автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Медведева, Ольга Аркадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Медведева, Ольга Аркадьевна

I. ВСТУПЛЕНИЕ

• Актуальность темы исследования

• Степень изученности проблемы. Обзор литературы

• Цель и задачи исследования. Источники

• Теоретико-методологические принципы исследования

• Научная новизна работы

• Теоретическая и практическая значимость работы

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 раздел. Обращение к истокам теологической мысли и определение ее цели, предмета, метода.

§ 1. Подход к предмету теологии с. -6

§2. Учение Филолая о пределе и беспредельном, числе, пропорции с. 6-20

§3. Судьба пифагорейских учений в диалогах Платона («Тимей», «Филеб») с.20-34

§4. Понятие божественного у Прокла. Атрибуты божественного с. 34-53

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя данное исследование, необходимо сделать следующие выводы.

1. Своеобразие философии Прокла - не в систематизации неоплатонизма, как принято было считать в отечественной науке вплоть до последнего времени. Предприняв тщательный текстологический анализ «Платоновской теологии», сравнив данный текст с другими имеющимися текстами Прокла в отношении предмета философствования, манеры изложения, замысла, можно с полным основанием утверждать, что философская система Прокла обладает собственным своеобразием, несводимым к общей неоплатонической схеме «единое - ум - душа». Прокла отличает иное, чем, например, у Плотина, понимание единого и эманации,* связанное с его универсальным триализмом. У Прокла свое собственное представление о ступенях иерархии сверхсущего и сущего и принципах ее развертывания. В настоящей работе утверждается, что именно обращенность к пифагореизму и другим древним теологиям, а также филологическая обстоятельность в анализе текстов Платона позволила Проклу изложить учение о сверхсущем едином и его «единичном» выходе за свои пределы в том максимально совершенном виде, в каком оно представлено в

См. об этом: Лукомский Л.Ю. 11роблема эманации в позднем платонизме - Универсум платоновской мысли. Рационализм или философская религия? Эпистемология Платона. - СПб., 1997.

Платоновской теологии».

И, наконец, цель Прокла - создание теологической науки на основании теологических учений Платона, орфиков, пифагорейцев, Халдейских оракулов - свидетельствует о фундаментальности исторического подхода Прокла к проблеме божественного, продолжающего и развивающего мысль Сириана.

2. Правомерно рассматривать пифагорейские учения не как материал для дальнейшей обработки в платоническом и неоплатоническом философствовании, не как источник влияния, а как миф, требующий сохранения, истолкования, развития. Миф в данном случае понимается не как бытие, а как сокровенная предыстория мысли о богах и божественном, излагаемая иконически, символически или аподиктически. Символ как осколок мифа, как «отражение некой возможной полноты» представляется наилучшим способом изложения теологических истин (такому пониманию близка не лосевская теория мифа, а, скорее, взгляды русских символистов-теургов Вяч. Иванова и А.Белого).

Отношение Прокла к пифагорейцам как «наиболее почтенным теургам» («Платоновская теология», IV, 34) свидетельствует об огромной важности для него пифагорейских доктрин как обоснования собственного теургического пути и пути Платона. Поскольку тоска по природе блага начало теологии, миф о богах и божественном и есть воплощение этой тоски, созвучия которой можно обнаружить как у эллинов, так и у варваров. Миф требует, с одной стороны, бережного отношения к себе, с другой - развития, понимаемого как выращивание, подобно выращиванию цветка*(метафора историка, как видим, весьма условна в отношении к Проклу; больше подходит в данном случае метафора садовника). Установление соответствий для Прокла (соответствий между Платоном и теургами, между Платоном и действительностью) является не формальным требованием, а его философской позицией.

В работе делается вывод о понимании Проклом триадичности движения теологической мысли, включающей этапы пребывания (учения теургов), исхождения (философия Платона) и возвращения (миссия самого Прокла и его вождя и учителя Сириана). Данный вывод делается на основании анализа «установки сознания» Прокла в «Платоновской теологии». Следует отметить, что в таком понимании важно было не временное следование одного мыслителя за другим, а качество самой мысли неподвижность, догматичность «мнений» теургов, диалектика Платона, боговдохновенность» собирающей мысли Прокла).

