автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Органное исполнительское искусство Латвии

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Лусе, Нора Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Органное исполнительское искусство Латвии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Лусе, Нора Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСТОРИИ ОРГАННОЙ.КУЛЬ

ТУРЫ ЛАТВИИ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА.

Ранние образцы органного инструментария и их особенности.

Различный характер оршиного исполнительства в церковной и домашней обстановке

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛАТЫШСКОЙ ОРГАННОЙ ШКОЛЫ (XIX.- ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКА)

Строительство органов в XIX - начале XX столетиях.

Подготовка и воспитание латышских профессиональных органистов первого и второго поколений.

Национальное органное исполнительство

ГЛАВА 3. ОРГАННОЕ ИСКУССТВО.СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ

1940-1980)

Становление латышской советской органной школы (1940-1960)

Особенности современного этапа развития латышского органного искусства (19601980)

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по искусствоведению, Лусе, Нора Юрьевна

Современное латышское органное искусство, входящее составной частью в сокровищницу советской музыкальной культуры, представляет собой совокупность нескольких компонентов: здесь и богатый органный инструментарий, и общепризнанное профессиональное мастерство артистов-органистов, и проверенная многолетней практикой методика подготовки будущих исполнителей и, наконец, немалое количество художественно ценных произведений, созданных для органа.

С начала 1960-х годов крупным центром органного музицирования союзного значения стал концертный зал рижского Домско-го собора, открылись новые концертные залы с органами в некоторых других городах республики. Концерты органистов обычно прекрасно посещаются, подавляющее большинство публики состоит из молодежи. Среди учащихся-консерваторцев заметно тяготение к специализации в области органного исполнительства; за последние десятилетия в республике выросла группа талантливых, молодых органистов, завоевавших признания не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Выдвинутая ХХУ1 съездом КПСС программа развития социалистической культуры раскрыла перед музыкальным искусством новые перспективы и предоставила широкие возможности для дальнейшего его творческого развития. В настоящее время продолжается общее для всей страны возрастание интереса к органной культуре; это выражается в значительном количественном расширении сети органных классов в музыкальных вузах, интенсивном строительстве новых и реконструкции старых органов в концертных залах различных городов, издании сборников органных произведений советских композиторов, выпуске массовыми тиражами пластинок, на которых запечатлено искусство отечественных мастеров и звучание лучших органов нашей страны.

Органное искусство Советской Латвии на современном этапе представляет собой одно из характерных явлений музыкальной жизни республики и отличается высоким профессиональным исполнительским мастерством и значительными творческими достижениями композиторов, часто обращающихся к жанрам органной музыки. Богатые традиции органного музицирования в республике ведут свое начало с давних времен и в течение ряда столетий складывались под воздействием различных социально-общественных условий.

Однако, органное искусство Латвии до сих пор не привлекло к себе достаточного внимания со стороны музыкальной науки. Вопросы органного исполнительства не получили всестороннего изучения в отличие от других жанров музыкального искусства республики, например, хорового. Между тем, вопрос о роли органа в музыкальной культуре латышского народа, имеющий богатейший материал, представляет собой научный интерес не только с чисто исторической точки зрения. Проблемы становления и развития искусства органного исполнительства в республике являются актуальными в свете современных взглядов на состояние различных сторон и перспективы развития отечественного исполнительского искусства. Без детального анализа взаимосвязи настоящего и прошлого всего латышского органного искусства и выявления закономерностей его эволюции, невозможно с достаточной полнотой судить о развитии советской органной культуры в целом.

Актуальность данного исследования, тем более, предопределила возрастающая потребность в научной разработке вопросов об истории зарождения традиций органного исполнительства в Латвии, формировании латышской школы игры на органе и особенностях ее развития, своеобразии проверенной многолетней практикой методике подготовки будущих исполнителей, разборе и обобщении профессионального мастерства артистов-органистов прошлого и настоящего, создании органного инструментария б республике и, наконец, стилевых особенностях интерпретационных традиций национального органного репертуара, классического и современного.

Цель данного исследования - выявление характерных особенностей процесса эволюции латышской органной школы как составной части национальной музыкальной культуры и раскрытие своеобразия латышского органного исполнительского искусства, его репертуара, педагогики и органостроения.

Научная новизна исследования заключается в том, что настоящий опыт более полного обобщения и анализа длительного процесса эволюции латышской органной школы в ее многообразных проявлениях осуществляется в п е р в ы е .

В работе автором ставятся задачи рассмотреть:

1) закономерности развития органной культуры Латвии от истоков органного музицирования до наших дней, а также проследить процесс формирования латышской органной школы и охарактеризовать ее отличительные черты;

2) особенности интерпретации латышской органной музыки, классической и современной;

3) своеобразие методики преподавания латышской профессиональной школы игры на органе;

4) некоторые интереснейшие органы Советской Латвии, особенности истории их создания и черты творческой направленности национального органостроения.

- b

Характерные особенности эволюции латышской национальной органной школы рассматриваются в диссертации в их исторической динамике, причем фундаментом для воссоздания единой линии развития служат кардинальные законы диалектического и исторического мышления. Автор стремится, опираясь на фило-софско-теоретический метод марксистско-ленинской науки, а также на принципы эстетической теории советского искусства, такие как историческая преемственность культуры, единство содержания и формы, диалектическая связь национального и интернационального в искусстве - показать историко-художествен-ный процесс развития органного искусства Советской Латвии в сложной сети взаимовлияний, обогащения национальной школы опытом западной и русской органных культур.

В настоящей работе использованы источники, обнаруженные диссертантом в ряде архивохранилищ (Центральный государственный исторический архив Латвийской ССР; Фундаментальная библиотека Академии наук Латвийской ССР; Государственная библиотека Латвийской ССР; Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, г.Москва). Все архивные документы публикуются впервые. Кроме того, обобщены материалы, найденные автором в различного рода общих и специальных трудах, памятниках мемуарной и эпистолярной литературы, в периодической печати (на латышском, русском и немецком языках) и в других печатных источниках. Нами изучен также и богатый нотный материал (как печатный, так и рукописный) - произведения латышских композиторов, написанные для органа, а также обследован ряд исторически ценных сохранившихся органов республики и зафиксированы их диспозиции. Особенно сложными и труднодоступными оказались, естественно, источники сведений по истории средневекового периода музыкальной культуры Латвии; разумеется, обнаруженные материалы по истории органного искусства ХУШ - начала XX столетий Латвии были подвергнуты тщательному критическому рассмотрению.

В музыкознании нет специальных работ, посвященных вопросам органной культуры Латвии. Обзор литературы по истории музыкального искусства республики приводит к заключению, что до настоящего времени имели место исследования лишь отдельных разделов ее органной культуры. Существуют труды, посвященные деятельности некоторых виднейших латышских органистов-виртуозов, а также частично получило освещение органное творчество нескольких отечественных композиторов.

Упомянем некоторые исследования, оказавшиеся наиболее полезными при работе над настоящей диссертацией. Презде всего следует отметить труды республиканских музыковедов, в которых затрагиваются интересующие нас вопросы истории и своеобразия латышской органной культуры. Среди работ, опубликованных на латышском языке, в первую очередь назовем фундаментальный труд Е.ВИТОЛИНЯ И Л.Красинской " Latviesu muzikas vesture " ("История латышской музыки")[51 ], охватывающий многовековый период формирования латышского музыкального искусства от его возникновения до 1917 года. Тематика данного исследования диктовала авторам разработку проблем общего характера; их интересовало развитие латышской музыкальной культуры в целом. В упомянутом труде освещается богатство и многообразие форм латышского фольклора, прослеживается сложная история развития музыкальной культуры на территории нынешней Латвии. В книге имеется много сведений о формировании профессионального латышского музыкального искусства, о деятельности крупнейших его представителей. На подробном анализе интересующей нас темы авторы не останавливаются; эта сторона латышской музыкальной культуры представлена у них лишь отдельными упоминаниями.

