автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Оперный рассказ Р. Вагнера в контексте мифологического времени
Текст диссертации на тему "Оперный рассказ Р. Вагнера в контексте мифологического времени"
ел
.1
I
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
На правах рукописи
Татаринцева Ирина Владиславовна
ОПЕРНЫЙ РАССКАЗ Р. ВАГНЕРА В КОНТЕКСТЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
Специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»
Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель -доктор искусствоведения, профессор
Г.В. Крауклис
Москва 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................................................................................................................................с. 3-23
Глава I. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОПЕРНОГО
РАССКАЗА...................................................................................................с. 24-61
1. Драматургическая и композиционная функции оперного рассказа XVII-XIX столетий........................................................................................................с. 24-51
2. Жанрово-типологический инвариант рассказа в операх
Р. Вагнера................................................................................................................................................................с. 51-61
Глава II. Качества мифологического времени и их
преломление в музыкальных драмах р. вагнера..............................с. 62-96
IT f KJ KJ \J V/
. Космогоническии и эсхатологическии строи представлении
о времени..................................................................................................................................................................с. 63-73
2. Основные показатели синхронности мифологического
времени........................................................................................................................................................................с. 73-95
Глава III. Оперный рассказ Р. Вагнера как малая модель
мифа................................................................................................с. 96-135
1. Мифологические временные корреляты композиционных структур...........................................................................................................с. 96-122
2. Основные факторы организации микро-тематических единиц........................................................................................................................................................................................с. 122-135
Заключение....................................................................................................................................................................с 136-144
Приложение................................................................................................................................................................с. 145-166
Библиография............................................................................................................................................................с 167-178
Введение
«Каждая эволюция мифа или культа, каждая классическая художественная формулировка - это не что иное, как прямой путь внутрь тайны мира...»
Г. Гессе. «Игра в бисер»
Миф, как определённый тип мировосприятия, способный функционировать в различные исторические периоды, заключает в себе беспредельные возможности самого широкого охвата духовной жизни. В систему составляющих его универсалий входят и явления, рассматриваемые в данной диссертации, в которой предпринята попытка раскрыть вопрос взаимодействия музыки и мифа в контексте мифологического времени. В работе выбран один из аспектов этой проблемы, а именно: мифологическое время в его проекции на оперный рассказ, как один из важнейших компонентов структуры мифа.
Поистине универсальный смысл имеет специфика мифологической ориентации в творчестве Р. Вагнера, возродившего миф как систему миропредставлений, как способ моделирования бытия и интеллектуального освоения мира. В творчестве композитора прослеживается процесс эволюции от интуитивного вживания в мифологические образы к аналитическому методу их постижения и конструирования. В связи с этим вполне закономерным представляется раскрытие вопросов, намеченных в настоящей диссертации на основе творчества Р. Вагнера как «неоспоримого отца структурного анализа мифов» (66, с. 27).
Мифотворчество Р. Вагнера - это целостный пласт в его наследии (как музыкальном, так и литературном), формирующийся не только на основе определённой сюжетной ориентации, образной концепции, но и особой системы мировоззренческих координат, зависимой от постоянной потребности проникновения в «первозданную глубину
бессознательного» (61, с. 48). Это позволяет определять данное явление как психологический феномен в эпохе романтизма.
Мифологическое мышление определяет в драмах Р. Вагнера свою иерархию миропредставлений, проявляющуюся на различных уровнях: от драматургического до жанрообразующего. Первичная повествовательная модель, фокусирующая в себе основные закономерности мифологической структуры, обнаруживается в ведущей форме высказываний вагнеровских опер - рассказе.
Мифологическое мышление, представляющее собой одну из констант человеческой психики, приобретает особую актуальность в искусстве нашего столетия и становится предметом изучения не только в области культурологии, семиотики, философии, психологии, но и музыкознания.
В настоящее время открывается достаточно широкая панорама исследований по проблеме «музыка и мифологическое время». Наиболее важными для нашей диссертации явились труды учёных, в которых раскрываются вопросы сущности мифологического сознания, затрагивается множество философских и культурологических аспектов намеченной проблемы, связанных с синкретичностью мифа, с его иррационально-стихийной и символической природой, с алогическим восприятием, при котором «любая непоследовательность становится последовательностью» (53, с. 70).
Проблема мифологического времени - одна из наиболее объемных в философии и искусствознании. Она находится в центре внимания многих исследователей, в том числе и таких крупных ученых, как А.Ф. Лосев, А.Я. Гуревич, Е.М. Мелетинский, К. Леви-Стросс, Ф.Х. Кессиди и др.
Наибольшую методологическую ценность в определении сущности мифологического мышления представляют труды известного историка культуры А.Ф. Лосева, в которых мысли о мифе вписываются
-5в контекст философских исканий. Крупнейший учёный, один из первых в истории отечественного искусствознания, выстраивает целостную теорию «диалектики мифа», проводя мысль о внеисторической, «вечной» роли мифосознания.1 Филолог, философ, эстетик обратил внимание на восприятие в мифологии космоса как трагедии, основанной на «вечном расщеплении» общего начала в индивидуальные и их возвращение в первичную субстанцию. Именно такой подход утверждается в поздних исследованиях А.Ф. Лосева, где он возражает против традиционной трактовки мифа как «примитивной ранней формы осмысления» (77, с. 75).
