автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтологическое обоснование единой природы человека и "мыслящего духа"

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Саввинов, Андрей Саввич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Онтологическое обоснование единой природы человека и "мыслящего духа"'

Текст диссертации на тему "Онтологическое обоснование единой природы человека и "мыслящего духа""

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Институт прикладной экологии Севера АН РС(Я)

На правах рукописи

Саввинов Андрей Саввич

ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕДИНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА И "МЫСЛЯЩЕГО ДУХА"

09.00.01 — онтология и теория познания

Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук

Якутск 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень условных обозначений..............................................................................4

Введение ......................................................................................................................6

Глава 1. Теоретико-методологические основания.................................................22

1. Глобальные типы научной рефлексии....................................................22

2. Системный подход................................... ...................................................28

3. Принципы и методы исследования человека..........................................38

4. Мыслящий дух и идея единой науки .......................................................42

5. Принцип антропности.................................................................................45

Глава 2. Диалектика "мыслящего духа".................................................................47

1. Изоморфизм и идея построения физической модели ............................47

2. Первый руководящий принцип — ПОГ...................................................59

3. Второй руководящий принцип — ПОЭ....................................................71

4. Третий руководящий принцип — ОПО...................................................79

5. Четвертый руководящий принцип — корпускулярно-волновой дуализм ............................................................................................................86

6. Пятый руководящий принцип — ПКИ..................................................101

7. Объяснения в физике................................................................................120

Выводы ..........................................................................................................129

Глава 3. Диалектика человека................................................................................132

1. Волшебная сказка......................................................................................132

2. Структурирование взаимодействия.........................................................134

3. "Кут-сур"..................................................................................................141

4. "Учение Айыы"..........................................................................................148

5. Героический эпос — олонхо....................................................................159

6. Модель обратных связей..........................................................................169

7. Проблемы социума...................................................................................176

Выводы...........................................................................................................185

Глава 4. Конкретные модели..................................................................................187

1. Эксперимент с позиции методологизма.................................................187

2. Дифракционная модель кристалла..........................................................194

3. Природа, человек и социум......................................................................205

4. Природа человека......................................................................................215

Выводы...........................................................................................................231

Заключение..............................................................................................................233

Литература................................................................................................................234

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

с — субъект,

з — знание,

о — объект,

Пр — природа,

Пл — план АИ,

АИ — абсолютный интеллект,

ИЗ — истинное знание,

ПОГ — принцип относительности Галилея,

ПОЭ — принцип относительности Эйнштейна,

ОПО — общий принцип относительности,

дуализм — корпускулярно-волновой дуализм,

ПКИ — принцип калибровочной инвариантности,

КМ — классическая механика,

ЭД — электродинамика Максвелла,

ЭТ — электронная теория,

МАБ — модель атома Бора,

СТО — специальная теория относительности,

РТП — релятивистская теория поля,

ФО — физическая оптика,

ОТО — общая теория относительности,

КТТ — квантовая теория тяготения,

РКТП — релятивистская квантовая теория поля,

КТС — квантовая теория среды,

КМ — квантовая механика,

ЯФ — ядерная физики,

ФЭЧ — физика элементарных частиц,

ТК — теория кварков,

ТКП — теория калибровочных полей,

ТЭСВ — теория электрослабого взаимодействия,

К — "кэскил", созидающая потенция человека,

К' — "кэп", разрушающая потенция человека,

С — "соргу", благоприятный фактор внешней среды,

С' — "сор", неблагоприятный фактор внешней среды,

А

С — оператор "сэт",

Д(ж) — "дьыл^а" женщины, судьба женщины, Д(м) — "дьыд^а" мужчины, судьба мужчины.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека волновала мыслителей всех народов, всех времен, но сегодня она становится центральной проблемой современности. И причина этому — истина старая как мир — человек был, есть и будет главным действующим лицом истории. Диалектическое единство индивидуального и социального указывает на то, что человек за все в ответе. XX век как индикатор высветил все проблемы человечества и человека: две мировые войны, висящий над людьми как "дамоклов меч" — ядерный потенциал человечества, непрерывно воспламеняющиеся мелкие и крупные межнациональные и международные конфликты, неотвратимо надвигающаяся экологическая катастрофа, реальное ощущение человечеством пределов возобновляемых ресурсов планеты. Мировая общественность предпринимает конструктивные шаги в решении многих назревших задач.

На всемирной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.) принят документ "Повестка дня на XXI век" представителями 179 государств планеты. В этом документе конкретизировалась концепция "sustainable development", суть которой состоит в осуществлении триединой системы "человек — среда обитания — экономика". Термин "sustainable development" можно трактовать как период, в течение которого вырабатываются основные условия коэволюции человечества и природы (Моисеев Н.Н., 1996). В XX веке население земного шара превысило критическую величину, за которой начинаются необратимые изменения планеты, причем, превышение по данным глобалистики составляет не 2-3, а более 10 раз. Это означает, что природоохранная деятельность является лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием коэволюции. Действительность конца второго тысячелетия красноречиво свидетельствует, что при господствующем технологическом и нравственном устое человечество просто не в состоянии их сформулировать.

