автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Особенности становления государственности в Исламской Республике Афганистан на современном этапе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности становления государственности в Исламской Республике Афганистан на современном этапе"
На правах рукописи
а-у
Вардак Спожмей
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Специальность 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук
28 ОКТ 2015
005564038
Москва, 2015
005564038
Работа выполнена на кафедре политологии и политической философии ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Научный руководитель: Профессор кафедры политологии и
политической философии ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», доктор философских наук, КУКАРЦЕВА Марина Алексеевна
Официальные оппоненты: Профессор кафедры теории и истории
международных отношений Факультета гуманитарных и социальных наук ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»,
доктор исторических наук, доцент ЮРТАЕВ Владимир Иванович
Ведущий специалист-эксперт Отдела мониторинга и анализа аудиторской и бухгалтерской практики Департамента регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации. Кандидат политических наук БУРЦЕВ Сергей Николаевич
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» Защита состоится "о* " ноября 2015 г. в ^¿.часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академии Министерства иностранных дел Российской Федерации» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д.53/2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2. Автореферат разослан П/1Ь>" 2015 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета, ^У// /] /
кандидат исторических наук /гУ*^ *---- И.В.Колосова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
В современном мире задача изучения феномена государства является более чем актуальной. Отчасти это объясняется незавершенностью формирования нового глобального мирового порядка, который возник на основе системного кризиса ялтинско-потсдамской системы международных отношений. Вслед за дискуссиями о «смерти» государства, возможной замене его международными организациями или сетевыми структурами, которые сами государства и создают, возникли дебаты о государственной состоятельности государств, располагающихся сегодня на политической карте мира. Многие из них, особенно государства со спорным суверенитетом и так называемые несостоявшиеся, представляют собой не просто сложное явление, требующее специального политического анализа. Наличие и рост числа таких государств являются источником нестабильности международных отношений, одной из причин современных геополитических трансформаций, о чем, в частности, свидетельствует и текущий миграционный кризис в Европе.
Афганистан на протяжении ряда лет является государством, стабильно входящим в первую десятку ежегодно публикуемого индекса несостоявшихся государств. Его государственность долгие годы находится в состоянии глубокого кризиса, политические институты работают неслаженно, цели политического процесса меняются каждый раз вместе с приходом новой власти. Тем самым политическая преемственность постепенно утрачивает свою эффективность, способность общества и политического класса к устойчивому, исторически длительному оптимальному воспроизводству существенно ограничена. Сегодня Афганистану необходимо выстроить и отладить свою политическую и правовую инфраструктуру, что чрезвычайно важно как для стабилизации ситуации внутри страны, так и вокруг нее. Любая интернационализация тлеющих в Афганистане конфликтов разного рода приведет к обострению ситуации в регионе, в эти конфликты втянутся и станут
их участниками другие государства, и не только сопредельные. Укрепление же, например, в регионе позиций стран Запада с неизбежностью будет означать рост числа проблем для России и ее союзников в Центральной Азии. Поэтому обращение к изучению логики (и ее нарушений), перспектив становления государственности Исламской Республики Афганистан, выявление трудностей и противоречий на этом пути, возможностей достижения успехов в налаживании оптимального и эффективного управления афганским обществом - не только актуально и своевременно, но и чрезвычайно важно.
Объектом исследования является государственность Республики Афганистан.
Предметом исследования — особенности трансформации государственности Республики Афганистан.
Официальные документы и источники:
Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г.1;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 мая 2009 г.2;
Конституция Королевства Афганистан 1923 года3; Конституция Королевства Афганистан 1931 года4; Конституция Королевства Афганистан 1964 года5; Конституция Королевства Афганистан 1976 года6 Основные принципы ДРА 1980 года; Основной закон Республики Афганистан 19877;
1 Концепция внешней полигики Российской Федерации 2013 // URL: http://www.mid.ni/brp_4.nse0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051DF7F (дата обращения: 10.06.2014).
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года httn://www.scrf. gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 23.05.2015)
3 Конституция Королевства Афганистан 1923 года (Амануллы- шаха ) // http://www.afghan-web.com/bistorv/const/constl 923.html
4 Основные принципы высокого государства Афганистан", Кабул., 1931 году, (дари яз.)
3 Конституция Королевства Афганистан 1964 года (Мухаммада Захир Шаха http ://www. afghan-web.com/historv/const/constl 964.html// (дата обращения: 12.10.2015)
6 Конституция Королевства Афганистан 1976 года // ht№://www.afghan-web.com/historv/const/constl976.html (дата обращения: 12.10.2015)
Конституция Афганистана 19908;
Конституция исламской республики Афганистан 2004 года9.
Степень научной разработанности проблемы
Прежде всего, диссертант опирался на общетеоретические и практические исследования по международным отношениям и внутренней политике стран, проведенные учеными Дипломатической академии МИД России. Труды Н.Е. Бажановой, Е.П. Бажанова, Ю.П. Бойко, С.А. Егорова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, О.П. Иванова, М.А. Кукарцевой, Т.А. Мозель, М.А. Неймарка, А.Ю. Рудницкого, В.М. Татаринцева, В.В. Штоля, А.Д. Шутова, О.Г. Пересыпкина, А.И. Вавилова, Н.И. Козырева, А.М. Мустафабейли и многих других были положены в теоретическую основу работы10. Также важным источником стали материалы, содержащиеся в коллективных монографиях ученых Дипломатической Академии МИД России «XXI век: перекрестки мировой политики» и «Современный мир и геополитика»11. Среди работ других отечественных исследователей в области теории политической науки внимание диссертанта привлекли исследования политического процесса, государства, государственности и государственной состоятельности И.И.
