автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Особенности освоения современной музыки (на материале фортепианных сочинений композиторов XX в.)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Челидзе, Нуку Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Особенности освоения современной музыки (на материале фортепианных сочинений композиторов XX в.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности освоения современной музыки (на материале фортепианных сочинений композиторов XX в.)"

Министерство Культуры ГССР

Грузинский Государственный Театральный Институт иы.Шата вставали

иа цравах рукописи

Чедвдзе 'Нуиу Алвксаадровна

УДК 78

Особенности освоения современно* ыузыяи { на иатэрйам фортеппалньос сочинений композиторов XX века)

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Автореферат

Диссертации на соискание учёной степени кадцвдата искусствоведения

Тбилиси-1990

Работа исполнена на кафедре ыатодики и педагогической практики Тбилисской государственной Консерватории им. В.Сарадкипвили

Научный руководитель - кацдедат психологических наук, до цент

Самсонедзе Л.С.

Научный консультант - композитор,профессор

Насидэе С.И.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,музыковед

профессор Гвахария В.А. - кандидат искусствоведения Лория Н.

Ведущая организация - Тбилисский Гос.педагогический институт

им.Сулхан-Саба Орбелиани.

Защита состоится "__1990 года в_час. на

заседании Специализированного Совета К 092.05.01 в Грузинско государственном театральном институту им. Шота Руставели Адрес: 380008, г.Тбилиси, пр. Г^гставели, 19

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Грузинско государственного театрального института им.Шота Руставели.

Автореферат разослан "__1990 года

Учёный секретарь Специализированного совета, кандидат искусствоведения, доцент

у/ /-•■ о

с//„та.гг'гг.)- '' /Калацдаришвили М.Г./

Общая характеристика работы.

и<ту8льность исследования. Начало 90-х годов XX века характе-шз'уется значительный обострением политических, экономических, ■еополических, демографических проблем во всём мире. Земная ;ивилизация стоит перед серьезной опасностью бить уничтоженной уками человека.

Это обстоятельство поставило перед человечеством задачу уманиэации общества. Современный человек - потребитель, нахо-ящийся в плену утилитарных потребностей, должен повернуться ином к высоким этическим и эстетическим идеалам. Необходима ереоценка ценностей по направлению расширения-и оздоровления феры духовных потребностей. С этой точки зрения музыка иохет играть значительную роль.

Однако отношение большей части современного общества к узыке ограничивается лишь её развлекательной Функцией, для реа-изации избытка биологической энергии.

Музыка как здийство переживания и мысли, как уникальное редство эмоционального познания мира, доступна только опреде-знной части общества, и к сожалению ни всеобщий характер иу-лкэльного обучения, ни гигантские масштабы сети музыкально-небных заведений не,обеспечили значительное расширение круга гтишшх поклонников профессиональной музыки.

Особенно с больший трудом пробивает путь к слушатели соименная, профессиональйая, академическая музыка, созданная XX столетии.

Музыкально-творческий процесс и освоение теоретических ншципов современной музыки, почти на полвека опередили её акционирование з профессиональном учебном репертуаре, пропа-тду в широких кругах слушателей и утверждению на концертной

эстраде.

Функционирование музыкального произведения в жизни общества обуславливается взаимоотношением исполнителя и соотве: ственно подготовленного слушателя. Следовательно пропаганда, популяризация и внедрение современной академической музыки связывается о педагогической проолемой воспитания квалифицир ванного исполнителя и подготовленного слушателя.

Целью настоящего исследования является; выявление причин замедленного и затруднённого внедрения современной музык: в исполнительскую пра'ктину и в учебный рецертуйр, последстви ем которого является неподготовленность слушателя я неблагосклонное отновение к современной музыке как к эстетическому явлению.

Предметом исследования является современная акадеюсчес кая фортепианная музыка, созданная в XX столетии. Однако, оп деляедки фактором современности берётся не хронологический принцип, а новизна-выразительных средств музыкального языка. Хотя для проведения эксперимента были подобраны более традиц оннче обраэян современной музыки, ибо росприятие современног языка требует специфического интонационного опыта, дефицит которого наличествует в широкой 'слушательской аудитории.