В капитальном труде учёного «Диалектика мифа» раскрывается концепция мифологической диалектики в аспекте проблемы времени и пространства в различные исторические эпохи (74, с. 101-105). В названной работе А.Ф. Лосев высказывает мысль о неоднородности мифологического времени, которое может «расширяться и сжиматься, сгущаться и рассасываться» (74, с. 101-105). При этом логически обосновывается «мифологическое время», которое рассматривается им как особое осознание временных закономерностей: «Чтобы говорить о времени, я должен его пережить, оно должно быть у меня в субъекте» (75, с. 521). Именно эта идея получает своё развитие во многих исследованиях, выявляющих специфику художественного времени в его отношении к мифу. Так, Е.М. Мелетинский в «Поэтике мифа» выделяет такие параметры мифологического времени как «качественность» и «конкретность» (88), которые проявляются в представлениях о прямой зависимости человека, животных, природных явлений от сегментов времени. Отсюда - восприятие благовременных и неблаговременных периодов, сезонов, часов и т.д.
1 А.Ф. Лосев выводит понятие мифа путём отрицательных определений: «миф не есть...» (74, гл. 1-10, с. 8-121).
-6В большинстве своём исследования мифологического сознания обращены к архаическому мироощущению. Так, А .Я. Гуревич раскрывает сущность средневекового «хронотопа»1, исходя из особенностей мышления людей на архаической стадии развития (41). Попытка осмысления времени «первобытной мысли» даётся и в труде Дж. Уит-роу «Естественная философия времени» (132).
Проблема мифологического времени неотделима от основных закономерностей логики мифологического мышления с её особым алогическим восприятием, «открывающей нам чуждый здравому смыслу формальной логики некий разум неразумия» (32, с. 70). По мнению А.Э. Голосовкер, этот разум подчинён «алогической логике миротворца» (32, с. 70), которая в определённой степени созвучна вагне-ровской концепции мифа. Эта же идея прослеживается в работе К. Ле-ви-Стросса «Структура мифов», где отмечается, что «в мифе всё может быть, кажется, что последовательность событий в нём не подчиняется правилам логики и нарушает закон причинности» (65, с. 164165). Выдвинутое французским исследователем определение мифологии как целостной, замкнутой символической системы со своим внутренним характером функционирования созвучно идее А.Ф. Лосева о «мифологическом символе» и способностью через мифологическое восприятие моделировать окружающий мир.
В ряде работ проблема художественного времени раскрывается применительно к эпическим литературным источникам, которые охватываются мифотворчеством Р. Вагнера. Наиболее полно они рассматриваются А.Н. Веселовским (24), детально раскрывающим особенности изложения некоторых эддических песен. Выведенные авто-
1 Термин «хронотоп» - обобщённое понятие, означающее буквально «пространство-время» различных видов искусств, отдельных произведений. Более подробно хронотопичес-кие характеристики как показатели структурного своеобразия языка, отражающего определённый тип мышления, рассматриваются М.М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе» (11).
ром закономерности мифологического времяисчисления, такие, например, как «задерживающиеся повторения» или «общие места» - некоторые исследователи, в том числе А.Я. Гуревич и Е.М. Мелетинский, трактуют в качестве средств выражения «пространственно-временных отношений» (39, 87).
В исследованиях временного континуума А.Я. Гуревич исходит из многоплановости отношения времени к пространству мифа. Пространственно-временную координацию находим и в работах М.И. Стеблина-Каменского, который мыслит пространство как «предметно-чувственные представления о времени» (122, с. 44). Время здесь рассматривается только в связи с событийным планом. «Если же не происходит событий, то времени не существует» (122, с. 46). Примечательно, что при исследовании закономерностей мифологической поэтики Е.М. Мелетинский одновременно пытается анализировать характерный для XX века процесс «ремифологизации», значительно, по словам исследователя, «превосходящей по своему масштабу романтическое увлечение мифом в начале XIX века» (88, с. 10). При всех глубинных исследованиях основных параметров данного процесса учёным, тем не менее, опускается начальное звено данного процесса -мифотворчество Р. Вагнера, которое стало предтечей модернистских воззрений на миф XX столетия.
Вдумчивым анализом глубинных структур мифа в контексте культурологических проблем отличается работа К. Леви-Стросса «Структурная антропология», ориентированная на лингвистические образцы. Трактовка им мифа как «логической модели для разрешения некоего противоречия» (64, с. 24) соотносится с мифовосприятием Р. Вагнера. Принципиально важным представляется выход учёного при анализе структуры мифологического повествования на уровень мифологического мышления.
