автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Политическая культура как потребность личности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Череушина, Ольга Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
Автореферат по философии на тему 'Политическая культура как потребность личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая культура как потребность личности"

МИНИСТЕРСТВО НАШ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОШТИНИ РОССИИ

РОСТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет Д 063.52.01 по философским наукам

На правах рукописи

ЧЕРЕУШИНА Ольга Васильевна

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Специальность - 09.00.10 - фялософпя погнтпЕн

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание учено! степенэ кандидата философских наук

Ростов-на-Допу 1992

Работа внпоЕнена на кафедре политологии философского факультета Ростовского ордена Трудового Красного Знаменв государственного университета.

Научный руководитель - доктор фалософских наук,

профессор ШПАК В.Ю.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор В.А.Мальцев

иаадэдат реторическзх наук, профессор И.Г.Наконечний

Ведущая организация - Институт повышения квалафакащз преподавателей содааЕкю-хуъ.'аЁМаргьз: наук при Каевскоа государственной уваварскгете.

Батата состоится " "_19 г. в_

часоз на сасёдахща снециалязЕровакзого ссаега Д 063.52.01 по флдо-софоюш ваугга ирх Роотовснои государсгвешш ушшеровуезе по адресу: £4<336, г.Ростев-Еа-Дову, ул.Пушшнская, 1Ш, ИЖ пря Ш, аудшсорзя 52.

С даооерзгааяей коано озвакоидться в научной библиотеке ИУ / ул.Пушшпсшя, 143 /.

Автореферат разослан " " _ 19 г.

Учений секретарь спешаллзароЕанного совета кандидат философских наук, доцент

В.И.КУЕБАТОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТШСтаКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Определившееся движение советского общества в сторону радикальных преобразований ставит под сомнение возможность непосредственного рспользова-ния прежних теоретических наработок применительно к новым принципам организации общественной жизни. Выводи и основные положения работ по вопросам политической культуры в этом случае не будут исключением. Новые реалии общественной жизни требуют новых подходов к их изучению и самым трудным здесь является преодоление привычных догматизированных и идеологизированных стереотипов в оценке и характеристике политических процессов,, места и роли личности в их развитии. Современная политическая ситуация заставляет по-новому взглянуть на проблему формирования личности как активного участника политического процесса, выявить действительные интересы личности, важнейшие потребности, стимулы и мотивы политического поведения и деятельности.

Объективно необходимость становления, развития и укрепления политической культуры диктуется происходящими преобразованиями в экономической, социальной, политической и духовной областях развития общества. Современное его состояние характеризуется небывалым разнообразием событий и процессов в политике, их сложным противоречивым переплетением, участившимися конфликтами и кризисными явлениями. В этих условиях резко возрастает объективная значимость таких качеств личности как стремление мыслить самостоятельно, творчески участвовать в сС^ественно-политцческой и других видах социально значимой де»еел1иостй, унениг ориентироваться в неординарной политической ситуация» Вравйльные решения, гибко перестрап- ■ вать свое повеление прй сохранении принципиальных ориентация.

Однако это вовсе не означает, что актуализация проблематики политической культуры должна Оыть вновь сведена лишь к обоснованию возрастания роли и значения политической культуры в жизни общества. Процессы, происходящие в нем, сами по себе не влияют прямо пропорционально на состояние науки об этих процессах, эти последние лишь побуждают науку повернуться к ним лицом и здесь уже от самой науки зависит, насколько она будет в состоянии сказаться на высоте выдвигаемых практикой задач. В подобной ситуация исключительно важно изначально определимся в постановке исследовательского процесса, вычленить его предметность и значимость.

Теоретическое развитие проблематики политической культуры будет прямо зависеть от того, насколько отечественное обществоведение окажется в состоянии отойти от положения служанки очередного политического режима, подняться на уровень научной объективности и политической беспристрастности. Благоприятную возможность здесь представляет исследование всего круга проблем политической культуры на основе определения наличия или отсутствия объективной потребности в ней конкретной личности, гражданина, участника политическою процесса. Ужэ сама постановка проблематики политической культуры в данной плоскости как бы предопределяет необходимость отвлечься от идеологических пристрастий и попытаться ответить на вопрос о том, насколько политическая культура личности действительно ей потребна, отчего зависит и каковы пределы ее устойчивости. Именно этим, на наа взгляд, определяется научная актуальность исследования проблемы политической культуры как потребности личности.

