автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Освещение гендерных проблем в программе "Оила" телевидения Таджикистана

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Умарова Гавхар
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Освещение гендерных проблем в программе "Оила" телевидения Таджикистана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Освещение гендерных проблем в программе "Оила" телевидения Таджикистана"

005054218 На пР(1вах Рукописи

Умарова Гавхар

ОСВЕЩЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОГРАММЕ «ОИЛА» ТЕЛЕВИДЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА

10.01 ЛО-журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

- 1 НОЯ 2012

Душанбе-2012

005054218

Работа выполнена на кафедре печати факультета журналистики Таджикского национального университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат филологических наук, доцент кафедры печати Таджикского национального университета Панванд Гулмуродзода

доктор исторических наук, профессор кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета Мухторов Саттор

кандидат филологических наук, зав. отделом социальных программ Государственного учреждения телевидения «Пойтахт» Муминджанов Зулфиддин

Российско-Таджикский (славянский) университет

Защита состоится 8 ноября 2012 г. в 1330 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ТНУ (734025, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17).

Автореферат разослан

октября 2012 г.

Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор I- М. Б. Нагзибекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Споры и дискуссии о равноправии женщин и мужчин имеют древнюю историю, существовали правительства и государства, лишающие женщин элементарных прав. Во времена Советского Союза в Таджикистане женщине отводилось достойное место, она была защищена законом наравне с мужчинами. За сравнительно короткий период женщины и девушки не только были охвачены обязательным общим образованием, но и активно участвовали в общественной жизни. С распадом СССР произошла поляризация в отношении женщин в разных слоях общества и в разных сферах жизни. XXI век - это время, когда мировое сообщество декларирует равноправие женщины с мужчиной и её равные с ним социальные возможности, этот процесс оказывает влияние и на Таджикистан.

Сегодня, в новый период истории развития Таджикистана, статус женщин и отношение к ним в обществе нуждаются в новом осмыслени, в том числе и в средствах массовой информации. В годы независимости Таджикистана роли женщины в обществе стало уделяться больше внимания, и это не случайно, ибо женщины составляют 52% населения республики. Женщины являются гарантом развития общества на пути к независимости в общественно-политической, социальной и культурной сферах жизни. Благодаря поддержке государства и международных организаций, а также реальному партнерству между государственными органами и женскими организациями, в республике наметились позитивные тенденции в представительстве женщин на разных уровнях и их участии в принятии политических решений.

Конституция Республики Таджикистан и другие законодательные акты являются гарантом равноправия мужчин и женщин и обеспечивают активное участии женщин в общественно-политической, социальной и культурной жизни страны. Правительством Таджикистана для повышения статуса и роли женщин, были приняты особо важные законно-дательные документы1. Таджикистан ратифицировал международную конвенцию о равноправии мужчин и женщин.

Тендерные измерения осуществляются через тендерное равноправие (Gender eguity). Равноправие - означает равные права, обязательства и ответственность обеих полов перед законом. Положительное отношение к равноправию полов в сознании общества возникает тогда, когда в СМИ освещается социально-глобальная общность мужчин и женщин.

Учитывая значение средств массовой информации в современном обществе, отметим, что именно эти средства играют главную роль в формирова-

1 Семейный кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 1999; Закон Республики Таджикистан «Борьба против торговли людьми». - Душанбе,2004; Закон Республики Таджикистан «Государственные гарантии равных прав мужчин и женщин и их реализации». - Душанбе, 2005; Международный пакт о правовых нормах девушек в области образования. - Душанбе, 2002 и др.

нии тендерного сознания, в определении путей преодоления тендерной асси-метрии и создании гармоничного общества. Успешность этого определяется тем, насколько профессионально журналисты, соблюдая этику и объективность в отображении действительности, демонстрируют тендерные ценности и приоритеты, распознают тендерные проблемы и ищут пути их освещения. Следует отметить, что многие журналисты должным образом не вникают в суть тендерных проблем.

Изменение системы сложившихся традиционных духовно-нравственных ценностей в обществе, привлечение общественности к проблемам равноправия мужчин и женщин требует от сотрудников телевидения глубоких знаний, выявления и видения сути тендерной проблемы. Изучение и освещение тендерных проблем в СМИ и, особенно на телевидении, представляется важным актом в утверждении статуса женщин наравне с мужчинами, что и определяет актуальность исследования. Ввиду этого исследование качества тендерных вопросов и их освещение в СМИ чрезвычайно важно для выработки этических норм представления образа мужчины и женщины без дискриминации по признаку пола.

Степень разработанности темы. Международное феминистское движение женщин заложило основы в изучении и исследовании положения женщин в разных странах, соблюдения прав и причин их дискриминации в обществе1. Следует отметить, что в советский период данная проблема изучалась в контексте изменений, происходивших исключительно в жизни женщин. Проблемы тендерной системы сводились к практическому решению «женского» вопроса. В Таджикистане, как и в других республиках Центральной Азии и Кавказа, в основном изучались социально-философские, исторические аспекты происходящих изменений в жизни женщин Востока. Под влиянием революционных преобразований XX столетия, внимание ученых аккумулировалось на позитивных сдвигах в исследовании тендерных проблем. Результаты исследований освещены в работах таджикских ученых М. Гафаровой, Р. Набиевой, М. Акиловой и других специалистов Центрально-азиатского региона2.

Тендерные исследования для Таджикистана - тема новая, во многом незнакомая. Социологические опросы населения, проводимые по инициативе местных и международных неправительственных организаций, начиная с 1995 года, послужили стимулом к изучению этой проблемы в Таджикистане. Первые шаги в исследовании тендерных проблем в рес-

1 Подр. см. : Гулмурод П., Мукимов Ч. Матбуоти точик ва масоили гендери.-Душанбе, 2007.

2 Гафарова М. Духовный облик женщины Советского Востока. —Душанбе, 1969; Гафарова М. Женщины Советского Востока.—Душанбе, 1987; Набиева Р. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. —Душанбе, 1973 ва диг.

публике были предприняты А. Куватовой и М. Хегай1, которые подошли к рассмотрению этого вопроса в социологическом аспекте.

В работе Л.Сталь дается характеристика первых женских пролетарских изданий2. Исследование Н.Абдуазизовой посвящено истории возникновения женской печати Узбекистана3.

В трудах Дж. Мукима «Журналистика и тендер», П. Гулмурода, Дж. Мукима «Таджикская печать и тендерные проблемы», в статьях сборника «Гендерное равноправие»4 исследованы общетеоретические тендерные проблемы на страницах периодики, они являются ценным материалом для студентов отделения журналистики и специалистов в области журналистики.

Анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной изученности отражения различных аспектов положения женщины в обществе, женского вопроса в средствах массовой информации. Освещение женского вопроса в периодической печати анализировалось лишь немногими авторами, среди них - Л.Сталь, Н.Абдуазизова, Х.Хушкадамова, Р.Бободжанова.

1 Куватова A.A., Хегай М.Н. Женщина в переходный период //Известия АН РТ. 1997; Куватова А. Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана // Общественное мнение и социальная трансфорт мация общества (на материалах социологических исследований в Таджикистане). — Душанбе, 1997; Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. -Душанбе, 2002; Хегай М. Отчеты о результатах тендерного исследования в Кофарнихонском и Айнинско районах. 1997-1998гг. //«Современная женщина в семье, на работе и в политике: тендерный аспект».-Душанбе, 1998 и др.

2 Сталь Л.Печать и женское коммунистическое движение.-М.,1927.

3Абдуазизова Н.Печать и строительство социализма (на примере журнальной периодики Узбекистана).-Ташкент, 1977.

4 Муким Дж.Журналистика и тендер. - Душанбе, 2006; Гулмурод П., Муким Дж. Таджикская печать и тендерные проблемы.-Душанбе, 2007; Гендерное равноправие (сборник статей).-Душанбе, 2007.

5 Хушкадамова X.Образ женщины в современной таджикской журналистике.-Душанбе,2006.

6 Бободжанова Р. М. Роль СМИ в формировании тендерных стереотипов. -Душанбе, 2006

7Ашрапова С.Т. Освещение вклада женщин Таджикистана в победу в Великой Отечественной войне на страницах периодических изданий. - Душанбе, 2004.

8 Исмаилова В. Освещение тендерных проблем в русскоязычных печатных средствах массовой информации Республики Таджикистан (Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук).-Душанбе, 2010.

В работе X. Хушкадамовой проводится социологическое исследование печатных СМИ Таджикистана в советский период5. Р.Бобо-джанова исследовала роль СМИ в формировании тендерных стереотипов6. С. Т. Ашрапова в кандидатской диссертации исследовала деятельность таджикских женщин в годы Великой Отечественной войны в периодической печати7 В. Исмоилова в своей диссертационной работе, в большей степени носящей обзорный характер»8, акцентировала внимание на освещение тендерных проблем на страницах русскоязычных СМИ.

Хотя относительно общих проблем телевидения в статьях и произведениях таджикских учёных А. Нуралиева, И. Усмонова, Р. Бободжо-новой, М. Муродова, А. Азимова, С. Гулова, С. Хайдарова, М. Шоева1 отводится достаточно места, однако освещение тендерных проблем на телевидении до сих пор является малоизученной темой.

