автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Религиозно-этические воззрения Абу Насра Фараби

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Абдулсалам, Фадл Сайф
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Религиозно-этические воззрения Абу Насра Фараби'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозно-этические воззрения Абу Насра Фараби"

РТ6

- 1 АН^ ^^АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМ. И. М. МУМИЖША

На оравах рукаипси

АБДУЛСАЛАМ ФАДЛ САЙФ

УДК 1(575) (092 >

РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АБУ НАСРА ФАРАБИ

09.00.03 - История философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент - 1995

P.Vioia выполнена в отделе истории философии Института философии и правд г i И. М. Муминова АН Республики Узбекистан

Ииужый руководитель: доктор философских наук, академик

АН Республики Узбекистан, профессор Хайруллаев М.М. Офтпутльпые оппоненты: доктор философских наук, профессор

Насыров Р. И. кандидат философских наук Бахадиров P.M. Оедущля организация: Ташкентский государственный

университет им. Мирзо Углубека.

Зашита состоится " 29 " деуабр^ 19.95 года я 16 час на лдсгдатш . и шшшзированного совета Д.015.03.22 по защете диссертации на соискание v4-ii')ft степени доктора наук в Институте философии и права им. И. М. Мумичова АН 1'ссну6ли<си Узбекистан по адресу: laniKein, 700170, ул. Муминова 9.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библпок-.к!.1 АН С', публики Узбекистан /700170, Ташкент, ул. Муминова 13./ Лг.пчкфераг разослан "28 " ноября , 1995 г.

Учений секретарь t шиил.и' шропанцоп) совета Локтр фнл1ччч^г',<нх наук, i;p4¡» Ссор

' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность исследования. Коренные общественно-эконсиычис< кие а социальные преобразования в Республике Узбекистан, ляемыэ в контексте последовательной реализации независимости и самостоятельного развитая, сопровождаются процессом иацшхилыим. возрождения и коренныы духовным обновлением всего обиества.

Вакными источниками и компонентами высокой духовности иыот/ -паот уходящая своими корнями в далекое прошлое обществанно-^ило со^ская мысль и религиозное самосознание как факторы духовио-нравстзе иного формирования человека. Характеризуя эти $ак\<лри, Презаденг Республики Узбекистан И.А.Каримов, в частности, огьечл: "Государство, которое мы строим, дохзно быть основано на тптл/.л тете нашего народа, для которого характерна высокая духовнее?!,, стремление к просвещенности, образованности, справедливости, ¡ю многом эти черты сформировались под воздействием философии jogto ка, <}илосо§ии просвещенного имама, в развитие которых узбекекгы народ внес неоцекишй, всеми признанный вклад"

Следует ответить, что на этот аспект концептуального oot.ни-. ния взаимосвязи §ялосо^ии и религиозно-философской мысли ук^эты; в далеком прошлом великий мыслитель Востока, выходец из Средней Азии Абу Iiacp Фараби, который имея в виду подлинные, истинно ¡р лосо^ии и религию писал, что "они обе объясняет конечную mv; существования человека, а именно достижение предельного счас^я"^, В данной случае их единая цель связана прежде всего с духоьно-нравственныыа проблемами, вопросами формирования морального оо.;ч ка человека, приобщения к традиционным ценностям.

Особое значение обретают те аспекты духовного наследил, рые в недавнем прошлом в условиях господства догматической /Jtiojn гии в республиках бывшего Союза оказались искаженным либо i ре ■ данными забвению, в частности, проблемы интеграции религиозно-нравственных ценностей в Зилософско-кировоззреические систем* мыслителей мусульманского Востока.

Каримов К.А. Основные принципы общественно-политического и. j,n, номаческого развития Узбекистана. Доклад на Первой сессии ол^г: Кажлиса Республики Узбекистан // Народное слово, 24 феврал». 1995 г.

Аль-4араби. О достижении счастья. // Совдально-зтичеикие t\-м, таты. -Алма-Ата: Наука, 1973. - С.ЗЗЬ.

Большой интерес в атом отношения представляет малоизученный асиект философского наследия Абу Насра Фарабя, связанный с философ ско -мирово з зре ическим освоением религиозно-нравственной проблематики, его религиозно-нравственные воззрения в целом.

Многие исследователи научного наследия Фарабя отмечают его огромную значимость для дальнейшего более аффективного приобие-ния как к общечеловеческим, так и х традиционным восточным духовным ценностям, в частности, народов мусульманского вероисповедания. Иежду тем именно эти стороны его мировоззрения окааались наименее изученными историко-философской ваукоб.

Все вто обусловило наш выбор темы диссертационного исследования, связанный с философской интеграцией религиозно-нравственной проблематики как неотъемлемой частя мировоззренческой системы Фарабя.

Степець разработанности проблемы. Следует прежде всего отметить, что в мировой, в том числе узбекской науке проделана огромная работа по источниковедческому анализу, перевода я публикации трудов Лбу Насра Фарабя, изучению его вклада в мировую науку, культуру в целом*.

В ряде изданий как зарубежных, так и узбекских ученых проводится обзор я анализ мировой литературы по денному вопросу. Наиболее обстоятельное рассмотрение его содержится в трудах одного из первых исследователей, занимащяхся специальным историко-философским изучением научного наследия фарабя,аиадеминв М.М. .Хайруплаевц?

В некоторых исследованиях общемировоззренческого содержания я конкретных аспектов философии Фараби затрагивались так или иначе связанные с нашей диссертационной темой проблемы соотношения философии я религии, их роля в жизни общества'5, этического уче-

1 Ввиду обширности фарабиведческой литературы ее перечень приводится в библиографии данного диссертационного исследования.

