автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Полифония в марийской музыке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Полифония в марийской музыке"
Министерство культуры Российской Федерации Московская государственная консерватория
им. П.И.Чайковского Р Г Б ОЛ
* 7 ОКГ 19.96
На нравах рукописи
МАМАЕВА Майи Николаевна
ПОЛИФОНИЯ В МАРИЙСКОЙ МУЗЫКЕ
(в аспекте взаимодействия фольклорной традиции и профессионального творчества)
17.00.02 — музыкальное искусство
Лито реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 1996
Министерство культуры PoecmtcKoii Федерации Московская государства шпн коиссрипгори.ч им. П.11.Майкопского
I l;i iip:n>;ix рукописи
МАМАЕВА Maiiii I IiiKOJiaeniia
ПОЛИФОНИЯ В МАРИЙСКОЙ МУЗЫКЕ
(п аспекте юаимодсистпия фольклорном традиции и профессионального тпорчсс! lia)
17.00.1)2 — музыкальное мскусстио
Автореферат диссертации нп соискание УЧПЮМ Ci CI ICI(I! кандидата искусствоведения
Москва 19%
Работа пыполнепа на кафедре истории музыки Казанской государственной консерватории
Научный руководитель — Официальные оппоненты —
Ведущая организация
кандидат пскусспюведепия, и.о. профессора ЕГО РОИЛ O.K.
доктор искусствоведения КОНДРЛТЬЕВ М.Г. ка I идндат 11 с куссгво i ic/ici i ия ГУБЛЙДУЛЛИНЛ V.U.
Удмуртским институт истории, И'шкп и литературы Уральскою отделения 1'ЛН
Защита состоится « CWJKjWlSI 1996 г. в__часов
па заседании специализированного Сотпл К 092.08.0) но присуждению ученых степенен Московской государетвеннои консерватории им. П.И.Майкопского по адресу: 103871 Москва, Б.Никитская, 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской консерватории.
Автореферат разослан <. » (Mrt*f<yfn&s 1996 г.
Ученый секретарь специализированного Сонета доктор искусствоведения, профессор
Т.Н.Чередниченко
ОШЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДГШЯ'ТЛ! 11"П Актуапыгосгь томи. ОгЦкнчонио it пяучгит» m «ос'-чем нмииоиапьчсго от »ли ойусдопнсмо самш тгроцпооом рочтгтч шршоП a.viüücurwirí!
КУЛЬГУРМ, ЛрмГК.ЦоШШ JICO tIOUNJf КаЩЧШат.ОЧХ: |»ко»Г К trpniW-OKPtianT. -iroíi oiípoiioíioK.oii трчдпцач. В ооир'ч.ччиго-ч oómoorno ут'рчадлоь .пл/мг СЯИОИРНКОСТИ КуЛГ.турМ ЛП()01.'О Парода, 1ПЮ0:-:0,!Пг.;п0'П» раЧМрТПЧ
рпзлпчнмх нптюначыш.ч шкод и трач'^П.обог/гитямт!* глг?{>г«иоП г. клльнын процосо конопторишгдн ктс>гаг'ч ow'o н.чционачмюго /яг~ mnooirovo/ м'цюстчущоппя » ого шмоботпого i;it|v¡wtwf » иокупитпп гч\укон. О птоп точки npomttr ortjvu'ionm к щинКчопо н.чциопапмюго стиля, стпипмлетгя и рлапитгог паниопалмюп гсогдкокктогхгкоП тколн
ПрОДСТП['\ЛЯ(5Т ?ЖТ.у.ЧЯЫТОСТГ»,ПШПГРТОЧ »!ЪЩЮП. r»n.?f,'l40ii гП'"[|КО",ч!11(.Ч!ПЯ,
Настоящая работа иосипдоча тюлп^опяи и MnpniUmoiS юупико и
р.Т'.СГЛПТрНН.ЧОТ 00 Л ЛСЧГКТО ОТГ'ДгтШ'О ПИО^О-'фДГШЛ И'ППД« ЧЧЧЛЬ'ЮГО
композиторского тчорчостиа. 11г*\цр.тг>гаяотся актуатма-т tiny м-vir,о полифонии N мпттПокой. иукнко и «плу по »пачпгсшаюм pov » про-п,пг.со :»?»рогяш»ип п ра:'мпч'пя »т.чпмонолмгоН яр'.Я'оо'мгоиачт.поП куль-
тури,(!0 OHOnOfnîPW В форглпроичтч! О0.110П паштоиялг.пого О'ГП'ТЧ. ívino-l'KO Ч(!}П'Ч O'l' iOf;! -ГРЧООТП марИПСТОН МУГ?11КЛ..'1Г,1Ю'' КУЛЬТУР»! Обу.'ДРТЛГ—
tri} ОО Iinvoicnrin - ОШООбрПЧШИЧ трчдчщчолн ({KWT-K'rOj-HOi'O гчжуоот-гп. Иробдот пгтагг ю и.ойст пг;г «Гюдм-'.чора п тгтку Иослоиач i .i íol'o тпсть-чостоа oCT.'t.jTCíi п ионгрс ншгнчпм ирп обр'Исшт it поп росам национального отнял.
