автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Песенная культура Аш-Шайгия

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Салах Ад-Дин, Мухаммад Хассан
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Песенная культура Аш-Шайгия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Салах Ад-Дин, Мухаммад Хассан

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕСЕННЫЕ ВДНРЫ аш-ШАИГИЯ.

Песенный фольклор. а/ Агани аль-'акал /Трудовые песнк/. б/ Агани ат-ту кус аль-усарийа /Семзйно-обрядовые песни/. в/ Агани аль -аб аль-атфал /Детские игровые песни/. г/ Аль-агани ад-динийа /Религиозные песни/. д/ Лирические песни /ад-добейт, ар-рававис, агани ан-Нил, Лейлита/.

Народно-профессиональная музыка.

ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОГО СТРОЯ И ЛАД00Б

РАЗОВАНИЯ. а/ Образно-интонационный строй. б/ Ладообразование.

ГЛАВА Ш. РИТМИКА ПЕСЕН аш-ШАЙГИЯ.НО

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по искусствоведению, Салах Ад-Дин, Мухаммад Хассан

Демократическая Республика Судан - самая крупная по территории (2,5 млн.кв.км) страна Африканского континента, К настоящему времени население Судана 20 млн.человек и составляют его свыше 600 племен, говорящих более чем на НО языках. Судан - одно из самых молодых государств Африки, в 1956 г. завоевал независимость и стал на цуть некапиталистического* социального развития. В последние десятилетия в ходе индустриализации и модернизации производственных сил страны постепенно теряют свое значение господствовавшие веками в социальной структуре общества родоплеменные и феодальные отношения, хотя некоторое родоплеменные традиции с разветвленной сетью религиозных обрядов, верований и ритуалов, все еще сильно сказываются в общественно-политической и культурной жизни страны. Поэтому и решение проблем культурного строительства молодой республики невозможно без учета и изучения племенных традиций, уходящих своими корнями в глубокую древность.

Формирование ранней государственности на территории Судана и возникновение развитых культурных очагов происходили в основном на Севере страны, в долине Нила, непосредственно граничащей с Древним Египтом. Именно здесь в третьем тысячелетии до н.э. образовалось государство Куш /Древний Судан/, которое просуществовало Судан, ранее избравший социалистичесную ориентацию, в последние годы отошел от нее. Специфика некапиталистического развития, в отличие от социалистического, заключается в том, что в стране пока не существует таких важнейших принципиальных факторов, играющих решающую роль в построении социализма, как власть рабочего класса, руководство марксистско-ленинской партии, полная ликвцдация капиталистических отношений. Более подробно об этом см.: /2.16.4/. вплоть до 350 г.н.э.1 Древние суданцы создали собственную письменность, стройцую религиозную идеологию. "Культура древнейшего царства Куш с центрами в Напате и Мероэ /т.е. там, где расположены сейчас центральные города племени аш-Шайгия - С.М.Х./, уходящая своими корнями в глубь Африканского континента, испытала в значительной мере и в самых различных аспектах влияние елипет-ской цивилизации" /3.20, 2.98/. Развалины гигантских сооружений в Мероэ, храм, расположенный на удивительной по форме горе Джа-баль аль-Баркаль, величественные пирамиды Напатско-Мероэтских царей в гг. Нури аль-Куру, Мероэ и многие другие памятники минувших поколений являются составной частью современной национальной культуры Судана.

Этнический тип древнего суданца представлял собой "смесь африканской расы с белой хамитской, с преобладанием последней" /5.30, 24/. Население древнего Куша говорило на различных языках-на кушитском, древнеегипетском, а также нубийском и мароэтском, относящихся к хамитской группе.

Экономической, культурной мозаичности Куша способствовали и естественные географические условия Северного Судана. Шесть порогов, которые образуют Нил между Вади-Хальфой и Хартумом, скалистые горы, песчанные отмели в период спада Нила, болота Сэдды, пески Сахары не только отделяли Куш от внешнего мира, но и делали крайне затруднительным общение внутри страны. Поэтому после падения Кушитского царства в начале 1У в.н.э. вся страна раздробилась на мелкие государства и княжества, наиболее крупными из них были Напатэ, Макарре и Алаве. В Советском Союзе имеется обширная литература по культуре Кушитского царства. Наиболее обстоятельные исследования: /2,18, 2.20, 3.20, 3.21/.

