автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Отчуждение и проблема его снятия

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Топорков, Андрей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Отчуждение и проблема его снятия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отчуждение и проблема его снятия"

РГб од

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНППЛ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепп В. П. ЛЕНИНА

Специализированны!! совет К 053.01.07

На правах рукописи

ТОПОРКОВ Андрей Анатольевич

ОТЧУЖДЕНИЕ II ПРОБЛЕМА ЕГО СНЯТИЯ

Специальность 09.00.03 история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1993

Работа выполнена в Московском ордена Леннна н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор философских паук, профессор Л. Е. СЕРЕБРЯКОВ

Официальные оппоненты:

доктор философских паук, профессор В. Ф. ТИТОВ,

кандидат философских наук, доцент М. С. КИСЕЛЕВА

Ведущее учреждение — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Защита состоится «.^'Х:..............1993 года u'i.^.t.Ûi/

час. на заседании специализированного совета К 053.01.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских паук в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, rip-т Вернадского, 88, ауд. 818.

С диссертацией; можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, 1.

\] mâàU

an ч..у.1.......»...............„...../..„.....

Автореферат разослан «..(..„.....»................................1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент _И. Н. ГРИФЦОВА

ОЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Человек, условия его свободного развития и счастья, гармоничные отношения между личностью и обществом, индивидом и бкружагщим его миром - эти проблемы стали ведущими в западной и русской философии. Обостренное внимание к проблеме, человека, своеобразный антропологический поворот в философии от-рачюлзт противоречия современного общества, ь котором по мнению большинства философов, человек ведет отчужденное су-иоствовдняо, но осознавая глубинных основ своей сущности. " Б своей исторической судьбе человек проходит разные стадии и все-_ гда трагична его судьба. В начале человек был рабом природы, и он начал героическую борьбу за свое сохранение, за свою независимость и СЕое освобождение. Он создал культуру, государство, национальности, классы. Но он стал рабом государства, национальных единств, классов. Ныне он вступает в новый период. Си хочет овладеть иррациональными общественными силами. Он создает организованное общество и развитую технику, делает человека орудием организации жизни и окончательного овладения природой. Но он становится рабсм организованного обшества и техники, рабом-машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек. Но в новых и новых формах становится проблема освобождения человека, овладения духом природы и общества"1. Изменения, происшедшие п мире за последние годы, позволили взглянуи на дачные проблемы с позиции диалектического, взаимодействия - классового, национального, общечеловеческого. И оказалось, что "отчужденный человек" - это не привилегия какого-либо общества, а феномен современного общечеловеческого социума. Но если для отечественной философии проблема отчуждения человека существовала, и в значительной степени существует и сейчас,через соотнесение ое с социально-экономическими проблемами, то для многих- направлений западной философии характорно развертывание антропологических исследований, связанных с анализом природы человека,его субъективности в многообразных проявлениях. Сегодня, на взгляд диссертанта, стоит актуальная задача комплексного анализа проблемы отчуждения, как основного фактора выявления сущности человека, осознания путей снятия отчуздения.

В нашей стране при развертывании реформ ставились благие поли: освободить человека от командно-вдашнистративного дикта-

1.Бердяев H.A. Человек и машина.//Вопросы философии, 1989 Д-2, о. 141.

татп, соплгтп. условия для свободного развития человека и общее- , тва как нелестного организма. Но пути достижения поставленных долой оказались очень тернисты. Провозглашенная свобода во всех сферах зкяанедеятелъности била воспринята во многих случаях как вседозволенность. Ответственность как составная часть свободы не подразумевалась.В результате стали опрометчиво рушить старые поркцки, безоглядно стали ниспровергаться моральные, нравственные устои и ценности. Соответственно стал преобладать меркан-тилыю-пгпгмотичоски-утилитарный подход самореализации человека. Мысль Н.А.Еирдясва о том, что кто относится с ненавистью к свос у'прошлому, у того нет будущего, стала сегодня актуальной. Сейчас у;;з- происходит осознание данной "полной свободы". Ставится аадача построения демократического, правового, цивилизованного общества, где свобода в равной степени будет связана с ответственностью. Но ответственность должна быть понята и принята ' членами социум,ч но, только в виде- соответствующей деятельности государства и социальных институтов, но и как неотъемлемое внутреннее убездение каждого человека. Построении демократического общества должны соответствовать и его созидатели, которые в процессе преобразований должны развиваться сами. Иначе все новые <}©рмы демократического, социального устройства останутся формальной внешнэй необходимостью, навязанной извне и опять "меиешай" самореализация личности. Поэтому, по мнению диссертанта, на первый план должно вшшянуться осознание своей собственной истории, как моментов своего развития, своего прошлого отчувденного состояния, как необходимых условий своего будущего саморазвития. Вместе с тем, редукция проблемы отчуждения преимущественно к со-' циально- ркономичпекям аспектам и формальное рассмотрениэ( других сторон проявления отчуждения как второстепенных может привести в какой-то степени к одностороннему, одномерному восприя- . тгао проблзкы отчуждений к сущности человека. В этой связи стано- ■ вится весьма актуальным комплексный подход к изучению проблемы отчуждения к сущности человека на основе анализа философских учений классиков, включая в марксистскую концепции,.отчуждения, русской философской мысли ИХ - начала XX в.в., ряда направлений современной западной философии. Во&но не принятие их как едино-: твенно верной позиции и не безоглядная их критика, а их реальное понимание на осново всестороннего анализа. Степень разработанности проблемы. Философский анализ проблемы отчуждения уходит глубоко корнями в историю. Платон и Аристотель,