Объект исследования -•педагоги музыкальных училищ г.Тб лиси и Рустави, Московского педагогического института им.Гне синых, учациеся музыкального училища (возраста 14-17 лет), у ники музыкальной вколы (П-Ш-1У кл.) и общеобразовательной шк лы (УШ - XI классы) не имеющие музыкального образования.

Гипотеза - значительным фактором препятствующим освоен

овременной музыки, можно считать недостаточность интонацион-дго запаса, которая осложняет восприятие произведений нося-их большое количество новой информации. (Б психологии уста-эвлено: объемом информации определяется степень сложности ия восприятия). Так как уровень подготовки современного ши-экого слушателя не выходит за райки восприятия традиционной узыки, автор предполагает, что довременная музыка в созна-ш слушателя должна войти путей ее постепенного отдаления от зодиционних музыкальных норм, т.е. путем усложнения материала.

Одновременно ставится вопрос: если трудность восприятия »временной музыки, носящей наибольшее количество новой инфор-щии, перестает быть характеристикой индивидуального восприя-1Я и проявляется во многочисленных случаях, можно говорить о южности, пак объективной характеристике современной музыки. ;очкарев/.

В противном случае, если сложность воспринимается слуша-

лем индивидуально по разному в зависимости от способностей

слушательского опита в данной области, можно предположить,

о сложность музыкального материала сводится до субъективных \

оявлений восприятия.

Научно-теоретической основой исследования является тео-я интонации Б.Асафьева, одна из её ключевых понятий - "инто-ционный запас", также труды советских, зарубежных и грузин-их авторов по музыкознанию и психологии музыки. Методы ис-здования - а) собеседование, б) изучение^ индивидуальных плав, в) психологический эксперимент восприятия, г) педагоги-зкий эксперимент на разных возрастных этапах и уровнях под-говки.

Научная новизна - I) экспериментально подтвердилось, что новизна музыкального изыка, не представляет такой объек тивной сложности - практическое преодоление'которой и фикси рование в музыкальном опыте было бы связано со специфическо психической слокностью восприятия и "освоения материала, тре бующей от индивида специального комплекса способностей. '

2) Вкработана оригинальная, экспериментальная методик обоснованная на пршшипе прогрессирующего усложнения музыка него материала, с целью изучения особенностей восприятия со вреиешюп музкки как среди учащихся музыкальных училищ, так и среди подростков не имеющих музыкального рбразования.

3) В восприятии современной музыки подтвердился общий принцип об определяющей роли "интонационного запаса". При усложнении музыкального материала учащиеся музыкального учи лица намного превзошли подростков не имеющих музыкального образования.

Подростки не имеющие музыкального образования не л йены способности восприятия профессиональной, академической современной музыки, однако в дайной гр^тпе наблюдается дефи цнт потребности и навыков слушания этой музыки.

Выяснилось, что современная музыка может стать понятным и приятным объектом, носителем определенного эстетического смысла, если появится возможность частого соприкоснов« ния с ней.

5) Воспитание благосклонного отношения к современной музыке , и накопленный в этой области опыт проэцируется из области слухового и практического освоения, в сферу педагогического воздействия. Учащиеся музыкального училища, кото-

ые.участвовали в эксперименте восприятия и изучения совре-енной музыки, проявили лучшую педагогическую готовность при аностоятельной работе над современным материалом с ученика-и начальных классов.

6. Выявился круг факторов", который определяет доступ-ость и привлекательность образцов современной музы.;;. для иц данной возрастной группы (14-17 л.)» в частности:

а) воздействие ритма, особо акцентированного и нерегулярного; преимущество танцевального начала.

б) звукописная сторона музыки, разнообразие! тембраль-ных характеристик.

Практическая значимость - Результаты психологического и едагогического экспериментов послужили основой для создания риеитировочного репертуарного списка по современной музыке ля фортепианных отделений музыкальных училищ утвержденного етодкабинетои Министерства Культуры ГССР.

Научные данные исследования показали необходимость вне-ения в учебный план для курсов повышения квалификации педа-огов, лекций и практических занятий по современной музыке.

Апробация работы - Работа прошла апробацию на кафедрах

етодики и специального фортепиано Тбилисской гос.консерва-

ории им. В.Сараджишвили. Основные положения и результаты ра-

оты отражены в научных публикациях и докладе автора на рес-

убликанской конференции молодыхуучеких работающих в облас-и общественных наук. (Июнь - 1988 г. - Тбилиси).