Среди других работ, посвященных вопросам истории латышской музыкальной культуры, отметим статью Я.Торганса " Janis Beti^s un rnusu profesionalas musikas pirmsakumi"( "Янис Бетынь и истоки латышской профессиональной музыки")[ 235] . Являясь важным пособием при изучении латышского органного искусства, автором здесь сделана попытка обобщить немногочисленные и разбросанные сведения об одном из первых виднейших представителей раннего этапа развития национальной профессиональной органной школы.

Более подробный анализ вопросов латышского профессионального органного искусства сосредоточен в монографиях. Прежде всего выделим серьезное исследование А.Клотиныпа " Alfreds Kalni^s " ("Алфред Калнынь") [39] , посвященное изучению жизненного и творческого пути крупного отечественного композитора Алфреда Калныня (I879-I95I). Богатый фактологический материал, собранный и обработанный автором книги, характеризует черты многогранной личности одаренного музыканта в тесной связи с развитием музыкальной культуры и общественной жизни его времени, выявляет особенности исполнительского и композиторского творческого почерка маститого музыканта в органной сфере.

О творческой и исполнительской деятельности А.Калныня -классика латышской музыки - имеется еще несколько работ. Так, статья И.грауздини "Alfreda Kalni^a erge^muzika" ("Органная музыка Алфреда Калныня") [148] , посвящена разбору особенностей стиля органных сочинений композитора, анализу характерных принципов формообразования, специфике интонационного языка и разнообразию жанров, в которых проявил себя музыкант. Его исполнительское творчество, репертуар, индивидуальный стиль игры, дарование прекрасного импровизатора рассматриваются в статье С.Стумбре "Alfreds Kalni^LS- er$e^.virtuozs " ("Алфред Калнынь -органист-виртуоз") [ 219] .

Необходимо отметить также монографический очерк В.Бриеде-Булавиновой "Muza skanlgie registri " ("Николай Ванадзинь")[3l], характеризующий многогранную личность создателя современной советской латышской школы игры на органе. Концентрируя внимание читателя, в основном, на отражении жизненного пути маститого музыканта, затрагивая также педагогическую деятельность и особенности исполнительского стиля Н.Ванадзиня, автор книги, однако, не дает полную картину развития органного искусства республики.

Среди работ на русском языке, затрагивающих интересующую нас область, можно назвать книгу Т.Курышевой "Маргер Заринь" [20] в которой достаточно подробно анализируются органные сочинения композитора и характерные особенности его музыкального языка.

Общая характеристика концертной жизни республики (в том числе органной), системы музыкального образования, своеобразия творчества композиторов в области органа в суммарном виде дана в сборнике "Музыкальная культура Латвийской ССР" [23] , главным образом в статьях Н.Грюнфельда "Исполнительство, концертная жизнь и музыкальное образование" (с. 236-264) и Э.Иоффе "Жанры камерной инструментальной и органной музыки" (с.219-235).

Отметим также публицистическую деятельность латышского музыковеда И.Грауздини, неоднократно выступавшей с интересными статьями на страницах еженедельника " Literatura un Maksla " ("Литература и Искусство"). Назовем статьи: "Jubiiejas rindas Tautas maksliniekam " ("Восьмидесятипятилетие народного артиста") [152] ; "Vezums sacis kusteties " ("Воз сдвинулся") [l55] и другие. Автор заостряет внимание на тревожном состоянии ряда исторически ценных старинных органов в республике, иногда помещает развернутые рецензии на органные концерты отечественных и зарубежных исполнителей.

Упомянутые нами труды, при всех их бесспорных достоинствах, рассматривают интересующие нас вопросы большей частью лишь попутно.

При работе над настоящей диссертацией автору оказались полезными два специальных исследования Л.И.Ройзмаяа, посвященные истории органной культуры. Мы говорим, прежде всего, о значительном труде "Орган в истории русской музыкальной культуры" [28] , в котором впервые в музыковедении разрабатывается данная тема. Капитальное исследование охватывает весь путь развития органной культуры в России на протяжении почти десяти столетий - от первых свидетельств о существовании органов на русской земле (XI век) до Великой Октябрьской социалистической революции. Автор книги выявил древние корни этого вида музыкального искусства в России, сформулировав и доказав коренное отличие многовековой истории русской органной культуры от западноевропейского пути ее развития. Этот особый вид развития заключался в светском характере использования органа в России; в книге прослеживается история русского органного искусства в ее взаимосвязях со всей русской музыкальной (и не только музыкальной) культурой. Обнаруженные автором книги связи органной культуры России с музыкальным искусством Прибалтики явились значительным и необходимым подспорьем в работе диссертанта над исследованием особенностей развития латышского органного искусства, в частности, оценке роли русских консерваторий в процессе воспитания латышских органистоЕ-профессионалов.

Другая работа того же автора "Органная культура Эстонии" [29] представляет собой фундаментальное исследование, посвященное богатой истории возникновения и развития органного искусства в одной из республик советской Прибалтики. В ней подробно освещаются истоки эстонского органного музицирования, приводятся интересные сведения о создании органного инструментария; богатый историко-фактологический материал позволяет вы-вестия ряд заключений относительно некоторых общих особенностей развития органной культуры Эстонии и латышского органного искусства.

Структура диссертации определяется хронологическим принципом построения работы, который представляется автору наиболее удачным в связи с исторической направленностью исследования.

Первая глава, посвященная анализу возникновения и развития органного искусства на территории нынешней Латвии, прослеживает длительный исторический период формирования органной культуры в эпоху феодализма (от ее возникновения до начала XIX столетия); условно этот период можно назвать "подготовительным". В рамках общей истории музыкальной культуры Латвии выявляется значительная роль органа, освещаются особенности органостроения, объясняются причины господства немецкого направления в этой области, анализируются характерные тенденции использования органов в культовой и светской обстановке и особенности органно-исполнительского стиля.

Во второй главе поставлена задача исследовать пути становления национального профессионального органного раздела латышской музыкальной культуры, который охватывает период XIX - первой трети XX века. Анализируя процесс формирования латышской органной школы, происходивший сравнительно поздно, показываются те плодотворные елияния, которые она испытала со стороны других национальных культур, е частности, немецкой и русской. Здесь выявляется самобытный характер латышского органного искусства, связанный с демократической, просветительской направленностью отечественного органного исполнительства, его ярко выраженной опорой на романтическую трактовку органа, параллельным ростом органной и хоровой культур, а также началом национального органострое-ния и становлением латышской органной классики.

Третья глава посвящена анализу особенностей советского периода истории органного искуссства Латвии (1940- 1980), который, в связи с развитием различных жанров советской музыки для органа в целом, отличается сочетанием национальных органно-исполнительских традиций и постоянным стремлением к творческим исканиям в искусстве интерпретации. Здесь же рассматривается процесс возникновения советской латышской исполнительской школы игры на органе, обрисовываются ее характерные черты и роль в развитии всего органного исполнительства нашей страны, намечаются перспективные пути для плодотворного роста. Делая акцент на освещении узловых моментов, имеющих значение для развития латышской советской органной школы, более подробно рассматривается исполнительское творчество виднейших артистов-органистов республики.

Три главы диссертации обрамляются Введением и Заключением, кроме того, по ходу изложения, в исследовании приводятся изученные автором диспозиции некоторых органов республики. Завершает диссертацию список использованных источников.

Исследование эволюции национальной органной школы, обобщение опыта талантливых латышских исполнителей и педагогов может служить материалом при ведении курса истории латышского музыкального искусства. Кроме того, анализ диспозиций некоторых исторически ценных органов республики (например, инструмент в Угальской церкви, построенный в 1701 году, когда И.С.Баху было шестнадцать лет!) может представить интерес не только для органистов-исполнителей, но также заострить внимание общественности на актуальном вопросе состояния и сохранности органного инструментария в республике.

