автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэтический мир современной чувашской лирики

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ильина, Надежда Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтический мир современной чувашской лирики'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ильина, Надежда Геннадьевна

Введение

1 глава. Проблема анализа поэтического мира и ее изученность в чувашском литературоведении

1.1. Современные методы и приемы анализа поэзии

1.2. Изученность поэтического мира современных чувашских поэтов

2 глава. Взаимосвязь содержания и формы в творчестве современных чувашских лириков

2.1. Перелом поэтического мышления в конце 50-х, в начале 60-х годов XX в. и поэтический мир П.Эйзина

2.2. Поэтический мир Л.Мартьяновой, А.Атилла и

П.Яковлева 'V--'"

3 глава. Истоки трагического мироощущения в современной чувашской лирике

3.1. Проявление исконно чувашского и европейского (западного) типа мышлений в творчестве современных чувашских поэтов

3.2. Синхронное отражение двух разных типов мышления - с формальной стороны

3.3. Проблема «межсостояния» лирического героя современной поэзии

3.4. Контрастное развертывание поэтических образов

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Ильина, Надежда Геннадьевна

Актуальность исследования. Проблемы художественности национальной литературы многократно затрагивались в работах, монографиях, научных статьях таких исследователей как М.Я. Сироткин, А.В. Васильев-Васан, Е.В. Владимиров и др. Художественный мир прозы детально изучен учеными Г.Я. Хлебниковым и Г.И. Федоровым. Однако еще мало появилось работ, посвященных проблемам целостности большого мира чувашской поэзии. Насущность решения таких вопросов зримо чувствовалась в работах Н.И. Иванова и В.Г. Родионова, приложивших немало усилий к изучению творчества классиков М. Федорова, К. Иванова, М. Сеспеля, В. Митты, П. Хузангая и др. Тем не менее, литературоведение еще не представило цельную картину мироощущения лирики, особенно второй половины XX века. Создание адекватной картины развития чувашской литературы значительно затрудняется отсутствием глубоких исследований, вскрывающих особенности образно-поэтического мироощущения современной поэзии. Творчество вышеуказанных мастеров оказало огромное влияние на характер художественных процессов чувашской лирики 1960-90-х гг. Это обстоятельство диктует необходимость выявления лучших традиций национальной словесной культуры, формирующих глубокие, плодотворные преобразования поэтической образности. Отсюда вытекает задача тщательного изучения индивидуально-неповторимых творческих миров. Прослеживается также настоятельная необходимость системного анализа эстетических явлений, происходящих в современной стихотворной практике, восполнения литературно-критической картины, представленной до настоящего времени в отрывочных 3 заметках рецензиях и в частных обзорах. Конечно, большую помощь в формировании научной концепции оказывают труды Ю. Артемьева, А. Хузангая, В. Чекушкина. Однако в этих исследованиях на первый план выступает проблема якобы содержательной стороны. Исходя из этого, диссертант основывается на положении В.В. Кожинова о единстве формы и содержания. Такая теоретическая посылка наталкивает исследователя на поиск содержательных сторон жанра, сюжета, интонационного строя, образной действительности. Актуальной является и задача уяснения закономерностей психологии творчества крупных мастеров художественного слова.

В диссертации соискатель преследует цели: понять и установить национальное своеобразие эстетического мира поэзии, и через формы продуктивного их развития раскрыть миры национальной и индивидуальной лирики. Соискатель стремится к уяснению инварианта художественности каждого отдельного поэта. Приход в литературу мастера с новой концепцией лир.героя* означает появление нового типа мышления, поэтому при анализе эстетического своеобразия индивидуального мира отдельного стихотворца ставится задача проследить особености внутреннего пространства произведения и лир.героя. В процессе этого устанавливаются способы взаимоотношения между концепцией жизни, представленной в сознании лир.субъекта и поэтического восприятия тех или иных творцов. Логика такого исследования закономерно подводит соискателя к кропотливой характеристике отдельных типов поэтических персонажей. Вместе с тем, диссертация представляет собой системное, историко

В дальнейшей нашей работе словосочетание «лирический герой» будем использовать в сокращенном виде: «лир.герой». 4 функциональное осмысление развития чувашской национальной поэзии.

Научная новизна работы. Диссертация является практически первой работой, определяющей своеобразие творчества наиболее характерных авторов. К примеру, при исследовании поэтического мира П.Эйзина диссертанту новым представляется попытка разграничения символа и аллегории, как средств, формирующих внутреннее пространство поэтических творений. Так же впервые исследуются истоки внутреннего противоречия, предопределяющего развитие образной речи, предельную ее напряженность, наблюдаемая в поведении субъекта Л.Мартьяновой, корни и причины психологических противоречий в душе ее человека. Фундаментом поэтического мира А.Атилла, по мнению соискателя, является образ «света». Лир.субьект П.Яковлева отличается в современной поэзии прежде всего тем, что он - романтик. Диссертант вскрывает особенности этой неповторимой романтичности. В той же степени в чувашском литературоведении еще не затрагивался вопрос о мотиве «одиночества» в поисках П.Яковлева.

В данной научной работе диссертант, вслед за В.Г.Родионовым, впервые рассматривает синхронное отражение исконно-чувашского и европейского (западного) типа мышлений в творчестве современных поэтов и считает этот фактор одним из факторов трагического мироощущения лир. героев.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных литературоведов М.М.Бахтина, В.М.Жирмунского, Б.М.Эйхенбаума, Л.И.Тимофеева, Л.Гинзбург, Т.Сильман, В.Е.Хализева и др. В формировании методологических позиций автора диссертации сыграли большую роль работы В.В.Кожинова и В.В.Федорова. Диссертант опирался также на 5 результаты исследований ученых региона В.Г.Родионова, А.П.Хузангая, В.Чекушкина, Ю.М.Артемьева, М.Ставского, С.Сатура.

