автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Поэзия Максима Богдановича в творчестве белорусских композиторов

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Олейникова, Эльвира Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Вильнюс
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Поэзия Максима Богдановича в творчестве белорусских композиторов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Максима Богдановича в творчестве белорусских композиторов"

Ч 09 90

(С * - литов

ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

На правах рукописи

ОЛЕЙНИКОВА Эльвира Анатольевна

УДК 882.6(092) +882.6.09-1 + 73(476)(092)

ПОЭЗИЯ МАКСИМА БОГДАНОВИЧА В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

ВИЛЬНЮС - 1990

Работа выполнена в Институте искусствоведения, этнограф! и фольклора Академии наук Белорусской ССР ■ Отдел музыкального искусства

Научный руководитель —- доктор искусствоведения

Г.Г.Кулешова Официальные оппонента — доктор искусствоведения

Т.П.Дулат — кандидат искусствоведения, доцент Р.Н.Аладова

Ведущая организвция — . Московская государственная

дважды ордена Ленина консерватор! им. П.И.Чайковского

Защита состоится "25_" октября 1990 г. в 14 часов на засе дании Регионального специализированного совета К 092.12.01 по присуждению учёной степени кандидата искусствоведения Литовской консерватории /232600, Литовская республика, Вильнюс, проспект Гедимино, 42/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литовской консерватории.

Автореферат разослан " сентября 1990 г. Ученый секретарь

" Регионального специализированного совета кандидат, искусствоведения, и.о. проф.

: ' , ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

j

Ш1ШЕШ_11ШИЙД£а1Г!;ШЯ• Настоящая работа посвящена изучению вокальной музыки белорусских композиторов на отихи Макоша Богдановича, одного из выдающихся поэтов Белоруссии конца XIX — начала XX века. Избранный музыкально-поэтический материал обусловлен высоким уровнем литературного мастерства поэта и целым .рядом значительных в художественном отношении произведений на стихи М.Богдановича, свидательствукдцпс о постепенном, во мгзгсм противоречивом, но в целом позитивном процессе освоения белорусскими композиторами национального литературного наследия.

Актуальность иоо^сдовпнпя. Проблемы взаимодействия музыка и поэтического слова на протяяении многих десятилетия являются предметом исследования цзлого ряда современных советских а зару-беншх ученых. Специфика вокальной музыки, розданной па стыко взаимодействия двух видов искусства, широко освещалась в последние годи но международных симпозиумах и коллоквиумах (Музыкальный симпозиум в рамках фестиваля "Штирийская осонь" — т-985 г., Австрия — 1986 г., ГДР -- 1987 г.).

История литературоведческой и музыкальной науки накопила богатый исследовательский опыт в плана изучения поэтической речи и музыки, однако в известных теоретических работах, посвященных данной.проблематике, имеются методологические разночтения, некоторая противоречивость и неразработанность терминологического аппарата.

Одной из существенных предпосылок, определивших предает п проблематику работы, явился тот факт, что до настоящего времени вопросы вэаимодейотвия поэзии я музыки на белорусском национальном материале по существу не ясследовалиоь, хотя традиции посен-ю-романсового творчества насчитывает в республике многие десятилетия. С другой стороны, в белорусской стиховедческой пауке яв-ю заметно отставание теория в плане изучения пузпкалъгап: своЯотз ¡тиха п в. этой связи - понятия музыкальности по отнепешю к поэ-

1КИ.

На наш взгляд, методологическое направленно, разрабагывао-оо еэгоднл музыковедами и лингвистами национальных республик, вицетвльствует о плодотворности подхода в анализе вокальной иу-1ясп, сущность которого заключается в выявлении прямых и опосре-овпнннх связей между национачьноЧ прооодией (разговорной, оти-

зссвой, Л1 тературно-прозаической) о ритмикой, синтаксисом, интонацией, композицией вокального произведения.

В работах ссчетских ученых В.Васиной-Гросоман, Е.Ручьев-ской, ^Лаврентьевой, Д.Курышевой, Е.Орловой, Л.Алексеевой убедительно р£ жрывалиоь многосторонние аопекты взаимодействия аоэаш и музыки в вокальном творчеотве. Следующим шагом в освоении проблематики явились исследования И.Барамидзе, ИДабаевой, Ю.Гуота0те, К Джагацпинян, Т.Егпнбаввой, О.Лобановой, углубивших методологии исследования обращением к смекныи областям эиа-1ГТЙ.

Предотавленная работа актуальна и своевременна для белорусского ыуосознания, поскольку является гюрши исследованием в данном напраилешш.

ЦеР) Ц задто цссдедовдедд. Целью работы является уточнение и расширение существующих научных представлений о музыкальности поэ^ичёокой речи и в связи с'этим определение характера воздействия музыкальны ■ закономерностей стлха на формирование п организацию системы средств выразительности аокильиого произведения .

■ Задачи исследования определяются следующим образом:

1. Но^оо, музыкально-лингвистическое осмысление поэзии

Н.Богдановича, учитывающее современный уропонь научного позна-тя и опирающееся на достижение сменных гуманитарных дисциплин: музыковедения, психологии, лингвистики, экспериментальной фонетики, стиховедения. Определение специфики стиха: возможное л> трактовки повзии как высокоорганизованного худокестзонно-речево-го 2ида_мйласа. ровдающегоон в реальном звучании в точке пересечения собственно речевых (просодийных^ и музыкальных субстанций.

2. Расширение понятийных аспектов категории "музыкальность" по сношению к поэтическому искусству. Углубление научных представлений о музыкальных закономерностях стихотворной речи, возможность рассмотрения последней в качестве системы слошюго опосредованного вваиыодеЕотвня пнтонационко-рнтаичаскЕХ, темброво-снуотичаокнх в отр: :стурио-коапоэицнонных компонентов.

3. На основе анализа белорусской вокальной музыки проследить закономерности вааиаодейотппя поотнко-речовых в специфически мугыка^ьных ялеыантов формы, характер их соотноаоиия на р.,ал*И! ос участках вокаг-кой ''смлознцна. В связи с отиа выявле-

шэ в поэзии конструктивно-стилистических элементов, потенциально обусловливающих многообразие или, напротив, худокествеиноо подобие авторских интерпретаций текста в музыке.

4. Определение характерных закономерностей вокального воплощения я переосмысления лирики М .Богдановича в музыке белорусских композиторов. Постановка вопроса о возможных тппах сс-)?-пошепия поэзии и музыки в вокальных яанрах; роль композиторской индивиду альпооти в трактовка литературного первоисточника.