Изучение стилевых особенностей и традиций интерпретации произведений латышской органной литературы, их художественный и исполнительский анализ может представить интерес не только с чисто музыковедческой, но и с учебно-методической точки зрения. материал работы может быть использован в практике педагогической и исполнительской подготовки профессиональных органистов в органных классах консерваторий СССР, а также тех музыкальных училищ и ДМШ страны, где имеются органы и ведется ознакомительный факультативный курс игры на этом инструменте.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Органное исполнительское искусство Латвии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая многовековой путь развития органного искусства Латвии, мы установили, что орган с самого первого появления на территории нынешней Латвии был связан с католической церковной обрядовостью в качестве обязательного при богослужении музыкального инструмента. Подобное использование органа породило соответственную традицию, характерную для истории органной культуры Прибалтики. В течение ряда столетий исторические пути развития органа здесь не отличались от западноевропейских, и этот процесс шел по направлению, отличному от русского, где орган служил исключительно целям светского музицирования.

Сложные исторические обстоятельства лишили до XIX столетия латышей возможности полноценно развивать собственную музыкальную культуру в ее профессиональных формах. Эту функцию узурпировали иноземные, главным образом, немецкие музыканты - приезжие и местные; наиболее талантливые из них внесли значительный Еклад в историю музыкального искусства Латвии.

Мастерами создавались инструменты для городских и сельских церквей, а также изготавливались разнообразные однома-нуальные органы-позитивы. Характер органного музицирования здесь опирался, преимущественно, на художественные принципы немецкой органной школы, идеалы которой в дальнейшем оказывали значительное влияние на формирование латышского органного искусства.

Важнейшим периодом в истории музыки Латвии явился XIX гек, когда впервые возникли предпосылки для всестороннего развития отечественного музыкального искусства и собственной профессиональной органной школы в рамках общей национальной культуры. В этот период латышское органное искусство начало проявлять себя и в сфере орган остроительства, и в исполнительской и педагогической облатях, а также в композиторском творчестве.

В 1880-90-х годах все более значительное место в концертной жизни страны начали занимать выступления латышских профессионалов - органистов, большая часть которых сформировалась под влиянием русской органной культуры (в классах органа Московской и Петербургской консерваторий). Стимулирующее влияние русского музыкального искусства, его прогрессивных идейно-эстетических установок позволили возвести здание национальной органной культуры на крепком профессиональном фундаменте. Общепризнанные достижения отечественных музыкантов в сфере органного исполнительства послужили достаточным основанием считать последние десятилетия XIX века началом формирования национальной органной школы.

Влияние немецких традиций на этом этапе еще продолжало ощущаться. Характерные свойства распространенного в указанное время немецкого романтического органа (органа романтического типа), его огромная динамическая амплитуда, богатые выразительные возможности, разнообразие и индивидуальная характерность красочных тембров, столь близких к оркестровым, - во многом определили особенности, присущие латышскому органно-исполнительскому стилю, его опору на романтически-виртуозное направление.

В настоящей диссертации автор стремился доказать, что процесс формирования латышской органной школы представлял собой сложный сплаь взаимовлияния нескольких музыкальных культур. Особенно плодотворным оказалось при этом совместное воздействие органного искусства Германии и России, которое ощутимо ускорило процесс развития собственно латышской школы игры на органе, с присущими ей характерными и самобытными национальными чертами. Демократический и просветительский характер, присущий латышскому органному исполнительству, проявился и в своеобразной особенности отечественного музыкального искусства, - параллельном росте двух культур - хоровой (народной и профессиональной) и органной.

В первой трети XX века выдвинулся ряд выдающихся мастеров, чья исполнительская деятельность ощутимо способствовала развитию музыкальной жизни страны и опиралась на исторически сложившиеся традиции национальной органной школы, профессиональному укреплению которой в этот период в большой мере способствовала плодотворная сущность педагогической направленности деятельности П.Иозууса, ставившего во главу угла подготовку концертных органистов.

Поставленная демократической музыкальной общественностью в конце XIX века задача создания латышской литературы для органа приблизилась к своему решению в первой трети XX столетия, когда были заложены основы отечественного органного репертуара. Его ярко выраженная романтическая направленность удачно соединялась с особенностями специфически-национального музыкального языка, получив воплощение, главным образом, в традиционных жанрах органной музыки - фантазии, сюите, сонате и других. Важное значение при этом приобрело характерное для латышской органной школы сочетание в одном лице деятельности артиста-органиста и композитора.

- лзг

Крупным достижением латышского музыкального искусства следует считать появление в конце XIX - начале XX веков национальных кадров органостроителей, создание ими различных по размерам и назначению высокохудожественных органоЕ, отвечающих возросшим требованиям отечественной органной школы этого времени. Творчество мастеров было направлено, в основном, на достижение разнообразия звук0Е0й выразительности (преобладали мягкие, певучие регистры флейтового тембра), слитности и компактности звучания их инструментов.

Новые условия жизни советского общества позволили неизмеримо расширить масштабы творческой деятельности латышских органистое. Развитие органного искусства молодой Советской республики, как выяснилось, прошло за эти годы через дЕа этапа своего существования: период формирования (до 1960-х годое) и период активного роста.

Успехи латышского советского органного исполнительства определяются не только опорой на достижения национального органного профессионального искусства предыдущего периода его развития, но также смелыми новаторскими поисками ноеых путей. Формирование современной латышской органной школы основывалось на общности методических принципов, характерных для всей советской органной педагогики. В рамках общего соЕер-шенствования системы обучения музыкантов-исполнителей в нашей стране, налаживания творческих СЕязей с братскими республиками и освоения педагогического опыта других советских консерваторий произошло закрепление собственных опорных установок и наметилась тенденция к обратному воздействию искусства крупных латышских исполнителей на Есе остальные национальные школы СССР.

Создателем современной латышской органной школы был Николай Карлович Ванадзинь, наиболее характерными педагогическими принципами которого явились: воспитание у студентов аналитического метода в сочетании с эмоциональным восприятием музыки, непрерывная работа над развитием разнообразных элементов мастерства, освоение высокохудожественного и обширного органного репертуара, как отечественного, так и западного.

Выяснилось, что стремление к романтической трактовке инструмента является специфической особенностью латышского органно-исполнительского искусства; романтические традиции национальной органной школы на современном этапе не только сохраняются, но и плодотворно развиваются. При всем разнообразии индивидуальных черт латышских артистов, органное исполнительство в Латвии сегодня характеризуется общностью многих принципиально сходных особенностей, свойственных органистам различных советских республик. К таким характерным для всего органного советского искусства принципам, следует отнести стремление к постоянному росту мастерства, высшему профессионализму, тонкой дифференциации исполнительских стилей, расширению концертного репертуара, включающего в себя органную музыку ХУП-ХУШ столетий, произведения романтиков, национальное и русское классическое наследие, сочинения советских композиторов.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что латышская советская органная школа на настоящем этапе, занимая самостоятельное и заметное место в музыкальном исполнительстве республики, достойно представлена на всесоюзной концертной эстраде, получив также признание и за пределами Советского Союза.

Важным стимулом для развития отечественного органного исполнительства оказался рост новой высокохудожественной сольной концертной литературы для органа. Менее чем за полвека своего существования органная музыка Советской Латвии достигла высокой степени художественной зрелости, обогатила своими наиболее значительными образцами всю многонациональную советскую органную литературу. Последние десятилетия ознаменовались поисками обновления интонационного'мышления, новаторскими исканиями, разработкой современных средств выразительности, сближением элементов фольклора с новейшими приемами техники композиторского письма, - при сознательной опоре на исторически сложившиеся жанры органной музыки.

Превращение органного концертного музицирования в рижском Домском концертном зале из явления чисто местного, узконационального характера в круглогодичные регулярные серии органных концертов всесоюзного масштаба и значения, в которых принимают участие лучшие музыканты нашей страны (а также неизменный рост интереса слушателей) открывает широкие перспективы для дальнейшего развития органного искусства.

