автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Отражение религиозных взглядов в древнем изобразительном искусстве (на материалах РеспубликиУзбекистан)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ойдинов, Норсаид
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Отражение религиозных взглядов в древнем изобразительном искусстве (на материалах РеспубликиУзбекистан)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение религиозных взглядов в древнем изобразительном искусстве (на материалах РеспубликиУзбекистан)"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

ОЙДИНОВ Норсаид

ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ДРЕВНЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (на материалах Республики Узбекистан)

Специальность 09.00.06. — Теория и история религии,

свободомыслия и атеизма.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук.

.Ташкент — 1992

Работа выполнена и Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте имени Низами

Научный рукоиодитель: кандидат философских наук, доцечт

УТАНОВ С. У.

Научный консультант: кандидат искусствоведения, доцент А Б ДУЛ Л А ИВ И.'У

Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор

ДЖАББАРОВ И. М.

кандидат философских наук, доцент ГАНИЕВ Д. Н.

Ведущая организации: Ташкентский государственный экономический университет, кафедра философии

Защита диссертации состоится

992 г.

час. на зссданин специализированного Совета Д 067.02.07 в Ташкентском государственном университете им. Ленина (Ташкент, 700000 ул. Энгельса, 60а, комната 308)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ташкентского государственного университета (Вузгоро-Док)

Автореферат разослан » ¿^//^с? ^¿.р

1992 г.

Ваши отзывы и замечания просим направлять по адресу: 700095, г. Ташкент, Вузгородок, 'ГашТУ, Ученому секретарю.

Ученый секретарь специализированного Совета, ¿у кандидат философских наук с:'*/

доц. ЭГАА\БЕРДИЕВ II. У.

. сбщая характеристика исследования.

Актуальность темы исследования. На современном этапе нашего развития в условиях расширяющейся демократизации и гласности изучение л философское осмнсление исторических и духовных ценностей отдельных тропов имеет'-йатсноё значение. Исходя из этого можно отметить, что ^юриирование древнего изобразительного искусства и его соотноше!?ие ; религией в Узбекистане представляет огромный научный интерес.Проб— 1е.ча эта является одной из самых малоизученных в социально-философ-:кой литературе.

Признание независимости Республики Узбекистан открывает большие юзмолшости в дальнейшем его социально-экономическом, общественно-'олитическом и дрсовно-культурном развитии. Следы пагубного влияния соманцно-адмшгистративной систеды и коммунистической идеологии видны ю всех сферах, в том числе и в мшгогранной духовно-культурной сфе->е. Признание суверенитета Республики Узбекистан и придание статуса гэбекскому языку в качестве государственного создает условия не толь-х> для.исправления допущенных ошибок, но и для широкого изучения ис~ орико-фйософсвдх проблем. В данной работе мы концентрировали вни-!шше исследованию взаимовлияния и соотношения искусства, особенно зобразителького искусства и религии в древности и последующие периоды на материалах Республики Узбекистан.

Актуальностьтецы состоит в том, что научное исследование куль-урного наследия народа, особенно его изобразительного искусства, озволяет отвергать поттси фёткшизахщи духовной культуры И'Извра-ения подлинной историй иску^ва^какфоруы общественного сознания. &к известно каяшй пре!шет нзобразитачьного искусства, удаляясь ото-раяекиеа общественной иысли, отражает в себе общечеловеческие целости. Следовательно научный анализ образцов изобразительного искус-гва драгних врэнзи имеет научкоз и практическое знаяекие. Ваяно ипси<ть то, ч?о з. какоЛ степкш в древних образцах изобразительного г!усства отражеш релнгиозннз взгляды, каково соотношение и взаимо-ииянйе рзли'ига и искусства. В период демократизации и суворинитета зряззу с обпзчся опсчее:тш цешостями позывается ттерес к таю"< зигьм аяензнтан духовкой культуры, кед рсянгаознне традиции и обря-

В этих- условиях прашкыюе определение места я роли произведений зобразителького искусства и-'религий в общественной жсгвг имеет пах-

нов значение.

Если принимать во внимание, что национальные традиции являются важными элементами духовной культуры, понимание их роли в процессе обновления общества, требует повышенного интереса к произведениям прошлого искусства. Как известно, произведения искусства, являясь продуктом определенной эпохи, отражают духовный .мир людей того общества, в котором оно зародилось. Если это так, то в них естественно отражены и национальные черты, образ жизни и определенные формы сознания. Исходя из научного анализа этих о;орм и их

• элементов можно утверждать, что произвелония изобразительного искусства имеют свои цели,.задачи и содержание. Раскрытие их и.'всо-. сторонний анализ этого направления-помогает.формировать научно-ма-териалистическбё мировоззрение народа, особенно молодежи, .что весьма актуально для современности.

Степень изученности проблемы. В виду многогранности и.слол:-. ности проблемы, ее исследованием^ занимались различные специалисты: ученые-философы,, историки, искусствоведы и востоковеда, как центра бывшего Советского Союза, так и всей Средаей Азии.,:В философ-." ской трактовке культурного наследия, в том числе и произведений, искусства, принадлежащих территории.Узбекистана, участвовали и .•.'.. местные ученые-'-. Историю общественного, особенно, культурного развития, трудно представить без религиозных взглядов. Философами республики были исследованы многие аспекты религии и-ее истории,атеизма и свободомыслия2.' • . • . ..'. V-

В этих трудах проблема- соотношения искусства и религии: хотя и, ■/.не затронуты, но вместе с тем последние оказали существенную .роль', : в Щ)оведении нашего иссладования. .'В подготовке Жссертаций использовались .труды видных ученых-востоковедов,' архе слогов и искусство*. См.: Шермухамедов С. ::МидЙ1й маданиятларнинг -бир-бирин'и бойя-' тшп объектив ва субъектив ошллари - Ташкент: чУзбекистан.1972.: 40 с.;. Махмудов Т. .Олалов Я. УзСекисток санъатида инс-оц омили. -ч-;. ■:. " Ташкент: Литература и. искусство.1988; 187- с:; -Гоипов.'Я;'№хтш-дойи •

• хаёт ва сакъат. .- Ташкент: -Узбекистан.; 1973. 123 с. у^с■■:;,

2 См.: Усмонов а. Пек и ело:.: ва .¡уншг:'ижаямои&.син<]яй!'хасактбг?'; ри. Таккент: Узбекистан. 1967..38 е.;'Ислом ва демократия.// -Муло-. кот. 1991 и 7: Абдусамедов А.и.- Социал таравдиёт ва ислом.-'- 'Ташйект: ... Узбекистан.1У84. 153 е.; Урта Осиё халкларшинг.-адр£йкрлиги. тари-?. - хидан.Хайруллаев • М- тахрири остНде*,Ташк8цТ:Фан',1990.. 185с. ;£яб-. ■' боров: И. Худолар.авлиёлар. еа/одамлар. Ташкент :хли .гварп.яя.1905, ;.'■,-144. с.;-: его. же Рухай олаы:' -яа'холат ва камол'эт;-- Ташкент:Узбекистан." ■ 1920; ь90 е.; Пулатов х. Ыа^курзвий- хустдаорлик.//ь^-локот. 199 а &/1;. 0£у:лз6озв И.' "рта Осиё- этика си тарнхи очерклари.; - Ташкент-,Узбакнс-^ , . тен.1930', .-■. -и др.л ■■■■';'.■ '• ■ -ч ■

~ :> -

водов1. Последние послужили но только теоретической основой данного исследования, но в. них содержатся значительный фактический материал, использованный нами. 1

В советский период, в научных работах ученых бывшего Союза и за его пределами при исследовании взаимоотношения искусства и религии, ocooGHHo нормирования у молодежи нового мировоззрения и свободомыслия, учение-философы, искусствоведы и педагога опирались на произведения; искусства2. ,...'■.'■

Однако следует особо отметить, что в научной литературе взаимоотношения религии и изобразительного искусства на территории древнегоУзбекистана освещены весьма слабо.