Ведущее место в исследовании занимают принципы системного, сравнительно-исторического и типологического методов анализа.

Основным материалом для диссертации послужили сборники оригинальных поэтов (вышедшие все в чувашском книжном издательстве):

- «Кавайт»/Костер/ (1976),

Сар хёвел»/Красное солнышко/(1979), «Анне пехилё»/Благословление матери/(1986), «Юлашки £ил-таман»/Последняя метель/(1991)

П.Эйзина;

- «Илем»/Гармония/ (1985) - А. Атилла;

- «Эп чёртнё вучах»/Пламень сердца моего/( 1982), «Шура юр юрри»/Песня белой снежинки/ (1987), «Йышанман самахсем»/Отвергнутые слова/(1991)

Л.Мартьяновой;

- «Там тавайкки ваййисем»/Игры на проталинах/(1985),

Уй варринче»/Среди долин/ (1987),

Юман чёлхи» /Язык деревьев/ (1990), авра куле» /Круглое озеро/ (1993) - П.Яковлева

П.Яккузеня);

В диссертации анализируются и стихотворения, опубликованные в периодических изданиях. Подстрочно-смысловой 6 перевод текстов с чувашского на русский язык сделан автором настоящего труда.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при изучении особенностей развития чувашской литературы, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических рекомендаций по чувашской литературе для вузов и общеобразовательных школ. Материал диссертации может помочь любому интересующемуся современной чувашской лирикой выделить идейно-художественную специфику, эстетические достоинства поэтического мира того или поэта.

Апробация работы. По теме диссертации велись семинарские и практические занятия со студентами. По результатам исследования делались сообщения на научно-практических конференциях преподавателей и студентов ЧГУ им. И.Н.Ульянова, опубликованы статьи и тезисы выступлений.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтический мир современной чувашской лирики"

Заключение

Итак, в конце диссертационной работы мы сможем сделать следующие выводы:

- Из всех методов и приемов анализа диссертанту близки работы В.В.Кожинова, который на практике доказывал неразрывную связь содержания и формы, а также В.В.Федорова, утверждающего, что в поэтическом мире свои законы;

- В исследованиях чувашских критиков и литературоведов чувствуется недостаточность разработки проблемы анализа поэтического мира.

- При научном анализе нужно обратить внимание на тесную взаимосвязь содержания и формы лирики, при этом стараться «подчиниться действию законов поэтического мира - а не подчинить их»;

- с середины 50-х, в начале 60-х гг. (как и в литературе всего бывшего Союза) в чувашской поэзии наблюдается тенденция нащупывании путей к внутреннему миру личности, к душе человека, к самососредоточенному слову;

- новатором в этой области является Г.Айги;

- лирическая поэзия Г.Айги послужила началом, истоком жанрового многообразия и лирической поэзии в творчестве чувашских поэтов последующего периода (после 60-х гг.);

- среди всех других выделяется имя П.Эйзина: в те застойные годы он не только сказал то, о чем многие молчали, а сумел поднять свою художественную речь на высшую ступень словесного искусства;

- основными чертами, выявляющими своеобразие поэтического мира данного автора являются: символика и верлибр;

- главным мотивом в поэзии П.Эйзина является - мотив «неприятия мира»;

155

- главный мотив, предопределяющий весь пафос творчества JI. Мартьяновой - это мотив «не(-до)понимания мира»;

- между феноменом Эйзина, который заключается в том, что мир отталкивает лирического героя и «не-(до)пониманием мира» Мартьяновой хотя и есть параллель, но чувствуется существенная разница: в первом случае за «миром» подразумевается - общество, а во втором - объект любви (мужчина);

- взаимоотношения с этим «миром» у Мартьяновой предрешает все: если нет объекта любви - нет и лир. субъекта;

- внутреннее противоречие, также желание того, чтобы ее понимали диктует манеру речи лир. героини: речь до предела напряжена, предложения короткие, мысль развивается контрастно (нередки парадоксальные повороты мысли);

- внутреннее противоречие возникает от того, что лир. героиня выбирая моральные принципы, не всегда может следовать им;

- в речи Мартьяновой часто слышатся нотки усталости, изнеможения от внутренней борьбы с самим собой;

- лир. героиня контролирует свой каждый шаг, обдумывает каждое слово, наблюдает и делает афористическо-дидактические выводы;

- но дидактика Мартьяновой (как и в случае П.Эйзина, А.Аттила и П.Яковлева) направлена не на объект, а обращена на себя - потому она не навязчива и не раздражает читателя;

- стихотворные произведения этой поэтессы не мелодичны, не напевны, ритмическое богатство не увеличивает мелодичности стихов;

- она любит прерывистые, замедленные, синкопированные ритмы; желание найти (восстановить) контакт с объектом толкает лир. героиню к лаконизму и к энергии выражения - это сказывается как на величине стихотворений, так и на их строении;

156

- в большинстве стихотворений Мартьяновой чувствуется смысловые очертания слов: видны переходы от одних слов к другим;

- речь лир. героини богата интонационными оттенками; часто встречается несовпадение смысловой единицы (предложения) с метрической единицей (строкой);

- в поэтическом облике Мартьяновой есть такая черта: она не говорит о себе непосредственно - использует для этого иносказания;

- в роли иносказательного приема могут стать не только образы, но и жанр (частушка / такмак):

- в поэтическом мире поэтессы большая роль отводится деталям;

- по своему мировоззрению, миропониманию и мироощущению лир. герой А.Аттила заметно отличается от субьектов Эйзина, Мартьяновой и Яковлева: в хаосе сегодняшнего дня он не видит трагедии - это, по его мнению: начало чего-то большого, прекрасного;

