автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Одежда татарского населения Среднего Тоболо-Иртышского междуречья в конце XIX - первой трети ХХ вв.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Смирнова, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Одежда татарского населения Среднего Тоболо-Иртышского междуречья в конце XIX - первой трети ХХ вв.'

Текст диссертации на тему "Одежда татарского населения Среднего Тоболо-Иртышского междуречья в конце XIX - первой трети ХХ вв."

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ ОБЪЕДИНЕННОГО ИНСТИТУТА ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН

ОДЕЖДА ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ТОБОЛО-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ В КОНЦЕ 19 - ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20 ВЕКА

Специальность - 07.00.07. - этнография, этнология и антропология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Смирнова Елена Юрьевна

Научный руководитель доктор исторических наук Николай Аркадьевич Томилов

Омск 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................2

Глава I

ТРАДИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ОДЕЖДЫ

КУРДАКСКО-САРГАТСКИХ ТАТАР.................................24

§1. Мужская одежда и головные уборы.........................24

§2. Женская одежда и головные уборы.........................60

§3. Обувь...................................................97

§4. Украшения, прически и косметика.........................115

§5. Ткани для одежды........................................146

Глава II

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ТРАДИЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ОДЕЖДЫ

КУРДАКСКО-САРГАТСКИХ ТАТАР.................................152

§1.Локальные отличия в традиционном комплексе одежды.......152

§2.Этнокультурные комплексы в плечевой и поясной одежде.... 158

§3. Этнокультурные комплексы в головных уборах..............174

§4. Этнокультурные комплексы в обуви........................196

§5.Отражение религиозных представлений

и верований в одежде и украшениях.......................203

Заключение.................................................219

Литература.................................................224

Сокращения.................................................250

Приложение 1. Иллюстрации..................................251

Приложение 2. Список информаторов

и населенных пунктов.........................272

"Меня скорее удивляет, почему разным предметам одежды дают случайные названия, без всякого смысла... Вот что странно! "

(Сзй-Сёнагон. "Записки у изголовья")

ВВЕДЕНИЕ

Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды татарского населения Среднего Тоболо-Иртышского междуречье как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть как в общих, так и частных проявлениях.

Актуальность темы нашего исследования обусловлена наличием существенных пробелов в изучении материальной культуры татар Среднего Тоболо-Иртышского междуречья конца 19 - первой трети 20 века. Актуальным является и выбор объекта исследования - традиционной одежды курдакско-саргатских татар, которая до настоящего

времени была практически неизученной.

Объектом нашего исследования стал традиционный комплекс одежды курдакско-саргатских татар конца 19 - первой трети 20 века.

Предметом же исследования мы выбрали локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи курдакско-саргатских татар, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды.

Исходя из этого, цель нашей работы заключается в следующем: путем введения в научный оборот, систематизации и классификации материалов по одежде курдакско-саргатских татар выделить локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар Среднего Тоболо-Иртышского междуречья, а также проведение полной или частичной реконструкции архетипа комплекса одежды курдакско-саргатских татар.

В соответствии с поставленной целью нами определён ряд задач:

- характеристика комплекса одежды курдакско-саргатских татар конца 19 - первой трети 20 века, его систематизация и классификация;

- выделение этнокультурных комплексов в одежде, головных уборах и обуви курдакско-саргатских татар;

- выявление этнокультурных связей курдакско-саргатских татар на основе выделенных локальных особенностей и этнокультурных комплексов;

- характеристика религиозных представлений и верований и определение исторического типа культуры курдакско-саргатских татар по материалам традиционного комплекса одежды;

- реконструкция архетипа или его отдельных компонентов как

устойчивой основы становления и развития комплекса одежды кур-дакско-саргатских татар конца 19 - первой трети 20 века.

Этнокультурные комплексы трактуются нами как та общность в культуре» которая обусловлена большей частью генетическим родством; непосредственно культурные контакты в этом случае должны быть очень давними, стершимися в памяти этноса и воспринимаемые также как генетическое родство. Под локальными же особенностями культуры мы понимаем те, которые обусловлены собственно местом ("locus" - место) расселения носителей культуры. В этом случае и общность происхождения, и природная среда, и различного рода контакты (культурные, хозяйственные и пр.) выступают полноправными компонентами в формировании специфики этноса, и, следовательно, локальных его особенностей.

