автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08
диссертация на тему:
Организационное управление в религиозном объединении

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Овсянников, Дмитрий Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.08
Диссертация по социологии на тему 'Организационное управление в религиозном объединении'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Овсянников, Дмитрий Юрьевич

Введение.

Глава I. Теоретические основы исследования религиозных объединений.

1.1. Социологические концепции организации.

1.2. Особенности религиозного объединения как организации.

1.3. Организационная структура религиозного объединения.

Глава II. Специфика управления религиозной организацией.

2.1. Организованное социальное влияние в религиозной организации.

2.2. Социально-демографический портрет функционера протестантской религиозной организации.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Овсянников, Дмитрий Юрьевич

Актуальность темы исследования. Будучи одним из самых стабильных и консервативных типов социальной организации, религиозное объединение в последней трети XX века вступило в фазу существенных перемен, которые охватывают и область управленческих отношений [54].

Этот процесс характерен и для России, где после отказа от атеистически ориентированной государственной идеологии многие аспекты деятельности религиозных сообществ, остававшиеся в течение длительного времени практически неизменными, подверглись радикальной трансформации, вызванной как необходимостью адаптации к изменившимся условиям, так и включением российских религиозных объединений в общемировой процесс модернизации организационных форм религии.

Огромный мобилизационный потенциал религии вызывает большой интерес со стороны политиков. Одним из негативных последствий этого является рост религиозной нетерпимости и фанатизма, увеличение опасности использования религии как средства оправдания насильственных методов разрешения социальных противоречий. Все чаще слышны необоснованные обвинения отдельных конфессий в «промывании мозгов», мошенническом завладении имуществом, нанесении вреда здоровью верующих, преступной, в том числе террористической, деятельности [58; 88; С. 38-57; 61]. В этих условиях информация, объективно освещающая процесс организационного управления религиозным объединением и, тем самым, противостоящая социальной стигматизации, становится средством упрочения межрелигиозного мира и согласия, служит воспитанию толерантности и сохранению социального порядка [40].

Резкое усиление социокультурного и политического влияния религии выдвигает в поле зрения современной отечественной науки проблему адекватности оценок динамики, уровня и характера религиозности российского общества. Учитывая, что главным социальным агентом такого влияния выступают религиозные организации, прояснение специфики организационного управления религиозным объединением способно оказать существенную помощь в решении как прогностических, так и социопроектных задач [26].

До недавнего времени в российской социологии исследования внутриорга-низационного управления базировались почти исключительно на материале деловых организаций. Разрыв между достижениями теории организации и управленческих наук и их применением в исследовании религиозных объединений на' столько велик, что необходимы серьезные усилия по интерпретации и операцио-нализации многих концептуальных положений с тем, чтобы сделать их доступными для эмпирических исследований [17; 75]. Этим прежде всего определяется актуальность избранной темы с позиций социологии управления.

Степень разработанности проблемы. Еще классики социологии уделяли определенное внимание вопросам природы и механизмам влияния религии на социум. Так К. Маркс, исходя из функциональной эквивалентности религии и светской идеологии, утверждал, что религия служит фактором социально-классовой интеграции, обслуживая интересы только господствующего класса и, следовательно, манипулируя сознанием остальных [50]. М. Вебер, создавший теорию религиозно обусловленного социального изменения, ввел в научный оборот понятие «харизмы», основной функциональной характеристикой которой является способность оказывать влияние на сознание людей [19, С. 466]. Э. Дюркгейм указал на манипулятивную природу религиозного ритуала, обозначил в качестве манипулятора социальную группу [33]. Б. Малиновский и А. Р. Рэдклифф-Браун, а впоследствии представители структурного функционализма (Т. Парсонс и др.), также рассматривали религиозный ритуал и связанные с ним верования в качестве усилителя мотивации на поддержание социальной солидарности, подчеркивали его важность для интеграции и реинтеграции социальных систем [49, С. 53-54, 6170; 70, С. 431,436-437].

Среди попыток теоретического осмысления феномена религиозной организации следует отметить усилия Р. Старка и У. Бэйнбриджа, построивших общую теорию религии на основе концепции социального обмена Дж. Хоманса [162]. В разрешение проблемы типологизации религиозных организаций значимый вклад внес А. Этциони, считавший главным отличием религиозной (нормативной) организации использование ею символических средств контроля и управления [126].

Вопросы власти и влияния в самих религиозных сообществах, в том числе проблема определения специфики организационного управления, долгое время оставались вне поля зрения исследователей. Впервые в рамках социологии управления как отрасли современной социологии на эту проблему в 1982 г. указала М. Б. МакГир [141]. С этого момента вопросы организационного управления в религиозных сообществах прочно вошли в круг интересов ученых-прикладников; эмпирические исследования были проведены в области определения оптимального размера религиозного сообщества (П. Залески и Ч. Зеч применили для этих целей экономическую теорию клубного анализа) [175]; выявления специфики внешней адаптации религиозных организаций (Р. Кантрелл, Дж. Крайл, Г. Донахью) [114]; особенностей восприятия рядовыми членами религиозной организации структур внутриорганизационного контроля и управления, а также влияния ценностных факторов на принятие структурных нововведений (Р. Ф. Сзафран) [164; 165].