Образ цветка, символизирующий множество, ставшее явным, исполненным и прекрасным, очень распространен в «Платоновской теологии» Прокла.

Халдейские оракулы, текст, появившийся во II веке, тем не менее относится к исходному моменту теологической мысли. O.Kuisma в своей книге отмечает: будучи высказываемыми без доказательств оракулы легко могли быть извлечены из своего контекста и использованы как боговдохновенный текст, философский афоризм. - Kuisma О. Указ. работа, С.41.

3. Стремление Прокла к синтезу в теологии проявилось и в объединении им способов изложения мысли о божественном: иконического, символического и логического. Иконический способ, или изложение истины «посредством математических наук», был свойствен пифагорейцам и, по мнению Прокла, вполне отвечал их привычке облекать сокровенные учения в непрозрачную для непосвященных форму. Сам Прокл, несмотря на то, что его цель была иной, нежели у пифагорейцев, использует иконический, сокрывающий способ в тех случаях, когда хочет подчеркнуть, что далеко не каждый способен постичь божественную мысль во всей ее глубине. Впрочем, иконическое зачастую отождествляется у Прокла с символическим.

Логический способ понимается Проклом как аподиктический, а не эпихейрематический, (т.е. основанный на выводах из действительного, а не из правдоподобного), и служит достижению наибольшей ясности и последовательности в рассуждении. Вообще обращенность к слушателю (причем не к любому слушателю, как у Платона, а к подготовленному для восприятия божественной мысли и вдобавок обладающему моральными добродетелями) является сознательной установкой Прокла. Такую установку характеризует сочетание открытости и в то же время элитарности.

Изложение учения о едином боге и о божественном, тем более -создание теологической науки осознается Проклом как трудная задача родовая мука самовыражения»), для решения которой должны быть использованы все возможные способы, ведущие к данной цели.

Наилучшим способом изложения теологических истин признается символический, поскольку и сам бог, «единичным» выходом за свои пределы создавший иерархию сверхсущего и сущего, рассеял повсюду символы -мистические знаки, посредством которых все возвращается к благу и достигает единения с высшим богом. Символизму универсума соответствует символизм платоновской мысли и мысли Прокла. Символ должен быть «неизреченным именем бога», притягивающим, прозрачным, но не раскрывающим до конца божественную истину (т.е. «энигматическим»). Символ должен также указывать на существование космической симпатии.

4. В выстраивании иерархии сверхсущего и сущего для Прокла характерно внимание к переходам от одной ступени к другой, забота о непрерывности выходов за свои пределы. Это достигается принципом универсального триализма и упорядоченности ( все во всем, но особенным образом на каждом уровне).

Высшее начало определяется как апофатически (единое), так и катафатически (благо). Апофатические определения - отрицание каких-либо свойств, характеристик - означают появление этих характеристик в сущем. Апофатика, т.о., понимается не как лишенность, а как превосходство. Катафатические же определения указывают на возвращение всего сущего и сверхсущего к своей высшей причине.

Таким образом, единый бог устанавливает порядок всего (пребывание - исхождение - возвращение), сам оставаясь выше порядка, «единичным» выходом за свои пределы, создавая все сверхсущее и сущее. «Единичный» выход за свои пределы - не что иное как единое сущее и его сила, понимаемые как предел и беспредельное, и порождаемое ими смешанное.

Установленный высшим богом порядок как некая исходная модель повторяется на всех уровнях иерархии, вплоть до низшей материи. При этом каждое устроение сохраняет собственное неповторимое своеобразие, определяемое местом в иерархии.

Проклу свойственна математическая точность в развертывании иерархии сверхсущего и сущего (зависимость убывания силы от возрастания разнообразия, повторение на каждом уровне исходной модели с учетом коэффициента своеобразия). Вместе с тем его иерархию нельзя рассматривать как некую механическую структуру. Каждое устроение «воспевается» Проклом как бог, и все боги в порядке сверхсущего и сущего связаны друг с другом отношениями причастности или подобия благодаря присутствию монад и генад. На низших ступенях к этим отношениям прибавляются также брачные узы.

