автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтическая эсхатология Максимилиана Волошина

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Путенихина, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтическая эсхатология Максимилиана Волошина'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтическая эсхатология Максимилиана Волошина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Серебряный век русской поэзии зримо явил миру мрачную суть светлого пророчества Владимира Соловьева: «Совершенное воплощение духовной полноты в нашей действительности есть высшая задача искусства. Ясно, что исполнение этой задачи должно совпадать с концом его мирового процесса». Не только литература - все уровни духовной жизни были пронизаны предощущением близящейся катастрофы. Предощущением, корни которого уходили в 19 век.

Но Ницше, провозглашая «Бог умер!», но Леонтьев и Данилевский, предсказывая гибель современной культуры, вряд ли могли даже предположить, насколько созвучны окажутся их идеи эсхатологическим настроениям, охватившим и западноевропейские, и русские умы в начале двадцатого столетия. Рассуждения Соловьева о конце всемирного становления; безрадостные мысли Сергия Булгакова об истории, которая «близится к своей зрелости и концу»; реквием по живой фаустовской культуре, звучащий в трудах Шпенглера. Это далеко не полный перечень эсхатологических доктрин, которые обрушились на мир и захватили ключевые позиции в духовном поиске тех лет. Болезненное осмысление трагического финала как-то сразу, вдруг стало полноправным героем театра, музыки, живописи, литературы.

Причем явление это имело глобальный характер. Даже в творчестве тех авторов, где искренний эсхатологизм, казалось бы, в принципе невозможен, внимательный исследователь может увидеть совершенно противоположную картину. Особенно ярко подобный парадокс проявляется в поэтическом наследии Максимилиана Волошина, художника, аполитичность которого хрестоматийна, чье отчуждение от проблем современности стало чуть ли не аксиомой.

136

Действительно, Волошин - поэт всегда остается «над схваткой». И нет никаких оснований подвергать сомнению его устремленность в прошлые исторические эпохи, в иные миры, к иным героям. Но при внимательном рассмотрении легко заметить, что все это никак нельзя считать выражением общественной позиции автора. Волошинское отчуждение есть, скорее, способ познания действительности. Поскольку только с высоты некой надмир-ной точки поэт может охватить взглядом всю картину гибнущей истории, беспристрастно осмыслить все духовные доминанты эпохи. Но главное -передать свое живое понимание происходящего и свою боль за судьбу мироздания.

Эсхатология Волошина нечто большее, нежели просто философская идея, нежели просто религиозная доктрина. Эсхатология Волошина это организующий центр всего мировоззрения поэта, мировоззрения, катастрофичного в своей сути. В художественной вселенной поэта и мировой процесс, и религиозные учения разных эпох, и история человечества предстают равноправными жертвами приближающейся катастрофы, обрекающей на окончательную гибель не только земное, но и небесное бытие.

Иными словами, эсхатологическое учение Волошина довольно резко контрастирует с традиционной эсхатологией Священного писания. Вместо царствия небесного поэт пророчествует абсолютный конец всего, вместо града небесного человечество ожидает абсолютный мрак и полная неизвестность. Таким образом, эсхатологизм бытия есть организующий центр волошинского мироздания. Все сформулированные нами задачи преследовали одну цель: показать реальное значение эсхатологических идей как в художественном мировоззрении самого Волошина, так и в контексте духовных исканий русской литературы XX века.

Именно по этой причине главным объектом нашего исследования стали «исторические» произведения поэта. Произведения, которые внешне ничем не связаны между собой: французская революция, мятежный Каин, протопоп Аввакум.Их нельзя отнести к характерным для акмеизма скрытым

137 циклам, мы не можем говорить об их бытовании в неком гипертексте, как у символистов. Но стоит ввести совершенно разноплановые стихотворения в единое смысловое поле, где ведущую роль играет эсхатологическая идея, и вместо разрозненных фрагментов перед нами предстанет величественная гробница мироздания.

