автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Организация культурных процессов современного города
Полный текст автореферата диссертации по теме "Организация культурных процессов современного города"
На правах рукописи
СКРИПАЧЕВА Ирина Александровна
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
(на примере города Тольятти)
24.00.01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии
---
Москва 2010
/V
с< ^
003493874
Работа выполнена на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств
Научный консультант
Официальные оппоненты
Ведущая организация
Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор
Лукин Юрий Андреевич,
доктор философских наук, профессор
Шлыкова Ольга Владимировна,
доктор культурологии, профессор
Есаков Валерий Анатольевич,
доктор культурологии
Московский гуманитарный университет
Защита состоится «,/»,,./-у.,;2010 года в // часов на заседании диссертационного совета Д 210 010 04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу 141406, Московская обл, г Химки, ул Библиотечная, д 7, корпус 2, зал защиты диссертаций
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств
Автореферат разослан «» Л/«А¿г' 2010 года
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор
Суминова Т Н.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования связана с возрастающей ролью городов как субъектов государства, максимально приближенных к потребностям местных сообществ, и обеспечением в городах устойчивого социально-экономического развития
Так называемые «молодые города» представляют собой очень важный и значимый феномен новейшей российской истории Именно за счет таких городов, возникших в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и ресурсов в 30-60-е годы минувшего века, во многом происходил рост городского населения Эти города участвовали в формировании той новой генерации людей, того типа культуры, которые сегодня все активнее определяют социальный облик России, представляют структуры власти, создают политические настроения
Изучение городских культурных процессов и представление их как объекта организации относится к числу наиболее острых проблем социальной жизни в современном городе С одной стороны, в современном городе, характеризующемся процессами демократизации и гуманизации, возрастает роль толерантности, способности к восприятию «другого», иных ценностей и точек зрения, признанием правомерности существования многих истин и разнообразия культур С другой стороны, вопреки принципам социокультурного подхода, определяющим культурное развитие города, маргинальное поведение индивида в обществе не только не исчезает, но становится более гибким и многообразным, что усугубляет ситуацию социальной асимметрии в современном городе, провоцирует кризис идентичности личности, препятствует процессу социальной интеграции - как отдельных индивидов, так и социальных групп Следовательно, культурный кризис, порождаемый современной городской средой, достигает особой остроты и потому ее социальная реабилитация, придание ей полноценных культурных свойств - чрезвычайно многогранная задача, требующая новых подходов к изучению технологий организации социальной и культурной жизни в городе
В этой связи приобретает особую актуальность проблема создания адекватной рефлексивной модели организации культурных
процессов в городе и изучение культурологических аспектов социального и индивидуального бытия
Социальная реальность, анализируемая сквозь призму культурных процессов, рассматривается как совокупность специфического отношения к имеющимся ресурсам культуры, воплощающим культурное наследие и накопленный опыт В этой связи представляется оправданным обращение к возможностям генетического и компаративного анализа
Вместе с тем, ресурс конституированного анализа явлений и процессов культуры остается пока недостаточно реализованным В этой связи актуализируется интерес к возможностям дискурсивного подхода к интерпретации явлений культуры, до сих пор имеющий эзотерический характер Между тем, особый потенциал этого научного метода заключается в том, что, в отличие от семиотического, синергетического и других традиционных методов анализа явлений культуры, он нацелен на обнаружение зависимости способа организации знания о тех или иных явлениях культуры от властных стратегий, системы социокультурных предписаний и запретов, реализуемых в обществе В контексте дискурсивного подхода культурные феномены предстают не как совокупности знаков, а как культурные практики (репрезентации), моделирующие объекты организации
Анализ проблем и выработка образцов их решений предполагает объединение усилий ученых о специализированном научном знании о городском человеке и механизмах регуляции его общественной и культурной жизни Взаимодействие специалистов разного профиля и их контакты с представителями сферы управления могли бы стать стимулом дальнейшего развития связи общественных наук с культурной практикой
Мировоззренческим основанием и исходной концептуальной позицией исследования стало новое понимание роли культуры в современном городе и преодоление институциональных барьеров в сознании субъектов культуры и городского социума, органов власти и бизнеса для реализации созидательного потенциала горожанина и нахождения компромисса между культурными запросами разных групп населения и общими целями культурной политики государства Сложность нахождения подобного компромисса возрастает соответственно росту числа и разнообразия социальных и национальных субкультур в городе
Целостные характеристики изучаемых социокультурных фактов и явлений городского сообщества помогли сформировать концепцию ориентированного межотраслевого подхода к осуществлению эффективной организации культурных процессов, теоретические и организационные аспекты которого реализуются за счет принципов межотраслевого взаимодействия различных субъектов культуры в системе органов местного самоуправления
В этой связи культурные процессы предстают как одна из наиболее репрезентативных сфер конструирования позитивных установок массового сознания горожан, фактор формирования локальной идентичности личности, пространство воплощения и способ конструирования культурологического дискурса
Исходя из вышесказанного, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью устранения противоречия между повышением значимости организационного фактора в городской сфере культуры, с одной стороны, и недостаточной разработанностью концептуальных оснований оптимизации качественных характеристик городского сообщества и социокультурных отношений - с другой
Степень научной разработанности проблемы. Исследование организационных и теоретических аспектов городской культурной системы и организации культурных процессов требуют интегрального подхода, использования достижений различных наук, синтеза различных концепций и теорий
Источниками исследования стали Конституция РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», закон о культуре в Самарской области, муниципальные нормативно -правовая база городского округа Тольятти и статистические данные, социологические исследования по различным аспектам культурной жизни за период 1998-2009 гг, аналитические и методические материалы Министерства культуры РФ; Министерства культуры и молодежной политики Самарской области, документы ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейской Хартии городов
Усиление научного внимания к аспектам культурных и социальных явлений и процессов в городе сопровождалось появлением целого корпуса исследований, посвященных социологическим, антропологическим, историческим, философским,
культурологическим и другим аспектам проблематики развития культуры Он представлен именами таких отечественных и зарубежных ученых, как Н. Анциферов, Ж Бодрийяр, Ф Бродель, А Быстрицкий, М Вебер, Л Велихов, А Высоковский, В Глазычев, О Генисаретский, В Чижиков, Л Коган, А Левинтов, А Леруа-Гуран, Дж Мэрдок, В Никитин, X Ортега-и-Гассет, Л Уайт
Представление об обществе и культуре как об устойчивых образованиях, порожденных и поддерживаемых реализацией совокупности функций, необходимых для совместной жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем, сторонниками которой являлись К Клакхон, А Кребер, Б Малиновский, Т Парсонс, А Радклифф-Браун, Л Уайт
Культура города и культурная деятельность в историческом аспекте ее становления рассматривается как в трудах историков (В Ключевский, Г Вернадский, И. Кондаков, Д Лихачев, А Ястребитская), так и в трудах философов (Н Данилевский, Л Гумилев, М Каган), социологов (М Вебер, Э Дюркгейм, О Карпухин, А Миголантьев)
Категория «образ жизни» широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей - экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т п , и отражена в трудах М Бахтина, Н Бердяева, Д Грогана, Т Дридзе, Э Коржевой, Э. Орловой, А Сергеевой, Дж Хонигмана, Д Якобе и др
Изучению целостного феномена культуры и воздействия ее на социальные процессы, в том числе на формирование образа жизни человека в городском пространстве, посвящены работы культурологов (А Ануфриева, Л Городон, В Мясищева)
Сегодня это понятие функционирует как «системная и нормированная совокупность обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования»
Основы социокультурного подхода к изучению культурных систем заложены в трудах П Анри, Т Ван Дейка, Гегеля, В Левады, Т Парсонса, М Пеше, П Серио, М Фуко, Ю Хабермаса, Шеллинга, Г Щедровицкого, Э Юдина
Проблемы культурной политики, теоретические и прикладные основы, условия оптимизации городской социокультурной среды все активнее обсуждались в последнее десятилетие на страницах
б
культурологической литературы В частности, в работах А Кардинера, К Кребера, К Э Разлогова, А Тоффлера, Т В Томко, В Тэрнера, Дж Уэйджера Разработка методологии культурной политики и управление процессами культурной политики представлены в работах Г Биржешока, С Ефремова, Э Жидкова, Ю Лукина, В Розина, К Соколова, А Флиера и др
Воззрения философов, культурологов, педагогов (Б Ерасов, С Иконникова, Ю Лотман, К Ушинский) и других специалистов позволяют определить современные представления о сущности образования XXI века, а возможности синергетики - представить образование как социально-культурный феномен (И Бестужев-Лада, О Козлова, В Сильвестров, Э Тэйлор)
Научные труды Ф Шиллера, исследования А А Богданова, В Р Аронова, Л С Выготского, М М Бахтина по проблемам эстетического воспитания опираются на опыт отечественной и зарубежной теории и практики.