В общефилософском 'аспекте'проливает свет на указанную таму книга д.¡л. Угриновича "Искусство й религия". В ней не затронуты производония изобразительного.искусства, созданные на территории

* Cii. : Абу Райхон.Ьеруний. "Кадимги- халклардан колган ёдгор-даклар" /"Ссор ал-бакия'7 т.1. - Ташкент: МНЛ96Й, 591 с. Аоу Бакр ьЬхамшд ибн -lalap Норшахий- "Бухоро тарнки" - Ташкент: ФАН, I9GB.II9 с. Бартольд В.В. К вопросу.обь ассуарияхъ Турклстанского края. Типография императорской акадеглии наук. - 23 с; его же. История культурной вязди Туркестана. Я; изд. АН СССР, 1926 - 256 о. ияткшс В.Л. Отчет о расколках обсерватории Мирза Улугбвка .в I9QB и 1%9 года/. - С.Потербург; 1912,93 с. его ze. Памятники древностей Самарканда, - Самарканд, 1923. 31 с.-Массой М.Е. Находка фрагмента' скульптурного карниза первых пеков н.а. -.Ташкент: 1933,16 с, Гуло-ыои. Яхё -Хоразьпшнг су.горилиш тарихи. - Ташкент, 1959..Шишкин В.А. Изобразительное искусство наррдов Средней Азии по материалам археологических исслодований. - Ташкент, 1957, 156 с. Альбаум Л.И; Бо-лалик'тепа-и.истории материальной культуры и искусства тахариста-на. - Ташкент, 1975'- 227 с. Аскаров А. Бухоронннг ибтидоай давр тарнхидан лавхалар. - Ташкент, ФАН, 1973. Пугаченкова Т.А.. Рем-пель Л.И. История.искусств.Узбекистана. - U.: Искусство,1965,417 о. захадов ПЛ. ¡.teuop сакъати. - Ташкент* Литература и искусство им. . .1-уляма. 1978, IG2 с. ¡уродов А. Урта Осиё хаттотлви санъати та-¡мхидаи. - Ташкент,5АН, 1971, 193 с. Норкулов Н., Низомитдаиов У. лшиатира таркхкцан .лавхалар. - Ташкент-,, литература'и искусствен шллуляиа. J-970.I42 с. Усмснов 0. Каиоладдан-Бвхзсд ва упинг юккоалик. цактаба? - Ташшнт.ЙАН, 1977, 148.о. Дзаббароп ft.fi. Кух-ш харобалар сирл. Второе пвданне. Таакепт:Узбекистан. 1968,188 с.

См.: Антонова О.А. Католшщзи и искусство IX нока, И.:Мнсль, •г&ц 173 с. Зоц В.А. Духовная культура н атеистическое воспитанно. ■ î'a- -Его гл. Культура религии, атеизм. - П.; Политиздат,

:он§* Ш- а- ^'Р^опич Д.Ш Искусство а ролзгия. - М.: Полит .лет. .эаз. 286 с. Яковдяп Е.Г. Искусство д 'мировая религия. - М.^_Внс-ая-'иколзу 1985 , 285 с. Кочвтаз А.И.--Искусство и рзлигая- в сот. луиша. атезЕа, 3 9. -U.: IS34. ■ ■

- 6 - " ' ■. • Средней Азии, в том числе Узбекистана, а такта работы, посвященные зороастризм, буддизму, исламу и иудаизму. В работах Ремпеля Л.И., Цугаченковой Г.А., РтвладзеЗ. и других археологов и искусствоведов освещаются лишь развитие видов изобразительного искусства.

Б настоящее время японские археологи в Дальверзинтепе, а французские в Афрасиабе.совместно с учеными Узбекистана исследуют взаимовлияние религиозных обрядоз и национальных традиций у древних народов. Бее эти данные еще раз доказывают., что тэма диссертационного исследования является исключительно актуальной. ..

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной, работы состоит в научном осмыслении:места и рол!1 б обществе произведений изобразительного искусства, проблемысоотношения/религии и,'искусства, а также-освещение роли исторических памятников в 'форшро--вании научного материалистического шровоззрения у . молодежи .

■ Реализация поставленной цели предполагала.рошение следувщих задач:-..' ,;.'.; :..'■';

- изучить степень влияния религий на 'возрождение й развитие ■ произведений искусства,на территории древней Средней Азии /Узбекистана/; : .'../'■'.'■.; ',; v ^ ,■■■■■-./'•''''■■ ■:.•'.■'.' '■:;

- научный анализ идей, свободомыслия в созданных гфонзведешшх искусства и нэ этой основе обоснование общечеловеческих ценное- ■'•

" тей; ■... . ; ■■. '.Л ''/

г- показать .роль;и место,произведений изобразительного искусства в истории и мировоззрении -народов/Узбекистана; . . . .. .

- осветить роль':древних памятников,, в,частности, -археолога-'

' ческих находок в формировании научио-маториалисткчэсксгэ ?л:ро- " воззрения лйдей, в" частности,: молодежи; ;

.-.:','.разработать практические рокрмондац»! дач использован::.'! - ' образцов изобразительного искусства в. матэриалпстичзсг.с.'л понимав... нии. истории;; ', V■Ъ:,;-5' ' .'; / •:;-,.':.; -:■

Научная новизна исследования ' состоит. в т'о:.т, что ' в - нем •на,.'-, основе детального изучения литера.турных :и исторических ..и'аточников., па:,1ятников искусства, .оозданных .на . территории' Узбекистана я, иоп-

крР711снс_01ща1огачосю12^.ис^одоваж1|11... • '. ' _ . -.. „' :

- раскрыть малоисследованные- аспекта ."механизма формирования идей ■ свободомыслия, исследована степень отражения религиозной, вер« и

других религиозных идей в приведениях искусства я их роль в биту и культуре месТюго населения:

- раэроботанн-дополнительные пути и средства формирования научно-ыатеркалнстического мировоззрения на основе изучения истории искусства в. современных условиях.

-» фалоеофскя обобщены идеи в том^ что обр^цн цревнв -го искусства ка территории Республики Узбекистан являются составной частью общочоловочосЙб.'Гкул.мури, а такна раскрити их роль и .узсто з истории духовной культуры узбекского народа;

- выявлено,.что процесс изучения исторического влияния разише религий на произведения древнего искусства неотделим от общественного сознания и традиционных форл культура;

- пока за ни сущность и причшш различных то,ишряний произведении изобразительного искусства, йхидеологическая значимость.

Методологической основой исследования послужили труды ездннх учоныхзцилософов, этнографов, археологов, искусствоведов и востоковедов. Таюго использовались в работе труды и статьи известных СОВЕТСКИХ ЗЧОНЫХ раЛНГИОЕОДОВ, И0СВЯ&9ННШС ИСТОрКЯ рОЛИГИК и до-- •

исламских верований в региона.

