автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Политическая философия Абу Насра ал-Фараби
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Джураев, Раджаббой Зухурович
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ АБУ НАСРА ал-ФАРАБИ
§ 1. Идейные истоки и культурные предпосылки формирования политической философии Абу Насра ал-Фараби.15
§ 2. Общая характеристика философской системы ал-Фараби . .45
§ 3. Понятие политической философии Абу Насра ал-Фараби.60
ГЛАВА И. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ АБУ НАСРА ал-ФАРАБИ
§ 1. Учение об обществе и государстве.76
§ 2. Учение о добродетельных и недобродетельных городах-государствах.96
§ 3. Проблема управления и роль закона.128
§ 4. Концепция политического лидерства.136
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Джураев, Раджаббой Зухурович
Актуальность темы. Абу Наср ал-Фараби является выдающимся философом, ученым-энциклопедистом, родоначальником ирано-арабоязычной рационалистической и политической философии, духовным наставником многих мыслителей. Он занимает особое место в истории общественно-философской и политической мысли. Привлекательность творчества ал-Фараби заключается не только в том, что он разработал четко продуманную общефилософскую систему, но и в том, что в его политических произведениях впервые четко сформулированы основные положения и принципы политической философии.
В центре философской системы ал-Фараби находится тема человека, его интеллектуально-нравственное совершенствование, его стремление к достижению свободы, к личному и общественному счастью, поиск-человеком лучшего будущего. Вопросы происхождения и функционирования человеческого общества, государства, его типов, форм управления, места и роли закона, принципы организации добродетельного государства, а также необходимые качества и свойства человека, наделенного властью (политического лидера), что актуализировалось в нынешних условиях. Следует отметить, что не все проблемы, которые волновали ал-Фараби и которые он поднимал в своих работах, принадлежат прошлому, многие его идеи актуальны и принципиально важны и сегодня. В этом плане исследование политической философии ал-Фараби представляется весьма актуальным.
Актуальность исследования также обусловлена необходимостью обращения к духовному наследию прошлого с целью извлечь из него уроки в целях обновления и оздоровления современного общества.
Исследование политической философии ал-Фараби приобретает большую актуальность в условиях независимого развития Таджикистана, усиления демократических преобразований, создания правового, светского государства, утверждения согласия в нашем обществе. В этом отношении исследование политической философии ал-Фараби, особенно его учения о политике, о свободе, счастье, о необходимости взаимопомощи между людьми, его призыв к изучению наук, интеллектуально-нравственному совершенствованию человека и общества, чрезмерно актуализируется. ^Особенно актуальной сегодня остается концепция мыслителя о политическом лидерстве, его идеи о добродетельном обществе, о справедливости, равенстве, сохранении мира, предотвращении войны, осуждении им несправедливых войн. В этом плане политическая философия и идеи мыслителя могут стать ценным источником при политическом воспитании подрастающего поколения.
Актуальность исследования также обусловлена необходимостью творческого освоения достижений философской, этической и политической мысли народов стран Ближнего и Среднего Востока, на развитие которой большое влияние оказал ал-Фараби. Актуальность также заключается в
О научной неразработанности и отсутствии специальных исследований по политической философии мыслителя. Хотя со времени создания политической философии ал-Фараби прошло более 1100 лет, тем не менее, его идеи и политическая философия во многом сохраняют свою ценность и имеют непреходящее значение для современных обществ.
Степень разработанности проблемы. Философское и общественно-политическое наследие ал-Фараби на протяжении более тысячи лет является объектом пристального внимания исследователей различных стран мира. О научном, философском и политическом творчестве ал-Фараби существует огромная исследовательская литература. Обзор этих работ, выпущенных в свет до середины 70-х годов прошлого века, приведен в работах Б.В.Лунина1.
1 Лунин Б.В. Библиографические очерки о деятелях общественных наук в Узбекистане. - Ташкент: Фан. 1976. - Вып. I: Гго же. Библиографический указатель советской литературы об Абу Насре аль-Фараби и изданий текстов его произведении в СССР // Обществ, науки в Узбекистане. - 1973. - № 6. - С. «8-95.
Изучение наследия ал-Фараби было начато еще в эпоху средневековья.
0 жизнедеятельности ал-Фараби, характере его мировоззрения, философском творчестве, знакомстве с греческой философией существуют сообщения в трудах "Татимат сиван-ул-хикма" (XII в.) Абдул Хасана Байхаки, "Торих ал-улама" («История мудрецов», XII в.) Ибн Кифти, "Нигористони Гаффори" («Нигаристан Гаффари», XVII в.) А.Казвини, в "Кашф уз-зунун" («Раскрытие сомнений», XVII в.) и мн. др.
Работа арабского философа И.Мадкура1 является первым философским исследованием биографии, творческого наследия, философского миропонимания ал-Фараби, его социальной философии и политических воззрений. Автор высоко оценивает его как философа-политика, как родоначальника ирано-арабоязычной политической философии, однако его исследование не раскрывает целостную систему политических взглядов ал-Фараби. Поэтому в данной работе последовательного анализа общественно-философских учений мыслителя мы не видим.
Философское и политическое наследие ал-Фараби более подробно изучено иранскими учеными Р.Довари2, Ф.Нозирзода3, Деххудо4, З.Сафо5, А.А.Халаби6. Наиболее ценными являются труды Р.Довари и Ф.Нозирзода.
Р.Довари, проанализировав процесс распространения политической теории древнегреческих мыслителей на Востоке, коротко излагает эволюцию взглядов ал-Фараби о политике, взаимоотношении теоретической и практической философии, их взаимообусловленности и отличии. Несмотря на свое название - "Гражданская философия Фараби" - эта работа не дает всестороннего анализа основных положений политической концепции мыслителя.
1 Мадкур И. Место Фараби в мусульманской философии.- Париж, 1934. - Англ. Его же: Фороби // Торихи фалсафа дар ислом,- Техрон, 1362 х.- Перс.
2 Довари Р. Фороби муассиси фалсафаи исломи.- Техрон, 1983 х. - Перс. Его же: Фалсафаи мадании Фороби,- Техрон, 1365 х.- Перс.
3 Нозирзода Ф. Фалсафаи сиесии Фороби: шархи назарияи мадинаи фозила бо татбик бо орои Афлотун ва Арасту,- Техрон, 1386 х.- Перс.
4 Деххудо. Лугатнома,- Техрон, 1325 х,- Ч.З.- Перс.