Период 1У-УП вв. в истории Судана отмечен упадком кушитской культуры и постепенным распространением христианства и язычества. Уже в середине У1 в. в центральных городах Нубии /Северный Судан/ и в других районах низовьев Нила появляются христианские миссионеры, которые, превращая кушитские храмы в церкви, начинают вести активную религиозную пропаганду. Деятельность христианских миссионеров направлялась и поощрялась непосредственно Византией /5.23.17/. В начале УП в. христианство было распространено почти во всех племенах Северного Судана, за исключением народности Бид-жа в Восточном Судане. Оно привнесло с собой в Судан некоторые элементы культуры христианского мира; в Нубии, например, широко применялась в делопроизводстве греческая письменность. Однако христианство, несмотря на свое более чем тысячелетнее господство в Судане /вплоть до ХУ1 в./, не могло внедриться глубоко в религиозное сознание племен, оно, оставаясь религией племенной элиты, не могло слиться органически с местными кушитскими и языческими традициями. Поэтому в последующие века, в период распространения в Северном Судане ислама, христианство легко уступило свои позиции последнему» не оставляя за собой заметных следов.

После завоевания Египта арабо-мусульмаеской армией, князья и племенные вожди Северного Судана объединились в мощную коалицию против молодого и сильного Арабского халифата. Нубийская экспедиция Омара ибн аль-Аса в 641 г. потерпела полный провал. Второй поход на Нубию был предпринят в 651 г. египетским намзстником халифа Абдаллахом ибн Са*д. На этот раз арабы хоть и не достигли победы, но путем дипломатии добились соглашения, которое обязывало нубийских правителей платить дань халифату и не препятствовать ведению исламской религиозной пропаганда и торговых сношений. В результате этого договора христианские правители Напата, Макарре и Алаве превратились фактически в вассалов Арабского халифата.

Торгово-экономические и культурные связи народов Северного Судана с арабским миром были установлены еще в далекие доисламские времена. В начале У1 в. в плодородной и обширной долине Нила начали появляться кочевые бедуинские племена, которые, постепенно образуя поселения, перешли к оседдоцу образу жизни, к земледелию. Их природная склонность к передвижению, к скотоводству и торговле в значительной степени способствовала тесным экономическим, культурным и этническим контактам и взаимовлиянию с местным коренным населением. После соглашения 651 г. эти связи усиливаются; миграция арабских племен в Судан протекает теперь через Египет /по долине Нила/, Красное море и Северо-Запад Африки /Ливия/» Они в Северном Судане начали создавать мусульманские общины, активно распространяли среди христианского и языческого насет ления идеи ислама . Однако христианство в отдельных государствах внутри Судана вплоть до ХУХ в. оставалось официальной религией.

Период 1505-1820 гг. вошел в историю Судана под названием эпохи Фундж. Среди громадного множества мелких княжеств и государств Судана - Салтанат Дарфор, Салтанат Тагам, Эмарат Кашиф и др. - самым могущественным и влиятельным выделилось государство Фундж. Оно представляло собой федерацию княжеств арабизированных и исламизированных племзн. Сюда входили княжества аль-Абдаллаб (столица в Арбаджи), аш-Шайгия (столица в Мероэ), группа племен Адж-Джа'алиин с центром в г.Шецци и другие. Примечательно, что границы федерации Фундж охватывали территорию древнейшего царства Куш.

В период Фундж активизировалась борьба за религиозное сознание племзн. Почти все языческое, христианское население Северного * Более подробно об истории арабской культуры в Судане см. /5.30/.

- 7

Судана путем религиозной пропаганда, экономическими средствами, зачастую и насильственным цутем было исламизировано. В этот период наблюдается массовое переселение в Судан из Аравийского полуострова и из других цусульшнских стран членов различных суфийских орденов: аль-Кадирийа, аш-Шазалийа, аль-Хатмийа, ас-санусийа, ас-Сашнийа и др. Общественный и социальный быт племен регламентируется теперь в соответствии с этико-эететическими предписаниями ислама суннитского течения. Юридическое делопроизводство осуществляется согласно установок маликитской и шафиитской доктрин. Однако ислам не мог не учитывать и игнорировать устоявшиеся тысячелетиями местные племенные обрядовые традиции и языческие верования, а, напротив, приспосабливаясь к местной специфике, сам испытывал заметное влияние последних.

Аш-Шайгия - крупнейшая из группы племен адж-Джаалин, которая в свою очередь составляет северную ветвь арабских племен - Бану Аднан. Согласно преданиям, вождем племен был некий Шаик ибн аль-Амир Хумайжан, от имени которого и берет свое название аш-Шайгия /5.35.9/. Издавна предки аш-Шайгия занимались земледелием в долине Нила между четвертым порогом и водопадом Вади аль-Малик. Эта площадь расположена на расстоянии 200 км вдоль течения Нила. На Западном и Восточном побережье реки возникли города, самые крупные из которых Карима /центр аш-Шайгия на Западном побережьи, древнее название Напате/, Мероэ /Центр аш-Шайгия на Восточном побережьи, столица древнего Куша/, Нури, Тангаси, ад-Дабба, аль-Касиццжар, аль-Курейр и др.