_ 3 -

философы средневековья Фотла Аквинский и Филон Александрийский занимались данной проблематикой*. Философские учения Эпохи Возрождения и Нового Бремени внесли сбой вклад в изучение, отчуждения? Социально-политический аспект данное понятие приобретает в работах Т.Гоббса и К.2.Руссо3. Но наиболее гдубскос раскрытие данная проблема получила у представителей иемеикоД классической философии, особенно у Г.Гегеля и J).Фейербаха. Социально-экономический анализ отчуждения нашел с г-,со отражение п творчестве К. Маркса. Оживленный интерес к данному вопросу проявился б гапад-, ной и русской философии в - № веке.

Б советской философии теория отчуждения прошла но müp.wdj Ii. И.Руденко? с которим трудно не согласиться, несколько эгапеп:от проблемы к теории отчужденного действия. В impaue с0,1111 поело Октября духовная жизнь молодой советской России харпкте/глзог.агась тесной связь» с традициями русской философии я мироьоИ Философ-ской'мысли, широк™ спектре):í ф|ц10с0фс1сих точендУ. Срздк многих проблем в ходе научных дасскусий философами ма/.келвгглш разрабатывались и вопросы отчуждения. В этот период вроблекатикв отчуждения органически пошла в теоретические разработки б контексте переосмысления нженкой классической философа/., изучения фи. таоот„ ,, J лософского содертання*к.Маркса к Ф.енголъса, в т-апгаботки содержания социологии знания и проблем художественного тьорчества^ Делался ■ анализ генезиса отчуждения с помок^д,ратогдри$ рпт'о.л?;г.'-

1.Платон. Tro,шй.Федр.//Диалоги Платона,К.,10ВЗ; Аристотель. Политика.//Со'пшения в 4-х т.,И.,19£4,т.4; Амшкс'ай -5.//Антология миров ой философии,M..1SC9,т.1; Иван плкнй В.*>. '¡'ллон Атокоан-дрийский: жизнь л обзор литературно!! деятельности.,К., 1991.

2.Кузансхий 1!. -Сочинения в 2-х т. ,М., 1C-V9 ,т .1; Ь-жон Ф. Новый органон.//Сочинения в 2-х т.,М.,1070,т.2.

3.Гоббс Т. Левиафан или матесия, форма и власть государства вер-ковного и гражданского.//Сочинения, в 2-х т. ,Л. ,1591,т.2;

Руссо 2-2. Трактаты'. ,Ы. ,1969.

4.Руденко Б.И. Становление а оеожпил теории етчуядопия в советской филбеофяи: от проблемы к идеологии -отчужденного действия/'/ Проблемы отчуждения в современной теория, культуре, этике к ас-ТбТйке".', Свердловск, 1990.

.5.Асмус В.Ф. Противоречие специализации в буржуазном сознании.// Под знаменем марксизма,1920,^9-10; Райнов Т. Отчужденно действия.//Вост.ссГ^.Акад., 1925,W3; Бахтин М.У.' Эстетика словестного творчества.,М.,19Й6.

тавания и распредмечивания, овеществления, переосмысливалось , понятие отчуждения в плане диалектики субъективного и объективного. Впоследствии с утверждением личной монополии И.В.Сталина на творческое развитие философии положение резко изменилось. В то время как понятие отчуждение основательно утвердилось в западной философии и социологии, в нашей стране было сделано все, чтобы избежать использования теории отчуждения для анализя социалистического строительства. В ходе дисскусии вокруг концепции овеществления Д.Лукача1 наметилась критика методологии исследования отчуждения, проводимая с позиции ортодоксального, а точнее догматического материализма. Шел процесс вымывания проблематики отчувдения из философской литературы в связи.с распространением упрощенных представлений о развитии общества через общепризнанные и общеобязательные категории исторического материализма^. Интенсивные исследования отчувдения возобновились в нашей стране в философском плане в середине 50-х до конпа 60-х • годов в ответ на критику социалистической действительности и коммунистической идеи со стороны западных оппонентов. Характерными чертами дискуссии было стремление отмежеваться от проблемы отчувдения, показать что это не наша, а возникшая в недрах капитализма проблема, крайняя идеологизация теории отчуждения в

о

рамках бескомпромиссной критики западной философии . Данная тенденция сохранялась до середины 80-х годов, когда уже "теория отчувдения трансформировалась в идеологию отчужденного действия-в целую систему представлений, основанных на ототаествлении илс-

1.Лукач Д. Ь'лтериализация и пролетарское сознание// вест.соц. Акад., 1922,1:4-6.

2.Ванштейн И. Д.Лукач и ого концепция отчувдения.//Под знаменем марксизма,1924,JflO-ll; Рубин И. Производственные-отношения и вещные категории// там же; Рудаш Л. Ортодоксальный марксизм.// . вест.соц.Акад. ,1924,}'в; Деборин А. Д.Лукач и его критика марксизма. ,М.,1924.