Интенсивно изучался процесс принятия решений в религиозных организациях. Так, Дж. Нельсон и X. Хиллер подвергли анализу нормы вербализации, применяемые различными органами религиозных организаций в процессе планирования своей деятельности [149].

Особое внимание уделялось взаимодействию локальных религиозных сообществ и бюрократизированных управленческих центров (Дж. Э. Бэкфорд, Дж. Вуд, М. Зэйд, К. П. Такаяма, М. Тейлор, П. М. Харрисон), роли священства в формировании общественного мнения внутри организации (И. Ф. Хинан). Тщательно рассматривалась проблема соотношения влияния социального контекста и внутриорганизационной структуры на решения, принимаемые религиозными организациями (Д. Г. Саш, Дж. Г. Хогланд) [149, С. 173].

Однако положение о косвенном управлении / манипулировании как специфической черте организационного управления в религиозных сообществах так и не было раскрыто, хотя и тщательно изучалось в качестве самостоятельного явления в рамках целого ряда отраслей науки и междисциплинарных областей исследования: политологии, социальной психологии, социологии, социальной антропологии, конфликтологии, полемологии, PR, теории переговоров, теории коммуникации и других [31; 4; 10; 21; 27; 34; 39; 99; 109; 128; 148; 150].

Предпосылкой к исследованию косвенных методов управления явились труды М. П. Фоллетта, Э. Мэйо, А. Маслоу, указавших на ограничения в использовании формальных (прямых) методов руководства. Управление организацией в аспекте проблемы лидерства и руководства изучали К. Левин, Д. МакГрегор, Р. Лайкерт. В рамках ситуационного подхода к эффективному лидерству анализировали управленческую проблематику Ф. И. Фидлер, Р. Дж. Хоус и Т. Р. Митчел, П. Херси и К. Бланшар, В. Врум и Ф. Йеттон.

Институционализация управленческого консалтинга, в первую очередь в сфере управления конфликтами, стимулировала исследование манипулятивного поведения в рамках конфликтологии (А. Г. Здравомыслов, А. К. Зайцев, А. Дмитриева, В. и С. Кудрявцевы, В. И. Андреева, Ф. М. Бородкин и П. М. Коряк, Н. В. Гришина, В. А. Фокина, Д. Прюит, У. Юри, X. Хаузард, а позднее Д. Г. Скотт, Д. Дэна, X. Корнелиус, У. Мастенбрук), в том числе и как скрытых действий соперников (С. С. Фролов) [60]. Существенное значение имеют такие разработки в области социологии организаций, социологии управления, как концепция и технология управления организационными изменениями Ю. Д. Красов-ского, социология молодежных организаций и движений (И. М. Ильинский, В. А. Луков), концепция институционализации социализационных практик (А. И. Ковалева) [45; 42].

Н. Луман отметил, что религиозный миф легитимизирует контингентную селективность общественных структур и планов мироздания, оказывает косвенное управляющее воздействие на членов группы (общества) [2]. Однако технический уровень реализации манипулятивных воздействий им практически не рассматривался.

Таким образом, хотя отдельные аспекты управления в религиозном объединении представлены в современной социологии, специфика организационного управления раскрыта слабо. Актуальность темы и ее недостаточная разработанность в научной литературе и определили выбор темы диссертационной работы.

Объектом исследования является религиозное объединение.

Предмет исследования — организационное управление в религиозном объединении.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является установление специфики управления религиозным сообществом как социальной организацией.

Достижение данной цели осуществляется через постановку и решение следующих исследовательских задач: проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению религиозного объединения как одного из видов социальной организации; определить особенности организационной структуры религиозного объединения; обосновать положение о комплексном характере и манипулятивной природе механизма управления религиозной организацией; эмпирически установить основные характеристики стиля лидерства/руководства и оценить индивидуальную склонность к манипулированию функционеров протестантских религиозных организаций.

Основная гипотеза исследования. В религиозной организации основным механизмом управления является организованное социальное влияние, имеющее комплексный характер и манипулятивную природу.

Вспомогательная гипотеза — организационная структура современной религиозной организации включает в себя два основных компонента: исторически сложившееся сакрально конституированное «ядро», направленное на достижение главных организационных целей, и «периферию», ориентированную на реализацию функций адаптации и формирования социальной базы роста.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен сравнительный анализ основных характеристик деловой, общественной и религиозной организаций. Определено, что достижение религиозным сообществом правового статуса религиозной организации может трактоваться как индикатор успешности интеграции религии в господствующий социальный порядок, но не является значимым фактором специфики организационного управления.