Фундамент этого строения был заложен Волошиным в произведениях о французской революции. Обращение к французской революции особенно при разговоре об исторических катаклизмах в начале XX века стало доброй традицией. Но Волошин идет своим путем, трактуя трагедию монархической Франции в эзотерическом ключе, сквозь призму средневекового мистицизма. Французская революция предстает одновременно карнавально -трагедийным действом, развернутом в реальном историческом пространстве. Подобный прием вполне понятен, поскольку само понятие «карнавал» имело для поэта значение «жуткое, граничащее почти с проклятием». Обращаясь к этимологии этого слова, поэт находит, что оно странно созвучно древнееврейскому слову «Kern- Abal», что значит «лик безумия - искажение человеческого лица.В этом созвучии таится жуткий и таинственный смысл». Однако безумие волошинского карнавала - особое. Мнимый хаос подчинен тайным законам, за исполнением которых бдительно наблюдает невидимый драматург, «всезрящий как сова», который становится непременным участником эсхатологических «постановок» последующих лет, принимая облики то апокалиптического ангела, то неведомого миру пророка, то «демонов» русской истории. Следует так же отметить, что отличительной чертой «карнавала» является его одновременное развитие во многих пространствах и временах, поскольку по сути этот карнавал есть отражение неких высших предначертаний и способ бытия сил небесных.

Своего апогея карнавальное действо достигает в истории России. Если Франция явила миру лишь основные элементы мрачного сакрального действа, то на русской почве бесконечное развитие перевоплощается в «бесовское коловращение». «Демоны глухонемые», мадам де Ламбаль, Робеспьер, Ав

138 вакум, Лжедмитрий, Стенька Разин, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачев образуют единый хоровод, творя историю, цель которой «сгинуть в распахивающейся мгле». Мгле, которая по Волошину не что иное как «Лик Господний, во мраке явленный из туч». Но достижение этого лика возможно только путем полной и отнюдь не метафорической гибели.

Завершив таким образом осмысление истории человечества, Волошин переходит к осмыслению макрокосма в цикле стихов «Путями Каина», в котором трагизм бытия приобретает всеобъемлющий и даже абсолютный характер. Эсхатологический пафос этого произведения, по-моему, наиболее полно может быть осмыслен в контексте родственных поисков других художников, столь различных между собой. Необъяснимая на первый взгляд перекличка цикла стихов «Путями Каина» Волошина с «Поэмой без героя» Ахматовой и романа Леонова «Пирамида» объясняется единым лейтмотивом - ожидания рокового крушения всего!

У Волошина причиной гибели мироздания становится первопричина его возникновения: Мятеж против себя самого в доказательство своего бытия.

Но Мятеж у Волошина - это безумие, отсюда возникает идея глобального безумия, которое не минует никого: обезьяна сходит с ума, дабы стать человеком. Человек сходит с ума для достижения богоподобия. Но и Абсолют так же оказывается подвержен безумию, причем дважды. В первом случае это позволяет ему создать образ - подобие, во втором случае - соединиться с ним.

В «Пирамиде» идея о безумии Бога звучит гораздо жестче -обезумевший разум человека - есть образ и подобие разума Божества, генетически родственного своему творению.

Таким образом, духовный поиск начала века оказывается отнюдь не локальным явлением, сошедшим на «нет» в 20-е годы. Если М. Волошина и А. Ахматову возможно отнести к одной эпохе, к эпохе Серебряного века, пропитанного острыми противоречиями, психологическими вывихами, бо

139 лезненными коллизиями, как личного, так и государственного масштаба, то Л. Леонов - это писатель уже совсем другого времени. Более того, при всем различии жанровых модификаций (цикл стихов, поэма и романная проза), нельзя не признать главного: эти художники воспринимали мир и человеческую судьбу в этом мире глубоко трагедийно. И важнейшее сходство между всеми этими произведениями заключается в совпадении основного мотива -мотива приближающейся и уже идущей мировой катастрофы, ведущей к неорганическому концу.

141

 

Список научной литературыПутенихина, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Авдеева О. Мироздание по Л. Леонову // Сов. Россия. - 1995. - 8 авг. - С. 2.

2. Анастасьев Н. Контрапункт: Судьба гуманизма в литературе XX века // Вопросы литературы. 1991. - №5. - С.84-116.

3. Анищенко Г. Искусство, которое заповедано Богом / Круглый стол»: атеизм, религия и современный литературный процесс // Вопросы литературы. 1991. - №8. - С. 10 - 18.

4. Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. / Сост. Коммент. А. С. Гришина, К. Г. Исупова.- М.: Высш. шк.,1995. -415 с.

5. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М., 1989.

6. Арпишкин Ю.,Кацис П. Волошинские чтения 91 Коктебель, май: обзор докладов и выступлений. // Лит. обозрение. - 1991. - №9. - С. 66 -67.

7. Арсеньев Н.С. Духовные силы в жизни русского народа //Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып.1. - М., 1993.-C.33 -41.

8. Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции //Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. -С. 20-54.

9. Ахматова А. А. Поэма без героя: В 5 кн. / Вступ. ст. Р. Д. Тименчика; Сост. и прим. Р. Д. Тименчика при участ. В. Я. Мордерер. М.; Изд-во МПИ, 1989.

10. Ю.Байджент М., Лей Р., Линкольн Г. Священная загадка: Иисус Христос, Катары, Священный Грааль, Тамплиеры, Сионская община, Франкмасоны. London, 1982. - 367 с.

11. П.Барбер М. Процесс тамплиеров / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. М.: Энигма, Алетейа. - 1998. - 496 с.

12. Бердяев Н. А. Духи русской революции //Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - С. 55 - 89.

13. З.Богомолов Н. Лики и лицо // Лит. обозрение. 1989 г., № 2, - С. 63 - 66.

14. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).

15. Бунин И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М., 1990.

16. Василевский А. Волошин ожидаемый и неожиданный // Октябрь. 1989. - №9. - С. 201 -203.

17. Виленкин В. Я. В сто первом зеркале: Об А. Ахматовой. М.: Сов. Писатель, 1987.-316.142

18. Волошин М. «Жизнь бесконечное познанье»: Стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения. - М.: Педагогика -Пресс, 1995.

19. Волошин М. О теософии: Из философско религиозного наследия поэта. // Наука и религия. - 1990. - №2. - С. 31-33.

20. Волошин М. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. А. В. Лаврова; Сост., подгот. Текста В. П. Купченко и А. В. Лаврова; Примеч. В. П. Купченко. Спб.: Пб. Писатель, 1995. - 704 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

21. Волошин М.А. «Молюсь за тех и за других»: Неизвестное письмо М. Волошина наркому Луначарскому / Послесловие А. Бархатова // Лепта. 1991. - № 3. - С. 3 - 5.

22. Волошин М.А. Автобиографическая проза; Дневники / Сост. З.Д. Давыдов, В. П. Купченко. М.: Книга, 1991. - 416 с. - (Из литературного наследия).

23. Волошин М.А. Автобиография: Воспоминания // Лит.учеба. - 1988. -№5.-С. 96-112.

24. Волошин М.А. Избранные стихотворения. М.: Сов. Россия, 1988 г.

25. Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848 с.

26. Волошин М.А. На весах поэзии: ст.от 1919. // Перспектива. 1992.- № 1.-С. 120- 123.

27. Волошин М.А. Ответы М.А. Волошина на анкету Е.Я. Архипова « О любви к поэтам» 1932 г. / Вступ. Ст. В.П. Купченко; подг. текста Г.И. Нехорошева. // Сов. Библиография. 1989 -№2. - С. 83 - 88.

28. Волошин Максимилиан. Автобиография; Повесть временных лет: Из литер, наследия. / М. Волошин; Вступ. ст., публ. и примечание В.П. Купченко, З.Д. Давыдова // Лит. обозрение. 1989. - -№2 - С. 98 - 99, 107-110.

29. Волошин Максимилиан. История моей души: Публикация дневника поэта, 1907 1931 гг./ Максимилиан Волошин // Искусство Ленинграда. 1989. - №3. - С. 81 - 101; №4. - С. 27 - 42.

30. Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990.- 626с.

31. Гаврилов Б. А. Как европеец, как художник, как поэт: М. Волошин // Ново-Басманная, 19. М., 1990, С. 211 -227.

32. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск., К Богуцкого. -К.: Ирис; М., Алетейя, 1998. 623 с.

33. Герметизм//Энциклопедия мистицизма -СПб, 1997. С. 100-101

34. Гора//Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1991. - Т. 1. -С.314.

35. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Сост. Послесловие и комментарии С. А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. 574 с. (Историко-литературный архив).143

36. Демиург//Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1991. - Т. 1.- С.366 367.

