автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Особенности социально-политической лирики на современном этапе развития таджикской литературы

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Хакимова, Сурайё Хасансултоновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Худжанд
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Особенности социально-политической лирики на современном этапе развития таджикской литературы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности социально-политической лирики на современном этапе развития таджикской литературы"

^49062 1

На правах рукописи

Хакимова Сурайё Хасансултоновна

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ НА

____СОВРЕМЕННОМ-------

ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XX В )

Специальность

10 01 03 - Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 8 ЯНВ 2010

Х>джанд -2009

003490621

Работа выполнена на кафедре современной таджикской литературы Худжандского государственного университета им академика Б Гафурова

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор Ходжаева М.Ю.

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор Асозода Худойназар

кандидат филологических наук Нуров Нурали

Ведущая организация

Институт языка и литературы имени Рудаки АН Республики Таджикистан

Защита диссертации состоится 5 января 2010 года в 13 30 часов на заседании диссертационного совета К 737 002 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Худжандском государственном университете имени академика Б Гафурова (735700, Рсс-пубтика Таджикистан, г Худжанд, проезд Мавлонбекова, 1)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Худжандского государственного университета им академика Б Гафурова (735700, Республика Таджикистан, г Худжанд, ул Ленина, 224)

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филолог ических наук, профессор

Гафарова 3 А

Общая характеристика работы

Актуальность и степень изученности темы. Неуклонное проникновение публицистики в поэзию, признание гражданской лирики как одного из важнейших направлений поэзии, значительное развитие социальной поэзии в советскую эпоху имели свои объективные и субъективные причины Изуче-

--ние данной проблемы ставит перед современной таджикской литературной----

критикой конкретные задачи

В рассматриваемый период социальный аспект в поэзии усилился настолько, что наблюдается ею смешение даже с любовной лирикой Иными словами, наличие социального аспекта в лирике стало отличительной чертой современной поэзии Гакое внимание и интерес к социальным явлениям обусловили возникновение так называемой гражданской лирики в таджикской советской литературе, которая в течение XX столетия преврати чась в мощное направление современной поэзии В соответствии с её особенностями поэты должны были создавать свои произведения на основе реальных событий и при помощи конкретных фактов внести вклад в агитацию и пропаганду коммунистической идеологи Именно эта тенденция гражданской лирики стала причиной некоторого спада художественности поэзии 20- начала 70-х годов

В поэзии советской эпохи, особое внимание уделялось идейному аспекту в ущерб художественному мастерству Этот тезис поддерживают большинство критиков (М Шакури, А Набиев, X Шарифов, Иржи Бечка, А Ше'рдуст) Видимо, поэтому за пределами внимания литературных критиков остались другие стороны социальной поэзии

Метод социалистического реализма обязывал поэтов освободить литературу советского периода от «классической усложненности и витиеватости», сделать ее «народной» В результате гражданская поэзия рассматриваемого периода стала однообразной, утратила жизненность и оригинальность

Исследователи единодушны в том, что в таджикской социальной по эзии и в поэзии других советских народов выдвижение лозунгов и призывов возникло под влиянием творчества русских поэтов Однако с учетом эволюции таджикского стиха можно утверждать, что таджикская социальная поэзия постепенно приобрела свой с гиль и метод Изучение именно этой эволюции и развития современной социальной поэзии, интерес к ее важнейшим проблемам требуют глубоких и всесторонних изысканий

Определение особенностей социальной поэзии XX века важно еще и потому что во второй половине прошло! о столетия в поэзии возникли новые

понятия и термины, в т ч «новый стих», «белый стих», «свободный стих» Новаторство стало выражагься как в содержании, так и в форме

Начало проявления склонности поэтов к новым поэтическим формам можно наблюдать еще в начале века, оно более ярко проявилось после октябрьской революции в творчестве С Айни, А Лахути, П Сулаймони Однако мощное развитие новых поэтических форм приходится на вторую половину XX столетия

Различные проблемы современной таджикской поэзии рассмотрены в трудах М Шакури, А Сайфуллаева, X Асозода, Алиасгара Ше'рдуста, Р Мусульмонкулова, X Шарифова, X Отахоновой, А Сатторзода, С Абдулло, А Хакима, А Абдуманнонова, Ю Акбарова, У Сафара, М Ходжаевой и других Однако до сих пор нет отдельного исследования, посвященного особенностям социально-политической лирики на современном этапе

В таджикском литературоведении еще не исследованы особенности современной социальной поэзии с учетом разных сторон творчества поэтов Литературоведы высказывают в основном отдельные замечания по данной проблеме

Публицистика стала неотъемлемой частью во всех поэтических видах, т е в этико-философских, любовных, пейзажных и мистических стихах Эта особенность современной поэзии продиктовала необходимость монографического изучения социально-политической лирики на современном этапе ее развития

Цель и задачи диссертации. Данная работа охватывает вопросы, связанные с эволюцией социально-политической лирики, исследованием ее тенденций и особенностей на примере творчества видных представителей современной таджикской литературы Изучение специфики поэтическою мастерства современных таджикских поэтов, исследование образной системы в социально -политической лирике, особенности влияния социальных аспектов на форму и структуру поэзии, определение тематики и содержания социальной поэзии конца XX века считаются основными задачами нашей работы

Источники исследования. Основными источниками исследования явились сгихи современных поэтов Му'мина Каноата, Кутби Кирома, Лоика Шерали, Бозора Собира, Гулрухсор, Аскара Хакима, Гулназара, Фарзоны и других Для выявления отличия, прослеживания эволюции и традиций социального стиха использовано творчество классических поэтов Источниками работы также послужили научные изыскания литературоведов, посвященные проблемам развития гражданской лирики

Методология исследования. Диссертация написана на основе сравнительно-исторического принципа

В процессе работы автор опирался на принципы исследования и выводы ученых - литературоведов И С Брагинского, В Б Кляшториной, Н И Прига-

риной, Шафеи Кадкани, Алиасгара Ше'рдуста, Ризо Барохани, Зия Мувах-хида, М Шакури, Р Ходизода, А Сайфуллаева, X Шарифова, А Сатторзода, X Асозода, Ю Акбарова, М Ходжаевой и других

Научная новизна исследования. Научная ценность диссертации проявляется, прежде всего, в том, что в данной работе впервые в таджикском литературоведении социально-политическая лирика становится объектом специального исследования

В диссертации также впервые предпринята попытка изучить предпосылки возникновения социальной поэзии, соотношение социального аспекта и творческого мастерства в поэзии

Другой особенностью исследования является анализ и подведение итогов_ многочисленных научных диспутов XX века по проблемам социально- политического стиха В диссертации определены художественные достижения социального стиха на примере творчества представителей литературы конца прошлого века

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при написании истории современной таджикской литературы, учебников по истории новейшей современной литературы, при чтении спецкурсов по современной таджикской поэзии, написании курсовых, дипломных и диссертационных работ

Апробация работы На основе проведенного исследования диссертантом опубликован ряд статей, в том числе в журнале «Вестнике Таджикского национального университета» и в других республиканских и областных журналах и сборниках По теме диссертации им прочитаны доклады на ежегодных университетских и областных научных конференциях

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр современной таджикской литературы и журналистики и теории перевода Худжандского государственного университета имени академика Б Гафурова (протокол № 9 от 30 мая 2008 года) и на секции литературоведения Ученого Совета ХГУ имени академика Б Гафурова (протокол № 4 от 23 сентября 2009г)

Структура диссертации. Диссертация состоиг из введения, трех глав, на шести разделов пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методологические принципы, теоретические основы и практическая ценность диссерыции

Глава первая диссертации называется «К вопросу социальной поэзии XX века» и состоит из двух разделов и трех параграфов В первом разделе рассмотрены теоретические проблемы социальной поэзии

По мнению диссертанта, исследование социального аспекта поэзии считается важной проблемой в современном таджикском литературоведении, вызвавшем бурные и продолжительные дискуссии Понятия «поэзия» и «публицистика» - по своим особенностям противостоят друг другу Если публицистика представляет собой отображение жизненной правды и событий времени с охватом различных аргументов и документов, то поэзия - олице-т ворение красоты, фантазии, изяшества и удивительных образов

Могут ли эти два отличающихся и противоположных понятия соотне-стись друг с другом7 С какой целью сближаются поэзия и публицистика и каковы результаты данного процесса в современной поэзии9 Где начинается такое смешение9 Какие особенности были присущи социальному аспекту традиционного стиха, и что извлек из них новый стих9 В чем проявляются общность и различие социального аспекта традиционной поэзии и нового стиха9 Какое влияние оказало проникновение публицистического начала на форму, тематику, содержание, стиль, поэтический образ9

Вокруг перечисленных вопросов происходили споры и дискуссии, которые продолжаются и сегодня (М Турсунзода, М Шакури, Г Мирзо, А Сай-фуллаев, А Шукухи, Ш Рахмонов, Му'мин Каноат, Аскар Хаким, Гулназар Келди, Доро Наджот и др) Ряд ученых является противником проникновения социального начала в поэзию, Однако ряд других - сторонники социально-политической тенденции в стихах «Естеству стиха дана возможность проявить реакцию на политическую ситуацию и использовать существующую свободу» (2, 280)

Несмотря на то, что публицистика и поэзия по своим особенностям противостоят друг другу, таджикский стих с самого начала имеет связь с социальными проблемами, истоки которых корнями уходят в классическую и древнейшую доисламскую персидско-таджикскую литературу Таджикская поэзия с древнейших времен не была чужда социальной и политической жизни