7 Основной закон Республики Афганистан 1987 (Наджибуллы)// http://www.afghan-web.com/historv/const/constl 987.html (дата обращения: 12.10.2015)
8 Конституция Афганистана // http^/www.afghan-web.com/history/const/constl990.html(naTa обращения: 12.10.2015)
® Конституция исламской республики Афганистан 2004 года //
https://www.constitutenroiect.org/constitution.'Afghanistan 2004.pdf (дата обращения 12.10.2015)
10Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. — Москва: «Международные отношения», 1990. — 351 е.; Бажанов Е.П. Америка: вчера и сегодня. В 2-х тт. - Москва: Известия, 2005; Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. - Москва: «Известия», 2007. - 352 е.; Бажанов Е.П., Бажааова Н.Е. Международные отношения в XXI веке. - Москва: «Восток-Запад», 2011; Бойко Ю.П. Национальные государства. - Москва: «Известия», 2006; Егоров СЛ. Вооруженные конфликты и международное право, (12.00.10). - Москва, 1999. -2S5 е.; Закаурцева Т.А. Внешнеполитическая мысль США (эволюция теории экспансионизма и совершенствование аппарата её реализации в конце XIX - начале XX в.) — диссертация кандидата исторических наук, 07.00.03. — Ленинград, 1988; Иванов О.П. Военная сила в глобальной стратегии США. — Москва, 2008; Кукарцева М.А. О Лжи в политике // Обозреватель. - 2014. - № 8; Мозель Т.Н. Теоретические основы международных отношений. — Москва, 2000; Перекрестки мировой политики / Отв. ред. М.А. Неймарк. — Москва, 2014; Рудницкий АЛО. Азиатско-Тихоокеанский регион и общемировое развитие // Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. — Москва, 1998. Татаринцев B.M. Африка в современном мире. — Москава, 2003; Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». — Москва: ОГИ, 2010. -384 е.; Шутов А.Д. Избранные статьи. - Москва, 2009; Мустафабейли А.М. К истории развития российско-иранских отношений // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2014. - № 1.
11 XXI век: перекрестки мировой политики / Под ред. М. Неймарка. - Москва: Канон+, 2014; Современный мир и геополитика / Под ред. М. Неймарка. - Москва: Канон+, 2015.
Кравченко, Ю.А. Тихомирова, В. Малахова, А.Ю. Мельвиля и др.12 Среди зарубежных ученых диссертант опирался в этом вопросе на труды Дж. Неттла, Ч. Тилли, Р. Эванса, М. Манна и др. 13, а также Дж. Лучиани, Л.В. Пай, Ф.К. Лоуренса, С. Хантингтона, Д. Робертсона, Ф. Ташау, С.Б.А.Р. Аль-Хаджил и других14.
Большой интерес в контексте исследуемой проблемы представляют труды о роли религии в современном мире таких российских ученых, как Е.П. Бажанов, А.И. Кырлежев, А.В. Митрофанова, М.А. Кукарцева, Д. Узланер, С.С. Хоружий15, и зарубежных исследователей - К. Штёкль, А.И. Неклесса, Ю. Хабермас, Ч. Тэйлор, П. Норрис, Л. Булл, К. Леггеви, Ж. Казанова, Б. Вилсон,
12 Малахов В. Национальные государства перед лицом культурного плюрализма // ЖЗ - Логос. 2006. № 2; Судьба государства в эпоху глобализации М, 2005; Кравченко И.И. Бытие политики. — Москва: ИФ РАН, 2001 ; Понятие государства в четырех языках: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. — СПб.; M.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002. — 218 е.; Морозова Л .А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. — Москва: Наука. 2006. № б. — С. 101-107; Глобализация, государство, право, XXI век сборник // Под ред. В.И. Блшценко. — М.: Городец, 2004; Мельвиль А.Ю., Стукал Д.К., Мяронюк М.Г. Государственная состоятельность, демократия и демократизация (На примере посткоммунистических стран) // Политическая наука. — 2012. — № 4; Ильин М.В. Пределы государственной состоятельности стран мира // Сравнительная политика. - 2011. — № 3. — С. 37-45.
13 Nettl J. The State as a Conceptual Variable. World Politics, 20(4). 1968. - Pp. 559-592; Tilly Ch. The Formation of National States in Western Europe. - Princeton: Princeton University Press, 1975. - 711 p.; Evans P., Rueschemeyer D., Skocpol T. Bringing the State Back In. Cambridge University Press, 1985. - 404 p; Mann M. The autonomous power of the state: its origins, mechanisms and results. — Archives européennes de sociologie 25; 1984.
14 Вебер M. Избранные произведения. - Москва: Прогресс. 1990; Вебер М. Хозяйственная этика мировых
религий // Избранное. Образ общества. — Москва: Юрист; 1994; Derbyshire J. D., Derbyshir L Political systems of the world. — New York: St Martin's Press, 1996; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского. — Москва: Мысль, 2001; СЙ ас ото Luciani. The Arab state. — London: Routledge. 1990; Pye L.W. The non-west em political process // Journal of politics, 1957; Philip K. Laurence: Democracy and the liberal
state. - Dartmouth: Aldershot, 1989; Хантингтон С, Столкновение цивилизаций. — Москва: ACT, 2006; Robertson D. A dictionary of Modem Politics. - London: Europa Publications Limited, 1993; Tachau F. Political parties of the Middle East and North Africa. — London: ManselL 1994; Suleiman Bin Abdul Rahman Al-Hageel. Human rights in
Islam. - Riyadh, 2001.
19 Бажанов E. Войны с исламом не будет // Независимая газета. - 2012. - №194. — С.З. Кырлежев А. Ислам и Запад после 11 сентября // Континент. — 2002. - № 112. Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. — 2004.- № 120. Кырлежев А. Взаимоотношение концепции прав человека и религиозных ценностей // Континент. — 2007. - № 132. Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы // Государство. Религия. Церковь. — 2012. - №2(30). — С.52-68. Кукарцева М.А. Лостсекулярный мир и мировая политика // Мир и политика. - 2012. - №8 (71). Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. — 2008. — № 1. - С. 109-119. Узланер Д. От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство. Религия. Церковь. — 2012. - №1 (30). — С.8-32. Хоружий С.С. Антропологические изменения постсекулярной парадигмы // Доклад на рабочем семинаре российско-итальянского исследовательского проекта «Политика, культура и религия в постсекулярном мире» (Фаенца, Италия, 12-14 мая 2011 г.). — С. 1-4. Хоружий С.С. Постсекулярный диалог в православной перспективе // Институт синергийной антропологи [Электронный ресурс]: май, 2012. — Режим доступа: http://synergia-isa.ru/wp-
contentAiploads/2012/05/hor_postsecul dialog, rodos .pdf Штёкль К. Европейская интеграция в русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей // Государство. Религия. Церковь. — 2012. — № 1 (30) . — 57-82. Неклесса А. Опасный транзит человечества // Независимая газета. - 2011. -№267.-С. 5.