Степень научной разработанности проблемы, Научный интерес к проблемам политической культуры наиболее отчетливо проявился в начале 63-х годов в развитых капиталистических странах, особенно в

США. Тогда побудительным мотивом этого интереса были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличительными от европейских стран традициями, культурой, началами государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел так сказать от жизни, диктовался реально происходящими процессами.

В нашей стране массовый интерес к проблемам политической культуры был разбужен отнюдь не таким естественным запросом со стороны практики, а прозвучавшими в документах КПСС во второй половине 70-х годов указанием к обществоведам включить^в сферу своих исследований среди прочих почитаемых важнейшими и проблема полйтической культуры. Именно это указание вызвало лавину публикаций по данной проблеме, что впрочем было вполне типичным явлением того времени. Точно также входили в оборот проблемы "социалистического образа жизни", "развитого социализма", "советского народа как новой исторической общности людей" и другие. Такой неестественный для науки проиесо не мог не сопровождаться целым рядом объективных и субъективных издержек -обилием пуолинапий чаще всего поверхностного и компилятивного свойства, оторванностью от мировых реалий и результатов исследований, апологетическай направленностью теоретического поиска, идеологической предвзятостью основных положения и выводов. Тем не менее подстегнутый интерес к проблематике политической культуры давая и свои ймакительные результата. Разрабатывался общий понятийный аппарат нробЯемы, выявлялась сущность и содержание политической культуры, ее Структура, а также закономерности ее бытия и функционирования. В разработку многих важных сторон общей проблематики политической культуры внесли свой зачетный вклад советские ученые в работах это-

го периода: А.И.Арнольдов, Г.А.Белов, ф.М.Еурлацкий, Л.Н.Коган, Н.М.Кейзеров, М.М.Лисенков, В.В.Мшвениерадзе, А.П.Носков, Ю.А.Тихомиров, П.Н.Федосеев/А.Г.Чередниченко, В.ТЛГапко, Г.Х.Шахназаров, В.А.Щегорцев, Р.Г.Яновский и др.

Со временем увеличивается число работ, в которых интерес исследователей обращен к вопросам формирования политической культуры рабочего класса и других социальных групп советского общества. Имеются ввиду прежде всего работы Н.А.Аитова, В.Г.Алексеева, А.А.Гордона, Ю.Р.Вишневского, А.А.Галкина, Э.В.Клопова, М.М.Кучеренко, А.В.Мял-кина и т.д.

Ряд авторов обращается к междисциплинарному изучению политической культуры, ее развитие рассматривается Ьо взаимосвязи с правовой и нравственной культурой в работах Ю.А.Тихомирова, Н.М.Кейзеро-ва, Р.Даргинавичене, А .В .Меренкова, И.А.Степанова и др.

Работы доперестроечного периода, отличаясь Яруг от друга глубиной и основательностью в зависимости от личного профессионализма и таланта их авторов, несли на себе общий груз господствующих в то время убеждений. Необходимость вести разработку проблемы в жестких рамках идеологически допустимых параметров отрицательно сказывалась на всем массиве литературы. Из сферы исследования выпадали_целые пласты проблем. Так, например, совершенно недостаточно изученным оставался личностный аспект. В исследованиях явно недооценивалась личность как субъект политики, несмотря на то, что анализ субъективных предпосылок, обусловливавших развитие политической культуры имеет очевидное теоретическое и практическое значение.

В преодолении негативного влияния идеологической монополии на разработку проблем политической культуры огромное значение принадлежит работам, появившимся в печати в годы перестройки. Не все они

