автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Песенная культура Аш-Шайгия. Приложения

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Салах Ад-Дин, Мухаммад Хассан
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Песенная культура Аш-Шайгия. Приложения'

Текст диссертации на тему "Песенная культура Аш-Шайгия. Приложения"

МИНИСТЕРСТВО ШМУРЫ УЗБЕКСКОЙ ССР ТАМШ1ТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕЙЬ£АЯ КОНСЕРВАТОРИЯ т.Ы.ШШ НМЕ&РА ВОСТОЧНОЙ МУЗШШ

да. 785; 781. 7

САЛАХ АД-ДИН МУХАШАД ХАССАН

11КС.Ж11АЯ КУЛЬТУРА АШ-ШАЙГИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ —1«\< —• - -

£ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Специальность 17.00.02-музыкальное искусство

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки УзССР, доктор искусствоведения, профессор Ф.М.KAPOMATQB.

Ташкент ~ 1985 г*

к КЕНИЯ

i А И Р \ УГАНДА { '

) V

ОТ. АВТОРА

Начиная с 1978г. автором настоящих строк проводилась регулярная работа до сбору музыкального фольклора народов Судана* С 1982г, будучи аспирантом ТГК воя работа автора была направлена на изучение пеоенного наследия одного из крупнейших племен Северного Судана - аш-Шайгия. В овязи с этим кмеющийоя материал по музыкальному фольклору аш-Шайгия был дополнен записями ежегодно проводимых экспедиций, предпринятых автором во время летних каникул» Работа соотояла в обнаружении и записи на ыагпленку образцов различных жанров пеоенного фольклора, в собирании данных> характеризующих современный фольклорный быт и обрядовые процеосы, в ознакомлении о музыкальными инструментами и характером юс применения» о мифологичес кими и религиозными представлениями аш-Шайгия* С этой целью были осуществлены поездки по провинции Северный Судан - по городам и населенным пунктам Карима, Мороз, ад-Дабба, Нури.аль-Куру, Тангаси, аль-Каоинджер /см.карту/.

Полевые исследования захватили представителей всех основных этнических, возрастных и социальных групп племени аш-Шайгия. Собран огромный мате риал по воем видам и жанрам песенного наследия аш-Шайгия. Особенно трудно

»

было обнаружение и запись образцов песен похоронного обряда, обряда аз-за| "Автор выражает овою глубокую признательность Зейнаб аль-Хувайрис - зав* кабинетом звукозаписи Хартумского института музыки и драмы, постоянно сопровождавшей автора во время экспедиций и оказавшей незаменимую помощь i записи труднодоступных автору образцов фольклора.

Автор считает своим долгом отметить особой признательностью, что в самые сложные обстоятельства во время полевых работ он находил неизменную и искреннюю поддержку со стороны самих носителей народного искусства-' аш-Шайгия - певцов и певиц, сказителей и музыкантов, а также всех других представителей племени аш-Шайгия. Степень этой помощи становится понятной хотя бы .из того факта, что специально для записи,носители песенного наследия аш-Шайгия не жалея драгоценного времени, устраивали обряды аз-зар, мадх и зикр.

- 2 - . 5

Aiiтором собрано долее 200 образцов песен аш-Шайгия. Иа них в приложениях » ввдв яОтяой расшифровки приведено 74,предотавляющие вое жанры и зкяи» Ра^ога по рвояифровке проводилась в Ташкенте, дод непосредственным Р)що,кидгл&ол/ и соглаоно методических принципов д-р искусствоведения, пиsopa о диКароматова.

зелиоях, приведенных в Приложениях, применены знаки: х. - первый певец или певица; II. - второй певец;

"гр.и- унисонная группа певцов или певиц; "грД." - первая униоонная группа певцов; "х'р.П." - вторая унисонная группа певцов; "все" - одновременное выступление всего коллектива исполнителей /унисонной группы, I и П певцов/,

? - отсутствие документальных данных об исполнителях, авторах

»

песен.

, к примеру - 60 - означает, что темп приблизительный указанному.

Расшифровка всех песен, за исключением Л 37 /Артур Симон/,

л «

выполнена Салахиддином М.Х. В Приложении включено: I. Нотные записи песен аш-Шайгия; 2Р Текош стихов песен на арабском языке; 3» Краткие сведения о музыкальных инструментах Судана;

4. Карта маршрутов предпринятых автором фольклорных экспедиций;

5. Иллюстративный материал /Фотографии исполнителей песен, музыкальных инструментов/.

Огромное разнообразие музыкального инструментария Судана можно разделить, как и инструментарий многих народов, на четыре ооновные грушш: мембранофоны, идиофоны, аэрофоны и хордофоны.

Мембранофоны

Эту группу составляют ударные инструменты с глиняными, деревянными и медными корпусами, на которые натягиваются мембраны из кожи животных. Звуки извлекаются ударом по мембранам руками /ладонями/ или палочками.