С давних времен племя аш-Шайгия делилось на четыре рода: Мероэ, Ханак, Кандкабе и Амри. Они враждовали между собой, но при возникновении любой внешней угрозы быстро объединялись.

В начале ХУШ в. аш-Шайгия превратилось в самое крупное в эко

- 8 номическом и политическом отношениях плейя на всем Севере, составляя собой влиятельное ядро федерации Фундди. В период турецкого нашествия в конце ХУШ в. и во время англо-египетской интервенции в Сдан в 1899 г,, племя аш-Шайгия во главе других оказа ло упорное и многолетнее сопротивление оккупантам.

Нравственный облик члена племени характеризуется свободолюбием, верностью семейным и племенным традициям, соблюдением традиционных законов гостеприимства, храбростью и постоянной готовностью встать на защиту племенной чести.

В общественном быту, в религиозных верованиях и обрядах, в фольклоре аш-Шайгия и поныне сохранилось множество древнейших элементов, восходящие еще к Мероитской фгльтуре /3.21/. Необычайное богатство и разнообразие традиций аш-Шайгия во многом объясняется преемственной связью и органическим синтезом культуры Древнего Судана с африканскими и арабочцусульманскими традициями.

Настоящее исследование посвящено изучению одного из самых древних и богатых пластов духовной культуры племени аш-Шайгия -ее музыкально^ искусству. Основная цель исследования - научное осмысление локальной специфики музыкального искусства аш-Шайгия в контексте всей музыкальной культуры Судана и взаимосвязи с другими соседними традициями.

Актуальность избранной темы исследования заключается не только в практической шлоразработанности данной проблематики в современном музыкознании, фольклористике, но и в том, что цузыкально-кулыурное строительство современного Судана опирается на многовековые традиции составляющих его племен, среди самых крупных по численности и занимаемой территории является племя аш-Шайгия. Несомненный интерес к объекту нашего исследования усиливается еще и тем, что музыкальное искусство аш-Шайгия, находясь фактически в центре коммуникаций, связывающих арабский и африканский мир, с давних времен впитывало в себя элементы различных культур -древне-африканских УНалате-мероэтский, Древнеегипетский/ и ара-бо-мусульманский. Изучение ее расширит ваши научные представления о музыкальном творчестве народов и племен Судана, поможет осмыслению особенностей суданской народной музыки, а также выявлению цутей межрет она льдах, межплеменных музыкальных контактов.

Музыкознание Республики Судан начинает делать только свои первые шаги. Среди наиболее значительных работ следует назвать две диссертации: "Народное искусство Судана как фактор становления культурно-просветительной работы в стране" /Л.,1980/ д-р Диаб аль-Фатих ат-Тахир и "Особенности мвлодай и ритмов области Сикот" /Со(|ия, 1980/ Мухаммад аль-Макки Сид Ахмад. Названные работы, как перше исследования сходных проблем, представляют интерес прежде всего с точки зрения их методологических позиций, а также имеющихся в них сведений обзорного характера.

В настоящем исследовании привлечено большое количество работ западноевропейских и арабских ученых, посвященных частным и общим вопросам музыкальной африканистики. Заслуживает внимания небольшая статья Г.Дж.Фармера "Ранние Сведения о музыке Западного Судана" /см.6.3/, где на основе материалов, содержащихся в средневековых арабских трактатах автор освещает некоторые страницы истории музыки кочешх арабских племен.

Имеются некоторые исследования, затрагивающие общие вопросы искусства племен Южного и Восточного Судана (см.6.5; б.6; 6.7). В области музыкальной фольклористики отсутствуют работы, посвященные специальному изучению 1фгзыкального наследия того или иного суданского племени. Поэтоцу одна из основных предпосылок к настоящей диссертации, заключается в сборе, записи и расшифровке образцов песенного наследия аш-Шайгия. Выполнение этой задачи сопровождалось рядом трудностей организационного и методологического порядка. В решении последнего основным подспорьем стал огромный опыт многонациональной советской музыкальной фольклористики, неизменно и систематически передаваемый нам известным ученым Ф.М.Кароматовым (0 предпринятых нами экспедициях, об особенностях записи и др. см. Приложение "От автора").

Музыкальное наследие аш-Шайгия, со своей ярко выраженной локальной спецификой, занимает ведущее место в национальном музыкальном искусстве Судана, Поэтому одной из важных задач исследования стало выявление роли и мзста музыкальных традиций аш-Шай-гия в историческом процессе становления национального искусства Судана.

Музыкальный фольклор аш-Шайгия, постоянно развивающееся во взаимодействии с традициями других племен, самобытное художественное явление. Оно в ходе своей исторической эволюции послужило прочной основой для становления высокохудожественных жанров народно-профессиональной музыки устной традиции. Профессионализм в контексте социальной истории племен возник и развивался в специфических условиях. Осмысление процессов возникновения и развития профессионального искусства в конкретной социальной среде, а также изучение и прогнозирование путей его дальнейшего развития в условиях нашего динамичного времени также входит в основные задачи настоящего исследования.