Целью диссертационной работы является выявление особенностей освещения тендерных проблем в телевизионной программе «Оила»;

Выдвинутая цель предполагает решение следующих задач:

- изучение общетеоретических основ гендерных проблем;

-выявление уровня развития гендерных исследований и их влияния на

социальный статус женщины;

-определение места телевидения Таджикистана в освещении гендерных проблем;

-произведение сравнительного анализа телевизионных программ радиопередач и материалов периодической печати, посвященных тендерным проблемам;

- анализ воспитательного аспекта тендерной политики в телевизионных программах;

-выявление мастерства тележурналиста в освещении тендерной проблематики и жанровой направленности проблемы.

Методология и методика исследования. В работе применялись методы сравнительного анализа программ различных каналов таджикского те-

1 Усмонов И.Журналистика, ч. 1,3.- Душанбе, 2005- 2008; Саъдуллоев А.,Шоев М. Основы телевизионной журналистики, к. 1-2.-Душанбе,2005-2007; Муродов М.Б.Публицистическая сатира в таджикской периодической печати.-Душанбе, 2011; Мукимов Дж.Политика и информационная война.-Душанбе, 2006; Азимов А. Телевидения//Энсиклопедия литературы и искусства.ч.1.-Душанбе, 2003; Гулов С.Клад слова.-Душанбе, 2005 и др.

2См: Гулмурод П., Муким Ч. Таджикская печать и тендерные проблемы.-Душанбе, 2007.

3Гафарова М. Духовный облик женщины Советского Востока.-Душанбе,1969; Гафарова М. Женщины Советского Востока.-Душанбе,1987; Набиева Р. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. - Душанбе, 1973 и др.

левидения и радиовещания, а также принципы историзма и цивилогра-фии.

Теоретико-методолигическую основу диссертации составляют ключевые положения научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых Е. Прохорова, В. Ученовой, В. Горохова, М.Черепахова, А. Рубашкина, П. Карасева, Т. Беневольской, Л. Калашниковой, А. Саъдул-лоева, И. Усмонова, А. Нуралиева, П. Гулмуродзода, М. Муродова, М. Мукимова и других в области тендерной проблематики, новых реальностей современной журналистики, а также международные конвенции по вопросам тендерного равенства и государственные программы Республики Таджикистан о предоставлении женщинам равных прав и социальных возможностей с мужчинами, политика парвительства Республики Таджикистан по планированию семьи.

Источники исследования. Основными источниками работы являются исследования, рассматривающие тендерные проблемы в СМИ отечественных и зарубежных учёных, телевизионные передачи, посвященные тендерной проблематике.

Научная новизна диссертации. Впервые проведен сравнительный анализ освещения тендерных проблем на телевидении и с помощью других электронных средств информации.

Новизна полученных результатов представлена в исследовании как результат анализа освещения особенностей тендерных проблем на телевидении Таджикистана.

Объектом исследования являются телевизионные программы Телевидения Таджикистана.

Предметом исследования выбрано освещение тендерных проблем в телевизионной программе «Оила» Телевидения Таджикистана.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что впервые сделан широкий комплексный анализ по тендерной проблематике на телевидении Таджикистана. Данное исследование представляет собой первую попытку теоретического осмысления всего спектра тендерных проблем на телевидении. В работе исследуется само понятие «тендер» и рассматриваются тендерные исследования российских и таджикских ученых. Положения, результаты и выводы данной диссертационной работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов для высших учебных заведений, разработке учебных пособий, спецкурсов и спецсеминаров по журналистике. Работа может быть полезна студентам, аспирантам и специалистам, а также всем тем, кто интересуется исследованиями в области гендера.

Основные положения, выносимые на защиту:

• На основании сравнительного анализа телевизионных программ Первого канала телевидения Таджикистана автор выявляет особенности

освещения тендерной проблематики в условиях Таджикистана и своеобразие этого вопроса в связи с национальной традицией;

• выявлена тенденция продолжения и углубления женской проблемы, затронутой в СМИ советского периода, и ее трансформации, с учетом новых традиций, свойственных современному периоду;

• Подчеркивается и рассматривается роль телевидения Таджикистана в защите конституционных норм в гендерном вопросе;

• На основе практической деятельности тележурналистов, в частности в авторской программе «Оила», диссертант выявляет основные публицистические жанры и формативные особенности освещения ген-дерной проблематики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседашш кафедры печати, телевидения и радиовещания, международной журналистики Таджикского национального университета протокол № 8 от 17 мая 2012 года и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в ряде статей, тезисах, докладах на республиканских и международных научных конференциях, состоявшихся в (2005-2011гг) в Таджикском национальном университете. Основные выводы исследования изложены в трех книгах, четырех статьях, в том числе двух статьях, опубликованных в журнале «Вестник ТНУ», входящих в реестр ВАК РФ.

Структура диссертации продиктована её задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень её разработанности, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методология исследования, её научное и практическое значение, степень изученности проблемы, выделяются основные положения, выносимые на защиту.

Глава 1. - «Освещение гендерных проблем на телевидении Таджикистана» - состоит из двух разделов, в первом разделе подвергнуты анализу телевизионные программы, освещающие проблемы равноправия женщин.

Появление такого мощного средства информации, как телевидение дало мощный толчок освещению образов девушек и женщин. Телевидение быстрыми темпами и с помощью современной космической связи охватило весь мир и воздействует на общественное сознание, призывая массы к познанию и ведя общество к прогрессу. Оно сближает и объединяет народы земного шара. Освещая важные политические, экономические, социальные и культурные проблемы, телевидение оперативно информирует население о происходящих событиях в мире. На таджикском

телевидении, наряду с другими проблемами, особое место занимает освещение проблем жизни женщин, возникающих в связи с изменениями современном состояшш общества.

В Таджикистане понятие «тендер» вошло в обиход после обретения независимости, ликвидации последствий гражданской войны, возвращения беженцев, создания необходимых условий жизнедеятельности граждан, функционирования предприятий, вступления Таджикистана в мировое сообщество, укрепившего веру народа в светлое будущее на пути к демократии и цивилизованному обществу1. Проблемы определения места и роли женщины, ее статуса стали одними из важных. Женские проблемы стали наиболее важными в СМИ, в том числе и на телевидении. В сравнительно короткое время, на каналах Таджикистана появляются циклы передач «Великодушие» Давлата Сафара, «Мера» Гайратшо Ахмада и Мохсафар Яхёзода, «Женщина и общество» Хуснигул Дами-новой, «Светоч земли» Нилуфари Азим, «Исцеление» Фотимы Якубовой, «Перекрёсток» Рахматулло Камола, посвященных различным проблемам жизни женщин Республики. В программе «Женщина и общество» Хуснигул Даминовой затрагивается одна из самых злободневных общественных проблем - семейные раздоры, которые приводят к разрушению семейной обстановки и оказывают негативное влияние на воспитание детей, их психику. В качестве примера выбрана семья Хавасбе-гим. В передачах «Перекрёсток», «Жизнь», «Согласие» телевидения «Са-фина» выявляются причины возникновения данных проблем. Следует отметить, что по причине различного уровня культуры и различия во взглядах авторов и ведущих телевизионных программ, зритель не всегда удовлетворен качеством ожидаемого результата. Например, 15 мая 2010 года телевидение «Сафина» предоставило зрителям программу «Жизнь» Талабшо Мукимова, посвященную международному Дню семьи. Автор и ведущий программы пытался получить ответ от участников передачи на вопрос: «Что является причиной разрушение молодых семей»? Было очевидно, что журналист Т. Мукимов, по неопытности, поверхностно подошел к подготовке и освещению тендерной проблемы.

В программе ««Перекрёсток» Рахматулло Камолова с участием психологов Кучибая Салимова, Алимухаммада Ёрмахмадова и судьи верховного Суда РТ Тохира Кодирова был представлен зрителям сюжет о жизни женщины, подвергшейся насилию. Анализируя этот сюжет, участники передачи трактовали двоеженство как преступление согласно действующим законам, но констатировали, что до сих пор за эти деяния никто не наказан. Таким образом, насилие, нарушение прав со стороны мужчин, болезни женщин стали объектом серьезной дискуссии. Ведущий программы Р. Камолов, подводя итоги передаче, подчеркнул необходимость повышения семейной культуры, обеспечения прав женщин и

1 См.: Бободжонова Р. Б. Роль СМИ в формировании тендерных, стеротипов,-Душанбе, 2006.-С.18.

отметил, что причины неравноправия в обществе « надо искать в самих себе». Передача Нилуфари Азиз «Светоч земли» была посвящена роли и месту женщины в современном обществе, защите её прав, расстановке кадров по половому признаку. Примечательно, что монтаж и запись беседы, выбор места для передачи соответствовали программе. Автор мастерски провёл программу, но закадровый текст имел технические дефекты, которые снизили восприятие проблемы. Закадровый текст был удачно подобран и вмонтирован в программе «Исцеление» от 25 августа 2006 года, в исполнении профессиональной ведущей Санавбар Рахимзода.