А. Грили, Р. Нойхаус, В. Джоджган, Д. Хент, JI. Салливан, Г. Бозетги, К. Эдер, Дж. Бэкфорд и др.16
Исследуя основы мусульманской государственности, диссертант основывался на работах российских ученых - Е.М. Примакова, М.А. Сапроновой, А.М. Васильева, Е.С. Мелкумян, В.В. Наумкина, A.B. Смирнова, Е.Я. Сатановского, Г. Мирского, В.Я. Белокриницкого, В.И. Юртаева, С.Б. Дружиловского и др.17
14 Habermas Jürgen. New social movements // Telos. - 1981. - 49 (3): 33-37; Habermas Jürgen. The theory of communicative action:. Vol. 2 life world and system. - Boston, MA: Beacon Press, 1987; Habermas Jürgen Religion and rationality, edited by Eduardo Mendieta. - Cambridge, UK: Polity Press, 2002; Habermas Jürgen. The future of human nature. - Cambridge, MA: Polity Press, 2003; Habermas Jürgen. Religion in the public sphere // European Journal of Philosoph. - 2006. - 14(1):1—25; Habermas Jürgen.2008a. Notes on a post-secular society. Sign and Sight. Available at h ttp://printsignamisightcom/features/l 714.html,access ed0ctober,62008. Habermas, Jürgen. 2008b. Between naturalism and religion. Philosophical essays. Cambridge, UK: Polity Press. Habermas, Jürgen. 2010. Areply.
In An awareness of what is missing: Faith and reason in a post-secular age, edited by Norbert Brieskorn, Jürgen Habermas, Michael Reder, Friedo Ricken, and Josef Schmidt, pp. 72-83. Cambridge, UK: Polity. Habermas Jürgen.
'The political": The rational meaning of a questionable inheritance of political theology. In The power of Religion in the public sphere, edited by Eduardo Mendieta and JonathanVanantwerpen, pp. 15-33. NewYork: Columbia University Press, 2011; Taylor Charles. A secular age. Cambridge, MA, 2007; Belknap Press, 2011; Why we need a radical redefinition of secularism. In The power of religion in the public sphere, edited by Eduardo Mendieta and Jonathan Vanantwerpen. - P. 50. - New York: Columbia University Press; Noms P. Inglehart R. Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge, 2004; Bull H. The Anarchical Society. - N. Y.: Columbia Univ. Press, 1977; Леггеви Клаус. Ослепление озарением // Internationale Politik. - 2008. - № 8; José Casanova. "Secularization," in International Encyclopedia of the Social and Behavioural Sciences, ed. J. Smelser Neil and Paul B. Baltes (Amsterdam, Paris et.al.: Elsevier, 2001); Wilson B. Religion in Secular Society: a Sociological Comment L.: Watts, 1966. P. XIV.Greeley, Andrew M.1966. Aftersecularity: The neo-Gemeinschaft society: A post-Christian postscript // Sociological Analysis 27(3): 119-27. - С. 126; Neuhaus Richard John. Educational diversity in post - secular America. Religious Education. - 1982. - 77 (3): 309-320. - C. 309. Geoghegan Vincent n.d. Religious narrative and postsecularism.Unpublished paper. - Belfast, UK; Queen's University Belfast. De Vries, Hent and Lawrence E. Sullivan (eds). 2006. Political theologies: Public religions in a post-secular world-Bronx, NY: Fordham University Press. - P. 2-3; Bosetti Giancarlo and Klaus Eder. Post-secularism: Areturntothepublicsphere. Eurozine 17 August, 2006. Avaikbleathttp7/www.eurozinc.com/articles/2006-08-17- eder.en.html. Eder Klaus. Europäische Säkularisierung. Ein Sonderweg in die postsäkulare Gesellschaft [European secularization: A special route to postsecular society?] // Eurozine. - 2006. - 7 July, Beckford James A. SSSR presidential address public religions and the postseculan critical reflections // Journal for the Scientific Study of Religion. - 2012. Vol. 51 (No.l). - P. 1-19. ISSN 0021-8294.
17 Примаков E.M. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX — начало XXI века). - Москва: ИИК «Российская газета», 2006; Сапронова М. А. Политический процесс в арабских
странах. - Москва: МГИМО-Увиверсигст, 2008; Васильев AM. Война в Ираке: региональные и глобальные последствия // Вестник РАН. - 2004. - Т. 74. - № 1 ; Мелкумян Е.С. Ситуация вокруг Ирака и роль постоянных членов Совета Безопасности ООН // Ближний Восток и современность. Сб. Вып. 11. - Москва: ИИИиБВ, 2001; Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и полигика. - Москва. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. 2009; Смирнов A.B. О понятии «свобода» в арабо-мусульманской культуре // Историко-философский ежегодник-2003. - Москва: Наука, 2004; Сатановский EJL Конфликт вокруг Ирака: возможные направления развития посткризисной сшуации // Ирак: первые итоги, выводы, уроки. — Москва: Институт изучения Израиля и стран Ближнего Востока, 2003; Мярский Г. Багдадская Головоломка И Россия в глобальной паорлитике. - 2003. - № 1; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-идеологической борьбе. - Москва: Политиздат, 1985; Большаков О.Г. История Халифата. - Москва: Наука. 1989; Васильев Л.С. История религий Востока. - Москва: Университет, 1998; Донцов В.Е. Современные шиитские исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. — Москва: ДА МИД РФ И ИАМП, 2001; Смирнов A.B. История арабо-мусульманской философии: Антология. - Москва: Академический проект, 2013. Белокреницкий BJL, Сикоев PP. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. — Москва: Институт Востоковедения РАН, 2014. - 216 е.; Белокреницкий BJL Война в горах. Талибы и пакистано-
Исследуя проблемы государственности Афганистана диссертант опиралась на работы, опубликованные в сборниках научных работ «Афганистан в начале XXI века»18, «Афганистан: война и проблемы мира», «Ислам на современном востоке» 19 . Их авторы - ведущие российские специалисты в области современного афгановедения - А.Д. Давыдов, В.Г. Когун, P.P. Сикоев, М.Р. Арунова и многие другие прояснили ключевые проблемы исследуемого предмета. Не менее важной стала работа А.Ю. Лаврова «Политический ислам в Афганистане»20, а также работы экспертов Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) А. Серенко, Омара Нессара, Н Мендковича и др. Ценным материалом стали публикуемые ЦИСА регулярные аналитические обозрения «Акценты», посвященные мониторингу политического процесса в ИРА21. Чрезвычайно важны для диссертационного исследования работы, публикуемые Институтом Ближнего Востока, Институтом Востоковедения РАН и др.
