автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэтика "комических эпопей" Генри Филдинга

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Аникеева, Надежда Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Балашов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика "комических эпопей" Генри Филдинга'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аникеева, Надежда Александровна

Введение.

Глава 1. Формы и приемы комического в романах Г. Филдинга

История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» и «История Тома Джонса, найденыша».

1.1 Комический текст как реализация эстетической категории. Виды комического в романах Г. Филдинга.

1.2 Концепция игры в «комических эпопеях» Г. Филдинга.

1.3 «Чужое слово» как основной прием комического в романах

Г. Филдинга.

Глава 2. Жанровые особенности «комических эпопей».

2.1 Структурно-композиционные особенности «комических эпопей» как романной прозы.

2.2 Своеобразие жанрового синтеза в «Истории Тома Джонса, найденыша» (взаимодействие плутовского романа и романа воспитания).

2.3 Начало европейского романа как «саморефлектирующего» жанра (Филдинг и его предшественники).

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Аникеева, Надежда Александровна

Тема диссертации предполагает анализ поэтики «комических эпопей» («История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» и «История Тома Джонса, найденыша») Генри Филдинга (1707 - 1754).

Так получилось, что этот почитаемый у нас классик английской литературы в основном исследовался «академически». Мы знаем о Генри Филдинге неизмеримо меньше, чем о Дж. Свифте, Д. Дефо или Ч. Диккенсе. Интересно, что буквально это же говорят о себе англичане.» [146, 141]1 -напишет в конце XX его переводчик и комментатор В. Харитонов. Не смотря на то, что прошло уже почти триста лет со дня рождения писателя по-прежнему сохраняется потребность в его целостном прочтении, в поиске широких подходов, связанных одновременно и с контекстом, и с текстом, опирающихся на современную теоретико-методологическую основу. Его сложность и многозначность мешают дать наследию писателя всестороннюю оценку.

Еще при жизни Филдинга отношение к нему современников было противоречивым. После выхода в свет первого романа - «Джозеф Эндрюс» (1742), а особенно «Тома Джонса» (1749) Филдинг «в полной мере изведал как дружеского участия, так и недоброжелательства и откровенной неприязни, вражды» [146, 143]. Подобное отношение было обусловлено неоднозначностью восприятия главного героя и сатирического характера романа. В исследовании О.Ю. Полякова приведены некоторые оценки романа, данные в периодической печати середины XVIII века. Так, «Ландан Мэгэзин» отметил, что произведение Филдинга рассчитано на то, чтобы «рекомендовать религию и добродетель», с целыо поучения «выставить несколько видов порока в самом извращенном и шокирующем свете и что автор самым справедливым образом распределил в нем кары и вознаграждения». Газета «Оулд Инглэнд», напротив, назвала «Тома Джонса»

1 Здесь и далее: если в скобках находятся две цифры, то первая обозначает порядковый номер источника в библиографии, вторая - страницу; если в скобках три цифры, то первая также обозначает порядковый номер источника в библиографии, вторая - том, третья - страницу. пестрой историей бастардизма и блуда», насмешкой над религией; в этой же газете год спустя было процитировано пасторское послание Т. Шерлока, епископа Лондона, который назвал Тома Джонса «мужчиной-проституткой» [цит. по: 137, 48].

Литературный соперник Филдинга - С. Ричардсон «не стеснялся обнаружить свою «трусливую неприязнь к Гарри Филдингу» (Теккерей).» [146, 143]. Заметим, что в литературоведении сложилось стойкое убеждение, что Ричардсон был непримиримым врагом Филдинга. Ричардсон уже при жизни получил признание: романы этого писателя пользовались необычайным читательским успехом у современников не только в Англии, но и в других странах, в том числе и в России. Парадоксально, но затем эти романы были высмеяны или забыты. В современных учебниках, да и в некоторых исследованиях о жанре романа XVIII века основное внимание уделено романистике Филдинга. Но здесь хотелось бы подчеркнуть, что в большей мере романное творчество Филдинга питается полемикой с Ричардсоном, своеобразный ренессанс интереса к которому - интереса читательского и исследовательского - наблюдается сегодня на Западе [204, 198]. Филдингу приписывают пародийный роман «Шамела», он создает «Приключения Джозефа Эндрюса», заглавный герой которых - «брат» ричардсоновской Памелы, ему, наконец, принадлежит своеобразная стилизация под сентименталистский ричардсоновский роман «Амелия». Благодаря данному соперничеству в литературе, по мнению Дж. Спенсер, возникли две линии развития жанра романа [263, 90].

Тем не менее, последующая литературная эпоха - сентиментализм -Филдингу не благоприятствовала. За ним признавали поверхностного наблюдателя. В критический оборот с легкой руки С. Джонсона был запущен образ часов: подлинный романист (Ричардсон) знает все тайные пружины механизма, а верхогляд (Филдинг) способен лишь сказать, который сейчас час, глядя на циферблат этих часов. С. Джонсон выступил и против «Тома Джонса». Смысл его критики сводился к назиданию: не следует изображать в привлекательном виде сомнительных в моральном отношении героев (эту же мысль позднее мы встретим у У.М. Теккерея и других викторианских критиков).

К концу XVIII века Филдинг был широко известен в Европе. Немецкий писатель Х.В.Д. Шубарт в 1775 году опубликовал повесть «Из истории человеческого сердца», написанную по образцу «Тома Джонса» (повесть Шубарта в свою очередь послужила источником драмы Шиллера «Разбойники») [146, 145].

Писательская и личная репутация Филдинга в XIX веке во многом определялась отношением к нему У. Теккерея. Надо сказать, что Теккерей, по мнению исследователей, «чаще и основательнее, чем кто-либо из писателей XIX века. высказывался о творчестве и личности Г. Филдинга» [34, 55]. Для Теккерея Том Джонс - «приятно неприличный тип», «в котором естественно сочетаются дурные и хорошие качества; причем такой персонаж оказывается незавершенным, открытым для различных возможностей; его «грехи» могут сердить, злить, но они могут «в силу самой своей природы» переходить в добродетель» [34, 57]. Без сомнения, Теккерей в солидной мере содействовал выработке предвзятого отношения к Филдингу, но он же, «как ни один другой литератор сделал много для утверждения литературного авторитета Филдинга» [34, 69].

В XX веке значительно расширяется диапазон исследований по Филдингу в Англии и других западных странах. Так, основоположник «рецептивной критики» В. Изер, объясняя основные положения своей теории в книге «Акт чтения», опирается на «комические эпопеи» Филдинга [237]. Заслуживает внимания исследование Ф.Р. Карла, увидевшего в «Томе Джонсе» множество архетипических образов, сюжетов и тем (архетип «тайны рождения», библейские герои Каин и Авель (Том и Блайфил), сюжет о Тангейзере и Венере (Том Джонс и леди Белластон) и т.д. [239].

В России Филдинга переводили с 1760-х годов, в основном с французского и немецкого языка1. По поводу гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Филдинга вспомнит А.С. Пушкин [144, 234]. Несомненно влияние Филдинга на произведения Н.В. Гоголя, отмеченное многими исследователями творчества этих писателей [55; 92]. Однако к 1840-м годам Филдинг в России был основательно забыт, и лишь в 1848 году его перевод для «Современника» был рекомендован В.Г. Белинским с подсказки И.С. Тургенева. Особый интерес к Филдингу в нашей стране проявят в 30-е годы 20 века. Появится большое количество новых переводов его произведений, работ исследовательского характера. Особого внимания заслуживают работы А.А. Елистратовой [54; 55; 56], являющиеся, по существу, первыми в нашей стране обстоятельными исследованиями жизни и творчества английского классика. Сегодня эти исследования дают толчок к появлению новых работ исследовательского характера. Так, аргументированная статья Р. Леблана [92], опирающегося на теорию жанра М.М. Бахтина, оспаривает выводы наиболее известной работы А.А. Елистратовой, посвященной проблеме влияния Филдинга на Гоголя [55].

Принципиально важное значение имеет «Книга очерков» М.Г. Соколянского [157], представляющая собой попытку монографического освещения различных проблем творчества Филдинга. В очерках, составляющих книгу, исследуются основные этапы творческой деятельности писателя, его наиболее значимые произведения в разных жанрах художественной прозы, драматургии и публицистике. Особое внимание уделяется проблемам поэтики Филдинга, жанровой природе его произведений, творческой эволюции писателя. В ряде очерков ставятся и проблемы теоретико-литературного характера.

В последнее время в отечественном литературоведении усиливается интерес к творчеству Филдинга: появились переводы ранее неизданных в нашей стране произведений, исследователи все чаще стали обращаться к

1 О недостатках этих переводов см. [92, 97-103]. малоизученной у нас стороне его литературной деятельности - драматургии [44; 175]. Но ученые рассматривают творчество писателя в основном в сравнительно-сопоставительном аспекте. Так, интересна работа О. В. Готлиб [44], где автор устанавливает общность мировоззренческих норм писателей-просветителей, проявляющуюся при осмыслении произведения испанского автора, и в то же время демонстрирует неповторимость их художественного видения, глубоко личностный подход к вопросам, выдвинутым Сервантесом, и нестандартный путь их решения.