посвящены собственный проблемам политической культуры, но их резко критическое отношение к ортодоксальным идеологическим и политическим догмам, стремление посмотреть на марксизм с учетом неудачного опыта социалистического и коммунистического строительства много сделали для пересмотра господствующих установок в исследовании проблем политической культуры, обеспечили возможность новых подходов и вообще нового видения всей проблематики. Речь, прежде всего, идет о работах А.А.Авторханова, А.А.Зиновьева, Г.Климова, Н.Рубченко, А.С.Ципко, а также многих других философов, политологов и публицистов. Общий настрой меняющихся умонастроений положительно сказался на работах, посвященных специально проблематике политической культуры. Появились работы, более верно отражающие и еостояние политической культуры в нашем обществе и намечающиеся пути непредвзятого исследования самой проблематики. /См., например; Амелин В.Н. Формирование новой политической культуры: эмпирический подход // Научный коммунизм. 1989. ЛИ. С. 107-112; Баталов Э.Я. Политическая культура:-понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики, Вып. УН. 4.2. М., 1990. С.101-144; Малыгина Т.А, Политическая культура в условиях демократизации советского общества // Научный коммунизм. Ш, 1989°. С. 42-47; Мала тип М.В. Общественно-политические движения в СССР периода перестройки: логика формирования и развития I/ Политика: проблемы теории а практики. Вып. УИ. Ч.2.М..1990. С.26-100; Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. И.» 1990 и др./

Необходимо подчеркнуть, что в разработка проблем политической культуры сложилась своеобразная ситуаций. При наличии огромного количества работ оказывайся единичными публикации, свободные от идеологических предрассудков. Объективный, научный подход к проблемам политической культуры, учитывающий не только передовые отечествен-

ные наработки, но «.'теоретический опыт зал ад них социологов - исследователей этой проблемы только формируется. В этих условиях особенно важно разобраться в основах процесса функционирования политической культуры как важнейшего феномена 'политической жизни общества. Постановка вопроса о политической культуре как потребности личности, таким образом, непосредственно вписывается в решение этой задачи, а его самостоятельное диссертационное исследование во много» носит пионерский характвр, несмотря на то, что фрагментарно эта проблема затрагивалась в работах Н.Г.Толстошеева "Политическая культура и потребности в политической деятельности", В.А.Щегорцева "Политическая культура: модели и реальность".

Цели и задачи диссертационного исследования. Перед диссертантом стояла цель определить условия и границы существования устойчивого интереса лячнооти к политической культуре, политические особенности среди.формирования такого интереса, а также характерные черты самой политической культуры как потребности личности. Реализация этой пели осуществлялась в .процессе решения следующих задач:

- провести сааостоятелышй анализ определений политической культуры с целью освобождения накопленных в этой области знаний от идеологической предвзятости и односторонности, уделив особое внлш-пае личностному уровню политической культуры;

- проанализировать декларируемое и фактическое состояние политической культуры в обществе, возможность и целесообразность всеобщего приобшеиия граждан к политике, потребность личности в политической культуре;

- определить место, роль и значение политической среды жизнедеятельности личности в формировании у нее потребности в политической культуре, а также своеобразие самого феномена политической куль-

туры как потребности личности;

- Рассмотреть явления политической конкуренции и политического профессионализма в качестве особых инструментов формирования на индивидуальном уровне устойчивого интереса к политике и потребности в политической культуре.

Идейш-теосетической базой и методоло1ической основой исследования явились философские идеи гуманизма и приоритета личноотных факторов общественного и политического развития, принадлежавшие разным историческим эпохам. Классические произведения,'представляющие собой выдающиеся произведения мировой политической культуры, выдвинувшие идеи общественного договора, гражданского общества, единой судьбы человечества, находились в рентре внимания^диссертанта, определяли собой направления пояска и основные выводы исследования. Прежде всего речь идет о политических произведениях Т.Гоббса, Н.Макиавелли, Ж-Ж. Руссо , К.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Большое внимание уделялось в диссертации политическим идеям таких западных мыслителей как В.Парето, Г.Моска. Ц.Вебер,

A.де Токвиль, А.Маслоу, А.Печчеи, Э.Пестель, В'.Чалидзе, биографиям таких политических деятелей как У.Черчилль, М.Тэтчбр, ГО.де Голль,

B.Жискар д'Эстен, Ф.Миттеран, М.Рокар, Н.Горбачев, Б.Ельцин, А.Собчак и др.