ЬйХЗйаЯ-ШйШада« Представленная работа является первкг в белорусском музшюзнании исследованием, посвященным проблеме.! музыкального воплощения национальной поэзии в белорусской профессиональной музыке. Гпервио в белорусской пауке рассматриваются проблемы взаимодействия стиха и музыки сквозь призму музыкально-поэтической целостности литературного произведения. Избранный метод позволяет анализировать вокальную музыку не только в общеэстетпчосшл плаке и историческом (диахроническом) аспекте, но л помогает выработать определенный современный (синхронический) взгляд на позитивные и яегатявшго тецденцгч нйцео-иальной композиторской сколи.

В работе выдвигается один из возможных путей исследования стиха как особого национально-литературного фзнотлена, в акалп-53 которого долгий учитываться характерные признаки нашгояаль-пбй просодии, фонетики, лексики, фразеологии, оловообрапс-пания п литературных традиций 8 целой. Отсюда в исследовании вокальной музыка более очевидными становятся истоки (генэзио), а и-тем и крктерш* национально-самобытного качала (или отсутствие тадоаого) в интерпретация литературных произведений в музыкальнее творчество. Подобный ракурс репюккя проблемы особенно актуален в современных условиях, поскольку сущестзугацио па Сегодняа-инй день традиционные я достаточно разработанные методологические принципы анализа вокальной музыки пе всегда'могут быть упя-е;роальпыми в исследовании художественных явлений многообразиях национальных нокпозитореппх екол.

Методологической основой работа послусгли научпыо труда русских, советских и эарубекных ученых в области филологии, языкознания, экспериментальной фонетики, лянгвиотики, стиховедения: А.Артюшкова, В.Артсмова, Ц.Бахтнна, Е.Брызгуповой, Л.Выгодского, М.Гесгшрова, А.Эуравлева, Л.Златоуотовой, Ю.Лотоаня, В.Нэввгяя-

довой, А Подлунного, М.Панова, А.Потебни, И.Торсуевой, Н.Чоре-мкояной. Для решения поставленных задач созвучными оказались научные разработал о музыкальной основе стихотворной речи М.Беи-аьра, Д.Вшша, А. до Гпоота, Дк.Двбни, Л.Рихтора, Х.Рота. Для разработки методологии исследования цеиными представляются научные изыскания А.Белого, В.Виноградова, А.Квятковского, М.Рой-терштейна, В.Холшевшшэва, Б.Эйхенбаума, М.Эткинда. Учитывая национальный контекст исследования, в работу привлекались труда белорусских ученых о благозвучии языка, музыкальности народ-вой ц профессиональной поэзии: А.Борцчевскогс, М.Горецкого, Н.Гилавича, И.Дворчашша, И.Дзераинского, В.Дубовки, И.Зачоти-яа, ,0.Ло"ко, И.Ралько, А.Яскевича.

В разработке анализа вокальной музыки использовались отдельные положения Б.Асафьева, В.Васиной-Гроссман, П.Вульфиуса, Д.Курьпиевой, И.Лаврентьевой, А.Оголевца, Е.Орловой, Е.Ручьев-ской, Ю.Хихлова, М.Элика о теории вокальных «аиров, типах соотношения вокальной и печевой интон.щии, различных стилевых тенденциях интерпретации поэтического текста г вокальной музыке руоских, советских и зарубежных композиторов.

■ В работе использовались элементы системно-структурного подхода, характерного для меядисциплинарных исследований слоеных "семиотических объектов, что г .'звонило рассматривать худо-вественную форглу во всем многообразии и взаимообусловленности составляющих ее компонентов.

Матерцалоц исследования послужила белорусская вока^ь: чя музыка: песни, романс, ария, монолог. Из крупных нузыкально-сцзничеоких форы вокальный 1..атериал отбирался с учетом его ху-доаественной ценности и направленности на раскрытие намеченных вадач. В диссертация анализируются вокальные произведения белорусских композиторов старшего поколения: А.Туренково, Н.Ала-дова, А.Боготырова, Л.Абелиовича, П.Семеняко, авторов современной генерации: С.Бельтюкова, Г.Гореловой, Л.Захлевного, Л.Му-рашко, Б.Помозова, В.Серых, Г.Суруоа, ДДлег.

Опираясь на с човныв методологические положения стиховедческой науки, поэтики, лингвиотичеокой теории речевой интонации, вглючая научные изыокшшя в втой области я белорусоких ученых, ав1.р стремился выявить гч только общеметодологичэокио г вкци) ы анализа вокальной музыки, но и в какдом конкретном слу-

чае акцептировать внимание на таких категориях, кал частное, единичное, особенное, являющихся нередко ключом к пониманию музыкальной формы в целом.

Исследование белорусской вокальной музыки па стш<е меэдис-цпплянарпых методологий позволит глубне осознать внутренние процессы поэтического я музш<ального формообразования, характер ззвточействия различных видов искусства с учетом их национальной самобытности, проследить этапы развития белорусской композиторской школы и особенности освоения национального литературного наследия, выявить функциональную и семантическую значимость поэтического прообрпза для последующих композиторских интерпретаций. В связи с этим многие теоретические положения диссертация будут представлять интерес не только для музыковедов, композиторов, вокалистов-исполнителей, ко и для филологов, интересующихся 'муэыкалыпгмп трактовками стиха, имманентными, сущностными процессами развития поэтической речи. Результаты исследования могут применяться в учебных курсах истории белорусской музыки, анализа музш<пльнь'х произведений, а тякяо на занятиях по остотике, посвященных изучению взаимодействия различных видов искусства.

Представленная робота монет с.-уяпть основой для дашюйзпе ноучных исследований в области поэзии и профессиональной вокальной музыки. . -

Апробация :\збо?и. Диссертация апробирована на заседания отдела музыкального искусства Института искусствоведения, этнография и фольклора АН EGCP и на заседании кафодрн теории муэшш Литовской консерватории. Основные полокения диссертации излонэнн а научных публикациях ведущих республиканских изданий. .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глаз и заключения. Список литературы включает 355 работ советских п зарубежных авторов. В приложении представлены вокальные произведения белорусских композиторов на стихи М.Богдановича," анализируемые в контексте диссертации. Избранная ком-позяция исследования обусловливается развитием общоЯ идеи дио-оертации, идущей от рассмотрения ыузшеаяьгтых аспектов поэзии к анализу вокальных произведений в связи с выявлением музыкальных закономерностей ртиха, их прямым и опосредованным влиянием на структуру музыкального сочинения.