Озктодогическши источниками. диссертации явились конкрзтко-соцаологичоскна исследования- срз,ди студентов худежаотзэняб-графп-ческого '^акульто.тз педагогических вузез Узбекистана, учащихся отделений чарчегая и' рисования подагрических и худодаствэшщх учи-.; лйц, а также рзсцублаканской искусств'оЕэдчоской. спвцрййьяоЕ шкода. Среди нзх социологические. обследования проводились путей вопросов и отвотоз, а го.кзв бесед. Всего обработано дэннкз 210.1 анкет и Б5 босед, ' ■

Практическая ценность работа состоит .в топ, что оса позволяет форетроБать'у молодели свободочислав; сссбошо правильное понимание 'сусзссти образцов изоОрэзятэльного искусстЕа. Работа спроворив?. 'сдносторопйуй ойбочнуя еденпу о тем, что произведения по-йусствэ является либо паяпьег&з ра.пгзо&шн или вообще никакого 6ТПС22НЗЯ не а рмикя« и утЕоргдаот,--что -сип прздетавдяэ? •пйгорЗчосздэ 'цзпвос?ь- как -трздачш! п-ритуалы п богатое наследио.

ллсссфтацзз: могло ггояодъяовать в создашт эксноящнй щ-;.'зэз,;-эидивоз •прсизЕодбнпй покусстга п язглядгаи пособий в виспих, сро,щпэс.'сцв1£:аЕЬЕН2 учобшсс' наведениях..

Научные выводы диссертации будут полезными и в системах просвещения для преподавания истории изобразительного искусства. Такие диссертационное исследование, может быть использовано в качестве методического пособия учителями высших учебных заведений и средних школ в преподавании спецкурсов. В этих целях рекомендуется ввести.в ■ общеобразовательных школах предмет: "История искусства".

Следовательно, формирование интереса у молодежи к произведениям изобразительного искусства, разработка научно-практических реко-. мендаций, повышение эстетического вкуса широкого слоя населения имеет большое идейно-воспитательное значение. ■•■■■-.■

Апробация диссертации. Диссертация'обсуждена на. кафедре, этики, эстетики и истории религии Ташкентского.государственного педагогического института и рекомендована ^с защите. Результаты и выводы:ее ■ докладывались на научно-теоретических конференциях ТП1И {1969,1990.г\. отражались в публикациях; автора, б объеме 3,5 п.л.,-га^орнсГперечне-• .' лены в конце автореферата. '7 . .

Структура, диссертации, „Она состоит из введения,'четырех глав.,'' . ^заключения, списка использованной литературы'и приложений... •

основное1 оодЕЕКАНиа. ржоты.

В первой главе - "Влияние религии на . изобразительное искусство • народова проживавших:- на территории Узбекистана",' подчеркивается ; важное значение археологических образцов. е. исследовании истории культуры и религиозных обрядов. Надо отметить, .что в это:'! 'части археологи, историки: философы, искусствоведы.и ученые.других областей' гуманитарной науки добились ,плодотворных результатов. Эти н'аучвде -исследования показывают, что история культуры региона, - зарождение и/ раз- ; витие человеческой цивилизации в целсм тесно связаны с-.историей ре-. лигии.. Ранние зародыши'нашей; культуры появились .и развивались в связи с религией, состазляк-чей'идеолопгч'ескуп основу того периода,'в ко' - тором появились те или иные фор.\:ы религиозного сознания.. . . _ ' . . В диссертации уделяется внимакиз;/историческому...прсшлому народов-. Узбекистана,- их богатому Рсультурно.\у,наследию, при этом отмечается,/ о что не все еще изучено достаточно полно, особенно мало-уделдаось • ';--. внимания идеологическое значению образцов искусства в проялом..

В работе делается попытка анализа-н оробщения'истормческого. наследия искусства и доказывается, что оно таеет- огромное сначепие ? \:•'

¡¡юрмировании мировоззрения личности, в правильном понимании духовных ценностей сбгзспа. В результате научного исследования исторического и культурного наследия диссертант пришел к следующим выводам:

В период недостаточного .развития устной речи люди первобытного общества'изготавливал'-многообразные орудия и средства для охоты, пытались выразить.мысли на различных предметах (петроглифы, орудия трупа, бытовые предметы и т.д.). Такие суждения первобытных людей вместе с их ежедневными заботами и другими подобными процессами наиболее четко находили 'отражение в ранних образцах наскальных изображений. Учеными отмечено, что все народы прооли через этот этап развития и в силу неразвитости производительных сил, люди проживали в общинах, работая и постигая тайны .природы, создали основу для прогресса культуры и искусства. Если'каждый народ хорошо знает тайны созданных предыдущими по колени дан культурного и искусствоведческого наследия, то он имеет реальное научное и полное.представление о прошлом, образе киэнн к великолепных 'традициях древнейших предков.

В диссертации на основе обобщения многочисленных примеров доказано влияние религии на созданные на' территории Узбекистана произведения, искусства в доисламский период. Например, археологические на-ходгаг на дельте Ачуд'арьп изображай? на золотой плите с большим искусством зороастрийские представления древнего населения. Несмотря, на определенную условность, оно'-изображает строгость и совершенность фигуры., В Нургантепе %шрабадсгого района Самаркандской. области археологами обнаружены останки храма, в котором предки заяигали священный огонь. Вечный огонь в храме был сооружен благодаря высокой арушщин древних согдийцез;

Еще более интересными источниками являются глиняные сосуды (ос-суарии), в которых захоронили кости покойников зороастрийцы, найденные-, археологами и искусствоведами края. В этом отношении заслуживают шизрес исторические находки, обнаруженные вдоль арыка Хазopa йзти-ханстсого района. Епсяность этих оссуариев напоминает восточное ку-польноо здание, киеющие,огредсленныё художественные изображения. Шобрсгекныо на них человеческие фигуры, различаются вырааеиием присущи jcjí традиционных обрядса. 8тот исторический образец искусства, выретая рзлигиозиыо мировоззрения и мироощущения предков, показывает огаозеггляяс.^усства к среда и национальным ценностям.

Хотя поклонение идолам было свойственно религиям древ него общества, однако многие их элементы сохранены в буддизме и христианской религии, следы которых обнаружены в Средней Азии, в частности в Узбекистане. Будда и другие религиозные статуи, изображая бога и. его духовного образа, изготавливались из камня, дерева и глины.

В древности гробницы, образы будды и различные религиозные статуи изготавливались много и хранились они в каждом''поме. Археологические находки свидетельствуют о том, что у древних народов . нашего края было развито кроме ранних форм религии (тотелизм, магия и др.) и зороастризма дале христианство, кудаизм и буддизм.

В диссертации особое внимание уделяется на то, что -после захвата Мовароуннахра арабы веян беспощадную борьбу с произведениями изобразительного искусства, особенно со скульптурой. Несмотря на такое противостояние арабов., изготовление мелких религиозных статуек (терракотов) и других образцов изобразительного.искусства " продолжалось до IX-rX■веков. На основе историко-археологических сведений доказывается, что.история-скульптурного искусства связана с древним прошлым нашего народа, с его религиозным мировоззрением. Наблюдается также непосредствешая связь .подобных образцов ' истории культуры с историей .мирового -искусства и .религиозных ввгля-дов. ■ ■ -'■ ■■•;-. ':'

Свойственные'буддизму скульптуры к храмы особенно .того най-. '"цены при археологических раскопках- в Дальверзинтепе^, Холчаяне;,Фаёз-тепе,. Айритаые, Каратепе,. Зартепе5 Хапробосе, _ Еанаавлаттепе, Зур-' муле и Старом Термезе.. В этих раскопках; памятниках: архитектурного искусства выражены: вероисповедение,труд и': образ; жизни назих предков в историческом прошлом. Эти-.источники." свидетельствуют .о широ-/ ком развитии изобразительного.искусства,до распространения ислама •на нынешней 'территории. Узбекистана. ;,Однако утверждение мусульман- . ской идеологии среди вироких .масс проходило, в очень, .ея-сшвдс условиях и продолжительное '/время.. Причины противостояния ислама изобразительному искусству объясняится, во-пегшге, в том, что в прев- • 'них местных, отличных -от ислама.вероисповедения^ представлялись в человеческом облике, или.в обраге какого-то живот-• ного;, во-вторых, в суцестзовавзкх рёлигиях доисламского периода -вышеуказанные боги-фигурки являясь исто^шйксми. воры,-- призывал;? лю-

дей к сохранении традиционных форм веронсповедения," в-трэтьих,ес-ли бы сохранились 'боги-фигуры* то это противоречило бы утверждению о-единстве Аллаха в'исламе. Поэтому ислам начал изолировать и уничтожать 'образца изобразительного искусства, связанные с доисламскими вероватшлп.

