автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Опыт и уроки деятельности Кабардино-Балкарской парторганизации по преодолению пережитков прошлого (1917 - начало 30-х годов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт и уроки деятельности Кабардино-Балкарской парторганизации по преодолению пережитков прошлого (1917 - начало 30-х годов)"
û&GtciEPCî'âo aiam и стшо шкммшого отвотш-
Р С -5 С Р
кушсш пшаиствняыг ундосига
Свецшшазкршатшй сове? К C63.73.Cl
На npssax ¡ухсаиси
ïeayess кзлннз /'натальевкз
ОПЫТ И УРОКИ ДЕЯШЬНОШ КШРШ0-БШАРСК08 ПАРТОРГАНИЗАЦИИ ПО ШШШЭДЬ ii£PES№"CS ПРОШЛОГО < l?l7 - начало ЗС~х гоясв'^
07.СС.С1 - История КПСС
Автореферат
диссертации is сои су они в ученой степени хакикзата исторических тук
Краснодар - liïl г.
Работе выполнена на кафедре политической истории Кабар лино-Еалкерского орленэ Груубв народов государственного у ни верситета.
Научный рур-озодитегь - доктор исторических наук,
профессор НАПСО Д.А.
С|кииельше оппонента: доктор исторических наук,
профессор иАРЩЕНКО К.и., кандидат исторических наук БЕШНОА Ы.Б.
Зегуцая органивецкя: Севере-Осетинсзсий государственный университет
Э858Т2 состоится 1S91 гаяа в
"_" час. на еасехвиив спецнаяивироевяного совете
К C6i.73.Ci по историческим кэухви в Кубанской государственна', университете по адресу: 350640, г.Краснодар, ул.К.&ибкх-нета,
С диссертацией кожно свнакоииться в научное библиотеке кубанского государственного университета.
Автореферат разослан "_"_1S&1 г.
Ученый секретарь специаяизировенного Совете
■ доцент В. Д. Сезонов
GSBJI харачтерияш РАБОТУ
¿к тельное ть. rc&ss. lia протягекзг: dcef cboqí; ясторив КПСС за-зишлась решена® вопросов хозяйственных, социальных, йдеологаче-5KES. Партия - su вой органам.-,, п в ее история была свои победа а jopasesas» уяаяп о оешбкг. В вопросах идеологотестз работа, со-зершшетвовашш ыевиацвонакьвнх отношений, сочетания внтэршшо-шьшго а национальною, судя по результатам евгодаттго дня, inoro нерешенных пробгдаи
Б последние года обострился интерес ученых в публицистов к »течественной всторяз, особенно к навбодее драяатнчеенгм я пере-гаешш нгаентам авэяя трояа. Пакт этапж в ветеран вашего об-[вегза явился тсЕвогтябрьешй горяод - юрзол станонлзяия эоаык йщостэеяннг отншшзй, в которых одной вз вэкйэйенх составив ззтее являлась нацшнаньвая голзгзка тртас. "Иипульсн. етторш ралетарская революция дала каипоналъвэй полятпкэ, за затухали а протяжении всей нашей йсгорзг, - говорятся а ¡татфор&в KiCC о ЕацвоЕальаогу вопросу. - Однако деформации общостззпного рез-нгия, вачанпиесл зешре посла В.К.Лешша, пагубно отразшшсь в а цегшцаояальшгх огтаонаяг"*.
Вревд перестройка, взбааланзо от стсрэотяпэз внося? своя юзр-зктввн з ama предегавзенва об ветеран, s тш часлэ о процессе дозяого развитая общества. Идугшв в стране преобразования уевшая? ангерес народов я культурному еаслаяш щшщяЬ, к работе ла я сердца иааях даяенгг в йлизкег предков» возросла ааггв -ють нсгорйчестй. соцааашой иаиягв, обраггеншй к нацзональнг-U общесодашзу а ойаечшюезческсгду культурному наслала©.
На еоарзазенЕок этапа вопрос о сохранзнаа вацвеналвной сгаго-iíhoct2 культур народов СССР приобрел особуэ ос гроту. Неиалнэ ¡яозненйя, вознвявшэ в 80-о года в иегнанионаяьшк отнозешцз: в яв регионов страны, вызваны не только сошшыкмэзоноштсЕша яторша, но в а значительной стелена дефорssauzssa в нацзошдь--этшпоскои аспекте, рсодацва норашз з прошва десятилетня, вяодушо в этническое своеобразго, к сохранение ценностей на-овальюЗ яулБгуря болезненно отражалось з национальном созаа -в* что создавало стгателькуо среду мя онвшвщя нацйоналйэш экстрсйззна. Поэтов' дня осглнслеязя неудач: в испрааканая прозиа-з, а такгк для закреадешт позитивного опыта с развитии ' гащв-
Зэдеоншшшл iшгака партии в соврвмевшх условиях (ПяаяУориа ':шс)//кПраэдай. - ГЭ89~ г. 18 аетуста " "
опальных процессов необходимо вновь обратиться к истоках: строи теяъства нового общественного строя.
Объект ясслеяоеангд. С первых дней Советской влзстя идеоло гичееаой работе, форьшрованвэ новых общественных отношений уд& лилось больаюе дадаанзе. Одшк аз аспектов становления соаааля ■ стическях правая чшювэчесЕэго общеааяая ияеолоптаекве учрсяя& нзя считала деятельвость го вскорененвэ раадвчшх перегвяЕСОв.тр; дкшй, обычаев и обрядов» Новые оргаж власти в областная пзрзя] ная организация Г.абарлпш-Еалкаркг вакопклз определенный о пат з эток плане. Аяашга этого ошта в стал обьаятог* яссдадговапия диссертанта.
