автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Полихроматические феномены в духовной жизни общества

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Коровина, Снежана Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Полихроматические феномены в духовной жизни общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Коровина, Снежана Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

1.1. Происхождение и сущность полихроматических феноменов.

1.2. Эволюция полихроматических феноменов в духовной истории человечества.

II. ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ МИРА.

ПЛ. Творчество как основа хромоэстетизации культуры.

II.2. Развитие творческих способностей человека как результат хромоэстетизации окружающей среды и внутреннего мира личности.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Коровина, Снежана Валерьевна

Актуальность темы исследования. Физическое устройство мира и человеческого глаза таковы, что мир воспринимается человеком как многокрасочный. Многоцветье явлений природы находит отражение в сознании и помогает человеку ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ее изменениям. Однако человек - существо творческое, он преобразует природу, очеловечивает ее, непрерывно расширяет пространство культуры. В этом своем историческом созидании он активно, наряду с другими средствами, использует всю палитру красок, для того чтобы отобразить в продуктах своей деятельности всю гамму своих чувств и переживаний, придать им такую форму, чтобы они нашли живой отклик у другого человека, вошли в ткань культуры, стали ее элементом, качеством, свойством.

Поскольку для социологии культуры важно различать естественные (природные) цветовые явления от цветовых явлений, создаваемых человеком, постольку нами вводится в научный обиход понятие полихроматические феномены (ПХФ). Именно для обозначения искусственно создаваемых цветовых эффектов вообще используется данный термин в настоящей диссертации.

Происходящие революционные изменения в человеческой деятельности, усложнение отношения человека к миру, рост значения эстетических факторов в его жизнедеятельности делают необходимым переосмысление отношения науки к полихроматическим феноменам, как воплощениям в образах, знаках, символах, абстракциях чувственной силы и нюансов межиндивидуального взаимодействия и социального общения, выражаемых в визуально-цветовой форме.

ПХФ выполняют в современном обществе системообразующую, связующую роль. Творчески-созидательная жизнедеятельность человека является основой эстетической полихроматизции социальной объективной реальности. Эта жизнедеятельность воплощается во многих способах применения полихроматических феноменов в различных областях деятельности человека: в дизайне интерьера школ, магазинов, ресторанов, офисов, на производстве, в обустройстве городской среды, в авиастроении, в космонавтике, в рекламе, в мире моды (в дизайне одежды), на телевидении и в кино.

Общество призвано сегодня обеспечить человеку широкий доступ к культуре, помочь раскрыть ему творческие дарования. Уровень развития творческих способностей личности в полихроматической социокультурной среде зависит от системы воспитания и образования. Поэтому сегодня стало необходимым культивирование новых творческих способностей человека, развитие которых актуально как результат хромоэстетизации окружающей среды и внутреннего мира личности.

Для социологии духовной жизни всегда большой интерес представлял анализ деятельности субъектов художественного творчества. Однако, если круг исследователей феномена цвета расширился от живописцев до физиков, химиков, лингвистов, психологов, эстетиков, дизайнеров-колористов и т. д., то, что касается социологов, то возрастающая роль полихроматических феноменов в духовной жизни общества ими недооценивается и должным образом не изучается.

Степень разработанности проблемы. В наиболее общем виде различные стороны духовной жизни общества в интересующем нас контексте освещены в трудах Е. А. Ануфриева, Г. С. Аферьева, Э. А. Балера, В. А. Бачинина, Д. Л. Бродянского, В. С. Витаньи, Б. А. Вороновича, А. А. Горелова, Б. С. Ерасова, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, И. С. Кона, В. Н. Костюка, Ч. Р. Миллса, А. Моля, Г. В. Плеханова, Б. Ф. Поршнева, Е. С. Сафронова и Л. Н. Дорогова, В. М. Соколова, В. Г. Федотова, В. С. Чернышева, В. Д. Чеснокова и др. Однако общий подход к социологическим проблемам духовной жизни общества не включал в себя специальные исследования ПХФ.

Библиография работ, посвященных естественнонаучному анализу цвета достаточно обширна, если учитывать, что учение о цвете зародилось в Элладе.

Цвет изучали такие древние мыслители, как Эмпедокл, Платон и его ученик Аристотель, представители пифагорейской школы, Демокрит, Р. Декарт и др.

Среди научных исследований, посвященных физическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим аспектам цветоведения, выделяются труды Исаака Ньютона (заложившего основы современной науки о цвете), М. В. Ломоносова, И. В. Гете, Т. Юнга, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, Э. Беббит, Г. Светихина, Р. Де Валуа, В. В. Шаронова, Г. Фрилинга, К. Ауэра, Н. Т. Федорова, А. Г. Устинова, Ч. Пэдхема, Дж. Сондерса, И. Поультона, М. Миннарта, Л. Н. Мироновой, В. А. Москвина, Н. Кубасовой, Р. М. Ивенса, Г. Воробьева, Р. Арнхейма, А. С. Зайцева, Г. И. Ашкенази, Д. Джада, Г. Вышецки, Т. Н. Греченко, Й. А. Измайлова, Е. Н. Соколова, А. М. Черноризова, С. В. Кравкова, А. Д. Логвиненко, И. И. Комаева, Д. Хьюбела, Т. Цигена, М. Люшера, В. Еггерта и др. Что касается классификации цветов, то одна из первых попыток принадлежит Альфреду Икетье. Большой вклад в колоростатику внес П. П. Кондрацкий, а также Максвелл, Форель Уле, К. Келли, Д. Джадд, и др. Космической колоростатикой занимались А. А. Тищенко, В. А. Ляхов, А. П. Александров, А. Д. Коваль, 3. Г. Худароткова и др. Для всех этих исследований в силу их направленности на другую научную проблематику характерно то, что они специально не рассматривают социологических аспектов полихроматических феноменов в духовной жизни общества.