СОДЕРНАНИЕ РАБОТи

Во введенцц обосновывается актуалгнооть темы, дается крат-вгЗ обзор литературы, излагаются основные аспекты исследования, его цели и задачи. Во введении кратко излагаются исторические вехи развития национальной профессиональной поэзии, намечаются пути исследования взаимосвязей белорусской вокальной музыки с поьзией М.Богдановиче.

Первая главд — "Музыкальные аспекты целостности поэзии Максима Богдановича" — посвящена характеристике литературного Наследия поэта: рассматриваются особенности его худозоотвенно-го мировосприятия, «анрово-тематическое многообразие творчест-п, национальная характерность поэтического языка.

Основной целевой установкой является определение ыузыкаль-нооти поэзии М.Богдановича, что неоднократно констатировалось в многочисленных публикациях о поэте. Музыкальная ассоциативность (хотя к в неравной степени) присуща любой поззии. Это проявляется и в общности категориального аппарата двух видов искуо-отва, что лишний раз свидетельствует о генетической общности средств коммуникатигчо-худокзственной деятельности и общности восприятия этой дзятелыюстя человеком. Музыкальнооть поэзии обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Одной ьз исторических предпосылок проявления музыкально-конструктивных вламентов в поэзии является первородный синкретизм слова и напева. Поэзию и музыку объединяет общая временная, интонашюнно-рит-иическая, акустико-звуковая природа.

Современные ученые, исследуя проблемы психологии таланта, определяют последний как слоеную структуру многе. взаимодействующих способностей личности. Исходя и- тезиса о том, что в основе природы худокеотвенного творчества лекит взаимодействие методов ршалчннх искусств и различных худокоственных способностей, логично определить литературный дар как постоянный процесс взаимодействия и взаимопроникновения в сознании худошшка поэтнко-ре-чевых, музыкально-слуховых прообразов и реалий бытия.Это во многом объясняет наличие музыкальных опоообноотей у целого рядч русских, советских, 8арубевных, в теш число и белорусских поэтов, что опоораг- чванно сказывается на музыкальности поэтической речи.

Экспериментальные данные лд^виотов, психологов — 0.Бычковой. С.Вврданяна, Н.Кшй.ина, Л.Блатоуотовой, В.Морозова — позво-

ляют говорить о некоторых аспектах общности артикуляции, звукообразования в процессе поэтической декламации и вокального интонирования. Певческая срггкуляция, по сравнений с речевой, из только не редуцирует интонационно-морфологические» особенности ?53шш, но, напротив, придает ел большую ясность и выпуклость.

Благодаря замедленному темпу и полному ст"лп произнопенин з голосовом аппарата при звуковой реализации стихотворного тек-зта нередко появляется эффект вибрато, типичный для музыкального исполнения и возникающий на стационарной части длительных звуков мелодии. Согласно наблюдения?! Л.Златоустовой, в эмоционально окраазнной речи возникают певчпские форманты, придающие голосу оттенок Яркости я "вокальности".

Метрическая упорядоченность звуко-рочевого материала поэтк-зеского текста, возникает,аке при декломации певческие Форманты, 13;ш!лшяе тсмбральную окраску голоса, формируют особый тип ре-?евого произношения — поэтической монодии, или, вернее, вока-шзованного чтения стиха, что дает основание говорить о наличии !з только двух возмогши режимах работы голосового аппарата: ре-?овом п певческом, но и о третьем — "промот^точном", но достаточно самостоятельном реккме, характеризующем иелодизированшй 'пи поэтической декламации. Отсюда яледует, что специфика резль-¡о звучащей поэтической интонации заключается в одновременном ;осущестзова!ши как бы собственно речевых (прссодийных) и музн-:ольных акустико-йнтонацпошосс признаков. Это дает основание досматривать стихотворную речь как особый вид поэтического иов котором оршпгчш переплавляются речевые и музыкальные онструктивно~сткллсткческиэ компоненты, проявляющие свое взаи-одействие па всех уровнях литературной формы.

Токга.1 образом, возиояно значительное расширение и углублено понятийных аспектов категории "музыкальности" стиха, кото-ая традиционно связывалась о эвфонией, ипструмэгётовкой, звуко-ой организацией, отмечала внешние общезстетическио свойства по-зки и в целом носила более метафорический, негелп парный ха-актер. И.Виноградов одни;,! из первые; советских ученых констатя-овал отсутствие оценочного момента в термине "музыка худо"естенного слова" и предлагал понимать под музыкой стиха весь план иражения поэтического текста. Так го, как и в музыкальном искус тве, понятие музыкальности поэзии ноезт трактоваться многосто-

роняв: г качестве синонима "благозвучия" и "неблагозвучия", плавности и диссонантности стихотворной речи.

Опираясь на тезис о том, что многоуровневая структура сложного худонественно-семиотпческого объекта может рассматриваться как в содержательном, так и языковом плане, и развивал ото положение по отношению к поэзии, возможно представить следующую сио-тему классификации музыкально-поэтической целостности стиха: а) музыкально-поэтическая образность стихотворения; б) фонемно-эвуковой уровень; в) интонационно-синтаксический уровень; г) структурно-композиционный уровень; д) анпого-асооциатЕзный (.аанрозый) уровень.

Несмотря на условность любой классификации, рассмотрение .узшсальной поэтики стихотворения в подобном ракурсе возмокно, поскольку в иерархической последовательности уровней представленная классификация отталкивается от специфики исследуемого предмета, учитывает этапы становления поэтичеокого образа, логику познавательного процесса, его развития от художественно-эмоционального восприятия первичного образного плана произведения через абстрагирование научно-аналитического характера к аналогиям и эстетическим обобщениям более высокого, порядка.

Во втором разделе главы на конкретном поэтическом материале М.Богдановича рассматриваются музыкально-поэтические закономерности стиха в виде отдельных структурных уровней, Зстем — па примерах целостного системного анализа стихотворений — выявляется их теснейшее диалектическое взаимодействие и взрчмообуо-ловленнооть как по горизонтали, так и по вертикали.