5 Сафо 3. Торихи улуми акли дар тамаддуни исломи. -Техрон.- 1356 х.- Ч.1.- Перс. Его же: Хакпм Фороби.-Техрон, 1353 X.- Перс.
6 Халаби А.А. Торихи тамаддуни исломи,- Техрон.- 1365 х. - Перс.
В отличие от Р.Довари, Ф.Нозирзода подходит к исследованию политической философии ал-Фараби более основательно. Её заслугой является то, что она всесторонне анализирует политическую концепцию мыслителя. Но при всех своих достоинствах эта работа имеет ряд недостатков. Автор абсолютизирует значение древнегреческой политической мысли в становлении политического мировоззрения ал-Фараби. Тем не менее, данную работу можно считать основной исследовательской базой для дальнейшего изучения политической философии ал-Фараби.
Определенный вклад в разработку философского, общественно-политического наследия ал-Фараби внесли европейские исследователи. Среди этих работ особого внимания заслуживают труды Ф.Дитерици1, М.Штейншнейдера2, Г. Лея3, Е.Ж.Розенталя4, благодаря которым западный мир не только познакомился с философским творчеством мыслителя, но и испытал на себе влияние политической концепции философа. Особенно следует выделить работу Г.Лея, в которой проанализирован процесс возникновения и эволюции мировоззрения мыслителя, его связь с аристотелизмом и неоплатонизмом. Отдельная глава посвящена анализу общественно-политических взглядов ал-Фараби и Ибн Сины. Однако в исследовании автора можно заметить противоречивое отношение, которое прослеживается в оценке политического учения ал-Фараби.
Несмотря на превалирующую среди европейских исследователей объективную оценку общественно-политических взглядов ал-Фараби, встречаются работы, где политическая философия ал-Фараби трактуется и оценивается неверно и однобоко. Среди них можно
1 Dieterici F. Al Farabi Kitab Ara-Ahlal madinah. Leiden. 1904. - Его же: Al Farabi Kitab al-Sieasat al-madaniah. Leiden. 1904.
2 Sleinschyeider M. Al Farabi, der arabischen philosophen. Leben und Schriften. 1802. - Его же: Al Farabi.
3 Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. - М., 1962.
4 Розенталь Е.Ж. Место политики в философии аль-Фараби // Исламская культура,- 1953.- т.29. № 3,- С. 154162,- Англ. назвать работу Е.Ж.Розенталя. Он подчеркивает, что "политическая философия мусульман, особенно концепция ал-Фараби полностью заимствована у древнегреческих мыслителей"1. Естественно, влияние древнегреческой философской политической мысли на мыслителей Востока имело место, но на этом основании не следует отрицать оригинальность политической философии ал-Фараби, хотя бы потому, что она вырабатывалась в духе потребностей новой исторической эпохи и ориентировалась на исламские ценности в оценке культуры и цивилизации.
Большой вклад в изучение философского, общественно-политического наследия ал-Фараби, мировоззренческо-методологических и гуманистических аспектов политической философии мыслителя внесли советские ученые С.Н.Григорян2, М.М.Хайруллаев3, Н.С.Кирабаев4, Г.С.Сапаргалиев, А.Н.Таукелев\
7 ft
М.С.Бурабаев, Г.К.Курмангалиев А.Х.Касымжанов , Ш.М.Шамухаммедов , С.К.Сатыкбекова9, А.А.Абдурасулов10, М.К.Арипов11 и др.
1 Розенталь Е.Ж. Место политики в философии аль-Фараби // Исламская культура,- 1953,- т.29. № 3.- С.157.
2 Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XI вв). - М.: Изд-во АН СССР. 1960. Его же: Средневековая философия народов ближнего и среднего Востока.- М.: Знание, 1966. Его же: Великие мыслители арабского Востока. - М.: Знание, 1961.
3 Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии.- Ташкент: Фан, 1967. Его же: Вопросы мышления в философской системе Фараби // Обществ, науки в Узбекистане,- 1964. -№8. -С. 115-121. Его же: Об изучении научного наследия Абу Насра Фараби в Узбекистане // Обществ, науки в Узбекистане.- 1961.- № 4. -С.52-54. Его же: Крупнейший мыслитель Востока // Советский Узбекистан сегодня.- 1970. -№ 9. -С.21-26. Его же: Фараби. Эпохи и учения,- Ташкент: Узбекистан, 1975.
4 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока,- М: УДЫ, 1987,- 174 с. Его же: Фикх. общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья //Методологические и мировоззренческие проблемы философии стран Востока.- М: Инст. философии АН СССР, 1986.
5 Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды аль-Фараби,- Алма-Ата: Наука, 1975.
6 Бурабаев М.С., Курмангалиев Г.С. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1984.
7 Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. Его же: Эстетические взгляды Фараби. -Душанбе: Ирфон, 1990.
8 Шаиухаммедов Ш.М. К проблеме развития гуманистических идей в творчестве классиков персидско-таджикской поэзии,- Автореф. дис. д-ра философ, наук. -Ташкент. 1964.
9 Сатыкбекова С.К. Гуманизм аль-Фараби и его идейные истоки. -Афтореф. дис. канд. философ, наук-. М. 1972, Его же: Гуманизм аль-Фараби,- Алма-Ата: Наука, 1975.
10 Абдурасулов А.А. Социальная утопия Фараби и ее роль в развитии общественно-политической мысли.-Автореф. дис. канд. философ, наук. - Ташкент, 1975.
11 Арипов М.К. Социальная утопия в общественно-философской мысли Средней Азии.- Автореф. дис. д-ра философ, наук,- Л., 1989. Его же: Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии.- Ташкент: Фан, 1987. Его же: К проблеме социальной утопии на Востоке // Социально-утопические идеи вСредней Азии,-Ташкент: Фан, 1983.-С.128-135.
С.Н.Григорян в своих работах исследует идейные источники формирования взглядов ал-Фараби и эволюцию его философского мировоззрения, сосредоточивая свое внимание на изучении онтологических и гносеологических аспектов философской системы мыслителя. Работы С.Н.Григоряна заслуживают внимания и потому, что дают определенное представление об общественно-политических взглядах ал-Фараби. Но следует отметить, что его исследования о политической философии ал-Фараби носят фрагментарный характер.
