автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Тихонова, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тихонова, Елена Владимировна

Тема: Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия.

Введение

Глава 1. Этико-философские и религиозные основания проблемы одиночества.

1.1. Сущность и специфика одиночества как экзистенциальной 13 проблемы человека.

1.2. Протестантизм как религиозное основание проблемы одиночества в европейской культуре.

Глава 2. Этический аспект мировоззрения одинокого человека.

2.1. Модель одинокой личности и система ее ценностей.

2.2. Интенция к самоубийству.

2.3. Сублимация одиночества. 120 Заключение 137 Список литературы

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Тихонова, Елена Владимировна

Актуальность исследования. Экзистенциальная проблематика, включающая страх, отчаяние, тревогу, одиночество, в XX и в начале XXI вв. является не только предметом философских и психологических дискуссий, но и составляющей мировоззрения человека. Изменения, происходящие во внешнем мире, повлекли за собой необратимые изменения внутреннего мира индивида, для которого одиночество становится, с одной стороны, особой проблемой, а с другой стороны - пространством для решения значимых вопросов. Рассогласование в сознании в момент совершения нравственного выбора усиливает чувство одиночества человека, постепенно становящегося "полым" (Т.е. Элиот). Причина тому коренится в характерной для европейской культуры тенденции механистического понимания личности, в отношении к ней как к средству, а не как к цели. "Мы подавляем смысл бытия, онтологический смысл", - характеризует проблему экзистенциальный психолог Ролло Мэй. Следствием подобного подавления оказываются фрустрации и беспомощность перед проявлениями собственной индивидуальности. Процесс самопознания зачастую сводится к усвоению информации о себе извне, избеганию интроспекции, и ограничивается навязываемыми СМИ стереотипами жизненного успеха. Утрачивается личностная способность воспринимать себя как уникальное существо, ценное само по себе, вне ресентиментного сравнения с другими. Несмотря на культивируемое "чувство сопричастности", индивид все больше осознает невозможность полной идентификации себя с интересами коллектива наряду с отсутствием понимания собственных целей и приоритетов, страхом свободы, нигилистическим отчаянием.

Актуальность проблемы одиночества обусловлена современной культурной ситуацией, когда сталкиваются разнонаправленные ценностные традиции. Отсутствие опыта гармонизации приводит к возникновению проблем, имеющих мировоззренческий, социальный и психологический характер. Одиночество, с одной стороны, является следствием неудачного решения индивидом указанных проблем и в этом случае становится своеобразным диагнозом личности в дегуманизированном и дегармонизированном мире. С другой стороны, одиночество как одно из условий индивидуальной рефлексии может послужить основой для нахождения личностью выхода из тупика, связанного с механическим восприятием навязываемых извне ценностей.

Необходимость решения проблемы одиночества имеет и вневременное значение, связанное с самореализацией человека как социального суш;ества, воспринявшего опыт предшественников и сориентированного на раскрытие своих уникальных способностей. Очевидно, что это может быть достигнуто лишь при условии создания творческого коммуникативного пространства и преодоления негативных сторон одиночества. Поиск моделей такого преодоления имеет важное нравственное, социальное, культурное, психологическое значение.

Отсюда вытекает и глобальный смысл анализа одиночества, связанный с логикой развития отдельных культур и общечеловеческой культуры в целом. Прогресс может осуществляться посредством человека, ориентируясь на внешние по отношению к личности цели, но может осуществляться и во имя человека, когда его ценность признается доминирующей, и тогда он должен стать полноценным человеком, способным на максимальную самореализацию, чему одиночество ставит очевидные преграды.

К факторам эскалации переживания одиночества человеком в XX столетии можно отнести:

- цивилизационные инновации, (достижения НТП, увеличивающие информационный поток), способствующие формированию чувства одиночества человека в технизированном мире, неподдающемуся осмыслению; технические средства, позволяющие повысить степень коммуникабельности индивида, одновременно формируют привыкание к поверхностному общению, отражающему ускоряющийся темп жизни. Искренний "диалог-встреча" вытесняется прагматическим подходом к общению, что приводит к "экзистенциальному вакууму";

- индивидуалистические устремления европейцев, отраженные в духе протестантской религии, в философии, литературе, бизнесе, приводят к крайностям в восприятии состояния одиночества, что выражается либо в его подавлении и отрицании, либо в эстетизировании и романтизировании. В целях адекватности восприятия проблемы одиночества необходим ее этико-философский и психологический анализ.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ одиночества как этико-философской и психологической категории, выражающей особое состояние человека в XX столетии, сформированного европейской культурной традицией. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

- определения этико-философских и религиозных оснований проблемы одиночества в Европе;

- обоснования причин обострения восприятия индивидом проблемы одиночества в XX веке;

- описания моделей одинокой личности в аспекте этической рефлексии;

- выявления деструктивного потенциала одиночества;

- рассмотрения возможных путей сублимации одиночества.