2. Установлено, что организационная структура современного религиозного объединения подвергается целенаправленной трансформации, в ходе которой формируется альтернативная исторически сложившейся «археоструктуре» «неоструктура», адекватная современным условиям и основанная на сочетании двух модусов -— «корпоративного» и «ячеечного». Зафиксированы основные черты складывающейся модели (сочетание централизации и децентрализации, ориентации на процесс и результат деятельности, профессиональной бюрократии и дивизиональности и др.).

3. Описан механизм управления религиозной организацией, главным компонентом которого выступает организованное социальное влияние, носящее комплексный характер и имеющее манипулятивную природу. Дана характеристика основных структурных элементов организованного социального влияния и производимых им упорядочивающих эффектов.

4. Выявлены основные черты социально-демографического портрета функционера религиозной организации, в том числе определены некоторые характеристики стиля лидерства/руководства и дана оценка индивидуальной склонности к манипулированию.

Методологические основы исследования. Теоретико-методологической . базой интерпретации эмпирических данных в диссертации выступали труды классиков социологии, выявивших социальную природу религии и присущих ей организационных форм: применялись идеи относительной самостоятельности надстроечных явлений в обществе и иллюзорно-компенсаторного характера религиозной веры К. Маркса, религиозной детерминанты социальной солидарности Э. Дюркгейма, процессов бюрократизации и рутинизации харизмы М. Вебера.

Теория обмена Дж. Хоманса, переосмысленная Р. Старком и У. Бэйнбрид-жем, определила подходы к установлению специфики религиозной организации как особого вида социальной организации.

При анализе управленческого аспекта организационной структуры религиозного сообщества использовались идеи структурно-функционального подхода (Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон).

В методологии исследования механизма внутриорганизационного управления диссертант опирался на труды В. А. Лефевра, Ю. Д. Красовского, посвященные организационному поведению и рефлексивному управлению, а также на трактовку Г. Минцбергом социализации как основного механизма координации, присущего миссионерской организации, и концепцию социализационной нормы А. И. Ковалевой [47; 53; 45; 42].

Эмпирическую базу диссертации составили: данные анкетных и экспертных опросов функционеров 20 местных и централизованных (региональных и межрегиональных) религиозных организаций четырех протестантских деноминаций Волгоградской, Астраханской и Саратовской областей (опрошено 236 человек в мае-сентябре 2001 года); документальные источники, в том числе: нормативные правовые акты Российской Федерации и ряда зарубежных стран по вопросам установления статуса и регулирования деятельности религиозных объединений; регистрационные документы религиозных организаций Волгоградской области за период 1990-2001 гг.; материалы проверок уставной деятельности религиозных организаций, проводившихся

Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области в 1999-2001 гг.; материалы Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Администрации Волгоградской области за 1999-2001 гг.; материалы архивов Уполномоченного Совета по делам религий при Совмине СССР по Волгоградской области за 1982-1989 гг.; христианская конфессиональная периодика и теологическая литература по вопросам экклезиологии; дидактические материалы обучающих семинаров, проводившихся в 1999-2000 гг. баптистскими и пятидесятническими религиозными объединениями Волгоградской области; данные включенного наблюдения за деятельностью функционеров восьми религиозных организаций, проводившегося с января 1994 г. по март 1996 г. в городе Волгограде, и личный опыт автора в должности консультанта отдела по связям и содействию религиозным организациям аппарата Главы Администрации Волгоградской области (с июля 1999 г. по настоящий момент).

Практическая значимость исследования состоит в выявлении ряда социальных фактов, которые недостаточно учитываются в организации взаимодействия государственных и муниципальных структур с религиозными организациями, и в области законодательного регулирования прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания.

Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе как при чтении академических курсов социологии религии, социологии управления и организации, так и на курсах подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся обеспечением реализации государственной вероисповедной политики Российской Федерации.

Результаты исследования могут применяться для разработки тактики и стратегии организационного развития религиозного объединения.

11

Апробация работы.

Основные положения диссертации представлены в пяти научных публикациях и изложены в сообщении на заседании кафедры социологии Московской гуманитарно-социальной академии (февраль 2002 г.).

Некоторые результаты исследования использовались в спецкурсе «Связи с общественностью в сфере государственного и муниципального управления», прочитанном автором в Волгоградской академии государственной службы в 1999-2000 и 2000-2001 учебных годах, а также на выездных семинарах для муниципальных служащих Волгоградской области, ответственных за связи с религиозными объединениями.

Отдельные положения диссертации нашли свое применение в практике предрегистрационной экспертизы учредительных документов религиозных организаций, проводимой Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области и в работе отдела по связям и содействию религиозным организациям аппарата Главы Администрации Волгоградской области.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Организационное управление в религиозном объединении"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель диссертационного исследования, которая состояла в установлении специфики управления религиозным сообществом как социальной организацией, может считаться достигнутой. Учитывая, что данное исследование является в России одним из первых в обозначенной области, мы не претендуем на всю полноту охвата проблемы, выявление всего комплекса факторов. Во многом в нем только намечены общие тенденции и сделаны некоторые исследовательские заявки.