Непосредственную связь поэзии с социальным миром можно наблюдать с самого начала, однако бытует мнение, что проникновение социального начала выхолащивает поэзию, делает ее безжизненной, слабой с точки зрения

содержательности и изобразительности Сторонники школы «искусство ради искусства» проявляли интерес к поэзии ради поэзии и считали ее свободной от всех иных целей, в связи с чем, некоторые исследователи выступают против смешения поэзии с публицистикой

Несмотря на указанное противоречие, связь поэзии с социальным началом не только никогда не прекращалась, наоборот, укреплялась с каждым днем Поэзия всегда была стабильна в своей связи с социальным началом, и эта связь и зависимости от обстоятельств и времени была то сильной, го слабой По мнению критиков, поэзия является отражением социального положения в литературе -----

Персидская политическая поэзия берет начато с древнейших времен и с 1Х-Х вв до наших дней продолжается в виде восхваления и порицания, осуждения и назидания Конечно, до начала XX века термины социальная, гражданская или политическая поэзия не были в обиходе, да и в словарях до сих пор данные термины отсутствуют

Только после Октябрьской революции отражение социальной жизни стало отличительной "ертой поэзии По мнению ученых, стихи, связанные с ьажными политическими и социальными темами, в литературной критике обычно называются гражданской поэзией (8,27)Эти термины - «гражданская поэзия», «социальная поэзия», «гражданский дух» - постепенно в поэзии стали восприниматься в качестве социального аспекта Иными словами, по сравнению с другими эпохами, именно в советский период проникновение социального аспекта в поэзию приобрело важное значение Это проникновение в таджикскую литературу обусловило возникновение поэтической разновидности под названием социалыго-почитического стиха

Конечно, « после Октябрьской революции (1917 юд) и Бухарской революции (1920 год) таджикская поэзия была полностью политизирована» (12,107) Однако это не означает, что таджикская социальная поэзия начинается с XX века Связь поэзии и социально-политического начала корнями уходит в поэзию Рудаки, Фирдоуси, Носира Хусрава, Саади, Хафиза, Камола, Бедиля В своих произведениях они отражали жизненные проблемы народа Классическое наследие в основном имело в основном воспитательный характер, в нем воспевалась философско-мистическая тема, назидание и увещевание, высшие человеческие чувства, красота, человеческая смелость и мужество Однако наравне с этим в поэзии существовали и социальные элементы И хотя предшествующие поэты мало сочиняли чисто социальных стихов, однако в их стихах отражались жизненные невзгоды, социальная несправедливость, насилие со стороны царей и их приспешников, что свидетельствует о наличии социально- политического начала в литературе Сильный сощ аль-ный аспект в поэзии Рудаки подтверждает сказанное Известная газель Хафи-

за «Ин чй шурест, ки дар даври к,амар мебикам» является наилучшей иллюстрацией социальных проблем общества в XIV в

Возникновение таких произведений, как «Мышь и кот» Убайда Зокони, социально-ориентированных газелей, мухаммасов и тардже'бандов Мушфи-ки, Сайидо Насафи, Савдо во все периоды истории литературы расширяли возможности проникновения социальных мотивов в поэзию

Школа вуку' в первой половине XVI века вывела персидскую поэзию из «выхолощенной и безжизненной формы» и довела ее до совершенства Основной целью представителей данной школы было «правдивое отражение состояния любви и влюбленности» На арену вышли безыскусные, простые стихи, лишенные словесных фигур и поэтических гипербол

Таким образом, краткое рассмотрение проблемы возникновения и становления социальной тематики в поэзии приводит нас к следующим выводам

1 Возникновение и проявление социальных аспектов в персидско-таджикской поэзии имеет долгую историю, и склонность к изображению социальной жизни в различных формах имеет место с древнейших времен до настоящих дней

2 Несмотря на споры и дискуссии, связанные с отображением социальной и политической жизни в таджикской поэзии и отрицанием данного явления, связь между поэзией и социальной жизнью никогда не прерывалась, и социальные проблемы, охватывающие различные стороны жизни общества, продолжали оставаться важной тематической особенностью таджикской поэзии

3 С начала XX века в поэзии поэтапно усиливались публицистичное гь, наличие социального аспекта, насыщенность общественной проблематикой

Второй раздел работы посвящен вопросу проникновения социальных проблем в пошоо XX века. В первом параграфе диссертант рассматривает вопрос о месте социальной поэзии в эпоху просветительства и ее особенностях. По мнению диссертанта, проникновение социального аспекта в поэзию приобрело особую силу во второй половине XIX века Появление в конце XIX столетия просветительских идей, а затем и джадидизма обусловило укрепление связи поэзии с социальной жизнью

В конце XIX века началось мощное движение, известное как просветительство Оно полностью изменило содержание литературы Влияние просветительского движения содействовало неуклонному проникновению социальных проблем и политических взглядов в таджикскую поэзию Поэты и писатели прилагали усилия через художественную литературу, особенно поэзию, ознакомить читателей с истинными целями просветительства

И хотя наиболее активные поэты-просветители и социально ориентированные литераторы конца XIX- начала XX века Шохин, Тошходжа Асири,

Накибхон Туграл, Зуфархон Джавхари не сочиняли чисто социальных стихов, в их творчестве наблюдается изложение общественно-политических и социальных взглядов

Тошходжа Асири большое внимание уделяет вопросам образования общества расширения сети школ, проявляет непримиримость к гнету чиновников и аристократии

Анкабутонанд, х,ангоме ки гиранд эътикоф, Сайди мазлуме га раз дар зери чодар доштан (1,58) Подобно паукам, которые сидят в затворничестве, Желают под чадрой закрыть невольную дичь * Одной из особенностей социальной поэзии данного периода является смешение социальных мотивов элементами сатиры и насмешки

Кроме того, в социальной поэзии конца XIX века встречаются мотивы сетования на угнетения и притеснения судьбы

Ба зулми чархи чафо^у, зи ч,аври даври ситамгар, Ба ранч,у дард чу Х,айрат шикает,и^оламу музтар (11,329) От угнетении злого мира и притеснений жестокого времени, От боли и страданий, я как Хайрат беспомощен и печален

Излюбленными поэтическими формами были рубай, газель (необходимо отметить, что газели рассматриваемой эпохи по количеству бейтов отличаются от газелей предшествующих периодов и достигают 22-24 и более бейтов), мухаммас, маснави, таркнббанд, тарджи'банд

Новая общественно-политическая ситуация также содействовала расширению социального аспекта в поэзии Тем самым произошло ограничение традиционных тем и постепенное укрепление социального начала поэзии Даже в любовной лирике поэты обращались к социальным проблемам

Совмещение лирики и публицистики свидетельствует о сближении двух неординарных аспектов Расширение данного направления обусловило развитие движения джадидизма и утверждения джадидских в )глядов Реалии жизни излагались двумя методами

1 Отражение социального аспекта в рассказах о своей жизни, жалобы на судьбу, предопределение, сетования на утрату былых ценностей, в том числе знаний,

2 Непосредственное отражение социально-политических событий, использование документов и официальных актов

Итоги влияния просветительского движения на таджикскую поэзию во второй половине XIX века подводятся в следующих положениях- В поэзии наравне с расширением социального начала усилились декларативность и агитационность, что отразилось на ее содержании,

• здесь и далее курсивом приводятся подстрочные переводы автора

- Пропаганда науки и литературы стали приоритетными темами Иными словами, воспевание знания и мудрости, восхваление школ и медресе, новых методов преподавания, повышение уровня образования народа стали основными темами поэзии,

- Неуклонное проникновение социальных мотивов в поэзию начинается именно в данную эпоху и в дальнейшем в течение нескольких десятилетий превращается в основное содержание всех видов таджикской поэзии

Другой параграф называется «Джадндизм и социальная поэзия» Джа-дидизч в качестве новаторского и реформаторского национального движения, продолжения просветительского направления появился впервые в конце XIX века среди татар и в начале XX столетия распространился в Средней Азии Передовые просветительские идеи в дальнейшем благоприятствовали распространению джадидизма, и более того просветительство проявилось в одеяиии джадидизма В XIX веке социальные воззрения не имели исторического названия, а термин джадидизм в начале XX века появился в противовес термину «к;аднмй» (сторонники старого) и по сути был просветительским

В поэзии усилились революционный дух, мотивы протеста, призыва к борьбе Поэзия стала способом выражения революционных взглядов В эту эпоху усилению социальною начала в поэзии содействовали Айни, Аджзи, Мунзим, Мирзо Сиродж, Фитрат, Бехбуди Изучение проблемы связи социального начала с поэзией джадидизма в рассматриваемом периоде позволяет сделать следующие выводы

а) благодаря социальной поэзии появилось реальное восприятие понятия революции в новом смысле, как «реформы общества», произошли изменения в социально-политических отношениях в обществе

б) социальная поэзия обусловила интеллектуальное пробуждение и дала импульс вере народа в необходимость революции и реформ

в) именно в эту эпоху просветители освободились от идеи «идеальной политики» и в их размышлениях все большее место стали занимать социальные проблемы

г) Усиление публицистики постепенно привело к упрощенности изложения и непритязательности языка социальной поэзии Эта особенность стала усиливаться с каждым днем и после Октябрьской революции достигла своего апогея Современные исследователи считают указанную тенденцию недостатком поэзии первой половины XX столетия

