historia Mexicana, Vol. XX, enero-marzo 1971; González Navarro, Moisés.Instituciones indígenas en el México independiente, er el libro Métodos y resultados de la política indigenista, México, INI, 1954.Idem. Indio y propiedad en Oaxaca, en la revista Historia mexicana, vol.8,num.2,1958,p.175-192. Pimentel Francisco. Memoria sobre las causas que han originado la situación actual de la raza indígena de México y medios de remediarla.Méxjoo Imprenta de Andrade y Escalante, 1864, 241 p.
2) - ' 'González Navarro, Moisés. Raza y Tierra; la guerra de castas
y el henequén. México, El Colegio de México, 1970,392p. Meyer, Jean. Problemas campesinos y revueltas agrarias 18211910. México, SEP, 1973,235 p.
Reyna Leticia. Las rebeliones campesinas en México, 1819-1906 México, Siglo veintiuno, 1980, 437 p.
Наконец, цолнй ряд исследований посвящен испосредствен-но вопросам обезземелеют индейских общин, то есть процессу десамортизациц, Эти груди стали появляться совсем недавно и находятся ещо на начальном этапо^. В основном эти работы являются результатами локальных или региональных исследований. Хотя они дают пока далеко но скопчателышс вывода, все жа представляют ценные данные для сравнительного анализа.
Исключением в исследованиях об общине XIX в. является книга АЛиры об индейских общинах, прилегающих к городу Мехико2^. Автор тщательно прослонивает процесс вытеснения индейских обшин в результате развития капитализма. Он показывает, как общинные зомли становятся объектом грабежа со стороны городских спокулянтов. А.Лира правильно указывает, что проблема индейца но сводится к культурным аспектам, что ее сущность надо искать в общинном владении землей. Хотя общины, анализируемые пт1ш автором, иользя считать представительными в национальном масштабе, так как они находились в особом юридическом положении, все ло заслугой автора является комплексное рассмотрение проблем нлпейскоИ оощшш столичного округа.
Можно назвать еще два направления исследований, относящиеся к социальным, политическим и идеологическим сторонам индейской общины и индейского вопроса/эобще. Первое из них -
1)
Franco Mendoza, M."La desamortización de bienes de comunidades indígenas en Michoacan", en el libro La sociedad indígena en el centro y occidente de México, México,1986? Meyer, J. "La ley Lerdo y la.-desamortización de comunidades en Jalisco"i Sánchez Díaz O."La transformación de un régi-mon de propiedad de un pueblo: conflictos agrarios en Chu-rurauco 1669-IVjO", Anuario 5-6, Morella, 1981.
2>
Lira, Andrés. Comunidades indígenas frente a la ciudad de México Tenochtitlán y Tlatelolco, sus pueblos y barrios, 1812-1919. México, El Colegio de México, El Colegio de Michoacan, 1983, 426 p.
так называемый индеанизм который в основном сосредоточил внимание на анализе правительственной или офндашыюй политики по отношешш к индейцам, а также на определении самой . индейской проблемы. Изучение работ индеанистов важно потому, , что на их основа принимались конкретные правительственные меры. Как правило, они обосновывались необходимостью защиты' индейцев, на самом же деле,цель большинства правительственных декретов сводилась к тому, чтобы воспрепятствовать созданию самостоятельной политической организации индейцов. Пожалуй, самым серьезным недостатком индеашзма является то, что идеологи этого идейно-политического течения оставляют в стороне анализ общинного владения землёй, как условие самого существования общины.
Несомненный интерес представляют исследоваша этнографического характера, в которых анализируются различные стороны индейской лизни: роль религии, систег/л ценностей, обряды, формы взаимной поддержки и т.д.
'В советской историографии нет специальных работ о мексиканской индейской общине, хотя в отдельных трудах затрагиваются или изучаются некоторые стороны эксплуатации, которой подвергались индейцы^.
^ Библиография по этому поводу обширна, но при написании настоящей диссертации ш ею не пользовались, поскольку это выходило за рамки нашего исследования. Перечень основных работ мокно найти в книге: Balance у
perspectivas de la historiografía social en México, México, INAH, 1980, vol.2.