Структура работы - Диссертация состоит из введения постановки проблемы), трех глав (состоящих из четырех па-

раграфов), заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность работы. Приведены результаты исследования отношения музыкантов-педагогов к современной музыке методом опроса и изучения индивидуальных планов. Причиной незаинтересованности и- неблагосклонного отношения музыкантов к "новой музыке", автор считает их малую информированность в этой области, недостаточность музыкального опыта и практическое невладение материалом, отсутствие навыка работы над современным текстом.

Определены основные параметры диссертации: актуальность, предмет и объект исследования, методы и практические выходы работы.

В первой главе дается теоретический обзор проблемы. Рассматриваются исторические и социальные предпосылки возникновения и развития новых тенденций музыкального мышления

и методов композиции, развития научной мысли о современной

«

музыке в котором прослеживается путь вхождения новой системы музыкальной выразительности, появления новых эстетических идеалов. Опираясь на'воззрения как создателей этого нового худогеотвенного феномена, такие видающихся музыкантов исследователей - А.Шёнберга, А.Вебериа, А.Онеггера, Б.Асафьева, А.Веллека, М.Друскина, Тюлина, Ю.Холопова, Лео! тиевой, Г.Орджоникидзе, Ц.Когоутека, Л.Раабена.

В общую панораму развития современной музыки естественно вписывается фортепианная музыка. Она является носите-

леи тех общих характерных черт, которые выявились в процессе эволюции камерно-инструментальных жанров. Опираясь на работу Л.Гакеля "Фортепианная музыка XX в., диссертант дает обзор общих тенденций фортепианной музыки XX века, которые выявили новые качества инструмента - как врасочно-колористические также и ударно-шумовые возможности фортепиано.

В первой-же главе дан теоретический обзор экспериментальных работ по психологии музыкального восприятия 'ачиная а пси-хо-физиологических исследований (П половины XIX века) до современных достижений психох^йЧАскай неута: .(В.Зсбеп., P.tex-тер, Г.Гельигольц, К.Штуипар, Г.Ревеш, Б.Теплов, К.Ситор, В.Вундт, Н.Гарбузов, Е.Курт, Б.Асафьев, А.Велгк, О.Костюк, В.Медушевский, Е.Назайкинскйй, Г.Кечхуашвили, Н.Тавхелидзе, Р.Эсебуа, И.Герсамия).

Диссертант касается проблемы интерпретация современной музыки и адекватного восприятия, которое переплетается с проблемой освоения музыкального текста.

В конце теоретического обзора автор ставит вопрос о необходимости проведения педагогического эксперимента, с целью изучения педагогико-психологической проблемы развития музыкального восприятия в процессе музыкального обучения.

В работе изложены особенности и специфика проведения педагогического эксперимента.

Особо подчеркивается,роль формирующего* эксперимента, который дает возможность экспериментатору постичь истинные причины явления, установить предположения, планировать ход эксперимента.

В Грузии фо^ирупций эксперимент имеет определенную тра-

дицив (работы Д.Бусурашвили, М.Гигинейивили, К.Мгеладзе, А.Схиртладзе).

Автор касается специфики формирующего эксперимента в музыкальном воспитании, которая определяется следующий: индивидуальные занятия, оценочный критерий приобретенных знаний решающая роль музыкальных способностей и индивидуальных личностных качеств.

Здесь же диссертант рассматривает пути педагогического воздействия в музыкально педагогическом процессе, показ на инструменте ■ вербальный контакт.

Вторая глава - Экспериментальное изучение восприятия современной музыки, состоит из двух параграфов. В начале главы проанализирована работа Н.Тавхелидзе, в которой экспериментально изучен вопрос восприятия современной музыки в свете "Тедцши установки" Д.Узнадзе.

Первый параграф посвящается экспериментальному изучению восприятия современной музыки в группе учащихся музыкального училица.

В построении методики, исследования автор исходил из следувдах теоретических положений. ,

1) Обучение консонанса и диссонанса является условным и зависит от его смысловой убедительности в контексте и от слуаатеяьского опыта.