Псолодопчпоп пооблон пационаш.ного стиля, особой hootoíí Фольклора и творчостиа тпиПсгсих кг«чго.чш'огоп нетло от]хг.-.птг»с ?» работах íí."nnart, 3.Кодам, Л.Вккпра, 0.1'!г.*о|х>иоЯ, Л.ыадаптчпа, 0.Герасимова и др. IIa conixîwtmoM wire wwmí!?0T иотробпогп г? » «-.odor-
150ПП0 ТСОрОЧЧРЮСКШ р.ЧК.УТЮО1 vcíjjrcnonniwn. Oönop ЛПУОРЛТури (ГО
рисшатршигомоН проблеме; сиччстгтмугкуот, что обобщавшего коело-
ДООММЧЧ т-"п{>с!т15чог.1гар0 -'ОЧр'ЮООрч., p-|-'('f- =ypni!ai:l!>ir,ro ОООбОИЧООТИ
1Гол1«Тюнпчоского стиля в марипском мупико, ого связи о фодыслорпи ми традициями,но жсотсл. В опяяп с ятш обращение к данной томе представляется вапшм и актуалышгл.
Предмет исследования. Предметом исследования стала традиция полифонического мышления в национальной музнкс от со Фольклорных истоков до Формирования я определяющую стиловуи чорту в композиторском творчпотло, Различный стороны полифонического письма рас: сматриваются в аснокто проблемы соотношения национального и общо европейского /интернационального/, творческого развития «пшюту ческих особенностей марийского фольклора, принципов Фольклорногс мышления. Основное внимание уделено изучению явлении фактуш и тематизма, вместо с тем потрагивается их взаимодействие с друхч ми компонентами музыкальной организации.
Цель исследования.. Основная цель работы - шшшшпо национал! ной специфики использования средств полифонического письма, коте рая вытекает пя панионально-фолЫйп'оЬштс традиций и предпосылок. Реализация этой. цели предполагает решение следующих яядач:
- установить народно-националыше предпосылки полифонического мымлония в марийской музыке;
- выявить я проследить основные этапы и тенденции развития ноли фонического письма /и стиля/;
- рассмотреть особенности /тшш и уровни/ взаимодействия фольклорных элементов с принципами и приемами евоопсНекой нолвфопи
Научная новизна работы. Диссортатщя является нерпой попыткой Исследовать полифонически!'! стили, в национальном музыке как целостное явление. В работе впервые дастся комплексное рассмотрение и типологизация предпосылок и прототипов полифонического мышления в марийском фольклоре. Новым подходом в исследовании марийской муоики является также рассмотрение полифонических я»-
Лт»Ш И их ИОТОрИЧООПОН ПрРОМОТПОИПОати. 13П0рП»0 патраГИПЛОТСПГ г/7/сплс;и1М1нП материал, сто по плтедмпП отражения п ппсмодоыггсм,-ских работах, п частности прг>п:?иодо(ит мориПских коыиогттороп, бПЛЫИоП ЧаСТЬК) Л РУКОПИСЯХ, ХраППЩМОС.П П ППХИН0 нраилотш СоШЛ помпопиторои Марийской республики, библиотеке Иушлсамьпо'о то.чт-ра и л лнчних лрхиттх шггорон.
Натершие псслсдотшш. Исто'тптсами явились опуфи-жол,чинно образцы музыкального Фолыслотха, аритино и печатное материал» по наподкой музыкальной культуро. Ноточшчсонодческу» базу исолодопа-иил пополнила тгогхо петоржо-этпографичосклл литература по марийцам, Хтгаиологичоскио рамки псслодопапкя марнПстсоП профпсеиопаль-пой музшш отгоэтнвппт довольно значительны!! период пп разнится /192Л-80 гг./. В работе используются проиоподепин композиторов, творчество ко'горих наиболов показательно с точки ирония развития титпплыюй споштФпкп полггТюннчогпгого т;ог.ма, О'Ьошш форм и принципов псшгГюиичсскоЗ разработки национального материала. 3? процоссо анализа пнделяптся опродолппнш' доминант», ноказмвпбящя) акту.олизацип того или иного - полокта полифонического письма, т.тпо-гоголоспоИ организации материала пп определенной стадии развитии профессионального творчества.
МОТОДОЛОГИПОСКОЙ И Т<>ОТЮТЯ'ТООКО!Ч оспово'} ио.олодошипш ЯРИЛИСЬ фундамента яыше труды отечеотнонннх и зарубепних .учоних, прсящ-щешига общим проблемам музпгсаиьчого пеку сот га, теории полифонии /труд» П.Курта., П.ЛсаФьера, С.Скребкова, В.Протопопова, О.Гр'тго-рьепа, Е.Назайкинекого, й.^ачерацкого, ЮндокипггоИ и др./.
Болыиоо значение в работе пмолп. ччис.п труд;! но п^ооблоит? па-родного многоголосия /К.Гиппиус, К.Кфипотсонп, И.Нпмцопскмй, В. Щуров и др./, проблемам пзаимодсНсттт« ддух систем лндашеппп -фольклорной и нроФоеононялг.но-кямнознторекоП /{МНахназа-ппла,
Г.Головинский я др./. П диссертации нашли отражение работы ото-чоствоштх муешководов, по&вящошшо вопросам томатипма и Фактуры /Е. iy4J.ocoico.il, В.Холоповой, Е.Чигарегюй, М. (кробкогюй-Филатовоп, Т.Фронтовой и др./, а также опит исследований марийской (Тюльклор-ной и профессиональной музыки.
Цели и задали работы определили единство теоретического и исторического принципов в исследовании. Структурно-функциональный анализ используется наряду со сравнительным историко-стилистичес-ким методом. Фольклорная и профессиональная музыка рассмлтрипают-ся как взаимодействующие самостоятельные мупыкально-стиловио системы.
