автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политические и этические проблемы нового мирового порядка в современной политической науке

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Вартанян, Аркадий Аршавирович
  • Ученая cтепень: доктора политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политические и этические проблемы нового мирового порядка в современной политической науке'

Текст диссертации на тему "Политические и этические проблемы нового мирового порядка в современной политической науке"

На правах рукописи

ВАРТАНЯН Аркадий Аршавирович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Специальность 23.00.01 - теория и история политической науки

диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук

Президиум ВАК России

(решение от" Ц * й±_ 199А г., № присудил ученую степень ДОКТОРА

наук

ачальник управлршш ВАК России

Москва 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1

РАЗДЕЛ I. Общетеоретический аспект концепции нового

мирового порядка1. 17

Глава 1. Ключевые понятия исследования. 18

§1. Нравственно-политические ориентации - ценностная

основа концепции нового мирового порядка. 18

§2. Определение понятия «новый мировой порядок». 21

§3. Основные этико-политические ограничения концепции

НМЛ и нравственные условия упорядоченного развития общества. 28

§4. Рабочая (первичная) концепция взаимоотношений морали2 и

политики при формировании НМЛ. 31

Глава 2. Современные российские концепции взаимосвязей

морали и политики. 35

§ 1. Православно-христианские подходы к проблеме отношений

морали и политики. 41

§2. Взаимосвязи политических и моральных ценностей:

доминирование и обособленность. 43

§3. Идеи «параллельной» эволюции морали и интеллекта. 52

§4. Концепции политической этики. 70

§5. Макиавеллизм в современной российской политической науке. 89

1 Далее НМЛ.

2 Разведение понятий: мораль, нравственность, этика, важное для специалистов по этике, несущественно для политологического исследования.

РАЗДЕЛ II. Мир конца XX века: современные глобальные политические, экономические и духовно-нравственные процессы и всемирные поиски нового мирового порядка.

Глава 1. Российская фаза поисков концепции нового миропорядка. 102

Глава 2. Регионы мира: подходы к идее нового миропорядка

и - к реальному НМП как отражение региональных и

глобальных процессов. 117

§1. Новый политический и нравственный порядок с европейской

точки зрения. 117

§2. Новый мировой порядок - концепции США. 161 §3. Диалектика нового миропорядка: взгляд из

азиатско-тихоокеанского региона. 212

§4. Южная Азия и новый миропорядок. 228

§5. Исламский и тюркский факторы в мировом порядке. 242

§6. Миропорядок: взгляд из Африки. 265

§7. Государства Латинской Америки в поисках миропорядка. 282

Заключение. 316

Приложение. 346

Сноски и примечания. i

Список литературы. ххх

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемы упорядочивания системы международных отношений, установления правил и норм, позволяющих разрешать международные конфликты и предотвращать развязывание войн, волновали человечество в течение веков. Осмыслить систему взаимодействий между субъектами международных отношений и выработать для них оптимальные нормы - тема старая и вечно новая.

История говорит, что в ее кризисные моменты роль нравственности в межгосударственных отношениях растет. Разумеется, можно любой исторический период воспринимать, как критический. Но есть фазы переломные - точки бифуркации. Они характерны ростом нравственного единства субъектов международных отношений против общего зла. Самой явной в XX веке геополитической и, вместе с тем, социальной парадигмой такого объединения вокруг высокоморальных ценностей стало формирование антигитлеровской коалиции.

Минуя ряд точек бифуркации, отметим, что в текущий период нельзя недооценить возникшую в мире - в связи с распадом СССР, крахом биполярной системы международных отношений идеологическую, геополитическую и экономическую нестабильность. Вместе с тем, та же нестабильность характеризуется все более явными точками бифуркации.

В связи с этим понятие и реалия так называемого «нового мирового порядка», требуют повышенного внимания, ибо за последним стоят попытки доминантных в мире политических групп определить основные тенденции мировой политики, прежде всего внешней политики великих держав.