Курдакско-саргатские татары, одежда которых является объектом нашего изучения, вместе с тарскими, тобольскими, тюменскими и ясколбинскими (заболотными) татарами входят в состав тобо-ло-иртышских татар - наиболее многочисленного массива всех сибирских татар. В составе данной группы выделяется 2 подгруппы -курдакская и саргато-утузская. Но существуют расхождения по определению групп сибирских татар. Так, в работах Ф.Т. Валеева (1980,1993) и Р.К. Сатлыковой (1986) курдакско-саргатские татары оказываются или включенными в состав тарских татар, или выделяются в отдельную группу тевризских татар. Однако был поставлен вопрос о выделении особой группы курдакско-саргатских татар, которая не совпадает полностью с так называемыми тевризскими татарами, а "включает в себя не только коренных сибирских татар Тев-ризского и Усть-Ишимского районов Омской области, но и, если можно так выразиться, татар карагайского узла Вагайского района

Тюменской области" (Томилов H.A.1983, с.141).

В настоящее время курдакско-саргатские татары проживают на территории Тевризского и Усть-Ишимского районов Омской области и на юге Вагайского района Тюменской области. В поселениях этой группы татар сейчас живут частично и потомки пришлых татар, переселившихся сюда в конце 19 - начале 20 в. из Поволжья и Приу-ралья (в дальнейшем, поволжско-приуральские татары). Численность всех татар, проживающих на этой территории, составляла по переписи населения 1979 г. 11133 человека (Основные итоги... 1980). Сейчас численность татар этого региона около 12,8 тысяч человек.

Коренное сибирско-татарское население говорит большей частью на тевризском говоре тоболо-иртышского диалекта языка сибирских татар, и только небольшая группа курдакских татар Вагайского района Тюменской области говорит на восточно-тобольском подговоре тобольского говора тоболо-иртышского диалекта (Тумаше-ва Д.Г. 1977). Выделяя последний, Д.Г.Тумашева отметила наличие в нем особенностей, характерных для тевризского говора (Тумашева Д.Г. 1977,с.174). По антропологическим характеристикам курдакско-саргатские татары входят в популяцию обско-иртышского варианта уральской расы. Основу их антропологического типа составляет местный низколицый монголоидный компонент, связанный с таежным населением Западной Сибири (Багашев А.Н. 1993, с.133,143). Хотя расовая основа всех групп тоболо-иртышских татар едина, по мнению А.Н. Багашева, наблюдается и некоторая антропологическая специфика отдельных групп как следствие метисационных процессов. Так, в "формировании отдельных этно-территориальных групп приняли участие разные по происхождению расовые компоненты" (Багашев А.Н. 1993, с.143). Для курдакских татар - это прежде всего

угорский компонент.

На вопрос о времени появления первых групп тюркоязычного населения в данном районе Среднего Прииртышья точный ответ дать пока затруднительно в связи с тем, что именно археологические культуры бассейна Среднего Иртыша относятся к особо слабо исследованным культурам (Молодин В. И. 1985, с.3-4). Тем не менее ученые считают, что продвижение тюркских племен в лесные районы Прииртышья началось в начале II тысячелетия и даже позднее. В.А. Могильников полагает, что "тюркизация южно-таежного Прииртышья произошла в основном после XII-XIII вв." (Могильников В.А. 1992, с. 75-81). Возможно, что проведенные Б.А. Кониковым археологические изыскания в регионе расселения курдакско-саргатских татар и публикации им новых материалов по археологии Таежного Прииртышья средневекового периода (Коников Б.А. 1978,1981,1992,1993) помогут окончательному решению этого вопроса. К приходу в Сибирь русских в последней четверти 16 в. на изучаемой территории проживали уже сложившиеся небольшие группы сибирских татар (Долгих Б. 0. 1960, с. 50, 53).

