автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ГССР ГРУЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ имени Шота РУСТАВЕЛИ
На правах рукописи КАРАТЫГИНА Маргарита Ивановна
УДК 784(57/544/ 71)
)собенности развития музыкальных жанров кхайяля, уртын-дуу и блюза и их функция в культурах Южной [ Центральной Азии и Северной Америки
Специальность — 17.00.02 — Музыкальное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Тбилиси — 1990 г.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ГССР ГРУЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ШОТА РУСТАВЕЛИ
на правах рукописи
Каратыгина Маргарита Ивановна
УДК - 784(57/544/71)
Особенности развития музыкальных жанров кхайяяя,' уртны«»дуу к блта и их функция в культурах Шной в Центральной Азии н Северной Америки
17.00;02 « Цузыхальнов искусство
Авторвфвра* диееертацга на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Тбилиси,- 1990
Работа выполнена в Московской государственной дважды ордена Ленкна консерватории имеин П«ИЛайковского„ Кафедра истории зарубежной музыкр;
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ -
: t-
доктор филологических наук, профессор В.А.Твахария кандидат искусствоведения,' и;'о^профессора Л;ТЛ1орйэт
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Азербайджанская государственная консерватория им; У.Гаджибекова
Защита состоится -¿№<8 1990 г; в на заседании специализированного Совета К 092;05.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Грузинском государственном театральном институте имени Шота Руставели (380 008 г:Тбилиси, пр.Руставели, 17).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Грузинского государственного театрального института им;Шота Руставели.
Автореферат разослан "
(Я
1990 г.'
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения, доцент
М;Г;КтШЕИШШЛИ I
В предлагаемой работа исследуется роль явлений музыкальной <ультуры в система жизнеобеспечения цивилизации, их функция на-юпления и передачи во времени и пространстве важнейших цивили-зациогашх черт. Опыт сравнительного изучения различных музыкальнее культур мира показывает, что во многих из них на определен-юм историческом этапе форшруются такие виды музыки, которые 1в только концентрируют в себе весь накопленный к данному ыоиен-гу собственно музыкальный опыт соответствующей части человечества, но и запечатлевают в своей образно-выразительной системе сарахтерные не-музыкальные черты своей цивилизации (включая эко-гогическиа, расово-физиологические, языковые и т.д.). Подобные феномены в течение длительного периода занимают главенствующее юлохение в иерархии музыкальных видов и жанров внутри данной ;оциокультурной системы и, одновременно, репрезентируют свою сультуру за ее пределами, восприниыаясь в качестве ее своеобразного художественного символа.
Как правило, явления такого рода охватывают довольно обиир-1ую область собственно музыкального творчества,где они тем или ;нш образом обнаруживают себя в различных типах, видах и жанрах «узыкн, Вместе с тем их влияние распространяется и на другие ;феры культуры, гда они становятся частью поэзии, литературы, [ластики, изобразительного искусства, свойственных данной куль-'урв. Речь идет о феноменах, по кногкы своим параметрам принцн-шально несхожих - таких, например, как венский вальс и яванский •амалан, европейский мадригал и пекинская опора - и вез же со-[0ставимых в одном типологическом ряду, так как каждое из них [редставллат собой такую звуковую систему, в которой специфнчос-зтм образом "закодирован" наиболее полный свод важнейших харак-■еристкк культуры, ва жизненно необходимая "генетическая кгс$ор-
мация".
Явления, обладающие отмеченными свойствами, отличаются также многообразием своих конкретных воплощений и сочетанием в своем сложном "организме" определяющих черт музыкально-культурной традиции, типа звуковой экспрессии, вида и стиля музыки, музыкального жанра и других категорий. В данной работе внимание заостряется на тех интереснейших продуктах музыкального творчества разных народов, в которых наиболее отчетливо проявлены жанровые признаки. Теория музыкального жанра, получившая активную разработку в советской музыкальной науке (труды Л.А.Мазеля, В.А.Сохора, В.А.Цуккермана и др.), нуждается сегодня в использовании по отношению к ней принципиально новых подходов, дающих возможность ее рассмотрения не только в рамках академического слоя европейской музыкальной культуры, но и в глобальном масштабе мировой музыкальной практики. В целях выявления наиболее универсальных типологических характеристик музыкального жанра в диссертации осуществляется попытка анализа данного явления с точки зрения его места я функции в культуре. Избранный ракурс исследования позволяет сополагать в едином типологическом ряду столь далекие друг от друга виды музыки, как западноевропейский мадригал, русский романс, ближневосточный мушшвах, аргентинское танго и ряд других феноменов.