Проблема нового мирового порядка обращает исследователя к остро актуальному в конце XX века и до сих пор нерешенному

вопросу, едва ли не более древнему, чем мечты человечества о справедливом и гуманном миропорядке, а именно к вопросу о базовых основах последнего. Эти основы и поныне являются объектом исследований, актуальность которых еще более возрастает, поскольку необходимо сформулировать возможные на сегодняшний день в мире (хотя бы в принципе, концептуально) оптимальные для гуманного миропорядка взаимоотношения политики и морали. По существу новый мировой порядок только и можно построить на основе органичного и стабильного синтеза гуманистических ценностей политики и морали, не отвергаемых людьми при всех их различиях друг от друга.

Мировая и российская наука все более интенсивно в последние годы XX века ищут подходы к труднейшей проблематике формирования НМП. Научно-практическое значение этих поисков растет параллельно расширению и углублению теории и практики международных отношений, вслед за развитием политических и экономических процессов, охватывающих все большую часть земного шара. «Детонатором» взрыва научного интереса к проблеме взаимоотношений политики и морали при формировании НМП явилось усиленное продуцирование мировым научным сообществом в последние десятилетия концепций общественного развития, предусматривающих перевод теорий коренного социально-экономического преобразования человеческого общества на уровень глобальной политической практики. Идея необходимости реально-практического преобразования человеческих обществ на основе ценностей гуманизма и демократии была подхвачена и популяризирована бывшим президентом США Дж. Бушем, развернувшим ее в качестве концепции нового мирового порядка. С точки зрения реализации идея представляла собой распространение по всему миру в качестве НМП американского варианта либеральной демократии. В отличие от многих идей, предложенных мировому сознанию политическими лидерами (М. С. Горбачев, например,

популяризировал «новое мышление» и «общечеловеческие ценности»), словосочетание «новый мировой порядок» не ушло вместе с бывшим президентом США на задний план мировой политики. Напротив, оно распространяется все шире в кругу политиков и исследователей.

Необходимость изучения нового мирового порядка как синтеза политики и морали растет пропорционально числу и остроте региональных военных конфликтов и фиксации мировой общественностью зависимости этих конфликтов как от политических целей сторон, так и от их нравственных установок. Появление в мире все большего числа стран-субъектов активной политики с ярко выраженными представлениями о своих суверенных правах привело к тому, что поиск компромиссных решений в ряде международных конфликтов оказался затруднен «моральной» неприемлемостью компромисса, часто трактуемого той или иной стороной как «отказ от принципов», «соглашательство», «капитулянтство» и т. п. духовно-ценностно укорененными причинами, имеющими, среди прочего, нравственные основания. В русле тенденций, присущих ряду стран, - к переходу от авторитарных политических режимов к демократическим -открылись перспективы новых решений международных проблем, где роль морального фактора растет. Ширится фронт поисков политико-нравственных идей и проектов, призванных конкретизировать спектр пожеланий миропорядка.

Для России дополнительную актуальность анализу понятия и реалии формирования нового мирового порядка в контексте взаимосвязей политики и морали придает острая общественно-политическая потребность в политических и нравственных ориентирах. За исключением в какой-то мере становящихся в стране религиозных духовных ценностей, что, разумеется, невозможно переоценить, тем не менее, за этим единственным исключением ситуация «идеологических руин» господствует в России безраздельно.

Отсюда актуальной работу делают следующего типа вопросы (приведем лишь некоторые примеры): В каких вариантах существует новый мировой порядок? Что собой представляет общее и особенное этих вариантов? Существует ли новый миропорядок (и его варианты) не только в ряду понятий, но и в политической реальности? Каковы взаимоотношения реальных элементов нового миропорядка и -теоретических представлений о «порядке»? Как совместить в новом мировом политическом порядке равенство со свободой, единство с плюрализмом, множественностью, права большинства с правами меньшинства?

Попытки российского и мирового научного сообщества - перед лицом текущих экономических и политических процессов представить приемлемое, а тем более оптимальное, мироустройство не могут обойтись без определенных ответов на принципиальные вопросы взаимосвязей основных политических ценностей, с одной стороны, и -морали, с другой.

Степень разработанности проблемы: концепции НМП как квинтэссенции взаимоотношений политики и морали, еще нет - не исследованы многие аспекты понятия и реалий. Решение этих задач затруднено разрозненностью работ, посвященных данной проблеме, содержательным, аксиологическим и методологическим «разбросом» представлений о желаемом миропорядке, характеризующим в регионах мира различные направления политологии и политики.