Зарубежные работы, которые составили контекст диссертационного исследования, принадлежат немецким и американским авторам: Ф. Кюну, Б. Бухголцу, Д. Ротерсу, К. Ник-Мюллер, М. Сентриве-Дюмон, Й. Хипплер, А. Рашиду, Т. Барфильду, X. Аббасу, К. Галл, О. Руа и др. 22 Особое значение
афганское приграничье // Азия и Африка сегодня. — 2012. — № 7. — С. 24—27; Он же. Афганистан и Пакистан: состояние и перспективы (соавтор — C.H. Каменев) // Восток. - 2012. — № 4. — С. 165-170; Он же. Афганистан и региональная безопасность в Азии // Научные проблемы безопасности Российской Федерации. Вып. 5. — Москва: Издательство «Известия», 2012. — С. 112-119; Он же. Предисловие к книге: М.Р. Арунова. ШОС и афганский вопрос. — Москва: Институт Ближнего Востока, ИВ РАН, 2012. — С. 3-6; Юртаев В.И. Интеграция и транспорт на пространстве ШОС // Некоторые проблемы международных отношений и внешней политики России (история и современность) / Отв. ред. В.Г. Джангирян, A.C. Протопопов. — Москва: Экон-Информ, 2009. — С. 190-202.; Он же : Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010). И, РУДН, 2012; Дружиловский С.Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока // Ислам и политика. — Москва, 2001.
Афганистан в начале XXI века. — Москва, 2004. "Афганистан: проблемы войны и мира. — Москва, 1996; Афганистан: проблемы войны и мира. - Москва, 1998; Ислам на современном востоке. — Москва, 2004.
20 Лавров А.Ю. Политический ислам в Афганистане. — Москва-Бишкек, 2010.
21 Центр изучения современного Афганистана // http://cisa.afghanistan.ni/ (Дата обращения: 23.04.2015).
22 Kuhn F. Sicherheit und Entwicklung in der Weltgesellschaft: Liberales Paradigma und Statebuilding in Afghanistan (Politik und Gesellschaft des Nahen Ostens) (German Edition), 2010; Benjamin Buchholz. Loya Jirga: Afghanischer Mythos, Ratsversammlung und Verfassungsorgan, 2013; Roters D. Der Islam - Hauptkraft des Widerstandes gegen die sowjetische Intervention in Afghanistan Taschenbuch, 2013; Nick-Muller C. Strategisches versus humanitäres Denken: das Beispiel Afghanistan, 2009; Micheline Centlivres-Demont edi. Afghanistan: Identity, Society and Politics Since 1980, 2014; Hippler Jochen. Afghanistan:Kurskorrektur oder Rückzug? Die politischen Folgen aus der Gewalteskalation //http://www.jochenhippler.de/SEF Policy^Paper^ Afghanistan Sept 2008.pdf (Дата обращения — 12.04.2015); Rashid A. Taliban: Militant Islam, Oil and Fundamentalism in Central Asia, Second Edition Paperback —
имели работы афганских авторов - Азим Н.М.Дж. Армия и политика во время войн в Афганистане; Базе Дж.М. Обзор политической и культурной ситуации в Афганистане; Зада А. Трагический день в Афганистане; Карваль М.С. Горькие и поучительные уроки Афганистану; Карзай X. Мой путь - это путь Афганистана; Куша Д. Война в Афганистане; Мосбах М.Б. Политическая история; Рештияк С.К. Афганистан в XX веке; Сафарзада MX. Годы джихада в Афганистане; Татин 3. Афганистан XXI веке; Тахир A.M. Жизнь бедных людей Афганистана без одежды, обуви и еды в годы войны; Фарда Ф. Миростроительство в Афганистане; Хаваджа А.А. Афганистан в огне; Шелковая промышленность в Афганистане 23.
Цель диссертационного исследования — выявить базовый инвариант государственности ИРА, транслируемый сквозь ее политические и исторические трансформации и придающий ей жизнеспособность.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) упорядочить теоретические подходы к пониманию государственности и государственной состоятельности, выявить критерии последней, применимые к Афганистану;
2) проследить трансформацию государственности ИРА;
3) выявить степень соответствия ключевых мусульманских политических систем реалиям политической жизни Афганистана;
April 13,2010; Barfield Т. Afghanistan: A Cultural and Political History (Princeton Studies in Muslim Politics), 2012; Roy O. Islam and Resistance in Afghanistan. - Cambridg, 1986; Hasan Abbas. The Taliban Revival: Violence and Extremism on the Pakistan-Afghanistan Frontie, 2014; Carlotta Gall. The Wrong Enemy: America in Afghanistan, 2001-2014. 2015.
23 Азим Н.М.ДЖ. Армия и политика во время войн в Афганистане / Н.М.ДЖ. Азим — Кабул, 2013 — 250 с. — Персид. яз.: Базе Дж-М. Обзор политической и культурной ситуации в Афганистане / Дж. М. Базе — Кабул, 2012
- 180 с. - Персид. яз.; Зада А. Трагический день в Афганистане / А. Зада - Кабул, 2002. - 405 с. - Персид. яз.; Карваль М.С. Горькие и поучительные уроки Афганистану - Кабул, 2005. - 320 с. - Персид. яз.; Карзай X. Мой путь - это путь Афганистана / X. Карзай. - Кабул, 2004. - 260 с. - Персид. яз.; Куша Д. Война в Афганистане / Д. Куша - Кабул, 2011. - 320 с. - Персид. яз.; Мосбах М.Б. Политическая история Афганистана / М.Б. Мосбах.
- Кабул, 2010. -270 с. - Персид. яз.; Рештияк С.К. Афганистан в XX веке / С.К Репггияк. - Кабул, 2010. - 350 с.
