автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Мустафаев, Улаш
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности проявления ислама и свободомыслия в быту узбекского народа в современных условиях"

РГ8 ОД

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО 1 5 лОн ШЛ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

МУСТАФАЕВ Улаш

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИСЛАМА И СВОБОДОМЫСЛИЯ В БЫТУ УЗБЕКСКОГО НАРОДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальность 09.00.06 — Теория и история религии и свободомыслия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1993

Работа выполнена на кафедрах религиоведения Ташкентского государственного университета и этики, эстетики и истории религии 'Гермезского государственного университета.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор А. И. АБДУСАМЕДОВ

Официальные оппоненты

Ведущая организация

- Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор философских паук, профессор А. АРТЫКОВ;

кандидат философских наук, доцент С. АБДУХАЛИКОВ

Ташкентский государственный экономический университет, кафедра философии.

Защита состоится «_»_____1993 г. в 14.00 часов на заседании специализированного совета ДК 067.02.09. в Ташкентском государственном университете по адресу: 700000, Ташкент, ул. Амира Тимура, 60-а, философский факультет ТашГУ, ауд. 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ (Вузгородок).

Автореферат разослан «_»____ 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук профессор

ХАЙДАРОВ У. Ж.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖСЕРТАЦЙИ

Актуальность темн исследования обусловлена коренными изменениями конкретно-исторической, социальной обстановки, обусловлен-• но& с обретением Республикой" Узбекистан независимости и суверенитета .значительным подъемом национального самосознания узбекского народа. Этому всемирно-историческому фактув значительной степени способствовали перемены вхарактерв взаимоотношений государства и церкви, утверждение объективной оценки богатого наследия узбеке— кого народа.'Переоценка роли рвлигии"В прошлом и настоящем настоятельно требует исследование проблема религии, особенно ислама и авободомнедия в сфере узбекского народа, так как сегодня "...каждый человек вправе придерживаться своих убеждений и верований, исполнять своя религиозные отправления*^. .....

Актуальность темы диссертации закличается.в слэдупцем; зо-парвых, данная проблема цока еще недостаточно исследована э современной философской, а теза» рёлигиоведческой литературе; нет монографий, книг, брошюр, диссертаций, а которое бы раскрывалась причини возрождения ислама а семейном биту, по месту зитель-ства .з его последствия;

эо-вторсс, цока еще не- ышзленн сущность, особенности проявления ислама а быту з условиях демократизации и гуманизации общества;

в-третьих, недостаточно ясслвдованы причины возрождения религиозности у молодого поколения под влиянием ислама в быту, что стало обычным явлением посещение-школьниками мечетей не только для богослужения, но и дан получения религиозной грамота;

- з«гетвертыхг необходимо опровержение лозного стереотипа, согласно которому основой а источником подлинной духовности может быть только ислам, что только он является опредедяпгим духовным фактором в быту мусульман, в связи с чем значительно ^малявтея роль и значение социально-экономических, общественно-политических, научно-технических, нравственно-художественных а других земных субъективна факторов и идей сзобододаслзя;

ачДОф^-З оценка места пгармя ж свободомыслия в аязни узбе-

^ Каримов И» Тзбззкстан! свой путь.обновления а прогресса. - Т.:.

УобзкЕетоя, XSS2. -С.1Э„. : - ■

жатого народа» в частности - в его быту, бытовых традициях и обычаях в прайм в настояцем, необходим объективный подход, не до-пусэсашжй ах идеализации, переоценки, ни умаления принижения, нигелл стнчвского отношения к ним.-

Степень разработанности яроблвш. Учеными рвсшублики проделана большая работа по изучении истории распространения и утверждения ислама на территории Центральной Азии и его места в жизни ее населения; различных аспектов соотношения ислама и науки,культура, искусства и свободомыслия; влияния социально-экономических факторов на секуляризацию общества; проведены в проводятся конкретно-социологические исследования по выяснению отношения людей к исламу, х его обрядам и традициям. Среди авторов, труда которых посвящены данному вопросу, следует особо выделить А.И.Абдуса-медова, А.А.Артккова, ¿.Б.Базарова, Дж.Б.Базарбаева, Н.Байрамса-хатова, Ы.В.Вагабова, 11.и.Дхаббарова, Т.С.Саидбаеза, М.А.Усмано-ва, Т.Т.Ташланова г др. Эти г другие учеше-исламоведн внесли и вносят большой вклад в исследование проблем ислама и свободоьшо-лхя. Пря всследованиа ивбранноЯ цроблеш ш опирались на теорети-чзскве положения и практические рекомендации, изложенные в трудах этих ученых (перечень их приведен в конце диссертации).