Ад-Лдллука / Л Распространен во всех

областях Судана. Инструмент используется при различ ных праздничных и свадебных обрядах. Ад-Ддллука /Рис.1./ представляет ообой глиняный дшшдрвсческий корпус, который обтягивается сверху о одной стороны мембраной. На ад-Даллука играют руками, славя инсгр мент на колени или землю /горизонтально/. Ан~Науба / ■ /. Используется при совершени религиозных обрядов. Распространен в областях Судад население которых исповедует ислам. Ад-Науба наломи ет большой барабан с обтянутыми с двух сторон мембф нами. Играют на ан-Науба двумя палочками. Аль-Андакка ударный / \—э ii 1 Д Используется при различных праздничных, в том числе и свадебных, обрядах племен области Синий Нил. Ударный Аль-Андакка /Рис.2./ предетавля собой большой деревянный цилинд-корпус, обтянутый с одной стороны кожей животного. Играют на Аль-Андакка двумя палочками.

АльгБул / д Распространен в области Верхний Нил у племен

аш~Щулук, ан-нуайр, ад-Денка. Аль-Бул применяется обычно как средство о'вя зи или при сообщении важного известия. Внешне этот инструмент напоминает Аль~Аядакка, но отличается меньшими размерами корпуса и тембром.

Ан-Нуггара / -^UlJ 1 /. Внешне напоминает аль-Бул, но отличается меньшими размерами корпуса и более округлой формой.

Рис. I.

На Аль-Нуггара играют, ударяя по нему руками.

Ат-Тимбил / Jy * с «И /. Ударный инструмент, на кбтором играют палочками* Существуют несколько разновидностей его, имеющих мембрану диаметром от 35 до 49 см, Ат~Тимбнл и ан~Нуггара распространены у племени баккара и используются во время танцев, называемых ан-куггара, а также во время дерекочевания племени.

Аш-~Шакам / м-^Л) /. Имеет внешнее сходотво с ад-Даллука. Инструмент представляет собой деревянную или металлическую тарелку диаметром 8, 12 или X? см. Играют ка нем палочками. Ансамбль включает обычно один ад-Даллука и два аш-Шатам.

Ат-Тар / jVAii /, Инструмент представляет собой деревянный об- " руч диаметром 35-44 см. и толщиной в 5 см. с натянутой кожаной мембраной. Напоминает узбекскую дойру. Но в ат-Тар отсутствуют колокольчики-погремушки. В деревнях ан-%ба создаются ансамбли иа различных по размеру ат-ЗЬр, принимают участие в различных обрядах. В других областях Судана аналогкч кыф ансамбли применяются только в религиозных обрядах.

Ан-Нихас / ОТ4—'/. Распространен во всех областях Судана. Племе-

9

на имеют обычно характерные ритмы, которые исполняются только на ан-Нихас. какими ритмами в прошлом даже объявлялись войны или сообщались известия оообой важности. Внешне ан-Нихас напоминает европейские литавры - большая круглая чаш из меди с натянутой сверху кожаной мембраной, но он отличается от-них гораздо большими размерами корпуса. На ан-Нихас играют один или два исполнителя двумя палочками в каждой руке.

Ад-Лдлеб / «—г-*^^ /• Распространен на Северном Судане. Этот инструмент берет свое название от дерева /ад-далёб или ад-дом/, из которого изготавливают его корпус. Один из популярных танцевальных ришов племени аш-Шйгия также называется ад-далеб. Играют

ф

на ад-Далеб тонкими палочками, Внешне он напоминает таблу, распрост-

раненную у многих арабских народов» ~ круглый деревянный корпус с натянутой сверху кожаной мембраной, но отличается от нее цилиндрической формой» замыкающейся снизу частью корпуса, которая является подставкой.

Дагу-Дагу / j>—^ > j /. Распространен у племени аз-Занди Южного Судана, Инструмент представляет собой выдолбленный ствол дерева длиной в 50-60 см., с натянутой с одной стороны кожаной мембраной. Примечательно, что форма этого инструмента в своих контурах нередко напоминает-силуэты различных животных, к примеру, льва. Дагу-Дагу применяется обычно при праздничных и религиозных обрядах. Способ звукоизвлечения на нем своеобразен: он осуществляется посредством трения деревянной палкой по корпусу инструмента.

И д и о ф о н ы

Инструменты, составляющие эту группу, изготавливаются из дерева /за исключением Алъ-Кунди,который имеет металлические пластинки/ и инрают на них палочками.