Практическая значимость работы. Материал», теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории марийской музыки, в теоретических курсах по марийской музыке в Музыкальном училище, спецкурсах и спецсеминарах в Марийском университете и Педагогическом институте, а также способствовать дальнейшей разработке проблем языкового и стилевого своеобразия в национальной муэнкал ной культуре. Отдельные результаты исследования нашли отражение в курсах лекций "Музыкальная культура марийского парода" в Марий слом университете.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании секторов фольклора и искусств Марийского научно-исследовательского института им.Б.М.Васильева, кафедр истории и теории музыки Казан ской консерватории и получила одобрение. Отдельные потокония яис сортации излагались в докладах и сообщениях па научных конференциях и семинарах /Москва, Йошкар-Ола, Казань/. По теме диссертации опубликовано несколько научных статей.
Структура работ»» Диссертация п огёьлмо ТУГ. стр. состоит на введения, трех глав, яаключепшг, библиографии и нршюгопшг о ноттлли примерами.
СОДКГЯМШК ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосиотмюотсгг наутал актуальность циосоптацин, излагается историография »опроса, опродоллютсд роли и падачи пс-слодошиял, научная ношпна, рассматривается. теоретическая <5аяц к методология псслодопитт, уточняются теоретические установки.
Глава I. "Предпосылки полифонии в мариИскем Фольклоре". .В дойном раздело диссертации на оспотю типологического метода анализируются предпосылки и. прототипы полифонического многоголосии, имеющиеся в марийской монодии, проводится классификация типов фолътиторного многоголосия в песенном и инструментальном исполнительстве и определяются го пг.то юности и к претворения в профессиональном творчестве композиторов.
§ I. "Моиодия. Имптациениио Форнн п иарийоком пелоос". Лчачнп мориЯокоЙ одноголосной мелодия покапывает, что и со структуре содержатся внутренние предпосылки и потенции к имггпциотшой полифонии, которые могут быть роплизованн в многоголосно.'! ткани. Преломление полифонических ирипципоп в монодии свяялпо с сгашт приемами линеарного рапвертыпапия, принципами мелодического конструирования. Отмечается принцип с»;гтп. /оммцотит, переноса, перестановки/, который летит п ее основе. Дтггор дпоеоттжтг ргяссмагрпт-ет ого как один ия ос(юиополагатечик и иациоиапыточ Фольторчом мышлении. Он прояпляотсл на рамных урояля* музыкпчьпон организации - ляцо-комиояиционн ом, мелодическом-, тоиатнчсасом, Фа^ту^ю-томбровом. Одииг создает огоеойутноо предощущение Фактурн многоголосия, предносил к и опрпделе!1нсго типа ФшстуриоК /музыкально-
пространственной/ организации, а именно - имитационной полифонии.
На самом внешнем - фоническом уровне регистровый сдвиг приводит к изменению тембровой характеристичности звучания. Возникает эффект присутствия двух голосов, парохода мелодического построения из одного в другой голос-тембр, что создаст ощущение имитации.
На композиционном уровне принцип сдвига образует поссннно структуры с квиптовш смещенном первого мелодического построения, которые содержат ясные и видимые предпосылки имитационно-полифонических форм, в частности (Т(уги. В дшшой работе дается ладовоо обоснованно образования в марийской мелодике структур с квинтовым сдвигом. Выделяются два типа таких ладо-комно зншюн-ннх структур. Первый из них опирается на принцип прямой /переносной/ симметрии /прямая гаи переносная повторность/, во втором главную роль играет принцип обратимой, зеркальной симметрии /зеркальная повторность/.
В структурно-мелодическом аспекте принцип сдвига образует повторность мотивно-тематических построений. Анализ марийской мелодики показывает наличие в ной повторяющегося элемента -исходной мелодической ячейки, служащей своеобразно!} "порождающей моделью" при развертывании мелодии. Следующие за ной звенья мелодического развертывания представляют собой смещения, передвижения, перестановки этой ячейки с варьированием со или без варьирования. Они развертываются в определенной пространственной конфигурации, т.е. имеют четкий графический рисунок. 9та особенность структуры песенной мелодики связана с тем, что определяющую роль в развитии-развертывании мелодии играют приемы, которые можно обозначить кате "прямая имитация" /секвенция,
транспозиция/ и ракоходно-оброщошшМ вид имитации - "зеркальная имитация". Особо пндоляются обрнщшию-ракоходтю Форш "имитации". Ffa уровно мелких структур приемы обращении /инверсии/ и возвратного лшдашия /ракохода/ зачастую совпадают. Молодичеокио ячейки могут образовывать графщчоекпе конструкции с лпуоторошгой симметрией, Такие мелодические конструкции в чем-то сродни двустороннему размещению геометрического уяорч марийского орнамента в вертикальной симметрии, характерному для национальной вышивки.
Обращеиио-возвратино (Т'ормн конструирования мелодики особенно характерен для горномашйских мелодий. Такие формы мокно наблюдать и па уровне образования спмостоятолыпгк мелодий па основе единого мелодического тиил-шголрплнтп, что в диссертации рассматривается на примере несенных мелодий мортдакжо-вгшепких мари.
§ 2. "Многоголосно. Гетерофонпя в нлоодио-певчоокой традиции". IIa основе имеющихся публикаций в сборниках марийского Фольклора и собственных полевых материалов, наблюдений и анализов автором сделана попытка тилологизацни явлений первичного /Фольклорного/ многоголосия, возникающего в практике группового пополнения.