Анализ современных развивающихся концепций образования представлен в исследованиях П Гагаева, И Гессена, Л Ионина, Ф Минюшева, определяющих влияние детерминант развития личности в образовании
Сегодня уже можно говорить о формировании новой культурной модели личности российского человека, сформированного в рамках ноосферной концепции культуры, заложенной в трудах В И Вернадского и П Тейяр-де-Шардена, философии всеединства, рассматривающей культуру как целостность, все части которой изменяются взаимообусловлено
Характерной особенностью национальных культур является их глубокая дифференциация по профессиональному и социальному признакам Каждая нация включает в себя различные профессиональные, социальные, демографические и этнические компоненты Этническим исследованиям посвящены работы российских и зарубежных ученых, как С Арутюнова, Ю Бромлей, Э Гелнер, Ж Де Во, Р Джексон, Ч Моррис, Л. Романсусси-Росс, П Фомичева, Ф Фукуяма
Подход методологии поискового и нормативного прогнозирования опирается на сложившееся на Западе отдельное направление научных исследований, называемое социологией социальных проблем (Дж Лесли, М Макки, Р Старк, Я Робертсон, П Хортон др ) Происходящие в мире перемены в схожем ключе
осмыслены Н Н Моисеевым, И А Пригожиным, а также в современных исследованиях А Ахиезера, П Гуревича, Ю Резника и др
В работах западных ученых эта тема все чаще возникает в связи с необходимостью оценки социальных последствий от реализации разнообразных научно-технических программ и проектов Эти идеи выдвинуты такими теоретиками прогнозного проектирования, как Г Бергер, Г Глегг, Б де Жувенель, Ф Каст, Ф Полак, Д Розенцвейг, М Сороос, П Хилл, Б ван Штинберген, Г Хьюбер и др
В процессе исследования были учтены антропологическая концепция культурной обусловленности социальных различий и преобразований (Ф Бродель, А Тоффлер), историческая динамика культурных процессов (К Леонтьев, П Милюков, В Соловьев), концепции массовой и элитарной культур (М Маклюен, X Ортега-и-Гассет, В Парето, Э Фромм,), а также теоретические и методологические установки социального конструктивизма, согласно которым город представляет собой особую социальную модель, имеющую такие составляющие, как историко-культурная, промышленно-экономическая, природно-экологическая. социально-инфраструктурная и строительно-архитектурная, которые взаимосвязаны и зависимы друг от друга
Методологически значимыми в процессе анализа культурных процессов как объекта управления стали концепты философии гуманизма (И Тендер, Ф Шиллер), средовый подход в моделировании культурных процессов (Ю Мануйлов), связь образования и воспитания (Дж Мур, X Лийметс, Б Саймонд, Л Харчев), представление идеала всесторонне и гармонически развитой личности (В Ленин, Г Плеханов, Ф Энгельс)
Широкое понимание творчества как порождения и как механизма развития материи отражено в трудах В. Вернадского, Е Рерих и Н Рериха, Б Рунина, Я Пономарева, А Чижевского, А Швейцера
На уровне философской методологии имеет место представление о самодеятельном творчестве, которое традиционно рассматривалось как самодвижение движение, исходящее из внутренних противоречий, осуществляемое в противовес внешним воздействиям (Аристотель, Гераклит) Эта идея получила развитие в трудах Г Гегеля, Г Лейбница и К Маркса
Анализ процессов современной культуры, включающей в себя средства массовой коммуникации, представлен в трудах зарубежных и отечественных ученых - Д Белла, В Конецкой, Г Маклюэна, А Моля, М Назарова, Т Суминовой, Г Почепцова, А Тоффлера
Исследованию существующих моделей общественно-организованного общения и потребительских видов досуга посвящены работы Л Анохина, Л Гордона, Э. Клопова, С Ямпольской
Объект исследования - система социально-культурных взаимодействий в современном городе
Предмет исследования - взаимосвязи и взаимозависимости культурных процессов, в комплексе городской социокультурной системы
Цель исследования заключалась в разработке интегративной культурологической модели межотраслевого взаимодействия для репрезентации феномена организации культурных процессов в современном городе (на примере Тольятти)
Основные задачи исследования
- осуществить научное описание и анализ системы социально-культурных взаимодействий в современном городе, рассматриваемой как объект организации,
- раскрыть эвристический ресурс дискурсивного подхода к интерпретации организации культурных процессов в современном городе,
- осуществить сопоставительный анализ наиболее авторитетных подходов к интерпретации феномена «культура молодых городов»,
- проследить эволюцию и выявить характер динамики развития культуры молодых городов, предпосылок возникновения, истории развития, настоящего и будущего феномена городской культуры в рамках социальной антропологии (на примере города Тольятти),
- проанализировать проблемы и явления городской культурной системы в контексте современной социокультурной ситуации, рассматриваемые как объект организации,
- обосновать современные принципы и подходы к организации культурных процессов и сформировать концепцию ориентированного межотраслевого подхода,
- осуществить выбор и обоснование критериев оценки целенаправленных изменений в организации культурных процессов и определить основные факторы, обусловливающие специфику города как социально-экономического и культурного комплекса, являющегося объектом управления,
- разработать основные направления возможных преобразований в организации культурных процессов с учетом перспективных социальных целей и имеющихся ресурсов,
- проследить эволюцию и выявить характер динамики функционирования моделей развития культуры в современном городе (на примере города Ставрополя-Тольятти),
- разработать научно обоснованную и оптимальную модель организации культурных процессов на уровне города, ориентированную на решение социокультурных проблем, с учетом доступных ресурсов территории, и достижение целей социально-экономического развития города
Теоретико-методологические основы исследования
базируются на новейших теоретических концепциях ведущих отечественных и зарубежных культурологов, социологов и политологов, отражающих современные взгляды на обозримые перспективы развития молодых городов, городской культуры и проблемной ситуации в организации культурных процессов
В работе применяются две методологии, классический эволюционизм, с позиций которого рассматриваются процессы урбанизации, и феномен культурной ситуации молодых городов, характерный для них (на примере города Тольятти), а также структурный функционализм, в рамках которого анализируются различные проблемы развития культурных процессов в современном городе, и возможной методики организации культурных процессов в настоящее время и их развития в будущем
Теоретические положения и выводы опираются на фактологический материал, полученный в процессе проведения социологических опросов, а также на анализ исследования моделей интеграционных и дезинтеграционных культурных процессов.