Возрастающий интерес к творческому наследию Г. Филдинга, как нам представляется, обусловлен также новым подходом к эпохе Просвещения в целом. Современные исследователи периода отмечают, что это век одновременно и (скорее по инерции) уважаемый и практически неизвестный: «К исходу XX столетия стало особенно ясно, что идейно-эстетический облик XVIII столетия воспринимается нами в преломленном виде, что он не просто сформирован, а отчасти, по-видимому, и деформирован в нашем читательском сознании многими историко-культурными факторами» [132, 69]; «. по отношению к XVIII столетию, к его художественному мышлению у нас особый долг -непонятости, неоценённости» [189, 3]. Н.Т. Пахсарьян считает, что «признание данного факта само по себе пока не переломило по-настоящему решительным образом ситуацию - ни в общем подходе историков литературы к эпохе, ни порой даже в конкретных аналитических оценках отдельных произведений» [132, 69].

Кроме того, в современном литературоведении и критике возрастает интерес к проблеме диалога культур, взаимодействию различных эпох в рамках «Большого времени» (М.М. Бахтин). В диалогическом аспекте предшествующая романам Филдинга литература (плутовской роман, «Дон Кихот» Сервантеса, барочная и прециозная литература XVII века и др.) являет собой нечто большее, чем ценный источник, из которого английский писатель черпал вдохновение. Важен не столько сам факт заимствования, сколько комическая трансформация, своеобразное преломление ситуации предшествующей литературы в романе «История Тома Джонса», возникшем в иной историко-культурной обстановке.

Актуальность данной работы определяется, во-первых, общим исследовательским интересом современного литературоведения к проблеме жанра романа (в частности, рассмотрению романа как «саморефлектирующего» жанра) [8; 118], а также комической поэмы [57]. Создание жанра «комического эпоса в прозе» обозначило поворот от культа героического и высокого в романах к изображению повседневного и обыденного, от любования эпической древностью к обсуждению злободневных проблем современной жизни, от объективного эпического повествования к нарастанию субъективности, созданию нового типа общения повествователя и читателя в рамках фиктивной коммуникативной ситуации, превращающей рассказ в беседу и игру. Во-вторых, актуальность исследования связана с обращением к проблеме игры в современном теоретическом контексте. В диссертации предпринята попытка опереться на отечественную традицию в понимании игры, трактующую игровое начало как коренное свойство искусства, проявляющей себя в перевоплощаемости, присущей всем видам художественного творчества. В структуре художественного произведения, как в игре, совмещаются, взаимодействуют и взаимопроникают действительное и вымышленное, творчески-свободное и регламентирующее.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка рассмотрения игрового начала «комических эпопей» Г. Филдинга, проявляющегося на всех уровнях и стадиях возникновения и развития художественного текста; в свете современной теории интертекстуальности проанализировано «чужое слово» как основной прием комического в романах о Джозефе Эндрюсе и Томе Джонсе; впервые в отечественном литературоведении определено место «комических эпопей» Филдинга в становлении европейского романа как саморефлектирующего» жанра; на основе достижении английских и отечественных ученых в области поэтики обновлены принципы историко-литературного исследования применительно к «комическим эпопеям» Г. Филдинга.

Поскольку в работе рассматривается поэтика «комических эпопей», а само содержание понятия «поэтика» разными исследователями понимается по-разному, необходимо сказать, какой смысл мы вкладываем в этот термин. Начиная с XX в., существует два направления в понимании данного термина: 1) поэтика - раздел теории литературы, изучающий «состав, строение и функции произведения, а также роды и жанры литературы» [176, 143]; 2) «целостная система художественных средств (образной структуры, композиции, сюжета.), получающая конкретное воплощение в произведении отдельного автора или направления [74, 288].

На наш взгляд, обе трактовки термина имеют право на существование, поскольку само слово «поэтика» объединяет в себе как объект исследования, так и методику анализа. В диссертации мы опираемся на толкование поэтики, данное С. Калачевой, поскольку нас интересуют сами тексты Филдинга как целостная система средств и способов организации художественной речи писателя, но при этом мы «невольно» занимаемся и поэтикой в первом ее смысле, так как изучаем в аналитическом плане именно «состав, строение и функции романов» английского прозаика. Надо сказать, что работа не претендует на полное и исчерпывающее исследование поэтики «комических эпопей». Предполагается обратиться, прежде всего, к формам и приемам комического (иронии, игре, пародии и т.д.), рассмотреть структурно-композиционные особенности романной прозы Филдинга, жанровый аспект романа «История Тома Джонса, найденыша», систему отношений между автором, героем и читателем, определяющую строение повествования.

В отношении к комическому для нашей работы представляют интерес исследования, посвященные юмору и иронии. Изучение этих явлений представляется перспективным при анализе литературного произведения: чем глубже понимание сущности юмора и иронии, тем детальнее их классификация, тем более продуктивен будет их анализ в юмористическом произведении, тем ближе подойдем мы к пониманию его художественной ценности, тем яснее будем видеть юмор в том, что казалось вполне серьёзным, тем самым точнее поймем авторское видение действительности и идею произведения. Комическое как эстетическая категория и его виды, теории комического смеха, релевантные для нашего исследования рассматриваются в параграфе 1.1.

На наш взгляд, немаловажное значение при исследовании художественных особенностей комических эпопей имеет концепция игры. Многие аспекты творчества Филдинга, связанные с игровыми образами-понятиями мало исследованы специалистами. Между тем, театрализация жизни, трактовка ее как драмы или комедии характерна для английского романа Просвещения. «Том Джонс», по замыслу автора, был построен подобно тому, как создавалась английская пантомима. В параграфе 1,2, опираясь на выделенные B.C. Вахрушевым «основные уровни и стадии возникновения и функционирования X. Т. (художественных текстов - Н.А.), в которых задействован игровой принцип», рассматриваются романы Филдинга с позиции теории игры.

Далее внимание уделяется «чужому слову» как основному приему комического в романах Филдинга, где представлен богатый интертекстуальный материал. Это разнообразные античные включения; театральные аллюзии и реминисценции, то есть всевозможные упоминания имен драматургов, их героев, названий пьес, фрагментов и т.п. (преимущественно это пьесы Шекспира и эпохи Реставрации); разностороннее использование Библии. Кроме того, у Филдинга есть определенный круг авторов, которых он наиболее часто использует в качестве аллюзивного материала: современники писателя и творцы, ставшие классиками.

Как комическим произведениям «Джозефу Эндрюсу» и «Тому Джонсу» присущи подчеркнуто условные ситуации, гипербола, гротеск, ироничная игра.

В целом, традиции европейской комической литературы восходят к сочинениям Аристофана, Лукиана, Апулея, Рабле, Сервантеса и других авторов. Приемами воссоздания комического, найденными этими классиками, впоследствии пользовались многие писатели сатирики и юмористы, в частности, Генри Филдинга.

Отметим также, что традиции английской комической литературы заложены в творчестве Дж. Чосера, который дал живую и разнообразную картину английской средневековой жизни. Он же был первым выдающимся английским юмористом, который в своем творчестве дал сразу несколько типов юмористического художественного текста1.

Во второй части работы основное внимание будет уделено жанру рассматриваемых произведений Г. Филдинга. Хотя сам автор и определяет жанр своих книг как «комические эпопеи в прозе», по существу они представляют собой этап активного становления и утверждения романа как центрального элемента жанровой системы. В силу этого произведения Филдинга отличаются сложной жанровой природой, совмещающей признаки разных эпических жанров.

Роман, по существу, это универсальный сверхжанр (метажанр), позволяющий писателю охватить и художественно отобразить все

1 1) юмор портретной характеристики (в создании образов «Пролога»);

2) карнавально-фантастический юмор - условно-сказочный характер рассказов мельника, мажордома, батской ткачихи и др. Это грубый, подчас эротический юмор;

3) авторская самоирония и самопародия (к примеру, в «Книге герцогини» поэт изображает себя неудачником в любви, нередко попадающим в неловкие ситуации, а в «Кентерберийских рассказах» открыто смеется над собой, явно принижая свой литературный талант). Этим приемом широко пользуется Г. Филдинг, а позже У. Теккерей;

4) пародийный юмор - Чосер первым в английской литературе выступает как создатель пародийных форм. Он пародирует такие сакральные тексты, как библейское сказание о потопе, тему волшебного прозрения героя и т. д. Этот вид пародии восходит к традиции «parodia sacra», то есть «священной» пародии, в избытке представленной в средневековой литературе - см. пародийные литургии («Литургия пьяниц», «Литургия игроков» и др.), пародии на евангельские чтения, на молитвы, на церковные гимны и др.