Ар-Рунко / j р! /. Используется преимущественно при свадебных обрядах. Инструмент представляет собой десять деревянных 'пластинок, размером около 25 см., образующих звукоряд:

(wjzbrigpsjp^gffi Пластинки прикреплены на деревянных стержнях, устроенных в виде овала. Ар-Рунко находится на уровне пояса исполнителя и привязывается за плечи. Играют на нем четырьмя палочками, по одной ларе в

Панинбо / э-г*—/.Популяр" только в области Аз-Занди Южного

*

Судана. Используется при различных ритуалах. Панинбо /Рис.3./ состоит из 12-20 деревянных пластинок'различной величины /24-77 см./,

каждой руке.

Рис. 3.

которые расставляются на площадке длиной 28 см,, устланной листьями бананов или ватой. Играют на Панинбо обычно два исполнителя одновременно, располагаясь друг против друга»

Аль-Кущси / —^ 1 /» Распространен в областях аз~еан,щ:

и аль-Муру. Инструмент домашне-бытового т^зицкрования,нрпменяющий-ся обычно в узком кругу слушателей, Алъ-Кунди имеет корпус-резонатор. В нем устанавливаются пяти металлических пластинок разных размеров, которые закреплены в деревянный пластинодержатель. Звуки извлекаются путем вытягивания пластинок большими пальцами.

Ар-Рати л / /. Это деревянные погремушки и металли-

ческие колокольчики, называющиеся урук. Во время танцев они привязываются к разным частям тела танцоров: рукам, ногам и бедрам. Племена аш-Шулук и ан-Нуба называют этот инструмент ада-Джинкл / /.

Ад-Дйнкир / ^ 1 /. Он представляет собой скорлупу тыкв

особого местного сорта аль-кара» / /. Деленные пополам

и высушенные скорлупы ставятся в перевернутом виде на воду в большом сосуде диаметром 85-IG0 см. Количество скорлуп - от 6 до 8. Отдельные племена Северного Судана используют ад-Динкир при свадебных обрядах. Некоторые племена Среднего Судана играют на ад-Динкир во время солнечного или лунного затмения,

Аэ рофоны . Наиболее известные даовые инструменты Судана можно разделить на две подгруппы - имеющие форму трубки и рожка. Из инструментов, составляющих вторую подгруппу, нам известны только два:Аль-Бяиду и ат-Туццж. :

Аль-Блиду / $ I /» или иногда называемый Б&лху / распространен у племен, живущих в горах области ан~йауба. Аль-Елиду используется при свадебных обрядах, в спортивных состязаниях, во время празднеств по случаю сбора урожая и других народных торжествах* Аль-Вииду изготавливается из дерева альгана, имеющего '

iO

полый ствол. Длина этого инструмента 16-42 см» Аль-Кяиду обладает своеобразным тембром к отличается громким звучанием.

Ат-Тундж / /. Распространен у племен в области

Верхний Нил. Изготавливается из рога длиной примерно 40-50 см. Воз-да вдувается в ат-Тундж через деревянный мундштук длиной 15-20 см. Инструмент используется во время различных торжеств и танцев.

Духовые инструменты в Судане изготавливаются из различных сотров камышей и бамбуков.

\ Аль-Ваза / /. Популярен у племени

аль-Еарта в области Северного Нила. Аль-Ваза /йю.4./ изготавливается лз ™>го горного * дерева. Обычно 12 альгваза разных размеров от 52 до 165 см. составляет один оркестр. Руководителем коллектива является один из тс. наиболее опытных музыкантов. Он играет одной

.рукой на аль-Ваза, а другой.управляет ансамблем.

Аль-Булунагру / Л Разновидность аль-Ваза,отли-

вающаяся меньшими размерами. В оркестре используются обычно одновременно 25 аль-Булунагру.

Аль-Андакка / ^—^ ^ 1)1 /,12 аль-Андакка различной величины составляют оркестр, который сопровождается инструментом аль-Андакка ударным / о нем упоминалось выше/. Духовой аль-Андакка отличается от аль-Ваза меньшими размерами и более высоким тембром. Аль-Андакка распространен в области Синий Нил у племени аль-Гумузу и используется на всех торжествах.

Аз-Зумбара / "JyA-^J^I /. Представляет собой продольную флейту с несколькими отверстиями. В Судаке распространены деревянные бамбуковые и медные продольные флейты с тростью и без нее. Аз-Зумбара бывает различной величины - от 12 до 73 см.

JLjljla 0 0 н ы *

Основными струнными инструментами Сумела являются различные китары и рабаба. Особняком стой г суданская арфа с изогнутым резо -катором. Она популярна в области Дарфор, где ее называют алъ-Курми / -—^ J I д

Ар-Рабаб / u-iU^И /. В Судане бытуют две разновидности этого инструмента: смычковая и щипковая. Ар-Рабаб смычковый ~ двухструнный инструмент с длинным грифом,прикрепленным к мален-з -кому ча-шеобразному корпусу-ре зонетору. Его однострунный вариант в Западном Судане называют Умм-Кики / ^ /«

Ар-Рабаб щипковый имеет круглую форму корпуса с большой деревянной декой и коротким грифом. Племя аль-Хауса называют его аль-Курми / c- j—U \ /.