В диссертации использовались материалы, отражающие современные политические события в нашей стране и за рубежом: стеногршмы съездов и конференций, заседаний Верховных Советов разных уровней,• "круглых столов", диспутов, преос-конфдренцрй, а такие отдельные публикации, посвадешш явлениям текущей политики. В анализе работ, на-' писанных о рагшйг методологических позкци)!, в сложном переплетена политических ааясргсой различных, социальных групп автор стремился

ориентироваться оппозиций материалистической диалектики, сознательно рассматривая ее в качестве решающей методологической основы. В диссертации использованы также результаты теоретических и методологических исследований, которые были проведены по рассматриваемой проблеме в советской и зарубежной литературе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в определении политической культуры как потребности личности в качестве исходного условия существования и развития политической культуры и деидеологизированном рассмотрения возникающих в этой связи теоретических проблем. В более развернутом виде научная новизна исследования может быть сформулирована следующим образом:

- обнаружено различие между идеологизированным представлением о наличии, особенностях существования, уровнях, моментах политической культуры и ее фактическим состоянием; различие, объективно диктуемое спецификой общественного'строя, господством идеологической формы общественного сознания;

- показана ненаучнооть и бездоказательность представлений о линейнооти /одномерности/ процесса развития политической культуры личности, утверждений об объективной закономерности постоянно возрастающей роли личности в политической жизни общества, росте ее политического сознания и культуры;

- выявлена многомерность и многослойность взаимопротиворечивых факторов, влияющих на состояние политической культуры в обществе. Обозначен наиболее устойчивый ее аспект, состоящий в наличии политической культуры как потребности;

- обнаружено, что потребность личности в политической культуре как важнейший элемент ее устойчивого состояния оказывается значимым фактором в отношении собственных характеристик политической культу-

ры. Политическая культура как потребность етчностя предстает как самостоятельный феномен, обладающей ¡рядса отличительных признаков; .

- рассмотрены важнейшие особенности политических откошэнзЗ и индивидуальных политических качеств личности /политическая конкуренция, профессионализм/ как внутренних (факторов политического саморазвития личности, оказывающие существенное влияние на конаретноэ состояние политической культуры.

На зашчту выносятся следуют,чд ооношне положения:

1. Концепция воа возрастающей политической активности н нуль-туры личности по мере общественного развития не являетоя научной, ибо односторонне рассматривает индивида как производноо общественной системы, не учитывая основополагающего значенйя состояния внутренней потребности личности в политической культуре.

2. Любое идеальное состояние политической сестер не может обеспечить всеобщей податапащш граждан. Еаянзйиии признаком no.ta-тичеокой нудьтуры п зрелости общественной система являетоя откздъ не стремление к подобному состоянию, а отказ от aero. Свобода от политики п наличие гарантий такой свободы является ввяке&ш условием политической гармония абшзотванкаго сззвйтйя й подлинной демократии, характеристикой политической nynbtypu. общества.

3. Опит обшеатЕешгаго развития но подтверждает линейности, од-нонапрвленности /от киэк'ого уровнп н болов вноской/ состояния политической культуры. Политическая иоторая общества демонстрирует наличие закона клепсйдра /пасочных чаооа, маятника/ движения политического развития. В частности, состояние политической культуры таете подвержено колебательному ритму развития, что, однако, па означает, будто амплитуда этого колебания постоянна или изначально задана. Прилив-отливы политической культуры происходят под сушест-

вгшши Еоздейсиваеи возмущений субъективного фактора.

4. Еагззтие политической культура подвержено воздействия мно-лгаолелнях, ззашопротиворечзБзх факторов. Наиболее устойчивые «оыэнгол; игыепяошсгооя состояния политической культуры в обществе явлдется определяющаяся потребность личности в политической культура , величие внутренних побудительных мотивов и интереса к политической казни внутри страна и за ее пределами.

5. Потребность лг.чности в политической культуре, яаляяоь важ-нейжзм еаементоа ез устойчивого политического развития, оказывает оущаствзняоо влажиэ ва сссгояаЕе самого фзнокена политической культуре. ПойЛ'дмеской культура кез потребность личности - относительно оажзоч'оятельноз гшленке, обладавшее рядом отличительных признаков.

3. В разватаа соллтпчесхюй культуры как потребности личности ваачпл.'зльгаи роль вранадяе^гя таким факторам политического самораз-гйвдя ййчноога иг:: Еоаетвчазкая конкуреншя и профессионализм.. В гешмшсоха от оаоафт силадывающихся здесь поаатЕческьх отиоше-" ип£ а иоангачвоапл иачеог» самой личности находятся состояние и тбгиеиши Р.8ВКШ1 вэдйзздуальной политической культура.