5. Учение Прокла о монадах и генадах относится скорее к неявным , чем к явным целям его философствования, хотя является очень важным в понимании его концепции высшего начала и упорядоченности всего сверхсущего и сущего.

Монада и генада выступают началами упорядоченности на всех уровнях иерархии - такими началами, которые указывают на происхождение всего из единой причины и способствуют единению, а значит, и обожествлению всего. Если пребывание - исхождение - возвращение являются динамическими моментами, делающими явным порядок любого устроения, его цикличность и красоту, то монада и генада отвечают за внутреннюю связь и живое взаимодействие членов, хотя и не находятся на поверхности порядка и потому требуют более пристального внимания к себе.

Монады - символы высшего бога, мистические знаки, которые «царь всего» рассеял повсюду и посредством которых он присутствует во всем. Сущность монады двупланова: подобно благу, она является вершиной божественных устроений, все притягивая к себе и всему даря совершенство. Но, подобно причинствующему единому, монада гипостазирует множество как «второе после себя».

Подражая высшему началу, она обособлена от своего потомства. Это возможно благодаря созданию «из самой себя» подобных монад, или чисел, которые становятся предметом сопричастности для неподобного среди последующего, приводя его в соприкосновение с обособленной монадой.

Предназначение генады, единичности, быть связкой между «неподобным» - сверхсущим и сущим. Каждая генада служит предметом сопричастности для какого-либо определенного сущего, и поэтому генад не больше, чем сущих, сущих не больше, чем генад. Предшествующие генадам числа являются их мерой, определяя их силу, множественность и приближенность к бытию Генады поддерживают порядок тем, что не допускают вторжения пустоты. И если монада - имя бога, то генада -безымянность, изображение единого в сущем, переход света в цвет.

Между монадой и генадой нет противополагания, нет дружбы и стремления к брачным узам, нет между ними и пустоты. Их соединяет число, «движущаяся вечность», начало разделения и инаковости и путь к соприкосновению с высшим.

6. Стиль Прокла можно назвать ощущением изначальной цельности предмета и способа изложения. Подражая Сократу, Прокл все время проверяет свою мысль на «чистоту звучания», заходя с другой стороны рассуждения и ожидая, не раздастся ли «надтреснутый звук».

К этому присоединяется требование полноты и максимальной ясности в рассуждении. Теологическая истина заслуживает того, чтобы быть изложенной всеми возможными способами, но при этом логическое не должно быть самоцелью, иконическое же и символическое необходимо пояснять.

Нет ничего неважного в божественном предмете - таков принцип Прокла. Любой божественный атрибут, любая триада должны быть рассмотрены детально и с разных сторон. Исторический подход, кроме того, дает необходимое понимание глубины теоретической мысли.

Обращенность к слушателю, стремление создать ясный и непротиворечивый образ Платоновой теологии - все это говорит о явных целях Прокла. Но есть еще неявная цель, которую Прокл не торопится открыть своим слушателям. И это не что иное как его личная заинтересованность в тонкостях божественного предмета, поиски «таинственной середины» между сверхсущим и сущим, собирание воедино истин о монадах и генадах на всех уровнях иерархии. В этой неявной цели сказывается религиозность Прокла как исследователя (то, что западные ученые называют «интимным отношением к божеству»), стремление воспроизвести «теургический путь» средствами философии.

Прокл управляет стилем, как опытный драматург, нагнетая атмосферу таинственности и ожидания, но и стиль ведет его самого, открывая ему самые неожиданные подходы к истине («Впрочем, само то, что мы вспомнили о числах, просто замечательно.»).

7. Значение Прокла в истории философии определяется не столько местом, занимаемым им в неоплатонизме, сколько своеобразием типа философского мышления , который можно охарактеризовать как верность божественному предмету, религиозность в сочетании с историческим подходом, стремление к упорядоченности и внимание к тому, что принято называть «деталями». В философии Прокла нет «деталей», как нет и «структуры» и противополагания чего-либо чему-либо. Понимание такого «собирающего» типа философствования очень актуально, но и непросто в

 

Список научной литературыМедведева, Ольга Аркадьевна, диссертация по теме "История философии"

1. Proclus Diadochus. Theologie platonicienne-Paris, 1968-1987.

2. Прокл. Платоновская теология. (Пер. Л.Ю. Лукомского).