Современное органное советское искусство выдвигает перед музыкантами братских республик ряд важнейших задач, в разрешении которых большую роль должны играть исполнители, педагоги и композиторы Латвии, посвятившие свои творческие силы строительству национальной органной культуры.

 

Список научной литературыЛусе, Нора Юрьевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. 3-е изд. -М.: Искусство, 1976.

2. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч., т. 24, с. II3-I50.

3. Ленин В.И. О "культурно-национальной" автономии. Полн. собр. соч., т. 24, с. 174-178.

4. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономиза-ции". -Полн. собр. соч., т. 45, с. 356-362.

5. Документы и материалы КПСС

6. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

7. Документы и материалы государственных архивных учреждений и библиотек

8. Список музыкальных инструментов, нот и книг, представленный рижской ратуше городским музыкантом Мартеном Клеменом в 1636 г. ЦГИА Латв ССР, 673, on. I, гё 1184, л. 27.

9. Списки учащихся, упомянутых в протоколах заседаний Художественного совета Московской консерватории (I866-I9I0). -ЦГАЛИ СССР, ф. 658, on. I, JS 1а, лл. I-I76 об.

10. Учебные программы и планы Московской консерватории (I86&-1917). ЦГАЛИ СССР, 0> 658, on. I, В 5, лл. I-6I об.

11. Дело Бетинга Л.И. ЦГАЛИ СССР, ф. 658, оп. 2, j£ 3, лл. 45-47 об.

12. Письма Бетинга Л.И. к Танееву С.И. ЦГАЛИ СССР, ф. 880, on. I, № 116, лл. 1-30 об.

13. Собрание печатных театрально-концертных программ за 1812 г. Отд. рукоп. и редких кн. Фундамент, б-ки АН Латв ССР, инв. № R 6743.

14. Программы органных концертов Е.Венстера в Риге I и 12 февр., 27 июня.

15. Нотная тетрадь Л.Ф.Бергера. Рукопись. Отд. редких кн. и рукоп. гос. б-ки Латв ССР, ф. Л.Ф.Бергера, r .

16. Фрагменты рецензий на органные концерты А.Оре из газет "Dresdener Zeitung (1888), "Y/iener deutsche Zeitung" (18$4), "Zttriciier Post" (1901). Отд. редких кн. и рукоп. гос. б-ки Латв ССР, ф. А.Оре, r .1. Книги

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 е., ил.

18. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1968. - 324 с.

19. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1772 года по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М.-Л.: Музыка, 1967. - 209 е., ил.

20. Браудо И.А. Об органной и клавирной музыке. Л.: Музыка, 1976. - 152 с.

21. Витолинь Е., Грюнфельд Н. Латвийская ССР. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1957. - 94 с.t ил.

22. Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып. 2. М.: Гос. муз. изд-во, 1936. - 212 с.

23. История музыки народов СССР: В 5-и т. М.: Советский композитор, 1970-1974.

24. Курышева Т.А. Маргер Заринь. М.: Советский композитор, 1980. - 208 с.f ил.

25. Московская консерватория (1866-1966). М.: Музыка, 1966. -726 с., ил.

26. Музыкальная культура Латвийской ССР: Сборник статей. М.: Музыка, 1976. - 302 с., ил.

27. Очерки музыкальной культуры Советской Латвии. М.-Л.: Музыка, 1965. - 158 с.f ил.

28. Очерки музыкальной культуры Советской Латвии. Л.: Музыка, 1971. - 143 с.

29. Отчет Дирекции Киевского отделения Императорского Русского Музыкального общества и утверязденного при нем училища за I879-1880 год. Киев, 1880. - 25 с.

30. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Советский композитор, 1979. - 320 с.

31. Ройзман Л.И. Орган в истории русской музыкальной культуры. М.: Музыка, 1979. - 376 с., ил.

32. Ройзман Л.И. Органная культура Эстонии. М.: Гос. муз. изд-во, I960. - 88 с., ил.

33. Berzij^a V. Janis Zalitis. E.s Liesma, 1978. - 2^4 1pp., il.

34. Briede~Bulavinova Ve Kilza skanlgie registri: Llonogra-fisks apraksts (Николай Ванадзинь: Монографический очерк). -R.s Liesma, 1977. 169 1pp., il.

35. Goluba G. Vigneru Ernests. H.: Liesma, 1981. -150 1pp., il.33» Gravitis 0, Jurjanu Andrejs. R.: LYI, 1953. - 171 1pp., il.

36. Gravitis 0. Latviesu komponistu biografijas ( Биографии латышских композиторов ). R.: LVI, 1936, - 139 lpp.» il

37. Indri^a Livonijas hronika (Ливонская хроника Индрика ).- R.: Yalters & Rapa, 1956. 231 lpp.

38. Jazepa Vitola Latvijas Valsts konservatorija (19401965) ■ (Латвийская государственная консерватория имени Язе-па Витола ). R.: Liesma, 1965* - 145 lpp., il.

39. Kalnl^is J. Janis Cimze Yidzemes draudzes skolotegu se~ minara pirmais direktors (Янис Цимзе - первый директор Вид-земской учительской семинарии ). ~ R.: Latviaа, 1914.- 208 lpp.

40. Karosas J, Nueitas kelias (Пройденный путь ). Vilnius: Vaga, 1976. - 303 psl.

41. Kloti^is A. Alfreds Kalni^s. R.: Zinatne, 1979. - 474 lpp., il.

42. Medics J. Silueti. R.: Liesma, 1968. - 95 lpp., il.

43. Padomju Latvijas muzikas darbinieki (Деятели латышской советской музыкальной культуры ). R.: Liesma, 1965. -664 lpp., il.

44. Snippe Y. Luteranisms Latvia (Лютеранство в Латвии ). R.: Liesma, 1977. - 178 lpp.

45. Straume J. Musu muzikas makslinieki s Monografiski ap-ralzsti ar fotografijam (Каши музыканты: Монографические очерки с фотографиями ). Е.: Gulbis, 1922, - 94гlpp., il.

46. Straume J. Musu muzikas makslinieki : .Monografiski ap-raksti (Наши музыканты: Монографические очерки ). -Е.: Latvju komp. Ъ-Ъа, 1925. 94 lpp

47. Vipers В. Latvijas maksla baroka laikmeta ( Искусство Латвии в эпоху барокко ). Е.: Valters & Еара, 1937. -257 lpp., il.

48. Vltoli^s J., Krasinska L. Latviesu muzikas vesture . l.sej. ( История латышской музыки,{ .1,1.). E.: Liesma, 1972. - 405 lpp., il.

49. Zari^s M. Optimistiska dzives enciklopedija (Оптимистическая энциклопедия жизни ). е.; Liesma, 1975.172 lpp., il.

50. Adler G. Handbuch. der Musikgeschichte. Frankfurt am Main, 1924, - 1097 S.

51. Amelung F. Baltische Kulturstudien aus den vier Jahr-hunderten der Ordenszeit (1184-1561). Halbbd. 1-2, -Dorpats Mattiesen, 1884-1885. 555 S.

52. Campe P. Lexikon liv-und kurltandischer Baumeister, Bau-handwerker und Baugestalter von 1400-1850. T»l. Stockholm, 1951. - 645 S.

53. Campe P. Lexikon liv-und kurlandischer Baumeister, Bau-handwerker und Baugestalter von 1400-1850. T.II. -Stockholm, 1957. 709 S.

54. Franz Liszts Briefe hrsg. von La Mara. Bd.7. Leipzig, 1898. - 592 S.

55. Hopkins E.J., Rimbault E.F, The Organ, Its History and Construction. London: R.Cocks, I855, - 596 p.

56. Hupel A.W. Topographische Nachrichten von Lief-und Ehstland. Bd.l. E., 1774. - 590 S.60« Hupel A.W, Topographische Nachrichten von Lief- und Ehstland. Bd.2. R., 1777. - 5^4 S.