Тсосздвиястая я ¡ггааигееская значимость ••всбдедо%а%щ состоят з «ем . ч-то солучёикне иш>одз позволяв? определений,! 'Образом вере-одогр&гз» госаодожеуздае установил в исследовании 'пшш'тнчесной куяь-сурв, освободахъоя о? идеологических догм в представлении о ее оущ-згасхы в рааашяг оскюяныа з натаем обществе, ксшрегизируют об-ьен-газнвв оопобц провесов развития политической куйьтура а возникновения аотребнозм ь ней.

2 аооледышшш обосновывается ряд конкретных предложений о пу-1<ях фораврмаззаш и оовершбнсъ-воваяия политической культуры личности,

выявлены основные противоречия и пути их преодоления, условия повышения политической компетенции и профессионализма, что язлязтся на-супаой потребностью современного политического процесса.

Некоторые положения и зыводы, содержащиеся в дассертгкза, могут быть использованы в спецкурсах по политологии, получись декретное прзшененаз в процессе подготовка специалистов к практачесной политической деятельности.

Аптюбзщя габотн. Основные положения дассерташсаяого асодздо-ваяия апробароэав» на ыегаузовских Евучяо-методичззквх йокфзрвнсаях "Проблемы координация м яреекотзенноотз иреподдзаетя ебшотеергткче-снвх.дисшпляя иностранным студентам на подготонятвлкш фешулглэ-тах". /г.Ростов-на-Дону, 19оБг./, 'йидивпдуи лазания обучзпкя а организация сзжютоятзльноЯ работы отудзнтов;,/г.Ростсв-ка-ДоЕу, 1590/; рвгиокалзннх паучка;-; ионфэрзнтях "Изучение продессоз йюрнзрозаяая общественного сознания студентов з учавихоя йз ргавкзаадаоя стран, обучаюпяхох; з ССС?"/г.Рсстайга-Доау, 1907г./, !То»ь ыеяБрздкегноа лсордкпаша в Учебно-Боспитстельаза прспесос о аностраащмз етудэк-

/г.Кзшйнев, 1533г./, "Крзтррвп ооЕзалйсгачйооТЕ" /г.роскв-на-Доау, 1391г./, "Полятвчзсзал утоняя" /г.Роогов-га-Дощг, 195Яг./; на всероссзйовзх каучло-ярсктячазяах кояфэреншнк ".йктуаяьяне аспекты обучений" а воспитания отуд:йп'оз~г:яоо?р£шг:з ка аодготоэитзлкпй: факультетах" /г.Москва, 1990г./, "Проблемад'веропеняшн разнила политологии в вузах Росска" /г.Роотог-па-Дсну, 1991*./»

Материалы даоезртадаозного иослздованая вспояьзозалЕсъ з кв«о-дологлчзсаой работе кафедра общественных зера подготовительного факультета для иностранных граждан ЖШНа, з дехшонзой ироааганде среди нгселзния практике преподавания в зузз. Диссертация обоузда-лась на кафедре политологии философского факультета Ростовского го-

судйрственного университета и была допущена к защите.

Структура и объем дисоеи^хгд определены целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 143 наименований. Общий объем работы изложен на 141 страница ыашиотсного текста.

ОСНОЕШЕ СОДЕШЯИЗ Р.^ОТЬ'. ро введении обосновывается выбор и ектуальчооть темы диссертационного исследования, дается анализ состояния проблемы в современно £ литературе, выделяются основные направления в изучении этой проблемы, указаны цела и задача предлагаемой диссертации.

В первой глазе •• "Теоретический, анализ политической культуры вел потребности личности" - анализируется проблема начала исследования феномена политической культуры, рассматриваются исходные -понятия, ердернатеяьшга особэнности подэтвческой культуры как потребно-ста, оссбсг вникание при втои ^дзляется яачносткоыу уровни.

В первом параграфе - "Оарздзданяо понятия "политической культуры" автор, вэ ставя задачу дать ковугз дефанациа, проводит анализ Емеащихоп в отечественной в заруб&гной литературе определений понятая "политическая культура".