Ряд работ посвящены изучению цвета в различных областях современной жизни общества:

• в медицине (Дж. Дальтон, Р. Энгелькинг, Э. С. Шноль, Э. Шредингер, В. М. Инюшин, В. П. Казначеев, Н. В. Серова, В. М. Бехтерев, М. Дерибере, Плезантона, Поэга, Пото, Бекер, В. Еггерт, Ж.-М. Вайс, М. Шавелли и др.);

• в искусстве и литературе (И. Тэн, В. Фаворский, В. Е. Семенов, В. П. Рыжов, Д. Ревалд, Н. К. Рерих, В. М. Полевой, Матисс, К. С. Малевич, В. А. Малахов, О. А. Кривцун, Т. В. Ильина, П. П. Гнедич, Н. А. Дмитриева, Н. А.

Виноградова, Леонардо да Винчи, В. В. Кандинский, Ф. Лорка, А. Кристофер, Р. Н. Ильин, Г. П. Дурасов, Э. К. Гусева, А. Г. Асмолов, Р. Арнхейм, Е. Г. Яковлев, И. А. Николина, В. В. Нефедов, Е. Замятин, А. Г. Горнфельд, В. А. Афанасьев, А. К. Баборенко и др.);

• в этнографии (С. А. Арутюнов, А. Г. Янбухтина, Л. А. Тульцева, В. У. Тернер, И. Е. Суханов, В. С. Чернышев, Г. С. Маслова, М. Н. Мерцалова и др-);

• в иконографии (О. Б. Антонова, Н. А. Барская, Сергий Спаский, М. В. Алпатов, Е. Н. Трубецкой, Д. В. Сарабьянов, О. Б. Антонова, В. В. Бычков, Э. К. Гусева и др.);

• в лингвистике (Ф. П. Филин, Глисон, А. П. Василевич, Н. Б. Бахилина и др.);

• в синестезии звука и цвета (Кастел, А. Бинэ, Б. М. Галеев, А. С. Мигунов, У. Г. Брэгг, И. Л. Ванечкина, А. П. Журавлев, А. В. Захарьина-Унковская и др.);

• в рекламе (Л. Н. Хромов, В. В. Ученова, Н. В. Старых, Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова, Ч. Сэндиджи, В. Фрайбургер, К. Ротсолл, И. Я. Рожков, А. А. Романов, Е. В. Ромат, В. Л. Музыкант, М. Н. Айзенберг, К. Л. Бове, У. Ф. Арене, М. Д. Валовая, Л. Ю. Гермогенова, А. Дейян, А. и Л. Троадек, и др.);

• в эргономике (Ю. Г. Алексеев, М. Дерибере, И. Поультон, И. П. Юров, Г. Фрилинг, К. Ауэр, А. Г. Устинов, С. М. Иванов, А. А. Красновский, Е. Н. Соколов, Ч. А. Измайлов, А. М. Черноризов, В. П. Зинченко, В. М. Мунилов и др.);

• в эргодизайне (Д. А. Азрикан, В. И. Даниляк, М. В. Федоров и др.);

• в дизайне (С. В. Бесант, М. Грувер, Е. У. Симерс, Д. Дадли, А. С. Щипанов, Р. Милосавлевич, Г. Ватерман, Э. Тьялве, Дж. Нельсон, Т. А. Печкова, Л. М. Холмянский,, Е. С. Пономарева, Н. Н. Степанов, Е. Б. Новикова, Т. Конран и др.) и т. д.

При наличии большого числа публикаций, посвященных цветоведению, научных работ по проблеме общесоциологического осмысления полихроматических феноменов в духовной жизни общества практически нет.

Актуальность изучения полихроматических феноменов в духовной жизни общества и слабая разработанность этого вопроса явились причинами обращения к данной теме.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является раскрытие социальной природы полихроматических феноменов как продуктов творчества, исследование их места и роли в системе социальных связей и отношений, а также в развитии творческих способностей личности, в подъеме эстетической культуры.

Цель диссертационного исследования определила необходимость решения следующих задач:

• Выявить происхождение и социальную сущность полихроматических феноменов.

• Определить тенденции полихроматизации человеческой деятельности в контексте развития социально-культурных отношений.

• Определить место и роль полихроматических феноменов в духовной жизни общества.

• Исследовать области употребления полихроматических феноменов в жизни современного общества и выявить перспективы полихроматизации духовной жизни общества.

• Определить место полихроматических феноменов в процессе формирования творческой личности и выявить новые возможности развития творческих способностей человека в контексте хромоэстетизации культуры.

Объект исследования - духовная жизнь общества.

Предметом исследования являются полихроматические феномены как элементы духовной жизни и их роль в развитии личности и общества.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды представителей отечественной и зарубежной социологии. В исследовании нашли применение системный, диалектико-материалистический, исторический, аксиологический подходы к анализу социальных явлений и процессов.

Эмпирической основой исследования выступают несколько групп источников:

1. Материалы научных изданий и периодической печати.

2. Результаты социологических отечественных и зарубежных исследований.

3. Углубленное интервью с отдельными специалистами, архитекторами, дизайнерами, преподавателями.

4. Экспериментальные уроки литературы в старших классах, посвященные семантики цвета в лирике И. А. Бунина.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке и решении проблемы социологического осмысления явлений полихроматизации духовной жизни общества. Эта новизна конкретизирована в следующих научных результатах, выносимых на защиту.

• Социальная сущность полихроматических феноменов заключается в отражении и преображении человеком наличного социального мира посредством практического выражения в визуально-цветовой форме чувственной силы и нюансов и социального общения. Цвет в отрыве от предметов культуры не играет самостоятельной роли, он несет нагрузку в рамках целого и выполняет социальную функцию.