ТЦдчну источником в работе над данной диссертацией, особенно в яаучно-фшософском анализе общечеловеческих ценностей, определении в оценке духовности, идеологии национальной независимости а £ характеристике их, овились известные общественности республики труда, доклада, речи, беседы, ответа на вопроса, интервью И.А.Ка-ргсова, которие также приведена в конца настоящей диссертации.

Последняя внпга.И.М.Дяаббарова* проливает свет на многие аспекта нагого исследования. В содержательной, фактологически богатой монографии предпринята небезуспешная попытка объективно рассмотреть значение г роль религии в многовековой истории многострадальных народов Средней Азии. Б ней освещены также общечеловеческие, гуманистические ценности различных фор* религии п нравственные идеалы, сохранявшие свое значение для обогащения духовной £23ни человека.

За последнее времяв Узбекистана защищено насколько кягщвда-

1 Дгаббаров И., Дресвянская Г. Духв, свята, боги Средней Азии //Огарки по исторвн рашш. - Т. : Узбекистан, 1992. - 222 о.

тских диссертаций по теории, истории религии и свобод омы слия. Это научные труди в качестве диссертаций Н.А.Акбаровой, Б.Д.Ауаяасова, С.И.Диаббарова, А.К.Кулназарова, Н.Ойдинова, Н.Мамаддлиева,¿.Мансурова, А.Зайнутдивовой, Щ.Шаабдурахимовой и др. В них исследованы различные аспекта духовного наследия народов, их гуманистических традиций, степень и характер религиозности, проблемы секуляризации сознания людей и т.д. В то же время проблема проявления ислама в быту и его состояние и значение в современных условиях - не была предметом специального исследования ученых.

Однако, наше исследование от вышеприведенных работ отличается, во-первых, тем» что в нем исслэдугтся особенности проявления ислама и свободомыслия в условиях коренных преобразований нашего общества и его демократизации и гуманизации: во-вторых, исследование не ограничивается критикой религиозных обрядов и традиций, а выявляются и философски обобщаются причида использования и сиамских - ценностей в биту в условиях цивилизованного отношения государства к религии, религиозным обрядам я обычаш.

т^ТЬ И ШГ^ ИОЕТВДФРДт!- Палы диссертации является рескрипте специфических особенностей и форм проявления ислама, а таете свободомыслия в афере быта узбекского народа в условиях современного Узбекистана.

Реализация данной цели требовала выполнения следующих задач:

- выяснить содержание я смысл понятия "битовой ■сам";

- выяеять социально-экономически* освош я духовные истоки проявления ислама и свободомыслия в биту;

- научно исследовать пути воздействия общественного мнения

в целом, местного консервативного общественного мнения, а частности — на поддедешю ислама в сеиейнсм бвту;

- исследовать процесс дервшютвкхя мщювалькых иредгиоэ-нвх обрядов и традиций в сознании иповеденюг верувщих;

- разработать к сформулировать практические рекомендация, напряженные на улучшение семейного светского воспитания.

На защиту шнооятся в качестве концепций диссертанта результата исследования отноввяиясовременнкх узбекских овме£ * ислямо-ким ценно стш ж реальным материальным, духовным обрядам и праздникам. Лхя этого вовлечена ж проанализировав! материалы конкретно-социологических исследований, проведенных в 1988-1933 гг. в двух пго-вападшх областях ¿вицубики. ^

Maтодологической основой и источниками исследования явились законы -научной диалектики, в частности, приникни системно-структурного подхода к исследованию социальных процессов. Нами были использованы научные труда среднеазиатских философов, .историков, социологов, этнографов, в которых нашли свое отражение вопросы, связанные с исследованием их влияния на сознание и поведение людей, особенно на семейный быт, а также определением места, роли и аначения свободомыслия и свободы совести. Правовой основой последнего явились Конституция Республики Узбекистан, Закон о свободе совести, соответствующие указн Президента республики, директивные постановления правительства Узбекистана.

Социологическая база.диссертации состоит из итогов анализа результатов конкретно-социологических, исследований, проведенных авторш в Сурхандарьинск ой и Кашкадарышской областях в 19881993 гг. Исследованием охвачено более 120 семей с количеством более 600 человек. Кроме того, анкетным опросом было охвачено 1200 студентов 1-37 курсов Термез ского государственного университета. Также в процесое исследования данной проблемы наш; использованы дли сопоставления материалы конкретно-социологических исследований, проведенных учеными в других областях республики. Основными методами, использованными при проведении конкретно-социологических исследований, были анкетный опрос, личные наблюдения, запрограммированное интервью.

Научная новизна диссерттти заключается:

- в раскрытии содержания, смысла понятия "бытовой ислам", в выработке самостоятельного подхода, к определению и характеристике его как социального феномена;

- в обосновании зависимости проявления ислама от экономического уровня развития общества, в т.ч. от материального положения семьи и ее бытовых условий; .