ШЗР? к. радача. тыажъшз- Цель - овредаявдаз реш в ивса этжульгургд-коренного населения Кабардяю-Еалкарга а прсиессе сощшльяа преобразований в первне десятвлеадя Советской внесет - определяла в азлачг исследования.
Во-первых, кабардинская s бглкарекки народа, пврокэ известнее в Есторгаз з литературе своей четкой в сбалансированной czc* TeiioS гралшхгоннж кульгуршг данностей, гоаесля серьезный врав-сгзеншй в исторический урон в результате ншетвей бюроотатэта -ской пентралазацлв. подавлявшей кашзональше сознаязв, ггшргро-вазшеи этнические особенного:. Это првводаяо г возникновению прс таворечй: ricssty »еогокэтвсяям раэвптяеы в кадвояальда^льгурна-ш пнтересаюв малопаслеяншс народов. Игнорирование национально -региональной вариантности» неуванейве к всторгко-нз?льтурвыа гра-дгщияа г запросе^ шцйЗЗ а шродвэс?е£ щззволшш к откдагоыу . произведу в рдазяшз шзшовальшх в »ишчвшж вопросов.
Во-вторых, с конца двадцатая годов офшшадгью национальное сакосоэвание фактически стало гоотзшпос таишься вмгершщвона -лвстскоЭ сознательности. Б обстадазяе шшзвого едавошгелая ссор шровавась устойчивая привычка нэ задичать болеть точек в шяи-ональной сфере шш объяснять их проявлвндящи "пароЕЕзаов кглига-лааиа в сознания лшавй". С тех пор и до недавнего временя всё, что не аписнвалось а заданные стереотипы в шало всторяэ, клеймилось как "пзрааздав прешого*. Прззнвая к ах всаорененнэ, государственная свстеш, которуэ ш сегодня назнваж кокавдненадмв шетративной, та сутп вала к разрушенаэ традиционной аециоааль -ной культуры, к духовному закрепошенвв народов» к разшваняю ис историческом паияти. Разруган храш, запрещая обряды, вскореаяв вековые трздвдвв, в та система воренна.: образок извратила взва -
«mssso vstmmoxmsozza принципа сохшшкгяческой идей: равевся* э» в суверенное к. aapasos Poccas» право народов Pocosa яа бодасз сааостоятельвов я&зштэтэокое я йудьатрвоз раз»2ете, ыева же?, z ssiaas вашшнаяьтп; Зрй тарая-от passa-
5шг нгродов бшга даш в "Легларгщаи прав пародов Pocosa" IS швабра IST? года и палсазЕн о основу деяташгеетя юш рзшзэ -цгонного праазгвдьсяга1»
ш о«ряцзл рзатеншг усбохов лвюшсао£ иашоновь-зоЗ тюшия s СССР, сешдш? гзеобходкуо взяяяиугь га эта apc>üas~ до с вдвоЕ. точав зрэааа. В яершд оЗяошшазд в перестройка aw всобевзо ass^aa&boj ïss ssa s процессе варасганаяг шщгашсьшш сзаооезаашя зароди, дробргеявя зоторачесяоГг» coasaa&soß па~ т?з, odjx^GHSöS в швзоиаяизду в гумаяэеада-
чъоязщ васделЁо» scsaaï вопрос о еозсравейшг в pasasîaa ш®>* ешшеой саиобатдасга культур народов кетей страна. В.И.Двяан говора®, что в bossk Еог^рзчесазх усвозалх ■греб^в-гся "кз шд^ике пшэег щшег^льгура* а jsgggjaa лутап: образцов» яраявадЗ» ре-ззохьгатсв ййзййшшЕ яужиуря...*^. Огсгща я агтузазяоста рас-cmspssaa юшяягш "яультура* й ооазкутюотя его jsîcks: ззачввяЗ: шс o$âps дугоаваЗ sssgs чэдювяка* как определенного уровня sc«-tops4eöia>ro разэяшг o&socrsa» как раажппнх фора а гшгоа жйз-вадептельшхлв ^гздавзаа. Б таком сшсле - культура, ©е apascï ~ вошше, кораяьше s материальное цшшосфк, яорьзд явзви всегаа ийдйРэшздш;ь й айкрошялзсь э градациях, обкчаш;, обргщшс* Тра-aas зфоцвсо, в 5сод<э которого i© гошаешад в погшшнйэ yet-» mît ШОШ18Ш.1 шш mmадш« путем шредшшя злаавагз шэдег^« erase fops, соотааалэт шзда^Шзуа особоййоси? азвховогаз и Евра-EEïsï по только ее щ^шйтавазоегь, но в ее дэйствзтакьщй хе-райяер* оказывав? m зяошювшаво-чутюзэшшй
ваши? дея?еяш>0!РЗ ¿аддеЗ.
Лю&ш «раавдаз - эго дань яредаоцу» часто веовщ отдален ~ sûity. p9¡SB - шдздагщу. В хвбой урадшкю тгяэ усмотреть явшо в с крат элевдате msßo oKSîsass ойзеогвеяннх угкшюв» з^дь стшваанав трашхвЗ speóyey sbsks веегкшквз: шяшааЗ* я чем отареза оаз^гст гроотреБ а обачазэ, гаи она зяеучей»
.Знача? да это, ч?» традиаая и перекиток тоздейТйення? Эк?