В ходе исследования были изучены основные теоретико-методологические подходы к изучению организации как таковой, а также религиозного объединения как одного из видов социальной организации. Проанализированы концепции миссионерской организации и социализации как одного из механизмов организационного управления Г. Минцберга. Проведен сравнительный анализ основных характеристик деловой, общественной и религиозной организаций.

Основной теоретической базой анализа особенностей организационного управления в религиозном объединении выступили труды К. Маркса, Э. Дюрк-гейма, М. Вебера; теория обмена Дж. Хоманса, переосмысленная Р. Старком и У. Бэйнбриджем; идеи структурно-функционального подхода (Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Мертон), рефлексивного управления (В. А. Лефевр и Ю. Д. Красов-ский) и социализационной нормы (А. И. Ковалева).

В ходе исследования удалось подтвердить основную гипотезу о комплексном характере и манипулятивной природе организованного социального влияния как главного механизма внутриорганизационного управления религиозной организацией.

Установлено, что религиозное объединение как социальная организация в своей развитой форме представлено христианской общиной-экклезией, в то время как обретение конкретным религиозным объединением правового статуса юридического лица («религиозной организации» в действующем российском законодательстве) может трактоваться как индикатор успешности интеграции представляемой им религии в господствующий социальный порядок, но не влияет на специфику организационного управления.

Выявлены особенности организационной структуры религиозного объединения, а также доказано , что в организационной структуре современного религиозного объединения происходит целенаправленная трансформация. Определено, что следствием успешной структурной перестройки выступает значительный прирост числа верующих-членов религиозной организации (от 40 до 70 % в год) начиная с третьего года после внедрения новой модели.

Выделены и описаны две главные парадигмы, определяющие строение современной религиозной организации.

Установлено, что специфика организационного управления в религиозном объединении заключена в наличии особого механизма координации, — организованного социального влияния — носящего комплексный характер и имеющего манипулятивную природу. Определено, что организованное социальное влияние охватывает всю систему внутриорганизационных коммуникаций и лидер/руководитель не является единственным фокусом управленческих воздействий, что ведет к снижению требований к манипулятивной компетенции, предъявляемых организацией к данной должностной позиции — существует обратная зависимость между лидерским потенциалом и организованным социальным влиянием.

Описаны семь звеньев механизма организованного социального влияния (ритуал, религиозный опыт, особый «культовый» язык внутриорганизационного общения, наделение харизмой функционеров-управленцев, сакрализация, установление малой группы в качестве ключевого элемента организационной структуры, постоянное обучение) и дана характеристика оказываемых ими упорядочивающих воздействий.

Так основными управленческими эффектами ритуализации выступают усиление групповой сплоченности, стереотипности организационного поведения, эмоциональной вовлеченности членов в организационную деятельность, а также повышение степени ее (деятельности) субъективной значимости.

Стимулирование религиозных переживаний содействует формированию в сознании верующего персонифицированной контролирующей инстанции -«внутреннего менеджера». Еще одним эффектом является снижение критической способности суждения, повышение степени внушаемости членов организации.

Особый язык внутриорганизационного общения также играет роль звена механизма управления. Его управляющая роль в немалой степени зависит от клишированности словаря и частоты использования нормативно-догматической аргументации в процессе принятия организационных решений.

Наделение харизмой также является инструментом управления в силу того, что ее (харизмы) источником выступает сама религиозная организация, а не личностные качества религиозного функционера.

Нормативно-догматическое обоснование различных аспектов организационной деятельности осуществляется путем их соотнесения с вероучитель-ным каноном; с прями, либо косвенно установленной волей сверхъестественных сил; с объективированной миссией организации, выраженной в официальных документах.

Установлено, что малая группа используется в религиозных организациях в качестве базового структурного элемента. Строя свою социальную сеть, религиозная организация применяет процессы групповой динамики в качестве социальных технологий управления.

Замечено, что погруженность членов религиозной организации в интенсивный процесс изучения доктрины, составляет своего рода психотехническую процедуру, результатом применения которой становится формирование у чле

138 нов организации привычки к пребыванию как бы вне одинарной реальности -диссоциация со внешним, светским миром.

Эмпирически установлено, что функционеры протестантских религиозных организаций обладают умеренным лидерским потенциалом и предпочитают сбалансированный стиль лидерства, в равной степени ориентированный и на подержание морального климата в коллективе и на достижение поставленных задач. Оценена их индивидуальная склонность к манипулированию, которая оказалась на 25 % ниже нормы.

Выделены основные идеально - типические черты социально - демографического портрета лидера / руководителя современной христианской религиозной организации.

В ходе исследования разработаны и апробированы некоторые приемы экспертного анализа учредительных документов религиозных организаций, нашедшие свое применение в практике проведения государственной религиоведческой экспертизы на территории Волгоградской области, а также в работе отдела государственной регистрации Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.

 

Список научной литературыОвсянников, Дмитрий Юрьевич, диссертация по теме "Социология управления"

1. Американские буржуазные теории управления (критический анализ) / Под. ред. Б. 3. Мильнера. М., 1978.