- в выявлении механизма воздействия свободомыслия, свободы волеизъявления и общественного мнения на поддержание ислама в быту; проповедническая деятельность мусульманского духовенства; общественное мнение по касту жительства; авторитет старших верующих и неверующих людей;

- го вскрытии таких причин возрождения ислама у подрастающего поколения, как относительная самостоятельность сознания, ■ влияние членов религиозной семьи, духовников х религиозной среда;

- а научном исследовании взаимосвязи национального и религиозного в сфере бытовых традиций, выявлении диалектики взаимосвязи современного модернизируемого, очищаемого от средневековых наслоений с домусульманскими реликтами, главным воспреемником которых явился и является "бытовой ислам".

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в философском осмыслении и теоретическом обобщении специфики религиозного и внерелигиозного сознания современной узбекской семьи, ее отношения к исламским реальным ценностям в сфере нравственности, обрядов, а также ценностям, созданным наукой,технической деятельностью, культурой,искусством, имеющим характер свободомыслия.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что выводи и положения, рекомендации и предложения ее автора имели и имеют выход в практику воспитательной работы. Содержащиеся в ней вывода из результатов конкретно-социологического анализа причин распространения и сохранения ислама в быту, а также влияния свободомыслия в с^мье могут быть использованы при чтении курсов "Религиоведение" , "История религии и свободомыслия, спецкурсов по религиоведению в вузах.

Адробапия работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедр этики, эстетики и истории религии Термез ского^ государственного университета и религиоведения Ташкентского государственного университета, диссертация была рекомендована и защите. Основные положения и выводы исследования докладывались на научных конференциях (Термез, 1988, 1989; Самарканд, 1991); нашли свое отражение в опубликованных статьях: 0 взаимодействии' образа жизни -и общественного сознания/Дез.докд. ХШ научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава факультета общественных наук и ойцественннх профессий Тергазокого 17. - Термез» 1388. - С.27-28 (в соавторстве с Р.Нор-маматовой); Социальная сущность ишано-мвридских о<5щин//Гез. ХХШ научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава факультета общественных наук и общественных профессий по итогам- научно-исследовательских работ за 1989 г» Териезского ГУ. - Тецмаз, 1989. - С.21; Ислам в духовной жизни городского населения/Дез. шступлений, рефераты сообщений участников 1-ой межрегиональной^ научно-практической конференции 18-21 октября 1991

года Самаркандского 17. - Самарканд, 1991. - С.23-24 (в соавторстве с А.Н.Зайну*дидавой). До теме диссертации опубликовано более 10 статей в областной газете "Сурхон. тонги".

Оготиттта диссертации. Вабота состоит из введения, четырех разделов, ааклвчеякя и сшска использовашой литературы.

ОСНОШСЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первом разделе - "Ислам в сфере быта: сущность, степень и особенности его проявления" - освещены такие узловые вопросы, как понятия нбыт",: "бытовой ислам", регламентация быта исламом, шариатом и адатом, объективная характеристика Сунш, • религиозной психологии. 'В конце раздела изложено семь специфических особенностей проявления ислама в быту.

Из сутдесТнуладх многочисленных определений "быта" наиболее " продуманным является определение, данное И.М.Дкаб<1аровнм: "Еыт-ато внепроизводственная, исторически сложившаяся устойчивая сфера человеческой ®ани, условия, уклад-п образ повседневной деятель- . кости лвдай,' связанных с различными формами удовлетворения тле'материальных п .духовных йотрабност&й, саособствутадах -формированию к воеппташш социально активной-личности"^. В целом соЛадаржшруя с данным определение«, в диссертации делается попытка развить .неко-то!гге его аспекты приенительно с современным условиям. А вдённо: подчеркивается, -что с биту езивнекая происходят медленно, надолго сохраняется исторически слогикжеса обычая, привычки,- с т.ч. ро-лштазныо ободка. Ислал с быту.-у узбекского народа вса еще заш-кнаг большое касте. '.

Г.П.Спесаров писал, что у ¡гародов Центральной Азии устойчиво сетовали доиоламсягс элемента, привычки, такие "как овугасулаб", ловпраб с сорзраб, обычая выкупа са новасту, остатки доисламского йрзка, прослеЕиваамно в обрядности, система избегания; немало в . сзаейшгх отндаёнеях пережитков Штриархата1^. Действительно, в уз-бокскоЕ ссаье дало е настоящее время среди семейных обычаев иабдэ-дается кноеостео магических праоыов, 5отоее1о, несомненно, относя-

г .'*'.'■

* Дгабйарэв ИМ, -Ссцездьццё прогрзсс и прао&олеиие пережитков ес-лгаа с бзту. - П.., 1272.. - С.З.