* ÄOH^m 'ib iieifopEB борьба за Совотегуо власть а образования asîOÂJMsa КабардашскБалкарзя ( Î9I7-X922)* ~ Нальчик лшз» «с, 50.
2 Л0НЗЙ асс, - T.4I. - С.4в2.
не гак, потому, что традиция ~ это естественность, органичность, стабильность, это глубокое билоес£скзе соаергаяие, внсоаогудояэ-стаеявое творение народа, сохранившее свою обиессреянув звачг-¡¡¿ость, а перегаюй - ото постепенно исторически отаираэдее • старое, Ее нашедшее своего назначения в новой.
Автор откачает шесте с тш, что насильственное исгоревэвие религиозных взглядов пол видок отснейшяг пережитков привело к известны!- !!разстжзеншлл потерям. Что ге касается таашвашзстзче -еких пережитков, то соглашаясь с их реакиюниоГ; суаяостыз, следует закатить, что ош пропзрастаэт с питательной для вашзопшш-сгических, сепаратистски вастроений среда, шзкваеда!: ^ветвей национальной ущешгеаносзз в эдогшаке, содштихе, культуре. Надо призвать, что подавлению национальны. чувств содействовало г создание "атмосферы есеойзей непрвгазригоств и штерпазюсти а верэ-Еятка^", которые стани ассоциироваться со всякой традишонаосюю, £ значит <■ с нааповалько-особвЕНН!;,
Понятие "перегигки прошлого* получало дегатавяоэ значение, лодразушвавпее какой-то идеологически!! екнел, в го врегщ, гаг являлось просто научной исторической категорией.
Стопеш» ввучеЕнсн-'в; птюбяегщ, Вопросы о сосуществовании старого с шбого была актуальны с вврвнх дней Сов©тсео2 власти.осо-бошо в национальных обласгез Северного Кавказа, своего родш заповедника езиршш. Это проблема так шя? иначе затрагивалась во всех выступлениях и речах револвдзовшх лидеров в советских руководителей.
Эти автора ставит две задачи: во-сервш:. обосновать йеоб-тотя.ж?ь в зааошщраость новнг преобразоваянб; во-вторих ,разь-ясн2И> кассам политику партии в отншеяаи этяг вопросов. Не неся в себе паучно£ копившей п являясь для совреиенкис исследозате -ло£ вшенж. историческим источаокзц, литература подобного рада, асе ас дола известней пдездотячвтол*»;» дяя шучннх трэдов*
Первые исследовательские труда го вопросу о месте традашг -ояного в революционного в кизнз горских народов Кавказа появились во второй головане 20-х годов. Б основной их авторами были представители цесуной интеллигенции, праватствовавеше резалки» иву® перестройку горского быта, во откечавзие необходимость серьезшх всследоаакзЕ в области этнографии в истории кавказею® народов,
— 7 -
учета ах национальных особенностей*.
Б эта яе года возрастает интерес русских угашг г. иэучеаив яроблек соцгалдстачесного строительства на Северной Кавказе*.
При несомизшшг достознстваг доследована'; тег лет следует оошизть, что местные автора празнааля к социаязетачвскому преобразовании горского быта» нередко отождествляя это с отказом от всякое трздицвоняоетя, а русскае учение зачастую рассматривала местные спепвфзческиэ элементы с явеэнзя как экзотическую двко-ввнку. Обе зтя теадепзш! являлись до существу двугл сторовазвз одной медали, з их пршояакеигое гок£яапае в более поздние года драводаяо к крайностей в нэучпо2 опенке траанщонво£ культура кавкаэекшс народов 2 к ошибкам в идеологической работе в ешшо-налЁлеЁ' талзтгкэ а этеа района,
В гослздупцае годы (с сареавЕн 30-2'го первую тяовяцу 50»х годов) количество пссдедананй по пройдека.:: шторги а культур» заметно сокргтзгось. Это связано» ацдшо» с одяоД стороны с кш^чх-о процессп» соврехгэнше пераоду усапеаия культе лгпшости» шиш освещаться только-под опредеяванак укюк зрения:.» С другой «торсЕ, по этоЗ ж причине таза а труда штагах узшявугнг вша аэяороа бшш незаслунеш вычеркнута яз асторза наука. К чваду веторетзв, работавши: в этот славанй дзрзод, прв^длеаит. щюфесеор Г.А.£окй~ ев, знеегшй большой вклад в изучение ксторяа а зтнограгш кабар-диказэ и балкарцев0.
Новый юдьеа в доследования аройзеа тршшвй я шреавтков в [Сабарде а Балкарца начался с конца 50-я годоа сяяхроано с ващ-ашз вовек» этапа з загорав СССР, Баякзая часть эти* работ восвяа гаршгтвр атшграфэтзет ЕсаяедогшМ» яшшащ собой глубокое вручаете щзо&таз традваээшо»- яфзьвдк- а йят г^сдаз ¿"а^г^с.г» -
" Адаэ У« ШвзошдьшШ аащюз а шшааатааа дата й Свват» Хааввяявз ада (стогаз йяяаякяяз)'. ~ Росши аД. 1328 ? Хубвев И, (Карачаадз). Ивбрёхше произведения. - Черкесск,1939; Корюзасов ?«. как нельзя освшать ясторда//?ешадая а горец, -1929, - в_ 6; Куяцухов И. Об язвращанаях горской астопаз/ТРево-» .шнешщ теш. - шо* « я е.
