автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтологические и методологические основания концепции ноосферогенеза

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Шишин, Михаил Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Онтологические и методологические основания концепции ноосферогенеза'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шишин, Михаил Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ.

§1. Философско-методологический анализ становления учения о ноосфере в трудах Эдуарда Jlepya и Пьера Тейяра де Шардена.

2. Естественнонаучное и философское обоснование перехода биосферы в ноосферу В. И. Вернадским.

83. Учение о ноосфере как^часть "метафизики Всеединства".

Глава II. Естественнонаучные и философские предпосылки и основания построения модели ноосферы и ноосферогенеза.

§1. Ноосфера как особая реальность.

S2. Предпосылки и атрибуты ноосферогенеза.

З. Отражение выявленных свойств ноосферогенеза в исследованиях по антропо-, этно- и культуро-генезу.

34. Алтай как один из возможных центров ноосферогенеза.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Шишин, Михаил Юрьевич

В настоящее время в специальной научно-философской литературе, средствах массовой информации, выступлениях общественных деятелей все отчетливее звучит мысль о том, что человечество подошло к той черте, когда необходимо отказаться от оказавшейся разрушительной техногенно-потребительской деятельности и сознательно избрать духовно-экологическую стратегию развития. В противном случае, оно может быть сметено с земли в результате глобальных кризисов.

Деструктивные процессы, характерные для западной цивилизации. особенно отчетливо проявляют,себя в России. Они обостряются внутренними проблемами страны, особенно кризисом власти; но, возможно, именно благодаря тому, что наша страна уже на протяжении долгого периода времени находится на острие мировых противоречий, - в ней наиболее явственно проявляются тенденции масштабно осмыслить не только свою собственную кризисную ситуацию, но и общемировую; сформулировать основные черты нового цивилизационного этапа и пути перехода к нему. Россия уже дала миру целый ряд выдающихся деятелей науки, философии, синтетически обобщивших' достижения всей человеческой мысли и очертивших контуры нового мировоззрения и общественного устройства (1).

1) См. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. -СПб.Худож.лит., .1995; Философские проблемы естествознания/ Под ред. С.Т.Мелюхина - М.: Высшая школа, 1985; Философия русского космизма. - М.Фонд "Новое тысячелетие", 1996; Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Алетейя, 1994.

Одним из наиболее выдающихся научных прорывов в этой сфере, по-видимому, можно считать учение о ноосфере,

Ноосфера, как синтетическое понятие, по определению вмешает в себя результаты всех сторон человеческой деятельности., достижения материальной и духовной культуры. Одновременно оно подразумевает систему связей человека и окружающего его мира не только в планетном, но и в космическом масштабе. С нашей точки зрения, именно понятие ноосферы может лечь в основу формирующейся на наших глазах новой научно-философской парадигмы.

Двадцатый век принес целый ряд глобальных научных открытий в различных областях знания. Подвергаются пересмотру фундаментальные научные понятия и представления. Особенно это касается сферы знаний о человеке, его природе, месте во Вселенной. На глазах происходит сближение научного подхода и духовно- религиозного познания мира, различных форм постижения бытия. Многие выводы, к которым приходит наука, оказываются давно известными в религиозно-мистических концепциях и практиках Запада и особенно Востока, хотя они и выражены в другой системе понятий. Таким образом, проблема дальнейшего развития учения о ноосфере-имеет актуальное философско-теоретическое значение.

Практическое значение проблемы не менее очевидно. Время диктует настоятельную необходимость поиска новых путей развития общества. В первую очередь неизбежно переустройство экономической жизни на принципиально новых основаниях. Это, прежде всего, отказ от традиционной энергетики, истощающей недра планеты и ведущей к энергетическому кризису, развитие ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и производств. и т. д. Но, как показала практика, это возможно лишь при кардинальном переустройстве мировоззрения, сознательном отказе от потребительской ориентации. В основу нового мышления должны быть положены современные представления о человеке как о части единого универсума, о коэволюции человека и природы. Это одна из базисных идей учения о ноосфере. Практические разработки, ведущиеся на фундаменте новейших научных исследований в области биологии, физики и других наук, уже сейчас могут внедряться в производство. Необходимы комплексные государственные программы, совместные усилия разных государств, ученых, опирающиеся на единую научно-философскую базу, которой, по мнению автора, может стать последовательно и междисциплинарно разрабатываемая концепция ноосферы. Необходимость объединения в ее рамках синтетической философской основы, междисциплинарных фундаментальных и практических исследований, а также социального поиска выявляет актуальность данной задачи.

Исследования, проведенные по ноосферной тематике, можно хронологически разделить на несколько этапоЕ. Первый период приходится на 20-40-е годы и связан с работами основоположников теории ноосферы В.И.Вернадского, З.Леруа, П.Тейяра де Шар-дена. Э.Леруа впервые ввел сам термин "ноосфера" в научный оборот. В этот же период сложились два подхода к пониманию сущности ноосферы.

