автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэзия М. Н. Муравьева (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII века)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Сионова, Светлана Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Елец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Поэзия М. Н. Муравьева (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия М. Н. Муравьева (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII века)"

Ьлецкий государственный педагогический инстлтцт .

На правах рукописи

СИОНОВЙ Свет'лана_Александровна..„

ПОЭЗИЯ II.Н. МУРАВЬЕВА /К проблеме становления предронантизма в русской «итераторе второй половины XVIII века/

Специальность - 10.01.01. -Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Соискатель_г11„^__гГ1€ионова С.А.

ЕЛЕЦ .1995

Работа выполнена на кафедре русской литераторы Елецкого государственного педагогического института

Научный руководитель : доктор филологических наук,

профессоров.А. Западов С Санкт-Петербург)

Официальные оппоненты : доктор филологических наук,

профессор П.Б. Орлицкий ( Москва)' »

кандидат филологических наук, доцент С.Н, Кондраиов (Волгоград )

Ведущая организация : Череповецкий государственный педагогический институт

Защита состоится ___г.

в часов на заседании специализированного

по присуждении ученой степени кандидата филологических наук в Елецком государственном педагогическом институте по адресу: 399740, Елец, Липецкой области, ул. Ленина, 91.

С диссертацией моено ознакомиться в научной библиотеке Елецкого государственного педагогического института.

Автореферат разослан г. ,

^ \

Нченний секретарь

специализированного Советэ^З>_<£2и./2/_

кандидат филолоьическю/наук,

доцент Някотина/

Реферируемая работа посвящена изучению поэтического творчества М.Н.Муравьева второй половины XY1II века, его роли в развитии предромантизма в русской поззии.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Наследие русского поэта второй половины XYI1I века М.Н.Муравьева в последнее время привлекает к себе все более пристальное внимание историков русской литературы. Издаются сборники стихотворений поэта. Растет число исследований, в которых рассматриваются как отдельные аспекты наследия М.Н.Муравьева - общественного и государственного деятеля, так и его поэтическое творчество как целостное явление /В.А.Западов, Л.Ф.Луце-вич, Р.М.Лазарчук, Л.И.Резкмченко.Е.И.Сергеева, Л.А.Алехина/.

Поэтическое творчество М.Н.^чразьева не относится к числу глубоко изученных. М.Н.Муравьев -^олее известен как воспитатель великих князей, попечитель Московского университета. ;

Мезду тем его поэтическое наследие отличается многоплановостью, оригинально, обладает чертами самобытности - это было очевидно для проницательных читателей М.Н.Муравьева -его современников /В.В. Ханыкова,A.M. 5рянчанинова,Н.й. Львова и других/. Высоко оценивали М.Н.Муравьева поэты К.Н.Иатш-ков.В.А.Зуковский.

v Вопрос о характере и специфических особенностях поэзии М.Н.Муравьева не-знз^гтавился на протянении XIX и XX веков.

Однако он по—ТТрСГтП ему остается весьма актуальным. Необходимо' назвать здесь II.Я .Плетнева,П.П.Пекарского, высоко ценивших стихотворные произведения М.Н.Муравьева в XIX веке. г=>

"Долгом почел заняться особой М.Н.Муравьева, ко'торый все, что у него есть, написал до появления Карамзина, а написал он и не в духе предшественников, но и не под влиянием Карамзина,но как-то лучше и первых, и последнего. Он - явление самобытное и всем обязан собственному чутья и особенно непосредственному изучению древних''/fl. А.Плетнев/.

1. Плетнев II.й. Письма к Я.К.Гроту// Переписка Я.К.Грота с П.А.Плетневым : В Зт.-Спб.: 1836.-С.527. ^

Существовали и иные мнения в отношении поэтических произведений М.Н.Муравьева. Приведем высказывание А.Старчевского: "....в стихах его я вовсе не нахоку поэзии.... Как поэт Муравьев значителен тем только, что стихотворный язык его составляет переход от ломоносовской школы к карамзинской"1.'

Для критика XIX века обычной была невысокая оценка Муравь-ева-позта .