Ладыгевсюай АХ. Адате табее//*1!вй,ор£азцвояшй» бшлетень* Вкэсо-юзвото обшетва культурных связеЕ' с заграницей. - в 46-4?,
■ Кокзев Г.А. Борьба габаядшекой бздноты эа советскую власть* -Нальчик» 1946; Его яа. Задавшийся учении 2 просветитель кабар-мвакото народа. - Наяьчдк. 1944.
щзе теоретпчэсяве труд; s раз работы узких тез£*. йтг. есслвдо: шя знеолп свой вклад с разработхсу научной коздешщп законов шеетаенного развитая, заложила прочную основу для гошзкааия ] дачнык пробяег., яасаикясся трестгочных форы в тршнишонноГг х туре в общее твеннш: откоаепдяк народов Кавказа, взавшожоше! старого с нового е шровоззренш я бнте кабардинцев в бшшарс
Другую шюгочнелеяяу-о группу работ, таг или яаачз связщ с лятересуящеС нас тепой, составляю? аееяедозания всторяко-пг кйного с сгдпософсЕого isiaiE6. Авторы этих patíos не ограничив ются рассштреапег обычаев в традащй. новой обрядноетг в пе етткОЕ простого, как йшюоофскшс категорий» а обвапршваггс т деяцлю к категорячеосому разделена® традиций, обычаев, обрзяо аз полезные п вредные, безоговорочно oïeoce к числу последних все. гзаао-ваяьсяп связанное с религией. Буквально у всепс авт ров, дане прл приз ваши невозможности ояаесгп асе трздгшв др лого, обязательно присутствует тезис о необходимое те очветпть от религиозной форьзк. ешела, наслоений.
В последующие два десятилетия (70-80-е года) s советсяй астораографвв получил распоостраяенве ш^гукйнвоЕгаескпй взп вг щюбпвид о месте тредошв в внновацшз в соцвалпстачесши < ществе» а чопорные ззеггшззе догкн о классовое характере обнчг в обряяов, разлагаздз£ <горгле редлгав, вредности перегзтзэв spt шяс тршшщй,
Стат&п в шногра^аз го этнографии, юявавшввса в зге го; озкршш швяе амэна зз среда меотавх учззиг, усздааась разрабс
1 Народа Кавказа. (Очерка общей зткографяя, Азаатская часть СССР). - к,, 1950; Косвен Этггаграфня в есторвя Кавказа 1.'.., 1961; Культура а быт народов Северного Кавказа. - К. »196 Токарев С.А. Религия в псторвв пародов шра. - !'.» 1965; Шш эа Т.Т, Семья и семейзай быт глбардйнцэв в прошлое а настолз (Дисс. ..»каяд.гст.ваук). - I'.., $66; Рашшов В.К. Обществе пай строй аднгсак народов. - К«, 1967;йемухов У.Г. Возраст ше числа меняацповалшгх бваяог - закономерность процесса преодолении дареяитков волана в современных брачно-сешйвш: ноаешях/Дчевне записки КЕТУ. - Вып.40. - 195Э.
" Садаыов Б.С, Обычаи в тпадяцпп горцев. - ОрдЕОЛШпигзе, 1968; Подов Я.С. ЭмоявоваяьаоЬ воздействие релвгаозяой общщостя его преодолеш5е//Воцроск баяоеойвп. - 196а. — К 9; Пэдтатв '. Отношение шрЕсззма-дешшазьга к народным трздвдвда. - Ташкен 1963; Вопросы преодоления юедшюзшх шренитков в СССР. -. 1966; Курбапое Н, Ооществекно-полазшй трот - основа преодоления пораяитгов прошлого. - Махачкала, 13&8 ; Сабавчя • ев 2. Усгахп культурного строительства в Советской Кабардтао £алкарая//Учей.аап. КБВйй. - Нальчкс, 1957. - Вшх.13; Город-нак Г. Дорогаш нозюс традпцй.;. - 1964..
- s -
на узких проблш, увеличилось издание коялэктяняих трудог^. Об- =" щпО недостаток этой литературы связан со все больше;: идеологи -задней пауки. Стало обкчныг. явлением разбавлять исследования вв-водами об идеологической вредности илп полезности того иди иного обкчая, исходя при этом es форглулк: традиция - перекаток,новация - прогресс. Более ела менее настойчиво проводилась иысяь о стирании традиционных национальных особенностей, что по приведенной вше формуле стало окяществдяться с отстала? к пэре -езточшл. Несогласие с подобной точное зрения части ученых вылилось в дискуссию на страницах гурнала "Советская этнография"2» 1де прозвучало, идущее вразрез с официальным, мнение о задаче ученого-еткографа, которая состоит в понимании конкретного фрагмента культуры не как вредного перекитка, а как норш. отвечавшей определенным запросам обаества» а ее идеологическая оценка не обязательна.