Методы исследования. В целях достоверности диссертационного исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач генетический анализ, компаративный анализ, дискурсивный подход
ю
к интерпретации организации культурных процессов, структурный анализ, функциональный анализ, типологический анализ; конституированный анализ (определение состава и содержания), анализ нормативно-правовой документации органов местного самоуправления
Изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, которая заключается в том, что организация культурных процессов, будучи органичной частью регулирования социальными интересами граждан, ориентирована на создание условий для удовлетворения культурных запросов населения и сосредоточена на нахождении компромисса межотраслевого взаимодействия в условиях проходящих реформ
Научная новизна диссертационного исследования
- город рассмотрен как культурная система, во взаимосвязи с категориями- «городской образ жизни», «уровень потребности и доступности», «социальная престижность» с представлением их как оценочных характеристик составляющих частей городского пространства,
исследован уровень особенностей образа жизни и многообразие субкультур в современном городе,
- определен уровень доступности и потребления населением ресурсов культуры, образования, информации, досуга на примере города Тольятти,
- выявлена совокупность культурных процессов, которые могут способствовать интегрированному и целостному функционированию и развитию города как культурной системы,
разработаны теоретические основы моделирования организационной деятельности в городской социокультурной среде, заключающиеся в разработке и реализации программных документов, инновационных проектов, в новых подходах к моделированию содержания, форм и методов работы органов местного самоуправления,
- проанализированы основные параметры конструктивных особенностей организационных моделей в современном городе (на примере города Тольятти),
- определены инновационные организационные технологии, направленные на поиск и освоение новых ресурсов территории,
и
- исследованы проблемные ситуации сохранения культурного наследия с выделением в ней элементов, поддающихся целенаправленным изменениям,
разработан и представлен рациональный подход к целенаправленным социокультурным преобразованиям, посредством внедрения межотраслевой интегративной модели системе органов местного самоуправления
Теоретическая значимость исследования заключается в расширенной методологии урбанистического анализа культурных явлений и технологий организации культурных процессов за счет актуализации синергетического подхода
Выявлен эвристический ресурс дискурсивного подхода к анализу современных практик в организации культурных процессов молодых городов
Практическая значимость исследования представлена в качестве концептуальных положений и научно-практических рекомендаций для стратегического планирования и организации культурных процессов, а также для решения многих противоречий в сфере культуры и эффективной организации культурных процессов органами местного самоуправления
Результаты исследования могут быть внедрены в качестве профессиональных образовательных программ в рамках учебных курсов «Философия», «Социология», «Культурология», «Менеджмент культуры» и «Межкультурные коммуникации», «Социология культуры», «Массовая культура», «Муниципальная культурная политика» и др
Материалы и выводы исследования представляют интерес для специалистов в сфере индустрии культуры и искусства, образования, СМИ и иных сферах социально-культурной деятельности, влияющих на конструирование моделей городской культуры и ориентиры культурного развития территории
Основные положения, выносимые на защиту:
1 В исследовании города как культурной системы представлены специфичные познавательные проблемы социальных систем, фундаментальным свойством которых является взаимозависимость частей, или переменных, определяющих характер зависимости
Одним из важнейших свойств социальной системы является то, что она обладает присущей ей динамикой. Сложные социальные системы - города - способны накапливать и передавать информацию, а так же влиять на процессы управления и самоорганизации
2 В многообразии городского образа жизни раскрыты значения образования, культуры, досуга и информации как составляющие аспекты культурной системы и представляющие части целого Как и все прочие категории человеческой культуры, они являются по своей природе реляционными и их значения представляются через социальные интересы и потребности
Уровень потребностей и мера доступности для населения ресурсов культуры занимают главное место в сфере взаимодействия социальной и культурной систем
3 Исследование и формулирование новых параметров идентичности, основанных на теоретической концепции генезиса, распространение и функционирование социокультурных образцов, ценностей, норм, определяет качество жизни горожан, непосредственно участвующих в формировании самой социальной системы, обуславливая социальное поведение населения и его культурные запросы
Экзистенциальное значение этнокультурной идентичности проистекает из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность Этническая идентификация является характерной чертой для ряда немногочисленных групп в современном городе, которая характеризует их стремление не столько к политическому или экономическому, сколько к культурному самоопределению
4 Рассмотрение культурологической составляющей образования и воспитания, их теоретических и практических обстоятельств диктует настоятельную необходимость сделать культурологический компонент в системе образования и воспитания одним из постоянных и реально действующих механизмов развития творческого, способного к интегрирующему действию мышления, инструментом формирования самостоятельного и просвещенного горожанина, знающего и чувствующего свою родную культуру и в то же время признающего и уважающего культуру иную, представленную в современном поликультурном пространстве и времени
5 Образование понимается не только как спонтанный культурный процесс, результатом которого является формирование «человека культуры», в узком смысле этого слова под образованием
понимается институционально осуществляемый процесс, целью которого является становление профессионала различного уровня Человек - стандартный продукт, произведенный в рамках культурной, в том числе, образовательной, индустрии
6 Традиционное понимание воспитания как комплекса мероприятий, направленных на повышение культуры личности, и сведенного к сугубо педагогическому процессу, отличается от воспитания, понимаемого как разновидность социального воздействия на человека, определяет цели и задачи совершенствования его творческих способностей и интеллектуально-эмоциональных свойств
7 Одним из аспектов деятельностной концепции организации культурных процессов является соотношение социального и культурного в обществе В культурных процессах находит выражение та сторона деятельности человека, импульсом к которой выступает не индивидуально-личностная цель, а общественно-исторический смысл, и результатом этой деятельности становятся общественно значимые феномены
8 В современных условиях социальная организация представлена не только как координация людей для выполнения продиктованных сверху требований, но и как обеспечение их надежными культурными ориентирами при осмыслении и оценке социокультурных проблем Организация культурных процессов молодых городов в сегодняшних условиях связана с необходимостью серьезного научного обоснования и учета мнения сообщества экспертов - культурологов, социологов, этнологов, психологов, искусствоведов и др Рассмотрена объективная картина социокультурных явлений и потребностей населения, исследованы модели организации культурных процессов
9 Стратегия организации культурных процессов предполагает комплексный подход к определению целей, согласованных с ресурсами отрасли, который основывается на постоянном использовании информации, поступающей извне, и наличии четкой системы планирования и контроля, способной быстро и адекватно реагировать на изменение целей и условий их достижения
Организационным механизмом инициации и управления развитием города, а также механизмом привлечения ресурсов к работе по развитию культуры является программа, но не только как принятый документ, имеющий статус директивы, а как механизм
взаимодействия участников процесса развития городской культуры, соответствующий действующему законодательству
10 Культурные процессы понимаются не только как объект организации, (с позиций приоритетов, целей, функций), но и как предмет практического использования в городском сообществе Где они находят проявление, во-первых, рефлексии, а во-вторых, в социокультурном моделировании, с помощью которых создаются нормы, внедряются в те или иные социальные группы или превращают эти группы в носителей новых норм В этом смысле разработка организационных моделей в отрасли культуры - это своеобразное моделирование культуры, или так называемые «культурные технологии»
Социокультурные проблемы и выявление имеющихся возможностей развития города представлены в ракурсе новых организационных подходов, ориентированных на использование имеющихся культурных ресурсов и влияющих на стимулирование творческих и межотраслевых взаимодействий
11 Муниципальные органы управления (специализированные, законотворческие, исполнительные), и культурные институты выступают как многосложный и разнообразный составляющий элемент культурных процессов От того, в какой мере свойства культурных институтов будут признаваться в качестве приоритетных, и получать соответственную конъюнктурную и экономическую поддержку, зависит эффективность организации культурных процессов.
13 Современная социокультурная ситуация требует широкого понимания творчества - как порождение нового и как механизма развития материи, образования ее новых форм Различные виды самодеятельного творчества и различные виды антиобщественных проявлений понимаются как разные формы социальной активности (как меры деятельности общественного человека), уточняющие современные представления о природе и сущности самодеятельного творчества
14 Представление культурологического анализа такой характерной особенности нашего времени, как феноменология информационного общества выявляет необходимость формирования его технолого-идеологического ядра, где активное строительство интернет-порталов и веб-сайтов, имеет самое разнообразное предназначение Исследование уровня и качества культурно-
исторической преемственности, выдвигает новые требования к сохранению и развитию общепринятых информационных стандартов, используемых в традиционной печатной и аудиовизуальной продукции
15 Внедрение трех реформ бюджетной сферы, в том числе и в отрасли, - административной, реструктуризации, изменения оплаты труда обусловливает коренные изменения в отрасли культуры Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней, включая сферу культуры, и разграничение между ними расходных полномочий, противоречие между бюджетными полномочиями и реальными источниками финансирования в сфере культуры представляется одним из самых острых.