Охранение музыкальной образности в творчестве М.Богдановича связано о размышлениями поэта о роли искусства, красоты, музыки жизни художника, в традициях его народа. В стихотворениях поэта нэ раз встречаются непосредственно музыкальные образы, 1смы, наотроония.-Музыкальная обраэнооть как бы изнутри духовно настраивает мышленио поэта в определенном музыкально-поэтическом ключо, озвучивал поэтические средства выразительности гибкой ыу-оыкал: ной интонаций, колоряотичноотьо ввуко-фонетическшс решений.

Анализ фонемио-акуотйческих аспектов музыкальной выразит оль-йостп стих.. М .Богдановиче свидетельствует о глубоко развитом сип-о*етпеокоы чувство почта, позволяющем выявить в литературной

НОНТ0КОТ9 "акустическое богатство языка"-(В.Белинский) во всем его многообразии и звукогой характерности. Тезис Б.Томашевско-го о том, что поэзия гораздо национальное прозы, находит под-тверэдение и при анализе творчества М.Богдановича. Наличие квантитативного ударения, замедлений темп национальной просодии, сочетающийся о полнш стилем произношения, отсутствие благодаря этому редукции фонс-м, эффект поэтической вокализации — приводит в итоге к максимальному прослушивании поэтического текста, выпуклому, мелодизировпнному звучания всего фонетического состава того пли иного стихотворения. По отношения к лирике М.Богдановича мои га говорить, о одной оторони, о том, что звуковая окргска слов, выбор лексем часто связан с определении фонетическим значением, с другой — о "полисемаптичностп" фоиетичо-ских звуков, запечатлевающих обилие тончайаих психологических ¡шансов, рефлексирующих эмоциональных состояний.

Семантико-впразителытя, эмот:пшал функция звукового состава в творчестве М.Богдановича,как правило, связана с композиционной Функцией. Нередко отдельные фонемы или их сочетания (фоио-•«ор|ологические комплексы, сшшгокя), обусловленные тем плп иным эбрззннм строе:,?, подобно музыкальному темаютесксму развития, по-зтепенно "продвигаются" от начала стихотворного текста к концу} з нашем сознании создается своеобразный пффект "звуковой ант;дп-юц.чл" (предвосхищения, предугедкзаши дальнейшего развития), я 1ТОГО произведение как бы "цементируется" в звуковом сгнощеиш, шзывая ощущение целостности и единства.

Анализ интонационно-синтаксического уровня стиха М.Богдапо-;па дает воамоялость проследить слоюшЯ процесс преобразования :росодпйно-рочев1сс интонационных прообразов в нуэыкашю-поэгп-ескио мелодемы, которые приобретают в стихотворном контекста о только новые звуковысотные характеристики, но и дополштталь-ыэ емнеловио нагрузки, семантически многозначность. С точки рения общего характера организации стихотворной речи (прообла-акщего, как правило, па протяжении всего прокзведошэт), для ворчесгва М .Богдановича характерен песэппо-романсовиЯ тип мело-гатя. Однако с точки зрения конкретной интонационной структуры ирико М .Богдановича внутренне неоднородна а "политионапионна". реальной декламация отчетливо проявляется интонационное много-Зразие, стиха, который строится на основе чередования разносб-

разных риторических фигур, речевых ыелодем, искусно "инкрустированных" ь общую канву иесенно-романсового развития.

Интонационность выявляется по синтагматике в процесоа синтаксического членения речи, что предполагает образование внутри стихотворнохю тексты системы разномасштабных композиционных структур.

Анализы стихотворных текстов М.Богдановича дают ооновагаш констатировать, что строфа, членимая на стихи, имеет более гибкую внутреннюю структуру, аналогичную структуре музыкальной теми. В поэзии М.Богдановича обнарукизается разнообразие маситаб-I: ^синтаксических структур, начиная от простейших — периодичности, "пары периодичностей" , и кончая "дроблением о замыканием", о "двойным суммированием".

В творчестве М.Богдановича отчетливо проявляются общие логические функции асафьевской триады [ ] . Развитие образно-информативного плана сочинения, подк:золенное системой по-ет'тчеоких повторов, особенностями интонационно-звукового характера, позволяет в какала конкретном случае усматривать в стихотворной композиции черты той или иной музыкальной формы. Наиболее лаконичные поэтические строфы в своем строении запечатлевают разнообразные структуры музыкальных периодов (квадратного -цеквадратк )го, повторного-неповторного, единого строения).В ря-I > случаев мы клеем право говорить по'отношению к поэзии о музыкальной форме второго плана, в которой отчетливо выявляются закономерности простой 2-х и 3-у чьзтной формы, вариационной, формы рондо и т.д.

Оппеделенио в поэзии вналого-асооциативного уровня, то есть цуаыкадьно-ванровых аналогий, представляет наибольшую трудность, поскольку зтот аспект проблемы почти :ш затрагивался в литературной наука. Тем не менее мы мовем о полным основанием развивать идег о музыкально-канровой основе многих поэтических произведений М.Богдановича. Музыкально-етнровая ассоциативность рождается» как правило, в результате воздействия в процессе восприятия всех уровней поэтической структуры. Тик, правомерны параллели с «аиром скерцо стихотворения М.Богдановича "3{мой", ст...:отворешю "Рушимая, бращя, хугчай", несмотря на трехдольное движение дшс-гсля, вызывает аналогии с Каиром марта. Стихотворение "У бубны даасяу воцер б'о" явно нпоет на С1 бо отпечаток традиций музыкаль-

пого роздо. Тому способствует четкая композиция произведения, состоящая из трех эпизодо"» и чотырех рефренов,, общее интонационно-ритмическое движение стиха, его звуковая организация, безусловно заложенный в нем быстрый, динамичный темп произно-иешя.

Для того, чтобы более наглядно представить диале гику взаимодействия музыкально-поэтических аспектов стиха и рожающуюся в итог? этого взаимодействия музш?ально-яанровуга ассоциативность, 3 диссертации предлагается целостный системный анализ одного из сложных, психологически утоотенша произведений суггестивного плона-стихотворение "Цгчень". В результате анализа выявляются не только высочайшая взаимообусловленность всех отялпсткческих компонентов формы, но и очевидные признаки вакра вокального монолога, развивающегося по законам сквозной музыкальной композиции о элементами трэхчастности.

Рассмотрение поэзии с музыкальной точки зрения позволяет более точно подходить к эстетшеской опенке произведения, расширяет наши представлен/л об имманентных законах становления поэтической формы, углубляет искусствоведческие критерии а целостности стиховой композиции.