5) юмористическая стилизация - автор экспериментирует с искусством «писать плохо», наделяя нарочитой художественной слабостью некоторые рассказы («Рассказ врача», «Рассказ эконома», «Рассказ о сэре Топазе» и др.) для стилизации повествовательной манеры людей недалеких, либо не отличающихся умением художественного повествования. известные людям или воображаемые аспекты жизни, причем отобразить их в близком и доступном автору и читателю виде. Перечисляя разновидности романа (эпический, лирический, драматический, фантастический, научно-фантастический, сказочный, поэтический, идиллический, авантюрно-приключенческий, комический, сатирический, детективный, рыцарский, трагический, мистический, пародийный, психологический, роман воспитания и некоторые другие), необходимо отметить, что эти относительно «чистые виды» способны объединяться, образуя новые разновидности романа. В дальнейшем мы будем рассматривать «Тома Джонса» как комический роман, в котором соединяются три жанра: роман воспитания, плутовской роман и серия очерков о жанре романа.

Подобный жанровый синтез кажется на первый взгляд невозможным. Авантюрно-плутовские романы - это романы остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению локальных целей, а их сюжеты являют собой многочисленные сцепления событийных узлов (интриг, приключений). Что касается классического романа воспитания, то он концентрируется на внутреннем действии; событийность заметно ослабляется, и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами. Персонажи подобных романов изображаются не только устремленными к каким-то частным целям, но и осмысляющими свое место в мире, уясняющими и реализующими свою ценностную ориентацию, что не характерно для Тома Джонса. Тем не менее, многие исследователи считают «Тома Джонса» романом воспитания. Данной проблеме посвящен параграф 2.2 исследования.

Одной из задач исследования станет обращение к вступительным главам «Тома Джонса», где Филдинг выступает как теоретик романа. Эти вводные главы, а также различные метатексты типа «размышлений о романе» французских предшественников Филдинга позволяют говорить о романе как саморефлектирующем» жанре. Проблеме возникновения европейского романа как «саморефлектирующего» жанра будет посвящен параграф 2.3 данной работы. Здесь же будут рассмотрены отношения «автор-читатель», задаваемые эпопеями Филдинга.

Все вышеперечисленные области исследования релевантны для настоящей диссертационной работы, цель которой заключается в определении места «комических эпопей» в системе жанра романа и выявлении их художественных особенностей. Наше исследование затрагивает ряд теоретических вопросов, которые в силу своей сложности до сих пор остаются дискуссионными:

- проблема комического - его виды и специфика;

- структурно-композиционные принципы романной прозы;

- жанровое своеобразие авантюрно-плутовского романа и романа воспитания;

- проблема романа как «саморефлектирующего» жанра;

- автор, герой, читатель в литературном произведении.

Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) проанализировать виды комического в романах Г. Филдинга;

2) выявить «уровни, в которых задействован игровой принцип»: авторский замысел будущего произведения и процесс его реализации; игра на уровнях образной системы произведения (игра аспектами времени и пространства в романном хронотопе, разные виды «театрализации» нарратива, авторское манипулирование в сюжете любовными «треугольниками» и другими «геометрическими» фигурами связей между персонажами); сложнейшая система взаимоотношений жанровых и стилевых аспектов произведения.;

3) охарактеризовать структурно-композиционные особенности «Тома Джонса» как романной прозы;

4) проанализировать жанровую структуру романа о Томе Джонсе;

5) определить место романов Филдинга в становлении европейского романа как «саморефлектирующего» жанра;

Материалом исследования являются романы английского писателя Генри Филдинга «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749).

Методология исследования базируется на нескольких научных подходах. Прежде всего, это традиционный метод целостного анализа художественного текста, а также биографический, сравнительно-сопоставительный, интертекстуальный, герменевтический, тендерный подходы.

Теоретической основой диссертации являются концепции ведущих отечественных и зарубежных исследователей, работавших в области культуры, теории литературы, философии, поэтики. Среди них назовем М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, А.Ф. Лосева, И. Хейзингу, Н.Д. Тамарченко, А.В. Михайлова, М.Т. Рюмину. Отметим ученых -отечественных и зарубежных - на чьи исследования по творчеству Филдинга мы опирались в процессе работы. Прежде всего, следует выделить книгу М.Г. Соколянского «Творчество Генри Филдинга» (1975), представляющую собой наиболее полное и обстоятельное исследование наследия писателя в нашей стране. Мы опираемся на труды М.П. Алексеева, Г.В. Аникина, А. А. Елистратовой, Г.Н. Ермоленко, Ю.И. Кагарлицкого, Н.П. Михальской, С.С. Мокульского, Н.Т. Пахсарьян, 0.10. Полякова, H.JI. Потаниной, В.А. Харитонова, И.О. Шайтанова, а также Ю.Е. Берновой, О.В. Готлиб, Е.Я. Константиновской, Е.С. Куприяновой и других авторов. Учтены серьезные исследования Л. Брауди, В. Изера, А. Кеттла, Ф. Р. Карла, Р. Леблана, П. Роджерса, Э. Хатченс, Р. Паулсона, Дж. Престона, Дж. Спенсер. Работа была бы невозможна без опоры на теоретические труды кафедры литературы БФСГУ.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при изучении английской литературы XVIII века, при исследовании теории романа, при проведении спецсеминаров и практических занятий по интерпретации художественных текстов, при разработке курса лекций по английской литературе XVIII века.

Апробация работы. Основные части данного диссертационного исследования обсуждались в Московском педагогическом государственном университете на международных конференциях «XV Пуришевские чтения» в 2003 г. (доклад «Жанр «комической эпопеи в творчестве Г. Филдинга»), «XVI Пуришевские чтения» в 2004 году (доклад «Рецептивная эстетика В. Изера и роман Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»), на «XVII Пуришевских чтениях» в 2005 году (доклад «Мотив «странствования» в романе Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»), а также на внутривузовских научно-практических конференциях в БФСГУ, проводимых в 2003-2005 годах (доклады: «К вопросу о теоретических главах «комических эпопей» Г. Филдинга», «Сервантесовские мотивы в «Истории Джозефа Эндрюса» Г. Филдинга», «Чужое слово» в «комических эпопеях» Г. Филдинга»). Материалы исследования использовались в отчете по темплану Минобразования РФ (2004 г).

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ в виде тезисов научных докладов и статей. Работа обсуждалась на кафедре литературы БФСГУ.

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на три раздела, заключения и библиографии, состоящей из двухсот семидесяти одного наименования на русском и английском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика "комических эпопей" Генри Филдинга"

Заключение

Подводя итоги исследования, сделаем выводы о решении поставленных в нём цели и задач.

В первой части работы предпринята попытка определить универсально-концептуальное значение разнообразных форм и приемов комического в романах Филдинга. Учитывая различные концепции комического, существующие в современной науке, мы во многом опирались на философскую концепцию юмора М.М. Бахтина, значительно определившую современное понимание этой проблемы. Такая особенность «карнавального смеха», как направленность на самих смеющихся, отмеченная М.М. Бахтиным, в значительной степени характерна и для автора «комических эпопей», который смеется над собой, прикидывается непонимающим, «валяет дурака». В скрытой или открытой форме в этом приеме присутствует критика существующего мира.

Близость к народному смеховому искусству делает принципиально необходимым именно универсальность смеха, чем Филдинг и отличается от всех остальных выдающихся писателей своего времени. Ирония его настолько полна, что она часто обращается даже на него самого. Иронический тон повествования, свойственный рассматриваемым романам Филдинга, - это сочетание объективной (космической) и субъективной авторской иронии. Примером подобного сочетания может служить ироничная игра автора в позицию «знание - незнание» того, о чем идет речь в его произведении.

Ирония становится основным видом комического в рассматриваемых романах Г. Филдинга. Она призвана дать представление о жизни как о нескончаемом потоке противоречий и случайностей, играющих с человеком, обеспечить «двойственность видения», неоднозначное восприятие мира. Автор и сам удивляется иронии жизни, которая приводит его героев часто к результатам противоположным тем, на какие они рассчитывали. Герои

Филдинга смело вступают в спор с жизнью (чего только стоит поступок героини - Софии Вестерн). Жизнь становится похожа на театр, в котором перемешано серьезное и смешное.

Часто ирония связана с игрой. Условно-игровая, философская сторона «комических эпопей» еще не становилась предметом специального исследования. Исследованию игровых приемов посвящен второй параграф первой главы. Мы пришли к выводу, что игровое начало проявляет себя практически на всех основных уровнях и стадиях возникновения и функционирования «комических эпопей», выделенных B.C. Вахрушевым:

- «Джозеф Эндрюс», начавшись как пародия на «Памелу», с появлением пастора Адамса становится «комическим романом»; на уровне образной системы произведений проявляется принцип контраста и принцип симметрии;

- в сложных взаимоотношениях находятся пространственно-временные образы (хронотопы) произведений;

- в сложнейшей системе взаимоотношений находятся жанровые аспекты романа «История Тома Джонса, найденыша».

Отметим, что игра - в той или иной мере, в той или иной форме всегда присутствует в творчестве романиста, поскольку он, с одной стороны, не может творить, если у него нет свободы воображения, а, с другой, он вольно или невольно подчиняется различным законам общества, в котором живет, законам творчества, создания текста и образа. Любой художественный текст — по онтологической природе своей - это вымысел, «играющий» в описание реальности. Серьезно-смеховые романы Филдинга в основном соответствуют бахтинскому определению той линии романа как жанра, который пародирует, высмеивает другие риторические формы, изобличая условность их стиля и языка, представляя их в совершенно ином виде - пародии, травестии или бурлеска.