GE3cepqsT.II. Дрссзр обряда, Еарзвашах е судьи гародоз Срод-язС-Дсее/В сб.: Есторжа^тЕощсфетссгхй очэра. - С.74. •

тел к области доисламских верований. В нашей диссертации приведены соответствующие примеры.

В работе показано, как объединение в.богословской оболочке воедино светской и религиозной сфер, при безусловном, принудательном доминанте последней, позволяло исламу стать вевобъемлпдвй сз-

• стемой, -претендующей на. удовлетворение воех духовных и социальных потребностей как.общества, так и индивида. Ислам претендовал на роль не только вероучения и образа жизни. Поэтому версии о демок-

• ратизме его беспочвенны. В работе проанализирована Сунна, как дополнение. к Корану. А.Массэ отаечал: "Если Сунна может-обойтись бег Корана, то Коран не может обойтись без Сунны"*. На основе Корана и.Сунны были разработаны фикх, шариат, в которых пемимо всего. была, изложены примитивные правила' поведения, обязанности мусульман. При выяснении влияния последлих ми. опирались на труда Г.Керимова, ИЛГетрушевского. й.др., и при выявлении роли религиозной психологии на бытовой уклад мусульман - на идеиФ. Энгельса. Подвергнута научно-рфитическому анализу бракоразводные отношения . по шариату, превратившие жышцш, мягко говоря, в пленниц своих мужей. Раскрыто негативное значение уплаКн калыма, неотения паранджи, как зловредного символа закрепощения, 'затворничества женщин,-а в связи с-этим раскрыт антиобщественный.характер фундаментализма.

В конце раздела изложены специфические особенности проявления ислама в быту и дани шводы тез всего изложенного в данном разделе. Подчеркнуто коренное различие между религиозным и сватаем,' свободомыслящим отношением к вопросам быта, традиций, обставав,обрядов.. Одни из них - абстрактные, мнимые, потусторонние, вредные, нереальные, а другие - реальные, наличные, посюсторонние,- Рекомендовано всем, особенно исламистам, различать это и не допускать переоценки шариата, адата.

• '.'Во втором разделе - "Состалъно-зкогомичестав основы л духовные истоки проявления ислама и свободомыслия а. Опту" - исследована диалектика взаимообусловленности социально-эконсмичопхих основ и духовных истоков проявлений ислама а свободомыслия в Зг/ту узбекского народа в прошлом и настоящем. Доказано наличие "сошильных причин" в качестве социально-экономических основ существования ислама. При »том ш исходили Из марксистской идеи о той, что

1 Маосэ А. Ислам. - С.83.

"религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, в на земле..."*. Следовательно, не изучая реалистическую .религиозность их носителей, невозможно выявить объективные причины воспроизводства религиозности, тем более экономическую основу ислама в быту.

В диссертации выяснены проявления ислама в быту, сопровождающиеся оцределенными материальными.затратами, основанными на экономике каждой семьи, выявлены причины увеличения этих затрат в связи с активным прщзостом населения, особенно на селе (см.: табл.1).

В диссертации раскрыты такие духовные истоки проявления ислама, как пять "столпов ислама", проанализированы ответы корреспондентов на вопросы: "Вы считаете ли необходимым дать детям религиозное воспитание?", "Где предпочитаете дать детям религиозное воспитание?" и др. Выяснены причины повышения интереса к религии, следовательно^ увеличения бытовых обрядов религиозного характера. Дана объективная оценка демографической ситуации в республике. В качестве причин данной проблемы отмечено „положение о том, что проблема высокой рождаемости связана не только с низким уровнем культуры, медицинской неграмотностью, но и религиозными традициями, пренебрежительным отношением к женщине со стороны мужчин, которые зачастую смотрят на них пак на домашнюю работницу, объект наслаждения и деторождения.

В работе раскрыта еще одна причина, поддерживающая религиозность населения, в т.ч. ислам в быту, - низкий уровень сохранения здоровья народа; выявлены причины, былой высокой степени детской смертности и отмечено, заметное ее. снижение за последние два-три года в связи с резким улучшением здравоохранении. В работе также подвергнуто анализу качество школьного образования в республике с привлечение^ соответствующих статистических показателей.

В целях выяснения глубинных причин сохранения ислама в быту в диссертации предпринята .попытка раскрыть суть семьи, историю ее возникновения и ее масто в духовном прогрессе и регрессе ее членов, подвергнуты критическому анализу многоженство вместе с полигамией, левират, "колыбельный сговор", родственные браки, патриархальная больше сиюйкая община, продолжающаяся я сейчас, плвш

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т.27. - С.369.