Следующий параграф данного раздела называется «Советские преобразования и их влияние на социальную поэзию» Двадцатый век был для таджикского народа периодом коренных социально-политических преобразований Октябрьская революция дала серьезный импульс для полного преобразования разрушенного общества Бухарского эмирата

Эти преобразования оказали влияние, прежде всего на литературу данного периода Литераторы начали использовать элементы новаторства, так как изложение нового содержания требовало нового видения и воображения Неслучайно исследователи именно с этим периодом связывают начало и непосредственное развитие новых поэтических форм, расширение социального аспекта в таджикской поэзии и считают социально-политическую ситуацию той эпохи основным фактором возникновения новых литературных явлений в начале XX века

Таджикская литература поставила перед собой новые, конкретные цели и "задачи* «Донести до масс революционные идеи, объединить"народ вокруг таких идеи», «придать литературе массовый характер», агитация и пропаганда новой свободной жизни, непримиримая борьба с правящими классами, «принять Октябрьскую революцию с любовью», любовь к трудящимся, любовь к труду и гордость быть тружеником, противопоставление трудящегося народа с богатыми и угнетателями, свобода женщины, противопоставление нового мира старому - все это считалось важнейшими задачами таджикской послереволюционной литерагуры Эти идеи воспевали поэты Мирзо Мухсин Аккос, Нодир, Роджи, Хил ми, Асадулло Кошони, Айни, Лахуги, Пайрав и другие Например

Эй Хучанд, эй болшевики номдор, Фат\и нав кардй, муборак, офарин' Аз таги дил, аз даруни 40н ба ту, Х^рмати комил, саломн оташин (4,23) О Худжанд, о славный больш С новои победой тебя, молодец От всего сердца, от всей души, Я тебя уважаю, шлю пламенный привет В начале 20- годов в социальной поэзии чувствовалось влияние класси ческой литературы, и образцы творчества поэтов рассматриваемого времени подтверждают эту мысль Однако начиная со второй половины двадцатых годов персидский стих претерпел качественные изменения и в поэзии начал преобладать политизированный мотив

По мнению исследователей, обычно «политические стихи связаны со временем, местом, идеологией и силовыми структурами И этот интерес приобретает то форму восхваления, то порицания, то форму прославления, то оскорбления» (7,37) В связи с этим исследование влияния Октябрской рево люции на современную таджикскую поэзию выявляет ряд особенностей данного периода социальной поэзии

1 Полное изменение содержания стиха с точки зрения охвата социальных проблем в начале XX в

2 Изменение стиля социально-политической поэзии упрощенность, простота и безыскусность стих<1 не только в социальной поэзии, но и в лирических, любовных и философских стихах

3 Приобретение стихом декларативной, агитационной, хвалебной формы, появление новых понятий, таких, как политическая поэзия, направленной на воспевание идеологии правящей коммунистической партии

4 Полная политизация различных видов поэзии

5 Возникновение новых поэтических форм, ставших основной предпосылкой появления нового стиха в Таджикистане

6 Исчезновение из поэ ши философско-мистических и назидательно-нравоучительных мотивов

Указанные тенденции сохранялись и в последующие годы и усиливались с нарастающим темпом

Глава вторая называется «Социальным аспект современной таджикской поэзии». Первый раздел главы посвящен тематическому разнообразию и содержанию социального стиха последней четверти XX столетия.

Современная таджикская социальная поэзия в последней четверти XX века прошла несколько этапов развития, в ее структуре, содержании, форме произошли серьезные изменения Несомненно, что эти изменения связаны с социально-политическим положением в обществе

Последняя четверть прошлого столетия считается бурным периодом в истории страны В эти годы таджикская нация перенесла коренные социально-политические изменения в т ч перестройку и гласность, вступила в эпоху национальной и государственной независимости Кардинально изменившим обстановку страны событием этой эпохи была гражданская война Естественно, что эти события не могли не оказать влияние на литературу

Чрезмерное увлечение социальными мотивами может негативно отразиться на содержательности и художественности стиха Однако необходимо подчеркнуть, что такое происходит только тогда, когда поэт не в состоянии соблюдать соотношение поэзии и социального начала, подменяет социальный заряд неуместными лозунгами и декламациями, ибо эмоции, выражаемые воззваниями, быстротечны

В поэзии конца XX и начала XXI в. можно выделить три этапа развития социальных аспектов Основным фактором классификации за этот короткий промежуток истории являются события, полностью изменившие политическое положение общества и одновременно - тематику и содержание литературы, прежде всего социальную поэзию Указанные перемены стали причиной тематического изменения поэзии

Первый период - с начала 80-х годов до горбачевской перестройки и гласности во второй половине 80-х годов XX в

Второй период - с начала перестройки и гласности до провозглашения национальной независимости Таджикистана

Третий период - эпоха независимости Таджикистана В зависимости от положения общества в каждом периоде наблюдаются отличия в художественном отображении времени, социальная поэзия становится зеркалом дня

Первый период (1980-1985)

В эти годы важнейшими темами социальной поэзии были восхваление коммунистической партии, воспевание мирной жизни, счастья народа, честного труда, мира в стране В стихах почти отсутствуют мотивы протест а, несогласия Можно сказатьу что социальный аспект поэзии данного периодов какой-то мере приобрел хвалебную особенность и является логическим продолжением социальной поэзии 60-70-х годов прошлого столетия Например Матлаи фардост, х,ар цое, ки бошад коммунист' Дасти халк; болост х>ар чое, ки бошад коммунист' (14,399) Начало завтрашнего дня везде, где есть коммунист, Победит народ везде, где есть коммунист Поэт в данном стихотворении воспевает коммунистическую партию, считает коммунистов творцами свободного общества Аналогичные стихи были созданы в огромном количестве Поэзия в этом периоде направлена на

а) Воспевание труда женщин-хлопкоробов

б) Восхваление хлопка и хлопкоробов

в) Агитация и пропаганда коммунистических и советских идеалов

г) Начало проявления социального протеста Второй период (1985-1990)

В этот период успешно продолжалась поэтическая деятельность Му'мина Каноата, Кутби Кирома, Гулназара, Аскара Хакима, Лоика Шерали, Бозора Собира, Гулрухсор, Низома Косима, Рахмата Назри, Зулфии Атои, Хакназара Гаиба Также на литературную арену вступили более молодые поэты Доро Наджот, Сиевуш, Мухачмад Гоиб, Камол Насрулло, Фарзона

Со второй половины 80-х годов XX века появляется необходимость пересмотра образа жизни, уровня политического и социального сознания и мировоззрения Начало перестройки, развитие демократических взглядов и гласность обуславливают дальнейшее усиление связи реальности и поэзии Социальные стихи данного периода с точки зрения внутренней сути полностью отличаются по тематике и содержанию от стихотворений первого периода 80-х годов В поэзии этого периода сильны мотивы протеста и несогласия Если в начале 70-80 годов коммунистическая партия считалась критерием всех достижений и одной из ключевых тем социальной поэзии, то позже в

эпоху советской гласности и перестройки в поэзии утверждаются противоположные темы

Можно перечислить следующие достижения социальной поэзии этого периода новизну мысли и поэтической речи, поэтичность и художественность, углубление содержания и образа, соответствие поэзии общественному вкусу, проникновение социальных мотивов в поэзию, изящество языка социальной поэзии

В социальной поэзии следующие темы имели преобладающее значение

а) Протест против правления коммунистической партии,

б) Недовольство социальным положением и жизненными условиями трудящегося народа, особенно таджикских женщин,

в) Национальное и самосознание,

г) Озабоченность социально-политическими событиями в современном мире,

д) Воспевание свободы, гордости за свое прошлое, дружбы между народами и т д

В диссертации каждый из перечисленных пунктов обоснован примерами из творчества поэтов данного периода

Третий период (1991-2000 по настоящее время)

События 90-х годов - приобретение национальной независимости, трагедия 1991 года, гражданская война и ее продолжение до 1997 года, акты терроризма, без сомнения, оказали глубокое воздействие на творчество поэтов Поэзия данного периода наполнена болью и скорбью за унижение и подавленность народа Поэты в большинстве своем говорили о бессмысленной войне и ее последствиях, самосознании, территориальной целостности, национальном менталитете, единстве и мире

Братоубийственная война и ее последствия, мытарства беженцев, голод и бесприютность, унижение человека, утрата былых человеческих ценностей считаются наиболее важными темами данного десятилетия

Тема гражданской войны обширна, и каждый поэт прилагал усилия осве-шть мельчайшие подробности войны и ее разрушительные последствия Разрушение и разорение страны, превращение пашни в лобное место, местниче-с гво, разделение страны, эгоизм, скорбь по прошлому и надежда на доброе будущее считаются важнейшими темами данного периода

Внутреннее содержание социальной поэзии 90-х годов составляли следующие темы

1 Братоубийственная война и ее последствия,

2 Достижение национального единства,

3 Независимость страны Пробуждение чувства самосознания и национальной самобытности

Во втором разделе данной главы рассматриваются вопросы соотношения социального аспекта и поэтических жанров

Социальный аспект проник как в традиционные, так и в новые формы современной поэзии В обеих поэтических формах наблюдаются достижения в отражении социального начала