Игровое начало выражается и в отношении к «чужому слову», изучению которого был посвящен третий параграф первой главы. Среди множества аллюзий и реминисценций нами выделено несколько групп, которые присутствуют в «комических эпопеях» Филдинга. Разнообразные античные включения, «театральные» аллюзии и реминисценции, разностороннее использование Библии в том или ином объеме присутствуют в «комических эпопеях» и часто используются автором для создания комического эффекта. Изучение предшествующего «комическим эпопеям» культурного контекста позволяет увидеть глубокую интертекстуальность рассматриваемых романов писателя.

Во второй части работы рассматриваются структурно-композиционные и жанровые особенности романа «История Тома Джонса, найденыша». И здесь проявляется игровой характер художественного мира писателя: сам Филдинг считал, что его главная книга построена подобно тому, как создавалась английская рождественская пантомима. Игра, таким образом, становится фактором формирования сюжета. Исследованию игровых приемов, связанных с народным искусством Англии XVIII века (в частности, английской пантомимой), посвящен первый параграф второй главы.

Специфика эпического сюжета «Тома Джонса» состоит в равноправии и взаимодействии двух принципов сюжетостроения: циклического и кумулятивного. Циклическое «обрамление» (начальная и конечная ситуация подобны, хотя вторая отличается от первой повышением статуса героя или внутренним изменением, «возвышением» его) сочетается с «нанизыванием» событий внутри рамки. Кумулятивная часть сюжета играет при этом ретардирующую роль. Противоречия «планов» персонажей и «стихии жизни», которые выражаются в ретардации, мы обнаруживаем и в романе Филдинга (например, Том и София любят друг друга, но не могут соединиться на протяжении всего романа).

Поскольку в основе «Тома Джонса» лежит «сюжет-ситуация», это позволило нам говорить о своеобразии жанрового синтеза в рамках данного произведения. Мы определяем эту книгу как комический роман, в котором соединяются три жанра: серия очерков о жанре романа, роман авантюрноплутовской и роман воспитания.

Взаимодействию авантюрно-плутовского и воспитательного романа посвящен отдельный параграф второй главы. Сюжетное построение «Тома Джонса» подобно схеме классического романа воспитания. Но, с того момента как Том, вынужденный расстаться со своей возлюбленной Софией, покидает дом Олверти, он становится похож на героя плутовского романа. Том приобретает черты героя-простака, авантюриста, оставаясь героем воспитательного романа. Но в отличие от picaro, Том не совершает пути от простака к плуту. Его характер эволюционирует таким образом, что в конце роман Филдинга опять же приближается к категории романа воспитания. Таким образом, сложные жанровые взаимоотношения романа воспитания и плутовского романа как «романа воспитания наизнанку» еще раз подчеркивает игровой характер романа Филдинга.

Граница между романом воспитания и плутовским романом в «Томе Джонсе» достаточно зыбкая. В романе Филдинга акцент зачастую переносится на воспринимающее «среду» индивидуальное сознание. Становление сознание находится в центре книги, имеющей черты 2-х типов романа, выделенных М. М. Бахтиным. Таким образом, в процессе развития сюжета герой-протагонист «приобретает опыт», познает мир и это познание меняет его самого. Вот это приобретение индивидуального опыта, приобщающее индивида к миру, может, на наш взгляд, также считаться важнейшим жанровым признаком романа.

Одной из задач исследования стало обращение к вступительным главам «Тома Джонса», где Филдинг выступил как теоретик романа. Эти вводные главы, а также различные метатексты типа «размышлений о романе» французских предшественников Филдинга позволили говорить о романе как «саморефлектирующем» жанре. Хотя систематическая романная саморефлексия проявляется, как мы пытались показать, еще в XVII столетии, но на новом этапе, особенно в «комических эпопеях» Филдинга, она отчетливо изменяет свои формы, становясь не разного рода внесюжетными добавлениями, а органической частью сюжета. В данном параграфе нами также были охарактеризованы отношения «автор-читатель», задаваемые эпопеями Филдинга. Эта проблема остается, на наш взгляд, одним из перспективнейших направлений в исследовании «комических эпопей».

В заключении отметим, что и сегодня ни один исследователь проблем теории романа не может обойти молчанием теоретические высказывания Филдинга об этом жанре - высказывания вполне актуальные. Обсуждение романной техники в романе, театр в романе, эксперименты с романными персонажами, отходы от повествования в прошлое и будущее, вмешательство автора в ход событий - все это созвучно современной эпохе, когда так широко распространилась в литературе тенденция к объединению правдоподобия, документальности с условностью сказочной, мифологической, притчевой, игровой.

Рассматривая формы и приемы комического (игру, иронию, пародию и т.д.), структурно-композиционные особенности, жанровый аспект, мы не можем претендовать на то, что эти проблемы применительно к «комическим эпопеям» охвачены полностью. Тем не менее, ряд основных моментов поэтики «комических эпопей» нами исследован, что, предположительно, может помочь в дальнейшем при анализе творчества Генри Филдинга.

175

 

Список научной литературыАникеева, Надежда Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Fielding, Н. The Complete Works. 1. 16 v. / H. Fielding ; ed by W. E. Henley - London ; New York : Princeton univ. press, 1967.

2. Филдинг, Г. Избранные произведения. В 2 т. / Г. Филдинг. М. : Гослитиздат, 1954. - Т. 1-2.

3. Филдинг, Г. Избранные произведения. / пер. с англ. В. Харитонова. М. : Худож. лит., 1989. - 686 с.

4. Абрамова, М. А. Плутовской роман / М. А. Абрамова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. -М. : НПК «Интелвак», 2001. Стлб. 749 - 750.

5. Августин, А. Исповедь / А. Августин. М. : Наследие, 1992. - 335 с.

6. Алексеев, М. П. Бытовой реализм / М. П. Алексеев // История французской литературы. М. ; Л. : Изд - во АН СССР, 1946. - Т.1. - С. 383-404.

7. Аникин, Г. В. История английской литературы / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. М.: Высш. шк., 1975. - 525 с.

8. Анцыферова, О. Ю. Творчество Генри Джеймса : проблема литературной саморефлексии : автореф. . докт. филолог, наук / О. Ю. Анцыфёрова. М., 2002. - 32 с.

9. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии / Аристотель. М. : Наука, 1957.-234 с.

10. Арнольд, И. В. Интертекстуальность поэтика чужого слова / И. В. Арнольд // Структура и семантика предложения и текста в германских языках : межвуз. сб. науч. трудов. Вып. II. - Новгород : Изд-во НГПИ, 1992-С. 3-13.

11. И. Артамонов, С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4 : Литература Нового времени / С. Д. Артамонов. М. : Просвещение, 1997.-336 с.

12. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевроп. литературе / Э. Ауэрбах. СПб.: Универ. кн., 2000. - 511с.

13. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - 476 с.

14. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М. : Сов. писатель, 1963. - 346 с.

15. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М. : Худ. лит., 1990. - 514 с.

16. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб. : Азбука, 2000. - 304 с.

17. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1986.-421 с.

18. Белоусов, М. П. Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XII-XX веков : к проблеме «вечных героев» европейской литературы : автореф. дис. . канд. филол. наук. / М. П. Белоусов М., 2003. - 16 с.

19. Берковский, Н. Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе / Н. Я. Берковский. СПб.: Азбука-классика, 2002. -480 с.

20. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский // Ранний буржуазный реализм. Л. : Гослитиздат, 1936. - С. 34 - 58.

21. Бернова, Ю.Е. Трансформация жанра плутовского романа (опыт компаративного анализа) : автореф. . дис. канд. филолог, наук / Ю.Е. Бернова. М : МПГУ, 1995. - 17 с.

22. Библия. Н. 3. Евангелие от Матфея. Гл. 7. СПб. : Наследие, 1997. - 157 с.

23. Болдина, Л. И. Ирония как вид комического : автореф. . канд. филол. наук / Л. И. Болдина. — М., 1982. 16 с.

24. Борев, Ю. Б. Комическое / Ю. Б. Борев. М.: Искусство, 1970. - 340 с.

25. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М. : Политиздат, 1981. - 399 с.

26. Бурсов, Б. И. Жизнь традиция - литературный герой / Б. И. Бурсов // Вопр. литературы. - № 12. - 1978. - С. 118 - 133.

27. Вахрушев, В. С. Борение с самим собой как вариант «другого голоса» в культуре // Материалы 4 междунар. конф. «Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре», 27-29 марта 2003 г. Санкт-Петербург. -СПб.: Янус, 2003. С. 256-262.

28. Вахрушев, В. С. Кому и зачем нужно русское литературоведение ? / В. С. Вахрушев // Волга XXI век. - 2004. - № 1 -2. - С. 163-174.