- П -

и минуем авторитарной семьи.

В диссертации выявлен вред возрождения религиозности в четырех направлениях, элементах и предпринята попытка поисков путей, средств и методов предотвращения этого негативного процесса. В ней показано положительное значение резкой, принципиальной критики областных и районных хокимов, содействовавших беспределу в строительстве многочисленных мечетей в ущерб народному хозяйству и культуре, о чем говорилось И.А.Каримовым с трибуны сессии Сур-хаидарьинсяого областного совета народных депутатов 13 апреля. 1993 г. В работе также приведены и оценены факты злоупотребления духовенством законом о свободе совести, излишнее предоставление им страниц и экранов средств массовой информации, забывая при этом о том, что мы строим светское общество. В конце раздела выявлен вред семейных религиозных обычаев и их распространителей, содействующих воспроизводству религиозности, способствующих повышенной религиозности женщин, отрицательное влияние религиозно ориентированного общего мнения, а также сформулированы вывода* вытекающие из всего изложенного в данном разделе.

В третьем разделе - "Воздействие. общественного мнения на сохранение ислама и. утверждение свободомыслия в быту узбекского народа по месту жительства" - раскрыт смысл общественного мнения, изложена роль внерелигиозного и религиозно ориентированного общественного мнения, выявлено положительное значение, свободомыслия в ослаблении религиозного общественного мнения.

В данном разделе диссертации охарактеризованы экспрессивная, консультативная и директивная функции общественного мнения, а также функции, зависящие от содержания суждений в системе общественного мнения, а именно: оценочная,.аналитическая, конструктивная и регулятивная. Диссертант приходит к выводу о том, что общественное мнение действует в рамках общества эцэлегл, рамках -остальных, демографических, региональных» напискальшсс, прсх&зсанона-льнше, производственных;, политических, религиозных я яр., л переходит я характеристике значения религиозно-ориеьттсовакнего общественного мнртля. По своему характеру лосладкие могут являться ' прогрессивными шга консервативными,.:* иесдедтил откосятся, разумеется, религиозные. Прослеживается связь его с образом лизни ли-дей, их мировоззрением, знанием ж убеждениями.

В связи с тем, что ж сфере духовных данностей относятся тра-

дицеи, обряды, обычаи и через hex осуществляется передача информации от поколения к поколению, в разделе прослеживается значение эмоций, настроения, переживания, возникающих под воздействием общественного мнения. В диссертации выявлены причины и отрицательные последствия смешения национального и религиозного в быту, освящения исламом национальных семейных традиций и обрядов.

Выясняя суть общественного мнения, выступающего в форме научно-материалистических взглядов, диссертант стачает источники формирования их через учебу в системе светского образования и в трудовой деятельности, в общении людей и т.п.

Далее в диссертации рассмотрены роль и значение обрядов,обычаев, традиций, культовых действий, перекликающихся с негативными п позитивными общественными мнениями. На основе данных конкретно-социологических исследований, личных наблюдений автор диссертации раскрывает отрицательное влияние общественного мнения,'использующегося в этих практических действиях верующих, вред, наносимый трудовой, общественно-политической и духовной жизнедеятельности трудящихся республик».

Из всего изложенного в третьем разделе диссертант приходит к логическому выводу о,том, что общественное мнение, как философ-скак категория, не только воздействует на сохранение ислама в семейном быту, по месту жительства, но и играет определенную роль в поддержании, укреплении дружеских отношений между людьми, а также отмечает отрицательную роль в усилении религиозности населения, воспроизводстве религии у подрастающего поколения, распространении, утверждении суеверий, невежества и духовной нищеты, утешении легковеров выдуманным райским блаженством.

В четвертом разделе - "Соотношение национального и религиозного в бытовых обрядах и традициях узбекского народа" - освещены суть, смысл, функции и значение бытовых обрядов и традиций, а также присутствие в них национального и■религиозного элементов.

Е диссертации подтверждается положение о том, что традиции, обычаи и обряды являются необходимым социальным феноменом для существования личности, ее общения с другими, для общества в целом, так как традиции и обряды, как важные элементы духовной культуры и образа жизни, считаются связующим навдой личности с другими членами общества, с социальной средой*.

1 См.: Исо Джаббаров. Турмуш тарзи, урф-одат ва одоб. - 91 бет.

Традиции бывают религиозными и безрелигиозными, прогрессивными и регрессивными, национальными и интернациональными, связанными с радостными и печальными событиями в хизни людей. К прогрессивным относятся передовые навыки и метода труда, лучшие обычаи и традиции в области бытовых и семейно-бытовых безрелигиоз-ннх отношений и т.п. Они, как правило, направлены на создание материальных и духовных благ, на ускорение социального прогресса, национально-освободительную борьбу народных масс против инозем-• ных и "своих" угнетателей.