Первый связан с работами П.Тейяра де Шардена, понимавшего ноосферу как особый надбиосферный "мыслительный пласт" (1), Второй - в первую очередь с работами В.И.Вернадского, рассматривавшего ноосферу с чисто научных позиций., как итоговый результат работы научной мысли человечества, которая работает только в биосфере и в ходе своего развития в конце концов превращает ее в ноосферу (2).

Период 50-х - середины 80-х годов был посвящен углубленному изучению работ В.И.Вернадского и, в меньшей степени, П.Тейяра де Шардена. В исследовании наследия Вернадского выделились две ветви. Первая была акцентирована на изучении биографии ученого, его личности, генезисе его мировоззрения. Это работы Г.П. Аксенова, В.П. Казначеева, М.А. Кузнецова; И.И.Мочалова и других (1). Второе направление, в основном, разрабатывало прикладные аспекты идей В.И.Вернадского, например.

1) См. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987; Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.: Ренессанс СП: ЙВО-СиД, 1992.

2) См. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: Наука, 1980; Вернадский В.й. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М. : Наука, 1988; Вернадский В.И. Начала и вечность жизни. - М. : Советская Россия, "1989; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Кн.2 - Ы.: Наука, 1977; Вернадский В.й. Живое вещество. - М, .* Наука, 1978; Вернадский В.й. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука., 1989. возможность применения ноосферной концепции к научному управлению. Кроме того, в них концепция ноосферы была признана в числе фундаментальных достижений естествознания, отражающих качественно новый уровень современной науки. Здесь можно отметить труды И.й.Мочалова, Б.С. Соколова, А.А.Яншина, и других (2).

Работы названных ученых подготовили третий, последний пег

1) Аксенов Г.П. Вернадский. — М.: Соратник,1994; Аксенов Г.П. О научном одиночестве Вернадского//Вопросы философии? Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере - Новосибирск: Наука, 1989; Казначеев В.П., Спирин Е.А.// Комплексные проблемы науки и творчество ВЛ1.Вернадского. - Л-: Наука, 1985

- С. 30-42; Кузнецов М. А. В.И.Вернадский о ноосфере. - М. Московский рабочий, 1989.- 1993. - N 5. - С. 74-87; Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - М.: Наука, 1982.

2) Владимир Иванович Вернадский: Материалы к библиографии ученого. - 2-е изд. - М.: Наука, 1992; Мочалов И.И. Наследие В,И.Вернадского и современная наука // Вернадский и современность. - М.:Наука, 1988; Соколов B.C. Вернадский и XX век // Природа. - 1988. - N 2. - С. 6-15; Яншин А.А. Методологическое значение учения В.И.Вернадского о биосфере и преобразовании ее в ноосферу /7 Методология науки и научный прогресс. - Новосибирск, 1981. - С. 69-83; Яншин А.Л. Развитие исследований в области экологии человека/УВестник АН СССР. - 1988. - N 11 - С, 41-46; Яншин А. Л. Величие Вернадского/'/Природа. - 1988. - N 2

- С. 4-5; Яншин А.Л. Развитие исследований в области экологии человека//Вестник АН СССР. - 1988. - N 11 - С. 41-46. риод исследований., который приходится на середину 80-х -90-е годы, В это время были написаны труды., раскрывающие различные грани формирующейся единой теории ноосферы, В первую очередь следует назвать работы Н.Н.Моисеева., пос-Еященные системным отношениям "человек - ноосфера." (1). Очень важны для предпринятого исследования труды Л. Н, Гумилева, I вскрывающие связь этногенеза с природою-ландшафтными условиями, и, в особености, его теория пассионарности (2),

1) Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера - М.; Молодая гвардия, 1990; Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня: Свободные размышления., 1917-1993. - М.: "Аспект-Пресс., 1994; Моисеев Н.Н. Пути и созданию, - М.: Республика, 1992; Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития, - М.: Наука., 1987; Моисеев Н.Н, Экологический императив//Коммунист, - 1986, - N 12. - С, 110-120; Моисеев Н.Н, Человек, среда, общество. - М.: Наука, 1982; Моисеев Н,Н. В.И.Вернадский и естественно-научная традиция // Коммунист, - 1988. - N 2. - С. 72-81; Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. Человек, природа и будущее цивилизации, - М.: Молодая гвардия, 1988; Моисеев Н.Н., Александров В,В., Тарно A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. - М,: Наука, 1985.

2) Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Свод N 2: Международный альманах, - М. .* Танаке ДМ-ДИК, 1994; Гумилев Л.Н, Этносфера: История людей и история природы. - М.: Зкопрос, 1993; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М,: Товарищество Клышников-Комаров и К, 1993:, Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли - Л.: Гидромете-оиздат, 1990.

Работы А.Д.Урсула (1) посвящены анализу возможных путей цивилизационного развития, причинам глобальных кризисов. Следует отметить положения, высказываемые в трудах А.Н. Тюрюканова и В.М. Федорова (2), о необходимости в сфере управления опираться на понятие структурно-функциональных систем биосферы, наиболее различимыми из, которых являются естественно-исторические (природные) регионы.

1) См, Урсул А.Д. Интенсивный путь взаимодействия общества и природы: Противоречия, проблемы, перспективы.// Взаимодействие общества и природы. - М,: Наука, 1986, - С, 73-101; Урсул А,Д, Философия и интегративно-общенаучные процессы. - М.: Наука, 1981; Урсул А.Д., Урсул Т.А, Эволюция. Космос. Человек,- Общие законы развития и концепция антропокосмизма. - Кишинев: Штиин-ца, 1986,

2) См, Тюрюканов А.Н., Федоров В.М, Учение о "Биосфере и человечестве" - теория стабилизации природы на планете/7 Биологический журнал Армении. - 1989. - N 9-10 - С. 801-809; Тюрюканов А.Н., Федоров В.М, Биосферное мышление и сельское хозяй-ство/УВестник с. -х.науки. - 1988. - N 6 - С, 20-31; Федоров В. М, Валь ту илье К.М. Организованность биосферы и научная картина мира//Вестник МГУ. - 1984. - N 6. - С. 68-76; ФедороЕ В.М. Концепция биосферы-ноосферы и научная картина мира/УВест-ник МГУ. - 1989. - N 3 - с. 7-15; Федоров В.М, Учение о биосфере и интеграция наук, - М,: Изд-во МГУ, 1986; Федоров В.М, Биосфера - земледелие - человечество, - М,: Агропромиздат,1990; Федоров В.М, Биосферно-космическая эволюция человечества /'/' Тезисы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос -Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - С,125-127

Общая теория материи, разработанная Е.В.Ушаковой (1), представляет собой интересную попытку дать целостную картину генезиса универсума, включая все его этапы, от космогене-за до социогенеза, с формированием соответствующих уровней материи.

Вместе с тем, анализ литературы по данной теме показывает, что целостный, синтетический анализ проблемы до сих пор только разворачивался. Не уточненным остается само понятие ноосферы, не сформирован единый подход к ее исследованию, не обобщены взгляды на проблему ее основоположников. Попытки комплексного исследования процесса ноосферогенеза практически не предпринимались. Более того, сам термин вообще является пока новым для современной науки и нуждается в раскрытии.

Таким образом, наличие, с одной стороны, достаточного фи* лософского и конкретно-научного фундамента, а с другой, ряда нерешенных вопросов - представляет обширное поле для дальнейших исследований.

1) См. Ушакова Е.В. Развитие ноосферы как закономерный этап самодвижения материи/ Новосибирский государственный университет, 1992; Ушакова Е.В. Человек, ноосфера в аспекте идей глобального эволюционизма // Соотношение общего, особенного и единичного в проблеме человека - Барнаул: Изд-во АГУ, 1990; Ушакова Е.В. Общая теория материи: Основы построения/ Алтайское отделение Философского общества РАН, Алтайский государственный университет - Барнаул: Изд-во АГУ, 1992.

Целью диссертации является изучение методологических и онтологических аспектов теории ноосферы и ноосферогенеза и на базе этого - попытка формулировки философско-теоретической но-осферной модели., раскрытие ее теоретического и практического значения. i

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

Во-первых, проанализировать и обобщить подходы к проблеме у основоположников учения о ноосфере; выявить философские предпосылки их воззрений; сформулировать базовое определение ноосферы, которое может лечь в основу дальнейших исследований.

Во-вторых, опираясь на последние естественнонаучные данные, философские разработки, анализ духовно-религиозных концепций Востока и Запада попытаться "выявить онтологию ноосферы, ее внутреннюю структуру.

В-третьих, на основе комплексного анализа данных из различных областей знания предложить авторскую философско-теоре-тическую модель ноосферогенеза, его движущие силы и механизмы.

В-четвертых, показать возможность конкретного применения данной модели ноосферогенеза на Алтайском регионе.

При проведении исследования автор руководствовался фундаментальными естественнонаучными и философскими методами, в частности, принципами диалектической методологии (принцип единства логического и исторического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному); требованиями структурно-функщ'юнатшного и глобально-эволюционного подходов.