29. Вахрушев, В. С. Концепция игры в творчестве Теккерея / В. С. Вахрушев // Филологические науки. № 3. - 1984. - С. 15-30.

30. Вахрушев, В. С. О теории жанра и об истории его изучения / В. С. Вахрушев // Приключения жанра : проблемы теории и истории лит. жанров. Балашов, 2003.- С. 4 - 39 - ( Весы , № 25 : Альманах гуманит. кафедр БФСГУ).

31. Вахрушев, В. С. Образ. Текст. Игра. Ч. 1. : очерки по теории лит. : монография / В. С. Вахрушев. Борисоглебск : БГПИ, 2000. - 126 с.

32. Вахрушев, В. С. Образ. Текст. Игра. Ч. 2. : очерки по теории лит. / В. С. Вахрушев Балашов : Изд-во «Николаев», 2002. - 128 с.

33. Вахрушев, В. С. Творчество Теккерея / В. С. Вахрушев. Саратов : Изд-во СГУ, 1984.-149 с.

34. Вахрушев, B.C. Теккерей критик Филдинга / В. С. Вахрушев, М. Г. Соколянский // Проблемы развития реализма в зарубежной литературе XIX -XX веков. - Киев ; Одесса : Вища шк., 1978. - С. 55 - 71.

35. Вербицкая, М. М. Литературная пародия как объект филологического исследования : уч. пособие / М. М. Вербицкая. Тбилиси : Тбил. гос. унт, 1987.- 156 с.

36. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М. : Высш. шк., 1989.-404 с.

37. Виппер, Ю. Б. Теоретические судьбы и история : (о западноевроп. лит. XVI пер. пол. XIX в.) / Ю. Б. Виппер. - М. : Худ. лит., 1990. - 317 с.

38. Влодавская, И. А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века : типология жанра / И. А. Влодавская. Киев : Вища шк., 1983. -180 с.

39. Вулис, А. 3. В мире приключений : поэтика жанра / А. 3. Вулис. М. : Сов. писатель, 1986. - 384 с.

40. Гадамер, X. Г. Истина и метод : основы философской герменевтики / X. Г. Гадамер. М. : Политиздат, 1988. - 346 с.

41. Гайжюнас, С. В. Роман воспитания : динамика жанровой структуры / С. В. Гайжюнас. Вильнюс : МВССО ЛитССР, 1984. - 160 с.

42. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург.- Л. : Наука, 1979. -347 с.

43. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений. В 8-и т. Т. 8 / Н. В. Гоголь М. : Правда, 1984.-501 с.

44. Готлиб, О. В. Сервантесовские мотивы в английском романе XVIII столетия (Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн) : автореф. . дис. кан. филол. Наук / О. В. Готлиб. М.: МПГУ, 1998. - 16 с.

45. Гудков, Л. Литература и общество : введение в социологию литературы / Л. Гудков, Б. Дубин, В. Страда. М. : Логос, 1998. - 192 с.

46. Гудков, Л. «Эпическое» литературоведение. Стерилизация субъективности и ее цена / Л. Гудков, Б. Дубин // Нов. лит. обозрение. -2003. -№59.- С. 4-12.

47. Гумбрехт, X. У. Дороги романа / X. У. Гумбрехт // Нов. лит. обозрение. -2004.-№70.-С. 78-82.

48. Грифцов, Б. Теория романа / Б. Грифцов. М. : Гос. Акад. Худож. наук, 1927.- 151 с.

49. Давыдова, Т. Т. Теория литературы : учеб. пособие / Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. М. : Логос, 2003. - 232 с.

50. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М. : Гослитиздат, 1950.-394 с.

51. Дземидок, Б. О комическом / Б. Дземидок. М.: Прогресс, 1974- 297с.

52. Диалектова, А. В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения / А. В. Диалектова. Саранск : Изд-во СГПИ, 1972. - 258 с.

53. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюришин. М. : Прогресс, 1979. - 320 с.

54. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. М.: Наука, 1966. - 477 с.

55. Елистратова, А. А. Гоголь и Просвещение : («Мертвые души» и английский просветительский роман) / А. А. Елистратова // Проблемы Просвещение в мировой литературе. М. : Наука, 1970. - С. 267 - 301.

56. Елистратова, А. А. Фильдинг : критико-биограф. очерк / А. А. Елистратова. М.: Гослитиздат, 1954. - 98 с.

57. Ермоленко, Г. Н. Французская комическая поэма XVII-XVIII вв. Литературный жанр как механизм и организм : монография / Г. Н. Ермоленко. Смоленск : СГПУ, 1998. - 168 с.

58. Есин, А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение : учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. М. : Высш. шк., 2006. - 680 с.

59. Желтухина, М. Р. Комическое в политическом дискурсе конца XX века. Русские и немецкие политики / М. Р. Желтухина. М. : Логос, 2000. -253 с.

60. Жолковский, А. К. Блуждающие сны и другие работы / А. К. Жолковский. М. : Наука, 1994. - 428 с.

61. Затонский, Д. В. В наше время : книга о зарубежных литературах XX века / Д. В. Затонский. М. : Сов. писатель, 1979. - 429 с.

62. Зись, А. Я. Искусство и эстетика : введение в искусствоведение / А. Я. Зись. М. : Искусство, 1975. - 234 с.

63. Зыкова, Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века / Е. П. Зыкова. М.: Наследие, 1999. - 256 с.

64. История английской литературы. В 3 т. Т.1. Вып.2. М. ; JL : Изд-во Акад. наук СССР, 1945. - 650 с.

65. История всемирной литературы. В 9 т. ТА. / гл. ред. Г. П. Бердников. -М. : Наука, 1987.-687 с.

66. История всемирной литературы. В 9 т. Т.5. / гл. ред. Г. П. Бердников. -М. : Наука, 1987.-784 с.

67. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания М.: ИМЛИ, 1994. - 512 с.

68. Исупов, Г. К. Игра в литературном творчестве и произведении : автореф. . дис. канд. филол. наук/Г. К. Исупов. Донецк : ДГУ, 1975.-21 с.

69. Иткина, Н. Л. Филдинг и Стерн / Н. Л. Иткина. М. : МГПИ, 1967. - С. 140 - 154. ( Учен, записки МГПИ, вып. 280 )

70. Каган, М. С. Искусствознание и художественная критика : избр. ст.- М. : Петрополис, 2001. 528 с.

71. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. М. : Политиздат, 1976.-440 с.

72. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М. С. Каган. -Л. : Политиздат, 1971. 231 с.

73. Кагарлицкий, Ю. И. Великий роман и его создатель / Ю. И. Кагарлицкий // Г. Филдинг История Тома Джонса, найденыша. М. : Худож. лит., 1973. - С. 2-24.

74. Калачева, С. Поэтика // Словарь литературоведческих терминов. М. : Просвещение, 1974. - С. 288.

75. Капацинская, В. М. Комический текст : монография / В. М. Капацинская. Н. Новгород : НФ УРАО, 2004. - 119 с.

76. Карасев, Л. В. Философия смеха / Л. В. Карасев. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1996. - 224 с.

77. Караулов, Ю. Н. Из опыта реконструкции языковой личности / Ю. Н. Караулов // Литература, язык, культура. М. : Прогресс, 1986.

78. Карельский, А. В. От героя к человеку : два века западноевр. лит. / А. В. Карельский М. : Сов. писатель, 1990. - 397 с.к1

79. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл. М. : Прогресс, 1966. - 446 с.

80. Ф 80. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т. 3. / гл. ред. А. А. Сурков.

81. М. : Сов. энциклопедия, 1966. — 976 стлб.

82. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог, роман / Ю. Кристева // Вестник МГУ : филология, 1995. № 1. - С. 97 - 124.

83. Кристева, Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Вестник МГУ : филология, 1994. № 5. - С. 44 - 62.

84. Ковалев, Ю. Спустимся, наконец, на землю / Ю. Ковалев // Вопр. ф литературы. 1998. - № 5-6. - С. 17-24.

85. Кожинов, В. В Происхождение романа / В. В. Кожинов. М. : Наука, 1963.-478 с.

86. Кожинов, В. В. Роман эпос нового времени / В. В. Кожинов // Теория литературы. В 3 кн. Кн. 2. / ред. Г. J1. Абрамович - М. : Наука, 1964. -С. 258-290.

87. Константиновская, Е. Я. Автор, читатель, герой в романе : Филдинг, Стерн, Гоголь : автореф. . дис. канд. филол. наук / Е. Я. Константиновская. -М.: МГУ, 1985.- 17с.

88. Косиков, Г. К. Идеология. Коннотация. Текст. (По поводу книги Р. Барта ^ S/Z) / Г. К. Косиков // Барт, P. S/Z. М. : Ad Marginem, 1994. - С. 277302.

89. Косиков, Г. К. К теории романа : (роман Средневековый и роман Нового времени) / Г. К. Косиков // Проблемы жанра в литературе Средневековья (литература Средних веков, Ренессанса и Барокко) М. : Наследие, 1994. - Вып. 1.-С. 45-87.