'/¡узняалыюсть поэзии, как эстетическая категория, моке? трактоваться коя сшюпдм художественности стиха, заключающейся в максимальном соответствии звуко-сгягслового выражения; кск системное понятие, позволяющее раскрыть в поэтической деклемапя диалектику взаимосвязей просодийкюс и музыналышх конструктгшпо-отилястическпх компонентов.

Музыкальность стиха — ото но только ого благозвучна, вырг-дающееся в определения ялошно-эвукового подобия двух впдгв искусства, по я неотъемлемое органичное качество высокохудожественной, реальна звучащей поэзия, исследование которой показнва-вт, что специфически речевые лексические структуры, попадая в условия ритмизованного поэтического мелоса, кзог«шшка образ«« соподчиняются сообразно логике музыкального разлития, в результате чего внутренняя организация поэтико-речевих уровней обккр; кивает целый ряд музыкальных згкономернсстеЯ, яроявлязопцтхея RP; анализе фонемно-звуяозых, интонационных п композиционных аспск тов стиха.

Рторяя глапд — "Особенности претворения поэзии М.Когда»

вича в вокальном творчестве белоруоских композиторов" — включает три раздела. В первач разделе дана краткая характеристика вокальных произведений белорусских композиторов на стихи М.Богда-. нсзкча: их апнрово-тематическое и стшшотичеокое многообразие; отмечены трудности исследования в силу неразработанности и худо-Езственной неоднородности маторпала.

В представленной работе параллельно совмещались два ракурса исследования: о одной сторокл — исторический взгляд на творчество того или иного композитора, с другой — аналитический подход, предоставляющий возмошюсть на кошфетноч музыкальном материале раскрыть основную проблематику исследования. В первом раздела рассматривается влшние музыкально-поэтических уровне!! сти-на различные параметры вокальной речи, указываются возмошше аспекты анализа: I) реализация или нивелировка в вокальном про° кзведении звуковых, фонемно-акустич^зкш: свойств стиха; 2) характер преломления в вокальном сочинении стихотворения как "гнтона-ци^но-речевого" прообраза (термин К.Лобановой), многообразных полисемантических интонационных мелодем; 3) прямое и опосредованное вльлние структурно-композиционных закономерностей стиха на музыкальную форму; 4) соответствие или несоответствие музыкальной образности са.^ха, являющегося своего рода инвариантом для различных худотаственных интерпрстаци?); Ь) аналого-ассоциатшз-!ыэ (жанровые) параллели монду литератугшым первопсточнгзсоы ц музыкальной композицией.

Анализ вокальных сочинений Г.Сурусп ("31мовая дарога","ЦЗп-ды вочар"), ¿.Богатырева ("Кабягае гшо"), Л.Мурашко ("Зав1рухг"), В.Помозова ("Ляоул"), а такгэ романса украинского автора А.Кос-Ааатольского, обратившегося к творчеотву белорусского поэта,сви-■ дотельотвует о вернооти методологического подхода, лшгаляшего онатпшость каздого структурного уровня поэтической формы для <$орм-фования вокальной интоники, синтаксиса, композиции, тембровой выразительности.

Преломление музыкальной образности стиха, его подтокотовшс смоцио"а'1ьно-пс12сологическ1й доминант, кгк и выявление аналого-аосощштшышх (аалроаых) параллелей в вокальном произведешттг бослзэеш ошпь при целостном анализе того или иного сочинения. В связи о последние уровни отгаа логичное было рассмотрите в последующих разделах.

•На различных исторических отапах развития белорусской ..ом-позиторской школы подход к творчеству М.Богдановича был неоднозначным и эволюционировал в сторону более осмысленного и глубокого постпнанил самобытности поэтического мелоса худонника. Во втором разделе рассматриваются особенности преломления музыкальной поэтики М.Богдановича в творчество белорусских композиторов •10—60-х годш.Рассматриваются произведения А.Туренкова ("Зорка Венера", "Уся у слязах дзяучнна"), Н.Аладова ("Глянь, як зорка у цемн! ляц!ць", "Скрылась квотам 1 у пол! маг!ла"), А.Богатырева ("Над маг Iлай", "Л хлеба J багатых npacl? i мал!у", "Ыйлпдця гады"). Анализ различных с точки зрения стилистики произведений свидетельствует о глубоком внутреннем воздействии музыкально-поэтической структуры стиха на вокальную форму. И если в сочинениях А.Туренкова интонационная семантика сопрязена более о традиционной вокальной лекоикой (чаще песенного склада), то в романсах Н.Аладова и А.Богатырева намечаются позитивные тенденции к многозначному рсмансово-детализированному прочтению литературного первоисточника.

Ассимиляция па белорусской почве западноевропейских и русских вокальных традиций во многом обусловила нэ только использование богатого класоико-ромаитического арсенала средств выразительности, но п стремление авторов адекватно гретворить в музыка "змощюнально-подтекотовие", психологические уровни стихо-таорзшш. Отсюда — бережное отношение к худотаственному тексту как к законченному, самостоятельному произведению, на требующему каких-либо существенных трансформаций.

В романсах А.Туренкова, и еще более Н.Аладова и А'.Богатырева, наметилась позитивная тенденция к глубоко профессиональному, вдумчивому постипеншо законов организации поэтической речи, белорусской отпховой просодии, национальной фонетической структу-рн слова.

К поэзии J.Богдановича обращаются композиторы различных генераций. Пристальное внимание к национальным традициям, историческим корня-i, языку, народному посенно-инструментальному люр-чэству обусловливает глнровоо и тематическое многообразие вокаль-Ш1Х сочинений, связанных о белорусский поэтическим словом. Вопросам отражения музыкальных аспектов поэзии М.Богчаковича в вокальной музыка белорусских композиторов 70—80-х гг. посвящен тротий

раздел главк.

Одно из центральных мост занимает анализ романсов на стихи М.Богдановича одного из старейших композиторов Белоруссии Л.Абе-лиовича. Композитор, по складу мышления близкий Д .Шостаковичу, тонко реагирует на вое эмоционально-психологические нюансы текста. Б творчестве Л.Абеляовича, и в частности, в вокальной лирике, обнаруживается эволюция в сторону усложнения средств музыкальной выразительности. Это сказывается на гармонии, насыщенной альтерированной полифункционашюй аккордикой часто кэтерцового строения, в характере модуляционного мышления, в новых типах тональных соотношений, в индивидуализации вокальной партии, б тонкой дифференциации темповых, динамических оттенков.