Объектом диссертационного исследования является феномен одиночества.

В качестве предмета предстает понимание одиночества и механизмов его сублимации в европейской философии и психологии XX века.

Степень разработанности проблемы. Проблема одиночества получила осмысление в европейской философской традиции довольно поздно. Для античной философии не была свойственна такого рода постановка проблемы. В период средневековья она косвенно возникает в связи с осуществлением поиска человеком своего места в мире, с индивидуальным переживанием веры (Св. Августин). Протестантская коррекция христианского мировоззрения заостряет ее, разрабатывая модель избранности к спасению и неопосредованной связи с Богом. Проблема одиночества тем самым сместилась в личностно-коммуникативное и далее в социальное пространство.

В философии Нового и Новейшего времени одиночество рассматривается как значимая мировоззренческая проблема в контексте развития "философии жизни", а позднее - экзистенциальной философии.

К числу первых мыслителей, рассматривавших одиночество в качестве имманентного человеческой природе состояния, можно отнести Б. Паскаля и С. Кьеркегора. Стоявший у истоков "философии жизни" Ф. Ницше считал одиночество условием творческой и моральной самореализации личности. Являясь убежищем от пошлости "слишком человеческой" жизни, одиночество в то же время становится ее продуктом, способствующим выделению уникальной личности из толпы посредственностей.

Своеобразная точка зрения на природу одиночества сформировалась в рамках марксистской философии. Не будучи здесь первостепенным объектом внимания, феномен одиночества предстает как последствие процесса отчуждения личности. К. Маркс одной из задач будущей формации видел устранение феномена отчуждения, коренящемся в капиталистических отношениях.

В XX веке, одиночество становится одной из приоритетных тем экзистенциальной и экзистенциально ориентированной философии Ж.- П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, X. Ортеги-и-Гассета,

М. де Унамуно. Одиночество как проявление разрушительного европейского индивидуализма фигурирует в произведениях Э. Мунье.

Взаимосвязь проблемы одиночества и религиозного вероисповедания была поднята в работах М. Вебера, и разработана в ряде произведений Э. Фромма и С. Московичи.

Одиночество как следствие нарушения культурного диалога представлено в творчестве М. Бубера и М. Бахтина.

Специфику протестантского одиночества отражают работы протестантских теологов К. Барта, Д. Бонхоффера, П. Тиллиха. Своеобразная интерпретация протестантских догматов оформилась в концепцию "добровольного уединения" американских участников трансценденталистского клуба" Р. Эмерсона и Г. Topo, отводивших первое место в иерархии ценностей автономии индивидуального Я. Психологические аспекты одиночества и особенности характера личности, склонной к одиночеству, рассмотрены последователями психоаналитического направления К. Меннингером, А. Адлером, Зилбургом; гуманистическими психологами К. Роджерсом, В. Франклом, А. Маслоу, Г. Олпортом. Наряду с тревогой одиночество признано "недугом XX века" в экзистенциальной психологии Р. Мэя, Л. Бинсвангера, Р. Куна, Г. Фейфела. Социологи Д. Рисмен и Г. Лебон рассматривают феномен одиночества в толпе.

Отражением высокой актуальности одиночества для современной западной культуры стала глубокая разработка его различных аспектов в произведениях наиболее значительных европейских авторов XX века. Модели одинокой личности представлены в европейской и американской художественной литературе в произведениях Д. Джойса, М. Пруста, Ф. Кафки, Г. Гессе, Т. Манна, Ж. Гюисманса, Р. Рильке, К. Воннегута, Г. Маркеса, С. Моэма, М. Кундеры, Т. Уайлдера, Дж. Селинджера, Э. Хемингуэя.

В русской философии проблема одиночества выражена менее ярко, хотя ее присутствие нельзя игнорировать. В частности, она рассматривается в контексте нравственных исканий личности в романах Ф. М. Достоевского, в силу экзистенциально-персонапистического характера близка она также творчеству H.A. Бердяева, Л.И. Шестова, CA. Левицкого.

В современной отечественной философии проблема одиночества в течение длительного времени определялась прежде всего как порождение буржуазной дисгармонизации отношений между людьми, которая, соответственно, не представляет особой опасности для социалистического общества (А.И. Титаренко). Ее рассмотрение преимущественно сводится к разработке психологических (А.Г. Амбрумова, О.Э. Калашникова, И. Кон), и социокультурных аспектов (И.Т. Фролов, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева).