Кроме того, для автора были важны идеи, выработанные О.Н. nyJu-arjuaUiaf в. и. лс^йслнееБЫм, h. п. милиеейшМ, ух.арш'иАийш, п. п. Рерихом, П.А.Флоренским. Он также опирался на некоторые идеи таких исследователей, как А.Е.Акимов и Г.И.Шипов, А.И.Иванов, Ю.И.Кулаков, Л.В.Лесков, Е.В.Ушакова, В,М.Федоров.

Исходя из указанных задач, нами выдвигаются следующие основные положения, которые конкретизируются в содержании диссертации:

1. Анализ фундаментальных открытий современной науки, достижений философии, обобщения глубинных интуитивных прозрений религиозно-философских систем Востока и Запада, в особенности созданных в России в XIХ-Ж века}-:, позволяет выдвинуть предположение о том, что онтологическая основа ноосферы, о которой говорят древние концепции, и"которая изучается современной наукой, имманентно связана с мыслью как особой информационно- полевой субстанцией.

2. В ноосфере, по-водимому, можно вычленить две составляющих. Во-первых, это собственно материальные, вещественно-энергетические структуры, созданные человеком: техносфера, антропогенные ландшафты, культурно-символические системы различных типов (язык, архитектура, музыка) и т.д. На эти аспекты указывают традиционные научные разработки. Во-вторых, это тонкополевые структуры энернго-информационного характера, возникновение которых является прямым следствием ментально-психической деятельности человека.

Таким образом, ноосфера является сложной, неоднородной системой, Обобщая еыводы основоположников учения, нами выделяются в ней три основных структурных слоя, образующих иерархические взаимопроникающие сферы бытия: 1) сфера, обеспечивающая по преимуществу телесно-витальную, социально-экономическую жизнь (воспроизводство) человека - с известной' долей условности ее можно назвать "витосферой"; 2) сфера науки и научно-технического творчества - "интеллектосфера"; 3) сфера духовного творчества и высших духовных (нравственно-эстетических) ценностей - "пневматосфера" в терминологии П.А.Флоренского. Эти три сферы генетически и функционально связаны между собой, образуя на восходящей оси ноосферогенеза слои с различным субстанциональным энерго-информационным качеством мысли- Чем выше слой, тем большее сознательно-преобразующее влияние оказывает он на низшие сферы биосферы и ноосферы. В иерархическом взаимодействии этих слоев-сфер проявляется "вертикально-качественная" неоднородность формирующейся ноосферы.

3. Общая структура ноосферы обладает "горизонтальной" пространственно-временной неоднородностью, наличием точек сгущения, "скручивания", бифуркации, в которых происходит переход в новое качество. Возникновение этих энерго-информационных "сгустков" и "складок", структуризацию первичной субстанции, образование в ней систем и подсистем можно рассматривать как объективное условие ноосферогенеза. Высказывается и обосновывается предположение о наличии на поверхности Земли точек особо интенсивного процесса ноосферогенеза.

Одной из наиболее показательных точек такого рода является Алтай ,

4. Ноосферогенез, по мнению автора, следует рассматривать как нелинейный процесс. Он носит пульсирующий характер, как во времени, так и в пространстве. Это легко заметить в его "зримых" составляющих - антропогенезе, этногенезе, культурогенезе. Пульсирующий характер этих линий прогрессивного развития человечества напрямую связан с комплексным воздействием суммарных природных и антропогенных, вещественных и энергетических потоков. Особого интереса заслуживает гипотеза о специфическом, полярном (позитивном либо негативном) воздействии на ноосферогенез материальных структур, созданных человеком, а также о непосредственном воздействии самой человеческой мысли,

5. Человек является основным фактором ноосферогенеза. Он действует не только опосредованно, то есть через создание соответствующих материальных структур и социальных институтов, но и непосредственно - через свое сознание и мысль. Ежесекундно он, по сути дела, действует как сложнейший механизм перевода различных природно-антропогенных вещественных и энергетических потоков в новое состояние. Т.е. именно человек есть то, что задает вектор развития всей ноосферы.

Конкретное раскрытие и обоснование выдвигаемых на защиту положений предлагается в самом диссертационном исследовании.

Начать же его целесообразно с краткого историко-философского и историко-научного введения в проблему, что позволит, с одной стороны, уяснить ее мировоззренческие и методологические нюансы, а с другой - даст возможность нащупать подход к ее дальнейшему решению. Выполнению этой задачи и будет посвящен первый параграф первой главы диссертации.

 

Список научной литературыШишин, Михаил Юрьевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абрамов Ю.А. Циклы Н.Д.Кондратьева и циклы А.Л.Ч1тевск.ого:соответствия и расхождения//Тезисы докладов III Международной конференции "Алтай - Космос - Шкрокосм". - Барнаул: . Ак-кем, 1995. - 4-6. ' i

2. Агесс П. Ключи к экологии. - Л. :Гидрометеоиздат, 1982.97с.