Исходя вэ задач целевого теоретического исследования политическая куаьгура раегчатраваетов:

Бо-первкх, как объевтрго слогазаиеся в процеосе исторического развития политические традмшв, отношения к политическим институтам, ворлн поведения, првнцзпы деятельности е сфере политики и т.д., а такие аафтасировааная в различных формах теоретической рефлексии осмысленность самого феномена политика, 8то общее утверждение "детализируется применительно к каждому конкретному историческому этапу,

социальному субъекту, особому типу культуры и т.д. Признание объективности важнейших характеристик политической культуры позволяет надеяться на наличие независимых от субъективных пристрастий и оценок элементов политического опыта, знаний, достижений, отражающих действительную логику исторического развития института политики.

Во-вторых, политическая культура существует исключительно через деятельность людей, а значит, в той или ино! мере всегда окрашена субъективно. Психологические, интеллектуальные, нравственные особенности индивидов, задействованных в сфере политики, не предота-вляют собой нечто второстепенное и Незначительное. Они играют существенную роль в исторически неповторимом процессе становления новых элементов политической культуры. На политическом органе истории люди не только исполнители кем-то написанной партитуры. Они авторы политических произведений своего времени, порой одаренные и творящие на века, а иногда бездарные и беспомощные даже в исполнении уже написанного для них предками. В этом смысле нормы и принципы новой политики г/огуг оказаться выше поколения, на долю которого выпало их претворение в жизнь. Неудачи практического осуществления известных политически* доктрин не всегда свидетельствуют об их внутренней противоречивости и исторической несостоятельности. Не случайно, столкнувшись с трудностями политического бытия, общество охотно обращает свой взор к истории, как бы заново производя инвентаризация прошлого политического опыта.

В рамках этих двух составляющих и развивается реальный исторический процесс становления политической культуры. Богатый опыт его теоретического изучения следует максимально использовать без предварительных идеологических условий в зависимости от конкретных задач исследования, практики политической жизни общества.

Во втором параграфе - "Личностный уровень политической культуры" - рассматривается содержание политической культуры на личностном уровне политической культуры.

Проведенный в этом параграфе анализ политической культуры при всей своей необходимости и важности все же не имеет самостоятельного значения. Он подчинен главной задаче исследования - определению политической культуры как потребности личности - чему и посвящается третий параграф - "Потребность личности в политической культуре". Автором определены условия, при каких политическая культура становится потребностью личности, выявлены направления формирования устойчивого интереса к политике, а также определена специфика проявления феномена политической культуры как потребности личности. &то, во-первых, особое состояние информационной среды, где я мнется нормой признание права каждого человека получать, создавать, распространять информацию без каких бы то ни было идеологических условий и ограничений.

Во-вторых, наличие привычного "разброса" политических оценок происходящих событий, устойчивая широта спектра политических суждений. Общество, где господствует политический монизм не только не обладает политической культурой как потребностью, а скорее наоборот, способствует развитию политической контркультуры:политическому шан-. тту, доносу, экстремизму и..многим другим форма.'.' ее проявления.

В-третьих, политическая культура как потребность личности не-ьозимша без постоянного политического самосовершенствования личности. Со оторопи объективной оценки это состойте монет характеризоваться кояичеотвом' в разнообразием институтов, организаций, убеждений, осуществляющих политическое образование и воспитание граждан .количеством и качеством проводимых с этой целью политических ме-

ропрнятий. С индивидуальной точки зрения это состояние может характеризоваться устойчивым интересом и происходящим политическим событиям, тягой к систематическому обновлению багажа знаний, стремлением пробивать свои силы в политическом процессе, участием в политических мероприятиях.

В-четвертых, определенно выраженное политическое самосознание, проявляющееся на индивидуальном уровне в стремлении и умении обосновать и защитить свою политическую и гражданскую позицию. Отсутствие слепого преклонения перед политическим авторитетом, способность к трезвой самооценке л рассудительной опенке политических качеств того или иного лидера. Человек, обладающий устойчивой политической культурой, как правило, меньше других подверген политическому влиянию толпы, политическому давления митинга или собрания.