• Полихроматические феномены являются специфическими образами человека, воплощенными в продуктах его деятельности, и выполняющими исторически определенные социальные функции: технологическую, экономическую и социально-культурную.

• Восприятие полихроматических явлений духовной жизни общества определяется типом самой культуры, социальным положением людей, их возрастом, полом, уровнем интеллекта, природно-географической средой и т. Д.

• Полихроматизация духовной жизни общества является всеобщей закономерностью ее развития, которая имеет троякое выражение: а) эстетизация внешнего предметного мира культуры; б) облагораживание внутреннего духовного мира человека; в) возрастание роли эстетического фактора в системе воспитания и образования.

Теоретическое и практическое значение работы.

•Теоретическое значение работы заключается в раскрытии социальной природы полихроматических феноменов и закономерного характера полихроматизации человеческой деятельности и социальных отношений.

•Практическое значение работы определяется обобщением опыта полихроматизации человеческой деятельности и важностью сделанных выводов для дальнейшего развития художественного и технического творчества образования и воспитания молодежи.

Апробация и практическое использование результатов работы. Выводы и материалы диссертации прошли апробацию в следующих формах:

Основные выводы и идеи диссертации докладывались на международных (Франция - Россия (Москва) 2000, Балтимор (США) - Санкт-Петербург 2000), всероссийских (Ростов-на-Дону 1999, Самара 1999, Уфа 2000), межвузовских (Санкт-Петербург 1999, Уфа 2001), республиканских (Уфа 1998, Уфа 1999, Уфа 2000, Уфа 2001) научно-практических конференциях и научных симпозиумах (Уфа 2000).

2.Диссертация рекомендуется к защите кафедрой истории Отечества и культурологии Уфимского государственного авиационного технического университета. Протокол № 14 от 10 мая 2001 г.

3. По теме исследования автором опубликовано 16 научных работ общим объемом 46 с. - 2 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящей из 246 наименований и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Полихроматические феномены в духовной жизни общества"

Заключение

Сегодня происходит рост духовной сопряженности индивида с мировым сообществом, постоянно возрастает значение общечеловеческих и личностно-индивидуальных интересов и ценностей. Полихроматические феномены - одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту. Осознанное употребление большого разнообразия полихроматических феноменов связано с усвоением определенных социальных норм и ценностей.

В диссертации мы попытались раскрытую социальную природу полихроматических феноменов, их происхождение и сущность, проанализировав тенденции эволюции полихроматических феноменов в духовной истории человечества и раскрыв закономерности полихроматизации человеческой деятельности.

Содержание знания субъекта зависит от состояния общественно-исторической практики, поэтому познание, мыслительная деятельность человека - это процесс отражения и преображения действительности. Социальное отражение предполагает активное отношение человека к миру, ибо не воздействуя на мир, его невозможно познать, также и преображение мира предполагает знания о нем. Человечество познает действительность в целях ее осознанного преобразования. В процессе визуального отражения окружающего мира человек, наряду со зрительным восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше создает новые образы, например, такие как полихроматические феномены, которые являются цветовыми знаками, символами, образами, их композиции и системы.

Социальная сущность полихроматических феноменов заключается в отражении и преображении человеком наличного социального мира посредством практического выражения в визуально-цветовой форме чувственной силы и нюансов межиндивидуального взаимодействия и социального общения.

Предпосылками полихроматических феноменов являются: физиологические, психологические и социально-культурные. Анализ закономерностей процесса формирования систем полихроматических феноменов показывает, что физиологические, психологические и социально-культурные предпосылки взаимообусловлены и взаимозависимы.

Полихроматические феномены - это своеобразные катализаторы социальной духовной жизни человека, его социализации. Основными социальными функциями полихроматических феноменов являются: технологическая, экономическая и социально-культурная, которая имеет свои подфункции: познавательную, творческую или инновационную, символическую, нормативную, эстетическую, интегративную или подфункцию создания и поддержания единообразия и разнообразия в социокультурной среде, коммуникативную, подфункцию социализации, стимулирующую, воспитательную, компенсаторную.

Полихроматические феномены - это специфическое выражение отношений человека к человеку Именно это отношение опосредует отношение человека к природе.

Разнообразие полихроматических феноменов базируется на богатстве творчески-созидательной жизнедеятельности человека как основе эстетизации социальной объективной реальности. Именно творческое воплощается в многообразии полихроматических феноменов, функционирующих в различных областях бытия человека.

Любой материальный предмет как продукт человеческой деятельности является так или иначе моно- или полихроматическим феноменом. Цвет сам по себе в отрыве от полихроматических феноменов не играет роли. Он несет нагрузку в рамках целого и выполняет социальную функцию. Полихроматизация духовной жизни общества связана с усложнением отношений человека к миру, к самому себе.

Полихроматичный мир материальных вещей и предметов, помимо своего непосредственного производственного, потребительского и иного подобного предназначения, обладает огромным социально-коммуникативным значением. Полихроматичный мир вещей, движение этих вещей оказываются не чем иным, как эстетически опредмеченным миром человеческих, общественных отношений.

Духовная культура, рассматриваемая в интересующем нас, аспекте характеризует внутреннее полихроматическое богатство сознания, степень развитости самого человека, живущего в многокрасочном мире, его способность воспринимать многосложный мир. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями - это факторы, способствующие деградации общества, его "серости".

Человек, родившийся в одной стране, прожив большую часть жизни в другой, при этом имея национальность, отличную от всех тех, которые проживали большей своей частью там, где он родился и жил, будет иметь синтез в оценочной предпочтительности полихроматических феноменов, по крайней мере, трех национальностей. Полихроматический мир человека включает в себя природно-географическую среду, которая является фактором развития личности, гармонизации отношений между человеком и природой. Поэтому цветопредпочтительность у каждой личности социума особенная. Она зависит от пола индивида, возраста, образования, национальности и от той части света, страны, в которой он живет.