В работах ¿сторико-лартийного и философского плана0 "sacsofi-fise" зравдвд «знаменовалась паяшяз прекрацеетен борвбн. квеивй» оозлсняегся упрочением фушсции общественных: наук ддя обсяу-ааваяшг ттгщг тчргкданзЗ организацией науч-
ной эаешргяэы. Огретое колачесгао статей я монографий било посвящено опасению глобадьвж процессов s язяиопальвоЙ среде шнетрациз "неуклонного год&ема" ссцаадьно-огоюивче ского а культурного развитая отдельных народов, критике разного рода "фальсификаторов" s т.д. -В научной литературе утверщщяась ко&-
11рхеалогс~экгагрЕ^ическзй сборник. - Надьчак, 1974 г О&цэсгзэя-вый баг адатоа и балкарцев, - liasьчик, I98S ; Новое s трашш-онше в культуре я бите кабавдивцев s балкарцев. - Нальчш,
1986 s Ол:...Ойпшц; s образовав ¿трн'адагов* - Нальчик. 1375 ^Бгзгноков Б.л. ¿дагсквй эеткет. - Нальчик,, 1978?
yJrf-, 3 y ¡¡сфйЗ&Ш* — kââRCQX*
1987 ; Смирнова Я.С. Традацая я вяшваиия в раэантаи сетейнсЗ оЗрядйоста (но натемавем Северного Eassasa), «M,» IS73 j
Семья z ешэйшй бш? народов Северного Кавказа. - №..
- "Советская этнография". - IS78. ~ £ 6 j 1879. - й I.
3 Абрамова ПЛ. Деятельность яаоизйных организаций Сеэешого Кавказа по воапечешт трудящаяся векши в социалистическое строительство в период ©строения (Туадашшза сощзалпзиа. -î»U, IS76 ; ïiOBiS: быт - вовне обычаяi Сб.ст. - Ставт»тяь#1Э77; Катаев AJ.. Релагшэше трег-гжеа у черкасов s пути их преодоления. ждас, ...кащинст.яаук* - М,ф 1973 i Хакуаазвв Новое вре№ - ноше обычаи, - Нальчик, I9S7 : Шгрсшшшш г.:„н. Борьба ггштййнои оогакззацни Данаши с вредными яерекмкамв ■ -пожилого (IS2I-I337 гг.). - Дасс,*.,.каня.нет.наук, - Тбилиси»
- 10 -
венцня о форларовавдЕ новой всторячесэтш обзшостя - советского народа,и в угоду этой кошешаи воспевались равяне нрава, равные возшзшосгн п "нерушимое брагогво народов".
Сегодня ын тяеы констатировать, что устарел сак шдзсод к общестшведческощ встораческсму всагедованша. Во-первых. нооб-одшдо аз ода решать аауку от ашшвя административного аппарата, раскрепостив тел сашк творчесЕве сапн ученнг дня выработка астат а свободное обмене кнениЗ. Во-вторьк, необходима гуманизация шуки» осуществяяекая параллельно ила несколько впзрада гу-иангзгцвг общественных откозехой.
¿яалаз двгеражурн воказавазт, что разработка проблеагн о рола/ тете зз назначении таках вазнш: зяеионтов национального сашвнра&ения» ш: обычая* традшзЕ, обряда* в новж всторячэ ~ ских условвях требует 05 учешас шанг вссяедовашШ в главное -нового взгляда на давно швестше эсщща. По сутв дела,при дубликата конографац. тан пдп сшчэ заарагпвасегх эту тшу* конкретного всследозанвя по вопросу о внгаглзвваназ нашзональво-са- -ыобытагх традиций и борьбе с религией вод предаохогг преододашя Еэразпкоов, в яичной литературе до евх пор нет.
Иототншюетаасяар база вссл^доэаяня. В ходе вссаддоватедь-сео2 работа наряду с лнтеразурньиз всточншшнй автором яравхо -кадвсь в яругве - водезой ттерзал* восшшшаавя, периодическая начать, аряиш. Наиболее вагшш для раненая пзставяешй: задач явяяетея аргившС штервая. составзасшх! докушнтаяьнур освоту настоящей работа в собранна в основном в париййкзм архива Кабардино-Балкарского обкома КШС а Цвнграаьнок государствеено.у аршве ШСС?. Шбйшт хкюкь асшяьзошшнх даунвнгав шчар~ шута из Центрального партараааа Йшта§ута ^рййизк&^зешзшщ, ори Ш КПСС, а шш ш овтОюго врхмш К«Н*Кашнова* дауьшга вшрее ваодаш I! трт8 оборзт,
Тдорбтаао^^годсшбгачбсйй» осйоврй явссемащя ввдйюв шрксвстско-леяшскре учензе о. лоезуватвльши вегорзчзсамд процесс®, о нреелствензоста культур, йорыах а катодах работы парии $ усдошк ссцшмошвдсш» огроятельоши
Шдя?,УРШ (1517 - нач.30-е гг.).