Расширение пространства научного поиска в условиях научного плюрализма и восстановления диалога методологий позволило перевести одиночество в число актуальных проблем современной философии. Осмыслению этического аспекта одиночества способствуют, в частности, работы отечественных ученых Р.И. Александровой, Р.Г. Апресяна, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Е.Л. Дубко, А.Н. Скрипника.

Субстратная методология A.A. Гагаева позволяет рассмотреть проблему одиночества в контексте космо-психо-логоса, тем самым выявив универсальные и культурно-типические аспекты одиночества.

Вместе с тем, степень разработанности данной проблемы в отечественной философии представляется недостаточной, а ее постановка в этическом контексте осуществлена впервые.

Методологические основания исследования.

Автор предпринял попытку исследовать проблему одиночества и ее отражение в европейской философской и культурной рефлексии XX века на основе ряда методологических подходов.

В целях адекватного представления феномена одиночества и его места в современной западной философской традиции, автор опирался на собственно экзистенциалистскую методологию, связанную с рассмотрением одиночества как феномена существования (existentia) и личностной рефлексией, переживанием одиночества.

При выявлении системного характера одиночества, его культурной роли, основных параметров мы опирались на разработанный A.A. Гагаевым

U С» U 1 U субстратный подход, позволяющий рассмотреть данный феномен с одной стороны, в единстве онтологических, гносеологических, аксиологических и др. значительных составляющих, с другой стороны, представить его как выражение универсализирующей целостности.

Этический характер исследования определяется комплексным подходом, разработанным в рамках отечественной этической традиции, где мораль и

JL конкретные моральные проявления наделаются положительным ценностно-этическим статусом в зависимости от выполнения гармонизирующей функции или сопричастности общечеловеческим ценностям (инвариантому ядру гр и 1 и U морали). Такой подход позволил выявить специфический этический характер одиночества и его проявлений в ценностном контексте, а также в диспозициях "добро - зло", "должное - не должное".

При работе над диссертацией применены следующие методы исследования:

- метод сравнительного анализа, позволяющий выявить специфику одиночества, формируемого различными культурно-религиозными традициями, экономическими условиями и философскими воззрениями;

- метод синтеза в рассмотрении экзистенциальных философских и психологических концепций;

- антропологический метод, способствующий пониманию человека как целостной системы, в которой "тело является физиологической параллелью душевным событиям";

- аксиологический метод, помогающий выстроить ценностную иерархию одинокой личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что одиночество рассмотрено как многосторонний системный феномен, во взаимосвязи его социальных, психологических, культурных, личностных проявлений, интерпретированный в западной философии XX века, что позволило выявить его категориальный статус; определены параметры одиночества - качественные характеристики, выявленные экзистенциальной и протестантской традициями; проведен анализ интенций к самоубийству в связи с деструктивным воздействием одиночества; установлена взаимосвязь между одиночеством и "сознательным суицидом". Также одиночество рассмотрено как особый "культурный фон" для самоубийств в Европе; предложена типология моделей и иерархия ценностей одиноких личностей конструктивной и деструктивной направленности; обоснованы способы сублимации одиночества, позволяющие определить, в какой форме (конструктивной или деструктивной) присутствует у индивида данное состояние. определен этический статус одиночества, его место в системе этических феноменов и категорий.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Одиночество представляет собой философскую категорию, обозначающую имманентное человеку состояние сознания, а также акт и продукт самопознания.

2. В этическом аспекте одиночество представляет собой амбивалентный феномен, с одной стороны проявляющийся как продукт отчуждения, утраты целостности, нарушения гармоничной межличностной коммуникации, создающий условия для актуализации морального зла, с другой стороны - как необходимый момент индивидуализации, позволяющий сформироваться личностной моральной рефлексии.

3. Взаимосвязь между состоянием одиночества и суицидом заключается в том, что: а)одиночество в отдельных случаях может быть непосредственной причиной самоубийства; б)одиночество предстает как архетип в сознании европейца, служащий своеобразным культурным фоном самоубийств.

4. Конструктивность и деструктивность состояния одиночества определяется способом его сублимации: культурно-ориентированная, гармонизирующая сублимация, предстающая в ряде позитивных проявлений (творчество, труд, любовь, дружба и т.д.), выявляет положительно-конструктивный характер переживания одиночества; противоположный по характеру процесс негативного преодоления одиночества (насилие, суицид и др.) демонстрирует его разрушительный потенциал.

Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по философии, этике, а также при создании спецкурсов по этике социальной работы и истории экзистенциальной философии. Кроме того, они могут найти применение в практике социальной работы.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на международных конференциях "Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия"(Санкт-Петербург, 2000) и "Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований"(Москва, 2002); на Всероссийской научной молодежной школе "Традиционные проблемы современности глазами молодых"(Саранск, 2001); на ежегодных научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов МГУ им. Н.П. Огарева(1998, 2000), на заседаниях кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. Н.П. Огарева.

12

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы (193 наименования).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия"

Заключение.

Процесс культурного становления личности и общества (система "Человек - Общество - Культура) сопровождается усложнением основных функций данной системы. В нравственном плане данный процесс предстает перед нами в форме усложнения индивидуальной нравственной рефлексии, моральных оценок, увеличения пространства личной свободы и усиления переживания ответственности за реализацию собственных возможностей. Отражением этого процесса становится более пристальное внимание личности к своему внутреннему миру, познание которого является условием самоопределения и понимания перспектив дальнейшего развития.

Развитие во времени нравственной рефлексии сопровождается обострением восприятия одиночества. Одиночество, на ранних этапах генезиса предстающее как социальная изоляция, служащая наказанием за нарушение норм обычая, позднее - закона, и неминуемо ведущая к утрате человеком в худшем случае жизни, а в лучшем - свободы, со временем превращалось в состояние, переживание, пространство индивидуальной культуры, дисфункциональное отклонение от гармонического идеала, обретало разнообразные формы и функции.

Актуализация феномена одиночества в Европейской культуре XX в. (отразившаяся в антропоцентрической философии и литературе, сориентированных на экзистенциальную традицию), оказалась обусловленной взаимосвязью одиночества с центральными этическими проблемами человека -смыслом существования и связью с миром. Значимость их возросла после определенного разочарования в однозначности общественного прогресса, ознаменовавшего в известной мере пафос философии Нового и Новейшего времени. Моральное творчество, осуществляющееся в пространстве межличностного и межкультурного диалога, приобрело в этот период еще одно измерение, связанное с переживанием одиночества. Одиночество, с одной стороны, предстает как условие моральной рефлексии, а с другой может стать одним из исходов морального выбора.

Нравственный смысл одиночества раскрывают два доминирующих в зарубежной философии XX в. оппозиционных методологических подхода к проблеме: а) экзистенциальный, полагающий, что одиночество имманентно человеческой природе и этически амбивалентно; б) структурно-функциональный, полагающий одиночество продуктом социально-экономических отношений, разрушающих целостность личности и гармонию межличностных отношений. Указанные подходы позволяют выделить два структурных уровня одиночества:

1.Внешнее - социальное, экономическое, культурное; порождается объективными обстоятельствами и становится фактором отчуждения человека от мира и собственного "эссенциального бытия", что придает ему статус формы проявления морального зла;

2.Внутреннее - экзистенциальное, религиозное. Одиночество как свойство человеческой экзистенции не несет в себе этической окраски, но приобретает таковую при личном осмыслении феномена в процессе самопознания.

Комплекс источников одиночества также выявляется в рамках обозначенной методологической оппозиции. К социальным источникам следует отнести: развитие капитализма, конкуренции, стимулирующие индивидуалистическую установку европейского сознания; мировые войны, угроза ядерной войны и экологической катастрофы, показавшие бессилие отдельного человека. К экзистенциальным источникам одиночества относятся: утрата значимости таких нравственных переживаний, как ценность свободы, ответственности, необходимости выбора в силу одностороннего оформления их в качестве правовых (формальных) понятий. Приведенные выше подходы не исчерпывают в полной мере сущность феномена одиночества и не позволяют выявить его оттенки, к примеру, отличия между состоянием, переживанием и чувством одиночества, что открывает горизонты для дальнейшего развития данной темы в этическом и психологическом контекстах.

Репрезентативным пластом культуры является ее религиозная традиция. Культурно-специфический аспект одиночества, рассмотренный через призму субстратного подхода, позволяет поставить решение проблемы одиночества в зависимость от культурно-типической среды (космо-психо-логоса). В частности, отчетливо прослеживается зависимость проявлений и суш;ностных характеристик одиночества от религиозной традиции.

Влияние христианства в Европе различно, что объясняется особенностью этноса и преобладающей ветвью религии (католичество, протестантизм, православие). Культурная среда, формируемая протестантизмом, демонстрирует новые формы одиночества, в отличие от католичества и православия, влияние которых не исключает одиночества, но лишь как периферийного явления. Причиной обострения чувства одиночества у протестантов является, во-первых, экзистенциальная тревога, связанная с чувством личной вины и осуждения, как следствие доктрин первородного греха и предопределения; во-вторых, отчужденность человека от Бога, от мира, от человека, от своей подлинной сущности.