Как поэт И.Н.Муравьев был заново открыт в середине .XX зека. Г.А.Гуковский, Л.И.Кулакова показали значимость его поэтического творчества .которое характеризовалось как явление, представлявшее несомненный интерес с точки зрения развития поэтических жанров на пути от классицизма к романтизму.

Несмотря на то, что в последние десятилетия интерес к поэзии М.Н.Муравьева заметно возрастал, по-прежнему актуальными для исследователей остаются такие вопросы его творчесого наследия, как место Муравьева в русской поэзии, его роль в развитии предроман-тизма в русской литературе.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ:

1.В уточнении места М.Н.Муравьева в истории русской поэзии.

2.И выявлении индивидуального своеобразия поэтического творчества М.Н.Муравьева в контексте общего литературного процесса второй половины XVIII века.

3.Во включении в научный оборот неизвестных цо сих пор произведений поэта, его эпистолярного наследия , в систематизации архивного материала, ванного для правильной оценки поэтического наследия М.Н.Муравьева.

1. Старчевский Д.В. Русская историческая литература в первой половине XIX века // Ьиблиотека для чтения. -1851. 'Г.СХ1. С.1-48

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - дать монографический анализ поэтического творчества М.Н.Муравьева в контексте становления новых литературных направлений.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить истоки поэтического творчества М.Н.Муравьева.

2. Раскрыть специфические особенности поэзии М.Н.Муравьева. .' своеобразие его худоаественного вйдения мира.

3. Проследить влияние творчества М.Н.Муравьева на поэтов последующих поэтических поколений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В соответствии с характером поставленных в исследовании задач при работе над диссертацией были использованы исторический и типологический подходы. Они позволили рассмотреть основные этапы творчества М.Н.Муравьева, освоение поэтом новых поэтических жанров, определить его место в литературном процессе эпохи.

Методологической и теоретической базой исследования являются труды крупнейших русских поэтов (К.Н.Ь'атлшкова, В.ЙДуковского и других поэтов), критиков (П.А.Плетнева,А.'В.Старчевского,П.П.Пекарского и других) и известных литературоведов(Г.А.Гуковского, Л.И.Кулаковой.В.А.Западова и других современных исследователей). Автор опирается на опыт кафедр русской литературы Ленинградского и Елецкого государственных педагогических институтов в изучении литературы ХУШ века з ее взаимосвязях с русской литературой XIX века и фольклором.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ.

Результаты исследования могут быть использованы при изучении истории русской литературы ХУ1П-Х1Х веков, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русской поэзии ХУШ-Х1Х веков, в школьной практике преподавания русской литературы.

АПРОБАЦИЯ МАТЕРИАЛА.

Результаты работы используются при чтении лекций по истории русской литературы ХУШ века, в спецкурсах по проблемам русской поэзии ХУШ века. Основные положения диссертации были изложены на традиционных Герцвновских чтениях в ЛГ11И им. А.И.Герцена, на межвузовских конференциях в Воронежском государственном университете, Тамбовском и Липецком государственных педагогичеких институтах, на ежегодных научно-практических конференциях Елецкого государственного педагогического института.

' СТРУКТУРА И ОБЬЕМ .РАБОТЫ. ' '

Решение поставленных задач определило структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Основной текст диссертации составляет страниц.

Имеется приложение, содержащее архивный материал.

Основное содержание работы наи/ло отражение в 6 публикациях.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность определяются цели и задачи работы, дается аналитический обзор научно-критической литературы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА "М.Н.Муравьев и проблема предромантизма в русской литературе второй половины XY1II века" включает в себя три основных параграфа , в которых рассматриваются вопросы: о бытовании предромантизма в русской литературе второй половины XY111 века:

становления М.Н.Муравьева как поэта;

влияния русских поэтов /й.В.Ломоносова,М.М.Хераскова,В.И.Майкова/ на творчество М.Н.Муравьева.

Поэзия И.Н.Муравьева составляет определенную часть его литературного наследия. Основной корпус стихотворений 70-х годов указывает на значимость для позта традиций классицизма. Это басни, торжественные оды и т.д. Вместе с тем в баснях и одах И.Н.Муравьева заметно проявилось стремление поэта к творческому освоению традиционных жанров. Следуя признанным образцам и правилам , он по-своему воспринимал художественно-эстетические веяния времени, вносил в русскуи поэзии волновавшие его темы. Уже в ранних стихотворениях 1773 года наблшдается процесс жанровой "индивидуализации", стремление к воплощении своего лирического "Я", своего отношения к происходящему.