Для вокальпого творчества Л.Айелиовича показательно новое отиошенио к тексту. Композитор нередко свободно обращается с поэтическим первоисточником, изменения которого иногда коренным образом трансформируют музыкально-поэтичесвдю структуру. Особенно ото касается произведений фялософско-медитативного плана или пвйаааюй лирики, окрашенной в субъективные с оттенком суггестив-кпоти эмоциональные тона.

Анализ романсов Л,Абс-лиовича ("Ты Оыу, тс месяц, едз!нок1", •Яоч", "31мой", "Зав!руха") свидетельствует о том, что, несмотря на существенные изменения в тексте, структура последнего оказывает существенное воздействие на музыкальную стилистику и фогш-рует многие стороны вокального мелоса, композиции, ыетро-рптыо.

Прозаизация стиха в романсах Л.Абелиовича помогает тоньше дифференцировать в вокальной мелодике интонационно-речевые мсладе.'.! ы . Создавая условия, максимально прибликэшшо к характеру декламации того или иного произведения (гасятся в виду еффект "Фонического диссонанса" (термин Е.Ручьевской), преломление речевой синтагматики, фонологических особенностей стиха), автор одшш из первых белорусских композиторов достигает того уровня худовест-бошюго обобщения, который наиболее полно соотносится с понятием "образно-стилевого тождества" стиха и напева. Этот тш соотношения олова и музыки моют определяться как максимально« худокеот-венное соответствие романса образности и всей ошзтемо средств выразительности литературного первоисточника.

Тоздественность вокального сочинения и текста во многом обусловливается умением композитора "слышать" и правильно восприни-

отличия временных законов организации стфса и музыки: различно реальное (феноменологическое) время звучания произносимого слова и музыкальной интонации и психологическое (г рцептуаль-ное) "время созерцания" (акта восприятия). Сочинение вокального произведения — есть сложный процесс приведения в соответствие (в равновесие) параметров временной организации стиха и временя специфически музыкального. От степени этого соответствия во многом зависит характер влияния различных уровней стиховой структуры на музыку, я в конечном итога — адекватность музикалыю-иян-ровых аналогий стиха ганровым признакам вокального сочинения. Так, в романсе "Ноч" ("Ц]ха усб была на небе, зямл! { на сэрцы") удачно переданы "вторичные" музыкально-¡ганровые признаки стихотворения-ноктюрна, в "Зав!рухе" — черты драматического скерцо, в романсе "Ты быу, як месяц адз!нок!" — медитативного монолога о музыкальным типом сквозной драматургии.

В связи с творчеством Л.лбелиовпча закономерно встает вопрос, почему даае в случае существенного искааения общей структуры стиха его образный план и многие внутренние закономерности не нивелируются) а непосредственно влияют на стилистику вокального сочинения. Ответ заключается, во-первых, э особенностях воздействия произведения на восприятие человека и законов художественной памяти: литературно-звуковая форма и порожденное ею первичное эмоциональное впечатление не стираются полностью в сознании композитора, а опосредованно воздействует на его художественное мышление. Во-вторых, влияние музыкальных аспектов стиха на творчество — не есть одномерный, схематически последователь-!шй процесс отражения всех уровней текста: анализ вокальных сочинений показывает, что влияние стиха мокет быть "дискретным" ("Функционально переменным"), то есть наиболее полным на отдельных участках вокальной формы (например, экспозиционной, репряз-ной); влияние мотет характеризоваться как "прямое", "опоорадо-ванное", "перекрестное". В первом случае, например, анафорические зачины стихов отроклются соответственно в идентичности музыкальных фраз или секвентностл; во втором случае акустика сглха мокет опосредованно формировать дополнительные змоционоль-но-психологическяе оттенки или влиять на общий тип вокального мелоса; в третьем — наблюдается явление, при котором влияние уровней стиха имеет как бы "перекрестный" характер — например,

масштабно-синтаксическая структура дробления способствует уско-решго темпа вокальной мелодии, о синтагматика речевой лексики отражается в определенном типе музыкальной Формы (период, 2Х-32 частная).

В этом ке разделе главы дается краткая характеристика опери Ю.Семеняко "Зорка Венера" ("Звезда Венера"), связанной с низнью, творчеством и поэзией М.Богдановича. В самом названии произведения — опера-позма — определяется обтатй лирико-эпический тон повествования, что об/ьясняот отсутствие в про;>яполе!пш разработки каких-либо сложных психологических ситуаций, опорно-01 ¿етпых линий. Стилистическая неод!юроднооть оперы, отмечаемая исследователя:.!!!, п ряде случаев обусловливается несовместимостью либретто со стихами М.Богдановича. Назидательный, несколько лапидарный тон стгоса современного поэта но всегда органично взаимодействовал с художественно утотюшшм стилем МЛ'огдановкчо. В итого наиболее удачными эпизодами оперы явились именно те, которые включали первозданный, но трансформированный текст литепа-?ург!о:х> классика.

В главе рассматриваются пролог опери ("Мплпдыя гады"), ариозо Максима ("Вакол мяле кветк! прыгокл красуюць"), Нпбракр. "Я хлеба у богатых прос!У I мгийу") к другие эпизоды, свилагаль-ствуюцие о стремлении автора максимально приблизить характер произведения г. музыкальной поэтике П.Богдановича. В ряде случаев это удается: влиянно музыкально-поэтической структуры стихп плодотворно оказывается на школьных эпизодах оперы, песенная стилис-тш:а которых утрачивает черты несколько однозначной песенной обобииннооти и интонационного схематизма.

В последние годы интерес к творчеству Н.Богдановича значительно возрос среди композиторов среднего и младшего поколений. В романсовой лирике белорусских авторов осваиваются новые пласты его поэзии, большее меото стали занимать фольклортэ мотивы. Белорусские композиторы 70—80-х гг. стремятся осмыслить творчество поэта о современных позиций, интерпретировать поэтическое слово с учетом, современных худоаественных средств, национальных традиций.

В главе анализируются вокальные сочинения Л.Зпхловного ("Хоць I зорачка", "Ск1рпуся"), С.Больтикова ("Зпв( руха"), Л.Му-рашко ("Зорачка"), вокальные циклы В.Серых, В.Помозовп, Л.Шлег.

Длл того, чтобы о большей наглядностью выявить "константные'' и "мобильные" структурные элементы поэтической формы, предлагаются сравнительные анализы романсов, написании ни идентичные тексты (А.Туренков — Л.Шлег, Л.Абелиович — С.Еельтюков).