История человечества — во многом история конфронтации, но и есть вторая сторона диалектического единства — толерантность. ООН, ЮНЕСКО в своих действиях руководствуются этим принципом, ориентированным на поддержание мира и предотвращение войн. Введенный в глубокой древности, не востребованный в течение длительной истории социума принцип толерантности получил статус общественного признания лишь в XX столетии. Объявление ООН 1995 года — Годом Толерантности как бы подводит итог тысячелетнему жизненному опыту социума — опыту, выстраданному человечеством. Этот итог — практика толерантности. XX век — век политического и экономического кризисов, кризисов экологии и энергетики, психологии и медицины, образования, техники и технологии. Различные уровни широкого спектра кризисов можно перечислять долго, но корень всех этих кризисов — кризис в восприятии реальности самим человеком.

В условиях российской действительности конца XX столетия этот кризис усиливается во много крат.

Будущность человека и человечества, индивида и социума — естественное продолжение настоящего. А настоящее недвусмысленно указывает на реальность проблемы человека — проблемы глубинной, касающейся самих основ бытия не только человека, но и всего живого.

Состояние научной разработки проблем. Существует огромное множество исследований частнонаучных аспектов проблемы человека — социологов, историков, психологов, биологов, медиков, педагогов. Отдельный блок исследований отражает литература, раскрывающая богатство проявлений человека как личности. Однако исследование проблемы человека на глубоком уровне остается задачей и прерогативой философской науки. В исследованиях последних десятилетий, в частности, в публикациях Батенина С.С., Буевой Л.П., Во-роновича Б.А., Ельмеева В.Я., Григорьяна Б.Т., Крутовой О.Н., Орлова В.В., Тугаринова В.П., Фролова И.Т. и других, проведен анализ сущности человека с

учетом различных антропологических теорий. Показано, что категория сущности человека есть категория, синтезирующая все представления о человеке. Важное место среди философских исследований проблемы человека занимает публикации, посвященные методологии комплексного исследования теоретических знаний о человеке.

В диалектико-материалистической концепции человека основополагающим моментом является специфика человека как объекта и субъекта познания. Человек становится объектом собственного исследования с периода формирования самосознания. Если объектом познания может быть любой предмет материального и элемент духовного мира, то субъектом познания является лишь тот, кто способен познавать.

Проблема состоит в том, что объект познания не просто природное или биологическое, но и социальное явление. Этим и объясняется исключительная сложность познания человека. Еще Демокрит утверждал, что человек — это микрокосм, т. е. в человеке заключен целый мир. И действительно, человек как объект познания является системой, активно взаимодействующей с природой, социальной средой, а также изменяющей окружающий ее мир, а следовательно, и собственный внутренний мир. Таким образом, человек многокачественное явление. Отсюда и вся сложность его исследования с позиций отдельных научных дисциплин. В то же время вопрос научного познания человека является узловым в стыковке и интеграции многих наук на разных уровнях и срезах исследования. В частности, именно человек как объект исследования способен объединить гуманитарный и естественнонаучный подходы. Это обстоятельство предопределяет применение системного подхода к исследованию человека. Безусловно, системный подход не в состоянии раскрыть отдельные стороны объекта во всей глубине как специальные дисциплины, но в то же время именно системному подходу под силу организация исследовательского процесса на разных уровнях объекта и осуществление связи между ними. В частности, из

всей совокупности методов и знаний о человеке удается вычленить методологический и философский аспекты исследования.

Все методы исследования проблемы человека в соответствии с уровнем обобщения можно разделить на философские, социологические и частнонауч-ные методы.

Основным философским методом познания является диалектический метод. Диалектика в процессе познания выступает как теория, методология и метод, она выражается в том, что, начиная от исходных принципов познания законов анализа, постановки цели и задач исследования, управляет всем познавательным процессом. В то же время диалектика как метод занимает свое место в познании в сложном ряду других философских, социологических и частнона-учных методов. В качестве метода специфика диалектики состоит в обобщении развития всего материального и духовного мира и познания.