- одним из ведущих мотивов в творчестве Аттила является рождение красоты из некоего первоначального хаоса;

- в стремлении к празднику сердца, к простору души и жизни Аттила можно сравнить в русской лирике с Н. Языковым;

- но общий пафос у нашего поэта не доходит до той русской удали бесшабашности, яркого огня и света Языкова;

- в лирике Аттила чувствуется та тяга к всеобщей гармонии, собранности, сдержанности, умение держать себя в руках, удивительная духовная выдержка - которая характерна для менталитета чувашского народа;

- способность видеть в «черном» «белое» - стала пафосом, пронизывающим все творчество А.Аттила;

157

- образ «света» - это для лир. героя не просто излучение, сияние, а начало чего-то самого большого, главного (или, вообще: начало начал);

- поклонение жизни-красоте-гармонии (они у него синонимичны) -один из главнейших мотивов в творчестве А.Аттила;

- из строки в строку развиваются образы «цветочка», «бабочки», «чистоты», «ребенка», «снежинки», «песни», «солнышка», «весны» (и нет ни одного негативного образа);

- жизнь у А.Аттила всегда побеждает мрак, холод, смерть;

- МУЗЫКА, СВЕТ, КРАСОТА - составляют фундамент его поэзии;

- лир. субьект П.Яковлева уже в детстве отличается от других: крайне чувствителен к боли ближнего (будь то человек, растение или животное), умеет видеть красоту в обыденном;

- в детстве же лир. герой поэта начинает стремиться к «светлой поляне», к «сказочному замку», т.е. к миру без жестокости и зла, но не встретив его в реальности, придумывает этот мир и начинает в нем жить;

- в творчестве П.Яковлева заметны признаки романтики, как то: абсолютизация личностного начала, двоемирие, местный колорит;

- если миры (вымышленный и реальный) у Сеспеля строго противопоставлены, то у П.Яковлева они не перечат друг другу, т.е. это и есть синтез земной и вымышленной жизни;

- в поэтическом мире данного поэта главным мотивом является мотив «одиночества»;

- одиночество у Яковлева амбивалентно: 1) добровольно выбранное одиночество, 2) вынужденное одиночество;

- в первом случае, лир. субьект находит утешение, одиночество -это ширма, заслоняющая его от суеты повседневности;

158 также, одиночество на начальном этапе выступает как необходимое звено в осмыслении мира и себя в нем;

- оно является своеобразным средством раскрытия новых форм свободы, дающих независимость;

- свобода, свободолюбие, желание не подчиниться никому другому, ничему земному - главная причина тяготения лир. героя (начального периода) к уединению

- первый тип одиночества - это субъективное переживание, а не внешнее состояние;

- то, что одиночество не в тягость - чувствуется в речи героя: стихотворения раннего периода отличаются необычайной легкостью, напевностью - это создается строгой ритмикой, полнотой форм, удивительной игрой интонации и звуков;

- на более позднем этапе одиночество для героя выступает как негативное состояние;

- тип одиночества последнего периода в творчестве П.Яковлева можно трактовать как моральное, т.к. в данном случае герой не соотносится с господствующими в обществе ценностями и идеалами;

- доминирующим пафосом в книге «£авра куле» (Круглое озеро) становится пафос его духовной чистоты, теплоты, потери смысла жизни в черством обществе;

- на передний план выходит образ «пустыни»;

- очень часто мельтешет «черный цвет»;

- стихотворения последних лет все чаще обрываются с полуслова;

- лир. субьект то восклицает, то вопрошает (встречается много вопросительных, восклицательных, побудительных предложений);

- обилие многоточий придает мелодике стихов оттенок грусти, недосказанности чего-то главного, а то и вовсе молчания;

159

- чувствуя, что не понимают, часто выделяет с двух сторон знаком тире те слова и обороты, в которых утаена главная мысль-боль;

- стихотворения последних лет уменьшаются по объему - но в них увеличивается концентрация мысли;

- своеобразие системы образов у П.Яковлева раскрывается в таких метафорах, сравнениях и олицетворениях, где главное место занимают абстрактные слова;

- на всем протяжении творчества природа у поэта не теряет своей главной роли;

- причину ожесточения общества он видит в ослаблении контакта человека с природой;

- по мнению лир. субьекта П.Яковлева, нет будущего у того общества, где потеряна связь между поколениями;

- в творчестве этого поэта можно проследить все основные признаки романтического стиля;

- в поэтическом мире поэта особое место занимает родной дом;

- творчество П.Яковлева выделяется на фоне чувашской медитативной лирики глубиной мышления и широтой тематики;

- медитативная лирика данного поэта оригинальна в том отношении, что лир. субьект не говорит об извечных темах непосредственно, а ставит конкретные философские вопросы;

- в плане ответа на вопрос «как прожить?» и в разрешении этой проблемы, медитативная лирика Яковлева тождественна с лирикой Эйзина, Мартьяновой и Аттила;

- все лир. герои приходят к единому мнению: как бы ни трудно не приходилось в жизни, не надо терять облик человека (по чув. - дын сапатне духатас марччё): - эта особенность (и трагическое мироощущение) позволяет ставит и исследовать творчество Эйзина, Мартьяновой, Аттила и Яковлева в одном ряду;

160

- неприятие мира, не(-до)понимание мира, вынужденное одиночество, безответная любовь - это не единственные факторы трагического мироощущения современных лир. героев;

- суть следующей трагедии заключается в быстрой смене парадигмы чувашской национальной культуры в нач. XX в.;

- таким образом чувашская интеллигенция оказалась между двумя совершенно разными культурами;

- к лир. субьекты П.Эйзина, Л.Мартьяновой, А.Аттила и П.Яковлева (подобно герою М.Сеспеля) стоят между исконно чувашской, и -новой (европейской) культурами;

- данная особенность в одинаковой степени отражается и на содержании, и на форме творчества;

- вышеуказанное состояние можно характеризовать как состояние межсостоянья, что чрезвычайно тяготит лир. субъектов, рождает внутреннее противоречие: с одной стороны - лирическое «Я» прикрывается под «эпир» (мы), с другой - выходит на передний план; воспринимают время и как спиралевидное, и как линейное:

- все это внутреннее противоречие (т.е. содержание) отражается на форме творчества: в первую очередь - в контрастном развитии образов;

Естественно наши выводы не претендуют на бесспорность и истину в последней инстанции. Многие вопросы требуют дальнейшего углубленного изучения. Поэтому диссертант считает данную работу началом всестороннего исследования творчества не только вышеуказанных поэтов, но и всего поэтического мира современной чувашской лирики.