Говоря о фольклорном многоголосии,необходимо подчеркнуть сосуществование исторически параллельных типов многоголосного мышления в машиском Фольклоре. В работе лщеллотоя гетороФоппая и бурдоиная формт? многоголосия. Болтину« рощ. енграло 1:онтактизвание с русским населением, воздействие русского Ф-олг.гслора. Г?сиду гетерогонией и бурдонн.чм типом интонирования в пгаопшя Фюль'слго-ре су!1(сствует пктивиоо взаимодействие, обрлзущео mmramm Формы, сочетающие оба принципа. Тем по менее, мошю говорить о преобладании в практике исполнения того или иного компонента /принципа/.
Как общие чортн гетерофоиии глошю выделить следующие: I/ моио-дийная основа многоголосия;-2/ активное взаимодействие с принципом бурдопа; 3/ определенная закрепленность гетерофошшх моментов в Форме, чаще всего в предкадепщюшшх участках; 4/ господство унисона; 5/ в гетерофошшх расщеплениях характерно образование плотных секундовых, торцовых, квартовых вертикалей.
Виды гетерофоиии связаны с уровнем многоголосного мышления в локальных традициях, с формами готерофонио-группового исполнения. Самые простые виды гетерофонного расщепления определяются в работе как колорирующий и вар.иаптно-попопочпнй. Выделяется разновидность вариантно-попевочной гетерофоиии, в которой определяющим является принцип терцовой вторы /терцового подобия/. Он получил большое распространение в песнях северо-восточной группы марийцев и связан с более современной исполнительской традицией. Наиболее развитые формы гетероФонного многоголосия наблюдаются в песенной традиции вятских /уржумских/ марийцев, стиль исполнения которых мотаю отнести к типу вариантной гетерофоиии с разделением голосовых партий.1
Фольклорная гетерофония служит предпосылкой /прототипом^ для фактурных типов как гармонического, так и полифонического многоголосия. На первом атапе развития профессиональной музыки большое место занимала гармоническая трактовка, в современном творчестве марийских композиторов получило развитие полифоническое "наклонение". Гетерофония в профессиональной марийской музыке определяет принцип мелодичности в фактурном мышлении, позволяющий "примирить" монодию с установка?ли многоголосия.
§ 3. "Принцип бурдона в песенном фольклоре". Дурдон - древнейший и традиционный тип многоголосного интонирования в марийской народной культуре. В диссертации впервые выделяется явленно бур-допного многоголосия в национальной вокально-песенной традиции.
В по:'! автор отмечает оуи(с<тгпоп.'шпп дпут тиноп бурдоня - реальное бурдопиоо МНОГОГОЛОСНО И офнтоо (1урД0НП|Х7НЯ.ИИР, щютшщппоп в одноголосной молодим.
Б сшпи с яплоиисм скрытого б.урдопировання патрагивпотся проблема влияния практики инструментального музицирования на покуль-по-носолнуго традиции. По множст автора, бурдонгтй принцип п марийской молодике тооно связан с традициями и стиломкмп особенностями инструментального и, главным образом, полниочиого исполнительства. ВопдоРотппо волпночпого нитониропанпя определило ноко-торно чорты мелодического строения п древнейших маршкжих молоди-поских типах. Волынка издревле и родотап.»(ял.'У* звуковой образ ятнооп" и па ной пополнялся почти весь традиционный обрядовый и бытовой репертуар. Токио мелодии /без топота/ имеют у мп|>н'!цоп специальное название вия^ м.уро /прямая пооня г- мелодия/. Они могли исполняться как на инструменте, так и голосом. Пенно без слон на определенные слоги /или один слог/ или ;??о закрытым ртом било чрезвычайно расщюотраиоио среди мприйцол. По г.спй впдпгостп, традиция такого попил связана с музицированием на волынке. Кенолн«толь-волынщик зачастую воспроизводи! ту яо молодит», что нанонпл без слов и, наоборот, мелодию, тсоторую импровизировав па инструмент«, затем нронеплл голосом "д.'гя себя", "про себя" или когда по <5шго инструмента. Впослодотляи к мелодии присочинялся текст и она становилась песенной. Таким образом некоторые напевы г.тог.гн г-оянигепутг. тс*'тс волыночныо наигрыши, отразившие в своей структуре особенности волу,¡ночного интонирования.
Анализ песенных мелодии позволяет выпилить дне лотсапьнпо традиции скрытого бурдоиного дпухгопооия: сороклп /йошкар-олинских/ мари и юиматоаан /сорвурсгсо-торъяльосих/ три. ЛорвнИ тип проявляется большой степени в иелкщштольской манере, г-ознипаот как
явление обертонашюго характера. Во втором тине принцип бурдона характеризует черты самой отрук-хурьг нееоиинх мелодий.
Черти реального б.урдошгого многоголосия в марийской песенной культуре следующие: Т/ принцип бурдона не оформляется в самостоятельный устоявшийся тип многоголосной Фактуры. Он проявляется во взаимодействии с готсрофопиой как особая смешанная разновидность многоголосия; ?,/ бурдой мелодизпрован, чаще всего г>то не выдержанная па протяжении определенного времен): педаль, а повторяющийся топ, как бы инкрустированный в мелодическую линию /его можно назвать прерывистым бурдоном/; 3/ зачастую бурдон является маркирующим сродством, определяет верхнюю или никнюю границу /опору/ звукоряда. В работе рассматриваются тины бурдопного многоголосия, связанные с локальными песенными стилями.
Принцип бурдона уыипорсалоц и логко взаимодействует с любыми принципами формо- и фактурообразования. В марийской профессиональной музыке он получил широкое распространение.