В последние годы сотрудники телевидения подготовили ряд интересных передач, посвященных женским проблемам, затрагивающим различные стороны их жизни. Так, если программа Давлати Сафар «Великодушие» отличается богатым содержательным анализом о правах женщин, то передача «Здоровье» (ныне «Исцеление») с участием врачей и медицинских сотрудников, дает женщинам полезные консультативные советы. Автор программы Фотима Якубова - выпускница факультета журналистики МГУ имени Ломоносова обычно приглашает на передачу профессиональных специалистов в области медицины. Другой полезной передачей для зрителей является программа «Человек и закон». Программа освещает повседневные жизненные проблемы телезрителя. Потому, что вспыхнувшая гражданская война в первые годы независимости Таджикистана нанесла глубокие духовные и психологические раны народу, многие люди потеряли своих близких, часть из них были вынуждены жить на чужбине, число преступлений в Таджикистане возросло до невиданных масштабов. Программа «Человек и закон», наряду с иными проблемами, освещала вопросы о правах и обязанностях коммерсантов, особенно женщин - бизнесменов, была актуальной и своевременной. В нынешнее время большая часть женщин - бизнесменов не знают своих прав и нуждаются в помощи юристов в трактовке законов и иных правовых актов как со стороны правоохранительных органов, так и представителей общественных организаций. Важным достижением создателей передачи является то, что они свои суждения подкрепляют сюжетами и достоверными фактами1. Действительность предстает перед зрителями в образе женщин - бизнесменов, подвергающихся ущемлению со стороны ответственных лиц торговых учреждений. Бесспорным является тот факт, что глобальные информационные перемены - появление спутниковых связей и Интернета открыли разным народам мира возможность оперативного получения свежей информации о гендерных проблемах, способствуя поднятию культурного уровня и защиты прав женщин в обществе. В настоящее время таджикскому телевидению необходимо обратить пристальное внимание и принять активное участие в освещении проблемы защиты прав женщин.

1 ТВ программа«Оила», 2009, 15 апреля.

Одной из важных проблем современного общества является воспитание молодёжи, которой правительство республики Таджикистан с момента приобретения независимости уделяет особое внимание, и в этом направлении ключевая роль принадлежит обществу, семье и в особенности женщине- матери. Как и другие средства информации, телевидение уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения, что и стало предметом нашего исследования во втором разделе первой главы -«Телевидение и проблемы воспитания детей».

В последние годы в общеобразовательных учебных заведениях страны произошел заметный спад уровня знания молодежи. Некоторые родители забирают своих дочерей даже из младших классов, что, несомненно, сказывается на сдерживание развития общества. Одна из программ передачи «Оила», посвященная нравственному воспитанию, в своих сюжетах и кадрах прямо с улицы анализирует жизнь молодежи, их отношение к взрослым, поведение в общественных местах. Журналист в передаче обращает внимание на три важных момента: поведение детей в семье, молодежный слэнг и поведение в общественных местах, отношение с учителями и одноклассниками в школе. Сюжеты взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. В передаче звучат мысли и рассуждения о роли женщины в духовно - культурном воспитан™ детей, что производит на зрителя неизгладимое впечатление.

Телевидение, с целью привлечения детей и юношей к книгам и библиотеке, транслирует познавательные передачи передачи, о жизни и деятельности известных личностей, писателей, деятелей культуры и науки. К циклу передач подобного характера следует отнести авторские программы журналистов: Шавката Мухаммадиева, Хасана Халилова, Темура Султанова, Гулчехры Сатторовой, Давлата Сафара, которые своим тематическим содержанием привлекают внимание подрастающего поколения1.

В одной из передач программы «Оила», в ходе дискуссии, были рассмотрены две важные проблемы - отставание детей и подростков от учебной программы в школе и совершение ими преступлений. В ходе программы ответственные лица, представители правительства, исполнительной власти, отдела внутренних дел, преподаватели, специалисты, служители религий ислама и христианства, родители иногда поддерживали мнение друг друга, иногда поправляли. Затем присутствующим был показан фильм, где дети мыли машины, собирали деньги в маршрутках, возили телеги (арбу). Часть из них из-за нарушения общественного порядка были задержаны и доставлены в отделы внутренних дел городов и районов.

Трудности и проблемы воспитания детей серьезно обсуждаются в программах «Бегарз панд», «Сарбози Ватан», и «Субх» на Телевидении

1 Джамол Абдулхай. Чехрахои шинохтаи садо ва симо» (Известные лица радио и телевидения)//Паёми Душанбе, 2001-31 декабря.

Таджикистана. Целью этих программ является привлечение внимания семей и всего общества в целом к исправлению недостатков и дефицита решений проблем в этой области. Детско - юношеское телевидение «Ба-хористон», которое функционирует с 2006 года, в какой -то степени заполняет пустое пространство детскими программами. Ряд интересных программ, в частности «Интихоби ман» («Мой выбор»), «Се духтара-кон» («Три девочки»), «Калидчаи заррин» («Золотой ключик»), «Масли-хатхои муфид» («Важные советы»), «Dream land», имеют поучительно-просветительский характер, побуждают юных зрителей задуматься и поразмышлять о своих поступках. В то же время часто в роли ведущих программ выступают подростки. Другой вопрос - это то, что большинство художественных, мультипликационных детских фильмов на телевидениях Таджикистана не имеют перевода на таджикский язык. С одной стороны, это хорошо, ибо они способствуют изучению иностранного языка, но, с другой стороны, недостаточное освоение ребенком тонкостей родного языка не приводит к овладению другими языками. Большая часть детей РТ живет в сельской местности и естественно, что многие из них владеют только родным языком.

На телевидении Таджикистана большая часть шоу, телепрограмм, детско - юношеских передач осуществляется на конкурсной основе. Познавательные программы, с одной стороны, формируют нравственное мировоззрение детей, с другой стороны, они привлекают их зрительский интерес, побуждают их к овладению знаниями.

Вторая глава диссертации - «Тендерные вопросы в программе «Оила» на Телевидении Таджикистана» - состоит из двух разделов. В первом разделе внимание уделяется отражению жизни женщин в программе «Оила». По сути, эта тема не является новой на телевидении, но в таком ракурсе она рассматривается впервые.

В пропаганде традиций, обычаев и изменений в социальной жизни женщин значительную роль сыграли телевизионный фильм Шодибека Хотамбекова «Гули сиёх» («Черный цветок», 1960), телевизионные программы «Дугонахо» («Подружки»), «Боз як барномаи дасавони» («Ещё одна молодёжная программа»), «Насихат гуш кун чоно» («Слушай назидания, дорогой»), «Кохи баланд» («Высокий Дворец»), «Мехрангез», «Вохури», а также программа, Саидкула Курбонова в прямом эфире, «Джахоннамо».

В первые годы независимости, из-за недостаточного осведомления народа о культуре ислама, роль и положение женщин в обществе были истолкованы неправильно с точки зрения законов шариата, некоторых предписаний ислама, что стало причиной разделения народа в февральских событиях 1990-1992 годов на 2 лагеря. Некоторые из реакционно-настроенных людей пропагандировали и агитировали, чтобы женщины сидели дома, а девушки не учились в школах и университетах. Исходя из этого обстоятельства и была создана передача «Оила». Один из её первых выпусков в 1992 году, с участием Казн республики Ходжи Акбара

Тураджонзода, был посвящен вопросам прав женщин с точки зрения шариата. Согласно мнению Ходжи Акабара Тураджонзада, в Коране, кроме некоторых особых аятов, все остальные касаются в целом всех людей, то есть не разделяют права женщин и мужчин, наоборот, в них роль женщины ставит её выше других членов общества.

К сожалению, по истечешш многих лет эти вопросы вновь становятся предметом серьезного обсуждения, и некоторые из родителей своих дочерей, под предлогом различных причин, лишают обучения в школах, или же выдают их замуж несовершеннолетними. На страницах прессы^ на радио и телевидении по этому поводу много пишут, говорят, но не всегда эти речи действуют на родителей.

Творческому коллективу государственного телевидения необходимо привлечь ученых, мудрецов и религиозных улемов к толкованию, разъяснению и изложению предписаний шариата. Сейчас на телевидении первого канала стало традицией только в месяц рамадан приглашать религиозных улемов, а в других случаях они редко приглашаются, и , с нашей точки зрения, такого рода отношение наносит вред обществу. Но многие, веря некоторым предрассудкам и суевериям, из-за незнания сущности ислама попадают под влияние различных групп, которые очень далеки от настоящего ислама, что несет угрозу раскола общества и возникновения нежелательных событий.

Другой важный вопрос в нынешнем обществе Таджикистана - это повышение правовых знаний женщин. Отражение этого вопроса в программе «Оила» исследовано во втором разделе второй главы диссертации.

Достижение молодыми определенного возраста для вступления в брак является одним из обязательных условий брачного договора, которое влияет на здоровье молодежи, на духовное и физическое развитие, создание крепкой семьи, воспитание детей.