161

 

Список научной литературыИльина, Надежда Геннадьевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Агеносов В. Русская литература XX века: И кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений: В 2-х ч. -Ч. 1. М.: Просвещение, 2000. -512 с.

2. Анализ литературного произведения: Сб. статей /АН СССР, Ин-т рус. лит. -Л.: Наука, 1976.

3. Анализ литературного произведения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей гуманитарных вузов / Сост. и отв. ред. Парфенов А.Г. М.: Изд-во МГАП, 1995. - 186 с.

4. Аристотель. Об искусстве и поэзии. -М.: Гослитиздат, 1957. 182с.

5. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. 3-е изд. - М: Сов. Россия , 1979.-384 с.

6. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов ист.- филол. фак. пед. ин-тов. -М.: Учпедгид, 1962. 307 с.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. -М: Худож. лит., 1975. 502 с.

8. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие для ун-тов / Под ред. П.А. Николаева. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк., 1997. - 350 с.

9. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М: Худож. лит., 1986. -541 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд.- М.: Искусство, 1986.-157 с.

11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. - М: Изд-во АН СССР, 1956.-739 с.

12. Бердяев Н.А. Н.А. Бердяев о русской философии: Сборник: В 2-х ч.~ 4.1. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 287 е.; 4.2. - 238 с.

13. Бердяев Н.А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). / Сост. А.В. Вадимов. М.: Книга, 1991. - 446 с.162

14. Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора (1929-1953). -СПб.: Академический проект, 2000. 311 с.

15. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня: Монография. / Под ред. Сыпченко С.В. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. - 310 с.

16. Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Н.М. Языков. Полн. собр. стихотворений. -М.-Л., 1964.-С. 16-19.

17. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Л. Абрамовича. 7-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 352 с.

18. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Просвещение, 1998. - 282 с.

19. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. - 404с.

20. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики М.: Высш. шк., 1981. -320с.

21. Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М: Изд-во АН СССР, 1963. - 254 с.

22. Винокур Г. Критика поэтического текста. М: Изд-во ГАХН, 1927. -135с.

23. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. М.: Просвещение, 1979. - 176 с.

24. Волков Г.Н. Мудрость народная // Советская Чувашия. 1996. - 2 февр.

25. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение: Владос , 1995. -256с.

26. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое лит. обозрение, 1995. -477с.

27. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2-х т. Т.1.: О поэтах. - М.: Язык рус. культуры, 1997. - 660 с

28. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2-х т. Т.2.: О стихах. - М.: Язык рус. культуры, 1997. - 501 с.

29. Гаспаров М. Л. Семантический ореол метра. К семантике русского трехстопного ямба // Лингвистика и поэтика. М., 1979. - С. 145-153.163

30. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

31. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика, стиль. М.: Наука, 1975.-471 с.

32. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд., доп. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.

33. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. М.: Знания, 1987. -325 с.

34. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы. М.: Наука, 1973.-275 с.

35. Гончаров Б.П. О поэтике Маяковского. М.: Знание, 1973. - 64с.

36. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. М.: Наука, 1983. - 352 с.

37. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2000.- 247 с.

38. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. -184с.

39. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. Л.: Наука, 1977. - 408 с.

40. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. - 664с.

41. Ильин Д.П. Эстетический феномен в поэзии (анализ лирики) // Контекст. 1986. - М., 1987. - С. 144-158.

42. Калачева С.В., Исааков О.П., Бирюлин А. О возможности машинного исследования стиха // Вестн. Моск-го ун-та. Серия 9. Филология. 1986. - № 5. - С. 20-24.

43. Карамзин Н.М. Сочинения: В 2-х т. / Сост. Г.П. Магоненко. Т. 2. -Л.: Худож. лит., 1984. - 455 с.

44. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. 2-е изд. - М.: Дрофа, 2000. - 464 с.

45. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т.1. - М., 1911. -200 е.; Т.2.-345 с.164

46. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Сов. Россия, 1980. - 304 с.

47. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. Т.6. - М.: Сов. энциклопедия, 1971. - 1040 с.

48. Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

49. Левин Ю.Н. Семантический анализ стихотворения // Теория поэтической речи и поэтическая лексикография. Шадринск, 1971. - С. 13-23.

50. Лессинг Г.-Э. Избранные произведения / Перевод с нем., под ред. А.В. Федорова. М.: Гослитиздат, 1953. - 639 с.

51. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 750 с.

52. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов. Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.

53. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.

54. Мальчукова Т.Г. Память поэзии // Учебное пособие по спецкурсу: (о сравнительной типологии изучения классической лирики). -Петрозаводск, 1985.-С. 4-35.

55. Методика и техника литературоведческого анализа: Метод, указания / Сост. В.П. Никитин. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1984. - 33 с.

56. Некрасова Е.А., Бакина М.А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. - 312 с.

57. Озмитель Е.К., Панков С.С. Математические методы анализа и оценки поэтических произведений: Метод, пособие для студентов филолог, ф-та. -Фрунзе, 1979. 86 с.