3.Давыдов Ю.И. А.Лефевр и его концешг.1я отчувдения.//В/ф,1963, И; Гароди Р. Марксистский гуманизм.,М:;1962; Царский И.С. Об историко-философском развитии понятил/тчувдения.//Ф/н,1963,£4; ' Огурцов А.П. Человек в маре отчуждения.//Человек в социалиста-' ческсм и буржуазном обществе.,1966,М.; Ойзерман Т.И. Проблема отчувдения и буржуазная легенда о марксизме.,М.,1965; Ситников S.W. Проблема отчувдения в буржуазной философии и фальсификаторы марксизма.,М.,1962.

- s -

ала социализма с самой реальностью; систему приемов v. методов исследования, наделенную на обеспечение и закреплен;:« отчужденной формы жизнедеятельности человека в условиях государственного тоталитаризма"1* В данный период неоднократно обсуддали« вопросы соотношения отчуждения , частной собственности 'л гжеплуата-юш, отчуждения л разделения труда, продолжены иссло^ова^ия данной проблемы в трудах К.Маркса, включая его аоз^ыо рукописи2. Для многих проблемных работ, посещенных теме стчу^ения. нч только в философии, но и в социологии, этика, эстетике и тсор/и культуры, была приемлема o/i;-:a схема: марксово cjzcíhí'.íí экономической структуры отчуждения являлось ключом ко леем д!г;гш_рго ¿(cpt:ui, а устранение частной собственности асть уинвсрсальиля сенам снятия отчуждения - отсюда юс иллюстративность и приклей' значение для теерни отчутденгя. Илличпе отчуждения г./.s сониглигмо связывалось с пережиткйми капитализма и нссор.ег&знством фунчлюни-рувдей модели социалистического общества.

В настоящее время модэтнлея перелом ъ рассмотрении дышой проблемы. Появились раОоти, в которых сделаьи попытка: а/ г.на-за идей отчуждения л прстипора.чия, сгчу;со.нин и гтгогенигма; <5/ при исследование социализма выйти в- лнстятуцпснальптФ сферу; в/ выявить связь категории отчуждения с понятиями "субъскт","субстанция", "свобода","самоотчуадение"; г/ по оепыеяетш феноменов овеществления и фетишизма**. В данный момент икуечжтср ra;куй iife-

1.Руд<жко В. И. Становление и эволюция тооркн отчу.ххенм в советской фялософик: от проблем к идеология стчук£<зииого дейстуля.// Проблема отчуждения в современной теории культура, а^ике и эстетике.,Свердловск,1990,е.Ь8.

2.Ковалев C.M.0 человеке, его порабсиевд и освобождения. ,М., 1970; Нарсклй И.С. Отчуждение а труд: гга страницам произведена!! К.Маркса. ,М. ,1983; Лялин Н.И. Молодой Нвркс.,!1.,393С; Нарскяй U.C. Категория отчуждения. и идеология <5орьбм.//Ф/н,193&,),'£; LM-эермая Т.й. К къитико еовреиокиж гсендоиарксиетcîuoc кониеяцкй, отчувдеяад// Ф/и, 1986,/4; Ойэермгш Т.И. ív;i'jspot¿x;íí> фклоелфаи ^ марксизма,М. ,1586; Коган Л.Н. 'Исследование проблемы отчуждвлгя

в экономических рукописях К.Маркса "К критике всокт/леско'Л акс-номики-/1861 - 1ВбЗ/.//'*/н,1984,У4.

3.Гранин Е.Д..Сапунов М.Б. Аятогсяизмы ¿ противоречии с os!, единого об;даствеиного развития.,К., 1986; Огурпов А.Б. Отчуждение и человек..//Человек,творчество,наука*, философские проблемы,М. ,198?;

_ fc -

роход от шаллза виеположенных социализму противоречий к имманентным. Проблема отчукдолия становится средством осмысления наш?го общества и внутренних механизмов его развития*. Осознание реальной потгюбностл общества в самодеятельном человеке дало толчок пониманию проблемы отчуждения на объоктивно-философс-ккг. основаниях: в ткань исследований органически входят вопросы гуманизма и неизменных ценностей отдельной личности, что вы-анвест необходимость самооценки человека и осмысления его отно-

о

шания к собственной сущности . Материалы-исследования отчуждения^ особенно за посипите годы,имеют несомненную теоретическую и практическую ценность. Однеко сама жизнь постоянно выдвигает новые. Батишси Г.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение// Гносеология в системе философского мировозрения.,М.,1983; Копалов В.И. Общественное сознание: анализ фетишистских форм.,Томск, 1985,.

1.Блюм Р.И. Отчуждение и социализм.//Ф/н, 1987, Jf9; Костин A.A. Отчуждение мнимое и реальное.//Социолог.исслсд.,1988,Г2; Иванов A.B..Лоскутов В.А. Сталинщина и сталинизм: восхождение по кругам отчулдбния./Д1арксл0М и Россия.,Ы.,1990; Калькой И.И. Отчуждение: истоки н современность..Симферополь,1990; Давыдов D.H. Тоталитаризм и бюрократия.//Драма обновления,М.,1990;Каль-ной И.И..Коваль И.И. Отчуждение и пути его ослабления в условиях перестройки.//Ф/н,1990,Х2; Костин A.A. Отчуждение мнимое и реальное.//Социолог.исслед.,1988,F2; Абишев К.А. Социализм и от-чувдонио.//йзвлстие АН Казах.ССР,Алма-Ата,1969,Кб; Бойков В.З., Тощоико I. Огчувдсние//Дналог,М.,1990; Бутенко А.П. Есть ли в советском общестро отчужденио?//Нсделя,1987,Я47; Левяы И.Я. Ди-' алектика отчуздения и освобождения.//Философия и научный коммунизм, 1989,У16; Лейбин В. Проблема отчувдения сквозь призму пере стройки.//Коммунист, 1990,>(6; Панов Б. Социальное отчувденсе

н социализм.//Научный коммунизм,1989,110.