Большая заслуга в изучении философского наследия и общественно-политического учения ал-Фараби принадлежит М.М.Хайруллаеву. В своих исследованиях он попытался определить представления мыслителя о гражданской науке, ее соотношении с этикой, а также его взгляды на проблемы происхождения общества, государства, его типы, формы и задачи, вопросы управления, качества и свойства политического лидера. Несмотря , на стремление автора осветить вышеназванные проблемы, однако основные проблемы и принципы политической философии ал-Фараби не стали объектом системного анализа. Кроме того, трудно согласиться с М.М.Хайруллаевым в том, что "представление ал-Фараби об общественной и нравственной жизни людей и развитии общества во многих отношениях абстрактны и ограничены"1, ибо развитие общественно-философской мысли данной эпохи следует анализировать с учетом сложившегося уровня развития самого общества и философской политической мысли в целом.
Проблемы формирования социально-политических идей и политической философии ал-Фараби анализируется Н.С.Кирабаевым. Автором проанализировано понимание ал-Фараби предмета гражданской науки, ее цели и назначение, в очень сжатой форме раскрыто понятие добродетельного и недобродетельных городов, перечислены требования.
1 Хайруллаев М.М. Фараби. Эпоха и учения. - Ташкент: Узбекистан, 1975. - С.329. предъявляемые мыслителем к главе государства. Специальный анализ политической философии ал-Фараби в работах Н.С.Кирабаева отсутствует.
Ряд важных сведений о политической философии ал-Фараби мы находим в книге А.Н.Таукелева и Г.С.Сапаргалиева. Ценность этой работы заключается в том, что авторами более подробно проанализированы идейные источники возникновения политико-правовых концепций философа, его учения о государстве и политической власти, его вклад в развитие юриспруденции. Данная работа представляет значительный интерес лишь с позиции юриспруденции.
Исследованию этико-политических взглядов философа посвящена работа М.С.Бурабаева и Г.К.Курмангалиева. Авторами наряду с этическими и эстетическими концепциями ал-Фараби в сжатой форме проанализировано понятие "Гражданская философия", ее теоретико-методологические принципы, коротко характеризуются типы недобродетельных государств. Но в работе совершенно не затрагивается совокупность вопросов, относящихся к проблемам политической философии ал-Фараби.
Мировоззренческие и гуманистические аспекты политической философии ал-Фараби нашли свое отражение в докторской диссертации Ш.М.Шамухаммедова и кандидатской диссертации С.К.Сатыкбековой.
Общественно-философские учения и проблема социальной утопии ал-Фараби нашли свое отражение соответственно в исследовательских работах А.А.Абдурасулова и М.К.Арипова. В вышеназванных работах коротко обсуждаются вопросы управления, проблемы счастья, а также пути и способы достижения идеального государства. Однако при всей ценности проделанного авторами исследования, многие стороны политических концепций мыслителя остались не раскрытыми.
Большой вклад в исследование общефилософского, общественно-политического наследия ал-Фараби внесли таджикские исследователи, такие как: Б.Г.Гафуров1, А.М.Богоутдинов2, А.М.Джахид3, М.Д.Диноршоев"4, Х.Додихудоев5, Р.С.Комилов6, А.А.Шамолов7 и др.
А.М.Джахид наряду с анализом социально-политической обстановки, идейных предпосылок формирования мировоззрения философа, в сжатой, но систематической форме исследует концепцию мыслителя о возникновении и формах человеческого общества, о вопросах государства, его функциях и задачах, о формах государственного управления, морально-политических качествах правителя. Однако при всей ценности данных работ в них остался нераскрытым ряд основных проблем, в частности, понятие политической философии, ее взаимосвязь и различия с этическим учением, концепция политического лидера, принципы функционирования добродетельного государства и недобродетельных городов.
Политическая концепция ал-Фараби в контексте утопического учения и его влиянии на последующих мыслителей нашло отражение в исследовании Р.Комилова. Автор, проведя сравнительный анализ идей и концепций основных представителей общественно-философской и политической мысли эпохи средневековья с воззрениями ал-Фараби, отмечает гуманистический характер его теорий.
Значительный вклад в изучение общефилософской системы ал-Фараби, особенно его философии, внес М.Диноршоев. В своем кратком, но содержательном анализе автор освещает сущность философских учений
1 Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Аль-Фараби в истории мировой культуры.- М: Наука, 1972. - Его же: Абу наср Ал-Фараби и его время / Избранные труды.- М.: Наука, 1980.
2 Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии,- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961,- Его же: Эпоха Абу Али Сино и формирование его научных взглядов // Ибн Сина. Дониш-намэ,- Душанбе: Таджикгосиздат, 1957.
3 Джахид A.MP. Абу Наср Ал-Фараби о государстве. -Душанбе: Дониш, 1968. - Его же: К вопросу о биографии в мировоззрении Абу Насра аль-Фараби // Сб.работ аспирантов ТГУ им.В.И.Ленина.- Душанбе, 1962, с. 36-48. - Его же: Некоторые вопросы государства в воззрениях Абу Насра ал-Фараби,- Душанбе, Дониш, 1963.
4 Диноршоев М.Д. Ал-Фараби в истории таджикской философии // Известия АН PT.
5 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. -Душанбе: Ирфон, 1987,- Его же: Исмоилия ва озодандешии Шарк,-Душанбе: Ирфон, 1989.
6 Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикской философии X1II-XV вв.- Душанбе. 1993,- Его же: Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской культуры,- Душанбе. 2001.
7 Шаиолов А.А. Сравнительный анализ этики Газзали и Насриддина Туси.- Душанбе: Дониш, 1994,- Его же: Газзали - его социально-политические взгляды,- Душанбе: Дониш,- 1996. мыслителя, определяет логику развития мировоззренческого и методологического основания философии мыслителя, а также показывает влияние взглядов ал-Фараби на формирование последующих общественно-политических и этических концепций.
Общественно-политические учения средневековых мыслителей в форме сопоставительного анализа рассмотрены в работах А.Шамолова, в том числе учения ал-Фараби и их влияние на формирование политического учения ал-Газзали.
Анализ данных работ показывает, что среди них нет специальных обстоятельных исследовательских работ, посвященных проблемам политической философии мыслителя. Исследовательские работы об ал-Фараби выпущенные в 70-х и до начала 90-х годов XX века, также неполно раскрывают интересующую нас тему, но это не означает, что политическая философия ал-Фараби не была предметом исследования ученых. Напротив, в своих исследованиях, так или иначе, они все же отмечали некоторые аспекты данной проблемы, но их исследования, в основном, носят обзорный и весьма противоречивый характер.