В-пятих, политическая культура как потребность личности предполагает необходимость сознательного учета нравственных требований, предъявляемых к политической деятельности. Внутреннее стремление к политической культуре несовместимо с безнравственностью и аморализмом политического поведения. Политическая культура как потребность личности терпима к политическому инакомыслию, гуманна и высоконравственна , продуктивна на основе общечеловеческих ценностей, идеалов добра и справедливости.

При определении особенностей политической культуры как потребности подчеркивается, что конкретно-историческая оценка ее состояния в рамках того или иного обизства не мелет бить однозначной и тем более одномерной, ибо зависит не только от состояния текущих жизненных ориентиров и привалирующих интересов личности, индивидуальных особенностей развития /возраст- состояние здоровья, образование, профессия/, но также и от общества, особенностей его прошлого

и настоящего развития, направленности происходящих в нем перемен.

Таким образом, обращается внимание' на самостоятельность понятий: потребность личности в политической культуре и политическая культура как потребность личности. При всей близости стоящих за этими понятиями реальных процессов, во втором случае речь вдет о специфических особенностях самого феномена политической культуры.

Вторая глава - "Противоречия становления потребности личности в политической культуре" - посвящается анализу сложного и противоречивого процесса становления потребности личности в политической культуре. Большое внимание при этом уделяется рассмотрению конкретных условий и механизмов формирования политической культуры как потребности личности. С этой целью вводятся такие новые и малоизученные понятия как "политический процесс", "политическая конкуренция", "политический профессионализм".

В первом параграфе - "Противоречия становления потребности в политической культуре в политическом процессе" - дается определение понятия "политический процесс" его характеристика, анализируются оказывающие на него ..влияние многообразные и противоречивые факторы, среди которых: особенности исторического развития той или иной страны, специфика и характер политической системы, политический режим, политико-правовой статус средств массовой информации, функционирующая в отране избирательная система и т.д. Для выявления особенностей нынешнего состояния политической культуры в нашей стране автор обращается к ее политической истории, характеризуя важнейшие тенденции и противоречия в политичеЪком развитии России, сформировавшие определенный тип массового политического созна1ря.

Вшшенв причины противоречий-политического процесса в стране в.период перестройки. Определено ооновное противоречие в форыирова-

нии политической культуры как потребности личности, которое сводится к противоречию между объективной потребностью в политической культуре, разбуженной развернувшимся политическим процессом, и отсутствием демократических.традиций, устойчивых норм передовой политической культуры. Возросшие требования политической культуры личности постоянно сталкиваются с недостаточно совершенными условиями и способами их реализации.

Определенные противоречия связаны с нынешней политической ситуацией, кризисными явлениями, охватившими как экономическую, так и социальную, и политическую сс£еры. С одной стороны, мы были свидетелями прямого инициирования, стремления вовлечь в политический процесс широкие масск трудящихся. С другой - налицо политика сдерживания, ограничения избирательных и других демократических прав населения, отсутствие благоприятных возможностей политической деятельности. Противоречия политических интересов обнаруживаются между политическим руководством и широкими массами народа, между формирующимися политическими институтами, новыми политическими движениями, партиями, а также внутри них.

Экономические реформы будут сопровождаться изменениями в политической и правовой системе, поляризацией и конфронтацией интересов. Формирование подлино демократической политической культуры предполагает осознание несовпадения интересов различных политических сил, которые будут выражать и защищать свои цели и задачи. Только в условиях существования оппозиционных, конкурирующих политических сил политическая культура превращается в устойчивую потребность и личности и общества.

Вопросу политической конкуренции- как важнейшему механизму становления политической культуры посвящен второй параграф - "Полити-

ческая конкуренция как механизм становления политической культуры".

Политическая конкуренция рассматривается как одна из важнейших форм политического взаимодействия, оказывающая важное активизирующее влияние на процесс становления политической культуры. Вместе о тем, обращается внимание на внутреннее противоречие этого явления в отношении,к потребности в политической культуре. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений, т.е. развитие политической культуры. Однако, в обществе, где нет устойчивых демократичебКЕ'х я вооОше культурных традиций, политическая конкуренция мож®$ весгк к рецидивам самых аморальных принципов политического поведейий.

По мере демократизаций йййёго общества, роста политической культуры его граждан открытая политическая конкуренция будет важнейшим механизмом развития потребности в политическом самосовершен-бИвэаании личности, повышении"политического профессионализма.