Поэтическое творчество М.Н.Муравьева берет истоки в традициях просветительского искусства, которое "невозможно без ориентации на "образцы"^' и примерами ."образцами" в русской поэзии считал для себя М.В.Ломоносова,М.М.Хераскова,В.И.Майкова. Он высоко ценил поэтический талант М.В.Ломоносова, преклонялся перед поэтическим даром М.М.Хераскова, В.И.Майкова считал своим непосредственным учителем в поэзии.

Анализ стихотворных произведений М.Н.Муравьева показывает, что его шнриеские произведения заключают в себе мысли и чувства, которым он останется верен вел творческую. ..жизнь. Годы "ученичества" в поэзии были наполнены освоением поэтической системы М.В.Ломоносова. Выдвигаемое на первый план требование "лиричности", которой, как он считал, было наполнено большинство произведений М.В.Ломоносова, легло в основу его творчества, которое во второй половине 70-х годов отмечено отходом от строгого следования классической традиции. Возникают и решаются новые поэтические проблемы, осваивается новая тематика, используются новые языковые средства.

1.Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе ' ХП11 века. -М.: 1989. С.27.

Сравнительный анализ произведений К.М.Хераскова и М.Н.Муравьева показывает значительную близость поэтов. М.Н.Муравьев высоко ценил необычность тематики поэтических произведений М.М.Хераскова, его интерес к постижению внутреннего кира человека, поэзии ¡дай и сердца. Свидетельство* юиу не только стихотворения М.Н.Муравьева, но и дневниковые записи, в значительной мере раскрывающие взаимоотношения поэтов.

Исследование творчества поэтов XY1II века позволяют говорить о самостоятельной пути М.Н.Муравьева в плане освоения новой тематики, создания новой художественно-образной системы и нового поэтического языка второй половины XYIII века.

ВТОРАЯ ГЛАВА "Поэтическое творчество М.Н.Муравьева 70-х и

начала 80-х годов " состоит из четырех параграфов:

1.Анализ сборника од 1X75 года.

2.Сборник "Новые лирические опыты Михайла Муравьева.1776". '¿."Легкая поэзия" И.К.Муравьева.

4.Баллады.

Н.Н.Муравьеву принадлежит значительная роль в развитии оди-. ческого жанра. Восприняв традиционное понимание специфики одического жанра, поэт идет в русле нарушения законов жанра, "размывания" его границ. Все это отчетливо проявляется в сборнике од 1775 года. М.Н.Муравьев делает попытку выработать собственные идейно-зстетические принципы. Он тяготеет к художественному проникновениш в мир природы и сферу человеческих чувств.

Центральная ода сборника "Весна" выявляет и определяет 'самостоятельность авторской позиции,решает проблему выбора поэтического пути. Ода "Весна" свидетельствует о тяготении поэта к изображении в стихотворениях мира природы и человека с его чувствами, дупевными переживаниями. Сборник од 1775 года отражает точку зрения М.Н.Муравьева на поэзии,свидетельствует о преодолении традиционности жанровой специфики од, о переходе от традици-

снно-торжественных од к одам-посланиям, одам-зарисовкам, одам-фрагментам. Эго пдть, по которому пойдет М.Н.Муравьев в своем поэтическом творчестве далее.

Одический жанр, плодотворно развиваясь в творчестве М.В.Ломоносова , поэтов ломоносовской школы 50-х -начала 70-х годов, претерпевая различные изменения в поэтической практике М.Н.Муравьева , исчерпал себя в середине 70-х годов.

Сборник "Новые лирические опыты Михайла Муравьева.1776"-слонное явление в русской поэзии. Из-под пера поэта выходят произведения, традиционно озаглавленннне "одами", в то же время "большею частью они выходят за пределы всех типов оды" /Л.И.Кулакова/. В основе своей это послания, элегии, пейзажные зарисовки. На первый план выдвигается личность поэта,осваивается принцип психологизации поэтических образов. Так, ода первая, посвященная Василии Ивановичу Майкову, свидетельствует о творческом осмыслении поэтом своего места в литературе, .Она содержит своеобразную полемику по поводу отстаивания собственного пути в поэзии.