2 ХаДруллаев U.M. Мировоззрение Фарабя я его значение в истории философии.-Талке нт:Фан, 1967. -С.39-88; Нарибеков К.Б. Аль-Фа-раби: Библиографический указатель. -Алма-Ата-.Наука. 1977.

3 Хайруллаев K.M. Фарабя, эпоха, учение.-Ташкент.'Узбекистан, 1975; Касьшханов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби, -Москва:>'ысль, 1982; Сага-

деев A.B. Учение Ибн Рушда о соотношение философия, теологии и

религии я его истоки в трудах аль-Фарабя //Лл-Сараби: научное твдрчоство. -(«осква: Наука, 1975; Продолжение сноски на стр.Г/.

ния^, социально-общественные вопросы, проблемы достижения счас-2

ть** и др.

Однако до сих пор не подвергались специальному анализу воззрения Фарайи на. интеграционное значение философской и религиозной проблематики а духовной жизни общества, философские аспекта религиозно-нравственных воззрений Фараби, которые выступают объектом обстоятельного исследования в данной диссертационной работ.:;, Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является рассмотрение отношения 4араба к религии вообще, концептуально-методологический анализ соотношения философ на и. религии в его мировоззрении, исследование религиозно-нравственных воззрений мыслителя.

Продолжение сноски

Касымжанов А.Х. Абу-Паср аль-Фараби. -Москва¡К.ысль, 1982; Садиков Р.Г. Адь-Фараб'и и Ибн Сина о соотношении философии и религии //Аль-Фараби а духовное тследие. (. атериалы к Нейду народной научно-теоретической конференция "аль-Фараби в истории наука и культуры народов Востока . -Алматы:Кайнар, 1994: Раиыбекош ГЛ. О религиозно-философских взглядах аль-Фараби //Там т.с■ Арг.фханова С.Ы. Религия в философской системе Абу Насра аль-Фараби //Теп же; Бейсенова Г.А. Проблема взаимоотношения философии и религия в работах аль-Фараби "Трактат о религии" а "Книга букв" // Там же; Али Хакка. Философия пророчества //Таи же; Муминов А.К. Религиозно-политические взгляды аль-Фараби /Таи же; Баходиров Р. Абу Абдулла^, аль-Хоразмийнинг илмий-фалсафий царашлари //Узбекистон да ижтимоий-фалсафий фиклао тарихидан. -Тоткент:Узбекистон,1995; Китаб алЧ'араби ад-ди!шя /Китаб ал-мил ля ва цусус ухра. -Бейрут, 1968 (на араб, яз.); Ал-Фараби. Китаб ал-хуруф. -Бейрут, 106Э. (на араб, яз.) (введение); Абу-Наср ал-Фарабя. -Бейрут, IS68. (на араб, яз.) я др.

1 Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. -Косква:Наука, 1982: JLzy-мабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Из истории этических учений в Средней Азии. -Москва, 1975; Iyi/абоев И. Урта Осие этикаси тариха очернлари. -Тошкент: Узбекистон, 1980; Харенко Е.Д. Социально-этические воззрения аль-Фараби // Аль-Фараби: научное творчество. -Косква: Наука, 1975; Коллектив. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, 1984; Ураз-беков А. Этика аль-Фараби Г/ Возвращение учителя. -Алма-Ата: Лазушы, 1973 и др.

Хайруллаев K.M. К проблеме социальной утопии на Востоке //Социально-утопические идеи в Средней Азии. -Ташкент: Фан, I9B3; Абдурасудов А, Социально-утопические идеи Фараби //Там же; Са-тыбекова С.К. 1Уманязм аль-Фараби. -Алма-Ата: Наука, 1У76; Игнатенко A.A. В поисках счастья. -Москва: Мысль, 1989; Кояа-баева Т.Р. Проблема счастья в философии аль-Фарабя //Аль-Фараби и духовное наследие ... -Алыаты: кайнар, 19Э4; Кавагатова А. Проблема нравственных ценностей //Таи же, и др.

Данная цель обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:

- выявление основных культурно-исторических факторов, идей-ню. ксточикяов формирования релагиозио-этичвсквх воззрений Фара-(5а;

~ философско-методологический анализ его концепции о соотношении ¿¡илософской в религиозной проблематики, целей философии и религии, их сравнительной значимости в духовной лизни общества;

- исследование ф&пософских аспектов отражения религиозно-нравственных ценностей в мировоззрении мыслителя;

- рассмотрение проблемы достижения счастья как цели религя-оэно-философских исканий и совершенной нравственности.

Методологической основой диссертации выступает современные общекоицептуальные и проблемно-теоретические принципы исследования философской и религиозно-философской проблематики, объективно-исторический подход к историко-философскому ироцессу, научная трактовка соотношения религии, в частности ислама и нравственности в исторической разрезе, опыт использования наследия прошлого в современной духовной жизни, в частности, вародов Центральной Азии,

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- выявлены основные факторы и идейные источники разработки философских аспектов религиозно-нравственной проблематики в инро-аоззрения Фараби;

- проанализированы концептуально-методологические принципы иодхода мыслителя к интерпретации соотношения философии и религии, их значения в духовной кизня рбщества и отдельной личности;

- исследованы религиозно-нравственные воззрения Фараби, их значимость в духовном формировании и совершенствовании личности;

- подвергнуты специальному анализу особенности его интерпретации проблемы достижения счастья к&к принципа интеграции философской и религиозно-нравственной проблематики, цели совершенной нравственности в целом.