В диссертации отмечено, что в настоящее время в практике мусульманского духовенства в нашей республике под влиянием социально-экономических преобразований и изменения сознания верующих неправомерно изображение ислама в качестве постоянного защитника национальных обычаев и традиций, языков и самостоятельной культуры узбекского народа, народов Центральной Азии. В этих неверных взглядах религиозное и национальное переплетено с обычаями я традициями в семье и быту. Это проявляется в отождествлении термина "мусульманин" с названием национальности, например - узбек, казах, таджик и т.п. А на самом деле религиозная принадлежность относится к духовной сфере, а национальная - к этнической, что совершенно не одно и то.же. Путем анкетного опроса и обобщения полученных данных мы обнаружили смешение этих двух понятий не только духовенством, верующими, но и неверующими, представителями интеллигенции, что непростительно.

В разделе подробно изложены отличия понятий "религия" и "на- ' ция", "религиозное сознание" и "национальное самосознание", выявлены значения факторов, сближающих народы, подвергнуты критика религиозно-националистические рецидивы, вызвавшие в прошлом aars-ональную рознь и предрассудки национализма, разжигаемые исламскими экстремистами, фундаменталистами со ссылкой на "джхад" - священную войну против иногзрцев.

В конце раздела, а пяти пунктах изложены выводы,..псяггсгзва-ющие и обобщающие исследования в области соотношения национального и религиозного в бытовых обрядах и.традициях. .

В заключении диссертации.подведены некоторые итоги н сформулирована следующие практические рекомендации.. „..,-.

I. Учитывая, что до настоящего времеш проблема- ислама в . офере быта не была предметом специального научного исследования.

рекомендуем опорным философским кафедрам университетов совместно с философским обществом республики, социологами и психологами подготовить инструментарий для конкретно-социологического исследования узбекских семей с целью выявления содержания и механизма проявления ислама в быту в современных условиях с последующим философским обобщением материалов исследования.

2. На основе анализа и обобщения материалов конкретно-социологических исследований ислама в сфере быта рекомендуем подготовить коллективный научный труд в качестве учебного пособия,которое можно было бы использовать ках дополнительную литературу в школах, техникумах и высших учебных заведениях во время проведения занятий по курсу "Религиоведение".

3. Наши исследования показали зависимость сохранения ислама в быту от социально-экономического уровня развития общества и благосостояния каждой семьи, в связи с чем рекомендуем общеобразовательным школам г средним специальным учебным заведениям при проведении воспитательной работы применять дифференцированный подход с учетом экономической жизни молодого поколения в условиях города и села. ' .

4. В условиях независимого Узбекистана, когда .обеспечивается свобода совести, рекомендуем издавать труды ученых, мыслителей прошлого, написанных в духе свободомыслия, чтобы они смогли стать достоянием каждой семьи.

5. Учитывая, что сохранение ислама в сфере быта наблюдается в основном у женщин, оторванных от общественно-полезного труда, что религиозные представления их носят различный характер, а религиозная вере наиболее полно совпадает с учением ислама в сознании старшего поколения, что религиозность подавляющего большинства женщин з молодого поколения выражена в выполнении ими семейно-* бытовых традиций, религиозных обрядов и праздников, рекомендуем при проведении воспитательной работы с ними и в создагпш общественного мнения по месту жительства подходить строго дифференцированно.

6. Рекомендуем везде и всегда иметь в валу, что общественное мнение - это могучая сала в воспитании трудящихся, особенно по месту жительства. Как известно, большое распространение в Узбекистане получали ыатяллттнстае комитеты, шполяяющие важные функции мобилизации на селения на ращение многих вопросов жизни городов, юшиахов. поселков. ЕМеста с тем, общественное мнение

по месту жительства играет определенную роль в поддержании г сохранении ислама в сфере быта, ибо исламские праздники, традиции и обряды, проводимые в семье, контролируется общественным мнением. В связи с этим рекомендуем иахаялинскин и домовым комитетам играть еще большую- роль в деле воспитания в самых широких массах объективного отношения к религии и ее традициям, обеспечении содружества ворующих и неверующих, повышении культурного уровня не только молодежи, но и среднего поколения.

7. Рекомендуем иметь в виду положение о том, что радио, телевидение и периодическая печать являются важнейшим средством формирования и выражения общественного мнения. В последние годы через средства массовой информации стали часто передаваться и печататься материалы по религиозной тематике. Однако, иногда содержание этих материалов составляется так, чтобы они захватили сознание и чувства людей только на религиозной основе, а светская, научная сторона, мотивы свободомыслия многих вопросов остаются в тени. Поэтому мы рекомендуем проводить эти передачи только строго в рамках Закона "О свободе совести к религиозных организациях".