Автограф позволяет внести существенное дополнение в понина-яне тематики и идейной направленности оды. Поэтические строки: С юннейших лет жестокой власти Уже я иго ощущал. И стал я чувствовать напасти. Как скоро чувствовать я стал,-дверждали "чувствование" основой поэзии и жизни М.Н.Нуравь-гва. Широко употребляя термин "чувствование" в дневниковых запи-:ях и стихотворениях , М.Н.Муравьев своеобразно понимал его как шровосприятие через "душу и сердце" и воплощение ощущений души i поэзии,запечатление в слове мгновений бытия, окружавшего мира. 1ротивопоставляя себя, свое'поэтическое видение мира общепринятому, традиционному, М.Н.Муравьев выбрал свой путь в поэзии. )собая направленность его творчества определила новую тематику фоизведений, жанровое своеобразие многих стихотворений,новый :лог и новый стиль.

I Логика развития поэтического таланта М.Н.Муравьева вела

к освоению новых жанров "легкой поэзии".Они привлекали его | бнчностью и изящностью формы,непосредственностью сановыраж

отточеностъш мысли и слога, иткрывая для себя новые поэтич I возможности раскрытия души и сердца, поэт тем самым решал з

I постияения "словесного воплощения", без которого, по опреде

I самого М.Н.Муравьева,"не монет быть в поэзии и "великих мыс

М.Н.Муравьев обратился к освоению яанров "легкой зии",чтобы найти средства верного выражения внутреннего мир ловка. Это требовало пренде всего истины в чувствах, то ! воплощения в небольшом по обьеыу произведениии психологич

аизни человека в доступной, изящной, совершенной форме.

Изящество стихотворных произведений "легкой по М.Н.Муравьева достигается своеобразием синтаксической форы построения. Интонационная выразительность покоряет грациозн I и мелодичностью. Легкость и естественность формы определ

! такяе употреблением значительного числа обращений,слоаных

! лолений, лексический состав которых выражал непосредств

чувства автора.

Заметно целенаправленное стремление поэта к простоте и зыскусственности,музыкальной выразительности стиха. Прост естественность, яивость произведений усиливают стихотв ритм.Исчезают образы смерти,пространные рассуядения философ плана о человеке, его судьбе, о неизвестности и скоротеч жизни.

Окруаающий мир в стихотворениях по та получает новую ок | и новую цветовую гамму.Он представляется М.Н.Муравьеву в р

них, разнообразных очертаниях. Мир наполнен любовью. Любо только покоряет,она открывает, по мнению поэта, в человеке ( бое "дарованье".талант. М.Н.Муравьев приходит к определе

! выводу:

Не мчись ты от меня, едва успев родиться, И дай мне от твоих мечтаний насладиться. Эти строки стихотворения звучат как обращение к "прекра мгновению, в котором хил, которое длиннее году сна". Шизнь дит в стихотворные произведения М.Н.Муравьева свободно и зд

венно. Любовь, ее прелести, сложности открывают в человеческом сердце новые стороны и позволяют поэтд запечатлеть в слове особое состояние души, его миропонимание, мировосприятие, связанные с индивидуальностью характера, настроения. Утверждая тезис:

Мгновенье каждое имеет цвет особый. От состояния сердечна занятой. Он мрачен для того.чье сердце тяжко злобой, Для доброго - златой,-поэт совершает открытие .смысл которого в установке на романтическое восприятие жизни.*' •

Поэтические интересы М.Н.Муравьева были разностороннеТак, он был автором первых русских баллад "Неверность" и "Болеслав, король польский". Обращение к жанру, не столь распространенному во второй половине XVIII века, свидетельствовало не только о .

расширении поэтических способностей и возможностей поэта. Оно '

подтверждало на практике проявление глубокого интереса поэта к !

•фольклору. Далеко не случайным было увлечение народной поэзией в ;

"львовском кружке", членом которого являлся М.Н.Муравьев. !

Эстетические позиции кружка были весьма определены. Собирание . народных песен,сказок и других жанров устного народного творчества соответствовало интересам членов "львовского кружка",что нашло непосредственный отклик в поэтических произведениях автора'первых русских баллад,особенно баллады "Неверность"'.