16 Новый организационный подход обосновывает современные принципы организации культурных процессов и выявляет социально значимую деятельность в соотнесении с целями общественного и культурного развития города, а стратегическое использование культурных ресурсов перемещает вектор видения с секторов внутри отрасли культуры на территориальный, ландшафтно-экологический, промышленно-экономический, архитектурно-строительный и др
На примере крупного автомобильного и промышленного центра Поволжья - города Тольятти - раскрыты потенциал и специфические особенности молодого промышленного города, прослежена эволюция и характер динамики стратегических методов развития культуры, доказывающих возможность осуществления собственной модели организации культурных процессов, которая ориентирована на решение имеющихся социокультурных проблем, с учетом доступных ресурсов территории и достижение целей социально -экономического развития города
Апробация работы
1 Результаты исследований по теме диссертации были представлены автором в его выступлениях на 20 научно-практических конференциях, форумах, «круглых столах», в том числе
- на Всероссийской научно-практической конференции «Диалог культур изменяющейся России исторический опыт региона и социокультурная реальность» 24-25 апреля 2008 г Ставропольский государственный университет,
- на V Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы управления организацией в современных условиях» (ВК-12-48), март 2008 г Пенза Пензенский государственный педагогический университет им В Г Белинского,
на Всероссийской ежегодной научно-технической конференции «Наука - Производство - Технологии - Экология» 1425 апреля 2008 г - Киров, Вятский государственный университет (ГОУ ВПО «ВятГУ»),
- на Всероссийской научной конференции «Культурное пространство России в XXI веке Федеральные и региональные проблемы» Москва, 2003, АГ1РИКТ,
на Всероссийской научно-практической конференции Методология управления инновационными процессами в науке и образовании Тольятти - Москва, 2006
2 Материалы исследования нашли отражение в 43 публикациях автора, из них 12 - в редактируемых журналах ВАК
3 Практическое внедрение результатов реализовано в отрасли культуры органов местного самоуправления городского округа Тольятти, а также в учебном процессе в рамках курсов «Муниципальная культурная политика» и «Социология культуры», читаемых в Гуманитарном институте Тольяттинского государственного университета
4 Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите по месту выполнения — на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств от 20 октября 2009 г (Протокол № 17)
Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных материалов и приложений
II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, оценивается степень ее научной разработанности, обозначаются цель и задачи, объект и предмет исследования, определяются его методологическая основа и комплекс научных методов, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, освещаются апробация и внедрение результатов диссертационной работы
Первая глава «Город как культурная система» посвящена обоснованию теоретико-методологических установок исследования социальных систем-городов, с позиций которых рассматривается современная социальная реальность
Особую важность здесь приобретают прикладные исследования, нацеленные на мониторинг текущих изменений, происходящих в культурной системе города, что позволит уточнить механизм функционирования ее конкретных структур, обеспечивающих становление городской культурной системы и ее единство
Пристального внимания в исследовании заслуживают те свойства культурной системы города, которые могут способствовать физическому и нравственному благополучию людей, раскрывают смысл традиционной и современной культуры, формируют индивидуальность горожанина и неповторимость места, в котором он живет
В параграфе 1.1 «Особенности городского образа жизни, уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга и информации» автор обосновывает представление в культурной системе города таких понятий, как «городской образ жизни» и «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность», которые рассматриваются как оценочные характеристики этой системы Природные, социальные, культурные условия имеют фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений Они обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в культурной системе города Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т е организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах совместного существования
В параграфе 1.2 «Многообразие социальных, этнонациональных и конфессиональных групп и своеобразие их субкультур в современном городе» автор анализирует совокупность критериев, которые определяют распространенность и многообразие сферы культурной жизни современного города, его интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал
В этой связи высказывается предположение о необходимости закрепления функции руководства городом и всех обеспечивающих ее средств, методов и служб, которые приводят к созданию особых механизмов трансляции и воспроизводства культурных ценностей Системный подход позволяет раскрыть пересечение и переплетение многих типов культуры, поведения, реализации отношений власти -подчинения жизни города, создает естественный процесс для возникновения и создания новых форм культуры, типов поведения, способов жизни
На основе проведенного анализа обосновывается, что для современного города как источника общественной динамики характерен высокий уровень дифференциации, те многообразия видов социально значимой деятельности, образцов поведения, социальных отношений, форм организации городского пространства Многообразие социальных форм в современном городе является главным условием для возникновения и накопления творческого потенциала, стремления к индивидуальности и своеобразию
Из изменений потребностей и запросов людей выводится концепция социальной дифференциации, а также возникновения новых структур на изменившиеся массовые запросы
В культурном плане концепция социальной структуры современного города акцентирует общность интересов и координацию действий, то есть социальную солидарность О ее наличии можно говорить в том случае, если двое или более людей заинтересованы в решении общей задачи, действуют согласованно, в одном направлении, в общих нормативных рамках На ней держатся социальные отношения
Соответственно типы социальных действий, желаний, целей людей в городе оказываются многообразными - с точки зрения не только их объективации, предметной представленности, но и источников порождения
В параграфе 1.3 «Многообразие учреждении образования, просвещения, искусства, досуга и информации в современном городе» исследуется самодостаточность современного города, определяющая, насколько в его институтах легитимизированы ценности, которые разделяются членами общества В диссертации формулируется предположение, согласно которому разнообразие подразумевает поощрение производства, потребления и распространения различных культурных продуктов, а также наличие
широких представлений о том, из чего складывается местная культура
В этой связи каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т е институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь города в целом Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере городского пространства, и поэтому деятельность сети данных учреждений приобретает последовательный и целенаправленный характер
В параграфе 1.4 «Город как памятник культурно-исторического наследия и центр просвещения» особое место уделено анализу и раскрытию исторической сущности возникновения и развития городов, которые всегда являлись основой культурного наследия человечества, «пульсом» его социального, экономического и культурного состояния
Разные исторические периоды, разнообразные социокультурные традиции предопределяли различие оценок в отношении городской действительности
Существенным представляется и то, что город - это не просто территория, огражденная некой фортификацией (в прошлом), а -собрание людей, занимающихся совсем иной деятельностью, нежели крестьяне, ведущих иной образ жизни, и в среде которых действует иная иерархия социальных ценностей Но при этом следует помнить, что русские города отличались особой структурой - слободами, население которых представляло собой аналог деревенской общины, что обеспечивало более высокий уровень социальной сплоченности, нежели в городах Западной Европы
В настоящее время в европейской транскрипции город все больше и больше отождествляется с понятием «муниципалитет» (commune, municipio, Gemeinde, comune) как «автономная административная единица, объединяющая сообщество жителей с определенными интересами», населенный центр «с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией»2
1 Флиер А Я Три этапа в истории российской цивилизации // Быть русским - М , 2005 - С 53-102
2 Европейская Хартия Городов//Городское управление №1 - Обнинск, 2001 -С 40
Здесь также раскрывается и другой аспект проблемы -«провинция» «Провинциальность» в русском (и не только в русском) языке имеет несколько смысловых значений «Провинция», «провинциал», «провинциальность» - представлены не только как географическое, территориальное, но и качественное, оценочное понятие
Основой параграфа стал тезис о том, что выводы, сложившиеся в рамках антропологического подхода, не только обосновывают системное осмысление культурного пространства города, утверждая эмпирически сложившееся представление об исконной обособленности и объединенности городского мира, но и объясняют функционирование его как реальной целостности, где понятием «город» обозначается надэмпирическое начало, связующее, объединяющее в одно целое множество реальных и бытовых отношений, специфику внутреннего уклада и составляющих его частей
Во второй главе «Культурные процессы современного города» исследовательское внимание сосредоточено на том, как происходят процессы порождения, поддержания и изменения социокультурных норм и взаимодействия людей в различных областях городской реальности, как с их помощью люди организуют свою жизнедеятельность в неоднородном и динамичном городском пространстве