К сожалению, не все соблюдают требования закона РТ о вступлении в брак в определенном возрасте. Несоблюдение закона приводит к замужеству девочек в несовершеннолетнем возрасте, в некоторых регионах страны ранние браки вошли в традицию. Эта проблема в нестабильные годы в стране нашла свое освещение в одной из программ «Оила». С целью разъяснения закона и внесения ясности по правовому положению вопроса, на программу были приглашены двое юристов - М.Махмудов, преподаватель факультета правоведения Национального Университета Таджикистана и Б.Худоёров - работник министерства юстиции республики, а также группа студентов с юридического факультета. Судя по вопросам и ответам участников и телефонных расспросов зрителей, телевизионному отделу стало очевидно, что народ хочет как можно больше узнать о правовых сторонах данного вопроса. К этой проблеме также было обращено внимание в одной из программ «Оила», подготовленной в 2001 году в Согдийской области. С целью изучения хода исполнения Семейного Кодекса РТ, Отделы записей актов гражданского состояния,

комитета по делам женщин хукумата Согдийской области провели инструктивные семинары среди студентов Государственного университета города Худжанда имени Б.Гафурова, филиала коммерческого университета Таджикистана и педагогического колледжа в городе Худжанде. Посредством анкетирования мнения 200 юношей и девушек были конкретизированы в отношении изучения Семейного Кодекса РТ. В результате выяснилось, что 67% молодежи проявили заинтересованность в изучении семейного права и обязанностей. Относительно пользы и необходимости брачного договора в создании семьи 82% молодежи поддержали, 18% ответили отрицательно, 82% молодежи подтвердили наличие в семье насилия и 18 % отвергли такое явление.

Все эти показатели побуждают, с одной стороны, к проведению различных мероприятий для повышения уровня правовых знаний общества в частности среди женщин и для выполнения этой важной работы использовать возможности телевидения.

Одной из важных проблем в суверенном Таджикистане является определение места и роли женщин в обществе, их прав, гарантируемых Конституцией РТ. С другой стороны, международные организации для повышения статуса женщин в обществе также провели ряд мероприятий, которые способствовали решению проблем женщин в обществе. С целью внесения полной ясности, относительно этого вопроса, была проведена программа «Оила» при участии преподавателей университета, профессора О.Усмонова, кандидата наук А.Имомова, М.Махмудова и Н.Шонасрудцинова.

Следует отметить, что во время обсуждения вопросов выяснилось что существует множество примеров из кодекса законов республики, которые препятствуют решению тендерных проблем. С одной стороны, всех их трудно удержать в памяти, а с другой стороны, рассмотрение нескольких правовых вопросов в одной программе из категории права -на участие в выборах, на образование и работу, жилье, и равенство между мужчинами и женщинами в семье, в обществе - представляется затруднительным. Было бы лучше если бы каждый из этих вопросов был бы рассмотрен в программах по отдельности при участии молодежи, женщин и работников различных органов.

В этом отношении передача «Зиндачудои» из цикла программ «Оила» также привлекает внимание. В передаче были подняты вопросы незнания своих прав и причины суицида девушек и женщин на конкретных примерах и при участии женщин, находящихся «на перепутье» несчастной семейной жизни.

По этому вопросу выразили свое мнение работник генеральной прокуратуры Бозоров, председатель защиты матери и ребенка Почобегим Хафизова и участники программы. Терпение в поведении Мукаррамы-героя передачи, с точки зрения журналиста Низома Нуъмона, является показателем достойного материнства.

Слова и суждения ведущего также были успокаивающими, он говорил, что от того, как мы относимся к жизни: либо хорошо, либо плохо, бог воздаст нам по достоинству.

К сожалению, дальнейшая судьба героини программы осталась неизвестной. Если бы работники телевидения, по истечении нескольких месяцев и лет, вновь обращались к тем же вопросам, как в программе «Пусть говорят» на общественном телевидении России, и определили бы, какое влияние оказала программа на дальнейшую жизнь героя. Но программа «Оила» не возвращалась к этому вопросу, в связи с ограниченными возможностями.

Таким образом, программа «Оила » в каждом своем выпуске при участии разных представителей общественности рассматривала проблемы, трудности женщин и старалась оказать помощь в их решении. Это не всегда удавалось, но постановка и рассмотрение вопросов, а также привлечение внимания общества являются достоинствами программы.

Для эффективного творческого труда журналисты используют различные жанры, и независимо от времени и эпохи обязанностью публицистики является усовершенствование ума, разума и мировоззрения народа, и эту деятельность можно осуществить и на телевидении, эту особенность мы наблюдаем в программе «Оила».

Во второй главе диссертации исследована «Специфика жанров программы ток-шоу «Оила»». Ток-шоу на таджикском телевидении является новым жанром, поэтому мы сочли необходимым в начале главы рассмотреть историю становления этого жанра.

Отличительной чертой шоу-программы является быстрый темпо-ритм вопросов и ответов, споров, реплик, шуток, наличие достоверных, конкретных фактов по теме.

По существу ток-шоу, как новый жанр, появился в 60-е годы XX века на телевидении Америки, он берет начало от театральных представлений и радиопередач. Открытие шоу - программы исследователи приписывают американскому журналисту Филу Донахью, который во время прямого эфира своей программы осознал, что не знает, что сказать. В тот сложный ответственный момент, когда установилась тишина, для выхода из неприятной ситуации, он подошел к одному из участников программы и обратился к нему, не хочет ли тот задать вопрос герою программы. К счастью, он обратился с вопросом и к герою программы. В студии активизировались споры и обсуждения, при активном участии и других участников программы. Таким образом, Донахыо случайно и неожиданно основал новый телевизионный жанр ток-шоу и в 1963-1967 годы каждое утро, на провинциальном телевидении при участии зрителей, он вел программу, и данный канал благодаря шоу-программам Донахью приобрел популярность США.

Создатели шоу - программ в первые годы при использовании жанра ток- шоу делали 2 вида программ: информационный и культурный.

Телевизионные журналисты Майк Уоллес, Джонн Карсон, Барабара Уолтере, Р.Эдвард, Майк Уоллес, Тед Коппел, а также профессиональные репортеры внесли достойный вклад в развитие этого жанра, в освещение важных политических, социальных новостей, которые имели оттенок шоу — программ.

Советский зритель познакомился с телевизионным ток-шоу Америки только в 1986 году в период горбачевской перестройки, когда прямая трансляция осуществлялась посредством телемоста.

На центральном телевидении Советского Союза Владимир Познер признан первым ведущим ток-шоу. В конце 70-х годов и в начале 80-х годов на центральном телевидении Советского Союза увеличилось количество шоу-программ. Из числа этих программ можно перечислить «12-й этаж», «Угадай мелодию», «Взгляд», в подготовку которых достойный вклад внесли Эдуард Сагалаев, Владимир Молчанов, Владислав Листьев, Владимир Комиссаров.

На телевидении Таджикистана некоторые элементы ток- шоу наблюдались еще в период Советского Союза. В телемостах Валерия Жалобо-ва, Хакима Эргашева с телевидениями других республик Центральной Азии Казахстаном, Белоруссией и Украиной, где на промышленных предприятиях этих стран изготовляли необходимое оборудование для Нурекской ГЭС, можно найти детали ток - шоу.

Элементы ток-шоу можно найти в клубных телевизионных программах: «Дугонах,о» («Подруги»), (ведущая Рафоат Абдусаломова, режиссер Абдуллочон Гаффоров), «Маърифат», «Зарринточ» (ведущая Гавхар Умарова, режиссеры Иззат Самадов, Неъмат Халилов), «Боз як барно-маи чавони» (Турсунпулод Аминчонов, Халим Сангинов), «1-студия» (Савлатшои Ховари), «Офарин» (Каримчон Бурхонов, Худоёр Имоме-ров), объемных программах «Чарогаки солинави», «Галаба муборак» (посвященных выполнению плана по сдаче хлопка), Международному женскому дню и в программе «Ру ба ру», при участии политических деятелей. Большое количество элементов жанра ток - шоу можно обнаружить в телевизионной программе «Чойхонаи дилкушо», которая привлекала внимание зрителей маленькими юмористическими сценками. Порой артисты высказывают реплики и присоединяются к дискуссии.

Во время перестройки, особенно в 1988- 1989 годы, при непосредственном участии народа было множество программ о певцах, 50% которых носили элементы ток - шоу. Одна из них - программа «Мехрангез», которая транслировалась из залов Кохи Борбад, Кохи Вахдат, автор и ведущий Акрамали Хасанов, режиссер Сафо Содиков. Эта программа быстро обрела популярность среди зрителей. Впоследствии авторы эту программу вели из большой студии телевидения.

В конце 90-х годов Акрамали Хасанов и режиссер Абдуллочон Гаффоров продолжили программу в областной телевизионной студии города Худжанда при учаспш исполнителей(певцов) зрителей, и 65- 70 % выпуска отвечали требованиям шоу- программы.

В 1989-1990 годах в эфир выходила программа «Инсон ва хукук» (ведущий Зулфиддин Муминджанов, режиссер Неъмат Хафизов), при участии ответственных лиц защиты прав граждан. Важно отметить, что программа до 60% состояла из элементов шоу-программ, все эти программы дали основу для появления на телевидении Таджикистана этого жанра.

После обретения Таджикистаном независимости, с 9 сентября 1991 года ток-шоу - новому телевизионному жанру — была открыта широкая дорога. Возникновение споров, свободомыслие, гласность, плюрализм, публичное выражение взглядов мнений, о недостатках, изъянах общества - лежит в основе программы «Оила». Но до сих пор жанровые особенности программы «Оила» еще не изучены, и второй раздел главы диссертации «Жанровые особенности программы «Оила» посвящен исследованию этого вопроса.