Проанализировав эволюцию полихроматических феноменов в духовной истории человечества, выделяем три этапа эволюции: мифологический, религиозный и светский.

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания многокрасочного мира. Начиная с древнейших времен первобытный человек не только подвергался влиянию цветовых вибраций, но и пытался подражать им, обращаясь к ним за помощью в содействии его счастья или отвращении зла. Древние народы объединяли цвета с природными силами. Например, красный цвет из-за своего ярко-красного отблеска символизировал огонь, оранжевый или золотисто-желтый представлял солнце, зеленый - весеннюю листву, голубой - небо и море.

В космологических представлениях, т. е. в представлениях разных народов о мироздании, интересен поиск древней астрологией, наряду с математическим расчетом, аналогов психического в материальном и духовном мире (соотнесение знаков Зодиака с различными цветами), который являлся необходимым инструментом для работы с человеческой душой.

На всех этапах своего развития религия являлась существенной частью человеческой культуры. Особенно большое влияние оказали на культуру мировые религии. Их воздействие определяло развитие культуры огромных регионов, обусловив наличие общих образов, мотивов, художественных приемов. В диссертации в рамках религиозных представлений мы рассмотрели символику цветов Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. средневековья, иконографии, где цветовая гармония показывая преображенное духовное состояние человека, является воплощением представления о мировом единстве.

Использование полихроматических феноменов в светских представлениях известны с времен зарождения общественных отношений. В диссертации рассматривается использование цвета в геральдике, в медицине (с помощью цвета можно физиологически воздействовать на организм человека, однако современной медициной цвет до сих пор активно не используется, несмотря на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета), в системе коммуникаций общества (обозначения цвета зависят от общего уровня культуры общества и от уровня эстетической культуры индивида, от развитости его зрительного восприятия, от того, насколько точно он может выразить свое мироощущение).

Проанализировав творчество как основу хромоэстетизации культуры, а также развитие творческих способностей человека как результат хромоэстетизации окружающей среды и внутреннего мира личности, мы пришли к выводу о том, что творчески-созидательная жизнедеятельность человека - это основа эстетической полихроматизции социальной объективной реальности. Творческая деятельность - это процесс преобразования возвышения духовной жизни личности и общества на основе познания и сознательного использования законов гармонии, красоты человеческих отношений. Мы в этом убедились, оценив в диссертации роль полихроматических феноменов в различных областях жизнедеятельности человека.

Специфика деятельности задает тон интерьеру, цветовой эргодизайн которого активно воздействует на человека, организовывает его, гармонизирует и очеловечивает его отношение со средой. Он органично входит в контакт, в общение с человеком, благодаря осуществляемой им функции эстетической ориентации и эстетической интеграции среды и культуры. В этом смысле стилевая система предметно-пространственной среды оказывается средством, цементирующим целостность культуры, и является выразительным знаком стиля культуры.

Развитие творческих способностей человека сегодня актуально как результат хромоэстетизации окружающей среды и внутреннего мира личности. Уровень развития творческих способностей личности в полихроматической социокультурной среде зависит от воспитания и образования. Наследственные факторы накладывают предел творческим достижениям данного человека. Для реализации творческих задатков нужны благоприятные условия, которые должен организовывать педагог у себя на уроках.

Известно, что без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить превращается во взрослого мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Культура не дана индивиду изначально. Чтобы она открылась индивиду, он должен осуществить активную деятельность по присвоению ее. Задача формирования индивидуального духовного мира остается актуальной на протяжении всего школьного возраста.

В рамках учебного предмета "Основы дизайнобразования" цветовой дизайн рассматривается как освоение культурного опыта предшественников с его последующим творческим дополнением. Цветовой дизайн как учебный вид деятельности способствует творческому потенциалу личности.

Основной задачей педагога на уроках изобразительного искусства становится формирование грамотного зрителя, который может понять замысел художника, основную идею произведения. Для этого учащиеся изучают язык живописи и постоянно развивают свое восприятие, художественный вкус, эмоциональность. Полихроматические феномены определяют многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно изучать на уроках изобразительного искусства как основу этого вида искусства.

Сознательное очеловечивание многокрасочного мира, насыщение цветов значениями, принятыми в человеческом сообществе, происходит на уроках литературы, где ученики начинают изучать цвет как одно из средств образной выразительности окружающей действительности для создания у читателя определенного состояния, чтобы он смог самостоятельно полихроматизировать природный многокрасочный мир, понять значения цвета в человеческом сообществе.

В современной школе на уроках музыкального образования рекомендуется применять методику Унковской видеть звуки в цветах и музыкально слышать краски, которая способствует эффективному формированию творческих способностей детей и развития их духовного мира. Проблема духовного является основной для созидательного творчества личности в социокультурном мире. Помочь людям преодолеть драматические трудности через раскрытие и развитие своего духовного начала - такова важнейшая задача педагога.

Главной целью современного воспитания и образования является формирование нового универсального типа личности, способной самовозвышаться, накапливать творческий потенциал и облагораживать духовную жизнь посредством культивирования полихроматических феноменов. В этом могут помочь межпредметные связи на уроках литературы, изобразительного искусства, музыкального образования, а связующим звеном между ними рекомендуется использовать ПХФ.

В результате проведенного исследования были сформулированы следующие теоретические выводы:

• Социальная сущность полихроматических феноменов заключается в отражении и преображении человеком наличного социального мира посредством практического выражения в визуально-цветовой форме чувственной силы и нюансов социального общения. Цвет в отрыве от предметов культуры не играет самостоятельной роли, он несет нагрузку в рамках целого и выполняет социальную функцию.

• Полихроматические феномены являются специфическими образами человека, воплощенными в продуктах его деятельности, и выполняющими исторически определенные социальные функции: технологическую, экономическую и социально-культурную.