В номенклатуре явлений, попадающих в отмеченную типологическую нижу, оказываются также монгольский уртын-дуу, северонн-дийсхжй кхаЯяль к североамериканский блюз, представляющие разные цивилизации (Центральную ■ Двгую Азию, Северную Америку), разные типы культуры, разные периоды мировой истории я т.д., и именно в селу своей принципиальной несхожести избранные автором в качестве наиболее показательного материала для проверки излагаемой
их концепции.
Актуальность исследования определяется тем, что оно отражает все более ощутимые в последние десятилетия тенденции многих областей знания к сочетании эмпирических наблюдений с теоретическими обобщениями на самых высоких уровнях абстракции, к поискам разного рода универсалий, к попыткам максимально полной классификации и каталогизации изучаемых объектов, к составлению оптимальных типологических структурных матриц. Отмеченные тенденции ваяны и для музыкальной науки, отстающей от многих смежных дисциплин не только в плане разработки научного аппарата, но и в элементарной описанности подлежащих ее рассмотрению явлений. Помимо решения в работе специальных задач, связанных с культурологическим анализом музыкального жанра, здесь подымается также целый ряд насущных для музыкознания вопросов, относящихся к выработке методологических принципов культурно-исторического исследования, ориентированного на восприятие того или иного музыкального феномена в общей системе мировой культуры, пронизанной многообразными внутренними связями и универсальными закономерностями.
Научная новизна исследования заключается в использовании метода межцивилизационных сопоставлений музыкальных жанров, а также в применения по отношению к данной проблематике культурологического подхода. На сегодняшний день музыкознание располагает солидным объемом научной литературы, в центре внимания которой оказывается тот или иной музыкальный жанр. Нередко, однако, основной объект исследования предстает изъятым из системы контекстов к связей, в других случаях учитывается только исторический фон, на котором идет развитие музыкального явления, или в какой-то вере выявляется обусловленность особенностей данного жанра спецификой соответствующей культуры. Вместе с тем автору не при-
лоцидось встречаться с попыткой исестороннаго анализа соотношения конкретной музыкальной культуры и репрезентирующих ее жанров, то есть привнэсением б науку о жанрах музыкально-культурологичяс-ких аспектов.
Цель исследования. Рассматривая ведущие музыкальные жанры в качестве представителей класса явлений культуры, автор пытается peaivrrb вопрос о их роли в развитии цивилизации, их девизно-лидерной сущности и функции накопителей и переносчиков важнейших цикчлизационных признаков. Исходя из понимания типологиэа-ции как исследовательской процедуры, которая "заключается в выявлении качественных характеристик изучаемого множества явлений и в построении системы идеальных моделей с заданными дифференцирующими признаками*1 (Ы.В.Крюков), автор объединяет кайры уртын-дуу, кхайяль и блюз lía основе одного, но ярко выраженного признака - их функции в культуре, осознавая при этом, что по другим своим признакам те же самые феномены могут распределиться по различным типологическим нишам.
В качестве предмета исследования в данной работе избрано явление ведущего музыкального жанра, к категории которого относятся такие виды музыки, которые кумулируют весь культурный опыт сзоеЗ цивилизации и передают этот опыт через поколения. Наряду с клеи существуют также рядовые жанры, производные от лидерных я сС'Хадаавще более узкими функциями в культуре. Так, в Dicho й Азии практически все, что появилось после кхайяля, было его разнообразными имитациями. Даже тхумрн, при всей специфичности его генезиса и опоре на новые формы городского музыкального мышления, в сущности, является "кхайялем в уменьшении", не говоря уже о менее значительных продуктах так называемой легкой классики. Аналогично этоцу, s США все, что появилось после блюза, питается
от его корней, развивается в его энергетическом поли. Та яа картина предстает в монгольской музыкальной культура,где целая цепь явлений (от оогино-дуу до современной популярной музыки и форм коыпозиторскоро творчества) ориентирована на эталон уртин -ДУУ.