2) В восприятии музыки действуют общепсихологические закономерюсти, в частности - во время прослушивания незнакомое произведение входит в сознание слушателя как целостная система, в которой осознаются только знакомые коыпонен-

ты- структуры, а остальное функционирует неосознанно. При повторной встрече с тем же произведением слушатель на основе прошлого опыта из целостной системы дифференцирует уяе большее число компонентов, а после нескольких прослушиваний произведение воспринимается как знакомое.

Восприятие образцов современной *ззыки было асследовапо эмоционально - оценочным критерием (нравится - не нравится), исходя из положения что человеку обычно нравится то, что более доступно, понятно.

Для эксперимента были отобраны несколько групп произведений состоящих из грех образцов следующий принципом: образец классической музыки; образец современной музыки по определенным параметрам: интонационно, ритмически, по общему настроению или форме, приближающейся данному "ласзаческому произведению и образец современной музыки более отдаленный от классического, новизной музыкально-выразительных средств.

Как мы предполагали при проведении опытов оценочное ранжирование произведений должно было произойти соответственно интонационному запасу т.е. готовности для восприятия данного музыкального материала, следовательно, классическая музыка во всех случаях должна оказаться более доступной и привлекательной, а образцы современной музыки должны расположиться по :тепени близости к классической музыке. Сочли целесообразным фоиллюстрировать произведения целиком, ибо только таким пу-:ем представляется возможным выяснить силу воздействия пооиа->едения как художественного целого на слушателя.

У каждой группы произведений был свой т.н. "дубль", т.е. 'руппа пьес в которой устранялся классический образ! ц к прибав-

лялась степень сложности следующим образом: самым доступш уже становился обра&ец близкостоящий по вышеназванным пар: метрам к классическому; пьеса которую считали более сложш для восприятия в первом варианте, переставлялась по сложн! ти на второе место, и ввосилсй новый образец еще более отдаленный от норы классического музыкального языка.

Для ясности приведем используемые группы произведен«;

1. Ж.Ф.Рамо

2. Б.Барток

3. А.Таньо

I а

1. Б.Барток

2. А.Таньо

3. А.Шенберг

П '

"Курица". "Медвежий танец'1 "Национальным композиторам".

"Медвекий танец" , "Национальным композиторам" Шесть маленьких пьес соч.19 -

1. Д.Фильд - Ноктюрн

2. С.Барбер - Ноктюрн "Дань почтения Д.Фильду".

3. Л.Даллапкккола - Фрагмент из балета "Марсий".

П а

1. С.Барбер - Ноктюрн "Дань почтения Д.Фильду".

2. Л.Даллапиккола - Фрагмент из балета ":.(арскй".

3. А.Шекберг - пьеса-соч.33®.

и.

I..'И.С.Бах

2. П.Хиндемит

3. Р.Щедрин

Ш а

1. П.Хиндемит

2. Р.Щедрин

3. К.Сорокин

IV

1. Л.Верно

2. С.Циицадзе

3. Л.Половинкин

V

1. Д.Мийо

2. Б.Барток

3. А.Мачавариани - Хоруми.

Для обоснования выбора произведений используемых в эксперименте дан их подробный анализ.

Опыты проводились с двадцатью испытуемыми учащимися фортепианного отделения музыкального училища индивидуально ъ кивом исполнении экспериментатора. Инструкция была следующая: "Из прослушанных трех произведений, который нравится больше и почему". Материал при исполнении подавался не по порядку-сложности, а смешанно, во избежании фиксирования одинаковых решений.

Фуга № I С I т.

Фуга

Фуга № I С

Фуга ! л ^ Фуга № I С Лип Фуга еъ

и

Прелюдия г"5^-Украинская песня.

Бразильский танец - '^петм Танец в болгарском ритме.

Дальше прилагается аначиз опытного материала, а его результаты отражень в таблицах.

Исследование проводимое в группе учащихся музыкального училища, еыявило интересную картину особенностей восприятия в возрастной группе 14-17 лет, в котором определяющими факторами выдвинулись с одной стороны фактор интонационного запаса,- а с другой особенности вкуса.

На следующем этапе эксперимента попытались изучить возможности восприятия того же музыкального материала у подростков не имеющих музыкальное образование. Второй параграф посвящается описанию процесса данного эксперимента.

Опыты проводились в Руставской средней школе с учениками старших классов (УШ, IX, X, XI кл.) приведено 100 опытов.