Научно-практическая значимость диссертации вытекает из того, что данное исследование призвано способствовать изучению важных малоизученных аспектов мировоззрения ФараОи, которые по различным причинам до сих пор' не выступали объектом специального ашли-за, преодолению некоторых несостоятельных методологических подходи» к наследию Фараби, обусловленных господством' в недавнем прош-

лом догматической односторонне классовой идеологии.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертация определяется также тем, что она может способствовать использованию философского наследия в духовном формировании личности в усли виях общественно-духовного реформирования Узбекистана, вовлеченит. в этот процесс религиозно-нравственных, религиозно-философских воззрений мыслителя прошлого. Следует отметить, что изучение нас ледия Фараби может помочь делу дальнейшей всесторонней взаимной интеграции культур, в частности народов мусульманского Востока.

Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории <}илосо<}ии, этике, спецкурсах по изучении философии Фараби, а также религиоведению.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на I и П Республиканских научно-теоретических конференциях по актуальным проблемам философских и юридических наук, проводимых Институтом ЗилосоЗии и права им.И.'.'Луьиноаа АН F/з. Диссертация прошла апробации на совместных заседаниях отделов истории Зилосо-(Jяя и современной с/илосо^ии Востока и религии, а также на заседании проблемного совета по плосокм того же института.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность проблемы исследования, степень ее разработанности, рассматриваются цели и задачи, научная новизна, научно-практическое значение исследования.

Первая глана - "К формированию религиозно-этических идей Фараби" - посвяшена анализу общественно-политических я духовных факторов формирования религиозно-этических воззрений Абу Насра аараби, их мировоззренческих аспектов.

Первый параграф - "Социальные условия формирования религиозно-этических идей Сараби. Ислам на мусульманском Востоке в IX -t вв." Превде всего следует отметить, что Средняя Азия являлась одним из тех регионов, на территории которых развивались древнейшие цивилизации, формировалась и прогрессировала богатая материальная и духовная культура, характеризовавшаяся глубоким взаимосвязями с культурами многих ¡иродов.

Одним кз важнейших факторов развития общественной к духопнлЯ жизни ¡'огиона явилась пн-.рокая интеграция по все с^еры общество чл«»'

жизни этих народов исламской религии, которая прошла весьма сложный исторический путь своего утверждения среди народов Средней Азии. Однако и этому времени "исламские ценности стали занимать достойное место в духовной жизни народа, его образе жизни как их неотъемлемая составная часть"*.

Ислам как религия феодального общества способствовал более интенсивному развитию нового общественного состояния - феодализма.

Политическое воздействие ислама на страны Средней Азии проявилось в том, что будучи раздробленными они били вовлечены в процесс централизация и консолидации сначала в составе Арабского Хали{ата, а затем в ходе возрождения традиций самостоятельной государстве шости, образования независимых местных государств, во главе которых становились местные династии.

Важное значение распространения ислама было связано и с возможностью использования его богатого духовно-нравственного потенциала.

Проблемы науки, знания занимала важное место в системе исламских религиозно-философских цэнностей2.

К этом-/ временя все больше стали проявляться духовные процессы, связанные с развернувшейся в свое время антихала^атской борьбой народов Средней Азии, что наило свое отражение в ^ормнро-вании и развитии целого ряда идеологических и д/ховно-§илосо<5ских течений. Многие из них выступали не против ислама, а за последовательное осуществление заложенных в нем идей справедливости и равенства, против его искажения, отхода от его истинных данностей,

Ъсе эта а ряд других факторов вызвали в Средней Азия в IX-!П пв. общественный и духовный расцвет, который п&шел свое наиболее полное отражение в понятии "Среднеазиатский Ренессанс"^.

1 Уэбекистон тарихи ва мэданлятн. -ТошкектгУртувчи, IЗЖ. -50 б.

" Си. Г.Э.&он Грюнебаум. Мусульманское мировоззрение и мусульмански" наука // Основные черты арабо-мусульманс^ой культур«.

02. -С. ИЗ; Роуэенталь А, 'оряеетво знаний.

" См. Хайруллаев М.М. Уйгонш даври ва иэрц »'ут/ьЬчккири. --Тогс-кси: Сан, 1981: Его «е. Урте Осиёда уйгоник дотри малаиият«.

-Тоакент: Сан, 1995.

Второй параграф - "Жизнь и творческая деятельность Фараби'.' Абу Наср Фараби родился в 873 г. в местности Фараб, расположенной в районе впадения р.Арысь в Снрдарыз. Получив первоначальное образование у себя на родине, он впоследствии поседает ряд городе*. Центральной Азии, а затем после продолжения образования и изучения наук в Иране, поселился в Багдаде, далее кил в Халабе, уилер ь Дамаске в 950 г.

Фарабя изучал многие отрасли средневековой науки, в поисках знаний он общался с лвдьмя различных религиозных убеждений а философских взглядов. В работа особо отмечается, что он основательно изучал исламскую теологию, хорош зкал Коран, хадисы, глубоко бил осведомлен в фикхе, тафсире*.

Фараби оставил после себя большое научное наследие. Рукописи его тргудов имеются в Берлине, Братиславе, Каире, Калькутте, ХеДаи-не, Ленинграде, Лондоне, Стамбуле, Тегеране.

В последнее вре(ля особое внимание привлекает к себе ряд рукописных трудов Фараби, сохраняющихся в фонде Института востоковедения АН Р/з и относящихся к числу наиболее ранних списков его произведений2.