Обращение членов "львовского кружка" к народно-поэтической традиции и ее освоение в той или иной мере решало один из основных спорных вопросов "львовского кружка" -вопрос о путях развития русского национального искусства, русской поэзии,вызванный бурным ростом национального самосознания.'

1,История романтизма в русской литературе. 1790-1825. -М.: 1979. С.73.

2.Виноградов A.M. Проблема нравственного идеала предромантизма в дилоги еском цикле Н.А.Львова "Фортуна" // Проблемы изуения русской литературы XYI1I века. -Л.: 1984. Вып.8. С.58.

Таким образом, поэтические произведения М.Н.Муравьева втс половины 70-х -начала 80-х годов позволяют увидеть сложной насыщенность жизни самого поэта-новатора, яркого представит "львовского кружка". Через постижение сердца, через постиже своего "9" приходит М.Н.Муравьев к понимании и постижении М1 а главное - человека с его богатым психологическим миром. Г шел по пути освоения идей предромантизма, которые будут полу широкое развитие в творчестве К.Н.Батюшкова,В.А.1уковского.

В значительной степени, решая вопрос о специфике позтиче( 'го творчества М.Н.Муравьева, возможно говорить о сложности о( го литературного процесса второй половины ХУШ века.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА "Новаторство поэтического творчества М.Н.Муравы и его влияние на русских поэтов конца ХУШ- н; •чала XIX веков" насчитывает два основных парап 1Данровое многообразие поэтических произведений М.Н.Муравье!

середины 80-х - 90-х годов. 2.Влияние поэзии М.Н.Муравьева на русских поэтов конца ХУШ начала XIX веков. /К проблеме преемственности в русской по: ХУШ - XIX /. М.Н.Муравьев и К.Н.Батюшков. М.Н.Муравьев и В.А.Шуковский.

В третьей главе анализируется поэтическое творче! М.Н.Муравьева 80-х -90-х годов ХУШ века, его влияние К.Н.Батюшкова и В.А.Луковского. Задача этой главы - рассмот] особенности становления поэзии данного периода и показать еобразие тематики и поэтики его произведений.

М.Н.Муравьев постоянно находился в творческом поиске. Ее начале своего творческого пути он пробовал себя в жанрах посланий, басен, переводов, поэтических зарисовок,поэм, драм ческих произведений, то вторая половина 80-х годов характер ется созданием новых лирических жанров. Это своего рода тра о стихотворстве /"Опыт о стихотворстве"/, лирические зарисо лирические стихи без названия и другие произведения. И есл одних произведениях /"Опыт в стихотворстве"/ М.Н.Муравьев "

уникально литературоведчески зафиксировать именно переломный момент в русской литературе"*; то в иных произведениях по-новому отражает окружающую его жизнь. Его стихотворения носят "личностный характер". Личностное осмысление действительности влекло за собой изменение содержания его произведений, всей художественно-образной системы, поэтического языка.

Постоянной становится тема поэта и поэзии, ставится проблема ответственности поэта за свои деяния перед обществом, говорится о высоких эстетических и нравственных требованиях, предъявляемых к поэту.

Произведения И.Н.Муравьева этого периода позволяет проследить процесс становления автора, отражавшего искания в области конкретизации поэтических образов, нового осмысления бытия, своего "9", личностного отношения к происходящему. Основная тема его поэтических произведений - окружающая поэта жизнь, поэтическое восприятие мира, воплощение быта в живописно-пластических образах. В центре внимания - сам поэт, его отношение к искусству, его поэтическое мироощущение, его поэтическое кредо. Поэт здесь - неповторимая личность со своим индивидуальным характером, со 'своим "движением души и сердца". '

80-е -90-е годы поэта были трудными. В его творчестве намечается внутренний разлад.Тема сомнения в своем деле, несовершенства своих творений обозначается довольно отчетливо. И если в опубликованных стихотворных произведениях тема угасания поэтического дара проявляется не вполне отчетливо, то архивный.материал раскрывает эту тему во всей сложности творческой жизни поэта.

