автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Политика и политики Афинской демократии в V-IV вв. до н. э.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Александров, Игорь Ярославович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ И
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
§ 1. Характеристика источников.
§ 2. Историографический обзор.
ГЛАВА И. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ
УВ ДОН.Э.
§ 1. Афинская демократия в первой половине Ув до н.э. "Звездный час" афинского лидерства (от Мильтиада до Перикла).
§ 2. Политическая деятельность и политическая борьба в первой половине Ув до н.э.
§ 3. Кризис политической элиты
§ 4. Судебные процессы во второй пойовине Ув до н.э.
§ 5. Смена политической элиты "Новые политики" второй половины
Ув. до н.э.
ГЛАВА III. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКИ АФИН ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
1УВДОН.Э. 18€
§ 1. Новые явления в жизни афинской демократии в IV в до н.э.
§ 2. Главные задачи внутри- и внешнеполитического курса афинских лидеров в IV в до н.э.
§ 3. Интеллектуальная элита о дальнейших путях развития афинского общества. Модели политических реформ.
§ 4. Политическая деятельность афинских лидеров и политическая борьба в первой половине IV в до н.э.
§ 5. Смена политической элиты. Лидеры второй половины IV в до н.э.
- последние защитники демократии.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Александров, Игорь Ярославович
Афинская демократия на протяжении всего периода своей истории была самой эффективной и прогрессивной системой правления, которая, несмотря на многочисленные испытания, всегда находила выход из сложнейших ситуаций. Благодаря заслугам своей политической элиты, демократия решала важнейшие задачи эпохи - отражала нападения внешних врагов, объединяла эллинов, стала лидером в греческом мире, сохранила свои политические институты.
Блестящий период истории Афин неизменно приковывает к себе внимание самого широкого круга ученых - историков, культурологов, социальных психологов, филологов, которые с разных позиций оценивают феномен афинской демократии V - IV в в.
В развитии идей демократии ключевую роль сыграла ее политическая элита. Проблема демократии и ее лидерства стали в антиковедении "вечной темой", постоянно востребованной и нуждающейся в пересмотре. Поэтому, данная работа посвящена исследованию афинской демократии и ее политического лидерства в V - первой половине IV в до н.э.
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных истории афинского государства данного периода, практически не рассмотрена роль политического лидерства первой половины IV века в защите демократических институтов, не уделено достаточно внимания причинам смены политической элиты во второй половине V и особенно в первой половине ^века до н э. Разработка столь важной темы связана в значительной степени с тем, что в историографии до сих пор нет специальных исследований, касающихся типологии афинского политического лидерства.
Политики послеперикловской эпохи нередко рассматривались в историографии исключительно в духе концепции кризиса полиса и кризиса демократии. В ряде исследований проводилась мысль о «вырождении афинского лидерства». Многие политики конца V - IV в в до н э изображались сторонниками олигархической модели общества, использующими демократию в личных, корыстных интересах, их политический курс оценивался нередко негативно.
Между тем, роль этих политических лидеров нельзя переоценить. Они сыграли решающую роль не только в процессе защиты демократических институтов от посягательств сторонников олигархического строя, но и обеспечили процветание афинской демократии даже в условиях тяжелейших войн на протяжении всего V и IV в в до н э. В контексте новых представлений о политической истории Афин неизбежна переоценка роли института политического лидерства.