Религиозно-этическая проблематика фигурирует уже в трудах Фараби, связанных о комментированием произведений древнегреческих мыслителей.

Проблемы религии, ее философских аспектов, религиозно-нравственной проблематики занимают немаловажное место во многих собственных произведениях мыслителя. В ряде трактатов общефилософского характера Фараби осуществляется и специальная постановка проблем, связанных с религией, в частности исламом, раскрываются те или иные специфические религиозные вопросы.

Главный интерес о точки зрения нашей диссертационной теша представляют произведения Фараби, которые целиком, либо значительной частью своей посвящены религиозно-философским проблемам. В сивом случае ато выносится даже в название трактата: "Трактат о религии". Кроме того известно другое произведение мыслителя, которое также существенным образом связано с рассмотрением фялософс-

1 Абу Наср ал-Фараби. -Бейрут,1968. -С.9 (на араб. яз.).

2 См.:Казибердов А.Л., Муталиюов С.А. Абу Наср аль-Фараби. Иседв-дования и переводы.-Ташкент:Фан, 1985. -С. 15; Собрание иосгочник рукописей АНУэССР. -Т.З. -Ташкент:Изд-во АН УаССР, 1955.

ких проблем религии, релагиозво-нравственннх аспектов духовного мира человека, значения ре летав в его общественно-личностной жизни. В данном случае можно назвать "Книгу букв"1. До сих пор еще эта трактаты не подвергались специальному рассмотрении в контексте религиозно-этических взглядов "второго учителя".

Третий параграф - "К истории изучения творческого наследия Фараби". Учитывая достаточную освещенность истории изучения общефилософских проблем творческого наследия 4араба, диссертант анализирует этот вопрос о точки зрения малоизученных аспектов разрабатываемой проблемы. -

На наш взгляд, одном из тех, кто закладывал основы позитивного азучзная философии Фараби в атом направления явился Ибн Сана, который обратил особое внимание на то, что Сараба наиболее четко и обстоятельно сумел изложить и развить многие аспекты сложного философского наследия, древних греков, прежде всего Аристотеля^.

Однако наметалось и другое направление, которое выступало не только против Фараби, но и всего его фалософско-мировоззренческо-го течения, что нашло свое отражение в одной из малоизвестных книг Джамалиддина Абу Бакра Хорезма3,

Одним из наиболее последовательных а непреклонных опровергателей Фараби, а вместе с ним и Ибн Сини по данным вопросам явился Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммад Газали ,

Однако уже в раннем средневековье наметились попытки рассмотреть позиции философов на числа восточных перипатетиков, в том числе Фараби, с точка зрения беспристрастного анализа их философских воззрений и отношения к исламу. Яркий представитель этого направления - Маймонид4.

Китаб ал-Фараба ад-диния (Китай ал-ыилля во нуоус ухра. -Бейрут. 196В{ Ал-Фараба. Китаб ал-хуруф. -Бейрут, 1969. (На араб, яз.)} Аль-Фараби, Трактат о религии //Возвращение учителя. О жизни а творчестве Фараби. -Алма-Ата( Жазушы/1975. - С. 76-93; Аль-Фараби. Книга букв //Касымжанов А.Х. Абу Наср альтФараби. Ч.осква: Ысль, 1982 (приложение).

Абу Али Ибн Сино. Жизнеописание // Избранные произведения. • -¿ушанОе: Ирфон, 1980, -ТЛ. -С.68.

Китаб Муфад ал-улум. Таонифя Яашлиддян Аби-Бакр Хоразмий. "Кохирй| 1892 (ж « яэ• #

Маймонид. Путеводитель колеблющихся // Григорян с.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. - С.272.

Традицию Ибн Силы по изучения а развитию идей Фараби продолжил Ибн Рушд. Свою концепцию соотношения философ»» и религии он иэложид в специальной трактате и приходит к выводу, что "философия - »то спутница и молочная сестра рвлигяи"1, Он считает необходимым придерживаться истинного ислама, который был искажен фанатичными теологами.

На мусульманском Востоке создавались сводные, обобщаппие труды по энциклопедическому освещения истории духовной, философской мысля, заслуг ее видных представителей, в том числе Фараби. В частности одним из первых, кто включил сведения о Фараби в свсй сводный труд "Татимкат-ул-сувацул хикма" явился Абул Хасап Байха-кя, который отмечал, что "не родился в иоламе человек, равный ему" и раскрывается его вклад в развятие исламской мысли. Сходные мировоззренческие опенки его наследия содержатся в трудах арабских я персидских авторов (ХШ-ХУП вв.) ал-Ки^ти, Ибн Али Усайбия, Ибн Халликана, АбдугаЭДара Каэвиня, Мажбуддина Кухамы ада Хусаини, Али Акбара Хусаини и др.

Арабский философ' Ибрагим Мадкур, одним из первых подготовивший монографию "Место Фараби в мусульманской философии", подчеркивает что мыслитель разработал философскую основу дм рационалистического толкования религии, прежде всего ислама. С этих позиций подходят к изучению его философия пакистанский исследователь Мухаммед Абдулхай, турецкие фарабяведн А.Абнан, Х.З.Улкен я многие другие'.

Имеется ряд работ современных ученых цуоулымяского Востока, в частности Хаяны Фахури, Халяла Джаррв, Хясома Алуси, Т.Тавяла, С.Х.Насра, А.Бадави и других. В них проявляется различный подход к освещения мировоззрения Фараби, его толкованию религиозно-нравственных ценностей.