Следует подчеркнуть и амбивалентность протестантской веры в соотношении с одиночеством. Вера является одновременно и формирующим одиночество фактором, и избавляющим от него. Целостное участие личности в акте веры предполагает сведение к минимуму контактов с другими людьми и соотнесение своего духовного становления с Божественным бытием. С другой стороны, религиозная вера означает для индивида включенность в некоторую общность, помогаюш[ую преодолевать отчуждение.

Реакция протестантских теологов на "всплеск зла" в мире определяется следующей нравственной парадигмой: христианство не диктует человеку устраненность от мира, напротив, для его улучшения необходимо активное участие в утверждении добра на земле. Замкнутость, отчужденность и одиночество - одно из проявлений современной формы зла, которое можно преодолеть ориентацией на спонтанные, искренние отношения с Другими. Одиночество в протестантском понимании не является конечной целью человеческой жизни, но этапом, за которым должно следовать деятельное преобразование себя и мира, соотнесенное с Евангельским пониманием добра.

В процессе сопоставления культурно-типического и универсального аспектов одиночества, выделяются ценностные комплексы, характерные для одинокой личности. Ценности, признаваемые личностью с конструктивным восприятием одиночества, этические по преимуществу: самосовершенствование, творческая свобода, созидательная активность. Ценности личности, на которую одиночество воздействует разрушительно, носят либо формально-моральный характер, т.е. лишенный гармонизирующей творческой составляющей, либо внеморальный характер (эстетические, абстрактно-логические, антисоциальные).

X Г 1 с»

Крайней формой проявления деструктивного потенциала одиночества является интенциональное к самоубийству сознание и акт самоубийства. Сопоставление характеризующих одиночество параметров (гносеологического, психофизиологического и онтологического) с особенностями сознания и поведения потенциального или реального самоубийцы позволяет утверждать, что одиночество для него оказывается предметом рефлексии, причиной и оправданием интенции или акта суицида,

В исследовании рассмотрена сублимация одиночества, предполагающая ориентацию индивида на моральное добро, и "псевдосублимация" с разрушительными для целостности личности и ее морального сознания последствиями. Невозможно утверждать однозначно конструктивность сублимации одиночества, поскольку выбор пути дальнейшего развития осуществляется индивидом в каждый момент времени.

Ряд историко-культурных и этико-психологических аспектов проблемы одиночества, таких, как значение монашества в формировании отношения к религиозно-мотивированному одиночеству и его этическая оценка, специфика переживания одиночества в католицизме и православии, а также культурно-типические особенности этого состояния не достаточно освещены в данной работе, что открывает горизонты для дальнейшего исследования.

 

Список научной литературыТихонова, Елена Владимировна, диссертация по теме "Этика"

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998. - 506с.

2. Аберкромби П., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420с.

3. Аврелий Августин. Исповедь. СПб.: Азбука, 1999. - 394с.

4. Адамович Г. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1996. - 447с.

5. Адлер А. О нервическом характере. СПб.- М.: Университетская книга, 1997.-388с.

6. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2000. -256с.

7. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М.: Студенческий меридиан, 1994.-224с.

8. Александрова Р.И. Использование художественной, критической и публицистической литературы в курсе философии: Учебно-методическое пособие. Саранск: Изд-во Саранского ун-та, 1989. - 100с.

9. Ален. Суждения.-М.: Республика, 2000.-399с.

10. Ю.Алиев И. Л. Актуальные проблемы суицидологии. Баку, 1987.

11. П.Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия, 1996. Т.6. Вып.4. -С. 14-21.

12. Амбрумова А. Г., Калашникова О. Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия, 1996. Т.6. Вьш.З. -С.53-64.

13. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. -М., 1995.-353с.

14. Аристотель, Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. - 349с.

15. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1992. -680с.

16. Барт К. Очерк догматики. Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний период 1946 г. СПб.: Алетейя, 1997. -272с.

17. Батай Ж. Из "внутреннего опыта" / Танатография Эроса: Жорж Батай ифранцузская мысль середины XX в, СПб.: Мифрил, 1994. Т.4. - 346с.

18. Батай Ж. Счастье, несчастье и мораль Альбера Камю // Звезда, 1997. №9. -С. 145-150.

19. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. СПб.: Азбука, 2000. -160с.

20. Беме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. СПб.: Азбука, 2000.-412с.

21. Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Сыктывкар: Флинта, 2000. -223с.

22. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

23. Бердяев Н. А. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 23с.

24. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351с.