До сих пор в достаточной мере не изучены объективные и субъективные факторы усиления социального аспекта в современной новой таджикской поэзии, а также в традиционных формах Среди исследователей нет единства мнения о проникновении социального аспекта в традиционные жанровые формы Группа исследователей придерживается мнения, что невозможно сказать что-либо новое в традиционных жанровых формах, и подчеркивает, что в этих формах творили тысячу лет, и современной литературе нет необходимости продолжать творить в этих формах Известный поэт и знаток поэзии Гулназар говорит «Все, и стар и млад, углубились в не мистическом смысле в само себя и начали творить газели, рубай, дубайты Рифмы и реди-фы, понятия и темы, многократно повторяясь, делают стих слабыми и незвучными, указанные жанры волей - неволей приводят к общим рассуждениям» (3,4)

Возникает вопрос возможно ли отражать в традиционных формах злободневные темы, важные и реальные события, социальные проблемы9

Исследование злободневных социальных проблем в современных газелях свидетельствует, что традиционные формы имеют большие возможности для выражения социальных мотивов

В традиционных социальных стихотворениях поэты обильно используют художественные фигуры, уделяют много внимания их жанровым особенностям, что является одной из отличительных черт этого вида поэзии В указанных стихах соблюдаются метрика, рифма, редиф Однако необходимо отметить, что современные таджикские традиционные стихи по сравнению с классическими творениями имеют свои отличительные особенности Разница заключается в том, что если классические поэты в газели, месневи, таркиб-банде и мухаммасе использовали один метр, то в современной таджикской поэзии поэты при создании традиционных стихов порой в одной газели или месневи употребляют два и более стихотворных размера

Отличие между современным традиционным и новым стихотворением в основном заключается в поэтическом образе Представляется, что образ в классических жанрах имеет свои особенности, а в новом стихе выполняет совсем другую задачу

На наш взгляд, другая черта нового стиха заключается в том, что образ в нем более самостоятелен, динамичен и содержателен Данная стихотворная форма смогла с помощью образа добиться глубокого содержания и получил ь преимущество по сравнению с традиционными жанрами, особенно с газелью,

1де не принято использовать смысл одного бейта в другом, последующем Однако несмотря на то, что возможности образа в газели, рубай, дубайти, таркиббанде, мухаммасе не такие широкие, как в новом стихе, некоторые современные поэты смогли в рамках аруза и правил классических жанров создать удивительные и неожиданные образы

а) Социальный аспект в традиционных формах

Классическая поэзия, выражающаяся в разнообразных жанрах фарда, дубайти, рубай, кит а, газели, касиды, месневи, мусалласа, мурабба', мухамма-са, таркиббанда, тардже'банда, и т д продолжает оставаться творческой школой для современных поэтов

Однако возникновение новых стихотворных форм не только не снизило значения традиционных форм - наоборот, использование новых видов придало новый импульс предшествующим формам

Независимо от формы написания стихотворение в каждую конкретную эпоху имеет свои особенности Общественно- политические преобразования в обществе, коренные перемены в интеллектуальном процессе в конце XX века, несомненно, оказали влияние на структуру и содержание традиционных форм

Отражение социальных проблем в традиционных формах - задача тяжелая, потому что творение в форме, имеющей свои каноны, требует от поэта особого мастерства Рассматривая проявление социальных мотивов в традиционных формах, диссертант более подробно останавливается на особенностях современной газели На основе скрупулезного анализа современной социально-политической лирики определяются важнейшие ее особенности, в том числе

1 В конце XX века снова усилилась традиция создания социальных газелей,

2 Пристальное внимание стало уделяться художественности социальных газелей

3 В отличие от социальных газелей начала прошлого века в современной газели дальнейшее развитие получили фантазия и образ,

4 В социальных газелях образ и поэтическое видение задействованы так, что произошло своеобразное слияние содержания и образа,

5 В газелях с публицистическим началом усилились мотивы скорби и боли

б). Социальный аспект в новых стихотворных формах

Новый стих является одной из важных проблем исследования персоя-зычной поэзии и имеет в Таджикистане богатую историю Новый таджикский стих начинается еще в конце XIX века и в XX веке утверждается в творчестве С Айни, А Лахути, Пайрава Сулаймони, М Рахими, X Юсуфи и других В

конце XX века новые стихотворные формы заняли твердую позицию в современной литературе

Расширение лексических границ и реальных возможностей для проникновения новых слов и оборотов являются одной из особенностей современной поэзии В классической поэзии, например, лексика касыды, отличается о. лексики газели

В новой поэзии особое место занимает образ, и важнейшим отличием этих стихотворений от старых форм, кроме формальных особенностей, явля ется способы создания образа Как известно, в традиционных формах поэти ческий образ и содержание стиха в каждой строфе самостоятельные В новь» стихотворных формах указанная самостоятельность бейгов не наблюдается

К,оматат сабз, Шоху баргат сабз Рунчаат сабз, Аммо барои ту, Барои сарсабзии ту

Чони сиях, мекананд дех,к;онон (14,411 ) Твой стан зеленый, Твои ветви и листья зеленые Твои ветви и листья зеленые, Твой бутон зеленый, Однако для тебя, Ради твоего развития Черную участь принимают дехкане

Образ придает стихотворению глубокое и мощное содержание, значительность и действенность В стихотворении образ, содержание и форма развиваются слитно в едином потоке и один впереди другого быть не может В новой поэзии образ также составляет ритм и динамику стиха, и поэты стремятся создать совершенные образы

Содержание базируется на единстве эмоции и разума В новых стихотворных формах поэтические находки, воображение поэга составляют основу художественности и предпосылки социального стиха В ходе изучения новых форм социального стиха выявляется, что в ней художественная фантазия используется больше, чем художественные фигуры В новых поэтических формах художественные фшуры являются средством изложения мысли Дуне а^аб сафеду спех, аст, Ох,иста мечакад

Дар ашки абр сурмаи чзшчони осмон, Ох, эй дарахти бара^на , Вак;ти намози шом шуд, бояд вузуъ гирифт, Ьо барфи аввали зимистон

Аз куча гамолуд тобут мебаранд, Кй лндаруни цолаби чубй хуфтааст9 (10,10) Мир удивительно белый и черный, Медленно капает

Вместе со слезами туч сурьма с небесных глаз О, голое дерево

Настало время вечерней молитвы, следует

свершить омовение

Первым зимним снегом По улице печально несут гроб, Кто же лежит в деревянной форме9 И ¡учение проблемы проникновения социального аспекта в поэзию и ее влияния на поэтические формы убеждает, что социальное начало имеет свое конкретное место и в традиционных, и в новых поэтических формах Однако анализ показывает, что социальное начало больше находит отражение в новых поэтических формах На наш взгляд, востребование нового стиха связано с такими факторами, как

1 устранение законов метрики аруз,

2 изменение правил рифмы,

3 расширение возможностей образа,

4. использование новой лексики в новом стихе, Указанные факторы больше соответствуют изложению тем, насыщенных общественной проблематикой

Третья глава диссертации посвящена вопросам поэтики современной таджикской социальной поэзии Красота чувств и мыслей, поэтическое видение и воображение обуславливают более глубокое проникновение понятий, содержания и цели поэта в сознание читателя Читатель с помощью фантазии и образов поэта как бы присутствует в начале, апогее, завершении содержание стихов Поэтому в социальной поэзии художественность считается одним из важных и созидательных элементов Как было отмечено, поэтическая фантазия играет определенную роль в создании субъективной формы стиха Социальный стих имеет дело с аргументами и доказательствами, призывами и лозунгами, и поэту необходимо представить на суд читателя рассмотрение социально-политических вопросов с конкретными и глубокими рассуждениями и реальными обобщениями В этой связи аспекты мастерства художественная фантазия, новые образы и умелое использование элементов создания образа - позволяют совместить социальный аспект и поэтические особенности Конечно, стихотворение независимо от того, любовное оно или мистическое, философское или социальное, должно соответствовать требованиям читателя До сих нор критики в основном подвергали анализу тематику и содержание, в результате уделялось меньше внимания художественности стиха, аспектам мастерства - художественному стилю, жанровым зако-

номерностям, ритму и мотиву, образности современной социальной поэзии Изучение художественных аспектов социальной поэзии требует глубоких н тщательных изысканий, потому что за последнее десятилетие прошлого века развитие и совершенствование социальной поэзии больше связаны с усилением художественных аспектов поэзии

Вопрос о художественности социальной поэзии, связан, прежде всего, с уровнем мастерства каждого поэта Умение поэта создавать новые образы определяет уровень его мастерства Проявление большого интереса к новым образам, передача высоких смыслов посредством поэтических фигур, поэтапно расширяющиеся границы в социальной поэзии, стали стимулом для поднятия таджикской социально-политической поэзии на более высокий уровень ---

В двадцатом веке мы имели большое количество стихотворений, охватывающих важные социальные проблемы, однако хороших социальных стихотворений было мало На наш взгляд, основная причина заключается в том, что в социальной поэзии первого периода больше внимания уделялось содержанию стиха В результате художественные особенности отошли на второй и третий план Например, в следующем стихотворении цель поэта и рассматриваемая тема преобладают над художественностью Цель поэта - воспевание, агитация и пропаганда В стихотворении особую важность приобрела цель поэта, стилю же изложения не уделено серьезного внимания Ту дар ин pax, сафар кардай, Ба х,ак,к;онй ин ч;анг cap кардай Туро аз та^и дил мубориз рафик;, Ба монанди як дуст кастам шарик (4, 28) Ты прошел поэтому пути, По праву начал эту войну, Тебе от всей души, о друг-борец, Солидарен я как друг Вышеприведенные стихи отражают положение общества, но их социальная сущность имеет ценность только для той эпохи, в которой жил и творил автор, т е это стихи, предназначенные на определенный промежуток времени В них идеология более значима, чем художественные аспекты Несомненно, что возникновение подобной социальной поэзии имеет свои объективные и субъективные причины, в том числе