57. Matthews J, A Handbook of the Organ. London: Augener, 1897. - 208 p.,ill,

58. Mitteilungen aus dem Gebiet der Geschichte Liev-, Est-, Kurlands. T.V. R., I85O. - 506 S.

59. Peterson C., Bach J., Inselberg E. Das ritterschaftliche Parochiallehrer Seminar in Walk, seine Lehrer und Zoeglinge (I859-I890). - R.: Grothuss, 1898. - 269 S., ill.64, Riemann H, Musik-Lexikon, Mainz: B.Schott's S'Shne, 1961. - 976 S.

60. Rudolph M. Rigaer Theater und Tonktinstler-Lexikon,nebst Geschichte des Rigaer Theaters und der Liusikalis-chen Gesellschaft. R.i lvummel, 1690. - 282 S.

61. Schering A. Die niederlSnaische Orgelmesse in Zeitalter des Josquin. Leipzig, 1912. - 175 S«

62. Telemann G.IvI. Samralung alter und neuer Choral-Mel о dien. R.: Miller, 1812. 146 S.

63. Sielemann G. Geschichte der Schwarzen E&upter in Riga . R., 1831. - JO S.

64. Walcker E.P. und C-ie. Ludv/igsburg, 1920. - 137 S.

65. Wegner A. Geschichte der Stadt Libau. Libau, 1898. -№ S.1. Статьи

66. Асафьев Б.В. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности. В кн.: Полифония и орган в современности. Л., 1926, с. I-I3.

67. Баренбойм Л.А. Возможна ли "объективная интерпретация"? -Советская музыка, 1966, № I, с. 76-80.

68. Браудо К.А. Артикуляция. В кн.: Вопросы музыкально -исполнительского искусства. М., 1969, вып. 5, с. 90-133.

69. Городской дневник. Замечательный орган. Рижский вестник 1883, 28 июля.1. О hoeом Домском органе.

70. Городской дневник. Замечательный орган. Рижский вестник, 1883, 22 дек.

71. Об установке Домского органа.

72. Городской днеЕник. Новый орган. Рижский вестник, 1883, II авг.

73. О новом органе Домского собора.

74. Городской дневник. Новый орган. Рижский вестник, 1883,1 сент.

75. Об установке органа в Домском соборе.

76. Держановский В.В. Музыка в провинции: Рига. Русская музыкальная газета, 1901, 5-12 авг., стб. 752.

77. Об органном концерте В.И.Главача.

78. Кагадеев Л. Письмо в редакцию. Русская музыкальная газета, 1903, 12 янв., стб. 49.

79. Об органисте А.Оре в Сумах.

80. Красинская Л.Э. Начальный этап формирования музыкальных культур республик Прибалтики (до 1917 года). Изв. АН Латв ССР, 1980, В 5, с. 66-85.

81. Крастинь В.М. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве. В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1969, вып. 5, с. 65-84.

82. Местный отдел. Духовный концерт. Рижский вестник, 1877,2 июня.

83. Местный отдел. Духовный концерт. Рижский вестник, 1879, 26 марта.

84. Московские ведомости, 1890, 29 нояб. О концерте Л.Бетинга пианиста.

85. Московские ведомости, 1891, 8 марта. О концерте Л.Бетинга пианиста.

86. Московские ведомости, 1891, II марта. О концерте Л.Бетинга пианиста.

87. Московские ведомости, 1893, 17 янв. О концерте Л.Бетинга пианиста.

88. Московские ведомости, 1897, 12/24 февр. О концерте Л.Бетинга органиста.

89. Московские ведомости, 1897, 18 февр./ 2 марта. О концерте Л.Бетинга органиста.

90. Московские ведомости, 1897, 12 мая. О концерте А.Оре органиста.

91. Музыка в провинции: Рига, Русская музыкальная газета, 1901, 9 сент., стб. 841.

92. О выступлении В.Бергнера органиста.

93. Подколодный Е. Вечер органной музыки. Сов. культура, 1955, 24 дек.

94. Прибалтийский листок, 1899, 16 нояб. О продаже органов-позитивов.

95. Рижский вестник, 1887, 31 окт.

96. О концерте органиста-виртуоза Карла Фишера.

97. Ройзман Л.И. Советская органная культура и ее своеобразие. В кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1969, вып. 5, с. 247-312.

98. Стасов В.В. ДБа слова об органе в России. В кн.: Статьи о музыке. М., 1974, вып. I, с. 81-89,

99. Ю.В. Концерт А.Пределиса. Сегодня вечером, 1930, 8 дек.

100. Ю.В. Органный концерт Н.Ванадзиня. Сегодня вечером, 1930, 27 окт*

101. Arnolds J, Paula Jozuusa jubileja. Latvis, 1926, 7. febr.

102. Augusts M. Atis Kauli^s (Bindu Atis)• Muzikas Nede^a, 1927, № 19/20, 214.-218. 1pp.

103. Augusts M. Atis Kaulijjs (Bindu Atis). Muzikas Nede^a, 1927, № 21/22, 239•—246. 1pp.

104. Augusts M. Atskats uz pirmiem pieciem vispareoiem dzies-mu svetkiem. Muzikas HedeJ-a, 1925,^21/22, 369.-372.lpp. О певческих праздниках.

105. Augusts M. Adama Ores 70 gadi. Muzikas Nede^a, 1925,27/28, 433.-4-33. lpp.

106. Augusts Ы. Adams Ore. Izglitibas Ministries Menes-raksts, 1931, № 3, 267.-273. lpp.

107. Augusts M. Davis Milltis. Muzikas Nede^a, 1926, 2, 23.-26. lpp.

108. Augusts M. Davis Milltis. Muzikas Nede^a, 1926, JS 3, 49.-30. lpp.

109. Augusts M. No Adolfa Alunana vestu^u virknes Jurjanu Andre a am. Muzikas Nede^a, 1924, № 11, 216.-218. lpp.

110. Из писем Адольфа Алунана к Андрею Юрьяну.

111. Augusts М. Oskars Sepskis. Izglitibas Ministrijas Мё-nesraksts, 1533» 1> 44.-43. lpp*109. b - Vel no Bauskas. - Latviesu Avlzes, 1883, 10./22. aug.

112. О концерте А.Юрьяна-органиста и валторниста.

113. B.L. Petera baznlcas jaunas ergeles. Dienas Lapa, 1886, 27.dec./7.janv. 1887.1. О новом органе.

114. В.U. Adama Ores baznlcas koncerts. Baltijas Vestnesis, 1900, 7./20.dec.

115. B.U. Dazadas zi^ias. Latviesu Avlzes, 1877, 5./17.okt.

116. Отзыв об органном и хоровом концерте.

117. В.U. Visaaunakas zi^as. Latviesu Avlzes, 1877, 2.1. sept./3.okt.

118. Об органном и хоровом концерте.

119. Betij^s J. Balsis no publikas. Latvija, 1910, 14./27 • j anv.

120. Об искусстве органостроенпя. 115» Beti^LS J. Balsis no publikas. Latvija, 19Ю, 3./16. febr.

121. Ответ О.Шепскису о вопросах органостроенпя.

122. Bindu Atis (Kaulijib A.). Atceres. muzikas Nede^a, 1у28, № 1, 6.-9. 1pp.

123. Об органном концерте Я.Сермукслиса.117, Bindu Atis (Kauli^ts A.; Atceres : Pirmie citil}.i. Ый-zikas iNede^a, 1^2a, № 3/6, 8b.-91. 1pp.

124. Об органном концерте А.Юрьяна. llti. Bindu Atis (Kauli^LS A.). Par Lutera baznlcu ergelnie-kiem latviesu draudzes. Rigas Avize, 1902, 20.зй1./ 2.aug.0 церковных органистах .

125. Bindu Atis (Kauli^s A.). Par Lutera baznlcu ergelnie-kiern latviesu draudzes. Rigas Avize, 1902, 24.дй1./ 6.aug.1. О церковных органистах.