58. Парандовский Я. Алхимия слова: Олимпийский диск: Сб. статей / Перевод с польск. А.Сиповича М.: Прогресс, 1982. - 528 с.

59. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: (Критика и общественная сознание эпохи): Автореф. дис. д-ра фил. наук. -М., 1996. -37 с.165

60. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Учеб. пособие. Барнаул: АГУ, 1991. - 87 с.

61. Пищальникова В. А. Проблемы лингвистического анализа художественного текста. Барнаул: АГУ, 1984. - 59 с.

62. Полищук Г.Г. Семантико-стилистический анализ поэтических текстов // Вопросы стилистики. Вып. 24. - Саратов,1993. — С. 3-17.

63. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1978. - 351с.

64. Розенталь М. Против вульгарной социологии в литературной теории. -М.: Гослитиздат, 1936. 158 с.

65. Родионов В.Г. Некоторые вопросы анализа поэзии // Хузангай П.П.: Сб. статей. Чебоксары: ЧГИГН, 1988. - С. 37-47.

66. Родионов В.Г. Н.И. Ашмарин и проблемы анализа поэтического произведения // Изв. нац. акад. наук и иск. ЧР. 1996. - №5. - С. 24-29.

67. Роднянская И.Б. Слово и «музыка» в лирическом стихотворении // Слово и образ. М., 1964. - С. 195-233.

68. Руднев В. Структурная поэтика и мотивный анализ // Даугава. 1990. -№1. -С.99-101.

69. Сильман Г.И. Заметки о лирике. JL: Сов. писатель, 1977. - 223с.

70. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. -М., 1964. С. 177- 178.

71. Степанов В. А. Анализ художественных произведений в национальной школе. Чебоксары, 2000. - 355 с.

72. Творческие методы и литературные направления: Сб. статей. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. - 204 с.

73. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1987. - 420с.

74. Тобуроков Н.Н. Современная поэзия народов Сибири. М.: Знание, 1986.-62 с.

75. Томашевский Б.В. Стилистика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 288 с.166

76. Томашеский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

77. Томашевский Б.В. Язык и стиль. Стенографические публикации. Л: Знание, 1952. 32 с.

78. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965. -301с.

79. Федоров В.В. Литературоведческий анализ как форма читательской деятельности // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Вып. 5. -Куйбышев, 1980. - 143-154 с.

80. Федоров В.В. Наше время такое (о поэзии и поэтах). М.: Современник, 1973.-572 с.

81. Федоров В.В. О природе поэтической реальности: Монография. М.: Сов. писатель, 1984. - 184 с.

82. Хализев В.Е. Теория литературы. 2-е изд. - М.: Прогресс, 2000. - 399 с.

83. Холшевников В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. - С. 9-28.

84. Шенгели Г. Техника стиха. М.: Сов. писатель, 1960. - С. 264-265.

85. Эзенкин B.C. Краткий очерк истории чувашского литературоведение и критики, 1965-1971 годы: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1989. -186 с.

86. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики, 1917 1970-е гг. - Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1992. - 200 с.

87. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. - 552 с.

88. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л.: Худож. лит., 1986. -453 с.

89. Энгельград Б.М. Формальный метод в истории литературы. Л.: Академия, 1927. - 116 с.1671.. Литературно-критические статьи по русской поэзии

90. Баранова Е.В. Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе: Дисс . канд. фил. наук:10.01.02./ Морд, гос.ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 2000. - 78 с.

91. Виктор Шкловский о заумном языке // Русская речь. 1997. - №3. - С. 27-37.

92. Волгин И. За что побили Смердякова // Лит. обозрение. 1979. - №6. -С.50.

93. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая антология XX в. М.: Республика, 1997. - 494 с.

94. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха // Известия АН. Серия: Литература и язык. 1994. - Т.53. - №6. - С. 28-35.

95. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною.» Методика анализа стихотворного текста // Русская речь. 1997. - №1. - С. 9-20.

96. Герасимов Ю.К. Русский символизм и фольклор // Русская литература. -1985.-№1.-С. 95-109.

97. Грачева И.В. «Каждый цвет уже намек». О роли художественной детали в русской классике // Литература в школе. - 1997. - №3. - С. 49-55.

98. Дрожащих В. Подсознательное стремление к пуговицам: О современной поэзии. // Юность. 1993. - №10. - С. 54-56.

99. Жирмунский В.М. Метафора в цоэтике русских символистов // Новое литературное обозрение. 1999. - №35. - С. 222-249.

100. Иванов А.С. Живая красота творчества. М.: Современник, 1985. -317 с.

101. Исаев С.Г. Литературные маски серебряного века (на материале творческих исканий «старших» символистов) // Филологические науки. -1997. -№1.- С. 3-13.

102. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М.: Изд-во МГУ, 1986. -262с.

103. Кацев А. Тайна поэтического шифра // Вопросы лит-ры. 1986. - №10. -С. 203-205.168

104. Кирсанова JI, Смерть и розы: О философском осмыслении поэтического языка. // Ступени. 1992. -№2. - С. 15-24.

105. Клещникова В.Н. Вкусная музыка и консервированная сирень: Алогическое в поэзии. // Русская речь. 1996. - №6. - С. 19-23.

106. Костюков Л. Я человек эпохи Москвашвея // Лит. газета. 1997. - 27 августа.-С. 12-15.

107. Курбатов, 1975. Свободный стих. Проблемы стихосложения. // Советская тюркология. 1975. - №1. - С. 67-79.

108. Лекманов О.А. Снова о Блоке и русском символизме // Русская словесность. 1999. - №3. - С. 7-9.