Предварительным опросом было установлено, что испытуемые впервые слышали фамилии авторов прослушанных произведений, кро* ме И.С.Баха, С.Цинцадзе и А.Мачавариани.

Предусмотрев полную неосведомленность испытуемых в этой группе бы;} проведен только первый, более легкий вариант каждого опыта. '

Выяснилось, что положительная оценка современной музыки значительно ниже в группе подростков лишенных музыкального образования, вогда как, такое отставание не наблюдается в оценке классической музыки. (Не было ни одного случая отрицательной оценки словами "не нравится").

Третья глава диссертации - экспериментальное исследование освоения современной :музыки в педагогическом процессе. Опираясь на общетеоретические принципы формирующего эксперимента с учетом специфики музыкальной педагогики, создана ые-

тодика с целью выявления сложностей освоения современного материала и нахождение оптимальных путей их преодоления.

В первом параграфе Ш главы изложена методика и результаты проведения педагогического эксперимента с учащимися I -П - Ш курсов музыкального училища, которые делились на две группы: экспериментальная и контрольная.

Психологический эксперимент аосир^лхин опи^аиныя"во И главе выявил круг факторов, определяющих доступность и привлекательность образцов современной музыки для лиц данной возрастной группы. С учетом этих факторов в педагогическом эксперименте были выбраны 20 произведений:'пьесы танцевального характера Е.Гаврилин "Три танца", Б.Барток - Танец в болгарском ритме, Д.Мийо Бразильский танеЦ; Пьесы с ярковыраженным ритмическим началом: Л.Половинкин "Магниты" Дешевов. "Рельсы", С.Цинцадзе - Прелюдии й б, Дж.Геривина - Прелюдия (элементами джаза)". Пьесы свободной формы, с богатым арсеналом современных выразительных средств, названия которых способствуют раскрытию их художественного содержания. А.Таката - ''Дикий голубь", Л.Берио - " ^с^йЛ^Лвг, ф->Моипу _ »девушки в саду", А.Таньо - Прелюдии "Композиторам импрессионистам" "Композиторам экспрессионистам", А.Онеггср" - "Дань почтения Равелю", О.Мессиан - прелюдия "Голубь", С.Ёарбер - Ноктюрн "Дань'по-чтенип Фильду", С.Цинцадзе - прелюдия № 2 ля мин., Дешевов -Медитации № 2, 3, б, Э.Мирзояи - "Поэма", А.Мачавариани -Грузинские фрески № II, Ф.Пуленк - Экспромт. Полифоническое произведение .П.Хиндемита -.Интерлюдия и фуга 'ю из цикла

В педагогическом эксперименте участвовали индивиды к торые прошли психологический эксперимент восприятия соврем ной музыки. На изучение каждого из 20-ти произведений-бняи няты 2 ученика: один из экспериментально!! группы, т.е. изу произведение под руководством экспериментатора, а другой'-рольнвй группы, т.е. проходивший данное произведение, у сво педагога по специальности.

, Для того, цто-бы сделать очевидным- значение подготов: учителя ,в области современной музыки 9 учеников составляли шанную группу, работая над двумя произведениями они прохода одно произведение у экспериментатора, а другое у своего пе; гога по специальности. Различие в результатах при исполнен! этих двух произведений еще раз подтвердило значение фактор, педагогической готовности.

По индивидуальным возможностям и академическим показг телям испытуемые были распределены равномерно в обеих груш сроки изучения были равные для обеих групп (2 месяца). Б не це эксперимента было проведено контрольное прослушивание. ( циальная комиссия из высококвалифицированных преподавателе} Тбилисской консерватории оценивала исполнение 20 учащихся I обеих групп. Естественно, комиссия не была знакома с принц»

пами методики.

/

В диссертации приводятся подробные показатели экспери та, и соответствующая таблица. Анализу результатов способсз ет также представленные в письменном виде высказывания члев комиссии.

Прослушивание выявило лучшую подготовленность экспери

ментальной группы, однако преимущество касалось не технического совершенствования, а адекватного отражения художественного содержания в исполнении. По нашему предположению ошибки допущены в интерпретации современной музыки, его чрезмерная "романтизация" исходит из недостаточности практического и теоретического опыта педагогов в этой области.