4. А.ксенов Г.П. Пространство-время живого в биосфере /'/В.И.ВернадсШ'Ш и современность. - М. i Наука, 1986. - 0.129-139.

5. Аки>лоЕ А.Е. Что нас ждет в торсионном поле?//Человек.1994. - N 5. - 39-46.

6. АШ'ШОВ А.Е., niifflOE Г.И. Сознание, физика торсионных полей иторсионные технологии//Созкакие и физическая реальность. T.l - Ы.:ФОЛИУЫ, 1996. - 66-73.

7. Аристотель. О душе / / Аристотель. Соч. в 4-х тома;\. - Т.1.- М.: Шсль, 1975. - 369-447.

8. Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть I. - М.: Новый Акг,плп71-к 1QQ4 - IFiH /'14. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науш-!, религии и философии. Космогенезис. - Т.1 - Рига: Угунс, 1937.- 548 с.

9. Блаватская Е.П. Тайная Доктр^ша. Синтез науки, релип-ш ифршософии. Антропогенезис. - T.£ - Рига: Угунс, 1937. 1008 с.

10. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии ифилософии. Т.З - Новосибирск: J'MI "Лазарев В.В. и "О", 1993. - 512 с.

11. Блаватская Е.П. Новый Панарион. - М.: Дюна, 1994. - 511 с.

12. Блаватская Е.П. • Теософский словарь. - М.: Сфера, 1994.640 с.

13. Бобровы. Я., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Причины, пути иперспективы антропного движения в социологии и философии УХ векв. - Барнаул: АлтГУ, 1995. - 59 с. £0. Бор Н. Избранные научные труды: в 2-х т. - М.: Нал.'р^ , 1970. - Т.1 - 583 с.

14. Бор Н. Избрш1ные на^ /чные труды: в 2-х т. - М.: Наука,1970. - Т.2 - 675 с.

15. БудыкС' М.К. Эволюция биосферы. - Л.: Гвдрометеоиздат,1984. - 488 с.

16. Булгаков Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.М.: Реет/блика, 1994. - 415 с.

17. Булгаков Н. Философия хозяйства: Трагедия философии //Булга<:ов Н. Соч.в 2-х т. -Т.1 - М.:Наука, 1993. - 603 с,

18. Булгаков Н. йзбран.чые статьи // Булгаков Н. Соч.в 2-хт. - i.ic - ш. ; ллуКа, iszS'D. - ,'UJ. u.

19. Вернадсьшй В.И. Размышления натуралиста. Пространство ивремя в ш в^ой и неживой природе. Кн.1. - М.:Наука, 1975. - 175 с.

20. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Кн.Е- М.: Наука, 1977. - 191 с.

21. Вернадск1'Ш В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: На>/ка, 1980.320 с.

22. Вернадский В.И. Шюьма Н.Е.Вернадской (1886-1889) - М. :Наука, 1988. - 304 с.,

23. ВернадскМ В.И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука,1994. - 67'2 с.

24. ВернадсШ'Ш В.И. Труды по истор1ш науки в России - U.: Наука, 1988. - 468 с.

25. Вернадский В.И. Труды по всеобщей исторх-ш наук!-!. М. г Наука, 1988. - 336 с.

26. Вернадсга-ш В.И. Философские ьшсш-г натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

27. Вернадсклш В.И. Начала и вечность жизни. - М.: СоветскаяРоссия, 1989. - 74 с.

28. Владимир йваноЕХоч Вернадсш-шг Материалы к библиогр.зфииученого, - 2-е изд. - М.: Наука, 1992. - 240 с.

29. ВернадскЛ'Ш В.И. Живое вещество. - М.: Наука. 197*8 - 385 с.

30. Владимир Вернадский- Открытия и судьбы. - М.: Современник,1993. - 688 с.

31. Вернадский В.И. Дневники (1917*-1921). - Киев: Наукова думкл, 1994. - 270 с.

32. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.261 с. /./ Вернадсга-ш и современность. - М.: Наука, 1936. - 232 с.

33. Визгин В.П. Единые теории поля в первой трети Ж в. - У. ;Нэи/ка, 1985. - 303 с.

34. Глобальные проблемы современности. - М.: Мысль, 1981.285 с

35. Голубев G.H, Соотношение масс протона и электрона как.следствие .квазикристаллической геометрии физического вакуума. Свободный гравитащюнный кварк в космических лучак // Сознание и физическая реальность. - N 4 . - Т.1.- М. :ФОЖУМ, 1996. - 37-42.