25. Библия. Новый завет. К римлянам. Рим 7:22

26. Бимель В. М. Хайдеггер сам о себе. Урал-ЛТД, 1998. - 285 с.

27. Бонхоффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. - с.

28. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464с.

29. Быховский Б. Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. - 238с.

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1994. - 804с.

31. ГВейнигер О. Пол и характер. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -416с.

32. Воннегут К. Колыбель для кошки. Избранное. Ростов н/Д.: Феникс; Харьков: Фолио, 1999. - 416с.

33. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. -368с.

34. Гагаев A.A. Гагаев H.A. Символическая конструкция космо-психо-логоса древнерусского человека (988-1274гг.) // Феникс, 2000. -С. 162-173.

35. Гагаев A.A. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 48с.

36. Гагаев A.A., Скипетров В.П. Философия А.Л. Чижевского. Саранск, 1999. - 286с.

37. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997. - 495с.

38. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. М.: Знание, 1997. - 64с.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.

40. Гессе Г Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1.,Т.2., Т.4. СПб.: Северо-Запад, 1994.

41. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа- Пресс, 1995. - 448с.

42. Гессен С. И. Трагедия добра в "Бр. Карамазовых" Достоевского. С.352-373. / Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М.: Книга, 1996. -432с.

43. Гештальттерапия. Теория и практика. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320с.

44. Гиленсон Б. А. Э. Хемингуэй. М.: Просвещение, 1991.-200с.

45. Гоббс Т. О гражданине / Избранные произведения в 2-х тт. T l . М.: Мысль, 1964. - 583с.

46. Горбачева Н. Серафим Саровский. М.: Олимп, 1999. - 203с.

47. Грибанов А. Протестантизм // Наука и жизнь, 1993. №8.

48. Гроф С, Хэлифалс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Трансперсональный институт, 1996. - 246с.

49. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. - 472с.

50. Гюисманс Ж. К. Наоборот / Три символистских романа М.: Республика, 1995. - 463с.

51. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга,1991. - 574с.

52. Дворников В. В. Самоубийство: сила или слабость?/ http.// zhumal.lib.ru/ dl dwomikow w w/Suicide.s html. 5c.

53. Демидов Д. Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. - 180с.

54. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. - 431 с.

55. Джойс Дж. Портрет художника в юности / Три символистских романа М.: Республика, 1995.- 463с.

56. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М.: Искусство, 1993. - 383с.58. донини А. У истоков христианства.- М.: Полит, издат., 1989. 365с.

57. Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. Рассказы. М.: Сов. Россия, 1983.-416с.

58. Достоевский Ф.М. Бесы / Собр. Соч. в 15-ти тт.Т7. Л.: Наука, 1990. - 848с.

59. Достоевский Ф.М. Подросток. М.: Современник, 1985. - 544с.

60. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388с.

61. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. - 432с.

62. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии: уч. для вузов. -М.: Юрист, 1996.-63 1с.65.3юскинд П. Парфюмер: история одного убийцы. СПб.: Азбука, 2000. -400с.

63. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на св. Матфея Евангелиста. Т. 1 М.: Моск. патриархия, 1993.

64. Избранные места из творений св. Иоанна Златоуста. М.: Синоидальная типография, 1897.-96с.

65. Исаев С. А. Бог-инкогнито и Бог-аноним в теологии Кьеркегора // Вестник Московского университета, 1992. №1. Сер. № 7. -С. 57-67.

66. Исаев С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма) М.: Политиздат, 1991. - 236с.

67. Камю А. Изнанка и лицо.- М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. -864с.

68. Камю А. Миф о Сифизе / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - 398с.

69. Камю А. Посторонний. Избранное. М.: Правда, 1990. - 480с.73 .Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. - 431 с.

70. Кассирер Э. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 784с.

71. Кастанеда К. Колесо времени / Активная сторона бесконечности. М.: ЭКСМО-Пресс; К.: София, 2001. - 608с.

72. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Сочинения. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -704с.

73. Кафка Ф. Роман, новеллы и притчи. М.: Политиздат, 1991. - 576с.

74. Киселев Г.С. Современный мир и "новое" религиозное сознание // Вопросы философии, 2000. № 6.-С. 18-33.

75. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для студентов вузов. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 416с.

76. Красненкова И. П. Философский анализ суицида //Ъйр: огс.п// ~кга8пеп/8оигес/111т.-11с.

77. Краткий катехизис доктора М. Лютера и христианское учение. Финляндия, 1992.-291с.

78. Кропоткин П.А. Этика. М.: Республика, 1991. - 496с.