- Персид. яз.; Сафарзада М.Х. Годы джихада в Афганистане / М.Х. Сафарзада. - Кабул, 1995. —390 с.-Персид. яз.; Татин 3. Афганистан XXI веке / 3. Татин. - Кабул, 2013 - 280 с. - Персид. яз.; Тахир А.М. Жизнь бедных людей Афганистана без одежды, обуви и еды в годы войны / А-М. Тахир. — Кабул, 2014. — 230 с. — Персид. яз.; Фарда Ф. Миростроительство в Афганистане / Ф. Фарда. - Кабул, 2010. - 264 с. - Персид. яз.; Хаваджа А.А. Афганистан в огне / А.А. Хаваджа. - Кабул, 2013. - 310 с. - Персид. яз.; Шелковая промышленность в Афганистане.-Кабул: Министерство иностранных дел Афганистана, 2010.— 225 с.—Персид. яз.
4) установить соответствие между целями и проектом политического процесса в ИРА и мерой эффективности политической системы страны;
5) выявить перспективы формирования государственности ИРА, способной придать афганскому обществу жизнеспособность и вывести политический процесс из кризиса.
Научная новизна работы
1 — упорядочены теоретические подходы к пониманию государственности и государственной состоятельности, выявлены критерии последней, применимые к Афганистану; а именно: мера развития политических институтов и характеристики режимных трансформаций;
2 - прослежена трансформация государственности ИРА. Обнаружено, что на современном этапе в Афганистане произошли шесть последовательных трансформаций государственности, выражающиеся в последовательной смене монархической формы на республиканскую, исламистскую, и демократическую. В ходе каждой из этих трансформаций эрозии подвергался традиционный тип афганской государственности, но историческая преемственность между этими трансформациями несомненна;
3 - доказано, что из традиционных для мусульманских стран политических систем - имама, альянса, секулярной, военно-бюрократической и колонизаторской, — наиболее оптимальными являются «секулярная» («карзаевская») модель, а иррелеванными - «система имама» и «система альянса»;
4 - выявлено, что каждый раз с приходом новой власти в Афганистане задавались новые параметры политического процесса, что не давало возможности завершить начатое и сформировать жизнеспособную и эффективную политическую систему;
5 — сформулированы перспективы полномасштабного воссоздания государственной состоятельности ИРА. По мнению диссертанта, события могут развиваться по следующим трем основным сценариям (не считая возможных сценарных сбоев):
Сценарий первый, оптимистичный. Успех проекта создания национального государства А. Гани, консолидация этносоциального и этнополитического пространства, общество сумеет сплотиться вокруг лидера, общей идеи, поставленной цели политического процесса.
Сценарий второй, пессимистичный. Сторонники действующей власти и оппозиция не смогут договориться, Вашингтон и Пакистан не перестанут вмешиваться во внутренние дела, механизмы внутригруппового, внутриобщностного сплочения опять не сработают, что приведет к углублению конфликтов, возможно, к возобновлению гражданской войны, увеличению количества жертв и беженцев;
Сценарий третий, компромиссный, умеренно-реалистичный. Так или иначе, вернувшийся к власти X. Карзай вновь будет играть видную роль в государстве. Он сумеет создать реальную коалицию с оппозицией, в том числе и этнического толка, будут проведены реформы, укреплена внутриэтническая целостность, найден баланс форм государственного управления - жесткого и мягкого; баланс уровня развития системообразующих политических институтов и качества их работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В Афганистане существует сложившаяся на протяжении столетий уникальная институциональная матрица государственности - каум как синтез племенных отношений и клиентелы. Неизменность и удерживаемость этой матрицы, трансляция ее сквозь все трансформации политической системы задает тот исторический и политический коридор, который обеспечивает устойчивое, исторически длительное воспроизводство политической жизни в стране, со всеми ее деформациями. Она же дает право Афганистану называться государством, а не «страной без государства», она не разъедает государство, а воссоздает его изнутри, создавая своего рода каркас политической жизни.
2. Деконструкция традиционной афганской государственности выражалась в особых политических системах, свойственных мусульманским странам вообще и искаженно воспроизведенных в Афганистане — «системе
имама» - особенность государственности Афганистана времен Исламского эмирата талибов, где каумы были подменены властью эмира и носителем государственности стали талибы. И «система альянса» - особенность государственности Афганистана времен первого президентства X. Карзая, где было сформировано два «управленческих» полюса как равных носителей государственности - полюс каумов и полюс фундаменталистов.
3. Реконструкция традиционной афганской государственности с разной степенью эффективности началась с формирования двух политических систем, свойственной мусульманским странам вообще и Афганистану в частности -«секулярной системы» государственности времен второго президентства X. Карзая. Она получила название «карзаевская модель», и относительно корректно воспроизведена в Афганистане (отказ от абсолютизации каумов при сохранении традиционных устоев повседневной жизни). Вторая — про-западная «система государства — нации» президента Ашрафа Гани, устанавливаемая сегодня (сочетание каумов и политических партий, многопартийности).
4. Смена политических систем в Афганистане за последние пятнадцать лет показывает, что при всех трансформациях, разной мере влияния внешних и внутренних факторов, всех проявлений политической конъюнктуры единственным способом обретения необходимых параметров государственной состоятельности для страны является апелляция к специфическим устоям повседневной жизни, к принципам национального типа государственности, в виде, адаптированном к реалиям современного общества.
Теоретико-методологическая основа исследования
В исследовании применялось сочетание историко-политического и политико-географического, политико-этнографического, политико-религиоведческого подходов.
В качестве основы политического анализа применялся ситуационный анализ. Также использовался метод case-studies и ивент-анализ. В диссертации осуществлен поисковый (исследовательский) прогноз, содержанием которого
стало определение возможных путей развития афганской государственности в будущем - возможные сценарии развития событий.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации данных о политических проблемах в современном Афганистане. Данное исследование может быть использовано в учебном процессе, в частности в ДА МИД РФ, и представлять интерес для других учебных заведений и научных центров соответствующего профиля, а именно: для Института актуальных международных проблем, Института Ближнего Востока, Института Востоковедения РАН и др.