Музыкальное наследие аш-Шайгия исторически сложилось как бесписьменная традиция, передаваемая из уст в уста, из поколения в поколение. Однако изменения социально-экономического по

- II рядка, проблемы урбанизации, глубоко затрашивающие и современное суданское общество не могут не отразиться и в бытовании и функционировании многовековых музыкальных традиций. Поэтому настоящая диссертация, как первый опыт нотной фиксации и научной разработки основных проблем музыкальных традиций крупнейшего племени Судана, послужит в известной мере и задачам сохранения и развития древних традиций в условиях современности.

В работе применен метод сравнительно-типологического исследования. Известно, что "сравнительные изыскания могут дыть желае мые результаты лишь при наличии обобщающих исследований по музыкально*^ фольклору каждого из родственных народов. .Это будет способствовать постановке многих назревших проблем и постоянной разработке наиболее эффективных форм проведения работ в области сравнительного исследования музыки народов определенных зон." /3.9.185-187/. Одной из серьезных проблем является унификация понятийного и терминологического аппарата. В этом отношении мы руководствовались указаниями Ф.М.Кароматова и Ю.Эльснера. ". европейская музыкальная теория во всей своей многогранной сложности не может и не должна в своей целостности соответствовать основам рассматриваемой /внеевропейской - С.М.Х./ музыкальной культуры. Связанные с музыкой представления и обозначения должны здесь получить иную направленность, применение их не должно ставить своей целью установление совершенно иных основ вне зависимости от комплекса понятия европейского языковедческого анализа. В этом отношении следует принимать во внимание понятия и термины, бытующие в музыкальной практике исследуемых народов" /З.Н.90-91/. Однако в нашей работе дело усложняется и тем, что в художественной практике те или иные применяемые музыкальные термины не сложились в разветвленный и систематизированный категориальный аппарат. Поэтому в настоящей диссертации мы, хотя и несколько условно, применяем основополагающие понятия, как произведение, профессионализм, мелодия, лад, звукоряд и др. Однако ввод этих понятий в музыкальный обиход Судана влечет за собой и другие затруднения. Как известно, средневековая арабоязыч-ная музыкальная мысль выработала стройную музыкально-понятийную систему, приложенную к музыкальной культуре средневековья, ис-iQrccTBy макомата, в частности. В современной музыкальной практике Судана, как и во всех арабских странах, она находит свое частичное применение. Однако смысловые границы большинства музыкальных терминов в классическом арабском языке имеют множество оттенков и строго нерегламентированы, что порою трудно провести смысловые различия отдельных терминов, как, например, это происходит с одним из основополагающих понятий "лад", передаваемых "макам" или "силлим". Кроме того, требуют своего специфического претворения в арабской музыкальной науке понятия, термины, выработанные в советском музыкознании /как интонация, предложение, мотив, фраза и другие/. Наиболее оптимальной методологической основой в исследовании древнего и самобытного искусства арабо-африканского племени для нас послужили теоретические и методологические принципы, выработанные в работах Б.Асафьева, В.А.Беляева, В.С.Виноградова, К.Нкетия, Ф.М.К&роматова, В.Н.Холоповой и др.

Во введении приведен краткий исторический обзор, обосновывается актуальность проблематиш музыкального фольклора Судана в свете кардинальных вопросов современного музыкознания. Определяется здесь степень изученности исследуемого материала, затронуты вопросы методического и методологического порадка.

Первая глава - "Песенные жанры аш-Шайгия" - носит вводный

- 13 характер. В ней предпринят общий музыкально-этнографический обзор различных жанров и видов песен аш-Шайгия, составляющих два пласта музыкального творчества - песенный фольклор и народно-профессиональную !лузьтцу.

Вторая глава - "Особенности интонационного строя и ладооб-разования" - носят теоретический характер. В ней предпринята попытка выявления эволюции характерных для песен аш-Шайгия реликтовых интонаций и попевок. Описываются основные структурные свойства и особенности ладообразований /монохорд, дихорд, три-хорд, тетрахорд, пентатоника, гексахорд/ и (функциональной их природа.

Третья глава - "Ритмика песен аш-Шайгия" - посвящена вопросам санкционирования ритмического комплекса аш-Шайгия. Проблема ритма освещается на разных структурных уровнях: в вертикальном разрезе /фактура/ и в масштабно-горизонтальном. Показана локальная специфика ритмов аш-Шайгия.

Заключение содержит выводы и обобщения по основным вопросам, затронутым в диссертации.

В приложении включено:

1. Нотные записи песен аш-Шайгия /74 названия/ с текстами на арабском языке.