Несмотря на большое количество исследовательской литературы, посвященной общефилософскому и политическому учению мыслителя, по интересующей нас теме не существует специальных исследований общего и обзорного характера, а существующие работы не раскрывают всю полноту содержания политической философии ал-Фараби, ее теоретическое, практическое, культурологическое и историческое значение. Исходя из этого и определяются цели и задачи нашей диссертационной работы.
Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности данной проблемы диссертант стремится реализовать следующие цели:
- осветить культурно-идейные источники формирования и развития политических взглядов ал-Фараби;
- определить понятия и основные проблемы политической философии ал-Фараби, выявить его наиболее существенные в теоретическом и практическом отношении идеи и гипотезы, относящиеся к его политической философии.
В соответствии с определенной целью поставлены следующие задачи:
- проследить генезис, эволюцию и тенденцию развития взглядов мыслителя по проблемам политической философии;
- раскрыть взаимосвязь политической философии ал-Фараби с его этическим учением;
- исследовать взгляды мыслителя по проблемам возникновения и развития человеческого общества, государства и власти;
- проанализировать концепцию ал-Фараби о политическом лидерстве, оценить ее значение в системе политических воззрений философа;
- определить идейную преемственность политической философии ал-Фараби и его последователей; выявив его влияние на последующее развитие политической философии.
Научная новизна диссертации, прежде всего, состоит в том, что в ней впервые проводится обобщающее исследование политической философии ал-Фараби.
Научная новизна работы также состоит в том, что в ней впервые в историко-философской науке выдвигаются и обосновываются следующие положения:
- политическая философия ал-Фараби опирается на политическое учение Платона и Аристотеля, но к ним не сводится. Она формировалась в условиях Арабского халифата и господства идеологии ислама, несет на себе отпечаток пространственно-временного континуума, о чем свидетельствует как ее проблематика, так и решение многих затрагиваемых проблем;
- понятие политической философии впервые выдвинуто ал-Фараби. В трудах Платона и Аристотеля это понятие отсутствует. Ал-Фараби четко определяет также предмет, проблемы, задачи и функции политической философии;
- политическая философия ал-Фараби является рационализированным систематизированным философским учением, этим она глубоко отличается от различных религиозных, каламистских и иных учений;
- политическая философия ал-Фараби оказала решающее влияние на развитие политической философии Востока - от ал-Маварди и ал-Газзали до А.Дониша;
- учение ал-Фараби о добродетельном городе есть учение об идеальном обществе - обществе всеобщего благоденствия (по современной терминологии). Его же учение о недобродетельных городах есть учение о тиранических обществах, каких в его эпоху было немало.
Методологической и теоретической основой диссертации являются основополагающие диалектические принципы историко-философского исследования, принципы научной объективности, единства логического и исторического, преемственности идей, методы и методологии классиков философии, труды известных отечественных и зарубежных исследователей по политической философии и истории политических учений.
Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются политические трактаты Абу Насра ал-Фараби «Ас-сиёсат ал-мадания» («Гражданская политика»), «Орои ахли мадинаи фозила» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города»), «Фусул ал-маданийа» («Афоризмы государственного деятеля»), «Тахсил ал-са'ода» («О достижении счастья») и другие, а также комментарии других авторов к ним.
Практическая ценность работы. Материалы диссертация могут быть использованы для дальнейшего освещении истории политической философии стран Ближнего и Среднего Востока, при составлении и чтении лекций и подготовке спецкурсов по истории таджикской философии, истории политико-правовых учений, а также при составлении учебников для высших и средних учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях автора на заседаниях и семинарах Отдела истории философии Института философии и права АН Республики Таджикистан, научных конференциях Академии МВД Республики Таджикистан, в опубликованных статьях автора.
Диссертация обсуждена на заседании Отдела философии Института философии и права АН Республики Таджикистан и на совместном заседании секции специализированного совета по истории философии (от 21 сентября 2004 года, протокол № 8) и рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая философия Абу Насра ал-Фараби"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результат исследования политической философии Абу Насра ал-Фараби свидетельствует о том, что мыслителем в рамках его философии было выработано новое оригинальное направление в изучении общества и политики, в корне расходившееся с концепциями его предшественников в плане осмысления и разработок теорий добродетельного общественного устройства. Ал-Фараби глубоко обосновал понимание политики с позиции философии, т.е. политику как науку. Благодаря мыслителю политическая философия получила свое научно-философское утверждение в качестве самостоятельной отрасли философии на Ближнем и Среднем Востоке.
Политическая философия ал-Фараби представляет собой интерес не только как теоретическая база осмысления политических проблем, но и как политическая концепция, акцентирующая свое внимание на анализе природы, характера отношений политических процессов, тенденции их развития. Политическая концепция ал-Фараби, которая носит глубокий гуманистический и рационалистический характер, формировалась на основе творческого освоения мыслителем философских и этико-политических достижений восточной и древнегреческой культуры. Великая заслуга ал-Фараби заключается в том, что он не только воспринял и сохранил ценные идеи своих предшественников, но и значительно обогатил логико-теоретический аппарат философии и передал следующим поколениям политическую систему философии.
Политическая\ философия ал-Фараби выражается в диалектической
V \ связи идеального с реальным и в их противопоставлении. Реальное - это существующие порядки и способы управления, которые подвергаются критике сквозь призму общечеловеческих ценностей. Идеальное - это мир воображаемый, разработанный философом в соответствии со своими политическими идеалами. Идеальный мир ал-Фараби - это мир справедливости, любви, добродетели, взаимопомощи и согласия, основанный на разуме; он представляет собой проект добродетельного государства будущего; отражает веру мыслителя в счастливое будущее человечества.
Гуманизм - одна из главных особенностей политического творчества ал-Фараби. В политической философии мыслителя раскрываются два аспекта гуманизма: этический и политический. Этический аспект, культивирование гуманистических ценностей выражают взгляды мыслителя о человеке как о высшей ценности мироздания. Политический аспект, который выдвигает и обосновывает философ, раскрывает идею о необходимости создания в обществе достойных условий жизни. Исходя из этого мыслитель пытается доказать нравственный идеал с политической позиции.
Исследование свидетельствует, что политическая философия ал-Фараби содержит в себе религиозную окраску т. е. имеется в виду, что политика, этика и религия в учении мыслителя взаимосвязаны между собой.