Методологическая основа исследования. Продолжал научные традиции Московской государственной консерватории, настоящая диссертация опирается на разработанную в ее стенах методологическую базу, в частности, на предложенную-Дк.К.Михайловым пето дологию изучения музыкальных культур мира, согласно которой специфика того или иного музыкального явления обусловлиьаетсн всей системой его жизнеобеспечения и всей общакультурннм контекстом, Для того, чтобы составить наиболее полное и контекст} альное представление о какой-либо музыкальной кули^рз или дз об отдельных оа элементах, необходимо сочетание историко-тино-логического и регионально-ццвнлизационного подходов с сиетьмшы принципом разработки материала, что естественно предполагает использование не только музыковедческого аппарата, но л науиш. методов других отраслей знания: истории, этнографии, шнпмии ки, культурологии, востоковедения и т.д. Историко-гипплогич!-!' • кий подход можно рассматривать как исследовательский погод, ■ с нованный на сопоставлении обобщенных моделей-типов, взятых и и\ исторической динамике и обнаруанвающих сходство или различие и■ существенных признаков, связей, функций, уровней организации и т.д. С другой стороны, для наиболее эффективного использование указанного подхода необходим системный взгляд на иэучяемыЛ о"1 ект, представляющий его в качестве элемента покой глобальней системы: культуры, цивилизации, социальной общности и т.д., во всем комплекса существующих п ней взаимосвязей, процессов,
контекстов и закономерностей.
Особого внимания заслуживает широко используемый в настоящем исследовании регионально-цивилизационный подход, разработанный в начале 19й0-х гг. Дж.К,Михайловым и предполагающий отношение к любому явлению музыкальной культуры как к продукту определенной цивилизации. Музыкальный аспект цивилизации Дж.К.Михайлов трактует как "максимальную реальную общность специальных институтов музыкальной культуры, функционирующих в определенном регионе, музыкально-культурных традиций, принципов музыкального мышления (хотя бы на уровне одной культурной страты), основанную на осознанной необходимости сосуществования".
Помимо указанных научных подходов, составляющих методологическую базу данной работы, в исследовании нашли применение отдельные концепции ряда развитых в современных гуманитарных науках теорий, таких, например, как адаптивная интерпретация культуры, термодинамическое, культурно-биологическое и культурно-экологическое направления в американской антропологии. Применительно к целям настоящего исследования особенно плодотворным представляется обращение к функциональному направлению в интерпретации культуры, в течение вот уже нескольких десятилетий формирупцемуся в западной антропологии (Дк.Стюард, А.Кребер, К.Кяакхон н др.), но получившему полноценное теоретико-методологическое обоснование в советской культурологии. Главным в достижениях функционального подхода по отношению к данной работе является выработанный Э.С.Маркаряном взгляд на явления культуры как на носителей ее функций.
Теоретическое значение работы заключается в том, что здесь впервые в советском музыкознании проблема музыкального канра выведена на максимально универсальный уровень мировой культуры.
В работе выявлен комплекс аспектов, позволяющих полно и многосторонне осветить данную проблему, включая вопросы генезиса и эволюции музыкальных жанров, их социокультурной обусловленности, специфики музыкально-выразительных средств и т.д. Многие предложенные в работе ракурсы исследования могут быть плодотворно развиты. В то же время работа демонстрирует гибкость и высокую степень универсальности используемого в ней научного аппарата, приложимого, по мнению автора, к достаточно иирокому спектру актуальных проблем музыкознания: изучению разнообразна цузыкальных традиций, форм коммуникации, специальных институтов, социокультурных процессов и т.д.
Практическое значение работы состоит в возможности еа применения в курсе "Музыкальные культуры мира", читаемом в Московской консерватории, и аналогичных дисциплинах, ведущихся в других музыкальных вузах. Работа может также оказаться полезной для культурологов, востоковедов, американистов и представителей других гуманитарных наук, занимающихся проблемами культуры н цивилизации.
Апробация работы. Основные положения данного исследования выносились автором на обсуждение в докладах и сообщениях на. Все союзной конференции музыковедов "Проблема национального в соя-ременном композиторском творчестве" (Ереван, 1986), Международной конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986), У Международном конгрессе монголоведов (Улан-Батор, 1987), Ш Международном цуэыковадчвском симпозиуме (Оянар каид, 1987), Советско-индийском семинара "Традиции и современность в индийской музыке" (Москва, 1907), Международном круглом столе "История и культура конголоязычных народов (Улон-Удп, 1909), заседаниях специального семинара по монголоведению п
ИМЛИ им. А.М.Горького АН СССР и организованных данным институтом конференциях, на заседаниях Комиссии по истории США и Канады Научного Совета по истории мировой культуры АН СССР, конференции "Образ и действительность в искусстве и социальной мысли США" (Москва, 1986), а также на заседаниях кафедр Истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И{ Чайковского и Теории музыки Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили.