Данная диссертация способствует пониманию актуальных и спорных проблем внутриполитического и внешнеполитического курса Афин V -первой половины IV в до н э. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы показать главные этапы становления и развития демократической системы Афин через деятельность политиков, проследить эволюцию демократических институтов, показать значение нового среднего класса в политической борьбе эпохи конца V - IV в до н э. Диссертация ставит задачу выяснения реального вклада каждого политика в процесс совершенствования демократии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца VI до 30 х г г IV в до н э. (от периода зарождения демократии до ее финала в 336 г до н э )
Научная новизна исследования заключается в анализе на обширном просопографическом материале политического курса всех наиболее крупных политиков демократических Афин V-IVввдoнэ.- начиная с Мильтиада и заканчивая Демосфеном. При этом ставятся следующие задачи диссертации:
Рассмотреть процесс эволюции идеала политического деятеля, дать новую типологизацию афинских демократических лидеров. При этом мы выделяем четыре сменившие друг друга типа лидеров политической элиты:
Первое поколение демократической элиты Афин (эпоха - от Мильтиада до Перикла) отстояло демократию от посягательств внутренних и внешних врагов, консолидировало народ Аттики перед лицом персидской агрессии, изменило и усовершенствовало принципы военной стратегии. Афинские лидеры создали Архэ - огромную и обширную средиземноморскую державу. Эти лидеры обладали харизмой, эффективно использовали волю и энергию народных масс для строительства и совершенствования демократических институтов. Они стали образцом для последующих поколений афинской политической элиты на долгие десятилетия.
Второе поколение элиты, так называемые "новые политики" (Клеон, Алкивиад, Никий, Гипербол)выходят на политическую арену в начале Пелопоннесской войны. Им удалось стабилизировать внутриполитический курс Афин, развить финансово - экономические институты государства, торговлю, стать рупором интересов широких народных масс. Мы рассматриваем "новых политиков" как преемников классических политиков, отмечая как сильные, так и слабые стороны их политического курса
Очередная (третья)смена политической элиты произошла в самом конце V в до н э. Лидеры эпохи Фрасибул, Эргокл, Конон, Тимофей, пришли к власти в тяжелейший период олигархической смуты, иностранного вмешательства, в условиях распада Морского союза, поражения и унижения Афинского государства. Их политическая деятельность обеспечила выживаемость демократии в IV веке. Апогеем славы и величия Афин IV века можно считать факт восстановления Афинского морского союза, "великой лиги".
Спецификой политического курса последних защитников Афинской демократии (Ликург, Демосфен, Эвбул, Эсхин) являлись новые методы воздействия на демос, новые приемы политической борьбы. Главной задачей этих политиков стала борьба с Македонией и восстановление престижа Афин в греческом мире. Политики середины IV века предлагали решить проблемы эпохи с помощью различных вариантов внешнеполитической экспансии и социальных реформ. Новые лидеры предэллинистической эпохи вписали последнюю яркую страницу в историю афинской демократии.
В исследовании делается попытка объяснения мотивов действий политических лидеров и масс в мирные периоды и в периоды политических кризисов. В исследовании также рассматривается целый ряд аспектов, которые рассматривались в историографии фрагментарно. Так, в работе затронут вопрос о политической значимости «среднего класса» и его роли в поддержке того или иного политика, исследуется состояние афинской демократической системы в IV в до н э., ставится вопрос о характере политической борьбы в данный исторический период.
В исследовании изучаются причины низвержения афинских политиков с'Олимпа.' На наш взгляд, они коренятся в двойственности принципов полисной идеологии, которые с одной стороны, возвеличивали личность гражданина, а с другой ограничивали возможности ее самореализации.
В работе показана роль афинских лидеров в политической подоплеке ряда крупных судебных процессов, показано, каким образом использование судебной машины в политических целях повлияло на состояние афинской демократии IV века.
В представленном исследовании рассмотрена связь политиков с интеллектуальной элитой греческого мира, показано влияние представителей афинской интеллигенции на политических лидеров, высказывается ряд принципиально новых идей о роли интеллектуальной оппозиции.
В основу данной работы положен сравнительный анализ широкого круга разнообразных источников - как нарративных, так и в некоторой степени, эпиграфических. Рассматриваются сочинения античных историков, философов, ораторов, комедиографов, драматургов, материалы эпиграфики, в том числе, надписи, касающиеся истории Афинского морского союза, остроконы, стелы, архитектурные памятники, статуи политиков, произведения искусства V - IV в в до н э, свидетельствующие о расцвете демократии и подъеме культурной и духовной жизни Аттики данного периода.