Интересный аспект затрагивается я трудах арабских исследователей Т.Тавфика Тавиля я Хясома Алуси3, которые попытались про-

' Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией й философией //Сагадеев A.B. Ибя Рушд (Аверроэс). - Москва: Мысль, 1973. - С.198.

2 Перечень трудов всех перечисляемых авторов содержится в библиограф ической части диссертация.

3 Тавфик Тавил. Кясса ан-Нязо байна ад-дин ва ал-фалсафа. -Кохнра, 1981;■Хисом Мухидцин Алуси. Хивор байяа фалсафа ва мутакаллимяп. -Бейрут, 1967. (на араб, яз.)

чцализировать мировоззрение Фараби, его религиозно-нравственные концепции в контексте идейно-духовной борьбы.

В странах Запада Фарабиведение также имеет давние традиции, ¡:воимя истокам уходящие в ХП-ХШ вв. Систег.атическое изучение научного наследия мыслителя началось здесь с середины XIX в.

Следует отметить, что одна из первых попыток концептуально-теоретических оценок философии Фарабя в контексте всей философской мысли мусульманского Востока была предпринята еще Гегелем, однако его концепция страдала внутренней противоречивостью*.

Из числа последующих малоизвестных исследователей для нас большой интерес,с точки зрения интересующей нас проблемы, представляет труды немецкого ученого Э.Ьелера, профессора Венского университета 5.1ибена, немецкого исследователя Раймонда Лзара.

Особые заслуги в исследовании наследия Фараби, его мировоззренческих позиций принадлежат ученым бывшего Союза, ныне стран СНГ, таких как С.Н.Григорян, М.М.Хайруллаев, А.В.Сагадеев, А.Х. Касымжанов, К'.С.Бурабаев, С.Х.Сатыбекова, А.Л.Казыбердов и многие другие.

Уже в настоящее время, кома по существу сняты идеологические барьеры, некоторые интересные аспекты проблемы философской интерпритации религиозно-философских проблем Сараби начал вызывать пристальный интерес исследователей.2

Вторая глава - "Религиозно-этические идеи Фараби" - посвяие-на анализу его воззрений по проблемам соотношения религии и философии, их роли в совершенствовании личности в контексте достижения счастья, как цели совершенной нравственности и религии.

Первый параграф: - "Сараби о религии и ее роли в обществе". Абу Наср Фараби в своих трудах неоднократно обращался к этому вопросу. Имея в виду религию он употребляет два арабских термина "ад-дин" и "милля". По существу термины "ад-дин" и "мшит" соот-летстяуют друг к другу, означал религию как таковую, но имеют определенные содержательные особенности.

Известный востоковед Луис Гарде полагает, что термин "ад-дии", означая религию, с то не время акцептируется на связь чело! Лт-ц-^лоя A.M. Гегель и идейная борьба вокруг <;илософского наследия народов Востока. //Философское наследие няродоп средний А г: к к и борьба идей. -Ташкент: Фан, 1988. - С.?8.

'' и . Аль-<арабв и духовное наследие /Датгрм'л.ч к Кезд?tnpr-дгоН г..v>;!!--■ icopет. Konq. "Аль-^.араби в истории trvwi и kv.ivт» w»-Г" < Всстока'. -Ал..иыгКпйгар, 1934.

века с Аллахом, в то время как "милля" строится на учете его связи с пророком, как основоположником данного религиозного сообщества*.

Важная особенность концептуального истолкования религии со стороны 4араба состоит в том, что он пытается раскрыть ее сущность через соотношение с рлософией, через их взаимосвязь.

Рассмотрение проблемы соотношения религии и философии Фара-би тесно и неразрывно связано с его даИеренцировашшм, своеобразным подходом к человеческому обществу, с необходимостью считаться с уровнем духовного развития каждого человека.

"Большинство лицей по природе и навыку лишено способности поникать и мыслить в понятиях. Им следует представить в воображении начала существу тих вегсей, их ступени, деятельный разум и первое руководство через образы, которые подражают всему этому. Понятия (перечисленных вещей) л сами они едины я неизменны, тогда как образы , которые подражают им, много различны...' Поэтому одна группа или один ¡ирод может представить эти вещи в подражательных образах иными, чем другая группа или другой народ. Вот почек"/ различные добродетельные народы и добродетельные города могут иметь различные религии, хотя псе они верят в одно и то же счастье.

Религия - это отображение (перечисленных вещей) или отображение их образов в душах (ладей). Поскольку широкой публике трудно (постичь) эти вещи и то, что они существуют (в действительности), поскольку ее стремятся обучать этому другими способами, а именно посредством подражательных образов"2.

В этом весьма емком и содержательном высказывании заключена по существу квинтэссенция воззрений Фараби на религию.

Соотнесенность религии с философией можно рассматривать в двух аспектах - используемых кавдой лз них своих специфических методов и средств, а также решаемых конечных целях а задачах. В качестве этих средств для религии выступают образы и методы рассуждения, в частности риторические и поэтические; для философии -

* Хуис Гарде. Ат-тавфик байна ад-дия ва ал-фалса<1а ияда ал-фара-би. -Бейрут, 1970. - С.5.

2 Аль-4араби. Гражданская политика. // Социально-этические трактаты. -Ахма-Л та: Паука, 1978. - С.134-135.

•но понятийно-категориальный аппарат человеческого мышления и -оподиктические рассуждения в рамках философий как таковой, а так-»е диалектические, риторические и поэтические суждения в расчете па широкую публику. Как можно видеть, в этом данные две сферы человеческого мировосприятия, в понимании {'араба, значительно расходятся. Однако их роднят общие решаемые ими цеди и задачи.