Как отмечает профессор И. Усмонов, «... жанр есть форма, в которой факт всегда отшлифован, и каждая форма соответствует выбранному жанру»1. Поэтому систематизация в телепублицистике повествования стоит на первом месте, и в ходе программы проблемы, поиски, влияние и их дальнейшая судьба очевидна и соблюдается логическая связь серии проблем. Для телевизионной публицистики характерна особая пропаганда, которая вмещает в себя всестороннее изучение событий, происшествий и обсуждение с телезрителем2. Правильно отмечают авторы книги «Основы телевизионной журналистики», в которой говорится: «если выпуск рассказывают, он оказывает одно влияние, если он продолжится, посредством беседы, приобретет другое влияние, но чтение текста для зрителя несоответственно ». Однако нужно принимать во внимание особенности жанров программ, так как сущность событий формирует именно жанр. Сегодня жанр ток - шоу очень развит и распространен, широко используется на трех телевизионных каналах Таджикистана. Его отличает свобода самовыражения, высказывание реплик, свободная беседа. А целью программы является привлечение внимания большей части населения к общественно - гражданскому процессу, а также формирование общественного мнения по отношению к важным социальным проблемам. Программа может быть подготовлена в зависимости от темы, в соответствии с возрастом, категорией лиц, в зависимости от интереса зрителей к важным проблемам, в ней смогут принять активное участие зрители.

В ток-шоу главную роль играет ведущий, от его профессиональных способностей и опыта зависит управление аудиторией, увлекательность, и интерес к программе. Если мы обратим внимание на выпуски программы «Оила», то можно заметить, что одним из недостатков режиссе-

1 Усмонов И. Жанрхои публисистика.-Душанбе, 2009.-С. 5

2 Журналисты, отражающие жизнь // Чдхони паем, 2006, - №18.- С.4-5.

ров программы является недостаточное использование этих особенностей жанра ток-шоу. Многие предполагают, что программа «Оила» на ТВТ была открыта под влиянием программы «Моя семья», с Валерием Комиссаровым на общественном телевидении России в 1992-2000 годах. Но программа «Оила» на телевидении Таджикистана была показана таджикским зрителям за 6 месяцев до выхода программы «Моя семья», об этом свидетельствуют статьи в газетах1, сценарии, пленки, ленты дня, месяца выпуска в архиве Комитета по телевидению и радио при правительстве РТ.

В феврале 1993 года, в период гражданской войны, в южных регионах Таджикистана, творческая группа программы «Оила» отправились в Куйбышевский (Джоми) район Хатлонской области, по просьбе и настойчивости одной матери, у которой вооруженные люди убили сына, невестку и дочь. На площади больницы собралось огромное количество людей. Мать, потерявшая детей, никого не хотела слушать. Обнимая тела своих детей, она бредила.

В процессе подготовки программы «Оила», на месте происшествия, между участниками выпуска состоялся продолжительный спор. Цель и миссия профессии журналиста в призыве народа к миру, к сплочению, взаимопониманию и еще раз напомнить о несчастьях и последствиях войны.

Таким образом, программа сплачивала людей и более четко показывала им разрушения, последствия войны.

После выбора президента республики в 1994 году в жизни общества произошли значительные изменения, они коснулись и телевидения, которое заново начало свое функционирование. Программа «Оила» также возобновила свою деятельность. В 1997 году по просьбе группы матерей и женщин республики, Президент страны принял участие в программе «Оила», которая записывалась на предприятии «Гулдаста» посредством «ПТС» телевидения и была представлена зрителям. Президент Эмомали Рахмон рассказал присутствующим о поднятии статуса женщины в обществе, о мерах и решениях правительства в будущем, и ответил на вопросы большинства участников программы. Президент страны несколько дней назад вернулся из поездки в Пакистан поведал свои впечатления зрителям, в частности о встрече с Беназир Бхутто, и отметил, что мы тоже должны постараться, чтобы в нашей стране также было много таких образованных и просвещенных женщин. Этот выпуск положительно повлиял на зрителей телевидения Таджикистана, которые поддержали политику правительства и руководства государства, в адрес программы пришло множество писем.

Главным героем одной из шоу-программ «Оила» был Ахлидцин -студент юридического факультета Таджикского Национального Универ-

1 Махмуди Кабир. Барномаи «Оила»-и ТВ Точикистон бозсози ёфт (Программа Таджикского телевидения возобновилась) //Гавхар, 2001, апрель

ситета, присутствовавший на свадьбе своего однокурсника. Мать однокурсника с гордостью накинула на плечи сыну халат жениха, и это забота матери о сыне произвела глубокое впечатление на Ахлиддина так как он был лишен родительской любви, был воспитанником детского дома и он с грустью говорит: «На меня кто наденет халат жениха. Нет матери, я очень одинок. По воле судьбы сейчас я студент, квартирант живу где придется. И я должен оставить университет на полпути, в который я поступил с трудом и с надеждой на лучшее, потому что должен работать и немного улучшить свое материальное состояние». Эти моменты были трогательными. Когда ведущий обратился к участникам программы и телезрителям, все сочувствовали Ахлиддину.

На другой день на телевидение потоком пришли люди со всех регионов страны, кто-то назвал его сыном, другой хотел сделать его своим зятем, третий взял на себя ответственность за опекунство. Работник профсоюза республики А. Холиков для успешного окончания его учебы предложил руку помощи. На программу позвонили, написали сотни людей, чтобы ему оказали помощь.

По поручению главы государства Эмомали Рахмона из личных фондов президента Ахлиддину были выделены деньги, также ответственные лица правительства республики вручили ему подарки, обеспечили его жильем, женили его. Сейчас со своей молодой семьей он работает в одном из влиятельных учреждений.

Шоу-программа «Сафо», из цикла программы «Оила», продемонстрированная зрителям вечером 18 декабря 2005 года, была посвящена теме «Кадри омузгор» («Авторитета учителя»), целью которой являлось, прежде всего, повышение авторитета, достоинства преподавателей в обществе.

В ходе обсуждений, наряду с другими вопросами, были затронуты и проблемы получения взяток некоторыми преподавателями во время тестов, экзаменов, которые впоследствии нашли отражение на страницах прессы страны. Значит, программа внесла свою лепту в разоблачение недостатков, пороков общества, в повышение роли преподавателей в обществе, и постановке этого вопроса способствовал именно жанр ток-шоу.

При поддержке управления Комитета по телевидению и радио шоу программа «Оила» с 17 января 2008 года была восстановлена в новом виде.

В шоу-программе «Оила» можно видеть ответственную и профессиональную миссию, что, с одной стороны, предполагает объективность в высказываниях ведущего во время обсуждений, споров с участниками программы, а с другой стороны, по необходимости, позволяет сделать соответствующие выводы.

Программа «Оила» была первой социально-культурной шоу-программой, в которой приняли участие ответственные лица, люди, имеющие жизненный опыт, эксперты, психологи, юристы, которые давали советы

по решению ряда тендерных проблем, в частности по поводу семьи и семейной жизни, места личности в обществе.

За этот период были подготовлены десятки интересных шоу-программ, и в настоящее время жанр ток- шоу очень развит на трех телевизионных каналах Таджикистана. Также мы можем встретить ток- шоу в программах на первом канале радио Таджикистана, «Садои Душанбе» и на независимых радиостанциях. В радиопередачах участниками программы проводятся беседы, диспуты посредством телефонных звонков слушателей.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются основные выводы и положения, содержащиеся в трех главах работы:

- Рассмотрение тендерных проблем в таджикской литературе и печати имеет древние исторические корни. Однако в период государственной независимости тендерные проблемы стали предметом изучения в совершенно новом ракурсе, заметно повысилось внимание исследователей к этому вопросу;

- В период великих исторических свершений советского строя глубокий след в сознании людей оставили традиционные взаимоотношения. С одной стороны, доселе невиданные социально-экономические достижения в стране, появившиеся возможности приобщения к культурным завоеваниям других народов, в том числе русского народа, подготовили почву для формирования общего культурного пространства; с другой стороны, невзирая на тот факт, что таджикский народ принял новые тендерные отношения, однако он не смог, да и не мог, полностью отказаться от традиционных взаимоотношений между мужчиной и женщиной;

- Телевидение, с первых годов своего появления, обратив повышенное внимание на женскую проблему, представило зрителям интересные передачи о жизни и деятельности женщин. В некоторых из студий в клубных программах телевидения, в частности в пердачах "Дугонахо" (ведущая Рафоат Абдусаломова, режиссер Абдуллоджон Гаффаров), " Маърифат", "Зарринтодж" (ведущая Гавхар Умарова, режиссер Иззат Самадов, Негмат Халилов), "Боз ж барномаи джавони" (Турсун Сангинов), "Офарин" (Каримджон Бурхонов, Худоер Имомеров), объемных программах "Новогодний огонек", "Поздравление с победой", программе " Ру ба ру", с участием политиков, можно наблюдать до 40-50% некоторые элементы ток-шоу;

- В телевизионных программах рассматриваются различные проблемы жизни женщин. Так, если в программе "Женщина и общество" Хуснигул Даминовой, на примере семьи Хавасбегим, главный акцент сделан на проблеме семейных отношений, конфликтных ситуаций в семье, отрицательно сказывающихся на дальнейшем воспитают детей, то в программе "Чорсу", "Зиндаги" и "Паймон" телевидения "Сафина" предпринята попытка раскрыть причины и факторы такого явления.