8. В настоящее время явно наблюдается отождествление национального и религиозного в быту, обычаях и традициях. В связи с этим рекомендуем активно выступать в средствах' массовой информации за сохранение, приумножение, восстановление безрелигиозных национальных традиций и праздников, последовательную реализацию республиканской программы' "Мерос",

Таким образом, ислам в сфере, быта был в есть, его нужно не только исследовать, но и необходимо в определенной мере использовать для воспитания молодого поколения, особенно в области нравственности, улучшения взаимоотношений между людьми, различными конфессиями, национальностями. Ведь вся система воспитательной работа, в т.ч. и религиозное воспитают, призвана служить подготовке людей на благо в процветание независимой Республики Узбекистан.

Основное содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах автора:

I. О взаимодействии обреза жени и общественного сознания //Тезисы докладов ХХП научно-теореткчвско8 конференции профессорско-преподавательского состава факультета общестмнных наук к об-

ществанных профессий Тёрйазского 17. - Тергез, 1988. - С.27-28 (в соавторстве с Р.Нррмаматовой).

2. Социальная сущность ишано-мпридских общин/Дезисы ХХШ научно-теоретической конференции.црофессорскач1рвподавательско- . гр состава факультета общественных наук и общественных профессий по итогам. научно-исследовательских' работ за 1989 г. Тергазского ГУ. — Термез, 1989. - С.21.

3. Ислам в духовной .даани-горрдокогб на.седанид/Дезисы выступлений, : рефераты сообщений участников Х-ой межрегиональной научно-практической конференции Ш-21 октября 1991. Самаркандского . ГУ.. - Самарвдд, 1991. - С.23^24 (в соавторстве с А.Н.Зай-нутдиновой).. .

По земе исследования опубликовано более 10 статей, в областной газете "Сурхон .тояги".

- 17 -

» S 3 С Ч Е

МАВЗУ : Уозйрги замон шароитида узбек халки турмушида ислом sa э^упЬикр.толикнянг нзмоён булиш хусусиятлари

''азкур диссертации еоциал йалсафа, диншунослик, умуман ^озирги замон исдомшуносдигига дойр булган долзарб, етарли царажада ишланмаган мавзуга багишланган. Гадкикот .мавзуси-яинг долзарблиги хеч кандай шуб^а турдирмаЯди ва бу диссер-тациянинг мучаадимасада бешта пунктда асослаб берилган.

збекиотон Республииаси олимлари исло.мнинг хозирги за- ■■ . кон Марказий. Осиё ^удудида таркатилиш ва Kapop топит тарихк-ни урганйя со^асида'бияrana катта ялмий тацкикотляр килган-лар. Улар -бу. циннмнг- 45» улка!аз?олтей хяМтида- тутгчн урнини чпитмЗ бергпнлар. Уляр ислом тяйлямота билан- илм-Фан,- ма-д1ният, сянь^т ча хупгбикрлилик орасидаги нисбатнинг турли хил жихатларини очиб берияган» йунингдек яна-уляр Марказий jc'/ië 'камиятининг секуляризацияси, яънй дин sa диний таякилот-лар таъсири аа тазйикидан халос булииига иктимоий-иктисоций- ' пмилларнинг таъсирини куреатаб' Рейган.

Аммо, мустакилликкя рритгяндан сунги•Яялларцаги узбек халкининг Tvptrnw, мл.ро.йичг», анъанл вч' ислом

^упЛикплилмк етгрли д«пч*яда тяд^як. птттлмай колмояця.. Лт'ггс^птчтти«» едя чу кдмиичцк урнинч чулдитчцм;

Диссерт'ациянинг максади пя »язитяди хозирги мустптгил гг/стон тароитида °*0Л1* .турчу»in соз^сицч. -ялк вп хозирги иелом!-;п«нг, т/ш'НГДРя ^/р^крлтитани'нт* налочч буляя «усусяятяаря ал 'З1клл*г1'*нт1 *»леэ%Я жиХгпрн бзян этэтацая.-иборчтцип. '

Д»ссе?т".ц"«нинг социологии" 1азяеи 1588-1593 Риллчрда Сур-' Kj'íiMi^sry» »илстляпипч итчлли+чииг дахсед уз и «we— рязгада утй°зган конкпет - социолог™ тядки^смарннииг -нятиваларйцян ийорат. олп» *?здзн зкЦцрок яъвося'

гед, Зир та йкгарма оилани тжмряб олган'; «jta Термиз давла? • До-рятг'унунйгонр Ш-ТУ купе ?алзб*ла?ияая би? минг икки.оэ wsñapn "ам жалб отилган. ü!y билан визга мазкур муаммони тадятга этчя тарзёнида таггкослаш ва киёслзщ учун бошка олимлар республтел- ' н:тнг турли минтакасицз уткал г гщ тадритотлар материалларидан ■ цзм ^оЯдаланилгая. ТаДки^от утаазилганда фоЯдаланилгчн асосий

усуллар анкета суроги, шахсий кузатгшлар ва олдиндан-режа-лаяггирилган сухбатлардан иборат.'