^ iy-ляев В.И. Города-государства майя. Структура и функции города в раннеклассовом обществе. М., 1979; его же, Древ-неишие цивилизации Мезоамершш. М. ,1972; Зубрицкий ЮД. Индейцы Мексики (исторические и этнографические заметки). Мексика. Политика, экономика, культура, М.,1966г.: Очерки истории Мексики. Й. ,1960; Индейцы Америки. М. ,1955 и др.
Однако CODGTCiaiQ учение уДОЛЯЛИ много внишния проблемам общины^. Что касается Латинской Лиоршш, особый интерес продставллот работа U.K. Ca;,iapiunioii об общине в Пору2^. Марксистский подход автора к вопросу об общине и выбор для анализа основных олемонтов, определяющих характер общины, оказали больыоо воздействие и на нашу работу. Ваяно также и то , что И.К.Сотркпна тщательно и всесторонне проследую. процесс трансформации общины со вромон доиспанского завоевания до ХХв.
В работах шла советских ученых разработаны теоретические аспоктн вопроса об община. Для нас особый интерес представляют те положения, которые связаны с причинами долгого существования обицпш в России и с нощбегаюстью се разложения.
Относительно подавно вшила ¡ишга И.Л.Андреева
"Рукописная страшща истории марксизма". Автор обращает вшг-маине на необходимость изучения роли общины в странах, которые находились в колониальной namicia,гости. Эта задача, на • наш взгляд, имеет особое значение, так как развитие исторических исследований дает достаточные сведения для сраиштоль-ного анализа и соотвотствувдой теоретической разработки.
Структура лпссогташщ. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Во вводошш обосновывается тема исследовашя, раскрывается ео актуальность, ставятся цели и задачи исследования, анализируются источники и литература.
Алаев Л.Б. Проблема сельской общины в классовых обществах. Вопросы истории, 1977, Л 2.
Алексеев М.Г. В.И.Лошш о некоторых чертах русской общины конца Х1Хв. - В кн.:ВЛ!.Ленин и проблемы истории. Л.,1970. Прокофьева Л.С.Крестьянская общна в России во второй по-ловино ХУШ-первой половина XIX в.,Л.,1961 и др.
И.К.Самарина. Община в Пору. М., 1974.
Первая глава "Община в ХУ-ХУ111 в.в." поспнщоиа анализу характерных черт общинц в этот период. Определи! общину как основу организации индейских общоств, находившихся на территории Мексики к ХУ1 веку, диссертант раскрывает главные ха- 1 рантеристики общины в ацтекском общество. В осново общественной организации ацтеков находились калпулли или общины, которые представляли собой территориальную, экономическую и административную единицу. В раншш период калнулли били кровнородственными, однако к ХУ1 в. кровнородственные связи уже но ' являются определяквдши. Калнулли основывались на общинной 1 собственности на землю. Часть общинной земли распределялась между членами калпулли, для содержания 1савдой семьи; другая часть обоабатывалась сообща для покрытия общих нувд, в т.ч. и для содержания лиц, выполняющих административные или религиозные функции. Существование этой правящей грушш предопределило наличие другого рода земель, отведенных этой группе в пользование в связи с теш функциями и должностями, которые они выполняли. Хотя эти зег.ш и не представляли частную соб-< ственность, все в.е свидетельствуют о процессе классового расслоения и разлокешш обицпш. Этот процесс усиливается в связи с захватническими воинами, которые вели ацтеки на соседних и более отдаленных территориях. В результате этих войн образовалась слотая сисгела|'господство-подчинение", в которой подать играла первостепенную роль.
Анализируются также элементы, которые позволяют относить общины ацтеков к азиатскому тину и которые предопределила ее прочность.
В главе рассматриваются те изменения, которые произошли в результате испанского завоевания в общественной организации индейских народов, населявши Мексику. Характеристики, присущие общине, способстсовали ее адаптации к новым условиям. Испанцы сохранили индейскую общинную организацию, создав новые формы ее эксплуатации.