37. Домини А. У истоков христианства. М., 1989.

38. Енишерлов В.П. Судьба Максимилиана Волошина // Енишерлов В.П. Времен прослеживая связь. М., 1985, - С. 114 - 120.

39. Зелинский Корнелий. На рубеже двух эпох: Литературные встречи 1917- 1920 годов. М., 1960.

40. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994. - 428 с. - (Мыслители XX века).

41. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания //Ириней Лионский. Сочинения Творения. СПб, 1900 [ М., 1996].

42. Карцов Н. Пророчества Л. Леонова //Российская газета. 1994. - 28 мая. -С.7.

43. Каутский К. Происхождение христианства. -М.,1990.

44. Корниенко Н. «.Расстояние до истины» в целую жизнь (О последнем романе Л. Леонова) //Лит. обозрение. 1995. - №6. - С. 42 - 48.

45. Крылов В.П. О Л. Леонове на фоне «Пирамиды» // Север. 1995. - №8. -С.124 - 130.

46. Куприянов Т.И. Судьба поэта. Киев.: «Наукова думка», 1978.

47. Купченко В. «И красный вождь, и белый офицер.» О связях поэта М. Волошина в годы гражд. войны. // Звезда. 1991.- № 10. - С. 152 -157.

48. Купченко В. П. О некоторых проблемах изучения творчества М.А Волошина // Волошинские чтения. Сб. научн. трудов. М., 1981, С. 106109.

49. Купченко В. П. «Исключительно и неотступно». А. С. Пушкин в жизни и творчестве М. Волошина. // Рус. лит. 1994. - № 3. - С. 151-159.

50. Купченко В. П. М. Волошин о Великой французской революции // Рус. лит.- 1989. -№3.-С.65

51. Купченко В. Странствие Максимилиана Волошина: Документальное повествование. СПб.: Издательство «Logos», 1997. - 544 с.

52. Л. Леонов Уход Хама. Собр. соч. В 10 т. - М., 1984. - Т.1.

53. Л. Леонов. Пирамида. В 2-х т. М., 1994.

54. Ланн Е. Писательская судьба Максимилиана Волошина. М., 1927.

55. Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. Сборник с ил., -М., Голос, 1999.-624 с.14577.0вчаренко О. Роман Л.Леонова «Пирамида» и мировая литература // Наш современник. 1994. - № 7. - С. 185 - 192.78.0риген. О началах. М., 1991.

56. Павловский А. «Это плещет Нева о ступени.» / Об Анне Ахматовой // Павловский А. Память и судьба: Статьи и очерки. Л. О., 1983. С. 236 -246.

57. Павловский А. И. Анна Ахматова // История русской советской поэзии: 1941 1980.-Л, 1984.-С. 331 -342.81 .Павловский А. И. Анна Ахматова: Очерк творчества. — Л.: Лениздат, 1982.- 174 с.

58. Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. СПб., 1904 Киев, 1993.

59. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Сост. А. Ранович. М., 1990.

60. Перхин В. «Я хотел сказать о праве на родину.» (У истоков романа Л. Леонова «Пирамида»)//Москва. 1994. - №9. - С. 141 - 147.

61. Пинаев С. Нам ли весить замысел господний? Историософия М. Волошина. // Родина. 1996. - № 2. - С. 10 - 15.

62. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.

63. Редькин В. А. Мифологическое сознание и христианская вера в творчестве А. А. Ахматовой // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XX века.Сб. науч. Трудов. Тверь, 1995.-С. 3-27.

64. Ренан Э. Апостолы. СПб., 1911.

65. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.

66. Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М.: Республика, 1992, 236 с.

67. Розанов В. Эстетическое понимание истории// Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып.2. - М., 1993. - С.43 - 126.

68. Руденко М. С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1995. - №4. - С. 66 - 77.

69. Русское православие: вехи истории. П /ред. Клибанова А. М., 1989.

70. Саватеев В. Лес и Пирамида Л.Леонова // Культура. 1994. - 28 мая (№29). - С. 12.

71. Св. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. М., 1993.

72. Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. -М., 1987.

73. Симченко О. В. Тема памяти в творчестве Анны Ахматовой // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1985. - Т. 44, №6. - С.506 - 517.