а

Предусмотрев все вышеизложенные обстоятельства, в конце первого параграфа И главы диссертант предполагает примерный репертуарный список фортепианных произведений, зарубежных композиторов XX века, для студентов музыкальных училищ, который составлен с учетом возврастных особенностей восприятия и вкуса 14-17 летних подростков выявленных с психологическим экспериментом восприятия.

Второй параграф Ш главы посвящается исследованию процесса освоения пьес современных авторов на начальном этапе обучения музыки.

Ставится вопрос: проецируется ли приобретенный опыт восприятия и практического освоения в педагогической работе.

Опыты проводились-па секторе педагогической практики Руставского музыкального училища. Были подобраны 20 учащихся . П - Ш - 1У классов, которые проходили пьесы современных авто-

J

ров у студентов практикантов участвующих в психологическом и педагогическом эксперименте. Другая же группа учащихся изу- • чала пьесы у студентов, ие имеющих отношение к нашему эксперименту. Студенты работали.самостоятельно без вмешивания консультанта. Мы предполагали, что группа студентов, которая прошла оба этапа эксперимента и приобрела определенный опыт, •

должны были показать лучший педагогический результат.

В диссертации изложены воэврастные.особенности психического развития детей младшего школьного возраста и особенности их йстетического восприятия, с учетом которых был подобран изучаемый материал, делившийся на две группы: I -конкретно-образные характерные пьесы и 2 - пьесы ролее обобщенного характера.

Результаты эксперимента подытожила комиссия прослушавшая выступления учащихся.

Предположение оправдалось: студенты - практиканты первой группы значительно определили в педагогических результатах студентов не имеющих соответственного опыта. Итоги про веденной работы отражены в таблицах,

В заключении диссертации представлены следующие выводы I. В восприятии современной музыки подтвердился общий принцип - направляющая роль слушательского опыта, т.е. интонационного запаса. Не было ни одного случая, чтобы образец классической музыки в общих результатах оценки оказался ниже образца современной композиции, а именно (Бах был положительно оценен 100%-х случаев, Фильд - 90% - Рамо 90%). Те образцы современной музыки, в которых оказалось больше привычных компонентов получили достаточно высокие оценки. (Б.Ба ток - 100%, С.Барббр - 90%, П.Хиндемит - 70%, Л.Берио - 85%, Д.Мийо - 70%, А.Мачавариани - 75%).

2. Исходя из полученных данных, можно предположить, что те современные пьесы, которые получили довольно низкую оценку (особенно при их сопоставлении с классической и затем

рытеназванными образцам« современной музыки), наряду с более слояниш современными произведениями рнл бы имели бо- ' лее высокую оценку. Следовательно продолжать опиты принципом постепенного усложнения до предела, пока полностью не исчезнут точки соприкосновения меаду ритмо-интонационной сферы проззведени н слушательским опитом.. Думается, что так^е случаи имевт место только при очень больиой-сложности (по новизне) произведения и полном несоответствии уровнем подготовка слушателя, поскольку сложность, как объективна? характеристика музыка в результатах наших опытов не вычленялась как самостоятельный фактор. Учитывая роль опыта, музыкальных способностей а возрастных особенностей в восприятии музыка, следует отметать, что слокность как объективная характеристика музыкального материала в конечном счете сводится до субъективных проявлений восприятия.

'3, На данной возврастаой ступени национальный момент в музыке не обладает той силой воздействия как в восприятии взрослого человека (совпадает с результатам* Л.Самсонвдзе 1978 г.) на пр: Пьесы танцевального характера Б.Бартока, Д.Майо, и А. Мачавариан* в силу их танцевальностя, все. был* высоко оценены - соответственно 80$, 70%, 75%. Интонации "Хоруми" А.'Лачавариаш не оказались особенно близкими для испытуемых молодых грузин. Показательно, что в этом отношении (чувствительность к национальным интонациям) не проявилась розница мезду подростками обучающимися мулыке и музыкально малограмотными.

Более того, в 1У - опыте в котором устранялся фактор

танцевальности а аспитуемьш предъявлялась пьесы в спокойном теше со своеобразным мелодяческш началом Полован-кмна, Л.Берио и С.Цннцадзе, грузинская пьеса оказалась на самом последнем месте.