90. Косиков, Г. К. Проблема жанра романа и французский «новый роман» : ^ (на материале творчества Н. Саррот): автореф. . дис. канд. филол. наук • / Г. К. Косиков. М., 1972. - 16 с.

91. Куприянова, Е. С. Поэтика романа Оливера Голдсмита «Векфилдский священник» в контексте развития английской прозы первой половины XVIII века : автореф. . дис. канд. филолог, наук / Е. С. Куприянова. -СПб, 1997.- 16 с.

92. Ладыгин, М. Б. Основы поэтики литературного произведения / М. Б. Ладыгин. М.: Наука, 1989. - 230 с.

93. Леблан, Р. В поисках утраченного жанра. Филдинг, Гоголь и память жанра у Бахтина / Р. В. Леблан // Вопр. литературы. 1996. - № 5-6.- С. 81-116.

94. Левидов, А. М. Автор-образ-читатель / А. М. Левидов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1983.-349 с.

95. Левидова, И. Укрощение абсурда : (заметки об англ. клас. романе) / И. Левидова // Вопр. литературы. 1970. - № 8. - С. 121-140.

96. Лесаж, А. Р. Хромой бес / А. Р. Лесаж. М. : Гослитиздат, 1956. - 231с.

97. Литературная пародия как особый вид произведения словесно-художественного творчества : уч.-метод. пособие // Автор-сост. Л. И. Иванова. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 43 с.

98. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 751 с.

99. Литературная энциклопедия терминов и понятий // гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

100. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М. : Наука, 1980. - 434 с.

101. Лихачев, Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко Н. В. Понырко. Л. : Наука, 1984 . - 295 с.

102. Лихачев, Д. С. Текстология : на материале русской литературы X-XVII вв. / Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1983. - 639 с.

103. Лосев, А. Ф. История античной эстетики : итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2. / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1994. - 604 с.

104. Лотман, Ю. М. Игра / Ю. М. Лотман // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Т. 10. М.: Сов. энциклопедия, 1972. - С. 31.

105. Лотман, Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1 / Ю. М. Лотман. Таллин: Александра, 1992. - 480 с.

106. Лотман, Ю. М. Об искусстве : Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. (1962 1993) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство - СПб, 1998.-702 с.

107. Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры. В 2 т. Т. 2 / Ю. М. Лотман. Тарту : Изд-во Тартусского ун-та, 1973. - С. 24 - 58.

108. Лук, А. Н. О чувстве юмора и остроумии / А. Н. Лук. М. : Наука, 1968. -234 с.

109. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество / А. Н. Лук // Наука и жизнь. -1982.-№8.-С. 24-29.

110. Ляпушкина, Е. И. Введение в герменевтику : учеб. пособие / Е. И. Ляпушкина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 96 с.

111. Маслова, Т. Е. Роман воспитания в творчестве Теккерея 1850-х годов : автореф. . дис. канд. филол. наук / Т. Е. Маслова. СПб., 2002. - 16 с.

112. Манн, Ю. В. Карнавал и его окружение / Ю. В. Манн // Вопр. литературы. 1995. -№1.~ С. 154- 182.

113. Махов, А. Е. Игра / А. Е. Махов // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М. : НПК «Интелвак», 2001. - С. 285-287.

114. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука, 1986.-320 с.

115. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки / Е. Н. Мелетинский. М.: Наука, 1958.-264 с.

116. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе : курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика» / Е. М. Мелетинский. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 170 с.

117. Мелетинский, Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы / Е. М. Мелетинский. М. : Наука, 1983. - 303 с.

118. Мифология : Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1991. - 736 с.

119. Михайлов, А. В. Роман и стиль / А. В. Михайлов // Теория литературы. Т. 3. : Роды и жанры : (основ, проблемы в ист. освещении). М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 279-352.

120. Михайлов, М. И. Основные эстетические категории : опыт систематизации / М. И. Михайлов. Саратов : Изд-во СГУ, 1990. - 156 с.

121. Мокульский, С. С. Генри Филдинг великий английский просветитель / С. С. Мокульский // Филдинг Г. Избр. произведения. В 2 т. Т.2. : История Тома Джонса, найденыша. -М. : Гослитиздат, 1954.—С. 3-31.

122. Мокульский, С. С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. Т. 2 / С. С. Мокульский. М. : Искусство, 1955. - 548 с.

123. Морозов, А. А. Пародия как литературный жанр / А. А. Морозов // Рус. лит. 1960. - №1. - С. 48-77.

124. Морозов, А. «Симплициссимус» и его автор / А. Морозов // Х.Я.К. Гриммельсгаузен. Симплициссимус. М.: Худож. лит, 1984. - С. 3 - 19.

125. Николаев, Д. П. Смех Щедрина : очерки сатирической поэтики. М. : Сов. писатель, 1988. - 400 с.

126. Новиков, В. И. Книга о пародии / В. И. Новиков. М. : Сов. писатель, 1989.-540 с.

127. О жанрах и жанровых системах : сб. ст. / отв. ред. А. Ф. Седов . -Балашов, 2004. 132 с. - (Весы, № 29 : Альманах гуманитарных кафедр БФСГУ)

128. Осипова, Н. В. «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса и «Пенденнис» У. Теккерея два варианта романа воспитания : (опыт типологического исследования): автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. В. Осипова. - М., 2001.- 16с.

129. Павич, М. Хазарский словарь / М. Павич. СПб. : ACT, 2001. - 207 с.

130. Панина, М. А. Комическое и языковые средства его выражения : автореф. дис. . канд. филол. наук / М. А. Панина. М., 1996. - 16 с.

131. Пахсарьян, Н. Т. Жанровая трансформация французского романа на рубеже XVII-XVIII веков / Н. Т. Пахсарьян // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности : сб. ст. / отв. ред. Л. Г. Андреев. М. : ЭКОН, 2000. - С. 256- 359.

132. Пашигорев, В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII XX вв. / В. Н. Пашигорев. - Саратов : Изд-во СГУ, 1999. - 147 с.

133. Пинский, Л. Е. Испанский плутовской роман и барокко / Л. Е. Пинский // Вопр. литературы. 1962. - № 7. - С. 130 - 152

134. Пинский, Л. Е. Реализм эпохи Возрождения / Л. Е. Пинский. М. : Гослитиздат, 1967. - 367 с.

135. Пинский, Л.Е. Сюжет фабула и сюжет ситуация / Л. Е. Пинский // Пинский, Л.Е. Магистральный сюжет. М. : Наука, 1989. - 234-258.

136. Поляков, О. Ю. Литературная критика в периодических изданиях Англии 1750-х гг. : (проблема метода) : монография / О. Ю. Поляков. -Киров : ВГГУ, 2003. 182 с.

137. Потанина, Н. Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса : автореф. . дис. док. филол. наук / Н. Л. Потанина. М. : МПГУ, - 30 с.

138. Поспелов, Г. Н. Художественная речь / Г. Н. Поспелов. М. : Искусство, 1973.-325 с.

139. По ходня, С. И. Языковые виды и средства реализации иронии / С. И. Походня. Киев : Вища. шк., 1989. - 239 с.

140. Приключения жанра : (проблемы теории и истории литературных жанров) / отв. ред. А. Ф. Седов . Балашов : Изд-во «Николаев», 2003. - 132 с. - ( «Весы», № 29 : Альманах гуманит. кафедр БФСГУ ).

141. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. М. : Лабиринт, 2002.- 192 с.

142. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп // В. Я. Пропп. Избр. статьи М.: Наука, 1976. - С. 241-257.

143. Пушкин об искусстве. В 2 т. Т. 1 / ред. А. А. Вишневский М. : Искусство, 1990. - 467 с.

144. Ранний буржуазный реализм : сб. ст. / под ред. Н. Я. Берковского. Л. : Гослитиздат, 1936. - 487 с.

145. Роджерс, П. Генри Филдинг : биография / П. Роджерс. М. : Радуга, 1986.- 208 с.

146. Румнев, А. А. Пантомима и ее возможности / А. А. Румнев. М. : Знание, 1966. - 79 с.

147. Русский и западноевропейский классицизм : Проза. М. : Наука, 1982. -390 с.

148. Рымарь, Н. Т. Введение в теорию романа / Н. Т. Рымарь. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1989. -270 с.

149. Рымарь, Н. Т. Некоторые проблемы изучения литературного пародирования / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев // Проблемы изучения литературного пародирования. Самара : Изд-во Самарск. ун-та, 1996. -153 с.

150. Рюмина, М. Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность / М. Т. Рюмина. М. : Едиториал УРСС, 2003. - 320 с.

151. Самарин, Р. М. Творчество Джона Мильтона / Р. М. Самарин. М. : Изд -во МГУ, 1964.-485 с.

152. Самохин, П. Искусство юмора / П. Самохин // Неделя. 1982. - № 26. (21 -27 июня).-С. 22-23.

153. Сарнов, Б. Пародия / Б. Сарнов // Литература (Перв. сент.). 1997. - № 37.-С. 5-13.