1 Пропаганда социалистического реализма, ставшего традицией для литературы всех советских народов

2 Агитационные особенности, навязываемые правящей партией на литературу, особенно социальную поэзию, и требующие от поэтов создания стихов без прикрас

3 Влияние идеи превращения литературы в народную, т е идеи упрощения языка и литературы

В конце прошлого и в начале нынешнего столетия поэты начали уделять большое внимание поэтике стиха Фантазия, описание, образ и описательные элементы стали средствами выражения социального содержания Посредством удачного образа можно выразить содержание стиха более выпукло и значительно Несомненно, для успешного отражения социального аспекта необходимо соблюдать баланс между эмоцией и разумом Стихи, в которых эмоция преобладает над содержанием, не могут быть совершенны В связи с этим особое внимание требует социально-политический стих Отражая соци-апьные аспекты, поэты должны избежать влияния личности и эмоций Так же неверно облекать в стихотворное одеяние художественно необработанные, неукрашенные и «голые» мысли

Необходимо отметить, что сочетание и баланс эмоции и мысли в социально-политической поэзии - дело нелегкое и бывают моменты, когда поэты при создании социальных стихотворений оказываются в плену или только эмоций, или только своих раздумий В результате появляется эмоциональное социальное стихотворение или стих - социальное раздумье Конечно, без эмоций невозможно написать хорошие стихи, однако чрезмерная эмоциональность в социально-политической поэзии наносит вред содержанию Когда поэт чрезмерно придается эмоциям и уделяет большое внимание украшению речи, описанию или замысловатой критике, он отходит от реального отражения положения, красноречивость и эмоции автора затеняют социальный аспект или он теряет истинную ценность Исследование убеждает, что стихи, в которых соотношение эмоции и размышления равномерно, больше привлекают внимание читателей

Второй раздел данной главы называется «Особенности создания образа в социальной поэзии». На современном этапе поэты особое внимание уделяют вопросам смыслотворчества и музыкальности стиха Социальное с одержание они передают с помощью новых словосочетаний и фраз, что является художественной особенностью социальной поэзии конца прошлого века

Без сомнения, поэзия по пути своего развития не только обретает успехи но и сталкивается с неудачами Социальная поэзия так же, как и любовные, мистические и философские стихи, добилась значительных достижений в различных аспектах В связи с этим большой интерес вызывает эволюция художественных исканий в социальной поэзии За указанный период художественность в социальной поэзии достигла таких высот, что смогла возродить ее былую оригинальность Эволюции художественности социальной поэзии благоприятствовали следующие особенности

1 Интерес к религии

2 Слияние философского и социального начала

3 Возрастание роли мифологии и народных преданий

4 Особый интерес к историческим и культурным личностям в социальной поэзии

Целесообразно современную таджикскую социальную поэзию разделить на две группы-

1 Чисто социальные стихи

2 Стихи, в которые социальная тематика существует наравне с другими темами

Художественные фигуры, используемые в социальной поэзии можно разделить на две группы активные и пассивные К числу активных художественных фигур социально-политической лирики по наблюдениям диссертанта, относятся ташбех (сравнение), тазод (антитеза, такрир (повтор), таш-хис (олицетворение) Так, фигура сравнение является одним из самых излюбленных художественных средств современных поэтов Фидои тори муят эй зани то^ик Ки тори пахтаро чун тори муят кардай борик (5,11) ] отов пожертвовать собой за каждый волос 7вой, о таджичка, Сделавшая хлопковую нить тонкой, как нити своих волос В создании образов в социально ориентированных стихах большую по мощь оказывают антитеза и противопоставление Противопоставление дру1 другу вещей или явлений считается одним из действенных средств художественного описания Данная фшура содействует углублению смысла ч общего содержания стиха

Зиндагию мурдагй будлнд тавъам, лек ^айф, Зиндагй мурду ба цояш мурдагй тавлид шуд (13,60) Жизнь и смерть были едины, но жаль, Жизнь умерла и вместо нее родилась смерть Фигура такрнр -повтор также считается одной из активных фигур Данную фигуру поэты обильно используют в социальной поэзии Он служит для большего усиления действенности социального содержания стиха Эй нолах,о, эй нола^о, ш нолах>о, эй нолах,о Аз хуни ^ажда^сола^о, аз хуни х,аждах,сола^о (6,56) О стоны, о стоны, о стоны, о стоны,

От крови восемнаднатилс тних, от крови воссмнадиатилстннх Притягательность стиха также связана с новизной образа В создании новых и свежих образов важную роль играет фигура ташхис, в которой человеческие качества приписываются другим созданиям Поэты в процессе создания образов в большинстве случаев опираются на уже известные словосочетания и составы, основу которых составляет фигура ташхис

Фигуры иносказание, метафора, гипербола, эпитет при создании образов в социальной поэзии используются реже, чем вышеназванные средства художественной выразительности Поэтому указанные фигуры можно считать мало употребляемыми в создании образа в социальном стихе

На наш взгляд, поэты по следующим причинам мало уделяют внимание использованию этих фигур

1 Из поэзии исчезли агитации и декларативность, поэтому восхваление и воспевание отошли на задний план

2 Социальное начало в большинстве случаев проникало в поэзию непосредственно Художественные фигуры метафора, иштикок, тазмии, гипербола не могли содействовать этому процессу

Можно прийти к выводу, что поэты в последнее десятилетие прошлого века достигли значительных успехов в создании социальных стихотворений Социально-политический опыт, поэтическое мастерство, широкое мировоззрение, интеллект и эрудиция знакомство с мировой литературой позволили поэтам удачно использовать социальный аспект в поэтическом воображении, что до середины третьей четверти XX века считалось основным недостатком современной таджикской социальной поэзии Благодаря врожденному таланту и интуиции поэтов этого периода современной таджикской социальной поэзии удалось избежать «вынужденного» спада Поэты осознали истинные требования литературы - художественно отражать потребности своей эпохи

Поэзия последнего десятилетия XX века по сравнению с предыдущим периодом прошлого века была больше направлена на отражение социальной проблематики, в ней было больше революционного духа, однако она не была сухой и безжизненной, потому чго социально ориентированные поэты смогли достичь соотнесенности социального начала и поэзии, достичь наивысшей художественности при изложении содержания, преподнести размышления поэта в эмоциональном одеянии Постепенно изыскания и поиски поэтов привнесли в социальную поэзию сравнительно новый стиль и манеру

Изучение процесса проникновения социального начала в современную таджикскую поэзию, особенно в поэзию последнего десятилетия прошлого века, приводит нас к следующим выводам

1 Несмотря на то, что в течение XX века о проникновении социального начала в поэзию, степени соотнесенности социальных проблем и художественности поэзии проходили продолжительные диспуты, которые не прекращаются и в наши дни, можно сказать, что в современной таджикской литературе социальная поэзия признана в качестве приоритетной тематической и стилевой ветви поэзии Проникновение социального начала в поэзию наблюдается с момента зарождения таджикской литературы и продолжается по сегодняшний день Тем самым это идейно- тематическое направление поэзии прошло длительный исторический путь, при котором выработались своеобразные традиции

2 Начало XX века ознаменовало интенсивное проникновение социальных проблем и социальной реальности в поэзию и стало началом нового

литературного вида под названием таджикской социальной поэзии Неуклонному развитию социальной поэзии содействовали просветительское движение и джадидизм, являвшиеся в конце XIX- начале XX веков важнейшими политическими явлениями, обусловившими пробуждение мысли

3 Литература нового времени благоприятствовала усилению проникновения социальных проблем в поэзию, чт о привело к политизации и социализации литературы Пропаганда идей социалистического реализма еще более расширила арену публицистичности стиха

4 Во второй половине XX века, после 60-х годов в советской, в т ч таджикской социальной поэзии произошло мощное обновляющее движение, в которое внесли большой вклад Му'мин Каноат и Лоик Шерали Использо-

— вание новых поэтических форм позволило современной таджикской социальной поэзии вдохнуть новую жизнь в литературу и сделать первые шаги по стезе новаторства

5 Перестройка и гласность половины 80-х годов обусловили коренное изменение содержания, стиля и манеры изложения в социальной поэзии Поэты более свободно стали выражать свои мысли В этот период в социальной поэзии чаще всего слышится мотив отвращения и ненависти к существующей социальной несправедливости В социально-политическую лирику проникают философское и мистическое начало Закладываются предпосылки возникновения современной социально-философской поэзии В социальной поэзии усиливается поток философских мыслей

6 Несмотря на существование мысли о том, что тысячелетние формы не в состоянии выразить дух нового времени, поэты широко используют традиционные классические жанры при отражении социальной тематики Прекрасные образцы социальных стихов можно найти в творчестве Лоика Шерали

7 В этот период наиболее распространенными жанрами для выражения социального начала были газель, рубай, тардже'банд, месневи Среди указанных жанров особенно действенны и доминируют рубай и газель Данное явление свидетельствует о том что, социальное начало вовсе не чуждо для традиционных форм