2.Белова.Т.Е. Социальный и индивидуальный уровни отчувдения// Вестник Московского университета,1991,S2; Грицанов А.А.,0вча-ренко В.И. Человек и отчуждение.,Кн.,1991; Кон ^.С. В поисках себя. Личность и ео самосйзнание,,М.,1984; Хашщов A.A. Отчуждение как философская проблема.//Известия АН КАЗАХ.ССР,1990,И; Отчуждение как социокультурный феномен// Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференция 16-18 апреля 1991года г.Симферополь, Киев, 1991.

*

проблемы, требует переосмысления ряда теоретических положений. Зто определило выбор пели и конкретных задач исследования. 11ели и основные задачи исрлело^алия. Цель диссертационной работы - комплексный историко-философский анализ проблемы отчуждения, как необходимого условия развития человека и социума. Для реализации этой иоли ставятся и решается следующие задачи: • да основе историко-философского подхода дать комплексной анализ проблемы отчуждения, как системы многообразных форм оппос-редований различной природы;

- выявить при анализе отчуждения сложность, многоаопектлость и вместо с тем универсальный характер данного фсноменл;

- всестороннее рассмотрение отчуждения соотнести с раскрытием сущности человека через диалектику "конечного" и "бс:а(опчЧ11от";

- показать, что основными аспектами отчувдения и его снятия нп современном этапе являются единство и противоречии "объективного", "субъективного" и "инторсубъективного";

- проследить возможные пути снятия отчуждения черед единство и противоречие человека и мира в онтологическом, шссоологкческом, аксиологическом и праксиологическом аспектах;

- сделать сопоставительный анализ позиций Гегеля и Маркса по Проблеме отчуждения в их различии и взаимодополняемости; Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы диалектичен, в частности, принципы: объективности пналлзз, историзма, единства а противоречивости, прогмсткенности развития. Источниковедческую базу исследования сос'/гглягт труды Гегеля, Фейербаха, Маркса, посвядешшо ашллэу рьзллчшах аспектов отчуждения, а также современная филосо^кял литература по проблеме отчувдения.

Научна^ новизна исследования состоит з следукадс-м:

- в выборе направления и постановки самой- проблем« исследования-, состоящей в историко-философском анализе отчувдения как необходимого условия развития человека и общества;

- в обосновании единства проблемы отчувдокия и сущности чулоес-ка в ходе историко-философского исследования;

- в раскрытии через проблему отчувдения противоречия "лодочного" и "бесконечного" сущности человека;

- в комплексном рассмотрении проблем« снятия отчуждения я оято-логическом, гносеологическом, праксиологическом и аксиологическом аспектам;

- в прведении анализа поисков современной философией оппосредо-

вайя!' различно?' природ ь: для всеобце—конкретного проявления сущности человека.

Т?о;)-чтичс екая и практическая значимость исследования. Результаты данной диссертации могут быть использованы при изучении проблемы отчу.тденип, антропологического вопроса в курсах истории фнлософати и социальной философии.

Апгобпция работы. Отдельные главы диссертации обсуждались на ка-фх.-дре философии Магнитогорского пединститута. Основные идеи и выводы излагались на традиционных ежегодных научных конференциях МПГУ ш.В.И.Ленина /1993/, Магнитогорского пединститута/1992/, нашли'свое отражение в двух публикациях. Диссертация обсуздена на заседании кафедры философии МПГУ им.В.И.Ленина и рекомендована к зошто.

Структура диссоутации обусловлена целью и задачами работы. Дис-сортпппя состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, насчитывающей 144 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во ввеиепич обосновывается актуальность темы диссертации, ставятся цели и задачи исследования, обозначены основные методологические принципы, проведен анализ работ по данной теме на современном этапе, обозначены основные понятия п термины, нсполь -зуемне в диссертации. ^

В первой гтево "Историко-философский анализ отчуждения" дано лстор;гко-фчлософское исследование проблемы отчуждения, которое определяется как диалектическое средство развития, как система оппосродований проявления сущности человека, характеристика бесконечной потенции человека и ее развития во взаимоотношении с сгл.пш собой и окружающим миром на основе изучения взглядов пред-стг-вителей немецкой классической философии, К.Ыаркса, современной западной философия, русской философии XIX - начала XX веков. В первом параграфе обсу да?тся проблема отчуждения«через анализ "Феноменологии духа" Гегеля и взглядов Фейербаха. После кратко-гс лзлсяпшш позкпий Фихте и Шеллинга на проблему отчузденкя основное внимание уделено анализу соответствующих воззрений Гегеля.