2. Краткие сведения о музыкальных инструментах Судана.

Работа написана на арабском языке. Перевод на русский язык осуществлен совместно с А.Назаровым.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Песенная культура Аш-Шайгия"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Песням аш-Шайгия свойственны необычайное жанровое разнообразие, обусловленное социальной историей и современным бытом племени; богатей образно-тематический ареал, связанный со специ<|икой эстетического мышления племенного художника - певца; ярко самобытный и стилистически отточенный интонационный язык, выражающийся в контексте различных реликтовых попевок, богатейшей ритмической фактуре напевов аш-йайгия.

Одна из насущных задач музыкознания Судака заключается в сравнительно-типологическом и комплексном изучении музыкальных традиций других племен и народов. Причем после того, как будут выявлены некоторые общие "цутеводные нити", объединяющие различные по своей самобытности племенные традиции, можно перейти к детальному сравнению составляющих локальную специфику элементов той или иной конкретной племенной традиции, этнической группы. Это даст возможность для расширения круга сравнительного исследования включением в него традиций и других более отдаленных родственных и соседних народов и стран: только тогда создастся возможность к выходу и в более широкие, глобальные по масштабам сравнительные исследования. Например, некоторые результаты настоящего исследования уже дают возможность перейти к сравнительно-типологическому исследованию. Как отмечалось выше, жанр "аз-зар" распространен и в соседних племенах Судана (в Эфиопии, в Египте, в Сомали £ странах Аравийского полуострова). Однако ни одна из других национальных и локальных разновидностей аз-зар, за исключением аш-Шайгия, по настоящее время не исследована с точки зрения Музыкознания. Также обстоит дело и с другими жанрами - жанрами Мусульманского культового песнопения мадх, аз-зикр и др. Большой

- 138 интерес представляет собой сравнительный анализ плач-причитаний "аль-тнаха", детских игровых песен, а также лирических песен "ад-дубейт". Как уже отмечалось, большинство имеющихся исследований по 1фгзыке Судана носит обзорный характер, что также "суживает" возможности сравнительного анализа. Одно из основных мзтодологичео ких требований - от частного к общецу - должно соблюдаться и в общей целенаправленности предпринимаемых исследований молодой музыкальной науки Судана.

Подводя итога проделанной работы отметим наиболее существенные черты песен аш-Шайгия:

1. Интонационный склад аш-Шайгия представляет собой "разомкнутую" систему, которая развивалась и развивается поныне в интенсивном взаимодействии и взаимообогащении с другими соседними традициями. Это - неотъемлемое свойство интонационного комплекса проявляется во всех его аспектах - в жанровом разнообразии, в инструментарии, в различных пластах ритмической фактуры, в ледовой основе песен.

2. Три типа реликтовых элементов составляют семантическую основу интонационного комплекса аш-Шайгия: внеладовый реликтовый, собственно реликтовый и речитативно-реликтовый типы попевок.

3. В основе ладового мышления аш-Шайгия лежит (бесполутоновая) пентатоничесная система (проявляющаяся в конкретных видах и жанрах песен), в виде монохорда, дихорда, трихорда, тетрахорда, пентахорда и гексахорда и оформленная в жанрах народно-профессиональной ь^зыки в виде специфического, отличного от других пента-тонических систем /китайской, корейской, татарской и др./ ладо-интонационного комплекса.

4. Специфика ритмики аш-Шайгия заключается в ее мономерности, многослойности и активном взаимодействии трех ее пластов

- 139

MTP, PC и РА с доминирующей ролью последнего* Особенности взаимодействия и функционирования трех пластов позволило определить ритмику аш-Шайгия, как реликтовую, специфику которой составляют различные виды традиционных ритмических формул»

5. Динамическая, ритмическая и лздоинтонационная специфика начальной интонационной ячейки, выполняющей роль "толчка-импульса" напева, обуславливает процесс формообразования, ладоинтонационный склад и ритмику всей песни,

6. Музыкальное искусство аш-Шайгия исторически развивалось как песенная культура, неотъемлемую часть которой составляет народная и классическая арабская поэзия аш-Шайгия. Как и в ^зыкально-поэтических традициях других грабских народов и стран, идейно-эстетическое содержание, семантико-структурные свойства арабской поэзии аш-Шайгия находили свое конкретное воплощение только в виде семантической и конструктивной специфики вокального искусства аш-Шайгия.

7. Песни аш-Шайгия, главным образом, куплетной формы, в становлении которой респонсорный принцип "вопрос-ответ" выполняет главенствующую роль. Наблюдаемые в некоторых песнях элементы простой двухчастной, трехчастной форм, а также тенденции рондальности не представляют собой принципиальную закономерность формообразования песен аш-Шайгия.