§ 4. "Традиции многоголосия в народной инструментальной музыке". Практика Фольклорного инструментального и ансамблевого муз и цпровапия создает предпосылки для развития различных типов нро'Тю сиональиой многоголосной фактуры. !Га этой основе дается систематизация Фактурных, типов инструментального многоголосия.
Волынка - наиболее распространенный традиционный инструмент марийцев. Имеющиеся публикации образцов волыночион музыки позволяют говорить о наличии различных исполнительских стилей игры на волынке, отразивших, возможно, исторические отапы волипочного му зицпровапия. В работе выделяются два основных фактурных типа во-лыпочпого многоголосия - оетинатно-бурдошшй и педальио-бурдон-ннй.
Затрагивается также шщюс о влиянии традиции волипочного му-
- тз -
ппцировапия па псполнитольекуп практику о'плоо современного па-имстгонпнпого инструмента - гармоники. "Водмноччпп" иттципн я приемы обуславливают нолиЛПоинчсокно качества ист>лппт"лт.окой (Тттурн на я том инструменте.
В работе проачепглпа'отсч и другно тин« Люлькнорного иногоголос-ного музицирования - ритмическое остинато /"нолгДюнпя" ритмических остин,что в ансамблевом музицировании/ и нрипцпп антиФона, образующий звугсонространствснную поллфонпч л национальном исполнительской традиции. В заключении глав» подводятся краткие итоги изложенного материала.
Глава П. "Полифония 60 год»/". Глава состоит из пяти разделов, п котормх рассматриваются ocnoBiitío "вехи" полифонической традиции и нрп-Тт'оснонплг.ном творчостпо, впявлямтся особенности полифонического милловил на начальном птапе становления и развитии национального стиля р. марийской муямко.
§ I. "Пзашодойстпио фольклорного п н^Тн'оппошув.ного начал л композиторском творчество". ТГорвнИ параграф являет«:« неболь-иш теоретическим введением во вторую главу. Предлагается понятно "общих злоньов" в качестве одного ип механизмов пзаимодоК-стпия двух, систем - Фольклорной и профессионал ы1о.-г»->?лпоя»ггоро~ ICO0. Его сущность - актуализация на оп|к>лолонном отапо отдельных аяомептов Фольклорной системы, что делает ореаличним взаимодействие двух культур. Оставаясь в рамках общи:: худогостсоп-ITO—стилевпх тенденций своего промоин, произведения папиоиадытх авторов не теряют при этом национальной енродплсигеотн, опаливаются преемственно связанными с национальной /Фольклорной/ культурой.
Механизм "общих звеньев" тлеет комплексный характер н нрояв-
ляотея на. разных уровнях музыкального произведения. Существен-11Ш является качество интенсивности проявления национального в различных слоях структуры музыкального языка. С »тон то шеи зрения полифонические принципы мышления и письма сложились в марш'1-ской музыке как активное и существенное средство выявления национальной специфики. вакнойшее звено в системе "общих звеньев";, В работе проводится разделение двух этапов развития национального полифонического стиля, которые отличаются различием способа и результата взаимодействия фольклорных элементов и профессиональных приемов в композиторском творчестве - этапы "симбиоза" и "ассимиляции".
§ 2. "Лкнеапио-контрапунктическое многоголосие в обработках марийских песен". В этой части работы рассматриваются особенности полифонического письма в произведениях основоположника марийской музыки М.С.Юиочникова-Палаптая. Творчество ИДГалантая во многом определило путь "полифонического прочтения" марийского мелоса, разработку полифонических предпосылок национального фоль клора. В хоровых обработках композитора были намечены пути и Формы претворения национально-фольклорных элементов в профессиональной -музыке, которые получили дальнейшее развитие и углубление.
Полифонический стиль И.Налаитая определяется как липеарно-контрапупктическии. На нервом этапе Формирования национального стиля характерно обращение к линеарным принципам марийской монодии и преломление их в многоголосной Фактуре. Линеарное письмо Иалантая опирается на один из основных принципов развертывания марийской монодии - принцип ракоходно-обращенной симметрии структур. В его хоровых обработках складывается тип коптрапуи-кта-противодвижеиия, который представляет собой обращение /т-
версию/ ведущей мелодической линии или пк отдельных построений /мотивов, фраз/.
Показателем национально-специфических порт многоголосия Папан-тая становится и модальная трактовка вертикали, в которой латную стилевую роль играют Т/ исполине гармонии - терцовые, кварто-квинтовпе двузвучия, 2/ модальная пеитатотшчоскал гармония , возникающая зачастую на органном пункте /бурдойс/. Элементы бурцоп-пого иитопировапия используются в многоголоспон линеарной ткани в долях подчеркивания народно-жанровой образности некоторых его обработок /"Нзп нурот","Кусле" и др./.
Особое место в полифонической технике композитора запишет имитация /особенно в поздних; обработках/. Характерные черти ого имитационного письма - подчиненность имитации несенной Форме /куплетная композиция/; опора па тоиальио-гармоничоскуто основу многоголосной ткани; ориентация на народно-песенные исполнительские традиции. В обработках Палаптая мы наблюдаем генетическую связь явлений имитации и готерофошш /что характерно для фольклорного мышления/, которая образует промежуточные /нотипизиро-вшшыо/ фактурные Формн и обуславливает свободу и гибкость имитационно-полифонической техники И,Пачантая.
§ 3. "Имитационная полифония в фактуре гармонического типа". В ¡этом разделе прослезсивлготсяг Формы претворения фолмсяорпнх полифонических тенденций в профессиональной ипструмс! тшлюИ музыке на начальном этапе ос становления - на материале творчества Я.А.Эшая. Дтгт первого отана развития национальной инструментальной музыки показательно претворение национально-фолыслорннх олемонтов через призму опыта русской композиторской школы. Это сказывается и в характере использования средств имитации, которая "действует" в рамках нодголосочной полифонии.