3. Прокл. Первоосновы теологии. Гимны. М., 1993.

4. Прокл. Комментарии к первой книге «Начал» Евклида. Введение.-М., 1994

5. Дамаский. О первых началах СПб., 2000.

6. Ямвлих . Комментарии на диалоги Платона СПб., 2000.

7. Ямвлих . О египетских мистериях-М., 1995.

8. Ямвлих. Теологумены арифметики // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2 М., 1988.

9. Плотин. Сочинения СПб., М., 1995.

10. Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля // Аристотель. Категории-М., 1939.

11. Порфирий. О пещере нимф // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2.-М.,1988.

12. Порфирий. О философии из оракулов // Ранович А.Б. Античные критики христианства-М., 1935.

13. Платон. Собрание сочинений: В 4 т.- М., 1993-1994.

14. Фрагменты ранних греческих философов.Ч.1- М., 1989.

15. Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. -М., 1984.

16. Ямвлих. Жизнь Пифагора М., 1998.

17. Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М., 1979.

18. Марин. Прокл, или О счастье // Прокл. Первоосновы теологии. Гимны .М., 1993.

19. Адо П. Плотин, или Простота взгляда М., 1991.

20. Алексидзе Л.З. Орфизм в неоплатонической философии : Комментарии Прокла к Платоновскому «Тимею».- Тбилиси, 1987.

21. Бенуа Л. Эзотеризм // Наука и религия,- 1993 №№ 8,9.

22. Бычков В.В. Эстетика поздней античности .- М., 1981.

23. Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона ( Феноменологическая интерпретация «Филеба»).- СПб., 2000.

24. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1,2,3 СПб., 1999.

25. Гончаров И.А. Диалектика видимости и порядок истинного // Универсум платоновской мысли. Рационализм или философская религия. Эпистемология Платона СПб., 1997.

26. Гончаров И.А. Практика умолчания как основание философского монизма // Универсум платоновской мысли. Космос, мастер, судьба СПб., 1998.

27. Гончаров И.А. Этические определения разума и их соотношение с платоновским определением бытия //dXd^yj^sccA : материалы и исследования по истории платонизма СПб., 1997.

28. Григорьева Н.П. Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн //

29. Поэтика древнегреческой литературы.- М., 1981.

30. Григорьева Н.И. Мифологическая образность в диалогах Платона М., 1992.

31. Гудман Ф. Магические символы. М., 1995.

32. Данилов И.Ю. О различии понятий «эйдос» и «идея» в философии Платона // Универсум платоновской мысли СПб., 1997.

33. Джохадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода-М., 1979.

34. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное.- СПб., 2000.

35. Евлампиев И.И. Синтез рационалистического и мистического в философии Платона // Универсум платоновской мысли СПб., 1997.

36. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме СПб., 1994.

37. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа,- Л., 1990.

38. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф,- М., 1982.

39. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика М„ 1963.

40. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон М., 1969.

41. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм М., 1980.

42. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 1,2,- М., 1988.

43. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии М., 1993.

44. Лукомский Л.Ю. Атрибут познаваемости как характеристика демиурга впроцессе космосозпданпя: по диалогу Платона «Тимей» // Универсум платоновской мысли, 1998.

45. Лукомский Л.Ю. Единое и бытие в позднеэллинистической философии. Плотин и герметический корпус,- СПб., 1995.

46. Лукомский Л.Ю. Проблема эманации в позднем платонизме // Универсум платоновской мысли, 1997.

47. Мочалова И.Н. Понятие ^ си jOol у Платона // Универсум платоновской мысли, 1997.

48. Муравьев А.Н. Платоновское определение блага и религиозно-рационалистические иллюзии в истории философии // Универсум платоновской мысли, 1997.

49. Павленко А.Н. Гестия Филолая и Космическая Душа Платона: проблема преемственности // Универсум платоновской мысли, 1998.

50. Петров А.В. К вопросу о рационализме и иррационализме позднего неоплатонизма // Универсум платоновской мысли, 1997.

51. Петров А.В. Магия ( в ее отношении к платонизму) // Универсум платоновской мысли, 1998.