Маэкур диссертация илыий янгиликларга эга. "Турмуддаги ислом" деган тушунчанинг мазмуни, маъносини очиб бериш; унинг ижтямоий хо.диса эканлигини таъри*:-тавсиЛ птишга му с га-кил, янгича ёндошиш усулларини ишлаб'чикиш; исломнинг намоён . булиаш жамиятнинг иж-тгоий-ицтисодий тара^иёт даражасига пу жуиладан оила ва унинг турмупотнинг моддий аз?воли ва ижтимоий химоя этилшига борлигЛигини ас о с лад; турмушда исломнинг сак-ланиб кола?тганига гур^исрлилик, вигдон эркинлиги ва жамоат-чпЛ~л фшср«ш«нг т&ъсир этиш механизмининг аниклаш; мусулмон рухонийларининг тарриботчилик фаолияти, турар жойлардаги жамо-атчилик фикрининг салбий ва ижобий томонларини, ёш авлодда исломнинг кайта такрорланишининг . - сабабларини очиб бериш; турмушдаги аньаналар доирасида миллий ва циний жихатлар диалектик тарзда бир-бирига борлицлиги диалектикасини илмий тадкитс ктапя.. г*бкл«рдан иборат.

Бу диссертацияда•куйицяги муаммолар *ал этилган: исло?тинг мохиятя, турмушда (Йиюён булиш хусусиятлари, турмушдаги ислом ва хур^икрлиликнинр намоён булишининг ижтиыоий-иктисодий ва иаънавий ианбалари; турмущдаги маросим ва аньаналарда миллий ва диний жизсатдарнинг узаро нисбата..

Диссертациянинг'назарий ва амалий а^амияти унда муаллиф ол-га сурган хулоса ва цоидалар.тавсия ва таклифлар олий мактаб-ларда "Дин тарихи ва хур^икрлилик назарияси? "Диншунослик"ка дойр махсус курслардан маъруза ва амалий машрулотлар утхазиш-да (*юйдаланиш ыуккин.

B £ S U « E

from liustafayev'b dissertation on theme: "The peculiarities of Islam and free-thinking in the mode of life in modern conditions", presented to the defence for ft Candidate of philosophic science degree

Presented dissertation is devoted to the actual, and not worked out yet theme, concerning social philosophy, scientific religion in general, modem Islam in particular. The importance of thesis investigation ia out of doubt and is well grounded in Introduction it in 5 items, more or less clearly, accurately and convincingly.

The study of spreading and affirming of Islam on the territory of modem Central Asia was done before by scientists of Bepublic Uzbekistan. But the peculiarities of manifestation of Ialam and of free-thinking in modem conditions of the mode of life, in the ceremony, traditions, customs of Uzbek people is not still investigated and drought to light.

Thr aim of dissertation was to open specific pecularltiea and forms of early and modem Islamic manifestation, and free-thinking in the field of mode of life under modem conditions' of Uzbekistan too. The realisation of given aim needed the desision of many problems of investigation and they were solved by and large. The social base of dissertation is consested of the results of oonerete-so-cial investigation, made by the author personally and without assistance in Surkhandarya, Kaahkadarya regions of Uzbekistan in 19BB-1993. The investigation includes more than 120 families with their members more than 600 persons, and.also mora than 1200 students of 111 and 1Y courses.from Termes University were asked questions. Present dissertation has some scientific novelty, there are: bringing to the light of plot, fabula of notion "life Islaa", the working out of self attitude to the determination and character of social phenomena, the dependence of Islamic Manifestation from social-economic level of social development, and also fron material situation end social protection of family and its mode of life; the opening of (mechanism of free-thinking) influence of free-thinking kuchanism, free-willings and Bocial openion on supporting Ialam.in every day life.

The theoretic importance of dissertation is in Its. philosophic comprehension and. theoretic generalisation of specificity of religious and nOnreligious oonsoiousnesa of modern Utbek family

It'a attitude towards Islamic real value la. the sphere of traditions, customs, and also towards real value made by science technical activity, culture, art having free-thinking features.

Practical importance of dissertation is formed by the fact that, conclusions and states, recomendations and offens of ite auther had and have the way towards the practise of upbringing work. They can be used as reading material on the courses of religious history, theory of free-thinking.and spesial courses of religious scienoe in higher educational Institutions.