Новыми методами анализа темы взаимодействия музыки и мифа характеризуются работы молодых музыковедов 80-90-х годов.1 Тонким анализом музыки и глубиной раскрытия культурологических проблем привлекает исследование Л.В. Кириллиной: От «Алкесты» к «Альцесте» (Античный миф в культуре нового времени). Мысль, проводимая автором статьи об «античном мифе на оперной сцене как благодатном поводе для рассуждения о вечном и непреходящем», (95, с. 75) соотносима с различными эпохами, в том числе, и с мифотворчеством Р. Вагнера.
Даже столь беглый обзор исследований «хронотопа» архаического сознания позволяет сделать вывод о диалектике мифологического времени, которая определяется динамическим сопряжением не только количественных, но и качественных параметров, мыслится как предметно-чувственное явление, имеющее пространственные формы выражения.
При всей актуальности высказываний по проблемам мифотворчества принципиально важным для адекватного восприятия творчества Р. Вагнера представляется утверждение А.Ф. Лосева о понимании мифа как «совершенно необходимой категории мысли и жизни» (78, с. 23). Взгляд на мифологическое время как систему мировоззренческих координат к настоящему времени утвердился в эстетике, филологии, семиотике - науках, методологические фонды которых включают немало ценных трудов по данной проблематике.
Исследование же этой проблемы в музыкознании находится в стадии постановки вопроса, хотя, несомненно, в последние годы наблюдается процесс активизации интереса к феномену музыкального времени, которое трактуется исследователями как явление многосо-
1 Так, например, ряд вопросов, раскрывающих культурно-контекстные связи рассматриваемых явлений, был представлен на конференции «Музыка и миф», состоявшейся в апреле 1989 г. в ГМГТИ им. Гнесиных (95).
ставное. Так, например, Г. И. Панкевич раскрывает реальный, концептуальный и перцептуальный планы пространственно-временной организации музыки (102). Последний из названных параметров в наибольшей степени интересует учёных, ставящих вопросы связи перцеп-туального времени с человеческой психикой (103), а также формирования музыкального образа в такого рода времяизмерении.
Анализируется также семантический уровень музыкального времени в контексте культуры той или иной страны и эпохи (107). Наиболее полно методология времени в музыке рассматривается в работе О.И. Притыкиной «О методологических принципах анализа времени в современной западной музыкальной эстетике» (109). В стадии постановки вопроса находится к настоящему времени проблема жан-рообразующей функции художественного времени в музыке. Один из вариантов её решения предлагается в статье Э. Лиссы «Проблема времени в музыке» (67), в которой рассматривается временная структура отдельных музыкальных жанров, например, вопрос дифференциации «времени изображаемого и музыкального» (67, с. 348), (т. е. времени сюжета и собственно музыкального времени). С носителем «изображаемого времени» связывается словесно-сюжетная сторона. Наиболее наглядно подобная дифференциация наблюдается в музыкально-сценических произведениях. В статье В.Н. Холоповой предлагается оценка временных свойств художественного материала через «пространственную категорию симметрии и асимметрии» (107, с. 31).
Несмотря на всё это значение исследований, проблему соотношения музыки и мифологического времени нельзя считать до конца решённой. Сравнительно недавно стал предметом изучения в искусствознании один из её аспектов: мифологическое время как фактор жанра, а также структуры музыкального произведения. Именно в данном ракурсе рассматривается поставленная в диссертации проблема: качества мифологического времени в их проекции на оперы Р. Вагнера.
Внутренняя логика взаимодействия мифа и музыки вагнеровских созданий через временные параметры раскрывается в целом ряде исследований крупных учёных. Так, К. Леви-Стросс «общий знаменатель» между этими явлениями определяет через «временную протяжённость», говоря, в частности, о «близком соседстве музыки и мифологии, расположенных как бы на одной оси» (66, с. 47). Такой подход к проблеме соотнесения музыки с мифологическим сознанием имеет принципиальное значение для нашей работы, в которой объектом исследования выбран оперный рассказ.
Обращение к этому жанру не случайно. «Рассказ... генетически связан с мифом» (111, с. 191). Известно, что в процессе становления миф постепенно получал своё выражение в повествовательных формах, складывался как разветвлённая система рассказов. В исследовании М.И. Стеблина-Каменского неоднократно проводится мысль о том, что «миф - это произведение, исконная форма которого никогда не может быть установлена. Он всегда пересказ чего-то существовавшего» (118, с. 87). Так, например, песни стихотворной «Эдды» дополнялись рассказом в прозе. Поэтическую трактовку имели лишь диалоги. По замечанию С.С. Аверинцева «мифология - это сумма рассказов о мифологических существах» (3, с. 116). На доминирование в бытовании мифологии словесной формы, а следовательно и структурных закономерностей эпоса обращал также внимание в своих исследованиях Е.М. Мелетинский: «Миф есть символическое описание модели мира посредством рассказа о происхождении различных элементов мироустройства» (89, с. 23). Согласно К. Леви-Строссу миф одновременно «диахроничен» (как историческое повествование о прошлом) и «синхроничен» (как инструмент объяснения настоящего и будущего).1
1 Вопросы соотнесения «синхронного» и «диахронного» параметров временного континуума ставятся в трудах А.Я. Гуревича (38, 41).
Диахроническое измерение мифа повлекло за собой создание