52. Петров А.В. Прокловская теория мифа: предисловие к публикации // > сdxddi>ji4£L<k : материалы и исследования по истории платонизма СПб., 1997.

53. Погоняйло А.Г. «Тимей»: обратная перспектива//Универсум платоновской мысли, 1998.

54. Романенко Ю.М. Рациональные пределы арифмологии // Универсум платоновской мысли, 1997.

55. Романенко Ю.М. Философия и мизософия платонизма ПаглЬ^ц.^ > 1997.

56. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика.-СПб, 1996.

57. Светлов Р.В. Демиург «Тимея»: метафоры ремесленничества и природа рассудка // Универсум платоновской мысли, 1998.

58. Светлов Р.В. Платонизм и происхождение «интеллектуализма» в понимании первоначала// ~U>c<aS/j^i£l ^ , 1997.

59. Светлов Р.В. Чем философия сродни географии? // Универсум платоновской мысли, 1997.

60. Симонова Т.А. Онтология Плотина М., 1985.

61. Смагин Ю.Е. О математизации в философии Платона // Универсум платоновской мысли, 1998.

62. Султанов Ш.З. Плотин: Единое: творящая сила созерцания. М., 1996.

63. Современные зарубежные исследования по античной философии М., 1978.

64. Соловьев В. Прокл // Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона.-СПб., 1898 T.XXV.

65. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах, терминах-СПб., 1999.

66. Фестюжьер А.Ж. Личная религия греков СПб., 2000.

67. Фомин В.П. Возвышенный, таинственный и притягательный: Пифагор в эзотерическом контексте античных музыкально-философских представлений // Мир глазами музыканта. М., 1993.

68. Фомин В.П. Неоплатонические вариации на эзотерическую тему,- М., 1997.

69. Фомин В.П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона.-М., 1997.

70. Целлер Э. Очерк истории греческой философии СПб., 1996.

71. Чубукова Е.И. Проблема времени в «Тиме» Платона // Универсум платоновской мысли, 1998.

72. Шичалин Ю.А. 8 Л lgZ^ о у? rj ; или феномен «возвращения» в первой европейской культуре М., 1994.

73. Шмаков В. Система эзотерической философии. Закон Синархии и учение о двойственности иерархии монад и множеств Киев, 1994.

74. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий М., 1990.

75. Armstrong А.Н. Hellenic and christian studies. Hampshire, 1990.

76. Banu I. Platon heracliticul. Contributie la istoria dialecticii Bucuresti, 1972.> '

77. Beierwaltes W. Proclos. Grundziige seiner Metaphysik Frankfurt am Main, 1965.

78. Buffiere F. Les mythes d'Homer et la pensee grecque. Paris, 1956.

79. Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Cambridge, 1972.

80. Burnet J. Early greek philosophy London, 1920.

81. Bums A. The fragments of Philolaus and Aristotle's account of pythagorean theories // Classica et mediaevalia, 1964, 25.

82. Coulter J. The literary microcosm. Theories of interpretation of the later neoplatonists. Leiden, 1976.

83. Charles A. Analogie et pensee serielle chez Proclus // Revue internationale de philosophic, 1969, 87.

84. Charles A. La raison et le divin chez Proclus // Revue de sciences philosophiques et the'ologiques, 1969, 53.

85. Charles A. L'imagination, miror de Tame selon Proclus // Le neoplatonisme.-Paris, 1971.

86. Cushman R.E. Therapeia. Plato's conception of philosophy. Chapel Hill. North Carolina, 1958.

87. Dillon J. The golden chain. Studies in the development of Platonism and Christianity.-Hampshire, 1990.

88. Dillon J. Plotinus, Enn. 3.9.1, and later views on the intelligible world // Transactions and proceedings of the American philological association, 1969, 100.