Структура и содержание работы.' Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения (общим объемом 196 е.), Библиографии и Приложений. Во Введении формулируются цели и задачи исследования, его основные теоретико-методологические принципы? В поисках объяснения способности цивилизаций передавать через поколения свои определяющие черты автор отмечает чрезвычайно важ-1гую роль музыки в этом сложном процессе наследования. Опыт изучения музыки различных стран мира позволяет сделать вывод, что во всех вопросах, активно обсуждающихся сегодня в широких научных кругах и касающихся проблем культурного наследия, культурной специфики, культурной самобытности, культурной традиции и т;д., особое место принадлежит феномену ведущего музыкального жанра.
Развитие явлений, относящихся к этой категории, обнаруживает парадоксальнут закономерность: будучи сформировавшимися в условиях "малой группы", то есть непосредственно отражая культурные потребности и стереотипы лишь небольшой части общества, они со временем приобретают черты цивилизационной общности и начинают в известной мере определять сознание всего социума, образ мыслей в стиль жизни его представителей.
Автор обосновывает выбор в качестве конкретного материала
и.
для аргументации выдвигаемых положений трех музыкальных жанров; монгольского уртын-дуу, североиндийского кхайяля и североамериканского блюза. Сопоставление данных явлений представляется наиболее показательным в силу их принципиального различия по многим параметрам, исключая типологическую общность их функций в культуре и наличия признаков, указывающих на их принадлежность к ведущим музыкальным жанрам, С другой стороны, все выбранные явления оказываются довольно доступными для понимания в рамках: западного музыкального мышления в силу свойственного им линейного характера развертывания и восприятия звукового потока, опоры на человеческий голос как Чврвоинструмент" и своего рода эталонное звучание, высокой степени вербализации музыкального текста и т.д. Важнейшим критерием отбора послужил и тот факт, что все три жанра активно функционируют в наши дни, продолжая оставаться на ведущих позициях в своих культурах. Это дает возможность проследить влияние на их развитие многих проблем музыкальной жизни XX в, (приспособление традиционных форм музицирования к новым условиям коммуникации, сохранвгае самобытности в атмосфере усиливающегося потока информации и инокультурних влияний и т.д.). Следует также отметить, что выделенные виды музыки являются наиболее близкими автору, продолжительное время занимающемуся проблемами музыкальных культур Центральной и Йкной Азии, Северной Америки, имеющему опыт длительного пребывания в МНР (1983-85 гг.), а также многочисленные контакты с музыкантами - носителями указанных традиций! В работа прослеживается в общих чертах динамика изучения уртын-дуу, кхайяля и блюза, попытки дефиниций этих понятий в научной я музыкально-справочной литературе.
В спяяи с музыкально-культурологической направленностью
работы автору пришлось ознакоються с довольно обширным объемом литературы, относящейся к таким областям знания, как этнография, социология, психология, антропология, культурология и т.д. Особое значение в выработке функционального подхода к музыкальному жанру как явлению культуры имело изучение различных интерпретаций культуры в трудах наиболее влиятельных представителей культурной антропология и социологии США: основоположника культурологии Л.Уайта, А.Кребера, *Г,Парсона, Дк.Стюарда, К.Клакхона и др., а также в интереснейших работах советских культурологов, в первую очередь, Э.С.Маркаряна я Б.С.Ерасова. Использование в работе регнонально-цивилизационного подхода обязало автора проработать имеющуюся по данной проблематике литературу, включая ваша фундаментальные труды классиков теории цивилизации: О.Шпенг-зА.Тойнби, Дж.Нидэма, Г.Грюнебаума, Р.Редфильда, К.Ясперса, С.Эйзенштадта, М.Сигера и др., так и вышедшие в недавнее время ■статьи советских исследователей: В.И.Керимова, Л.А.Орлова, ¡Я.И.Новиковой и др. К этому массиву проработанных источников примыкают также материалы, относящиеся к исследованию вопросов традиции, культурной преемственности, культурного наследия; это статьи Б.С.Ерасова, Л.Д.Яитнана, Е.П.Челышева, А.Х.Вафы и Э.С.Маркаряна, а также отдельные публикации журнала "Советская этнография".