2. Антоновский А. Ю. Социальные системы Никласа Лумана // Луман Н. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2001. - С. 223-250.

3. Архиепископ Диоклийский Каллист (Уэр) Сила Имени: молитва Иисусова в православной духовности / Пер. с англ. А. В. Кириленкова под ред. иеромонаха Илариона (Алфеева) // Церковь и время. 1998. - № 1 (8). http://www.wco.ru/.

4. Асеев Ю. А. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе. Сб. науч. трудов (Обзор). Л., 1973.

5. Баграновский А. Е. Религиозные отношения: сущность и структура / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос.фак. М, 1987. - 48 с.

6. Белановский С. А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

7. Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972.

8. Белорусов С. А. Психология духовности, веры и религии // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. /Сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Хар-вест; М.: ACT, 2001. - С. 92-146.

9. Бен Гор «И на сем камне Я создам Церковь Мою» (Евангелие от Матфея, 16:18): Исследование основ Новозаветной церкви. 48 с.

10. Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. С.-П.: Институт Личности, 1993. -т. 1.-202 с.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум». - 1995.

12. Берталанфи JI. Общая теория систем критический обзор // Исследования по теории систем. М., 1969.

13. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001. -256 с.

14. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука: В 2 т. М., 1989.

15. Брайович А. С. Типы организаций и их структуры // Социологические исследования. 1998. -№ 12.

16. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.

17. Валентинов Н. Новейшая социология религии // Социологические исследования. 1999. -№ 2.

18. Варнке Ю. Церковно-государственная система в Германии после объединения // Мировой опыт государственно-церковных отношений / Под ред. Н.А. Тро-фимчука. — М.: РАГС // http://www.state-religion.ru/

19. Вебер М. Социальная психология мировых религий // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 441-469.

20. Гараджа В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

21. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция; психология обмана, манипуляций, кодирования.1. Казань, 1997.-404 с.

22. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука. - 1972.

23. Год перехода (обучающие руководства по ячеечной церкви). Модуль № 1.-СПб.: «Библейский взгляд», 1998. 224 с.

24. Год перехода (обучающие руководства по ячеечной церкви). Модуль № 2-СПб.: «Библейский взгляд», 1999. 336 с.

25. Год перехода (обучающие руководства по ячеечной церкви). Модуль № 3-СПб.: «Библейский взгляд», 1999. 352 с.

26. Григорьева JT. И. Религии «Нового века» и современное государство: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2002. - 400 с.

27. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. -М., 1993.

28. Дмитриева Е. В. Фокус группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.- 144 с.

29. Добро пожаловать в Ойкос // http://www.oukoc.f2s.com/index.php

30. Дональд Дж. Организация и работа малых групп (конспекты лекций) //http://www.oukoc.f2s.com/article.php?article=james#abbr

31. Доценко J1. Е. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: ЧеРо, 1997. 344 с.

32. Дьюрэм К. Свобода религии: модель США // Мировой опыт государственно-церковных отношений / Под ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС // http://www.state-religion.ru/

33. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 438-441.

34. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приёмы последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 204 с.

35. Законодательство о религиозных культах (Сборник материалов и документов).- М.: «Юридическая литература», 1971. 336 с.

36. Залученова Е. А., Калинова О. В. Исследование семейных ритуалов в работах М. Морваль // Психологический журнал, 2000, том 21, № 5, С. 96-105.

37. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000, том 21, № 5, С. 16-22.

38. Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отношений / Под ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС // http://www.state-religion.ru/

39. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993, с. 108 - 123.

40. Киселев М. Ю. Страх и стигма: о социально-психологических механизмах стигматизации // Психологический журнал. 1999. - № 4.

41. Клементсен А. Построим церковь сильной и цельной (путь к оживлению церковной жизни). / Пер. с англ. И.Р.Позднякова СПб.: «Библейский взгляд», 1996,- 170 с.

42. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы -М.: Социум, 1999.-351 с.

43. Комиски Дж. Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп. СПб.: «Библейский взгляд», 1998. - 192 с.

44. Костин В. А., Костина Н. Б. К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социологические исследования. 2001. - № 10. - С.64-69.

45. Красовский Ю. Д. Сценарии организационного консультирования: Учеб. пособие / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки финансовых и управленческих кадров. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ»», 2000. - 366 с.

46. Левин 3. И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). -М.: Институт востоковедения РАН; Изд-во «Крафт+», 2001. 176 с.

47. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1973. 158 с.

48. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-го изд. М.: ИНФРА-М, 1999., С. 464-466.

49. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998. - 304 с. Серия «Astrum Sapientae».

50. Маркс К. Религиозное отчуждение // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 80-88.

51. Местная религиозная организация Евангельских Христиан "Церковь Назарянина на Семи ветрах" // регистрационное дело № 125 от 18.02.93г. архив Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.

52. Мечковская Н. Б. Язык и религия. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.

53. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. СПб: Питер, 2001. - 512 с.

54. Миронов А. В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарное знание. 1999. - № 2.

55. Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений / Под ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС // http://www.state--religion.ru/

56. Мэлони H. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. /Сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2001. - С. 226-239.

57. Независимая (автономная) религиозная организация "Церковь Христа на Волге" евангельских христиан г. Волгограда // регистрационное дело № 176 от 02.12.94г. архив Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.

58. Нетрадиционные религии в «посткоммунистической России» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. - № 12.

59. Нисбет Р. Возвращение священного / пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Социологический журнал. 1999. — № 1/2. - С. 59-76.

60. Овсянников Д. Ю. Перспективы конфликтологического подхода в управленческом консультировании. / Дипломное исследование. Волгоград: Волгоградская академия государственной службы, 1998.

61. Овсянников Д. Ю. Применение теории «промывания мозгов» (Brainwashing) к исследованию новых религиозных движений в США и Западной Европе// Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи. М., 2000.

62. Основание новых церквей. Учебное пособие. Книга 1. Под ред. Дж. Геске, В. Сукочева и Н. Четвериной М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2001, —384 с.

63. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Шереги Ф. Э., Горшкова М. К. М.: Интерпракс, 1996. - 180 с.

64. Охрименко Ю. М. Медико-психологический аспект христианской обрядности как специфического вида человеческой деятельности // Филос. вопр. медицины-и биологии. Киев, 1984. - вып. 16. - С. 23-31.

65. Поместная религиозная организация церкви "Благодать Иисуса Христа" христиан веры евангельской пятидесятников г. Волгограда // регистрационное дело № 216 от 16.05.96г. архив Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.

66. Попова М. А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). М., «Мысль», 1972. - 261 с.

67. Пригожин А. И. Социология организаций. -М., 1980.

68. Религиозная организация: Поместная Церковь №1 Христиан-Адвентистов седьмого дня г. Волгограда // регистрационное дело № 122 от 05.02.93г. архив Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.

69. Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 421-438.

70. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию. М.: Добросвет, 1998. - 292 с.

71. Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и его значение в деле нравственного совершенствования // Интернет-издание веб-центра «Омега». М., 2001. http://www.wco.ru/biblio.

72. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. 350 с.

73. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К.Каариайнена и проф. Д.Е.Фурмана. СПб.; М: Летний сад, 2000. - 248 с.

74. Судас Л. Г. О методологическом повороте в исследовании духовной сферы общества // Социально-гуманитарное знание. 1999. - № 2.

75. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. - 224 с.

76. Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000.-352 с.

77. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000: 2-е изд., испр. -384 с.

78. Трельч Э. Церковь и секта // Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей М.: Аспект Пресс, 1996.-239 с.

79. Устав Русской Православной Церкви / Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви Москва, 13-16 августа 2000 года // http://www.russian-orthodox-church.org.nl/

80. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ // Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е.П. и др. М.: Славянский диалог, 1998.- 13-87.

81. Феррари С. Церковь и государство в Западной Европе: итальянская модель // Мировой опыт государственно-церковных отношений / Под ред. Н.А. Трофим-чука. М.: РАГС // http://www.state-religion.ru/

82. Философский энциклопедический словарь. М., 1986.

83. Франчу к В. И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? // Социологические исследования. 1999. - № 2.

84. Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001. - 384 с.

85. Фюстель де Куланж Божества гражданской общины древнего мира // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 194-202.

86. Холл P. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб: Питер, 2001.-512 с.

87. Целуйко В. М. Религиозные объединения в современной России и молодежь (психологический аспект). Волгоград: ГУУ «ВИМПСР», 2000. - 80 с.

88. Чоут Дж. С. Церковь, о которой рассказывает Библия. СПб.: Вита Интернешнл, 1994. - 78 с.

89. Штеле Г.И. Почему безуспешна работа домашних групп // «Пастырь добрый», 1999. С.45-55.

90. Экман У. Доктрины основы христианского вероучения. - М.: «Слово жизни», 1996. - 274 с.

91. Экономическая деятельность русской православной Церкви и ее теневая составляющая // Н. А. Митрохин, М. Ю. Эделыитейн; отв. ред. и авт. пердисл. JI. М. Тимофеев. М.: РГГУ, 2000. 189 с.

92. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

93. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. - 596 с.

94. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.

95. Голубева Е. Н. Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений: Автотреф. дис. . канд. филос. наук. СПб., 1996. - 18 с.

96. Лимнатис Н. Г. Манипулирование сознанием как этико-философская проблема: Автореф. дис. . .канд. филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Специали-зир. совет Д.053.05.84 по филос. наукам. М., 1995. -23 с.

97. Aldrich X. Organizations and Environments. Englewood Cliff. NJ: Prentice Hall., 1979.

98. Aldrich X., Pfeffer J. Environments of Organizations. // Annual Review of Sociology. Vol. 2. Palo Alto, CA: Annual Reviews. Inc., 1976.

99. American Psychological Association, Board of Social and Ethical Responsibility for Psychology, 1987, "Memo to the DIMPAC Committee". Washington D.C.: American Psychological Association.