• Восприятие полихроматических явлений духовной жизни общества определяется типом самой культуры, социальным положением людей, их возрастом, полом, уровнем интеллекта, природно-географической средой и т. д.

• Полихроматизация духовной жизни общества является всеобщей закономерностью ее развития, которая имеет троякое выражение: а) эстетизация внешнего предметного мира культуры; б) облагораживание внутреннего духовного мира человека; в) возрастание роли эстетического фактора в системе воспитания и образования.

Обобщив опыт полихроматизации человеческой деятельности, мы отмечаем важность сделанных выводов, составляющих научную новизну, для дальнейшего развития всех видов художественного творчества, развития эстетического фактора в образовании и воспитания, в облагораживании духовной жизни общества.

 

Список научной литературыКоровина, Снежана Валерьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Азрикан Д. А. Эргодизайн. Проблемы и перспективы // Техническая эстетика. 1987. - № 3. - С. 17-23.

2. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: Московский ун-т, 1971. 152 с.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт Философии. Изд-во социально-экономической литературы. М.: Мысль, 1975. Т. 1. Книга 2. Глава 7. О душе. - С. 65-67.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. Часть V. Рационализация цвета. - С. 225-234.

5. Аферьева Г. С. Социальная активность: Проблема субъекта и объекта в социальной практике. М.: Политиздат, 1974. 230 с.

6. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.: Энергия, 1974. 89 с.

7. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.

8. Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -С. 370.

9. Бауер В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

10. Ю.Бахилина Н. Б. История цветообозначения в русском языке. М.: Наука, 1975.

11. П.Бачинин В. А. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986.

12. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Научное изд-во "Башкирская энциклопедия", 1996. - С. 69.

13. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. - С.107.

14. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. - С. 200.

15. Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, № 2.

16. Бинэ А. Вопрос о цветном слухе. М., 1894. - С. 80.

17. Блек С. Введение в паблик рилейшенз. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1998. - С. 15, 106.

18. Бове К. Л., Арене У. Ф. Современная реклама: Учебник. Энциклопедия рекламного дела /Пер. с англ. Д. В. Вакина, О. Р. Панкова, Т. К. Солдатова / Под ред. О. А. Феофанов. Тольятти: Издательский дом "Довгань", 1995. 704 с.

19. Бородулин А. Энциклопедия на геральдических щитах // Техника -молодежи, 1990, № 6. - С. 62.

20. Бэкон Ф. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека Сочинения в 2-х томах. М., 1978. Т. 2.

21. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. Л. Лойко, Ф. Б. Сарнова. М.: Прогресс, 1990. 187 с.

22. Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -С. 17.

23. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. книжное изд-во, 1989. 253 с.

24. Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.: Изобразительное искусство, 1983.

25. Василевич А. П. Исследование лексики в психологическом эксперименте, на материале цветообозначения в языке разных систем. М.: Наука, 1987.

26. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М.: Просвещение, 1993. С. 7-48.

27. Витаньи И. Н. Общество, культура, социология / Общ. ред. С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1984.

28. Воробьев Г. Цвет нашей жизни: Кое-что о науке колористике // Семья и школа. 1994, № 10.

29. Воронович Б. А. Созидательный потенциал человека: Социал.-филос. исслед. М.: Мысль, 1988. 188 с.

30. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965. - С. 275.

31. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х т. М., 1970. Т. 1. - С. 212.

32. Герб и флаг России X XX века. - М.: Изд-во "Юридическая литература", 1997. - С.378-496.

33. Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. К учению о цвете (хроматика). М.: Академия наук СССР, 1957. - С. 261-361. П. 78, 801, 802.

34. Гиппенрейтер Ю. Б., Леонтьев А. Н., Овчинникова О .В. Анализ системного строения восприятия / Доклады АПН РСФСР. М., 1957-1959, сообщение I-VII.

35. ГИТА Альтернатива Выбора: Энциклопедический сборник: философия, религия, история, поэзия / Под ред. А. П. Куломчева. - М.: Привода, 1999.

36. Глезерьман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979.

37. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1999. - С. 27, 115-120, 161.

38. Голицин Г. А., Петров В. М. Информация поведение - творчество. - М.: Наука. 1991. - С. 131-132.

39. Горелов А. А. Древо духовной жизни: Учебное пособие для вузов. М.: SVR- Аргус, 1994.

40. Гостев А. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля "О душе". //Вопросы философии. 1997, № 12. - С. 73.

41. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. - С. 125-139.

42. Греченко Т. Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. -С. 191-255.

43. Даниляк В. И., Мулинов В. М, Федоров М. В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. М.: Изд-во стандартов, 1990. - С. 13-20, 35-39.

44. Декарт Р. Рассуждение о методе. С приложениями: Диоптрика. Метеоры. Геометрия. М., 1953. - С. 71-72.

45. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964.

46. Джад Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978.

47. Дизайн в системе культуры / Под ред. С. О. Хан-Маголедова. М., 1982.

48. Дизайн: Очерки теории системного проектирования. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 185 с.

49. Дмитриев Е. В. Социальная природа творческого мышления / Под ред. Т. А. Горолевич. Минск: Наука и техника, 1989.

50. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1976. Т. 18. - С. 94.

51. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986. - С. 119-120.

52. Европейская живопись XIII-XX: Энциклопедический словарь. М.: Искусство, "NOTABENE", 1999.

53. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: АО "Аспект-Пресс", 1994. Ч. 1,2.

54. Журавлев А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. - С. 101-125.

55. Иванов С. М., Красновский А. А. Техника, эстетика, труд. М.: Машиностроение, 1968. - С. 56-68, 72-88.

56. Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1978.

57. Иконников А. В. Эстетические проблемы массового жилищного строительства. Л., 1966.

58. Ильенков Э. В. Философия и культура: Сборник. М.: Политиздат, 1991. 462 с.