Имея дело ие только с абстрактными типологическими моделями и структурными матрицами, но и с нивой культурной практикой конкретных этносов, автор счел необходимым вовлечение в сферу своего внимания ряда основополагающих концепций в области этнографии, изложенных в работах виднейших представителей этой науки как в нааей стране: Ю.В.Броилей, Ю.П.Аверкиева, Н.Н.Чебокса-ров, С.А.Арутюнов и др., так и за рубежом: Л.Г.Морган, Э.Тэйлор,
К.Леви-Стросс, Ф.Боас и др. Музыкально-поэтическая природа рассматриваемых жанров, впрочем, как и разработка теоретико-мето-цологического обоснования самого этого понятия, требовали ознакомления с обширным арсеналом литературоведческих исследований не только общего харастера: труды М.М.Бахтина, С.Н.Тынянова, О.М.Лотмаиа, Д,С,Лихачева, С.С.Аверинцева, М.Верли, В.М.Жирмунского, А.С.Бушмина и т.д., но и посвященных изучению индийской, монгольской и американской словесности.
Сжатый обзор литературы, данный во Введении, включает такие целый ряд специальных работ, посвященных каждому из рассматриваемых в диссертации жанров.
Первая глава, "Фундаментальные признаки ведущего музыкального жанра как носителя цивилизационно-наследственной функции", посвящена рассмотрению вопроса о месте и функции жанра п культуре, его определяющих чертах и многоуровневой организации. Автор вводит понятие "наследственность" как свойство явлений культуры независимо от сознания своих носителей кумулировать важнейшие признаки цивилизации и специфическим образом передавать их через поколения. Отождествление систем неблологического характера с материей и процессами живой природы наблюдается во многих научных концепциях. Этнологи, антропологи, социологи отмечают наличие "межпоколенной диахронной этнокультурной информации" (Ю.В.Бромлей) и особых механизмов, "порождающих новый тип "социальной наследственности", изоморфный генетическому наследованию вновь приобретенных признаков" (С.Л,Арутюнов и Ю.И.Мкртумян). В области музыкальной культуры, по мнению автора, наследственной функцией обладают ведущие музыкальные ванрн, действующие в течение определенного исторического периода как депозитарии нарабатываемых в данной цивилизации норм цузнналь-
ного мышления и выражения (относящихся к звукопроизводству, ин-тонационноцу вокабуляру, пространственным и временным координатам музыкального текста и т.д.). Помимо жанровых признаков, подобные явления совмещают в себе черты вида и стиля музыки, музыкально-культурной традиции и типа экспрессии.
Каждое из указанных понятий получает' в работе свое толкование в соответствии с предлагаемой культурологической концепцией музыкального жанра. В связи с этой концепцией (во многом опирающейся на теоретические разработки Д*.К.Михайлова) становление каждого ведущего жанра приходится на переломные моменты в истории цивилизации, отмеченные не только интенсивностью происходящих в данном регионе исторических событий, но и существенным переформированием общества в вертикальном плана и связанным с ним кардинальным изменением форм общественного сознания. Описывая закономерности кристаллизации явления музыкального жанра, автор подчеркивает существенную роль в этом процессе влияния на данную культуру извне какой-либо конфессиональной идеи или доктрины, способствующей образованию высшего слоя музыкальной культуры. При этом обязательно наличие нескольких взаимосвязанных факторов, среди которых важнейшие: а) опора на дрвв-ний, фундаментальный код культуры (включающий различные аспекты: архаическую "модель мира", числовую символику, представления о симметрии и т.д.); б) создание целостной системы экспрессивных комплексов (музыка в сочетании с визуальным или пластическим рядом, вкусовыми ощущениями или ароматами и т.д.), призванных обеспечить оптимальное разрешение какого-либо психоэмоционального состояния; в) определенный уровень вербализации музыки, помогающий упорядочить музыкально-экспрессивный выход; г) образование собственной, чисто музыкальной грамматики, кото-
рая, на какой бы аргументации она ни базировалась, живет уже по своим внутренним законам. Чрезвычайно важным условном формирования музыкального жанра оказывается складывание специфической коммуникативной пары: нового музыканта, стремящегося к личностному творческому самовыражению, и воспринимающего субъекта, для которого этот новый тип музыкальной экспрессии является культурной потребностью.
Музыкальный жанр, в сущности, является порождением довольно замкнутой среды, очень точно индексирующим природу своего времени и воплощающим некий абсолютный человеческий тип своей цивилизации. Во многих культурах возникает жанровая пара: "жанр-эталон", в котором катехизисно излагаются все основные нормативы цузыки данной эпохи и где очень важно неукоснительное соблюдение этих нормативов, и "жанр-фокус", через который вся нормативность "жанра-эталона" проецируется на множество других явлений. Так, например, сложились отношения между дхрупадом л кхайялем в Индии, муашшахом и аль-дором на Ближнем Востоке, спиричуэлом и блюзом в Америке и т.д. Именно второй, "фокусный" жанр порождает множество производных явлений. Сосредоточиваясь исключительно на феномене ведущего музыкального жанра, автор предлагает следующую трактовку этого понятия.