В Новой Испании сосуществовали две разные общественные структуры, взаимозависящие и взаимодополняющие друг друга: "республика индейцев" и "р( онублнка испанцев". Отношения меж-
ду нш.ш анализируются в связи с проблемой земли (собственность) и рабочей сиди. При этом автор обращается к законодательным распоряжениям, которые вмосте с другими явлешшми (демографическая катастрофа, например) предопределили расширение частной собственности испанцев в ущерб общинной собственос-тл индейских поселений. И то яе вреш прослеживается эволюция в формах приобротения рабочей силы для хозяйственной деятельности испанпов, так как она почти полностью обеспечивалась индейскими поселениями. Измснония в формах приобретения рабочих рук отражает изменения во взаимоотношениях между "республикой иепшщов" «"республикой индейцев".
В колониальную эпоху обвдна, представляла собой социально-экономическую единицу, отличную от "испанской республики" также и по этническим характеристикам. Этнический фактор является восьма существенным, поэтому, чтобы пошть причины постоянного ослабления общины, пршштаются во втшшше те элементы, которые ведут к метисации населошш. Изменения в податной системе (от натуральной к денежной ренте) вынуждали индейцев наниматься в асьендах испанцев, то есть они выходят за продели своего натурального хозяйства и вступают в товарные отношения с другими группами населения, что способствовало усилению процесса разложения общины.
Вторая глава. "Судьба общины в процессе социально-экономических пробразованнй и политической борьбы в XIX в.". Разложение общины, тчавшееся в коло)шалышй период, еще более усилилось после завоовшшя Мексикой независимости, Ломка колониальной структуры существенно изменила и положение индейцев. I. Юридически они провозглашались свободными и полноправными гражданам:- и порывали таким образом с племенными связями. Законы, направленные на защиту общинной собственности, были отменены. 2. С развитием капиталистических отношений в стране постепенно усиливается процесс обеззомоливания индейских общин. С другой стороны, община не без основания рассматривается идеологами мексиканской буржуазии в тот период и как один из главных источников дешевой рабочей силы. В главе показаны основные направления политики либералов в отношении общинн. Проанализированы основные законн, принятые правитель-
ством Б. Хуарсса в ншо 1ВЬ9 года, которое в значительной мере затронули общинную собственность на землю. Процесс обезземеливания общш вызвал многочисленный антиправительственные выступления индейцев. Проклтивашся по стране волна индойских восстаний в 50-х - 60-х годах Х1Хв. со всон очевидностью показала, что индейцы выступали прекдо всего с требованием о возвращении отнятых у них земель. Характерно, что постепенная ликвидация общинной собственности на чемлю происходила в тот период наряду с сохранением и усилением латифундий. Разорение общин способстсовало массовой миграции индейцев в города и в наиболее развитые в промышленном отношении районы страны. Этот процесс детально рассмотрен в следующей главе на приме-, ре судьбы индейских общин в штате Идальго.
Третья глава. "Роль и место общины в социально-экономических отношениях штата Идальго". Выбор штата Идальго отнюдь не случаен. Прежде всего этому способствовала социально-экономическая структура штата. Большинство ого населения составляли шщейцц, значительная часть которых прокипала в общинах. В то же время штат Идальго - один из иакнойших горнорудных центров страш, где в середине XIX века добывалась третья часть всего производимого в Мексика серебра. При анализе проблем, связанных с различного рода характеристиками штата, диссертант столкнулся с целш рядом трудностей. Главная из них - отсутствие статистических переписей, в связи с чем нередко приходилось пользоваться данными церковных приходов, которые вне всякого сомнения,являются-ценными источниками для П01ШШШ1Я отдельных сторон общественной жизци. Б третьей главе прослежена диалектическая взаимосвязь мевду ростом капиталистических отношении в штате и разоришем индейской общины. Разорившийся общинник винуадек был продавать свою рабочую силу, становился пролетарием. Этот процесс в диссертации рассматривается на конкретном примере деятельности горнодобывающей компании Начука Реаль дель Монге, В главе также уделено существенное внимание восстаниям индейцев-общинников, главным требованием которых неизменно было требование о возвращении отторгнутых у них земель.