В. диссертации на основе проведении исследований и полученных . результатов, сформулированы следующие выводы: ;

1. Появление ислама на территории Узбекистана оказало значительное влияние на изменение направления, фора и содержания традиционного изобразительного искусства, появились новые форьи, было развито рпределетщс виды искусства, которые соответствовали идеологическому и моральному содержанию строя и служили гостаствущнм идеяи в разные периоды истории.

2. Возникновение до распространения ислама в Средней Лзии ранних форм религий, зороастризма' (огнепоклонение), буддизма,христианства, иудаизма-и другие - отображали прогресс образцов изобразительного искусства, связанные с господствующими или распространенными на. местах религиозными-представлениями (например, форглро-вание скульптуры, будды, рисование различных фигур человека и другие).-

3. По нере социально-экономического прогресса, с ощюй стороны, и распространения'ислааа. в .Но'азрауннахрэ - с другой, развитие произведений-изобразительного и прикладного искусства, *ператало труйныэ этапы в поел едущем. Однако, несмотря на изменения религиозных взглядов, превращение'ислааа в госпоаствущуо идеологии, запрещение произведений искусства, особенно изображая форш и фотографа яивого .существа, представители искусства продолжали поиски а своих творчествах. На основе приспособлешш и компромисса они продолжали создавать новые образцы искусства.

4. Хотя влияние, религии на произведения изобразительного и

присланного искусства то усиливалось, то уменьшалось, однако место произведений Искусства в истории религий ощущалось все время.

Во'второй главе - "Развитие- идей свободомыслия в произведениям дразпаго искусств а" .- анализируются появление н формирование ггойП (гаоЗояогзгслия в человеческом обществе в определенный период '--._9'.'8авпснкос*н от развития социально-зкономичесшк условий и даль-йейзез. совершенствование, видрз и направлений'духовной культуры по.

мерз прогресса общества и его ссновы'- материального производства.

Одним из випов духовной культуры.является изобразительное и прикладное искусство. К этому древнему вигу искусства относятся скульптура, изготовление предметов ■ из ..керамики, изображение раз- '. личных рисунков на кулонах, на страницах и обложках книг, архитектура и художественное оформление мавзолеев, дворцов и зданий.. Несмотря на то, что появление и. широкое развитие этих произведений

искусства происходили в условиях господства разных религий, в них, в определенной мере, отражены определенные идеи свободомыслия.

. ДЛя научного анализа развития идей свободсшслия в образцах древнего искусства в' диссертации^использованы взгляды деятелей. Средней Азии. Заслуживает внимания научные достижения опного из великих философо! Абу Наср Фароби, Который, призывал своих современников к свободомыслию и излагал свои решительные и свободные мысли, на .события жизни и социальной сферы."Фароби автор .около 160 произведений. Б этих произведениях анализируются достижения науки древней Греции и на их основе развиваются прогрессивные идеи" .Учёный в своих идеях отмечает, что создание справедливого общества,жизнь, основанная на свободомыслии, .справедливости и правильном поведении; есть совершенство чёловёческого знания. Заслуживает витания так- ■ же суждения'Фароби о смысле жизни;й научно-философских основах.■ жизнедеятельности.' Он.писал,. что исгусства различается по своим идеям и выполняемым, задачам. Некоторые кз них ..ставят. целью дости-. 'жение красоты.. Те неуки,, которые д&эт прикладные знания и используются в повседневной жизни людьми городского - общества, £>арсби .сг-нес к искусствам, целью. которых. является получение прибыли. Познание истины и истинные знания несомненно являются' красивыми.. Он и ■ • .философию относит к этой категории искусства. Ло утверждения уче— . ного искусство, главной.-целью которого является достижение красо-.; ты, есть философия или в абсолютном значении. есть мудрость2, .'-.-' Абу Райхан Берувд об одном виде дрезней. религии,'- о веройспо- • ведении" собийцез оставил'великолепные мысли,. Например,, .об опнем.. ' 1дгаьтурном наследии, собий^ев он писал',; что- храм, построенный;в Да-; маске собийцаыи, греки "и ржлкнб' использовали для молитвы. В посяе-

: ~ ^Ол.: ?ртаОсиёхалкларихурфш^ ,*:.

1990. с 73.

2Ол,: Там ке, с,80.

дующем, после захвата, этот храм использовался иеудейцами. Затем христиане превратили его в церковь. И, наконец, после распростра-няшя ислама это место стало мечетью мусульман.*

Беруний петсе -эсуяиает завоевателей за варварское уничтожение бесценных образцов искусства и других шедевров духовной культуры, созданных'.человечеством,' под прикрытие;,! религиозной веры и мировоззрения. Так, причину несохранения в полном объеме одного из замечательных 'культурных памятников кащих древних предков, сведенной книги Авеста (подлинно Овасто) Бегуни. объясняет следующим образом: В библиотеке царя Доро ибн Доро хранился единственный экземпляр этого произведения, написашого на кске. крупного рогатого скота золотыми буквами. Солдаты Александра Македонского сожгли библиотеку, в результата чего больная часть Азесты была уничтожена.

Ученые-мыслители древности и средневековья призывали своих современников к справедливости, к сохранению тех культурных наследий, которые.нёсмотря на варварское уничтожение древних образцов, сохранились до-их времен, что-явилось йесомнетшм проявлением их свободомыслия.

•В диссертации обращается.вншание на то, что в историческом • . развитии общестза всегда проявлялись факты отр:щатального отношения к. культурному наслед!» народа, произведениям искусства.и литературы, Эти факты то усиливаясь, ; то. пошгаяеь, лроггглдаиеь в различных фориах. Опнако на кезйоы этапе, исторического развития общества отрицательным силам противостояли, наркйу с переповшн кис-лнтелгзс!, ученши, философами и представители культуры и йскусст-па, поязивсщеся из среды народа. Слепсват&чько, в условиях господства религиозной - и исеалистичесшй идеолога» тшм9 защищались идеи <?20боцсикслиа..'

В дргзних памятниках изобразительного и прикладного искусства, еозипнгаас по появления ислама,.мировозорениэ казах предков проявлялось своеобразно. В наследиях искусства, созпаяных в этот пери-са,' otparesu. во• только различные религиозные взгдшш, но и реа-.•тсиргесхю элемента.' Особенно -тяюгообразие религиозных взглядов яорозо' ррзЕотазлсггэ з' образцах искусства на терриуарии Узбекистана а дпоху ¡Гупгнской ; империи. 3 обнаруженных 'на .территории Узбекистана рззяях- кревдвеввйиях- ис^гсства истаю. лросдеяягь материальную. » яухошуэ 'г^зьтуру, образ, ккзии» рсяигиознкэ воззрения, /лалиэируя '

' vБерукиЯ А.P. T.I. с,£34.