109. Ломинадзе С. Звук и смысл: О русском стихосложении. // Вопросы литературы. 1988. - №6. - С. 184-212.

110. Майлин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты- любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М.:Наука, 1976. - 190 с.

111. Медрин Д.Н. У истоков поэтического образа // Русская речь. 1998. -№1. - с. 94-98.

112. Невский В., Невская Е. Приобщая к миру взрослых: Технология смыслового анализа произведений художественной литературы. // Библиотека. 1997. - №2. - С. 48-51.

113. Никитин В. От магии символов к мистике слов: О поэзии русских символистов. // Наука и религия. 1993. - №7. - С. 26-29.

114. Новиков В. Теоретический темперамент: О литературоведческом наследии 20-30-х гг. // Лит. обозрение. 1982. - №5. - С. 33-38.

115. Онипенко Н.К. Обращение, вопрос, побуждение в лингвистике и поэтике художественного текста (Обзор работ 1984-1986 гг.) // Науч. докл. высш. шк. Филолог, науки. 1988. - №4. - С. 80-85.

116. Орлицкий Ю.Г. Алексеев и Петербургский верлибр // Новое литературное обозрение. 1995. - №14. - С. 284-292.169

117. Орлицкий Ю.Г. Опора для крыльев: Сегодняшнее лицо верлибра -одного из направлений современной поэзии; стихи поэтов. // Литературное обозрение. 1992. - №2. - С. 32-38.

118. Перцов Н.В. О неоднозначности в поэтическом языке // Вопросы языкознания. 2000. - №3. - С. 55-82.

119. Пути современной поэзии: Круглый стол. // Вопросы литературы. -1994.-C.3-31.

120. Рогов В. Верлибр: мода или потребность? Беседа о многообразии поэтических средств // Литературное обозрение. 1974. - №9. - С. 102-106.

121. Трофимова Е. Советская женщина 80-х годов: автопортрет в поэзии // Вопросы литературы. Вып. 2. - 1994 - С. 30-44.

122. Симашко Т.В. Основные принципы анализа образных высказываний // Русская словесность. 1994. - №4. - С. 61-66.

123. Славецкий В. Необходима нежность О женской поэзии Урала. // Урал. 1986. - №3. - С. 59-166.

124. Смирнов В. «Что движет солнце и светило»: Заметки о женской интимной лирике // Волга. 1986. - №9. - С. 141-149.

125. Тарабасова Н.И. Литературоведческие журналы 1920-х нач. 1930-х гг. (По материалам архива фонда Н.Ф. Бельчикова) // Румянцевские чтения. -4.2.-М., 1996. -С. 160-162.

126. Ходанен Л.А. Мотивы и образы сна в поэзии русского романтизма // Русская словесность. 1997. - №1.127. Эткинд Е. Два «движения» - две эстетики: О соотношении содержания и формы в поэзии . // Литературная учеба. - 1990. - Кн.6. - С. 155-157.

127. I. Библиография изданий по проблемам региональн ой литературы (Критические статьи по чувашской поэзии) 128. Андреев И.А. Вопросы чувашского синтаксиса: В 2-х ч. 4.1. -Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1973. - 175 с.170

128. Андреев И.А. Вопросы чувашского синтаксиса: В 2-х ч. 4.2. -Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1975. -208 с.

129. Андреев И.А. Чувашская пунктуация: прошлое, настоящее, будущее. (На чув. яз.) -Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1990. 89 с.

130. Артемеьев Ю. Волнуется золотая пшеница на ветру (На чув. яз.)// Родная Волга. -1983. №2. - С. 66-70.

131. Артемьев Ю. За жизненную правду и красоту образов. -Чебоксары, 1984.- 123 с.

132. Артемьев Ю. Поговорим по душам? (На чув. яз.) // Родная Волга. 1985.- №5. С. 68.

133. Артемьев Ю. Пусть растет «лес Иванова» (На чув. яз.) // Родная Волга. -1975.-№ п. с. 70-75.

134. Баруздин С. О П. Эйзине: (чувашском поэте) (На чув. яз.) // Баруздин С Писатель. Жизнь. Литература. М., 1985. - С. 182-184.

135. Баруздин С. Родного слова свет .: О стихах П. Эйзина // Дружба. -1982.-№1.-С. 212-213.

136. Васильев А. Главное мысль и образность:Форма и метод в чувашской поэзии. (На чув. яз.) // Труды чуваш, литературоведения. - Чебоксары, 1978.- С. 42-65.

137. Вокруг свободного стиха (Круглый стол) (На чув. яз.) // Родная Волга. -1988.-№Ю.-С. 56-60.

138. Волков Л.М. Дай Сеспель свою соху некоторые вопросы о стихотворной форме. (На чув. яз.)// Знамя. 1987. - №11. - С. 28-29.

139. Волков Л.М. Песни молодости (На чув. яз.) // Знамя коммунизма. -1986.-21 ноября.

140. Волков Л.М. Побуждает новые чувства (о книге Эйзина «Благословление матери») (На чув. яз.) // Родная Волга. 1987. - №8. - С. 70-71.171

141. Волков JI.M. Проблема лирического героя в чувашской поэзии 80-х годов (На чув. яз.)// Художественное мастерство чувашских писателей. -Чебоксары, 1986. С. 18-37.

142. Горшков А. Крылья поэзии в мыслях и образности (На чув. яз.) // Родная Волга. 1988. - №2. - С. 58.

143. Долгов В. Поэты, «окрыленные бурей», или ранящие крылья прошлым (На чув. яз.)// Сунтал. 1928. - №1. - С. 21.

144. Иванов Ип. По-гречески Пегас, по-чувашски (^илдунат: Критическая статья о стихах чувашских поэтах. (На чув.яз.) // Знамя коммунизма. 1982. - 7 марта.