В заключении подводятся итоги исследовании и дачи обобщающий выводи. Обгцшн - универсал!,ное тлешго в истории
человечества, ток ;яо гак и универсален швод марксизма-ленинизма о том, что эволюция общины обусловлена закономерностями исторического развития. Однако общшнио институт« в каждой страна ш.юли много специфических черт, обусловленных про.тдо всего различным уровнем социально-экономического развития.
До испанского завоевания община являлась основной ячейкой экономической, политической, и адмшшетративной структуры исследованного в диссертации общества ¡,1ехкка или ацтеков. Это общество основывалось на общинном владении землей, частная собственность но существовала, однако, имела место все возрастающая имущественная и социальная дифференциация.
Основной социальной однницой ацтоков являлся "калпулли" что на языке науд означаот "большой дом", однако, это слово о полным правом могло пороводить и как "большая семья". Накануне испанского завоовашш "калпулли" представляли большей частью соседскую общину, хотя имели место и родовые общины. Помимо отмоченных вшзо функций, "калпулли" являлись также и религиозными центрами. Каздый "калпулли" имел своих богов-храшгелей, свои обряды и религиозные культы.
Завоовашо ацтокамн территорий других пломен являлось сорьозиым до с табплл гшруодш фтором как для общпн-победиге-лей, так и для общин-побеадонных. Победители, как правило, резко изменяли уравнительные отношения между членами общины, обогащались сами и разоряли других. Увеличение или сокращение насоления, зависимость от другой общиш, фискальные побори более сильных, природные условия, стихийные бедствия, все усшшваюцался имущественная дилере¡щиация внутри самих общин, - все этк и другие факторы постоянно вносили элементы разложения в жизнь общин.
Испанское завоевание привело к дальнейшей трансформации общины. Наряду с индейской общиной в испанских колониях появился институт эккомьеда, призванный прежде всего обеспечить испанской короне повсеместную эксплуатацию индейцев. Энкомьеда не лишала индейца его земель, по существу она способствовала сохранению целостности общинн, так как экс!1луя-
таиия носила не индивидуальный, а коллективный характер, т. с. эксплуатировалась вся община. В то же время энкомьеда значительно усилила дифференциацию внутри самой общины, так как зависимая от энкомьедеро община уже не могла осуществлять повседневный контроль над своими членами и организацией труда, что подрывало главные условия ее существования.
Мысль выдающегося русского марксиста Г. В. Плеханова о том, что «сельские общины обнаруживают несомненную живучесть до тех пор, пока они не выходят из условий натурального хозяйства» 1 вполне применима и к Мексике. Развитие товарно-денежных отношений усиливало разложение общины. Это особенно стало проявляться в XVIII—XIX вв., когда развитие капиталистических отношений и внутреннего рынка, рост городов, промышленный прогресс все больше подрывали индейскую сб-щнну.
Завоевание независимости Мексикой открыло перед молодым государством перспективу самостоятельного развития по капиталистическому пути. В этих условиях община с ее монопольной собственностью на землю и с консервацией старых производственных отношений становилась существенным тормозом. Наступление на общину, на ее права и возможности приобрело неведомый дотоле характер. Прежде всего, отчуждалась общинная земля — основа основ существования этого института. Ответная реакция индейцев-общинников не заставляла себя ждать: XIX век отмечен многочисленными восстаниями индейцев, неизменным требованием которых было возвращение отторгнутых Еемель. В этих условиях ебщина выступила в качестве политической организации, защищавшей классовые интересы крестьян-общинников. Эта новая функция ебщгны в известно"! мере предопределила существование данного института гплзть до наших дней 2.
1 Плехагов Г. В. Наши разногласия. М., 19J8, с. 257.
2 Основные голожекия диссертации нашли отражение в ряде статей, опуб-"икопаиных в Мексике: ..Levantamientos indígenas en Hidalgo, 186S—1880". In: Primer co'oquio de Historia regional Pachuca, H-eo 1986; „Desamortiza-■íón v movimiento de tioh'ación: el caso de Hidalgo 18Б0—1900". In: El cabalismo el enfoque regional, Puebla, 1937: „Lcfjis'arión regional sobre nneblos h indio-- Jalisco y Estado de México 18C0— 1900. In: Historias, num. 21, cr.c-narzo 1988.