Религиозность политической концепции ал-Фараби не отрицается. Ее проявление обусловлено с позиции нравственно-политической функциональности. Однако его религиозность далека от дотошных самонаблюдений и поисков экстатических видений вдали от мира. Проведенное диссертационное исследование показывает, что ал-Фараби выработал глубоко прогрессивную, оригинальную и рационалистическую систему политической философии, и позволяет сделать следующие выводы:
1. Общественно-философские и политические взгляды ал-Фараби возникли в конкретно-исторических условиях, на основе принципа причинности и политической целесообразности.
2. Политическая философия ал-Фараби формировалась на основе целостной системы предшествующих философских, нравственно-политических учений, на основании синтеза и взаимовлияния индийских, восточных (персидской, индийской и др.) и древнегреческой культур.
Важнейшим, исходным идейным источником политической теории ал-Фараби является философское мировоззрение, социально-политическое и нравственное учение фарси-арабоязычных народов Ближнего и Среднего Востока. Исследование показывает, что непосредственное и плодотворное влияние на формирование политических взглядов мыслителя оказала древнегреческая политическая философия, особенно идеи аристотелизма и неоплатонизма.
Особенное влияние на становлении политического мировоззрения ал-Фараби оказали общественно-политические направления философии ислама, а также определенное место имело влияние философских идей его современников-перипатетиков.
В целом, политическая философия ал-Фараби испытала на себе влияние самых разнообразных культурных традиций общественно-философских и политических мыслей различных народов, что свидетельствует об их преемственности. В этом отношении следует отметить, что процесс формирования и эволюции политической философии ал-Фараби связан со следующими периодами: а) ознакомление и использование в своем творчестве ценных философских и политических идей своих предшественников; б) формирование собственных взглядов, переработка, критический подход и преодоление недостатков существующих теорий; в) философский анализ, исследование наиболее важных вопросов противоречивых тенденций в политической общественной жизни; г) стремление к разработке определенных методов и способов практической реализации своих идеалов.
3. Философская система ал-Фараби представляет собой очередной, наиболее высокий уровень общественной мысли эпохи средневековья. Мыслитель сумел внести новое, оригинальное в рассмотрение проблем онтологии: в учение о бытии, материи, соотношении материи и форм; гносеологии, логики и особенно в разработку вопросов классификации наук.
4. Абу Наср ал-Фараби дал принципиально новую, глубоко прогрессивную для своего времени трактовку политики и задач политической философии, ее места среди других наук. Политическая философия, по мнению мыслителя, должна вырабатывать знание о политике, помогать усваивать и формировать политические знания, что способствует определенному видению политической действительности и многообразных отношений, их постоянного изменения. Философ четко и убедительно показывает роль и функции, которые должна выполнять политика в жизни общества и человека.
Главная цель политики, отмечает философ, это поиск путей и способов достижения счастья и нравственно-интеллектуального оздоровления общества. Ал-Фараби особо подчеркивает значение политики в обеспечении общественного развития, создания благоприятных условий для совершенствования человека и общества в целом, в определении общих целей, разработке согласованных методов и способов их достижения.
С точки зрения мыслителя, политика не только выражает интересы и потребности различных групп, но и обеспечивает общественный порядок, разрабатывает проекты будущего государственного устройства.
5. Политическая философия ал-Фараби многогранна, она охватывает важнейшие политические проблемы, рассматривая их в тесной связи и взаимообусловленности. Центральным предметом раздумий мыслителя является человек, его природа, предназначение человека, различные проявления человеческих способностей.
6. Исключительно важное место в политической философии ал-Фараби занимают проблемы общества и государства, анализу которых философ уделяет особое внимание.
Ал-Фараби стремится объяснить рационалистически причины возникновения, эволюцию, структуру и движущие силы человеческого общества и государства, классифицирует его типы, определяя идеальные формы государства и управления государственной властью.
Происхождение государства, по мнению мыслителя, продиктовано потребностью самого общества, так как объединение людей в обществе порождает новые потребности, для удовлетворения которых необходимо государство. Государство, как иерархический организм, способствует поддержанию равновесия интересов различных социальных групп, гармоничному развитию общества и достижению людьми конечной цели -счастья. Государство, подчеркивает мыслитель, не что иное, как орудие, призванное защитить общество от беспорядка и враждебности. Несмотря на отсутствие в трактатах ал-Фараби четкой дифференциации понятий общества и государства, философ отличает их друг от друга - как глубоко взаимосвязанные и взаимодействующие, но различные явления, доказательством чего является мнение мыслителя, что возникновение общества предшествует происхождению государства. Следует отметить, что в этом отношении важное значение имеет то, что философ рассматривал соотношение общества и государства в аспекте их органичной связи. Выявляя закономерности происхождения и функционирования государства, он опирался на закономерности общественного развития.
Нужно подчеркнуть, что в основе его учения об обществе и государстве лежат диалектические принципы взаимоотношения общего и частного, общего и особенного.
7. Значительный интерес представляют взгляды ал-Фараби о формах государства, принципах организации, методах и способах осуществления власти.
Формы государства определяются философом в зависимости от особенностей функционирования государственной власти, типов управления, целей, которыми руководствуются глава государства и его граждане. Исходя из нравственно-интеллектуального принципа уровня жизни и развития общества, ал-Фараби подразделяет государства на добродетельное и недобродетельные.
Добродетельное государство - это ключевое философское понятие и основа политической концепции мыслителя, содержание и принципы организации которого раскрываются философом через аналогию с человеческим организмом. Концепция добродетельного государства - это альтернатива существующим в реальности общественно-экономическим системам, нравственно-этическим нормам, правилам поведения; ее смысл выражается в теоретическом осмыслении и поиске добродетельного общественного устройства. Иерархическая упорядоченность добродетельного государства рассматривается мыслителем как основа осуществления гармонии и разумности, нравственно-интеллектуального совершенствования общества и достижения человеком конечной цели, которой является счастье.
Однако концепция добродетельного государства носила все же утопический и теоретический характер; невозможность реализации его модели в средневековую эпоху осознавалась философом. Тем не менее, концепция добродетельного государства была ответом на имевшую место социальную несправедливость, невежественные отношения, формы и способы управления государством, существовавшие в эпоху мыслителя, как указание путей изменения существующего порядка, как в настоящем, так и в будущем.