К философским вопросам проблемы человека относится вопрос об его природе. Кроме философии, ни одна наука не может претендовать на его постановку и решение. Раскрытие природы предполагает анализ взаимодействия человека и общества, общества и природы как естественных условий. Философскими являются также вопросы происхождения человека и его будущего человека. Таким образом, раскрытие философских вопросов воссоздает целостную картину человека. Необходимо заметить, что философские вопросы человека не являются автономными, независимыми друг от друга. Между ними существует внутренняя связь. Причем, раскрытие природы человека как предельной абстракции, задающей принципиальную схему его понимания и объяснения, во многом предопределяет собственно философское содержание вопроса происхождения и будущего человека. Категория природы человека есть обобщающая категория и тесно свзана с такой синтезирующей во всей человеческой проблематике категорией, как категория сущности человека, поскольку сущность человека как высшая абстракция обретает предметное бытие под

действием конкретного механизма. Таким механизмом является трудовая деятельность, и это обосновано в исследованиях М. Вагнера и Ф. Энгельса. В 1871 г. М. Вагнер в работе "Происхождение и родина первобытного человека" пишет: "Борьба за существование и труд стали на место мирного наслаждения, и вместе с этим началось развитие мышления ... Мыслить — это тоже труд, а беспрерывная тренировка органа мышления привела к его укреплению и увеличению. Без этих двух мощных факторов не мог бы совершиться такой великий прогресс, не могла бы происходить прекрасная эволюция, которая после длительного существования только одних растений и животных привела к превращению тупого антропоида в мыслящего."1 В статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", напечатанной в 1896 г., Ф.Энгельс задается вопросом: "Что является характерным различием между стаей обезьян и обществом человека?" и отвечает — "Труд!". На вопрос о преемственности сущности человека философы вслед за биологами отвечают отрицанием соматического механизма наследственности. Приобретенные признаки не передаются через геном (ДНК). Допускается лишь экзосоматическая эволюция, т.е. сущность "присваивается" индивидом лишь в ходе социализации.

Проблема происхождения человека традиционно связывается с концепциями тропического и внетропического происхождения человека, которые появились одновременно в 1871 году. Однако, собственно философский аспект этой проблемы определяется основным механизмом "присвоения" сущности человеком — трудом. В этом отношении важным моментом является рассмотрение диалектического единства социогенеза и антропогенеза в становлении современного человека. Труд как механизм взаимодействия человека с природой, человека с обществом, человека с человеком меняет свое качественное и количественное содержание в зависимости от имеющихся в наличии освоенных средств — орудия труда и языка как знаковой системы. Философский угол

1) Мочанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. — Новосибирск: Наука, 1992, —С. 160.

зрения на развертывание прогресса жизни в тропических и внетропических условиях, значимости этих условий в становлении жизни еще не сформулирован.

Обсуждение возникновения жизни на земле в контексте взаимодействия случайного и необходимого является традиционным. Некоторые авторы склоняются к идее исключительности человека как высшей формы развития материи. Так, А.Н. Колобков считает, что до человека из глубь времен бесконечно

тянулась потенциальная возможность, после появления человек превращается в

1

основной регулятор естественных процессов .

В исследованиях В.В. Орлова человек рассматривается как последняя, завершающая инстанция развития . Особое место в естественнонаучных исследованиях занимает идея о приспособленности не только Земли, но и всего космоса для появления "сознательной жизни", которая в лаконичной форме выражается как антропный принцип. В качестве обоснования рассматриваются исключительные свойства атомов углерода, водорода и кислорода в земных условиях и численные значения мировых постоянных в масштабах Вселенной. Таким образом, на первый план выдвигается глобальный характер необходимости. В проблеме происхождения жизни огромное методологическое значение имеют идеи Ф. Энгельса: "Круговорот, в котором время наивысшего развития, время ограниченной жизни и, тем более время жизни существ, сознающих себя и природу, отмерено столько, как и то пространство, в пределах которого существует жизнь и самосознание"3. То есть Энгельс рассматривал жизнь в смысле локальной необходимости. Действительно, исключительность жизни в форме человеческого бытия разделяет бесконечность на две части.

"Мы придаем бесконечности времени односторонний, половинчатый характер; но односторонняя, разделенная пополам бесконечность есть также про-

1) Колобков А. Н. Единство человека и природы в свете новейшей революции в астрономии // Проблема человека в диалектическом материализме. Пермь, 1979. С. 73—74.

2) Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974. — С. 242.

3) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 362.

тиворечие в себе, есть прямая противоположность "бесконечности, мыслимой без противоречий"1.

С философской точки зрения, наиболее актуальна проблема будущности человека. Причем, в меньшей степени в смысле конечности или бесконечности существования человека и в большей степени — в смысле обозримого будущего. В "Диалектике природы" Энгельс говорит о переходящем характере конкретных форм существования материи, ничто не вечно, кроме движения материи и ее атрибутов. Поэтому мыслящий дух появляется и исчезает с той же железной необходимостью, что и вечно изменяющаяся форма бытия материи. В этом смысле поиск внеземных цивилизаций, космических собратьев человека есть один из практических путей поиска расширения возможностей будущности человека. Обозримое будущее человека — продолжение настоящего. В этом отношени