Поэтические произведения М.Н.Муравьева имеют оределенннй адресат. Воздействие его на читателей уникально во многих отношениях. Эту особенность произведений Н.Н.Муравьева отмечал К.Н.Батюшков: "Вы можете читать его во всякое время: и в шуме деятельной жизни, и в тишине уединенья; его слова подобны словам старого друга, который в откровенности сердечной говоря о себе,

1.ЛуцевиЧЛ.Ф. "Опыт о стихотворстве" И.Н.Муравьева //Проблемы" изучения русской литературы ХУШ века: Метод ' и жанр.-Л.:1985.С.?9.

напоминает вам собственную жизнь, ваши страсти, печали, наслаа дения. 1)н сообщает вам тишину и ясность своей души и оставляет памяти продолжительное воспоминание своей беседы."

Осмысливая то новое, что было внесено М.Н.Муравьевым в русскую поэзию,К.Н.Батюшков не только воплотил в своей поэтичес! практике многие мотивы и образы его поэзии, но и дал весом; оценку произведениям поэта,одним из первых воспринял новую суп ность поэтических творений мМ.Н.Муравьева,

Восприятие поэзии и личности М.Н.Муравьева В.А.Жуковским 61 Ло несколько иным, чем у К.Н.Батюшкова. Проблема Нравственносл которая была в центре всего поэтического творчества М.Н.Мурав1 ева , была наиболее значима для В. А.Жуковского. Творчеа воспринял он достижения М.Н.Муравьева в освоении нетипичных д. своего времени жанров. Свидетельство тому - успехи В.А.Жуковск го в создании баллад.

Вся жизнь и творчество В.А.Жуковского были подчинены ид самоусовершенствования,что получило непосредственное отражение его поэтическом творчестве. Стремление поэта превратить жизнь поэзию, а поэзию в жизнь , соединить их в одно целое ,не ощути разлада души и сердца с поэтическим словом удалось благодаря н вой романтической эпохе,которая пришла на смену предромантиче кому времени, ознаменованному исканиями, сомнениями и страдани ми поэтов предшествующей поры, в том числе и М.Н.Муравьева.

В заключении диссертации представлены выводы,подводятся о щие итоги исследования и намечается ряд вопросов, связанны} перспективным изучением поэтических произведений М.Н.Муравьеве

1.Батюшков К.Н, Письмо к И.М.М.А. о сочинениях г.Муравьева, и: данных по его кончине //Сын отечества. -1814.N 35. С.87-116.

Для современного перспективного изучения историко-литературного процесса ХУШ - XIX веков представляется интересным составление полной научной биографии поэта, публикации его дневниковых записей, заметок различного плана (исторических,педагогических и других), издание полного собрания сочинений, поэтических и прозаических произведений с учетом современных исследований и публикацией новых материалов о жизни и творчестве М.Н.Муравьева.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1 .-Ззплюция поэзии М.Н.Муравьева 1770-1780—х годов. //Проблемы художественного •метода и жанра. -Л.:137В. С.10-{4^

2.Художественное становление темылоэта и поэзии в творчестве М.Н.Муравьева. //Проблемы изучения русской литературы ХУП1 века. Вып.4. -Л.:1980. С. 38-47.

, 3.М.М.Херасков и М.Н.Муравьев. К проблеме преемственности в русской литературе XVIII века. // Проблемы изучения русской литературы ХУШ века: От классицизма к романтизму. -Л.: 19,03. С. 63-74.

4..Сборник "Новые лирические опыты Михайла Муравьева. 1776." Начало -русской предромантической лирики. //Проблемы изу- . " -чения русской литературы ХУШ века: Вопросы метода и стиля. -Л.:1984. С. 50-57.

5."Легкая поэзия" М.Н.Муравьева. //Проблемы изучения русской литературы ХУШ века: Метод и жанр. -Л,: 1985. С. 86-92.

6.Г.Р.Державин и "львовский кружок". //Творчество Г.Р.Державина. Проблемы изучения и преподавания. Материалы юбилейной международной научной конференции 14-16 сентября 1993 года. -Тамбов.': 1993. С. 85-87.

Сдано в'набор 2.08.95 г.Подписано к печати 5.08.95г.

Формат 60x84.Объем I п.л. 3аказ"-3083 Тираж 100 экз. Типография при администрации города Ельца Липецкой обл.