8. Разработка концепции политического лидера, его необходимых качеств и свойств, выдвинутый философом принцип выборности главы государства, являются одним из величайших достижений политической философии ал-Фараби. Нужно отметить, что ал-Фараби особую роль в упрочении государства и упорядочении человеческих и общественно-политических отношений отводит главе государства. Глава государства в политической философии мыслителя выступает не только как причина возникновения и функционирования государства, но и как политический деятель, обладающий высокими знаниями, умениями и навыками властвования. Профессиональные качества и основные задачи лидера ал-Фараби определяет, прежде всего, в добродетельном управлении, в выработке единого политического курса, учитывающего интересы всех членов общества. Глава избирается за свои личные качества, призван выступать гарантом справедливости, порядка и защиты граждан от беззакония, вражды и произвола.
9. Разработанное ал-Фараби философское общественно-политическое учение, опирающееся на рационализм и направленное на поиск путей устройства справедливой и добродетельной жизни, изменение и преобразование имеющегося устройства, на политическое освобождение человека, раскрытие его духовного богатства и возможностей, обоснование гуманизма и ряд других положений, были тем фундаментом, на котором формировалась и утверждалась на Среднем и Ближнем Востоке политическая философия.
Нужно подчеркнуть, что хотя его идеи не получили реализации на практике в эпоху средневековья, однако обсуждение политических вопросов и нравственной проблематики ал-Фараби поднял на уровень логических дефиниций, тем самым заложив основы для начала теоретико-методологического исследования в данной области. Проблематика, получившая свой импульс от философа, занимала очень важное место и пользовалась большим влиянием в философских и политических системах его единомышленников и последующих мыслителей, которые широко апеллировали к его учению для обоснования своих теоретических представлений. Последователи творчески развили его идеи в новых исторических условиях. Нужно подчеркнуть, что политические концепции последователей мыслителя представляют собой поступательное и прогрессивное движение политической философии по восходящей линии.
Они, так же как и ал-Фараби, предприняли попытки критического анализа общественно-политических процессов своего времени и существующих порядков. Однако как ал-Фараби, так и последователи философа, осознавали невозможность претворения в повседневную практику данной эпохи своих идеалов. Тем не менее, они обосновали положения и разрабатывали принципы изменения существующего порядка. Именно в этом заключается их заслуга. Совпадающие моменты их учений - это гуманистическое и рационалистическое обоснование своих взглядов, что объясняется повторяющимися историческими и политическими событиями. Однако при всей близости и сходности, в их учениях сохраняется определенное различие: у каждого философа особое видение, своеобразный анализ и специфический подход к исследуемой проблеме, а также стремление определить дальнейшее развитие политической философии. Именно их теоретическими усилиями был дан импульс прогрессу в системе общественно-политических воззрений и расцвету всей системы общественных отношений. Учитывая все сказанное, неудивительно, что творчество ал-Фараби, особенно его политическая философия, привлекало пристальное внимание, стало объектом изучения мыслителей разных эпох и вызывает заинтересованность современных исследователей.
Дальнейшее углубление теоретических и политических концепций ал-Фараби непосредственно связано с творческой и философской деятельностью прогрессивных средневековых мыслителей - реформаторов последующих поколений, который связывали с ними свои теоретические учения и которые на них ориентировались. Своеобразная, оригинальная система политической философии ал-Фараби нашла своё отражение и дальнейшее развитие в творчестве многих мыслителей: в частности в учении Ибн Сины, А.И. Мискавейха, Ибн Баджы, Ибн Туфейля, Ибн Рушда, Ибн Халдуна, Н.Туси, Д.Давони, А.Навои, А.Дониша и многих других, а также в различных философских школах и направлениях, в частности в политических учениях «Братьев чистоты». Нужно подчеркнуть, что каждая теория или идея благополучно и всесторонне развивается на основе усвоения и глубокого изучения предшествующего наследия. Это также применительно и к развитию политической философии ал-Фараби.
В целом, последователи ал-Фараби пропагандировали основные принципы и проблемы его политической философии, а также достижения восточной политической мысли, укрепили, обогатили важнейшие её положения, способствовали ее прочному сохранению и развитию в последующие эпохи, вплоть до нашего времени. Необходимо признать, что идейные последователи ал-Фараби углубляли и конкретизировали его теории, более рационально разрабатывали различные прогрессивные проекты - «О добродетельном обществе и государстве», «О просвещенном идеальном правителе», «О путях и способах достижения человеком конечной цели», «Об интеллектуально-нравственном самоусовершенствовании человека путем обучения и воспитания», «О значении труда и приобретении различных ремесел» и много других вопросов социально-политического характера. И, тем не менее, эти идеи имели примитивный научно-философский характер в плане понимания политических проблем, законов исторического процесс, развития общества и государства. Естественно, политическое мировоззрение ал-Фараби и его последователей ограничено общественно-экономическими и политическими условиями их времени, им были свойственны идеалистические и чрезмерно абстрактные представления о социальной и политической жизни. В целом политическая философия ал-Фараби, которая была идейным источником для последующих мыслителей, смысл которой заключается в распространении идей о всеобщем счастье, путях и способах его достижения, о справедливости и равноправии всех людей, взаимопонимании и взаимопомощи, нравственно-интеллектуальном самосовершенствовании, осуждении безнравственных норм поведения и недобродетельной политики, войн, обмана и ряда других принципов, никогда не теряла своего значения. Интерес к этим проблемам не угас и по сей день.
10. Всестороннее исследование политической философии мыслителя показывает, что мнение академика В.В.Бартольда, о том, что политическая философия ал-Фараби не имеет (лишена) научной основы и ориентирована на абстрактный и отвлеченный идеал, на наш взгляд, не имеет объективных и реальных оснований. В частности, он отметил, что философы были знакомы с политическими теориями Платона и Аристотеля, некоторые из них, как и Фараби, писали политические трактаты, но предметом этих трактатов был «совершенно отвлеченный идеал. не имеющий никакого отношения к действительности»1.
По нашему мнению, подобные оценки являются несколько поверхностными и однобокими требуют серьезной корректировки. Следуем неверным приписывать всему содержанию политической концепции мыслителя отвлеченный и абстрактный характер, беря во внимание лишь его учение о добродетельном государстве, и в первую очередь первую главу трактата «О взглядах жилей добродетельного города».