Этнографическим изучением сибирских татар и , в частности, татарского населения данного региона исследователи стали заниматься лишь во второй половине 20 в. Однако записи путешественников, изыскания историков, лингвистов 18 - начала 20 в. содержат важные для изучения этнической истории данные о расселении, занятиях, быте и культуре татарского населения Сибири (Аристов H.A. 1896; Георги И. Г. 1799; Гагейместер Ю. 1854; Миллер Г. Ф. 1937,1941; Огородников В.И. 1920; Патканов С. К. 1911,1911а; Радлов В.В.1872,1929,1989; Фишер И.Е.1774; Шнейдер А.Р., Добро-ва-Ядринцева Л.М.1928; Ядринцев Н.М.1891 и др.). Анализ таких

сведений, а также их значения для изучения прошлого народов Сибири, в том числе ряда проблем этнографии сибирских татар и их отдельных групп имеется в научной литературе (Вайнштейн С.И.1989; Титова 3.Д.1976; Элерт А.X.1990 и др.).

В 1950 - 1960-е годы интерес к этнической истории сибирских татар возрос, появились обзорные этнографические статьи В.В. Храмовой, работы Ф.Т. Валеева по истории и этнографии сибирских бухарцев (Храмова В.В.1956; Валеев Ф.Т.1963,1965). Отдельные моменты этнической истории сибирских татар рассмотрены в 5-томной "Истории Сибири" (1968). О сибирских служилых татарах, об истории Сибирского ханства и его взаимоотношениях с соседними народами писал C.B. Бахрушин (1928,1959). Большое значение для изучения этнической истории сибирских татар имеет труд Б.0. Долгих "Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в." (1960). В 1970-е годы появляются новые работы Ф.Т. Валеева, посвященные непосредственно сибирским татарам и их связям с поволжскими татарами и с другими народами (Валеев Ф.Т. 1975, 1976, 1978, 1980, 1993). Необходимо также отметить и работы Р. К. Сатлыковой, которая особое внимание уделяет татарам Среднего Прииртышья (1976,

1979, 1980, 1983, 1986). Вопросы этнического развития сибирских татар подняты в специальных работах H.A. Томиловым, им же проделана большая работа по дифференциации тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины (1976, 1977, 1978, 1978а, 19786, 1979,

1980, 1980а, 1981, 1983).

Целый ряд научных работ отражает изучение культуры и языка татар Среднего Прииртышья (Алишина X.Ч.1994,1994а; Ахатов Г.Х. 1963; БеличИ. В., Богомолов В. Б. 1991; Богомолов В. Б. 1978,1978а, 19786,1995; Богомолов В.Б.Домилов H.A. 1980; Валеев Б.Ф. 1988;

Ёрш И.А.1995; Исхакова С.М.1975,1975а,1981; Исхакова С.М.,Валеев Ф. Т. 1978; Кадырова Л. М., 1997,1998; Корусенко М. А.1995,1995а, 1996; Корусенко С.Н. 1990, 1995, 1996,1997; Сулейманова А. У. 1981; Тумашева Д.Г.1968,1977,1992; Тумашева Д.Г.,Ахметова Ф.В. 1979; Шаргородский J1.T. 1991 и др.). Историографические аспекты этнической истории сибирских татар рассмотрены в ряде последних работ (Валеев Ф.Т.1993; Селезнев А.Г.1994; Томилов H.A. 1978b), что, надеемся, освобождает нас от необходимости делать подробный историографический обзор проблемы. Что касается конкретных исследований по этнической истории курдакско-саргатских татар, то здесь прежде всего следует отметить работу Н.А. Томи-лова "Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв." (1981) и в ней раздел о данной группе сибирских татар, работу С.Н.Корусенко "Этнический состав и межэтнические связи татар Среднего Прииртышья в конце XIX - XX веках" (1996),а также работы Ф.Т.Валеева (1980,1993) и Р.К. Сат-лыковой (1986).

Что же касается работ, посвященных конкретно одежде сибирских татар, то они весьма немногочисленны. Собственно, частичные описания одежды содержатся практически во всех записях путешественников и изысканиях историков 18 - первой половины 20 в. (Аб-дулгази-Баядурхан. 1770; Алексеев М.П.1941; Белявский Ф.1833; Венюков М.И.1868; Георги И.Г.1799; Голодников К. 1882; Ельницкий К.1895; Зиннер Э.Н.1961; Каралькин П.И.1959; Катанаев Г.Е.1886; Катанов Н.Ф.1905; Кацурагава Хосю.1978; Костров Н.1874; Кочнев С.1933; Messerschmidt D. G.1962; Потанин Г.Н.1884; Филиппов М.1904; Храмова В.В.1949; Шиле.1879; Юшков И.1861 и др.). Однако сведения эти фрагментарны, часто поверхностны, что, впрочем, оп-

равдывается тем, что авторы и не ставили своей задачей точное и подробное описание именно одежды сибирских татар. Кроме того, подавляющее большинство работ посвящено тобольским и тюменским татарам, отчасти барабинцам. Единственное упоминание об одежде именно курдакско-саргатских татар есть в работе Д.Г.Мессершмидта "Forschungsreise durch Sibirien 1720-1727" (1962), который описывает формы женских шапок татарок юрт Тапкач в 15 верстах от Большого Аёва.