В философской системе Гегеля проблема отчуждения имеет три ■ аспекта: онтологический, гносеологический и социологический. Че~. ловек как "агент" Абсолютного духа проходит в своем историческом развитии путь от отчужденного от себя природного субъекта до всеобщей родовой сущности, до родовой разумности индивида, осоз-

нания своой самости через отчуждение себя как природного тола в субъективной индивидуальности. По Гегелю, разумность - вот сущность чоловека, которую он сам познает. Все развитие человеческой культуры и социальной истории пролетает как развитич в форме отчуждения. Отчужденно в данном процессе есть прежде всего диалектическое развитие, метод, способ самореализации человека через оппосредовшшя, как состояние индивида, момент ого саморазвития, которое необходимо преодолеть в снятии, так' как оно является им самим в своем инобытии. В освоонии культуры, в образовании, в последовательном прохождении всох ступеней отчуждения духа и возвышении самосознания до науки - ключ к прсодолоиию от- • чужденпя. Гегелевская разумность как сущность человека рыстуна-от в виде бесконечного неосознанного в своой осново и как конечное познанное в своем прявлении. Сто диолектическоо тождество dur ' тия и мышления. Вызывают всо же сомнения снимающие предметность, объективацию гегелевские формы абсолютного знания, так как они имеют тоже тенденцию превращаться непосредственно: ролигля - в культ, философия - в идеологию, искусство -в моду, массовую культуру. Представив развитие самопознания Абсолютного духа через человеческое общество как единый, тотальный, всеохватывающий процесс, Гегель в какой-то мере исключил неравномерность развития • субъектов и частой социума. Над системой Гегеля давлеет комплекс гносеологии: высв;ая структура реальной <Тилософии должна соответствовать понятой в форме субъективности абсолютной идее. Причина отчуждения, по Л.Фейрбаху, состоит исключительно в психологическом состоянии человека: и чувство страха, неуверенности и неопределенности, которые порождают религию, как отчужденную сущность людей. Через осознание человеком самого себя, через просвещение происходит снятие отчуждения. Под истинным дроявле-. ппем бесконечной потенция сущности чоловека Л.Фейербах видит в большей мерз не человеческую индивидуальность, а связь Метлу "Я" и "Ты", общность людей.. _ • .

Во втором параграфе анализируется философское наследие "К.Маркса, которое характерезуется объективней соииолого-материалисти-ческой направленностью. На основании исследования "Немецкой идеологии", "Филорсфско-экономичэских рукописей 1844 года","сконо-иическтас рукописей 1857-1859 г.г." диссертант сопоставляет понимание социального отчуждения Марксом с гегелевской общефилософской позицией: Для Маркса отчуждение проявляется в том, что

человек в своем преобразовании мира, социума не узнает самого себя как первоисточниха, как творца, и весь окружающий его мир /природа, предметы его деятельности, другие люди, он са»У кадет' ся ему чужим. Отчуждение означает восприятие мира и самого себя пассивно, разорвано, в отрыве субъекта от объекта. По 1Ларксу, отчуждение коренится в разделении труда, в частной собственности -на средства производства, так как при данных условия* труд утрачивает свой творческий характер / как выражение ¿ескоиечной потенции человека/. Для Маркса, человек, подчиненный своим отчужденным, следовательно, неосознанным потребностям, не является человеком ни в духовном, ни в телесном смысле - это всего лишь самодеятельный и сознающий себя товар /превращение бесконечной сущности человека в конечное оппосродование/. Чем больше степень отчужденности человека, тем больше потребление и обладание становятся смыслом жизни. Объективные условия, которые определяются способом производства, и тем самым сознательная .. организация общества детерминируют самого человека, его цели и интересы. Путь Гегеля - снятие отчуждения в познании, в духовном мирз - для Маркса не приемлем, так как это снятие превращается в отчуаденные формы сознания, в идеологию. А практика, в частности социальная, как основной вид самосознания человека, будет всегда нести в себе элементы спонтанности и творчества, а значит и преодоления отчуждения;

В третьем пбрагт>вФо рассматриваются взгляды на проблему отчуждения представителей '¿Франкфуртской школы, других западных философов. Продолжая диалектическую традиции Г«?геля и Маркса, Адорно и Хоркхаймер выделяют в теории отчуждения учение об обнаружении в противоположность учению ой отчузедениа. Второе возникает по Причине того, что в первом проявляются репрессивные моменты всеобщего, как абсолютной индивидуальности, в жертву которой приносится единичное.особенное. Поскольку рефлексия отдельного служит главным образом становлению общего, постольку развитие отдельного, индивидуального приостанавливается. Если, по мнению франкфуртцев, рефлексия будет имманентной, то это создает неог-раничинныо возможности для развития единичного и особенного. Обоеювквается положение, согласно которому внешнее всеобщее должно обязательно носить абстрактный характер, как необходимое условие саморазвития человека, редуиировашгаго фраикфуртцами к