В параграфе 2.1 «Образование и воспитание» проводится анализ современных развивающихся концепций образования, который определяет, что влияние детерминант развития личности в образовании направлено на формирование саморазвивающегося человека, готового к изменениям в быстроменяющемся мире при осознании своего индивидуального своеобразия, принятии себя как ценности
По мнению автора, общество в культурологическом плане представляет собой систему ценностей, передающихся из поколения в поколение и трансформирующихся в сознании индивида в виде общепризнанных норм поведения и способов мышления Развитие личности просматривается при этом как непрерывный процесс, ориентирующий учебно-познавательную деятельность не только на усвоение знаний, но и активное преобразование окружающего мира, где одним из основных институтов, в котором изначально обеспечивается образование и воспитание, является семья
Особое внимание уделено проблеме эффективности воспитания и образования в настоящее время Вместе с тем, автор отмечает, что чем выше уровень функциональной организованности, тем сильнее потребность личности в каких-то неформальных, нерегламентированных отношениях, где важный институт социализации - система образования, является точкой взаимопересечения самостоятельных отраслей знания и воспитания
Автором предпринимается попытка представить образование важнейшим сектором экономики государства, где появление рынка образовательных услуг изменило и саму систему образования Человек становится стандартным продуктом, произведенным в рамках культурной, в том числе образовательной, индустрии
Наряду с этим акцентируется внимание на проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», анализ которой, по мнению автора, свидетельствует о серьезной недооценке, игнорировании художественного и культурологического образования
Для подтверждения данного положения в параграфе доказано, что образование и культура есть взаимосвязанные и взаимообусловленные формы общественного сознания, отражающие неоспоримый факт уникальности системы российского художественного образования
В параграфе 2.2 «Художественная жизнь (как производство)» автор иллюстрирует концептуальные положения диссертации на примере понятия «художественная жизнь», где оно рассматривается в широком и узком значении В широком понимании этого термина художественная жизнь представляет собой производство и тиражирование ценностей художественной культуры, воплощенных в произведениях искусства и воздействующих на сознание человека, а также качественный уровень восприятия и усвоения личностью этих ценностей В узком смысле слова ее понимание можно отнести только к личности, подразумевая художественный вкус, знания, опыт, навыки, способности, потребности, интересы
Для подтверждения данного положения в параграфе рассмотрена художественная жизнь общества как накопление ценностей и предметов искусства, а также по отношению к личности - об уровне создания и восприятия творческих произведений
В целом автор представляет художественную жизнь как совокупность институализированных и неинституализированных форм по производству, сохранению и воспроизведению форм художественного освоения действительности - как на уровне личности, так и на уровне общества Поэтому сюда включаются не только сами произведения искусства как носители ценностей, но и все художественные элементы, созданные человечеством Важнейшим элементом именно художественной жизни являются социальные институты в их материальной форме учреждения культуры и искусств, научные учреждения и учебные заведения, творческие союзы и организации, кружки и студии Центральным элементом в социальном институте художественной жизни является государство, которое координирует и обеспечивает процессы создания, хранения, распространения и потребления ценностей, а также их изучения и воздействия на них через создание соответствующих условий
Автор стремится как переосмыслить традиционные, так и уточнить современные представления о природе и сущности самодеятельного творчества Раскрывается термин
«самодеятельность», возникший в немецкой протестантской философии в XVI веке, - как проявление личной инициативы. В качестве теоретического обоснования данной концепции используются идеи на уровне философской методологии, где самодеятельность традиционно рассматривалась как самодвижение - движение, исходящее из внутренних противоречий, осуществляемое в противовес внешним воздействиям
В параграфе 2.3 «Печать и информация (как производство)» автор диссертации раскрывает роль информации, которая становится объектом пристального внимания, поскольку от уровня производства информации и технологий, сопровождающих этот процесс, зависит эффективность результатов любого исследования Здесь автор приходит к выводу, что контроль в сфере принятия решений осуществляет тот, кто владеет информацией Борьба за источники информации, совершенствование информационных технологий определяет вектор социального и культурного развития
Совокупность институтов, каналов, сообщений массовой коммуникации, ее язык и стилистические особенности, принципы
построения обменов информацией составляют специализированную область культуры Она складывается из целенаправленных процессов трансляции социально значимой, доступной по стилю и смыслу информации с помощью специальных технических каналов на широкую аудиторию Открытость этих процессов обусловлена их соотнесенностью с социальной средой, культурным контекстом - в тех пределах, в которых они проходят Механизмы такой соотнесенности определяются структурой связей средств массовой информации с более широким культурным контекстом
В параграфе 2 4 «Потребление искусства и информации населением» выявлена определяющая роль массовых коммуникаций в современной жизни, которые обеспечивают в обществе то информационное пространство, откуда люди могут почерпнуть представления, знания, оценки, относящиеся к стереотипным и нестандартным осваиваемым социокультурным ситуациям, а также свидетельства адекватности такого освоения
В связи с этим активизируются функции других средств социализации и обмена информацией Все большую значимость приобретают навыки адекватного поведения людей в информационных полях, доступных для массового использования Сегодня они концентрируют информацию актуальную, общезначимую по содержанию которая в условиях подвижности и многообразия культурной жизни обеспечивает исходный уровень знаний и представлений, необходимых для социального взаимодействия членов различных профессиональных, культурных, демографических групп В настоящее время эти поля образуются с помощью средств массовой коммуникации — печати, радио, телевидения, кино
Проведен культурологический анализ такой характерной особенности нашего времени, как бум активною строительства интернет-порталов и веб-сайтов, имеющих самое разнообразное предназначение от почтового ящика до электронного офиса, от библиотеки до магазина, от средства массовой информации до художественной галереи, от справочно-информационной службы до игровой площадки и 1 д В первую очередь, имеется в виду исследование уровня и качества культурно-исторической преемственности, т е сохранения и развития общепринятых информационных стандартов, используемых в традиционной печатной и аудиовизуальной продукции
Автор отмечает, что сегодня недостаточно изучаются художественные предпочтения представителей различных социальных групп Услуги художественного рынка города требуют обновления и повышения качества, наблюдается устойчивая ситуация по несовпадению предложений и спроса на услуги художественной продукции и традиционного декоративно-прикладною творчества
В пара1рафе 2.5 «Досуговые и просветительские мероприятия и индивидуальные формы досуга и просвещения» исследована социально-культурная активность жителей, которая во многом зависит от состояния системы культурно-просветительных учреждений и информационных средств В настоящее время эта система становится все более разнообразной Она включает как современные формы массовых коммуникаций, так и традиционные -музеи, библиотеки, театры, выставки, издательское дело и тд, выполняющие досуговую и просветительскую функцию
Изучение просветительских возможностей современного города представляется сегодня важной и актуальной задачей Просвещение как способ трансляции культуры в обществе в современных условиях приобретает первостепенное значение, прежде всего в силу того, что является одним из основных факторов сохранения самой культуры, передачи подрастающим поколениям ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей, идеалов Эффективная система просвещения, проведения разнообразного и полноценного досуга, использующая новые технические средства, опирающаяся на богатейшие культурно-просветительские традиции, может обеспечить превращение культурных достижений, норм, ценностей, традиций в реальное, воздействующее на каждого человека культурное пространство, которое обеспечит ему наиболее полную адаптацию в современном городе
В этой связи осуществлена попытка переосмыслить индивидуально-организованное общение в сфере досуга современного города, которое, безусловно, необходимо, однако имеет часто негативные последствия, поскольку осуществляется вне социального контроля Автором проанализированы существующие модели общественно-организованного общения и потребительские виды досуга, которые приобретают все более стандартные формы, снижая в деятельности людей уровень творчества и деформируя сам процесс становления личности
В параграфе 2.6 «Охрана и реставрация объектов культурно-исторического наследия» отражена проблема сохранения культурного и природного наследия, поскольку человеческие общества всегда стремились сохранить и приумножить свое национальное достояние, опыт и достижения, искали и находили способы реализации этих намерений
В параграфе раскрыто сегодняшнее понимание культурного наследия, которое включает не только памятники культуры и истории, но и «окружающую их природную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные так и нематериальные компоненты»3.