89. Dodds E.R. New light on the Chaldaean Oracles // Harvard the ological review, 1962,54.

90. Dodds E.R. Theurgy and its relationship to neoplatonism // Journal of roman studies, 1947, 37.

91. Festugiere A.-J. Contemplation philosophique et art theurgique chez Proclus //

92. Festugiere A.-J. Etudes de philosophie grecque .- Paris, 1971.

93. Festugiere A.-J. Proclus et la religion traditionelle- Paris. 1971.

94. From Athens to Chartres. Neoplatonism and medieval thought Leiden, 1992.

95. Gersh S.E. Cinesis acinetos. A study of spiritual motion in the philosophy of Proclus-Leiden, 1973.

96. Gersh S.E. From Jamblichus to Eriugena. An investigation of the prehistory and evolution of the Pseudo-Dionysian tradition. Leiden, 1978.

97. Heidel W.A. л €p <r and л € t {> о v in the pythagorean philosophy // Archiv fur geschichte der philosophie, 1901, 14.

98. Huffman C. The role of number in Philolaus' philosophy. Phronesis, 1988, 33.

99. Jaeger W. The theology of the early greek philosophers. Oxford, 1947.

100. Kahn C.H. Pythagorean Philosophy before Plato // The presocratics. N.Y., 1974.

101. Kirk G.S., Paven J. The presocratic philosophers. Cambridge, 1960.

102. Kirk G.S., Raven J., Schofield M. The presocratic philosophers. Cambridge, 1960.

103. Knorr W.R. The evolution of Euclidean elements Dordrecht, 1979.

104. Kuisma O. Proclus' defence of Homer. Helsinki, 1996.

105. Lewy H. Chaldaean Oracles and Theurgy. Musticism, magic and platonism in the later roman empire. Cairo, 1956.

106. Lindsay S. Proclus as a constructive philosopher // The Hibbert Journal, 1917,

107. Lloyd A.S. The anatomy of neoplatonism.- Oxford, 1990.

108. Maula E. On the semantics of time in Plato's Timaeus. Abo, 1970.

109. Maula E. Studies in Plato's theory of forms in the Timaeus. Helsinki, 1970.

110. Merlan P. Religion and philosophy from Plato's Phaedo to the Chaldaean Oracles // Journal of the history of philosophy, 1963, 1.

111. O'Neil W. Time and eternity in Proclus // Phronesis, 1962,7.

112. New essays on Plato. Guelph (Ontario), 1983.

113. New essays on Plato and the pre-Socratics // Guelph, 1976.

114. Nummenmaa T. Divine motions and human emotions in the Philebus and in the Laws: Plato's theory of psychic powers.- Helsinki, 1998.

115. On Proclus and his influence in the medieval philosophy Leiden, 1992.

116. Philip J. Pythagoras and early pythagoreanism. Toronto, 1966.

117. Rist J.M. Mysticism and Transendence in Later Neoplatonism // Hermes, 1964,92.

118. Robin L. The greek thought and the origin of scientific spirit. New York, 1928.

119. Rosan L. S. The philosophy of Proclus. The final phase of ancient thought-New York, 1949.

120. Sambursky S. Plato, Proclus and limitations of science // Journal of the history of philosophy, 1965, 3.

121. Sambursky S., Pines S. The concept of time in late neoplatonism.1. Jerusalem, 1971.

122. Sambursky S. The physical world of late antiquity London, 1962.

123. Sheldon-Williams LP. Henades and Angels: Proclus and the Ps.-Dionisius. -Studia Patristica, 1972, 2.

124. Sinnige T.G. Matter and infinity in the presocratic schools and Plato. Assen, 1968.

125. Stokes M.C. One and many in presocratic philosorhy- Cambridge, 1971.

126. Solmsen F. Plato's theology. New York, 1942.

127. Sweeney L.J. The origin of participant and of participated perfections in Proclus' Elements of theology. In: Wisdom in depth. Essays in honor of H. Renard.

128. Taylor A.E. The philosophy of Proclus // Taylor A.E. Philosophical studies-London, 1934.

129. Taylor A.E. Platonism and its influence . -New York, 1927.

130. Taylor A.E. Two pythagorean philosophems // The classical review, 1926, 40.

131. Telon H. The development of Plato's metaphysics. Pennsylvania, 1981.

132. The Cambridge history of later greek and early medieval philosophy. -Cambridge, 1967.

133. The fragments that remain of the lost writtings of Proclus surrnamed the platonic successor, translated by Th. Taylor. London, 1825.

134. Thesleff PI. Studies in Plato's two-level model. Helsinki, 1999.