Литература, прямо или косвенно касающаяся проблем взаимосвязи морали и политики, в аспекте формирования нового миропорядка распадается на, во-первых, работы, посвященные историческим поискам согласования морали и политики. По существу эти попытки согласования представляли поиски форм политического и экономического миропорядка, но в каждом случае под «миром» понималась политическая субстанция, умопостигаемая данным автором в данный момент истории конкретного региона мира. Научная

литература этого направления представлена классическими работами. Взаимоотношения морали и политики исследовались в древнекитайской «Книге правителя области Шан», древнеиндийской «Артхашастре или Науки политики», трудах Платона, Аристотеля, М. Лютера, Блаженного Августина, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Д. Юма, И. Канта, Г. Ф. В. Гегеля. В. Гумбольдта, В. Парето, Э. Дюркгейма, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Швейцера. Во-вторых, это работы широкого круга зарубежных исследователей, представляющие сегодня не столько глобальные, сколько региональные политологические концепции взаимодействия морали и политики, в той или иной мере разделяемые научными сообществами Европы, США, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона, стран ислама, Южной Азии и Африки.

Здесь нельзя не упомянуть труды известных политических деятелей и работы авторитетных исследователей, оказавшие заметное влияние на теорию и практику международных политических и экономических отношений; речь идет об исследованиях К. Боулдинга, 3. Бжезинского, X. Булла, Дж. Геддиса, Р. Гилпина, К. Дойча, М. Камдессю, А. Каплана, Г. Киссинджера, Дж. Леви, Н. Лумана, М. Маклуана, С. Мендловица, Дж. Модельски, Г. Моргентау, Д. Моррисона, А. Мортона, Д. Пеласси, А. Раппопорта, Д. Рормозера, У. Риккера, Дж. Роллза, X. Стевенсона, И. Уоллерстайна, К. Уолца, Ф. Фукуямы, Ф.-А. Хайека, С. Хантингтона, Р. Хубера, А. Шлезингера, Э. Янча.

Значительный вклад в изучение проблемы в последнее время внесли такие представители европейской и американской политической науки, как Г. Вайс, О. Долльфюс, Р. Инглегарт, П. Катценштейн, С. Краутхаммер, Р. Купер, М. Маркович, Л. Миллер, Дж. Най, В. Пфафф, Н. Ренгер, Дж. Соренсен, М. Фрост, Х.-Х. Холм, М. Цорн. В региональные латиноамериканские исследования проблемы в 90-х годах заметный научный вклад внес О. Сункель, в

южноазиатские - Д. Ризви, в африканские - К. Эйк, в восточноазиатские - Т. Танака, Р. Иногуши и Й. Отани.

Особый интерес представили исследования, законченные и вышедшие в свет в 1997 году. Это работы, проведенные самостоятельно и (или) интегрированные К. Э. Аппиа и Г. Гейтсом, Н. Глезером, Г. Фуллером, Р. Инглегартом, Д. Огвином, Ч. Пирсом, Р. Рашдуни, П. Тренором, Л. Фосетти и Э. Харрелом, А. Этциони.

Парадигма, определяющая базовые принципы подхода к проблеме взаимодействия политики и морали, в значительной степени формировалась российскими мыслителями и учеными. В этический и политический аспекты формирования нового миропорядка заметный вклад был внесен Н. А. Бердяевым, В. И. Вернадским, В. О. Ключевским, В. С. Соловьевым, Н. Ф. Федоровым, С. Л. Франком, К. Э. Циолковским. В советский период проблема была деформирована. Адекватные подступы к ней наметились со второй половины 80-х годов в виде политического «заказа» М. С. Горбачевым разработки проблем «нового политического мышления» и «общечеловеческих ценностей». Ответом явилась первичная проработка проблемы взаимосвязей морали и политики применительно к теории международных отношений, нередко декларативно воспевавшая «общечеловеческие ценности» и «новое мышление», но, тем не менее, признавшая само существование проблемы реальных взаимосвязей морали и политики и указавшая на ряд узловых моментов этой связи. Очевидный вклад в исследования в этот период внесли работы В. О. Алтухова, О. С. Анисимова. Э. А. Араб-Оглы, Н. М. Бережного, В. Г. Гельбраса, М. Я. Гефтера, В. П. Давыдова, Г. Г. Дилигенского, Л. Н. Егоровой, А. Г. Здравомыслова, Н. Н. Моисеева. А. А. Мурадяна, М. П. Мчедлова, А. С. Панарина, Э. А. Позднякова. Г. С. Померанца, Г. Г. Силасте, Б. И. Славного, И. М. Степанова, И. Т. Фролова и В. Н. Шилова. Важную роль в проблеме сыграли работы по международному праву таких российских специалистов-правоведов, как М. М. Аваков, Ю. А.