- то -
Форми ' каноничоскойЛши'ятдеошгои/ техники в произведениях Я.Л. Эшпая - микроимитации типа-"эхо"| и микроканопн /каноны небольших мелодико-тематических построений или части темн-мелодшт/. 13 диссертации рассматриваются разновидности и художественные Тушении этих форм имитационного письма, тгаявляткнгх себя в условиях гармонической основы композиции.
Б творчестпе Я.Эшпая впервые в марийской музыке отмечается появление темы полифонического типа /I часть "Марийской сюиты"/. Она формируется на основе народно-песенной мелодии с тюмотыо вариантных изменений ее интонаций. Метод обращения с народной мелодией - типизация-схематизация национальной песенной интонацион-ности и приближение ее к стандартам европейского полифонического темагизма.
§ 4. "Готерофонно-бурдонные типы многоголосии в профессиональном творчестве". В данном параграфе рассматриваются особенности претворения типов фольклорного многоголосия в марийской инструментальной музыке 60-х годов. 50 - 60 годы - время появления пер вых крупных инструментальных и симфонических произведений в наци опальной музыке. Она выходит на решение новых тохншсо-стилевнх проблем. Появление их связано с изменением худогествоипо-образно го содержания, углублением понимания национальной специфики и способов ее выражения. Одной из новых задач явилось обновление фактурных Форм при разработке национального /фольк,норного/ тема-тизма. Па основе анализа одного из самых показательных в этом плане произведений "Сернурской сюиты" К.Смирнова прослеживаются способы взаимодействия элементов фольклорного интонирования и Фактуры с принципами профессионального письма.
Сущность нового подхода в творчестве К.Смирнова заключается л концентрировании национально-специфических черт. Он первым из
- ТУ -
МОрнПскИХ КОМПОЗИТОРОВ ГНП1ШГГ?'!Т 'lV1.lf.no сиещ?Т>ипоское качество ФОЛЬКЛОРНОГО ИИТОППрОВаИ'ЛП 7Г-ПГ гкюпррдочоятюсть япуковнсотны* ОЛОМОНТОВ. ОТИПЧПОЧМО N На/ГОДНОМ ИСПОЛНИТСЛЬСТВв ирпомн явуко-ИЗВЛСЧОНИЯ, ПрНВОДНЩГТО 1С КЛЧООТИ.У П'ЛОИрОНЙЛШШООТП, ПОртШТОНИ-
руютсн. в профессиональной музыкальной фактуре. Среди них выделл-отел Форштогопость, создающая характерную для тшточиого интонирования колеблгощумсл /"ъуъгпщу*)"/ пнтонпцго», • П глуанко К.Смирнова она обогащается приемами нрп'.Г'осспонпльпого письма, которые обуславливают различные разновидности /способы/ претворения пто-го явления - аккордовую, готоро.Тюнпо~контрапунгт!Чооку!о, бурдои-нуй.
Наиболее яркий о(Мюкт в воссозданни национальном специфики дает комплексное использование фольклорных лломоптои гт врннцштпп. Так, соединение бурдониого принципа 1; готорофонии образует смешанные формы гсторофоино-бурдонноП фактуры. Приемы гетерофоппо-бурдонного многоголосия преобразуют тонально-гармоничоскук) ткань, способствуют ее мелодическому обогащения и полифонизапдш к приводит во многих случаях к полифотшо-га^лсшическоиу осладу. П творчество К.Смирнова появляются новые форш полиФотшяацнп по типу полипластовости.
§ 5. "Имитация как принцип развития и <Т>актур.'Юй организации". Б связи с освоением крупных н'анров инструментальной, вокально-инструмснтальной музыки /опера/, в творчестве композиторов 5060-х годов возникает необходимость активного обращения к полифонии как развивающему и формообразующему Фактору. Авторы проявляют интерес тс Формообразующей стороне прпнцина имитации, их привлекает возможность синтеза имитационной европейской техники с имитационными предпосылками в структуре народно-песенной молодики. Особенно ярко оти тенденции предстают в творчество ЭЛГ,
- те -
Сапаева.
В нроиотелотшх 0.Сапаева впервые отмечается творческий они-тсз традиционного народно-песенного принципа кпклтотго сдвига в формообразовании с принципами европейской фугированной формы, в частности фугато. В работе шдоляются два способа такого синтеза. В нервом случао соединения Фугато с принципом квинтового сдвига тематических структур образуется форма мипиватя'аций полифонического типа /изложение основной теми I части 'Горьяльской сюити/. Второй способ синтеза образует тип структуры с пропали-рованием черт песенной двух частности /Ш часть Симфониетты/.
Принцип имитации находит претворение и в структурных особенностях полифонической мелодики Э.Сапаова. Здесь значительную роль играют приемы, придающие томе структурную симметрию /инверсия и ракоход/. Другое проявление имитационности заключается в использовании самого принципа квинтового смещения, т.е. образование характерной для марийской мелодики "имитации в одноголосии". В структуре одноголосных тем Э.Сапаова'воспроизводятся темо-ответнно отношения с квинтовой транспозицией, которые образуют небольшие квпзифугато в одноголосии. В развертывании теглатизма имитациопность преломляется в явлении кварто-квин-товнх сскпенций-имитациК мелодических мотивов в многоголосной ткани.