59. Ильин B.C. Формирование личности школьника: Целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

60. Ильин Р. Н. Изобразительные ресурсы жанра. М., 1973. - С. 148.

61. Информационное мировоззрение и эстетика: Труды международного научного симпозиума "Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход". Таганрог: Изд-во ТРГТУ, 1998.

62. История русской поэзии. Д.: Наука, 1969. Том 2. - С. 330-350.

63. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.

64. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТО ОТК "Петрополис", 1996.

65. Казарилова В. И. Красота, вкус, экономика. М.: Экономика, 1985.

66. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1990. - С. 30, 53, 59, 64-65, 74-78.

67. Кантор К. М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры. М., 1971.

68. Келли К, Джадд Д. ИССС-НБС Метод обозначения цветов и словарь названий цветов. М., 1971.

69. Коган Л. Н. Художественный вкус // Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966.

70. Комаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. Л., 1971.

71. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. - С. 21-24.

72. Кондрацкий П. П. Основы колористики. Цветовые ноты. М., 1932. - С. 520.

73. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления "Братья Карич", 1997. 304 с.

74. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна / Авт. текста Т. Конран, Э. Уилхард, Д. Холл, Д. Моран, Г. Пэрри. London: D&S Group Limited. - М.: Меджибож, Русские словари, 1997. - С. 24-26.

75. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-С. 164-186.

76. Корзун Н. В. Рок, игры, мода и реклама. М.: Сов. Россия, 1989. 136 с.

77. Коровина С. В. Дизайн как социокультурная ценность в историческом развитии общества // Ленинская концепция культуры и современность. Материалы симпозиума. Уфа: Изд-во БГУ, 2000. - С. 84-85.

78. Коровина С. В. Красный флаг символ победы // Наука, техника и образование Башкортостана в годы Великой Отечественной войны 19941-1945гг (5 мая 2000 г.): Материалы научно-практической конференции. Уфа: Изд-во БГУ, 2000.-С. 39-41.

79. Коровина С. В. Опыт полихроматических эффектов в авиастроении // Аэрокосмический комплекс в истории Отечества: Тезисы докладов Всероссийской конференции. Самара: Изд-во СГАУ, 1999. - С. 51-53.

80. Коровина С. В. Полихроматические феномены в процессе формирования личности // Сборник научных статей и материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры теории и истории мировой культуры БГПУ. Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 88-89.

81. Коровина С. В. Символика цвета на христианских поэтических полотнах И. А. Бунина // Религия в Башкортостане: история и современность: Материалы V республиканской научно-краеведческой конференции Уфа, 1999. - С. 70-71.

82. Коровина С. В. Цветовой дизайн в авиастроении // Проблемы авиации и космонавтики и роль ученых в их решении: Тезисы докладов Уфа: Изд-во УГАТУ, 1999. - С. 91-93.

83. Коровина С. В. Цветовой дизайн в космонавтике // XXVI Гагаринские чтения: Тезисы докладов международной научной конференции. Москва, 2000. Т. 1.-С. 171.

84. Коровина С. В. Полихроматические феномены как синтез науки и искусства // Искусство как феномен культуры. Тезисы докладов научной конференции (17-18 мая 2001 г.). Уфа: УТИС, 2001. - С. 103-105.

85. ЮО.Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.

86. Костов К. Архитектура инженерных сооружений и промышленного интерьера / Под ред. В. А. Цветкова, В. В. Блохина. М.: Стройиздат, 1983. 304 с.

87. Костюк В. Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП Изд-во "Магистр", 1997.

88. ЮЗ.Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

89. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. - С. 461.

90. Кубасова Н. Взаимодействие цветовое // Техническая эстетика, 1965. № 6.

91. Юб.Культура и личность: Проблема социальной активности: Материалы Всесоюзной конференции "НТП. Духовное производство. Духовная культура". М., 1990. 123 с.

92. Ю7.Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

93. Ю8.Курапов С., Зерниченко А. Астрология, психология, цвет // Профессионализм в астрологии: Доклады, сообщения, тезисы. М., 1996.

94. Лебедев В. Дневник космонавта // Наука и жизнь, 1985. № 1.

95. Ю.Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 57. Т. 18. - С. 46, 145, 418.

96. П.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. Глава II.

97. Леонтьев А. Н. О механизме чувственного отражения // Вопросы психологии, 1959. № 2.

98. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М., 1945. - С. 75.

99. И4.Лившиц И. Ф., Камышев Э. Н. Социальные проблемы формирования инженера / Томский политехнический институт. Т.: ТПИ, 1974. 112 с.

100. Логвиненко А. Д. Инвертированное зрение и зрительный образ // Вопросы психологии, 1974. № 5.

101. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982.

102. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

103. Люшер М. Закон гармонии в нас. М.: ЭКОН, 1985.

104. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета // Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск, Харвест, 1999. Глава 1. Психология цвета. - С. 175.

105. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.-С. 4-38.

106. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: "РИПОЛ КЛАССИК", "Вече", 1997.

107. Ляхов В. А., Александров А. П., Коваль А. Д., Тищенко А. А., Худароткова 3. Г. Колористические эксперименты на орбитальной станции "Салют-7". Доклад на XIV Гагаринских чтениях. М., 1984.

108. Малевич К. С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.: Гилея, 1998. Т. 1, 2.

109. Маркарян Э. С. Культура как способ социальной самоорганизации. -Пущино, 1982.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 19. Т. 42. - С. 93-94, 118, 162-163. Т. 46. Ч. 1. - С. 477. Т. 12. - С. 737. Т. 3. - С. 253.

111. Матисс. Сборник статей о творчестве. М.: ИЛ, 1958. - С. 44-57.

112. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975.

113. Методика художественного конструирования / Ю. Б. Соловьев, В. Ф. Сидоренко, JI. А. Кузьмичев и др. М.: ВНИИ техн.эстетики,1983. 166 с.