145. Иванов Н.И. Поэзия конца 70-х годов // Труды ЧНИИ. Вып. 103. -Чебоксары. - 1980. -С. 3-24.

146. Иванов Н. Свободный стих (На чув. яз.) // Родная Волга. 1973. - №12. -С. 70-75.

147. Иванов Н Слово о поэтах и поэзии: Статьи и очерки. (На чув. яз.) -Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1982. 112 с.

148. Иванов Н.И. Чувашская критика и литературоведение 70-80-х годов (На чув. яз.) // Чувашская литература: тенденции, развития, стилевые поиски. -Чебоксары, 1983. С. 31-66.

149. Канюков В. Поэзия -это голос эпохи (обзор стихотворений) (На чув. яз.) // Знамя. 1965. - №3. - С. 29-31, №4. - С. 28-30.

150. Кели Г. Хузангай в зеркале критика Ялавина (На чув. яз.) // Сунтал. -1930.-№3.-С. 22.

151. Комиссаров Г.И. краевед и просветитель / Сост. А.А. Кондратьев. -Уфа: Изд-во ТГТ, 1999. - 525 с.

152. Лукин А. Надежная поступь о книге Л. Мартьяновой «Песня белой снежинки». (На чув. яз.)// Знамя. 1986. -№11.- С. 23.

153. Орлов Г. Поэзия это душа народа (На чув. яз.) // Родная Волга. - 1983. -№6.-С. 63-70.172

154. Павлов Н.П. Поэзия 1965 г. (На чув. яз.) // УЗ ЧНИИ. -Вып. 27. 1964. -С. 279-290.

155. Пахомов Н. Дай, Сеспель свою соху (На чув. яз.) // Деревенская жизнь. -1981.-14 февраля.

156. Петрова В. «Своя мелодия есть» (о книге Л. Мартьяновой «Песня белой снежинки») (На чув. яз.) // Знамя коммунизма. 1986. - 15 ноября.

157. Родионов В.Г. Г. Айги и формальные искания чувашской поэзии 50-70-х гг. (На чув.яз.) // Новость. 1997. - 15 мая.

158. Родионов В.Г. Давайте судить не комплиментами, а фактами (На чув. яз.) // Родная Волга. 1986. - №7. - С. 65-66.

159. Родионов В.Г. Композиция и стиль поэмы «Леший» (На чув. яз.)// Федоров М.: Комментирование поэмы «Леший»: Тексты лекций. -Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1999. 33 с.

160. Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления // Известия НАНИ ЧР. 2000. - №1. - С. 18-25.

161. Родионов В.Г. О феномене Сеспеля // Поэтика Сеспеля: Материалы региональной конференции. Чебоксары: ЧНИИ, 2001. - С. 7-15.

162. Родионов В.Г. Сегодняшний идеал лирического героя (На чув.яз) // Знамя. 1976. - №10. - С. 27

163. Родионов В.Г., Хузангай А.П. Новшество ли или развертывание традиции? (На чув.яз.) // Родная Волга. 1982. -№2.- С. 58-63.

164. Сатур С. «В голубизне моя долгожданная мелодия» (о живой поэзии Л. Мартьяновой) (На чув.яз.) // Новость. - 1996. - 17 января.

165. Сатур С. Голос народной совести (На чув. яз.) // Новость. 1994. -27апреля.

166. Сеспель Мишши Стихосложение и правила ударения (На чув. яз.)// О языке и стиле чувашского стиха. Чебоксары, 1957. - С. 7-10.

167. Ставский М. Своеобразие поэта: ( о П. Эйзене) // Экспресс-информ. -1992. -№11.-С. 5-6.173

168. Степанов В.А. «Да увидится мне лучезарная роща» (На чув. яз.) // Знамя коммунизма. -1990. 12 октября.

169. Степанов В.А. Яккусен: путь пера // Лик Чувашии. 1997. - №2. - С. 105-111.

170. Теветкел Н. В руках волшебные гусли (На чув. яз.) // Знамя. 1985. -№11.-С.ЗО.

171. Теветкел Н. «Посреди мой день»: К 50-летию со дня рождения Л.Мартьяновой (На чув.яз.) // Хресчен сасси. 2000. - 19 дек.

172. Тимаков В. Вот и здесь находится мой берег счастья: о поэтессе Л. Мартьяновой. (На чув. яз.) // Новость. -1991. 6 сент.

173. Тимаков В. Когда почувствуешь красоту слов .(На чув. яз.) -Чебоксары, 1980. С. 107-118.

174. Тимаков В. Нежные мелодии (На чув. яз.) // Знамя. 1983. - №3. - С. 2627.

175. Тимаков В.П. Поэзия 1975 года (На чув. яз.) // Тр. ЧНИИ. -Вып. 67. -1976.-С. 120-129.

176. Тимаков В.П. Символический образ (На чув. яз.) // Пионер сасси. -1974.-28 май.

177. Теветкел Н. Сказочная страна родного народа О П. Эйзине. // Молодежная газета. 1997. - 12 июля. - С. 5.

178. Тимаков В.П. Чувашская поэзия 1973 года // Чувашский язык, литература и фольклор. Сб. статей ЧНИИ. Вып.4. - 1974. - С. 255-271.

179. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (некоторые аспекты) // Проблемы национального развития чувашского народа: Сб. статей. Чебоксары: ЧГИГН, 1999. - С. 182-240.

180. Федоров Г.И. Еще раз прочтем Нарспи?: Исследовательские очерки (На чув. яз.) // Родная Волга. -2000. №4. - С. 1.

181. Федоров Г.И. Культура как прототипно-референтная основа поэзии М. Сеспеля // Революция в художественном сознании начала XX века и поэзия174

182. Михаила Сеспеля: Материалы международн. науч. конф. 18 октября 1999 г. -Чебоксары, 2001. С. 21-53.