79. Круткин В. Л. "Я" и "Ты" (Бахтин и Бубер о диалоге) / М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге ХХТв.: Тезисы докладов III Саранских международных Бахтинских чтений: в 2ч. Ч.2 Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1995.-240с.

80. Кузнецов А. П., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. -М., 1972. 336с.

81. Курс практической психологии. Удмуртский университет: Ижевск, 1996. -445с.

82. Кьеркегор С. Введение в христианство / Человек: мыслители прошлого и настояш;его его жизни, смерти, бессмертии XX в. М.: Республика, 1995. -528с.

83. Кьеркегор С. Или-или / Наслаждение и долг. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -416с.

84. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - 383с.

85. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - 625с.

86. Ландрам Дж. 13 мужчин, которые изменили мир. Ростов н/ Д.: Феникс, 1997.-448с.

87. Ларошфуко и др. Суждения и афоризмы. Б. Паскаль. М., 1990. -384с.

88. Лебон Г. Психология масс Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 320с.

89. Левицкий С.А. Трагедия свободы. В 2 т. Т. 1. М.: Канон, 1995. - 512с.

90. Леонгард К. Акцентуированные личности. К.: Вьща шк. Головное изд-во, 1989.-375с.

91. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза. М.: Республика, 1996. - 799с.

92. Леопарди Дж. О самоубийстве / Нравственные очерки, М.: Республика, 2000. - 448с,

93. Ломброзо Ч, Гениальность и помешательство, М.: ЭКСМО - Пресс; Харьков: Фолио, 1998. - 528с.

94. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. - 393с.

95. Лысенко А. И. Теории радикального нигилизма // Сибирь. Философия. Образование. Альманах приложение к журналу "Образование в Сибири", 1999. №3.-0.41-57.

96. Мамардашвили М. Психологическая топология пути / Мир человека. Хрестоматия для учащихся полной средней школы (X-XI кл.) Под ред. Малышевского А. Ф. М.: Интерпракс, 1993. - 304с.

97. Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги / Бессмертная трилогия.-М.: Вагриус, 1998. 509с.

98. Маритен Ж. Знание и мудрость. М.: Научный мир, 1999. - 244 с.

99. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Ростов н/Д, 1991.- 176с.

100. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1861. В 2-х ч. 4.1. - М.: Политиздат, 1980. - 564с.

101. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: Влад. Даль, 2000. - 541с.

102. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: ИСА, 1995. - 352с.

103. Меннингер К. Война с самим собой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 480с.

104. Мережковский Д. С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск: Водолей, 1999.-448с.

105. Монтень М. Опыты. Избранные главы. Ростов н / Д.: Феникс, 1998. -544с.

106. ПО. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 560с.

107. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. 559с.

108. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432с.

109. Набоков В. Защита Лужина. Шахм. новелла. М.: Физк. и спорт, 1989. -544с.

110. Нарицын Н. М. Суицид //4с, http: www, naritsvn. ru/suicid. htm .

111. Ницше Ф. Антихрист / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 398с.

112. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Так говорил Заратустра / М-Харьков, 1997. 1056с.

113. О'Фаолейн. И вновь? / Избранное. -М.: Радуга, 1988. 432с.

114. Орлова И.Б. Самоубийство явление социальное // Социол.исслед, 1998. №8. -С.69-73.

115. Ортега -и- Гассет X. Восстание масс / Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. - 704с.

116. Ортега- и- Гассет X. Углубление в себя // Философские науки, 1991. № 5. -С. 156-173

117. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб. - М.: Университет, книга -ACT, 1997.-380с.

118. Рассел Б. История западной философии. М.: Феникс, 1998. - 620с.

119. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998. - 480с.

120. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: ТЕРРА -Книжный клуб; Республика, 1998. - 544с.

121. Роде П.П. С. Киркегор сам о себе. Урал-ЛТД, 1998. 430с.

122. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -480с.

123. Розанов В.В. Уединенное / Сочинения. М.: Советская Россия, 1990.-592с.

124. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. Произведения. М.: Республика, 1994. -496с.

125. Святый преподобный Серафим Саровский чудотворец. Волгоград.: ОФСЕТ, 1990.-40с.

126. Сенека Л.-А. Нравственные письма к Луцилию. М.: ХудожА лит., 1986. - 543 с.

127. Скрипник A.n. Логос и Эрос (лингвистические аспекты любви). С.23-24. / Традиционные проблемы гуманитарных наук глазами молодых. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - 184 с.

128. Скрипник A.n. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. - 350с.

129. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. - 800с.

130. Соловьев В. С. Смысл любви / Избранное М.: Сов. Россия, 1990. - 496с.

131. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. -Республика, 1996. 479с.

132. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. -М.: Мол. гвардия, 1984. 288с.

133. Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998. -256с.

134. Сучков Б. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. В 2-х тт. Т.1.- М.: Худож. лит., 1976. -416с.

135. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи. Роман, повести, рассказы. М.: ООО "Фирма изд-во ACT"; Харьков: Фолио, 1999. -880с.

136. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. -296с.

137. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. -479с.

138. Тиллих П. Систематическое богословие. Т. 1-2. СПб.: Алетейя, 1999. -518с.

139. Титаренко А,И, Антиидеи, Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1976. - 399с.

140. Уайлдер Т. Мартовские иды. Мост короля Людовика святого. М.: Радуга, 1983. -704с.

141. Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. К.: Символ, 1996. - 416с.

142. Уэйн Дж. Малое небо./ Современ. англ. повесть. М.: Радуга, 1984. -608с.

143. Фаулз Дж. Башня черного дерева. Повести. К.: Ника-Центр. -2000. -448с.

144. Фаулз Дж. Дэниел Мартин. В 2 тт.-М.: Махаон, 2000.

145. Франк л В. Воля к смыслу. -М.: Апрель-Пресс, Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000.-368с.

146. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - 285с.

147. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 368с.

148. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. - 703с.

149. Фрейд 3. Печаль и меланхолия / Влечение и их судьба. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -432с.

150. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвеш;ение, 1990. - 448с,

151. Фрейд 3. Тотем и табу, М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. 448с.

152. Фриш М. Назову себя Гантенбайн. СПб.: Азбука, Книжный клуб "Терра" Минус, 1998. -352с.

153. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT - ЛТД, 1998.-672с.

154. Фромм Э. Бегство от свободы / Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО "АСТ-ЛТД", 1998.-416с.

155. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: АСТ-ЛТД, 1998.- 568с.

156. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО ACT - ЛТД, 1998. - 664с.

157. Хайдеггер М. Время и бытие. М. : Республика, 1993. - 447с.

158. Хаксли О. О новый дивный мир / Романы. СПб.: Амфора, 1999.541с.

159. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 464с.

160. Хемингуей Э. Фиеста. М.: Худож. лит-ра, 1998. - 558с.

161. Цвейг С. Совесть против насилия / Очерки. М.: Сов. Россия, 1985. -560с.

162. Человек, который создал сам себя: Америк, опыт в лицах и типах. М.: Институт массовых коммуникаций, 1993. - 208с.

163. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1998. - 767с.

164. Чухина Л.А. Человек и его ценности в религиозной философии. Рига: Зинагне, 1991.-303с.

165. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 576с.

166. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Феномен одиночества: культурно-исторические формы // Философская и социологическая мысль, 1990. № 9. -С.117-131.

167. Швейцер А. Мистика Павла / Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. -528с. л

168. Шелер М. Положение человека в космосе / Избранные произведения. -М.: Гнозис, 1994. 490с.

169. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999.- 231с.

170. Шестов Л. Сочинения в 2 тт. М.: Наука, 1993.

171. Шопенгауэр А. Новые паралипомены / Об интересном. М.: Олимп АСТ-ЛТД, 1997.-432с.

172. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор. Минск: ТПЦ "Политиздат", Московская издательская группа, 1991. - 128с.

173. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 640с.

174. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624с.

175. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. СПб.: Азбука, 2000. -218с.

176. Эмерсон Р. Доверие к себе / Новые пророки. СПб., 1996. - 350с.

177. Этика: Учебник / Под ред. Гусейнова А. А. и Дубко Е. Л. М.: Гардарики, 1999.-496с.

178. Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США XX в. -М.: Наука, 1986.-160с.

179. Юнг К. Г. Настоящее и будущее / Аналитическая психология. М.: Мартис, 1995.-320с.

180. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити,1997. - 368с.

181. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Унив. книга ACT, 1996, - 716с.

182. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. - 320с.

183. Ясперс К. Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. 1056с.

184. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527с.

185. Lovin Robin W. Christian faith and public choices / Христианская вера и общественный выбор. Philadelphia, Fortress press, 1984. - 183р.

186. Peal N.V. The positive power of Jesus Christ / Положительная сила Иисуса Христа. Pawling, New York, 1980. - 266p.

187. The place of Bonhoeffer. Problems and possibilities in his thought / Ed. and introd. by M. E. Marty/ Место Бонхоффера. Проблемы и возможности York, Associatian press, 1962. - 224р.

188. Tillich P. Interpretation of history / Интерпретация истории. New York, 1936.

189. Willis Robert E. T. The ethics of Karl Barth / Этика Карла Барта. Leiden, Brill, 1971.