Выбор гроаовогйчееявз: рамок исследования с 1917 года от начало 30-х годов объясняется тем,' что с Великой Октябрьской социалистической ревсмодаей в яизнз горских народов Казказа начинается процесс глубннаш: социальная, эаоношгчесЕвг в пояитачесюазс вз-
- п -
t-енеалИ. ноторке в roí: изш вюй степени затрагивали основы тра-йншзондаГ; яузьтурк этих пародов. Некоторые элементе обществен -raro уклада ыестшк ¡иродов перестаде отвечать ноаш условии: епзпп, Подокенпе Хабардн в Баляарпп ослоннялось s тек, что это террвториа, находясь в статусе колониально!; ояраинк России, со-грашиш тязазое наследие аазэреяей ошевтввв царизтл: зконоипчэ-евуэ отсталость, безграмотность подашшэдей часта иесгаого яа-селенпя, груз вашюналъного гнета. И Г9Г7 год является точкой отсчета норепной перестройки в яизяп этж народов, которая' началась как сонваннстаческая, но ааяогнялгеь разрувеяпвк зтно-нультурн кабардинцев а балкарцев, В перше 15-23 лет Совзтсяоё вгшетя сгояцентргрэ вались на тольно творческая созидательная работа ш создавав подлинно скщаяпстзчесаой культура, но а серь-sshsSsbs ■ цяеешзплэенне я далатзческяе просчбтн, ошйочеей) еатв 30SHX органов ззаатв, посяедствня нош: е счващшсстьз лроявля -ртся в сегодягшей еезнй пародов Еабарзшно-Балкарав, Начало 30-х годов шгяо рассматривать как своеобразный рубаа, за ното~ рка тяасстьг» утвердилась лсездозаапояальяая, нсеадоеоцяадшегз-чесная культура.
Регз^н яееяаиоvessaf. Внбор Кабардвш-^айарад для аллвет -ращяз теоретических вззодов обуславливается» во-паршхtноядяц -гость© фактического аатвриала а региона сзжЕекая яэскашсих об-Ш9ствбнт-эЕоа>шч$сшзх укладов. Во-вторых, шоаоизльнку составил населения бтазоЕ яазюяЕадшой окравнн» шнвтнванзеа ва себе щшзш вашаяодзрзавно2 политика и реаадаз надзонадзстачаскогс гиш, В-ерзэыа:, нэобгодааюоташ ззучавня конкретного местного • иатерааяа лая шэнаядя общзх зааишвэрноетей в равввтвя нробдеш.
Кауущд нэшзта-.дй^эдтщщ онрэдвдшется постановкой проб-nesffl в еб новом «оншгсаснон оеывеяеная. В уело тяг л
ийсйости представилась возшквссть впервые рассмотреть зеслэ -
гатям плттпл« mw п'-гяишитм»»»»» «rnvmma валппм ¿пяу%<»\лая опцион»»
^T\MUUU JUifгЦ ¿АКДДЛ.*.»* '»Рид! ЦЩ gjJOU'«14 AtiAU^UU
зегаташш явлаяяя в деятельности областной яартЕйнеЗ oprasssa-од по нреодолашго, таг назнвавкшс, "горегштаэв проодого".
Bsepssfe дана нзрвояззация идеологической даятельноста дар-гни, всЕрнкяая два осяошнх этана: порзод творческого подхода я >тдельнш проблааш сонвашзстичоскнх преобразований в период ус-ановденая партийной шпопешш па культуру в идвшадавэ,
ЦровадаяшЁ аяаяиз стаде г методов рабокг партайдах а со~ -тегаг оргашв в Кабардино-Балкарии выявил встокв грубят дв-
-12-
форйшвй s ошбок s штоявлжой WMST8se, ярявезстх к резр язю традщшошой кулыури но рента народов резяояа» в шгер vmvssz Ераэотаешш. вдшюокй треда. г. з айве ж© гсторячесгого гасяяод*
Оарадолеш осноззше шдаэнщщ, дройсазаасте s оодаалгао£ сфере i шихолозж г spasype шсгвзх народов » дарвш десяти^ îBK"Ôosôtosoa аяаош.
Двсевргавт т-ядаз^ зэдошаа е веследовашгз яробдш «вва • ся1ш22 йгр^шв в 0oo2bôsûïbss с йсторэт0сйой Щ)ШЩ02.
1фосаеквна связь вяятской культура шрода, градвдаюншг форм ей? хозяйственной деятшадасга с шеру^ащай средой. Доеа-зала абобходвгд)с2Ь ссщшшвз »июяуль??!«» как уеаавня еэхра • венщ втвоса s векдатаноаяевял нэпа "чааоэен - щжрода*.
Аздарои дёзз. оцеваа s взваечэш ypoza да доягакьносэа tsap-tssissm. в государеувошш; органов в огвшешш раздаеааг pesais -озаага грздгшошш яаечагугов.
В давовр«щян дается егшая «ракгодаа сдаого шяютй *®pí ssïk» г^гашом" в soaaeaete едааого ©т>;вэ®турваго койстегса.
öösop литература ко ïoêsô ирослаавваб-г да praoaii psesssae одшэк; тзяяйнцвозшт йшдтяетод в ястсряограра, разеаатрнтв шш надошлшш в кудьгуршб преобразования прг сощше лишь в щюБосходной етешна.
ЁШШтл Диссертация состоит sa sbô-
деше, дщр: laas» ьзхзт&шя, опаска геихеьэоваяйой двтер&туры е всклщшгоо.
обосаоваш аагуакшкяя» а вазгтаая еаатагкяа томы» ааредедвщг eckest« грояолоззтоеетэ ргшаа i рог-зон secaa « ¡гшэааш* й^оркддвромш пела в задаче работы, ожйревгеразоэаш ояешаь раэ5йбо«аша>сяз npodaeüäs.- es шучввд шшш< «орвадио-датсщсшогачесвая осшш g еего-чишговедпэская база весладзвтшг.