Ал-Фараби не только смог проанализировать общественно-политические явления, но и стремился указать обществу и государству разумное добродетельное направление. Концепция мыслителя имела практическое значение и представляет собой своеобразный тип прогнозирования будущего человеческого общества. Именно в этом заключается актуальность исследования и новизна политической философии ал-Фараби. Значимость исследования заключается, прежде всего, в усвоении теоретических принципов и положений, выдвигаемых философом. Они служат для утверждения гуманистических и политических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений; с другой стороны, показывают направление
1 Бартольд В.В. Культура мусульманства. - СПб, 1918. -С. 46.
4)
168 поиска путей сохранения цивилизации, выработки нового отношения к человеку, противостояния жестокости и насилию, призывают к совместным действиям по социально-политическому оздоровлению общества, его нравственно-интеллектуальному возрождению. Потребность исследования и усвоения политической философии ал-Фараби, особенно в наши дни, обостряется также в связи с необходимостью философского осмысления -?> глубоких преобразований во всех сферах общества и многих новых острых проблем, с которыми сталкивается человеческая цивилизация. Нужно отметить, что лучшие достижения политической философии ал-Фараби и по сей день не потеряли своей ценности и в этом смысле она имеет непреходящее значение.
Всестороннее и обстоятельное исследование философской системы мыслителя должно стать объектом будущих исследований.
•1 М
Список научной литературыДжураев, Раджаббой Зухурович, диссертация по теме "История философии"
1. Аль-Фараби. Философские трактаты / Перевод с арабского. - Алма-Ата: Наука, 1972.-429 с.
2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты / Перевод с арабского. - Алма- Ата: Наука, 1973.-400с.
3. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты / Перевод с арабского. - Алма-Ата: Наука, 1985. - 627с.
4. Аль-Фараби: Научное творчество / Отв. ред. Б.Г.Гафуров. - М.: Наука, 1975. -183 с.
5. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Аль- Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972.-С. 193-377.
6. Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Григорян Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.-М.: Изд-во АН СССР, 1960.-С. 156-195.
7. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 169-274.
8. Аль-Фараби. Гражданская политика / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 45-168.
9. Аль-Фараби. Слово о классификации наук / Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1972. - 105-192. ^ • ; ней Азии и Ирана VIII-XII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 149-159.
10. Аль-Фараби.О том, что должно предшествовать изучению философии //Аль- Фараби. Философские трактаты. — Алма-Ата: Наука, 1972. - 1-14.
11. Аль-Фараби. О достижении счастья / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 252-281.
12. Аль-Фараби. Указание пути к счастью / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 282-301.
13. Аль-Фараби. Существо вопросов / Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XV вв.-М.:Соцэкиз,1969.С.165-175.
14. Комментарии Абу Насра аль-Фараби к трудностям во введениях... Евклида // Проблемы востоковедения. - М., 1954. - № 4. - 86-98. Книги, статьи, авторефераты
15. Абдурасулов А.А. Социальная утопия Фараби и ее роль в развитии общественно-политической мысли // Автореф. дис. канд. филос. наук -Ташкент, 1975.-23с.
16. Ар-Рази, Абу Бакр. Духовная медицина / Перевод с арабского Т.Мардонова. Вступит, статья М.Диноршоева.- Душанбе: Ирфон, 1990. - 88с.
17. Аристотель Политика. Афинская политика. - М.: Мысль, 1997. - 459 с.
18. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 426 с.
19. Арипов М.К. К проблеме социальной утопии на Востоке / Социально- утопические идеи в Средней Азии. - Ташкент: Фан, 1983.- 128-135.
20. Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии. - Ташкент: Фан, 1989. - 107 с. ЗЗ.Арипов М.К. Социальная утопия в общественно-философской мысли Средней Азии //Автореф. дис. док. филос. наук.- Л., 1989. - 33с.
21. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1982. - 270с.
22. Бертельс Н.Э. Избранные труды. - М.: Наука, 1965. - Т.З (Суфизм и суфийская литература). - 532 с. ^
23. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. - М.: Изд-во Вост. лит., 1960.-328 с.
24. Бернал Д. Наука в истории общества / Пер. с англ. A.M. Вязьминой. - М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - 735 с.
25. Богоутдинов A.M. Эпоха Абу Али Сина и формирование его научных взглядов //Ибн Сина. Дониш-намэ. - Дущанбе: Таджикгосиздат, 1957.
26. Богоутдинов A.M. Избранные произведения / Вступ. статья Г.А.Ашурова, М.Диноршоева. - Душанбе: Донищ, 1980.-418 с.
27. Брагинский И.С. От Авесты до Айни / Исследования по ист. тадж. лит. - Душанбе, 1981.-е. 3-22.
28. Брагинский И.С. Из истории таджикской и персидской литературы. - М.: Наука, 1972.-552 с. "^ ^ 46.Бычков В.В. Эстетика поздней античности,11-111 века.-М.:Наука,1981 .-325с.
29. Вазиров 3. Социально-политическое учение калама. - Душанбе: Дониш, 1993.-76 с.
30. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата. - Душанбе: Дониш, 1991.-276 с.
31. Газали. Избавляющий от заблуждения / Григорян Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. -С.211 - 166.
32. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история -М.: ^j Наука, 1972.-564 с.
33. Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Аль-Фараби в истории мировой культуры. - М.: Наука, 1972.-180 с.
34. Гафуров Б.Г. Абу Наср аль-Фараби и его время / Избранные труды. - М.: Наука, 1985.-С. 504-515.
35. Григорян Н. Великие мыслители Средней Азии. - М.: Знание, 1958. - 32 с.
36. Григорян Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана V1-XII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 328 с.
37. Григорян Н. Великие мыслители Арабского Востока.- М.: Знание, 1960. -240 с. • ; 172
38. Григорян Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Знание, 1966. - 352 с,
39. Джахид A.M. К вопросу о биографии и мировоззрении Абу Насра аль- Фараби. //Сб. работ аспирантов ТГУ им. В.И. Ленина. - Душанбе, 1962. -С.36-48.
40. Диноршоев М. Ал-Фараби и развитие таджикской философии // Изв. АН Респуб. Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. - 2001. - № 1-4. 55-65.
41. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. -М. : Соцэкиз, 1961.-629 с.
42. История таджикского народа / Под ред. Н.Н.Негматова. - Душанбе, 1999. Т.2. - 790 с.
43. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение: Учеб. для вузов. - М.: Наука, 1986. - 346 с. * ) 173
44. Исаев М. Этическое учение Мискавайха и его влияние на развитие этической мысли средневековья: Автореф. дис. канд. филос. наук.-Душанбе, 1993.-31с.
45. Ислам: энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991.- 315 с.