тшанетной бесконечной рефлексии. Подчеркивается индивидуальный

- и -

характер отчуждения, так как общество , как целое -'отчужденная тотальность - вообще непроницаемо для сознания. Отчуждение в отличии от эксплуатации ость проблема индивидуальная, Фактор равнодействующий на всех. Социальность как данность - это но вытекающая из собственной природы человека и способа деятельности, а как навязываемая из вне,обществом социальная отчужденность. Она превращается из связи индивидов в обществе в аспект противостояния обществу. Опредмечивание, как овладение 'природой, фиксируется как приходящая тенденция, а господство над природой, Овеществление, как прикованность к ней , берется как. непреходящая, вечная тенденция в движении всемирной истории. Человека же • создает скорее общение, чем труд; любой вид практики - отчуждение, субъект изначально насильно включен в систему сознательной, практики и становится принципиально недеятельным по своим уст- • ремлениям. Прогресс в общественном развитии связан с преодолением необходимости, как момента материальной производственной деятельности и труда. Б данном параграф« так же приводятся то-яисно точки зрения на отчуждений МДайдеггера, Ж.П.Сартра,К.Гига, З.Фрейда, Г.Зиммеля, Ф.Ницше, Э.Фромма. В четвертом параграфе рассматривается своеобразное раскрытие проблемы отчуждения в русской философии XIX - начала XX веков. Для Н.Федорова источник отчуждения в жизни - это слепая стихийность природы и разобщенность людей. Только в'объединении всех живущих для всеобщего воскрешения предков возможно преодоление отчуждения. Иначе объединение людей превращается в цивилизации, в чуждость, во вратдебпость, в разрушение, а вйесто Еоскрешения является культура, то есть перерождение, вырождение, вымирание. По Ел.Соловьеву'отчуждение заключается в том, что христиане считают еозможным в личной жизни руководствоваться христианская ваповодями и началами, а для. жизни общественной я исторической руководствоваться началами прямо противоположными - зоологическими. И он старается преодолеть, это противоречие в конкретном всеединстве. Через активность'человека, его свободу в богочело-вечестве, в Софта коллективно'должно рроизойти соединение двух природ! божественной н человеческой. Для Л.Шестова человеческая личность есть, жертва необходимых сил я истин, закона разула п морали, жертва универсального я общеобязательного. Неизбежная необходимость порождена объективированным.человеческим познанием

Проодоление этого отчуждения не могейт произойти чарез познание, а только через ьеиу, освобожденную Богом. Вера означает чудо для необходим« истин разума, она олицзтъоряат бесконечную потонула чолопека. В творчества Н.А.Бердааез отчуждение выражено и об мотива ни: чем болоо объект ш>ировано познание, тэы дальше оно от челомчасхьто существования, тем больше его общеобязательность. И то.©цо экзиетендуиальныК "отгг" чэдозека, рткрыааю-щийся через свободу и тиорчлсгуи активность, возвышается над условным противоположением рационалъього и эмпирического, является источником Nf»Ta|)i(34!4acKoro знания и обрабатывается метафизическим разумом. Для Л,Н.Тслстого культурная, цивилизаторская деятельность человека - отчужденная, неистинная. Зло для нзго есть лсжноо сезнаниаг, а добро - истинное сознание. Только слившись с природой, о собственным естеством человек преодолевает формализм, пеискронноетъ сцюего существования, раскрывает полноту своей бесконечной потон-пин. Герои ф.М.Достоевского, бинтуя фот ив рашюнального миропорядка, господства начата формы, огра-ничквощзго предеvVi, внрачав^их отчгдцзпие, srayr предельной, последней свободы, пронподогшгшэй бесконечность. Сеобода приводит клц к "челошкобежеству" или построении счастья для других в вида неизбежной необходдаюсти. Но она может привести и к страдальческому опыту добра и зла, как пцоззго достоинства человека, ^о>з с? об од м rPSxa ж зла, без нйшташш свободы каждого, мировая Гармония lie может быть принята.

Во второй гласе ЧЗгчуадам&г я возмихнда пути ого снятия" в основном на материала западной Дкэдсофни далазтся анализ фениле-(■а отчуждения и сгучдьости челоаока ¡юроа соотношение "объективного", "субъективного" к "пнтероубъекгивного"! рассматриваются возможные пути снятия отчувдйнля; соотпеоонш отчуждения о понятием "необходимости".

В П'>еуои -параграф, к точке зрения "объективности- отчуждения дисазртант относит ужа рассматриваемую псзюяю К.Маркса, философский анализ по данному вопросу российских ученых И.С.Нарского, ^.И.Кального, Г.С.Батидэва, А.КЛЪстямва. В западной философия Ф.Теннис различает социальную систем, как общность, где есть Ъо-циалъный контакт, и обдаете о, где на лщо отчужден вэ; в виде индивидуализма и безличности. Для Г.Згшмгля ооииалънея отчужден» выряжается в собственной логгай" сйкмллъроВ систему в которой человек следует ей неосознанно. О.Шлкщужр, К.Яспорс, ТР.Нилс ripe

водят свои доводи в пользу объективного оттттг.еняя. ТЪ на взгляд диссеэтанта "объективность" отчгчдения в боль.чэй ?,гэт>э -это объектквагия, Формачиза::ил провеса рговитля востонл-гня его таким. Поэтому'в истории 'Млосо^яп, начгагя с /.^{'эрбаха и С.Кьеркогора, отчуждение как проблзча становится в Зо.тыае?. субъективной - антропологической., Наплучзой иллястэа;-пэй перэхо да от объективной к субъективной тенденмпт понкмаг.^ух отчтияенд^я является экзистенциальная философия ''.Хайдзггера, когда' чзл»зк вырывается из повседневности, "заЗрошенностл з была" и обро-. тает свою экзлстэнпто. Для Кьэркзгора только бесконечная ро.-стп-озная вера помогает снять субъективное отчуждение' чзлопека я вы- • явить собственную судность- экзпстан:глю, как. пэра ход возможности •' в духе к реальности в полноте личного бытия. Для А.Ка::о субъективность отчуждения выражаетсяп прот сто стоянии человека "абсурдности" окружа-тчэго мира. К0 т, ^„ичи-э от \!.Ха?деггера У Л.'Само намечен выход га состояния отчуждения через изггарсуЗуэк-тивность, в-об^эй солгяашости прот:т "абсгязда". Для 5!.П.Сартра субъективность отчуждения выражается в вечном непонимания ч-зло-. веком "хода вечнЗ" в природе и обпрстве, и^ только собственный выбор может разбрзать это нопонямашгз. Тс,я^е>н-"1я снятия противо рвчия между объективным л субъективным аспектами отчух^енкя в интерсубъектлзном основании приведется в работа также на пртг.га-ре М.Бубэрак