154. Смирнов, А. А. Проблема эстетического признания прозы в европейской литературной теории XVIII века / А. А. Смирнов // XVIII век : Литература в контексте культуры. М. : Изд-во УРАО, 1999. - С. 232299.

155. Смирнов, В. П. Теория отражения и психофизиология эмоций / В. П. Смирнов. М. : Знание, 1970. - 187 с.

156. Соколянский, М. Г. Западно-европейский роман эпохи Просвещения : проблемы типологии / М. Г. Соколянский. Киев ; Одесса : Вища шк., 1983.- 139 с.

157. Соколянский, М. Г. Творчество Генри Филдинга / М. Г. Соколянский. -Киев : Вища. школа, 1975. 173 с.

158. Строев, А. «Те, кто поправляет Фортуну». Авантюристы Просвещения / А. Строев. М.: Нов. лит. обозрение, 1998. - 400 с.

159. Субботина, М. В. Создавая из чужого слова. (цитаты, реминисценции, аллюзии в поэтических текстах А. Блока) / М. В. Субботина // Русская литературная критика серебряного века. Новгород : Изд-во НовГУ, 1996.-С. 23-60.

160. Тамарченко, Н. Д. Русский классический роман XIX века : проблемы поэтики и типологии жанра / Н. Д. Тамарченко. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1997. -203 с.

161. Тамарченко, Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика / Н. Д. Тамарченко. Тверь : Изд-во Твер. гос. ун-т, 2001. - 72 с.

162. Тамарченко, Н. Д. Эпика / Н. Д. Тамарченко // Теория литературы. Т. 3. : Роды и жанры : (основ, проблемы в ист. освещении). М. : ИМЛИ РАН, 2003.-С. 219-244.

163. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественная рецепция и герменевтика / отв. ред. Ю. Б. Борев. М. : Наука, 1985. -288 с.

164. Теория литературы : учеб. пособие. В 2 т. Т. 1. : Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Н. Д. Тамарченко и др.; под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : «Академия», 2004. - 512 с.

165. Теория литературы : учеб. пособие. В 2 т. Т. 2. : Историческая поэтика // С.Н. Бройтман ; под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : «Академия», 2004. -368 с.

166. Терпугова, Т. Г. Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII-XVIII вв. : автореф. дис. . канд. культуролог, наук / Т. Г. Терпугова. Челябинск, 2003. - 16 с.

167. Тетерина, Е. Н. Эпические традиции в «Потерянном рае» Дж. Мильтона и проблема специфики жанра : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е. Н. Тетерина. М., 2004. - 16 с.

168. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб. : Азбука, 2000,- 352 с.

169. Федь, Н. М. Жанры в меняющемся мире / Н. М. Федь. М. : Сов. Россия, 1989.-544 с.

170. Флоренский, П. А. Обратная перспектива / П. А. Флоренский. Тарту, 1967. - с. 178. - (Учен, записки Тартусского ун-та, вып. 198).

171. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному / 3. Фрейд. -М.: Наука, 1995. 234 с.

172. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. JL: Изд-во ЛГУ, 1936.-257 с.

173. Фрейденберг, О. М. Происхождение пародии / О. М. Фрейденберг. -Тарту : Изд-во Тартусского ун-та, 1973. 146 с. - (Труды по знаковым системам. Вып. 6).

174. Хайченко, Е. Г. Низовые жанры английского театра первой половины XIX века : (мелодрама, бурлеск, экстраваганца, пантомимы) : автореф. дис. . док. искусствовед, наук / Е. Г. Хайченко. -М., 1996. 32 с.

175. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М. : Высш. шк., 2000.-437 с.

176. Хализев, В. Е. Теория литературы : учеб.-метод. пособие / В. Е. Хализев. -М. :МГУ, 1991.-70 с.

177. Харитонов, В. А. Разный Филдинг / В. Харитонов // Филдинг Г. Избр. произведения. М.: Худож. лит., 1989. - С. 5-27.

178. Харитонов, В. А. Шекспировская тема у Г. Филдинга / В. А. Харитонов // Проблемы творческого освоения действительности в литературе Великобритании : материалы XIII Международ, конф. Росс, ассоциации преподав, англ. лит. М. : ИМЛИ, 2003. - С. 145-147.

179. Хейзинга, И. М. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И. М. Хейзинга. М.: Лабиринт, 1992. - 347 с.

180. Химич, В. В. «Кокетство» булгаковского текста Электронный ресурс . / В. В. Химич // http: // proceedings, usu. ru./ №17 01/win/14/html

181. Хоум, Г. Основания критики / Г. Хоум. М. : Политиздат, 1977. - 367с.

182. Цвейг, С. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 7. / С. Цвейг. М. : Правда, 1963.-495 с.

183. Чаадаев, П. Я. Собрание сочинений и писем. В 2 т. Т. 1. / П.Я.Чаадаев // под ред. М. Я. Гершензона. М., 1914. - 356 с.

184. Чернец, JI. В. Литературные жанры : (проблемы типологии и поэтики) / Л. В. Чернец. М.: Наука, 1982. - 192 с.

185. Чубарян, Т. Ю. Семантики и прагматика речевых жанров юмора : автореф. . дисс. канд. филол. наук /Т. Ю. Чубарян. М., 1994. - 16 с.

186. Шайтанов, И. О. Имя, некогда славное / И. О. Шайтанов // Поуп, А. Поэмы. -М. : Худ. литература, 1988.- С. 5-25.

187. Шайтанов, И. О. Литература Просвещения / И. О. Шайтанов // Литература. 2000. - № 36. - С. 9—12.

188. Шайтанов, И. О. Мыслящая муза : «Открытие природы» в поэзии XVIII века / И. О. Шайтанов. М. : Прометей, 1989. - 198 с.

189. Шайтанов, И. О. Роман эпохи Просвещения / И. О. Шайтанов // Литература. 2001. - № 28. - С. 5 - 12.

190. Щербина, А. А. О двуплановости и противоположности смысла в иронии / А. А. Щербина // Филол. науки. 1976. - № 2. - С. 45-74.

191. Шестаков, В. П. Эстетические категории / В. П. Шестаков. М. : Политиздат, 1983. - 367 с.

192. Шиллер, Ф. Собрание сочинений. В 7 т. Т.З. : Драмы. Проза. / Ф. Шиллер. М.: Гослитиздат, 1956. - 697 с.

193. Шкловский, В. Конвенция времени / В. Шкловский // Вопр. литературы.- 1969. №3. - С. 3-18.

194. Шкловский, В. Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М. : Сов. писатель, 1984. — 483 с.

195. Шкловский, В. Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. Т. 1. М. : Худож. лит., 1966. - 508 с.

196. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М. : Просвещение, 1992. - 479 с.

197. Штейн, А. Л. Дон Кихот вечный спутник человечества / А. Л. Штейн.- М.: Едиториал УРСС, 2002. 94 с.

198. Энциклопедия литературных произведений / сост. С. В. Стахорский. -М.:ВАГРИУС, 1998.-656 с.

199. Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева. М. : Политиздат, 1989.-447 с.

200. Яковлева, Г. В. Братья Смиты и их книга / Г. В. Яковлева // Смит, Д., Смит Г. Отвергнутые послания. СПб. : Янус. - С. 290-296.

201. Alter, R. Fielding and the nature of the novel / R. Alter. Cambridge (Mass.) : Harvarauniv. press, 1968. - 456 p.

202. Auty, S. G. The Comic Spirit of Eighteenth-century Novels / S. G. Auty. -N.Y.; London : Kennikat press, 1975. 589 p.

203. Ballaster, R. Seductive Forms : Women's Amatory Fiction from 1684 to 1740 / R. Ballaster Oxford : Clarendon press, 1992. - 459 p.

204. Battestin, M. The Moral Basis of Fielding's Art / M. Battestin. Middletown : Conn., 1959.-369 p.

205. Beaslly, J. C. Novels of the 1740s. / J. Beaslly. Athens : The Univ. of Georgia press, 1982.- 238 p.

206. Berlyne, D. «Laughter, Humor and Play» G. Lindzey & E. Aronson, eds. Handbook of Social Psychology. Vol. 3 / D. Berlyne. London : Addison-Wesley, 1954, - P. 795-852

207. Blackburn, A. The Myth of the Picaro : Continuity and Transformation of the Picaresque Novel, 1554 1954 / A. Blackburn. - Chapel Hill : University of North Carolina Press, 1979. - 309 p.

208. Braudy, L. Narrative Form in History and Fiction / L. Braudy. Hume (N.Y.) : Princeton univ. press, 1970. - 468 p.

209. Buckley, J. H. Season of Youth: The Bildungsroman from Dickens to Golding/ J. Buckley. Cambridge : Cambridge, univ. press, 1974. - 579 p.

210. Coulet, H. Le roman jusgu'a la Revolution. T. 2 / H. Coulet. Paris, 1967. -285 p.

211. Crane, R.S. The Plot of Tom Jones : A Selection of Critical Essays / R.S. Crane ; ed. by Martin C. Battestin. N. Y. : Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1968.- P. 68-93.