Исследование песенно-романсовой лирики белорусских композиторов последнего досятилотия позволяет констатировать тот факт, что музыкалыю-речовал сторона стиха — это та область, в которой формируются предпосылки длл многообразных вокальных интерпретаций текста. Отличительной чертой поэтической интонации (б отличие от прозаической и разговорной) является ее семантическая к эмоционально-психологическая многозначность. По отношению к вокальной музыке мы монем говорить только о художественном отражении мелодпм, которое базируется на большей или меньшей определенности речевых аосоципций. В вокальном произведет«! мокет реализоваться лишь общая интонационная композиция стиха (клеится в виду наиболее объективные интонационные особенности стихотворения, зафиксированные лингвистами экспериментальным путе-м). Однако конкретное мотивное наполнение кандой лексемы, синтагмы, поэтической фразы в вокальной музыке мотет быть совершенно различным дата в произведения* худойственно близких в трактовке одного и того но стихотворного образа, сюжета, настроения.

Соответствие или несоответствие вокального произведения литературному первоисточнику во многом зависит от совпадения или несовпадения в сознании композитора, его творческом процессе музыкальных я поэтических модусов. Литературное произведение, я в первую очередь стихотворное, также обладает определенным модусом, ровдающимся па стыке формирования объективных (кшшрзтных) образов и субъективных (имманентных) процессов, обусловливают^ целостную организацию всех элементов музыкально-поэтической структуры, начиная от "латентного", темброво-акустического уровня и ко:гчая мирово-ассоциативными аналогиями последнего уровш.

В поэтическом произведении уже изначально заложены элементы музыкальной годальности, которые могут быть "услышаны" (дешифрованы) в композиторском творчестве, или, напротив, не зафиксированы творческим сознанием. Изначальная установка не. музыкальный модус поэзии способствует более тонкой дифференциации в сознании композитора поверхностно-содержательной стороны произведения а семантически многозначшя, нз прямолинейных по своему

воздействию структурных образований, связанных с глубиннши под-текстовыми значениями, многомерными пространственно-временными ассоциациями, звуковыми прообразами.

Исследованный музыкальный и поэтический материал позволяет сформулировать ряд выводов, излоненных в закллчоции.

1. Рассматривая стихотворный текст с точки зрения целостной, структурно упорядоченной оистсмы средств выразительности, ыы расширяем категориальные рамки понятия "музыкальность" пое-вии, воспринимаем последнюю как диалектически по;.ьяаИ!ГЙ гибкий гудоЕдствешшй организм, в котором музыкально-генетические ¡.ар-нч проявляются иа всех уровнях формы, начиная с акуотпхо-фоне-тических закономерностей и кончал музшсаньно-иинровымп пнплоги-яме. Благодаря осмыслению стиха с позиций музыкально-поэтической целостности, мы наглядно можем представить динамику взаимодействия собственно речевых (лингвистических, просодийкых) и музыколь-ных истоков, на основе которых формируются предпосылки позмошв« вокальных интерпретаций.

2. Аналиа вокальных сочинений на стихи М.Богдановича (в тш ччоле романсов различных авторов на идентичные тексты) позволяет определить художественную двойственность поэтического текста, который одновременно мокет являться своего рода "инвариантом" или "прообразом" для дальнейших разнообразна композиторских прочтений. Восприятие стихотворения в качество художественного "инварианта" ведет ко множественности интерпретаций, п которых наиболее активно варьируютоя "мобильные" элементы музикалыго-позгпчо-окой формы. Восприятие стиха в качестве конструктивного "прообраза" ограничивает число возможных вокальных трактовок, в которых, как правило, реализуются "константные" элементы поэтической композиции. ^

Именно худояеетвенная двойственность стиха потенциально обусловливает "песенный" или "романсовый" отиль прочтения литературного произведения.

3. К субъективным факторен, определяют» степеггь адекватности нрочтенкя в музыке литературного первоисточника относятоя уровень художественной интеллектуальности композитора, ого способность' чувствовать и осознавать музыкальную поэтику стиха; к объективным — различия во времяизмерении поэтического и музыкального мелоса, в специфике вокализации поэтико-речевых мело-

дсм, звуковая реализация которлк подразумевает множественно .ть художественных решений как о точки зрения семоптико-психологи-чаский иагрузки, так и с точки зрешш конкретного лш;оарно-ян-тонацнонного развития.

4. Исследование вокальной музыки на стихи Ч.Богданопча позволяет сделать вывод о том, что влияние музыкально-поэтической структуры стиха многомерно и в то та время нералнозначно для отдельных разделов формы и имеет, условно говоря, "прямой", "опосредованный" и "перекрестный" характер. Анализ романсов белорусских композиторов показал, что национальная характерность стиля во многих случаях достигается за счет фонемно-пкустичо-ского уровня стиха. При перевода текста на другой язык (дат близкий по фонетическому составу) романс, как правило, утрачивает присущую ему тембровую окраску и шесте о ней приметы национальной колоритности. Принцип выстраивания "фонетической но-* лодии" гласных, дополнительно озвучивающий стихотворение, оказывает опосредованное воздействие на формирование вокального мелоса, корректируя расстановку фразовых ударений, местопологешга кульминационных или опорных точек мелодии. Фонемно-акустический уровень стиха ц связанная с ним система рифм, анафорических приемов, фонемно-звукових арок во многом предопределяет аналогию вокально-поэтических кадансов, нередко совпадет") "анпфорпчеоких секвенций" с аналогичным приемом в музыке и т.д.

Интонационный уровень стихотворной речи наиболее полно реализуется в романсовом типе вокальной мелодии. Интонационно-речевая сторона поэзии находит наиболее адекватное отраяение в творчестве современных авторов, которым удается передать не только "формально-речевую" направленность движения лексических мелодем, но п их полисемантическую окраску. Кроме того, в отличие от ро-вансовой стилистики композиторов старшего поколения, в творчество современных авторов намечается позитивная тенденция к преломлении в вокальной лирике современной просодической интонации, что а перспсатшг (параллельно о процессами возрождения белорусского языка) мота? способствовать формировании дейотвнтелт 'о национального стиля, не замыкаясь исключительно на фольклорных то-то к вх .

Анализ вокальной музыки свидетельствует о многообразном воздействия структурно-ксмпозицисгнного уровня стиха. Это нахо-

дпт отраженна в прямом п опосредованном влилшш масштабно-оин-такс!гческих структур на музыкальный тематизм, в частом претворении музыкальной композиций (формы второго плана) поэтичеоко-го произведения в том или ином вокальном сочинении.