Зр втором парзгпгуТв рассмотрена проблзма возможности снятия отчуждения. Этот анализ клзет особоэ значаще, так как комплексное изучение данного вопроса дает наиболее полнул характеристику отчуждения, через снятие которого проявляется сущность человека. Нптг<олз9 ра'ионалыю, на взгляд диссертанта возможное разделен® /конэчно, чисто условное/ данного вопроса на гносэологяческий, аксиологический, праксиологичэский и онтологический аспекты. В гносеологическом плане отчуждение снимается у Декарта в '"Я" - • абсолютном <Тгвдамэнте очевидности ъ ясности теории познания; у Гегеля - в самопознании аэбя л окргааащего мира в ад;яствз и про тиворзчии раззития; у. Маркузе • - это освобождение от чумдгх ему^ сил и потребностей через осознанна "истинных" и "отчуждениях" потребностей самим челоЕэком., К представителям праксиологичэско.--го способа снятия отчуждения в пзрвую очаредь стоит отнести социальную философию Маркса. Отчужденна в бюрократической иераркш подчинения и безличной отрешенности'снимается, по мнэшго М.Забор-1, посредством сопиальной практики приспособления к. системе.

Для У.Джеймса, представителя американского прагматизма, преодоление отчуждения видится в непосредственной практической и социаль ной полззности / истинно то, что полезно у попогаэт ориентироваться/. Ж. 11.Сартр праслагает снять отчуждение в виде об-ьектква-иин посредством практики по личному замыслу, проекту человека,ко торив являются £ирачзниэм свободы человека. Человек в своей деятельности должен основываться на поет 1»з или возможности, том са- , ■ мым'формируя продают и самого себя. Дабое 1гракгическое действие одновременно выступает й роли опрэдздзниого понимания, то есть как самопокималия. Человеческая практика, по Сартру, онтологически укоренена в бытии. Предсягдаит.глши аксиологического подхода в снятии отчуждения являются И.Кант- посредством категорического императива, С.Кьаркэгор - посредством религиозной веры. Условно интегрирующим три предыяуалх* аспекта в проблема снятия отчуждения является онтологический подход, родоначачьником которого по праву считает Лильтзя. По мнению Э.Гуссерля человек До/таен брать-;:д !»лостно во всех активных проявлениях. Онтологическая ггракги-ка - эго совокупность воэх чэдов?чзских актов, а трансшнданталъ-нал теория - виаиая форма этой практики. Трансшндантальная фано-.¡инодэгдя Э.Гусоерля - это самопознаний, самоопределений, самсо-су^ествление разума как некого синтеза, который не разлагается ни, теори» и практику. Трансцендентальная йеномакологая снимает с;5шкпшизм наук*, который и являйся истоком отчувдзния. К онто-■догц-гзсчой тенденции снятия отчулдания стоет отнести философов, .'оторш кцут конкратвыа тшфсгбадкгивив«* опосредования /игра л.-Г.Га^амора, язык МДайдогго.ра и К.Яиирса, нзпосродсгвзнное отаодэнка лодьми М.Бубара/, споссЗныа стать основааиэы он-

тзлогпчэской укорененности, "со-1ы"гп{;лоотн" человека с мпром, во-"нннш средством выражения сущности человека, ¿го бесконечной криредн, Эти со.чналышэ ошюерздэапиия при истинном /¡грав ильной/ .,{ использовании могут снять отч^ядзпис. мо-пду человеком и окружа ваш миром, самэотчухденпэ еадего чалозака.

Здесь же обосновывается отч^дание как необходимое условна развития бэсконзчной потонпш человека. В .данном рахуроз рассматривается отчужданиэ как необходимость еппосредоваккй дабого вида в вддэ конечного в соотнесении с бесконечной патониизй чаловечао-кой судвости. С другой стороны многообразна сппосредоеалий явля-| ится необходимости) в виде с5эскопачвого (а ю»ичастеа, прогиво-поотявляющегося человеку, шш>зо{вд прниглазо свою сущность за

какое либо одно всеобщее оппосрз довита. Человек имманентно чувствует и понимает свою потенциальную бесконечность и старается вира зить ее в конечных формах материальных / вторая природа/, социальных, духовных, психологических оппоереноваций. Но как только человек регионализирует, Формализует их, эти оппосредования превращаются из необходимости в неизбежность абсолют из ируемыт как истинные в конечных Формат. Отчужденные зппосредовяния оаэличного вида являются необходимостью пошмаяия единств! ■ человека'с ¡«трон н с самим собой. И только на основания непосредственного отношения с данными отчужденными оппосредованиями человек может осознать озбя и окружающий мир в единстве, то есть супесгвует понимание этой необходимости как сопричастной оебе, кай-неотъемлемой' части себя. При снятии рационального, Локализованного отношения О отчужденными оппосредованиями происходит наполнение беско- . печной потен'гпдЯ человеческой сущности. Рэ олпо следования чужды людям, а человек чужд сам себе своим непониманием и собственной ограниченносткэ. Необходимость отчуждения - это способ превратная своей бесконечной возможности в реальную действительность !.• это та неизбежность, заставляющая чедовока в противоречил развп-ватьсл с окружающим, миром и самш собой.