Ведущий музыкальный жанр - это явление культуры, выполняющее в ней наследственную функцию и определяемое в трех ракурсах: историческом - как фокусная точка формирования нового культурного единства в эпоху наиболее мощного центростремительного движения многообразных расовых, этнических и социокультурных начал данной цивилизации} социокультурном - как новый тип коммуникации, построенный по принципу "отражения"; и грамматическом - как идеальная грамматическая модель, воплощающая опредч-
ленный тип экспрессии и характеризующаяся, в первую очередь, специфическими нормами культивирования звука, В данной главе рассматриваются также понятия "музыкально-культурной традиции", "музыкального стиля" и "вида музыки", а также экспрессивная сторона музыкального жанра, который исследуется в качестве эмоционального процесса и способа энергообмена индивидуума со средой.
Вторая глава, "О соотношении ведущего музыкального жанра с определяющими аспектами цивилизации", направлена на выявление существенных признаков цивилизации, природы ее "генетической информации" и способов "кодировки" этой информации средствами музыки. Наиболее рациональным методом решения поставленных задач автору представляется рассмотрение таких парностей, как "жанр - устройство цивилизации", "жанр - тип культуры", "жанр -иировоззренческий комплекс" и т.д. Под устройством цивилизации понимается целый комплекс взаимосвязанных сторон, таких как положение цивилизации в окружающей среде (экологической и социокультурной), ее внутреннее социальное строение (социальные слои и их взаимоотношения), соответствующий государственный строй в данный исторический период, специфические для данной цивилизации сети институтов и т.д. Наиболее характерные из перечисленных свойств находят отражение в ведущих музыкальных жанрах.
Так, в уртын-дуу запечатлелись мобильность к высокая степень внутренней коммуникативности монгольского общества, Кхай-яль же воплотил в себе идею устойчивой - при всех модернизирующих процессах - структуры индийского общества, где каждый социальный слой характеризуется своим комплексом психоэмоциональных состояний и своими формами экспрессии. Блюз не только вобрал в себя идеологию конкретной социальной группы внутри амв~
эиканского общества - негритянского населения, но и подтвердил адею горизонтального деления цивилизации, присущий ей регионализм. Не менее отчетливо в музыкальном жанре отражается универсальная модель человека - представителя данной цивилизации, его генетическая, расовая, этническая, физиологическая, психическая I ментальная природа. Определенным образом музыкальный жанр юотносится и с типом породившей его культуры: островным, тер-)асным, колониальным, кочевым и т.д.
В работа анализируются характерные психоэмоциональные комп-[0ксы и особенности музыкального мышления, возникающие в об-[ествах, принадлежащих к тому или иному типу культуры.
При рассмотрении парности "жанр - мировоззренческий комп-[экс" на примере цивилизации Центральной Азии используется ана-:из выработанной в традиционном обществе "модели мира" и ее впадения средствами музыкального жанра,
В третьей главе "Уртын-дуу, кхайяль и блюз: общие законо-ерности и отличительные черты генезиса и эволюции", рассматри-аются историко-культурные условия, способствующие зарождению, рнсталлизация и последующему развитию музыкальных жанров. Во сех трех случаях, несмотря на крайнюю разнородность анализи-уемых примеров, выявляется типологическая общность соответст-ующих эпох в истории каждой цивилизации: их переломный харак-ер, связанный с мощным столкновением и оплодотворением различ-ых идеологий и религиозных систем и порождением нового киро-оззрения, нового типа художественной коммуникация. В Централь-ой Азии это ХШ-Х1У вв. - время укрепления централизованной го-/дарственности, образования Великой монгольской империи и равления династии Гкнь (1271-1368), в Индии - эпоха Великих эголов (ХУ1-ХУШ вв), в США - конец XIX в., ознаменованный за-ершением Гражданской во Яны (1861-1865 гг.), отменой рабства
ч оуряш ростом крупных индустриальных цешров.