36. Гончаров Н.Ф., Макаров В. А., Морозов B.C. Будущее и ЩСЗ(икосаэдре-додекаэдрргческач система Земли) //Проект зе.много шара будущего /Каталог выставк!'!. - М. - 1990. - 25-26

38. Григорьева Т.П.О национальной душе //Тезисы до.кладов IIМеждународной конференции "Алтай - Космос - Млкрокосм". Барнаул: Ак-кем, 1994. - 171-174.

39. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Свод N 2: Междунарюдныйальмана)-:. - М.: Танаис ДИ-Д14К, 1994. - 544 с.

40. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

41. Гу.милев Л.Н. Древние тюрш-ь - М.: Товаришество Клышников-КомароБ и К, 1993. - 525 с.

42. Гум1'Шев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли - Л.: Гидрометеоиэдат, 1990. - 528 с.

43. Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993.- 344 с.

44. Жвирблрю В.Е. Материя и сознание в модел!-! вложенных миров.//Сознание и физргчеекая реальность. - N 1-2. - Т.Е. -'м.:Ф01тт, 1996. - 55-60. 60- Зельдович Я. Б. Современная космология//11рошлое и будущее вселенной. - М. .-Мир, 1986. - 11-35.

45. Иванов .А.В. .5<:винтэссенщш духа; .К проблеме взаимоотношенийнауки искусства, MHCTHKI-I, философии и религии. //Тезисы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос Шкрокосм". - Барна^ /л; Ак-кем, 1994. - 15-19.

46. Иванов А.В. Идея Софрш в русской философии.// Тезисы докладов III Международной конференции "Алтай - Космос - Ми.крокосм". - Барн&/л; Ак-кем, 1995. - 27-36

47. Казначеев В.П. Проблемы живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медищшы III тысячелетия // Вестник 'ШКА. - 1995. - N 2. - 7-24.

48. Казначеев В. П. Алтаз^ - Гималш^: геокосмичесш-ш аспект(Проблемы Геи)// Тезисы докладов I II Международной конференЩ'Ш "Алтш^ - Космос - Шкрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - 99-107.

49. Казначеев В.П., Троф1Шоз А.В. Новы'е данные о взаимодействии человека с информащ-юнннм полем Зем1и в приполярны;-: районах// Бюллетень СО РАМН. - 1992. - 46-48.

51. Казначеев В.П., Руйкайлова Л.П. Биоинформащюнная функцияестественных электромагнитных полей. - Новосибирск: Наука, 1985. - 181 с.

52. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Преобразование биосферы и проблемы экологии человек^//Вестник АН СССР. - 1980, - N 9 67-71.

53. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Энерго-информационные взаимодействия в биосфере: Опыт TeopeTiraecKPLX и экспериментальны>: исследований // Русская ьщсль. - 1992. - N 1. -

54. Казначеев В.П. Учение о биосфере: Этюды о научном творчестве В.31. Вернадского (1863-1945). - М,: Знание, 1985. - 90 с, 78. .Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о. биосфере и ноосфере - Новосибирск: Наук«а, 1989. - 248 с.

55. Казначеев В. П. Феномен человека. - Новосибирск: Наука,1991. - 128 с.

56. Клизовсш-ш А. Основы миропоншлания новой эпохи, т.З. - Рига: Виеда, 1991. - 288 с.

57. Костюченко B.C. Классичес}^я веданта и неоведантизм. - М.:Мысль, 1983. - 272 с.

58. Кузин Б. О принципе поля в биологии//Вопросы фршософии.- 1992. - N 5 - 148-189.

59. Кузнецов М.А. В.И.Вернадский о ноосфере. - М. i Московскх-шрабочий, 1989. - 47 с.

60. Кулаков Ю.И. Самый обнщй взгляд на проблему творения//Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай - Космос - Шжрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1993. - 108-110.

61. Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизащш сложны^ -ссистем. / / Тезисы докладов II Международной кх).чференции ".Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. 45-51.

62. Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесныйдракон. - Новосибирск: Наука, 1995. - 287 с.

63. Леонтьев К.Н. Цветупря сложность. Избранные статьи. - М.:Мол.Гвардия, 1992. - 318 с.

64. Лесков Л.В. Космос: Наука и мифы - М.: Знание, 1991.- 64с.

65. Лесков Л.В. На пути к новой картине мира.//Сознание и физическая реальность. - N 1-2. - Т.1 - М. :ФЭЛИУК1, 1995. - 42-54.

66. Ле Ш'Шон К., Франшто Ж. Бонн Й.Н. Тектоника плит. - М.:Мир, 1977. - 715 с.

67. Лосев А.Ф. Владшлир Соловьев. - М.: л&сль, 1983. - 208 с.

68. Марков М.А. О единстве и многообразии форм материи в физической картине мира.//Диалектика в науках о природе и человеке: Эвол.юц1'Ш материи и ее структурные уровне. - М. i Нау.ка, 1983. - 219-242,

69. Марутаев М.А. О законах гармонии//Тезйсы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос - Шкрокосм". Барнаул: Ак-кем, 1994, - 52-55.