Даааа-лаааа *18тзт,ш
,жшш«......-ЙШЙ тъШ.....J
шишАК" состоит 23 4 шршграфов. В главе определяем роль íb злщаве ашшш ва кайардшщеэ а багвароеа, авторвтез? мусуяь -«asesoro луховзнства s шест:, взажоалвяше pesaros в аадво -аазьшто soispoca,
Авторов шдштш Jroa этапа в деятельности областной rapiv организаций по атеаотичесгому воегштадав заселения s ôopspo ~ ms юэзго мировоззрения. На I отаве (1918-1827 m) s Ka-
бардпно-Баляарип активно в пелеваправленно шел поиск путей.поз-волявдпх обеспечить гармоничное развитие корешах народов об-ластв. В этот первод основной упор дсяадся на преодоление го-реяятков прошлого в офере (ющальпо-олоноцпческпх отношений» я особенно, на лнквядагш) экономгаческого отставания кабардинскою я балкарского народов, сотраяашегося вэ-sa многоуклшшости хозяйства в налагая в н® перенятков патряархапхнш: я оводая&шх ■ ¿Еори производства. На этск этапа новая власть свяэцвака задачи атеистического вэспптаяая с шзыаекае;'; образовательного уровня населения,, с сошиаяшя даськвнноетк кг. подтк язнкек, секулярз-заздзей школн» зосштаязе?.; нацноналышх прос[>еесвональнш: кадров е ннталлвгенцня. В окгошенва за духовенства, раяпгвозяызе учреждений я обрядов велась гибкая яолатзка, соответствовавшая пран-цапаа свободе соззств в роввопраэвя народов. В днссертзцяп оо-шчается особая роль в уетазоалеяиз Созетсдо! влас га в неаото -ркх горскгж' обласвзх карзатской колоши К.А.Катханова, сосуществование светской ишяа в мадрасев» шариатского суаопроЕзаодетва о государственный, советсшгг s регютоэпж праздников ш обрядов.
етсрой «таг д-зятзеьесстз сйлаотпс2 зарторпетпадкп по борьбе с релагяоздам мировоззрением начинается с I9Z7 года и достигает критпчеся&й точ&а з сере&глзо ЗО-х газов. На этом эта® бз~ ло допущено шюрироваака уне ваггапдзняого опнта я переход а ез™ apsToS ЕО-Тфрс-агадзЕ с релятвей, Обздазв иарясгстско-лваиаеггу» адэологзз с ее аетпрегвгзозшю мировоззрением офягшальйой государственной глооазгаза. югртнйшга органа рзсцезязалз лкбое отклонение от ее щзонов aas ангаеогезснуз двятшзхноси.. В результате щхиззоняа лзквидагшя полого культурного пласта- шч®чзвг!9~ го в себя в верную очередь лед ей» еййзшх в ревсашсша вез иеа -
щшнбк б ралетза. Нроззе того бщд голвоств» упичтокош эданйя все* печатей в Кабарда ü Баяварвв» еогишнн ивогве тоиа енот га ерабсвою языке - от Kopasa до букваря.
Яишвшиаж *Лчтщ/Ш>уу> ^^щ^эд-тй .ита-газвзашш, по .арэаямгенде
т&дватр eyarosre .социЕцшсздчврт пшажязшвг яий. я, оасярепоаеизд. цдщшв" четыре параграфа. Ояв поса&цеян аш-лвзу вакошяательшв: аврогюаяжий по борьбе с битовая преступ -леяздаз» составляшшв гореетткв местшх обнчаеэ (кровная кость» шогокенство» умшшзе, калыы в пр.); выяснению возможности вс~
сользовашш «радшцюпянх фор.: хозяйствования и зегшзгодьзованая при социализме; оценке деятеяьЕостЕ областной парторганизаций по преобразована^ семейно-бнтошз: отпоаеквй к изжевана» талсяш-кая яевщинп в сеаье в обществе.
В диссертации на основе взученпя большого йактяческого ка-тервала делаэтся вывода о той, что в конце £0 - начале 30-х годов. в стране в цедш с в КЕАО, в частности,наступает вреиа.ког-да дуаьтуре навязывается еетвообразяне стереотипы, я она сводятся к средству апологетики reptas е государственного устрой -ства общества. С эгой точгя зрения традиционная культура кабар-дннаеа z балкарцев перестала соответствовать интересам государственной идеологии, что вело к ее разрукеада. Адишшстряроааяне в основанные ш неаг шшш мггавачесгоЗ щявяекв швах треда -цнй г обычаев. "советизация" с "баЕшевизадпя*' основных пацво-налъвыг г.уяьтурякх ритуалов погребения, свадеб и пр. праводаш .. > " нравственному обипцашз z яшшгаму в обществе, девальвируя -. одновременно л юане з^ианкстдческве щлшцвш.
Автором анализируется тданительнаЗ? опыт работа областной парторганизаций до резендз яевскогс вопроса, однако црз этсы овлечаетоя неародуианяоста ывопзх акхпй в кампаний, ах оторважность ог ваашназьноЕ оочш» склонность к форсированив процес -сов зшесшшсп, что сказывалось на эфгектввзостЕ щюардгыэй работа,
В •во.шттщ двссертацдаг сфореулировазы. осшшне далоЕояшг и шводы вссдедоваяия ошта я уроков деятельности Кабардино-Балкарской областной даргоргаэзгзацав по преодолен® перекаттав простого, предложен ряд праятотесдЕх ревошадаяя®. Вкратце атя выводы заишчаэтся в следуипем.