Однако уровень знаний и осведомленности авторов относительно данной проблемы заметно отличается друг от друга, что сказывается и на качестве программ, глубине их аналитического подхода, по причине чего не все программы добиваются желаемого результата;

- В современном мире основная обязанность мужчины - быть добытчиком в семье - отступает на второй план. Наблюдается заметное возрастание роли и положения женщины в семье, по этой причине кардинально изменяются гендерные отношения, обеспечивая женщине равные права с мужчиной. Работающая женщина становится иногда главной в семье и проводит большую часть времени на службе. Подобные изменения становятся порой причиной семейных конфликтов, часто заканчиваясь разрушением ее. Дабы не допустить такого итога, необходимо поднимать уровень тендерной культуры, как в отдельно взятой семье, так и в обществе. В достижении этой цели огромная роль принадлежит телевидешпо как одному из самых важных средств информации;

- В современных телевизионных передачах также огромное внимание уделяется рассмотрению проблемы соблюдения и обеспечения прав женщин, занимающихся коммерческой деятельностью. Комментарии по женским проблемам со стороны правозащитников, юристов и представителей общественных организащш делают телевизионные передачи действенными и полезными;

- Конкретизация правовых вопросов на телевизионных ток-шоу отвечает целям и задачам этого жанра, ибо часто в программах, по причине огромного количества проблем, выносимых на обсуждение, многие вопросы остаются до конца нераскрытыми и зрители не получают от них ожидаемого результата;

- После обретения независимости страны, в таджикских телевизионных передачах, в частности программе "Оила" ("Семья") жанр ток-шоу стал одним из ведущих и востребованных, что было обусловлено неколькими факторами: во-первых, он давал больше возможности для свободного выражения мысли относительно равенства мужчин и женщин; во-вторых, выход таких программ в эфир привлекал к себе внимание широкой общественности, а в-третьих, данная программа нуждалась в новом подходе к рассматрению исследуемой проблемы, и наконец, в-четвертых, на телевидение пришла новая плеяда журналистов с новыми взглядами воззрениями, которые посредством ток-шоу выражали свои суждения относительно путей решения повседневных проблем общества, в том числе и вопросов, касающихся тендерного равенства;

- Освещение тендерных проблем, после развала советсткого строя, носило конструктивный характер, в реализации которого активную помощь оказывали медународные организации, однако вхождение тендерных проблем в программы телевидения произошло по причине коренных преобразований и интереса к ним общества;

- «Оила» - является одной из первых программ "Первого канала" телевидения Таджикистана, сыгравших неоценимую роль в освещениии и постоянном рассмотрении тендерных проблем, на достаточно профессиональном уровне. Программа заметно отличалась от постановки проблем тендера в печатных средствах массовой информации, материалы которых чаще всего носили описательный характер, то есть не отличались аналитическим подходом;

- Тендерные проблемы на государственном телевидении поднимались спонтанно и не были предметом постоянного освещения. На «Первом канале» («Шабакаи аввал») шоу-программы по данной теме в 1994-2000 годы в неделю составляли 15 % и в 2000-2008 годы достигли 20 %. Начиная с 2009 года подобные программы составляли 8-10% от общего объема передач.;

- В последние годы на телевизионных каналах Республики Таджикистан устные жанры обретают все большую популярность, среди которых ток-шоу занимает ведущее место. Его главная особенность, это - свобода самовыражения, присутствие дебатов, реплик, целью которых является привлечение большого количества зрителей и создание общественного мнения по тем или иным социально значимым проблемам;

-В ток-шоу главная роль принадлежит ведущему, задачей которого является управление аудиторией, создание дружеской атмосферы, привлечение к обсуждению как можно большего количества участников, что во многом зависит от его мастерства и профессионализма;

-В программе "Оила" с целью привлечения внимания большего количества зрителей используют различные жанры и жанровые формы, такие как интервью, беседа, очерк, заставки и ток-шоу;

- Глобализация и связанные с ней процессы в обществе требуют более серьезного и глубокого подхода в освещении гендерных проблем. Однако, следует констатировать, что объем передач на многих телевизионных каналах не отвечает этим требованиям. Сегодня таджикскому телевидению следует наладить постоянное рассмотрение гендерных проблем, освещение имеющихся недостатков, негативных явлений. В связи с этим остро стоит необходимость увеличения объема передач на первом канале Телевидения Таджикистан и Государственном предприятии телевидения "Сафина".

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Вклад телевидения в упрочнение независимости Таджикистана// Вестник Таджикского национального университета 20Ю.-ЛГ°7(63). -С.319-323 (на тадж яз.).

2. Проблемы женщины в телевизионных программах //Вестник Таджикского национального университета 2011, №12(70).-С. 393-396 (на тадж яз.).

3. Телевидение-зеркало жизни//Мир искусства - Душанбе. 2011,- С. 43-45 (на тадж яз.).

4. Ток-шоу на телевидении Таджикистана ( в соавт.).-Душанбе: Де-ваштич, 2009.-250 с. (на тадж яз.).

5. Известные лица радио и телевидения (в соавт.).-Душанбе: Шучоиён, 2010.-244 с. (на тадж яз.).

6. Телевидение и действительность Таджикистана.-Душанбе: Шучоиён, 2011.-170 с. (на тадж яз.).

Сдано в печать 01.10.2012.Подписано к печати 02.10.2012. Формат 60x84 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

Напечатано в типографии ООО «Шахпар» г.Душанбе, пр. «Дружбы народов», 47

 

Текст диссертации на тему "Освещение гендерных проблем в программе "Оила" телевидения Таджикистана"

Таджикский национальный университет

На правах рукописи

Умарова Гавхар

ОСВЕЩЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ В ПРОГРАММЕ «ОИЛА»

ТЕЛЕВИДЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА

10.01.10-жу риал исгика

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

СО

со

со Научный руководитель:

СО С*} кандидат филологических наук, доцент

10 ЗГ Пайванди Гулмуродзода

со я

со

о о

СМ £

тг

Душанбе-2012

ДОНИШГО^И МИЛЛИИ ТОЧИКИСТОН

Ба хукми дастнавис

Умарова Гав^ар

ИНЪИКОСИ МАСЪАЛА^ОИ ГЕНДЕРИ ДАР БАРНОМАИ «ОИЛА»-И ТЕЛЕВИЗИОНИ ТО^ИКИСТОН

10.01.10 - журналистика

рисола барои дарёфти дарачаи илмии номзади илмхои филологи

Душанбе - 2012

МУЦАДДИМА

Мухимияти мавзуъ. Бах,с оид ба баробархукукии мардону занон таърихи кадимй дорад, ки годо бо эчоди монеадо занон аз хукукхои одитарини худ мах,рум мегардиданд. Дар даврони шуравй макоми зан баланд ва аз ниго^и конун баробардукукии марду зан таъмин гардид. Дар як муддати кутохи таърихй занону духтарон на тандо ба тах,сили датмии умумй фаро гирифта шуданд, балки дар коркой чамъиятй низ фаъолона ширкат меварзиданд.

Дар даврони сох,ибистикдолияти Точикистон ба макоми зан дар чомеа таваччуди бештаре сурат гирифт, ки бесабаб нест. Зеро 52 % ахолии кишварро занон ташкил медиданд ва истехдсоми кдвии минбаъдаи сохибихтиёрй ва рушди чомеа марбут ба ширкати фаъоли ондо дар даёти сиёсй, иктисодй ва ичтимоию фардангии чумхурй мебошад.

Конститутсия (Сарконун)-и Ч^умхурии Точикистон, конуну санаддои дигар баробарии хукукд марду занро дар кишвар кафолат додааст, ки шароити мусоидеро барои ширкат дар раванди сиёсй, иктисодй, ичтимой, фархангй фародам меоварад.

Х,укумати Ч|умх,урии Точикистон барои боло бурдани нуфузу эътибори зан дар чомеа таваччухи вижа дошта, конуну барномахои зиёди давлатиро кабул кард1. Точикистон ба Конвенсияхои байналмилалй оид ба баробархукукии занон хдмрох шуд.

1 Кодекси оилаи Ч,УМХ>УРНИ Точикистон,- Душанбе, 1999; Конуни ЧУМ*УРИИ Точикистон «Дар бораи мубориза ба мукобили хариду фуруши одамон».-Душанбе, 2004; Крнуни Ч,умхурии Точикистон «Дар бораи кафолатхои давлатии баробархукукии мардону занон ва имкониятхои баробари амалигардонии онхо» .-Душанбе, 2005; Мачмуаи асноди байналмилалй оид ба масъалахои хукуки духтарон дар риштаи маориф. - Душанбе, 2002 ва г.