Специфическим средством религии является откровение, которое в трудах Фараби рассматривается неоднократно, преимущественно в контексте поднимаемых вопросов. В частности он яояодяег: "При таком отношении между деятельным разумом я страдательным разумом, когда посредником им служит приобретенный разум, происходит от-{сровеняе .

Как показано в "Книге букв", претензии калама, теология вообще на доказательство ястянноотя религии путем использования якобы философских средств, лишены оснований, ибо никак не могут быть сведены друг к другу эти разнотипные методы и средства получения я добывания знаний.

В диссертация обстоятельно анализируется соотношение философия я релягяя я с точки зрения их роля в жизни общества, ибо лишь вместе, лишь дополняя, но не подменяя друг Друга, они могут выполнять своп особую общественную роль.

"Они (философия я релягяя) дают знание первоначала я первопричины существуюсих вещей, объясняют конечную цель существования человека, а именно - достяжение предельного счастья и конечной цели каждой яз других существующих вещей"2.

Поскольку каждый народ, каждая человеческая общность при всех имеющихся духовно-ментальных различиях между людьми, мекодах группами я социальными слоями должны объединяться идеей достижения счастья, то это обусловливает необходимость достижения его различными путями. По мнению Фараби, эту общность целей в достижении счастья различными путями я призваны совместно обеспечить религия я философия,

Jjiя понимания роля религия и философия в общественной мзни

1 Аль-i араби. Гражданская Политика //Социально-этические трактаты. ... -С.12?.

" Аль-Сараби. О достижении счастья.// Социально-огнчссяя« трактаты. ... -С.338.

важное значение имеет проблема "ложной" а "добродетельной" реяи гии и философии а истолковании Фараби, которые тесно связаны с вопросами о "добродетельном" и "невежественном" обществах.

В целом, как бы ни была правильна Зилосо^ия, она не может рс шить свои задачи в масштабах всего общества без помощи религии, я, в свою очередь, религия какой бы она добродательной ни была, не может достичь своих целей имея в виду все слои и общественные группы.

Функции координации одновременного функционирования религии и философии, успешного решения общих и специфических задач по достижению блага для всего общества, для каждого его члена в отдельности может выполнить просвещенный руководитель общества, который должен быть глубоко осведомлен а в философии и в религии. О нем можно сказать, что ему ниспослано откровение*. Как можно видеть, проблема откровения у Фараба имеет не просто религиозный характер, но и важную общественную значимость. Исходя из всего этого фараба делает вывод, "... понятия "философ", "первый глава"» "правитель", "законодатель" а "имам" представляют собой одно понятие, а более обобщенно: "понятие имам", "философ", "законодатель" - это одно и то же"'".

Обобщал и раскрывая в целостном плане вопрос о роли религия в жизни общества, Фараби указывает, что "ею (религией) воспитывали, ею обучали, ею управляла""*. Таким образом, основными функциями религии в общественной жизни, согласно Фараби, выступает участие в процессах воспитания, обучения и управления.

Второй параграф - "О связи религии и морали в совершенствовании личности". Вопросам нравственности Фараби уделяет большое внимание, по существу она выступает одной из центральных проблем его грандиозной философской системы.

Фараби хорошо сознает большой нравственно-воспитательный йоте нциал религии, в том числе ислама. Этот потенциал, связанный с духовно-нравственным совершенствованием человека, реализуется

* Аль-Фараби. Гражданская политика.//Социально-этические трактаты. -С. 123-124.

о

Ал ъ-Сараба. О достижении счастья. //Социально-этические трактаты. -С.341, 343.

п

" Аль-«араба. Книга букв. -С.188.

религией своими собственными путями и средствами, которые Зараби раскрывает в "Трактате о религии". Согласно ему, подлинное нравственное совершенство доставляет лишь добродетельная религия, которая через это может привести человека к предельному счастью.

Как показывает Фараби, нравственно-нормативный потенциал религии включает в себя всю сумму моральных требований, которые предъявляет ислам к правоверному. Это прежде всего милосердие, любовь к ближним, ко всем людям, забота о сиротах, щедрость, стремление к знаниям, справедливость и т.д.

Одно из достоинств религии с точки зрения нравственного воспитания лицей состоит, по мысли Фараби, в разработке целостного механизма элективного воздействия на верующих. Он видит его в том, что религия помимо теоретических взглядов имеет и так, называемые "волевые"*, среди которых одно из важных мест занимают вопросы практического воспитания, разработки элективных путей приобщения людей к добродетельной морали, высоким нравственным ценностям.

Как полагает Фараби, религия свою функцию по духовно-нравственному совершенствованию человека осуществляет вместе с добродетельной философией. при этом одним из ее специфических средств духовно-нравсгвешого воспитания человека является перспектива потустороннего и посюстороннего возмездия, что опирается на представления о бессмертии души.

Суть воззрения йараби по данной проблеме наиболее ярко выражается в следующем высказывании: "Надо, чтобы свойства вещей, которые рассматривает религия, были бы свойствами, присущими всем гражданам, живущим в городе - правителям, главам, слугам, их положению и взаимоотношениям, их противоречиям друг с другом и всему, что им предопределено. И надо, чтобы они придерживались того, что описано, согласно их положению и деяниям. И тогда все это составит воззрения религии .

В целом свои духовно-нравственные функций религия и с;и.г.ософия могут выполнить лишь при определенных общественных уровнях, в добродетельном обществе, в котором успешное функционирование религии и философии в направлении его духовно-нравственного соверюен-

1 Аль-4араби. Трактат о религии. // Возвращение учителя. -Алма-Ата: аазушы, 1975. -С.77-78.