8 В период независимости поэты заимствуют лучшие традиции классической литературы и вносят определенный вклад в развитие художественного образа в социальной поэзии Сочетание религиозных и философских воззрений с социальной проблематикой способств>ет укреплению художественности поэзии Эволюция религиозной и философской тематики содействует глубине социального содержания Такой подход отсутствовал в поэзии начала XX века В современной социальной поэзии при создании новых, ярких и запоминающихся художественных образов особо важна роль преданий и мифов

9 Таджикская социальная поэзия, пережив в течение XX века многочисленные подъемы и спады в конце столетия доказала, что может существовать как одно из доминирующих идейно-тематических направлений Распространение социально-политической лирики убедило, что поэзия гесно связана с реалиями жизни

При всем том, что многие социальные проблемы преходящи, и поэзия, отражающая их, также устаревает, стихи, направленные на защиту социальной справедливости в целом, остаются актуальными

Цитированная литература

1 Асирй Т Ашъори мунтахаб (Мураттиб ва муаллифи сарсухану тав-

зех,от Саъдулло Асадуллоев) -Душанбе Адиб, 1987 -192 с

2 Бсчка И Адабиети форсй дар То^икистон Мутарч,имон Мух,ам-мади Ибодиен, Сайд Ибонажоди Х,ит(рондуст -Тех,рон Маркази мутои-лот ва тах,к;нк;оти фарх,анги байналмилал, 1372 - с

3 Келдй Гулназар Равандх,ои тоза дар шеъри муосири тоники// Адабиет ва Санъат//, 2002 -20 декабр - №51

4 Лох,утй А. Шуъла ва шамшер Душанбе Ирфон, 1974 -360 с

5 Собир Б Чашмисафедор -Душанбе Адолат, 1991 - 116 с

6 Собир Б Симхор - Москва Транснаука, 1999 - 80 с

7 МуваздадЗ Шеър ва шинохт -Тех,рон Марворид, 1377 -292 с

8 Сатторов А Нук;таи пайванд - Душанбе. Ирфон, 1982 -240 с

9 Сатторзода А Ку^на ва нав (Дар шеър, нак/1 ва забон) -Душанбе Адиб, 2004 -254 с

10 Фарзона Паеми ниегон Гузидаи ашъори Фарзонаи Ху^андй-

Тезузон Интишороти Суруш, 1375 -129 с

11 Хрестоматияи адабиети точ/ик -Душанбе Маориф, 1985 - 337 с

12 Шакурии Бухорой М Шеърн точ,икй ба кадом су мсравад9 //Ру-дакй -2004 -ЛЬ 5 -С 105-119

13 Шералй Л Фареди бефаредрас - Душанбе,1997 - 238 с

14 Шералй Л Куллиет (иборат аз ду ^илд) Ч,илди якум (китоби якум) - Хучанд Рах,им ^алил, 2001 -720 с

По теме диссертации опубликованы следующие статьи

1 Философская мысчь и социачьно политические взгляды в творчестве Нурали Нурзод// Хучанд (Худжанд Литературный и научно-популярный ежемесячный журнал исполнительного органа государственной власти Согдийской области), Худжанд,2005, № 10,- стр 94-99

2 Способы выражения поэтической мысли в социально-политическом ~ ~ лирике,// Адаб (Литературный-и научно-популярный ежемесячный журнал), 2007, №3 - Душанбе, - стр 12-14

3 Социально-политическая лирика в современной таджикской литературе// Сборник статей -Худжанд, 2007 - стр 38-47

4 Разновидности социально-политической лирикиЯНомаи дониш-гох;,(Вестник университета Вестник Худжандского госуниверситета им акад Б Гафурова), Худжанд, 2009, №3 (19), стр 42-50

5 Проявление публицистического начала в поэтических разновидно-стях//Паеми Донишгох,к Миллим Тоцикнмтон (Вестник Таджикского национального университета Серия филологии) -Душанбе Сино, 2009,№4(52) - стр 232-236

Подписано в печать 5 12 2009г Формат 60x84/1/16 Объем 1,75 Упл Заказ №2(^тираж 100 Издательство «Нури маърифат» ХГУ им акад Б Гафурова _735700, г Худжанд, ул Ленина 52_

 

Текст диссертации на тему "Особенности социально-политической лирики на современном этапе развития таджикской литературы"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА Б.ГАФУРОВА КАФЕДРА САВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОЧИОЮОШ £ На правах рукописи

ХАКИМОВА СУРАЙЁ ХАСАНСУЛТОНОВНА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ (ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XX В.)

Специальность: 10.01.03. -Литература народов стран зарубежья

(таджикская литература)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Ходжаева М.Ю.

Худжанд - 2009

ВАЗОРАТИ МАОРИФИ ^УМХ,УРИИ ТО^ИКИСТОН ДОНИШГОХ.И ДАВЛАТИИ ХУ^АНД БА НОМИ АКАДЕМИК Б.РАФУРОВ КАФЕДРАИ АДАБИЁТИ МУОСИРИ ТОНИК

Ба х^укми дастнавис

ХДКИМОВА СУРАЙЁ ХДСАНСУЛТОНОВНА

ВИЖАГИ^ОИ ШЕЪРИ ИЧ.ТИМОЙ ДАР АДАБИЁТИ МУОСИРИ ТО^ИКЙ (ДАР ЧОРЯКИ ОХИРИ КДРНИ БИСТ)

Ихтисоси 10.01.03 - Адабиёти халвой кишвар^ои хори^й

(адабиёти то^ик)

Рисода

барои дарёфти дара^аи идмии номзади илм^ои филология

Роз^бари илмй: доктори илм^ои филологи, профессор М.Ю.Хоцаева

Ху^анд - 2009

\

МУНДАРИЧ,А

Му^аддима 3-

Бобиаввал Назари и^молй ба шеъри и^тимоии асри XX

Фасли аввал My б о^исаи назарй ро^еъ ба шеъри и^тимой 9

Фасяи дувум Вуруди масоили и^тимой ба шеъри асри XX

а) маорифпарварй ва хусусият^ои шеъри и^тимой 14

б) ^араёни ^адидия ва шеъри и^тимой 23

в) та^аввулоти сиёсиву и^тимоии даврони шуравй 26 ва таъсири он ба шеъри и^тимой

Боби дувум Ч,анбаи и^тимоии шеъри муосири то^икй дар

чоряки охири садаи XX

Фасли аввал Мавзуъ ва му^тавои шеъри и^тимой 34

Фасли дувум Ч,анбаи и^тимой ва анвои шеър 59

а) »¡олаб^ои суннатй 78

б) анвои нави шеърй 81 Боби саввум Поэтикаи шеъри и^тимоии муосири то^икй 90 Фасли аввал ^анбах^ои х;унарй дар шеъри пятимой

Фасли дувум Аносири тасвир дар шеъри и^тимоиву сиёсй 96

Хулоса 127

Китобнома 131

МУКДДДИМА

Дигаргунидои даврони истицлолият дар канори ^анба^ои мухталифи даёти и^тимоиву сиёсй ва фардангй ба вазъи адабй низ таъсир гузошт. Адабиётшиносии то^ик ба мар^алаи сифатан нав ворид шуд ва меъёрдои накду сухансан^й дигар гардиданд. Барои адабиёт замииах.ои вок;еии озодандешиву озодгуй ба миён омад. Табиист, ки ин дигаргунй расмиятгароиву махдудиятх>ои идории бар сари адабиёту дунар ва эчодкорй к;арор доштаро аз миён бардошт. Батадрич мабонии устуворе барои рушди минбаъдаи накду сухансан^й ва офаридани осори мух,ими адабиву бадей ба вучуд омад. Бо ин дама навхезидои фикрй адабиёт аз гузаштаи худ ба куллй чудо нагардид, вале нигох,у назардои мунтацидона ба мазмуну мох,ияти мероси адабии замони шуравй як амри вок;ей шинохта шуд.

Бояд гуфт, ки дар накди адабии шуравй масоили марбут ба адабиёти муосири то^икиро асосан мудак^икрыи шинохтаи русу то^ик бар узда доштанд. Таоди^и вазъи адабй вобаста ба навгонидои сиёсиву и^тимой ва фардангй сурат мегирифт, зеро дар вусъати ин кишвари бузург пайваста дигаргунидо рух медоданд ва ташреди бадеиву дунарии он амри датмй ба шумор мерафт. Роич гардидани реализми сотсиалистй, воцеагарой, вуруди публитсистика ба адабиёт аз зумраи навчуидои адабиёти ин мардалаи адабй ба шумор меомаданд. Пушида нест, ки дар ин фурсат адабиёт ба дастгоди пурик;тидори таблиготиву ташвик;отй мубаддал гашт. Вуруди бемайлони публитсистика ба назм ва ба унвони як навъи шеърй шинохта шудани шеъри и^тимой, рушди чашмгири чунин офаридадо дар фосилаи мавчудияти ин сохти сиёсй сабабдои айниву зеднии худро дошт, ки омузиши ин масъала дар назди накди муосири то^икй вазифадои мушаххас мегузорад. Бо вучуди он ки шеъри и^тимоии то^икй дар ин маршала чун як навъи шеъри муосир ташаккул ёфт, дар тадк;ик;и он х,ануз кори амик;у дак;ик; ва мукаммале ба ан^ом расонида нашудааст.