126. Briede-Bulavinova V. Atdeves nesavtiba : Nikolajam Va-nadzi^am 80. Cx^ia, 1972, 9* dec.

127. Brusubardis E. Alfreda Kalni^a erge^u koncerts. Jau-nakas Zi^ias, 1923, 19* jun,

128. Brusubardis E. Alfreda Kalni^a erge}.u koncerts Doma baznica. Jaunakas Zi^as, 1923, 15» okt.

129. Brusubardis E. Adama Ores jubilejas koncerts. Jaunakas Zi^as, 1923, 6. jun.

130. Brusubardis E. Jekabs Medics- piecdesmitgadnielcs.lvluzikas Apskats, 1555, №5, 88. 1pp.

131. Brusubardis E. Profesora Ludviga Beti^ia un Alfreda Ozo-li^a sonatu vakars, Jaunakas Zi^as, 1920, 14. febr.

132. Brusubardis E. Profesora Ludviga Beti^a un Alfreda Ozo-li^ia otrais sonatu vakars. Jaunakas Zi^as, 1920, 20. marts.

133. Brusubardis E. Profesora Ludviga Beti^a un Alfreda Ozo-li^ia sonatvakars. Jaunakas Zi^as, 1921, 28. sept.

134. O.M. Bauska. Latviesu Avizes, 1872, 6,/18.dec. Об органном и хороьом концерте.

135. Campus. Atis Kaunas. Zemgales Balss, 1955» 50. sept.150. 4. konservatorijas kamermuzikas vakars. Latvju Muzika,1921, № 5, 65. 1pp. Об игре Л.Бетыня-пианиста.

136. Dazadas zi^ias. Balss, 1888, 26.okt./7.nov. Об органном концерте Р.Гривиня.

137. Dazadas zi^as. Baltijas Vestnesis, 1885, 28.jul./9.aug. Об органном концерте А.Юрьяна.155» Dazadas zi^ias. Baltijas Vestnesis, 1890, 7-/19.aug. Об органных концертах А.Юрьяна и Р.Гривиня.

138. Dazadas zijjias. Baltijas Vestnesis, 1890, 15»/27.aug. О концерте А.Юрьяна и Р.Гривиня.

139. Dazadas zi^as. Dienas Lapa, 1886, 12. dec. 06 органном концерте A.Ope.

140. Dazadas zijjLas. Dienas Lapa, 1900, 20. dec. О концерте A.Ope.

141. Drustes muizas skola. Latviesu Avizes, 1825, 25. okt. О Хорогом пении под аккомпанемент органа.138, Darzi^s E. Piektie visparejie dziesmu svetki Riga, -Latvija, 1910, 21.jul.

142. О выступлении А.Калныня на духовном концерте певческого праздника.139» Darzi$Ls V. Arvlda Prede^a §rge}.koncerts. Latvis, 1933, 12. apr.

143. Darzi$Ls V. Svetdienas koncerti. Latvis, 1930, 28. okt. Об органном концерте Н.Ванадзиня.141. 25 gadu amata svetki. Latviesu Avizes, 1873, 28.nov./ 10.dec.1. О Я.Бетыне.

144. E.F.S. Liepajas Vacu baznica. Baznicas ил Skolas Zi^as, 1872, 10./22.maijs.1. О новом органе.

145. E.M. Ludvigs Beti$Ls. Latviesu Avizes, 1883, 20.apr./' 2.maijs.144. f - Par vakarejo koncertu. - Baltijas Vesfcnesis, 1880, 10./22.nov.1. О концерте A.Ope.

146. Feils a. Alfreds Kalni^s ergelnieks un improvizators. -Muzikas Apskats, 1957, № 2/3, 50.-54. lpp.

147. Garigs koncerts Ja^ia baznica. Rigas Lapa, 1870, 3./ 15.apr.1. О духовном концерте.

148. Garigs koncerts Kokneses baznica. Balss, 1879, 5./17.sept. О камерно-инструментальном концерте в церкви.

149. Grauzdi^a I. Alfreda Kalni^ia erge}.muzika. Gram.: Latviesu Muzika. R., 1978, 13, 52.-57. lpp.

150. Grauzdi^a I. "Esmu radis daudz stradat". Gram.s Latviesu Muzika. R., 1982, 15, 157.-178. lpp. Об органисте П.Сиполниексе.

151. Grauzdi^a I. Ieverot likumu ! Lit. un Maksla, 1980, 20. jiin., 5. lpp.

152. О сохранности органного инструментария,

153. Grauzdi^a I. Jaunas sezonas ieska^as, Lit, un Maksla, 1976, 25* sept., 13. lpp.

154. Об органных концертах П.Сиполниекса и Ф.Бройтигама.

155. Grlnfelds Saltlrums. Par ergelnieku skolu Irlava. -Baltijas Vestnesis, 1900, 10./23.aug.1. О школе органистoe.

156. Gruzna P. Alfreda Zalni^.a erge^koncerts, Jaunakas Zi-$as, 1921, 22. marta,

157. Gertrudes baznxca Riga, Latviesu konversacijas vardnxca. R., 1931, 11253.-11264. lpp. Об органах рижской церкви св. Гертруды.159» Heushereke 3?. Par jaunam ergelem. Baznicas un Skolas Zi^as, 1871, 3./15.marts.1. О новых органах.

158. I.E. No Irlavas. Baznxcas un Skolas Zi$as, 1871, 27.okt./8.nov.

159. Об органном ж хоровом концерте.

160. Irlavas skola. Baltijas Vestnesis, 1873, 12./24.dec.1. О Я.Бетыне.

161. Irlavas skolas 38. gada svetki. Baznicas un Skolas Zi~ ^as, 1878, 27.sept./9.okt.0 Я. и Л.Бетынь.163. "Vel kads vards par erge}.u speku. Baznicas un Skolas Zi^as, 1871, 28.jul./8.aug.0 выразительной силе органа.

162. J,К. Vel kads vards par erge}.u speku. Baznicas un Skolas Zi^as, 1871, ll.aug./23«aug.0 выразительном силе органа.

163. J.R. Edoles muizas skola. Latviesu Avizes, 1824, 12.0 пении детей под аккомпанемент церковного органа.

164. J.S. No Liepajas. Latviesu Avizes, 1885, 28,aug,/8. sept.

165. Об органе церкви св. Троицы.

166. J.V. Kar}.a Hoijera Baha vakari. Muzikas Apskats, 1935, 121. 1pp.

167. Об органном концерте К.Гойера.

168. Jurevics V. Koncerti. Muzikas Apskats, 1935, 5, 150. lpp.

169. Об органном концерте М.Пардини.

170. Jurjans А. Latviesu tautas muzikas literatura no vi^as sakuma lidz 1891. gadam. Gram.: Raksti. R., I960, 51.-91. lpp.

171. Латышская музыка до I891 года.

172. Kalni^s A. Em.Martins ; Nekrologs. Latvijas "Vestnesis, 1923, 5. janv.

173. Kalni$Ls A. Oskars Sepskis, Latvija, 1915» 13 . janv«

174. Kalni$LS A. Oskars Sepskis. Latvija, 1915» 14. janv. 173» Kads kaimi^is. No Vijciema. ~ Baltijas "Vestnesis, 1878,6./18.dec.

175. О новом органе латышского мастера.

176. Kads muzikas mI.otajs. Kads vards musu Kurzemes ergel-niekiem. Baltijas Zemkopis, 1876, 11./23. jun.

177. О мастерстве местных церковных органистов.

178. Kads skolotajs. Gramatu galds. Dienas Lapa, 1900, 7./ 20.nov.

179. О сборнике хоралов Р.Постеля.

180. Koncerti Vidzeme. Baltijas Zemkopis, 1880, 24.sept./ 6.okt.1. О концерте A.Ope.

181. Koncerts Ja$a baznica. Rigas Lapa, 1879» 13»/28.apr. О духовном концерте.

182. Koncerts Vietalvas baznica. Majas Viesis, 1871, 16./ 28.okt.1. О духовном концерте.

183. Kr. No Bauskas. Baltijas Vestnesis, 1883, 19./31.;jul.

184. Об органном концерте А. Крыша.