В третьем параграфе - "Политический профессионализм и потреб-йОбть личности в политической культуре" - анализируется актуальная связанная с профессионализмом в политике. Определяя спе-шйяку политического профессионализма,(автор подчеркивает слок-ййсМ, многомерность, противоречивости,570x0 явления. При этом широко используются работы еидныЗ£ политических деятейёЙ» бйогра-

материал, связанный с ростом демократического движения й Проблеме! падения политического профессионализма. Эта проблема со всей ее'гротбй ставит задачи решительного развитая"'политических наук, те-брбта^ее&ой и практической подготовки политиков-профессгонадг'.А.. В работе врайодится опыт подготовки профессиональных политиков, широко гёв©.4&зуе»й»Й £ Завадних странах.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы. Автор делает вывод, что обнаружившиеся в обществе резкий дефицит политической культуры - не случайное, явление. Это закономерный результат всей вшей политической истории. Избежать этой зависимости от исторического прошлого наше общество оказалось не в состоянии даже с помощью такого грандиозного переворота, каким была Октябрьская революция и последовавшая за этим полоса социалистических преобразований. Политические традиции прошлого оказались не просто живучими. Они постоянно просачивались в новые структуры власти, существенно изменяя внутреннее содержание работы всей политической системы общества.Ео-лее того, как это ни парадоксально, именно большевистские новации со временем оказались наиболее подвержены перерождению. Так, радикальный разрыв с традициями буржуазного парламентаризма в части разделения властей со временем привел к тому, что новая система единства законодательной и исполнительной ¿ласти оказалась наиболее полходяаеС Яоркой для проявления таких вековых традиций нашего народа гак единоначалие, идеологический монизм, гражданское вернопод-паннчество, засилье чиновничьей бюрократии, общая оторванность властных структур от народа.

Реальный взгляд на политическую культуру в нашей отраве, отмеченная в диссертации глубокая причинная обусловленность этого состояния, не позволяют питать иллюзий в отношении грялущих перемен, но в.состоянии помочь трезво оценить особенности современной политической жизни. Сегодня вакнейшей политической и демократической проблемой остается вековое отсутствие устойчивой потребности миллионов простых людей в политической культуре. Вековая оторванность властных структур от народа - объективное условие возможного пере-

рождения новых демократических структур меняющейся политической системы.

Основные положения.диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Политические знания и формирование политической культуры у иностранных учащихся // Проблемы координации и преемственности преподавания общетеоретических дисциплин иностранным студентам на подготовительных факультетах / Материалы конференции /. - Ростов-на-Дону, 19В6. -С.20-21.

2. Политическая культура и пути ее формирования у иностранных студентов // Научно-информашонный бюллетень общесоюзного Совета по делам иностранных граждан. - 19В?.-№2. -С.83-86.

3. Некоторые общеметодологические проблемы и вопросы формирс вания у иностранных студентов из развивающихся стран политического сознания //Вопросы социологии в советской африканистике / Материалы конференции/.- М., 19Р9.-В&.9. -С.89-91.

4. Координация в работе кафедр в процессе формирования политической культуры у иностранных учащихся // Роль межпредметной координации в учебно-воспитательном процессе с иностранными студентами: Метод, рекомендации. - Кишинев, 1989.-С.55-56.

6. Культура политического процесса // Критерии социалистично-сти /Материалы конференции /.- Ростов-на-Дону, 1991..-С.102-104.

бГЛолитическая компетентность // Проблемы и перспективы развития политологии в вузах России / Материалы'конференции /.- Бос-тов-на-Дону, 1991. - Вып.2.-С. 128-130.

7. Феномен политики на рубеже XXI века // Политическая утопия / Материалы конференции / .-Ростов-на-Дону, 1992.-С. 129-132 /в соавторстве/.

Подписано к печати 22.01.92. Бумага тип ЛЗ. ©ораат 60 х Я4/16. Объем I усл.п.л., I уч-изд.л. Офсет. Заказ ¿* . Тиран 100. Бесплатно.

Отпечатано в лаборатории офсетпоЗ печати ШСХМа 344703г.Ростов-па-Дояу, пл. Гагарина Д.