74. Синицына Ф. «Подлежу уничтожению как класс». История о «раскулачивании» М. Волошина // Родина. 1995. - №2. - С. 58 - 62.

75. Слободнюк С. Л. Идущие путями зла (древний гностицизм и русская литература 1890 1930 гг.). - СПб., Издательство «Алетейя», 1998.

76. Слободнюк С.Л. Русская литература начала XX века и традиции древнего гностицизма. СПб, 1994.144

77. Леонтьев К. Н. Избранное. М.; «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993.- 400 с.1. Литература

78. Лобанов М. Бремя «Пирамиды» // Молодая гвардия. 1994. - №9. -С. 239 - 250.

79. Лысов А.Г. Апокриф XX века. Миф о «Размолвке начал» в концепции Л.Леонова // Русская литература. 1989. - №4. - С. 53 - 68.

80. Люсый А. Русский космос и мистерия времени: Опыт конспекта трех эссе М. Волошина с лирическим комментарием // Октябрь. 1995. - № 4. -С. 171 - 182.

81. Маковский С. Максимилиан Волошин // Маковский С. Портреты современников. М., 2000. - С.332 - 353.

82. Максимов Д. Е. Несколько слов о «Поэме без героя» А. А. Ахматовой. // Учен. Зап. Тарт. ун-та. 1985. Вып. 680. - С. 137 - 158.

83. Мануйлов В. А. Из «Записок счастливого человека». Анна Андреевна Ахматова//Русская литература. 1994. - №3. -С. 166 - 187.

84. Мануйлов В.А. Максимилиан Волошин // Русская литература. 1994. -№3. - С. 187- 194.

85. Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996. - С. 475.

86. Молодяков В. Э. Концепция двух Востоков и русская литература Серебряного века // Известия академии наук СССр. Серия литературы и языка. Т. 49, № 6, 1990, С. 504 -515.

87. Морозов Н. История возникновения Апокалипсиса. Откровение в грозе и буре.-М., 1907 М., 1991. .

88. Никитин В. А., Купченко В. П. К истории взаимоотношений П. А. Флоренского и М. А. Волошина (Документы и свидетельства) // Минувшее. Исторический альманах. 6. Paris, 1988. С. 328 330.

89. Николаев Ю. В поисках божества: Очерки из истории гностицизма. -Киев, 1995.

90. Никольский Н. История русской церкви. Минск, 1990.

91. Нуйкин А. Новое богоискательство и старые догмы //Новый мир. -1987.-№4. С.245-260.

92. Смирнов А. Книга Еноха. Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха. Казань, 1888.

93. Соколов М.И. Славянская книга Еноха праведного. Тексты, латинский перевод и исследование. М., 1910.

94. Соловьев В. Чтение о Богочеловечестве. СПб., 1994,

95. Странден Д. Герметизм, его происхождение и основные учения (сокровенная философия египтян). СПб., 1914 М., 1991.

96. Тихомиров JI.A. Борьба века // Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология. Вып.2. М., 1993. - С.199 - 232.

97. Токарев С. Религия в истории народов мира. М., 1986.

98. Толковая Библия. СПб., 1904 - 1911 Стокгольм, 1987. - Т. 1-3.

99. Толстой А. Н. «Хождение по мукам». // Толстой А.Н. Собрание сочинений в десяти томах. М., 1958. Т.5.

100. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 464 с.

101. Харитонов А.А. Семинар по роману JI. Леонова «Пирамида» в Пушкинском Доме //Русская литература. 1996. - №4. - С. 227 - 230.

102. Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоминания. Bruxelles. 1939.

103. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1997, 794 с.

104. Холопов Б. Л. Леонов: «Не наступить пятой на лицо Бога» (вспоминая разговор 30-летней давности) // Дружба народов. 1994. -№7. - С. 160 - 168.

105. Цветаева М. Живое о живом // Волошин М. «Жизнь бесконечное познанье»: Стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения. -М.: Педагогика - Пресс, 1995, С 383 -437.

106. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры). М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.

107. Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. М., 1993.

108. Шюрэ Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Калуга, 1914 Л., 1990.

109. Эткинд Е. Максимилиан Волошин. // История русской литературы: XX век: Серебряный век/ Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Изд. Группа «Прогресс» -«Литера», 1995. - С. 511 - 512.