Я^анбаи сиёсиву и^тимоии адабиёти шуравй ва шеъри ин даврон назар ба чанбахри дигари адабй бо чанд хусусияти худ имтиёз дорад. Дар ин маршалам адабиёт чанбаи и^тимой дар шеър ончунон неру гирифт, ки ^атто шеъри ошицона низ бо и^тимоъ омезиш ёфт. Яъне, х,узури ^анбаи и^тимой дар шеъри ошик;она аз махсусият^ои ин навъи шеърй гашт. Шоирон вок;еоту х;одисах>ои и^тимоиро асоси тасвири шеъри лирикй царор медоданд. Тава^ЧУ^ ба ^анбаи и^тимой боис шуд, ки дар адабиёти шуравии то^икй навъи шеърие ба унвони лирикаи гражданй ба миён ояд ва дар дарозои к;арни XX ба як шохаи бонуфузи шеъри муосир мубаддал шавад. Ин навъи шеър дар адабиёти шуравии точикй рушд намуда, тибк;и цавонини он шоир бояд нигошта^ои хешро дар асоси воцеа^ои ич,тимой эч,од мекард ва тавассути х,уччатУ санад^о дар ташвик;у таргиби идеологияи коммуниста са^м мегузошт.

Х,амин хусусияти лирикаи гражданй ч,анбаи х,унарии шеъри солкой 20-ум то аввали солкой 70-умро кох>иш дод.

Масъала^ои мухталифи шеъри муосири то^икй аз чониби му^ак;к;щони русу точ,ик Мух,аммадч,он Шакурй, Атахон Сайфуллоев, А.Маниёзов, Холик; Мирзозода, Худой Шарифов, Абдунабй Сатторзода, Х.Асозода, Ражими Мусулмониён, Абдура^мони Абдуманнон, Матлуба Хо^аева, Умар Сафар, Ризо Баро^анй, Зиёи Мувахдид, Сирус Шамисо, Алиасгари Шеърдуст ва дигарон ба назар мерасанд. М.Шукуров, А.Сайфуллоев, А.Мирзоев, А.Набиев, Р.Мусулмонк;улов, Х.Шарифов, А.Маниёзов, А.Х,аким, Ю.Акбарзода, Х.Отахонова, А.Сатторзода, М.Хо^аева, У.Сафар ва бисёр дигарон мавриди омузиш к,арор гирифтааст. Аммо дар шакли рисолаи ало^ида хусусият^ои шеъри и^тимоии муосир то ^ануз та^к,ик; нашудааст.

Дойр ба ин мавзуъ адабиётшиносон ишорахри чУД°гона баён карданд, ки ин шеваи баррасй дар тадк;ик;оти Му^аммад^он Шакурй, Атахон Сайфуллоев, А.Маниёзов, Холик; Мирзозода, Худой Шарифов, Абдунабй Сатторзода, Ражими Мусулмониён, Абдура^мони Абдуманнон, Матлуба Хо^аева, Умар Сафар, Ризо Баро^анй, Зиёи

Мувахдац, Сирус Шамисо, Алиасгари Шеърдуст ва дигарон ба назар мерасанд. Ин мак;олот аксаран и^молй буда, му^ак;к;ик;он зимни таэушли масоили дигари шеър ро^еъ ба ч,анбаи и^тимой ва шоирони и^тимоъгарои к;арни гузашта ва таъсири он ба мавзуи баррасишаванда РУЧУЪ намудаанд. Аслан, шеъри даврони шуравй- низ, ба истиснои ду наели охири он, ба эътибори чиддй ба гояву мазмун сохта мешуд ва аз Чанбаву вижагихри х,унарй кам бархурдор буд, ки ин ак;идаро аксари мух.акдик.он ^онибдор х^астанд (М.Шукуров, А.Набиев, Х.Шарифов, Иржи Бечка, А.Шеърдуст). Ва шояд аз ^амин ^ост, ки эътибори адабиётшиносон ба чанба^ои ^унарии шеъри и^тимой дур аз назар монд.

Услуби реализми сотсиалистй шоиронро вазифадор карда буд, ки адабиёти замони шуравиро аз «печидагуиву мугаак;баёнии классикй» озод намуда, адабиётро ба халк;и мех^наткаш наздик намояд. Ба ин минвол шеъри и^тимоии ин давр хушку берух; гардида, асолати худро аз. даст дод.

Му^ак;к;ик;ин бар он боваранд, ки дар шеъри и^тимоии то^икй ва халодои дигари шуравй, хитобагуиву шиорпартой б о таъсирпазирй аз осори шоирони и^тимоъгарои рус э^од шуда, шоирони то^ик воцеъгарой ва х,ак;ш<;атнигориро аз мактаби шеъри руей пазируфтаанд. Лекин б о назардошти тах,аввули шеъри тоники метавон гуфт, ки шеъри и^тимоии то^икй о^иста-ох.иста рох,у равиш ва услуби хешро пайдо кардааст, ки тащили амик; ва омузиши махсусро так;озо дорад.

Муайян намудани хусусиятх,ои шеъри ич;тимоии асри XX боз аз он хотир му^им аст, ки дар нимаи дуввуми к;арни гузашта дар ч°Даи шеър мафз^ум^ои тозае амсоли «шеъри нав», «шеъри озод», «шеъри сапед», «шеъри модерн» ба миён омада, навгарой дар замина^ои мухталиф аз мух,имтарин падида^ои нерубахши шеъри муосир шинохта шуд. Албатта, навпардозй ва навгонй дар шеъри тоники безаминаву бесобица набуд. Огози гироишх^ои шоиронро ба шакл^ои нави, шеърй дар ибтидои аср, бахусус, баъди инцилоби шуравй дар эч,одиёти-Садриддин Айнй, Абулк;осим Ло^утй, Пайрав Сулаймонй мушо^ида

кардан мумкин аст, аммо рушди ин навъ^ои шеърй ба нимаи к;арни XX рост омад.

Х,амзамон, дар ин маршала х^узури ак;идах,ои и^тимой ва ^анбаи публитсистй к;ариб дар тамоми навъх,ои шеърй ба назар мерасанд, яъне дар шеър^ои ахлоциву фалсафй ва ё ишк;иву ирфонй низ тазо^ури айнияти зиндагй бо рангубор ва о^анги публитсистй мавк;еи мух,им дорад, ки бегумон пах.лух.ои тадк;ик,и илмиро боз х>ам фарохтар месозад. Аз ин чи^ат ин масоил зарурати тадк;ив;оти чудогонаро ба миён овард.

Мацсад ва вазифах,ои рисола. Тадк;ик;оти мазкур масоили марбут ба шеърй и^тимоии муосирро дар бар мегирад. Х,адафи аслй таэушл ва омузиши масоили зерин мебошад:

- шинохти шеърй и^тимой;

- тах,к;ик, ва муайян намудани вижаги^ои ин навъи шеърй дар мисоли ашъори намояндагони бар^астаи адабиёти муосири то^икй;

-баррасии бартарияти чанба^ои ^унарии шеърй и^тимоии муосири то^икй;

- муайян намудани мак;оми тасвир ва густариши он дар шеър;

-таъсири чанба^ои и^тимой ба шакл ва сохтори шеърй катимой;

- муайян намудани мавзуъву мундари^аи шеърй и^тимоии ин маро^ил.

Сарчашма^ои таздик;. Сарчашма^ои асосии тах,к;ик;и рисолаи мазкур ашъори шоирони муосир Муъмин К,аноат, К,утбй Киром, Лоик; Шералй, Бозор Собир, Гулрухсор, Аскар Х,аким, Озод Аминзода, Гулназар, Низом К,осим, Х,ак;назар Роиб, Камол Насрулло, Доро На^от, Саидалй Маъмур, Нурму^аммад Ниёзй, Мастон Шералй,Сиёвуш, Фарзона ва дигарон к;арор гирифта, барои дарёфти тафовут, та^аввул ва анъанах,ои шеърй и^тимой ба ашъори шоирони классикй низ муроч,иат шудааст. Х,амчунин, тах>к;ик;оти илмии мух,ак;к;ив;они адабиёти классикй ва адабиёти муосири тонику рус ва эронй сарчашма^ои омузиш ба ^исоб меравад.

Методологияи таздац. Рисола дар асоси у сули мук;оисавй -таърихй таълиф шуда, ба равиш^ои та^к;ик;, хулосаву натич,агирих,ои олимону адабиётшиносони ватаниву хори^й такя шудааст.

Навоварии илмии рисола. Дар рисола аввалин бор дар илми адабиётшиносии точик масъала^ои амалй ва назарии шеъри ичтимоии точикй дар садаи XX бо назардошти вижаги^ои сохториву ^анбах,ои ^унарй мавриди таедик; к;арор гирифтааст. Кушиш шудааст, ки замина^ои ба вучуд омадани шеъри ичтимой ва созиши чанба^ои ичтимой ва ^унарй дар шеър дар муцоиса бо фа^миши адабиётшиносони рус, точик ва эронй мавриди омузиш к;арор гирад. Та^лил ва нати^агирй аз бахчой мавчуда перомуни шеъри ичтимой, ки дар к;арни XX зиёд ба чашм мерасад аз вижагих,ои дигари самти кори илмии мазкур аст. Х,амзамон, таваччУ^ ба чаРаёЩои мавчудаи ибтидои асри гузашта, амсоли маорифпарварй ва чадидия ва муайян намудани таъсири он ба шеъри ичтимоии авохири к,арни XIX ва ибтидои асри XX аз арзиидои дигари илмии рисола ба шумор меояд. Дар мач,муъ, таодик.и чанба^ои х,унарии шеъри ичтимоии муосири точикй дар ^амбастагй бо к;олаб ва му^таво сурат гирифта, дар рисола кушиш шудааст, ки дастовардх,ои шеъри ичтимой дар мисоли эчодиёти намояндагони адабиёти авохири к;арни гузашта муайян гардад.