Агешин, Ю. Г. Барсегов, А. И. Гринберг, Г. К. Дмитриева, В. В. Лазарев, И. И. Лукашук, О. И. Тиунов, Р. А. Тузмухамедов, Г. И. Тункин и - аксиологов А. А. Гусейнова и О. Г. Дробницкого.

Ко второй половине 90-х годов теоретики международных отношений, специалисты по философии политики, политической психологии и политической этике, аксиологи и геополитики, изучавшие коллизии внешней политики в аспекте глобализации экономических и политических процессов, все в большей степени обращают внимание на взаимоотношения политики и морали в аспекте нового мирового порядка, что вполне логично как результат разрушения СССР и мировой социалистической системы, при котором привычные схемы международных отношений пали. Из исследований -во второй половине 90-х годов - взаимоотношений морали и политики в проблеме формирования НМП особенно важны работы В. И. Бакштановского, А. Д. Богатурова, А. П. Бутенко, К. В. Воронова, О. Н. Воропаевой, И. А. Гобозова, В. Н. Дахина, Г. Г. Дилигенского, А. Г. Дугина, Д. Г. Евстафьевой, М. И. Захматовой, К. П. Зуевой, Л. В. Лескова, И. Л. Лилеева, М. А. Меня, А. П. Назаретяна, А. И. Неклесса, Г. Н. Новикова, Ю. М. Павлова, А. С. Панарина, Д. И. Петросяна, Э. А. Позднякова, А. В. Разина, С. М. Рогова, А. М. Салмина, Ю. В. Согомонова, Г. С. Хозина, М. А. Чешкова, В. А. Чурилова, В. Н. Шамшуриной, А. В. Шестопала, Е. Б. Шестопал, М. А. Юсима. При всем том изучение взаимоотношений политики и морали в процессе формирования нового мирового порядка находится в начальной стадии.

Цель и задачи исследования: автор ставит целью диссертации, основываясь на российских, североамериканских, латиноамериканских, европейских, ближневосточных, восточно-азиатских, южно-азиатских и африканских региональных исследованиях, сформировать максимально полный спектр представлений о новом миропорядке и систематизировать их с тем, чтобы выявить в указанном срезе

специфику взаимоотношений политики и морали в конце XX века как данность и как норматив, адекватный глобальным экономическим и политическим процессам, определяющим международные отношения в их современном протекании и тенденции их развития.

Диссертант ставит перед собой задачи:

■ предпринять анализ существующих в современной науке концепций природы, характера и особенностей взаимоотношений политики и морали и - воплощения этих взаимосвязей в представления о новом миропорядке; выявить различные типы представлений о миропорядке как о квинтэссенции взаимоотношений политики и морали в российских и евро-американских концепциях международных отношений, а также в теоретико-международных и - шире политологических исследованиях по тематике НМП, проведенных в Азии, Африке и Латинской Америке;

■ дать определение НМП, показать, как в нем синтезируются политический и нравственный аспекты и как данное определение может быть использовано для целей как политической науки так и внешнеполитической практики;

■ изучить соотношение эволюции политики и морали с процессом формирования в различные исторические периоды и в различных регионах мира представлений о новом мировом порядке соответствующих понятий и реалий;

■ сформулировать методологическую установку, определяющую оптимальное отношение субъекта политического процесса к новому мировому порядку как к понятию и - реалии;

■ выявить тенденции, следование которым является наиболее многообеща