С середины 20 в., на фоне повышения интереса к этнической истории и культуре сибирских татар, появляются и работы, посвященные их традиционной одежде. Прежде всего, это статья "Западносибирские татары" в коллективной монографии "Народы Сибири" (1956), автор которой, В.В.Храмова, уделила внимание и одежде. Она охарактеризовала мужскую и женскую одежду, обувь, головные уборы и украшения. К сожалению, В.В.Храмова дала описание комплекса одежды сибирских татар в целом, не выделяя их групп. Кроме того, в этой работе рассматривается и одежда пришлых, поволж-ско-приуральских, татар как составная часть одежды татар сибирских, но отнюдь не суперстратный компонент. Однако в целом статья В.В.Храмовой долгое время была единственным, достаточно полным, описанием одежды сибирских татар, и, безусловно, выполнила предназначенную ей роль.

Известная исследовательница культуры народов Сибири Н.Ф.Прыткова также обращалась в своих работах к материалам по одежде сибирских татар. Так, в статьях "Верхняя одежда", "Головные уборы" (1961) в "Историко-этнографическом атласе Сибири" и "Типы верхней одежды народов Сибири" (1952) в приведенной типологии присутствует и одежда сибирских татар. Если распашная

одежда сибирских татар в этих работах рассматривается, в основном, на примере архаичного по покрою халата из шерстяной домотканины, что и позволяет Н.Ф.Прытковой отнести распашную одежду сибирских татар к IV западносибирскому типу и связать ее с одеждой населения Западной Сибири, а отчасти и Средней Азии, то типология головных уборов сибирских татар строится на привлечении, в том числе, головных уборов опять-таки пришлых, поволжско-приу-ральских, татар (таких, как колфак), что, на наш взгляд, не дает отчетливого представления о головных уборах сибирских татар. Хотя, Н.Ф.Прыткова, в отличии от В.В.Храмовой, уже выделяет одежду отдельных групп сибирских татар (например, тобольских), а также выявляет широкий круг аналогий с одеждой народов Сибири в целом.

Одежду сибирских татар рассматривал в своих работах и Ф.Т.Валеев. Наиболее полное ее описание он приводит в монографии "Сибирские татары: культура и быт" (1993). Однако Ф.Т.Валеев, отделяя одежду отдельных групп сибирских татар друг от друга, тем не менее характеризует ее подряд, причем, на наш взгляд, придает слишком большое значение поволжско-приуральским компонентам в ней, не выделяя, видимо, субстратного, "сибирского", слоя. Тем не менее работы Ф.Т.Валеева, посвященные этнокультурным связям (1978) и оберегам (1976) сибирских татар, представляют несомненную ценность и интерес до настоящего времени.

Н.А.Томилов также обращался к теме традиционной одежды сибирских татар. Комплексу одежды томских татар посвящен раздел в монографии "Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья (Хозяйство и материальная культура)" (1980а), а конкретно головные уборы рассмотрены в интересной статье "К истории головных уборов сибирских татарок" (1978).

Традиционный комплекс одежды курдакско-саргатских татар нашел отражение практически только в публикациях автора настоящей работы (Смирнова Е.Ю. 1992, 1993, 1995, 1995а, 19956, 1995д, 1996, 1996а, 1997, 1997а, 19976, 1997в, 1997г), отчасти в работах В.Б.Богомолова (1995). Мы надеемся, что представленная работа заполнит существенный пробел в изучении материальной культуры курдакско-саргатских татар конца 19 - первой трети 20 в.

Для выполнения поставлен ных задач мы использовали 2 вида основных источников: 1) материалы этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Омского государственного университета и Омского государственного историко-краеведческого музея; 2) полевые этнографические материалы.

В МАЭ ОмГУ одежда курдакско-саргатских татар сосредоточена в 3 коллекциях. Первая из них ^ 15) со