памятники Балалкктепе, Афрасиаба, Варахши, созданных до арабских завоевателей, можно сделать выводы о.творческой деятельности представителей искусства, наяиз? древних предков и об их'философском подходе к свободомыслию, к реальной жизни. Они сводиться к. следующим:

1) Наши предки в созданных ими произведениях искусства выражали свои отношения к кизни, природе и тайнам окружающего мира. В них нашли отражение мировоззрение, в том числе вероисповедение мест нйго населения. Но деятельность древних авторов в большей мере направлена на изображение реальной жизни. Поэтому в.произведениях изобразительного искусства мы представляем всесторонние грани.облика предков, их духовное богатство.

2) На территории Узбекистана до распространения ислама было . более широко развито и весьма разнообразны произведения изобрази- . тельного искусства.- Изучение древних произведений" искусства пока- . зывают, что. в них отразился пух свободного творчества,- приз;.шы народа к красоте, к отрешению познать тайны окружающего мира. .

. Анализу факторов формирования человеческого, мировоззрения, в развитии.общества посвящена третья гла^а:.'"Место и значение образцов изобразительного искусства в формировании мировоззрения у мо-•лоаеиси". Коль скоро в творческом ■ сознании, наряду с .ощущением и мысленным представлением, происходит отображение реальной.действительности., то в.произведениях искусства отображаются.элементы , ощущения и представления, адекватные определенному мировоззрению. Появление.мировоззрения значительно раньше,, чем философии ученые показали на основе, анализа произведений, изображенных на.'рисунках; ¿"различных знаках, а в последующем в скульптурах и наскальных. ' . росписях, найденных в пещерах. Понятие "мировоззрение" пире,-чем ... .. понятие,"философия". Если философ!® отожествлять с .мировоззрением, .то последнее'ограничивается узкой; рамкой-. Если: подойт.и к мировоззрению с широких .позиций» то- оно наряду с.философскими взглядами . включает в.себя совокупность также,всех-взглядов, связанных., с об-...разом,жизни человека..', ', : ' -..', -;;..- -'

;'.."-'• - Мировоззрение может ждать.научное, 'религиозное- и-;;идеадйсти- '■ ' , ческое направление. На основе .научного мировоззрения бс;тдествляет-- "ся наусщо~мгтериал;ютическ.ий подход к-жизни. В-' диссертации, дается • '- интерпретация- каждого отдельного направления. мировсззрекил;" ■ :'".■■'■'

В работе подчеркивается, что формирование и развитие разных мировоззрений с древних времен соответствовало уровню социально-экономического устройства. Следовательно,уровень развития производительных сил и производстватых отноиший, науки и техники па-.по-го периода навел свое отражение в определенных взглядах. Если »мировоззрение'в древности явилось фактором эволпции, то на этапе4 " строительства гуманного общества оно такяе является фазгтором развития. Поэтому в перестройке'народного образования и выспого 'образования, вопрос мировоззрения приобретает актуальное значение.

Полученные знания, практический опыт и рассуждения, всп сознательная деятельность молодежи составляют ее мировоззрение. Природные и общественные события, общественная .нипь и образ низнн являются критерием оценки сущности человеческой деятельности. В зависимости от принадлежности человека к той .или'иной исповеди, форми-. руется его. мировоззрение.. Исповедь - это осознанная точка зрения человека на социальную среду и вера идеям. Естественно человек всегда борется за торжество cbosix убеждений и осуществление планов.

В диссертации обращается внимание на то, что для каждого человека очень .ваяно отрешение" познать, .сущность и смысл .произвел©- • ний искусства, в которых-зримо отражены реальная действительность- . и исторические события, ощущать их идеи и наслаядаться художественными -образами.' В произведениях искусства отобраядзтся мировоззрение целого поколения и его детище -•искусствоведов. Древние произведения .скульптуры, образные настенные, изображения и другие содержательные произведения оставляют глубокое впечатление у современ-.. ной" молодежи, формирует у.них мышление, об эволюции национального искусства. -Естественно:'общественная жизнь развивается от простого , к сложному. В произведениях .искусства.воплощается'.такяе дух исторического периода, 'о-тцопеняе-человечества определенного'этапа к природе и обществу. На основе сопоставления,отображенного в произведениях прошлого" с ■■'настоящим, исторического их сравнения, кеглю . сделать вьтзод. об ''-этапах 'общественного развития.' По этому пути черйз" средства изобразительного искусства .можно форяировать -научное ют- . ровозарйпиэ у .молодежи, Для этой цанг необходимо- формировать' твор- -■ ческое-?-я:ровоззренип, .основанное на'научном свободомыслии, здравом : рассушхешт,. -Естественно'_■все.это осуществляется ппз1.иени'ем 'ште-', peca у (молодежи-.к творческой' йеят&чьнасти,-- -- ' ■' .-

Извьетно, что изобразительное искусство, благодаря влиятельному отображения материи а еивюс образах и жизненных ситуациях, вызывает у лидсй переаивания и тел самш формирует новые мысли и идеи. Вша'.о то, что каздоо произведение искусства пропагандирует красоту. Пазтс1?у способность анализа произведений изобразительного искусства есть среитво возшшювезшя прогрессивных идей.

. В диссертации вопрос отноаения к произведениям изобразительного лс^сства изучен самостоятельно. В частности, подчеркивается трудность, полного восприятия произведений с первого чтения. Под-чершзаатсв воздасность открытия новых граней после творческого анализа произведешь изобразительного искусства. В работе привеае-рс-зудьтатц о пит о е и исследования в области творческого оснысло-!Шй произведений изобразительного искусства. Результаты наблюдения пох&залг!,. что 65$ иолодези не замочсат остросшетные и спорнее красгш и воталц произведений искусства. Наблюдалось отсутствие каяк-то впечатления от увиденных произвакаций при га обсуждении. Пра поредею»! государствшаюго цузек изобразительного искусства Узбекистана дсвузек в силу традиционных норм юрали и религиозной атикк воо&э нв'-свотрели кэв'естный • портрет "^пальцицы" хувок-квка Бехаопн, выставлешюго посто/эшо. Парни но ощущали интереса * к творческой дискуссии о "красота кенцини**, и.осиатривада зшшани-ТУ» Еартицу. с точки, зреют.-'вульгарной потребно«:: цукешго шла. Шс-,0 ^ачи соотватстоущих -р^яжашЁ'-'парня! н севушаш в 'оядаяь-иос?н,,:'ю нззеф нобхвдшка:.г? человек кз 43'оешгрохй гзртщу:'-'' шеац? и 16' человек тразаш.. .....

Вс^шишив правильного и яю'рчосеого отмоссяпя в..Цр0а88С5ШИСи искусства наряду е шровоззроккси форсягдев* 11 шрашшз качества. Пооре обсушлкя и пра ¡льного восприятия-понятия 'красота в. исЕус-сть'е, симпатия 'пар^еЗ к Еевузшщ значительно возросла. рто н^хогш-«о свое варезонае.в более эзичссгаа обрс^сдиц реЗст б ¿евувкаа к" вдегкх вделается итичкоетаах. •оте<ис»1Нй/;-Свозопат{!гь1к>|

празкаького о'$«жшмя".к -цроазавкедщка кащссчы^- "к -'регшяго шс ос:.зсз«шя, црагдо вевго,'у ¿«одели, влэ'гьо? уграгсеигз' ырись-' 1их уегоев, пэвцзаог ймыуэ дев:.;сгси:-::;с?ь; ео-2.тс|хг;, а сропс-воаставиной вввтбгьаостк у кик охзлеелгя чувско со?|ч с^зс-юрецкшзо' выпоян^шэ воэдкхйзых оигашгзз'ьЗ} в-гртгц?;, сг:эмои-гС2Ь!адо;Иэуча1н© козойсяг;» прегззсгс-пй гзг&югм: и их

идей и содержания способствует освобождению людей от эгоистических поступков, укрепляет взаимодоверие, взаимопомощь и взаимоуважение между ними и социальными группа?™. 5орлфоэшие таких качеств имеет бплызое-знснтмв о .современном сложи и противоречивом, с точки зрения морали, периоде.