185. Kronbergs I, Kads vards Jurjanu Andreja Bauska doto kon-certu lieta. Baltijas Vestnesis, 1885, 7./19» sept.0 концерте А.Юрьяна.181. 1 - Adama Ores garigais koncerts. - Dienas Lapa, 1900, 11./24.dec.

186. Lesi?LS K. Arvlda Prede^a koncerta. Briva Zeme, 1957, 7. dec.18J. Lesi^s K. Francu ergelnieces koncerts. Briva. Zeme, 1958, 8. nov. О концерте М.Бракмоя.

187. Lesi^is К. Petera Ribas erge}.u koncerta. Briva Zeme, 1958, 17. okt.

188. Liepaga. Majas Viesis, 1880, 7./19-dun. О церковном органе и духовном концерте.

189. LIgosu Е. (Vigners Е.). No Peterburgas. Baltijas Vestnesis, 1885, 9./21.maijs.

190. О сборнике хоралоБ И.Пуншеля.

191. LIgosu E. (Vigners E'.). No Rigas. Balticas Vestnesis, 1885, 7./19.janv.1. О концерте А.Юрьяна.

192. LIgosu E. (Vigners E.). Punse^a kora^-U krajums. Balti*-jas Vestnesis, 1885, 14./26.jun.

193. Lilau J.W. No Valles. Baznlcas un Skolas Zi^as, 1878,25.maijs/5«jun. Об органах А.Мартина.

194. Ivlaksla. Garigs koncerts. Dzimtenes Vestnesis, 19Ю, 19.mart s/1.apr.

195. О Еокально-инструментальном концерте в церкви.

196. Medics J. Alfreda Kalni^a aizvakareja erge^u koncerta. -Latvijas Vestnesis, 1921, 2. nov.

197. Medics J. Alfreda Kalni^a ceturtais erge}.u koncerts. -Latvijas Vestnesis, 1922, 4. apr.193» Medics J. Alfreda Kalni^a koncerts. Latvijas Vestnesis, 1922, 25. sept.

198. Medics J. Nikolajs Vanadzi^is. Latvijas Vestnesis, 1922, 19. dec.

199. Medics J. Profesora Ludviga Beti^ia un Alfreda Ozoli^a sonatu vakars. Latvijas Vestnesis, 1921, 1. okt,

200. Muzikas Apskats, 1939, $ 2, 43. 1pp. О концерте Г.Рамина.

201. Muzikas Nede^a, 1924, № 19, 426. 1pp.

202. Об органных концертах Н.Ванадзиня в Даугавпилсе.

203. Muzikas ЫесЩа, 1925, 1Ь 27/28, 448. 1рр,

204. П.Иозуусе органисте и хоровом дирижере.

205. Muzikas Nede^a, 1927, Jf? 25/26, 295. lpp.0 концертном деятельности Н.Ванадзиня в Даугавпилсе.200. n - Jelgava. - Baltijas Vestnesis, 1883, 16./28.aug. О концерте А.Юрьяна - органиста и валторниста.

206. No Dzukstes. Latviesu Avizes, 1871, 21.jul./2.aug. О концерте Я.Бетыня на новом органе.202 » No Kandavas. — Latviesu Avizes, I878, 26.jul»/6.aug. О концерте Л.Бетыня.

207. No Eolmeses. Baltijas Vestnesis, 1879, l./13.aug. О камерно-инструментальном концерте в церкви.

208. No Higas. Rigas Lapa, 1880, 2./14.maijs. О концерте А.Оре.205. 0zolijj.s M. Ludviga Beti.j.a un Lilijas Kalni^as koncerts. Latvijas Vestnesis, 1922, 1. dec.

209. R. Jaunas Gertrudes baznicas ergelnieku jautajums. -Rxgas Avxze, 1906, 26.inaics/8.jun.1. О церковных органистах.

210. R.U, Bet tas ir meistars • Latviesu Avizes, 1856, 30.aug./11.sept.

211. Об органах латышского мастера.

212. Ramats Ed. Alfreda Kalni^a erge^u koncerts. Muzikas Nede^-a, 1924, 40, 829.-830. 1pp.

213. Ramats Ed. Adams Ore. Latvis, 1921, 10. nov.

214. Ramats Ed. Haralda ICreicburga 25 gadu darbibas atceres koncerts. Izglitibas Ministrijas Menesraksts, 1951» В 10, 565.-364. lpp.

215. Ramats Ed. Universitates jaunas aulas erge^u iesveti-sana. Izglitibas Ministrijas Ivienesraksts, 1937, ^ 4, 504. lpp.

216. О новом университетском органе.

217. Riba P. Reitera kora garlgais koncerts. Latvis, 1955» 19. dun.

218. О хоровом и органном концерте, 215. Riga. Latviesu Avizes, 1885, 7./19.sept. О новом Домском органе.

219. S. Garxgais koncerts. Balss, 1880, 5/17»apr. О духовном концерте,

220. Sch-r J. No Liepajas. Latviesu Avizes, 1871, 7./19.oul. Об органе в местной церкви.

221. Sch-z R. Dobele. Latviesu Avizes, 1870, l./15.oul.

222. О празднике песни. 217» Sili^s Б. Valmieras novada muzikas azive laika rituma. -Gram.: Latviesu Muzika. R., 1973, 10, 181.-215. lpp. О валмиерской музыкальной жизни.

223. Sprogis J. Alfreda Kalni^a erge}.u koncerts. Latvijas Kareivis, 1921, 2. nov.

224. Stumbre S. Alfreds ICalni^s erge^virtuozs. - Gram.: Latviesu Muzika. R., 1966, 5, 213.-228. lpp.

225. Sudrabkalns J. Alfreds Kalni^s. Latvijas Vestnesis, 1921, 22. nov.

226. Sudrabkalns J. Divi koncerti : Alfreds Kalnlys. Latvia as Vestnesis, 1920, 26. okt.

227. Sepskis 0. Atbilde uz J.W.Lilau kunga atbildi. Baznicas un Skolas Zi^as, 1879, 17./29.janv.

228. Sepskis 0. Atbilde W. kungam jaunas (Jertrudes baznicas erge}.u lieta. Rigas Avize, 1906, 10./23.apr.1. О новом органе.

229. Sepskis О. Balsis no publikas. Dzimtenes Yestnesis, 1910, 19.marts/1.apr.1. Об органах Я.Бетыня.

230. Sepskis 0, Koncerti. Dienas Lapa, 1897, 6./18.marts. О концерте В.Бергнера.

231. Sepskis О. Latviesu koncerts. Balss, 1879, 2./14. mai^s.1. Отзыв о концерте.

232. Sepskis 0. No Saldus. Baznicas un Skolas Zi$as, 1872, 23.aug• /4.sept.1. О новом органе.

233. Sepskis 0. Par slaveno erge}.u meistaru Hermani. Latviesu Avizes, 1878, 13./25.sept.1. Об органах К.Германа.

234. Sepskis 0. Par Slokas baznxcas ergelem. Latvija, 19Ю, 19.janv./l.febr,

235. О Я.Бетыне оргаяостроителе.

236. Sepskis 0. R.Poste^a jauna kora}.u gramata. Latviesu Avizes, 1883, 29.maids/10.jun.

237. О сборнике хоралов Р.Постеля. 233» Sepskis 0. Vel kadi vardi mana strida lieta ar J.W.Lx-lau kungu. Baznxcas un Skolas Zi^ias, 1879, 25.apr./ 7«maijs,

238. Об органах А.Мартина, 234. Suberts P. Latvijas konservatori^as parskats (19191928). Izglxtibas Ministrijas Menesraksts, 1928, 11, 402.-404. lpp.