2 А.сь-4араби. Трактат о религии // Возвращение учителя. -С.78.

ствования, и координирование их действий зависит от правителя, главы всего общества.

Третий параграф - "Цель совершенной нравственности и религии достижение счастья". Философская система Фараби впервые последовательно и всеобъемлюще оказалась преломленной через проблему счастья, которое выступило объединяющим началом всей его философии, заняло в ней приоритетное положение.

В философских системах Платона и Аристотеля счастье тоже имело важное значение и понималось у них преимущественно как благо''.

Согласно Фараби, выспей целью философии и религии является достижение счастья. Он дает следупцее наиболее общее определение счастья: "Счастье - зто цель, к которой стремится каждый человек, ибо оно является неким совершенством"^.

Таким образом, счастье фараби рассматривает прежде всего как определенное духовно-нравственное совериеиство человека, которое, в свои очередь, нельзя рассматривать в отрыве от других процессов.

Следует отметить, что а арабо-мусульманской философии одним из первых мыслителей, которые поставили проблему счастья, явился аль-Кнвди, однако он выдвигает достижение счастья как цель человеческой жизни, но еще не поднимает ее как стержневую проблему своей философия.

Одним из важных аспектов рассмотрения Фараби проблемы счастья выступает подход к нему с точки зрения того, что "человеку присущи два совершенства - первое и последнее..."3

IIa нал взгляд, Фараби проявляет в 'их истолковании синтетический подход с учетом особенностей философского и религиозного пути реализации счастья, а также менталитета самого человека. Проблема счастья своим определенным аспектом наиравлена и на выражение космической включенности человека.

Подлинное духовное совершенство человека: достижение им

1 Аристотель. Няномахоаа атака //Сочинения в 4-х томах. -Т.4. -Ко с к па: ).'нсль, 1984. -С.67.

** Аль-Фарабя. Указание путл к счастью. //Социально-этические трчи-татя. ...-С.Г.

3 АлЬ'4арабя. Афоризма государственного деятеля.// Соцяалыю-ятл-ческие трактаты. -СЛ95-196.

счастья возможно лишь на пути обретения определенных добродетелей, которые бывают двух видов:"этические и интеллектуальные. Интеллектуальные - это добродетели разумной части (души), такие как мудрость, разум, сообразительность, острота ума, понятливость. Этические - это добродетели стреп-ящиейся части (души). Такие, как умеренность, храбрость, щедрость, справедливость"1.

Если подлинное счастье "является самым большим и самым совершенным из благ", то все, что препятствует ему является злом.

По тела ¿ара б л, лишь путем признания за человеком права на нравственный выбор может быть правильно истолковано соотношение между абсолютной свобод.ой воли божественного начала, как его поникает религия, и признанием человека как веши творения: его ответственности за свое поведение и поступки, что извращали некоторые невежественные богословы.

Человек может достичь подлинного совершенства, без которого невозможно достижение счастья, лишь в обшествс. "Человек относится к тем (видак) сушеств, которые могут достичь необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только через объединение"2.

Б постановке вопроса о счастье, как считает <3араби, общество должно руководствоваться философской и религиозной точкой зрения, отправным пунктом которых является нравственное совершенство человека.

Таким образом, в учении Фараби счастье трактуется в широком социально-нравственном смысле и выступает как социальный идеал, реализация которого достигается в результате активноЛ деятельности всех членов общества, основанной на нравственных началах.

Составной частью концепции совершенной сопиальнол организации ¿араби является гуманизм, в основе которого лекат любовь к человеку, стремление видеть в нем высшую этическую ценность к поиск путей улучшения его жизни.

В целом автор приходит к следующим выводам:

I. Основным направлением достижения счастья как оби.ей цел!

* Лль-Сараби. Афоризмы государственного деятеля.// Со-

циально-этические трактаты. -С.179.

л Аль-Спраби. О достижении счастья. // Социальнл-зтичсскис трактаты. -С.29Ь-СЭ6.

общественного развития выступает духовно-нравственное совершенствование человека, которым и призваны заниматься философия и религия.

2. Подлинное духовно-нравственное совершенство человека, которое, в свою очередь, представляет собой одно из важнейших проявлений высшего счастья, выступает как результат свободного выбора человека, основанного на разуме, сознательном философском подходе.

3. Религия также способствует тому, чтобы этот разумный сознательный подход и выбор проявился как акт свободной воли, как волевое решение и его реализация.

4. Одним из важных факторов духовно-нравственного совершена';1 ьования человека, достижения им счастья выступают общество, добро детелышй правитель, без которых он не может достичь этих целей.

5. Философия и религия в ходе достижения счастья человеком как конечной цели его духовного совершенства выполняют многоаспектную и свою специфическую роль как в индивидуально-личностном, так и общественном плане.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются теорем ческие выводы.

Основное содержание диссертации получило отражение в следующих публикациях:

1. Абу Наср 4 ара б и об идеальном обществе. //Муста^ах Узбеки; тон: фалсафа ва ууцуц фаяларшшнг долзарб муакмолара. -Тошкент: 4ан, 1994. - 0,3 п.л.

2. Фарабн о"духовно-нравственном совершенствовании человека //Муста^ил Узбекистон: фалсафа фанининг долзарб муаюголари.П Республика илмий назарий конференцияси яштирокчиларияинг шъруза ва чицшплари туплаш, 1995 йил 25 май. -Тошкент, 1995. - 0,3 п.л.