В' заключении го лаются осясапые выводы по данной проблеме. -Отчуждение в.больязй мэра является проблемой субъективной, чисто индивидуальной ялп каждого челэвока как ''а рациональном, так и ирра-пяояальнои уровне понимания. Попягта объэетивносг'п отчуждения, конечно, существует, но как объективнее, относительно истинное явлвяиэ. Относительно каждого человека. Поэтому все точки зрения по данному вопросу имеют право на существование. Отчуждение -это способность чэлэвека быть двойственным / как единство конечного и бесконечного/ л противоречивым, то есть развиваться через стаю-преодолзнгз я снят ко в себе любых Форте рационально стй.'

Отчуждение как состояние, как отношение человека к озбе и окружающему миру будет всегаа непреходящим явлэшвм, заставляющем человека езмопроявлять и саморазвивагь себя через разл<чные Формы объективированного- оппосредовшпи: будь то яэлення предметно-пракггаэокой, социальной,, психической'или духовно-идеальной деятельности. Любое о ятю сре давание, даже самое идеальное / в плане йеткняоетн/, бтттат по' азоей природе "конечным", завершенным, Фор мялязоваяннм, и "у человеческая ттость в плане бесконечности своей потенчш должна преодолевать, снимая в оэбэ, по не уничго-

жая, так как этот акт в равной степени будет актом частичного са-моункчтожэния и самоограничения оебя.

На социальном уровне одно об >з кт газ нр св ач н оа воеобчее /государство, со-тллышэ институты, право и так далее/, как оппосре-довално мо 'ду лэдьчи в общостна, б"дучи ооознанным /снятым/ в ре альной доистьитолыюсти, будет э&чзняться другим пооо^д;^, воспрж-нимаэмгм как наиболее истинное /известное, но непознанное/, решающе ьсз противоречия. В провесе социальной деятельности, с течением времени, объект :Е)ф"ясь и персониФипгргясь, это вое общее б^'дот проязлять признаки самодавлзтла.'. сочности, реализуядой себя ко как с^здсгво для развития человека, а как шль сама для оэ-бя. Поело ооочкакия индгаидами ограниченности данного объективированного еозоЗщэго, про:зо!\дзт его снятие слэд^ящим идеальным воз о'/д;:алзкт;счес;а# прочее соотношения культуры и :"КВилиза по 'Ипонг.иру/. Этот дидактический про:всс в пргагдшэ баско-нечзн и Епа:г.'.ос2ячак в реальной и кдаалъно-духовной 'деятэльности. Гараг.том сачо-остаточности идднввда в данном прошеоэ могут быть осса;^п!'Э собственной свободы и ответственности, вера, наличие :>:когоо1разия опосредован кй различного' в ста как необходимости.

Зччко преодоление тотатаности. .тоЗого прогосса обьектива:тш я опг.осредовгш:эт /г-ллюстраняя к этому "теория норовновестных скоте:.:" или с.'.шрг'ьтаса/. Следовательно, необходим пляралгом и мно-гооЗразсе проплат:!', процмотно-прахтпческих, оот.'яалышх и ндеаль-• но-духоькых оглюеродовоний, объективированных всеобщих в обща от -не. как возможность- выбора при самореализа\тш и как гаранта ьшо-гошрного, полг.-ровнвхгого развития человека и со шума.

Bar.no осознание и понимание шобходкмости любого вида оплоо-рэдован:ц;, как основы преемственности, взаимопонимания и взаимодействия индтеддов. Внешнее поотиьоречиэ для чоловока, как обратная связь, должна быть на.менее сильна, чем п^отгаорочквость внутреннего человеческого "Я", так как сильна внутренняя настроенность V. нллэзкя отсутствия внолнэй на обходило ст и яоиводю к кзнзЗзжности безрэФлэксгашого субъективизма и дача солипсизма.

_ Стчудэнт в виде негативного явления характеризуется как: 1/ отсутствю выбора при самореализации средств оппосредований; 2/ наскльное лазание выбора средств оппосредования, 3/ неосознанность собственной потен-таг при выбора средств оппоо-редозаняя, ■ '

4/ иллюзорное принятие одного оппосредования за абсолютно истин-

ное, всеобъемлющее средство выражения своей сущности,

5) иллюзия отсутствия отчуждения как отчуждение в крайней степени — это неизбежность .отсутствия выбора и альтернативы. Только благодаря отчуждению как необходимости возможна человеческая свобода самореализации,

6) замена собственной рефлексии, собственной самооцеики кат; необходимости творческого процесса, общественным мнением и формализованными зпапиямп.

Основные положения диссертации отражены в следующих

работах:

1. Отчуждеппе как метод понимания сущпости человека.— Сборник «Наука—школе» (XXX научная конференция преподавателей, посвященная 60-летию Магнитогорского государственного педагогического института), Магнитогорск, 1992.

2. Отчуждение как мера сущпости человека. — Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина к 120-летию основания Университета.

с. 39-40.

М., 1993, с. 17-19.

Поди, к поч. 0/Х—93 Объем 1 п. л. Зак. 509 Тпр. 100

Типография МПГУ имепи В. И. Ленина