70. Шстическое богословие. К1^ев:"Путь к истине", 1991.- 441с.

71. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера - М,: Молодая гвардия,1990. - 352 с.

72. Моисеев .Ч.Н. Как далеко до завтрашнего дня: Свободные размышления, 1917-1993. - М. : "Аспект-Пресс, 1994. - 304 с.

73. Моисеев Н.Н, Пути и созданрж, - М.: Республика, 1992.98. .Моисеев Н.Н. Алгоритм :^! развития.- М.: Нау.ка, 1987. - ЗП4с.

74. Моисеев Н.Н. Экологичесга-ш i'MnepaTHB//KoM},fv'HHCT. - 1985.N 12. - 110-120.

75. Морюеев Н.Н. Человек, среда, общество. - М,: Наука, 1982.- 240 с.

76. Моисеев Н.Н. В.И.Вернадсю-ш и естественно-на>'чная традицйя//Кокш^шист. - 1988, - N 2. - 72-81.

77. Моисеев Н.Н. Э.кология человечества глазами математика.Человек, природа и будущее щ^вилизации. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 254 с.

78. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тар.чо A.M. Человек и биосфера, Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М,: Наука, 1985, - 271 с.

79. МочалоЕ И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)М.: Наука, 1982. - 487 с.

80. Русакова Л.М. Образ мира в геометрическом орнач^енте наполотенцах русских .крестьянок Алтая. - Новосибирск: Наука, 1987, - 99-125.

81. Русский КОСМИЗМ! Антология философской мысли, -и.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

82. Сапожников В. В. По Русскок^у и Монгольскому Алтаю. - М.:йзд-во геогр^. лит-ры, 1949. - 57*9 с. 122- Саптрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. - СПб. : .Адетейя. 1992. - 328 с.

83. Свенцицкая И, Тайные писания первых христиан. - М.: Политиздат, 1980. - 198 с.

84. Семенова Г. Tatina царствия небесного - М.: Школа-Пресс,1994. - 415 с.

85. Со.колов Б. Вернадсш-ш и Ж век//Пр1фода. - 1988. - Ы 2.- 6-15.

86. Соловьев B.C. О христианском единстве - М.: Рудомино,ЛЗЬ-У:. - ООО с .

87. Спиноза Б. Этика / / Спиноза Б. йзбр. произведения.У. .-Наука, 1955. - 486 с.

88. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987'.240 с.

89. Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.; Ренессанс СП:ШО-СиД, 1992. - 311 с.

90. Толстой Л.Н. Что такое искусство.// Соб.соч. в 22 тт.М.: .Художественная литература, 1983. - Т. 19. - 41-222.

91. Традиционное мировоззрение тюрков Ю;«ной Сибири. Человек.Общество. - Новосибирск: Наука, 1989. - 243 с.

92. Туровскзш М.Б. Туровская U.B. Концепщ-ш ВЛ'1.£:гернадского иперспективы эвольэционной теории // Вопросы фршософии. 1993. - N 6 - 88-105.

93. Турсунов А. Мироздания тугие узлы: Новейшая космология вфилоС'Офской перспективе // Вопросы философии, - 1988. N 2. - 69-84.

94. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Учение о "Брюсфере и человечестве" - теория стабилизащда природы на планете//Биологичесшш журнал Армении. - 1989. - N 9-10 - С, 801-809.

95. Урманцев Ю.А. Тезисы систе.мной философии //Тезисы докладов II Международной конференции ".Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - 65-77.

96. Урманцев Ю.А. Системный вдеал и задачи сищ-1ально-зкономического и духовно-экологического развития человечества / / Тезисы докладов III Международной конференции "Алта !^ Космос - Микрокосм". - Барнаул: .Ак-кем, 1995. - 0.64-7*4.

97. Урсул А.Д. Интенсивный путь взш-шодействия общества иприроды: Противоречия, проблемы, перспективы.// Вза^шодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986. - 73-101.

98. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы.- М. : Н.а^ /ка, 1981 - 315 с.

99. Ушакова Е.В. Человек, ноосфера в аспекте идей глобальногоэволюционизма //Соотношение общего, особенного и единичного Б проблеме человека - Барнаул: Изд-во АГУ, 1990. 24-31.

100. Ушакова Е.В. Общая теория материи: Основы построения.Ч.1-3. /.Алтайское отделение Философского общества РАН, Алтзмский государственный университет - Барнаул: Изд-во .4ГУ, 1992.

101. Федоров В.Ы. Концепция биосферы-ноосферы и научная картина мира//Вестник МГУ. - 1989. - N 3 - с. 7-15 (Серия 7. ф11Л0С-эфия).