Солхои охир чомеа ба мафхуми тендер ру ба ру шуд, ки он аз калимаи англисии «Gender» буда, маънои чинси грамматикиро дорад. Вай на чун чинси биологи, балки чун чинси ичтимой муносибатх,ои байни марду занро инъикос мекунад ва назарияи муосири гендерй мавчудияти тафовути биологиву ичтимой ва равонии байни мардону занонро инкор намекунад. Бар он аст, ки тафовут чандон мухим набуда, балки бадо ва тафсири ичтимоиву фархднгй ва бунёди сохтори докимият дар заминаи тафовутдо мухим мебошад. Баробарии гендерй (Gender equality) хукук, ухдадорй ва имкониятхои баробари занону мардхои хамаи синну сол, таксимоти баробари вазифаву ухдадоридо, кабули якчояи карорхоро дар бар мегирад.

Имконияти баробар, таъмини шароити якхела барои амалисозии хукуки мардону занон хамчунин аз руйи равандхои умумй ва меъёрхои хукукии байналмилалй ягона аст, ки дар Точикистон барои ичрои ухдадорихои байналмилалй накшаи умумимиллй оид ба баланд бардоштани макоми зан дар чомеа барои солхои 1998-2005 тахия шуда, фармони Президенти чумхурй «Дар бораи баланд бардоштани макоми зан дар чомеа» (1999) ба тасвиб расидааст ва «Барномаи давлатй оид ба таъмини баробархукукии марду зан барои солхои 2001-2010» кабул гардидааст. Хдмчунин, накшаи чорабиниву тадбирхои зиёде барои татбики барномаи давлатй оид ба чалби бештари духтарони нохияхои дурдаст ба тахсил дар асоси квотаи Президентй тасдик ва К^онуни чумхурй «Дар бораи кафолати давлатии баробархукукии марду зан ва имконияти баробари амалисозии он» (с. 2005) кабул ва татбики амалии онхо дар лоихди Накшаи миллии рушди Ч,умхурии Точикистон то соли 2015 ва кохиши камбизоатй дар чумхурй барои солхои 2007-2009 махсус таъкид шудааст, ки онхо заминахои хукукй ва барномавии сиёсати давлатии гендериро фарохам овардааст.

Баробарии гендерй тавассути баробардукукии гендерй (Gender equity) амалй мешавад. Баробардукукй - дукук, уддадорй ва масъулияти баробари мардон ва занон дар назди конун аст.

Баробардукукии гендерй иборат аз чорабинидое, ки барои бардам задани омилдои нобаробари фаъолияти мардону занон равона шудааст. Тибкд конундои Точикистон поймоли дукук, дар гуна тафовут, истисно ё маддудият аз руйи аломати чинсй, ки боиси пастравй ё эътироф накардани дукуку озодидои мардону занон дар хдёти ичтимой, сиёсй, иктисодй, фардангй мегардад, манъ аст. Крнундои муосири Точикистон барои инкори баробардукукии шадрвандон чазо пешбинй кардааст, ки дар таргибу ташвик,, маънидоди модияти масъала, таъмини вокеии баробардукукии мардону занон ВАО-и чумдурй, ба хусус телевизион накши мудим мебозанд. Ба кавли муаллифони китоби «Асосдои журналистикаи телевизион»: «Телевизион бо усули кори хеш, бо тарзу тарикд фарохонди даёт ба система шабодат дорад ва усули кори барномавй имкон медидад, ки тамоми мавзуот ва дамаи содадоро фаро гирифта, адолй вобаста ба талабот ва мудимияти мавзуъ зина ба зина огод карда шавад»1.

Фадмиши мусбати баробарии чинсдо дар тафаккури чомеа дамон вакт пайдо мешавад, ки дар расонадои хабарй ягонагии ду умумияти глобалии ичтимой - мард ва зан ба дам зид гузошта нашаванд ва аз ин ду чинси баробар мухолиф насозанд. Баръакс, бояд таргиб кард, ки ин ду чине тандо аз нигоди биологй тафовут доранд ва дигар ба дам баробаранд. Мутаассифона, имруз чунин меъёрро на дамеша дар расонадои хабарии Точикистон ба эътибор мегиранд, зеро аксари рузноманигорон аз масоили гендерй ба таври зарурй огод нестанд. Ба гуфти устоди фанни фардангшиносии ДДОТ ба номи устод Айнй Чрнибеки Асрориён барномадои гендерй бояд ба назардошти суннатдои

1 Саъдуллоев А., Шоев М. Асосх,ои журналистикаи телевизион. К-1 ■ - Душанбе, 2005.-С. 7.

4

шаркиёна сурат бигирад. Баробарсозии х,ук,укдо бояд дакки бештар ба

занону бонувон набошад, ки дар он сурат тавозун ва низоми хонавода ба

_ 2 холати имруза аз байн меравад .

Тагйири колаб^ои тафаккури суннатй ва чалби ахли чомеа ба фарханги умумибашарй, аз чумла баробархукии гендерии марду зан аз кормандони телевизион дониши амику дарки мукаммали масъаларо такозо мекунад, ки то ба хол инъикоси масоили гендерй дар расонадои электронии ахбор, аз чумла телевизиони Ч,умхурии Точикистон мавриди омузиши пурраву хамачониба карор нагирифтааст.

Дарачаи омузиши мавзуъ: Хдрчанд дойр ба масъалахои умумии телевизион дар асару мак,олахои олимони точик А. Нуралиев, И. Усмонов, А. Саъдуллоев, Р. Бобочонова, М. Муродов, М. Мукимов, А. Азимов, С. Гулов, С. Х,айдаров, М. Шоев1 ва дигарон маълумот дода шудааст, вале инъикоси масоили занон, ба хусус муносибати гендерй дар намоишхои телевизион, умуман ва аз чумла барномаи «Оила» ба таври чудогона баррасй нашудааст.

Хдракати байналмилалии занон бадри димояи хукукдои ичтимоиву сиёсии худ заминае гардид барои омузиши холату вазъияти занон дар кишвардои гуногун, риоя ва сабабдои поймолии хукуки онхо дар чомеа2.

Мух,аккикдои маъруфи точик М. Еаффорова, Р. Набиева, М. Окилова ва дигарон чанбахои гуногуни хаёти занонро дар Точикистон ва дигар чумхурихои Осиёи Марказй ба риштаи тахдик; кашидаанд, ки дойр ба тагйироту тадаввуллоти ичтимоии занон дар солхои гуногун маълумоти пуркимат медиханд.

2 Миллат, 2005, 1 сентябр.

1 Усмонов И. Журналистика, ч. 1,3. Душанбе, 2005, 2008; Саъдуллоев А., Шоев М. Асосхои журналистикаи телевизион, к. 1-2. -Душанбе, 2005-2007; Муродов М.Б. Публицистическая сатира в таджикской периодической печати. - Душанбе, 2011; Мукимов Ч- Сиёсат ва чанги иттилоотй. -Душанбе, 2006; Азимов А. Телевизион// Энсиклопедияи адабиёт ва санъат. Ч- 1-- Душанбе, 2003; Гулов С. Анвори сухан. -Душанбе, 2005 ва диг.

2 Муф. ниг.: Гулмуродзода П., Мукимов Ч. Матбуоти точик ва масоили гендерй.-Душанбе, 2007.

3 Гафарова М. Духовный облик женщины Советского Востока. —Душанбе, 1969; Гафарова М. Женщины Советского Восгока.—Душанбе. 1987, Набиева Р. Жешцшгы Таджикисчана в борьбе за социализм. --Душанбе. 1973 ва диг.

Дар Точикистон тахдикоти гендерй бо пурсишх,ои оммавие, ки бо ибтикори созмондои байналмилалй ва гайрихукуматй аз соли 1995 шуруъ шуд, ки аввалин икдомро дар ин сода АДувватова ва М.Хегай4 гузоштанд ва масъаларо аз нигоди ч;омеашиносй баррасй намудаанд.

Л. Стал бо тавсифи аввалин нашриядои пролетарии занон1 ва Н.

— 2

Абдуазизова дойр ба таърихи пайдоиши матбуоти бонувони Узбекистон накдни матбуотро дар баррасии масоили гуногуни хдёти занон таъкид кардаанд.

Дар китобдои Ч,. Муким «Журналистика ва тендер», П. Гулмурод, Ч,. Мукдм «Матбуоти точ;ик ва масоили гендерй», мачмуаи мак,оладои «Баробардукукди гендерй»3 масоили умумии гендерй ва инъикоси ондо дар садифадои матбуот мавриди тадлилу баррасй карор гирифтаанд, ки матолиби хубе барои толибилмони шуъбах,ои рузноманигорй ва мутахассисони содаи рузноманигорй мебошад.

Рисоладои Р. Бобочонова, X,- Хушкддамова, С. Т. Ашрафова ва В. Исмоилова ба муаммову мушкилот ва проблемами занон дар садифадои матбуот бадс мекунанд.

4 Куватова A.A., Хегай М.Н. Женщина в переходный период,- Известия AH РТ. 1997; Куватова А. Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана // Общественное мнение и социальная трансформация общества (на материалах социологических исследований в Таджикистане). — Душанбе, 1997; Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. -Душанбе. 2002; Хегай М. Отчеты о результатах гендерною исследования в Кофариихонском и Айнинском районах. 1997. 1998 ir. -Бюро «Женщины в развитии»/ Правительство РТ/ПРООН; «Современная женщина в семье, на работе и в политике: тендерный аспект». -- Душанбе. 1998 ва дш.