Говоря об ан&лого-ассоциативном уровне, можно констатипо-вать определенную тенденцию к соответствию музыкально-жанровых аналогий стиха и напева. Трудность этого вопроса заключается в малорозработанной класоифщкации поэтических жанров в литературоведении, которое но учитывает в методологии музыкалыю-йянпо-вые признаки литературных форм.

5. Основываясь на анализе вокальной музыки белорусских композиторов, возможно условно определить три типа (принципа) соотношения поэтического слова и музыки, клпсснф;жацил которых учитывает характер художественно-стилистического прочтения стиха в вокальном произведении и оценочные моменты восприятия.

"Образно-сти-^вое тождество" подразумевает наиболее точное художественно адекватное протворенио стихотворного произволеиия — его образного плана, семантики, музыкальных аспектов структура, подтекста — в вокальном сочинении. Этот принцип соотношения возможен не только в романсовом, но и песенном стиле, однако при условии, если уровни стиха изначально организуются с ориентацией на песенный тип поэтического мелоса и соответственно находят от-раконие в обобщенной, но яркой в художественном отношонии вокально-песенной интонации. Для вокальных произведений романсового плана, отмоченных данным типом соотношения, характерно детализированное, яркое в интонационном отношении прочтении стиха о высоким уровнем эмоционального воздействия. В белорусской музыко этот принцип нашел наиболее полное выроиеипо в творчество Н.Асадова, Л.Абелиовича, в отдельных сочинениях оовремошшх композиторов .

Принцип "образно-стилевого контраста" подразумевает внесшее коренное несоответствие вокального сочинения отруктуро стиха. Однако это несоответствие не является синонимом "нехудошэственнос-ти". В данном случае речь идет о сознательном авторском упрощении или, напротив, усложнении в музыкальной трактовке поэтического текста. Как правило, этот процеос связан со стилистическим переосмыслением литературного первоиоточника о позиций современного художественного опыта, вооприятия. Так, в вокальном цикле

Л.ШЛ8Г ("Вялок") цузыкяльно-позтичеолая, пеоенная в своей основа структура стихотворения преломляется сквозь призму ооманоово-го деталлзированкэго стиля. Подобное искусственное стилевое уолоялениэ не товдеотволно о точки зрения обэдй вокальной стилистики литературному первоисточнику, однако оно ведет к новой современной трактопке клоооического стиха, окрашивает его молоо новой современной речевой интонацией. Вторим случаем проявления "образно-отплавого контраста" монет считаться искусственное упрощение слошю-организованной структура текста в песенном ааира. Примерами могут слагать некоторые песенные опусы на отяхп '¿.Богдановича, А.Турешсова, Ю.Семсняко, ИЛучекка и др.

Принцип "образно-стилевого параллелизма" охватывает папбодь-иую группу вокадыпсс произведений, не претендующих па высокий уровень художественного обобщения, в развитии которых текст и музыка сосуществуют как бы в близких змоциопаяыю-психологнчеоких доминантах, но художественно не дорастают друг до друга; но достигается органичности во взаимодействии слова к напева, а если и достигается, то "ддежрзтна", эпизодически. В романсах подобного типа текст и музыка развиваются, образно говоря, как бы "параллельно", постоянно стремясь ко взаимодействий, взаимопересечетго, :Ю но доотигая ого. В таких вокальных произведениях, как превп-;.о, пли неудачно искажается стилистика, а вместе с этим и иято-шка стиха, пли, напротив,'искреннее стремление точно передать ."скопировать") худокествешшо особенности поэтической речи не »ешшзуется долашм художественным образом в силу отсутствия яа->ой, органичной именно для данного стихотворения вокальной инто-1сция. Этот принцип обнаруживается в ряде романсов В.Серых, '.Суруса, С.Бельтюковя, Л.Мурашко.

Рассмотронные принципы соотношения слова и музыки, несмот-л на условность их определения, встречаются в белорусской музи-:з как в "чистом" виде, так и во взаимодействии. Примерами вто-ого случал могут служить некоторые романсы Л.Абелиовича, где сбразно-отилевое тоздество" достигается путем преодоления вто-ого принципа — образно-стилевого контраста. Стилистика стиха этом случае в корне трансформируется и на оонове ат~уктурно-Ановленной поэтической речи роядаетоя интонационно тоядоствен-яй, органичный имешю для этого стиха вокально-речевой мелос.

Таким образом, исследование музыкально-поэтических взаимо-

действий на уровне литературной и вокальной формы оогясшгет шзо-гпо закономерности творческого процесса композитора к поата, принципы организация структуры, позволяет более точно определять критерии худоедотвешюго творчества, потенциальные Eoascs-иоотп литературного произведения для многообразных композиторски интерпретаций, осмысленно подходить к определенней худовз-ствешшх доотошютв вокальных сочинений, прогнозировать шс неспоообпооть во времени и пространства.

Ооношшз пологоняя дпоовртацив отрасеш в шиууйетс пу&тя-кашда.

1. Н.Богданович fia страницах: "Hacafi ni бы" // Которая книги, пс-точшжоведошт и библ::оточкоо• дело. — Минск, 1904. —

С. 37-47. — 0,5 п.л.

2. Музыка правде воаго // Искусство Белоруссии. — I98G. — $ 6. — С'. 38-11. — 0,5 п.л. (fia белорусское языко).

3. Публикации в белорусских книшаи и периодически: кадшегях о wy а цкальпо-поэ тпч с ских проблемах творчества M.Богдановича // история книги, кнкеного дола и библиография в Белоруссии. — минок, 1986. — С. 59-72. — 0,6 п.л.

4. Поэзия Максгаа Богдановича ь творчества белорусских ксиповв-тороа // Извоомы Академии ¡¡аук БССР. С&рия общественных неук. — 1983. — В 6. — С. 69-96. — 0,7 п.л. (на белоруо-скси яашш).

Б. Цузшгвльиио аспекты позаии Макоима Богдановича // Извести Академии наук БССР. Серия общественных (аук. — I9S6. — й 2. — С. 78-66. — 0,5 п.л. (на белорусском языке).

•J

6. Песня. Романо // Энциклопедия литературы я искусства Белоруссии. — Минск, 1987. -- Т. 4. --С. 270-372, 490-191. — • 0,7 п.л. (да белорусокоу языке).