Вместе с тем, автором отмечено, что в области охраны культурного наследия территориальный подход к решению данной проблемы выражен более чем скромно Территориальная охрана представлена главным образом в формах музеев-заповедников и, отчасти, памятников В то же время управление историко-культурными комплексами как целостными территориальными образованиями невозможно без поиска адекватных форм охраны По этой причине возникает множество конфликтных ситуаций, когда пообъектное рассмотрение территориально обусловленных феноменов наследия лишает возможностей координировано влиять на политику территориального развития
Автор утверждает, что культурное наследие города и его всестороннее изучение помогает решать ряд предельно важных задач генезис культурных феноменов в процессе изучения, сохранения и использования предметного ряда историко-культурных объектов, изучение сходства и различия этих объектов в ходе реализации их функций, исследование форм организации и динамики их использования и т.п.
Третья глава «Организация культурных процессов в современном городе» выявляет необходимость выработки суждений об истоках и взаимосвязях разнохарактерных проблем в сфере
3 Основные направленна государственной почитики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации - М , 2005 - С И
культуры с учетом имеющихся представлений о них у всех заинтересованных сторон, а также организации диалога и поиска компромиссов между ними
В параграфе 3.1 «Соотношение социального и культурного в развитии культурных процессов» говорится о качественной определенности социокультурных связей по отношению к изучению динамики культурных процессов, в котором выделяются два основных аспекта их рассмотрения Во-первых, их адаптационные функции, те регуляция соотношения активного воздействия человека на окружение и приспособления к нему Во-вторых, их динамические функции, т е регуляция соотношения устойчивого и изменчивого в окружении человека, в его деятельности и поведении
Данная закономерность входит в перечень принципов социокультурного подхода, где взаимопроникновение культуры и социальности определено наличием этих двух измерений в любой человеческой общности, обусловливающей их постоянную взаимосвязь и взаимовлияние
Большое значение для понимания развития социокультурных процессов в местном сообществе имеет теория самоорганизации (синергетика)4 Она позволяет не только различать спонтанные и планируемые процессы, но и находить способы их согласования Взаимосвязь социального и культурного посредством деятельности различных субъектов городской культуры выявляет для исследования понятие «социокультурная деятельность» и указывает на «социальное» как на субъект деятельности, т е. городского жителя, а на «культурное» - как качество и сферу его творческой активности в городском сообществе
В параграфе 3 2 «Культурные стратегии и культурная политика современных городов» расширяют границы понимания проблемы регулирования социальных и культурных процессов, позволяя считать социальную и культурную политику разновидностями организационного фактора динамических изменений в современном обществе
Властные структуры определяют юридический статус города, объем его полномочий и функций, при помощи которых имеющиеся ресурсы культуры приобретают системный характер
4 Прпгожин И , Стенгерс И Порядок из хаоса - М , 1996
27
Исследованы особенности муниципальной культурной политики, состоящей в ее подверженности изменениям, чутком реагировании не только на катаклизмы происходящих на городском уровне общественно-политических и социально-экономических процессов, но и на субъективный фактор - настроение местного сообщества и тех его лидеров, которые формируют это настроение Особую сложность этой политике придает то, что она одновременно находится как в системе «вертикальных» связей между органами власти, действующими на основании разграничения полномочий между ними, гак и в системе «горизонтальных» партнерских отношений, которые существуют между муниципальными учреждениями культуры и местным населением, досуговая жизнедеятельность которого отличается не только самостоятельностью и независимостью, но и пассионарным своеобразием
Процесс трансформации организационно-управленческих основ городской культурной политики в данном исследовании выстраивается с учетом специфики города существующей системой органов исполнительной и представительной ветвей власти, наличием в ее организационной структуре субъектов, рефлексирующих спектр социокультурных проблем города и закрепленных в нормативно-правовой базе органов местного самоуправления
Автором предлагаются технологии оптимизации модели муниципальной культурной политики, обосновывается ее последовательность и процедура
В параграфе 3.3 «Культурные процессы города в период реформирования органов местного самоуправления» обосновываются происходящие в России процессы реформирования местного самоуправления, которые сопряжены с тем, что они обретают необходимые правовые основы, соответствующие международным стандартам и создающие реальные возможности для реализации муниципальными органами своих функций Их суть -быть формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей (при учете исторических и иных местных традиций) самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, адекватных интересам населения
Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней, включая
сферу культуры, и разграничение между ними расходных полномочий Противоречие между бюджетными полномочиями и реальными источниками финансирования в сфере культуры является одной из самых острых
Автором проведен анализ, как влияет среда на формирование тех или иных политических взглядов на культуру, на ее цели и задачи, модели и развитие В этой связи дается обоснование, что в городской среде, отличающейся высокой плотностью социальных коммуникаций, это выявить гораздо проще и нагляднее Именно в исследованиях на городском уровне, отражающих поведение горожан в их непосредственном городском окружении, заключена реальная картина формирования сознания и отношения их к действительности Адаптация культуры к условиям реформ во многом зависит от усилий региональных и муниципальных органов управления, общественных организаций в области культуры и, конечно, от самих учреждений культуры
Институт управления реализует свои функции в деятельности формальных и неформальных организаций, по отношению к которым он выступает организующим и координирующим началом, интегрирующим разрозненные действия в единую стратегическую линию
В параграфе 3.4 «Механизмы организации культурных процессов города» представлены необходимые требования к исследованию культурных технологий, посредством внедрения программно - проектного метода, среди которых, с одной стороны, определение характера взаимосвязей и иерархии социально значимых проблем, а с другой - знание об имеющихся ресурсах и представление концептуальной модели будущего желаемого состояния социально-организационных структур, обеспечивающих не только воспроизводство, но и развитие организуемых объектов Концептуальная модель таких структур строится в соответствии с сегодняшним знанием о социально-психологических и культурно-исторических предпосылках возникновения и допустимых вариантах решений социально значимых проблем
Применительно к процессу выработки и принятия социально значимых решений это, прежде всего, означает необходимость разработки разнообразных инновационных стратегий, которые в условиях ослабления социальных связей обеспечивают необходимые
стандарты и организационные требования к практике выработки определенных проектных решений
Конструирование моделей организации культурных процессов осуществляется посредством как элитарной, так и массовой культуры Однако массовая культура, в силу ее влияния на массовое сознание, вызывает повышенный интерес исследователей И совершенно особое место в ряду современных моделей занимает функционирование системы культуры города, которую можно рассматривать как условие перехода сложной системы на новый уровень организации с выделением и закреплением определенных функций управления Другими словами, переход количества в качество возможен только при возникновении новой функции организации, способной предложить системе новое качество на основе структурного разнообразия
В этой связи раскрывается проблема создания адекватной рефлексивной модели организации культурных процессов и особенностей социального и индивидуального бытия в современном городе. Автором предлагается использование современных методов смежных научных дисциплин, таких как «Педагогика», «Социология», «Политология», «Психология», позволяющих по-новому представить эффективность моделей организации культурных процессов В этом смысле в работе обоснована концепция устойчивого развития города, рассматривающая в своем широком понимании возможность достижения широких форм взаимодействия природных, социальных и культурных процессов - как условий дальнейшего существования человека
В четвертой главе «Тольятти как пример городской культурной системы» раскрывается позиция, что так называемые «молодые города» представляют собой очень важный и значимый феномен новейшей российской истории Именно за счет таких городов, как Тольятти, возникших в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и ресурсов в 30-60-е годы минувшего века, во многом и происходил рост городского населения страны
В параграфе 4.1 «Ставрополь-Тольятти: составляющие городского развития» рассмотрен особый, исторически сложившийся способ существования городской социальной общности людей, со специфической формой ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности
Рассмотрение составляющих частей городского пространства историко-культурной, промышленно-экономической, социально-инфраструктурной, строительно-архитектурной, природно-экологической - подтверждает, что проблемы жителей городов не сводятся лишь к вопросам экологического, экономического и политического характера Они затрагивают основные составляющие качества жизни горожан условия их труда и образования, возможности приобщения к достижениям культуры, отдых, развлечения, содержательность межличностных отношений, а также состояние городской среды
В параграфе 4.2 «Особенности образа жизни и своеобразие городской культуры» характеризуется неоднородность национального состава города, которая была предопределена исторически - обращение кочевых племен калмыков в православную веру в Ставрополе и последующим, стремительно развивающимся промышленным комплексом в Тольятти, собравшим на строительство людей разных национальностей Автором отражена динамика показателей уровня и качества жизни населения региона и города Тольятти, с опорой на результаты комплексных социологических исследований различных аспектов качества жизни населения, проведенного Самарским отделением Академии социальных наук
Исходя из этого автор дает характеристику нынешней ситуации в городе, которая представляет собой противоречивое единство разнокачественных сторон, временных пластов городской жизни Ставрополя-Тольятти и в которой сочетаются традиционные и новые черты, старое и нарождающееся
Культурологический подход позволил определить степень готовности личности и различных социальных групп города к целенаправленным изменениям способов деятельности, взаимодействия, поведения, ценностных ориентации
В то же время отмечено, что деятельность, источником которой выступают личностные ценности нравственного содержания, способствует глубоким изменениям личности, ее очищению и духовному развитию Следовательно, образ жизни, имеющий бытийную, ценностно-смысловую ориентацию, способствует развитию личности Одновременно деятельность, реализующая в основном потребительскую ориентацию, напротив, препятствует личностному росту.