С практической точки зрения данное исследование может быть востребовано МИД России для выработки и уточнения ряда аспектов в позиции России в отношении ИРА, интересно Посольству РФ в Афганистане, Россотрудничеству, а также администрации Республики Афганистан в деле решения стоявших перед государством проблем, понимания их деталей и нюансов.
Апробация результатов диссертационного исследования
Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии и политической философии ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Основные теоретические и практические результаты диссертации были представлены автором на конференции «Актуальные проблемы и перспективы мировой политики: итоги и перспективы», состоявшейся в Дипломатической академии МИД РФ (Москва, ноябрь 2014), доклад на тему «Афганистан на пути в новое будущее»; на конференции «Ломоносов 2015», МГУ имени Ломоносова (Москва, 14 апреля 2015 года), доклад на тему «Восстановление государственности Республики Афганистан»24.
24 Вардак С. Восстановление государственности Республики Афганистан. Секция «Региональные проблемы мировой политики» Ьпр://10т0П050у-1юи.П1%с1иуе/Ь0т0П050У 2015/(1а1а/7249/мс184574 report.pdf (Дата обращения: 14.05.2015).
Основные тезисы и положения диссертационного исследования изложены в ряде публикаций в журналах, рекомендуемых ВАК России, общим объёмом 1,5 пл.
Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования и представлена введением, тремя главами, разделенными на тематические параграфы, заключением, а также списком использованных источников и литературы и приложением.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введепии обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её разработанности, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, указывается методологическая база, формулируется научная новизна, перечисляются положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования, указываются сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Феномен государства в XXI веке» проанализированы западные и российские научные подходы к изучению феномена государства, государственности и государственной состоятельности. В частности, выявлены особенности трактовки суверенитета как в контексте внутренней, так и внешней политики, принципы государственного устройства в мусульманских странах. Отдельно рассмотрен феномен политического процесса, прямо воздействующего на формирование государственности, его основные параметры и особенности его протекания в западных и не-западных странах.
По мнению диссертанта, применительно к теме исследования важно исследование топиков государства, суверенитета, независимости и насилия. В диссертации они рассмотрены в рамках отечественных и зарубежных политологических теорий, а также таких теорий международных отношений, как реализм и постмодернизм. На основе краткого обзора основных представлений о суверенитете государства сделан вывод, что в науке существует некорректное пересечение трактовок суверенитета как правового феномена (юридический суверенитет) и как политического (политического суверенитета).
Рассмотрена теория возможной «смерти» государства и в связи с этим феномен несостоявшихся государств и государств со спорным суверенитетом. Обращение к ним стало необходимым потому, что и тех, и других объединяет проблема обретения государственности, ее необходимой меры. Достаточная в одном случае для того, чтобы существовать на мировой политической карте, но не отправлять свои базовые функции — несостоявшиеся государства. В другом -
достаточная для нормального функционирования, но негодная для обретения политического признания - непризнанные государства.
Исследованы понятия государственности как определенное множество системообразующих признаков государства и государственной состоятельности как необходимое качество государственности, то есть способность государства оптимально организовывать публичное пространство и отправлять свои базовые функции25. Изучен вопрос критериев выявления необходимой меры государственной состоятельности. Сделан вывод, что применительно к теме исследования необходимо опираться на такие критерии государственности, как уровень развития политических институтов и систему Мельвиля-Стукала— Миронюка26. Причем в последней акцентированы «переменные, отражающие различные социально-демографические характеристики» и «переменные, представляющие собой экспертные оценки и отражающие отдельные характеристики режимных трансформаций»27. Этот выбор объясняется тем, что остальные изученные критерии государственности в силу особой ситуации, в которой находится предмет диссертационного изучения - Республика Афганистан - не могут быть адекватны и обладать достаточной объяснительной силой.
Исследованы принципы мусульманской государственности, в том числе обозначены различия по вопросу управления государством между двумя крупнейшими течениями в исламе — суннитами и шиитами. Вопрос передачи власти является ключевым пунктом противоречий между представителями этих течений. Исследованы ключевые типы систем государственного устройства в мусульманских странах: «система имама» — вся власть принадлежит духовному лидеру, «система альянса» - разделение власти между духовным и светским лидером, «секулярная система», где власть сосредоточена в руках одной династии и относительно свободна от религиозных атрибутов, «военно-
25 Nettl J. The State as a Conceptual VariableM // World Politics. - 1968. - 20(4). - P. 559-592; Ильин M.B. Пределы государственной состоятельности стран мира // Сравнительная политика. — 2011. — № 3. — С. 37-45.
26 Мельвиль А.Ю., Стукал Д.К., Миронюк М.Г. Государственная состоятельность, демократия и демократизация (на примере посткоммунистических стран) // Политическая наука. - 2012. - № 4.
27 Там же.
бюрократическая система» подразумевает, что власть принадлежит военным, которые со временем создают огромный бюрократический аппарат, «колонизаторская система», созданная странами-колонизаторами. Полученные результаты дали возможность перейти к дальнейшему этапу исследования и рассмотреть роль государства в политическом процессе.
Рассмотрено содержание понятия политический процесс, выделено ядро политического процесса (причина, проект, средства реализации, цели и семь основных характеристик процесса (правовая база, участники, типы, формы, характер политического участия, управление и регулирование, масштаб и кризис политического процесса) 28 . Также рассмотрены принципы демократических политических систем и особенности исламской демократии29, особенности политических процессов западных и не-западных обществ. Полученные в результате исследований данные дали возможность перейти к решению следующей задачи — к выявлению особенностей государственности Афганистана, в том числе ключевых моментов трансформации его государственности.
Во второй главе «Деконструкция государственности Афганистана» диссертант рассмотрел трансформацию государственности Афганистана, выявил его институциональную матрицу - каум; рассмотрел систему имама и систему альянса как этапы деконструкции традиционной государственности Афганистана. Было доказано, что государство может менять устаревающие формы государственного устройства, заимствовать элементы чужого социального порядка, но всегда стремится сохранить собственную институциональную матрицу государственности.
Выявлены шесть последовательных трансформаций государственности. В ходе каждой из этих трансформаций - от падения Королевства Афганистан (1973) через Республику Афганистан (1973), далее Демократическую Республику Афганистан (1978), Республику Афганистан (1987), Исламское
28 Кравченко И.И. Бытие политики. - Москва: ИФ РАН, 2001. - С. 94.