100. Arnold L. E. Parents, Children and Change. Toronto: Lexington Books. 1985.

101. Assemblee Nationale, 1996, Les sectes en France. Rapport fait au nom de la commission d'enquete sur les sectes. Paris: Documents d'Information de Г Assemblee Nationale. C. 76.

102. Audit sur les derives sectaires. Rapport du Groupe d'experts genevois, 1997. Geneva: Editions Suzanne Hurter. C. 15.

103. Bainbridge, W.S. The Sociology of Religious Movements. New York and London: Routledge,1997. C. 235-236.

104. Barker, E., The Making of a Moonie: Choice or Brainwashing? Oxford: Black-well, 1984.

105. Barnard Ch. A Definition of Authority. N.Y., 1952.

106. Barnes J. A. A Pack of Lies: Towards a Sociology of Lying. — Cambridge University Press, 1994. — 213 p.

107. Blau P. M., Scott W. R. Formal Organizations. S. Fr., 1962.

108. Burns Т., Stulker G. The Management of Innovation. L., 1961.

109. Campbell D. Variation and Selective Retention in Socio-Cultural Evolution. // General Systems: Yearbook of the Society for General Systems Research, 16., 1969. -C. 69-85.

110. Cantrell, R.; Krile, J.; Donohue, G. The external adaptation of religious organizations // Sociol. analysis. Chicago, 1980. - vol. 41, № 4. - C. 351-364.

111. Chandler A. Strategy and Structure. Cambridge: MIT Press, 1960.

112. Child J. Organizational Structure, Environment, and Performance: The Role of Strategic Choice. // Sociology. 6., 1972. C.l-22.

113. Clark, J., Cults // Journal of the American Medical Association 242 (1979): 279281.

114. Conway, F. and J. Siegelman, Snapping: America's Epidemic of Sudden Personality Change. New York: Lippencott, 1979.

115. Conway, F. and J. Siegelman, Information Disease: Have Cults Created a New Mental Illness? // Science Digest (January 1982): 86-92.

116. Corte Costituzionale, 1981, Grasso, decision n. 96 of June 8, 1981, in Giustizia Penale, 1981,1, 226.

117. DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields. // American Sociological Review. 48, 1983. C.147-160.

118. Dornbusch S. The Military Academy as an Assimilating Institution. // Social Forces. 33, 1955.-C.316-321.

119. Drazin R., Van de Yen A. Alternative Forms of Fit in Contingency Theory. // Administrative Science Quarterly. 30, 1985. C.514-539.

120. Dunford R. The Suppression of Technology as a Strategy for Controlling Resource Dependence. // Administrative Science Quarterly. 32, 1987. C.512-525.

121. Etzioni A. The Comparative Analysis of Complex Organizations. N. Y., 1961.

122. Galanter, M., Charismatic Religious Sects and Psychiatry: An Overview // American Journal of Psychiatry 139, 12 (December 1982): 1539-1548.

123. Gardner W. L. Lessons in organizational dramaturgy: the art of impression management // Organizational dynamic. — N. Y., 1992. Vol. 21, № 1. - C. 33-46.

124. Hexham I. & K. Poewe, New Religions as Global Cultures: Making the Human Sacred. Boulder (Colorado) and Oxford: Westview Press, 1997.

125. Hunter, E., Brainwoshing in Red China. New York: Vanguard Press, 1951.

126. Kent, S. & D. Hall, Brainwashing and Re-Indoctrination Programs in the Children of God / The Family. Доклад, прочитанный на ежегодной конференции the Association for the Sociology of Religion в августе 1997.

127. Kent, S. Brainwashing in Scientology's Rehabilitation Project Force (RPF). Доклад, прочитанный на ежегодной конференции of the Society for the Scientific Study of Religion, San Diego (California), November 7, 1997.

128. Lawrence P., Lorsh J. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration. Homewood, 1967.

129. Levy-strauss C. Structural anthropology. N.Y., 1963.

130. Lewis, J. R. and David G. Bromley, The Cult Withdrawal Syndrome: A Case of Misattribution of Cause // Journal for the Scientific Study of Religion 26, 4 (1987): 508-22.

131. Lifton, R. J., Home by Ship: Reaction Patterns of American Prisoners of War Repatriated from North Korea // American Journal of Psychiatry 110 (1954). C. 732739.

132. Lorenz K. Z. Evaluation of ritualization in the biological and cultural spheres. Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Serie. B. 1966. V. 251. C. 273-284.

133. March J., Simon H. Organizations. N.Y., 1958.

134. Massimo Introvigne Blacklisting or Greenlisting? A European Perspective on the New Cult Wars //Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions, vol. 1, no. 3, October (1998): 16-23.

135. Mayo E. Human Problems of Industrial Civilization. N.Y., 1946.

136. McGuire, M.B. Discovering religious power // Sociol. analysis. Chicago, 1983. - vol. 44, № l.-C. 1-10.

137. Merloo, J. A. M., The Rape of the Mind: The Psychology of Thought Control, Menticide, and Brainwashing. Cleveland, OH: World publishing Co., 1956.