46. Казыбердов А.Н. Сочинения Фараби в рукописях Института востоковедения АН Узб.ССР/Юбществ. науки в Узбекистане. - 1973. -Х^б. - 78-82.
47. Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. - 198 с. f) 77.Касымжанов А.Х. Эстетические взгляды Фараби.- Дущанбе: Дониш, 1990. -143 с.
48. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М.: Наука, 1987.- 174 с.
49. Кирабаев Н.С. Фикх, общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья // Методологические и мировоззренческие проблемы философии стран Востока. -М. : Ин-т философии АН СССР, 1986. - 214 с.
50. Климович Л.И. Ислам. 2-е изд. - М.: Наука, 1965. - 334 с.
51. Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII-XV вв. - Душанбе, 1993. -117с. "^ 82.Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской истории. - Душанбе, 2001. - 217 с.
52. Коянбаев Т.Р. Античная философская традиция в арабо-мусульманской средневековой культуре и философия аль-Фараби // Аль-Фараби: философско-политический и духовно-познавательный журнал. - Алма-Ата, 2003. № 2 . - С . 72-83.
53. Лей Г. Очерки истории средневекового материализма / Пер. с нем. З.В.Горловой - М.: Изд-во вост. лит., 1962. - 587 с.
54. Лунин Б.В. Библиографические очерки о деятелях общественных наук ч^ Узбекистана. - Ташкент: Фан, 1976, - Вып. 1. - 438 с.
55. Лунин Б.В. Библиографический указатель Советской литературы об Абу Насре аль-Фараби и изданий текстов его произведений в СССР // Обществ. науки в Узбекистане. - Ташкент, 1973. - № 6. - 88-95.
56. Маковельский А.О. Авеста. - Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1960. - 144 с.
57. Массе А. Ислам. -М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 191 с.
58. Махмадов Б. Политическая философия калама (средневековый период). - Душанбе: Ирфон, 1995. - 76 с. V) 1^) 174
59. Меликов М.Ф. Древний Иран. Авеста / История политических и правовых учений. Древний мир. - М.: Наука, 1985. - С, 95-102.
60. Мец Адам. Мусульманский ренессанс / Пер. с нем. и предисловие А.Е.Бертельса. - М.: Наука, 1966. - 458 с.
61. Негматов Н. Таджикский феномен: теория и история. - Душанбе: Мзд-во «Оли сомон», 1997. - 406 с.
62. Низам-ал-мулк. Сиасат-наме / Книга о правлении везира XI в. Низам-ал- -f) мулка /Пер. и примеч. Б.Н.Заходера. - М., Л. - 1949. - 470 с.
63. Носири Хисроу. Сафар-намэ. (Книга путешествия) / Пер. и вступит, статья Е.Э.Бертельса. - М., Л., 1933. - 217 с.
64. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XII-XIV вв. -М.,Л. , 1960.-492 с.
65. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII-XV вв. - Л., Изд-во АН СССР, 1966.- 400с.
66. Пигулевская Н.В. Идея равенства в учении маздакитов // Из истории социально-политических идей (сборник статей). - М.: Наука, 1955. - 92-101.
67. Платон. Государство/Соч. в 3-х томах.-М.: Мысль, 1972. -Т.З, ч.1. -454 с. "^ ^ 99.Платон. Законы / Соч. в 3-х томах. - М.: Мысль, 1972. - Т.З, ч.2. - 678 с.
68. Райнов Т.И. Великие ученные Узбекистана (IX-XI вв). - Ташкент: Узфан, 1943.-67 с.
69. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). - М.: Мысль, 1980. - 239 с.
70. Сагадеев А.В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, идеологии и религии и его истоках в трудах аль-Фараби / Аль-Фараби: научное творчество. - М.: Наука, 1975. - 178 - 204.
71. Сатыкбекова К. Гуманизм аль-Фараби и его идейные истоки. //Автореф. дис, канд. филос. наук. - М., 1972. - 24 с.
72. Сатыкбекова К. Гуманизм аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1975.-143 с.
73. Содиков А.У. Политическая мысль до аль-Фараби / Аль-Фараби: научное творчество. - М.: Наука, 1975. - 91-99.
74. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1984.-176 с. Ш) 175
75. Тураев Б.А. История Древнего Востока.-Л.: Соцэкиз, 1936. - Т.1. -350с.
76. Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Наука, 1982. - 246 с. .*^ 113. Хайруллаев М.М. Вопросы мышления в философской системе Фараби // Обществ, науки в Узбекистане, - 1964.- № 8. - 115-121.
77. Хайруллаев М.М. Крупнейший мыслитель Востока // Советский Узбекистан сегодня. - 1970. - № 9.- 26-30.
78. Хайруллаев М.М. Культурное наследие и история философской мысли. - Ташкент: Фан, 1985. - 234с.
79. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. -Ташкент: Фан, 1967. - 335 с,
80. Хайруллаев М.М. Фараби: эпоха и учение.- Ташкент: Узбекистан, 1975. - 350с.
81. Чалоян В.К. Восток и Запад (преемственность в философии античного и средневекового общества). - М.: Наука, 1968. - 233с.
82. Чураков М.Н. Народные движения в Магрибе под знаменем хариджизма. -М. : Наука, 1990.-208 с.
83. Al farabis. Introductory risalon on logic // The islamic quarterly. - 1956. - №4. - P . 226-237.-Англ.
84. Abnan A. Farabi // Islam ansiklopedisi. 4 t.p37. - Shambul. - 1947.-p.456.
85. Dieterici. Al Farabi. Kitab Ara Ahl al-Madinah fl-Fadilan.-Leiden-1895.
86. Dieterici. Al Farabi. Al-Siyasatal-Madaniyah.-Leiden.-1904.
87. Madhur Ibrahum. La place Id al Farabi dans lecole philocophjlue Musulmane. - ») Paris. - 1934.
88. Mohamed F.Z. Introduction to Arabic and Islamic political thoughts.-1965. №2. - p.23-28.
89. Rorenthal E.J. Position of politics in philosophy of al-Forobi // Islamic culture.-1953.- Vol.29. № 3. - p. 154-162.
90. Rorenthal E.J. Political Thodht in Medieval Islam.- Cambridge.-Vhiv/-1962.- p.131-135.
91. Steincheider M. Al Farabi // Memoires del Akademie Imperiale des Sciences de St.-Peterbourg. VII. C. Seric tomp VII. 1869.-p 227. ^ »