29 Dr. Suleiman Bin Abdul Rahman Al-Hokail. Human rights in Islam. - Riyadh, 2001. - P. 278-279; Сапронова M.A. Политический процесс в арабских странах. — Москва: МГИМО-Университет, 2008. — С. 23.
государство Афганистан (1992-2001), Исламский эмират талибов ( 1996-2002), Исламская Республика Афганистан (с 2004 по настоящее время) каждый раз эрозии подвергался традиционный тип афганской государственности, но историческая преемственность между этими трансформациями несомненна. Показано, что на первых трех этапах проблемы становления государственности Афганистана могут быть суммированы в следующих положениях: 1) ключевой особенностью государственности Афганистана во все времена его существования были племенные отношения, каум как «специфическое афганское сообщество, которое совмещает в себе черты клана и клиентеллы. Вот с этой группой в первую очередь и идентифицирует себя человек»30. Подрыв этого общества, выражающийся в кризисе авторитарной модели власти, отсутствии эффективного лидера, запустил процесс постепенного распада страны; 2) несправедливое распределение материальных благ, сосредоточение экономических богатств и политической власти в руках узкого круга лиц, низкий уровень жизни неимущих слоев населения; 3) подавление демократических свобод при формальном признании демократии, фальсификации на выборах, произвол властей в центре и на местах; 4) коррупция и деспотизм правящей верхушки. Диссертант не согласен с мнением Ф. Фукуямы и ряда других исследователей, что на протяжении столетний все попытки «насадить Афганистану государственность, сбрасывалась обществом немедленно»31. Афганистан, несмотря на ряд глубочайших кризисов, всегда был государством с собственным национальным представлением об осуществлении власти и постоянно отстаивал собственный путь развития, несмотря на диктат внешних сил и внутренние противоборства. ИРА обладает особой институциональной матрицей как «устойчивой, исторически сложившейся системой базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер. Важным свойством
30 Политическая система Афганистана. Воздействие племенной организации// http://www.mgimo.ru/files2/2014 06/ир73/Ые 15df56ba57e503aa2d38512ecafc0f36.pdf (Дата обращения: 17.05.2015).
31 Андреев СБ. Афганистан: страна без государства// Ь^:/'/а11о{\уаг.ги/а/апс1гее\у 5 ЬДехг 0П4П <:Ыт1 (Дата обращения: 23.04.2014).
институциональных матриц является их историческая устойчивость»32. Эта матрица - каум.
В главе рассмотрена «система имама» - особенности государственности Афганистана времен Исламского эмирата талибов и свойственные ей параметры политического процесса, главным образом его ядро. Причиной начала нового политического процесса стала необходимость установления мира в государстве. Воссоздание государственности Афганистана, носителями которой должны были стать талибы, стало целью политического процесса в Афганистане того времени. Проект политического процесса был подготовлен фундаменталистами, стремящимися создать унитарное исламское государство по типу халифата. Средствами реализации цели политического процесса стали политические реформы в контексте жесткой исламизации. Можно утверждать, что прописанный в проекте политического процесса талибов идеал государства был своего рода философской идеей, суть которой раскрывалась в содержании радикального суннитского политического мышления. Талибы «заменили термин давлат — «государство» термином имарат (эмират) — буквально место пребывания амира, то есть лидера талибов муллы Мухаммада Омара»33. Его власть с течением времени стала практически абсолютной, реализовался шмитговский принцип суверенной диктатуры. Сам диктатор из всех возможных политических стратегий - репрессий, кооптации, строительства политических институтов - реализовывал только и исключительно первую. По сути дела государство талибов было патерналистским традиционным государством, с иерархической вертикальной структурой власти как единственным средством эффективного государственного управления. Важным показателем слабой государственной состоятельности Афганистана стали переменные, отражающие отдельные характеристики режимных трансформаций и различные социально-демографические характеристики.
32 Кирдина СХ. Институциональные матрицы и развитие России. — Москва, 2000. - С. 24,3.
33 Давыдов АД. Режим талибов в Афганистане. Жесткая исламизация // Афганистан: война и проблемы мира. -Москва, 1998.-С. 49.
Прежде всего, мы имеем в виду высокий уровень физического насилия и практически полное отсутствие гуманитарной безопасности.
Также в главе рассмотрена «система альянса» — особенности государственности Афганистана первого президентства X. Карзая. В новых политических условиях был запущен и новый политический процесс. Его причина - крах государства талибов, проект - создание жизнеспособной политической системы, цель — переход Афганистана из состояния государства, практически утратившего внутренний и внешний суверенитет, в государство, как минимум, независимое, выходящее из состояния деградации. Цель граничила с утопией, поскольку предполагала смену конкретной формы государства по западному образцу, а не сохранение сложившегося на протяжении столетий афганского типа государственности, основанного на кауме, на родстве и патронаже. В силу слабости средств реализации процесса эта цель не была достигнута.
В третьей главе «Реконструкция государственности Афганистана» диссертант представил анализ «модели Карзая», системы «государства-нации»Ашрафа Гани и возможные сценарии будущего государственности ИРА.
Были рассмотрены причина, цель, проект нового политического процесса «модели Карзая». Они сводились к созданию секулярной (истинно демократической, где власть сосредоточена в руках одной политической силы и относительно свободна от религиозных атрибутов) исламской политической системы времен второго президентства X. Карзая. Для того чтобы быть эффективным, государство должно оставаться хотя бы частично секулярным, даже если публичная сфера все больше пропитывается принципами религии. Секуляризацию детерминирует модернизация страны, а она нереализуема без демократизации и политических реформ. Однако в Афганистане ключевые для модернизации институты в их западном толковании не встретили поддержку общества, главным образом в силу господства в нем традиционных ценностей и сложившейся веками институциональной матрицы - каума. Это дает основание рассуждать о феномене демодернизации Афганистана. В этом заключается вся
сложность и даже парадокс второго президентства X. Карзая: ему не удалось создать новую, конкретную форму государства, но удалось сохранить определенные принципы традиционного государственного устройства, стремясь укрепить в стране сильную централизованную власть, однако в основном собственную.