239. О работе Латвийской консерватории, 233» Morgans J. Janis Betjujis un musu profesionalas muzikas pirmsakumi, Gram.: Latviesu Lluzika. R., 1980, 14, 123.-132. lpp.1. О Я.Бетыне.

240. V - No RIgas latviesu sadzlves. - Dienas Lapa, 1886, 15./27.dec.

241. Об органном концерте A.Ope. 237» Vestienas jaimo erge}.u iesvetlsana. Baltijas Zemkopis, 1878, 8./20.nov. 0 новом органе.

242. Visparigie latviesu dziedasanas svetki. Latviesu Avlzes, 1673, 4./16. Jul.0 певческом празднике.

243. Visparigie latviesu dziedasanas svetki. Latviesu Avlzes, 1873, 11./23.jul.0 певческом празднике.

244. Vigners E. Par erge}.u spelesanu. Baznlcas un Skolas Zijjias, 1871, 15./27. sept.

245. Об игре церковных органистов.

246. Vigners E. Par erge}.u Брё1ё:запи. Baznlcas un Skolas Zi-$as, 1871, 8./20.dec.

247. Об игре церковных органистоЕ.

248. Vigners L. Petera RIbas ёг$е}.и koncerta. Latvis, 1933, 25. nov.

249. Vltoli^s J. Latvijas XVII un XVIII gadsimta muzikas kul-turas attlstlbas pretmeti. Gram.: Latviesu Muzika. R., 1973, 10, 152.-165. lpp.

250. Из истории музыкальной культуры Латвии.

251. Vitols J. Alfreds Kalni^s. Gram.: Raksti. R., 1964, 261.-265. lpp.

252. Vitols J. Jurjanu Andrews. Gram.: Raksti. R., 1964,184.-196. 1pp.

253. Vitols J. Manas dzives atmi^Las. Gram.: Latviesu Mu-zika. R., 195S, 260.-298. 1pp.1. Воспоминания Я.Витола.

254. Vitols J. Pauls Jozuuss senak un tagad. Muzikas Ap-skats, 1953, № 10, 297.-5OP. 1pp.

255. Vitols J. Profesionala muzikala izglitiba Latvija. -Muzikas Apskats, 1955, № 2, 65.-68. 1pp.

256. О работе Латвийской консерватории.

257. Vitols J. Va^-ejas lapas no latvju muzikas vestures. -Gram.: Raksti. R., 1964, 217.-222. 1pp.1. О латышской музыке.250. z - No Eucavas. - Latviesu Avizes, 1825, 8. janv. Об освящении новой церкви.

258. Zalitis J. Alfreda Kalni^a ceturtais erge^koncerts. -Jaunakas Zi^as, 1925, 16. apr.

259. Zalitis J. Arvids Predelis. Jaunakas Zi^as, 1952, 26. sept.

260. Zalitis J. Nikolaja Vanadzi^a otrais erge}.u koncerts. -Jaunakas Zi^as, 1925, 16. janv.

261. Zalitis J. Nikolaja Vanadzi^a tresais erge}.u koncerts. -Jaunakas Zi^ias, 1951, 50. marts.

262. Zalitis J. Patrika Vretblada koncerts Doma baznica. -Jaunakas Zi^as, 1951, sept.

263. Zalitis J. Petera Hibas erge^koncerts. Jaunakas Zi^as, 1951, 2. marts.

264. Zigmunds K. Janis Beti^s. Muzikas Nede}.a, 1925, $ 29/ 50, 468. 1pp.

265. Zigmunds К. Janis Betjjj.s. Muzikas XTedeJ-a, 1925, 37/ 38, 566. 1pp.

266. Zigmunds K. Oskars Sepskis. Muzikas Nede^a, 1925, $ 3, 52.-55. lpp.

267. Zigmunds K. Profesors Ludvigs Beti^Ls. Latvju Muzika, 1921, № 3, 44.-51. lpp.

268. Aus Mitau.- Rigasche Zeitung, 1864, 18./30.Apr. О концерте Р.Постеля.

269. Ъ - Locales. - Litauscha Zeitung, 1872, 13./25.Sept. 0 духовном концерте.263. d - Locales. - Mitausche Zeitung, 1879, 28. Febr. О концерте Р.Постеля.

270. Engelbrecht Oh. Meder Johann Valentin. In: Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel, I960, Bd • 8, S. 1886-1888.

271. Greifenhagen 0. Eevaler Stadtmusikanten in alter Zeit. -Baltische Monatschrift. R., 1903, Bd. 55, H. 2, S.97-115.

272. Hoffmann Erbrecht L. Mttthel J.G. - In: Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel, 1961, Bd. 9, S. 914-915.

273. Hoffmann Erbrecht L. Sturm und Drang in der deutschen Klavier - Musik von 1753-1763. - Ins Die Musikforschung, 1957, X, S. 466 - 479.

274. Inland. Libau. Libausche Zeitung, 1863, 27. Juli. Об органе в местной церкви.

275. К . Kirchenconcert in Mitau. - Rigasche Zeitung, 1875, 10./22.M*arz.

276. Locales, Rigasche Zeitung, 1865, 27.Juli/8.Aug. О концерте В.Бергнера.

277. Locales. Rigasche Zeitung, 1865, 51.Juli/12.Aug. Отзыв о концерте В.Бергнера.

278. Locales. Zeitung £tb? Stadt und Land, 1872, 18./30.Juni. Об органе церкви св. Мартина.273* Locales. Concert. Zeitung iUc Stadt und Land, 1873, 6./18.Apr.0 концерте В.Бергнера.

279. Locales. Kirchenconcert. Rigasche Zeitung, 1675» 9./ 21.Apr.

280. Locales. Musikalisches. -Zeitung fur Stadt und Land, 1874,9./21.Jan.0 Р.Постеле.

281. Postel R. Die Orgel der St. Trinitatiskirche. Mitausche Zeitung, 1860, l./15.0kt.

282. Postel R. Locales. Mitausche Zeitung, 1879, 28.Apr./10.Mai.

283. О городской концертной жизни.

284. Postel R, Musikalisches. Mitausche Zeitung, 1877, 15./ 27.0kt.1. О концертах в городе.

285. Postel R. Musikalisches. Mitausche Zeitung, 1878, 4./ 16.Pehr.1. Отзыв на концерт.

286. Postel R. Musikalisches. Mitausche Zeitung, 1880, 22. 0kt./5.Nov.

287. О местной музыкальной жизни.

288. Postel R. Musiklehen und Treiben in Mitau. Rigasche Zeitung, 1886, 10./22.Mai.

289. Rudolph M. Musikalisches. Mitausche Zeitung, 1898, 28. Apr./10.Mai.1. О концерте A.Kayлиня.

290. S. Das erste lettische S'angerfest in Kurland. Rigasche Zeitung, 1870, l./13.Juli.

291. S. Das erste lettische SSngerfest in Kurland. Rigasche Zeitung, 1870, 2./14.Juli.

292. Tusler R.L. The style of J.S.Bach's chorale preludes. -In: University of California publications in music. Berkeley & LA, 1956, vol. 1, .£ 2, p. 83-150.

293. Vermischtes. Mitau. Rigasche Zeitung, 1869, 14./26.Mai. О концерте Г.Штиля.

294. Vermischtes. Windau. Rigasche Zeitung, 1865, 20.Dez./ 1.Jan. 1866.

295. О новом органе в местной церкви.

296. У. Concert in Libau. Rigasche Zeitung, 1872, 27.Marz/ 8.Apr.

297. Zur Geschichte der St. Petrikirche in Riga. Rigasche StadtblStter, 1848, 8. Juli, S. 210-215.

298. Zur Geschichte der St. Petrikirche in Riga. Rigasche Stadtbl'atter, 1848, 18. Nov., S. 372-374.1. Ноты

299. Бетинг Л. Краткий выбор технических упражнений из "Большой фортепианной школы" К.Черни оп. 500. Харьков, б.м., б.г.