3. Проблема соотношения философии и религии в философской системе Сараби //Общественные туки в Узбекистане. - 1995, й 910, - 0,7 п.л.

Фалсафа фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун Абдусалом Фадл Сайф тоыонидан "Абу Наср Форобийнинг диний-ахлокий чараилари" мавзусида ёзган диссертя-циясининг цискача

ХУДО C'A С И *

Шарк халчларининг маънавий кадрияглари, жуиладан Узбекистоннинг лнллий уйгониш жараёнлари хар томонлама фаоллашган хозирги даврда иж-¿имоий-фалеафий тафаккуршшг кам урганилган муаммоларини, жумладан Ыарг; халкларининг маънавий ва маданий хаёти тарихида катта роль уй-наган Абу Наср Форобийнинг диний-ахлокий царашларини таджик килиниши алохида долзарблик касб этади.

"Форобийнинг диний-ахлокий гояларининг шаклланшига доир"деб атал ган биринчи боб уша даврдаги Шаркнинг мусулмон мамлакатларидаги уыуыий ахвол ва Форобийнинг диний-ахлоций таълимоти шаклланишида мухим роль уйнагак Ислом динининг мавче, ижтимоий-тарихий, маънавий ва маданий омиллар, хамда уларнянг хусуеиятларини тахлил цилишга багишланган.Шу пустая назардан унинг илмий фаолиятининг айрим томонлари, ижодий мерз-сишнг таркнбн* цисмлари, шунингдек, мутафаккир ижодий ыероси ургаш-лиши тарихининг бир !сатор кам урганилган ыасалалари каряб чикилади,

Форобийнинг диний-ахлоний карашлари деб аталгая кккинчи боб му-тафаккирнинг диний муаммоларга фалсафий дунёкараш нуктаи назари билан ёндашииига боглик булиб, унда шахе шаклланишида маънавий ва ахлокий иасалаларнинг роли хамда кам Урганилган жихатларига асосий эътибор бе рилган. Бунда инсон ва жлшятнинг бахт-саодатга эришуви йулида куэлаа-ган умумий максадлари нуктаи назаридан дин ва фалсафанинг мувофи^лиги иасаласига алохида дкккат-йътибор берилган. Ушбу бобда инсоннинг рухи! ва маънавий камолатида кадиидан катта мавкега эга булган исломнпнг Coi иаънавкй ва ахлокий иыкониятлари хацидаги Форобий тал^иклари тахлн*. килинган. Динни иундай тушунивдан келиб чиккан Форобийнинг таякинича ф;алсафа ва дин, жумладан ислом, копил ва етук инсонни тарбиялаш воси-таси булиш билан бирга узининг махсус хусусиятларини саклаган холда жаыилт тарак.киётииинг маънавий ва ахлокий юксалишида мухим роль уйнг-ши зарур. Аммо фалсафа ва дин узининг эзгу мавкекни муваффациятли ра-виаща бажариши учун иундай юктимоий кулай шароитлар яратилиши зарурки мутафаккир буни "Зозил жамият* гояск билан боглайди, Форобийнинг асосий хулосаси шундан иборат »дики, мукамиалликка оришган ахлок ва дин, жумладан ислом, умумий мацсадга яъни бахт-саодатга эришитни кузда ту-тади. Диссертацияда Абу Наср Форобийнинг диний-гахлокий гояларини хозирги замондаги «хамияти очи'б берилган.

Summary

on the candidate of philosophical science

thesis defence Abduealam Padal Salf oonoernlng

the theme| " Religioue-ethioal views of Abu Naaaer Parabi."

In tains of harmoniously aotlvneas of Oriental people,specially process of national renaissance In Ugbeklatan,its spiritual values, naada particular urgency in the study of less-Investigated problem» of soelo-phllOBOphical outlook,including religious-morality views of Abu Nasser Parabi,which played the great role lnVil.e history of spiritual-cultural life of Oriental peoples*

The first ohapter - "The formation of religious-ethical ideas of Parabi" - is devoted to the analysis of soelo-hlstorlcal and spiritual-cultural factors in the state of Islamic religion in the Oriental islamic countries in this period,wbioh played Important role in the formation of the religious-ethical study of Parabi and its peculiarities.In this context considered some related to Its side of scientific activity,components of his creative legacy,as well as a number of less-investigated historical issues to stud} creative legacy of the philosopher,

The second chapter - "Religious-ethical ideas of Parabi la devoted to lees-ivestlgated aspects in philosophical systems of the philosopher in relation to his approach to the philosophical-world-outlook of religious problems,rellglous~aorality issues and their role in spiritual-morality formation of the Individuality.Special attention is devoted to the problem of correlation of religion and philosophy in the point of view of their common target,with relation to the achievement of happiness by man and society. In a given chapter analyse of Parabi interpretation to the rich spiritual-morality potential of islam,which played long ago a great role in the spiritual-morality on the improvement of man.Starting from such understanding about the religion Parabi thinks,that philosophy as well as religion particularly islam, must play Important role in spiritual-morality progress of soelety,Indeed preserving their speciflo peculiar remedies,nays and methods to bringing up the perfection of^ man.However philosophy end religion,in order to fulfill eucceefully

their role,necessary suitable co social conditions whioh he comiec-tsd with "virtuous society".Xhe main conclusion ST Parabi,conaTsta. Wat perfection of moral 'and religion,particularly Islam have coranSn target-achievement of happiness.In the dissertation revealed the modern elgnlficancy of religious-ethical ldeBs of Abu Hasser Jexabi,