Важнейшим условием формирования жанра необходимо считать появление социального спроса на этот ноылй тип музыкального творчества, что, в свою очередь, сопряжено со складыванием особой коммуникативной пары "элитная аудитория - музыкант-специалист". Сохранилось немало свидетельств о том, например, какую существенную роль играла музыка в изысканном времяпрепровождении монгольской знати ХШ--Х1У вв. и как ценилось в эту эпоху искусство придворных музыкантов, Как известно, первым монгольским музыкантом, чье имя отмечено во многих исторических источниках, был придворный певец, поэт и хранитель священного "золотого ху-ра" Чингисхана знаменитый Аргасун-хурчи - личность, весьма влиятельная в высших политических кругах Великой империи.
Необходимой предпосылкой появления того или иного жанра является также свойственная указанным переломным историческим эпохам концентрация в поле духовной энергии данного общества определенного психо-ймоционального состояния, требующего выхода в различных формах самовыражения. Это состояние монет бить конк ретизировано в условном образе героя данного жанра, от лица которого выступает музыкант: так, героем уртын-дуу оказывается человек, превыше всех идеалов ставящий образ родины, кхайяль отражает душевный мир поэта-суфия, вечно страждущего познания божественной истины, и, наконец, в блюзе воплотился характерный для американской культуры образ аутсайдера - человека, потерпев шего жизненное поражение, но имеющего шанс, пусть дане иллюзорный, поправить свои дела. Для всех трех рассматриваемых в работе жанров характерно ощущение вечного стремления к трудно достижимому идеалу, будь то вынужденно часто покидаемая земля предков, божественное откровение или Американская Мечта - обе
тоятельство, послужившее важнейшей причиной популярности дон-ньгх жанров у широкой аудитории, в своих регионах легко отогреет вляющей себя с указанными героями.
Четвертая глава, "Специфика ведущего музыкального жанра как коммуникативной системы: музыкант, аудитория, акт звукпчу-зыкальной коммуникации", знакомит с основными сторонами и гппп ньми действующими лицами процесса звуковой реализации жанра. Здесь с особенной полнотой представлены результаты полевых исследований автора, его наблюдения над современной спецификой функционирования изучаемых жанров. Обращая внимание прежде вся го на фигуру музыканта, типичную для каждой из трех культур, г^ следование раскрывает вопросы музыкальной одаренности индивиде, его профессиональной подготовки, социального статуса и специализации,. Здесь получает развитие предложенная в Первой главе динамическая модель эволюции жанра с ее основными признаками, в том числе договорной формой коммуникации, основанной на постоянно совершенствующемся взаимопонимании музицирующего и вос-иринтяшцего субъектов и стремлении к опережению друг друга в рафинировании своих чувственных и духовных потребностей. Для Золее подробного анализа механизма приспособления жанра к современным условиям в работе приведены данные непосредственного эбщения автора с ведающимися певцами-кхайялля Бегум Парвин Сул-ганой и Устадом Мохачмедом Дильшадом Ханом, В работе отмечается нередкая в выделенных культурах маргинальном^ положения мупн-канта в обществе: вращаясь даже в самых высоких социальных кругах, уртын-дучин, кхайялия и блюзмен нередко были людьми низкого происхождения. Двойственность личности, ответственной за канр, в известной мере, обусловила и двойственность мироощущения в самой музыке: и уртын-дуу, и кхайяль, и блгз по сг«оей
глубокой духовной сути являются отражением состояния неудовлетворенности, неустроенности в этом мире, стремления к высокой, •недостижимой цели. Каждая конкретная музыкальная композиция представляет собой попытку реализации этого стремления, своеобразный путь самопознания и самовыражения, для прохождения которого всем предыдущим опытом жанра отобраны определенные средства и нормы развития музыкальной ткани.
В Пятой главе, "Обусловленность системы музыкально-выразительных средств ведущего музыкального жанра его цивилизационно-наследственной функции", главным объектом исследования становится собственно музыкальная ткань жанра, его идеальная грамматическая модель. Если представить, что музыка того или иного народа, развиваясь в контексте определенной цивилизации, имеет в своей основе некое качество, детерминирующее цивилмзационную принадлежность музыкальных явлений, встает вопрос, в каких конкретных формах это качество реализуется: на уровне звуковысот-ной шкалы, ладовой организации, интонационного строя, структурного оформления построений и т.д. В работе делается вывод, что важнейшим носителем расовой, этнической и цивилизационной специфики является звук, с одной стороны, служащий основным энергоносителем и строительным материалом музыки, с другой - оказывающийся вполне самодостаточным явлением,со всей полнотой воплощающим все наиболее характерные черты своей цивилизации. В диссертации подробно обсуждаются отличительные черты звука, присущего музыкальным традициям кочевых народов (в частности, его тенденция к расщепленности), космологические теории и практическая значимость звучания в индийской музыкальной культуре, где искусству овладения сварой придается первостепенное значение в обучения музыкантов классического плана. Анализируется
также природа блюзового саунда, имеющего своим основным критерием способность звука с максимальной адекватностью выразить внутреннее состояние человека.