Методологической основой исследования является разработка проблемы лидерства античной гражданской общины и анализ деятельности политиков на фоне эволюции ее идеологических институтов. В основе исследования лежит рассмотрение всех типов источников по данной теме. Богатая источниковая база диссертации позволяет исследовать характер исторических событий, фактор общественной психологии эпохи, процессы эволюции институтов демократии и политических лидеров Афин. Смена каждого типа политической элиты рассматривается в исследовании через призму социологической концепции кризиса элит. При изучении социологических аспектов истории политического лидерства большое внимание уделялось некоторым положениям философии истории, разработанным А. Тойнби, в частности, его теории «Вызова и ответа» цивилизации.
Также использованы работы М. Вебера, частности, рассмотрена его концепция харизмы политического деятеля. Впервые в отечественном антиковедении рассматривается проблема античного харизматического лидера, проблема его взаимоотношений с массой.
Результаты работы могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по истории Древнего мира и при создании учебных пособий. Они могут быть полезными при дальнейшей разработке проблем политической истории афинской демократии, ее идеологических и культурных институтов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политика и политики Афинской демократии в V-IV вв. до н. э."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в результате предпринятого нами исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Афинская демократия не только в V, но и в IV веках до н э была самой прогрессивной политической системой в Греческом мире, постоянно эволюционирующей, никогда не знавшей кризисов и стагнации. Демократия сумела отразить нападения всех своих внутренних и внешних врагов, на протяжении полутора столетий своей истории она была сильнейшим лидером эллинского мира. Огромную роль в развитии афинской демократии сыграло ее политическое лидерство, сумевшее справиться как со внутренней оппозицией, так и с многочисленными внешними врагами.
Реформы Солона и Клисфена резко снизили влияние аристократических родов на политику афинского государства, фактически заложили основу демократической формы правления. Афинская демократия в V в до н э обеспечила незыблемость своих главных институтов в периоды внутренних смут и войн, поставила под контроль олигархическую и аристократическую оппозицию, сформировала многочисленный средний класс, благодаря чему Аттика стала одним из сильнейших государств Средиземноморья. Огромную роль в развитии демократии сыграло ее политическое лидерство.
Политики классического периода развили и укрепили клисфеновскую модель демократического общества. Именно они заложили главные принципы внутренней и внешней политики, актуальные как в V, так и в IV в до н э. Главной особенностью курса "классических" политиков была широкая поддержка большинства демоса. Эта политическая элита органически вписывалась в рамки полисного идеала демократического лидера. Герои Греко - персидских войн - Мильтиад, Аристид, Фемистокл, Кимон отстояли Аттику от посягательств врагов, сплотили народ в единое целое, защитили эллинскую цивилизацию. Политические реформы значительно укрепили демократическую систему Аттики. Создание Аристидом Делосской симмахии и морская программа Фемистокла обеспечили Афинам статус сильной морской державы. Военная реформа Кимона способствовала усилению обороноспособности полиса, эффективности афинской армии. Итогом политических реформ Эфиальта стало снижение роли консервативного ареопага, уравнивание в правах всех сословий. Эпоха Перикла стала символом экономического, политического и культурного расцвета Афин. Перикл привлек к реальному управлению государством средние и бедные слои граждан, ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях, вел активную строительную деятельность. В результате, Аттика на долгие годы превратилась в «школу Эллады», центр мировой культуры.
Новое поколение афинских лидеров в лице Клеона, Никия, Гипербола, Алкивиада, Клеофонта, пришло к власти в период Пелопоннесской войны. Эпоха демагогов имела как положительные так и отрицательные стороны. Отличительной чертой «новых политиков» была профессиональная компетенция, хорошая ориентация в финансовых проблемах, блестящая военная подготовка. «Новые политики» опирались на сословие паралийцев, «средний класс», «людей моря». Свой новый политический курс они проводили в экклесии, пользуясь прямым обращением к народу.