Одной'из особенностей произволений искусства является то, ч^о их интерпретация непосредственно связана с философскими идей.ш и мировоззрения?®.' Это обстоятельство, наглядно проявляется в произведениях художника, п которых выраяены отношения его современников, героев к жизни. Современная шло день такие может получить, информацию из произведений искусства и сделать положительные мгзо-цы. Для этого долязш быть- разработаны факторы, средства и Еозглоя-ности'доведения до них правдивой информации искусства. Степень полезности в погашении мировоззрений', худоташков различных эпох представлены в.искусствоведческой литературе, а также в философских , монографиях, поевданных обзору произведений искусства. Однако-нельзя сказать, что все. эти произведения, отвечают требования!! сегодняшнего дня. Паса задача, исходя из требований современности, опираясь на общечеловеческие ценности через, произведения как фило-софшг, так И-искусства фор?.!ировать у людей убеждение, доверие и взаимопонимание. . •

В диссертации особое внимание уделено развития понятия формирование .мировоззрения. Если мы до недавнего времени утверждали о подовдении всего населения бывшего СССР, марксистско-ленинской господствующей идеологии, то теперь такие взгляды, не отвечают современным.; требования^;. Ноль скоро. нет совершенно одинаковых индивидов, то "трудным, является-вопрос-формировании у всех одинаковых мировоззрений; Попытка формировать одинаковые мировоззрения приводит к возникновению,господствующей идеологии,- не оставляет места-для., других ¡.пфэз'оззрений. Если общество, не освобождается, от господствующей .идеологии^ то перестает борьба .в мьшений; Сегодня ш лрпи . или,-;к--такой ситуации, в' которой- у наших современников наряду с иа-' териалистш'еским. мышлением;.могут- быть религиозные и различные другие' взгляды. йяёдовательно-, .в условиях.плюрализма мировоззрений V. особое, 'внт^ание.' обращается" научтм поискам в области природы, об-, щест.ва и ^человечества, ^способствующим формирований, материалисти.--: ческж взглядов. В.этой связи казной задачей;является.воспитание

гшоогоаддътурной и образованной личности. Мировоззрение, ; обладающее водагдтедьнныи свойстваци, мсяет возникать на основа противоречивых, во сущности, учений. Нааришр, ролигия является ода:ой из разновидностей таких взглядов. Хотя.ислам-в объяснении возникновения и развития ццра опирается на антинаучные учения, однако в об-£3012 ыорали, воспитания соварсшшой личности имеет большое рациональное значение. Если сказать правду, то религии показывают, пути освобождения лвдей от рабской покорюсти, пропагандирует свободу лдчноегд и высокой нравственность. Цы в большинстве случаев ушл-чнвалд об этих: гранях религии и проповедовали лишь о три ^тельные аиода. Религия рассматривалась шк свобода всех, через свободу иучкд дздой, якоби являясь лдшь орудием господстьущдх классов. Так как древние породи, как и последушио ; поколения чероз произ- -вздэшш псдусства вирагали свои отношения к виошкой сраде, то это ■ огпачаз? отход от стооротипцого цшлания. Иначе говоря, это строи-лэыаз от рабства к свободе. Любая свобода приводит к чсвободошс-£3£», *3 проазвздониях Ескусства незАБИСЕио от места и времаки их соадшшз вдрагае? свободсшодив. Следует о-шатить, что для того, чтеби вскуоство выражало свободомыслие. оно додаю подняться до • уропня пехгшого ссшар2эист1ш шш то ко саиое. выракагьмысли,- шро-аоззрендеи отнашшо чедовава к красоте.

В дассартйцаи выдвигается тваас о тш, чи сзобвдоцдслхз опра-до^оаг шроЕэззреиде п дбе^здаае провракается в исповедь. В наше врша в вопроса недозаде с*»>о«адвг :й>аавр. Тот худсснзк, который выргзезт чаякня народа в ваЕКае? гнтерзсы одредеяавяоа трушш, выпбдщщт .'»адзадачу.Наиршэр, в ооздяшиа драдзведенаях зпохь шрзобитаого ойцаетванного строя отрога!ш Енторесы на оогёаьного вяаоса, о всаго "обеж • ва. Есщг. в\ааЛдоннах'-|фа\8рхвойот9'оках-'.рос.-. копках 11ахсдаах в СурхандарышсЕоЙ обхаехз скульптурах: Будда внра-ганы свойства б|ддя'юа, »о в находках /оссуараях/ СаизраащюкрЙ об~ гшои отрагаш» здаизнтн разаввш аораас^аегш. Однедо Б8 сгого не штоваех мшо';о;«1Ц». '«о .8« ;пр<ш8вадвша;о»рага»1 .*ма&о-.даюь;-ролгтаоеные взгляду. шшссн, еиажлзе равявз едзохогее.

кохедд аз соботвзншд иторесйз'оовдавадд. врсяаведанЕя водзсс-гва.. ¿шз у щохз господотез надсад,

^зобразятедащоцу1 всадссщ?, чарза шнзагзрн, свмйбрзЕлг; цеобра-нзтдышэ обра&н, отрагадся образ гаваа *ждзй. В>^чэсгш цр2изрз цдащ на.звать шашатззра К,Бокса аз "Строгтольстео здздаз в Саиар-

- ха -

кавде" к ноизвостисго.худо.татка л/ века "Игра в човган", созданный в Хкратэ и ряд других.

■'На основе глубокого анализа/произведений пскусотва, посвя-шедшых свободомыслии, в работе сделаны следующие выводы:

1. В произвело ниях изобразительного искусства, в по рву в очородь, отображаются образ лмзни, нормы поводония, а также об-гачоловочоскпо ценности как доброта, благотворение, шлостиво-сть и патриотизм. Эти .одой актуальны и 'необходимы как для сегодняшнего дня, ток и для строительство гуманного общества.

2. Корни кризиса наша¡1 идеологии заключались в том, что га, оторвавшись от-испытанной - временем исповеди, -пытались внедрит!.

в лсизнь' искусственные традиции, которые но прижились, а наоборот, внесли вред. В результата этого были растоптаны такие .человеческие достоинства, как честность, человечность и боготворениэ. Естественно дальне¡'хюа развитие народа стало жертвой идеологии. Для того, чтобы уничтожить- нацию, не обязательно-пргадонять ору-зие, достаточно 08 оторвать от традиции и исповеди. Тогда любая нация превращается в манкурты. Она забивает прослое. Политика, которая нзпрошкк-.а на-уничтожение'нации, в истории всегда осуждалась.'Сегодня, благодаря свободомыслии на примере произведений искусства, мы познаем мир-наших тцс'ячилетних'предков. Хочется выразить надежду,- что их хорошие- традиции, привычки послужат для наших современников источником, выхода из идеологического кризиса. Подобно тому, -как материальные ..ценности предков закономерно остаются наследством .для последующего поколения, так и'наследством додгаш оставаться передовно '-гуманистические идеи, нормы'поведа-■ния'и исповедь.. Мы на ошибемся, если скажем, что обращение взоров наших, современников'к -истории таете продиктованы этими потреб- и сетями. ,".-'; :

'■>'..' -3. Изучение. исторш искусства с-позиции-свободомыслия, исслэ-дозание произведений искусства, созданных в историческом и.недавнем прошлом и обогащение:на их основе:идеологического мира, обща-. :человеческой культуры-хорошими, традиция!,«и - потребности сагодняш-- кего-вромени,: В этом., заключаются 'значение и место изобразительного^ Йсадсотва;в/,^рлиррва'нии'ш.териал11стического мировоззрения.