114. Мещеряков А. Н. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

115. Мигунов А. С. От синестезии к синтезу искусств // Многогранный мир Кандинского. М.: Наука, 1999. - С. 119-123.

116. Миллс Ч. Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. О. А. Оберемко. Под общ. ред. и с предисл. Г. С. Батыгина. М: Издательский Дом "Стратегия", 1998. - С. 11-35.

117. Милосавлевич Р. Интерьер жилого дома. М.: Стройиздат, 1988. 88 с.

118. Миннарт М. Свет и цвет в природе / Под ред. Г. А. Лейкина. М.: Физматгиз, 1958. 424 с.

119. Миронова Л. Н. Цветоведение: Учеб. пособие. Минск: Высшая школа, 1984. 286 с.

120. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. - С. 1-20.

121. Михалев В. П. Художественное произведение в процессе социального функционирования. Киев, 1986.

122. Многогранный мир Кандинского: Сборник статей. М.: Наука, 1999. - С. 541, 124-162.

123. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - С. 297.

124. Момджанян К. X. Социум. Общество. История: Учебное пособие для студентов и аспирантов, специализирующихся по философии, социологии, истории. М.: Наука, 1994.

125. Москвин В. А. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия. // Вопросы психологии. 1997. № 6. - С. 77-82.

126. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы: Монография. -М.: Евразийский регион, 1998. 4.1.Зарождение и генезис рекламы. Эффективные рекламные технологии. 400 с.

127. Мунилов В. М. Эргономика на службе производства. М.: Знание, 1971.143 .Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971.

128. Нечай О. Ф. Основы киноискусства: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Науч. ред. И. В. Вайсфельд. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

129. Николина И. А. Образное слово И. А. Бунина // Русский язык в школе, 1992.-№4. -С. 51-59.

130. Новикова Л. И. Искусство и труд: Учебное пособие по спец. для филос. фак. ун-тов и худ. пром. вузов. М.: Высшая школа, 1974. 176 с.

131. Новикова Е. Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы. М.: Стройиздат, 1984. 272 с.

132. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Государственное изд-во технико-теоретической литературы, 1954.

133. Общественные отношения (Социально-философский анализ) / В. И. Куценко, И. В. Бойченко, Ю. Д. Прилюк и др. Отв. ред. В. И. Куценко. -Киев: Наукова думка, 1991. 288 с.

134. Мордовского университета, 1992. 147 с. 152.0рлов В. Умчалась прошлого ракета или запоздалый рассказ о "вредной" теории // Техника молодежи. 1988. - № 10.-С. 44-46.

135. Павлов И. П. Полн. собр. соч., М.- Д.: Госплитиздат, 1951.Т. III. Кн.1 - С. 28.

136. Павлов Т. Избранные труды по эстетике. М.: Искусство, 1978. - С. 130.

137. Первый век кино: Популярная энциклопедия / Под ред. К. Разлогов, С. Лаврентьев, Е. Марголит. М.: ЛОКИД, 1996. 715 с.

138. Печкова Т. А. Проблемы цвета в дизайне // Проблема цвета в психологии. -М.: Наука, 1993.

139. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. М.: Искусство, 1978. Т. 1.-С. 54, 83,313-399.

140. Полная энциклопедия быта русского народа / Сост. И. Панкеев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. - С. 546-547.

141. Пономарева Е. С. Интерьер гражданских зданий: Учеб. пособие для вузов. -Минск: Высшая школа, 1991. С. 10-20, 61-65, 102-106, 115-141.

142. Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. Минск: Высшая школа, 1984. 167 с.

143. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. - С. 127, 130-131, 138, 142, 192, 204, 210.

144. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: В 3-х т. Т. 2. М.: Русская книга, 1993. - С. 326-327.

145. Поультон И. Цвета для обозначения размеров: рекомендуемый эргономический цветовой код. М., 1976.

146. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978.

147. Рассадин С. Б. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. М.: Искусство, 1984. 223 с.

148. Ревалд Д. Постимпрессионизм. Л. - М.: Искусство, 1962. - С. 140.

149. Ревальд Д. История импрессионизма. М.: Республика, 1994.

150. Рерих Н. К. Человек и природа: Сборник. М.: Международный центр Рерихов: Фирма "БИСАН - оазис", 1994.

151. Роль культуры в формировании личности / Е. М. Бабосов, Г. Н. Соколова, А. П. Ждановский. Минск: Наука и техника, 1980. 192 с.

152. Ромат Е. В. Реклама: Учебник для студ. спец. "Маркетинг". Киев -Харьков: НВФ, Студцентр, 2000. 480 с.171 .Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР. 1958.

153. Сафронов Б. В., Дорогова Л. Н. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М.: Мир, 1975. 206 с.

154. СенекаЕ. С. Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т. 5. С. 103-105.

155. Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 325.

156. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1990.

157. Смирнова В. Красный цвет и отрицательные эмоции // Наука и жизнь, 1987.-№3.-С. 71.

158. Смольянов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. - С. 206.

159. Современный интерьер вашего дома / Сост. А. В. Белоус. Минск: Миринда, 1999. 448 с.

160. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. 239 с.

161. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. - С. 150-157

162. Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989.

163. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 58 классов: В 4-х частях. Обнинск: Титул, 1998. Часть 2. Основы живописи. -С. 15.

164. Сорок мнений о телевидении. М.: Искусство, 1978. - С. 167.

165. Социальное творчество: основа единства культуры и производства. М., 1985.

166. Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнит, исследование / Под ред. Г. В. Осипова, Я. Щепаньского. М.: Мысль, 1969. 511 с.

167. Социальные последствия реформ в Башкортостане: Монография / Под редакцией Д. М. Гилязитдинова и др. Соавторы § 4 Ширяев JI. А., Коровина С. В. Уфа: Изд-во УЮИ МВД РФ, 2000. Т. 2. Гл. 5. § 4. - С. 205-216.