Новая элита во внутренней политике обеспечила: сохранение демократии в условиях войны и социальной нестабильности, материальную поддержка неимущих слоев населения за счет союзников, развитие морских промыслов, морской торговли и финансовой сферы. Во внешней - активные военные действия, афиноцентризм, увеличение размера фороса, жесткая политика по отношению к союзникам.
Наиболее ярко политический курс «новых политиков» проявился в деятельности Клеона, Никия и Алкивиада - лидеров, демонстрировавших новые приемы политической борьбы, отсутствие политический авантюризм* отказ от традиционных идеологических ценностей полиса. Клеон - бжстапдгй^тратег и полководец, использовал в своем радикально - демократическом курсе элементы новой политической этики, более жесткой, но вместе с тем, более демократичной и понятной демосу. «Умеренный» политик Никий обеспечил жителям Аттики десятилетие спокойной и мирной жизни, активизировал торговую сферу экономики. Алкивиад являл собой наиболее яркий тип харизматического политика, незаурядного лидера переломной эпохи. На наш взгляд, его деятельность не может быть оценена однозначно, в ней наблюдаются и черты лидеров классического периода и, вместе с тем, элементы политики предэллинистической эпохи.
Начало IV в. до н. э. было периодом выработки политическими лидерами новых направлений внутренней и внешней политики, целью которой являлась попытка решения нескольких глобальных проблем. Во внутренней политике одной из главных была задача сохранения демократии, как единственно приемлемой для Афин формы правления. Опыт двух олигархических переворотов 411 - 403 и 322 - 307 г г до н э многому научил афинских политиков, стал дополнительным импульсом к поиску новых форм социального регулирования. Во внешней политике главной проблемой являлась необходимость восстановления Архэ и создания полисной конфедерации. Демократические политики начала IV в до н э Архин, Фрасибул, Конон, Агирри, Формисий, Навсикай, Каллистрат. были лучшими людьми сшего времени. Эти ? лидеры были патриотами, блестящими ораторами, военачальниками, дипломатами, борцами за свободу и благополучие Афин. Им удалось не только вывести общество из состояния морального шока, хаоса и разорения, в котором оно оказалось после капитуляции в 404 г до н э, но и вернуть к жизни главную полисную ценность -демократическую форму правления. Эта политика стала гарантом политической и социальной стабильности Аттики
Активная деятельность лидеров первой четверти IV в до н э. Конона, Фрасибула, Тимофея, Эршкла, Агиррия привела к восстановлению Архэ и усилению, международного престижа Афин. Конструктивные мероприятия политической элиты показали, что демократия с достаточной твердостью охраняла свои суверенные права и традиции от посягательств внешних (Спарта) и внутренних (олигархи) врагов. Эпоха реставрации Архэ представляется новым взлетом афинской демократии.
Лидеры второй половины IV в до н э Ликург, Демосфена и Эсхин вошли в историю Эллады прежде всего как последние защитники полисных ценностей, как реформаторы, пользующиеся огромным влиянием на массы. Их политические реформы имели три основных аспекта: социальный, военный и идеологический. Во внутренней политике это означало: сохранение демократии, обеспечение социальной стабильности, совершенствование законодательства и судебной системы; возрождение национального духа и полисных ценностей (реформа эфебии); ориентация на внутренние экономические резервы (разработка рудников Лавриона); активная строительная политика; торговый протекционизм; возрождение древних культов, строительство новых храмов. Во внешнеполитической сфере: попытки возрождения афинской гегемонии; проведение «мирного курса». В диссертации все эти политические аспекты рассмотрены на примере реформаторской деятельности Ликурга
В работе наиболее подробно рассмотрена деятельность политических групп Эвбула, Демосфена и Эсхина. Мы попытались отойти от укоренившейся в историографии оценки их политических группировок как промакедонских и антимакедонских. Все они пытались использовать в своих целях македонского царя, нередко находясь по разную сторону баррикад, понимая, что война с Македонией невозможна. Тем не менее, последнее поколение афинских демократических политиков не сумело решить всех исторических задач, которые поставила перед ними эпоха - в первую очередь, задачу создания общеэллинской империи под эгидой Афин. Положить конец бесконечным спорам греков о лидерстве в Элладе могла лишь жесткая деспотическая власть, исключавшая какой - либо элемент демократизма. Поэтому наиболее прогрессивной и эффективной формой межполисной кооперации в конце IV века до н э стала Македонская монархия.