М- Дега, не имеющие музыкального образования, лишены не способности музыкального восприятия, а навыка и потребности слушания профессиональной академической музыки, тем более современной. Им трудно удается концентрация на развертывающегося во временя музыкальную целостность такого типа, проявляют лабильность внимания, хотя выяснилось, что современная музыка может превратиться доступным, приятным объектом, имеющим художественное содержание, при более частом соприкосновении с ней.

5- Опит построенный на полифоническом материале показал, что, полифоничность как один из основных факторов определяющих объективную сложность музыкального текста, не представляет особую сложность в восприятии испытуемых обучающихся музыке.

Во первых, высшему образцу музыкального сочинения (фуги .{.С.Баха) присвоили I места, и во вторых когда был снйт фактор привлекательности классической музыки, 70$ из них правильно оценили лучший художественный образец полифонии (фугу И.Хиедемята).

Что касаемся музыкально малограмотных детей, опыты показали, что музыка'М.П.Баха представляет такую всеобщую художественную ценность, которую даже в этой группе на один

из испытуемых не оценивает отрицательно, тем не менее, того же Баха лишь 25% ставят на первое место, т.е. "нравится"'. Это можно объяснить хх скромшм музыкальным опытом, и особенностями вкуса.

6.В педагогическом эксперименте так же, как я в эксперименте восприятия новизна материала не выделилась как препятствующий фактор учебного процесса, отражавшийся в результате обучения. Текст пьесы использованных в опытах свободно освоило большинство учащихся (90£).

Недостаточность интонационного запаса современной музыки и ее практическое невладение педагогами отразилось не столько в показе технологических и текстовых моментов, как с точки зрения информации художественного образца современных пьес.. Учащиеся, которые проходили "матершл под руководством экспериментатора исполняли йроизведеиие стилистически оправдано, следили за логикой эмоциояальнагссо-держани!, лучяе понимали ее смысл.

2>. Воспитание положительного 'отношения к современной музыке и накопленный в этой облаем опыт проецируется из сферы слушания и 'практического освоения, в область педагогического воздействия. Учащиеся музыкального училищ», ко- • торне участвовали в экспзриментак.имели лучший результат при педагогической работз, над совремзиными пьесами с начинающими .

9. Опыты выявили круг'({акторов, который Делает доступным и привлекательным музыкальное произведение в возрасте

7-10 л.:т. Симптоматично, что в современной музыке это обусловливается т/емл не качествами, как в при восприятии традиционной музыка это обусяовливается теми же качествами, как в при восприятии традиционной музыки.

Лсследование показало целый ряд обстоятельств, которые составляет интерес с точки зрения музыкальной науки, а такие проблем пузыкального просвещения и профессионального обучения.

Эффективно направленная музыкально-просветительская работа, посредством лекции-концертов, музыкальных клубоб и кружков для старшеклассников, выдвижение современной музыки в учебном репертуаре во всех звеньях' профессионального обу-чен;и - ДМШ, училище, консерватория, ФПК для учителей - который создает непрерывную преемственность, должно стать основой укоренения високохудожфтвенйцх образцов музыки XX века, их функционировании в .духовной жизни общества.

Основное содержание работы отражено в следующих опубликованных трудах:

1. К вопросу освоения современной музыки.

Сборник Трудов Тбилисской гос.консерватории им.В.Са-радж'лшзили "А^зыкальная педагогика". Тб. 1986 г. (.0,5 п.л.)

2. Современная музыка в системе профессионального обучения музыканта. Тезисы республиканской конференции «,1Ло.'мх ученых. Тбилисский Гос.университет.

Тб. 19о8 г.(3 стр.)

3. Примерши репертуарный список фортепианн/гс произведений зарубежных коглпозигвров XX века. (для студентов музыкальных училищ). Ме-тодкабинет Министерства Культуры ГССР. Тбилиси 1990 г. (2,5 п.л.).

1 УДК 78

„О>л6о3осе«)поа Э^Ьо^оЬ оадоЬз&пЬ аоцг^цЪх^О^О^ (XX ЬохцдбоЬ ¿тЭЗрЛпфчйао ЬодпЛ^йоо&п лУЬфЗодойоЬ 3»Ьс>с;Л{))

/ПзЬзс Збо8о/

Зак 87 Тир 100

Нот.печатный цех Музфонда Грузии