168. Социологические проблемы личности: Сборник научных статей. -Красноярск: Сиб.технол.ин-т, 1973. 287 с.

169. Спаский Сергий. О почитании икон. СПб., 1995.

170. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студ. вузов. М.: Гардарики, 2000. -С. 601.

171. Степанов H. Н. Цвет в интерьере. Киев, 1985.

172. Структуры познавательной деятельности. Владимир, 1975.- С. 87-108.

173. Суботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. - С. 206.

174. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.

175. Теоретические проблемы дизайна. Методологические аспекты социологических и историко-культурных исследований / Под ред. В. Р. Аронова. М., 1979.

176. Тищенко А. А. Космическая колористика // Техническая эстетика, 1987. № 5.-С. 3-5.

177. Тищенко А. А. Цветовые исследования Земли // Авиация и космонавтика, 1983. -№ 5.

178. Трубецкой Е. Н. Два мира в древнерусской иконописи. М., 1916. - С. 9.

179. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991. - С. 23.

180. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна / A short course in industrial design / Перевод с англ. Кунина П.А. М.: Машиностроение, 1984. 190 с.

181. Тюхтин В. С. Отражение и информация // Вопросы философии, 1967. № 3.

182. Унковская А. В. Метода цвет-звуко-чисел // Вестник теософии. Петербург, 1909.-№ 1. - С. 77-82.

183. Успенский П. Tetrium Organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1992. - С. 66-68.203 .Устинов А. Г. Цветовая форма. Вопросы семантики // Техническая эстетика. 1988. № 2. - С. 9-11.

184. Устинов А. Г., Юров И. П. Эстетика труда и производства: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1988. - С. 82-101.

185. Устюгов Е. Н. Стиль как эстетический феномен: Автореферат канд. дис. -Л., 1978. С. 20.

186. Федоров Н. Т. Курс общего цветоведения. Л.: ОНТИ, 1935.

187. Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991.

188. Филин Ф. П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М.: Наука, 1981.327 с.

189. Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М.: Мысль, 1989. 239 с.

190. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. Л.: Наука, 1977. 188 с.

191. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях воздействия искусства на личность. М.: Знание, 1982. 112 с.

192. ФрилингГ., Ауэр К. Человек цвет - пространство. - М., 1973. 2 Н.Фромм Э. Из плена иллюзий // Душа человека. - М., 1992. - С. 372.

193. Хазиев В. С., Шарипов Р. А. Истина, образование, жизнь. -Уфа: БГПИ, 1998.-С. 3, 17-18,21,27-28.

194. Харчев А. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. 222 с.

195. Холмянский JI. М., Щипанов А. С. Дизайн. М., 1985.

196. Художник, вещь, мода: Сборник статей / Сост. М. JT. Бодрова, А. Н. Лаврентьев / Под ред. К. И. Рождественского и др. М.: Сов. художник, 1988. 366 с.

197. Циген Т. Физиологическая психология в 14 лекциях // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. М.: ООО Изд-во ACT-ЛТД, 1998. Лекция 6. Зрительные ощущения. - С. 387-404.

198. Шаронов В.В. Свет и цвет. М.: Физматгиз, 1961. 311 с.

199. Шеврыгин Б, Керчев Б. Разноцветное лечение // Труд, 2000, 10 марта. С. 7.

200. Ширматова Г. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности / Отв. ред. М. М. Хайруллаев. Ташкент: Фан, 1986. 148 с.

201. Ширяев Л. А. Социально философские проблемы оптимизации научно-технического творчества: Монография. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.

202. Ширяев JI. А. Образование, творчество и прогресс общества / Творчество и развитие образовательных система: Тезисы докладов. Уфа: УГАТУ, 1997. -С. 6.

203. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-ти томах. М.: Искусство, 1964. Т. 2.-С. 201-234, 285.

204. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квант. М.: Гостехиздат, 1956. 279 с.

205. Эргономика и труд в гражданской авиации: Сборник научных трудов. -Киев: КИИГА, 1984. 108 с.

206. Эстетика и производство. М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 17-19, 49-67.

207. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977. 287 с.

208. Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Башкирское изд-во "Китап", 1993. 131 с.

209. Besant С. В. Computer-aided design and ma nufacture: Компьютер в дизайне и производстве / С. Босант. 2nd Editiom. - London: John Wiley&Sons, 1983. 232 P.

210. Dudley D. W. Handbook of Practical Gear Design: Руководство no практическому приводному дизайну / Д. Дадли. New York: McGraw-Hill Book Company, 1954.

211. Gaffron M. Perceptual experience: an analysis of its Relation to the external world through internal processings // Psychology: A Study of a Science", 1963. Vol. 4.

212. Gibson V. В., Gibson L. R. The Complete Illustrated Book of the Psychic Sciences. London, 1967.

213. Groover M. P., Zimmers E. W. CAD/CAM. Computer- aided design and Manufacturing // CAD/CAM. Компьютерный дизайн и производство / М. Грувер, Е. У. Симерс. New Jersey: Prentice-Hall, Inc, 1984. 489 P.

214. Jung G. G. Mau and his Symbols. London, 1964.

215. Koestler A. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969.

216. Kuehni R. Q. Color and colorants in ancient Egirt. Color Res and Appl., 1980. Vol.55. - № 3. P. 169-172.

217. Kuehni R. Q. Notes on color terrminology in the Sland and the epie of Gilgamesh. Color Res and Appl. 1981. Vol. 6. - № 4, P. 233-236.

218. Lev-Strauss Claud. La Pensee sauvage. Paris: Plön, 1962. P. 87.1 l.Munsell, Albert H. A Grammar of Color. New York: Van Nostrand, 1969. P. 10.