Проведенное в работе исследование позволило прояснить ряд малоизученных аспектов афинской демократической системы и ее лидерства. Эпоха V - первой половины IV в в до н э выдвинула новый тип афинских лидеров. Политики классического периода показали демосу, что залогом свободы и процветания полиса может быть лишь национальное единство, соблюдение полисных законов и идеологических принципов. Лидерам классического периода удалось не только резко снизить влияние аристократии на политику Афин, но также защитить и усилить демократические институты. Основными чертами политиков классического периода была демократичность, образованность, выдающиеся ораторские способности. Именно ни отстояли Аттику от посягательств врагов, сплотили народ в единое целое, защитили эллинскую цивилизацию от вероятности полного уничтожения. Афинские лидеры опирались на поддержку интеллектуальной элиты, сумели придать демократическому строю черты умеренности как во внутренней, так и во внешней политике. Они стали эталоном политических лидеров на долгие времена. Политики второй половины V в до н э возглавили государство в наиболее тяжелый период его истории. Они впитали лучшие качества своих предшественников, создали свой стиль политики, способствовали дальнейшей демократизации общества, сформировали многочисленный средний класс, развивали торговлю.
Политическое лидерство IV в до н э, на наш взгляд, не только не уступало политикам предшествующих эпох, но во многом превосходило их. Об этом свидетельствует расцвет материальной и духовной культуры в этот период. "Политический класс" в лице стратегов - военачальников и финансистов -магистратов являлись реальным "практиками афинской демократии", которые и на полях сражений и в финансовых ведомствах воплощали задачи своей эпохи. Благодаря своим политическим лидерам Афины оставались крупнейшим полисом и переживали полосу экономического расцвета, кроме того, Аттика в IV веке почти не знала вооруженных внутренних гражданских конфликтов. Их реформы создали предпосылки для экономического, политического и культурного расцвета Аттики в эту эпоху. Афинское политическое лидерство демонстрировало греческому миру свою интуицию, смелость в принятии сложных решений. До самого последнего момента политики пытались сохранить полисные демократические ценности, нередко отдавая за них свою жизнь. Они сумели решить многие задачи, стоящие перед государством, однако они не сумели создать единой общеэллинской империи - для этого им пришлось бы отказаться от самой идеи демократии, идеи равенства и свободы.
Афинская демократия на протяжении не только в V,нoивГVвдoнэ была самой эффективной и прогрессивной системой правления. Она решала важнейшие задачи эпохи - отражала нападения внешних врагов, объединяла эллинов, стала лидером в греческом мире, сохранила свои политические институты, в первую очередь, благодаря заслугам своей политической элиты. Достаточно традиционный взгляд на афинскую демократию IV века как на политическую систему, находящуюся в кризисе, необходимо подвергнуть переоценке.
В заключение, следует сказать, что афинская демократия была не только уникальным, ни с чем не сравнимым политическим экспериментом. На долгие века она стала прекрасным ориентиром в борьбе за равенство политических прав, свободу личностного самовыражения, торжество ценностей гуманизма. Бесценный опыт первой в истории человеческого общества демократической системы и ее политического лидерства всегда был и остается востребованным и актуальным.
Список научной литературыАлександров, Игорь Ярославович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Die Fragmente der griechischen Historiker. Ed. F.Jacoby. Bd, 1-3, Berlin: 2. Weidmannsche Buchhandlung, 1923-67.
2. Head B.V. Historia numorum A manual of greek numismatics. -Oxford: Clarendon press, 1911.-966 p.-, 3 Homolle Th. Documents nouveaux sur ramphictyonie Attico-Delienne//BCH- 1884, Vol.8. P. 282-327.