Взаимодействие, классических приемов имитационной иолиТюнии с предпосылками имитации н марийской монодии осуществляется и в области Фактурного изложения. Здесь наблюдается преобладание канонических и строттно-имитап,ионных Форм при изложении целостных. закоичошшх мелодико-тсматичоскнх построений. В творчество Э.Саиаоиа /в частности в ого онеро "Лкпатыр"/ мы отмечаем новые фактурные разновидности - "строттныП" канон /стреттная ими-
тация/ с о чти. коротким тостопниом вступления рпоиостн, при котором голоса почти ипклплигитгся друг па друга, и "дискрет-пни" канон, етоон'чиПсд как. ронь штцчжпнопол - канонических нострооннп ИЛ МОТИВОВ 'ГСМН, образующих кошломоитарпо-ритшт--чоскио соотношении в фактуре»
Новые черты п области контрапункта иропплиптоя .п функциональной дифференциации линий, заметна тенденция линеарного коптронупктпрования к образованию рлпнотемноП iro>mlwn»m.
Б заключении вдави подводится краткое заключенио-обобщо-ние тенденции и особенностей начального зтапа раз пития полифонического стиля п гларпйской профессиональной музмко.
Глава 111. "Новые аспекты полифонического стили в творчество современных мапиМских композиторов" посвящена анализу иекото-рнх сторон полифонического письма в творчество композиторов 70-00 годов. В ной рассматривается круг вопросов, связанных с новыми тенденциями в тематическом мышлении, текинке композиции и Формах Фактурной организации, харшеторизущих современный лтпгг развития национального стиля.
§ Т. "Томатпзм в современной нариПскоИ музыке". Творчество современных марийских композиторов демонстрирует новый подход к иародно-иациоиальноглу интонационному матер па,'!,у. I? дпссорта-ции он определяется как аналитический /дифрюренц^щий/.- Основой нацпонпльно-иитоиациониоП специфики томатизма становится не целостная народио-иес wmm модель, не ее ттнищпонпо-струк-туриый костяк., а сама, лапо-ш(.укорндная структура /П.Захаров/, абстрагируемая мотышгал Формула или ноиоика /0.Маков, Л.Яшкол-кин/. Повое явленно в тематизмо 711-х годов - иояилгипо инструментального томатизма со своими принципами и логикой темообразевания. В современной музыке широкое распространенно получает
принцип микротоматизма.
СопремешшИ тсматизм в .марийской музыке - япленис обширное и многогранное. В работе пнделяютоя лпе групп« тем: Т/ темп, в которых происходит синтезирование гомофонных и полифонических принципов; 2/ собственно полифонический тсматизм, лежащий в основе полифонических форм.
В полифонической теме определяющей чертой становится модальная организация, звуковнсотпости. Принципы современной натурально-ладовой организации оказываются типологически близкими основам Фольклорного ладового мышления, В творчестве марийских композиторов можно выделить два типа тем, для которых характерно разное проявление принципов модачьиости. Оба типа опираются на линеарные закономерности монодического мышления, претворяют в профессиональном творчестве основные принципы ее структурной логики. В первом случае это - принцип репной связи мотивов при передвижении исходного тематического ядра, способствующий созданию длительного и непрерывного развития-развертывания тематической "идеи". В другом - вариантность, при которой сохраняется мотивпая тождественность /остинатпость/, образуется тема "короткого дыхания", строящаяся как цепь трансформаций ядра-инварианта.
Особый интерес в марийской музшсе 70-х годов представляют темы, в которых воспроизводятся элементы Фольклорного многоголосного интонирования.При этом наблюдается появление новых-фактурных разновидностей тематизма. Так, в Ш части Концертино для Флейты и струйных В.Захарова образуется многоголосная тематическая ткань. воссоздающая особенности бурдопного интонирования.
-
§ 2. "Др1я>пппнчп со}Ж?Ьр)П _ тохтпгч и тстгичоскоП организации". Обновление техники письма и ичрМкяшй музыке последнего времени находит внраконие я обращении к современным композиционным техникам, харжторппуюгчш цушлсу .XX иска, п частности к сопийпосги.
('Ш1Т0Я СОриПчНХ ПрИОМОЯ о ММииПсКоН ФОЛЬКЛОРНОЙ. ИИТОЧаЦИОНИОСТ.ЫО по-новому я очень органично раскрывает своеобразно и сггоциФмку н.чцнонально-интотьчциопиого материала» По многих случаях серийная техника предстает кж "пча.:пчгр!ин1'чг"/Р..Грш-орьот<а/,1.) кото-рои отмечается взопмодоПетвпо «Тюлмсюртлг зломоптоп и серийности. Серийность синтезирована с мотлпппП разработкой гдаторгкт я тоналт.ной орглпияпцпой. Для шрпПсттх коипогтторол показательна согаелттая трактовка. серийности, похрдщля аинигогнп в закономерностях потговочного мышления фольклора.
Серийность в тпоряеетве марпПскпх композиторов рассмотрипоется на основе анализа сорпПимх лртщппоп, пролвнлюдпхе.л' в балете Л.В.Лупяова "Лесная логоплд". Серийная техника играет вуп роль в тематической организации балета. Сорил выполняет йупкпию темы - характеристики одного на главных лорооыл'тоП балета - п'гого Ко|Х?мота. Основным сегментом гош-ссрии является грпхорд в кварте - попомопт произведения. Трихордопая структура лежит л основе как двенадцатитоновых построений, так и нал,повальных прнтатоново-ладовнх тем, т.о. окознтоотся согаонгом до-докепюшюй сорим и определяющей поповкоП в традиционном темо-шлодик. КагдиГг раз звуки мономотпва по-равному "располагаются" в структура мовомотива, и по-полому комбпппруются с другими нн-тоиоцпошшш образованиями. Олроделяш.ую роль при этом и грат приемы серийной работы.