8. Специфика достижения цикличности в песнях аш-Шайгия заключается не в периодическом повторении определенно законченной "цепи", а в вариационном повторении и постепенном рапсодийного типа, ускорении составляющих цикл частей /например, аз-зар, аз-зикр, мадх/.

Современный интонационный ареал искусства аш-Шайгия богат и разнообразен, границы его постоянно расширяются под культурны

- 140 ми веяниями современности. К наиболее актуальным задачам, стоящим перед языкознанием Судана, относится проблема традиции и современности. Вопрос этот в настоящем исследовании затроцут с точки зрения бережного сохранения, научно-системного изучения и прогнозирования путей дальнейшего развития древней племенной традиции. В этом плане нам, суданским фольклористам, музыковедам и композиторам, представляется показательным многолетний опыт культурного строительства в республиках Советского Востока, методы бережного отношения, изучения, сохранения и развития национального ьузыкаль-ного наследия, в частности, в Узбекистане. Сюда относится задача организации фольклорных экспедиций, вооруженных самыми современными научными и техническими средствами обследования. Выполнение этой задачи в свою очередь потребует максимально приближенных к исполнительской интерпретации расшифровок, изданий, нотных сборников и серий грамзаписей образцов цузыкального фольклора народов Судана. На решение этих задай должна быть направлена деятельность многих учреждений Судана - Института Азии и Африки, Института исследования фольклора, Центра народного искусства, Института ьузы-ки и драмы.

Немаловажное значение в решении этой задачи имеет вопрос о создании единой школы музыковедов-фольклористов, вооруженных научно-систематическим современным методом изучения племенных традиций. Поэтому активизация научно-творческого обмена мевду цузыко-ведами Судана и СССР непосредственно повлияет и на научный уровень и на степень охвата проблематики суданской музыкальной фольклористики. Как и в Советском Союзе, так и в Судане много общих неразрешенных проблем, связанных с унифицированным способом вотирования , с поиском критериев в оценке принципов и методов издания и жанрово-тематических сводов, и региональных сборников, и запи

- 141 гей, представляющих индивидуальный, коллективный и локальный ис-юлнительские стили, с воспитанием исполнительских кадров, с популяризацией жанров фольклора и их пропаганды по современным средствам коммуникации.

Одна из важных проблем музыкознания Судана связана с исследованием музыкального инструментария. К сожалению до сих пор в этом плане в Судане не приняты никакие меры. Изучение выразительных возможностей, акустических, тембровых свойств, унификация звукорядно-го состава, темперация в соответствии с требованиями современной аудитории, эти и другие вопросы могут найти свое плодотворное решение лишь при глубоком изучении опыта музыкознания других народов, например, республик Советского Востока, в этом аспекте.

Своего ранения ждут также много актуальных проблем общетеоретических и общеэстетических, эстетика кругового движения, символика танца и их связь с различными жанрами, общие вопросы культового пения и его взаимосвязь со сходными жанрами других народов. В этом отношении значение международных научных контактов несомненно, и они приобретают особую актуальность в деле взаимопонимания и сближения между народами мира.

Песенное наследие аш-Шайгия - неотъемлемая часть национального музыкального искусства Судана. Составляющие его разнообразные жанры, как социально обусловленное и исторически напластованное интонационное явление, занимают достойное место в современном мире музыкально-прекрасного.

 

Список научной литературыСалах Ад-Дин, Мухаммад Хассан, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Классики марксизма-ленинизма

2. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. тт.1-П. М., Искусство,1983.

3. В.И.Ленин. Набросок резолюции о пролетарской культуре.ПСС,т.41.

4. В.И.Ленин. О литературе и ис^сстве. Изд.З-е,доп. М.,1976.

5. В.И.Ленин. Философские тетради. М., Политиздат, 1978.- 752с.1. П. Книга, монографии

6. Авад Хавас, Эль-Саид. Современная арабская народная песня. М., Сов.композитор, 1970. 193 с,

7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., Музыка, 1971. 375 с.

8. Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л., Музыка, 1965. 134 с.

9. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. М., Музыка,1976.-187с.

10. Аммар, Ф.Х. Ладовые принципы арабской народной музыки. М., Сов.композитор, 1984. 181 с.

11. Беляев В.М. Туркменская музыка. В кн.: В.Успенский, В.Беляев. Туркменская музыка. Ашхабад, 1979. - 122 с.

12. Беляев В.М. 0 музыкальном фольклоре и древней письменности. М., 1971.

13. Виноградов B.C. Индийская para. М., Сов.композитор,1976.-62 с.

14. Виноградов B.C. Классические традиции иранской музыки. М., Сов.композитор, 1982. 184 с.

15. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М., Музыка, 1980. 190 с.

16. Гиршман Я.Л. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М., Музыка, 1966. 176 с.

17. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 3-е изд.ч.1. М., Музыка,1965. 428 с.

18. Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. М., Музыка, 1977. 191 с.

19. Зобликов Д.Р. Республика Судан. 1956-1969 гг. М.,Наука, 1978.321 с.

20. Зохрабов Р. Азербайджанские тэснифы. М.,Сов.композитор,1983. -326 с.

21. Ищенко Е.Г. Внешнеэкономические связи Демократической Республики Судан, М., Наука, 1983. 360 с.

22. Кароматов Ф.М. Узбекская инструментальная музыка /Наследие/. Ташкент, Изд-во Г.Гуляма, 1972. 360 с.

23. Кормышева Э.Е. Религия Куша. М., Наука, 1984. 263 с.

24. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской монодичес-кой музыки. Л., Музыка, 1958.

25. Культура Древнего Египта. М., 1976. 442с.

26. Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ ьузыкальньк произведений. М., 1967.

27. Назайкинский Е.В. Лотка музыкальной композиции. М«, Музыка, 1982. 318 с.

28. Путилов В.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., Наука, 1976.

29. Рубцов $. Интонационные связи в песенном творчестве славян -ских народов. Опыт исследования. Л., Музыка, 1962. 114 с.

30. Смирнов С.Р. История Судана /1921-1956/. М., Наука, 1968.

31. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. 2-е изд. М., Наука,1966.

32. Успенский В.А., Беляев В. Туркменская музыка, т.1, изд.2. Ашхабад, 1979. 381 с.

33. Успенский В.А. Научное наследие, воспоминания современников, композиторское творчество, письма. Ташкент, Гафура Гуляма,1980. 384 с.

34. Филыптинекий И.М. Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М., Н^ука, 1977. 290 с.

35. Филыптинекий И.М. Арабская литература в средние века. УШ-IX вв. М., Наука, 1981. 255 с.

36. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., Сов.композитор, 1983. 280 с.

37. Эвальд З.Ф. Песни Белорусского Полесья. М., Музыка, 1979. -141 с.3. С т а т ь и

38. Абдуллаев Р. Макомы и катта ашула. В кн.: Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, Гафура Гуляма. 1981, сс.233-235.

39. Абубакирова Н.М. 0 некоторых особенностях эволюции жанров /туркменские "зикры" и "цушдепме"/. В сб. Народная песня. Проблемы изучения. Д., 1983, сс.45-57.

40. Вызго Т.С., Рашидова Д.А. Музыкально-теоретическое наследие великих Среднеазиатских мыслителей. - В сб. Вопросы музыкальной ^лмуры Узбекистана, вып.2, Ташкент, 1969, сс.162-183.

41. Елатов В.И. Взаимосвязь слова и напева в процессе исторической эволюции народной песни. Народная песня. Проблемы изучения. Л., - 1983. - сс.137-142.

42. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен. В сб.Народная песня. Проблемы изучения. Л., 1983, сс.4-22.

43. J.18. Матякубов 0. Хорезмские макомы. В кн. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981, сс.68-72.

44. Махди, Салах. Роль арабской цузыки в сближении народов.

45. В кн.: Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, Гафура Гуляма, 1981, сс.45-47.

46. Миньковская Э.Е. Египетская религия в Куше. В кн.: Религия Древнего Египта. М., 1976, сс.298-232.

47. Миньковская Э.Е. Отражение древних религиозных представлений в современном фольклоре Судана. В кн.: Вопросы восточного литературоведения и текстологии. М., 1974.

48. Монроу, Т.Дж. Устный характер доисламской поэзии. В сб. Арабская средневековая культура и литература. Сб.статей зарубежных ученых. - М., 1978, сс.102-115.

49. Смирнов С.Р. Образование и пути развития северо-суданской народности. В сб. Африканский этнографический сборник, тЛ, М., 1977.

50. Соломонова Т.Е. Некоторые черты ритмического рисунка в узбекской народной песне. В сб. Вопросы истории и теории узбекской современной музыки. Ташкент, Фан, 1976, сс.167-179.

51. Туш Х.Х. Введение в арабскую аду зыку. В кн .Музыка народов Азии и Африки. Вып.4. М., 1984, сс.284-301.

52. Шахназарова Н. 0 двух типах цузыкального профессионализмав контекстах культуры. В кн. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. - Т., 1981, сс.16-23.

53. Эльснер Ю. Взаимосвязи ^музыкальных культур Ближнего и Среднего Востока. В кн. Профессиональная цузыка устной традиции- 147 народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Т., 1981, сс.39-51.

54. Юс^ин А. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной цузыки. В сб. Проблемы лада. М., 1972,ссЛ13-150.4t Авторефераты, тезисы выступлений

55. Абдуллаев Р.С. Жанр катта ашула и его носители. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1982.

56. Гуллыев Ш. Искусство туркменских бахши /основы ьузыкально-поэтического строения/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент,1983.