Проблема специфики звука в музыкальных жанрах в значительной мере связана с вопросами соотношения в данной культуре музыки, языка и речи - своеобразной триады, составляющей инфраструктуру цивилизации и представляющей наиболее широкие возможности для кодировки ее наследственной информации. Связь музыки л речи проявляется в различных аспектах: в интонационном и рит-кическом строе высказывания и логике его построения, в символической нагрузке слов и звуковых сочетаний, а также на фонетическом уровне. В работе исследуются особенности интонационного «ытления в рассматриваемых жанрах, принципы ладовой организации, структурного построения музыкальной ткани и другие типологические признаки грамматической модели ведущего музыкального жанра, В Заключении автор рассматривает характер своей дяссерта-дии как опыт на пути разработки проблемы музыкального жанра в эе культурологическом аспекте. Намеченные в работе пути исследования могут быть в дальнейшем плодотворно развиты.
Список литературы, охватывающий более четырехсот названий на русском, монгольское и западноевропейских языках, отражает яироту подхода к поднятой проблеме и включает работы не только ю музыке, но и по культурологии, этнографии, антропологии, лингвистике, литературоведению, психологин и т.д.
Приложения составляют очерки, посвященные "модели мира" в традиционном сознании монголов и история блюза в Северной Америке, Далее помещены примечания, содержащие ссылки па дополнительную литературу, пояснения к употребляемым в работе специальным терминам, переводы текстов и т.д. Вторую часть приложения
представляют расшифровки музыкальных образцов.
Проблематика диссертации отражена в ряде работ автора:
1. Отражение музыкального мышления монголов в традиции игры на корип-хуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африка. -Сб. научных трудов Московской консерватории. - М., 1986/1 п.л,/.
2. Цузыкальныв традиции монголов как отражение общих типологических признаков культуры кочевого типа // У Международный конгресс монголоведов. Доклады советской делегации. - М.: Наука, 198? /0,5 п.л./.
3. Жизнь традиций народов Ближнего и Среднего Востока в современной музыкальной культуре: по материалам Ш Ыеждународного музыковедческого симпозиума в Самарканде // Экспресс-информация, вып. 2. - U., 1988 /1,25 п.л./.
4. К вопросу современного функционирования жанра кхайяль на примере творчества Парвии Султаны п Устада Ыохамыеда Дадьша» да Хана // Традиции в саретениость в индийской музыке. - Сб. научных трудов Московской консерватории. - М., 1988 /0,5 nU./.
5. Неевропейские влияния в современной поп-иузыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур: пути развития и взаимодействия. - М., 1989 /1,25 п.л./.
6. К вопросу общности музыкальных традиций кочевых народов Центральной Азии в Кчигнего Востока // Жизнь традиций народов Ближнего и Среднего Востока в современной музыкальной культуре. Материалы Ш Международного музыковедческого симпозиума в Самарканде /0,3 п.л.} в пачатя/.
7. Монголии музыка // Цузыкально-энциклопадаческнй словарь /0,3 п.л.} в печати/;
8. Юотой Азия щвика // Энциклопедия "Азия" /0,5 п.л.} в початд/i
9; Кхайяль // Энциклопедия "Азия" /0,1 п.л;} в печати/.10; Рага // Энциклопедия "Азия" /0,1 п.л.; в печатп/; 11; Отражение монгольского традиционного музыкального мшпле-нпя в творчестве современных композиторов МНР // Проблема национального п современном композиторском творчестве. Тезисн дом; к научи; конференций. - Боевая, 1986 /0,1 п.л./.
12.' Звук и Космос: мир глазами кочевника и его отражение я звуках монгольской музыки // История и культура монголоязычнызг народов. Материалы международного круглого стола. - 7лан-7дэ, 1989 /0,1 п.л./.
13;/Совместно с Д.Оюулцэцэг/ 0 смысловой многозначности базовых мопгольскях музыкальных терминов //Проблем терюттологип в музыкальных культурах Азии, Африки п Аиорпкп; - Сб.ноутлит трудов Московской копсорваторян /1 п;л;; в печати/;
М. ЙЬ/^н/Л/тм*,