Кифары.

Во многих областях Судана распространены струнные щипковые инструменты.внешне очень напоминающие греческую кифару. Относительно этих инстументов.имеющих множество видов у различ -ных племен, примечательно, что они имеют различные названия -ало-Кисара,ар-Рабаб, ат-Танбур, аль-Басинкоб, адж-Джингир и

i

другие. А одна из разновидностей так и назы^ется - кифара

В релъфе гробницы египетского фараона эпохи Среднего Царства / 2500- 1600гг.до н.э./ сохранилось изобреженио кифары, внешне совпадающей с бытующими ныне суданскими кис арам,;. Суданские киоару, хотя и имею? мало оби,его с'хорасанскими и багдадскими танбурами,большинство племен Судана называют их ат- Танбур.

Все разновидности суданских кифар имеют прямоугольный или круглый корпус-резонатор о деревянной декой. Суданские кифары долагатся обьгно из дерева,за исключением одной разновидности,

it

изготавливающейся из металла,tinзчнаемой у некоторых племен

ат-Том / Р5—а—И /. Количество струн суданских кифар колеблется от 5 до 7. Они одним концом прикрепляются к струнодержателю, расположенному в нижней части корпуса, а другим концом привязываются к стволу, распо -ложенному параллельно по отношению к подстав -Рис. 5. ке. Две деревянные споры, поддерживающие

ствол /* с привязанными к нему струнами /, прикрепляются к корпусу -резонетору инструмента.Колки у суданских кифар отсутствуют,их заменяют специальные матерчатые подушечки.

Суданские кифара используются при различных обрядах, они обычно сопровождают пение, танцы, составляя инструментальный ансамбль с ударными. Существуют и мелодии, предназначенные Для исполнения только на кифаре.

Кифары с прямоугольным корпусом. Ат-Том / j>y

. Распространен в Южном Судане у племен аш-Шулук, ад-денка, проживающих на побережье Нила, у племени . аш~шулук бытует пятиструнный ат-Том, а у других - шестиструнный. Прямоуголчный Ат-Том /Рис.5./ иногда изготавливается из металла , и тогда декой служит кожаное покрытие.

Адж-Дкинкир / ^j-'z-l-}—г1' / . Распространен у племени, ал ь -барта южного побережья Нила и в области Синего Нила. Адж-Джинкир имеет жильные струны. Этот инструмент бывает трех разновидностей -большой, средний и малый.

Кифары с круглым корпусом. Ат- тамбара / —/, распространен у племени аль -биджа Восточного Судана. Используется только при религиозных обрядах. Ат-Тамбара/Рис.6./ обычно богато украшен инкрустациями. Аль- Ба с ин к о б/ 'у—г-

Распространен у племени аль-

биджа. Существуют двэ его разновидности -большой / шестиструнный / и малый / пятиструн-ный/. Большой Аль-Басинкоб используется обычно при религозных ритуалах.

Ат-Танбур / jу* /, одна из раз -новидностей суданских кифар, называемых Ат-Танбуром. / Рис,7./.

Согласно сведениям английского исследователя Дж.М.Плюмелея.история суданской кифары восходит к эпохе процветания Ассиро- Вавилонии / 2500г. до н.э./.** На настенных росписях и рельефах гробниц сохранились изображения пятиструнной кифары. В 2500, 1500,1000гг. до н.э. территория Судана трижды была захвачена египетскими фараонами.В преданиях племени аш- Шайгия говорится о лодочниках реки Нил,которые завезли в эти края ат- Танбур.

Дека этого инструмента изготавливается обычно из высушенной скорлупы особого местного сорта тыквы, а иногда и упругого дерева аль-харас. Ат- Танбур имеет корпус диаметром 33-35 см. Он обтянут кожаной мембраной. В нижней части корпуса устанавливается струно - • держатель - металлический или кожаный. На кожаной мембране имеется несколько резонаторных отверстий. На лицевой чести корпуса устанавли -вается деревянная подставка для струн длиной 4-5 см. Один конец струн привязывается к стволу, расположенному р параллельно подставке на корпусе. Струнодержатель или ад-дина, как называют его народные музыканты, имеет длину 30-35 см. и поддерживается

I. EL TWt <bU.a«K\«se Иге ««• Ike Jjeits**- .

H t*Sv3 о goCW вЯо. Pr Jr, .

Рис.7.

двумя стволиками /миригамк/,которое прикреплена к корпусу. Два мкрига и ад- дина устроены в виде перевернутой трапеции с длиной основания 16-18 см. На да боковые деревянные опоры привязывается кожаная опора для левой руки.

На Ат-'Га