Анализируя данный социокультурный аспект организации культурных процессов, следует отметить, что при прежнем образе жизни, привязывающем людей к определенной территории, их связи и отношения, направленность их интересов носили более разносторонний характер В настоящее время сформировался экономически ориентированный тип человека, направленный на строго определенный вид деятельности, обеспечивающий, прежде всего, решение бытовых проблем и личной безопасности
Осуществляется поиск компромисса между некоммерческими и коммерческими видами услуг, поскольку попытки полной коммерциализации объектов культуры могут привести к их перепрофилированию к полному или частичному отказу от «культуры» в пользу так называемых сопутствующих «коммерческих услуг»
В параграфе 4.3 «Освоение, использование и сохранение культурного потенциала города» рассмотрены особенности культурного потенциала современного Тольятти, который формируется на пересечении традиций и современности Автором отмечено, что жители города, которым пришлось осваивать новые территории, стремились наполнить их тем, что, казалось, было утрачено - связью со своей историей
Динамизм, изменчивость общественных процессов предопределяют новые стратегические направления перестройки процесса обучения Одним из этих направлений, получивших в последнее время ускоренное развитие в педагогической теории и практике, является интеграция, объединение учебных заведений, способствующее обеспечению единства и преемственности педагогических действий в области искусств музыкальных школ и колледжей, колледжей и вузов, вузов и системы поствузовского образования
Автором подчеркивается особая роль в реализации культурного потенциала города институциональных средств социализации личности - систем общего и профессионального и дополнительного образования, массовой информации и объектов культуры
Одним из формирующихся направлений духовного образования подрастающего поколения является открытие в городе Православной классической гимназии Эта школа создана по образцу классических гимназий церковно-приходских школ дореволюционной России
Кроме Православной классической гимназии, в Тольятти открыта начальная православная школа
Вместе с тем, автор отмечает, что, наряду с идущими процессами реформ в городском округе Тольятти, самодеятельное народное творчество и художественная жизнь за последние годы претерпели значительные изменения и сформировали новые потребности, влияющие на функции и качество проведения досуга Отмечено, что самодеятельное народное художественное творчество Тольятти неразрывно связано с культурной деятельностью и традициями, созданными в прошедшие годы Образ города как крупного промышленного мегаполиса Поволжья был во многом сформирован не только благодаря промышленному строительству и созданной архитектуре, но и выдающимся личностям города
В заключительной части данного параграфа осмысляются причины актуализации данных проблем в городской культуре В связи с идущими в стране реформами и процессами разграничения прав собственности все чаще происходит изъятие ресурсов (земли, зданий, творческих сил, финансов) из отрасли культуры в другие сферы В связи с этим одной из актуальных проблем стала защита собственности в сфере культуры
Автор утверждает, что на уровне муниципальных органов власти на сегодня отсутствуют механизмы, способные предотвратить процесс изъятия материальных ресурсов из сферы культуры Конституирование историко-культурного наследия Тольятти пока еще находится в начальной стадии
По мнению автора, невысокий уровень развития творческих индустрии, характерный для молодых городов России, где преобладает монофункциональность и технологическая ориентация, делает формирование обогащенной культурной городской среды наиболее актуальной задачей Основной акцент при этом делается на импортирование культуры и организацию крупных имиджевых мероприятий, способных привлечь в город представителей культурной элиты страны, обеспечить население продукцией профессиональной культуры и стать участниками массовых зрелищ
В параграфе 4.4 «Культурные стратегии Тольятти и механизмы организации культурных процессов» рассмотрены этапы становления и развития города Тольятти как примера культурной системы, где представлена совокупность субъектов городской культуры, организованных в устойчивую
целеориентированную целостность при участии муниципального управляющего органа власти - мэрии
Понятие «организация культурных процессов» представлено автором как в расширенном, так и узком значении В расширенном смысле оно предполагает деятельность государства, направленную на регулирование социокультурных процессов в обществе в целом, что дает возможность сохранить или изменить базовый ценностный уровень культуры В узком значении город представлен как социокультурный комплекс, где система органов местного самоуправления выступает как ведущий регулятор трансформации культурных процессов Исходя из этого организация культурных процессов производится посредством функционирования имеющейся «вертикали» институтов власти и работы культурных институтов как основных «проводников» организации Из этого следует, что адаптация социокультурной системы к меняющимся условиям бытия происходит не только посредством методов стихийно развивающихся процессов, играющих весьма значимую роль в социокультурной жизни общества, но и в то же время поддается целенаправленному регулированию
В практику организации культурных процессов все чаще входит понятие «качество жизни» - как мера непротиворечивого сочетания, с одной стороны, роста потребления и доступности социальных благ, а с другой - изменения ценностных ориентации общества Повышение благосостояния предполагает согласованный рост уровня потребления, но движение к изобилию товаров и услуг не должно отрицательно влиять на структуру бюджета времени населения, негативно сказываться на безопасности и стабильности жизненной среды, социально-психологическом климате
Данное исследование основано на предположении, что организация городских культурных процессов - это творческий процесс, основанный на межотраслевой интеграции, в котором идет совместный поиск истины, вырабатывается единое мнение, растет информированность и компетентность каждой из участвующих сторон и, в конечном счете, достигается компромисс мнений и позиций, находится более адекватное ситуации решение проблем
В Заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы и определяются тенденции дальнейшего изучения данной проблемы
Публикации автора по теме диссертации
Монографии и учебные пособия
I Скрипачева И А Город как культурная система Монография - Тольятти ТГУ, 2009 - 336 с
2. Скрипачева И А Лабиринты муниципальной культурной политики Теория и практика Монография - Тольятти ТГУ, 2005 -218с
3 Скрипачева И А. Исследование и анализ культурных стратегий молодых городов (на примере города Тольятти) Гл XIX / Научные исследования информация, анализ прогноз монография / Н-34 [И А Скрипачева, Б Я Бляхман, М С Ветренко и др ], под общ ред О И. Кирикова - Книга 17 -Воронеж ВГПУ, 2008 -380 с
4 Скрипачева И А Муниципальная культурная политика Учебно-методическое пособие - Тольятти ТГУ, 2007 - 76 с
5 Скрипачева И А, Муниципальная культурная политика практикум к семинарским занятиям по дисциплине - Тольятти. ТГУ, 2007 -29 с
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