Ба назари мо, омузиши та^аввули шеъри ичтимоии муосири точикй, баррасии вижагих,о ва к;авонини ин навъи шеър ба накди адабии муосири точик имкон медихдц, то дар ч°даи омузиши шеъри ичтимой 1<;адаме пеш гузошта шавад.

Арзиши амалии рисола. Рисолаи мазкурро }<,ини таълифи таърихи адабиёти муосири точик, тадриси фанни «Адабиёти муосири точик» дар факулта^ои филологияи точикй донишгох,х,ои олии Точикистон, дар дареной махсуси «Шеъри ичтимоии точик», таълифи коркой курей, рисола^ои дипломй ва асар^ои илмиву тадк;ик;отй истифода бурдан мумкин аст.

Сохтори кор. Дар рисола масоили марбут ба шеъри и^тимоии охири царни XX дар мук,аддима, се боб, шаш фасл, панч зерфасл, хулоса ва китобнома тар^резй шудааст.

Боби1. Назари и^молй ба шеъри и^тимоии асри XX Фасли аввал. My б о^исаи назарй ро^еъ ба шеъри и^тимой

Тах,к;ик;и чанбаи катимой дар шеър аз масъала^ои му^ими суханшиносии муосири точ,икй буда, дар ин замина бах;су мунозирах,ои доманадор сурат гирифтааст, зеро ин ду мах,фум-шеър ва ичтимоъ аз руи хусусият^ои хеш му^обили х,ам к;арор доранд. Агар публитсистика инъикоси х,ак;оик;и зиндагй ва вок;еоти замон бо фарогирии асноду далелх»ои мухталиф бошад, шеър-тимсоли зебой, тахайюл ва тасвирх,ои х>айратангез аст ва ба к;авле дуруги зебост.

Оё метавонанд, ки ин мафох,ими ба истилох, мухолиф ба х>ам оянд ва созиш кунанд? Ва ин омезиш дар раванди кунунии шеъри муосир оё ба шоирон даст додааст?

Вацте аз ичтимоъ ва унсурх>ои он дар шеър х,арф мезанем, суолхри зерин ба миён меоянд.

Аввалан, ба ^ам омадани шеър ва чанбаи ичтимоъ чи гуна сурат гирифт, чй омилх>о дошт ва ин раванд ба шеъри муосир чй дод? Огози ин омезиш аз кучост?

Сониян, чанбаи ич,тимоии шеъри суннатй кадом хусусият^оро дар бар дошт ва шеъри нав аз он ба кадом шевах;о бах;ра бардошт. Умумият ва тафовути чанбаи и^тимоии шеъри кух,ан ва нав дар чй зох;ир мешавад?

Солисан. вуруди чанбаи публитсистй ба шеър - шакл, мавзуъ, маънй, тасвир, сабку услуби он чй таъсире гузошт?

Дар посух ба ин суолх,о бахусу мунозирах,ое сурат гирифта ва то имруз идома доранд (М.Турсунзода, М. Шукуров, Р.Мирзо, А.Сайфуллоев, А.Шукух^й, Ш. Ра^монов, Муъмин К,аноат, Аскар Х,аким, Гулназар Келдй, Доро На^от). Агар гурух^е мук;обили вуруди чанбаи и^тимой ба шеър бошанд, иддае чонибдори ин тамоюланд. Чунончи дуктур Иржи Бечка мегуяд: «Ба сиришти шеър низ имкон дода шуда, ки нисбат ба вазъияти сиёсй ба суръат вокуниш нишон ди^ад» (108,280). Воцеан, бо вучуди он ки публитсистика ва шеър дар муцобили х;ам царор доранд, шеъри точикй аз ofo3 бо ичтимоъ пайванд дорад ва ин

пайвастагй аз сарчашмаи пурбори адабиёти классикй ва адабиёти тоисломии форсии точикй маншаъ ва реша мегирад. Шеъри то^икй аз даврони бостон бо зиндагии и^тимой ва сиёсй дар бархурд ва пайвастагии комиле к;арор дошт. Ибни Сино низ гуфта, ки «Шеърро го^ барои тааччуби тащо месароянд ва гох,е барои гараз^ои и^тимой шеър мегуянд, чунонки ашъори юнониён ^амин тавр будааст. Бараз^ои и^тимой яке аз ^инс^ои сегона хо^анд буд, яъне умури сиёсй ё мушовириёт (му^окимах.ои сиёсй) ва к;азой ё мушо^ириёт (мунозира^о) ва ситоигщову накуиш^о ё мунофириёт» (123,74). Робитаи бевоситаи шеър ва чах,они ич,тимоъ аз ofo3 шуруъ шудааст, аммо аксари му^ак;к;ик;он бар он андешаанд, ки вуруди и^тимоиёт шеърро хушк, берух, ва аз ч,их,ати маънигузинй ва тасвиргарй заиф месозад. Аз ^умла, Чонибдорони мактаби «^унар барои ^унар» ба шеър ба унвони шеър тава^ЧУХ» доштанд ва онро орй аз х>ама ^адафх,о медонистанд. Ого>о муътациданд, ки ^унар офариниш аст ва ^унари шеър офариниш бо забон ва дар ин радиф мук;обили ба ^ам омадани шеър ва и^тимонёт мебошанд. Метавон гуфт, ки бо вучуди ин цадар мухолифатх;о пайванди шеър ва и^тимоъ х,аргиз гусаста нагаштааст ва ин иттисол руз аз руз цувват мегирад, вок;еан ^ам шеър ^унар аст ва аз ин ру наметавонад х>авзаи маъниро ба куллй пушти cap бигзорад ва худро аз х,ар гуна му^тавои хабарй тих,й кунад то ба сурати ма^з ё тасвири мах,з табдил дих,ад. Чунон ки мебиыем, адабиётшиносон дар мавриди пайванди Чанбаи и^тимоъ ва шеър ак;оиди гуногун доранд.

Мусаллам аст, ки шеър х,амеша дар робита бо и^тимоъ пойдор аст ва ин пайванд вобаста ба вазъи замон го^е бештар ва гох,и дигар камтар э^сос мешавад. Бад-ин чщат аксари мунаьдадон муътак;иданд, ки адабиёт храмин вазъи и^тимоии мост.

Зиёи Мува^ид, муаллифи китоби «Шеър ва шинохт», дар нати^аи омузиши шеъри сиёсии Эрон ба нати^а мерасад, ки ofo3H шеъри ичтимоии форсй аз царш.ои ку^ан ибтидо гирифтааст ва «аз царни савуми ^и^рй ва ба китобат даромадани забони дарй дар царни чах,орум

то имруз анвои шеъри сиёсиро аз мадх,у зам ва сарзанишу панд то мухолифат доштаем» (135,37).

То 0F03H асри XX дар адабиёти форси- то^икй шеъре ба унвони шеъри и^тимой ва ё шеъри сиёсй шинохта набуд дар фар^анщои адабй, ки то кунун дида мешавад, шеъри сиёсй вуч,уд надорад. Зиёи Муваддид низ гуфтааст, ки дар ин вожаномах,о «шеъри гиной», «шеъри х,амосй» ва бисёр истилодоти дигар дида мешаванд, аммо «шеъри сиёсй» дар ин миён ба назар намерасад (135,38). Дар адабиёти точ,икй низ тандо баъд аз инцилоби октябр ва зудури адабиёти навини шуравй и^тимоиёт дар шеър ба сифати як хасисаи шеърй шинохта шуд.

Абдунабй Сатторов дар таърифи шеъри ич,тимой ба чунин хулоса меояд: «шеърест, ки ба мавзуъ ва масъаладои мудими даёти и^тимоию сиёсй бахшида шудааст. Ин навъ шеърро дар танк;иди адабии мо маъмулан шеъри гражданй меноманд» (154,217). Дар ofo3H асри XX истилоддои шеъри гражданй, яъне шеъри и^тимой ва «рух,ияи гражданй», ки одиста-одиста ба сифати ч,анбаи и^тимой шинохта шуд, падид омаданд. Яъне, вуруди чанбаи и^тимой ба шеъри форсй-то^икй баъд аз итдилоби шуравй модияти бештаре пайдо кард ва ин воридшавй ба гунае сурат гирифт, ки барои ба миён омадани як раванди шеърй дар адабиёти то^икй ба унвони шеъри и^тимой- сиёсй боис гардид. Мудаммад^он Шукуров дар ин маврид мегуяд, ки «...баъд аз инк;илоби Октябр (соли 1917) ва инкдпоби Бухоро (соли 1920) шеъри точ,икй саросар сиёсй шуд» (216, 107). Аммо ин нуктаро набояд бад-он маънй »¡абул кард, ки шеъри ичтимоии то^икй аз асри XX ва баъд аз инцилоби шуравй 0F03 пазируфтааст, зеро вусъат ёфтани пайванди шеър ва и^тимоъ дар садаи XX бо бадрагирй аз мероси пурк;имати ниёгони мо Абуабдулло^и Рудакй, Абулк;осими Фирдавсй, Саъдии Шерозй, Х,офизу Камоли Хучандй, Носири Хусраву Бедил ба амал омадааст. Шоирони гузаштаи мо кушиш доштанд, ки дар ашъори хеш дамнафаси хал к; бошанд ва масоили марбут ба зиндагии мардумро инъикос намоянд. Маълум аст, �