183. Федоров Г.И. Некоторые особенности чувашской поэтики: Вторая статья (На чув. яз.) // Родная Волга. 1993. - №9. - С. 51-57.

184. Федоров Г.Ф. «У жизни распорядок свой» (философские воззрения К. Иванова) (На чув. яз.) // К. Иванов: Исслед. работы. Чебоксары: изд-во ЧТУ,2000.-С. 5-25.

185. Фокин П.П. Чувашская семья: вчера, сегодня, завтра (На чув. яз.)// Родная Волга. 1984. - №4. - С. 61-63.

186. Хузангай А.П. Благотворное воздействие поэзии (На чув. яз.) // Знамя. -1980.-№3.-С. 24-26.

187. Хузангай А.П. Молния на ладони: О творчестве JI. Мартьяновой. (На чув. яз.) // Хузанкай А. Поиск слова. Чебоксары, 1987. - С. 111-114.

188. Хузангай А.П. Поиск слова. Литературно-критические статьи. -Чебоксары: Чувашгосиздат., 1987. 191 с.

189. Хузангай А.П., Дмитриев И. Эти места заколдовали черные ведьмы: по мере рассмотрения книги П. Эйзина «Последняя вьюга» (На чув. яз.) // Новость. -1991.-21 окт.

190. Чекушкин В. Свой голос, свое расположение духа О стихотворениях Л. Мартьяновой. (На чув. яз.) // Родная Волга. 1990. - №11. -С. 50-52.

191. Чермаков И. Порадуюсь за твое счастье (На чув. яз.) // Ровесник. -1996. 12 янв. - С. 6.

192. Чувашское устное народное творчество. В 6-ти т. Т.З. (На чув. яз.)-Чебоксары: Чувашгосиздат., 1978. - 512 с.

193. Чувашское устное народное творчество. В 6-ти т. Т.5. (На чув. яз.) -Чебоксары: Чувашкнигиздат, 1984. - 352 с.

194. Чувашская литература: тенденции развития, стилевые поиски: Сб. статей. Чебоксары: ЧНИИ, 1983.

195. Эктел В. Какой вкус у зернышка? (Мысли о поэзии и критике молодых) (На чув. яз.) // Родная Волга. 1988. - №7. - С. 67-70.175

196. Юмарт В. Поиск в поколении (На чув. яз.) // Родная Волга. 1986. - №3. -С. 67.

197. Юмарт Г.Ф. Молодой голос (На чув. яз.) // Знамя коммунизма. 1979. -30 июня.

198. Юмарт Г.Ф. Некоторые черты фольклорных традиций современной поэзии Поволжья и Приуралья (На чув. яз.) // Труды ЧНИИ. Вып.67. - 1986. -С. 134-140.

199. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: Республика, 1997. - 699 с.

200. Яковлев Ю. Право на страдание: О творчестве чувашских авангардистов: П. Эйзина, Е. Лисиной, Г. Айги, Б. Чиндыкова. // Лик Чувашии. 1994. - №1. - С. 137-141.1. Художественные тексты1. Мартьяновой Л.В.

201. Икё дёнё дул.(Два нового года) // Чаваш хёрарамё. 1998.- раштаван 31. С. 3.

202. Савасем (Стихотворения) // Чаваш ен. 1998. - чукён 21-28.- 5с.

203. Савасем (Стихотворения) //Чаваш хёрарамё. 1999. - дёртме 19. - 4 с.

204. Савасем (Стихотворения) //Я женщина. - 1997. - №2. - С. 3.

205. Савасем (Стихотворения) //Хыпар. 2000. - раштав 19.206. «Савад мар эп паян .» (Не поэт я сегодня) //Ялав. 1998.- 2№. 36 С.

206. Савасем (Стихотворения) //Хыпар. 1996. - карлач 17.

207. Улма даканать туратран (Яблочко свисает с веточки) // Ялав. 1998. - 8-9№№. - 7-19 С.

208. Савасем (Стихотворения) //Ялав. 1994. - 7№. - 22 С.

209. Эп чёртнё вучах: Савасем Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1982. - 64 с.176211. «Эп юрату.» (Я - любовь) // Таван Атал. - 1999. - 3-4№. - 38 с.1. Эйзина П.

210. Савасем (Стихотворнеия)//Хыпар. 1993. - июль 31.213. £акаях та давра дёр динче (Посреди этой круглой земли) // Таван Атал. 1996. - 6№. - 28 С.214. «Далтар пахать.» (Звездочка глядит) // Хресчен сасси. -1998. нарасан 4.

211. Хураях та варман варринче (Посреди темного леса) //Ялав.- 1996. -12№. 59 С.

212. Савасем (Стихотворения) // Таван Атал. 1965. - 5№. -15с.1. Аттила А.

213. Пиллёкмёш сава (Пятый стих) //Хресчен сасси. 1998. -нарасан 4-мёшё.

214. Поэт архивёнчен: Савасем (Из архива поэта: Стихотворения) // Ялав. 1998. - 10№ - 2-3 С.219. £епёдлёх кирлё (Нежность необходима) //Таван Атал. 10№.- 62 С.1. Яковлева П.

215. Савасем (Стихотворения) //Хыпар.- 1994.-ака уйахён 9-мёшё.

216. Савасем (Стихотворения) //Хыпар.-1996.-ака уйахён 2-мёшё.

217. Савасем (Стихолтворения) // Ялав. 1996. -10№. - 89 -92 С.

218. Савасем (Стихотворения) // Ялав. 1994. - 7№. - 4 С.

219. Савасем (Стихотворения) // Халах шкулё. 1994. - 4№ - 82-84С.

220. Савасем (Стихотворения) // £амраксен хадачё. 1998. - нарасан 14-мёшё. -1С.