.'.;•: ■, ■'' В-"затаютатольной, -.■■четвертой -главе : "Формирование у молодежи . Кз^таого мдтэриэлистич8бког& мировоззрения на..основа исторпчес-:

кях и археологических находок, вдзепнцх^зкспонатов^и^щуг1!^-^" мятников* - рессцатривавтся значение известных науке исторических памятников и находок, их роль в обогащошш духовной культуру а также в формировании у молодого поколения научно-шториа-даствчоского мировоззрения.

Исторический находки, памятники и цузалныо экспонаты являются вашими источниками, помогающихв понимании духовного развития человечества. В дайствитолыюста, 1;олиоо П1Лдстаьла!Ш0 об ■ который культуры и искусства, гш~яясь босцршши иаслодиаы, поз-водяат сделать правильные выводи о текдешзшх культуры и .иску с-ства. Через них воспитывается активная жизненная позцццд молодо;^, псише и ярче. познать прошлое на живой вранерв истории 'искусства-.

В атой связи в дассвртацдн но только приводятся многочисленные прииэрц по скульптурный и другим HcxoAt.au, но и дается их подрэб-1Ш11 енадав. Возмогность озиакоылония с тысдчаш образцов оруддл в средств труда эпохи первобытного строя позволила нам сделать сдавшие вахашо выводы: во-первых, к.изучению истории древних предков цц подходим о научных позиций и замечаем, что шел врэцасс постепенного соваршяствованил нми Сита, мспользуешх предметов* в дешевом обдходе; в№>вторых, изготоьлеюю сродств труда и предка тоа додаакаго обихода в придание ш. соотватствувдих кресок и форы свддатвдьствувт о той, что лад тогдаииог- периода соадава-

образцы Еэобразатздьного' вскусства; в-тратьих, архоолойичес-каа ¡водэствокша доказательства помогает правддьйо розрошть спор учащее об истоках форшровзнЕя родигаоваого шгровоззрзшхя и ран-шй формах радагав.' ';'■'•:■'..'■'"■

'¿рхводогаческаа ааходкн в нэдом, многие исторические образцы гскусства, в частнос - ., хранятся в цувакх. Образца векуосгва.хра-няпщеся в цузаях, являются прзктачоекда доказательством вноркоЙ культуры народа , свободного о? родааошшх Щйдроооудкоь. Поэтому щвеа вграш важную роль в едоёнш воопЕташш цолсдрЕ в ©оразро-вэкЕя 5 кдх иатердасссгичоркого сошзнея, Посо^аща щеаав воаво-хгт уввдать ш "гавыз" претора прсазого, чероз рвх прздетавлаот в ог^-Еаат духоаний шф дрэвнвх предвов, сх образ гаадгп иазда-

'.Кааднй ц?ввй декшетрергау сараделаннув' «ецатяздойеш ча-лавочэства Ехах к^агратада котсртзз ойс.зсгва, либо прэкраевлй прд- . радньй цзр. В шзх собраны' тонкие оороэдз Человеческого труда,

творчества и искусства. Так как роль музеев огромна в деле идейного воспитания молодежи в диссертация раскрывается воспитательное значение монументальных памятников л демонстрационных залов музеев. Следует .отметить, что наряду'с другими музеями в музее "Истории народов Узбокистана" имени Айбока хранятся множество экспонатов, рассказываквдх о вероисповеданиях продков народов Узбекистана. Например,- на поверхности серебряных котлов, попользованных. саками в дш! религиозных праздников, наряду с четырьмя ушками изображены фигуры животных. Доказано их принадлежность к периоду У-1У веков до наиэЗ эры. На черном камне.отображен вид -змеи, а каменный амулет относится к П веку до нашей эры. Такие .вещественные принадлежности отражают..ролигиозны^родотавлений'" древних .общин. Скульптура БУДДН, сидящая с монахами, найдено в Фаязтепе Сурхандарышской области. Эта находка характеризует в какой мере.был развит: буддизм на территории нашего края. Эта ар-■ • хеологпчеекая находка относится к эпохе I века до навой эры. В щзэе истории на полотне известного художника Малика Набпава "Возшственность Спитамена" показана беспощадная борьба прэдков о войсками Македонского. Полотно рассказывает об освободительном,. мужественном и стоГа:ом сражошш предков за. родину. Многочисленные п' разноцветные экспонаты музэев воспитывают молодежь в многогранном понимании мира и формирует у них исповедь к жизни. Подобные примеры в■ диссертации привадзны достаточно...

Дошедшие до нас традиций.;возникли''на основе жзненного-опыта . и ¡трении испытание: времен.,.Одной из таких восточных, традиций явля-, 'ется сидонио перекрещивая''ноги /чордона/. Имеется соотвэтотвую-. ''щая'^ ро.тагиозиая'шйерпретация и. форгла изображения в искусстве

этой традиции восточных-народов. Об этом в диссертации ведется. ' подробное рассуддеше^ Надршер, внимания;.

. "?редкад: скульптура - образа 1/лрзи Кая. у -древни ,египтян. В этой изо'.: бра^9нии;;цредставлен'секретарь, фараона древних египтян, сидевший. '■; скрещива'я'нога Скак .человек-эрудит, внимательный и хорошо улав- . ■; ливащий дактуевдю Этот/образец-искусства относится к.эпо-

хе. Ш века ас'КЕшэП эры. Описание з изобразительном искусство че-'довё.ка;сВДяШ0Го. ..'скре'щивай' йоги/и :■ его"религиозный образ, встречается токке-в ролигпсягшх скульптурах, у древних'ендойцоз,-кита!- ' . пэв,:,японцвв-'й: друп1х! восточных,"народов. - Также -на полотне велико-., , .го, восточного худс^гнка Коыолллдина Бехзода, выполненного в 1507;:

гсду образ Цухеь&шда Шайбонкхоно, представлена подобная манера свдзшщ. Эта древняя еооточшзя традиция до сего аромани но потеряла своего значения. По мере развития ислама она в образа ¿азни шзшзго поколения сохранена в совершенстве. Сидение способом "чор-доиа" но только свойственно мусульманам, оно является традицию]! дрзвних воаточньйс народов и кшат определенное смысловое значение. Дровниз предка знали и роль "чордонн" мя здоровья лддаи.

По ьопросаи формирования у молодежи научно-штерналистичос-еого шрсшоззрения с помощьв произведении изобразительного нскус-cïbo в диссертации сделаны слодушю выводы:

I. Народи Сродной Азш1 издроапо имеют богатоо культурное'пас-додав и восстановление в. результате научных поисков исторически правды о дрзваои проадоа и связи у зоб наследия в наше время ьы-вьшдз? у иол ода ги любовь к саооду народу, способствует правильному поикизшш свой истории и объективно подзкти к' проблома..