3. Inscriptiones Graecae. Consilio et auctontate Academiae litterarum regie Borussicae editae. Ed. I. - Bd. 1-14. - Berolini -Reimer, 1873-1915.
4. Inscriptiones Graecae. Ed. minor. - Berolini: Reimer, 1913 - Dittenberger W. Orientis graeci inscriptiones selectae. - Vol. 1-2. -Lipsia: S.Hirzel.- 1903-1905.
5. Meiggs R., Lewis D. A selection of greek historical inscriptions to the end of fifth century B.C. Oxford: Clarendon press, 1969. - 308 p.
6. Parke H.W, Wormell D.E.W, The delphic Oracle. Vol. 2. The oracular responses. -Oxford: Blackwell, 1956. - 271 p.
7. Aeschines. Aeschines oratores. Post Fr.Frankium curavit F.Blass. - Lipsiae: Teubner, 1896,- 522 p.
8. Andocides, Discours. / Andocide; Texte établi et trad, par G.Dalmeyda. Paris: Les Belles & Lettres, 1966. 153 p.
9. Aristoteles. Aristotle on the constitution of Athens. Ed. bey F.G.Kenyan. London: Trusteesof the British museum, 1891.-190 p. ,
10. Thucydidis de bello peloponnesiaco libri octo, Iterum recognovit et praefatus est G.Boehme. - Vol. 1-2. - Lipsiae: Teubner, 1887-1889.
11. Xenophon. Hellenica // Xenophon. Collected works. In seven vol. Vol. 1-2. Cambridge (Mass); Harward univ, press; London: Hememann. -1985-1986.
12. Аристотель. Афинская политая. Перевод С.И.Радцига. M.J1: Гос. соц.-экон. издательство, 1936.198 С.
13. Аристотель. Политика. Перевод С.И. Радцига // Аристотель. Политика .и Афинская полития. СПб. Алетейя. 1996. 540 С.
14. Анаксагор // Рожанский И. Д. М., 1983. 232 С.
15. Андокид. Речи, или история святотатцев. Перевод Э.Д.Фролова. СПб.: < Алетейя, 1996.-251 С.
16. Аристофан. Комедии. В 2 Т Перевод Ф.А. Петрвского и В.Н. Ярхо. М. Гослитиздат. 1954.
17. Геродот. История в девяти книгах. Перевод Г.А. Стратановского. JI. Наука. 1972. 399 С.
18. Гиперид. Перевод JI. М. Глускиной.— ВДИ. 1962, № 1. Демосфен. Речи. Перевод с греческого, статья и примечания С. И. Радцига. М., 1954. 608 С.
19. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979.620 С.
20. Диодор Сицилийский. Главы ХШ, 2, 1-7; ХШ, 5 // Античная библиотека. Ан докид. Речи. СПб., 1996.
21. Диодор Сицилийский., книга XVII. Перевод M. Е. Сергеенко в кн: // Арриан. Поход Александра. М.—Л., 1962
22. Еврипид . Финикиянки. 406. 388 389 // Еврипид. Трагедии. Перевод Лурье С.Я. М.1983. 543 С
23. Жизнеописания ораторов: Гиперида — перевод Л. М. Глускиной; Ликурга — перевод Т. В. f Прушакевич; Эсхин — перевод Л. М. Глускиной.— ВДИ.1962, №4.
24. Исократ. Речь "Об упряжке" // Античная библиотека, Андокид. Речи или Ис тория святотатцев,- СПб., 1996.
25. Исократ. Филипп. Перевод Э.Д.Фролова. // Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики.
26. Ксенофонт. Греческая История Перевод С.Я. Лурье. СПб Алетейя, 1996. 443С.
27. Ксенофонт. Анабасис.Перевод М.И. Максимовой. M Л. Издательство Академии наук СССР. 1951.299С.
28. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. Перевод, статьи и комментарии С. И. Соболевского. М.—Л., 1935.
29. Лисий. Речи. М., Ладомир. Перевод С.И. Соболевского 1994. 369 С. Корнелий Непот. Биография Алкивиада. Перевод Трухинова. М. 1992.
30. Платон. Соч. в 4 Т./ А.Н. СССР. Институт философии. Перевод А.Ф. Лосева. М. Мысль. 1990.
31. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. ВЗ-х т., Перевод С.И. Соболевского М. 1961 1964,ж 33 Плутарх, Избранные биографии, Перевод С.Я. Лурье Л., 1941. Греческий текст.
32. С.Я Лурье по изданию: peral lelae, гес. 1964.
33. Плутарх. Александр. Перевод М. Е. Сергеенко. Арриан. Поход Александра. М.— Л., 1962
34. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перевод М. Н. Ботвинника и И. А. Перельмутера.Т. 2. М., 1963.
35. Помпей Трог. Всемирная история. // Зельин К. К. Основные черты исторической концепции Помпея Трога.—ВДИ. 1948, № 4.
36. Помпей Трог. // Зельин К. К. Помпей Трог и его произведение "Historiae Philippicae".— ВДИ. 1954, № 2.
37. Софокл. Трагедии. М., 1988.- 496 С.
38. Фукидид. История. Перевод Г.А. Стратановского Л.Наука. 1981. 543С.
39. Эсхил . Трагедии. Перевод С. Апта. М. Художественная литература. 1971. 383 с
40. Аверинцев С. С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в. f Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. М.,1979. С. 5-41.
41. Плутарх и античная биография. М., 1973.
42. Альтманн В Звездные часы лидерства. М. 1999
43. Андреев В. Н. Вопрос о концентрации земли и обезземелении крестьянства в Аттике в IV в. до н.э.— Ученые записки ЛГПИ. 1958, т. 164, ч. 3.
44. Андреев В. Н. Цена земли в Аттике IV в. до н. э.— ВДИ, 1960, № 2.
45. Андреев В. Н. Лаврийские серебряные рудники как источник частного обогащения в V—IV в в. до н. э.— ЛГПИ. XXX Герценовские чтения Научные доклады. Исторические науки. Л., 1977.
46. Андреев В. Н. Аграрные отношения в Аттике в V—IV в в. До н.э.— Античная Греция. Т. 1.М., 1983.
47. Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса.— Вестник ЛГУ. 1973. С.464 49 Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса.—Античная Греция. Т. 1. М., 1983.
48. Андреев Ю. В Раннегреческий полис: гомеровский период. Издательство ЛГУ, 1976 142 С
49. Антипина Г.С. Афинский остракизм// Сборник студенческих научных работ за 1958 г. 66 С.
50. Античная гражданская община: Обо науч.тр /отв.ред. И.С.Свенцицкая, 1983 -115 С.
51. Античная Греция. Соч в 2 т, М., 1983.
52. Античное общество и государство. Проблема социально-политической истории: Сб. науч.тр. / отв. ред. Э.Д. Фролов Л., 1983
53. Античность и раннее средневековье. Сб. науч.тр. // ред В.М.Строгецкий. -Новгород., 1991-148
54. Античный полис. Проблемы социально политической организации и идеологии античного общества. Межвуз. Сб. С-Пб. 1995.f 57 Аристотель и античная литература. М. 1978.
55. Арский Ф. Взлеты Алкивиада. // В кн: Прометей. М. 1998. С.237 285.
56. Ахманов А. С. Философия от ее зарождения до Платона.— В кн.: История греческой литературы. Под ред. С. И. Соболевского и др., т. II. М., 1955, С. 174—177
57. Белох К.Ю. История Греции / Перевод М. Гершензона. Т. IМ. 1905.
58. Берве. X. Тираны Греции. Р / Дону. 1997.
59. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М. 1966.
60. Бергер А.К. Анаксагор и афинская демократия. // ВДИ 1960 №3.
61. Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии.М., 1966.65