Полоаеааа дед» с который кы стадгЕзаенся в повседневной современной дршсшсе, как то: вшаранве загшоаашш языков»ог~ раягчеазе их Фуякшюверования битовой сферой, разшванве надво-' вальннх нравственных ценностей а, в конечное счете, постеленная потеря национальной саарбнжоств уходит коразаа шенво в 20-s -3D-e года, Иногда направления работа областной дартдИноГ: орта -гшзгхХЕЕ, Eocasajse в определений период эршенз иеторзчесшз оправданный характер, на дальнейшее эsacas превратилась в ceoí: бктешд z действовали уне'не на расцвет вацяонадькой культурна вела к штерв ее сашбнгности.
Согласно закону диалектика, общество. культура шт оишль-
ное яаяиюе не когет оставаться непзмешпл, оно развивается,изменяется, вшсодпт на новый уровень. Ко возюяностп новой культуры во мюгок предопределяется тек, что именно будет освоено й осознав» го-ново!^ аэ прежней культурк,
Иааензть отгосенга к взученда в исшльэовашвэ родных языков, пересмотреть свстецу образованяя, возродить алекевш тра-дешзонаой нравственно си с морали, создать детеяве школы традиционного этэтесяого воегштаяяя, общественные организации, заки-наэдвеся нроблешкп возрождения нащгснальгоЗ культура - это линь некоторые аэ путей к достзаешю цела.
Особое звачекве ин придаем тенденция к возроядэш® краеведения, нак наука я ваз общественного двзазяия. краеведение является способом нзучаная общего в особшшго в история» способствует восетаноняеннз всторгнеской встшт, утраченных имен я определению путей преобразования своего края.
Эткокудьтура является одези из вааяейшк соаваштг п^л-ог™ ?ов ерш обвтаяйя человека. Развеваясь таея^пе^езн,, трэдв^х— онная йузсьтура любого- парода прнсшсайлзвадесь к оврувзиззш аэ
5рвр0555аы уЫГОВЯЯМ» В СВЯЗЗ С Э*Ш ИСТВЗ* ВОПЕОС О СОХрЭ.
традиционной культура каз йевршааного условна сограясгзя са я взаиаосвязз "человек - природа"»
Оанобоное увлочеазе экономикой в оолвтзкоё, когда раайятяв ззшй, народностей в республик гассазатрзааатся как средство, а на кан одна вз целей содаально-зяонмтесетго прогресса» наяге~ до су^естгенвнЗ ущерб нулатурэ 2 ираЕстзоняостз« го многой дет гуманизировало вшвацзовальше ойзеяаа»
тфъъъдтз втлта^я в го», тге содерЕндаеся в ие2 лояожеяая, вывода в рвясмещшав йогу? бкта а дедабиш-изезги различных государственная а общее?" аеншсс организаций до согранвшэ в возреадеши традвцзояяоВ куаштура иадочзедешшх народе®, норшяйзщпи кашшщюнаявшг I отношешй.
С-еятэтэсянЗ а допуыентальшй матерная, содофкящнйся в диссертации, шкет быть широко использован публщисташ, гуряалвс-гзаз, лзаторааа. Вовшвго его првцененпе для дадьноЭтш: науяинг разработок,
Ааодбашя, набора. Основные творетзчееяве палояедая бхш взлоаева за ВсесотавдЕ ваучно-яеореадческой ковфвратшп шлодш: учаянг в спвцгагвстов а г.Москве (февраль, 1967 г.), на респуб-
» i6~
лшшсаоя ивухгио-практичесаой soяфер&щви a Ifeбаракго-Балкарскш roeríascpcîîïofô í штяЗрг», 1S8S г.) t в шегуаашшйзе автора в espiar шучнсмзубящ&стнчшшх серзхэз по рзсаусдазшсшму редко (шя^-агкшь-вз^ст 1990 г.), Дшсфтацмя обезтаадезь на вафщре ашатшеской sesopra KBÍV. Ев ocksskhs поясейййя всаользове!® s учебаэд процессеf а пераздйчФсаой ввшти,
По тшs гшесешещи сдубзааоваян еззрздво. рзбеш:
1. Везсторые аевветк д«й!ваькостя: Кабаравно^ЕадкарслОй azpvap-ганазецзя по преодешеш® реавгвозшх перегыктов (1917-1937 гг.1//&сшсщегь - ызреанойу хозяйству. Тезвса дгадавов в сообщений респубжангеой ua¡y«rHO-Dps«TB4ecaog атф&ршш ко» долго, учзшгг: а специалистов. - Baseras. 19SS. - С. 14-16«
Es tepmt 4ßssye3aiK)C5fä//S2bipye. - 1989. -йг, - &.Щ7-1Ш.
3- Судьба бзаара Кагхако2й//Кабардйко-ЕалЕ8рсвэя правда. - 1990- гг а 25 сентября. - а 163-1844. Sestease шата кус&зурнстс строжедьстш s СССР (1917-1937 гг.) дав пшпкися стрвн ceq&aJssci.'HaecKotf opseaygípa (ня wepa вацвшаяыгас ввгсяошй Северного Казйаза)//Лро0а4ага раарабояет жащевдак социаггегзгееской ops err ада к некотсраз Еспокта «о реазда&щза es eosp«aeœou ©тане. - й-ï йад-во yj®. 1989. - йзгеркалш всесоюзной научно-теоретачесгой ïoh-фереащш мсвсщщ; учзннг в cnsspeascsroB, ( Тееиен). - С.137-161.