'Сталь Л. Печать и женское коммунистическое движение. - М., 1927.

" Абдуазизова Н. Печать и строительство социализма (На примере журнальной периодики Узбекистана). -Ташкент, 1977.

3 Муким Ч,. Журналистика ва гендер.-Душанбе, 2006: Гулмурод П., Муким Ч,- Матбуоти точик ва масоили гендерй.-Душанбе, 2007; Баробархукукии гендерй (мачм. мак-)--Душанбе, 2007.

4 Хушкадамова X. Образ женщин в современной таджикской журналистике. - Душанбе, 2006

5 Бободжанова Р. М. Роль СМИ в формировании тендерных стереотипов. - Душанбе, 2006

Рисолаи X,. Хушкадамова тадкикоти нисбатан мукаммали сотсиологии матбуоти даврони шуравии Точикистон аст, ки дар он кушише барои бозгуйии сабабдои худсузии занон шудааст4.

Р. Бобочонова дар рисолааш мавкеи ВАО-ро дар ташаккули тафаккури гендерй мушаххас сохтааст, ки мабдаи тадкикоти вайро тахдили матолиби гендерии матбуоти даврони содибистиклолии Точикистон ташкил медидад ва нахустин кори нисбатан мукаммалест дойр ба инъикоси ин масъала дар матбуоти Точикистон5.

С. Т. Ашрафова дар рисолаи номзадиаш кушидааст, ки сахми занони Точикистонро дар солхои Ч,анги Бузурги Ватанй ва инъикоси онро дар сах,ифадои матбуот ифшо созад. Муаллиф бо мисолх,ои мушаххас аз садифахои матбуоти он замон задмату меднати занонро дар соаддои гуногуни хочагии халк нишон додааст, ки хдма бозгукунандаи як садифаи корнамоиву худфидойии занон дар он солхои басе мушкили мардуми точик ва дигар халкдои собик шуравй мебошад. Бешакку шубха, маводи рисолаи С. Ашрафова хднгоми иншои таърихи журналистикаи точик чун манбаи муътамад хидмат хохад кард1.

В. Исмоилова дар рисолаи номзадиаш инъикоси проблемаи гендерй дар матбуоти русизабони Ч,умдурии Точикистонро мавриди баррасй карор додааст, ки он дам як бахши журналистикаи ватанй буда, бештар хусусияти обзорй пайдо кардааст2.

1 Ашрапова С.Т. Освещение вклада женщин Таджикистана в победу Великой Отечественной войны на страницах периодических изданий. - Душанбе, 2004.

2Исмаилова В. Освещение тендерных проблем в русскоязычных печатных средствах массовой информации Республики Таджикистан (Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук).-Душанбе, 2010.

Ammo накдш телевизион дар инъикоси масъаладои гендерй то дануз таваччуди адли илми точикро ба пуррагй чалб накардааст.

Омузиши мукаммали инъикоси масоили гендерй дар телевизион чун як воситаи мудими иттилоотй дар системаи ВАО-и чумдурй мудим ва актуалй мебошад.

Хадаф ва вазифахои тахкик. Барои равшанй андохтан ба дадафи асосии тадкик ичрои вазифадои зерин мукаррар шудааст:

- омузиши назарияи тадкик; дойр ба тендер;

- муайян намудани макоми телевизиони Точикистон дар инъикоси масъаладои гендерй;

- тадлили мукоисавии намоишдои телевизион, гуфтордои радио ва матолиби матбуот дойр ба мавзуъ;

- ошкор намудани махсусияти инъикоси масоили мудими гендерй дар намоишдои телевизионии «Оила»;

-баррасии масоили тарбия дар партави тендер дар намоишдои телевизион;

-бозгуйи мадорати журналистони телевизион дар инъикоси масоили гендерй ва истифода аз имконоти жанрдо дангоми баррасии мавзуъ.

Асосхои методологии тахкик. Дар рисола муаллиф аз усулдои тадлили мукоисавии осори журналистй, тадлили пай дар пайи мазмуну мундаричаи нишон додани намоишдо бо роди ифшои мадорату малакаи журналистй кор шрифта, ба тадкицоти назариявию амалии олимону мудакдикони сода Е. Продоров, В. Ученова, В. Городов, М. Черепахов, А. Рубашкин, П. Карасев, Т. Беневоленская, JI. Калашникова, А. Саъдуллоев, И. Усмонов, А. Нуралиев, П. Гулмуродзода, М. Муродов, Ч^. Мукимов ва дигарон такя кардааст.

Объекти тахкик: Мудавдик бештар ба дамон намоишдои телевизионй таваччуд кардааст, ки дар ондо масъаладои гендерй мавриди баррасй карор гирифтаанд.

Навгонии илмии мавзуъ. Дар рисола бори аввал инъикоси тамоми чанбадои гендерй дар телевизиони Точикистон мавриди омузиш карор гирифта, бурду бохти телевизиони точик дар мукоиса ба дигар расонадои хабарй ва электронии чумдурй нишон до да мешавад.

Ахамияти назарй ва амалии кор. Арзиши назарии рисола ба он муайян карда мешавад, ки мавод ва натичаи тадки^отро дангоми омузиши назария ва таърихи журналистикаи точик, назария ва амалияи журналистикаи телевизиони точик, тадлилу тачзияи намоишхои телевизион истифода бурдан мумкин аст. Натичадои илмии рисола дангоми тадияи маводи таълимй барои донишчуёни шуъбаи журналистика, курс ва семинардои махсус маводи бой дода метавонад.

Сарчашмахои тахкик. Заминаи асосии тадкик; намоишдои телевизиони Точикистон ба шумор меравад, ки дар ифшои дусну кубди намоишдо ва бедтарсозии инъикоси ин масъала дар телевизион ёрй ходад расонд.

Апробатсияи кор. Рисола дар чаласаи муштараки кафедрадои матбуот, телевизион ва радиошунавонй ва рузноманигори байналхалк,й 17 майи соли 2012 баррасй ва ба димоя тавсия шудааст. Дойр ба мавзуи диссертатсия содиби рисола дар конфронси чумдуриявй ва донишгодй (солдои 2005-2011) маъруза хондааст. Нуктадои асосии кор инчунин дар 2 китобу чадор макола, аз чумла ду макола дар мачаллаи илмии «Паёми ДМТ» инъикос ёфтаанд.

Рисола аз мукаддима, се боб, хулоса, федристи адабиёт иборат аст.

Дар мукдддима дойр ба адамият ва дарачаи омузиши мавзуъ, дадафу максад, асосдои методологй ва объекти тадкик, навгонидои рисола, адамияти назарй, амалй ва сарчашмаи тадк,ик маълумот дода шудааст.

Боби якуми рисола «Инъикоси масъаладои гендерй дар

телевизиони Точикистон» аз ду фасл иборат буда, дар фасли аввал

«Муаммову мушкилоти баробардукукии занон дар намоишдои

9

телевизион» оид ба баррасии баробархукукии занон бахшида шудааст, ки солхои охир чун дар дигар расонахои хабарии чумхурй дар барномахои телевизионй низ мавкеи хосса касб кардааст. Дар муддати кутох дар телевизионхои Точикистон силсилабарномахои «Мурувват»-и Давлат Сафар, «Тадбир»-и Еайратшохи Ахмадшох ва Мохсафари Яхёзод, «Зан ва чомеа»-и Х,уснигул Даминова, «Олихаи замин»-и Нилуфари Азиз, «Шифо»-и Фотима Якубова, «Чорсу»-и Рахматуллои Камол ва дигарон пешкаши тамошобинон гардиданд, ки масоили гуногуни хаёти занони чумхуриро мавриди бахсу баррасй карор додаанд.

Телевизион ба масъалаи тарбияи фарзандон таваччухи доимй медихад, ки дар фасли дуюми боби аввал «Телевизион ва проблемаи тарбияи фарзандон» мавриди омузиш карор гирифтааст.

Бинобар сабабхои маълуми чомеа солхои охир дар макотиби тахсилоти хамагонии мамлакат чараёни дарсомузии чавонон суст шуда, баъзе падару модарон духтаронро хатто аз синфхои поёнй аз мактаб мегиранд, ки чунин тарзи муносибат ва дур мондани духтарон аз мактаб хоху нохох ба пешрафти чомеа халал мерасонад. Шабакахои гуногуни телевизион хамеша ба ин масъала таваччух зохир мекунанд, ки дар ин фасл бурду бохти барномахо ба риштаи тахкик, кашида шудааст.

Дар боби дуюми рисола «Масоили гендерй дар барномаи «Оила -и телевизиони Точикистон» дар ду фасл баррасй гардидааст. Дар фасли аввал ба инъикоси хаёти бонувон дар барномаи «Оила» таваччух шудааст. Хотиррасон бояд кард, ки мавзуи занон дар телевизион нав нест. Ин масъала хануз дар соли 1960 дар филми телевизионии режиссёр Шодибек Хртамбеков «Гули сиёх» бо инъикоси талоши духтараки нобино барои хакикат, адлу инсоф ва ишк,у мухаббати пок ба на