138. Merritt, J., Open Letter. Return to Personal Choice, 1975.

139. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968.

140. Meyer J., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. // American Journal of Sociology. 83, 1977. C.340-363.

141. Meyer J., Scott W. Organizational Environments: Ritual and Rationality. Beverly Hills, CA: Sage, 1983.

142. Millins L. Management and Organizational Behavior. N.Y., 1996.

143. Mills C. Politics and manipulation // Social theory a. practice. — Tallahassee, 1995, —Vol. 21, № l. — c. 97-112.

144. Nelson, J.J.; Hiller, H.H. Norms of verbalizations and the decision making process in religious organizations // J. for the sci. study of religion. Storrs, 1981. - vol. 20, № 2. - C. 173-180.

145. Noggle R. Manipulative actions: a conceptual and moral analysis // Amer. philos. quart. Oxford, 1996.-Vol. 33, № l.-C. 43-55.

146. Parsons Т. Structure and Process in Modern Society. New York: Free Press, 1960.

147. Parsons T. The Social System. L., 1989.

148. Perrow Ch. Complex Organizations: A Critical Essay, 2nd ed. Glenview, IL: Scott, Foresman, 1979.

149. Robbins, Т., and D. Anthony, The Limits of'Coercive Persuasion' as an Explanation for Conversion to Authoritarian Sects // Political Psychology 2, 22 (Summer 1980): 22-37.

150. Sargent, W., Battle for the Mind: How Evangelists, Psychiatrists, Politicians, and Medicine Men Can Change Your Beliefs and Behavior. Garden City, NY: Double-day & Company, 1957.

151. Schein, E., The Chinese Indoctrination Program for Prisoners of War // Psychiatry 19 (1956).-C. 149-172.

152. Schein, E., Brainwashing and Totalitarianism in Modern Society //World Politics 11 (1959): 430-441.

153. Schreyogg G. Contingency and Choice in Organization Theory. // Organization Studies. 1., 1980,-C.305-326.

154. Singer, M.T., Coming Out of the Cults'// Psychology Today 12 (January 1979).

155. Solomon, T. Integrating the 'Moonie' Experience: A Survey of Ex-members of the Unification Church // Thomas Robbins and Dick Anthony, In Gods We Trust (New Brunswick, NJ: Transaction, 1981): 275-94.

156. Starbuck W. Organizations and Their Environments. // Handbook of Industrial and Organizational Psychology, ed. Marvin D. Dunnette. Chicago: Rand McNally, 1976.

157. Stark, R.; Bainbridge, W.S. Towards a theory of religion: Religious commitment // J. for the sci. study of religion. Storrs, 1980. - vol. 19, № 2. - С. 114-128.

158. Studies in Machiavellianism / Ed. By R. Christie, F.L. Geis. New York: Academic Press, 1970.

159. Szafran, R.F. The effect of executive and professional membership values of the timing and influence of structural innovation in religious organizations // Sociology of work a. occupations. Beverly Hills, 1980. - vol. 7, № 2. - C. 188-209.

160. Szafran, R.F. Control structures in religious organizations // Sociology of work a. occupations. Beverly Hills; London, 1981. - vol. 8, № 3. - C. 327-352.

161. Turton R. Behavior in Business Context. Oxford, 1991.

162. Ungerleider, J. T. and D. K. Wellisch, Coercive Persuasion (Brainwashing), Religious Cults, and Deprogramming // American Journal of Psychiatry 136 (1979): 279-282.

163. Verdier, P. A., Brainwashing and the Cults. No. Hollywood, CA: Wilshire Book Company, 1977.

164. West L. and M. T. Singer, Cults, Quack, and Nonprofessional Psychotherapies // Harold I. Kaplan, Alfred M. Freedman, and Benjamin J. Sadock, Comprehensive Textbook of Psychiatry Baltimore, MD: Williams & Wilkins, Co., 3rd ed., 1980. -C. 2348.

165. Williamson O. Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. New York: Free Press, 1975.

166. Wilson D.S., Near D., Miller R.R. Machiavellianism: A synthesis of the evolutionary and psychological literatures // Psychological Bulletin. 1996. V. 119. № 2. C. 285-299.

167. Wright, S., Post Involvement Attitudes of Voluntary Defectors from Controversial New Religious Groups // Journal for the Scientific Study of Religion 23 (1984): 172-182.

168. Yeats E. L. Family rites of passage: a study of ritual and school entry transition in five healthy families. These de doctorate. University of Massachusetts, 1979.

169. Zablocki, B. The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions 1 (1997): 96-121.153

170. Zaleski, P.; Zech, Ch. The optimal size of a religious congregation: An economic theory of clubs analisys // Amer. j. of. economics a. sociology. N.Y., 1995. - Vol. 54, № 4. - C. 439-460.

171. Zucker L. Institutional Patterns and Organizations: Culture and Environment. Cambridge, MA: Bullinger, 1988.