Перед новым президентом - А. Гани - встал ключевой вопрос - в каком направлении следует трансформировать нынешнее устройство афганского государства так, чтобы и обратить вспять процессы демодернизации и в то же время сохранить национальную институциональную матрицу. На основе исследования ряда параметров политического пространства страны, в том числе этнических и религиозных, сделан вывод, что в Афганистане, с присущим ему патернализмом и наличием в массовом сознании политико-психологической доминантны клиентелы, создать национальное согласие очень сложно. Врожденность традиционной институциональной матрицы продолжает сохранять себя во всей системе властных отношений и властной вертикали, выполняя амбивалентную функцию: сохранения институциональной матрицы и препятствия завершению новых политических инициатив. Новому правительству предстоит найти баланс этих функций, придать им взаимодополнительный характер.
Рассматривая перспективы возрождения государственности Афганистана, диссертант предложил три основных сценария: сценарий первый - оптимистичный или полная модернизация; сценарий второй -пессимистичный или усиление хаоса и окончательная деконструкция государственности; сценарий третий - компромиссный, умеренно-реалистичный или умеренная модернизация.
В каждом сценарии прописаны его основные параметры: государство, политические институты, партийная система, выборы, общество, внешняя политика. Подчеркнуто, что для реализации каждого из сценариев должны сложиться определенные обстоятельства. Помешать этим сценариям могут возможные сценарные сбои: внешние рамки, система взаимообусловленных
финансовых и управленческих возможностей государства. Механизмы, запускаемые политическими кризами, риски, намечающееся событие большой государственной важности34.
Диссертант полагает, что институциональная матрица ИРА - каум, наряду с исламом (и монархией), совместно сформировавшие политическое пространство страны, есть ключевая исходная причина становления государственности. Она же является тем результатом, который наиболее оптимально будет реализован именно в третьем сценарии.
В заключении подводятся итоги исследования.
В ходе работы автор провел тщательное научное исследование, им был собран достаточный материал, позволяющий решать поставленные задачи.
Было исследовано, уточнено и доказано, что:
Уникальная институциональная матрица государственности — Афганистана каум как синтез племенных отношений и клиентелы обеспечивала безопасность и жизнеспособность общества. Эффективность государственного управления традиционным афганским обществом, устойчивость последнего, возможны только на основе «умного» сочетания, вплетения в социально-политическую ткань общества имманентного ей каума и современных политических институтов.
В диссертации также дано рабочее определение государственности как наличия у политического образования системообразующих признаков государства, рассмотрены принципы мусульманской государственности, концептуализированнные в терминах уммы, халифата или султаната, рассмотрена взаимосвязь формирования государственности и протекания политического процесса, прослежена трансформация государственности ИРА.
Современное состояние исследуемого вопроса характеризуется недостаточной разработанностью в мировой политологической науке . Это во многом объясняется высокой динамикой политических процессов в
34 См. о теории этих параметров: Липман М., Петров Н. Россия-2020: сценарии развития // Московский цешр Карнеги. - 2012. - № 1. - С. 33.
Афганистане. Он и сегодня является ареной ожесточенной схватки геополитических интересов ведущих мировых держав. В стране до сих пор происходит формирование политических сил и политического мышления ислама различного толка. Во многом это является последствием иностранного присутствия в стране, сложностью ее межэтнического состава. Для Афганистана традиционным является объединение людей внутри сообществ вокруг лидера. Первое лицо - гарант справедливости, все серьезные конфликты начинались с момента разрыва этой цепи. Можно сделать вывод, что афганский кризис является местом, где сошлись интересы внутриполитического, геополитического, религиозного и этнического характера разных стран. Безусловно, обеспечение своих национальных интересов - вопрос выживания любого суверенного государства. Но вопрос в том, какой ценой. Важно видеть перспективу, с кем именно сотрудничество имеет большую вероятность на успех. Жизнеспособность и жизнестойкость государства определяется тем, чем оно владеет в собственных границах, какими ресурсами оно располагает для выживания и устойчивого воспроизводства. На взгляд диссертантап, применительно к Афганистану это означает сохранение своей институциональной матрицы в сочетании с модернизированным образом жизни.
Ш. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные теоретические и практические результаты диссертации опубликованы в следующих научных изданиях, рекомендованных ВАК России.
1. Вардак С. Эволюция государственности Исламской Республики Афганистан // Политика и Общество. - 2015. - № 5. - С. 613-617.
2. Вардак С. Особенности мусульманской государственности Республики Афганистан // Дипломатическая служба. - 2015. - № 5. - С. 28-32.
3. Вардак С. Биографемы политического лидера (X. Карзай и Республика Афганистан) // Обозреватель. - 2014. - № 9. - С. 82-87. (соавтор Кукарцева М.А)
Другие издания.
4. Вардак С. Афганистан на пути в новое будущее // Актуальные проблемы мировой политики. Сборник работ молодых ученых. - Москва: Канон+, 2015. - С. 208-211.
Вардак Спожмсй Особенности становления государственности в Исламской Республике Афганистан на современном этапе
Диссертация посвящена исследованию процесса и проблем формирования государственности Исламской Республики Афганистан на современном этапе. Автором рассмотрены основные факторы и причины, как оптимизирующие, так и затрудняющие указанный процесс, логика эволюции государственности Афганистана, ее минимумы и максимумы. Особое внимание уделено анализу институциональной матрице государственности ИРА, которой, по мнению диссертанта, является каум.
Wardak Spozhmai
The features of the Islamic Republic of Afghanistan statehood formation at the contemporary stage
The dissertation is dedicated to a research of the process and problems of the Islamic Republic of Afghanistan statehood formation at the contemporary stage. The author considers the basic factors and reasons that both optimize and impede the specified process; the logic of the Afghanistan statehood evolution - its minimums and maximums. The special emphasis is paid to the analysis of the institutional matrix of the IRA statehood and in the author's opinion it is Kaum.
Подписано в печать 10.09.2015г. Бумага офсетная. Печать цифровая. Формат А4/2. Усл. печ. л.1. Заказ № 313. Тираж 100 экз. Типография «КОПИЦЕНТР» 119234, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д.20 Тел. 8 (495) 213-88-17 \vww.autoreferatl ,ги