102. Федоров В.М. Учение о биосфере и интеграция наук. - М.:Изд-во МГУ, 1986. - 88 с.

103. Федоров В.М. Биосфера - земледелие - человечество. - М.:Агропромиздат, 1990. - 239 с.

104. Федоров В.М. Биосферно-косм1шеская эволющш человечества . / / Тезисы докладов II Международной конференщш "Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - 125-1S7.

105. Ф1'Ь710софия русскс-го космиз.ма. - М.: Фонд "Новое тысячеле•Цг<:^ , аУУо. - О/О ь .

106. ФйлософскЗ'Ю проблемы естествознания/Под ред. Т.Мелюхина- М,: Высшая школа, 1985. - 400 с.

107. Фламзрион К. Неведомое. - Хабаровск: Ащр, 19У1, - 265 с.

108. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. - Т.1 - М: Мысль, 1994.

109. Флоренский П. А. Иконостас. - М.: Искусство, 1994. - 253 с.

110. Флоренсгаш П. А. Макрокосм и микрокосм// Богословские труды. - Сб. XXIV. - М:. Йзд-во Московской патриархии, 1983. ' - 230-241 '

111. Фролов В. А. Вз-а^ -змодеиствие космоса и биосферы в светеучения В.И.Вернадского// Бюллетень камиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского. -1988. - N 4 - Л.; - 33-35.

112. Хор^ /жий После перерыва. Пути русской философии.СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.

113. ЦиолковсЮ'Ш .К.Э. Очеркз'! о Вселенной. - М.: Па1'ШС, 1992.256 с.

114. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с ЦиолKOSCKHJvL- Воспоминания. - М.: Шсль, 1995. - 715 с.

115. Ш1Ш1'Ш М.Ю. Человек-природа-космос в алтайской культуре/ / Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай Космос - Mi'iKpoKOCM" - Барнаул: Ак-Кем, 1993. - 177-179.

116. Ш'ппин М.Ю. КосШ'Шескке струны в творчестве И.К.Рериханеизвестный труд Р.р^дзисиса-(соавт. И.Рудзите) //Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай - Космос Микрокосм" - Барнаул: Ак-Кем, 1993. - 171-174.

117. Шипи-ш М.Ю. Астрально-ментальная линза как особая структура Мира Высшей реальности над территорией Алтая //Тезисы докладов II Международной конференщш "Алтай - Космос Mi'KDOKOCM" - Барнаул: Ак-Кем, 1994. - 199-204.

118. Шишин М.Ю. Человек новой зпоки в русской космизме / / ТесзИиЫ ДиЬ^хсщиг- ill гаеЖ^УплрОДЯи!'! г.Ояфс;рсйф'Ш нлхалч АиСмос - Микрокосм" - Барнаул: Ак-Кем, 1995. - 89-94.

119. Шипов Г.II. Тонкие .миры в теории физ1Гческого вакуума//Материалы международной общественно-научной конференции. 1993 М.: Международный центр Рержов. 1995 - С, 100-106.

120. Шугрин СМ., Обут A.M. Солнечная активность и биосфера.Новосибирск: .Чаука, 1986. - 128 с,

121. Щербатскои Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - СПб.: Аста-Пресс Ltd, 1995. - 292 с.

122. Шпенглер 0. Закат Европы. - М:.Шсль, 1993. - 663 с.

123. Шолпо В.Н. Экологический императив и литосфера / / Тезисыдокладов II Международной конференщш "Алтай - Космос Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - 99-104

124. Шолпо В.Н. Горный Алтай в системе горшлх цепей КМной Сибири и структуре земной коры Центрально-азиатского подBimHoro пояса //Тезисы докладов III Международной конференщш "Алтай - Космос - Шкро.косм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - 110-115 .

125. Яншин А.А. Методолоп-гческое значение учения В.И.Вернадского о биосфер>е и преобразовании ее в ноосферу//Методология науки и научный прогресс. - Новосибирск: Наука, 1981. - 69-83,

126. Яншин А. Л. Величие Вернздского//11рирода- - 1988. - П 2С. 4-5. •177. Сарга F. The Тао of p.hysics. - Boulder; Sha'fibalhaia, 1983. - 346 p. 17'8. Govinda A- Foundations of Tibetian mysticism. - L.etcRider 8r Co, 1967. - 310 p.

127. Dorari McCarty. Teilhard de Chardin. 3 ed. Waco, Te.xas,1977, p.18-20.

128. Dyson F.Disturbi.ne: the Universe. - N 4. etc: .^ utura McDonald 8c Co, 1981. - 283 p.

129. Mck^ aters B. Conscious Evolution: Personal and Pla"jetaryTransformation. - San Francisco: Evolutionary Press, 1982. - 178 p.