• 2. S результате археологических раскопок наздоны родкиа про-, извэдашш иавдеотва, особенно изобразительного искусства древних нароДов первобытного общества,, населявших территорию Средней Азт:, которое позЕо.гяэт опродилать этапы ¿орьшровашш различных раяи-гногшх взобраганай в их влияние'.на развитие искусства, ото, в сбои с-шрадь, дает воиоднооть иолодади прийти к инешпо, что искусство и радагия возникла на опрэделандом этапе исторического р-тзадтая. ... '._.-'"■''"'■ '

. Б, Несмотря на кпяш^ s историческое развитии религии на про-азвзданая авобрэзнтэдшого Есдусства, шзчешш от релдгай пзрво-Sar^oro строя до шрешцх /пелац/ рзлвгаИ, в творчестве худознико соодкосгвовалв. вдзи свободалюгия л обхектзашш .прадстаиюныя о рардьишс отиосзншас. Пдевидьноо. дошшнва этого npouaocs ^ptsî-р.уог у иодадваа.иаущ.- нтаряадистичэскоа ифовозврэнго.

В заключения - дассвртадац щаведймя ооаовнаэ euboâh и прод-гоганкя, 'адтавао ' lia paswbïaçoa псоледоваиия, а-«ош» роЁсйэи-дацаи по аспш»&сваюш нрешаводзкай нзобрагштелздого xci^ccïta в воошнкгваыюй ¡вбок». По ¿аеультотр«'яаучансе дакаоЕ'цройсаыи шас одегать сдэдуига .вжали: •. ■

I. В решал:, стадок pauKitsa чадоьочэскох'о об^зотщ до rspa войг>зкак»шт ifijpsuc ейрозцев цррИЁйоданай искусстве. оукоствукеио рглягпо шгз гфздетавдання в roS • Шл. елсё . стзлеют oia sas&K овс-а в-шищз па искусство. Однако' СТйШШЬ .шшеедя ролаткишу,' ЩйДСТС»-

ленил на образца искусство в kojïicpqтном пориодв инэот своз особенности.. В этой связи необходимо подойти к соотношению религии и искусства с диалэктичоск.ой позиции.

2. Несомненно влияние, начиная'с .древних времен до оэгод-шаиного щи, произведений искусства fia формирование мировоззрения лице;!. Если принять во. внимание то, что произведения искусства дии: тогдашнего времени создавались с высоким мастерством л они совершенствовались в.послодуюзих периодах, то их роль в $ор-

■■шровашш■ мировоззрения лидо'й ото-, больше возрастает. .

3.' Несмотря на то, что в исторических произведениях лскуссг-. во народов СреднеII Азии, в. том числе узбекского народа, отрезаны

реллшоЪиио взглпди, том не менее 0!щ служили богатым, бесценным .'яаслодием. и внесли .суцос'твенныЯ вклад в культурное и научное.богатство народов всего мира. Изучение этого богатого морального , наследия молодежью .служит делу повышения идойно-теopeтического ' ..уровня, развивает свободомыслие и образованность подрастающего ■ поколения. ■■•.■■

4.. Свободомыслие в познании общечеловеческих данностей является бе сцешвдГ духовным богатством. Потому что, в исторических \произведениях, искусства человечоские отношения находят многогранные - краски- и -формы. Поэтому дровнео. искусство в формировании сво-. бодомыслия является огромным моральным критерием.

5. Проводамцо. мероприятия по данной тематике среди молодеет способствует ;в?вящош!ой оценке событий,, укрепляет дружбу наро- • ■ дов,- воспитывает их-в духе патриотизма. Особенно дает хорошие ' плода боседы,. проводимые по тематике изобразительного искусства ■■ ". среда .студентов,^будущих' -сгрцизлйстов.-Наряду-.'с'этим,- искусство помогает-,'формировать;.свободомысоте...не только у молодежи, но и у : '. всех трудящихся' и -"несомненно ш приносит моральное и эстетичес-. 'кое наслаг'Ланио-., Круг влияния'-искусства, особенно;прошлого искус-

стза, :х:ро и многогхянек. Вер произведения искусства являются ■ .';•• ерзде'тваш 'форшроваш-ш-.здравог'о мировоззрения и ' укрепления че-V - довечос'к.011' веры.' Результаты научного-поиска показывают, возможность. широкого познания общечеловеческих, ценностей через.: образца ^.изобразительного искусства .^ Исхода из этого, мы считаем целесо- • • .образкиы осуществить', слодующш-практические рекомендации:; • ;. ':'. I. Создзндав на -территории.Узбекистана в древние времена про-..

азвадваая скульптуры, нопоьториши наскалышо азобрахешш,' архп-тектуриш ансамбли а.ыннаатюршо-изображошш исламского периода, родкяе литературные произведения, наряду - с Соскоиичашл воодушев-даааац человека, зоркальио отображивт опрадодвннца взгляда того шш киого пориода ас торив, Поэтом:' их считаем, что азучоиио- курса "Иотория народов Узбокастона" долено сопрэвогдаться' сашовро-ионао о азучаниом культури, искусства, в тал числа образцов изобразительного искусства и их соотношение с религией.

2. В школах, сродная споцдллитх и виешх учобши заьодави^: иообхедашо ивиста .споцдалыш курли• по изучишш национально;; культури, истории искусства, в частности, изобразительного искусства..

3, В настояцоо врой! вшшчиншо. в программу школи запятая "Провала поводепая" необходимо расхить, повысить их значаиао, вспольауя для этой цела исто{кчоск;;о произведения искусства, в которых отраааш прошюо нации, смысл и таШш дровшв: асповадок.. и традиций.

,4. Изучоцио асторив местного и прикладного искусства в настх-:-С|эа. Ерэмя парод наш ставит ряд проблом:

в/ правда всого, необходимо аодгатоватв спйциаду.стсь, спосоС-вых поиять в анализировать производиния искусства и ах историй. ' идя. отого било бы целесообразно организовать при ушшорсптото а шешх водогогачосках институтах фзкультоти истории национальиэ-го саздсотва ада истории кудьтури и аскусства;

б/ необходимо подготовить на узбекской язика энциклопедический-хшщ, вообрагашиэ подаость» в себо.исторав национального искус-отв^Тсбокнстана;

/в/ необходимо пропадать для широкого слоя нехолшая выставки дрз&анх прйаавадекай изобразительного искусства,.по этой теми издать богато вллюстрар-¿энниа кннгн на мостках яздках, вровадать Яйскуасеа, чарзв начать а тэлйвадэаие озивкешть с нкыа а пропа-гещшровагь иапзоаадьяуд иудьтда в сйзэчолстеческва цзиноега. Сладаватально, которая гокуеоеш подашот одуадя»-красоту, прю-сдохать куяьтурау» ктез*?'у.Еарода а шладогз, способствуй? разуметь да&ттеладкз к-иаша града духовного кзро человека.

- -

До тэг.;е дкссертацшг.рнуб.'шксвадц ^лодутзш работы:

1. В музоо природы.// Дурнал "Собот мзктаби", 1934, 10.

2. Солнцо л душ.// 1офНэл'Ту лис тон", 1980, Я 7.

о. Состоялошю каталога. Худскашк Набиов МЛ. Ташкент,1986. '4. Запрещалось ли изобразительное) искусство? 2£урнал "Ыулоцот", 1991, .!■ 10. • '

5. Программа по курсу "История культуры и искусства Узбекис-. тана". Ташкент. Учсбиоч.ютодическии центр Министерства на-~ .'родного-образования Госпублики Узбекистан, 1991 г. /в соавторство/.

Подаксвно к печати Iii w¿y¿ 3ex»i ЛЬ О i\j

Ткра« ЮЗ »ns, Ofiwü 1,0 с. в, Popusr бумаги ■еахгц иа, ' ' ■

Ошсчатевз па porsnpemre н ткг.егрефиа ТдаГУ Ы. В.' «. Лс»«ш». '*.

Адрг-îi 7СЙ35» г. Ташкент, ГСП, йумог.одол, Tas «ГУ.