57. Даниеду Алан. Тезисы выступлений на диюуссиях. В кн.: Музыкальная культура народов. Традиции и современность. Материалы У1 международного музыкального конгресса. М», Музыка, 1973, сс.305-306.

58. Диаб, аль-Фатих-Тахир. Народное искусство Судана как фактор становления вульчурно-просветительской работы в стране. Автореферат диссертации на соискание уч.степени кандидата пе-дагогич.наук. Л., 1980.

59. Джумаев А.Б. Вопросы ьузыкальной эстетики в трудах ученых Среднего Востока 1Х-ХП веков. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения.Ташкент, 1981.

60. Цухаммад аль-Макки Сид Ахмад. Особенности на нубийската мелодика и ритмика в области Сикот. Дисертационен труд за присъждане на научна степен "кандидат на искуствознанието". София, 1980. 147 с. /на болгарском языке/.

61. Мухаммед Хассан, Салахад-Дин. 0 музыкальных инструментах Судана. В сб. Вопросы теории музыки и исполнительства на- 148 современном этапе. Ташкент, 1983, сс.120-127.

62. Назаров А.Ф. "Книга песен" аль-Йсфахани в аспекте адузыкально-транскультуративных процессов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1984.

63. Юнусов Р. Черты общности и различий в макомах и мугамах. /Опыт сравнительного анализа/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1983.51. . .j^jiil oJ^JI

64. Аль-Куран аль-карим. Дамаск. "Мысль" /б.г./ 486 с.52. f\ Vs jiL^JIэл ^v^-^^f

65. J-n^i^S лААПэ ^•wjij аль-Фадли, Мухаммад Дейфаллах ибн Мухаммад адж-Джаали. Книга о рангах святых, праведных, ученых и поэтов Судана /б.г./ Египет.

66. Бадави, Абу-ль-Касим Мухаммад. Из национальной литературы "ад-добейт". Хартум, 1953. 34 с.23 • J «л .> о—«*• 1• U Р I Л-АЛ^Р <

67. Хасан, Юсиф Фадл. Очерк истории Судана. Хартум. 1974. 227 с. .24. - 'A^U^ii ГА viV^i• ) -=5JW> f4 . 3 \ 3

68. Хеймура, Сауд. Исследование племени аш-Шайгия /Традиции, нравы и обычаи/. Хартум, 1971. 80 с.- 151 525. c^W—M

69. Шибейка, Макки. Сдан через века. Бейрут, 1965.526. о<; iL^Lf\w<L —вил Шибейка, Макки. Мусульманское княжество аль-Фундж. Каир,)1964, 52 с. .

70. Шукейр, Наум. География и история Судана. Ливан, 1967. 5.28. !>Ll •

71. Taxa, йбрахим Мустафа. Народная литература аш-Шайгия. Хартум,1967. 263с. в . иp. pq oU liuil I J Л^И vbVi-t <• <\k

72. Taxa, йбрахим Мустафа. Трудовые песни в поэзии аш-Шайгия. -В журн. "Суданские очерки". Июль. Хартум, 1968, сс.93-103. b.do. • ^ •

73. Абдин, Абд аль-Мадкид. История арабской культуры в Судане. Берут. 1967. 462 с.5 31 J J,^ o^-'X^il ojl'CJ- ^Uл -v vjej | ' •

74. Абдин, Абд аль-Маджид. Корни арабских диалектов в Судане. Каир, 1966.532. • ft э^ч 67 ул.

75. Абд Раббихи, ибн Ахмад аль-Андалуси. Редкостное ожерелье. Каир, 1956. дtNcr^

76. Мухаммад Хасан, Кураши. Введение в поэзию мадх. Хартум, 1977.35. crt^LS-oi^ -лт

77. Никольс, В. аш-Шайгия аль-Убаййад. 1913 /перевел с англ. Абдин, Абд аль-Мадкид/. 63 с.

78. Литература на английском языке

79. Adams, William Y. Nubia Corridor to Africa. London,1977»

80. Change of Northern Sudanese Riverain People. Wiesbaden, 1979* (Stunden Zur Kulturkunde 49).

81. Tucker A.N. Music in the Southern Sudan. In: Journal of the Royal Anthropological Institute, 63, pp.1б5-187}1933•

82. Tucker A.N. The Primitive Music and Dancing in the Southern Sudan at Social and Ceremonial Gatherings. London, 1933.

83. Arkell, Anthony John. A History of the Sudan from the Earliest Time to 1821 with a Forward by Harold Macmicheel. 12nded., rev. London, 1961.

84. Wright 0. The M0dal System of Arab and Persian Music. London, 1978.

85. Macmicheel H.A. A History of the Arabs in the Sudan. London, 1967.

86. Trimingham S. Islam in the Sudan. 1949»