Обращение к принципам серийной техники способствует композиционной и дрогдатурглчсской вольности крупной композиции, что
является чрезвычайно пакт яд для национальной коглпозиторскоГ; школы.
§ 3. "Новые разнородности фактурных тппоп в современной.jT'nmji-. В современной муяшсе отмечается шдгтидуалиянролап-"ость фактурного изложения, что связано с пиленном томатияпции фактурн, приданию ой шразителыю-оодоржатсльпого смысла. Полифонические пртцинн играют основополагающую роль в нонпх фактурных разновидностях.
Кагс наиболее характерная човтп, выделяется взаимодействие многоголосного сложения ткани о моиодичоокши тенденциями в фактуре. Это проявляется б таких чертах как господство лкноарпости, нро-обладшши законов горизонтали п музыкальной' ткани сочилопий.
Большое влияние на щуп'ацношю-нолИоничоскую технику современных марийских авторов оказывает принцип вариящошюсти-вариан-тности. Проявления итого взаимодействия в Фактуре разнообразии. Одно из них ~ в начальном разделе Т чаотц Концертино Для Лигой тн и струнного оркестра 13. Захарова, который представляет собой - 3-х-голосноо фугато, где своеобразно скрещиваются нмитационное/л. в остииатная варпатггность. Вес темо-отвотпыо проведения в »том Фугато - ото звопъл в цени остинатно-вариантннх преобразовании мо-титза-шшарианта. Имитационная ткань с водущеИ рольи принципа вариантности /вариантного обновтонпя/ предстает в J части Трио длп струнных С.Макова. Приемы варьирования здесь в целом традишюн-но-нолиФоничнн, новые черты проявляются г. иронизмпанни тематическими вариантами леей ткани композиции.
Взаимодействие чголифошю-гармоиичесгсого склада с принцинами гетерофоншт характерно для Фактурного мышления Ю. Евдокимова. Го-тсрофоииые принципы определяют атецент на логике горизонтального г,д.пилен ля, проявляются в одновременном /синхронном/ звучании па-
- ?:л -
рпаптов, зачастую в Форме пласта. ]! г>той Фактуре предстает контраст Фактурных компонентов, дчссонантнестг. и:: коитрмпулктиро-ванип - черта современного мпшлпшч. В производо-нпнх Ю.Евдокимова возникает синтез нластовостн п готсроФонии. М>Тчяст импро-визациопности, несоглаеоранностп сочетаний составляет одно из основных выразительных качеств ото!'! Фактуры.
ИноП характер взаимодействия полифонического и шнодпческого складов /типов ммгялсния/ показывает творчество А.Фимолкнна. (,'е-отпотопио голосов в Лактуро ого щюпзярдоппП определяется иочи-молодичеекпм принципом. Новые черты отой Фагаурн заключаются в I/ особом пространственном ощущении иолпг*олодичспко,'5 ткгнш, создающем повое выразительное качество Фактуры - стереофоничность; 2/ сочетание тем-мелодий приобретает поли;:;ацровып, отчасти полп-стштстпчоский характер, ото протпвопсстапление по типу "вчут-ренное - внетиое", лирика - опое /лирика - ганровость/.
Претворение в Фактуре произведет!!; современных композиторе» принципов и закоиоморностей моподичсского склада, в тем числе и многоголосных Фактурных Форм является определяющим коглюнеитог? национальной специфики.
В заключении главы даются выводы относите /и,по черт полифонического стиля на современном отаис развития марийской музыки.
В Заключении диссертации подводятся краткие итоги излоясш га-го, а такяо прослеяшвоется развитие принципов иолпТопической организации - имитации, остинатно-бурдоншх Форм, готпроФонпи в поступательном процессе становления ияцпоиадмтого полифонического стиля марийской профессиональной музыки.
Основные .положения диссертации отражены в слодущюс публикациях:
1. О претворении народной образности в камерно-инструментальных произведениях марийских композиторов /70-80 гг./ // Основные тенденции развитии марийского Фолт.клора и искусства. - ifortt-кар-Ола, 1989. - Т п.л.
2. Эпическое в симфоническом творчество Э.Сапаова // Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР - Йошкар-Ола, Т99.Т. - О,В п.л.
3. Хоровое творчество И.С.Налалтая // Современные проблемы развития марийского Фолыслора и искусства. - Йошкар-Ола, 1994. -
4. Традиции многоголосия в марийской инструментальной музгосе // Фипно-угроводонио, 1995, № 2. - 0,5 п.л.
5. Формы бытования традиционного марийского фольклора в современных условиях // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганд». Всесогаз. научно-практич. конференция. Тезисы, - М., 1988. - 0,2 п.л.
6. Национальные чортьт полифонии в творчестве К.Смирнова // Тезисы докладов иа конференции по итогам научно-исследовательской работы МлрНШ в 1991 - 1993 гг. - Йошкар-Ола, 1994. -0,3 п.л.
7. Имитационные приемы в ладо-мелодическом развертывании марийской песни // Узловые проблемы современного 'Тишно-угроведе-иия. Материалы 1 Всероссийской научной конференции фтшо-угро-ведов. - Йошкар-Ола, 1995. - 0,3 п.л.
8. Гетерофония в народно-певческой традиции марийцев // Народное творчество и профессиональное искусство марийцев. - Йошкар-Ола, 0,5 п.л. /принята к печати/.
0,7 и.л