6 Скрипачева И А Культурная система современного города // Вестник Бурятского государственного университета - Улан-Удэ БГУ, 2007 -Вып 9 - С 217-223
7 Скрипачева И А Исследование культурных процессов молодых городов // Вопросы культурологии - М, 2007 - Вып 8 (август) - С 53-56
8 Скрипачева И А Культурные процессы в современном промышленном городе (на примере Тольятти) // Россия и современный мир -М,2007 - Вып №4(57) -С 164-171
9 Скрипачева И А Теоретические и организационные аспекты социокультурных процессов в современном городе // Вестник МГУКИ - М , 2006 - Вып № 4 (октябрь-декабрь) - С 100-102
10 Скрипачева И А Урбанизационный тип культуры молодых городов // Вестник МГУКИ - М , 2007 - Вып № 5 - С 53-56
II Скрипачева И А Особенности молодежной культуры в современном городе // Вопросы культурологии - М , 2008 - Вып № 9 - С 76-79
12 Скрипачева И А Создание условий для организации досуга населения в городском округе Тольятти // Вопросы культурологии -М , 2009. - Вып № 4 - С 59-63
13 Скрипачева И А Особенности развития культурных процессов молодых городов (на примере города Тольятти) // Обсерватория культуры -М,2009 -№3 -С 73-77
14 Скрипачева И А Новые образцы культурных решений социально значимых проблем молодых городов (на примере города Тольятти) // Вестник Бурятского государственного университета -Улан-Удэ БГУ, 2009 - Вып 6 - С 217-221
Статьи в других изданиях
15 Скрипачева И А Древнее имя города как памятник культурно-исторического наследия // Сб науч материалов VII всероссийской науч конф с международным участием «Культура и интеллигенция России инновационные практики, образы города Юбилейные события Историческая память горожан» - Омск, 20-22 окт 2009 г -Омск Изд-во ОмГУ, 2009 -С 46-47
16 Скрипачева И А Организация социокультурной деятельности по месту жительства в современном городе // Вестник Башкирского университета -2008 -Т 13 -№3 -С 697-701
17 Скрипачева И А Организация культурной пространственной среды современного города // Вестник Оренбургского государственного университета -2008 -№80 - С 39-43
18. Скрипачева И А Система экологии культуры молодых городов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук Специальный выпуск ELPIT - 2007 - Том 2 - С 211-214
19 Скрипачева И А Проблемы культуры молодых городов (на примере городского округа Тольятти) // Объединенный научный журнал -М, 2007 - Вып 15(203) -С 9-12
20 Скрипачева И А Особенности молодежного досуга в современном городе (на примере г Тольятти) // Дом культуры -2008 -№10 - С 6-8
21 Скрипачева И А Особенности формирования городской культурной политики в структурах органов местного самоуправления //Вестник департамента культуры №3 - Тольятти, 2003 - С 21-25
22 Скрипачева И А Проблемы деятельности учреждений культуры в современных условиях // Сб ст IV Всероссийской конференции-семинара - Москва-Сызрань, 2001 -С 32-38
23 Программа развития культуры города Тольятти - Тольятти, 1998 -С 135-151
24 Скрипачева И А Городская культура в условиях реформирования // Материалы научной конференции «Культурное пространство России в XXI веке Федеральные и региональные проблемы» //Ориентиры культурной политики - М , 2003 -Л» 11-12 -С 14-17
25 Скрипачева И А Особенности городской культурной политики в условиях реформирования органов местного самоуправления Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве Сб ст аспирантов АПРИКТ -2003 -Вып 7 -С 11-14
26 Скрипачева И А Кризисные аспекты культурной политики городского сообщества // Тез докл межвуз науч -метод конф Тольятти, 4-6 апреля 2001 г «Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе» - Тольятти, 2001 -С 229-231
27 Скрипачева И А Проблемы и развитие культуры молодых городов (на примере города Тольятти) // «Наука-производство -технология - экология» Сб материалов - Киров Изд-во ВятГУ, 2008 -Том 6 ГФ - С 335-338
28 Скрипачева И А Город как объект культурологического анализа // Вестник Гуманитарного института ТГУ - Вып 1 / под ред ЕЮ Прокофьевой -Тольятти ТГУ, 2007 -С 123-129
29 Скрипачева И А Культурная среда молодых городов // Фундаментальные исследования - М Академия естествознания, 2007 -№Ц -С 36-41
30 Скрипачева И А Особенности городского образа жизни и культура потребления социальных благ // Вестник Гуманитарного института ТГУ - Вып. 2 / под ред Е Ю. Прокофьевой - Тольятти-ТГУ, 2007 - С 235-240
31 Скрипачева И А Семья как социально-культурный феномен // Семейные ценности промышленного города к проблеме трансформации сб статей / сост и науч ред проф Л В Карцева -Тольятти ТГУ, 2007 - С 68-70
32 Скрипачева И А Формирование компетентности специалиста посредством усвоения ценностей культуры // Проблемы
университетского образования Компетентностный подход в образовании сб материалов III Всероссийской научно-метод конф в 2 т / под ред Г Н Тараносовой - Тольятти ТГУ, 2007 - Т 1 - С 156-159
33 Скрипачева И А Муниципальное управление в сфере культуры современного города // Совершенствование системы управления организацией в современных условиях сб ст V Всероссийской научно-практической конференции - Пенза, 2008 -С 20-23
34 Скрипачева И А. Современный город время, культура, общество (на примере города Тольятти) // Человек и общество на рубеже тысячелетий междунар сб науч трудов / под общ ред проф О И Кирикова - Вып XL - Воронеж ВГПУ, 2008 - С 136144
35 Скрипачева И А Общественная и культурная жизнь людей современного города // Сб. науч трудов VI юбилейной Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании» 21-23 октября 2008 г - Калининград Калининградский тех ун-т, 2008 - С 120-123
36 Скрипачева И А Формирование культуры личности посредством воспитания и образования // Школа, государство и общество сб ст Международной научно-практической конференции - Пенза Приволжский Дом знаний, 2008 -С 106-108
37 Скрипачева И А Социокультурные аспекты инновационного развития современных городов (на примере г Тольятти) // Диалог культур в изменяющейся России исторический опыт региона и социокультурная реальность Материалы межрегиональной научно-практической конференции -Ставрополь СГУ, 2008 -С 44-52
38 Скрипачева И А Городской диалог - важнейшее условие сохранения и развития культуры / Вестник департамента культуры городского округа Тольятти -Тольятти Соломон, 2003 -С 15-18
39 Скрипачева И А Городская культура Тольятти и ее адаптация к условиям окружающей территории // Вестник Гуманитарного института ТГУ / под ред Е Ю Прокофьевой -Тольятти ТГУ, 2008 - Вып 1(3) - С 144-147
40 Скрипачева И А Взаимодействие образования и культуры -насущная необходимость в кризисном социуме // Проблемы гуманизации вузовского образования Сб научных трудов ПТИС -Тольятти Агни, 2001 -№9 -С 145-149
41 Скрипачева И А Культурные стратегии Тольятти / Вестник департамента культуры городского округа - Тольятти Соломон, 2008 - С 109-113
42 Скрипачева И А. Образовательные индустрии и рынок образовательных услуг в современном городе // Вестник департамента культуры городского округа Тольятти - Тольятти Соломон, 2008 - С 10-14
43 Скрипачева И А Условия управления социокультурными процессами путем комплексного программного обеспечения // Методология управления инновационными процессами в науке и образовании Сб науч трудов Вып 1 - Тол ьягти-Москва, 2001 -С 139-151
Подписано в печать 26 01 2010 г
Объем 2,4 п л Тираж 100 экз Заказ № V Ротапринт МГУКИ