212. Day, G. From Fiction to the Novel / G. Day. London ; New York : Routledge and Kegan Paul, 1987. - VII, 223 p.

213. Disher, M. W. Clowns and pantomimes / M. W. Disher N-Y - Lnd : Routledge and Kegan Paul, 1968. - 267 p.

214. Dudden, F. H. Henry Fielding. His Life Works and Times 2 vols. V. 2. / F. H. Dudden. Oxford : Clarendon press, 1952. - 632 p.

215. Eighteenth-century British Novelists on the Novel / ed. by George L. -Barnett; New York ; Appleton : Century-Crofts, 1968. 173 p.

216. Fielding, Henry. The Complete Works. In 16 vols. V. 16. / H. Fielding ; ed. by W. E. Henley London ; New York : Princeton univ. press, 1967. - 425 p.

217. Fielding's Novel About Novels : The «Prefaces» and the «Plot» of «Tom Jones» / Studies in English Literature 1500 1900. - London etc: Allen and Unwin, 1973. - vol. 13. - № 3. - 367 p.

218. Findlater, R. Joe Grimaldi his and Theatre / R. Findlater. Cambridge : Cambridge, univ. press, 1978. - 279 p.

219. Friedman, N. Form and Meaning in Fiction / N. Friedman. Athens : The Univ. of Georgia press, 1975. - 420 p.

220. Frye, N. Anatomy of Criticism / N. Frye. New York : Princeton univ. press, 1973.-383 p.

221. Fry, W. A Study of Humor / W. Fry. Palo Alto, С A : Pacific Books, 1963 -378 p.

222. Goldberg, H. The Art of «Joseph Andrews» / H. Goldberg. Chicago-London : The Univ of Chicago Press, 1969. - 289 p.

223. Greig, J. Y. The Psychology of Laughter and Comedy / J. Y. Greig. N.Y. : Dodd, Mead, 1923-256 p.

224. Groos, K. Einleitung in die Aesthetic / K. Groos. Giessen, 1892. - 303 p.

225. Gruner, C. R. The Game of Humor: A Comprehensive Theory of Why We Laugh / C. R. Gruner. N. J.: New Brunswick, 1997. 345 p.

226. Guillen, C. Literature as System / C. Guillen. New York : Princeton univ. press, 1971. - 528 p.

227. Hartveit, L. Working of the Picaresque in the British Novel / L. Hartveit. -Oslo : Solum ; Atlantic, highlands (N.Y.) Humanities press intern. 1987. -171 p.

228. Hassall, A. Henry Fielding's Tom Jones / A. Hassall. Sydney : Sydney univ. press, 1979.-XV, 116 p.

229. Henry Fielding : A Critical Anthology / ed. by C. Rawson. Harmondsworth (Midd'x) : Penquin education, 1973. - 546 p.

230. Henry Fielding. Tom Jones : A selection of critical essays. / ed. by Neil Compton. London : Basingstoke, Macmillan, 1970. - 265 p.

231. Hirsh, M. The Novel of Formation as Genre / M. Hirsh. Norman Unif. of Oklahoma. - Fall, 1979.-V. 12. - № 3.-P. 293 -311.

232. Hunter, J. P. The novel and social cultural history / J. Hunter // The Cambridge Companion to the Eighteenth-Century Novel. Cambridge : Cambridge, univ. press, 1978. - 432 p.

233. Hutchens, E. N. Irony in «Tom Jones» / E. N. Hutchens Alabama : Univ. of Alabama Press, 1965. - 346 p.

234. Hutcheon, L. A Theory of Parody / L. A. Hutcheon. London : Kennikat press, 1985. - 342 p.

235. Irvin, M. Henry Fielding. The tentative realist / By Michael Irvin. Oxford : Clarendon press, 1967. - 387 p.

236. Iser, W. Der Akt Des Lesens /1. Wolfgang. Munchen, 1976. - 493 p.

237. Karl, F. R. Readers Guide to the Development of the English Novel in the 18-th Century / F. R. Karl. London : Thames and Hudson, 1974. - 360 p.

238. Karl, F. R. The Adversary Literature. The English Novel in the 18th Century : A Study in Genre / By Frederick R Karl. New York ; Farrar : Strays and Giroux, 1974.-423 p.

239. Keith-Spiegel, P. Early Conceptions of Humor: Varieties and Issues / P. Keith-Spiegel. New York : Academic Press, 1972. - 376 p.

240. Kermode, F. Tom Jones / F. Kermode. New York : Princeton univ. press, 1963.-457 p.

241. Kettle, A. An Introduction to the English Novel. Vol. 1. / A. Kettle ; ed. by G. Eliot London ; New York : Princeton univ. press, 1964. - 189 p.

242. Koestler, A. The Act of Creation / A. Koestler. London : Hutchinson, 1964.-324 p.

243. Lange, K. Das Wesen der Kunst. 2. Aufl / K. Lange. Berlin, 1907. - 235 p.

244. Literature among Discourses : The Spanish Golden Age / ed. by R. Kellog. -Minnea polis, 1986.- 181 p.

245. May, G. Le Dilemme du roman au XVIII siecle / G. May. New Haven-Paris, 1963.-294 p.

246. Mayer, D. Harlequin in his life element: the English Pantomime, 1806-1836 / D. Mayer. Cambridge (Mass) : Cambridge, univ. press, 1969. - 324 p.

247. McKeon, M. The Origins of the English Novel 1600 1740 / M. McKeon. -Baltimore : The John Hopkins Univ. Press, 1988. - 530 p.

248. Miller, S. The Picaresque Novel / S. Miller. Cleveland : Univ. of Cleveland Press, 1967.-256 p.

249. Paulson, R. Satire and the Novel in the Eighteenth-century England / R. Paulson. New Haven ; London : Yale Univ press, 1968. - 237 p.

250. Preston, J. Plot as Irony : the Readers Role in Tom Jones : A Selection of Critical Essays / J. Preston ; ed. by Martin C. Battestin. N. Y. : Englewood Cliffs : Prentice-Hall, 1968. - P. 243-262.

251. Quails, B. The Secular Pilgrims of Victorian Fiction : The novel as the book of life /В. Quails. Cambridge : Cambridge, univ. press, 1982.-217 p.

252. Rawson, C. J. Henry Fielding / By C. J. Rawson. London : Rout Ledge and Kegan Paul; New York : Humanities press, 1968. - 569 p.

253. Rawson, C. J. Order from Confusion Sprung: Studies in Eighteenth-century Life Rature from Swift to Comper / C. J. Rawson. London etc: Allen and Unwin, 1985.- 356 p.

254. Reed, L. W. An Exemplary History of the Novel : The Quixotic versus the Picaresque / L. W. Reed. Chicago-London : Prentice Hall, 1981. - 334 p.

255. Rogers, К. M. Feminism in 18 England / К. Rogers. Brighton : The Harvester Press, 1982. -291 p.

256. Rogers, P. Grab Street : Studies in a Sub Culture / P. Rogers. London : Methuen, 1972.-257 p.

257. Sanders, A. The Short Oxford History of English Literature / A. Sanders. -Oxford : Oxford, univ. press, 1994. 458 p.

258. Selden, R. Contemporary literature theory / R. Selden, P. Widdowson, P. Brooker. London : Prentice Hall, 1997.-489 p.

259. Sholes, R. The Nature of the Narrative / R. Sholes, R. Kellog. N.Y. : Humanities press , 1966. - 295 p.

260. Sorel, C. La bibliotheque francaise / C. Sorel. Paris, 1967 - 451 p.

261. Souiller, D. Le roman picaresque. Que Sais-Je? / D. Souiller. Paris, 1980. -128 p.

262. Spenser, J. The Rise of the Woman Novelist : from Aphra Behn to Jane Austen / J. Spenser. Oxford ; New York: Blackwell, 1986. - XII, 225p.

263. Stanzel, F. Typische Formen des Romans / F. Stanzel. Gottingen, 1993. - P. 18-52.

264. Tennyson, G. B. The Bildungsroman in Nineteenth-Century English Literature // Medieval Epic to the «Epic Theatre» of Brecht Essays in Comparative Literature / G. B. Tennyson ; ed. by R. P. Armato, J. M. Spalek. Los Angeles, 1968. - P. 134 - 167.

265. The English Novel Form and Function / ed. by J. Butt. New York : Princeton univ. press, 1961. - 327 p.

266. The Process of Fiction. Contemporary stories and criticism / ed. by Barbara McKenzie. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, Inc, 1974. - 611 p.

267. Twentieth century interpretations of Tom Jones : A collection of critical essays / ed. by Martin C. Battestin : Englewood Cliffs : Prentice Hall, 1968. -289 p.

268. Varcoe, G. The intrusive narrator. Fielding, Thackeray and the English Novel : Doctoral diss. / ed. by George Varcoe, Uppsala : Allen and Unwin, 1972.- 237 p.

269. Williams, I. The Realist Novel in England : A Study of Development / J. Williams. London : Macmillan, 1974. -215 p.

270. Wright, A. Henry Fielding. Mask and Feast / A. Wright London : Methuen, 1965.-369 p.